План сочинения на тему

13 вариантов

  1. Если вы хотите написать хорошую работу, необходим план.
    Ведь сочинение без плана хаотично, не продумано, мысль “бродит по кругу”.
    Значит, нужно научиться правильно, грамотно оформить план.
    А это не так просто.
    Составить план сочинения – значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль.
    Каждый такой фрагмент – это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких.
    Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана.
    Важно, чтобы он был объединён главной мыслью, имеющей в его границах своё начало, развитие и завершение.
    В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развёрнутые словосочетания.
    Отдельные слова – слишком “узки”, конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно.
    Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершённую мысль.
    Всё, что хотели сказать, – сказано.
    Именно словосочетание более подходит для плана.
    Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свёрнутом виде.
    А в самом сочинении эта информация “разворачивается”, мысль раскрывается.
    Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
    Важно помнить, что план несёт информацию о том, как построено ваше сочинение.
    Конкретную информацию о содержании каждой его части.
    Сочинение должно “просматриваться” через план.
    Любое сочинение состоит из трёх частей.
    I. Вступление.
    II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
    III. Заключение.
    Но сами слова “вступление”, “основная часть”, “заключение” не являются названиями пунктов плана.
    Они не должны быть прописаны в плане.
    Вступление, как правило, намечает основную мысль, задаёт тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
    Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
    Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
    Алгоритм написания сочинения.
    Вступление.
    3-4 предложения. Задаются вопросы и “вода” по теме.
    – Основная проблема (вопрос, задача).
    – Именно об этом заставляет нас задуматься рассказ писателя, в котором он затрагивает проблему…
    – Автор обращает внимание на то, что… (далее цитата из текста)
    – Основной проблемой, рассмотренной в данном тексте является…
    – Проблема может быть актуальна или нет (обязательно пишем почему она актуальна или нет)
    – Проблема традиционна или нова.
    – Она встречалась в творчестве… (Толстого, Некрасова… и др. писателей).
    Категории проблемы:
    – нравственно-этическая (практически все проблемы даваемые в ЕГЭ относятся к этой категории),
    – главная,
    – жгучая,
    – злободневная,
    – насущная,
    – острая,
    – первоочередная,
    – политическая,
    – серьёзная,
    – социальная,
    – требующая немедленного решения и т.д.
    – философская,
    – экологическая,
    (а вообще не стоит бояться выбирать нестандартные варианты проблем)
    Позиция автора:
    Позиция автора такова…
    Ваше мнение:
    Два аргумента (один из личной жизни, придумайте всё, что угодно, только знайте меру,
    второй берём из раздела “аргументы для сочинения”)
    Заключение:
    3-4 предложения.
    В заключение хочу сказать, что… проблема высказанная автором…
    Дополнительный материал:
    Цитаты.
    Как настоящий гражданин своего Отечества, автор не остался безразличен к этой проблеме.
    Автор не безразличный наблюдатель, а человек активной гражданской позиции.
    Автор может:
    Стремясь сделать читателя своим союзником, автор утверждает, что…
    Стремясь заставить читателя задуматься над проблемой, автор…
    Стремясь показать злободневность рассматриваемой им темы, автор…
    Стремясь подчеркнуть остроту проблемы, автор…
    Пытаясь понять почему… .
    Интересно писать о старых проблемах…
    Автор может (привести в качестве примера цитату)…
    Приглашая к разговору о непростых проблемах нашей жизни, автор…
    Иронически (саркастически, возмущённо) повествуя о героях и событиях, автор…
    С тревогой говорить о том, что…
    Стараясь объяснить почему…
    Побуждать, искать истину…
    Дать новую жизнь старым проблемам…
    Авторская позиция:
    – двойственная,
    – ироничная,
    – небезразличная,
    – неоднозначная,
    – осуждающая,
    – отрицательная,
    – положительная,
    – саркастическая,
    – скептическая,
    – суровая,
    – юмористическая.

  2. 2
    Текст добавил: Максим Березников

    Перед тем как написать сочинение, необходимо запастись черновиком. В старших классах полезной окажется также тренировочная тетрадь с заранее подготовленными цитатами из произведений русских и зарубежных классиков, а также читательский дневник, который поможет подобрать тот или иной литературный аргумент по предложенной теме.
    Для примера мы возьмём итоговое сочинение для одиннадцатиклассников, рассмотрим требования к тексту и этапы работы.

    Этап 1. Сбор материала.

    Так как без литературного аргумента при выполнении зачётного задания не обойтись, собирать высказывания великих по тому или иному поводу нужно заранее: как минимум, с начала сентября.
    Если у вас уцелели читательские дневники предыдущих лет или вы любите сохранять понравившиеся цитаты (а вдруг пригодятся для статуса ВКонтакте?), считайте, что строительный материал уже есть. Если доселе вы не обременяли своей головы чужими мыслями, придётся срочно сделать это теперь.
    Как только станут известны 5 тематических направлений для написания сочинений, начните осмыслять все обнаруженные цитаты. Аккуратно используйте поисковики. Не все сайты верно обозначают авторство и корректно цитируют оригинальные тексты. Лучше обращаться к первоисточникам, т.е. книгам.

    Этап 2. Осмысленное чтение.

    Нет, мы не хотим вас обидеть, намекая, что прежде ваше чтение было бездумным! Просто теперь ваши читательские усилия будут сродни труду кладоискателя, выкапывающего из глубин смысла драгоценные литературные факты.
    А если серьёзно, нужно перечитать хотя бы 2-3 программных романа и несколько повестей или рассказов поменьше, чтобы освежить воспоминания об изученном.
    Масса примеров-иллюстраций на любую тему найдётся в пушкинских «Повестях Белкина», романе «Евгений Онегин», в «Герое нашего времени» Лермонтова, повести Гоголя «Тарас Бульба». Из авторов, приближенных к нашему времени, подойдут Астафьев, Бондарев, Шукшин, Распутин.

    Этап 3. Написание пробного сочинения.

    Не ждите экзамена. Начинайте писать уже сейчас. Придумайте 2-3 темы по каждому направлению и выдавайте хотя бы по одному тексту еженедельно. Если приступить в начале учебного года, до декабря за 12 недель можно написать 10-15 пробных вариантов.
    Собственно работа состоит из нескольких шагов.
    Составить план сочинения. Он включает в себя вступление, основную часть и заключение, закольцовывающее главную мысль работы, изложенную в начале.
    Написать вступление. Оно должно быть ёмким и коротким (не длиннее 5 предложений). Во вступлении уместно обозначить и конкретизировать тему сочинения, подкрепив собственный тезис цитатой.
    Написать основную часть. Она пишется, чтобы раскрыть тему работы, и состоит из трёх тезисов, к которым нужно правильно подобрать пример-доказательство из литературы. Чтобы придумать тезисы, нужно разбить основную тему на вспомогательные вопросы. По каждому из тезисов обязателен микровывод. В качестве доказательств используются не только аргументы, но и контраргументы.
    Сформулировать вывод. Он не повторяет микровыводы, а объединяет их, обозначая итоговую мысль. В выводе повторяется и разворачивается в полном объёме утверждение, озвученное во вступлении.
    Проверить текст. Он должен отвечать таким критериям, как согласованность частей между собой, отсутствие стилистических, фактических, пунктуационных и грамматических ошибок.
    Если инструкция показалась вам недостаточно ясной, дополнительно посмотрите видео:

    Пример итогового сочинения-рассуждения на тему мечты

  3.  
    Мне сейчас вспомнилось, как иногда поступали мои ученики при работе над сочинением.
    Написав текст, они начинали писать план (строгая учительница, т. е. я, требовала – обязательно! — наличие плана в письменной работе).
    Заметьте, они писали план не в НАЧАЛЕ работы над сочинением, а ПОСЛЕ!!!
    Этому есть свое объяснение. Ведь прежде чем ученик приступит к работе над своим сочинением, он учится анализировать готовый текст-образец. Учится составлять план текста, делить его на абзацы, т. е. структурировать текст.
    Есть и такое упражнение: для анализа предлагается текст, где намеренно перепутаны местами части текста. Ученик должен суметь восстановить справедливость и все расставить по своим местам.
    Признаться, это неплохой способ сделать свой текст логически выдержанным! Но этот способ хорош только при проверке написанного, т.к. позволяет увидеть: а все ли у меня логично? Есть ли начало, соответствует ли оно основной теме? А заключение? Нет ли повторов и т.д. и т.п.? Но лучше всего сделать набросок плана ДО начала написания текста.
    Великий Пушкин тоже работал над планом своего сочиненияСамое главное для любого текста: ВСЕ должно быть подчинено ОСНОВНОЙ МЫСЛИ, идее автора. И структура текста стоит в этом списке на первом месте. Читатель не должен запутаться и потерять «нить», т.е. основную мысльТекст должен быть понятным читателю для восприятия…
    Не начинай работу над сочинением, имея перед собой только чистый лист. Идешь в магазин, моешь посуду, пылесосишь, выгуливаешь собаку, прокручивай в уме тему сочинения, прикидывай «в уме» порядок того, о чем ты будешь писать. Хорошо бы всегда иметь под рукой записную книжку для того, чтобы сразу же записывать пришедшую в голову мысль. Когда сядешь за сочинение, напиши план текста. Обязательно. Ведь любая идея имеет начало и конец.

  4. Известно, что любое сочинение в принципе состоит из из трех обособленных частей – это ВСТУПЛЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    То есть самый простой план сочинения – это три этих части, стоящие друг за другом. Ну можно Основную часть разбить на несколько подпунктов.
    Понятно, что написать по такому плану какое-либо сочинение нереально. План должен быть конкретным.
    Я например любой план сочинения предлагаю начинать с эпиграфа. Иногда эпиграф словно сам тянет за собой тему и аргументы. Но если этого не происходит переходим к Вступлению. В этой части описываем суть проблемы, ее видение, предысторию какого-то события. Это отражаем в плане.
    Пример плана Вступления: Конец учебного года, какие чувства это вызывает.
    Пример Вступления: Ну вот и закончился учебный год. Завершились долгие часы сидения за партой, больше не надо делать домашние задания и корпеть над учебниками. Впереди нас ждет солнечное беззаботное лето.
    И далее идет Основная часть, то есть непосредственно сочинение. Если это сочинение рассуждение, мы выдвигаем некоторые аргументы в поддержку основной идеи высказанной во вступлении и доказываем их. В плане отражаем какие аргументы можно выдвинуть.
    Если это сочинение на свободную тему, мы просто описываем некоторые события и те чувства, которые они вызывают. В плане кратко отмечаем основные события, про которые хотелось бы сказать.
    И конечно Заключение подводит итог. Итог рассуждениям, итог событиям, итог описания. Это конец. а конец сочинения редко бывает счастливым и потому его лучше не растягивать. Пара предложений и достаточно.
    Примерно такой план я бы составила.


  5. Если вы хотите написать хорошую работу, необходим план. Ведь сочинение без плана хаотично, не продумано, мысль «бродит по кругу». Значит, нужно научиться правильно, грамотно оформить план. А это не так просто.
    Составить план сочинения – значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент – это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.
    В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова – слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, – сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.
    Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
    Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение, конкретную информацию о содержании каждой его части. Сочинение должно «просматриваться» через план.

    Любое сочинение состоит из трех частей

    I. Вступление.
    II. Основная часть, включающая несколько подпунктов.
    III. Заключение.
    Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.
    Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
    Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
    Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
    Например, план может выглядеть так:
    Сочинение
    Свет и тени натуры Обломова
    (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    План:
    I. Обломов – сложный человек.
    II. Положительные и отрицательные черты в характере героя романа И. А. Гончарова.
    1. Тени натуры Обломова:
    1.1. Барин-ленивец;
    1.2. Раб самому себе;
    1.3. Обломов и Захар.
    2. Пустые мечтания.
    3. Светлые стороны натуры Обломова:
    3.1. Доброта души;
    3.2. Любовь к детям;
    3.3. Любовь к Ольге.
    4. Обломов – поэт в душе.
    III. Обломов – живой, реальный человек.
    План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.
    Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!
    И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить – он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.

  6. 1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
    2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
    3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
    4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
    I      Вступление.
    II    Основная часть.
    III  Заключение.
    Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
    5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
    6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
    7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
    8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
    9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
    10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
    11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
    12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
    13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
    14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
    15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
    Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
    Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
    Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
    Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
    1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
    2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
    3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
    4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
    5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
    Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
    Что будет написано в сочинении.

    Черновик, работа с ним.

    Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
    После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

    Проверяем сочинение.

    Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
    «Тема не раскрыта»
    Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
    – Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.

    План – залог успеха.

    Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.

  7. План работы с исходным текстом
    Вспомогательные вопросы
    Вступление
    Проблема
    (вопрос, требующий решения)
    Какие вопросы рассматривает автор?
    Комментарий
    (рассуждения, пояснения)
    Что делает автор, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме?
    Как передаёт текст ход его мыслей?
    Позиция автора
    (это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы)
    Что делает автор, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме? Как передаёт текст ход его мыслей?
    Моя позиция
    (строится по схеме: тезис(положение, которое надо доказать)- аргументация(приведённые доказательства) – вывод (общий итог)
    С чем можно согласиться? Что вызывает возражение?
    Аргумент 1
    (фактический)
    Какие интересные факты общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей можно использовать как доказательство твоей правоты?
    Аргумент 2
    (литературный)
    Какое произведение классической литературы можно взять как доказательство твоей правоты?
    Заключение
    Какой вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме?

  8. «Одна минута, потраченная на планирование, экономит от 10 до
    12 минут при исполнении», – эту цитату я взял из книги «Делегирование» Брайана
    Трейси. Автор всячески рекомендует разбивать одну большую задачу на много
    маленьких. Это не только сильно облегчает жизнь, но и помогает структурировать
    вашу работу. С четко составленным планом вы сможете строго следовать по
    маршруту и не сбиваться на посторонние детали.
    Надеюсь, вы осознали, что писать сочинение по плану
    действительно важно и нужно. Но я уже предвижу иронические выпады: «…я и без
    плана хорошо пишу и составляю его только после того, как, собственно, получится
    само сочинение. А план мне ни сдался вовсе, его учитель только зачем-то требует!
    ».
    Учителя, читающие это, думаю, сейчас вспомнили некоторых своих подопечных, не
    раз говоривших нечто подобное.
    Никогда не поздно меняться в лучшую сторону, если мы
    действительно этого хотим. Я не перестану повторять, что грамотно составленный
    план – это основа вашего сочинения. Поэтому призываю вас поработать над этим.
    Да, это придёт не сразу, однако вы ощутите всю пользу такой подготовительной
    работы, когда приступите непосредственно к сочинению.

  9. Для того чтобы написать сочинение ЕГЭ на высокие баллы, нам необходимо знать, по каким правилам и требованиям это сочинение должно быть написано. Только в этом случае оно может быть хорошо написано. В данной статье я попытаюсь подробно разобрать план сочинения и его особенности. Итак, сочинение должно состоять из трёх основных частей. Это:
    Введение
    Основная проблема, затронутая в тексте
    Комментарий к затронутой проблеме
    Авторская позиция
    Ваша точка зрения
    Заключение
    Давайте подробнее разберём каждый пункт.
    1)Введение.
    Во первых, здесь мы должны пригласить читателя к разговору. Например:
    «( Какова роль литературы в жизни общества?) Эта проблема является главной в тексте … (Ф.И.автора)». Во вторых, вступление должно быть кратким. Постарайтесь объяснить, о чём текст, и сразу раскрыть ситуацию, которая подводит к формулировке избранной проблемы. Затем чётко заявить, какая конкретно проблема будет рассматриваться в сочинении, ведь в тексте проблем может быть несколько. Сформулировать проблему можно в виде вопроса. Ни в коем случае не путайте понятия «тема» и «проблема». Должно прозвучать именно слово «проблема»!
    Максимальный бал: 1
    2)Основная проблема.
    Достаточно одной раскрытой проблемы. Но в этом случае вы должны постараться по максимуму раскрыть проблему. К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста. Эта лексика пригодится вам на следующем этапе – составлении комментария к исходной проблеме.
    Максимальный бал: 1
    3)Комментарий к затронутой проблеме.
    Это по сути объяснение того, как избранная проблема раскрыта автором текста. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.
    Максимальный бал: 2
    4)Авторская позиция.
    Эта часть предполагает раскрытие позиции автора на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова:, автор выступает против: и т.д.). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?
    Максимальный бал: 1
    5)Ваша точка зрения.
    Следующий этап, на мой взгляд самый важный – отражение вашей позиции. Она может как совпадать с позицией автора, так и отличаться. Но вы должны помнить, что необходимо как минимум привести 2 аргумента. (по 1 баллу за каждый, но не больше 2 баллов всего). Если вы приводите в качестве доказательства тот же аргумент, что и сам автор, он не засчитывается. Где искать аргументацию?
    А) личный жизненный опыт (ну придумайте что-нибудь, что происходило с вами/друзьями/родственниками/соседями, подтверждающее вашу мысль.
    Б) знания (вы в школе учили историю/биологию/физику/обществознание и т.д. – вот и вспоминайте научные факты, способные подтвердить вашу точку зрения).
    В) читательский опыт (литература вообще, и русская в частности, богата на самые разнообразные жизненные ситуации и характеры)
    Максимальный бал: 3
    6)Заключение.
    Заключение так же как и введение должно быть кратким, но в то же время содержать твоё мнение. Надо подвести итог. Написать, какое впечатление произвело на тебя это сочинение. заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема).
    Также вы должны постараться сохранить в вашем сочинении смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.
    Автор статьи: Шакиров Булат.
    Дата добавления: 07:04:16

  10. В соответствии с содержанием сочинения, I – это вступление, II – основная часть, III – заключение. Но это лишь условное содержание пунктов плана, которое выражается в сути, но не в названиях его пунктов. Сами же заголовки пунктов должны отражать основную мысль каждой структурной части текста. То же условие касается и каждого подпункта, где авторские мысли раскрываются более подробно.
    При выполнении экзаменационной и обычной школьной работы над планом сочинения, необходимо не только грамотно составить, но и качественно оформить план. Некоторые ученики грешат склонностью к составлению плана «в уме» или в черновике. Это удобный навык, но он не засчитывается учителем и/или экзаменатором. План должен быть записан, причем располагается он перед началом сочинения, предваряя его. План, поданный после текста сочинения, считается ошибкой и выглядит так, как будто ученик забыл о его составлении и написал в последний момент, «вдогонку». Поэтому, прежде чем приступать к работе, мысленно обдумайте последовательность своих действий, а затем приступайте к составлению плана сочинения по следующим рекомендациям.
    Составление плана сочинения
    Основная задача плана – структурировать будущее сочинение, которое должно как бы заранее просматриваться в пунктах плана и тем самым готовить читателя к правильному восприятию текста. Это не составит труда для автора, который, приступая к написанию сочинения, представляет себе, о чем и как будет писать. Но стратегия и последовательность действий не помешают в любом случае. Поэтому, начиная работу над планом сочинения, постарайтесь построить ее по такому алгоритму:
    В первую очередь четко определите и сформулируйте тему сочинения, ведь именно от нее вы будете отталкиваться в его написании. Если речь идет об экзаменационной работе – то тему сформулирует для вас экзаменатор. В других случаях ее бывает нужно придумать самостоятельно: пусть она будет меткой, развернутой и позволяет вам полно выразить свои мысли.
    Озаглавьте план сочинения. В подавляющем большинстве случаев заголовки сочинения и его плана совпадают. Не забудьте после заголовка в середине новой строки указать слово «План».
    Нумеруйте пункты плана, согласно его структуры. Ориентируйтесь в основном на три базовые части: вступление, основную часть и выводы. В зависимости от объема и сложности сочинения, каждую из этих частей вы можете разбить на подпункты. Но вступление и выводы дробить не обязательно, а вот основную часть действительно желательно развернуть и выделить в ней как минимум два-три более подробных подчиненных части.
    Сделать первый шаг в составлении сочинения поможет понимание его цели. После того, как вы сами себе ответите на вопрос, какие цели преследует сочинение, его план выкристаллизуется практически сам собой. Например, это может быть анализ основной мысли произведения, сопоставление двух противоположных тезисов, доказательство идеи литературного произведения, рассуждение о философских проблемах или просто изложение неких событий. Так или иначе, вы должны понимать направление темы сочинения: из чего она возникает, как развивается и к чему должна привести читателя (и, разумеется, вас как автора).
    Лучше (и проще) всего при составлении плана использовать тезисы в качестве заголовков пунктов и подпунктов. А поскольку тезисы – это сжатые формулировки идей, то таким образом вы убьете сразу двух зайцев. С одной стороны, получите отличный ориентир для разделения основного содержания на структурные части. С другой стороны, наверняка не собьетесь с мысли, не нарушите фабулу и не исказите содержание сочинения.
    Составляя план, вы уже закладываете структуру будущего сочинения – не забывайте об этом, чтобы впоследствии не усложнить себе задачу слишком сложным (или наоборот упрощенным) и/или малопонятным планом. Ориентируйтесь в первую очередь на собственное понимание: если план кажется доступным вам, то, скорее всего, и “наниз«ть2 на него содержание текста сочинения не составит труда. Чем четче и понятнее составлен план – тем легче и успешнее пройдет создание самого сочинения.
    Для себя вы можете ориентироваться на условные обозначения пунктов плана, такие как «Начало», «Середина», «Окончание», но озаглавливать таким образом пункты плана запрещено. Найдите такие предложения, которые будут достаточно лаконичными, но в то же время передадут суть соответствующей части текста. Если чувствуете, что базового «набора» пунктов вам недостаточно и они не в состоянии передать всю глубину содержания сочинения, не бойтесь увеличить количество подпунктов плана и усложнить его построение. Но убедитесь, что оформляете их в соответствии с правилами. Для основных частей нумерация осуществляется римскими цифрами, для подпунктов – арабскими. Более мелкие структурные единицы могут обозначаться дробными числами и/или строчными буквами кириллицы.
    Не перегружайте план пунктами, используйте только те, которые действительно являются содержательными и не повторяют соседние части. В противном случае вам же будет труднее отличить их друг от друга и сориентироваться в развитии сюжета, а оценка за работу может быть снижена. Помните, что при составлении плана сочинения действует золотое правило: лучше меньше, да лучше.
    Если не знаете, с чего начать сочинение и его план, задайте самому себе простой вопрос: о чем будете говорить с читателем. Ответ, по сути, может содержать в себе идею всего сочинения. Его лаконичная формулировка может стать прекрасным заголовком текста, более развернутая – первым пунктом плана, а переформулированная в другом ракурсе – итоговой частью (выводами).
    Таким образом, каждый пункт плана сочинения не только может, но и должен отвечать на собственный вопрос. Это сориентирует вас как автора, заинтересует читателя и поможет логично связать между собой все пункты плана, а план – с сочинением.
    План сочинения нужен не только для повышения оценки, полученной за сочинение, но и для того, чтобы, приступая к его написанию, перед вами не было чистого листа – и в прямом, и в символическом смысле этого образа. Предварительное написание плана позволяет организовать мысли, настроить на связное и разумное их изложение, воспитывает чувство логики и дисциплинирует сознание. Достоинство плана еще и в том, что составить его вы можете практически при любых обстоятельствах: прогуливаясь по парку, стоя в очереди в магазине, готовя обед. Затем, когда каждая мысль займет свое место в плане, вам останется только перенести его на бумагу. Между прочим, многие классики литературы создавали свои произведения именно так. Поэтому наверняка есть резон позаимствовать у них такой удобный инструмент и составить план сочинения, о чем бы оно ни было и кому бы ни адресовалось.

  11. Работа над планом сочинения – одно из условий систематизации материала, последовательности его расположения, а значит, и наиболее полного раскрытия темы сочинения.
    «План – это конкретизация идеи» (В. Никольский) сочинения и одновременно путь реализации творческого замысла автора сочинения.
    И хотя написание плана сочинения не является обязательным требованием, но при работе над черновым вариантом сочинения без плана обойтись достаточно трудно.
    Планы могут быть двух  видов: предварительный (краткий) и развёрнутый (сложный)
    Предварительный (краткий) план сочинения даёт возможность наметить основной ход мысли, выделить главные вопросы темы. Это, по существу, наброски плана. На его основе в процессе дальнейшей работы создаётся развёрнутый, сложный план.
    Развёрнутый (сложный) план, прежде всего, отражает основные структурные части сочинения: вступление, главная часть, заключение (они обозначаются римскими цифрами). В пределах этих общих разделов подразделы, необходимые для конкретизации выдвигаемых положений, обозначаются в соответствии с их объёмом арабскими цифрами, буквами и т.д.
    Поскольку сложный план должен точно выражать основное содержание будущего сочинения, то необходимо, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:
    1) соответствовал теме и наиболее полно охватывал вопросы, связанные с её раскрытием,
    2) был целенаправленным и отличался логической последовательностью, стройностью,
    3) имел единое основание в формулировках всех выделенных пунктов, был стилистически однотипным (пункты плана должны единообразно и последовательно иметь форму назывных или двусоставных вопросительных предложений).

    Примерные планы к сочинению

    Тема: Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Краткий (предварительный) план.
    1. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе до Достоевского (Пушкин, Гоголь).
    2. Семейство Мармеладовых.
    3. Семейство Раскольниковых.
    4. Трагедия униженных и оскорблённых – порождение русской жизни.
    5. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».
    Развёрнутый (сложный) план
    I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века (А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»). Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
    а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
    б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
    в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
    Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
    а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
    б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни.
    III. Заключение. Гуманистический пафос романа «Преступление и наказание».

    Тренировочное задание 1.

    Составьте сначала предварительный план к предложенным темам, а затем сделайте на основе краткого развёрнутый (сложный) план:
    Старые и новые хозяева вишнёвого сада (по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»).
    Человек и война в рассказах А. Платонова «Одухотворённые люди» и «Возвращение».

    Тренировочное задание 2.

    Проверьте соответствие темы сочинения и плана к нему. Ошибки исправьте:
    Тема: Художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    План.
    I. Вступление. Сатира – «оружие любимейшего род» в русской литературе 19 века.
    II. Главная часть. Проблематика и поэтика сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    Постановка в сказках острых проблем современности:
    а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
    б) сатира на правителей («Медведь на воеводстве»;
    в) протест против смирения и мнимых «народных заступников» («Коняга», «Либерал»);
    г) осмеяние мещанина-обывателя в сказке «Премудрый пескарь»;
    д) художественные средства выражения сатирической направленности содержания сказок («эзопов язык», гротеск, ирония, гипербола и т.д.).
    III. Заключение. Общечеловеческий и философский смысл сказок.
    Виды школьных сочинений
    Типы сочинений по жанру
    Структура сочинения
    Работа над сочинением
    Эпиграф к сочинению
    Цитаты в сочинении

  12. Учащимся школ предстоит сдача ЕГЭ, к которому необходимо заранее подготовится. Особой подготовки требует написание сочинения на выбранные темы. Для этого будет полезным составить план изложения собственных мыслей, чтобы реализовать ваш творческий замысел и не упустить важных деталей.

    План сочинения по истории. Основные этапы

    Если вам требуется написать сочинение по истории, то план должен выглядеть таким образом:
    События. Нужно осветить не менее двух событий, связанных с периодом, который необходимо рассмотреть.
    Исторические деятели. Рассказать о двух исторических личностях, роль и деятельность которых связана с событием. Обязательно указать годы жизни, занимаемую должность, важные достижения.
    Роль и влияние событий. Используя факты и мнения историков, дать оценку рассматриваемому историческому промежутку, установить причинно-следственную связь между событиями.
    Рекомендуется пользоваться в ходе сочинения историческими терминами и понятиями, характеризующие конкретно-выделенный период.

    Конкретный план написания сочинения по русскому языку

    Многие считают написание плана пустой тратой времени, однако, это не так! Грамотно составленный план сочинения по русскому языку позволит связать ваши мысли, логически их изложить.
    Сочинение требует соответствия плану:
    вступление;
    основная часть;
    вывод.
    Вступление служит поводом для предстоящего рассуждения, знакомит читателя с темой, формулирует вопрос (проблему) и его актуальность. Здесь нужно сказать несколько слов о писателе и его произведении.
    В основной части раскрывается полностью суть проблемы, кем из авторов была затронута, как он ее описал и на чем акцентировал внимание. После определения позиции автора, следует обозначить вашу личную позицию. Вы можете согласиться или не согласиться с авторским мнением. Если ваша и автора позиция совпадают, то вы должны самостоятельно отыскать факты из литературы, которые подтвердят вашу мысль. Далее приводятся рассуждения в виде тезисов, которые требуют аргументированного ответа (доказательств), используя в качестве опоры художественный материал. Для этого необходимо хорошо знать произведение, чтобы правильно его применить в тексте вашего сочинения и не допустить искажения информации о событиях или персонажах. Можно использовать цитаты из произведения с комментариями к ним. Комментарии особенно важны, так как помогают понять проблему глубже, увидеть интерес автора к ней.
    Вывод должен быть кратким, обобщающим и содержать ответ на главный вопрос сочинения. Он может повторять мысли автора в обобщенной форме. Концовка должна соответствовать вступлению и основной части.
    Перед началом написания, составив конкретный план сочинения по литературе, у вас есть все шансы успешно сдать экзамен.

  13. Мини-сочинение
    План написания мини-сочинения
    1. Введение:
    1) проблема или вопрос, затронутые автором;
    2) обоснование актуальности этой проблемы;
    3) описание позиции автора по этой проблеме или вопросу;
    4) выражение собственного мнения по данной проблеме или вопросу.
    2. Основная часть:
    1) теоретическое обоснование;
    2) фактическая аргументация.
    3. Заключение (вывод).
    Алгоритм написания мини-сочинения
    Первый и основной совет – не надо сразу писать мини-сочинение. Для начала набросайте на черновике его схему в соответствии с предложенным алгоритмом. В схеме кратко укажите затронутую автором проблему (вопрос), ее актуальность, позицию автора, свое мнение, набор теоретических положений, фактические аргументы и предварительный вывод. Только после того, как логичная и стройная схема будет готова, пишите на черновике текст мини-сочинения. И после многократной проверки всего написанного переносите свое творение на белую гладь бланка.
    1. Выбор темы. При выборе темы следует внимательно изучить все предлагаемые варианты и поразмышлять над каждым из них. Только сделав это, вы сможете понять, какая из имеющихся цитат вам наиболее близка и понятна.
    2. Выявление проблемы или проблемного вопроса. Каждая цитата содержит в себе какую-либо проблему или круг проблем. Важно помнить, что в одном афоризме может содержаться большое число глубоких (и не очень) смыслов. И еще: если вы неправильно выявите проблему, все мини-сочинение не будет оценено.
    Пример. «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека)
    В данном случае в цитате затрагивается проблема характера общественных отношений.
    3. Обоснование актуальности проблемы. Актуальность проблемы – это востребованность ее обсуждения и попыток решения в современном обществе. Здесь очень выгодно смотрятся отсылки к текущим событиям, для чего нужно хотя бы изредка смотреть новости, читать газеты или новостные каналы в твиттере.
    Пример. Проблема характера общественных отношений.
    В принципе, в данном случае можно сделать отсылку к событиям в Сирии или на Украине, как вариант подойдет упоминание о глобальных проблемах человечества. Надо пояснить, что современные глобальные вызовы и угрозы человечеству остро ставят вопрос о конструктивном взаимодействии всех людей как в локальном, так и в планетарном масштабе.
    4. Выяснение позиции автора по затронутой проблеме или вопросу.Этот пункт несложен. Как правило, надо просто коротко пояснить авторское мнение.
    Пример. Проблема характера общественных отношений.
    Случай здесь не сложный. Автор считает, что взаимодействие людей должно носить конструктивный и продуктивный характер. По мнению Сенеки, если члены социума будут помогать друг другу, общество достигнет стабильности и процветания, а не обрушится, как свод камней.
    5. Выражение собственной позиции. Собственная позиция должна быть выражена четко, но обезличено, то есть не надо писать «Я считаю» или «Мне кажется». Лучше избегать личных местоимений. Так текст выглядит более научно и близок к произведениям мыслителей, писавших свои многомудрые эссе. В принципе, возможны три варианта – согласие, несогласие, частичное согласие (несогласие). В последнем случае, как правило, проблема не имеет однозначного решения.
    Пример. В случае с цитатой Сенеки все предельно ясно: мыслитель прав. Тут тяжело не согласиться, если вы конечно, не мизантроп и социопат. Фраза, выражающая вашу позицию, может выглядеть так: «Точка зрения автора видится нам безусловно верной» или «Безусловно, автор прав». Вот и все.
    Кстати, не надо писать фразы наподобие «Сейчас я попытаюсь это доказать» или «Попробуем это доказать». Попробуйте, конечно, но не удивляйтесь низким баллам за мини-сочинение.
    6. Подбор аргументов. Независимо от того, какое мнение вы выразили, его надо будет защищать. То есть необходимо подобрать некоторые аргументы, подтверждающие вашу позицию. При этом вы можете использовать следующие аргументы (указано в порядке убывания качества).
    1) Теорию обществознания. То, что обычно изучаете на уроках и зубрите к очередной контрольной. Сюда входят термины, а также особенности, структура, виды, функции каких-либо социальных явлений.
    2) Исторический материал. Поскольку обществознание тесно связано с историей, данные исторической науки – первый и самый важный аргумент в мини-сочинении.
    3) Факты современной политической, экономической, социальной и духовной жизни. В принципе, это материалы СМИ (новости по телевизору, газеты и журналы, новостные сайты и т.д.) о текущих событиях жизни города, региона, страны, мира.
    4) Литературные произведения. В принципе, знание литературы (особенно русской классики) поможет, если с первыми категориями аргументов совсем беда. Совет простой: надо опираться на произведения школьной программы и искать в них сюжеты, иллюстрирующие вашу позицию по поднимаемой автором проблеме.
    5) Данные других наук. Это может быть география, физика, химия, биология, астрономия и так далее вплоть до какой-нибудь археозоологии, если вы в ней разбираетесь.
    6) Собственный социальный опыт. К аргументам такого порядка надо относиться крайне осторожно, поскольку велик риск подобрать слишком обыденные и вульгарные примеры. Это – в последнюю очередь.
    Количество разных аргументов по критериям проверки – две штуки. Но это не значит, что, написав два аргумента, вы выполните задание. Идеальное мини-сочинение содержит минимум по одному аргументу на каждую из указанных категорий. То есть 6 штук.
    7. Формулирование вывода. Ваши рассуждения могут завести в глухие дебри обществознания, но надо четко помнить: в конце надо подводить итог. Вывод не должен быть формальной отпиской в стиле «Мы доказали, Сенека прав». Вывод – полноценный абзац, содержащий в концентрированном виде итог ваших рассуждений.
    Пример. Предположим, мы привели сотню аргументов.
    Вывод может быть таким. Таким образом, вышеизложенные факты со всей очевидностью доказывают правоту Сенеки. Мы видим, что тесное, конструктивное взаимодействие людей приводит к сплочению общества, и оно становится прочным, как свод камней. И напротив, разрозненность, разобщенность, отсутствие общих интересов ведет к нарушению взаимодействия и распаду общества. В единстве наша сила перед лицом любых угроз и потрясений.
    Небольшая ремарка для умных и обладающих литературным талантом (проконсультируйтесь с учителями литературы на этот счет): в принципе, структура мини-сочинения может быть нарушена. Его можно написать литературным языком и близко к публицистическому жанру. Но это опасный путь, который может привести к темной стороне экзамена – низкому баллу.
    Пример мини-сочинения
    «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого»
    Сенека
    В приведенной цитате Сенека затрагивает проблему характера общественных отношений, актуальность которой на современном этапе развития человечества не вызывает сомнений. Действительно, последние события, связанные с гражданской войной в Сирии и политическим кризисом на Украине со всей очевидностью показывают, что за долгие тысячелетия своей истории люди так и не научились разумному взаимодействию.
    Уподобляя социум своду камней, Сенека подчёркивает, что взаимоотношения людей должны носить конструктивный характер, и если члены общества буду помогать друг другу, оно достигнет стабильности и процветания, а не обрушится с треском и грохотом. Такая позиция мыслителя нам кажется верной.
    В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей. При этом сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. И именно от характера данных общественных отношений зависит стабильность, развитие и процветание социума.
    Если общественные отношения испытывают трудности, нарушаются или приобретают деструктивный характер, общество встает на путь деградации и распада.
    Такая ситуация сложилась, например, в России в период Смуты. Кризис общественных отношений наблюдался в всех сферах: экономической (хозяйственная разруха), политической (пресечение династии, самозванство, борьба за власть, польско-шведская интервенция), социальной (народные волнения), духовной (падение авторитета церкви). Российское общество оказалось на грани катастрофы, и если бы не осознание людьми необходимости объединения перед лицом угрозы потери независимости, возможно, не было бы и современной России с ее многонациональным единым народом.
    И наоборот, в случае, если общественные отношения крепки, продуктивны и носят конструктивной характер, общество монолитно, стабильно движется к процветанию и способно справляться с возникающими проблемами.
    Беспрецедентным примером того, как единение социума ведет к положительным результатам, служит победа советского народа в Великой Отечественной войне. Ведь именно единство фронта и тыла; рабочих, солдат и крестьян, женщин и мужчин; детей, взрослых и стариков, русских, украинцев, белорусов, татар, калмыков и других народов обеспечили изгнание и окончательный разгром нацистских захватчиков.
    Таким образом, конструктивный характер общественных отношений, их направленность на обеспечение единства общества позволяют социуму справляться с возникающими вызовами и угрозами. Правота Сенеки подтверждается как историческим развитием человечества, так и современными событиями, ведь только забыв разногласия и сплотившись, мы сможем преодолеть и кризис на Украине, и катастрофу в Сирии, и миграционную проблему в Европе. Человечеству не стоит забывать, что в единстве его сила, единство и взаимопомощь – основа прочности того свода камней, который мы зовем обществом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *