Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

6 вариантов

  1. Пошаговая инструкция по написанию сочинения .
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо:  сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней
    Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
    Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова
    действительно
    на самом деле
    не могу не согласиться с автором высказывания
    я полностью согласен с …
    вынужден согласиться с …
    я разделяю точку зрения автора высказывания
    я поддерживаю мнение автора
    бесспорно мнение автора о том, что …
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими словами
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте …(называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя …(фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …  и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Общий план:
    1.Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2.Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3.Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки, то есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    !За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Шаг 5. Пишем заключение.
    Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
    Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение № 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
    Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.

  2. Конспект учебного занятия подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей №21» Гриценко Ириной Ивановной.

    Тема: «Как писать сочинение на лингвистическую тему?»

    Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему.
    Знакомим обучающихся с текстом задания из демоверсии 2018 года.
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни п в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.
    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Напоминаем критерии оценивания:

    Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
    Баллы
    С1К1
    Наличие обоснованного ответа
    Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет
    2
    Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса
    1
    Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или
    тезис не доказан, или
    дано рассуждение вне контекста задания, или
    тезис доказан на бытовом уровне
    С1К2
    Наличие примеров-аргументов
    Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте
    3
    Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста.
    но не указал их роли в тексте.
    или
    привёл два примера-аргумента из текста, указав роль
    в тексте одного из них.
    или
    привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте
    2
    Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте
    1
    Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.
    иллюстрирующего тезис,
    пли
    экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста
    С1К3
    Смысловая цельность. речевая связность и последовательность сочинения
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
    –    логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
    –    в работе нет нарушений абзацного членения текста
    2
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью. связностью и последовательностью изложения, но
    допущена одна логическая ошибка, и/или
    в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
    1
    В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный
    замысел.
    но
    допущено более одной логической ошибки, п/пли
    имеется два случая нарушения абзацного членения текста
    С1К4
    Композиционная стройность работы
    Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
    2
    Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но
    допущена одна ошибка в построении текста
    1
    В работе допущено две и более ошибки в построении текста
    Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
    9
    Схема сочинения-рассуждения:
    Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
    А лучше 4. т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Обратимся к высказыванию Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
    Как вы думаете, о чем идет речь? Почему «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
    Вероятно, речь идет о БОГАТСТВЕ языка.
    Судя по словам Паустовского, что можно передать русским словом?
    Все.
    Что можно включить в понятие ВСЕ?
    Первое, что приходит в голову, реалии мира: предметы, явления природы, явления человеческой жизни — много чего. Перечислять нет смысла.
    Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
    Вдали он подобен цветным парусам корабля,
    И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.
    Я знаю веселые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
    И как я тебе расскажу про тропический сад,
    Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
    Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.
    О чем стихотворение?
    Попытка мужчины утешить женщину.
    ГЕРОИНЯ
    Что с ней случилось?
    Скорее всего, ничего конкретного. Но жизнь ее безрадостна, причем давно.
    Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
    Что можно сказать о ее самочувствии, настроении?
    Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
    И руки особенно тонки, колени обняв. (Сидя так, человек погружается в себя)
    Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
    Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
    И как я тебе расскажу…
    Ты плачешь?
    Грусть – это ее обычное состояние?
    Да. Но сегодня особенно тяжело.
    Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв.
    Вряд ли. Слишком просто. Все это имеет название в любом языке. Скорее всего в высказывании Паустовского речь идет о том, что трудно передать словами.
    Что трудно передать словами?
    Чувства, и даже не чувства, а их оттенки, отношения, порывы души. Кроме того, обратите внимание на глагол в высказывании. Не «назвать», а «передать» словом.
    Конечно, это слово имеет и прямое, и переносное значение. Какое прямое? Какое переносное?
    Нужно ли нам передавать названия предметов, признаков, действий внешнего мира? Нет. Они принадлежат всем.
    Передать можно что-то свое, личное, только наше кому-то. Что это?
    Есть ли смысл передавать, если тебя не поймут?
    Это может повлиять на жизнь человека?
    Итак, подберем синонимы к слову «передать» в том значении, в котором его употребил Паустовский.
    Сказать, объяснить, выразить словами, показать, обнаружить.
    Что поможет ощутить наше отношение к тому, о чем мы говорим, наши чувства? Выразительные средства языка.
    Следовательно можно говорить не только о богатстве, но и о ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ способности языка. Выразительность достигается за счет ОБРАЗНОСТИ. Ведь большая часть выразительных средства основана на переносном значении слова.
    Прочитаем стихотворение Н. Гумилева «Жираф».
    Н. Гумилев
    ЖИРАФ
    Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
    И руки особенно тонки, колени обняв.
    Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
    Изысканный бродит жираф.
    Ему грациозная стройность и нега дана,
    И шкуру его украшает волшебный узор,
    С которым равняться осмелится только луна,
    Отметим художественные приемы, которые помогают передать состояние героини?
    Повтор «особенно» помогает понять состояние героини всегда и именно сегодня.
    Эпитет «руки тонки» – судя по всему, реальность грубая, жесткая, жизнь трудная, а женщина хрупкая, нежная. В противостоянии ее с реальностью победит, конечно, реальность, задавит, сомнет.
    Метафора «Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя».
    Если на улице дождь, каково на улице? Какое небо? Каков свет?
    Дождь – метафора безрадостной жизни.
    Метафора «тяжелый туман». Туман не дает увидеть мир. Может быть, за ним есть что-то хорошее?
    Назовите цветовую гамму этого мира.
    Темный, серый, туманный.
    Как вы думаете, так воспринимать реальный мир может только эта женщина?
    Нет, очень многие.
    Кому же посвящено стихотворение?
    А вам бы не хотелось, чтобы в трудную минуту вам кто-нибудь сказал подобные слова?
    Попробуйте прочитать эти стихи, когда тяжело на душе.
    ГЕРОЙ
    Каким образом мужчина пытается утешить женщину?
    По сути он создает другой мир, диаметрально противоположный реальному.
    Каким бы вы назвали этот мир?
    Яркий, солнечный, причудливый, светлый, изысканный.
    Назовите цветовую гамму. Каков свет?
    Жираф – желто-коричневый, золотистый.
    Африка – много солнца, зелени, цветов; тропический сад.
    Даже ночью нет темноты. Луна отражается во влаге озер.
    Цветные паруса.
    Птичий полет – взгляд вверх, в голубое небо.
    Что мы можем увидеть в этом мире? Перечислите предметы этого мира.
    Озеро Чад, жираф, луна, грот, черная дева, молодой вождь, пальмы, травы.
    Почему именно о них говорит герой?
    Все это экзотическое, яркое, это то, чего нет в мире героини.
    Становится понятно, что он чуток и внимателен, что ему больно от того, что она грустна. Потому он и приходит в отчаяние от того, что утешить никак не удается.
    ВЫВОД
    О каких свойствах языка высказывание Паустовского?
    БОГАТСТВО – ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – ОБРАЗНОСТЬ.
    Объясните, как вы понимаете каждое из этих слов.
    Автор: Гриценко Ирина Ивановна

  3. Аннотация:
    Статья предназначена учителям русского языка, стремящимся помочь освоить детям грамматику русского языка, особенно актуальна на этапе подготовки к выпускному сочинению ГИА в 9 класса, дидактический материал изложен доступным для понимания обучающихся языком, что делает данный материал практико-ориентированным.
    Ключевые слова: речеведческие навыки, экзамен по русскому языку, сочинение на лингвистическую тему, методические приёмы работы, построение сочинения, образцы-модели текста.
    В идеологии современного образования именно ученик должен являться субъектом обучения. Однако это станет возможным лишь при условии реализации личностно ориентированного и деятельностного подхода к обу­чению и воспитанию.
    Одна из основных целей изучения русского языка – формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе. Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций осуществляется в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника. Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему позволяет достичь этой цели – цели формирования представления о языке как универсальной ментальной системе.
    Методика работы над сочинением задает новый вектор изучения предмета: как, почему и зачем используются в речи, в процессе коммуникации те или иные языковые реалии. В этом случае сочинение на лингвистическую тему можно рассматривать как письменный аналог проверки усвоения материала, но не столько репродуктивный, сколько поисковый. Исследование ученика в рамках темы требует владения базовыми знаниями по лингвистике и умения оценивать эффективность использования лексических и грамматических средств в предлагаемой речевой ситуации. В своем высказывании ученик ориентируется на вопросы: зачем, почему, как, что говорит автор исходного текста.
    Сочинение на лингвистическую тему представляет собой решение исследовательской задачи. Справиться с ней можно, осуществив основные этапы исследования:
    1. Осознание цели работы («Что я хочу выяснить/доказать?»). Постановка проблемы.
    2. Отбор, наблюдение и изучение явлений, подлежащих исследованию.
    3. Выдвижение гипотез на основе теоретических знаний о языке.
    4. Установление связей изучаемого явления с контекстом (проверка гипотез).
    5. Продумывание плана, логики сочинения.
    6. Формулирование тезиса, вербализация аргумента.
    Как отмечал И.Я. Лернер, исследовательский метод представляет одно из важнейших условий формирования интеллектуального потенциала народа, потому что в ходе решения проблем учащиеся обнаруживают способность использовать знания и умения в новой, нестандартной, непривычной ситуации, умение видеть проблему в другом ракурсе, развивается альтернативное мышление [1, с. 22–23].
    Рамки сочинения определяются учебной задачей, и основным критерием успешности работы является то, насколько глубоко и полно раскрыта тема. По типу речи сочинение на лингвистическую тему может представлять собой высказывание/утверждение, связанное с языком. Ученику предлагается высказать свое суждение, объяснив, как возможно его понять, а также доказать или опровергнуть исходное высказывание.
    Сочинение на лингвистическую тему по типу речи представляет собой сочинение-рассуждение, и предпочтительно не рассуждение-размышление, а доказательство или объяснение. Оно требует умения не только продемонстрировать знание теории языка, но и подтвердить теоретический тезис примерами из конкретного текста. Причем успешнее те работы, в которых приводятся примеры, обосновывающие уместность использования автором языковых реалий в конкретном (выбранном учеником) контексте.
    Кроме развития речемыслительного потенциала ученика сочинение на лингвистическую тему позволяет осмыслить грамматический строй русской речи. Это крайне важно в современных условиях: по наблюдениям учителей, формирование речевых коммуникативных умений подростков отстает по сравнению с ситуацией десяти-пятнадцатилетней давности. Это обусловлено целым рядом факторов, но главным в череде причинно-следственных отношений является тот факт, что книгу, печатное слово, теснят другие источники получения информации: слово, текст визуализируются, озвучиваются (интонируются в соответствии с замыслом авторского коллектива), то есть наполняются вполне конкретным смыслом, и тогда достаточно вспоминания, а не установления логико-грамматических связей с опорой на лингвистические знания. Вот почему принято считать, что книжная культура обеспечивала более прочное усвоение норм родного языка.
    «Исследованиями психологов установлено, что несформированный грамматический строй речи учащихся приводит к тому, что они не усваивают до 20% текстовой информации, – отмечал еще в 2001 году В.Н. Мещеряков. – Так, например, не владея знаниями и умениями анализировать предложения с причастными и деепричастными оборотами и другими формами «обособленной, полупре­дикативной речи», младшие школьники не до конца понимают и не могут пересказать довольно простые тексты. Значит, сформированность грамматического строя речи учащихся имеет не узкопредметное, а общеучебное значение» [2]. К сожалению, подобные ошибки сейчас встречаются и у подростков: чем ниже уровень представлений о грамматическом строе языка, тем хуже степень понимания смысла текста, устного или письменного.
    Сочинение на лингвистическую тему должно войти в активную практику учителя русского языка. Поскольку система языка связана с действительностью через текст, постольку она должна быть в конечном счете им обу­словлена, ибо, функционируя в тексте, система языка призвана удовлетворять требованиям построения текстов, и, следовательно, текст должен обладать объяснительной силой в отношении системы» – утверждает известный психолингвист Л.Н. Мурзин [3].
    Опыт работы показывает, что учитель испытывает определенные затруднения при подборе исходных фраз, тем-тезисов, высказываний о языке. Как известно, в учебно-методическом комплексе под редакцией С.И. Львовой с 5-го по 9-й класс [4] изучение каждого раздела открывается эпиграфом – высказыванием известных лингвистов, писателей о языке. Среди них есть те, которые связаны с пониманием лексического богатства языка, например: «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогаща­ется с быстротой поражающей» (М. Горький), «Нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать русским словом» (К.Г. Паустовский), «Слово дано для того, чтобы свои понятия передавать другому» (М.В. Ломоносов), «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» (А.Н. Толстой), «Словарь – это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке» (А. Франс), «На всех словах – события печать, они дались недаром человеку» (С.Я. Маршак), «Литературный язык, которым мы пользуемся, – это наиболее драгоценное наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен» (Л.В. Щерба). Другие высказывания касаются осознания грамматической структуры родной речи, например: «Разбор слова по составу не только позволяет понять, из чего и как слово построено, но также помогает правильно написать его, четче и тоньше представить его значение и грамматические свойства, а иногда даже проникнуть в святая святых происхождения слова» (Н.М. Шанский), «Грамматика не только учит нас тому, как связать слова… но и позволяет нам связать между собой любые русские слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» (Л.В. Успенский), «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться» (К.Г. Паустовский), «Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств» (Р.А. Будагов), «…словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов). Есть эпиграфы, которые предлагают рассматривать высказывание как речевой поступок, за который нужно нести ответственность, например: «Мы любуемся речью, когда не принуждены бываем угадывать ее смысла; когда в ней предмет развивается легко и последовательно; когда она течет, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно» (И.И. Давыдов), «Письмо – неисчерпаемое дополнение языка, сильнейший рычаг знания» (Я.К. Грот), «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся» (Л.В. Щерба), «Как пишет человек – с ошибками или без них, – характеризует его как личность: правильное письмо – показатель общего развития и общей культуры человека» (М.М. Разумовская), «Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь» (Л.И. Скворцов), «Мастера слова создают удивительно яркие изобразительно-выразительные средства языка, постоянно пополняя его сокровищницу, оттуда любой человек пригоршнями может брать несметные драгоценности» (Г.Я. Солганик), «В слове скрыта самая великая энергия, известная на земле, – энергия человеческого духа» (Ф. Абрамов), «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое» (К.Д. Ушинский), «Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно» (Л.Н. Толстой). Многие из этих афористичных высказываний могут послужить отправным предложением в сочинении на лингвистическую тему.
    Сочинение на лингвистическую тему, которое строится как интерпретация высказывания известного деятеля культуры, науки, может завершать изучаемую тему или его можно предложить написать с опорой на конкретный текст в процессе изучения темы.
    Рассмотрим возможный вариант подготовки к сочинению с опорой на текст по высказыванию Георгия Владимировича Степанова: «…Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», в котором утверждается великое значение единства лексики и грамматики для языка. Это высказывание Георгия Владимировича Степанова, российского филолога, профессора, академика АН СССР [5]. В цитате две смысловые части, следовательно, написать сочинение, в котором будут приведены два аргумента, не составит труда.
    Рассмотрим несколько методических приемов подготовки.
    На наш взгляд, можно предложить ученикам два текста, в которых затруднены грамматико-смысловые связи (табл. 1).
    Дети живо реагируют на вопрос: «Это по-русски?». Большее возмущение, раздражение от непонимания смысла вызывает, как это ни странно, первый текст, написанный русскими словами без соблюдения норм языка. Второй текст воспринимается как шутка-загадка, его с удовольствием переводят и даже пробуют рисовать «героев». После работы с текстовой информацией вывод о взаимосвязи, органичном единстве лексики и грамматики делается легко: лексические средства необходимы, чтобы передать суть содержания, а грамматика, в свою очередь, необходима, чтобы построить предложение, высказать мысль «по-русски», придать ей законченную форму.
    Не менее важно обратить внимание учеников на речевую формулу своего рассуждения в сочинении на лингвистическую тему: риторическая фигура уступки (да.., но…) требует сопоставления в рассуждении, которое должно быть оформлено специальными словами в тексте – текстовыми маркерами [7]. Вот почему на этапе подготовки к сочинению следует для конструирования собственного выказывания активно использовать готовые словесные формулы [8].
    Для оформления общего тезиса сочинения
    Вступление к сочинению:
    – С высказыванием Г.В. Степанова нельзя не согласиться.
    – Сделаем вывод из написанного выше. На примере этого текста можно убедиться, что Г.В. Степанов действительно прав. Нет ничего вокруг человека и в нем самом, что нельзя было бы обозначить словом.
    Для части тезиса, утверждающего важность лексического богатства:
    – Действительно, словарь языка, то есть его лексический состав, содержит много слов, необходимых для того, чтобы назвать предмет и описать его.
    – Люди бережно хранят слова. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек.
    – Для всего, что для человека важно и значительно, было подобрано слово.
    – Если не знаешь названий, то теряется и познание вещей (К. Линней).
    – Человек не останавливается на достигнутом в своем стремлении найти более точное название всему, что представляет для него интерес.
    Для части тезиса, утверждающего необходимость грамматики:
    – Но слова сами по себе не могут выразить мысль. Для этого нужна грамматика.
    – Чтобы мысль была выражена, человек должен не только правильно подбирать слова, но и ставить их в нужную форму, правильно их связать и расставить в соответствующем порядке.
    – Если человек не имеет представления о том, как использовать слова, чтобы получилось связное высказывание, то и мысли свои он изложить не сможет или сумеет выразить лишь «обрывки» мысли.
    – Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношения человека к тому, что он говорит. Чтобы выразить свои мысли, нужна грамматика.
    – Выражение мысли требует логики, а логика – использования синтаксических конструкций, в которые будут «вложены» нужные слова.
    – Чтобы мысль была правильно понята, человек, употребив слова в предложении в определенном порядке, расставляет на уровне грамматики смысловые акценты.
    Построение доказательства – аргумента – в данной работе можно сравнить с «наведением лупы» на исследуемый объект, что мы будем рассматривать как инструмент смыслового декодирования. Из общего объема текста ученик выбирает слово и обосновывает уместность, целесообразность, оправданность его употребления, лексическое своеобразие. Мысленно он отвечает на вопросы: «Что хотел донести до нас автор, говоря так? Почему из ряда существующих в языке синонимов автор выбрал именно это слово / фразеологизм / выражение?» Следующий абзац (или часть абзаца) строится по тому же принципу, но рассуждает ученик о грамматических особенностях текста. Крайне интересным решением представляется случай, когда на основе одного и того же выбранного фрагмента текста приводятся и лексические, и грамматические аргументы одновременно. Вот пример, на наш взгляд, удачной аргументации:
    «Рассмотрим предложение 12: “Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо на­мотал шарф, надел пальто”. Автор В.К. Железняков употребляет слово “взглянув”. Он сообщает нам, что Валера “быстро глянул, посмотрел” на часы – таково лексическое значение слова. Сообщение о поспешности Валериных действий поддерживается и наречием “торопливо”. Но “взглянув” – это не основное действие, а одно из двух вспомогательных, добавочных (взглянув и махнув) при двух основных действиях, выраженных глаголами-сказуемыми “намотал, надел”. Тем не менее деепричастия важны: автор на уровне грамматики подчеркивает, какие действия предшествуют глаголам-сказуемым. Мы понимаем, что все действия протекают быстро, одно за другим, но степень значимости у них разная. Именно о том, что мальчик вдруг быстро засобирался, сообщает нам писатель, когда употребляет эти четыре глагольные формы.
    Автор хорошо чувствует, понимает русский язык. Проведем эксперимент: используем подряд 4 глагола. Вот, что у нас получится: “Валерка взглянул на часы и махнул рукой Юре, в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто”. Время словно стало ощущаться замедленным, действие не таким напряженным, как в авторском варианте. Действительно, мешают выразить мысль неверно употребленные грамматические формы: не адекватные описываемой ситуации и авторскому замыслу. Хорошее владение языком предполагает, что человек умеет выбрать точное слово и употребить его в нужной форме».
    Цитируемое выпускное сочинение свидетельствует о большой предварительной работе учителя. На первый взгляд избыточен второй абзац, но именно он позволяет обучающемуся в последнем предложении сделать правильный вывод по всей экзаменационной работе.
    Нечасто используемый на уроках прием: «А как о __________ сказать иначе?» – стимулирует поисковую деятельность учащихся не только в подборе лексических синонимов на уровне слов, но и побуждает к поиску морфологических и синтаксических синонимических конструкций. Сравнение грамматических синонимов позволяет анализировать оттенки смысла. При изучении глаголов и глагольных форм особенно удачны подобные эксперименты, потому что в речи, в процессе высказывания они позволяют осмыслить лексику и грамматику как единое языковое целое. Много интересных открытий делают ученики при изучении типов подчинительной связи в словосочетаниях, например: а) заячьи лапы – б) заячий след, заячья шапка – в) заячий характер (согласование, но разные разряды прилагательных, разный грамматический смысл); замок на песке – песочные замки (разные типы связи – управление и согласование, но и то и другое словосочетание может употребляться как в прямом, так и в переносном смысле); каменное сердце – сердце из камня (разные типы связи – управление и согласование – при практическом смысловом тождестве); садовые цветы (то есть не домашние, видовая классификация) – цветы из сада; характер героя – героический характер (с изменением типа связи изменился смысл высказывания); хозяйка гостиницы (замена невозможна). Богатый материал для подбора заданий по синтаксической синонимии содержится в пособии для учителя П.А. Леканта [9].
    Предлагаемая памятка с клише помогает ученику на этапе осмысления стоящей перед ним задачи выбрать понятные словесные высказывания, скомпоновать приемлемые варианты решения учебной задачи (первое или вариант в скобках), а также помогает структурировать высказывание, выделить абзацы в сочинении-рассуждении.
    В период подготовки к сочинению ученики пользуются цветными текстовыделителями, обозначая границы тезиса и примера.
    Вариант памятки-клише:
    «Помните! Рассуждение в абзаце обязательно должно иметь тезис и доказательство, также желателен вывод как «последний аккорд» вашей мысли. В случае совпадения вывода и тезиса можно записать их, по-разному сформулировав. Можно, учитывая малый объем сочинения, написать тезис в начале абзаца или в конце как вывод».
    «Лексический» аргумент
    Авторское отношение к ситуации ______ помогают понять многие лексические средства (: синонимы, антонимы, паронимы, диалектизмы, новые и устаревшие слова, слова в прямом и переносном значении). Слово «______» в предложении №___: «Предложение или фрагмент фразы из предложения», – используется в переносном значении (в прямом значении и обозначает/означает _________). Конечно, на самом деле такого быть не может. Говоря так, автор имеет в виду ____________ (, что ____). Используемое в данном контексте слово в переносном значении позволяет лучше понять атмосферу происходящего (абсолютно уместно).
    «Грамматический» аргумент
    Вариант 1. Автор текста мыслит ясно, точно. Это обнаруживается в умении использовать грамматические средства, позволяющие кратко и одновременно доходчиво выражать мысль. Использование простых предложений (№___) соответствует конкретным событиям, произошедшим одно за другим (одновременно). Автору важно привлечь внимание читателей к ______________.
    Вариант 2. В русском языке есть много (несколько) способов для обозначения (представления, понятия о …) действия: глагол, существительное и прилагательное со значением процессуальности (бег, беглый, полет, летучий и т.п.), причастие, деепричастие.
    2а) Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом-сказуемым. В предложении № ____ используется деепричастие «_______» при сказуемом «__________». А) Эти два действия протекают (происходят) одновременно, использование деепричастия позволяет автору указать степень важности одного действия по отношению к другому. Б) Действие, обозначаемое деепричастием, предшествует сказуемому, более того, является условием, при котором возможно основное действие.
    2б) Причастие обозначает признак предмета по действию. До тех пор, пока длится действие, мы можем охарактеризовать предмет, используя причастие. Автор характеризует ____________(предмет) через причастие_______________ и уточняет/дополняет/конкретизирует с помощью зависимых от причастия слов __________________, то есть он думает о , который _____________ .
    Вариант 3. Использование ряда однородных сказуемых «___ , ___ …» в предложении №___ позволяет автору перечислить действия, происходящие одновременно/последовательно. Ряд однородных членов открыт (нет союза и), следовательно, автор допускает, что описываемое событие имеет продолжение / закрыт (есть союз и), перечень действий исчерпан.
    Безусловно, при формировании умения рассуждать на лингвистическую тему уместно будет чередовать формы устной и письменной работы. Опыт показывает, что ученики, заинтересованные в изучении русского языка, стремятся проявить себя, отказываются от предложенных речевых формул, создавая собственные оригинальные рассуждения. Слабо­успевающие ученики, используя предложенный вариант, обретают уверенность в том, что задача написать сочинение на лингвистическую тему им по силам. При организации самостоятельной работы над сочинением учитель может рекомендовать учащимся ознакомиться с книгами известных лингвистов (И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталя, А.Ф Прияткиной, Г.Я. Солганика, Н.Ю. Русовой, Л.Г. Яцкевич и др.), с энциклопедическими изданиями для школьников [10, 11]. Эти материалы дополняют знания ученика об актуальных лексических и грамматических явлениях и процессах, помогают более глубоко осмыслить концепцию сочинения на лингвистическую тему.
    Сочинение на лингвистическую тему оправданно вписывается в общую концепцию изучения русского языка как явления национальной культуры. Методически грамотно проведенная работа учителем-словесником может дать новый импульс его ученикам к изучению языка, осмыслению уникальности и богатства родной речи.
    Литература
    1. Лернер, И.Я. Система методов обучения / И.Я. Лернер. Совершенствование методов обучения русскому языку: сб. ст.: пособие для учителей / сост. А.Ю. Купалова. – М.: Просвещение, 1981. – С. 22–23.
    2. Мещеряков, В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: учебно-метод. пособие для студентов и учителей-словесников / В.Н. Мещеряков. – 3 изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – С. 3.
    3. Мурзин, Л.Н. Связный текст и грамматическая система языка / Л.Н. Мурзин. – Пермь, 1979.
    4. Львова, С.И. Русский язык: учебник для 5–9-х классов / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
    5. Степанов, Г.В. О филологии и филологах / Г.В. Степанов // Энци­клопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. – М.: Педагогика, 1984. С. 5–11.
    6. Петрушевская, Л. Пуськи бятые. Цит. по: Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Торгово-издат. дом «Русское слово – РС», 2001. – С. 61–62.
    7. Антонова, Л.Г. Современные медиамаркеры / Л.Г. Антонова // Материалы международной научной конференции «Интеграционные процессы в коммуникативном пространстве регионов». – Волгоград, 2010. – С. 6–7.
    8. Учебно-метод. материалы для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная (итоговая) аттестация по русскому языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) в 2012 году / авт.-сост. Е.Н. Зверева, Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько / Федеральный институт педагогических измерений [сайт]; Цыбулько, И.П. Изменения в ГИА, которые ждут школу в 2012 году / И.П. Цыбулько // Русский язык : метод. журнал для учителей-словесников, приложение к газете «Первое сентября» (2012. – Янв. – С. 5–9).
    9. Лекант, П.А. Дидактический материал по русскому языку: синтаксическая синонимия / П.А. Лекант, Т.В. Маркелова, Т.С. Монина, Н.Ф. Павлюченкова, Т.Е. Шаповалова. – М.: Торгово-издат. дом «Русское слово – РС», 1999.

  4. Как писать основную часть? Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны: объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка. Предлагаю написать основную часть по следующей СХЕМЕ: Вариант 1. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления, то есть, говоря словами лингвиста, «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди» . Вариант2. Лексика (от греч. lexikos — словесный, словарный) — это совокупность слов. Лексикой называют словарный состав какого-либо языка. Это форма сознания, отображающая мировоззрение человека. Вариант 3. Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию, синтаксис и словообразование. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Вариант 4. Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство» ) – область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена тремя смежными дисциплинами – морфологией, синтаксисом и словообразованием. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Вариант 5. Таким образом, лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом. Что такое лексика? Толкование первой части высказывания Г. Степанова. Что такое грамматика? Толкование второй части высказывания Г. Степанова. Взаимосвязь лексики и грамматики. Далее следуют примеры из текста…

  5. Написание сочинения на лингвистическую тему
    1. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Рассуждая о различных  лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, орфографии, нужно раскрыть важность этих языковых явлений в речевой деятельности.
    2. Как должно быть построено сочинение?
    Поскольку наша задача – написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи (см. критерий С1К4).
    Напомним, что рассуждение состоит из следующих частей:
    1. Вступление – тезис
    2. Основная часть – доказательства + примеры
    3. Заключение – вывод
    3. Как начинать сочинение?
    Начало сочинения – вступление-тезис.
    Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
    Во вступлении вы либо сообщаете о реплике героя иллюстрации и формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи.
    Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более.
    Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
    Рассмотрим несколько вариантов вступления.
    Вариант 1. Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без знаков препинания обойтись невозможно. Попробую это доказать.
    Вариант 2. Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции! Рассмотрим их.
    Вариант 3. Можно ли представить письменную речь без знаков препинания? Так ли нужны нам эти непонятные палочки, точечки, крючочки?.. А может быть, вполне возможно обойтись без них? Облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Попробуем разобраться в этих вопросах.
    Вариант 4. Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны? Давайте разберёмся.
    Обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.
    4. Как писать основную часть?
    Основная часть нашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
    В основной части нужно назвать не менее двух функций (или доказательств) указанного лингвистического понятия и привести минимум по одному примеру на каждую функцию (доказательство).
    ^ См. критерий С1К1.
    Помните, что функции должны быть разные!
    Рассказывая о функциях лингвистического понятия, можно использовать такие вводные слова, как во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д. (не забудьте выделять их запятой!) Но можно обойтись и без них.
    Перед началом работы над этой частью сочинения рекомендую:
    1. сначала вспомнить, в каких случаях употребляется знак/понятие в предложении;
    2. потом ещё раз перечитать текст и выбрать те предложения (слова, выражения), с помощью которых можно проиллюстрировать указанные функции. Эти предложения (слова, выражения) мы будем использовать в своём сочинении в качестве примеров.
    Только после этого можно приступать к оформлению основной части сочинения.
    5. Как оформлять примеры в сочинении?
    Во-первых, помните о требованиях к примерам (см. критерий С1К2):
    • примеров должно быть не менее 2;
    • примеры должны быть из указанного текста;
    • примеры должны иллюстрировать разные функции лингвистического понятия;
    • каждый пример должен соответствовать указанной функции;
    • пример без указания на функцию не учитывается.
    Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
    1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью.
    Например: В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину – не догадался».
    Или предложение заключается в скобки.
    Например: Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек).
    В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
    Например: Мне кажется, что контекстуальными будут антонимы в предложении №6: “…сказка заставляет…тревожиться, радоваться”.
    2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
    Например: Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Или В тексте имеются парные знаки препинания: кавычки (предложение № 1), запятые (предложения № 1,15) и скобки (предложения № 16).
    3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
    • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
    • Проиллюстрировать названную функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.
    • Пример использования запятой в … функции можно найти в предложении … .
    • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
    • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
    • Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
    Советую также в основной части упомянуть фамилию автора текста, из которого вы берёте предложения для цитирования.
    Например, так:  Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово “пора” (предложение № 16) можно написать так, как мы его слышим: “пара”.
    6. О чём писать в заключении?
    Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
    Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания героя иллюстрации о сущности языкового явления.
    В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу и т.д.
    Помните, что они выделяются запятой!
    А также выражения: я думаю, я считаю, по моему мнению, по-моему, на мой взгляд, я убеждён, я уверен в том, что…и т.д.
    Рассмотрим несколько образцов заключения:
    Образец 1. Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Так что без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
    Образец 2. Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
    Образец 3. Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
    Образец 4. Итак, выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом.
    Образец 5.  Я убеждён, что орфография не враг нам, а друг: она помогает правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!
    7. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
    Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему (критерий С2К3).
    Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев:
    • 1 абзац – тезис,
    • 2 абзац – функция или довод №1 с примером или примерами,
    • 3 абзац – функция или довод №2 с примером или примерами,
    • 4 абзац – вывод.
    Данные сочинения обязательно должны иметь примеры из конкретного текста. Образцы 8 и 9 демонстрируют то, как нужно оформлять примеры из текста в сочинении.
    1. Роль вводных слов и предложений
    Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
    Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).
    А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).
    В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.
    Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.
    2. Роль цитат в речи
    Цитата (от лат. cito – вызываю, привожу) – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова. Цитата обычно приводится для подкрепления излагаемой мысли авторитетным высказыванием или для критики цитируемой мысли. Область употребления цитат обширна: цитаты используют в публицистическом стиле, в текстах научного стиля, в художественных текстах. В зависимости от этого цитаты выполняют разную роль в речи.
    В публицистическом тексте обращение к цитатам – экономный и убедительный прием, позволяющий представить читателю факты, обобщить их, подтвердить свое мнение ссылкой на авторитетный источник. Для журналиста это средство не только убеждения, но и эмоционального воздействия.
    В текстах научного стиля, например, в лингвистических исследованиях, цитаты играют роль иллюстративного материала, а в словарях, справочниках и других научных трудах приводятся как образцы литературной речи.
    В художественном тексте, как правило, цитируется прямая речь литературных героев, поэтому цитата не только заключает в себе ту или иную информацию, необходимую для развития сюжета, но и выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя, у которого своя манера речевого поведения. По тому, как он выбирает и произносит слова, мы судим о пристрастии персонажа к книжной речи или, напротив, к диалекту, просторечию, узнаём, предпочитает ли он ласковую или грубую форму выражения, искреннюю или фальшивую интонацию.
    Таким образом, цитаты очень важны в речи.
    3. Роль однородных членов предложения в речи
    Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.
    Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным (пример из текста).
    Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий (пример из текста).
    В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы (пример из текста).
    Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.
    4. Роль риторических вопросов в тексте
    Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?
    Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем (пример из текста).
    Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме (пример из текста).
    Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.
    5. Роль средств выразительности в речи
    В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.
    Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной (пример из текста).
    Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность (пример из текста).
    Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем (пример из текста)
    Без выразительности, речь была бы бедной и невыразительной.
    6. Роль архаизмов в речи
    Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?
    Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов (пример из текста).
    Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи (пример из текста).
    Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.
    7. Разряды и функции частиц в русском языке
    Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки, значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
    Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).
    Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).
    Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).
    Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.
    8. Зачем нужно двоеточие?
    Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
    «Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.
    Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
    Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).
    В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
    Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
    9. Зачем нужно тире?
    Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
    Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.
    Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества, противоположности, следования (внезапного или закономерного).
    Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не догадался».
    Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса.
    Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М. Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.
    10. Зачем нужна орфография?
    Сегодня много говорят о том, что орфографическая грамотность очень низка. В письменной речи без знания правил орфографии обойтись невозможно. Иногда мы злимся, получив плохую оценку: “И зачем нужна эта орфография! Ведь и без неё слова понятны!” Оказывается, не всегда.
    Орфография нужна, чтобы любой правильно понимал значение прочитанного слова. Так, например, в тексте М.Пришвина слово “пора” (предложение № 16)можно написать так, как мы его слышим: “пара”. Но тогда изменится смысл слова. А это недопустимо! Могут встретиться, конечно, слова, написание которых мы не знаем. Тогда нас выручит орфографический словарь. Чем чаще мы будем писать такие слова, тем быстрее мы запомним их написание.
    Я считаю, что орфография не враг нам, а друг: она помогает  правильно, точно передавать мысли. А мы и учим эти правила для того, чтобы облегчить понимание наших мыслей другим. Без орфографии современному человеку не обойтись!
    ^ Источник сочинения – учебно-методическое пособие “Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010” по ред. Н.А.Сениной.
    Внимание! В данном сочинении приводится всего один пример из указанного текста, а надо два!
    11.Роль антонимов в речи
    Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.
    В тексте В.Пескова они есть: “хорошие и плохие” люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контарстное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: “…сказка заставляет…тревожиться, радоваться”. На самом деле антонимом к слову “радоваться” будет слово “грустить”, но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.
    Без антонимов наша речь была бы намного беднее.
    ^ Источник сочинения – учебно-методическое пособие “Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010” по ред. Н.А.Сениной.
    12. Зачем надо изучать морфологию?
    Морфология – это раздел грамматики, изучающий части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т.д.) и их формы. Без знания частей речи в русском языке не обойтись.
    Во-первых, от знания частей речи зависит письменная грамотность человека, ведь многие орфографические правила основаны на умении определять часть речи конкретного слова. Например, употребление мягкого знака на конце слова после шипящих зависит прежде всего от того, какой частью речи является данное слово. Если это существительное 3 склонения, то “ь” на конце пишется (дочь, роскошь и т.д.), а если это , допустим, краткое прилагательное, то “ь” не пишется (могуч, дремуч). Или существительное “ожог” пишется с гласной “о” после шипящей в корне, а глагол “ожёг” – с гласной “ё”.
    Во-вторых, знание частей речи формирует у человека пунктуационную грамотность. Например, такая часть речи, как междометие (ох, ай, ну и т.д.), на письме всегда выделяется запятыми.
    Таким образом, морфология – очень важный раздел науки о языке.

  6. – Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход ко второй части сочинения.
    Как писать основную часть?

    Требования к основной части

    1. Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
    2. В основной части вы должны назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста, иллюстрирующие лексическое и грамматическое явления.
    Основная часть состоит из двух частей:
    лексическое явление (его название, комментарий, пример из текста) и
    грамматическое явление (его название, комментарий, пример из текста)
    ___________________________________________________________________________
    – Что имеет в виду автор, говоря о словаре?
    Словарь – это лексика, словарный запас человека.
    – Какова роль лексики в речи?
    Лексика всегда выражает мысли, чувства, настроения, отношение
    к событиям, действиям, поступкам человека.
    ___________________________________________________________________________
    – Что имеет в виду автор, говоря о грамматике?
    Грамматический строй языка, употребление словосочетаний, предложений, синтаксических конструкций
    Грамматика = морфология + синтаксис
    – Какова роль грамматика в речи?
    Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей.
    ___________________________________________________________________________
    О чем писать в заключении?
    Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.
    Требования к заключению
    1. Заключение не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
    2. Заключение представляет собой вывод о справедливости высказывания героя иллюстрации о сущности языкового явления.
    Образцы заключения:
    1.Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был Г.Степанов, утверждавший, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».
    2.Итак, мы пришли к выводу, что утверждение Г.Степанова является справедливым.
    3.Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
    4.Таким образом, смысл высказывания Г. Степанова я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса, пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
    5.Таким образом, в том, как мыслит и о чем говорит человек, заключается его сущность.
    6. В заключение хотелось бы сказать, что утверждение Г.Степанова абсолютно справедливое.
    7. Итак, мы убедились в том, что лексика и грамматика влияют на то, как мыслит и говорит человек.
    8. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания Г.Степанова.
    Несколько советов в заключение:
    1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!
    1 абзац – тезис,
    2 абзац – функция или довод №1 с примером или примерами,
    3 абзац – функция или довод №2 с примером или примерами,
    4 абзац – вывод.
    2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.
    3.Почерк – разборчивый, аккуратный.
    4. Помните: ваш ответ на вопрос – гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста, а не его пересказ!
    5. Используйте в работе высказывания о языке и речи известных лингвистов, писателей.
    Высказывания о языке и речи известных лингвистов, писателей
    Многие из нас не понимают, какое великое богатство – словарь и грамматика. (С.Я. Маршак)
    Самая большая ценность народа – это язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чем он говорит. (Д.С. Лихачев)
    Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. (Д.С. Лихачев)
    С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, звено между душою и телом, духом и плотью. (В.И. Даль)
    Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. (В.И. Даль)
    Норма, как зоркий страж, подстерегает зазевавшегося на каждом шагу: при произношении слов, при склонении или спряжении их, при построении предложений. В.И. Максимов (ученый лингвист)
    Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К.Д. Ушинский)
    Самая изменчивая часть языка – это словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все знамения жизни. (А.И. Спрун)
    Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в тексте. И по тому, как человек говорит (или пишет), мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности…
    Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». (Д.С. Лихачев)
    Всё наше достоинство заключено в мысли. Будем же учиться хорошо мыслить. (Б. Паскаль)

    Функция №6. СРЕДСТВО СМЯГЧЕНИЯ РЕЗКОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ПЛАНА ВЫСКАЗЫВАНИЯ К ДРУГОМУ
    Каковы функции суффиксов?
    Функция №1 – МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ.
    Суффикс отвечает за образование нужной части речи (существительного, прилагательного, глагола, наречия и др.)
    Например, с помощью суффикса -ИЗН- от прилагательного БЕЛЫЙ можно образовать существительное со значением признака БЕЛИЗНА, а используя суффикс -ЕНИ-, от глагола ЦВЕСТИ можно получить существительное ЦВЕТЕНИЕ со значением действия.
    Функция № 2 – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ.
    Суффисы могут придать слову нужную эмоциональную окраску (пренебрежительную, уменьшительную, преувеличительную, восторженную и т.д.)
    Например, суффикс -ЕНЬК- (тоненький, светленький, толстенький и др.) – имеет значение уменьшительно-ласкательное, а суффиксы -ИЩ- (иглища) и -ЕНН- (толстенный) – увеличительно-неодобрительное.
    Суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету: негативное или положительное, восторженное или насмешливое, ласкательное или ироничное.
    Например, суффикс -ЁНК- в слове ЛОШАДЁНКА демонстрирует положительное или ироничное (в зависимости от контекста) отношение говорящего к данному предмету.
    Вслушайтесь в те суффиксы, которые чаще произносит собеседник, проанализируйте их и вы поймете отношение его к данному предмету, скрытый смысл происходящего.
    Функция № 3 – ЗНАКОВАЯ.
    Некоторые суффиксы преобразуют иноязычные слова в знакомые нам формы русского языка, придавая им понятную нам физиономию. Ведь если к чужому корню добавить знакомый суффикс, слово становится близким, домашним и понятным.
    Например, сравнительно недавно появившееся в русском языке слово ПИАРЩИК происходит от существительного ПИАР, которое, в свою очередь, образовалось от англ. PR, сокр. от public relations, буквально: «связи с общественностью». Благодаря часто употребляемому русскому суффиксу -ЩИК-, который в данном случае использован для образования существительного со значением лица по роду деятельности, это слово становится понятным.
    Материал к сочинению на тему “Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?”
    На протяжении столетий лексика терпит постоянные изменения. Многие слова изменяются, не сохраняя своего первоначального значения. А некоторые слова совсем исчезают из обихода. Есть такое понятие – устаревшая лексика. И слова, и выражения, которые входят в понятие устаревшей лексики, называют историзмами и архаизмами.
    Историзмами называют слова, которые перестали употреблять, потому что исчезли из обращения предметы, которые они обозначали. Например: посадник, жупан. Историзмы еще можно встретить, но не в обычном общении, а в исторических, научных и некоторых, художественных изданиях.
    Архаизмами называют слова, которые почти не употребляются в современной лексике из-за того, что предметы или явления, которые они обозначали, со временем стали иметь другое название.
    Процесс устаревания слов – неизбежность. И все-таки устаревающие слова находят свое применение и в современной речи. Почему?
    Во-первых, применение устаревших слов в художественном произведении или в сценариях исторических фильмов позволит сделать акцент на времена, в которые разворачивается сюжетная линия, а также точно передать веяния и особый стиль описанной эпохи.
    Во-вторых, употребление устаревших слов, в основном архаизмов, может определить стилистику текста и наполнить его некой торжественностью.
    В-третьих, в художественной литературе архаизмы широко используются и в сатирических целях.
    В-четвёртых, без устаревших слов никак не обойтись, работая над научно-исследовательскими материалами.
    Слова, переставшие активно использоваться в языке, исчезают из него не сразу. Какое-то время они ещё понятны говорящим на данном языке, известны по художественной литературе, хотя повседневная речевая практика уже не испытывает в них потребности. Такие слова составляют лексику пассивного запаса и приводятся в толковых словарях с пометкой «устар».
    Известны случаи возрождения устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец, начдив, нарком и т.д. В 20-е гг. из состава пассивной лексики было извлечено слово вождь, которое ещё в пушкинскую эпоху воспринималось как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется.
    Невзирая на то что архаизмы и историзмы постепенно уходят из нашего обихода, полностью забывать их не стоит.
    Материал к сочинению на тему “Роль эпитетов в художественной речи”
    Что такое ЭПИТЕТ?
    Эпи?тет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь), глаголом («желание забыться»).
    Эпитет — слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову(выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.
    2. Роль эпитетов в художественной речи:
    усиливают выразительность, образность языка произведения;
    придают художественную, поэтическую яркость речи;
    обогащают содержание высказывания;
    выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
    создают живое представление о предмете;
    оценивают предмет или явление;
    вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
    помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
    Для заключения
    Представьте себе, что в нашем языке нет эпитетов. Мы не имеем возможности описать словесно какой-то предмет или явление. Представили? И сразу станет понятно, зачем нужны эпитеты. Скучным, серым и однообразным был бы наш язык без эпитетов. А поэзии не было бы вообще.
    Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
    Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса:
    что хочу написать, как написать и для чего написать.
    Максим Горький
    Сочинение – это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого экзаменуемый создаёт собственный текст.
    ___________________________________________________________________________
    Сочинение на лингвистическую тему –
    сочинение, основным содержанием которого является именно лингвистический материал,
    – сочинение, в котором необходимо рассуждать о различных лингвистических понятиях: о знаках препинания, о синонимах, об антонимах, о фразеологизмах, о частицах, об орфографии и т.д.
    _________________________________________________________________________
    Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.
    Структура сочинения- рассуждения:
    Тезис (положение, которое необходимо доказать)
    Аргументы (доказательства)
    Вывод
    Алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
    Сформулировать ТЕЗИС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *