Психология сочинение на тему

9 вариантов

  1. Эссе на тему «Зачем мне знание психологии»
    психология семейный детский проблема
    Задав самой себе вопрос для чего же мне нужна психология, я задумалась.
    Ведь психология вошла сегодня в плоть и кровь людей, в жизненные установки, менталитет, в повседневный быт, речевую деятельность каждого из нас. Наша речь насыщена психологическими терминами.
    Психология несет знания о мотивах поведения людей, о внутренней, скрытой жизни человека, о побуждениях к действию, о его воле и безволии, о способности сохранить свой статус, человеческое достоинство в самых неблагоприятных условиях, то, что является отличительной особенностью человека. В поиске ответов на основные вопросы бытия наши предшественники оставили нам не одни только ошибки и заблуждения, но и гениальные прозрения и открытия. Они оставили не только ответы, но и много вопросов. На одни из них со временем были найдены ответы, на другие ответов нет, как и две тысячи лет назад.
    Сами взгляды на предмет психологии – душу – неоднократно менялись на протяжении минувших столетий. Платон полагал, что душа – это идея, она постоянна, неизменна и бессмертна, что она существует вне тела и, соединяясь с ним, оживляет мертвую материю. Его ученик Аристотель учил, что душа присуща всем живым организмам, включая растения. По Демократу, душа материальна, состоит из атомов и смертна. Психологические знания стали необходимым компонентом современной культуры, и значение их будет возрастать.
    Мы живем в исключительно напряженное время. Все большее количество людей не выдерживают этого напряжения. Катастрофически растет число нервно- психических заболеваний, преступников, алкоголиков, наркоманов, разводов, катастроф, самоубийств (в том числе среди детей и подростков!). А те, кому удается удержаться от срывов, “принимают удар на себя” в виде сердечно- сосудистых заболеваний, синдрома хронической усталости, бессонницы и неврозов.
    Нашему обществу остро не хватает психологической культуры отношения к себе, к другим, к работе.
    Ведь что значит психологическая культура в отношении самого себя, других? Это значит умение индивидуума правильно осознавать и оценивать в первую очередь себя, окружающее общество, мир. Ведь если ты знаешь свои психологические особенности, то проще и решить возникнувшие проблемы.
    Зачастую психологические знания у нас откладываются уже на бессознательном уровне. Потому что некий жизненный опыт мы складываем в свои ячейки памяти и уже осознанно используем в дальнейшем.
    Жизнь сама по себе очень часто предоставляет возможность накапливать знания психологии. Мы начинаем разбираться в себе, в людях, в ситуациях- и именно поэтому начинаем читать книги по психологии, размышлять, разговаривать. Знания нам эти нужны для построения отношений с родными, коллегами, друзьями, детьми. И также очень важно умение помочь в трудной ситуации хотя бы правильным словом.
    Так же есть ряд профессий в которых необходимы азы психологии. Это те профессии когда напрямую идет общение с человеком.
    Так же часто психологические приемы помогают нам наладить контакт с человеком. Например, используя прием, когда «подстраиваешь свои интонации, жестикуляцию» под собеседника для наиболее успешного решения вопроса.
    В семейной психологии такие знания и навыки нам нужны чтоб уметь сглаживать острые углы, уметь идти на компромисс, в конце концов просто понимать слова и действия своего партнера.
    Изучать детскую психологию мы конечно, чаще начинаем, когда появляются свои дети. Эти знания нам необходимы, что бы понимать почему так а не иначе поступил наш ребенок, зачем ему это? Умение понимать его психологический возраст и проблемы, связанные с воспитанием на том или ином этапе его жизни. И вот когда у нас появляются дети, мы еще больше начинаем понимать родителей.
    В общении с окружающими людьми тоже нужно уметь применять те знания, уметь эмоционально «разгружаться», а не выливать свое «помойное ведро», набитое негативными эмоциями на головы окружающих (зачастую ни в чем не повинных ) людей.
    Таким образом, можно подвести итог. Психология нам нужна для того чтобы познать себя и может быть отчасти мир. Мы живем в то время, когда нам необходимы эти знания, ведь не зря их копили для нас много веков. И это нам поможет в некотором роде «разгрузить» себя и хотя бы своих близких.
    Понять и помочь кому-то, не просто для галочки, а потому что ты можешь это сделать.

  2. Несколько важных моментов, касающихся формулирования темы эссе по психологии. Большой ошибкой является выбор такой темы, которая только излагает или дает определение понятия. Тема должна выступать поводом к размышлению. Она может содержать в себе какой-либо вопрос, обозначать проблему, служить поводом к размышлению.
    Введение. В этой части эссе необходимо излагать суть выбранной темы, обосновывать ее важность. Само введение должно состоять из элементов, которые имеют между собой логическую и стилистическую связи. Именно во введении рекомендуется формулировать вопрос, на который и будет отвечать вся работа-исследование.
    Основная часть работы. В ней излагаются теоретические аспекты избранной темы, описывается основной вопрос. В основной части нужно качественное и полное аргументирование. Именно в этом разделе важное значение придается подзаголовкам. Они и выполняют функцию структурирования всей работы.
    При написании эссе на любую тему, и особенно на тематику психологии, нужно активно использовать диаграммы, построение графиков, сводных таблиц.
    Также важен анализ выдвинутой проблемы. В прямой зависимости от выбранной темы его следует выполнять, пользуясь такими категориями, как:
    повод– следствие;
    общее – индивидуальное;
    форма – содержание;
    целое – часть целого;
    постоянное – изменчивое и т.д.
    Для лучшего структурирования пользуйтесь параграфами. Обратите внимание на соблюдение следующего правила – в одном параграфе должно содержаться только одно утверждение, которое доказывается соответствующими аргументами. Стоит добавить сюда графический материал. Другими словами, в пределах одного параграфа рассматривайте одну мысль.
    Есть еще один, отлично себя зарекомендовавший способ структурирования эссе – применять подзаголовки каждый раз, когда необходимо обозначить главную мысль или утверждение. Именно этот подход позволит строго следовать определенной цели всего исследования. Следите также и за тем, чтобы соблюдалась и логичность использования подзаголовков. Тогда работа приобретет законченный вид и основательность проработки темы.
    Заключение работы. В этой части эссе по психологии необходимо изложить свои выводы с аргументами, сделать обобщения. Кроме того, обязательно указать область применения выбранной темы эссе.
    При написании заключительной части рекомендуется использовать следующие методы:
    повторение;
    иллюстрирование;
    приведение цитат;
    эффектная концовка.
    Еще одним методом удачного написания заключительной части является указание на применение написанного исследования.
    При использовании данных рекомендаций и удачно выбранной тематики, у вас обязательно получится качественно проработанное и аргументированное эссе, которое принесет полное удовлетворение, как его автору, так и преподавателю, принимающему работу.

  3. Психология – это (от греч. psyhe – душа, logos – учение) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. психология культура поведение
    Что же на мой взгляд, представляет собой психология. Погрузившись в процесс изучения психологии я оказываюсь в интересном и увлекательном мире своих мыслей, идей и сознания. Те методы, которые нам предлагает психология открывают во мне необъятный простор мышления.
    Открывается возможность погрузиться в прошлое и испытать детские и наивные эмоции вновь, посмотреть на них со стороны и при этом попробовать их проанализировать. Открыть для себя неизвестные и некасаемые участки своего внутреннего мира. Это возможность понять себя, воспитать в себе культуру поведения в разговоре, умение слышать и слушать собеседника. Но самое главное понимать собеседника и в целом окружающий мир.
    Также появляется шанс проанализировать свои жизненные ошибки и вероятность сделать выводы и получить уроки, основываясь на которые, существует реальность не повторить их вновь.
    Психология очень интересная и сложная наука. Наука о сознании людей, об отношениях между людьми. Психология – она вокруг нас. Было бы очень здорово, если бы все больше уделяли внимание психологическому просвещению. Это нужно, поскольку нашему обществу остро не хватает психологической культуры отношения к себе, к другим, к работе и ко всему, что их окружает. Еще хотелось бы отметить то, насколько психология многогранна: семейная психология, детская психология на всех ее этапах, психология труда, педагогическая психология, социальная психология… этот список можно продолжать, настолько обширна структура психологии.
    Психология предоставляет нам знания о мотивах поведения людей, о внутренней, скрытой жизни человека, о побуждениях к действию, о его воле и безволии, о способности и желании или нежелании сохранить свой статус, человеческое достоинство в самых неблагоприятных условиях, то, что является отличительной особенностью человека. В поиске ответов на основные вопросы бытия наши предшественники оставили нам гениальные прозрения и открытия. Они оставили не только ответы, но и много вопросов. На одни из них со временем были найдены ответы, на другие ответов нет, как и две тысячи лет назад.
    При написании этого эссе, я остро понимала то, что, казалось бы, накапливаемый жизненный бытовой опыт, напрочь ограничивает творческий потенциал. Мне хочется передать замысел каким-то неординарным способом, но навык постановки красивого слога канул в лету. Возможно, к психологии у меня есть огромные ожидания. Не знаю реализуются они или нет, но благодаря этой науке, я хочу научится пониманию себя, умению красиво говорить, а самое главное слышать и быть услышанной. Так я ощущаю себя в мире психологии.
    Размещено на Allbest.ru

  4. Педагог-психолог – на мой взгляд, очень важная и нужная профессия. У каждого человека в жизни наступает момент, когда он задумывается о своей будущей профессией. Каждый мечтает кем-то стать, может быть на кого-то похожим, может осознанно идет к какой-то цели, тем не менее каждый хочет найти себя в этой жизни. Я думаю, что будущая профессия должна приносить радость, чтоб отправляясь на работу не испытывать чувство тягости, нужно любить то дело, которым выпало тебе заниматься. У каждого человека в жизни наступает момент, когда он задумывается о своей будущей профессии. На сегодняшний день существует много профессий и любому человеку, в том числе и мне, предстояло стоять перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь… А, выбор, действительно, был велик. Кем быть? Воспитателем детского сада, вожатой в школе, учителем, педагогом-психологом в школе? Помочь ребенку узнать, понять и принять себя, научиться общаться с другими людьми, грамотно разрешать конфликты, выстраивать свой жизненный путь в соответствии со своими мечтами, желаниями, быть счастливым.
    И я выбрала свое дело, то дело, которое будет приносить пользу людям. Я педагог-психолог. Так, что же такое, быть психологом? На мой взгляд, человек, который связал себя с такой нелегкой профессией, должен обладать определенными качествами характера. Очень важным являются такие качества как пунктуальность, аккуратность, ответственность, инициативность, целеустремленность, уверенность, рациональность, здесь еще не менее важным качеством будет являться интуиция. Я –психолог, но не волшебник. Я не лечу физически, но помогаю залечивать душевные раны, стараясь помочь детям, которые нуждаются в моей помощи.
    Дети – это прежде всего люди, у которых есть свои достоинства и недостатки, свой характер, темперамент, они уникальны и имеют право на самоутверждение, самореализацию.
    Быть педагогом – ответственный тяжелый труд, включающий работу над собой. Но быть психологом – это немного другое. Ты не можешь поссориться с коллегой, ты же психолог, значит должен иметь высокий уровень коммуникативных навыков и толерантность. У тебя не может быть плохой дисциплины на уроке – ты же психолог, говорят тебе другие, значит должен уметь не только увлечь детей, но и успокоить, заинтересовать.
    Психолог – это не профессия. Психолог – это стиль жизни. В народе есть много легенд и мифов об этой профессии. Когда друзья или знакомые узнают о том, что я психолог вот, что я слышу в ответ: «психолог – манипулятор, гипнотизер или шарлатан, который толком ничем не помогает». И тут я задумалась: как доходчиво объяснить обществу предназначение педагога-психолога, определить его место в образовательном учреждении? Ребенок – это «тесто», состав которого зависит от родителей (родители –
    «ингредиенты»), педагоги изготавливают «пирог», а психолог следит за «температурным режимом, временем, условиями выпечки», т.е. помогает. «Давайте стараться выбирать наилучшие ингредиенты для теста, тщательно и с любовью их перемешивать, своевременно регулировать температурный режим приготовления, чтобы пирог получился вкусный, пышный, красивый».
    Меня часто посещает мысль о том, что работать с детьми – это огромное счастье! Именно дети, и только они, умеют бескорыстно любить и своей любовью окрылять, вдохновлять и вселять уверенность. Я с радостью жду общения с ними, готовлюсь с волнением, стараюсь, чтобы оно было веселым, интересным и запоминающимся каждому малышу. И это общение доставляет мне радость и удовольствие, потому что чувствую – мы нужны друг другу!
    Психолог – это человек, которому необходимо вникнуть, понять и проработать чужую проблему, здесь довольно важно уметь не переносить свои проблемы на другого человека и наоборот, его проблемы не накладывать на свою жизнь. Психолог не должен основываться на своём личном житейском опыте в работе с другим человеком, он должен стремиться к объективности.
    Я, как и любой другой человек, хочу быть удовлетворена результатами своей работы. И когда меня благодарят – я счастлива. Каждый день меня встречают детские глаза, счастливые, иногда грустные, но всегда открытые к общению. Я радуюсь каждой встрече, каждой беседе, потому что для некоторых из них я, чуть ли не единственный взрослый друг. И я счастлива от их доверия. А иметь возможность быть счастливым и от работы – это много стоит. И закончить хотелось бы вот такими словами:
    Психолог – это призвание, психолог – это судьба, сочувствие и сострадание, забота и доброта.

  5. Эссе на тему: «Я психолог и это значит…»
    Для меня психолог – это любимая профессия, это постоянное саморазвитие, это моя жизнь.
    Никогда не задумывалась, кем хочу быть. Всегда хотела помогать людям. Всегда хотела заниматься тем, что по душе. Моя мечта сбылась!
    Восемь лет я занимаюсь психологией. Много планов, идей… Много реализовано, ещё больше нужно успеть.
    Всегда с гордостью говорю, кто я по профессии, что работаю с детьми. Мне так нравится их непосредственность! Их мимика, жесты, манера общения! У каждого ребёнка своя жизнь, свои особенности развития. Так здорово раскрывать их личность, искать резервы к их новым подвигам и победам. Общаться с ними, как со взрослыми, относиться серьёзно к их детским проблемам, ведь для них это очень важно. Иногда пожалеешь маленького «ёжика» и он превратиться в «пушистика». С детьми, у которых сложные отношения с родителями, где мало поддержки, добрых слов, повышаю самооценку коррекционными занятиями, работой с родителями и, конечно же, своей любовью. Потом как-то и педагоги к этому «ёжику» по-другому начинают относиться, и родители понимают, какой у них ребёнок умничка.
    Заниматься этой профессией должен человек, у которого хорошо развита эмпатия и который искренне относится к своему делу. Научить детей любить может только тот человек, который сам к ним относится с любовью. Иногда ребёнку необходимо помочь раскрыть его индивидуальность, чтобы он пошёл по жизни достойным и способным человеком.
    Бывает и такое, что малознакомые люди с осторожностью общаются, когда узнают, кто я по профессии, думая  о том, что их тестируют, либо просят решить именно сейчас их проблему. Я стараюсь разграничивать работу и личную жизнь. Если меня просят о помощи друзья – я даю номера телефонов коллег, если люди на улице – записываю на консультацию. Мне очень важно не потерять себя как личность. Ведь психологи тоже люди!
    Часто можно услышать: «Ты что, САМА не можешь решить свои проблемы? Ты же психолог!» Да, у психологов тоже бывают трудности, которые мы решаем совместно с другими психологами. Проработка себя – это одна из особенностей нашей профессии. Мы не можем помочь разрешить проблему, если у нас есть такая же.
    Есть ситуации, когда людям необходима экстренная помощь. Здесь без обсуждения, помогу обязательно! Пусть это будет в три часа ночи! Наша профессия чем-то схожа с профессией врача. Мы не можем оставить «больного» в беде, обязательно окажем первую помощь, а дальше, если захочет, и «лечение».
    Профессия наша не только глубокая, сложная, но в ней достаточно и творчества. Нужно постоянно развиваться самой, придумывать интересные занятия, адаптировать под участников имеющиеся программы. Быть просвещённым и развиваться в различных областях – профилактика и просвещение, основы проектной деятельности,  нейрофизиологии, диагностические и коррекционные методики. Всегда быть в курсе всех дел школы, общаться с учителями, учениками, родителями, администрацией. Постоянная исследовательская работа, постоянный анализ деятельности. Вечное движение!
    Встречаются и трудности…
    Иногда устаёшь от творческого психологического процесса – хочется работу монотонную, например, марки наклеивать на письма 😉 Но это быстро проходит, когда видишь глаза, просящие о помощи.
    Также про результат – его сразу не увидеть. Ждёшь и говоришь себе, что эта работа ребёнку обязательно поможет. И когда происходят изменения в лучшую сторону (а это может быть через месяц, через год), радости нет предела!
    И про сокращение ставки психолога в школах. Сложно осознавать, что государству мы не нужны. Почему не спросили об этом детей, которым реально нужна помощь, для которых, может быть, этот психолог является единственным светом в тёмном царстве! И меня хотели сократить с этой должности. Спасибо директору, который отстоял, который понимает значимость этой работы.
    Мысли посещали переквалифицироваться в профессию, которая нужна государству. Не смогла! Мне нравится моя профессия! Я с любовью встречаю новый рабочий день. Я готова делиться своими знания, опытом с окружающими, готова быть помощником, другом, наставником.
    Пусть эту профессию многие не понимают, ставят по сомнение нашу деятельность, боятся слова «психолог». Давайте мы будем по-другому называться, только идите к нам, мы ВМЕСТЕ найдём пути выхода ваших трудных ситуаций, поможем найти ресурсы для жизни на новом этапе. Ваше счастье приносит и нам много радости!
    Я психолог и это значит – многогранная, наполненная всеми красками жизнь. Приятно жить, осознавая, что кто-то на планете понял, как стать счастливей.

  6. Наблюдение что все люди разные, давно стало своеобразным клише. Выражая идею уникальности каждого человека, оно одновременно подразумевает сложность познания конкретного индивида. Понять, что происходит с тем или иным человеком, в чем причины его поведения и как устроен его внутренний мир, оказывается нелегкой задачей. Стоит ли считать бурные реакции подростка попыткой выразить свою неповторимую индивидуальность доступным для него способом? Или будет ли разумным списать проблемное поведение на дурной характер, личные особенности или психические расстройства? Существуют ли объяснения, позволяющие не просто «повесить ярлык» на человека, но дающие возможность понять, что им движет, чего он ищет и добивается, упорствуя в своих порывах?
    Удивительно: несмотря на небывалое развитие науки и техники, затронувшие все области жизни современного человека, сфера внутреннего и психического для большинства из нас по-прежнему исполнена тайны. Сориентироваться в огромных потоках информации оказывается нелегкой задачей, и чаще всего мы «проскакиваем» человеческий уровень мировосприятия, оказываясь то в микромирах биохимии и биоинженерии, то в царстве клинических диагнозов, пополняющегося объемными списками расстройств и диагностических категорий. Современный человек, тратящий все больше сил в попытках угнаться за современным ритмом жизни, часто не задумывается о тех принципах и побуждающих силах, которые управляют его жизнью и жизнью других людей.
    Впрочем, было бы большой ошибкой, отрицать наличие интереса к психической жизни человека. В последние годы психология расцвела бурным цветом, заполняя пространства образования, литературы и бизнеса. Ни одно крупное предприятие или образовательное учреждение не обходиться теперь без штатного психолога.
    Человек, профессионально далекий от психологии, обращается к сфере внутреннего мира, как правило, в двух случаях. Первый из них – это чисто прагматический: освоить некоторую технологию, чтобы лучше делать определенное дело: управлять людьми или самим собой, создавать более эффективную рекламу и более востребованные товары. Тут ярким примером является применение психологии в маркетинге: от расположения товаров, их внешнего вида и активности рекламной кампании, часто зависит больше, чем от их качества и объективной необходимости. Второй случай связан с наличием личной проблемы, попытка решить которую, уводит человека с сферы духовного, медицинского или психологического.
    «Почему так происходит и что мне делать?» – эти вопросы, периодически возникающие у любого человеческого существа, становятся краеугольным камнем во времена великих потрясений. Не в тех ситуациях, когда есть еще надежда справиться с проблемой привычными надежными способами, с детства освоенными в собственной семье или приобретенными от знакомых и коллег. Пока способы известные и неоднократно испытанными на практике не исчерпали себя, пока не угасла надежда на спасение привычного и должного известным и проверенным, человек хватается за имеющиеся у него возможности. Он действует, требует, манипулирует, стремится и старается, заставляя себя и других возвращать мир на круги своя, к тому течению которое кажется правильным, очевидным и законным. Иногда таких стратегий оказывается достаточно, чтобы отсрочить катастрофу. В других случаях, события разворачиваются неумолимо, беспощадно опровергая логику нормального и привычного. Тот момент, когда имеющиеся знания разумного человека, те знания, которые есть у всех, оказываются неадекватными, оказывается точкой начала, когда можно спросить: а откуда я вообще знаю то, что я знаю. Привычные ответы типа «это все знают», «наука доказала», «родители говорят», «в книгах написано», скрывают факт, что все «очевидные истины» на самом деле, не являются само собой разумеющимися, а были предложены кем-то извне. И в этот момент, встает вопрос, а что из этого, видел лично я, что из этого работает именно в моей жизни, в моем опыте.
    Катастрофическое проявляет себя в различных формах для разных людей. Большую роль здесь играют особенности мироощущения, специфика восприятия жизни конкретного индивида. Если для одних людей катастрофы связаны с болью потерь и утрат, соизмеримых с экзистенциальным, бытийным – в случаях потери жизни, здоровья, любви, то для других, речь идет о катастрофах социальных – когда теряется социальный статус, положение, обеспечивавшее уважение и престиж. Нельзя не сказать здесь о катастрофах символических, когда рушатся привычные представления и ориентиры, ценности и мировоззрение. Женщина, с классическим воспитанием, полностью посвятившая себя семье и мужу, переживает уход супруга как катастрофу, разрушившую всю ее жизнь. Для родителей, приложивших все усилия для того, чтобы дать ребенку лучшее образование, сын-подросток, обвиняющий их во всех смертных грехах и угрожающий покончить с собой, может ощущаться как катастрофа. Потеря работы, финансовые потери, несданный экзамен – каждое из этих событий может восприниматься как катастрофа тем или иным индивидом.
    Справляться с катастрофой можно по-разному. Кто-то просто может упорно делать вид, что ничего не произошло, отрицая и вытесняя болезненный факт. «Все разводятся, просто забудь об этом и двигайся дальше. Найдешь нового.» – этот совет, произносимый снова и снова в различных семьях, конечно не решит имеющейся проблемы. Из психологии хорошо известно, что разводы по своей травматичности и разрушительности для психического здоровья человека стоят на втором месте после смерти близкого человека. Психике человека требуется по меньшей мере год, чтобы примириться с потерей, проходя через несколько стадий процесса горевания, от шока, отрицания и острого горя на пути к принятию и светлой грусти. Случаи расстройств и «застреваний» на различных стадиях горевания, описанные психиатрами фактически описывают механизмы работы психического аппарата, подчиняющиеся законам живого, логике природы, а не морали или требованиям, навязанным извне.
    Вытеснение болезненных событий, то есть сценарий «забудь об этом и просто живи дальше» является одной из наиболее распространенных человеческих стратегий. Можно с уверенностью сказать, что это один из тех «привычных» способов, который направлен на сохранение привычного «правильного» положения вещей. Казалось бы, что может быть проще и лучше: забыть неприятное событие, не говорить о нем, жить так, как раньше. Так делают многие жертвы изнасилований, супруги, обнаружившие измену в своем браке или потерявшие ребенка. Катастрофа, приближаемая этой стратегией связана не только с огромным расходом энергетического потенциала, необходимого, чтобы не допустить проникновение болезненного материала в сознание. Ее причины вызваны необходимостью «работы над ошибками», осмысления и понимания произошедшего. Психика человека снова и снова стремится переработать травматичный опыт, запечатленный в подсознании, в телесных реакциях, непонятно откуда взявшихся фобиях и соматических расстройствах. Вытесненный опыт проявляется в усилении тревоги, чувстве вины и собственной никчемности, депрессии и попытках наказать себя, саботируя свой успех или парадоксальным образом попадая в ситуации, аналогичные травмирующим.
    Если «вытеснение» является одним из автоматических способов поведения, «встроенных» в психику каждого человека, то многие способы поведения оказываются приобретенными в результате социального научения. Они могут быть унаследованы из семьи. Например, женщина, твердо усвоившая от матери то, что женская роль состоит в том, чтобы обслуживать свою семью, готовя, стирая, гладя и убираясь, она может с удивлением обнаружить свой брак разрушающимся, вопреки ее остервенелым попыткам делать все большую работу по дому. Не имея понятия о том, что она сделала не так, почему история любви, обязанная стать браком на всю жизнь, вдруг превратилась в муку, она может искать ответы в дефектах своего супруга, не оценившего ее идеальность и не обеспечившего ей счастье. Она может даже вытеснить этот неприятный опыт супружества и попытаться найти себе нового мужа, готовя для него еще с большим упорством. Если за это время она не приобретет еще какие-нибудь навыки построения отношений и не разберется сама в себе, она снова и снова может пытаться использовать «заботу» как способ построения семьи, удивляясь, что не может достичь при этом счастья. Ведь для нее скрытыми останутся ее собственные мотивы, например, почему она выбирает нелюбимого человека, избегает искренности в отношениях или с недоверием относиться к проявлениям сексуальности.
    Известная поговорка «умный учится на чужих ошибках, а глупый на своих» не сообщает о неповторимости каждого человека и уникальности его опыта. Ошибочно предполагая сходство мировосприятий людей, мы рискуем принять за очевидное и само собой разумеющееся вообще для всех людей, что очевидно нам или той социальной группе, которой мы принадлежим.
    Есть то, что для нас привычно и нормально. Мы говорим и думаем про такие положения что-то типа «Каждый нормальный человек должен…» или «все знают, что», даже не задумываясь, что под «все» и «каждый нормальный» мы имеем в виду «я», «мои знакомые», «у меня в семье». Это положение иллюстрируют различные реакции отца и матери на яркий цвет помады их дочери. Если мать, воспитанная в консервативной семье, ярко красные губы считает вульгарным и недопустимым, то реакция отца, семейные традиции которого включали в себя семейные выходы в вечерних нарядах, зависит от времени суток. Он просит стереть красную помаду как несоответствующую, если на часах меньше 15-00 и считает ее вполне интересной, если время ближе к вечеру. Эти реакции различны у отца и матери, но удивительно стереотипны в том, что как бы сравнивают наличную ситуацию ярко красной помады на губах дочери с имеющимися у них правилами, крепко усвоенными из их родительских семей. Если она соответствует правилу, то реакция оказывается положительной, в противном случае, выдвигаются требования и критика. При этом, за кадром остается и происхождение этого правила, и то, что культурные и социальные нормы изменились за десятилетия, прошедшие со времен его возникновения и то, что взрослая дочь, которой давно уже перевалило за 30 лет, вполне может самостоятельно выбрать цвет своей помады, не советуясь с родителями в этом вопросе.
    Вообще говоря, переосмысление правил и способов становится возможным именно в ситуациях трагедий, когда происходит невозможное, рушатся границы нормальности, а поведение «правильное», «адекватное», «разумное» не только не помогает, но кажется, лишь ухудшает положение, приводя к еще большей катастрофе. Именно тогда человек может становиться способен к акту вопрошания, не настаивая более на имеющихся у него правилах и способов, которые доказали свою несостоятельность, а открываясь новому, задавая вопрос, готовый услышать не тот ответ, который он хочет, а тот, который вселенная будет готова ему предложить. Поиск истины является началом нового пути, выводящего из тупиков лабиринта, возведенного из норм, правил и способов. Этот путь всегда начинается с акта смирения, остановки собственной активности, давно уже ставшей ядовитой, патологической, как для собственной жизни и развития, так и для окружения. В ситуации отчаяния человек признает, свою неспособность, заблуждения, ошибки, наконец принимая ответственность за свои действия. Еще не вполне понимая, что именно он сделал не так, но уже осознавая, что ничего из привычного не работает, все разваливается, идет не так как надо, как задумывалось и замышлялось, он просит помощи уже не у людей, а у высших сил – вселенной, Бога. Если подобное состояние можно было бы выразить словами, то это могло бы звучать как отчаянный вопль или мольба «Господи, спаси меня, помилуй меня, научи как жить». Это состояние еще недоступно тому, кто просит чего-то конкретного: «Господи, сделай так, чтобы у меня была эта работа, любовь этого человека» или «пусть у моих детей будет то или другое». Эти конкретные просьбы все еще отражают уверенность, что нужно двигаться именно в этом направлении, человек упирается и хватается за тот путь, который, как ему кажется является единственным подходящим для него.
    В поисках ответов человек обращается к религии, духовным учениям и психологии. Возросший спрос на духовное и психологическое превратил эти сферы в развитую индустрию, причудливо смешав в единое целое научные и мистические практики. Все больше людей стремятся найти себе духовных учителей, в идеале, конечно в Индии, в Тибете или Китае, отправляясь в паломничества в эти страны или, на худой конец, посещая семинары иностранных гостей, достигших просветления. Стоимость этих мероприятий не уступает расценкам на услуги психотерапевтов, всех мастей и направлений, штампуемых в избытке современными Вузами. Выбор здесь на любой, даже самый изысканный вкус. Строгие академических программы выпускают психологов, чтущих советскую теорию деятельности и верящих, что методы поведенческой терапии позволят исправить любые проявления от депрессии и аутизма до панических атак, а неудачи объясняющие скрытыми эндогенными расстройствами, требующими уже серьезной психиатрической помощи. Коммерческие вузы предлагают обучение практическим психологическим технологиям, вмещая себя все от арт-терапии и телесно-ориентированной терапии до НЛП, гипноза и шаманизма. Множество сертификационных программ и тренингов открывают свои двери всем желающим и платежеспособным, обещая не только сертификаты и помощь в решении личных проблем (их «проработку»), но и успех, деньги и власть.
    Задумываясь о том, каким технологиям обучают на этих курсах, невольно становится страшно от мысли, что они могут попасть не в те руки. Наверно слишком резко было бы сравнить эту ситуацию с ситуацией гранаты в руках обезьяны, ни имеющей ни идеи о последствиях ее применения, ни умеющей ее правильно применять. Тем не менее, наблюдая упорство некоторых товарищей, применяющих техники НЛП с верой, что они позволят добиться чего желаемого в любых случаях, образ обезьяны невольно всплывает сам собой. Этот возникает и при наблюдении коллег-психотерапевтов, пытающихся объяснить неудачу в построении отношений наличием переноса или скрытой психопатологии.
    Вообще говоря, вопреки распространенным мифам про действенность того или иного метода психотерапии, для того, чтобы ответить на вопрос, чего стоит ожидать конкретному клиенту, важно ответить на множество вопросов, как правило скрытых за наукообразными терминами диагностических и нозологических категорий, россыпями сертификатов и престижностью клинического центра или имени специалиста. Значение играет не только образование специалиста и ее известность, но и личность человека и отношения, возникающие в процессе психотерапии. И в этих двух последних элементах оказывается скрыто самое главное.
    Разобраться в особенностях личности и особенностях отношений далеко не просто человеку, далекому от психологии. Да и про психотерапевтов иногда говорят, что их возможности ограничены из личностным развитием: терапевт не может показать клиенту дорогу туда, где он сам не был и о существовании чего не подозревает.
    Вошедшие в моду понятия личностного развития и духовного роста давно украсили собой и множество названий тренингов и книжек из серии помоги себе сам. И все же, человек, ищущий помощи и ответов, находиться в трудном положении, рискуя не только не получить необходимой информации или терапевтического воздействия, но и угодить в секту, сомнительного духовного учения, психотерапевтической школы или влияния самоположенного гуру-эксперта. Дело в том, что положение границы, разделяющей развитие и духовность от порока и деградации сильно зависит от авторской точки зрения. Провести черту между личными особенностями человека и манифестацией психопатологии тоже можно далеко не всегда. Имеющий здесь место произвол определений и интерпретаций происходит как из личных предпочтений и мировоззрений создателей психотерапевтических и духовных учений, так и из коммерческих интересов. Интересно отметить, что несмотря на то, что теории и методы предлагаются и даже навязываются клиенту извне, ответственность за их принятие и последствия оказываются все равно на последнем. Резюме здесь будет примерно следующее: «ну ты же взрослый человек, у тебя голова на плечах есть, ты сам решил развестись/изменить жене/уйти с работы» и так далее.
    Понять лучше существующую схему может следующий пример, в котором, человек, неспособный построить стабильные счастливые семейные отношения становится психотерапевтом-экспертом в области взаимоотношений. Если это неудовлетворенный мужчина, который не смог достичь гармоничных отношений с супругой и предпочитает иметь многочисленные романы на стороне, он может объявить такое положение нормой. Иначе говоря, он интерпретирует свое поведение ни как обман жены и неспособность к доверительным отношениям, а как настоящее мужское поведение самца, который просто обязан иметь много женщин. Найдя способ такого самоутверждения, он не только чувствует себя лучше, но и учит подобному других закомлексованных молодых людей, представая перед ними в роли этакого гуру Дон Жуана. Он вполне может занять определенное социальное положение в обществе, защитив ученую степень, написав несколько книжек и организовав профессиональное сообщество. Но если ранее он нес ответственность за последствия своего поведения сам, например, страдая от непонятной тревоги, чувства вины или зависимостей, то теперь, на правах эксперта в отношениях, он навязывает такой стиль поведения людям, оказавшимся в его поле влияния. Там где развернулась зона его господства, понятие верности, моногамии оказываются неуместны, даже в некотором смысле патологичны. Все как бы перевернулось с ног на голову: даже определение брака включает в себя уже не моногамию, а преимущественную моногамию. Разврат здесь становится настолько нормален, что даже дети оказываются под его ударом.
    Силу воздействия передает рассказ школьного психолога, по иронии судьбы считающейся звездой местного масштаба и ведущей весьма тренинги, весьма популярные среди неуверенных в себе женщин. Она поведала, как старшеклассник, пришедший к ней на прием спросил «Марья Ивановна, а Вы пользуетесь резинками?» «Конечно пользуюсь, а если с мужем, то нет,» – поделилась со школьниками и с участницами тренинга Марья Ивановна. Сколько информации транслируют психологи, какой посыл, какой напор! Проблема только в том, что трансляция эта происходит с позиции эксперта, практически доктора – психотерапевта, направлена на самые незащищенные группы населения – не обязательно детей, но людей, в кризисных состояниях, а ответственность за и последствия окажутся на последних, даже если эта информация обошлась им в крупную сумму денег.
    Вообще говоря, искушение поставить мир с ног на голову с помощью своей теории или освоенной психотехники в мире психологов встречается повсеместно. Всякие там этические кодексы о которых столько написано и за нарушение которых в Америке и Европе исключают из всех профессиональных сообществ, нашему брату и не снились. Какая там конфиденциальность, двойные отношения или добровольность в исследованиях? Если Вами заинтересуется какой-нибудь психолог, он вполне может организовать и травлю и сбор информации и исследование Вашей жизни, не сколько не смущаясь о том, что доставляет Вам неудобства, дискомфорт или страдания. Распространить слухи – нет проблем. Социальные сети и средства связи к Вашим услугам. Устроить провокацию – почему бы и нет, как ярко показал Стэнфордский эксперимент, люди, готовые самоутверждаться за чужой счет, унижая других и доставляя им неприятности никогда не переведутся. Схема здесь проста: ответственность за собственные действия переносится на кого-то извне, давая иллюзию собственной невинности, защищенности и оправданности в своих действиях. К сожалению, это всего лишь иллюзия, так как в конечном итоге, каждый оказывается ответственен за совершенные поступки, будь то вредные советы, данные незрелому индивиду, или следование чужим советам в попытках переложить ответственность и риски своей жизни на кого-нибудь другого.
    Что касается духовного – это вообще отдельный разговор. В современном обществе, часто можно услышать как человек стремится развить свою духовность с помощью экзотических сексуальных практик, применения наркотических веществ или трансоподобных состояний. Но при более тщательном анализе, оказывается, что понятие «духовного» начинает использоваться как синоним «нового», «необычного» или «экстремального». С одной стороны, тяга к новым ощущением может быть понятна. Можно понять и попытки найти ответы в чем-то необычном, непривычном. С другой стороны, совершенно непонятно, какое отношение к духовности имеют, скажем наркотические галлюцинации, или пассивный гомосексуальный опыт, практикуемый некоторыми гетеросексуальными мужчинами в попытках достичь просветления. Почему из всех возможных действий, выбор так часто падает именно на секс и наркотики? Связано ли это с яркостью получаемых впечатлений, доступностью этих средств или отсутствии других идей и способов, ведущих к росту и развитию. Складывается устойчивое впечатление, что при имеющейся потребности сделать что-то со своей жизнью, полностью отсутствуют какие-либо ориентиры, направляющие людей в какое-либо разумное русло.
    Но если поиски наставника в психологическом или духовном сопряжены с таким риском, что же делать нам, тем простым смертным, чьи несовершенства и проблемы, препятствуют счастью и благополучию? К сожалению, универсальному искусству жить не учат в школе, равно как и в других академических институтах. Стоит ли смириться с текущим положением вещей или все-таки есть шанс искать свой путь? Хотя многие люди выберут первое, мы, в нашей книге, придерживаемся второй точки зрения.
    Мы считаем, что существуют определенные принципы, позволяющие сориентироваться в многообразии духовных и психологических теорий, сориентироваться в пестром поле духовного и психологического, постепенно отыскивая свой собственный путь. Многие из этих принципов вполне известны, проявляя себя вновь и вновь в пересечении положений психологических и естественно-научных теориях, религиозных и духовных учениях, в индивидуальном жизненном опыте. Они оказываются как бы растворенными в имеющемся своде знаний, который не выпячивает себя явно, а требует для своего понимания определенных интеллектуальных усилий.
    В отличие от логики человека, придумавшего психологическую теорию или духовное учение, здесь речь идет о логике живого. Именно живое на протяжении веков снова и снова оказывается под наблюдением со стороны естествоиспытателей, учителей, врачей и жрецов. Создатели теорий и учений осмысляют и формулируют замеченные ими закономерности с помощью доступных им понятий и средств, имеющихся в их время. Каждый их них наблюдает реальность под своим углом, замечая то, что привлекает именно их внимание. Ситуацию можно сравнить с известной притчей про слепых людей, пытающихся на ощупь понять, что из себя представляет слон. Они описывают свои впечатления от прикосновений к слону друг другу и начинают спор, поскольку каждый описывает слона по-разному, при этом на самом деле ни одно из описаний не является верным или полным. Более того, выбор частей слона, оказавшихся в центре внимания слепцов зависит не только от воли случая, но и от индивидуальных предпочтений исследователей – кто-то выберет то, что пониже, кто-то, то что помягче, а кто-то то, что больше всего напоминает на ощупь что-нибудь знакомое или желанное. На самом деле, иногда области исследования перекрываются и несколько слепцов рассказывают про одну и ту же часть тела, но своими словами, да и впечатления их зависят от способностей и способов тактильного познания.
    Наша задача оказывается даже сложнее: слон может расти, двигаться и вообще жить своей слоновьей жизнью вместе со всем стадом слонов, к которому он принадлежит. Было бы более уместно, сравнить ситуацию в которой мы оказались с попыткой установить правила игры шахматной партии, наблюдая за ее ходом. Нобелевский лауреат Ричард Фейнман выразил это так: «Один из способов понять некоторую идею, — что мы и делаем, пытаясь постичь природу, — это представить себе, что боги играют с вами в грандиозную игру, скажем, в шахматы, и вы не знаете правил игры. Но вам разрешается смотреть на доску, по крайней мере время от времени, может быть, в ее маленький уголок, и, исходя из этих наблюдений, вы пытаетесь вывести, каковы правила игры, по каким законам двигаются фигуры. Через некоторое время вы могли бы подметить, что, например, только один слон на доске движется по клеткам одного цвета. Немного погодя вы могли бы открыть закон, согласно которому слон передвигается по диагонали, и тем самым объяснить ранее открытый вами закон, что слон движется по клеткам того же цвета. Это аналогично открытию некоторого закона и последующего более глубокого его осмысления. Затем могут происходить разные события, все складывается благоприятно, вы нашли все законы, и общая картина выглядит весьма неплохо, и вдруг где-то в уголке происходит одно необычное явление, например рокировка, — словом, что-то, чего вы не ожидали. Между прочим, в фундаментальной физике мы пытаемся исследовать такие вещи, относительно которых не можем сделать заключений. Потом мы многократно проверяем их и говорим: все в порядке! Именно то, что не вписывается в теорию, представляет наибольший интерес, то, что не согласуется с тем, чего вы ожидали. Кроме того, вы могли бы совершить революцию в физике: после того как вы открыли, что слоны поддерживают свой цвет и ходят по диагонали, — и так происходит достаточно долго, и всем известно, что это правда, — в один прекрасный день вы замечаете в одной шахматной игре, что слон не поддерживает свой цвет, он его меняет. Только позднее вы открываете новую возможность — слон захвачен, и пешка прошла через всю доску и стала новым слоном — такое может случиться, но вы об этом не знали. Это очень похоже на тот причудливый путь, с помощью которого открывают законы природы: иногда они выглядят точными, они продолжают работать, но вдруг какая-то хитроумная диковинка указывает, что они не верны; и тогда вам приходится исследовать условия, при которых слон поменял цвет и тому подобное, и наконец вы вывели новое правило, которое глубже объясняет закон.»

  7. Сочинение студентки второго курса Межуткиной Екатерины об особенностях изучения дисциплины общая и профессиональная психология в 22 группе, значения данной дисциплины для дальнейшей жизни и деятельности студентов
    Психология в моей жизни
    Межуткина Е.А., студентка 22 группы
    Научный руководитель: Осалихина Ю.А.
    «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Это слова великого Николая Гавриловича Чернышевского.
    И тут невольно возникает вопрос: а где и как в студенческие годы изучать и познавать себя и других людей? У нас, студентов профессионально – педагогического колледжа, есть такой ответ: на уроках общей и профессиональной психологии.
    Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину, Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, Бог – небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Этором так велико, что это произвело впечатление на Богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту, в свою очередь, удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею  в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились на веки.
    Для греков этот миф стал классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Именно поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, стала символом души, ищущей идеал.
    Так и мы, молодые девушки и юноши, студенты находимся в поиске – в поиске друзей, в поиске любви, в поиске жизненного пути, в поиске знаний, в поиске себя… и тут на помощь приходит психология. Сначала это просто один из учебных предметов, стоящий первым или пятым уроком в расписании, а затем, это научное объяснение поведения, внутренних психических процессов и практическое применение полученных знаний.
    На уроках психологии мы приводим много примеров, касающихся нашей повседневной жизни, пытаемся объяснить свои действия с помощью теоретических положений, сопоставить свое поведение с определенным возрастом. И вот мы уже пишем первое сочинение: «Характеристика моих интересов, читаем их слух и становимся ближе друг к другу, удивляемся и восхищаемся другими, сравниваем с собой, узнаем их лучше, так как, зная интересы человека, можно определить направленность его личности, и это хорошо. Упражнение «Интуиция» дает нам возможность почувствовать себя на месте другого студента, определить, как он чувствует, думает, отвечает, а с  помощью упражнения «Один день из жизни профессионала» мы сразу выяснили, что мы знаем о своей будущей профессии, какие пробелы нам нужно заполнить.
    Для меня психология также находит ответы. Например, почему я порой учусь хуже других, а студент, сидящий рядом со мной, всегда все знает? Оказывается, у нас разные качества ума, и мыслим мы каждый по-своему, индивидуально. Трудная тема – «Мышление и речь», но зато теперь я знаю, как работать с тугодумами, что такое леность мысли и IQ. А мой темперамент! Оказывается, он дан мне от природы, и даже не один, а все четыре! Их процентное соотношение я узнала из теста «Формула темперамента», проведенного преподавателем на занятии. Так вот почему порой мне хочется со всеми ссориться и громко кричать – это 39% холерика не дают мне покоя. А откуда слезы в подушку и стихи о любви? Это милый, ранимый, тревожный, но творческий меланхолик. Формула темперамента у каждого своя, но это и доказывает, что все мы разные, как это здорово!
    Раньше я по-другому смотрела на людей, слушала их речь –  я видела лишь внешнюю оболочку, не придавая значения мимике и пантомимике. А теперь меня научили наблюдать, слушать и слышать собеседника и меня уже не преследует «эффект ореола» или ошибки усреднения, в этом я чувствую свою мини-компетентность».
    Меня не пугает и предстоящая практика с подростками, где я буду наблюдать проводимые занятия, а затем самостоятельно их проводить, ведь я знаю, что пубертатный период – очень непрост. Главное – уметь общаться, найти определенный путь к душе каждого ребенка. Самое главное для меня в этот жизненный период – эффективно управлять своими эмоциями, проявлять свои чувства сдержанно, астенически.
    В заключение можно сказать о том, психология влияет на наши интересы и предпочтения, иногда даже неосознанно, но мы руководствуемся ее принципами и законами, поэтому психология помогает нам в общении, выработке определенных черт характера, профессиональном становлении.

  8. Каждый человек, наделенный уникальными свойствами личности, обладает такими качествами, которые позволяют познать с помощью психологической диагностики  психологический портрет человека: как человек познает мир,  принимает решения, чем он руководствуется в той или иной ситуации: рациональным или интуитивным началом своей натуры. Знание психологического портрета личности является основой для того, чтобы улучшать   жизнь, следуя своему предназначению, своей природе, понимать устройство своей натуры, уважать и любить себя, определить свое Я и не пытаться идти на поводу у других. Важно уметь отстоять себя, даже перед самим собой. Если человек знает  свой тип личности, каков он сам, как устроены индивидуальные особенности его души, он может самостоятельно действовать и принимать точные, однозначные решения.
    Пройдя тесты, я выявила основные критерии составляющие мой психологический портрет: темперамент,  характер, эмоциональность, волевые качества, умение общаться, самооценка, самоконтроль, способность к групповому взаимодействию.
    Темперамент.
    Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, скромно  выраженными чувствами. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, данном  ему от рождения. Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.
    Однозначно не могу сказать, к какому типу отношусь. Думаю, что во мне соединились два: холерик и сангвиник (своеобразный симбиоз).
    Холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением). «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику. Принцип опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности — и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри. Безусловно, черты сангвиника приобретенные вынужденно, поскольку изначально мне  были более присущи свойства холерика, да и сейчас нередко они берут верх над уравновешенностью и гибкостью поведения.
    Сангвиник – сильный, уравновешенный тип нервной системы. Эти люди хорошо справляются с нагрузками психического и эмоционального  типа. Адекватны в чувствах и действиях. Легко приспосабливаются к обстоятельствам.Им характерна высокая социальная активность и гибкость поведения.
    Характер.
    Характер (греч. — “чеканка”, “отпечаток”) есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.
    В структуре  характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:
    – к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость);
    -к другим людям, коллективу, обществу  (общительность, отзывчивость, уважение, индивидуализм);
    -к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая -гордость и связанная с ней самокритичность);
    -к вещам (аккуратность, щедрость )
    Безусловно, стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности как врожденные, так и приобретенные. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей. Вера в себя, в свои силы – вот мой залог успеха и в работе, и в личной жизни. Полагаю, что фундаментом моего характера является генетическая наследственность, стремление к  самореализации, самодисциплина и ,естественно, жизненные принципы.
    Эмоциональность.
    Со времен Платона вся жизнь делится на три относительно самостоятельные понятия: ум, воля и чувства, или эмоции.
    Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.
    Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии. Для меня порой это необыкновенно сложно, но я стараюсь контролировать себя, однако мимика – неизменная спутница эмоций – зачастую меня выдает.  Друзья говорят, что мое лицо – открытая книга. Радует одно, что, умея читать, не всякий может понять.
    Я считаю, что уметь  управлять эмоциями просто необходимо: во-первых, для здоровья, во-вторых, из честолюбия. Уметь общаться с другими людьми не так просто. Люди больше любят говорить о себе, чем слушать другого. Поэтому для меня это вечное совершенствование самой себя в вопросах общения с другими людьми. Будучи терпеливым слушателем (приобретенное умение), с трудом переношу неблагодарных собеседников.
    Каждый из нас может говорить о себе беспрестанно, но нам не дано до конца познать себя. Наверное, это и к лучшему. Желание быть сильнее (и морально, и физически), умнее, добрее, красивее – определяет наше сознание и развитие.          Человек живет, пока стремится вперед. Вперед – к совершенству, а ему, как известно, нет предела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *