Произведения на все темы для итогового сочинения

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: меня окружили ну им неуйти от нас

    03.09.2018
    Итак, мы представляем вам максимально широкий обзор необходимой литературы, которую нужно прочитать и знать для успешного написания итогового сочинения в 2018-2019 учебном году.
    Представим вам несколько списков. Главный список – универсальная литература. Это та литература, которая подойдёт под ЛЮБОЕ из направлений этого года. Время прочтения каждого произведения – ДО ЧАСУ! Ну, за исключением Толстого :)))
    И далее представим литературу по каждому из направлений по отдельности.

    Универсальная литература:

    «Война и мир», Л.Н. Толстой;
    «Алые паруса», А.А. Грин;
    «Моцарт и Сальери», А.С Пушкин;
    «Чучело», В.К. Железников;
    «Телеграмма», К.Г. Паустовский;
    «Старый повар», К.Г. Паустовский;
    «Акварельные краски», К.Г. Паустовский.

    Выберите нужное направление:

    «Отцы и дети»

    «Гроза», А.Н. Островский
    «Война и мир», Л.Н. Толстой
    «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский
    «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов
    «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
    «Тёмные аллеи», И.А. Бунин
    «Обломов», И.А. Гончаров
    «Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин
    «Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин
    «Вишневый сад», А.П. Чехов
    «В дурном обществе», В.Г. Короленко
    «Детство», А.М. Горький
    «Расплата», В. Тендряков
    «Завтра была война», Б. Васильев
    “Безумная Евдокия”, “Шаги”, А. Алексин
    “Ночь исцеления”, “Пара осенней обуви”, Б. Екимов
    «Горе от ума», А.С. Грибоедов
    «Отцы и дети», И.С. Тургенев
    Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Отцы и дети»

    «Мечта и реальность»

    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    А.Н. Островский, «Гроза»;
    И.А. Гончаров, «Обломов»;
    М.Ю. Лермонтов , «Мцыри»;
    Н.В. Гоголь, «Шинель».
    Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Мечта и реальность»

    «Месть и великодушие»

    В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»;
    Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
    В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    М.А. Шолохов, «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    В.М. Гаршин, «Трус»;
    А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
    Дж. Роулинг, «Гарри Поттер»;
    В.Л. Кондратьев «Сашка».
    Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Месть и великодушие»

    «Искусство и ремесло»

    М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
    А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
    Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
    М. Горький: «На дне»;
    А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
    Л. Н. Толстой: «Война и мир»;
    М.Е. Салтыков-Щедрин% «Как один мужик двух генералов прокормил»;
    А. Куприн: «Гранатовый браслет»;
    Н.С. Лесков% «Левша».
    Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Искусство и ремесло»

    «Доброта и жестокость»

    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
    В.П. Астафьев, «Людочка»;
    А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
    А.П. Чехов, «Крыжовник»;
    В.М. Шукшин, «Чудик»;
    К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
    Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»;
    М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».
    Примеры сочинений, темы, аргументы по направлению «Доброта и жестокость»
    Сохранить ссылку:

  2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    А.Н. Островский «Гроза»;
    Л.Н. Толстой «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
    М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка»;
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»;
    И.А. Бунин «Тёмные аллеи»;
    И.А. Гончаров «Обломов»;
    В.Г. Распутин «Уроки французского», «Последний срок»;
    М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»;
    А.П. Чехов «Вишневый сад»;
    В.Г. Короленко «В дурном обществе»;
    А.М. Горький «Детство»;
    В. Тендряков «Расплата»;
    Б. Васильев «Завтра была война»;
    Л.Ф. Воронкова «Старшая сестра»;
    Б. Екимов «Ночь исцеления», «Пара осенней обуви».
    дополнительный список по направлению «Отцы и дети» смотри здесь.

    «Мечта и реальность»

    А. Грин «Алые паруса», «Зеленая лампа»;
    А. де-Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
    Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души»;
    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», «Мцыри»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско», «Жизнь Арсеньева»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», «Белые ночи»;
    А.Н. Островский «Гроза»;
    И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв».
    дополнительный список по направлению «Мечта и реальность» смотри здесь.

  3. Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) подсказали, какие книжки надо прочитать (или перечитать) при подготовке к сочинению.
    1. Отцы и дети

    Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
    Какие книги стоит перечитать: И.С. Тургенев. “Отцы и дети”, Н.В. Гоголь. “Тарас Бульба”, В. Шекспир “Король Лир”.
    2. Мечта и реальность

    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
    В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
    Какие книги стоит перечитать: А. Н. Островский. “Гроза”, А. П. Чехов. “Ионыч”, Р. Бах “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”
    3. Месть и великодушие

    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
    Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
    Какие книги стоит перечитать: Л. Н. Толстой “Война и мир”, А. Дюма “Граф Монте Кристо”

  4. Чтобы написать итоговое сочинение, не нужно читать “Войну и мир” и другие объемные произведения школьной программы. Достаточно нескольких книг небольшого объема. Есть произведения, в которых содержится почти весь перечень возможных проблем. Список таких книг приведен ниже. Их здесь много, но не пугайтесь. Произведения К.Г. Паустовского и Н.Д. Телешова совсем маленькие, занимают 10-20 минут времени. А остальные книги чуть больше, но читаются на одном дыхании, потому что крайне интересны. А если растянуть этот список на пару месяцев, вы и не заметите, как прочтете все. Данные произведения полезны не только для итогового сочинения, но и для экзамена по русскому языку. Некоторые из них приведены в списке книг для сочинения ЕГЭ по русскому языку на нашем сайте.

    А.С. Пушкин “Дубровский”

    В произведении идет речь о ссоре двух друзей – Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Книга повествует о мужестве, высоких моральных принципах, чести и долге. Любовь тоже не остается в стороне. Прочитав “Дубровского”, мы сможем рассуждать и об отрицательных качествах личности: подлости, завистливости, злопамятности.

    А.С. Пушкин “Капитанская дочка”

    Лучшее произведение для подготовки к экзамену. Здесь мы видим совершенно разных людей, совершенно разные мировоззрения. Например, Петра Гринева мы можем назвать человеком чести, а Швабрина – подлецом и предателем. Качества личности проявляются в ситуациях нравственного выбора. “Капитанская дочка” показывает историю настоящей любви, истинный патриотизм. Книга неразрывно связана с военной тематикой и историческими событиями. Читается на одном дыхании, остается в памяти надолго.

    М. Шолохов “Судьба человека”

    Произведение о судьбе русского народа, победившего в войне. Книга повествует о всех ужасах военного времени с опорой на историю жизни Андрея Соколова. Этот герой – настоящий русский солдат, для которого “честь” и “патриотизм” – не просто слова. Он перенес все тяготы войны, но не предал Родину, а сохранил свои высокие моральные принципы. Даже после гибели семьи он нашел в себе силы жить. Андрей Соколов взял себе мальчика-сироту, представившись его отцом. “Судьба человека” – книга, способная дать ответы чуть ли не на все вопросы. Прочитав ее, вы поймете, что этот материал обязательно пригодится в будущем.

    К.Г. Паустовский “Телеграмма”

    Небольшое, но невероятно сильное произведение о родительской любви и об одиночестве. Настя жила в Ленинграде насыщенной жизни, а за много километров от нее была старушка-мать. Только после смерти матери девушка поняла, что оставила в одиночестве самого близкого для нее человека.

    К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”и “Старый повар”

    Эти два произведения незначительны по объему, но дают прекрасные аргументы по проблемам, связанным с ролью искусства в жизни человека. В обоих идет речь о силе музыке, о невероятном таланте двух разных великих композиторах. Прочитав данные произведения, вы не будете испытывать трудностей с проблемами этого направления.

    Н.Д. Телешов “Домой” и “Елка Митрича”

    Книги о милосердии, сострадании, внимании к чужому горю. Речь идет о смелых поступках, а иногда и о самопожертвовании во имя жизни ребенка.

    М. Горький “Старуха Изергиль” (легенда о Данко)

    Лучше прочитать все произведение. Но вполне достаточно перечитать всего лишь легенду о Данко – человеке, который ценой своей жизни спас людей.

  5. Для аргументов

    Обращение к произведению
    Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
    Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
    Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
    Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
    Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
    Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
    Вспомним героя повести… (автор, название).
    Обратимся к роману… (автор, название).
    Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

    Интерпретация произведения или его фрагмента:

    Автор повествует о…
    Автор описывает…
    Поэт показывает…
    Писатель размышляет о…
    Писатель обращает наше внимание…
    Писатель заостряет наше внимание на …
    Он акцентирует внимание читателя на…
    Этот поступок героя говорит о …
    Мы видим, что герой поступил так потому…
    Автор показывает, к каким последствиям привело…
    Этому герою/поступку автор противопоставляет…
    Писатель осуждает…
    Он ставит нам в пример…
    Автор подчеркивает…
    Автор утверждает…

    Промежуточный вывод:

    Писатель считает, что…
    Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
    Мы можем прийти к выводу…

    Для заключения

    Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
    Невольно напрашивается вывод…
    Таким образом, мы приходим к выводу: …
    Итак, можно сделать вывод, что…
    В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
    Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
    В заключение хочется выразить надежду на то, что…
    Хочется верить, что…
    Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
    Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
    Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
    Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
    (Цитата)«…,» – писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
    К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

  6. 01.09.2018
    Список литературных произведений на тему «Отцы и дети» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).
    Другая информация по направлению «Отцы и дети»
    Так или иначе эта тема присутствует почти во всех произведениях, изученных вами в школе. Но ярче всего конфликт «отцов и детей» отразился, конечно, в одноимённом романе И. С. Тургенева, в котором он является основным, сюжетообразующим, а также в пьесе «Гроза» А. Н. Островского и повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. Хорошо представлена эта тема и в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
    В менее выраженной форме и более узкой трактовке мы обнаружим её в повестях «Дубровский» и «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, стихотворении «Дума» М. Ю. Лермонтова, пьесе «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, повести «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина и др.

    Список литературы:

    «Гроза», А.Н. Островский
    «Война и мир», Л.Н. Толстой
    «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский
    «Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов
    «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
    «Тёмные аллеи», И.А. Бунин
    «Обломов», И.А. Гончаров
    «Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин
    «Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин
    «Вишневый сад», А.П. Чехов
    «В дурном обществе», В.Г. Короленко
    «Детство», А.М. Горький
    «Расплата», В. Тендряков
    «Завтра была война», Б. Васильев
    “Безумная Евдокия”, “Шаги”, А. Алексин
    “Ночь исцеления”, “Пара осенней обуви”, Б. Екимов
    «Горе от ума», А.С. Грибоедов
    «Отцы и дети», И.С. Тургенев
    Сохранить ссылку:

  7. 2018-2019 учебный год
    Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год
    Отцы и дети
    Мечта и реальность
    Месть и великодушие
    Искусство и ремесло
    Доброта и жестокость
    Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
    Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В текущем учебном году это следующие даты: 05.12.2018;   06.02.2019;  08.05.2019.
    Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
    1. Отцы и дети
    Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
    2. Мечта и реальность
    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
    3. Месть и великодушие
    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
    4. Искусство и ремесло
    Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
    5. Доброта и жестокость
    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2018-2019 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
    Проект рекомендаций по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы, но являющимися учителями по учебным предметам, по которым проводится единый государственный экзамен (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения)
    Проект Открытого банка текстов для итогового изложения
    Методические материалы в помощь выпускникам и учителям размещены ЗДЕСЬ
    Интервью с ученым секретарем ФИПИ Е.А. Зининой об итоговом сочинении на сайте Российской Газеты от 10.09.2018 г.
    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
    Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
    Изложение вправе писать следующие категории лиц:
    обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
    обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
    Время написания – 3 часа 55 минут.
    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
    Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
    Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
    Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
    Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
    Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
    Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
    Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году

  8. Разум и чувство
    И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася»
    И.А. Бунин «Чистый понедельник», «Темные аллеи», «Натали”, «Солнечный удар», «Легкое дыхание»
    А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
    И.А. Гончаров «Обломов»
    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    Честь и бесчестие
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
    Джек Лондон «Белый клык»,
    Л.Н. Толстой «Война и мир»,
    В.В. Быков «Сотников»
    А.П. Чехов «Студент»
    В.Г. Распутин «Уроки французского», «Пожар», «Женский разговор», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Живи и помни»
    В.П. Астафьев «Печальный детектив»
    О.О. Павлов «Конец века»
    Победа и поражение
    Э. Хемингуэй «Старик и море»,
    Б.Л. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие»
    Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Жизнь взаймы»
    В.П. Астафьев «Царь-рыба»
    М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
    А.П. Чехов «Вишневый сад»
    И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
    М.А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    И.А. Гончаров «Обломов»
    М. Горький «На дне»
    О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
    Опыт и ошибки
    Джек Лондон «Мартин Иден»,
    А.П. Чехов «Ионыч»,
    М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
    Генри Марш «Не навреди»
    Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе»
    И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
    А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    М.А. Булгаков «Собачье сердце»
    Ги де Мопассан «Ожерелье»
    Д. Киз «Цветы для Элджернона»
    Дружба и вражда
    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
    Э.М. Ремарк «Три товарища»,
    Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
    В.А. Каверин «Два капитана»
    А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери»
    А.А. Фадеев «Разгром»
    И.А. Гончаров «Обломов»
    Л.Н. Толстой «Война и мир»

  9. Объявлены направления тем итогового сочинения — 11-классники напишут его в декабре. В этом году выпускники будут размышлять над следующими понятиями: верность и измена; равнодушие и отзывчивость; цели и средства; смелость и трусость; человек и общество. Пять книг, которые можно обсудить при подготовке к сочинению, называет известный московский учитель литературы Оксана Смирнова.
    К содержанию

    Неожиданные книги для итогового сочинения

    Нравится нам или нет, но итоговое сочинение в 11 классе писать придется. И что бы мы ни думали о пользе этого экзамена, в нем нужно опираться на прочитанные книги — уж кто как сможет…
    Обычно мы с классом начинаем подготовку к сочинению для ЕГЭ с того, что ребята сами вспоминают, какие книги для какого из направлений итогового сочинения годятся. Не сомневаюсь, что и на этот раз коллективный разум наскребет по сусекам достаточно программных произведений, чтобы без паники работать дальше.
    Мне заранее жаль вузовских коллег, которые будут сотни раз читать про “Тараса Бульбу”, “Уроки французского”, “Сотникова”, “Обелиск” и в лучшем случае — про “Капитанскую дочку” и “Войну и мир”, в которых есть все.
    Однако можно пойти и другим путем: обсудить на уроках несколько текстов, которые не изучались, хотя, с одной стороны, вполне вписываются в программу, с другой — могут пригодиться на сочинении, а с третьей — их интересно обсудить с ребятами. В произведениях, о которых пойдет речь, предложенные нам проблемы так связаны друг с другом, что можно найти аргументы для двух-трех (если не всех пяти) направлений итогового сочинения. Пишу о них не в той последовательности, в которой нам представлены темы, а в произвольном порядке.
    К содержанию

    Е.Шварц “Дракон”

    Очевидный плюс: можно читать кусками по ролям. Кот Машенька, “я чайник — заварите меня”, Дракон в трех лицах — это ярко и (на первый взгляд) смешно. Понадобится, вероятно, два урока: первый — чтение и обсуждение начала пьесы (хорошо бы до смерти Дракона). Дома предложим дочитать и отметить в каждом действии по 2-3 самые яркие реплики. Второй урок пойдет уже на обсуждение проблематики.
    Пьеса написана в 1942-1944 гг. О чем она? О фашистской Германии или о нашей стране, где предательство, и страх, и власть Дракона настолько узнаваемы, что теперь только удивляешься, как Шварц рискнул такое написать — да еще добиваться постановки?
    Ради чего (или кого) сражается с Драконом Ланцелот? Откуда у него такая смелость?
    Как жители города относятся к жертвам Дракона? Что ими движет? Как бы вы назвали этих людей: добрыми? отзывчивыми? равнодушными? Откуда берется равнодушие и к чему оно приводит?
    Кто из героев совершает рекордное число предательств? Почему Бургомистр и Генрих всегда остаются у власти? Как им это удается? Кто в этом виноват?
    Чем эти герои оправдывают свои поступки? Какой цели на самом деле служат выбранные ими средства?
    Объясните поступки Эльзы. Верна ли она своей любви? Почему Ланцелот прощает ей предательство?
    И последнее. Взгляните на направления, по которым будут сформулированы темы итоговых сочинений. К каким из них имеет отношение проблематика “Дракона”?
    К содержанию

    Д.Лондон “Ошибка Господа Бога” (из цикла “Смок и Малыш”)

    У этого рассказа много плюсов. Во-первых, он довольно короткий, ровно на один урок. Во-вторых, страшный и вообще остросюжетный (для слабочитающих ребят просто находка). В-третьих, его герои — обаятельные авантюристы, очередное воплощение вечных типов: благородного рыцаря и его простодушного спутника, своего рода Дон Кихот и Санчо Панса по-американски.
    К тому же это шанс кое-что узнать о золотой лихорадке на Юконе и о жизни за Полярным кругом. И, может быть, заинтересоваться, прочитать оба цикла рассказов о Смоке и Малыше (“Смок Беллью”, “Смок и Малыш”), а там, глядишь, и еще что-то почитать…
    Напомню, в чем там дело. Некая “пророчица” приводит свою секту вегетарианцев на Юкон, пообещав сказочное обогащение. Они везут с собой горы консервов, становятся лагерем в темном ущелье, куда солнце и не заглядывает, бездельничают, ноют, ссорятся — и все поголовно заболевают цингой. Кроме одного человека, “завхоза” секты.
    От цинги спасает сырая картошка. Секта очень выгодно продала свой запас по дороге, но у завхоза явно что-то осталось, потому он и здоров. И хладнокровно смотрит, как в страшных мучениях умирают его товарищи. Этого человека интересует только золото. Смок и Малыш тоже авантюристы-золотоискатели. Но они не могут пройти мимо чужой беды.
    Цели и средства, равнодушие и отзывчивость, личность и общество — тут все как на ладони. Работу можно строить на сопоставлении всех со всеми: вегетарианцев и вольных искателей приключений, пророчицы и “завхоза”, Смока и Малыша. Каждая антитеза высветит что-нибудь важное.
    К содержанию

    М.Ю.Лермонтов “Беглец”

    Существенный плюс — это стихотворение. Учитель может сам прочитать его в классе, да и текст достать нетрудно. Одного урока на него хватит, и еще время останется. После знакомства с текстом я бы предложила всем письменно ответить на вопросы:
    Почему все отвергли беглеца?
    На чем основано такое единодушие всех ближних бедного Гаруна?
    Правильно ли они, на ваш взгляд, поступили? (Причем ответы могут быть самые разные, к этому надо быть готовым.)
    После того как класс отрефлексирует свое отношение к изображенной Лермонтовым ситуации, можно обсудить саму проблему:
    Какие требования предъявляет личности горское общество?
    Почему человека, уцелевшего в битве, считают трусом? (А кстати, как ему удалось уцелеть?)
    Ради каких целей здесь принято применять такие средства?
    Потом мы можем обсудить, как относится к этой проблеме автор. И тут, конечно, выяснится, что, с одной стороны, Лермонтов ставит горскую доблесть в укор своему кругу и поколению. А с другой, Гарун все-таки романтический герой, гонимый, одинокий, всеми преданный… Но это уже не для сочинения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *