Презентация для 6 класса на тему обучение сочинению портрет

3 варианта

  1. Рассуждение
    Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
    Цель
    Знать:
    типы речи
    их признаки
    Уметь:
    отличать тексты по типу речи
    при помощи модели вводить в текст аргументы
    Повторим изученное
    Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?
    Что вам известно о тексте повествовании?
    (В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего. В данном типе текста чаще всего используются глаголы)
    Каковы особенности описания?
    (В описании даются признаки, качества, свойства предмета (какой он). Это можно отразить в одном рисунке. Для передачи описания используются прилагательные)
    Терминологический диктант
    Запишите названия типов речи.
    Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.
    2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова: во-первых, значит, следовательно, поэтому.
    3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все
    эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь
    говорящего была насыщена глаголами.

    Описание
    Рассуждение
    Повествование
    Задание на повторение
    Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.
    а) 1) Моя собака.
    2) Зачем мне нужна собака?
    3) Как мы однажды с собакой…
    б) 1) Зачем нужно ходить в школу?
    2) Мой счастливый школьный день.
    3) Как я прогулял уроки.
    в) 1) Как я играл в футбол.
    2) Моя любимая игрушка.
    3) Почему я люблю играть в футбол?
    Задание на повторение
    Ответы: А) Описание
    Рассуждение
    Повествование
    Б) Рассуждение
    Описание
    Повествование

    В) Повествование
    Описание
    Рассуждение

    Понаблюдаем вместе!
    Что такое рассуждение?
    Поработаем со словарем.
    В словаре С.Ожегова мы можем прочитать:
    Рассуждение – это:
    1 – умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
    2 – высказывание, обсуждение.
    Орфографический словарь
    Научимся правильно писать данное слово.
    Рассуждение
    Суждение
    Судить
    Подумаем вместе!
    – В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?
    (Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)
    – Какова основная задача этого типа текста?
    (Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)
    – Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?
    (Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)
    – Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.
    – Рассуждение имеет свои особенности.
    (В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)
    Схема сочинения-рассуждения
    Тезис
    Доказательство (аргументы)
    Вывод
    Как это работает?
    1) определить основную мысль рассуждения (сформулировать ведущий тезис)
    2)подобрать доказательства и наметить последовательность их изложения
    3) сформулировать вывод.
    – Рассуждая, обязательно приводите доказательства, подтверждающие ваши высказывания (это могут быть примеры из книг, кинофильмов, эпизоды из вашей жизни и т.д.).
    В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод (ТДВ)
    Толковый словарь
    – Что такое тезис?
    Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.
    – Что такое доказательства?
    Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.
    – Что такое вывод?
    Вывод – это то, что следует из сказанного выше.
    Практическая работа
    По заданной структуре определите тип текста (устно).
    А. 1.Общее впечатление от предмета.
    2. Детали предмета.

    Б. 1. Начало события.
    2. Развитие действия.
    3. Кульминация.
    4.Конец события, развязка.

    В. 1. Тезис.
    2.Доказательства.
    3. Вывод.

    – В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. (ТДВ)
    Практическая работа
    Определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
    1. Белая береза под моим окном
    Принакрылась снегом, точно серебром.
    На пушистых ветках снежною каймой
    Распустились кисти белой бахромой.
    И стоит береза в сонной тишине,
    И горят снежинки в золотом огне.
    А заря, лениво обходя кругом,
    Обсыпает ветки новым серебром.

    Практическая работа
    Определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
    2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе. “Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!”Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.
    Практическая работа
    Определите, к какому типу нужно отнести данный текст?
    3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.
    Сочинение- рассуждение
    Почему нужно заниматься спортом?
    Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, “болея” за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.
    Почему же нужно заниматься спортом? Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость. Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.
    В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных. Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я “забыл дорогу” к врачу.
    Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.
    – Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?
    Сочинение- рассуждение
    Бег – имя существительное
    Слово бег – имя существительное.
    Попытаемся доказать это. Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что? Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег… В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу… В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.
    Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.
    – Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?
    Творческое задание
    Закончите сказку «Курочка Ряба».
    Задание: опираясь на предложенную модель, допишите её, приведя доказательство того, что простое яйцо тоже полезно, как и золотое.
    Модель ответа: Ещё громче заплакала баба: «Зачем мне простое, какой от него толк?». Отвечает ей дед: «Ну, баба, не скажи.
    Во-первых, _________________________ ;
    во-вторых, ____________________________ ;
    в-третьих, ____________________________».
    Значит, _____________________________.
    Обрадовалась баба, и плакать перестала.
    Лексическая работа
    – Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение.
    Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…
    Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова: во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…
    При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: таким образом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…
    Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.
    Домашнее задание
    Подготовьтесь к сочинению-рассуждению на одну из предложенных тем. Напишите черновик сочинения-рассуждения.
    Хорошо быть взрослым, грамотным.
    Дни недели рассказывают о себе.
    Спасибо!

  2. 7
    Догадайтесь, какую русскую игрушку мы будем описывать по моим подсказкам: Появилась в 1899 году. Дед этой игрушки – японец, а отец – русский художник. Родилась в мастерской «Детское воспитание». Игрушка не простая, а с сюрпризом.
    8
    Кукла первая толста, а внутри она пуста. Разнимается она на две половинки. В ней живёт ещё одна кукла в серединке. Эту куколку открой – будет третья во второй. Половинку отвинти, плотную, притертую,- И сумеешь ты найти куколку четвёртую… Прячется в ней пятая куколка пузатая. А внутри пустая, в ней живет шестая. ( С.Я. Маршак)
    9
    Догадались, о ком идёт речь? Давайте проверим, правы ли вы?
    10
    Это матрёшка!
    11
    Известный художник С.В. Малютин привёз эту игрушку из Японии.
    12
    Заморская гостья быстро прижилась в России. В 1900 году игрушку отвезли на выставку в Париж, где наградили наших мастеров бронзовой медалью.
    13
    Вспомним, что мы знаем о типе речи – описание. Как вы понимаете задание: описать предмет? По каким признакам вы можете определить тип речи готового текста? Какая композиция характерна для такого типа речи, как описание?
    14
    Определите, являются ли предложенные тексты описанием предмета? Муж-резчик вытачивает фигурку матрёшки из сухой липовой чурки и отдаёт жене-художнице. Жена кладёт её на печку, чтобы хорошо прогрелась. Ночь спит на теплой печке новорождённая куколка, а наутро её смазывают картофельным клейстером, дают высохнуть и ещё раз крахмалят. Окрахмаленное дерево становится светлым, гладким, краски хорошо ложатся. Через два часа мастерица наводит чёрной тушью контур рисунка. И – достаёт яркие краски…
    15
    Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях. Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли румянцем. Синие их глаза он прикрыл длинными ресницами.`
    16
    Рассмотрите матрёшек, представленных перед вами. Можно ли сказать о матрёшке, что это обычная игрушка?
    17
    18
    НЕОБЫЧНАЯ! Подберите синонимы к этому слову. Своеобразная Оригинальная Не похожая на другие САМОБЫТНАЯ – свойственная, характерная именно для культуры русского народа, национальная игрушка.
    19
    В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ КОНСТРУКЦИИ Матрёшки? Что представляют собой игрушки, поставленные в ряд?
    20
    Перед вами предстала большая кукольная семья!
    21
    22
    Какие цвета характерны для наших игрушек?
    23
    24
    25
    26
    Давайте рассмотрим лицо игрушки. Попробуйте его описать.
    27
    Подберите как можно больше определений к существительным: Глаза Ресницы Бровки Щёчки Губки Коса
    28
    Какой наряд характерен для матрёшки?
    29
    30
    Как вы считаете, можем ли мы по внешности матрёшек определить какой характер у этой игрушки?
    31
    План сочинения. 1.Своеобразие русской матрёшки. 2.Национальная русская игрушка. А)Конструкция матрёшки и цветовое решение игрушки. Б)Внешность куклы и особенности её одежды. В)Черты характера, которыми наделил игрушку художник. 3. Игрушка, ставшая символом России.
    32
    Посмотрите еще раз внимательно на красоту и самобытность любимой матрёшки. А после попробуйте описать её! Желаю удачи!
    33
    34
    35
    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  3. 7
    Психологический портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.
    8
    Социальный портрет позволяет осмыслить содержание профессиональной деятельности, проведение свободного времени, дать оценку личности человека, исходя из характеристики среды, в которой он проживает.
    9
    Парадный портрет – портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.
    10
    Индивидуальный, двойной, групповой.
    11
    Автопортрет – графическое, живописное или скульптурное изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или системы зеркал.
    12
    По формату портреты различают: головные (оплечные) погрудные поясные по бедра поколенные во весь рост
    13
    Головной портрет Погрудный портрет Поясной портрет Портрет по бедра Портрет во весь рост
    14
    По повороту головы портреты бывают: в анфас (фр. en face, «с лица») в четверть поворота направо или налево вполоборота в три четверти в профиль
    15
    Задание: Ваша задача – создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких тебе людей. Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *