Роль знаков препинания сочинение на лингвистическую тему

5 вариантов

  1. Лингвистическое сочинение
    Зачем нужна пунктуация?
    Каждый ученик знаком со знаками препинания: точкой, запятой, тире, двоеточием и даже многоточием. Роль пунктуации в предложении и тексте очень значительная, так как все эти знаки служат для выражения различной интонации и выделения смысловых оттенков.
    Давайте представим себе, что знаки препинания отменили. Что же тогда получится? Вспомним сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Там принцесса в приказе сомневалась, где поставить запятую в предложении «Казнить нельзя помиловать». Роль запятой была роковая.
    Если бы в предложенном нам тексте не было бы тире (предложения №5 – №10), то мы  не поняли бы, что перед нами диалог. Кроме того, в тексте множество восклицательных знаков (предложения №4, №8, №12). Автор передает чувство восхищения поступками героев рассказа.
    Таким образом, пунктуация очень важна и нужна, потому что человек для точного выражения своих мыслей и разнообразных чувств обязательно использует знаки препинания.
    Какова роль знаков препинания в тексте?
    Очень часто на вопрос о роли пунктуации как системы знаков препинания в русском языке люди отвечают по-разному.   Многие считают, что без правил пунктуации можно обойтись. Я же считаю, что роль знаков препинания в речевой практике чрезвычайно важна.
    В соответствии с коммуникативными задачами и пунктуационными нормами они выполняют две основные функции: смысловую и интонационную, облегчая понимание письменного текста и помогая выразить темп, ритмику и мелодику речи.
    Рассмотрим, например, предложение №5: «……..». Здесь восклицательный знак интонационно разделяет это предложение и последующее, а также указывает на эмоциональную напряженность предложения №5.
    Знаки препинания несут и смысловую нагрузку. Попробуем представить, что из предложения №7 исчезнут все знаки препинания. Тогда  оно превратится в простой набор слов, лишенных смысла.
    Значит, без пунктуации в языке не обойтись, так как знаки препинания помогают нам выражать свои мысли ясно и точно.
    Запятые
    Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять.
    Без запятых на письме не обойтись, так как они не только расставляют эмоционально-интонационные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения.
    К примеру, в предложении №1 запятые помогают воспринимать и понимать информацию. Они разделяют однородные члены предложения, благодаря этому нам ясна смысловая связь между словами.
    А в предложении №15 запятые помогают соблюдать правильную интонацию при чтении. Они выделяют обращение, а в устной речи мы используем звательную интонацию.
    Итак, без запятых мы не сумели бы точно, ясно и понятно выразить свои мысли.
    Двоеточие
    Пунктуация – это система правил постановки знаков препинания. Верно расставленные знаки препинания помогают прочесть и понять текст. Все они, в том числе и двоеточие, выполняют две функции: смысловую и интонационную.
    Так,  в предложении №8 двоеточие интонационно разделяет два простых предложения в составе сложного бессоюзного, в устной речи в конце сложного предложения мы используем интонацию разъяснения предыдущей части высказывания.
    Двоеточие несёт и смысловую нагрузку. Если в предложении №4 вместо двоеточия поставить запятую, тогда обобщающее слово встанет в один ряд с однородными членами и потеряет обобщающий смысл.
    Следовательно, двоеточие – очень важный пунктуационный знак препинания, без которого смысл высказывания был бы не ясен.
    Восклицательный знак
    Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает правила постановки знаков препинания. Восклицательный знак, как и другие знаки препинания, выполняет важные функции: интонационную и смысловую.
    Во-первых, с помощью восклицательного знака мы выражаем различные эмоциональные оттенки: удивление, восторг, растерянность… Это можно заметить в предложении №3: «…!» Здесь восклицательный знак показывает, как сильно обрадовался герой.
    Во-вторых, восклицательный знак помогает понять смысл высказывания. Если в предложении №6 знак завершения заменить на вопросительный знак, то смысл предложения изменится с утвердительного на вопросительный.
    Таким образом, мы видим, что восклицательный знак обеспечивает пишущего эффективными возможностями для передачи различных смысловых и эмоциональных оттенков.
    Тире
    Можно ли представить письменную речь без тире? Так ли нужны нам эти непонятные палочки? А может быть, вполне возможно обойтись без них, облегчить свою жизнь, не заучивая множество правил? Я считаю, что роль тире в речевой практике очень важна.
    Тире, как и другие знаки препинания, помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Вот предложения №9 – №15, в которых тире используется для оформления диалога, нам ясно, кто из героев произносит определённые реплики.
    Кроме того, тире выполняет  и интонационную функцию.  Например, в предложении №14 с помощью тире указывается на то, что в высказывании есть пропуск слова. Когда мы будем произносить это предложение, то обязательно сделаем паузу на месте тире.
    Итак, тире – это не просто палочка, а очень важный знак препинания, без которого сложно обойтись.

  2. СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ О РОЛИ ПУНКТУАЦИИ
    Вариант 1 (из тестов Интернета)
    Часть 2
    Прочтите текст и выполните А1-А7; В1 – В14
    (1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. (2)Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.
    (3)Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице и дома. (4)Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила
    (6)Лес — очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими.
    (7)3адумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? (8)Она должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадется на составные компоненты, которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. (9)Металлическая консервная банка должна пролежать 15—20 лет.
    (10)А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучи хлама (11)Мусор накапливается из года в год, образуя «культурный» слой. (12)Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы, происходящие в ней. (13)Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже сказывается на нас, людях.
    (14)Происходят и другие, не менее печальные события. (15)Исследования показали: причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. (16) В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. (17)Небрежность? (18)Халатность? (19)Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий.
    (20)Порой слышишь рассказы, как змея или ещё кто-нибудь из лесных обитателей напал на человека (21)Большинство таких рассказов беспочвенны. (22)Любой бегающий или летающий обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. (23)Лес — это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нём, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.
    М.Канн.
    В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
    Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней.
    В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
    Лес очень ранимое существо(1) и правила поведения в нём должны быть строгими. Лес это дом для человека,(2) даже больше,(3) чем дом,(4) и правила поведения в нём,(5) уважение к его жителям должны быть не менее строгими,(6) чем в собственном доме.
    В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.
    Это приводит к изменению растительности,(1) что,(2) в свою очередь,(3) уже сказывается на нас(4) людях. В жаркое время года банки,(5) бутылки,(6) особенно если они побиты,(7) превращаются в линзы,(8) концентрирующие, солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.
    В9. Из предложения 21 выпишите грамматическую основу.
    В10. Среди предложений 7—13 найдите предложения с вводными словами и словосочетаниями. Напишите номера этих предложений.
    В11. В первом абзаце (предложения 1—5) найдите предложение, не имеющее однородныхчленов. Напишите номер этого предложения.
    С.2.1. Ознакомьтесь с мнением Тани и Ирины Петровны о роли вводных слов и предложений.
    Таня Ирина Петровна
    Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи».
    Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст М. Канна и найдите необходимые примеры использования вводных слов и предложений, ар­гументирующие ваши мысли.
    В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные функциивводных слов и предложений. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.
    Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Ирине Петровне, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ирины Петровны. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
    В помощь пишущему сочинение на лингвистическую тему.
    Роль знаков препинания.
    Опорный конспект.
    Мы очень часто говорим о том, что всякие правила о постановке запятых (двоеточия, тире, и т. д.) не очень-то нам и нужны, мы вполне могли бы обойтись и без них. Когда-то книги писались не то что без знаков препинания, но и вообще без пробелов, и ничего, как-то ведь их понимали. Но я думаю, что правила постановки знаков препинания (двоеточия, тире, и т. д.) нужно знать каждому, потому что они помогают организовать нашу речь, выделить в том, о чём мы пишем что-то самое главное, даже передать наши чувства.
    Из курса грамматики мы знаем, что есть знаки препинания завершения, выделения, разделения. (Расскажи о функциях того знака препинания, о котором ты пишешь сочинение-рассуждение).
    ИЛИ:
    Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.
    ВОТ ПОДСКАЗКА:
    Знаки завершения: ТОЧКА, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАКИ, МНОГОТОЧИЕ.
    Знаки выделения и разделения: ЗАПЯТЫЕ, ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, ДВОЕТОЧИЕ, ТИРЕ, скобки. ИХ РАЗГРАНИЧИВАЮТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФУНКЦИЙ: При обращениях, вводных словах, обособленных членах предложения, междометиях, придаточных предложениях в сложноподчинённом эти знаки помогают выделить нужные слова и выражения, а однородные члены предложения, простые предложения в составе сложносочиненных и в сложных бессоюзных эти же знаки служат для разделения.
    !!! А теперь найди соответствующие задаче сочинения примеры из анализируемого текста, выпиши их и объясни, для чего они служат.
    Оформи это примерно такими фразами:
    В тексте NN запятые (тире, двоеточие и т.д,)
    Также играют значительную роль. Например, в предложении: «………………» запятая разделяет однородные члены. А в другом предложении: «…….» этот знак препинания выделяет вводные слова.
    И ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАЙ ВЫВОД!
    Мы ещё раз убедились в том, что знаки препинания, правила их постановки нужны грамотному человеку, его письменная речь при правильном выборе нужного знака
    будет понятнее, доступнее.
    МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
    1.Знаки препинанияпомогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.
    2. Знаки препинания «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)
    3.Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.
    4.А иногда мы читаем их даже… вместо слов!Известен факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»
    Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
    5. При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.
    Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую».
    Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
    ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
    Их значения складывались в течение столетий
    Точкаобозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.
    Вопросительный з н а к требует ответа. В устной речи ему соответствует особого рода интонация и вопросительные слова.
    Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».
    Ставя восклицательный знак пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.
    Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора фрагменты предложения.
    Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».
    Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».
    Т и р е ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.
    К А В Ы Ч К Инужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.
    В с к о б к иставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.
    Знаки препинания выполняют разную роль: 1) в конце предложения они завершают его на письме. Это знаки завершения; 2)внутри предложения они могут разделять слова или выделять их. Первые называются знаками разделения, вторые – знаками выделения.
    И т а к,без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором рассказывается об их употреблении.
    Текст из демоверсии 2009
    (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.
    (5)Одного с Кинтелем возраста.
    (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)”Зарабатываю на скрипку”.
    (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже
    немало мятых бумажек.
    (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые
    можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя… посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она
    посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой,
    узлом на пузе завязанной рубашке… (25)Он и так уже стоит здесь, наверно,
    полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости…
    (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал
    скрипку…
    (По В. Крапивину)
    Антон Кирилл
    Помогите Антону доказать его точку зрения.
    Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина.Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйтецитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
    тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
    Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.
    Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
    Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
    Предлагаем несколько образцов сочинения
    1 образец
    Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, счи­таю, что без знаков препинания обойтись невозможно.
    Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в первом абзаце стоит пять знаков за­вершения (точек), которые отмечают такие синтаксические единицы, как предложения. В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, вы­раженное сравнительным оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между одно­родными составными именными сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).
    Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает интонацию законченного утверди­тельного высказывания (Люди слушали вни­мательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предло­жении 25 многоточие указывает на интона­цию незавершенности.
    В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
    Вот и в тексте В. Крапивина знаки препи­нания помогают передать смысл. В предло­жении 22 (Хотя… посмел бы он?) многото­чие передает неуверенность, а вопросительный знак требует немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начина­ет сам себе отвечать, разбираться в своих чувствах и мыслях.
    Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
    2 образец
    Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.
    Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.
    Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.
    Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь: недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
    Образец 3
    Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные функции!
    Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28 предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его душу.
    Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например, выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно рассматривает девочку.
    Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
    Зачем нужны запятые?
    В школе изучают 10 знаков препинания, и запятые среди них занимают достойное место.
    Во-первых, запятые помогают увидеть стро­ение предложения, выделить такие интонаци­онно-смысловые отрезки, как простые пред­ложения в составе сложного (например, пред­ложения 1, 5, 6); однородные члены предло­жения (предложения 4, 5); обращения (пред­ложение 8); обособленные члены предложе­ния (предложения 16, 17); вводные словосо­четания (предложения 20, 22, 23, 28).
    Во-вторых, запятые помогают верно пере­дать смысл предложения. К примеру, в пред­ложении 3 («Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается») за­пятые, выделяющие вводное слово, подска­зывают, что этот отрезок не имеет отношения к информации, содержащейся в предложе­нии; а запятая перед союзом но помогает ус­тановить отношения сопоставления между частями сложносочиненного предложения.
    В-третьих, запятые служат для обозначе­ния фразовой интонации. В том же третьем предложении запятые, выделяющие вводное слово, подсказывают, что этот интонацион­но-смысловой отрезок должен произноситься особо: с понижением голоса и более быстро по сравнению с остальной частью предложе­ния, а запятая перед союзом но отражает спокойный, размеренный темп фразы.
    Таким образом, мы видим, что запятые на самом деле играют важную роль: они пере­дают строение предложения, его смысл и интонацию.
    Зачем нужно двоеточие?
    Знаки препинания появились намного поз­же, чем была изобретена письменность. В России система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечата­ния.
    «Зачем нужны знаки препинания? — недо­умевают некоторые мои сверстники и гово­рят: — Не нужны все эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополни­тельную информацию, которую нельзя вы­разить словами, ведь она касается высказы­вания в целом.
    Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-пер­вых, этот знак ставят, если хотят пояснить деланное сообщение. Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причи­ну того, о чем сообщалось в первой части.
    Во-вторых, этот знак помогает увидеть та­кие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь (предложения 28 и 29).
    В-третьих, двоеточие — письменный сиг­нал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, пос­ле знака следующая синтаксическая единица интонируется в более быстром темпе.
    Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «су­ществуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фра­зе легкость и правильное звучание».
    Зачем нужно тире?
    Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью ин­тонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
    Тире, как любой знак препинания, помога­ет определить границы синтаксических еди­ниц (их начало и/или конец), понять логику предложения, связь его частей, передать ин­тонацию.
    Так, в предложении 14 тире отмечает на­чало и конец такого синтаксического отрез­ка, как слова автора, а в предложении 33 отмечает начало составного именного сказуе­мого с опущенной глагольной связкой. Тире — многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередо­вания, тождества, противоположности, сле­дования (внезапного или закономерного).
    Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В. Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В предло­жении 27 тире реализует значение противо­положности: «Столько лет смотрел на карти­ну, а не догадался».
    Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в пред­ложении 22 выделены с двух сторон тире, это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением голоса. Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его упо­треблять Н. М. Карамзин), это очень нуж­ный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный текст.

  3. 1
    СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ О РОЛИ ПУНКТУАЦИИ
    Вариант 1 (из тестов Интернета)
    Часть 2
    Прочтите текст и выполните А1-А7; В1 – В14
    (1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. (2)Соблюдение
    или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.
    (3)Придерживаясь их, человек ведёт себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на
    улице и дома. (4)Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на
    природу. (5)Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила
    (6)Лес — очень ранимое существо, и правила поведения в нём должны быть строгими.
    (7)3адумывался ли ты когда-нибудь, что такое бумажка, небрежно брошенная в лесу? (8)Она
    должна пролежать там минимум три года, прежде чем распадется на составные компоненты,
    которые природа сможет «переварить» и усвоить без вреда для себя. (9)Металлическая консервная
    банка должна пролежать 15—20 лет.
    (10)А ведь сколько людей не задумываются об этом, оставляя после себя в лесу кучи хлама
    (11)Мусор накапливается из года в год, образуя «культурный» слой. (12)Под этим слоем начинает
    меняться жизнь организмов, населяющих почву, а значит, и естественные процессы,
    происходящие в ней. (13)Это приводит к изменению растительности, что, в свою очередь, уже
    сказывается на нас, людях.
    (14)Происходят и другие, не менее печальные события. (15)Исследования показали: причиной
    лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. (16) В жаркое время
    года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие
    солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. (17)Небрежность?
    (18)Халатность? (19)Точнее, преступность поведения — и бушуют пожары на десятках и сотнях
    гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные
    материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий.
    (20)Порой слышишь рассказы, как змея или ещё кто-нибудь из лесных обитателей напал на
    человека (21)Большинство таких рассказов беспочвенны. (22)Любой бегающий или летающий
    обитатель леса, за исключением редких случаев, безропотно уступает человеку дорогу. (23)Лес —
    это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нём, уважение к его жителям
    должны быть не менее строгими, чем в собственном доме.
    М.Канн.
    В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
    Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях.
    Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает
    меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные
    процессы,(5) происходящие в ней.
    В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
    Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.
    Лес — очень ранимое существо(1) и правила поведения в нём должны быть строгими. Лес —
    это дом для человека,(2) даже больше,(3) чем дом,(4) и правила поведения в нём,(5) уважение
    к его жителям должны быть не менее строгими,(6) чем в собственном доме.
    В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
    Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого
    предложения.
    Это приводит к изменению растительности,(1) что,(2) в свою очередь,(3) уже сказывается
    на нас(4) людях. В жаркое время года банки,(5) бутылки,(6) особенно если они побиты,(7)
    превращаются в линзы,(8) концентрирующие, солнечные лучи и приводящие к
    самовозгоранию лесной подстилки.
    2
    В9. Из предложения 21 выпишите грамматическую основу.
    В10. Среди предложений 7—13 найдите предложения с вводными словами и
    словосочетаниями. Напишите номера этих предложений.
    В11. В первом абзаце (предложения 1—5) найдите предложение, не имеющее однородных
    членов. Напишите номер этого предложения.
    С.2.1. Ознакомьтесь с мнением Тани и Ирины Петровны о роли вводных слов и предложений.
    Таня
    Ирина Петровна
    Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль вводных слов и предложений в устной и в
    письменной речи».
    Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст М. Канна и найдите
    необходимые примеры использования вводных слов и предложений, аргументирующие ваши
    мысли.
    В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих
    разные функции вводных слов и предложений. Приводя примеры, указывайте номера нужных
    предложений или применяйте частичное цитирование.
    Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Ирине Петровне, так и собственным
    высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ирины Петровны. Объём
    сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
    почерком.
    В помощь пишущему сочинение на лингвистическую тему.
    Роль знаков препинания.
    Опорный конспект.
    Мы очень часто говорим о том, что всякие правила о постановке запятых (двоеточия, тире, и т. д.)
    не очень-то нам и нужны, мы вполне могли бы обойтись и без них. Когда-то книги писались не то
    что без знаков препинания, но и вообще без пробелов, и ничего, как-то ведь их понимали. Но я
    думаю, что правила постановки знаков препинания (двоеточия, тире, и т. д.) нужно знать
    каждому, потому что они помогают организовать нашу речь, выделить в том, о чём мы пишем чтото самое главное, даже передать наши чувства.
    3
    Из курса грамматики мы знаем, что есть знаки препинания завершения, выделения,
    разделения. (Расскажи о функциях того знака препинания, о котором ты пишешь сочинениерассуждение).
    ИЛИ:
    Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям
    общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые
    значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя
    пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения
    и оттенки.
    ВОТ ПОДСКАЗКА:
    Знаки завершения:
    МНОГОТОЧИЕ.
    ТОЧКА,
    ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ
    И
    ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ
    ЗНАКИ,
    Знаки выделения и разделения: ЗАПЯТЫЕ, ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ, ДВОЕТОЧИЕ, ТИРЕ, скобки. ИХ
    РАЗГРАНИЧИВАЮТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФУНКЦИЙ: При обращениях, вводных словах,
    обособленных членах предложения, междометиях, придаточных предложениях в
    сложноподчинённом эти знаки помогают выделить нужные слова и выражения, а однородные
    члены предложения, простые предложения в составе сложносочиненных и в сложных
    бессоюзных эти же знаки служат для разделения.
    !!! А теперь найди соответствующие задаче сочинения примеры из анализируемого текста,
    выпиши их и объясни, для чего они служат.
    Оформи это примерно такими фразами:
    В тексте NN запятые (тире, двоеточие и т.д,)
    Также играют значительную роль. Например, в предложении: «………………» запятая разделяет
    однородные члены. А в другом предложении: «…….» этот знак препинания выделяет вводные
    слова.
    И ОБЯЗАТЕЛЬНО СДЕЛАЙ ВЫВОД!
    Мы ещё раз убедились в том, что знаки препинания, правила их постановки нужны грамотному
    человеку, его письменная речь при правильном выборе нужного знака
    будет понятнее, доступнее.
    МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
    1.Знаки препинания помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и
    отношения между ними; помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а
    читающему – понять их.
    2. Знаки препинания «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное
    соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные
    знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)
    4
    3. Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно
    записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства.
    Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.
    4. А иногда мы читаем их даже… вместо слов! Известен факт такой «бессловесной»
    переписки. Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он
    приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил
    письмом без слов: «!»
    Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки
    умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.
    5. При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы
    пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в
    высоких умственных способностях этого человека.
    Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям
    смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент
    опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую».
    Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал
    распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не
    нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
    ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
    Их значения складывались в течение столетий
    Точка
    обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него
    реагировать.
    Вопросительный
    з н а к требует ответа. В устной речи ему соответствует особого рода
    интонация и вопросительные слова.
    Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».
    Ставя восклицательный знак пишущий
    содержание собственного высказывания.
    показывает,
    насколько
    сильно
    его
    волнует
    Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше».
    Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора
    фрагменты предложения.
    Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего
    сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».
    Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».
    5
    Т и р е ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят
    указать, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или
    в значении следования.
    К А В Ы Ч К И нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или
    обозначают границы прямой речи либо цитаты.
    В с к о б к и ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.
    Знаки препинания выполняют разную роль: 1) в конце предложения они завершают его на
    письме. Это знаки завершения; 2)внутри предложения они могут разделять слова или
    выделять их. Первые называются знаками разделения, вторые – знаками выделения.
    И т а к, без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью в
    целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о языке, в котором
    рассказывается об их употреблении.
    Текст из демоверсии 2009
    (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за
    картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли
    ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке
    девочка.
    (5)Одного с Кинтелем возраста.
    (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.
    (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и
    водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в
    откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)”Зарабатываю
    на скрипку”.
    (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже
    на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка
    взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце
    у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной
    мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых
    глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.
    (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже
    немало мятых бумажек.
    (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые
    можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он
    тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя… посмел бы он? (23)Все сразу начали
    бы глядеть на него. (24)И она
    посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой,
    узлом на пузе завязанной рубашке… (25)Он и так уже стоит здесь, наверно,
    полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости…
    6
    (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл,
    не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал
    скрипку…
    (По В. Крапивину)
    На письме без знаков препинания
    обойтись невозможно..
    Зачем нужны все эти абзацы, двоеточия,
    тире, запятые? Неужели без них нельзя
    обойтись? Вот до XV века в книгах вообще
    не было знаков препинания. А сейчас их
    столько! Попробуй разберись, где какой знак
    ставить!
    Антон
    Кирилл
    Помогите Антону доказать его точку зрения.
    Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?» Обдумывая ответ на
    вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина. Приведите 2 примера из прочитанного текста,
    иллюстрирующие разные функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера
    нужных предложений или применяйте цитирование.
    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
    тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.
    Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным
    высказыванием.
    Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
    Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
    Предлагаем несколько образцов сочинения
    1 образец
    Антон с Кириллом спорят о том, нужны ли знаки препинания. Я, как и Антон, считаю, что без
    знаков препинания обойтись невозможно.
    7
    Во-первых, знаки препинания помогают определить границы синтаксических единиц. Так, в
    первом абзаце стоит пять знаков завершения (точек), которые отмечают такие синтаксические
    единицы, как предложения. В предложении 6 четыре раза встречаются запятые в простом
    предложении. Две из них отмечают обособленное обстоятельство, выраженное сравнительным
    оборотом (как у мальчишки), две другие стоят между однородными составными именными
    сказуемыми (была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными волосами).
    Во-вторых, знаки препинания передают интонацию. Так, в предложении 19 точка выражает
    интонацию законченного утвердительного высказывания (Люди слушали внимательно, и в
    скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек); а в предложении 25 многоточие
    указывает на интонацию незавершенности.
    В-третьих, знаки препинания помогают точно выразить мысли. Так, самая короткая и
    лаконичная переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его
    книги. После того как были отпечатаны «Отверженные», Гюго послал издателю письмо, где стоял
    только «?», и получил ответ: «!». Так он узнал, что его книга вызвала большой интерес у
    читателей.
    Вот и в тексте В. Крапивина знаки препинания помогают передать смысл. В предложении 22
    (Хотя… посмел бы он?) многоточие передает неуверенность, а вопросительный знак требует
    немедленного ответа. И в следующем предложении (23) герой начинает сам себе отвечать,
    разбираться в своих чувствах и мыслях.
    Да, без знаков препинания обойтись нельзя. Надеюсь, что теперь и Кирилл так думает.
    2 образец
    Человеческая речь возникла из необходимости обмениваться информацией, общаться друг с
    другом, понимать друг друга. Она существует в устной и письменной форме. Говоря с
    собеседником, человек делает паузы, повышает или понижает голос, меняет интонацию в
    зависимости от цели высказывания или от степени эмоциональности, с которой говорит. Как же
    ему передать содержание речи на письме, чтобы, читая, другой человек не только правильно
    понял смысл, но и проникся теми же чувствами, эмоциями? Думаю, что именно для этого люди
    создали систему знаков препинания. С тех пор они и выполняют свои функции в тексте.
    Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные
    члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от
    однородных членов, помогают мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и
    многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая.
    Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не
    будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь
    никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению
    смысла, переданного автором.
    Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих
    знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и
    кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова,
    крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в
    предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как
    настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.
    8
    Значит, не только слова, вошедшие в текст, помогают автору изобразить события, выразить
    мысли и чувства, но и расставленные им знаки препинания. Они помогают нам двигаться по
    тексту, замедлять или убыстрять ход, делать короткие или длительные остановки-паузы. Стоит
    только на минуту представить, что все эти умные указатели исчезли из текста, и сразу поймёшь:
    недопонимание между автором и читателем неизбежно. А значит, и основная функция речи не
    выполнена. Так что, без пунктуации никак не обойтись, особенно человеку, который хочет точно
    и глубоко передавать свои мысли и понимать мысли других.
    Образец 3
    Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил
    пунктуации, волнующий Антона и Кирилла, возникал и среди моих одноклассников. Мнения
    наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком,
    считают, как и Кирилл, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому
    что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены, как и Антон, в их необходимости. И
    действительно, трудно не согласиться с Антоном, ведь у знаков препинания такие важные
    функции!
    Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения,
    однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения
    помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное им в конце 24, 25 и 28
    предложений многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить
    состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства, силу воздействия музыки на его
    душу.
    Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь. Например,
    выделение запятыми вводных слов в 11 и 14 предложениях подсказывает читателю, где
    необходима пауза, помогает не только прочитать предложение с правильной интонацией, но и
    понять, что герой потрясён героиней, её внешним видом и игрой, что он очень внимательно
    рассматривает девочку.
    Прав был К.Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят
    интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без
    знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно
    предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки – словом, все знаки,
    попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
    Зачем нужны запятые?
    В школе изучают 10 знаков препинания, и запятые среди них занимают достойное место.
    Во-первых, запятые помогают увидеть строение предложения, выделить такие интонационносмысловые отрезки, как простые предложения в составе сложного (например, предложения 1, 5,
    6); однородные члены предложения (предложения 4, 5); обращения (предложение 8);
    обособленные члены предложения (предложения 16, 17); вводные словосочетания (предложения
    20, 22, 23, 28).
    Во-вторых, запятые помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении 3
    («Я ведь, кажется, могу думать или не думать, но как-то само думается») запятые, выделяющие
    вводное слово, подсказывают, что этот отрезок не имеет отношения к информации, содержащейся
    в предложении; а запятая перед союзом но помогает установить отношения сопоставления между
    частями сложносочиненного предложения.
    9
    В-третьих, запятые служат для обозначения фразовой интонации. В том же третьем предложении запятые,
    выделяющие вводное слово, подсказывают, что этот интонационно-смысловой отрезок должен
    произноситься особо: с понижением голоса и более быстро по сравнению с остальной частью предложения,
    а запятая перед союзом но отражает спокойный, размеренный темп фразы.
    Таким образом, мы видим, что запятые на самом деле играют важную роль: они передают строение
    предложения, его смысл и интонацию.
    Зачем нужно двоеточие?
    Знаки препинания появились намного позже, чем была изобретена письменность. В России система
    пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания.
    «Зачем нужны знаки препинания? — недоумевают некоторые мои сверстники и говорят: — Не нужны все
    эти двоеточия, тире, скобки…». Я с ними не согласна, потому что считаю: знаки препинания несут дополнительную информацию, которую нельзя выразить словами, ведь она касается высказывания в целом.
    Возьмем, к примеру, двоеточие. Во-первых, этот знак ставят, если хотят пояснить деланное сообщение.
    Этим объясняется употребление двоеточия в предложении 2, где вторая часть сложного предложения с
    разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
    Во-вторых, этот знак помогает увидеть такие синтаксические конструкции, как слова автора и прямую речь
    (предложения 28 и 29).
    В-третьих, двоеточие — письменный сигнал интонации пояснения (предложения 2, 11). Перед знаком голос
    понижается, после чего следует «предупреждающая» пауза, после знака следующая синтаксическая единица
    интонируется в более быстром темпе.
    Нет, не обойтись без знаков препинания. Ведь они, по словам К. Паустовского, «существуют, чтобы
    выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание».
    Зачем нужно тире?
    Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно
    передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов,
    знаков препинания.
    Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц (их начало и/или
    конец), понять логику предложения, связь его частей, передать интонацию.
    Так, в предложении 14 тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора, а в
    предложении 33 отмечает начало составного именного сказуемого с опущенной глагольной связкой. Тире —
    многозначный знак препинания. Он может иметь значение пропуска, чередования, тождества,
    противоположности, следования (внезапного или закономерного).
    Предложения с 8 по 22 — это диалог. Тире используется в значении чередования. С его помощью В.
    Железников указывает, что в диалоге меняется автор реплики: говорит то Николай Николаевич, то Ленка. В
    предложении 27 тире реализует значение противоположности: «Столько лет смотрел на картину, а не
    догадался».
    Как интонационный знак тире, например, подсказывает, где находятся паузы, какой отрезок следует читать
    с повышением тона, а какой — с понижением. Слова автора в предложении 22 выделены с двух сторон тире,
    это значит, что в этих местах нужно делать паузы, а сам отрезок произносить быстро и с понижением
    голоса. Хотя тире появилось в русской графике достаточно недавно (первым стал его употреблять Н. М.
    Карамзин), это очень нужный знак препинания, без него невозможно представить современный письменный
    текст.
    10

  4. На наш взгляд, учащиеся 9-го класса должны имеет представление о следующих лингвистических единицах.
    В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.
    Так, фонетика и графика изучают «воспринимаемую» (слухом или зрением) сторону языковых знаков
    Лексикология изучает индивидуальные свойства отдельных языковых знаков, а грамматика — общие правила их комбинации, употребления и понимания.
    Внутри грамматики принято выделять такие разделы, как морфология (наука о грамматических свойствах слова) и синтаксис (наука о грамматических свойствах предложения и словосочетания). Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание и предложение
    Из опыта работы по обучению сочинению на лингвистическую тему.
    На наш взгляд, на начальном этапе обучения сочинению учащимся можно предложить «речевые формулы», которые помогут составить представление о требованиях к высказыванию на любую лингвистическую тему. На наш взгляд, эти речевые структуры обогатят речь учащегося, покажут образец ответа и дадут возможность творчески подойти к самостоятельной работе.
    Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»
    Знак препинания
    Смыслоразличительная функция знака препинания
    Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)
    · Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
    · Передают логику предложения, связь между частями предложения.
    · Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
    · Передают на письме оттенки смысла.
    · Могут быть средством выражения состояния пишущего.
    · Основное назначение пунктуации – передавать логику предложения, связь между его частями.
    · Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.
    · Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.
    Запятая
    · Указывает на следование объектов и событий друг за другом.
    · Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.
    Точка
    · Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
    · Указывает на завершённость высказывания.
    · Указывает на законченность мысли.
    Вопросительный
    знак в конце предложения
    · Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.
    · Указывает на ожидание ответа.
    Восклицательный знак в конце предложения
    · Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.
    · Указывает на эмоциональную напряжённость
    Двоеточие
    · Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)
    · Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.
    Тире
    · Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.
    · Указывает на следование событий друг за другом.
    · Указывает на временной интервал.
    · В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.
    · Указывает на варианты названия.
    · Значение противоположности (Я мрачен – ты весел).
    · Указывает на значение следования – одно событие следует за другим – внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил – и вдруг споткнулся).
    · Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть – работай вместе со всеми).
    Кавычки
    · Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.
    · Обозначают границы прямой речи или цитаты.
    · Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».
    Скобки
    · Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.
    · Указывают на вспомогательный характер информации.
    Точка с запятой
    · Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация – для размышления читателя.
    Многоточие
    · Передаёт недосказанность, недоговорённость.
    · Отражает эмоциональную окраску речи – передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.
    · Указывает на неполноту информации.
    · Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

    Сочинение на лингвистическую тему (в 9-м классе) и теоретически, и практически базируется на стандартах образования, позволяет проверить уровень речевой компетенции за основную школу и перевести речевую компетенцию учащихся на новую ступень – ЕГЭ.
    Литература

  5. Готовые сочинения на лингвистическую тему

    Сочинение 19
    Двоеточие (2 вариант)
    Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над
    другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования
    этого знака я встречаю в тексте?
    Во-первых, в предложении 2 «… Сыроежкин решил идти в самую дальнюю
    булочную: может, кого-нибудь встретит…» этот знак ставится в бессоюзном сложном
    предложении, вторая часть которого указывает на причину того, о чём говорится в
    первом.
    Во-вторых, в предложении 6, представляющем собой сложное с разными видами
    связи, двоеточие ставится в той его части, где второе предложение раскрывает смысл
    первого: «Так, игра: хочется, чтобы …».
    Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном
    предложении, и обойтись без него нельзя.
    ( 107 слов)
    Сочинение 20
    Вопросительный знак
    «Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это
    состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой
    шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке,
    как о сгорбленном старике. Вопросительный знак вечно молод и полон сил, хотя и
    существует столько же, сколько и существует человечество. В этом тексте
    вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.
    Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется
    кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.
    Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак
    служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение,
    содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.
    В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак
    предопределяет вопросно-ответную форму общения.
    Таким образом, мы можем сделать вывод, что самые разнообразные вопросы
    могут встретиться вместе «под одной крышей» в одном и том же художественном
    тексте. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания.
    (150 слов)
    Сочинение 21
    Запятая
    Запятая возникла ещё в XV веке и с тех пор стала одним из самых
    распространённых знаков препинания. Однако многие из нас недооценивают всей
    важности запятой. Но стоит лишь вспомнить фразу: «Казнить нельзя помиловать» –
    как тут же наш взгляд на этот знак препинания меняется. Ведь порой от запятой
    зависит человеческая жизнь! В предложенном для анализа тексте запятые
    встречаются несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, запятая служит для выделения синтаксических конструкций внутри
    предложения: причастного оборота, деепричастного оборота, уточнения,
    сравнительного оборота, вводных и вставных конструкций. Так, в предложении 2
    «Немцы, должно быть, вскоре заметили его» этот знак выделяет вводное слово.
    Во-вторых, в предложении 7 «Надо было отыскать другой конец…провода,
    проползти до него» запятая используется для отделения однородных сказуемых друг
    от друга.
    Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять
    структуру предложения, а значит, и его смысл.
    ( 135 слов)
    Сочинение 22
    Восклицательный знак
    Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В
    устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты,
    звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит
    лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный
    знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с
    восклицательным знаком выражает радость.
    Во-вторых, в предложении 23 «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак
    в конце предложения используется для выражения недоумения.
    В-третьих, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!»
    восклицательный знак помогает выразить удивление.
    В-четвёртых, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о
    своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения
    неудовлетворения.
    В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне
    трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то
    на помощь.
    В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как
    следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает
    приказ.
    В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак
    выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков
    бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!
    (205 слов)
    Сочинение 23
    Тире
    Тире – один из знаков препинания, используемых во многих языках. В русскую
    письменность тире ввел писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак
    назывался «черта», а слово «тире» началось встречаться с начала 20-х годов
    восемнадцатого века. С тех пор тире является одним из самых распространённых
    отделяющих знаков препинания. В предложенном для анализа тексте этот знак
    встречается несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 10 «Быть мужественным – долг человека перед
    жизнью» тире выполняет разделительную функцию, отделяя подлежащее от
    сказуемого.
    Во-вторых, в предложении 28 «Великое это качество – мужество – можно
    увидеть не только в отдельном человеке, но и в целом народе» этот знак играет
    выделительную роль, обособляя приложение.
    В-четвёртых, в предложении 13 «Пружина – главное в часах…» тире указывает на
    пропуск глагола «есть».
    В-пятых, в предложении 36 «Да любит она ли нас? – впервые подумал я» тире
    отделяет прямую речь от слов автора.
    Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл
    предложения был бы не ясен.
    ( 173 слова)
    Сочинение 24
    Точка с запятой
    Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён
    итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения
    противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После
    него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах
    этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое
    применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается
    неоднократно, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 5 «Варя сидела, всматриваясь в окно; Петр не
    отрывал от неё глаз» этот знак препинания используется для отделения частей
    бессоюзного предложения.
    Во-вторых, в предложении «Варя и он были почти одних лет; но тогда он был
    студентом…» точка с запятой отделяет части сложносочинённого предложения.
    В-третьих, в предложении «Огонь то ярко вспыхивал, то почти что затухал; то
    взмывал вверх, то стлался по земле» этот знак препинания используется для
    отделения однородных членов друг от друга.
    В-четвертых, в предложении «Смотритель осведомился, куда надобно было ему
    ехать; объявил, что его лошади ожидали…» точка с запятой отделяет соподчиненные
    придаточные.
    Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику
    предложения, связь между его частями. (178 слов)
    Сочинение 25
    Кавычки
    Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения
    прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов,
    предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём
    обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?
    Во-первых, в предложении 26 ««Мы им гордимся», – говорил педагог» кавычки
    используются для выделения прямой речи.
    Во-вторых, в предложении 33 «А спустя время пришла и правительственная
    награда – медаль «За спасение погибающих» кавычки используются для выделения
    приложения.
    Таким образом, могу сделать вывод, что кавычки очень важный и необходимый
    знак препинания.
    (90 слов)
    Сочинение 26 (2)
    Нужны ли кавычки как знак препинания.
    Кавычки как знак препинания стали употребляться в конце 18 века. Учёные
    считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические
    словари русского языка разъясняют, что слово «кавычки» произошло от «кавыка»,
    то есть «крючок», «помеха». Кавычки, являясь выделительным знаком, имеют
    разнообразные значения. Какие примеры употребления кавычек нахожу в этом
    тексте?
    Во-первых, в предложениях 23-25 и других кавычки выделяют в тексте чужую
    речь, оформленную как прямую речь. Например, предложение 26(Подходим к старику,
    спрашиваем: «Чем вам помочь, дедушка?»)
    Во-вторых, в предложении 19 автор берёт слово «случайно» в кавычки,
    употребляя его в двойном значении.
    Таким образом, могу сделать вывод, что однозначность выделительной функции
    кавычек не мешает им иметь разнообразные, частные значения и знать их просто
    необходимо.
    (119 слов)
    Сочинение 27
    Скобки
    Скобка – письменный парный знак, служащий для обособления какой-нибудь
    части текста. Какие случаи использования этого знака встречаю в эссе?
    Во-первых, в предложении 6 «На другое утро (я уже проснулся) стук палки
    раздался у меня под окном» скобками выделяется вставная конструкция.
    Во-вторых, в предложении 14 «Вспомнились слова Базарова: «Природа не храм,
    а мастерская, и человек в ней работник» (Тургенев) скобки используются при
    указании на источник цитаты.
    Таким образом, могу сделать вывод, что скобки очень важный пунктуационный
    знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.
    (84 слова)
    Сочинение 28
    Многоточие
    Многоточие – это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек,
    означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот
    знак назывался «отточие». Какие случаи употребления многоточия встречаю в
    тексте?
    Во-первых, в предложениях 18 «Немцы, осмелев, с криком набегают на него…» и
    26 «Бойцы поняли, как была восстановлена линия связи…» этот знак обозначает
    недосказанность, возможность продолжения текста.
    Во-вторых, в предложении 17 « Только бы не разжать…» многоточие
    используется для обозначения недоговоренности: «А если бы он разжал зубы? Связь
    не была бы восстановлена, и наступление было бы сорвано».
    Таким образом, могу сделать вывод, что многоточие наряду с общей
    отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений,
    которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. (110 слов)
    Сочинение 29
    Зачем нужна орфография?
    На нашей планете много разных народов, и все они общались и общаются друг с
    другом. Поэтому не удивительно, что некоторые слова из одного языка
    перекочёвывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня:
    «орфо», что означает «правильно», и «графо» – «пишу». Соединились эти корни. И
    получилось слово «орфография». В переводе на русский язык оно означает
    «правописание». Существует множество орфографических правил, важнейшим из них
    является правописание приставок. Разные приставки пишутся по разным правилам, в
    зависимости от этого их делят на группы. Какие же группы приставок встречаю в
    этом тексте?
    Во-первых, в предложении 5 нахожу слова «отдавали», «подносили». В данном
    случае приставки от- и под – пишутся всегда одинаково, независимо от их
    произношения.
    Во-вторых, в предложении 13 встречаются слова «рассмотреть», «разглядеть».
    Правописание этих приставок зависит от глухости либо звонкости согласного,
    стоящего перед приставкой.
    В-третьих, в предложении 2 встречается слово «присоединились., Здесь
    правописание приставки при- зависит от её значения – присоединение.
    Таким образом, могу сделать вывод, что нам не обойтись без знания
    орфографических правил, помогающих писать грамотно. (170 слов)
    Сочинение 30
    Роль публицистического стиля в речи
    Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической
    сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и
    телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных
    деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень
    велика. Убедимся на примере этого текста.
    Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить
    информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)
    Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать
    определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.
    В предложении…(Вставляю пример)
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи,
    служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень
    важен в жизни.
    (101 слово)
    Сочинение 31
    Каковы функции частиц в русском языке?
    Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения
    оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует
    множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу «бы»: «И
    земля бы лежала пепельная».
    Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи
    частицу «не», передающую значение отрицания: «Он не понимал этого».
    В-третьих, в предложении 20 нахожу вопросительную частицу «неужели»:
    «Неужели никто не придёт на эти заброшенные земли?».
    В-четвертых, в предложении 24 встречаю восклицательную частицу «что за»:
    «Что за человек так плохо заботился об этой земле?!»
    Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют
    образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в
    предложении. (119 слов)
    Сочинение 32
    Союз «чтобы»
    Союз – это служебная часть речи. Само название этого слова намекает на его
    роль. В. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт одно
    из значений слова союз: «… соединение двух или многих для известной цели…,
    часть речи, частичка, связующая слова». В предложенном для анализа тексте союз
    «чтобы» встречается несколько раз, присоединяя различные придаточные в
    сложноподчиненном предложении.
    Во-первых, в предложении 5 «Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими
    вершинами падали к югу» союз «чтобы» используется для присоединения придаточного
    образа действия и степени к главному в сложноподчинённом предложении.
    Во-вторых, в предложении 16 «Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость
    солдат были соединены со знанием военного дела» союз «чтобы» присоединяет
    изъяснительное придаточное к главному в сложноподчиненном предложении.
    В-третьих, в предложении 23 «Пришлось остановиться, чтобы навести порядок»
    этот союз употребляется для присоединения придаточного цели к главному в
    сложноподчиненном предложении.
    Таким образом, союз «чтобы» – это весьма многообразный союз, но, встречаясь
    в разных предложениях, он решает одну и ту же функцию: служит для связи
    синтаксически неравноправных единиц (придаточного и главного) в
    сложноподчиненном предложении.(172 слова)
    Сочинение 33
    Роль диалогов в художественном тексте.
    Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат?
    Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву
    художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои
    синтаксические особенности.
    Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы
    (предложение 19-20):
    -Я плохо разбираюсь, может, вы поясните?
    -Что именно? – сухо спросила девица.
    Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя
    односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации
    (предложение 20-23):
    -Что именно?
    -Название?
    Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в
    тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.
    (96 слов)
    В предыдущем материале ориентировали вас в качестве первого аргумента брать
    правильный ответ из задания А3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры,
    эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать
    задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово,
    термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в
    тексте.
    Для второго аргумента задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг
    неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом.
    Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид
    сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.
    Думаю, это небольшое замечание вам пригодится: кто предупрежден, тот
    вооружен…
    Консультация по написанию
    сочинения на лингвистическую тему

    Девятиклассники, вы уже
    знаете, что написать сочинение на лингвистическую тему можно по
    шаблону
    .
    Вот вариант вступления: «
    Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка.
    Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать
    связное высказывание, текст».

    А это вариант вывода в
    сочинении: «Могу уверенно сказать, что прав
    был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка
    свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

    А вот с аргументами будет
    сложнее, но выход есть. Обратите внимание на задание А3, где нужно отыскать метафору,
    эпитет, антоним и т. д. Правильно выполнив его, вы сможете использовать этот
    пример в качестве первого аргумента. Например, « В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры –
    это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может
    кончиться хорошо или плохо»
    . Открываете сочинения на
    лингвистическую тему, которые расположены на нашем сайте, находите сочинение о
    фразеологизмах и определяете роль данного фразеологизма в предложении: выступает
    в качестве синонима.

    Второй аргумент вы можете
    найти в задании В5, касающемся
    вводных слов. Но в нашем тексте и искать ничего не надо: в предложении 12 есть
    вводное слово. Аргумент может выглядеть так: «Интересно предложение 12 и с
    точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
    способ оформления мысли».
    (Лингвистический
    комментарий к аргументу нашла в сочинении о вводных словах).
    А сейчас соединим все, что
    мы приготовили к сочинению.
    Сочинение
    Г. Степанов, на мой
    взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление
    о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

    В предложении 12 «Одним
    словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он
    имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо»,- и выступает в
    предложении в качестве синонима.

    Интересно предложение 12 и
    с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
    способ оформления мысли.

    Могу уверенно сказать, что
    прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь
    языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *