План урока на тему сочинение моя семья

5 вариантов

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    «Афанасовская средняя общеобразовательная школа
    Корочанского района Белгородской области»
    “Моя семья – Мое богатство”
    урок знаний первого сентября
    Учитель начальных классов –
    Медведева Т.Н.
    2012 г
    Цели и задачи:
    – формирование убеждения о важности и роли семьи и школы в жизни человека;
    – воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
    – формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.
    Оборудование: плакаты с пословицами, плакат с ребусом, вырезанные из бумаги фигуры людей, вырезанное из бумаги сердце, цветные карандаши.
    Оформление: плакаты с высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Толстой, «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро» В.Сухомлинский.
    Ход урока
    I. Вступительное слово учителя.
    – Вот и закончились ваши летние каникулы. Они были значительно длиннее предыдущих, поэтому многие ребята из нашего класса уезжали из города в летние лагеря, в гости к родственникам, к морю вместе с родителями. Но закончился август и вы все вернулись домой. Я рада вас видеть повзрослевшими теперь уже в 3 классе. Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю успехов в учёбе.
    – Чтобы узнать тему нашего классного часа, нужно отгадать кроссворд.
    1. Ребус “сон” о – ы Приложение
    2. Для мамы он отец, а для вас кто?
    3. Первое слово, которое говорит малыш?
    4. Ребус “ночь” н – д.
    5. Последняя буква в алфавите.
    II. Основная часть.
    1. Работа с пословицами, «постройка» дома.
    У. На нашем первом уроке знаний мы будем говорить о доме. Ведь не зря же русский народ сочинил пословицы о доме.
    В гостях хорошо, а дома лучше. (запись на доске)
    – Как вы понимаете эту пословицу?
    И стены в доме помогают. (запись на доске)
    – А эту?
    Родной дом- это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
    Когда строят дом?
    Д.- Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.
    У.- Давайте вместе подумаем, как ёще можно назвать дом.
    Д. ДОМ – ИЗБА – КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ.
    У.- А изначально дом – жилище, изба. В древне – русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома – «тепло»)
    У.- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта. А вам?
    Д.- Уважение, понимание, уют, забота, любовь.
    (Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)приложение
    У.- Вот мы построили дом, в котором тепло.
    Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
    Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.
    2. Уточнение понятия «семья». Роль семьи в жизни человека.
    У.- А кто живет в таком теплом, уютном доме, вам поможет отгадать ребус.
    (7 Я)
    Д.- Семья.
    У. Что такое семья? (дети записывают на доске)
    Д. Мама, папа, я.
    У.- А есть ли еще у вас родственники? Кто это?
    Д.- Тетя и ее семья, дядя и его семья.
    У.- Все эти семьи составляют род. Род это все родственники, имеющие общего предка. Слово семья обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей.
    Мама
    Папа
    Брат
    Сестра
    Дяди
    Тёти
    Двоюродные братья, сёстры.
    Прабабушки
    Прадедушки.
    У.- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье?
    Д.- Любовь, ласка, добро, уважение.
    У.- Это необходимо только вам?
    Д.- Нет, любовь нужна всей семье.
    У.- Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя.
    «В сердце для каждого нашли уголок». (На доске запись)
    У.- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.
    – А может ли человек жить один и называть себя семьей?
    Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
    Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
    -Куда ты идешь?- спросил старик.
    -Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
    – Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
    – Посмотри !- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
    Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.
    3. «Школьная семья».
    У. Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
    У. – У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
    У. – Каковы ваши обязанности в семье?
    Д….(Ответы учеников.)
    У. – Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить.
    Мы будем
    Называть друг друга по именам.
    Защищать наших друзей, если их обижают.
    Помогать им в беде.
    Помогать им в учебе.
    Мы не будем
    Грубить друг другу.
    Пускать в ход кулаки.
    Говорить друзьям обидные слова.
    У. – Да мир в семье дороже всего.
    4. Конкурсы.
    У.- Вот такая наша дружная школьная семья. Ей уже третий год. И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей – забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». В семье есть такая традиция: отмечать семейные праздники. Когда в семье праздник, то обычно звучат поздравления, песни, шутки, конкурсы. Наш первый конкурс называется «В мире животных».
    Вопросы.
    Животное – пешеходный переход. (Зебра)
    Животное – компьютерный манипулятор. (Мышь.)
    Животное – шахматная фигура. (Слон, конь)
    Животное – гриб. (Лисичка)
    Животное – бездельник. (Ленивец.)
    Животное – маршрутное такси. (Газель.)
    Животное – легковая машина. (Ягуар.)
    Животное – проявление нежности и любви. (Ласка.)
    Животное – река. (Тигр.)
    Животное – жилище. (Норка.)
    Животное – безбилетный пассажир. (Заяц.)
    Животное – застежка на замке-молнии. (Собачка.)
    Животное – символ одной из российских партий. (Медведь.)
    Животное – шипы для лазанья, прикрепляемые к обуви. (Кошки.)
    У.- Следующий конкурс «Шуточный экзамен». Ребята, вы проучились в школе один год. Давайте проверим, насколько вы были внимательны за этот год. Отвечайте быстро на мои вопросы.
    1. Сколько этажей в нашей школе?
    2. Сколько ступенек надо преодолеть, чтобы попасть к нам в класс?
    3. Сколько предметов вы изучали в 1 классе?
    4. Как фамилия директора нашей школы?
    5. Как зовут вашего учителя по музыке?
    6. Услышав звонок, что надо сделать?
    7. Сколько в нашем классе мальчиков и девочек?
    8. Сегодня вы пришли в школу, кроме портфеля, что взяли с собой?
    (летняя тетрадь, дневник, ручку, карандаш простой, линейка, цветные карандаши)
    Сменная обувь
    У. – Молодцы, вы справились с этим заданием.
    Мне хочется пожелать вам всем: пусть ваши лица устают только от улыбок!
    Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем!
    приложение
    ТЕПЛО
    Мы будем
    Называть друг друга по именам.
    Защищать наших друзей, если их обижают.
    Помогать им в беде.
    Помогать им в учебе.
    Мы не будем
    Грубить друг другу.
    Пускать в ход кулаки.
    Говорить друзьям обидные слова.
    ДОМ –
    ИЗБА –
    КВАРТИРА-
    ЖИЛИЩЕ
    .

  2. Елена Попугина
    Занятие или открытый урок по теме «Я и моя семья»
    «Я и моя семья»
    Целевая аудитория: несовершеннолетние 13-18 лет
    Форма и методы работы: беседа-диалог, работа в группах; индивидуальная работа; словесно-наглядный; объяснительно – иллюстрированный.
    Методические приемы: рассказ воспитателя; творческие задания; практические задания.
    Цель: Определение и осмысление понятия «Семья»; формирование понятия «Счастливая семья»; раскрытие понятия роли семьи в жизни человека; осознание нравственной ценности семейных отношений.
    Задачи: 1-Способствовать формированию чувства ответственности и долга перед семьей.
    1- Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях
    2- Воспитывать отзывчивость, доброту, терпение, чувство уважения и взаимопомощи
    Оборудование: карточки-домики, карточки с заданиями
    Ожидаемый результат: закрепить понятия «Семья»; «Счастливая семья»; «Семейные ценности».
    План:1- Упражнение приветствие.
    2-Вводная часть.
    3-Работа над темой.
    4-Подведение итогов.
    Ход занятия: Упражнение- приветствие: «Я рад общению с тобой» (подайте рядом стоящему человеку руку со словами «Я рад общению с тобой») и так по цепочке. Все берутся за руки, образуя круг—это символ сплочения, энергии, творчества.
    Воспитатель: Я надеюсь, вы будете активными и дружными. Ребята, я вам предлагаю собрать пословицы и после этого мы узнаем тему нашего занятия.
    «В гостях хорошо- (а дома лучше)»
    «Не красна изба углами – (а красна пирогами)»
    «Не нужен клад – (когда в семье лад)»
    «Вся семья вместе – (душа на месте)»
    «Когда все вместе – (то и душа на месте)»
    «Семья в куче – (не страшна и туча)»
    Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. А теперь скажите, почему все пословицы объединены в одну группу?
    (ответы детей)
    Работа над темой.
    Воспитатель: Правильно, мы будем говорить о СЕМЬЕ. Тема нашего занятия «Я и моя семья» Я не случайно выбрала эту тему. Вы скоро станете совсем взрослыми и каждый из вас создаст свою семья Мне очень хочется, чтобы вы ответственно отнеслись к данному поступку, чтобы ваша семья была дружной и счастливой.
    Ребята, а как вы понимаете слово «Семья»
    (ответы детей)
    Воспитатель: Молодцы, ребята! СЕМЬЯ – это родные друг- другу люди живущие вместе. Семья – это те, кто с самого рождения находится вместе с нами, рядом с каждым из нас.
    А теперь я хочу поиграть с вами в игру: «Родители глазами детей».
    У меня в руках 3 конверта в которых по одной ситуации. В парах вы прочитаете ситуацию, обсудите ее и постараетесь дать ответ, обыгрывая свою ситуацию. А потом мы вместе обсудим: правильно ли вы нашли выход из данной ситуации. Обыгрывать ситуацию вы должны мимикой и жестами, так как вы будете разговаривать со своими детьми.
    Ситуация 1 – Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребенка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.
    Ситуация 2- Ребенок пришел из школы без сменной обуви потерял ее. Ваша реакция?
    Ситуация 3 – Вы поручили ребенку навести порядок в комнате и помыть
    -посуду, а он не сделал ничего, а играл в игры на компьютере. Ваша реакция?
    Воспитатель: Решая эти ситуации. Каждый из вас посмотрел на себя со стороны родителей, Возможно и узнал себя – свои проступки, Свои слова, свое поведение. Думаю, что теперь каждый может понять своих родителей и постараться не создавать подобных ситуаций.
    Воспитатель: А теперь давайте поговорим о семейных ценностях. Я вам на стол выложила карточки в которых записаны «Правила семейных ценностей» Выберите те, которые считаете правильными.
    1- Будь уверен и надежен
    2- Уважай себя и других
    3- Будь добрым
    4- Проявляй заботу о своих близких
    5- Умей прощать и не будь обидчив
    6- Уважай только себя
    7- Умей слушать собеседника
    8- Думай только о себе
    9- Не слушай советов старших
    Воспитатель: Как вы думаете, эти правила являются семейными ценностями? Почему?
    (ответы детей)
    Воспитатель: А теперь я предлагаю вам послушать притчу «Тепло семейного очага».
    — Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать, почему. Но так решило. «Но прежде – сказало счастье – я исполню по одному желанию каждого члена семьи, в которой жило долгие годы. «Чего ты хочешь? – спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой – и получила хозяйка шубу. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Что ты хочешь?» – и та ответила: «Хочу замуж за принца заморского» – и вышла замуж за принца. Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь»? «Хочу – говорит он – велосипед, буду счастлив если у меня будет велосипед» И получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал «Хочу чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага» И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому, что счастье живет там, где горит семейный очаг.
    Воспитатель: А теперь, пожалуйста, побудьте в роли «счастья» для своих родных. Перед вами лежат листочки- напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником напишите по 4 вещи, которые они очень любят. (записать и сказать в слух).
    Воспитатель: Сейчас вам нужно перевернуть листок и на обратной стороне написать тех же самых родственников и под каждым из них то, что вы можете сделать для того, чтобы доставить ему радость.
    (дети пишут а потом каждый говорит)
    Воспитатель: Посмотрите на ваши листочки, как вы думаете, для чего мы это написали? Что это такое?
    (ответы детей)
    Воспитатель: Да, действительно, мы составили для каждого из вас план любви и счастья для всей семьи.
    Воспитатель: Крепкая и дружная семья была всегда идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц сложил человек о семье. Вам тоже придется сложить пословицы, то есть расшифровать их:
    1- ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОНДОЛОХ КАК: АКЧЕТ—ЯЬМЕС
    2- ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В
    Ответы- 1-Семья – это печка: как холодно все к ней собираются.
    В семье любовь да совет, так и нужды нет.
    Воспитатель: Как вы понимаете эти пословицы?
    (ответы детей)
    Воспитатель: Я предлагаю вам провести интервью.
    (интервью может провести ребенок)
    Вопросы:1- Мое самое большое желание….
    2-В моей семье исключено…
    (ответы детей)
    Воспитатель: Подводя итоги нашего занятия послушайте еще одну притчу: «В древнем городе жил один мудрец. Слава о нем пошла по всему городу. И в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. Решил он придумать такой вопрос,на который бы мудрец не смог бы ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал между ладонями и подумал: «Спрошу-ка я: о мудрейший, какая у меня бабочка, живая или мертвая. Если скажет мертвая- я разожму ладони и бабочка улетит, а если скажет – живая- я сомкну ладони и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее.» Так завистник и сделал. Задал свой вопрос мудрецу, а мудрец ответил: «Все в твоих руках».
    Воспитатель: Ребята, почему мудрец так ответил?
    (ответы детей)
    Воспитатель: Действительно,ребята, все в ваших руках. Семья, которую вы создадите, может развалиться, а может процветать и согревать своим теплом. Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?
    (ответы детей)
    Воспитатель: Что же такое семья, счастливая семья?
    (ответы детей)
    Воспитатель: Считаете ли вы полезной работу, которую мы с вами сделали?
    (ответы детей)
    Воспитатель: Где и как вы можете использовать то, о чем вели разговор?
    (ответы детей)
    ИГРА «Дерево чувств»
    Воспитатель: С помощью листьев выразите свое настроение, которое было у вас на занятии.
    Красный – принесло восторг
    Желтый – приятное
    Коричневый – грустно
    Воспитатель: Вывешивайте ваши листья на крону и постарайтесь объяснить почему выбрали именно такой цвет; что понравилось а что нет?
    (ответы детей)
    Воспитатель: Мы построили счастливую семью,я думаю, у вас сформировалось позитивное отношение к своей семье к семейным отношениям. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми. Благодарю за участие и активность. Мне было очень приятно с вами общаться.

  3. Конспект занятия внеурочной деятельности на тему: Моя семья
    Классы:  1, 2
    Учитель:  Макляк Л. Г.
    Направление внеурочной деятельности:
    Духовно-нравственное
    Цель:
    Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и о взаимоотношениях в семье, объединяющих родных и близких.
    Задачи:
    формировать понятие «семьи» как великой нравственной ценности;
    развивать умения строить взаимоотношения в кругу семьи;
    воспитывать чувства уважения и благодарности к членам семьи, к семейным традициям и устоям.
    показать необходимость уважительного отношения к родным и близким;
    Планируемые результаты:
    Предметные
    Знать: – степень родства в семье; обязанности каждого члена семьи
    Уметь:
    – рассказывать о важнейших событиях истории семьи;
    – работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию.
    Личностные УУД:
    Формирование личностной мотивации и познавательной деятельности учащихся, позитивного отношения к себе, к членам своей семьи.
    Метапредметные
    Регулятивные: – уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
    – следовать режиму организации учебной деятельности;
    – уметь контролировать и оценивать свою деятельность;
    – развивать способности к осуществлению волевой саморегуляции.
    Коммуникативные: – планировать учебное сотрудничество с партнером;
    – взаимодействовать в паре;
    – оформлять свои мысли в устной речи; делать выводы;
    Познавательные: – выделять и формулировать познавательную цель;
    – осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;
    – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
    Оборудование:
    Компьютер, мультимедийный проектор, экран,   словарь С.И.Ожегова, лучики солнышка, раздаточный материал, пазлы.
    Ход  занятия:
    учитель
    ученик
    I.Организационный момент.
    – Если вы научитесь улыбаться красоте,  добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
    Слушают
    II. Определение темы занятия. Постановка цели. Обратите внимание, сегодня отсутствует тема  нашего занятия.
    1)Сейчас внимательно послушайте песню и как можно точнее определите тему.
    2) расшифруйте ребус. Ребус   7я
    3)Это слово каждый знает,
    Ни на что не променяет!
    К цифре «семь» добавлю «я» —
    Что получится?    (Семья)
    Пожалуйста, ваши версии?
    Совершенно верно!    Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека — о семье.
    Моя семья.
    ІІІ. Изучение смысла слова «семья».
    – Как появилось слово «семья»?
    Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «Семь — я».
    – Ребята,  попробуйте объяснить значение слова «семья».
    Обратимся к словарю Ожегова   .    Семья –группа живущих вместе родственников (муж, жена, родители с детьми)Семья – это связь поколений.
    (Определение из словаря Ушинского)
    Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
    Как появилось слово «семья»?
    Когда-то о нем не слыхала земля.
    Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
    Сейчас я тебе семь вопросов задам:
    Кто деток родит мне, богиня моя?
    И Ева тихонько ответила: «Я».
    Кто платье сошьет, постирает белье?
    Меня приласкает, украсит жилье?
    – «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».
    Сказала она знаменитых семь «Я».
    И так на земле появилась семья Ответы по кругу
    Предполагаемые ответы:
    «Семья – это на кого можно положиться и любимые люди»
    «Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе все!»
    «Семья – это «золотое», то без чего жить нельзя».
    «Семья – это тогда когда родственники, это опора и друзья. Где все понимают руг друга».
    «Семья – это родные любимые люди, которые помогут и в беде, и в горе. Которые, не смотря не на что помогут, успокоят».
    «Семья – это очень близкие любимые люди, самые родные, самые-самые для каждого человека. Кроме твоих родителей ты никому не нужен на Земле».
    «Семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети».
    «Семья – это моя крепость, моя защита и опора».
    «Семья – это коллектив людей, которые любят друг друга и их жизнь строится на доверии».
    І?. Члены семьи. На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка — папину, цвет глаз такой же, как и у бабушки, овал лица и родинка — как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
    – Кто у вас самые родные и близкие люди?
    Кроссворд «Моя семья»
    .
    По вертикали:
    1)
    Кто вас, детки, сильно любит?
    Кто вас нежно так голубит,
    Не смыкая ночью глаз
    Все заботится о вас?
    2)
    Улыбаюсь я как мама,
    Так же хмурюсь я упрямо,
    У меня такой же нос
    И такой же цвет волос. (Дочь)
    По горизонтали:
    3, 4)
    В семье мы – мастера.
    Всяких дел у нас гора!
    Взяли в руки молотки
    Ремонтируем замки.
    – О ком идет речь? (Папа, сын)
    5) Самый старший мужчина в большой семье. (Дедушка)
    Семья это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.
    Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры.
    .
    ?. Физминутка  Пальчиковая гимнастика «Дружная семья».
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    этот пальчик – мамочка,
    этот пальчик – папочка,
    а вот этот пальчик –  я,
    вместе – дружная семья!
    ?І. Игра с мячом «Обязанности в семье».
    Какая самая главная забота у ваших родителей?
    –   А как в вашей семье распределяются обязанности?
    – Давайте справедливо распределим их, а для этого нам нужен мяч. Я буду называть работу и бросать вам мяч, а вы будете   мне отвечать кто этим у вас в семье занимается:  папа, мама,  бабушка, дедушка, сестра, брат, я  и обратно бросать мяч мне. Будьте внимательны!
    Ходит на работу                                             шьёт
    Зарабатывает деньги                                 проверяет уроки
    Ходит за покупками в магазин                     учит уроки
    Готовит пищу                                   ухаживает за животными
    Вытирает пыль                                                моет посуду
    Убирает в доме                                                   гладит
    Играет                                                               стирает
    Читает                                                                  мастерит
    – Кого чаще всех называли?
    Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. И  самые сложные обязанности лежат на родителях.
    ?ІІІ. За что нас любят в семье. – стихотворение
    За что же вас всех так любят  в семье?
    Любят  тебя без особых причин
    За то, что ты – внук,
    За то, что ты – сын,
    За то, что малыш,
    За то, что растёшь,
    За то, что на папу и маму похож.
    И эта любовь до конца твоих дней
    Останется тайной опорой твоей.
    І?. Объяснение смысла выражения.
    Да, в каждой семье любят детей, заботятся о них, помогают.
    Как вы понимаете выражение «Почитай родителей»?
    Почитать родителей – значит: в детстве их слушать, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.
    ?. Сценка «Бабка»  Играют ученики 5 класса
    Предлагаю вашему вниманию   Сценку о бабушке и внуке – отрывок из рассказа Осеевой «Бабка»
    Входят Борька с товарищем. Их в прихожей встречает бабушка.
    Борька. Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
    Бабка (одёргивает кофту и поправив платок, тихо). Обидеть, что ударить, приласкать – надо слово искать…
    Уходит.
    Товарищ. А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
    Борька. Как это – главная?
    Товарищ. Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец взгреет!
    Борька. Не взгреет. Он сам с ней не здоровается!
    Товарищ (покачивая головой). Чудно! Теперь старых все уважают.
    Борька (покраснев). Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.
    Борька прощается с товарищем, но задерживает его у дверей.
    Борька. Бабка, иди сюда!
    Бабка. Иду – иду!
    Борька (товарищу). Вот попрощайся с моей бабушкой
    -Как вы думаете, почтительно ли внук Боря обращался со своей бабушкой?
    (грубо, невежливо, непочтительно)
    – Почему вы так считаете? (Потому что называл не бабушка, а бабка, сам не стал здороваться и товарищу сказал, что этого делать не надо)
    -Понял ли он в конце рассказа, что вел себя некрасиво? (Да, Борис понял, вел себя плохо) Какие чувства вызвал у Бориса его товарищ?   ( после слов товарища Боре стало стыдно и он исправился)
    Сделаем вывод: В СЕМЬЕ ЛЮБЯТ И   УВАЖАЮТ  ВСЕХ: И ДЕТЕЙ, И ВЗРОСЛЫХ
    ?І. Игра «Дом моей мечты».
    – С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье – теплый, гостеприимный, уютный дом. Он дает человеку не только кров и крышу, но и   хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит   и от того, чем и как живет семья. Сегодня каждый может построить дом своей мечты. Пусть вы превратитесь в строительную бригаду. Предлагаю каждой команде набор кирпичей. (Раздаю конверты с “кирпичиками”). Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом. На кирпичах у вас уже написаны слова ЗДОРОВЬЕ, ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, УЛЫБКА, ДОБРОТА, УЮТ, ЗАБОТА, УВАЖЕНИЕ, слёзы, крики,КАПРИЗЫ,ЗЛО, ненависть, терпение, наглость, прощение, безразличие, помощь, обида.
    Вы должны только выбрать. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома…
    ?ІІ. Заключительная часть
    Обратите внимание, ребята, какие получились у нас дома.
    Если вы в свою стройку не взяли слова капризы, зло, ненависть, наглость, безразличие, обида, слёзы, крики, то, наверное, в нем будет жить с вами СЧАСТЬЕ.
    Прочитайте по очереди, какие кирпичики выстроили ваш дом.
    – Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на занятии.
    – Какой была тема занятия? (Моя Семья)
    Доскажи предложение:
    Семья для меня – это…
    Мама и папа для меня самые …
    Родным я хочу пожелать…
    ( работа в группах)
    ?ІІІ. Чтение стихотворения.
    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты,
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем, волнение и трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы.
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному невозможно!
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните,
    Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
    Какая хорошая Ваша семья!

  4. Качалина Ирина Григорьевна,
    учитель начальных классов МОУ «СОШ №2» .
    Занятие по этической грамматике.
    Тема: «Мой дом – моя семья».
    Цель: создать условия для совершенствования куль туры нравственного поведения учащихся.
    Задачи:
    1. Способствовать формированию положи тельного отношения к семье, дому.
    2. Расширить представления о добре, любви к ближнему, о значении слова «дом».
    Оборудование:
    Выставка творческих работ на тему: «Исто рия моей семьи».
    «Чудо своими руками» (работы, изготовлен ные руками детей и членов семьи)
    Выставка рисунков «Моя семья».
    Дети приветствуют гостей. Они берутся за руки, показывают «цветок дружбы». На лице каждого ребёнка появилась улыбка, т.к. от ладошки одноклассника добавилось чувство теплоты.
    Дети выбирают жетоны разного цвета и садятся за парты с шариком определённого цвета.
    Учитель.
    -Улыбнёмся солнышку,
    Дадим друг другу руку –
    Поднимем настроение
    Себе и другу.
    -Давайте пустим по кругу искорку хорошего настроения.
    Учитель.
    -Ребята!  Сегодня у нас необычная встреча, в ходе которой мы постараемся узнать лучше о том, что уже имеем. А имеем мы с вами самое главное в жизни.
    Дети отгадывают – что самое главное в жизни каждого человека?(Фамилия, дом, семья. )
    Учитель.
    -Слово «дом» произошло от латинского слова «домус», что означает «жилище», «хозяйство». Поэтому чаще всего домом мы называем жилое помещение, квартиру, где ночуем, едим, отдыхаем, куда приходим из  школы или воз вращаемся после долгого путешествия.
    -Сейчас, мы вместе с вами построим наш  дом.  У каждого из  вас на столе  лежат кирпичики разного цвета.  Каждый из вас может выбрать тот кирпичик, который считает  по цвету соответствующим вашему настроению . Эти кирпичики приклеим на заготовку дома на доске и посмотрим, какой у нас получится дом. Выбирайте свой цвет и приступайте к строительству нашего дома.
    -Он вам нравится? И мне тоже. Мы с вами выложили стены дома, вставили окна. Дом получился ярким и симпатичным. Скажите, а самое ли главное для дома стены, окна и крыша?
    Ученики слушают стихотворение.  Звучит музыка.
    Дом, как известно всем давно,
    Это не стены, не окно,
    Даже не стулья за столом –
    Это не дом.
    Дом – это там, куда готов
    Ты возвращаться вновь и вновь,
    Радостным, грустным,
    Добрым, злым, полуживым.
    Дом – это там, где вас поймут,
    Там, где надеются и ждут.
    Там, где забудешь о плохом –
    Это твой дом.
    Учитель.
    – Что же является домом? Если это не стены, не окна, не стулья?
    Ответы детей. (Дом – это место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту.)
    Учитель.
    -С чем вы можете сравнить свой дом?
    Ответы детей. (Дом – это родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Но любовь и счастье наполнят наш дом только тогда, когда в нём всем жильцам будет хорошо и уютно. А, значит, каждый будет нужен друг другу. Дом – это не только крыша над головой, это моя семья.
    Учитель.
    -Так можно ли дом, о котором мы сейчас говорили, сравнить с семьей?
    -Попробуйте произнести слово «семья».
    7 «Я»         Что получилось? СЕМЬ «Я» .
    Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье 7 раз. Если внимательно приглядеться к вам, то можно заметить, что твоя улыбка напоминает мамину; твоя походка – папину; цвет глаз у Насти такой же , как у бабушки; а у Вани- овал лица и родинка, как у дедушки. Сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей и многие черты характера. Поэтому, люди создают семьи для продолжения рода человеческого.
    -Посмотрите,  наше  солнышко грустит, потому что не знает, что такое семья, поможем ему улыбнуться?  Для этого солнышку надо добавить  лучиков. Напишите, пожалуйста , на лучике, а как вы понимаете, что такое семья, т.е. семья – это…   И все ваши лучики мы прикрепим  к нашему солнышку.
    Учитель. Итак, семья — это… (Учитель читает ответы учащихся.) А ещё, каждый из вас написал  мини-сочинение о своей семье. (Несколько мини-сочинений дети зачитывают вслух)
    Алана. У меня есть самое главное богатство – это семья! Моя семья – это кусочек моей планеты. Мы живём дружно и хорошо, мы очень любим друг друга.
    Игорь. Я считаю, что богатый человек не тот, у которого много де нег, а тот, у которого дружная и крепкая семья и много верных друзей.
    Людмила. Моя семья – это мой солнечный  дом, моё счастье. Когда мы вместе, нам тепло и солнечно.
    Учитель.
    -Не случайно, мы с вами выбрали солнце, как символ семьи, потому что, когда люди любят, понимают и уважают друг друга, им тепло вместе, как от солнца.
    – Как вы думаете, какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем?
    – Встречали ли вы когда-нибудь “солнечные” семьи?
    -Трудно ли создать “солнечную”семью?
    -Что необходимо для этого?
    -Перечислите несколько самых главных качеств “солнечной” семьи.
    Ответы учеников.
    Учитель.
    -Я приглашаю вас в необычный, чудесный сад. В этом саду растут сказочные деревья. Посмотрите внимательно, что в них сказочного? (Ответы детей.)
    -Правильно, вместо плодов на них фотографии людей. Это генеалогические или фамильные де ревья, которые помогают нам проследить историю родственных от ношений в семье. (Рассмотреть 2 или 3 дерева. Зачитать семейные истории. Задать детям вопросы.)
    Учитель.
    — Кто входит в состав вашей семьи?
    —  Кто является главой вашей семьи?
    — Расскажите, как вы делали эти деревья?
    — Что нового вы узнали о своей семье?
    — Для чего необходимо знать историю своей семьи? (Необходимо помнить историю своих предков, каждый человек дорог для своей семьи.)
    Учитель. Народная мудрость богата высказываниями о семье. В этом мы с вами сейчас убедимся, вспомнив поговорки и пословицы. Как вы думаете,  какую народную мудрость я имею ввиду?
    -Пословицы.
    Учитель.
    -На столе лежат предметы. (Яблоко, клад, солнышко, птица в гнезде).
    Вам следует назвать пословицы, которые связаны с этими предметами и объяснить пословицу.
    1.  Яблоко от яблони недалеко падает.
    2.  На что и клад, коли в семье лад.
    3.  При солнышке тепло, при матери добро.
    4.  Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.
    Учитель. Что общего между солнечным светом и любовью матери?
    Педагог  просит детей перечислить качества своих мам, от которых им становится тепло и светло.
    Учитель. А сейчас  помогите собрать умные, мудрые мысли о семье из слов, которые даны каждой группе. Расскажите, как вы понимаете эту мудрость?
    Птица рада весне, младенец – матери.
    Семья сильна, когда над ней крыша одна.
    В родной семье и каша гуще.
    На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
    Учитель. Как много поговорок и пословиц вы назвали! Это говорит о значимости семьи в жизни каждого человека.
    Педагог  предлагает несколько пословиц разных народов мира. Обращает внимание учеников на национальную палитру.
    Родительское сердце приковано к детям   Япония
    Мать — богиня рода, с ней не ругаются. Чувашия.
    Отец сына и дочь не на худо учит. Молдавия
    (В дороге и отец сыну товарищ.
    Как бог до людей, так отец до детей.)
    Звучит музыка.
    Учитель. А сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, рассла биться и закрыть глаза… (5 сек.). Дышите глубоко и спокой но… (10 сек.). Представьте, что вы мысленно перенеслись в свой дом, в свою семью… (5сек,). Вспомните лица ваших близких людей, когда они счастливы… (10 сек.). В вашей се мье всегда будет ладно… (3 сек.). В душе вашей будет светло и отрадно… (3 сек.). В доме вашем всегда будет любовь… (3 сек.), улыбка… (3 сек.) и доброта… (3 сек.). Глазки медленно открываем.
    -В конце нашего занятия я хочу предложить вам прослу шать китайскую притчу «Ладная семья».
    (Учитель читает притчу на фоне музыки.)
    Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Семья была особая – мир и лад царили в той семье, ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раз доров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка, решил узнать, как жители села добились такого лада? Пришёл к главе семьи; расскажи, как ты добиваешься такого согла сия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, с трудом разобрал каракули и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, удивился и  спросил:
    -И всё?
    -Да, – ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хо рошей семьи.
    И, подумав, добавил: и мира тоже.
    -Какие же три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
    -Да, Любовь. Терпение. Прощение.
    У: Надеюсь, что и в вашем, и нашем общем доме будет тепло, уютно, радостно всем нам. Постара емся, чтобы так было?
    Дети берут в руки солнышко, подходят к учителю.
    -На части не делится солнце лучистое,
    И вечную землю нельзя разделить,
    Но искорку счастья – луча золотистого
    Мы в силах родным подарить.
    Ученики дарят солнышко родным и близким людям.

  5. Костанайская область
    Узункольский район
    Суворовская средняя школа
    Учитель начальных классов
    Таскенова Жанна Жасулановна
    Тема : Сочинение- описание «Моя семья»
    Цель: научить писать сочинения – описание с использованием прилагательного, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к семье.
    Ход урока
    1.Организационный момент
    А)психологический настрой
    Б)деление на группы (1-Я ГРУППА СИНИЕ ФИГУРКИ, 2-Я ГРУППА –КРАСНЫЕ ФИГУРКИ)
    2. Вступительная беседа
    А)ребус «СЕМЬЯ»
    -Ребята у каждого из вас в руках фигурки, но они не простые. Вам нужно сейчас выложить фигурки так , чтобы у вас получилась буква (1группа) или цифра (2 группа).
    -Ребята мы с вами постараемся написать сочинение-описание о своей семье, т.е. попробуем выразить свои мысли так чтобы было ясно окружающим какая у вас семья и за что вы её любите.
    Б) Кластер
    -А КАКАЯ ГРУППА СЕЙЧАС ПОДУМАЕТ И СКАЖЕТ ,ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ?
    -КАК ДОЛЖНА ВЫГЛЯДЕТЬ СЕМЬЯ?
    -КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖНА ОБЛАДАТЬ НАСТОЯЩАЯ СЕМЬЯ.
    В) Стихотворение К. Ильяшева
    Мой отец родной -аке, Мы живее модной семьёй
    Мама милая -ана, Дружим все- и стар, и млад
    Моя бабушка- аже, И в семье моей большой
    Добрый дедушка -ата. Каждый этой дружбе рад
    Г) стихотворение на казахском языке
    Мудреца Казыбека би
    -Стихотворение ребят прозвучало на одном языке?
    -Оно прозвучало на двух языках, а почему скажите пожалуйста.
    -Да, ребята мы все живём в многонациональном государстве. И наша страна делает всё возможное для создания условий проживания семьи.
    3) Работа с частями речи.
    -Ребята для того, чтобы нам написать сочинение- описание, какая часть речи нам поможет это сделать?
    -Давайте сейчас вспомним , что такое прилагательное?
    -Какие предложения бывают по цели высказывания?
    4)Игра «Придумай» (не повторялось прилагательное и использовать предлоги, союзы, частицы.)
    ПАПА- добрый, но иногда ворчливый
    МАМА- ласковая и милая, к тому же очень строгая
    БАБУШКА- любимая и прекрасная
    ДЕДУШКА- понимающий
    СЕСТРА- умная , чудесная
    БРАТ- шустрый………
    5)Составление плана.
    1. Что такое семья?
    2. Моя семья.
    3. Пожелание всем членам семьи.
    6) Письмо сочинения.
    7) Проверка сочинения
    8) Итог урока
    ID: 6186 | Просмотров: 3633

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *