Школьное сочинение на тему

14 вариантов

  1. Школа – это начало начал. Она, как никто и ничто другое, превращает человека в личность. Именно там мы начинаем раскрываться, делать первую достойную заявку о себе миру.
    Школа – это первый шаг к самостоятельной жизни. Ведь многое происходит впервые: и первый урок, и первая победа, и первое серьезное поражение, и первая любовь.
    В школу мы приходим робкими, застенчивыми и неумелыми. С рук в руки передают нас родители первой учительнице. А сколько было переживаний, но нам повезло с первой учительницей – доброй, мудрой. Она стала нам второй мамой. Учительница научила нас не только читать и писать, а и дружить, понять, что родина начинается «с картинки в твоем букваре».
    Ведь школа – это не только общеобразовательный центр, это школа жизни. Мы учимся здесь важному: быть честными, отзывчивыми, целеустремленными, уметь жить в коллективе. В школе мы строим свое «Я» по кирпичику, тяжело, медленно, осторожно. Помогают нам в этом наши учителя. Мне очень повезло – они не только учителя, но и друзья. Друзья, которые дадут мудрый совет, подставят плечо и укажут правильный путь заблудившемуся. Их внимание к нам, терпение вызывает восхищение, а душу переполняют слова благодарности. Школьные учителя учат нас преодолевать себя, свою лень, неорганизованность, не останавливаться на достигнутом и идти вперед.

  2. Моей школе исполняется 50 лет. По меркам строений школа уже немолодое здание. Недавно ее капитально отремонтировали: это теперь красивая и современная школа.
    Я стою перед крыльцом школы. Я прикрыл глаза и не тороплюсь заходить. Я знаю школу как свой дом: каждый закуток, каждую скамеечку. Мысленно брожу по коридорам школы. Вот на первом этаже, в фойе, гардероб. Там мы снимаем верхнюю одежду и обувь и немного шалим: прячем шапки, путаем обувь. Вот кабинет директора. Сюда мы боимся заходить.
    У нас строгий директор. Может отругать или вызвать родителей. А в библиотеке наоборот всегда весело и уютно. Здесь можно шутить, общаться, брать книги. Мы здесь даже назначаем свидания. По-моему, библиотекарь об этом догадывается. Предметных кабинетов много, но самые загадочные это физика и химия. Помню, как одноклассник перепутал химические реактивы, смешал их неправильно и начался небольшой пожар. Мы все сильно перепугались, но никто не сбежал, все тушили пожар. Потом, конечно, смеялись, и до сих пор вспоминаем с улыбкой.
    Какие классные в нашей школе учителя! Мне кажется лучшие в мире. Как мозаику они складывают из нас образованных людей, ничего не требуя взамен. Им нравиться работать с детьми. Учитель заходит в класс и начинает урок. Все сразу меняется. За 45 минут мы узнаем много такого, о чем даже не догадывались. Как им, учителям, удается нас учить!
    Школе – 50. Если представить, что на день рождения собрались все выпускники? Нет, не получится, места не хватит. Кому-то придется стоять в конце поселка. В истории нашей школы есть знаменитые выпускники: генералы, известные профессора, герои России: живые и погибшие. Мы гордимся своими выпускниками. Каждый из нас хочет остаться в истории школы хорошим выпускником, за которого не стыдно.
    Школьный звонок. Как мы всегда ждали его с урока! Как будем скучать по нему, когда окончим школу.
    Я стою перед крыльцом школы. Поднимаюсь по ступенькам, и вот она заветная дверь. Родной запах, родные звуки. Люблю свою школу за то, что она есть. За то, что мне посчастливилось в ней учиться.

    Вариант 4

    Некоторые из нас проводят в школе девять лет своей жизни, некоторые одиннадцать. Задумайтесь. Это достаточно длительный срок.
    Все эти годы учителя стараются донести нам огромное количество знаний, научить нас, сделать хорошими людьми.
    Вы скажете: “Родители делают нас хорошими людьми”. Но с этим можно поспорить. Учителя не просто люди, которые работают по отработанной схеме из года в год. Они, изо дня в день, прикладывают усилия для того, чтобы заинтересовать нас, вовлечь в интересный предмет.
    Каждому из них мы обязаны быть благодарны. Но многие, вместо того, чтобы оценить их труд, хамят и ведут себя не достойно. Возможно, понимание всего происходящего сейчас, придет позже.
    Именно в школе мы находим друзей. Некоторые, со временем, возможно потеряются. Но есть шанс найти лучшего друга на всю жизнь. Пронести дружбу через года тяжело. Особенно, если после поступления в университет, или колледж, мы разъедемся в разные города.
    Школа развивает в каждом из нас личность. Кто-то хорошо поет, ходит на вокал. Кто -то на хореографию. Кто-то усиленно ходит на факультативы по математике и физике. Кто-то становится ведущим школьных мероприятий, развивает в себе ораторские способности. Для каждого из нас находится занятие по душе.
    Именно в школе к нам приходит осознание того, кем мы хотим стать в будущем. Перед нами открываются двери в различные университеты.
    Мне кажется, что многие встречают в школе свою первую любовь. Например, мои родители. Они начали “дружить” во втором классе, тогда их вообще было восемь. Но суть в том, что они влюбились друг в друга с первого взгляда и не утратили свои чувства спусти время. Сейчас им по 44 года. Только представьте. Встретившись в школе, они остались вместе на всю жизнь. Это же здорово!
    Многие из мальчиков сейчас задирают девочек, стараются их задеть чем-то, при этом обижая. Может они так свои чувства выражают? Вы никогда не задумывались над этим?
    Многие первые начинания идут именно из школы. Наши первые идеи, творчество, замыслы. Изучение иностранных языков. В наше время, английский язык стал неотъемлемой частью жизни. Если ты хочешь сделать успешную карьеру и добиться успеха – английский язык в помощь. Сейчас он встречается на каждом углу. И если в школе ты получишь хорошую базу, дальше идти будет легче. Все в твоих руках!

  3. Всё главное в судьбе человека начинается со школы. Каким ты будешь в школьные годы, таким и станешь в последующей жизни.
    Для меня школа – это второй дом. Здесь мы общаемся, советуемся, взрослеем. Для многих школа – это что-то большее, чем место, где мы получаем образование. Недаром взрослые говорят, что школьные годы – это лучшее время в их жизни. Ещё в детстве человек решает, кем ему быть, какую профессию выбрать.
    В школе формируется характер, складывается наше отношение к миру, здесь нас учат логически мыслить. Чем больше человек учится, тем он больше понимает себя, окружающую обстановку, близких людей.
    Школа – это не просто здание. Это мир, в котором мы живём, это место, ставшее родным, своим. Ведь здесь мы не только проводим значительную часть своего времени, здесь мы учимся, постигаем основы знаний. Осознавая важность этого процесса, нельзя не быть благодарным школе и не назвать её вторым домом.
    Мы многое приобретаем за школьные годы… А учителя – это, наверное, сердце школы. В нашей жизни они играют важную роль, как, возможно, и мы в их жизни. Все наши учителя – умные и хорошие люди. Они стараются передать нам свои знания, подготовить нас к взрослой жизни.
    А ещё у нас в школе очень весело и интересно. Запоминаются праздничные вечера и спортивные соревнования.
    Когда учишься, то с нетерпением ждёшь каникул, особенно летних. Но пройдёт месяц-другой, и начинаешь скучать по любимой школе и друзьям. Так скучают только по родному дому.

  4. 4
    Текст добавил: Яблоко Исаака Ньютона

    Моя школа

    Школа-это необозримый мир знаний. В ней проводят большую часть времени и учатся ученики. Как тяжело было ребёнку, пришедшему в первый класс, своими маленькими ручонками выводить каждую буковку, каждую циферку, и, как легко ему было находить общий язык со своими сверстниками. Школа-это большая семья, для каждого ученика, и, как в любой семье, так и в школе есть свои родители – учителя. Именно они впервые научили нас писать, читать, постигать глубины знаний. В школе мы находим настоящих друзей, обретаем знания и учимся жизни. Школа дает нам опору, дарит тепло и радость. Учителя посвящают нам душу. Уютную атмосферу школе предают стены, на которых нарисованы персонажи детских сказок. В школе проходит множество мероприятий, на которых дети поют песни, танцуют, рассказывают стихи, ставят актёрские постановки. Именно на таких мероприятиях каждый ребёнок может показать свои таланты остальным. Нашу школу окружает красивый, уютный парк. На территории школы есть баскетбольная площадка, различные турники.
    Школа-это одно из самых замечательных времен жизни человека. Воспоминания о ней остаются самыми светлыми. Иногда я смотрю на первоклашек, и мне так хочется вернуть время и вновь поступить в начальную школу, снова пережить радости и невзгоды учеников младших классов. Я очень люблю свою школу и, наверное, мне будет очень грустно расставаться с ней. Я думаю, когда мы вырастем, и у нас уже будут собственные семьи, мы с горестью будем вспоминать наши детские, беззаботные школьные годы, наш школьный дом, в котором было так тепло и уютно и наших одноклассников, которые стали для нас родными людьми.

  5. Сочинения данного вида  по праву считаются самыми сложными. Почему?
    Во-первых, такое сочинение построено на подробнейшем анализе литературного произведения, литературного героя или сопоставления литературных героев по произведениям классиков или современников. Оно никогда не будет полноценным без знания литературно-исторических  проблем, затрагиваемых в произведении. Большую роль играет знание истории, верная оценка исторической эпохи и общественно-социальных взглядов описываемого в произведении времени.
    Во-вторых, проводя художественный анализ произведения, следует помнить, что мировоззрение любого писателя и его творчество не могут  проявляться прямо и открыто, а проявляются несколько опосредованно, через существующие в его время эстетические и нравственные символы и идеалы.
    В-третьих, в сочинениях на литературоведческую тему  не следует пересказывать содержание произведения, так как сочинение — это, прежде всего, плод творческих усилий, самостоятельное произведение на материале прочитанного произведения.

    Сочинение на свободную тему

    Сочинение на свободную тему не намного легче литературоведческого сочинения — оно имеет свои особенности
    Во-первых, пишущий на свободную тему должен обладать обширной литературной эрудицией. Тему сочинения он  выбирает сам, при этом он должен умело соединить уроки истории, свои знания и свой жизненный опыт по данной теме и облечь это все в необходимую художественную форму.
    Задача пишущего убедить в своей точке зрения, найти необходимые аргументы, логически изложить материал, живо и доступно высказать свою  точку зрения.
    Обычно при написании этих сочинений используется публицистический стиль: пафос, риторические вопросы, повторы, восклицания, призывы и т.д.

    Типы школьных сочинений по жанру

    Существует три обязательных типа школьных сочинений:
    сочинение-описание природы, картины, человека и т.д. Для сочинений-описаний характерен большой выбор выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.п.
    сочинение-повествование, в котором ученик должен логически верно изложить любой текст повествовательного характера, выдерживая нормы для всех частей: завязки, кульминации и развязки.
    сочинение-рассуждение, считается самым сложным для написания, так как учащийся должен подобрать убедительные аргументы и сделать выводы к заданному тезису.
    По жанрам написания сочинения делятся на: личный дневник, очерк, публицистическая статья, рецензия к работе, письмо, эссе.
    Дневник — это форма литературно-бытовых записей, ведущихся от первого лица. Он всегда имеет личный характер на основе уже случившегося и пережитого. Этот жанр отличает высокая  искренность, правдивость высказываний. Сочинения этого жанра можно рекомендовать учащимся, которые не могут в силу психологических причин открыто высказывать свои мысли.
    Очерк — этот жанр — нечто среднее между повествовательным и публицистическим произведением, отличающееся малой литературной формой. Очерк, прежде всего, описывает реальные события, которые произошли с реально существующими людьми. В центре очерка всегда реально существующие социально-исторические проблемы. В очерке четко очерчена авторская позиция. Сочинения данного типа можно рекомендовать учащимся, умеющим отстаивать свою точку зрения и имеющим активную социальную позицию.
    Публицистическая статья — это один из наиболее традиционных жанров сочинения в старших классах. Особенностью композиции сочинения данного жанра является стройная композиция:
    вступление — одна четвертая часть текста;
    основная часть — одна вторая от всего объема текста;
    и заключение — одна четвертая текста.
    Все  три части должны быть логически связаны между собой и иметь единую идею (основную мысль), а также ясно связанные между собой подтемы, раскрывающие и подчиняющиеся основной теме — идее.
    Во вступлении необходимо указать, почему именно эта тема заинтересовала писавшего, какие задачи он ставит  перед собой в раскрытии данной темы, каково значение идеи и как она связана с темой произведения. Основная часть сочинения должна раскрывать тему на анализе прочитанного произведения или нескольких произведений, если же это сочинение на свободную тему, то оно должно опираться на жизненный опыт писавшего.
    Эссе — (в переводе с французского— «размышление»). Пишется, прежде всего, по поводу прочитанного, услышанного или пережитого.  Как в любом сочинении-рассуждении, обязательно должен быть тезис, доказанный или опровергнутый в заключительной части эссе. Здесь будут уместны цитирование, сопоставление различных точек зрения, сомнения и опровержения, то есть истина должна «рождаться в муках творчества».
    Рецензия — это своеобразный жанр литературоведческой критики. Существует алгоритм написания сочинений данного вида и стандартные фразы, которые обязательно должны присутствовать при написании рецензии.
    Например:  нельзя не отметить сильные стороны данного произведения, наряду с положительными сторонами следует  назвать и отрицательные, откровенно слабые стороны, на основании вышеизложенного можно сделать вывод и т.д.
    Несомненно, написание сочинения — творческая работа, подходить к которой следует систематически и целенаправленно, начиная с малых форм, постепенно приучая учеников к логически верному изложению своих мыслей.

  6. Методическое объединение учителей русского языка и литературы провело конкурс сочинений на тему «Я люблю свою школу». Участие приняли учащиеся 5-9 классов. Ребята писали свои работы и в прозе, и в стихах, и в форме поздравительной открытки. Лучшие сочинения были отобраны для школьного сайта.
    С юбилеем, родная школа!
    Я учусь в шестом классе Надвоицкой средней школы. Во дворе нашей школы растут очень красивые цветы и шикарные кусты сирени, за которыми ухаживают учителя и ученики.
    Наша школа большая и светлая. Учителя делают всё, чтобы в кабинетах было красиво и уютно, а мы с радостью помогаем им в этом: следим за чистотой и порядком. Недавно в школе был сделан ремонт: установлены стеклопакеты, отремонтированы спортивный и актовый залы, столовая. В школе работает хорошая библиотека, уникальный краеведческий музей, большую часть экспонатов которого добыли ученики и учителя школы. Для нашей школы был построен современный бассейн, который все посещают с огромным удовольствием.
    Отдельно хочется рассказать об учителях. Иногда нам кажется, что они очень строги с нами, но, несмотря на это, мы их очень уважаем. Ведь они стараются научить нас многим вещам, которые пригодятся в жизни. Они добрые и мудрые, к ним всегда можно обратиться за советом и помощью.
    Я очень люблю свою школу и даже через много лет буду с теплотой и благодарностью вспоминать её.
    Царев Вадим, 6 б класс
                                                     Я люблю свою школу
    Я учусь в школе поселка Надвоицы.    Наша школа небольшая, но уютная. С каждым годом она становится современнее и красивее. Например, недавно был построен бассейн  отремонтирован актовый зал, а в этом году в школе заменили окна. Мне нравится, что наша школа меняется к лучшему. Но больше всего мне нравится ходить в школу, потому что здесь я встречаю своих любимых учителей и друзей, с которыми мне всегда очень весело.   Я люблю свою школу! На каникулах я скучаю по ней!
    Маслова Арина 6 А класс
                      Я люблю свою школу
    Я люблю свою школу! Люблю ее просторные, светлые классы, ее длинные коридоры. Люблю нашу уютную столовую, из которой всегда до нас доносится аппетитный запах булочек. Холл нашей школы особенно красив: в нем очень много цветов, на стенах повешены зеркала, чтобы девочки всегда могли привести себя в порядок.
    Еще в нашей школе есть спортивный зал, большой и маленький бассейн, компьютерные классы, школьный музей, в котором проводятся экскурсии. Учиться в нашей школе здорово и интересно.   Я люблю свою школу!
    Войнов Никита 6 А класс
                              Я люблю свою школу
    Я люблю свою школу. Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам.
    У нас в школе много чего поменялось: поставили забор, повесили видеокамеры, починили трубы и отремонтировали классы. Недавно в нашей школе появился современный, красивый и светлый бассейн. Больше всего мне в школе нравится актовый зал. В нем проходят замечательные спектакли.   В нашей школе работают добрые и отзывчивые учителя, которые помогают и словом, и делом.   Я желаю своей родной школе процветания, благополучия, успехов!
    Румаков Святослав 6 А класс
                        Моя любимая школа
    Для каждого из нас школа – это второй дом. Школа дает нам опору, дарит тепло и радость.   В огромной и любимой мною школе много кабинетов, и каждый из них проникнут лучиком добра, мудрости  света. Каждое утро мы спешим в свой светлый класс, где теплой улыбкой встречает нас учительница.
    Школа – это место, где мы переживаем первые радости побед  пытаемся скрывать горькие слезы поражений. Школа учит нас преодолевать трудности и не останавливаться на достигнутом. Школа, как заботливая и добрая мать, она отдает все самое ценное, что у нее есть, не требуя ничего взамен.
    Стихотворение для любимой школы
    Когда осенним хмурым днем
    Впервые в школу я вошла,
    Меня овеяло теплом,
    Как от нежгучего огня.
    Брела я медленно по холлу.
    Мне было незнакомо все.
    Теперь я знаю свою школу
    И каждый уголок ее.
    И по знакомым коридорам
    Привычно направляюсь в класс.
    И вопреки всем разговорам
    Идти я рада каждый раз.
    И хоть теперь мне все знакомо,
    Но в этот день, как в первый раз
    Меня теплом согреет школа…
    И я войду в знакомый класс!
    Борунова Александра 5 Б класс
                                                            Я люблю свою школу
    Каждый день я хожу в очень светлое и уютное здание, которое называется школой.   Я люблю свою школу, потому что она самая лучшая! В ней замечательные учителя, которые дают нам знания, учат доброму и хорошему. Здесь все мои друзья, с которыми я дружу с первого класса.   Мне нравится моя школа!
    Хвойновский Антон 5 Б класс
    Я люблю свою школу
    В нашей школе я учусь пятый год. За это время я очень полюбила ее.  Каждое утро я захожу в уютные, светлые, современные кабинеты. В нашей школе учатся самые способные ученики. А учат нас самые лучшие учителя! В школе проходят не только уроки, но и различные мероприятия, благодаря которым школьные дни становятся ярче, радостней и интересней. В нашем классе много ребят, и мы всегда стараемся быть дружными.   Я горжусь своей родной школой и считаю ее самой лучшей!
    Новосельцева Александра 5 Б класс
    Сочинение «Я люблю свою школу»
    В нашей школе я учусь уже шесть лет. За это время я очень полюбила её. В школе созданы все условия для обучения и воспитания учеников: современные кабинеты, много новой техники, светлый и чистый бассейн, красивый спортивный зал. В школе проходят не только уроки, но и различные мероприятия, благодаря которым мы становимся уверенней, интересней.  Школа идет в ногу со временем, с современным миром. В этом году нашей школе исполняется 60 лет!
    Фадеева Полина 6 «А» класс.
    Сочинение  «Я люблю свою школу»
    «Школа – это наш второй дом!
    Времени много проводим мы в нем.
    Приходим за знаниями каждый день,
    Учиться мы любим, совсем нам не лень!
    Предметов интересных у нас не перечесть,
    В просторной школе нашей бассейн светлый есть!
    Пусть отдыхать обожаем и каникулы ждем,
    Но мы понимаем: школа – наш дом!
    На всю жизнь запомним прочно нашу школу,
    Это точно!»
    Крюкова Юлия 6 «А» класс.
    Сочинение «Я люблю свою школу»
    Школа – это светлый дом,
    Мы учиться будем в нем.
    Там научимся писать,
    Складывать и умножать.
    В школе много узнаем:
    О своем любимом крае,
    О горах и океанах,
    О материках и странах;
    И куда впадают реки,
    И какими были греки,
    И какие есть моря,
    И как вертится Земля.
    В школе мастерские есть,
    Интересных дел не счесть!
    И звонок веселый,
    Вот что значит «школа»!
    Вот за что я люблю свою школу!
        Стрельникова Алена 6 «А» класс
    Я учусь в замечательной школе посёлка Надвоицы. Вот уже почти семь лет я каждое утро открываю школьные двери и окунаюсь в шумный, голосящий на все лады мир. Это мир учеников и учителей, в котором каждый куда-то спешит.
    У нас замечательные учителя! Они не просто проводят уроки, каждый старается заинтересовать своим предметом. Все вместе и каждый учитель в отдельности учит нас не только составлять формулы, доказывать теоремы, записывать химические реакции, благодаря нашим педагогам, мы постигаем самую важную науку: быть честными и добрыми.
    Если меня спросят: «Какая она, школа твоей мечты?» Я с гордостью отвечу: «Это моя родная Надвоицкая школа!» В этом году школе исполняется 60 лет – это знаменательная дата для каждого из нас. В шестидесятилетний юбилей желаю школе процветания. А ещё пусть каждый учитель и ученик в истории родной школы оставит памятный след побед в различных конкурсах.
    Чернова Ксения, ученица 7 «А»
    Я люблю свою школу
    Любимая школа,
    Любимый класс.
    У нас идут уроки сейчас.
    Мы были маленькими,
    Теперь – большие.
    Уроки у нас теперь такие:
    Математика, Информатика,
    Биология, Русский,
    Английский, Труды.
    Этот пример я может решу,
    А это задание я не пойму.
    Нужно стараться мне в этом году.
    Как же люблю я школу свою!
    Карпова Вика 5 А класс
    Моя школа.
    В этом году наша школа празднует юбилей-60 лет. Трудно представить, сколько хороших людей вышло из её стен. Многие выпускники нашей школы занимают руководящие должности. А наши талантливые учителя сами были её учениками. Сейчас они учат новое поколение.
    Я думаю, что школа помогла и поможет многим стать достойными людьми. Я люблю свою школу, потому что с самых первых дней педагоги учат нас быть доброжелательными по отношению к людям, любить своё Отечество. Моя школа-это мой второй дом!
    Галаховой Марии 7 «в»
    Я люблю свою школу.
    Мне нравится в школе учиться. В школе весело. Я люблю получать в школе оценки. Мне очень интересно изучать с каждым днем все новое и новое. Я люблю видеть в школе учителей и одноклассников. Я люблю свою школу!
    Пархомчик Карина 5 «А» класс.
    Я люблю свою школу.
    Нашей школе в этом году исполняется целых шестьдесят лет. Я думаю, что одновременно и много, и мало. Много, потому что за это время через стены нашей школы прошло очень много выпускников. А мало, потому что каждый год первого сентября школа вместе со своими младшими учениками снова отправляется первый раз в первый класс. Школа – это наши учителя. Они – самые верные друзья и помощники в любом деле.
    Ваганов Илья 5 «А» класс
    Школа – это наш второй дом.
    В ней мы учимся и получаем знания, а учительница помогает освоить эти знания. В школе мы находим много новых друзей. Они помогают нам в трудных ситуациях.  Получив образование в школе, мы пойдём учиться дальше и свою родную школу не забудем никогда. Я горжусь своей школой!
    Герасимов Кирилл 5А
    Я люблю свою школу!
    Нашей школе 60!
    И не скажешь так на взгляд:
    Доски новые стоят,
    Первоклассников отряд.
    А директор: хороша, молода,
    Свежа, умна!
    Все она умеет делать…
    Даже трудные дела!
    Нашей школе 60!
    И не скажешь так на взгляд,
    С праздником! Я поздравленье
    Шлю от всех, от всех ребят!
    Калининой Александры 5 «А» класс
    Моя школа.
    Я считаю, что моя школа самая лучшая. Она светлая, с удобными партами, с учебными мастерскими, с просторным физкультурным залом, с красивым актовым залом, с современным бассейном, со своей библиотекой, где много интересных книг, и богатый своими экспонатами краеведческий музей.
    Школьные науки даются не легко. Иной раз вовсе не хочется готовить уроки – лучше бы погулять, поиграть, посмотреть телевизор. Вот школа и учит нас делать не то, что нам хочется, а то, что надо. Школа учит упорству, настойчивости – учит учиться.
    Корольчук Сергей 7 «А» класс

  7. Я учусь в одной из школ Харькова. Она находится на окраине города, и поэтому из окон виден небольшой лес. Вокруг школы растут большие старые клёны. Каждый раз, когда наступает осень, дорога в школу засыпана большими яркими листьями.
    Наша школа большая и светлая. Учителя делают всё, чтобы в кабинетах было красиво и уютно, а мы с радостью помогаем им в этом: следим за чистотой и порядком. В школе большая библиотека, уютная столовая, красивый актовый зал. Но, конечно же, любимое место многих учеников — спортивный зал, где можно поиграть в любимые игры, заняться спортом.
    В нашей школе существует много традиций, например, мы проводим осенний бал, конкурсы “Мисс школы” и “Мистер школы”, бал наук, музыкальные фестивали. Гордость школы — это её ученики, которые были призёрами районных, областных олимпиад по разным предметам, побеждали в спортивных соревнованиях и всевозможных конкурсах.
    Отдельно хочется рассказать об учителях. Иногда нам кажется, что они очень строги с нами, но, несмотря на это, мы их очень уважаем. Ведь они стараются научить нас многим вещам, которые пригодятся в жизни. Они добрые и мудрые, к ним всегда можно обратиться за советом и помощью.
    Я очень люблю свою школу и даже через много лет буду с теплотой и благодарностью вспоминать её.

  8. Школа в моей жизни

    Школа – это не только место, где мы получаем новые знания, но и место, где находим новых друзей.    Каждый человек помнит свой первый день в школе. Этот день – первое сентября. Волнующий, праздничный, красивый денек. Именно с того дня я поняла слово «школа», как интересное захватывающее путешествие в мир знаний.
    С тех пор каждый день в школе для меня неповторим. Много близких и дорогих для себя друзей я нашла в этом месте. На каждой перемене общаешься, на каждом уроке узнаешь все больше нового и интересного.
    Неповторимость моей школы заключается в том, что только у нас работают такие замечательные, добрые и чуткие учителя, которые способны найти подход к каждому ученику. На каждом уроке они вкладывают большую часть своей души в нас. Без знаний человек не сможет прожить сегодня ни в одной стране мира. В любой точке Земли ценится человек образованный. Поэтому наши учителя каждому ребенку помогают усвоить новый материал не только для хороших оценок, но и для качественных знаний.
    Спортивные, праздничные мероприятия, эстафеты, олимпиады, все внеклассные игры организовывает наша школа, поэтому наши дети, которые учатся в нашей школе всесторонне развиты.
    Я думаю, что все знания, которые мы используем в жизни, закладывает школа. Эти знания не только из учебников, но и такие знания, как этикет, нормы поведения, ответственность за что-либо, в том числе за свои поступки.
    Школу нужно любить и уважать, ведь нельзя делать плохо тому, что делает тебе добро изо дня в день.

  9. «Что-то прошумит, что-то пройдёт, что-то забудется, не навсегда, может быть вспомнится речки, луга, школьный звонок, малышей беготня».
    Думаю, что вспоминая школьную жизнь, я буду не просто вспоминать свою жизнь (может через десять лет, может через двадцать), но как-то оценить себя и прошлое, в котором я жил, особенно в школе. Всё таки школа даёт нам очень много. Вот фраза, которую я написал в начале сочинения – это почти стихотворение. А я не поэт. Нам просто учителя рассказывали о поэзии и читали прекрасные стихи, и я проникся тем, что поэзия тоже нужна в нашей жизни. И многие из нас, в тайне от других, писали стихи и пишут стихи. Что здесь плохого?
    Но стихи стихами, а знания знаниями. Кто-то из нас увлекался ботаникой (в основном девчонки, потому что цветочки любят), но, знаете, всё время ковыряться в земле, искать какие-то семена – это довольно странно. Кто-то считал, что он родился физиком, почти что Ландау, кто-то помешался на истории, а некоторые так и не определились: какой у них после школы будет жизненный путь.
    Что мне нравится в школе, спросите вы меня? А я вам отвечу очень просто. Вот утром я проснулся, встал, умылся, позавтракал с родителями и они ушли на работу, и не на долго, но забыли про меня. А в школе меня ждут, в школе хотят со мной поспорить, кто-то со мной даже подраться хочет, там рассказывают на уроках что-то интересное и рассуждают не только о повышениях цен на продукты, но и о том, что такое магнитная индукция или изучают принцип действия лазера.
    Мне нравится школьная жизнь, и я бы не хотел, чтобы мы о ней забыли. Всё-таки она нас всех сближает. Может быть я не прав, но школа и её правила жизни, это то, что всех нас может объединить. В нашем классе дети из разных семей, разных национальностей, и у всех есть проблемы, а наша школьная жизнь их сглаживает, примиряет нас друг с другом. И я свою школьную жизнь и своих школьных друзей буду помнить всегда.

  10. 10
    Текст добавил: вежливая зеленца

    Что для каждого из нас означает слово «школа»? Для строителя – это гордость за еще одно выстроенное здание на пользу людям, для учителя – работа, для ученика – место, где он получает знания. И абсолютно для всех школа – это исток реки, длина которой исчисляется не километрами, а годами жизни, приобретенным опытом, знаниями, представлениями о хорошем и плохом. Реки, которая связывает десятки поколений.
    В школе много раз можно услышать слово «первый»: первый звонок, первый класс, первый учебник, первый учитель, первые прочитанные и написанные слова, первые успехи, первая любовь, первый бал. Это можно сравнить с подъемом по ступенькам. Каждую нужно преодолеть. Стоя внизу, думаешь, как много еще нужно пройти. Стоя наверху, размышляешь: как быстро пройден этот путь. А каким будет следующий?
    На любом пути, особенно новом, неизведанном, необходим надежный проводник. Ими для нас становятся школьные учителя. От того, какой будет наша первая учительница, зависит, научимся ли мы доверять остальным педагогам. У нее особая миссия. Принимая нас, несмышленышей из родительских рук, она становится нам мамой в школе. Она учит нас не только грамоте и счету, но и помогает понять, что такое дружба, семья, Родина.
    Говорят, что школа – это образовательное учреждение. Это, конечно, так. Но нельзя ограничиваться только этим сухим понятием. Большую часть времени мы проводим именно здесь, общаемся друг с другом, познаем характеры одноклассников, учимся ладить с «ершистыми» и с удовольствием следуем за лидерами. Школа становится семьей, в которой у каждого свои обязанности, семьей, которая поможет в трудную минуту, семьей, которая всегда ждет своих выросших и разлетевшихся, кто куда, птенцов.
    Школа призвана учить. Но учить можно не только тому, как доказать теорему Пифагора или как писать сочинение – рассуждение. Учить можно взаимопомощи, терпению, выбору дальнейшего жизненного пути. Учитель тоже дан нам свыше, чтобы учить. Но он дается нам и для того, чтобы научиться видеть и развивать в себе все лучшее, борясь и преодолевая собственные недостатки, которые мешают двигаться вперед.
    В первом классе мы учимся жить в школе. А потом мы даже не замечаем, что школа давно живет в нас. Мы срастаемся с ней, становимся единым целым. Мы думаем о школе, когда ложимся спать и когда начинаем новый день.
    Родители, задают нам вопрос, как дела, и мы рассказываем, что произошло в школе. Они даже немного завидуют нашим учителям, тому, сколько места они занимают в наших сердцах. Волей-неволей и они включаются в эту жизнь, становятся «частью педагогического процесса», как говорится в умных книжках по педагогике.
    Летят, летят школьные годы. Вот уже позади первый класс, второй, пятый. Вот и выпускные экзамены позади, и мы с двойственным чувством собираемся на выпускной. Мы чрезвычайно рады этому событию, а в глазах стоит неподдельная грусть. Школа позади. Как быстро пройден этот путь! А каким будет следующий? Пожалуй, это уже следующее сочинение-рассуждение.
    Статьи

  11. СОЧИНЕНИЕ школьное
    вид творч. задания, создание учащимися текста определённого типа, стиля, композиционной формы. С. – средство формирования связной речи школьников, закрепления приобретённых на уроках родного языка и лит-ры умений и навыков.
    В соответствии с программой в нач. школе ученики овладевают умением создавать С. – повествование с элементами описания и рассуждения. В ср. звене школы проводится целенаправленная работа по обучению умению создавать различные по содержанию, структуре, стилю типы текстов.
    По тематике (содержанию). все С., проводимые в школе, делятся на две группы: С. на темы изучаемых уч. предметов (лингвистич., литературные, ист. и т. д.). и С. на темы из жизни (т. н. свободные темы). Особое место занимают С.
    на уроках лит-ры на основе изучения худож. произведений или знакомства с ними. Они основываются на умении анализировать произведение, требуют нач. литера-туроведч. знаний и навыков.
    По типу создаваемых текстов различаются С.-повествования, описания, рассуждения и С.-рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, портретный очерк и т. д.
    По форме и стилю речи различаются устные и письм. С., С. на основе разговорного (рассказ о случае из жизни). и книжных стилей – делового, науч., публицистич., художественного.
    По источнику получения материала различаются С. на основе жизненного опыта, прочитанного и разл. худож. произведений. В С. может быть использован как один, так и неск. источников. Среди источников психол. характера могут рассматриваться память, опыт, сложившиеся представления, наблюдательность, воображение.
    С. может быть осложнено дополнит, заданием: лексич., грамматич., стилистич.и др.
    В процессе подготовки к С. (как правило, рассредоточенной во времени). учитель, руководя работой учащихся по программе, знакомит их с особенностями текста, к-рый им предстоит создать, раскрывает существо литературоведческих и речеведческих понятий. С этой целью используется анализ содержания, структуры, языка текстов-образцов, составление композиц. схем и т. п.
    Оценивая С. учащихся, учитель принимает во внимание уровень овладения умением создавать тот или иной текст. В соответствии с действующими «Нормами оценки..» (начиная с 4-го кл.). за С. ставятся две отметки: первая – за содержание, вторая – за грамотность. Проводятся уроки анализа С.
    Лит.: Добром ы слов В. А., Изложения и сочинения в семилетней школе, М.- Л., 1946; Никольский В. А., Сочинения в ср. школе, M., 19553; Литвинов В. В., Сочинения в ст. классах ср. школы, М., 1965; Львов М. Р., Работа над сочинением в нач. классах, М., 1971; Система обучения сочинениям на уроках рус. языка (4—8 классы), под ред. Т. А. Ладыженской, M., 19783.
    Т. А. Ладыженская.
    Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия».
    Под ред. В. Г. Панова.
    1993.

  12. Все писали о бабушке, которую перевели через дорогу, о соседке из квартиры напротив. А я написала так. И получила пятерку за это странное школьное сочинение. Черновик я до сих пор храню в заветном ящике стола…
    Я шла… Нет, не просто шла, я бежала, летела! В этот летний день солнце для меня светило ярче, деревья и трава были зеленее, лица людей – радостнее, так я была счастлива! Я спешила на свидание с человеком своей мечты. Я до сих пор не верила в то, что он – такой взрослый, красивый, семнадцатилетний, обратил внимание на меня, неказистую, маленькую девчонку, только что закончившую восьмой класс. Как такое может быть? Всего три месяца назад я боялась с ним поздороваться, а, столкнувшись в школьном коридоре, краснела до корней волос. А он даже не знал моего имени… Тогда я гнала из сердца любовь к нему, потому что знала – у меня нет никакой надежды. Я могла лишь тихо смотреть из-за угла, как он проходит мимо, под ручку с одиннадцатиклассницами, такими же взрослыми и красивыми, как он. Когда я первый раз заглянула в его глаза, я поняла, что вот она – моя любовь, единственная и неповторимая. Тогда я опаздывала на урок и случайно столкнулась с ним на лестнице. Он стоял на ступеньку ниже, и наши глаза оказались на одном уровне. Я замерла, а он прошел мимо, не заметив меня. Потом все было как во сне: слезы в подушку, ожидание его на переменках и надписи на всех стенах: Тимур + Света = Любовь. Приближался конец мая, и мое сердце все сильнее сжималось при мысли, что я его никогда не увижу. Подойти к нему я бы никогда не решилась, поэтому оставался один путь: написать ему записку. Тогда я долго сомневалась, правильно ли я поступаю. Если бы я так не сделала, послушалась бы подруг, которые меня отговаривали, то ничего бы не было. Но я отдала ему записку, а телефонный звонок довершил дело. И вот я шла на свидание с ним, с моей мечтой…
    Я приближалась к месту встречи и боялась, а вдруг это сон, неправда. Все ближе и ближе и… сердце замерло, а потом быстро-быстро застучало. Он! Неужели это он?! Пришел! Еще три месяца назад я заметила, что при его виде у меня начинает кружиться голова и подкашиваются колени. И сейчас началось то же самое. Я пошла медленнее, как бы боясь того, что он исчезнет, испарится. Это он, хотя и стоит ко мне спиной, его фигура, его руки, черно-белая рубашка, черные волосы. Это точно он! Я подошла к нему, а он так меня и не заметил.
    – Привет!
    Он слегка вздрогнул и обернулся. Его губы раздвинулись в улыбке, глаза, карие и какие-то медово-золотистые, обдали меня волной тепла.
    – Привет! А ты изменилась…
    Он еще что-то говорил, но я не вникала в смысл его слов. Я первый раз услышала его «в живую», а не по телефону. Какой у него голос! Мягкий, красивый, глубокий. Мы шли по каким-то улочкам, мимо одноэтажных домиков, мимо вишневых садов, я смотрела на него и все еще не верила в свое счастье, которое создала сама. Я не замечала того, что ветер подул сильнее и небо затянуло тучами. Мне было все равно. Главное он, он рядом со мной. Какой же он красивый, взрослый, высокий, какие у него руки, лицо! Постепенно я начала вникать в смысл его слов. Я стремилась узнать как можно больше о нем, чем он увлекается, чем он живет. Меня интересовало все, связанное с ним. Конечно, он интересуется музыкой, то, что он занимается танцами, я знала уже давно. У него есть собака, он любит погулять, повеселиться. Обо всем этом можно было догадаться. Казалось бы, ничего особенного, но голос, которым он все это произносил, делал эти слова какими-то необычными, красивыми. Ему не так давно исполнилось семнадцать, но он выглядел таки взрослым, и я чувствовала себя рядом с ним какой-то маленькой и глупенькой. Что он тогда думал обо мне, не знаю. Я же думала о том, что нет никого на свете лучше его. Что мне в нем нравилось? Он обладал какой-то притягательной силой. Что-то в нем было такое, какая-то изюминка. Его голос, его характер, его лицо составляли единое целое. Я сама знала нескольких девчонок, которым он нравился, но ни одна не могла объяснить, почему. Кроме того, меня поразила та легкость, непринужденность в разговоре со мной, по сути, совсем незнакомым человеком. Не возникало неловких пауз, разговор плавно перетекал с одной темы на другую. Он очень сильно выделялся из серой массы одинаковых современных молодых людей. Какая-то грациозность, гармоничность, я бы сказала, даже изящность, заключалась в каждом его движении, в каждом жесте…
    Пошел дождь, но я не чувствовала мокрых капелек, попадающих на обнаженные руки и пронзающих тонкую ткань футболки насквозь. Я не обращала внимания на такие мелочи. Подруга, видевшая меня в те минуты, говорила, что я светилась от счастья. Может быть. Мне кажется, что даже если бы шел снег, мне было бы тепло и для меня светило бы солнце. Меня грела любовь.
    Мы были вместе часа три, и эти часы были для меня самыми радостными. Какими были его последние слова? Я до сих пор их помню, помню его выражение лица, его интонацию.
    – Звоните, пишите, пробуйте, – произнес он с легкой усмешкой. И я попробовала…
    С тех пор прошло полгода. За эти полгода мы и виделись, и созванивались, но эти три часа одним теплым июльским днем до сих пор остались в моей памяти как самые счастливые. Для меня он – первая, настоящая и, может быть, единственная любовь. Если он когда-нибудь уйдет из моей жизни, то с ним уйдет и часть моей души.
    (c) Лана Алешко

  13. Школьные годы – чудесные.
    Все мы появляемся на свет глупыми, неопытными и совсем необразованными карапузами. Но на протяжении нашей жизни мы учимся. Учимся ходить, есть, прыгать, играть. Но для того, чтобы обеспечить себе успешную и счастливую жизнь не достаточно только таких навыков. Мы должны знать грамматику, уметь решать задачи, изучать окружающий мир с точки зрения науки и многое другое. И всему этому нас учит школа.
    Школа учит нас всему важному, тому, что поможет нам в дальнейшем. Учит тому, что хорошо, а что плохо. Школа даёт не только образование, она остерегает нас от напастей и негатива взрослой самостоятельной жизни. Она также воспитывает в нас любовь к родине, человечность, нравственные качества. Мы получаем общественно-политическое, правовое воспитание. Школа раскрывает в нас личность. Мы становимся чем-то большим. Не просто материальное тело с мозгами, а тело со своими принципами и взглядом на жизнь, с чувствами и состраданием, со знанием своего долга и обязанностей. Но школа не может навязывать что-либо, она лишь направляет нас на лучший путь. Она вроде стержня, который подталкивает для побед и свершений. И за все это нужно благодарить учителей.
    Учитель – это очень сложная и требующая терпения работа. Только тот, кто считает себя достойным этого звания идёт в ряды этой благородной профессии. Когда я училась в начальных классах, я хотела стать учителем. Хотела давать другим знания и направлять их, но со временем я поняла, что не смогу работать с детьми, так как каждый из них индивид и к каждому из них нужен свой подход. И плюс ко всему у меня недостаточно терпения для этого. Чтобы не говорили другие, я считаю, что учитель самая важная работа, ведь у всех, даже великих людей, были учителя. Они главная составляющая школьного коллектива.
    На первый взгляд школа это всего лишь образовательное учреждение, но наверно каждый знает, что это далеко не так. Школа это не просто строгие правила и каноны, это сплоченный и в то же время разносторонний коллектив. Когда впервые ты ступаешь на порог школы, ты ещё не знаешь, что пришло время стать частью чего-то большего. На мой взгляд (хотя я учусь в 9 классе) школа – это большое королевство. Здесь есть свои правители и подчиненные, правила и законы, мудрецы и шуты, рыцари и принцессы. Не хватает только волшебства, хотя, разве не волшебство то, что происходит за стенами этого царства. Мир и покой.
    Каждый из нас воспринимает школу по-своему. Для одних это храм науки и познания, для других наказание. Они считаю, что их заставляют ходить туда, считают, что им это не нужно. Трудно признавать, но каждый хоть раз думал так. А ведь действительно, тебя отрывают от твоей беззаботности, от твоего детства и кидают в рутину серых будней, однообразности и строгого порядка. Но со временем понимаешь, что это действительно нужно. Ведь в будущем тебе также придется ходить на работу. И пока учеба наша единственная и главная обязанность, мы должны её выполнять.
    Когда в голову лезут такие мысли, я стараюсь отогнать их, потому что для меня школа это всё то самое королевство, в котором мне хорошо и свободно. Но как бы хорошо не было, приходит время уходить, покидать привычную рутину, скрип половиц в школьном коридоре, запах свежевыпеченных булочек из столовой и многое другое. Покидать привычную для тебя обстановку кажется невообразимым.
    Так как в этом году я в 9 классе мне нужно будет решить уйти или остаться. Думаю я не смогу покинуть школу в таком возрасте. Я остаюсь не только потому, что хочу получить хорошее образование после 11 класса, а потому, что я считаю себя неподготовленной к взрослой, самостоятельной жизни. Большинство моих одноклассников уйдут после 9-го класса и разбредутся кто куда. И честно говоря, мне будет не хватать обычной школьной жизни. Ведь вместе с ними уйдёт и часть меня. Они та часть школьной жизни, которая украшает яркими красками серую однообразность будней. В моем королевстве они моя семья. Они всегда меня поддерживают, помогают, верят в меня, радуются моим маленьким победам. Насколько я помню, мы никогда не ссорились. Мы умеем слушать и прислушиваться друг к другу. Все трудности, которые иногда появляются, мы стараемся решить вместе. Мы опора друг для друга.
    Пройдут годы. Мы обязательно будем вспоминать свою школу, учителей, одноклассников, мы будем рассказывать о ней своим детям. Эти воспоминания будут светлыми, ведь «школьные годы – чудесные».
    Автор: Юсупова Айсылу Гумеровна, ученица 9 класса МБОУ “Тлянче-Тамакская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Х.Шарипова”. Республика Татарстан, Тукаевский район с.Тлянче-Тамак.
    Руководитель: Закирова Раушания Талгатовна, учитель русского языка и литературы.
    Категория: Всероссийский дистанционный конкурс “Лучшее школьное сочинение” | Добавил: Рушана3206 (06.11.2014)
    | Автор: Закирова Раушания Талгатовна E
    Просмотров: 10784
    Всего комментариев: 0

  14. УЧИТЕЛЬ, ИЛИ
    СОЧИНЕНИЕ НА ШКОЛЬНУЮ ТЕМУ

    Когда-то А.М. Горький написал: «Всем
    лучшим во мне я обязан книгам». Безусловно, книги формируют нас, и наш круг
    чтения во многом определяет наш путь. И всё же я бы не вполне согласилась с
    уважаемым писателем. Думаю, что всем хорошим во мне я, прежде всего, обязана
    людям. Не хочу говорить об очевидном: о родителях, бабушках, дедушках, которые,
    по сути, за руку вводят нас в жизнь. Это
    понятно. Но, кроме наших кровно близких людей, в жизни каждого человека есть
    его особые значимые люди, сыгравшие в его судьбе не просто важную, а иногда и
    определяющую роль.
    Для меня одной из первых в числе таких
    судьбоносных людей когда-то стала Елизавета Васильевна Пунегова, мой учитель
    русского языка и литературы. Конечно, она была не единственным педагогом в
    школе, которого мы уважали. Но для меня, и не только для меня, она была любимым
    учителем. Даже больше – любимым человеком в школе. Именно – человеком. Нет, она
    не была для меня второй мамой, она умела быть другом, хотя уже на ту пору она
    была много старше своих коллег – наших учителей, преподававших нам другие
    предметы. Она не была нашим классным руководителем, она была просто (а значит,
    совсем не просто!) близким человеком.
    Сейчас задаюсь вопросом: почему? Что в
    ней было такое особенное, что вспоминаю о ней всю свою жизнь?
    Она пришла к нам в класс, когда мы уже
    стали семиклассниками. И класс был большой, 44 человека, и весьма нелегкий для
    педагогов: мальчиков больше, чем девочек, и далеко не все мальчики были из
    благополучных семей, а потому к педагогам они относились, мягко говоря,
    скептически, мол, все равно после 8-го класса – в ПТУ или работать. И вот
    пришла она… Всё началось с литературы… Те самые мальчишки из семей, где
    родители и пили, и дебоширили, приходили на уроки, потому что «надо», но дома
    им, конечно, было не до чтения книг. И вот вдруг приходит в класс учитель,
    открывает книгу и начинает читать, вслух, да так, что внутри пробирает дрожь…
    Читает будто наугад выбранные страницы, вроде, для не читавшего эту книгу, – совершенно
    темные места, но в которых сказано что-то такое важное и человеческое, что даже
    наши «хулиганы» и нарушители спокойствия вдруг стали затихать, а потом стали
    ждать её уроков. Мы все стали ждать её уроков… И я помню, как мальчишка,
    стоящий на учете в школе милиции, с неоднократными «приводами», вдруг встал и
    начал говорить о герое книги и о себе. Для нас это было настоящим удивлением:
    кто? Вот он? Сам? Встал? Говорит о книге?! А Елизавета Васильевна, будто ничуть
    не удивившись, стала с ним разговаривать – да, о герое, но и о нём самом, не
    как об ученике, а как о человеке, понимая, сочувствуя, возражая… Наверное, с
    пол-урока ушло на этот разговор, в который мы все втянулись. С точки зрения
    методики (теперь-то я это знаю), это было абсолютно неправильным – потратить
    пол-урока не на объяснение новой темы или закрепление пройденного, а вот на
    такой разговор… А с точки зрения человеческой жизни… Между прочим, этот мой
    одноклассник сказал потом, что Е.В. – лучше всех. Вообще, вот такие «траты»
    урочного времени Елизавета Васильевна практиковала нередко. То же чтение вслух
    фрагментов книг на уроке почти не предполагается программой для средних и
    старших классов. А она читала. И мы следили не «по тексту», а за её лицом… И
    слушали её голос. Потому что она всегда выбирала такие фрагменты, которые для
    нас и в нас открывали что-то нужное и важное. Иногда это были страницы, над
    которыми невозможно было не смеяться… А иногда они заставляли нас плакать.
    Странно, но те, кто вдруг начинал хлюпать носом, не стыдились этих слез, не
    стыдились одноклассников, потому что мы стали вдруг знать, что смеха не будет,
    что сидящие рядом – поймут. Елизавета Васильевна могла и сама заплакать над
    такими страницами. И это не было смешно, это было – ЧЕЛОВЕЧНО, и за эти слезы
    мы еще больше любили её и доверяли ей. Она не была в наших глазах просто
    педагогом. Она была для нас человеком. И во многом благодаря ей те, кто еще в
    седьмом классе собирались в ПТУ, потом пошли в девятый-десятый, оставшись в
    школе, может быть, из-за её, Елизаветы Васильевны, особой теплоты. От неё не
    хотелось уходить.
    К слову сказать, нередко ученики школ,
    даже любящие литературу, к урокам русского языка относятся как к досадной
    необходимости, но то ли по инерции – уже влюбившись в её уроки литературы, то
    ли потому, что она и на уроках языка говорила о языке как о живом, как о
    человеке, но и уроки русского языка стали для нас одними из самых любимых. Надо
    сказать, что почти все из нас, оставшиеся в 9-10 классе, после школы поступили
    в вузы, написав (а не списав – тогда как-то практически не списывали на
    вступительных экзаменах) – и успешно – вступительные сочинения.
    Сочинения для нас стали возможностью
    высказаться. Именно так мы привыкли относиться к таким урокам: не просто анализ
    произведения, но обязательно свой взгляд, своё понимание жизни. И потом лучшие
    работы (лучшие, но не с точки зрения грамотности, а лучшие по самовыражению)
    Е.В. всегда зачитывала вслух, и это было важнее оценки. Она спрашивала
    разрешения: можно ли прочитать вслух, и, если получала его, то читала. Читала
    так же проникновенно и уважительно, как читала фрагменты книг. Однажды я,
    которая была её любимицей, взаимно любившей её больше всех учителей в школе,
    слегка обиделась на неё. Это было сочинение по «Судьбе человека» М. Шолохова. Я
    помню, что закончила его фразой о том, что герой, потеряв по сути всё, что
    составляло смысл его жизни, всё же нашел в себе силы, чтобы принести счастье
    маленькому человеку, что даже вот такой человек, который, казалось бы, должен
    был ожесточиться от собственного горя, подарил счастье другому человеку. А
    Елизавета Васильевна красной ручкой дописала: «И Родине». И я обиделась, с
    горячностью сказала ей, что это пафосно и поэтому неправильно. А она ответила
    что-то вроде этого: «Это кажется пафосным, да. Но на самом деле очень часто,
    когда говорят о Родине, то это выливается просто в громкие слова: служить
    Родине, жить во имя Родины и т.д. А на самом деле, если вот такой искалеченный
    войной – душевно и физически – человек нашел в себе силы помочь
    мальчишке-сироте, то это и есть – во имя Родины, потому что Родина – это не
    книжное понятие, это прежде всего – люди, такие, как вот этот маленький
    мальчик, потерявший в войну всех». Странно, но я до сих пор думаю иногда над
    этими словами. Иногда, вроде, спорю с ними, а иногда соглашаюсь. Вот ведь она
    сама, делая нас счастливее во время своих уроков, тоже делала добро не только
    нам, она нас делала добрее – для будущего, для жизни. И еще знаю: она говорила
    то, что думает, она говорила это не как педагог, а как человек, говорила от
    сердца, а не от ума, не в воспитательных целях, а потому что она так считала,
    искренне.
    А еще мы с ней часто говорили вне
    уроков. Она решила выпускать школьную литературную газету с отражением важных
    дат, литературных событий, а также с «плодами» нашего «литературного
    творчества», представленным на ту пору рукописно. И мы стали выпускать эту
    газеты вдвоём с ней, ежемесячно. Я приходила к ней для этого домой, мы
    разворачивали на полу большой лист ватмана, и начинались обсуждения, разговоры,
    иногда – споры… И это было жутко интересным общением…
    И это на её «мероприятиях» (язык не
    поворачивается их так назвать) я начала читать стихи со сцены (тогда еще –
    чужие, не свои, а свои показывала ей и знала, что она из тех, кому можно
    показать).
    А потом был последний урок литературы,
    самый последний для нас, выпускников… Она вошла и, без привычного приветствия,
    посмотрела на нас как-то «в целом», окинув взглядом всех нас, будто и правда
    видит нас перед большой дорогой, перед большой разлукой… И вдруг, что
    называется, с порога, начала спокойно и даже тихо произносить:
    Не смейте забывать учителей.
    Они о вас тревожатся и помнят,
    И в тишине задумавшихся комнат
    Ждут ваших возвращений и вестей…
    И всё. Дальше, после этих первых строк
    стихотворения А. Дементьева (теперь-то я знаю это), она замолчала и подошла к
    окну… А её глаза стали влажными. И мы заплакали. Мы просто сидели, ничего не
    говоря, а по щекам текли слезы, даже у некоторых мальчишек глаза были мокрыми.
    Так прошло несколько минут, а потом она сказала, что она нас любит. И каждый из
    нас знал, что она сказала правду, причем сказала эту правду каждому из нас тут
    сидящих, независимо от наших пятерок или троек по литературе и языку, – но –
    каждому, лично. Она нас просто любит, независимо от наших успехов, как только и
    можно любить людей – независимо ни от чего. Наверное, это был один из самых
    главных уроков в моей жизни, на котором меня ничему не учили: ни правилам, ни
    анализу произведений, и в то же время учили – тому, что важнее всех правил и
    любого анализа.
    А потом, уже после школы, она очень
    переживала, что я, её любимица, поступила на физмат, словно предала этим нашу с
    ней филологию. И успокоилась она только через два года, когда однажды, приехав
    на конференцию в университет, увидела мою фотографию на доске отличников на
    филфаке. А потом встретила меня в филфаковском коридоре и сказала: «Наконец-то
    я спокойна, наконец-то ты там, где должна быть».
    И сейчас я думаю, что именно благодаря
    ей я стала филологом и никогда не разочаровалась в этом своем выборе. И это её
    давний урок помог мне однажды самой на уроке литературы во время моей практики.
    Это был урок по Байрону. И в моем классе был мальчишка, насчет которого меня
    предупредили заранее, мол, трудный он, ему не до школы, родители его попивают,
    он вечерами слоняется по улицам… И вот когда на этом уроке я говорила о биографии
    Байрона и о том, как он превозмог даже свой физический недуг, этот мальчишка
    вдруг стал говорить, как когда-то тот мой одноклассник на уроке Елизаветы
    Васильевны. И у меня внутри от этих его слов – сначала тихих, а потом всё
    смелее, все одновременно сжималось и ликовало: он тоже превозмог. Вот в эту
    самую минуту. И я громко объявила ему, что ставлю ему четверку за работу на
    уроке (может быть, это была его первая четверка по литературе). И я радовалась
    за него больше, чем он сам. А потом, в конце урока, их постоянный учитель,
    которая руководила моей практикой и сидела на этом моём уроке, поднялась с
    места, встала перед доской и сказала: «Мне понравился Ваш урок. Надо же, у Вас
    даже вот он (назвав фамилию того ученика) заговорил» (и она усмехнулась). А я
    посмотрела на мальчика и увидела, что он как-то обмяк сразу, и лицо его стало
    будто серым и убитым. И меня охватила тихая ненависть к этой учительнице,
    которой, наверное, не досталось в своё время таких учителей, как моя Елизавета
    Васильевна. Вот она и стала училкой, а не учителем.
    Прозвенел звонок, урок был последним, и
    я сама подошла к мальчишке и стала с ним разговаривать. И с этого дня всю мою
    практику, когда мой урок был последним, этот мальчишка меня провожал до дома и
    рассказывал мне о своих бедах и радостях, а потом я поила его чаем с вареньем в
    общежитии. Я даже побывала у него дома, где застала его пьяную мать, которая
    выясняла отношения с очередным ухажером в то время, когда мой ученик сидел на
    холоде во дворе и не шёл домой, потому что дома у него по сути не было. И всё,
    что я могла, – это побыть с ним, поговорить…
    Много было в моей жизни потом
    замечательных учителей, людей, которые научили меня не только своему предмету,
    но и дружбе, человечности, доброте, взаимопомощи… Но первой из таких учителей
    всё равно навсегда осталась для меня маленькая женщина с действительно большим
    сердцем, Елизавета Васильевна Пунегова. И это не пафос. Это любовь, которая
    никогда и никуда не исчезает, а продолжает жить в нас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *