Подготовьте развернутые планы сочинений на темы в чем пафос памятника
9 вариантов
и послкдний тоже есть
План сообщения на тему: «Моё отношение к героям “Слова…”».
1. Вступление. Все герои «Слова…» реальные исторические личности, дела которых влияли на ход истории Древней Руси. Но на отношение читателя к ним влияют не столько их деяния, сколько их оценка самим автором «Слова…».
2. Основная часть.
а) Отношение к князю Игорю. Князь Игорь — центральный герой «Слова…». Его действия повлекли страшное для Руси бедствие, открыли дорогу хищным половцам. Но автор не судит Игоря строго. Князь – удалой, отважный юноша, не сумевший смирить душевный порыв. Он вызывает не осуждение, а сострадание, по нему скорбит вся русская земля. В конце мы вместе с автором радуемся его освобождению из плена и возвращению домой.
б) Отношение к князю Святославу. Князь Святослав вызывает уважение своей мудростью, искренним беспокойством за Русь, горячим желанием помочь братьям, не оставить их в беде. Именно в уста Святослава, «старого сокола», вкладывает автор заветные для себя слова об объединении Руси.
в) Отношение к Ярославне. Образ Ярославны вызывает необыкновенно нежные чувства. Она самоотверженна и бесконечно предана мужу. Она подает пример истинной спасительной любви, бесстрашно взывает к силам природы, оберегает Игоря на всем его пути домой.
г) Отношение к русским князьям. Все они мудрые правители и храбрые войны. Но вызывает досаду их нежелание прийти на помощь киевским князьям в борьбе против половцев.
3. Заключение. Смысл «Слова…» в поучении. Автор поучает русских князей, что их сила – в союзничестве и единстве Руси. Одновременно автор «Слова…» учит и простых слушателей тому, как на примере великих князей можно учиться мужеству, мудрости, дальновидности и беззаветной любви.
План по сочинению:
1. Вступление
2. Композиция и деление слова на тематические части
3. Природа и его роль в “Слове”, применение средств худ. выразительности в “Слове”
4. Заключение
Сочинение – “В чём актуальность этого произведения в наши дни?”
Природа бытия “Слова” является непознанной до сих пор, многочисленные изучения не привели к какому либо конкретному результату. “Слово” как поэма, песнь, повесть, тем самым – большое объединение жанров. Древнерусский фольклор, в самом его красочном представлении. “Слово” является великим достоянием литературы 12 века.
“Слово” не имеет авторства, но можно смело утверждать, что его создатель был высоко образованным человеком. В произведении четко передана историческая эпоха того времени. Все “Слово” делится на три части:
1. Поход великого князя Игоря
2. Святославу снится вещий сон / “Золотое слово” Святослава, в котором он упрекает князей – Игоря и Всеволода за чрезмерную самонадеянность и призывает всех к объединению против эффективной борьбы с половцами. Тут же важен и “Плачь Ярославны”.
3. Побег князя из плена
Композиционный строй поэмы
Первая часть как вступление
Вторая часть как рассуждение. Здесь Святослав призывает князей не дробится, а объединится на всеобщее благо. Лирическим концом во второй части, является плач Ярославны, скорбный и несчастный…
«О Русская земля! ты уже за холмом!»; «за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святославича»
Третья часть завершающая, в которой князь спасается и возвращается из плена.
Вы только посмотрите как выстроена поэма, очень лаконично и размеренно. Каждая часть, каждый эпизод на своем законном месте, отсутствует разрыв. Поэма обладает не только исторически-просветительской функцией, но и философской (“золотое слово” Святослава”) и лирической (плач Ярославны). Также стоит заметить не мало важную роль в поэме играет – природа. Она олицетворяет собой опасность, выступает как и союзник так и враг для князя Игоря..
Применение в “Слове” образов – символ. Солнце как добрый союзник, предупреждающий князя об опасности…
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
(отрывок из поэмы)
Див (мифическое существо) олицетворяющие вражеские силы, также, это снова прием образ-символ *символичность* (за счет образа-символа, создается ощущение таинственности, неведомой опасности)
Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре
(отрывок из поэмы)
Именно по приведенным выше аргументам “Слово” является по праву уникальным произведением и по сей день.
“Слово о полку Игореве” — величайший памятник древнерусской литературы.
В “Слове о полку Игореве” говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско.
Историческая подоплека событий, описываемых древним русским поэтом, такова: в 1184 году русские князья во главе с киевским князем Святославом разбили половцев. Опасность, казалось бы, отступила от Русской земли. Князь Игорь в том походе не участвовал по причине того, что поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя.
Основной пафос “Слова о полку Игореве” — призыв автора к князьям объединиться на благо земли Русской и дружно выступить против половцев.
Нет никаких сомнений в том, что “Слово… ” написано патриотом своей родной земли. Теплое чувство любви к родине проявляется в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.
Русь, весь русский народ является главным героем древней поэмы. “Слово о полку Игореве” оставляет ощущение Родины как огромного пространства: бескрайние леса, поля, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, города Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, — вся Русская земля введена в круг повествования.
Образ Родины с ее реками, городами, людьми русскими противопоставлен образу пустынной половецкой степи, “стране незнаемой”, с ее болотами и “грязевыми местами”.
Но как ни храбры русские воины, как ни мужественны их предводители, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Выразителем этой идеи в поэме является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли и прекращению раздоров.
Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. И действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники Родины.
“Слово о полку Игореве” — величайший памятник древнерусской литературы.
В “Слове о полку Игореве” говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско.
Историческая подоплека событий, описываемых древним русским поэтом, такова: в 1184 году русские князья во главе с киевским князем Святославом разбили половцев. Опасность, казалось бы, отступила от Русской земли. Князь Игорь в том походе не участвовал по причине того, что поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя.
Основной пафос “Слова о полку Игореве” — призыв автора к князьям объединиться на благо земли Русской и дружно выступить против половцев.
Нет никаких сомнений в том, что “Слово… ” написано патриотом своей родной земли. Теплое чувство любви к родине проявляется в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.
Русь, весь русский народ является главным героем древней поэмы. “Слово о полку Игореве” оставляет ощущение Родины как огромного пространства: бескрайние леса, поля, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, города Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, — вся Русская земля введена в круг повествования.
Образ Родины с ее реками, городами, людьми русскими противопоставлен образу пустынной половецкой степи, “стране незнаемой”, с ее болотами и “грязевыми местами”.
Но как ни храбры русские воины, как ни мужественны их предводители, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Выразителем этой идеи в поэме является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли и прекращению раздоров.
Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. И действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники Родины.
«Слово о полку Игореве» — произведение очень сложное и необычное, в нём очень много литературных заимствований из разных произведений — «Песни о Роланде», «Энеиды» Вергилия, «Илиады» Гомера, Священного писания и других известных тогда источников. Однако несмотря на сложный состав и несколько смысловых слоёв произведения, основное направление мысли автора неизменно — он осуждает княжеские раздоры, осуждает раздробленность Русской земли, которая к тому моменту представляла собой лоскутное одеяло, объединённое только единой религией — православием, осуждает самовлюблённость и спесь местечковых властителей. Идеалом для автора является Киевская Русь, могучее, единое государство, способное защитить своих подданных от различных внешних опасностей и заслужить опасливое уважение со стороны соседей. Слава Русской земли закатилась как вечернее солнце, автор это очень хорошо чувствует и инстинктивно выражает понимание исторически неизбежного процесса угасания древнеславянского этноса. Грядёт ночь — период безвременья, беззащитности людей, смуты и брожения в умах, который под силу преодолеть только новому объединению.
Такое объединение произойдёт лишь спустя двести лет, когда возвысится Москва, и из недр умершего восточнославянского этноса родятся новые братские этносы, полные жизни и жажды деятельности: великорусский, белорусский и украинский.
Во времена же написания «Слова о полку Игореве» до этого было ещё очень далеко, однако автор, как человек художественно проницательный, угадал грозящую русским землям внешнюю опасность. Он не знал, как её выразить, поэтому и преувеличил беды, причиняемые половцами. Но основное направление его мысли подтвердилось спустя полвека, когда разрозненные княжества, истощённые взаимной борьбой и недоверием, легко стали добычей монгольской армии Батыя.
Человек, ищущий славы только себе, несмотря на всё своё благородство и проявляемый героизм, всегда в конечном итоге принесёт несчастье соплеменникам, потому что народная сила — в единстве, в понимании действительных интересов и целей развития своего народа. Это основной пафос «Слова…», и он неизменен.
«Слово о полку Игореве» — произведение очень сложное и необычное, в нём очень много литературных заимствований из разных произведений — «Песни о Роланде», «Энеиды» Вергилия, «Илиады» Гомера, Священного писания и других известных тогда источников. Однако несмотря на сложный состав и несколько смысловых слоёв произведения, основное направление мысли автора неизменно — он осуждает княжеские раздоры, осуждает раздробленность Русской земли, которая к тому моменту представляла собой лоскутное одеяло, объединённое только единой религией — православием, осуждает самовлюблённость и спесь местечковых властителей. Идеалом для автора является Киевская Русь, могучее, единое государство, способное защитить своих подданных от различных внешних опасностей и заслужить опасливое уважение со стороны соседей. Слава Русской земли закатилась как вечернее солнце, автор это очень хорошо чувствует и инстинктивно выражает понимание исторически неизбежного процесса угасания древнеславянского этноса. Грядёт ночь — период безвременья, беззащитности людей, смуты и брожения в умах, который под силу преодолеть только новому объединению.
Такое объединение произойдёт лишь спустя двести лет, когда возвысится Москва, и из недр умершего восточнославянского этноса родятся новые братские этносы, полные жизни и жажды деятельности: великорусский, белорусский и украинский.
Во времена же написания «Слова о полку Игореве» до этого было ещё очень далеко, однако автор, как человек художественно проницательный, угадал грозящую русским землям внешнюю опасность. Он не знал, как её выразить, поэтому и преувеличил беды, причиняемые половцами. Но основное направление его мысли подтвердилось спустя полвека, когда разрозненные княжества, истощённые взаимной борьбой и недоверием, легко стали добычей монгольской армии Батыя.
Человек, ищущий славы только себе, несмотря на всё своё благородство и проявляемый героизм, всегда в конечном итоге принесёт несчастье соплеменникам, потому что народная сила — в единстве, в понимании действительных интересов и целей развития своего народа. Это основной пафос «Слова…», и он неизменен.
«Слово о полку Игореве» — произведение очень сложное и необычное, в нём очень много литературных заимствований из разных произведений — «Песни о Роланде», «Энеиды» Вергилия, «Илиады» Гомера, Священного писания и других известных тогда источников. Однако несмотря на сложный состав и несколько смысловых слоёв произведения, основное направление мысли автора неизменно — он осуждает княжеские раздоры, осуждает раздробленность Русской земли, которая к тому моменту представляла собой лоскутное одеяло, объединённое только единой религией — православием, осуждает самовлюблённость и спесь местечковых властителей. Идеалом для автора является Киевская Русь, могучее, единое государство, способное защитить своих подданных от различных внешних опасностей и заслужить опасливое уважение со стороны соседей. Слава Русской земли закатилась как вечернее солнце, автор это очень хорошо чувствует и инстинктивно выражает понимание исторически неизбежного процесса угасания древнеславянского этноса. Грядёт ночь — период безвременья, беззащитности людей, смуты и брожения в умах, который под силу преодолеть только новому объединению.
Такое объединение произойдёт лишь спустя двести лет, когда возвысится Москва, и из недр умершего восточнославянского этноса родятся новые братские этносы, полные жизни и жажды деятельности: великорусский, белорусский и украинский.
Во времена же написания «Слова о полку Игореве» до этого было ещё очень далеко, однако автор, как человек художественно проницательный, угадал грозящую русским землям внешнюю опасность. Он не знал, как её выразить, поэтому и преувеличил беды, причиняемые половцами. Но основное направление его мысли подтвердилось спустя полвека, когда разрозненные княжества, истощённые взаимной борьбой и недоверием, легко стали добычей монгольской армии Батыя.
Человек, ищущий славы только себе, несмотря на всё своё благородство и проявляемый героизм, всегда в конечном итоге принесёт несчастье соплеменникам, потому что народная сила — в единстве, в понимании действительных интересов и целей развития своего народа. Это основной пафос «Слова…», и он неизменен.
и послкдний тоже есть
План сообщения на тему: «Моё отношение к героям “Слова…”».
1. Вступление. Все герои «Слова…» реальные исторические личности, дела которых влияли на ход истории Древней Руси. Но на отношение читателя к ним влияют не столько их деяния, сколько их оценка самим автором «Слова…».
2. Основная часть.
а) Отношение к князю Игорю. Князь Игорь — центральный герой «Слова…». Его действия повлекли страшное для Руси бедствие, открыли дорогу хищным половцам. Но автор не судит Игоря строго. Князь – удалой, отважный юноша, не сумевший смирить душевный порыв. Он вызывает не осуждение, а сострадание, по нему скорбит вся русская земля. В конце мы вместе с автором радуемся его освобождению из плена и возвращению домой.
б) Отношение к князю Святославу. Князь Святослав вызывает уважение своей мудростью, искренним беспокойством за Русь, горячим желанием помочь братьям, не оставить их в беде. Именно в уста Святослава, «старого сокола», вкладывает автор заветные для себя слова об объединении Руси.
в) Отношение к Ярославне. Образ Ярославны вызывает необыкновенно нежные чувства. Она самоотверженна и бесконечно предана мужу. Она подает пример истинной спасительной любви, бесстрашно взывает к силам природы, оберегает Игоря на всем его пути домой.
г) Отношение к русским князьям. Все они мудрые правители и храбрые войны. Но вызывает досаду их нежелание прийти на помощь киевским князьям в борьбе против половцев.
3. Заключение. Смысл «Слова…» в поучении. Автор поучает русских князей, что их сила – в союзничестве и единстве Руси. Одновременно автор «Слова…» учит и простых слушателей тому, как на примере великих князей можно учиться мужеству, мудрости, дальновидности и беззаветной любви.
План по сочинению:
1. Вступление
2. Композиция и деление слова на тематические части
3. Природа и его роль в “Слове”, применение средств худ. выразительности в “Слове”
4. Заключение
Сочинение – “В чём актуальность этого произведения в наши дни?”
Природа бытия “Слова” является непознанной до сих пор, многочисленные изучения не привели к какому либо конкретному результату. “Слово” как поэма, песнь, повесть, тем самым – большое объединение жанров. Древнерусский фольклор, в самом его красочном представлении. “Слово” является великим достоянием литературы 12 века.
“Слово” не имеет авторства, но можно смело утверждать, что его создатель был высоко образованным человеком. В произведении четко передана историческая эпоха того времени. Все “Слово” делится на три части:
1. Поход великого князя Игоря
2. Святославу снится вещий сон / “Золотое слово” Святослава, в котором он упрекает князей – Игоря и Всеволода за чрезмерную самонадеянность и призывает всех к объединению против эффективной борьбы с половцами. Тут же важен и “Плачь Ярославны”.
3. Побег князя из плена
Композиционный строй поэмы
Первая часть как вступление
Вторая часть как рассуждение. Здесь Святослав призывает князей не дробится, а объединится на всеобщее благо. Лирическим концом во второй части, является плач Ярославны, скорбный и несчастный…
«О Русская земля! ты уже за холмом!»; «за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святославича»
Третья часть завершающая, в которой князь спасается и возвращается из плена.
Вы только посмотрите как выстроена поэма, очень лаконично и размеренно. Каждая часть, каждый эпизод на своем законном месте, отсутствует разрыв. Поэма обладает не только исторически-просветительской функцией, но и философской (“золотое слово” Святослава”) и лирической (плач Ярославны). Также стоит заметить не мало важную роль в поэме играет – природа. Она олицетворяет собой опасность, выступает как и союзник так и враг для князя Игоря..
Применение в “Слове” образов – символ. Солнце как добрый союзник, предупреждающий князя об опасности…
Но, взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
(отрывок из поэмы)
Див (мифическое существо) олицетворяющие вражеские силы, также, это снова прием образ-символ *символичность* (за счет образа-символа, создается ощущение таинственности, неведомой опасности)
Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре
(отрывок из поэмы)
Именно по приведенным выше аргументам “Слово” является по праву уникальным произведением и по сей день.
“Слово о полку Игореве” — величайший памятник древнерусской литературы.
В “Слове о полку Игореве” говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско.
Историческая подоплека событий, описываемых древним русским поэтом, такова: в 1184 году русские князья во главе с киевским князем Святославом разбили половцев. Опасность, казалось бы, отступила от Русской земли. Князь Игорь в том походе не участвовал по причине того, что поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя.
Основной пафос “Слова о полку Игореве” — призыв автора к князьям объединиться на благо земли Русской и дружно выступить против половцев.
Нет никаких сомнений в том, что “Слово… ” написано патриотом своей родной земли. Теплое чувство любви к родине проявляется в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.
Русь, весь русский народ является главным героем древней поэмы. “Слово о полку Игореве” оставляет ощущение Родины как огромного пространства: бескрайние леса, поля, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, города Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, — вся Русская земля введена в круг повествования.
Образ Родины с ее реками, городами, людьми русскими противопоставлен образу пустынной половецкой степи, “стране незнаемой”, с ее болотами и “грязевыми местами”.
Но как ни храбры русские воины, как ни мужественны их предводители, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Выразителем этой идеи в поэме является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли и прекращению раздоров.
Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. И действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники Родины.
“Слово о полку Игореве” — величайший памятник древнерусской литературы.
В “Слове о полку Игореве” говорится об историческом событии: неудачном походе на половцев князя Новгород-Северской земли Игоря Святославовича в 1185 году, в котором он потерпел поражение и потерял войско.
Историческая подоплека событий, описываемых древним русским поэтом, такова: в 1184 году русские князья во главе с киевским князем Святославом разбили половцев. Опасность, казалось бы, отступила от Русской земли. Князь Игорь в том походе не участвовал по причине того, что поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя.
Основной пафос “Слова о полку Игореве” — призыв автора к князьям объединиться на благо земли Русской и дружно выступить против половцев.
Нет никаких сомнений в том, что “Слово… ” написано патриотом своей родной земли. Теплое чувство любви к родине проявляется в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам.
Русь, весь русский народ является главным героем древней поэмы. “Слово о полку Игореве” оставляет ощущение Родины как огромного пространства: бескрайние леса, поля, “синее море”, Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, города Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, — вся Русская земля введена в круг повествования.
Образ Родины с ее реками, городами, людьми русскими противопоставлен образу пустынной половецкой степи, “стране незнаемой”, с ее болотами и “грязевыми местами”.
Но как ни храбры русские воины, как ни мужественны их предводители, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Выразителем этой идеи в поэме является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли и прекращению раздоров.
Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. И действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники Родины.
«Слово о полку Игореве» — произведение очень сложное и необычное, в нём очень много литературных заимствований из разных произведений — «Песни о Роланде», «Энеиды» Вергилия, «Илиады» Гомера, Священного писания и других известных тогда источников. Однако несмотря на сложный состав и несколько смысловых слоёв произведения, основное направление мысли автора неизменно — он осуждает княжеские раздоры, осуждает раздробленность Русской земли, которая к тому моменту представляла собой лоскутное одеяло, объединённое только единой религией — православием, осуждает самовлюблённость и спесь местечковых властителей. Идеалом для автора является Киевская Русь, могучее, единое государство, способное защитить своих подданных от различных внешних опасностей и заслужить опасливое уважение со стороны соседей. Слава Русской земли закатилась как вечернее солнце, автор это очень хорошо чувствует и инстинктивно выражает понимание исторически неизбежного процесса угасания древнеславянского этноса. Грядёт ночь — период безвременья, беззащитности людей, смуты и брожения в умах, который под силу преодолеть только новому объединению.
Такое объединение произойдёт лишь спустя двести лет, когда возвысится Москва, и из недр умершего восточнославянского этноса родятся новые братские этносы, полные жизни и жажды деятельности: великорусский, белорусский и украинский.
Во времена же написания «Слова о полку Игореве» до этого было ещё очень далеко, однако автор, как человек художественно проницательный, угадал грозящую русским землям внешнюю опасность. Он не знал, как её выразить, поэтому и преувеличил беды, причиняемые половцами. Но основное направление его мысли подтвердилось спустя полвека, когда разрозненные княжества, истощённые взаимной борьбой и недоверием, легко стали добычей монгольской армии Батыя.
Человек, ищущий славы только себе, несмотря на всё своё благородство и проявляемый героизм, всегда в конечном итоге принесёт несчастье соплеменникам, потому что народная сила — в единстве, в понимании действительных интересов и целей развития своего народа. Это основной пафос «Слова…», и он неизменен.
«Слово о полку Игореве» — произведение очень сложное и необычное, в нём очень много литературных заимствований из разных произведений — «Песни о Роланде», «Энеиды» Вергилия, «Илиады» Гомера, Священного писания и других известных тогда источников. Однако несмотря на сложный состав и несколько смысловых слоёв произведения, основное направление мысли автора неизменно — он осуждает княжеские раздоры, осуждает раздробленность Русской земли, которая к тому моменту представляла собой лоскутное одеяло, объединённое только единой религией — православием, осуждает самовлюблённость и спесь местечковых властителей. Идеалом для автора является Киевская Русь, могучее, единое государство, способное защитить своих подданных от различных внешних опасностей и заслужить опасливое уважение со стороны соседей. Слава Русской земли закатилась как вечернее солнце, автор это очень хорошо чувствует и инстинктивно выражает понимание исторически неизбежного процесса угасания древнеславянского этноса. Грядёт ночь — период безвременья, беззащитности людей, смуты и брожения в умах, который под силу преодолеть только новому объединению.
Такое объединение произойдёт лишь спустя двести лет, когда возвысится Москва, и из недр умершего восточнославянского этноса родятся новые братские этносы, полные жизни и жажды деятельности: великорусский, белорусский и украинский.
Во времена же написания «Слова о полку Игореве» до этого было ещё очень далеко, однако автор, как человек художественно проницательный, угадал грозящую русским землям внешнюю опасность. Он не знал, как её выразить, поэтому и преувеличил беды, причиняемые половцами. Но основное направление его мысли подтвердилось спустя полвека, когда разрозненные княжества, истощённые взаимной борьбой и недоверием, легко стали добычей монгольской армии Батыя.
Человек, ищущий славы только себе, несмотря на всё своё благородство и проявляемый героизм, всегда в конечном итоге принесёт несчастье соплеменникам, потому что народная сила — в единстве, в понимании действительных интересов и целей развития своего народа. Это основной пафос «Слова…», и он неизменен.
«Слово о полку Игореве» — произведение очень сложное и необычное, в нём очень много литературных заимствований из разных произведений — «Песни о Роланде», «Энеиды» Вергилия, «Илиады» Гомера, Священного писания и других известных тогда источников. Однако несмотря на сложный состав и несколько смысловых слоёв произведения, основное направление мысли автора неизменно — он осуждает княжеские раздоры, осуждает раздробленность Русской земли, которая к тому моменту представляла собой лоскутное одеяло, объединённое только единой религией — православием, осуждает самовлюблённость и спесь местечковых властителей. Идеалом для автора является Киевская Русь, могучее, единое государство, способное защитить своих подданных от различных внешних опасностей и заслужить опасливое уважение со стороны соседей. Слава Русской земли закатилась как вечернее солнце, автор это очень хорошо чувствует и инстинктивно выражает понимание исторически неизбежного процесса угасания древнеславянского этноса. Грядёт ночь — период безвременья, беззащитности людей, смуты и брожения в умах, который под силу преодолеть только новому объединению.
Такое объединение произойдёт лишь спустя двести лет, когда возвысится Москва, и из недр умершего восточнославянского этноса родятся новые братские этносы, полные жизни и жажды деятельности: великорусский, белорусский и украинский.
Во времена же написания «Слова о полку Игореве» до этого было ещё очень далеко, однако автор, как человек художественно проницательный, угадал грозящую русским землям внешнюю опасность. Он не знал, как её выразить, поэтому и преувеличил беды, причиняемые половцами. Но основное направление его мысли подтвердилось спустя полвека, когда разрозненные княжества, истощённые взаимной борьбой и недоверием, легко стали добычей монгольской армии Батыя.
Человек, ищущий славы только себе, несмотря на всё своё благородство и проявляемый героизм, всегда в конечном итоге принесёт несчастье соплеменникам, потому что народная сила — в единстве, в понимании действительных интересов и целей развития своего народа. Это основной пафос «Слова…», и он неизменен.