Презентация огэ сочинение на лингвистическую тему

3 варианта

  1. Задание 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
    В  задании 15.1  предлагается прокомментировать слова известного учёного-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Основная задача – раскрыть смысл высказывания, опираясь на конкретный языковой материал.
    Языковые явления
    лексические явления ( слова и словосочетания: антонимы, синонимы, многозначные слова, фразеологизмы, окрашенные слова )
    грамматические явления ( синтаксис и пунктуация: восклицательные и вопросительные предложения, однородные члены, обособленные члены )
    2 пример языкового явления и его роль в тексте
    1 пример языкового явления и его роль в тексте
    Рассуждение о смысле высказывания
    Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
    Вывод
    Клише
    Типовые конструкции для вступления
    Автор пишет о ….
    В высказывании … говорится о ….
    Как отмечает …
    Бесспорно мнение автора о том, что…
    Я полностью согласен с тем, что …
    Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
    Попробуем доказать эту мысль примером из текста.
    Типовые конструкции для аргументации
    Чтобы подтвердить сказанное обратимся к предложению №…
    Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения …
    Пример можно найти в предложении № …
    Рассмотрим предложение … В нём использовано такое лексическое/ грамматическое явление, как …
    Типовые конструкции для заключения
    Таким образом…
    Итак, …
    Как видим, …
    Нам удалось доказать, что …
    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
    Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
    Шаг 1. Работаем с цитатой.
    «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям».
    выделяем ключевые слова
    Слово дано человеку для воплощения и передачи мысли или чувства другим людям.
    формулируем проблему
    Зачем человеку даны слово, речь?
    Шаг 2. Работаем с текстом.
    Языковые средства, передающие мысли и чувства.
    предположение
    вопросительные предложения
    неуверенность
    отчаяние
    восторг
    восклицательные предложения
    удивление
    гнев
    междометия
    образно-выразительные средства
    Шаг 3. Пишем сочинение.
    Зачем человеку даны слово, речь? Размышляя над высказывание В.Г. Короленко, мы приходим к выводу, что основная задача человеческой речи – передавать окружающим мысли и чувства. Попробуем доказать эту мысль примерами из текста.
    Так, восклицательные предложения № 11, 44, 51 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершённый поступок.
    С помощью риторических вопросов (предложения 26-28) автор выражает состояние сомнения и отчаяния, он воздействует на читателя, заставляя его задуматься: а было ли в моей жизни что-либо похожее? как бы я поступил в данном случае?
    Итак, примеры из текста доказывают правоту Короленко: слово, действительно, имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому разнообразные мысли и чувства.
    Совет №1. Используйте синонимы.
    Синонимы, которые помогут избежать повторов
    автор цитаты, автор высказывания, лингвист, учёный, языковед, филолог
    утверждает, полагает, считает, пишет, рассуждает
    высказывание, цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова
    справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно
    Совет №2. Избегайте общих фраз.
    С помощью антонимов «чёрный» и «белый» автор выражает противопоставление.
    КАКОЕ?
    Говоря о «белых ночах» и «чёрных днях блокады», автор с помощью антонимов противопоставляет мирную жизнь Ленинграда ужасам войны.
    Совет №3. Ищите подсказки в цитате.
    Если в цитате упоминается СЛОВО , следует писать о лексических явлениях, если автор говорит о МЫСЛИ и РЕЧИ , то следует искать синтаксические явления.
    ***
    «Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке, являясь ярким выразительным средством грамматики, позволяют ёмко и полно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему автора».
    «Однородные члены предложения могут придавать речи повествовательную плавность или, наоборот, энергичность».
    Нельзя!
    просто цитировать высказывание
    приводя примеры, переносить нумерацию со скобками:
    В тексте: (11) Смешно сказать!
    В сочинении: Предложение 11 является восклицательным.
    в качестве примера приводить языковые явления, которые не упоминаются в высказывании
    1. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
    2. «Графика тоже может служить средством выражения дополнительных смыслов и использоваться как стилистический приём выразительного оформления текста».
    3. «Писатель умеет находить такой ритм, такой словарь, такие сочетания слов, которые вызвали бы нужные эмоции, нужное настроение».
    4. «Язык, по самой природе своей, есть орудие общения».
    5. «Фразеологизмы косвенно отражают воззрения народа, общественный строй, идеологию своей эпохи».
    6. «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…»
    7. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

  2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания А.И.Куприна: «Язык – это история народа».
    Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете написать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.И.Куприна. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    Теоретическое обоснование
    История русского языка – сложный процесс, тесно связанный со становлением русской государственности
    В словарном запасе языка отражаются все изменения, которые происходят в общественной жизни, технике, науке, производстве. При этом одни слова постепенно выходят из употребления, становятся устаревшими, а другие, наоборот, появляются в языке (неологизмы)
    Теоретическое обоснование
    Историзмы – устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие теперь понятия, например: боярин, соха, алтын
    Архаизмы – это устаревшие синонимы современных слов, например: чело (лоб), ланиты (щёки), длань (рука), зело (очень)

    Неологизмы – новые слова, возникающие в языке, например: космонавт, луноход, ноутбук, тренажёр
    Аргументируем
    Языковое явление
    Его функции
    Историзмы
    Архаизмы
    Неологизмы
    Используются для обозначения понятий определенной эпохи
    Используются в художественной литературе для создания убедительных картин исторической эпохи
    Служат для обозначения тех новых понятий, которые появляются с развитием науки, техники. культуры
    Трудно не согласиться с мнением И.А.Куприна, что «язык – это история народа». Действительно, в словарном запасе языка отражаются все изменения, которые происходят в общественной жизни, технике, науке, производстве. При этом одни слова постепенно выходят из употребления, становятся устаревшими, а другие, наоборот, появляются в языке (неологизмы)
    Обратимся к тексту… Так, в предложении № … употребляется историзм…, благодаря чему создается убедительная картина исторической эпохи……века.
    А в предложении № … автор использует архаизм…, чтобы показать нам, во что одевались люди …… века.
    Таким образом, мы убедились в правоте слов И.А.Куприна, что «язык – это история народа»
    Шаблон сочинения
    Используемые источники
    1.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.- М.: Просвещение, 2000
    2. Клипарт http://by-anna.ucoz.ru/publ/nuzhnye_veshhi/knigi_bumaga/39-11-2

  3. ФГОС
    Лингвистическое сочинение ОГЭ – 2015
    Автор: Бабич Фаина Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №8 с. Левокумка Минераловодского района Ставропольского края
    2015 год
    Мастер класс.
    Тема: Лингвистическое сочинение ОГЭ – 2015
    Демвариант ОГЭ – 2015
    Цель урока
    Составить план-алгоритм к лингвистическому сочинению
    Синонимичное словосочетание
    Лингвистическое сочинение = сочинение
    о языке
    План-алгоритм лингвистического сочинения
    1-й шаг: Запиши высказывание данного автора в виде прямой или косвенной речи.
    1 абзац лингвистического сочинения
    «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», – писал К.Г. Паустовский.
    Возможный вариант понимания высказывания
    «Всё можно передать русским словом».
    Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
    План-алгоритм лингвистического сочинения
    1-й шаг : Запиши высказывание данного автора в виде прямой или косвенной речи.
    2-й шаг : Прокомментируй высказывание о русском языке на основе двух примеров-аргументов (1Л+1Г) из данного текста. Помни! Аргумент состоит из 3 частей: 1) пример из текста; 2) теория, т.е. конкретное определение данного лексического или грамматического явления; 3) указание его роли в тексте .
    Лингвистические явления – аргументы
    Демвариант ОГЭ – 2015
    4
    Демвариант ОГЭ – 2015
    Образец лингвистического сочинения
    «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», – писал К.Г. Паустовский.
    Прочитав рассказ Бориса Васильева, я ещё раз убедилась в правоте этих слов. Мне кажется, что Б.Васильев написал свой рассказ для того, чтобы мы поняли бесчеловечность поступка школьников, укравших у Анны Федотовны письмо сына, погибшего на войне. Это письмо было дорого для неё как единственная память о сыне. Поэтому автор в самом конце текста, в предложение 53, вводит метафору: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…» Это сложное предложение, с многоточием. Многоточие – признак незаконченной мысли. Автор как будто спрашивает у нас: «А что будет завтра?..»
    Да, любые человеческие мысли и переживания, любые события и обстоятельства – всё можно передать русским словом!
    Анализ сочинения-образца
    1. Какое это сочинение по типу речи?
    2. Обоснуйте своё мнение.
    3. Найдите предложения с аргументами.
    4. Определите тип этих аргументов.
    5. Каким заданием из теста воспользовался автор этого сочинения?
    6. Сколько абзацев в сочинении?
    7. А как бы вы назвали третий абзац?
    План-алгоритм лингвистического сочинения
    1-й шаг : Запиши высказывание данного автора в виде прямой или косвенной речи.
    2-й шаг : Прокомментируй высказывание о русском языке на основе двух примеров-аргументов (1Л+1Г) из данного текста. Помни! Аргумент состоит из 3 частей:
    1) пример из текста; 2) теория, т.е. конкретное определение данного лексического или грамматического явления; 3) указание его роли в тексте.
    3-й шаг : Сделай вывод. Подведи итог своим рассуждениям.
    Второй урок – рефлексия
    Самостоятельная работа:
    Лингвистическое сочинение
    Домашнее задание
    1-й уровень: повторить лексику §64 – 69 (6 кл.) и выписать примеры лексических явлений.
    2-й уровень: Н.Сенина «Русский язык. Подготовка к ГИА – 2014», стр. 109 – 114, составить краткий словарь лексических терминов.
    Спасибо за внимание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *