Преступление и наказание сочинение на тему петербург

10 вариантов

  1. В мировой истории литературы Федору Михайловичу Достоевскому принадлежит одно из первых мест. Его самое знаменитое произведение – роман «Преступление и наказание», созданный во второй половине XIX века. В это время Петербург был одним из богатейших и красивейших городов Европы.
    Петербург в романе «Преступление и наказание» выступает в качестве одного из действующих лиц. Его образ мы встречаем на каждой странице произведения. Петербург – это город контрастов. Здесь, среди чрезмерного блеска и крайней нищеты, уживаются разные слои общества: богачи-аристократы, ростовщики, бедняки, студенты. Для каждого из них существует свое видение города: для одних он праздничен, блистателен и весел, для других – сер и безысходен. Главным героям романа ближе вторая столица – дома, похожие на гробы, сдавленное пространство, черные лестницы, серые мостовые, темные подворотни.
    Описание Петербурга Достоевский использует для того, чтобы как можно ярче показать душевное состояние героев. Постоянно повторяются отдельные детали: «вонь», «духота», «грязь», «пыль», «затхлый воздух». Они отражают ситуацию в преддверии страшной трагедии. В романе Петербург – это город убийца, подталкивающий людей на совершение нравственных преступлений.
    Главные цвета в произведение: желтый, красный и белый. Но среди них доминирует именно желтый, грязно-желтый и уныло-желтый. Эти цвета многократно усиливают чувства внутренней  подавленности, угнетения и психологической неустойчивости. Автор словно сопоставляет слова: «желчный» и «желтый», которые не единожды употребляются в повествовании.
    Неотъемлемой частью произведения является пейзаж Петербурга, имеющий социально-психологический характер. Город контрастов, с уникальными дворцами и соборами, с пыльными, грязными мостовыми, с громадными, теснящими душу, домами, давит на людей, угнетает, убивает все душевные порывы. Люди одиноки в толпе, унижены своей нищетой, которую они не могут даже скрыть.  Великое мастерство Достоевского помогает нам представить Петербург именно таким, каким он представляется «маленьким людям».

  2. Свой роман Достоевский написал в лучших традициях реализма. Он ничего не приукрасил, ни о чем не умолчал, писатель показал нам дно Петербурга, где нет мерцания сапфиров, дам в пышных платьях, балов и прочей мишуры, автор показал нам грязь, жару, смрад города в котором развиваются судьбы главных героев романа.
    Роман «Преступление и наказание» был написан в 1965 году. Скорее всего, именно в июле 1965 года и разворачиваются события романа. По словам очевидцев, именно то лето было аномально жарким, температура воздуха порой доходила до сорока градусов.
    Все эти обстоятельства нависли над Родионом Раскольниковым, именно в это время у него появилась идея убийства старухи-ростовщицы. Сам город, его удушливость и пыльность породили преступление главного героя.
    Достоевский показывает нам Петербург, как город сотен кабаков и трактиров. Куда ни глянь, везде расположились распивочные. К примеру, на улице, где проживал Раскольников в каждом без исключения доме, было минимум одно такое заведение. Именно в таком заведении Раскольников встретил Мармеладова. Идею убийства одного человека ради спасения других главный герой также познает в таком заведении.
    Писатель показывает нам город, словно огромную психиатрическую больницу. Весь роман переполнен желтым цветом, он повсюду, от него нигде не скрыться. Так, обои в комнате главного героя желтые, мостовые, дома в округе – все желтого цвета. Даже лица, проходящих мимо людей желтые. Желтый цвет словно подчеркивает сумасшествие Петербурга. В то время, только сумасшедшие дома принято было окрашивать в желтый цвет. А Петербург стал тем местом, которое сводило людей с ума.
    Теснота и духота города, его грязь породила идею убийства, от которой Раскольников так и не смог избавится. Главный герой находит покой, лишь вырвавшись из душного города. Каторга в Сибири исцеляет его душу и разум. Только там он находит умиротворение.
    В романе Достоевского «Преступление и наказание» Петербург играет очень важную роль, город становится не только местом действия, он обретает образ отдельного героя, который вершит судьбы людей.

  3. События в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходят в Петербурге. Это произведение иногда называют «петербургским романом».
    К образу Петербурга обращались поэты, начиная с XII века. Впервые поэтический образ города был создан В. Тредиаковским. Петербург прославляли Державин, Батюшков. Рубежом в разработке и воплощении темы Петербурга явилось творчество А. С. Пушкина. До Пуш­кина произведения о Петербурге носили описательный характер. Воспевалась красота столицы, сообщались те или иные моменты ее истории, быта, культуры, знамена­тельные происшествия. Воздавалась хвала Петру как ос­нователю города. Пушкин-реалист создал образ современ­ного Петербурга с позиций исторических и социальных, политических и философских.
    Тема большого города занимает значительное место в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт описал не блеск на­рядных улиц столицы, а ее печальные окраины, положе­ние обитателей трущоб.
    Ф. М. Достоевский изобразил Петербург 60-70-х годов XIX века, в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург Достоевского — город кричащих контрастов, символ бесчеловечности самой действитель­ности.
    Преступление Раскольников совершает в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. У Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героя­ми, составляют с ними единое целое. В романе есть лишь несколько кратких описаний Петербурга, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в «духовный» пейзаж.
    Городской пейзаж в романе «Преступление и наказа­ние» — пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием героя и соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство.
    Блуждая вместе с героем по Петербургу, мы ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возмож­ности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши». Чтобы довершить отвратительную картину города, Ф. М. Достоевский насыщает ее запахами, которые посто­янно сопровождают героя: в комнате Мармеладова было душно, «…с лестницы несло вонью…, из внутренних по­мещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного»; в распивочной «…было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».
    Герои Достоевского далеки от парадного Петербурга. Они живут на шумных и грязных улицах, в многочис­ленных домах, где ютится нищета. Действие в романе происходит то на улицах, то в каморках-комнатах, то в грязных гостиницах, то в дешевых номерах. Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, «бедные люди». Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по темным лест­ницам.
    Быт, рисуемый Достоевским, мрачный, лишенный всякого уюта, нищенский. Он соответствует трагическому положению маленького человека. Комната Раскольникова напоминала то «…клетушку, шагов в шесть длиной, имев­шую самый жалкий вид со своими желтенькими, пыль­ными и всюду отставшими от стены обоями», то «гроб», то «шкаф». Эта каморка — прообраз более грандиозной, но такой же душной «каморки» большого города.
    Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без фор­точек. Страшной рисуется в романе жизнь в петербург­ских трущобах: жизнь, полная отчаяния, беспросветной нужды.
    Уже с первых страниц романа писатель подводит нас к выводу, что в таинственном и мрачном Петербурге, сре­ди невыносимой жары и вони, могла зародиться «безоб­разная мечта» нищего студента, и Петербург предстает в произведении не просто местом действия, не просто об­разом, а соучастником преступления Раскольникова.

  4. Несомненно, пейзажи Санкт-Петербурга в произведении «Преступление и наказание» выступают одним из действующих лиц. Описывая город контрастов, сочетаемый в себе разные слои общества, автор передаёт читателю более четкое психическое состояние своих героев. Для каждого человека Петербург видится по-своему, все зависит от того, кто ты: богач, ростовщик, аристократ, бедняк, студент. Для высших слоев общества Петербург казался праздничным и веселым, для других же, он сер и безысходен.
    В основном героями романа выступают люди из низших слоёв населения. Соответственно, ввиду своего материального положения им ближе серый, мрачный, давящий город. Ф. М. Достоевский знакомит читателя со своим Петербургом изнутри, заставляя взглянуть на образы города глазами героев. Главным героем произведения выступает Родион Раскольников в лице бедного студента, задавленного нищетой. Он снимал комнату в районе Сенной площади. Автор описывает эту часть города «без садов и фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость», тем самым показывая контингент проживающих в ней людей.
    В романе Петербург представляется городом-убийцей, подталкивающим на совершение преступлений. Все события произведения в основном происходят на улице. Желтый цвет доминирует не только в пейзажах города, но и в интерьерах квартир, в описаниях цвета лица у жителей. Именно желтый и серый цвета усиливают чувство болезненности, внутренней тревоги и психологической нестабильности. Автор в повествовании неоднократно повторяет слова «желтый» и «желчный», словно сопоставляя их. Петербург Достоевского болен, и больны кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведения.
    Город Достоевского олицетворяет равнодушие людей высших сословий, которым нет никакого дела до больных, безработных, сирот, нищих студентов. Писатель с печалью описывает существование нищих, ведь именно условия их жизни являются толчком на создание безумных теорий, совершение преступлений, совершение убийств, пьянства, занятие проституцией.
    Образ Петербурга в произведении – воплощение авторского протеста против социального неравенства, присущего современному автору времени.

  5. Образ Петербурга занимает особое место в системе образов, возникающих на страницах романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.
    Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.
    Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями. Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота. Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.
    Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Не случайно одни и те же слова автор вкладывает в уста Свидригайлова и Порфирия Петровича – слова, передающие главную потребность смятенной души: “Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху-с…прежде всего!”, “Воздуху пропустить свежего!”. Человек задыхается в городе “под тяжелым петербургским небом”. Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжелые думы Раскольников, созрела у него идея убийства, обоснованного его теорией.
    Подобным же образом, как воплощение несчастной судьбы ее хозяйки, изображается комната Сони Мармеладовой. Ее комната “походила как будто на сарай”, по форме напоминала уродливо неправильный четырехугольник, окна выходили на канаву. Потолок был низок, а двери наглухо заперты. Они имеют символическое значение по отношению к ее судьбе, ведь эта девушка достойна лучшей участи, но из-за нищеты и необходимости помогать Екатерине Ивановне и ее детям Соня вынуждена зарабатывать деньги унизительным и противным ей путем – единственным, который может предложить ей петербургская жизнь, расходившаяся с мировоззрением героини, но поглотившая ее.
    На страницах романа Достоевского мы находим образ больного города. Ведь большинство его жителей больны или физически, или психически. Раскольников бесспорно страдает нервным расстройством, мучается кошмарами, чувствует сильное недомогание из-за лихорадки. Екатерина Ивановна умирает вследствие чахотки. Мать Раскольникова Пульхерия Александровна после ареста сына пребывала “не в здравом состоянии рассудка”, потом у нее началась горячка, от которой она скончалась.
    Характерной чертой, по которой читатель может узнать обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, нездоровый желтый цвет. У старухи-процентщицы была небольшая комната с желтыми обоями и очень старой мебелью желтого дерева. Комната Сони была обклеена “желтоватыми, обшмыганными и истасканными” обоями. В квартире у Порфирия Петровича также находилась мебель желтого дерева. О постоянном, непробудном пьянстве свидетельствовало желтое, даже слегка зеленоватое лицо Мармеладова и испитое, опять же с желтым оттенком лицо женщины-самоубийцы.
    Подобные детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа.
    Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую “напоили и обманули”, то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.
    В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались “отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу”. Это происходит с ним в реальном времени. Но столь же правдоподобно рисуется и его бред: ему кажется, что он слышит “вой, вопли, скрежет, слезы, побои и ругательства”, чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Очевидно, что он не раз и наяву был свидетелем подобных сцен. Увидев страшный сон, герои романа не сразу осознают – было ли это на самом деле, или привиделось в кошмаре.
    В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его “городом полусумасшедших”. Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько “мрачных, резких и странных влияний на душу человека”. Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.
    Перед всеми героями романа северная столица – это “немой и глухой” город, подавляющий все живое. В этом фантастическом образе Петербурга, созданном Достоевским, воплощен авторский протест против существующего зла и безнравственности, против ненормально устроенного современного ему общества.

  6. 6
    Текст добавил: СЛивка-ПоДлИвка

    Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе “Преступление и наказание” Достоевский не описывает архитектурных красот города и уделяет мало внимания его облику. Зато писатель прекрасно передает саму атмосферу города, ощущения людей, живущих в нем.
    Сдавленное пространство примыкающих к Сенной пло-щади кварталов, темные дворы, черные лестницы — таков Петербург Раскольникова. Герой просто не замечает города, он слишком поглощен своими тяжелыми мыслями.
    В романе “Преступление и наказание” Достоевский показал жизнь в Петербурге “маленького” человека, задавленного нищетой. Ведь в произведении даже не упоминается знаменитый Невский проспект — бедноте там нет места. А где обитают обездоленные? Мы видим, как, получив от Алены Ивановны деньги, Раскольников направляется в распивочную, расположенную в каком-то подвале. Отвратительная еда, смрад, и “все это до того пропитано винным запахом, что, кажется, от одного воздуха можно сделаться пьяным”. Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, чья жизнь загублена нищетой и пьянством: “А коли не к кому, коли пойти больше некуда?”.
    Действительно некуда, потому что условия, в которых живут эти люди, вряд ли можно назвать нормальными. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Рас-кольниковым: “Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; даже духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина”. Здесь Петербург уже выступает как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила.
    Под вечер парного июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей высокого пятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Школьников. Так начинается роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия.
    С этого момента — без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и задумчивости, в бреду и страхе — мечется по петербургским улицам, останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского Родион Раскольников. И все это время мы не перестаем ощущать присутствие рядом с ним неживого персонажа — огромного города.
    Действие романа погружено в эпоху, прозванную “железным веком”. И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением.
    Ведь было два Петербурга. Один — город, созданный руками архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург — символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и сегодня. Но был и другой, далекий и неизвестный нам, теперешним людям, Петербург — город, в котором люди живут в “клетушках”, в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и— большинство знакомых нам героев Достоевского.
    Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем:
    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит…
    А вот как описан второй Петербург, увиденный Достоевским: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота и толкотня всюду. Мрачен Петербург Достоевского. “…Духота, толкотня, всюду известна, леса, кирпич, пыль и… особая летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — так описывает Достоевский царившую в городе атмосферу, — все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши”.
    Эти два Петербурга несравнимы: Петербург трущоб как будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И это та цена, которую должен заплатить город за свое видимое процветание. Ведь не будь этого несправедливого деления, в среднем мы получили бы посредственный, серый город, который не смог бы вдохновить собой писателей и поэтов, опутывая их своей магической философией “двуличности”.
    При всем этом Петербург еще и поразительно замкнут. Живущий в нем “закрыт от солнца” и от других людей, каждый — в своем “шкафу”, в своей каморке. Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановка создает у человека чувство безвыходности и озлобления. Она стимулирует возникновение самых невероятных и фантастических теорий: “Я тогда, как паук, в себе в угол забился. Я любил лежать и думать”.
    Город — прекрасный материал для раздумий, он подталкивает мысль в определенном направлении и заражает человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, по которой мы узнаем зараженного “болезнью большого города”, является навязчивый желтый цвет. Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, “похожая на шкаф или сундук”, каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, мебель из желтого отполированного дерева в кабинете Порфирия Петровича. Эти детали подчеркивают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, являются предвестницами недобрых событий.
    Город, как зловещий демон, ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, в которые попадают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах, высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски расставленные ловушки попадают герои романа: Мармеладов спивается в грязной распивочной, Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала в когти Дарьи Францевны, “женщины злонамеренной и полиции многократно известной”. Раскольников, совершив свое преступление, пошел не только против человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану и городу, обрубив одно из его щупалец.
    Многие блуждания главного героя происходят на закате. Это странная, призрачная пора, грань дня и ночи, самое болезненное время суток в Петербурге. Несоответствующей географическому расположению Петербурга описана жара, которая усиливает вонь распивочных, лето не превращает столицу в город “Солнца”, а только усиливает ее гнетущее воздействие на душу. Описание жары, невыносимой духоты приобретает символический смысл. Человек задыхается в этом городе.
    В душных темных комнатах погибают надежды и мечты о счастье и рождаются зловещие теории, разрешающие “кровь по совести”. На грани безумия оказывается Раскольников, кончает с собой Свидригайлов, сходит с ума Катерина Ивановна. Трагическое ощущение бессмысленности и враждебности жизни отличает описание Петербурга — города одиночества в романе “Преступление и наказание”.
    Нигде нет теплоты человеческого общества, домашнего уюта. Необъяснимый холод чувствует в столице Раскольников. Несчастье обитателей Петербурга ломает судьбы героев, приводит их к предельному отчаянию. Не случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву. Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы, так разительно не похожая на норму человеческого бытия. Возрождение души Раскольникова немыслимо в такой обстановке, недаром совершенно иной пейзаж возникает в эпилоге романа.
    Это — иной, неведомый Расколышковумир, мир вечно обновляющейся Природы, и здесь, вместе с весною, охватывает его “необъятное ощущение полной и могучей жизни”. Начинается его новый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и человеколюбия. И тут мы видим, что каторга — место, предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы, оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческой личности, чем реальная “воля” большого города.
    Ф. М. Достоевский считал, что большой город — дьявольское создание цивилизации — имеет на душу человека пагубное влияние. Настойчиво и подробно писатель исследует в романе закоулки и грязные улицы, их мерзость и смрад, запыленный городской камень, от которого нигде нет спасения. Город — трагическая судьба человека. Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, порожден человеком в его отщепенстве и скитательстве.
    История преступления и наказания Раскольникова происходит в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. В мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют единое целое. Только в мрачном и таинственном Петербурге могла зародиться “безобразная мечта” нищего студента, и Петербург здесь не просто место действия, не просто образ — Петербург участник преступления Раскольникова.
    Это относится и к описанию Достоевским природы. Мир, окружающий человека, всегда дается как часть личности этого человека, становится как бы внутренним пейзажем человеческой души, в немалой степени определяет человеческие поступки. В душе Раскольникова-убийцы так же “холодно, темно и сыро”, как в Петербурге, и “дух немой и глухой” города звучит в Раскольникове как тоскливая песня одинокой шарманки.
    Мир героев романа “Преступление и наказание” тревожно непривычен. Почти все центральные фигуры романа — социально отверженные, главный герой и его избранница — это “убийца и блудница”. Это живые, но изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.
    В романе почти все — “бывшие”. Раскольников — “бывший студент”, Мармеладов — бывший чиновник, Соня —бывшая барышня, малыши Катерины Ивановны — бывшие “дворянские дети”, которых нищета выгоняет на улицу просить милостыню. Вполне естественно, что герои Достоевского отторгнуты, нет у них нормального семейного очага, своего крова, все люди в романе — осиротевшие обломки распавшихся семей. Все они Мармеладовы: Соня, Раскольников, Дуня, Пульхерия Александровна — существуют на чужом месте и временно. Мы встречаем их на постое в номерах, в углах, на временном пристанище у знакомых. Многие из них бывают изгнанными и с того случайного места, почти все они вольные или невольные “вечные странники”. Нет у них и душевного покоя. Настрой у большинства героев отрицательный.
    Перед нами на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Вот женщина бросается с моста в реку. Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения Мармеладов. Вот Катерина Ивановна с детьми на улице. Нищие, они вынуждены просить милостыню.
    То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными.
    Эти картины — неизбежная принадлежность петербургской жизни. Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. Зловещая тень города накрывает его обитателей —героев романа Достоевского, подавляет и порабощает их, заставляя жить по своим законам.

  7. В романе «Преступление и наказание» Достоевский поднимает такие проблемы, как социальное неравенство, одиночество, пустота души современного автору человека. Одним из героев произведения по праву можно считать Петербург, который, как и люди, тоже принимает участие в действии. Это страшный город. Человек в нём бесправен, положение его безысходно, пойти ему некуда.
    Во-первых, Петербург — фон действия романа. С первых страниц читатель видит не парадную столицу, сверкающую во всём великолепии архитектуры, а душный, тесный город: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».
    Своеобразие пейзажа у Достоевского состоит в том, что описания очень краткие, нет резких и отчётливых очертаний предметов. Даётся впечатление от общей атмосферы улицы (!чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого лица”). В этом секрет воздействия пейзажа на чувства читателя.
    Вместе с главным героем Родионом Романовичем Раскольниковым мы путешествуем по улицам и улочкам Петербурга, заполонённым распивочными, грязными трактирами с тёмными и сырыми углами. Здесь мы встречаем совершенно разный люд. Это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники». Это Мармеладов с жёлтым, отёкшим, зеленоватым лицом, «руками грязными, жирными, красными, с чёрными ногтями». Это старуха процентщица «с вострыми и злыми глазками». Это Катерина Ивановна, «ужасно похудевшая женщина с раскрасневшимися до пятен щеками». В квартале, где обитает Раскольников, встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все они похожи друг на друга. Все они серые, как и улицы, на которых живут. От встреч с людьми остаётся ощущение «чего-то грязного, жалкого, безобразного».
    Интерьер квартир героев у Достоевского выписан достаточно подробно. В поле зрения повествователя попадают предметы разнохарактерные, увиденные под разным углом зрения. Однако картина объединяется единой субъективно-эмоциональной манерой изображения угнетающей мрачности, ветхости и мертвенности жилья.
    Предметом субъективной оценки становятся даже объективные свойства вещей, не подлежащие эмоциональному восприятию. Предметы у Достоевского лишены «осязательности», но зато наделены способностью к самовыражению, обнажению сути вещей, самого характера пространства. Отсюда и устойчивость колорита — все интерьеры выполнены в одном жёлтом цвете.
    Жёлтый цвет — не столько конкретная краска, сколько знак эмоции. Например, этот цвет присутствует в описании комнаты главного героя: «это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стул в углу…». Кроме того, автор несколько раз называет комнату Раскольникова «гробом». С помощью этих деталей создаётся ощущение безысходности, загнанности в клетку «маленького человека»
    В квартире Алёны Ивановны также преобладает жёлтый цвет: «мебель вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы… туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках». Жёлтый цвет, угнетающий, вызывающий тоску, сближает, будто ставит в один ряд жалкий, бедный интерьер бедного студента Родиона Романовича и претендующую на вкус, но не менее жалкую обстановку живущей в достатке процентщицы Алёны Ивановны.
    Мы видим жёлтый цвет в интерьере комнаты Сони в квартире Капернаумовых: «это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь… другой же угол был слишком безобразно тупой… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам». Возникает ощущение давящего уныния, дискомфорта. Форма «неправильного четырёхугольника» комнаты Сони напоминает нам о неустроенности жизни девушки.
    Мастерство Достоевского-художника проявляется в том, что деталь интерьера (предмет, цвет) помогает нам понять психологическое состояние героев, дает объяснение их поступкам. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как «в комнатах без форточек», его давит в густой толпе, и в трактире, и в каморках. Всё несёт на себе печать неустроенности, скудости человеческого существования.
    В описании города жёлтый цвет также является доминирующим наряду с серым, зелёным. Чувство духовного одиночества несут эти краски. Раскольников перед убийством почти физически задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города.
    Почти всегда Петербург изображается во время заката солнца, потому присутствуют контрастные тона: «темнеющая вода канавы», «темнеющие дома», «тёмные глухие стены» — и «розовый отблеск заката» (тот же эффект резкого блика становится и последним толчком к преступлению — из «тёмной каморки дворника… из-под лавки что-то блеснуло ему в глаза» — это был топор).
    В эпилоге действие из Петербурга переносится в острог, где отбывает наказание Раскольников. Здесь пейзаж меняется: «стояли тёплые, ясные, весенние дни». Он символизирует надежду на возрождение, духовное и физическое излечение героя.
    Таким образом, Петербург Достоевского — это канавы, грязные улицы и переулки, подворотни, Сенная площадь, набережные. Слова-лейтмотивы в описании Петербурга — «духота», «вонь», «глухой». Самые трагические и впечатляющие эпизоды романа разыгрываются в трактирах и на грязных улицах, в гуще обыденности и прозы — это подчёркивает глухоту страшного мира, окружающего героев, к человеческой боли и страданию Подобно интерьеру, внешний облик города — эпизодический, разорванный — объединяется субъективно-эмоциональной манерой изображения.

  8. В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Петербург описывается как город полностью раздавленных, обиженных и оскорбленных. Людям бедным, больным и неимущим живется очень непросто в таком городе. Так как условий для жизни, работы, здоровья нет, а денег едва хватает на еду. Атмосфера в Питере стоит ужасным образом. Автор описывает её так: на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Жителями этого города являются никто другой как пьяницы, проститутки, воры, убийцы и больные. Такими людьми описывает героев Фёдор Достоевский. Это, конечно же, Мармеладов, который не знает, как справится с жизнью, тем самым употребляя все больше и больше алкоголя. М.: «Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!». Это его дочь Соня, отдавшая последнее, что можно отдать, себя, чтобы прокормить свою семью. За это и получила жёлтый билет. Это и главный герой, который идёт на преступление, находясь в напряжённом состоянии раздражённости и ипохондрии. Раскольников ненавидит город и просто не может находиться в своей комнате: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру». Скитаясь по улицам Петербурга, Родион Раскольников сталкивается с картинами городской жизни. Вот большой дом в Таировском переулке, «весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые как ходят «по соседству» — простоволосые и в одних платьях. В двух-трех местах они толпились на тротуаре группами… Подле, на мостовой, шлялся, громко ругаясь, пьяный солдат с папироской… Один оборванец ругался с другим оборванцем, и какой-то мертво-пьяный валялся поперек улицы».

  9. Писатель очень ярко описывает атмосферу, в которой живут герои его произведения. Образ Петербурга занимает в романе особое место. Он очень важен как для понимания творчества писателя в целом, так и романа в частности. Петербург Достоевского оформился в отдельное понятие. Он представляет собой темные, узкие улицы, где живут нищие чиновники и ремесленники. Это город обшарпанных дворов-колодцев, которые наблюдают повседневные трагедии. Раскольников идет к старухе из своей маленькой «похожей на шкаф или на сундук…» клетушки по Гороховой, Садовой и другим улицам города. Часто пересекает Сенную площадь, недалеко от которой расположен Столярный переулок, где в каждом из домов находится питейное заведение. По ночам молодой человек не может уснуть из-за пьяной брани.
    Не случайно страшное преступление происходит именно в Петербурге. Ведь у Достоевского и место, и обстановка всегда тесно связаны с героями. А мрачный и враждебный город подходит для возникновения ужасной идеи Раскольникова как нельзя лучше. Он уже становится не просто местом действия, а, в некотором смысле, соучастником преступления.
    Описанный в романе Петербург населен опустившимися людьми. Автор уверен, что «сугубое несчастье обитать…» в нем. Здесь нет социальных контрастов или противопоставления богатых и бедных. Жизнь Петербурга представлена жизнью бедноты, которая задавлена постоянной нехваткой денег. А нищета, в свою очередь, порождает преступность. В произведении очень точно воссоздана жизнь крупного буржуазного города.
    В своем романе Федор Михайлович обнажает неприглядную, обычно скрытую парадным фасадом сторону Петербурга. Жизнь в нем приобретает отвратительные формы, а реальность часто кажется кошмарным видением.

  10. В романе Достоевского «Преступление и наказание» тема Петербурга самым тесным образом связана с темой «униженных и оскорбленных». В романе представлен не весь город, а, главным образом, та его часть, в которой обитают беднейшие слои населения. Мы знакомимся с распивочными, трактирами, тесными душными улицами, Сенной площадью, «канавами» с грязной водой, мрачными давящими зданиями, уродливыми жилищами.
    Писатель показывает среду обитания «униженных и оскорбленных», за пределы которой они, как правило, не выходят. Убожество городских кварталов тяготит их. Недаром Раскольников не может сдержать гримасы «глубочайшего омерзения», когда выходит на улицу жарким июльским вечером (начало романа).
    Петербургская архитектура в «Преступлении и наказании» — также по большей части уродливая, травмирующая психику. Район Сенной площади — это район доходных домов, трущоб, распивочных и «веселых» заведений. В них нет ничего от красоты и величия парадного, «фасадного» Петербурга.
    Изображение петербургских зданий в романе довольно однообразно: теснота, мрачные, унылые тона, отсутствие перспективы, «громадные, теснящие и давящие дома». Петербургская архитектура в изображении Достоевского как бы дополняет картину угнетенного душевного состояния большинства персонажей.
    Особенно подробно Достоевский изображает интерьеры. Так, комната Раскольникова «была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Комната Сони — «большая», но «чрезвычайно низкая», она «походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое». Жилище Мармеладовых представляет собой «беднейшую комнату шагов десять длиной», освещавшуюся огарком свечи.
    Тема Петербурга связана с главной темой романа — темой преступления. Сама атмосфера Петербурга — «катализатор» преступления, его почва. Почти все герои романа — «преступники» в широком смысле этого слова, городская среда словно подталкивает их к тому, чтобы усомниться в справедливости истин, добытых человечеством.
    Достоевский показывает, что Петербург формирует особый тип личности. Это город, в котором искусственно созданные «идеи» заменяют естественные, «органические» нравственные убеждения человека. По мнению писателя, это разновидность повального безумия. Неслучайно Свидригайлов говорит, что Петербург — «город полусумасшедших».
    В самом деле, Петербург сыграл особую роль в судьбе Раскольникова. Именно в этом городе он попал под «наваждение» своей теории. В жизни героя различные реалии Петербурга стали символами. Это, например, его комната-«шкаф» («там-то в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца»), а также Сенная площадь, трактиры, распивочные, проходные дворы. На зловонных улицах города развернулась философско-психологическая драма героя.
    Таким образом, в романе «Преступление и наказание» Достоевский рисует «внутренний», «психологический» портрет Петербурга, показывает его губительное влияние на души людей. Город в романе передан через восприятие Раскольникова и других героев произведения. Тем самым подчеркивается его нерасторжимая связь с этими людьми, огромное влияние на их судьбы. Изображая район Сенной площади, писатель создает атмосферу разложения, безумия, духовной гибели, связанной с оторванностью Петербурга от естественных законов человеческого бытия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *