План сочинения рассуждения на лингвистическую тему

4 варианта

  1. ОГЭ Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
    ! Данная информация оглашению не подлежит.
    Как сформулировано задание 15.1?
    Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные требованияк сочинению.
    Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Внимательно прочитайте задание.
    Итак, озвучим основные требования к сочинению.
    НЕОБХОДИМО:
    1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
    2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
    2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
    3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
    МОЖНО:
    1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
    2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
    3. начать сочинение с высказывания.
    НЕЛЬЗЯ:
    1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
    2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.
    Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15.1.
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2.  Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3.  Составляем план сочинения
    Предлагаю  3 варианта.
    План 1
    1. Объясняем смысл высказывания.
    2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
    3. Делаем вывод.
    План 2
    1. Цитируем высказывание.
    2. Объясняем смысл высказывания.
    3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
    4. Делаем вывод.
    План 3
    1. Цитируем высказывание.
    2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.
    3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.
    4. Объясняем смысл высказывания.
    ! Помните о том, что каждый пункт плана – это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении – 3.
    За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.
    Пишем сочинение по плану 2.
    Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его
    смысл
    Не забудьте о логическом переходе к аргументам!
    В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,
    чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее
    точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё
    многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного
    высказывания, рассмотрим конкретные примеры.
    Вместо глагола “сказал” можно употребить другие:
    утверждал
    рассуждал
    отмечал
    считал и т.д.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
    Другие варианты формулировки последнего предложения данной части:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из
    прочитанного текста
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из прочитанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    Например:
    Аргумент 1.
    Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2.
    Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 6. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    Примерный образец экзаменационного сочинения:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
    Наш язык очень богат синонимами – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
    Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

  2. Пошаговая инструкция по написанию сочинения .
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо:  сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней
    Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
    Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова
    действительно
    на самом деле
    не могу не согласиться с автором высказывания
    я полностью согласен с …
    вынужден согласиться с …
    я разделяю точку зрения автора высказывания
    я поддерживаю мнение автора
    бесспорно мнение автора о том, что …
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими словами
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте …(называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя …(фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …  и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Общий план:
    1.Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2.Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3.Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки, то есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    !За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Шаг 5. Пишем заключение.
    Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
    Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение № 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
    Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.

  3. Смысл высказывания известного лингвиста А.А. Потебни заключается в том, что глаголы двух наклонений — условного и повелительного — выражают “идеальное” событие. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, которые могут произойти при определённом условии, а глаголы в повелительном наклонении передают советы, просьбы или приказы.
    Например, в предложении 11 находится глагол повелительного наклонения «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию. А в предложениях 13 и 26 встречаются глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые в данном тексте употребляются в значении повелительного наклонения. Герои повести  дают друг другу советы, которые, по их мнению, полезны.
    Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов очень сходны, так как выражают действия желаемые, “идеальные”.
    (1)Я резко обернулась и увидала дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка — так же молча, злобно и неумело.
    (2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
    (3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:
    — (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!
    (7)Сильным   драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.
    (8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)3авыла полный голос. (11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань.
    (13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слез и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твердо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдет он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!
    (17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.
    (18)Испуг и паника не самый лучший выход из положении для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!
    (20)Самое тяжкое а учителе, самое неизлечимое — коли он трясется за свой престиж, боится признать ошибку да еще в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая…
    (22)Повторю снова, что это — мое нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.
    (23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела.
    (24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла — за пожар, я — за судьбу первого «Б».
    (По А. Лиханову.)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
    «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи…» Их ещё называют “устойчивыми сочетаниями”. Мы пользуемся ими, действительно, очень часто, хотя и не замечаем этого. Доказательства тому находятся в тексте А. Лиханова.
    В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил всё одним духом». Он заменяет синонимичное выражение «быстро, моментально, стремительно» и звучит ярче, выразительнее, чем наречия.
    В предложении 24 автор использует сочетание «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует поведение девочки и используется в качестве изобразительного средства языка.
    Можно сделать вывод: без фразеологизмов, привычных и знакомых всем нам с детства, не обойтись в повседневной речи.

  4. ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую
    тему :
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки.
    То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
    А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством
    аргументов-примеров.
    Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения
    С2.
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в
    высказывании.
    Примерные ответы:
    ·
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    ·
    о средствах выражения мыслей;
    ·
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений,
    синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    ·
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    ·
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    ·
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания
    и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо:
    ·
    сформулировать позицию автора высказывания;
    ·
    выразить своё отношение к ней.
    Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
    ·
    автор анализирует
    ·
    характеризует
    ·
    рассуждает
    ·
    отмечает
    ·
    доказывает
    ·
    сравнивает
    ·
    сопоставляет
    ·
    противопоставляет
    ·
    называет
    ·
    описывает
    ·
    разбирает
    ·
    подчёркивает
    ·
    ссылается на…
    ·
    останавливается на …
    ·
    ·
    ·
    ·
    ·
    ·
    ·
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие
    слова:
    ·
    действительно
    ·
    на самом деле
    ·
    не могу не согласиться с автором высказывания
    ·
    я полностью согласен с …
    ·
    вынужден согласиться с …
    ·
    я разделяю точку зрения автора высказывания
    ·
    я поддерживаю мнение автора
    ·
    бесспорно мнение автора о том, что …
    · и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя
    было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно
    выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей.
    Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не
    только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не
    могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для
    которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только
    предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений
    русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в
    богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия
    окружающего мира и внутреннего мира человека.
    ! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие
    требования к аргументам таковы:
    ·
    примеров должно быть 2;
    ·
    примеры должны быть из указанного текста;
    ·
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить
    его значение и указать роль в тексте.
    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой грамматические.
    ! В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень
    богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и
    различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено
    его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют
    с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор
    использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил,
    обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно
    раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными
    возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из
    наиболее продуктивных способов – этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово
    “Танечка” из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного
    суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего
    произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых”
    и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что
    в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и
    различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в
    художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной
    передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых
    экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)
    Тест 1
    «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык
    пользуется, чтобы строить предложения».
    Лев Васильевич Успенский
    Тест 2
    «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в
    распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
    Лев Васильевич Успенский
    Тест 3
    «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде
    всего, требованием смысла».
    Константин Александрович Федин
    Тест 4
    «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они…
    выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое
    существующим только в мысли говорящего».
    Александр Афанасьевич Потебня
    Тест 5
    «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и
    ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей
    повинуются».
    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
    Тест 6
    «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от
    себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой
    речи он характеризует свих героев».
    Литературная энциклопедия
    Тест 7
    «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке
    точного выражения».
    Константин Георгиевич Паустовский
    Тест 8
    «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно
    отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые
    единицы?».
    Борис Николаевич Головин
    Тест 9
    «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую
    мысль о любом предмете».
    Лев Васильевич Успенский
    Тест 10
    «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил,
    умственных и нравственных».
    Иван Александрович Гончаров
    Тест 11
    «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи
    посредством эпитетов».
    А. А. Зеленецкий
    Тест 12
    «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую
    ткань».
    Маргарита Николаевна Кожина
    Тест 13
    «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с
    другими словами, включаться в предложение».
    Ираида Ивановна Постникова
    Тест 14
    «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для
    местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование
    местоимений «обесценено»».
    Александр Александрович Реформатский
    Тест 15
    «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это
    синтаксис».
    Александр Александрович Реформатский
    Тест 16
    «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и
    каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма,
    имеет свой неповторимый «характер»».
    Светлана Ивановна Львова
    Тест 17
    «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
    Н. Шамфор
    Тест 18
    «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой
    привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    Александр Иванович Горшков
    Тест 19
    «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя
    бы по части синтаксиса».
    Борис Викторович Шергин
    Тест 20
    «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
    Ираида Ивановна Постникова
    Тест 21
    «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
    Георг фон Габеленц
    Тест 22
    «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик,
    его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
    Дмитрий Сергеевич Лихачёв
    Тест 23
    «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что
    сказано, но и на то, как сказано».
    Е. В. Джанджакова
    Тест 24
    «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается
    специфика языка художественной литературы».
    Георгий Яковлевич Солганик
    Тест 25
    «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав
    лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
    Николай Гаврилович Чернышевский
    Тест 26
    «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные
    слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях,
    чувствах».
    Илья Наумович Горелов
    Тест 27
    «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно
    правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит
    нас грамматика».
    Михаил Васильевич Исаковский
    Тест 28
    «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово,
    словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая
    выполняет свою работу».
    Михаил Викторович Панов
    Тест 29
    «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами,
    выражающими оттенки чувств и мыслей».
    Лев Николаевич Толстой
    Тест 30
    «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
    Георгий Владимирович Степанов
    Тест 31
    «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
    Поль Рикёр
    Тест 32
    «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в
    повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с
    детства».
    Из учебника русского языка
    Тест 33
    «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
    Андрей Александрович Мирошниченко
    Тест 34
    «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный,
    настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
    Андрей Александрович Мирошниченко
    Тест 35
    «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и
    оттенков мысли».
    Владимир Галактионович Короленко
    Тест 36
    «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста,
    вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
    Примерное распределение цитат по темам
    1.Связь грамматики и лексики в русском языке
    Тест 1
    «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык
    пользуется, чтобы строить предложения».
    Лев Васильевич Успенский
    Тест 2
    «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в
    распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
    Лев Васильевич Успенский
    Тест 5
    «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и
    ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей
    повинуются».
    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
    Тест 9
    «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую
    мысль о любом предмете».
    Лев Васильевич Успенский
    Тест 13
    «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с
    другими словами, включаться в предложение».
    Ираида Ивановна Постникова
    Тест 23
    «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что
    сказано, но и на то, как сказано».
    Е. В. Джанджакова
    Тест 25
    «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав
    лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
    Николай Гаврилович Чернышевский
    Тест 26
    «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные
    слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях,
    чувствах».
    Илья Наумович Горелов
    Тест 27
    «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно
    правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит
    нас грамматика».
    Михаил Васильевич Исаковский
    Тест 28
    «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово,
    словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая
    выполняет свою работу».
    Михаил Викторович Панов
    Тест 29
    «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами,
    выражающими оттенки чувств и мыслей».
    Лев Николаевич Толстой
    Тест 30
    «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
    Георгий Владимирович Степанов
    Тест 31
    «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
    Поль Рикёр
    Тест 35
    «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и
    оттенков мысли».
    Владимир Галактионович Короленко
    2. Лексика
    Тест 7
    «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке
    точного выражения».
    Константин Георгиевич Паустовский
    Тест 11
    «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи
    посредством эпитетов».
    А. А. Зеленецкий
    Тест 32
    «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в
    повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с
    детства».
    Из учебника русского языка
    3.Синтаксис
    Тест 15
    «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это
    синтаксис».
    Александр Александрович Реформатский
    Тест 16
    «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и
    каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма,
    имеет свой неповторимый «характер»».
    Светлана Ивановна Львова
    Тест 19
    «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя
    бы по части синтаксиса».
    Борис Викторович Шергин
    Тест 20
    «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
    Ираида Ивановна Постникова
    4.Богатство русской речи, точность слова и т. д.
    Тест 3
    «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде
    всего, требованием смысла».
    Константин Александрович Федин
    Тест 8
    «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно
    отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые
    единицы?».
    Борис Николаевич Головин
    Тест 10
    «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил,
    умственных и нравственных».
    Иван Александрович Гончаров
    Тест 12
    «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую
    ткань».
    Маргарита Николаевна Кожина
    Тест 17
    «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
    Н. Шамфор
    Тест 18
    «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой
    привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
    Александр Иванович Горшков
    Тест 21
    «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
    Георг фон Габеленц
    Тест 22
    «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его
    характер – прислушаться к тому, как он говорит».
    Дмитрий Сергеевич Лихачёв
    Тест 24
    «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается
    специфика языка художественной литературы».
    Георгий Яковлевич Солганик
    Тест 33
    «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
    Андрей Александрович Мирошниченко
    5.Темы, стоящие особняком
    Тест 4
    «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они…
    выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое
    существующим только в мысли говорящего».
    Александр Афанасьевич Потебня
    Тест 6
    «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от
    себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой
    речи он характеризует свих героев».
    Литературная энциклопедия
    Ираида Ивановна Постникова
    Тест 14
    «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для
    местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование
    местоимений «обесценено»».
    Александр Александрович Реформатский
    Тест 34
    «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный,
    настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
    Андрей Александрович Мирошниченко
    Тест 36
    «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста,
    вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
    Выполнение задания В 1
    Подробности
    Категория: Выполнение заданий части В
    Для выполнения этого задания вам необходимо повторить материал об изобразительных
    возможностях лексики.
    Выполнение задания В 2
    Подробности
    Категория: Выполнение заданий части В
    Для выполнения этого задания вам необходимо повторить материал о связи слов в
    словосочетании.
    Выполнение задания В 3
    Подробности
    Категория: Выполнение заданий части В
    Это одно из трудных заданий теста. Повторите материал, помещенный в таблицах, и вы
    легко справитесь с ним.
    Выполнение задания В 4
    Подробности
    Категория: Выполнение заданий части В
    Выполнить это задание довольно сложно. Необходимо повторить материал, изученный
    вами в 8 классе.
    Выполнение задания В 5
    Подробности
    Категория: Выполнение заданий части В
    Выполнение этого задания связано со знанием вводных слов. В этом вам поможет таблица
    В этом задании вы можете встретить и однородные члены.
    Выполнение задания В 6
    Подробности
    Категория: Выполнение заданий части В
    Чтобы справиться с этим заданием вы должны сделать:
    1. Внимательно прочитать предложение.
    2. Выписать грамматические основы.
    3. Составить схему предложения, пересчитав грамматические основы.
    Например, День закончился, и мы готовились объявить отбой, когда в лагере раздался дикий крик.
    Первое предложение: День закончился…
    Второе предложение: Мы готовились объявить отбой…
    Третье предложение: …когда в лагере раздался дикий крик.
    ВЫВОД: В этом предложении три грамматические основы. Это предложение с разными видами связи:
    сочинительной и подчинительной.
    Выполнение задания В 7
    Подробности
    Категория: Выполнение заданий части В
    При выполнении этого задания вы должны четко разграничивать типы сложных предложений. Наша
    таблица поможет вам в этом.
    Выполнение задания В 8
    В этом задании вы встретитесь со сложноподчиненным предложением с разными видами
    связи. Обратитесь к таблице.
    Выполнение задания В 9
    Подробности
    Категория: Выполнение заданий части В
    Выполняя это задание, вы можете столкнуться с постановкой знаков препинания в
    бессоюзном сложном предложении. Эти таблицы напомнят вам пройденный материал.
    Выполнение заданий части А
    Выполнение задания А 1
    Чтобы выполнить это задание, внимательно прочитайте, а затем обдумайте текст. Вторым вашим
    действием будет поиск правильного ответа на поставленный вопрос. Не спешите, проверяйте
    правильность выбранного варианта ответа в тексте.
    Выполнение задания А 2
    Выполняя это задание, используйте метод замены. Вместо слова “жмутся” подставьте сначала
    первый вариант ответа, затем второй…Посмотрите, подумайте, какой подходит больше по смыслу. Его
    и выбирайте!
    Выполнение задания А 3
    Чтобы справиться с выполнением данного задания, необходимо повторить основные средства
    выразительности. В этом вам поможет таблица.
    Выполнение задания А 4
    Чтобы успешно справиться с этим заданием, повторите материал по фонетике, который найдете в
    таблице.
    Выполнение задания А 5
    Для успешного выполнения этого задания выучите все корни с чередованием, которые есть в таблице.
    Обратите внимание и на исключения!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *