Скачать сочинение на тему береги честь смолоду

12 вариантов

  1. Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
    Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.
    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.
    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
    Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.
    Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
    Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
    Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин — полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.
    Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.
    Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.
    Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем-триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.
    Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.
    Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.
    Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.
    Источник:  http://www.school-city.by

  2. Береги платье снову, а честь смолоду. Всем на слуху старинная славянская пословица. Многие ее понимают, но не многие способны следовать столь суровому наказу. Всегда по жизни проще тем людям, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками. Но никто не позавидует тому, кто, единожды поступившись честью, сожалеет и мучается из-за совершённого всю жизнь. Однако это все не про героя великого русского поэта Пушкина А.С.: поступая согласно нравственного учения отца — беречь честь смолоду, Гринев не испытывает угрызений совести, вспоминая два года из своей юности.
    Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего… ” Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. Мы видим из сказанного, что честь занимает первое место в ряду нравственных приоритетов. Вы способны без труда пережить распад страны, можно смириться, хотя очень трудно, с потерей имущества, перетерпеть даже расставание с близкими людьми, но с разложением нравственности никогда. «У нас таких не любят», – говорит мой учитель истории.
    Утрата чести и достоинства — есть падение нравственных и моральных установок, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли страны, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности. О чести Петр помнил даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться жизнью. Это подтверждает случай с дуэлью. Причем здесь Гринев сражается не за свою честь, а за честь любимой девушки. Простить Швабрина, бесстыдно порочащего Машу Миронову только потому, что она отказала ему, Гринев не мог. Честь дворянина и благородного человека не позволяла молодому человеку сделать этo. Можно возразить, что Швабрин тоже был дворянином. Но в этом •и ответ: быть благородным, поступать по велению совести — удел не только дворян, сословие здесь не имеет значения, здесь важно воспитание, атмосфера, в которой растет человек. Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье. Честь отличает и супругов Мироновых, участников повести. Всю жизнь служившие императрице, не один раз встававшие на защиту крепости, эти люди предпочли честно умереть, чем сдаться противнику.
    Повесть имеет концовку классической мелодрамы: “Огорченная ссылкой возлюбленного, в которой видит только свою вину, Маша едет в Петербург рассказать правду императрице. Счастливый случай сводит ее с дамой, приближенной ко двору, которая впоследствии и оказывается самой императрицей. Справедливость восторжествовала: приказ о ссылке Петра Гринева был отменен”.
    Конечно, финал не без оттенков иронии, но это не случайно: Александр Сергеевич хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь, благородство не останутся незамеченными, неоцененными. Доброе в человеке делает человеку добро — так должно быть и так бывает.
    Другое Итоговое сочинение

  3. БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ. Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной,
    но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
    Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.
    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.
    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
    Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.
    Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
    Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
    Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин — полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.
    Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.
    Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.
    Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.
    Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.
    Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.
    Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

  4. Для кого даже честь — пустяк,
    Для того и все прочее ничтожно.
    Аристотель
    Повесть “Капитанская дочка” — одно из исторических произведений А. С. Пушкина. Писатель воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Исторические события влияют на судьбу всех героев повести и определяют ее. Важной проблемой повести является проблема чести и долга. Не случайно эпиграфом к произведению служит народная пословица: “Береги платье снову, а честь — смолоду”. Она же является основным принципом жизни Гринева-старшего.
    Для Андрея Петровича Гринева, который является представителем старого служивого дворянства, понятие чести — это прежде всего честь офицера и дворянина. “Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников…”, — так наставляет отец сына. Под стать Гриневу-отцу и комендант Белогорской крепости Миронов, который отказывается присягнуть Пугачеву: “Ты мне не государь. Ты вор и самозванец”. Он понимает, что его повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. Иван Кузьмич выполнил свой долг, обороняя до последней минуты крепость и не боясь смерти: “Умирать так умирать: дело служивое”. Для Гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: “Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге…”. Долг офицера он видит в служении Отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в столице, поэтому и отправляет сына Петра служить в Белогорскую крепость.
    Петр Гринев — представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. Он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. Петр вступает в бой за честь Маши Мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. Он ставит человеческую честь выше офицерской. Гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: “Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу”. Он пойдет против Пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. Чувство долга стоит выше личных интересов, выше его чувств: “…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы”.
    Совсем другой человек Швабрин. Алексей Иванович Швабрин — бывший гвардейский офицер, переведенный служить в Белогорскую крепость за дуэль. Он изменяет присяге и переходит на службу к Пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. Для него не существует понятий “честь”, “долг”, “присяга”; ему важно спасти жизнь любым способом. Швабрин изменяет долгу офицера. Да и за Машей Мироновой он скорее всего ухаживал из-за скуки гарнизонной жизни. Отвергнутый, он полон жажды мести и всеми способами старается очернить Машу.
    Гринев, общаясь с Пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. “Долг платежом красен”, — говорит Пугачев. Оценив доброту и смелость Гринева, самозванец не может повесить его. “Казнить так казнить, жаловать так жаловать”. Он не видит в Гриневе врага. Впоследствии Пугачев поможет Петру и накажет Швабрина.
    Для нас, как и для А. С. Пушкина, восстание под предводительством Пугачева — история. Но извечным остается выбор: честь или бесчестие, долг или безответственность.

  5. Тему чести можно назвать основной в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение создавалось на основе документального труда о восстании Пугачева, которым писатель очень интересовался. Он длительное время изучал историю крестьянского бунта под предводительством лже-царя, саму личность Пугачева.
    В результате проделанной работы родилась не только «История Пугачева», но и «Капитанская дочка», в которой Пушкин затрагивает важные вопросы: как должен вести себя человек в сложных ситуациях, что может послужить ему опорой и поддержкой в трудную минуту. Писатель приходит к мысли, что только чувство собственного достоинства и чести может сохранить человека в человеке. Это Пушкин и демонстрирует на протяжении всего произведения на примере своих героев.
    Сам эпиграф «Капитанской дочки», взятый из фольклора, настраивает нас на основную тему повести – «Береги честь смолоду». Уже с первых глав в произведение входит тема чести офицерского мундира и человеческого долга. Так, отец Петруши непременно хочет, чтобы тот служил не в Петербурге, где офицеры только «мотают да повесничают», а в провинции: «Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
    Тема чести солдатского мундира неразрывным образом связана с любовью к отечеству, долгом перед императрицей. Благословляя Петра, отец напутствует его таким словами: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду».
    Мы видим, что герой сделал эти слова своим жизненным кредо. В самых трудных обстоятельствах, которые, по воли судьбы, выпали на его долю, он хранил верность императрице и своей стране, потому что присягал им: «Нет, – отвечал я с твердостию. – Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».
    Даже под страхом смертной казни Гринев отказывается служить Пугачеву. При этом молодой герой ведет себя очень просто и достойно. Такое поведение вызывает изумление и уважение даже у «безжалостного» бунтаря: «Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть» – сказал он, ударяя меня по плечу. – …Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
    Тема воинской чести в повести плавно перерастает в тему чести человеческой. Ею обладают все главные герои произведения, в том числе и «злодей» Пугачев. В самом начале он помогает заблудившимся в метели путникам – выводит Гринева и Савелича из пурги. За это Петр дарит «мужику» свой заячий тулуп. Позже, в осажденной крепости, когда мужик оказывается предводителем бунтарей, он вспоминает про этот тулупчик. Оценив поведение Петра, достойное и благодарное, Пугачев сохраняет ему и его дядьке жизнь: «Ты крепко передо мною виноват» – продолжал он; – «но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
    И еще один раз Пугачев спасет Гринева, проявив благородство и честь. Лже-царь освободит Машу Миронову из плена Швабрина. Важно, что он сделает это не только из симпатии к Гриневу, но и потому, что считает непозволительным обижать девушку, да, к тому же, еще и сироту: «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» – закричал он. – «Будь он семи пяденей во лбу, а от суда моего не уйдет».
    Пушкин показывает, что при всех недостатках Пугачев ведет себя очень достойно, вплоть до своей смертной казни, на которой присутствовал и Гринев.
    Но писатель показывает нам не только положительные примеры. В «Капитанской повести» есть и антигерой, променявший свою честь на жизнь «в тылу врага». Этот герой – Алексей Иванович Швабрин. С ним Гринев знакомится в Белогорской крепости.
    Уже с самого начала Швабрин ведет себя недостойно. Он, будучи отвергнут Машей Мироновой, наговаривает на нее, порочит честное имя девушки.
    Позже, когда крепость была взята войсками Пугачева, Швабрин, забыв о своем происхождении и о своей присяге, переходит на сторону казаков: «Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!» А еще чуть позже, воспользовавшись своим положением победителя, Алексей Иванович подло мстит Маше: он силой – заперев девушку в комнате и не давая ей еды – пытается добиться ее согласия выйти за него замуж.
    Но героине даже в голову не приходит согласиться. Так, вместе с образом Маши Мироновой, в повесть входит тема женской чести и достоинства. Эта простая девушка оказывается сильной и цельной личностью, с твердыми убеждениями и принципами, которые она будет отстаивать до конца.
    Так, Маша не сдается под грубым напором Швабрина – она считает, что лучше умереть, чем стать женой предателя: «А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».
    Оставшись одна, без родителей и без жениха, арестованного по клевете Швабрина, Маша решается идти к самой императрице.
    Пушкин описывает эпизод встречи девушки с Екатериной II. Маша держит себя просто и искренно, но с большим достоинством: «Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. …Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя».
    В результате судьба главных героев оказывается счастливой – они воссоединяются. На их примере Пушкин показывает, что лишь честь и достоинство являются истинными помощниками и проводниками в сложных жизненных ситуациях.
    Человек зачастую не волен распоряжаться своей судьбой, но как вести себя, каким принципами руководствоваться – этот выбор всегда остается лишь за человеком. И от того, какое решение он примет, будет зависеть его дальнейшая жизнь. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», на мой взгляд, именно об этом.

  6. Этот молодой человек происходит из дворянской семьи. Ему повезло с родителями. И это проявляется не только в том, что они дали сыну хорошее образование и материальные блага, но и в том, что они искренне любили Петю и привили ему правильные ценности. Родители не избаловали сына, а сделали все, чтобы он вырос честным и порядочным человеком. Отец всегда говорил ему: «береги честь смолоду».
    Также в повести есть персонаж, который своим поведением еще лучше подчеркивает положительные качества Гринева, – это Швабрин. Он тоже дворянин и офицер, как и Петр, однако понятия чести и совести ему не знакомы. Этот человек привык действовать только в собственных интересах и не останавливается ни перед чем для получения желаемого. Тем страннее выглядит дружба между двумя этими молодыми людьми. Но время расставляет все на свои места.
    Гринев проявляет свою благородную и добрую натуру во всем: в любви к Маше, в отношении воинского долга. Влюбившись в одну и ту же девушку, они ведут себя по-разному. Петр любит нежно и преданно, а Швабрин, не добившись взаимности, пытается заполучить расположение Маши силой.
    Особенно остро тема чести встает, когда крепость, где служили герои, захватывают повстанцы Пугачева. Швабрин, не раздумывая, переходит на сторону врага и получает хорошее место, а Гринев отказывается замарать свою честь предательством, даже понимая, что это грозит ему смертью. Только история с подаренным когда-то Пугачеву тулупом спасает жизнь Петра, но это случайность.
    Пушкин создал образ идеального героя в лице Петра Гринева. В него он вложил много положительных качеств и среди них установку «беречь честь смолоду». Этому отцовскому наставлению герой остался верным до конца жизни.

  7. Данный роман написан автором под воздействием, которое на него оказало восстание крестьян, под началом знаменитого Пугачева. Автор очень увлекся этим событием и на основе него написал два произведения.
    Капитанская дочка начинается со знаменитой пословицы о том, что честь беречь нужно с молодости, а одежду с момента ее покупки. Именно на основе этой поговорки и живет главный герой Петр. Его отец отправил служить и сказал, что какие бы события не случились в жизни всегда оставайся честным и настоящим человеком.
    Герой романа воспитан в честной и богатой семье, имеет дворянское происхождение, его главными жизненными позициями являются верность родине, своим родителям и императрице. Эти основные характеристики ни в коем случае не должны быть нарушены, так он воспитан.
    Самый ответственный момент в жизни Гринёва наступил, когда он попал в плен к предводителю всех крестьян к Пугачеву. Тот предложил ему служить у него, но Гринёв отказался, сказав, что он уже отдавал присягу и поклялся до конца своих дней служить императрице.
    На что удивленный Пугачев ответил тоже высоко честным поступком, он отпустил его и не стал казнить. Еще интересный момент произведения, когда Петр вместе со своим дядей нашли на охоте заблудившегося человека. Они показали ему дорогу, и Петр подарил ему свою тёплую шубу, так как мужик был совсем легко одет для зимней погоды.
    Позже оказалось, что этот мужичок и есть знаменитый и грозный бунтарь, и отступник, Пугачёв. Петр полюбил Машу, но в ходе сложившихся обстоятельств его оппонент взял ее в плен. Но тут на помощь бедной девушек пришел все тот же бунтарь.
    Пугачев в романе характеризуется как справедливый и честный человек, который в силу сложившихся обстоятельств. В стране и в самом городе, решил спасти всех угнетенных крестьян. Поэтому стал отступником и злодеем, а по натуре он очень справедливый и честный человек.
    На примере Швабрина, автор показывает, какими могут быть да и есть большинство людей на земле. Этот человек с самого начала своей жизни ведет себя бесчестно. После того как Маша сказала что он ей не нравиться и у нее есть жених, Швабрин стал сначала говорить о ней всякие низкие вещи.
    А потом и вообще запер ее в помещении, подальше от посторонних глаз не давал ей ни воды, ни еды, чтобы выманить у нее согласие на свадьбу с ним.
    Когда крепость была захвачена восставшими крестьянами, он сначала защищал свою крепость и своих сослуживцев. Но увидев, что сила на стороне врага, переметнулся на сторону победителя.
    Вскоре Маша оказывается на свободе, а Пётр в темнице. Не в силах помочь любимому она отправляется во дворец и просит аудиенцию у самой императрицы. При встрече с повелительницей она веет себя скромно и достойно, в результате чего императрица удовлетворяет ее просьбу и Гринев оказывается на свободе.
    Благодаря высоко духовным качествам главных героев, их чести и достоинству, они снова оказываются вместе. При этом, не изменив себе и не покорившись чужим требованиям. Несмотря на давление со всех сторон, они не пошли на сделку с совестью и не перешли на сторону врага. А остались достойными гражданами своей страны.
    8 класс

  8. Сочинение “Береги честь смолоду”, как мне представляется, очень удобно писать по повести Пушкина “Капитанская дочка” на сопоставлении образов Петруши Гринева и Швабрина. Не зря ведь и сам автор взял для свое повести эпиграфом именно эту пословицу.
    В повести “Капитанская дочка” главные герои молоды и они очень трепетно относятся к понятию честь. Для Петра Гринева сохранить честь оказывается важнее, чем сохранить жизнь. Он не способен на предательство, он готов рискнуть жизнью ради чести своей любимой девушки и ради чести своего мундира.
    Он не соглашается на предложение Пугачева служить ему, ведь он присягал на верность государыне и намеревается сдержать свою клятву чего бы это ему не стоило.
    Гринев настоящий мужчина, который не ищет легких путей, который все свои поступки соразмеряет со словом честь. Он именно бережет честь смолоду.
    Иное дело Швабрин, для которого слово честь – пустой звук. Такое отношение к долгу и своему слову не может импонировать и мы сразу презираем Швабрина, когда понимаем, что он готов ради личной выгоды предать своих друзей, когда видим как беззастенчиво он лжет. И это понимают все, даже Пугачев, для которого Швабрин оказывается человеком, не заслуживающим уважения. Ведь тот, кто предал один раз, легко предаст и во второй.
    И еще один герой этой повести, о чести которого хотелось бы сказать пару слов – Маша Миронова. необыкновенно мужественная и честная девушка, которая так же трепетно отнеслась к понятиям честность и искренность, как и ее любимый.

  9. А.С.Пушкин  писал повесть «Капитанская дочка» с 1833 по 1836 год. Центральной проблемой произведения является проблема чести и долга, о чем свидетельствует эпиграф: “Береги честь смолоду”, который, как мы увидим дальше, повсюду будет определять жизнь главного героя.
    Авторская позиция в данном тексте выражена косвенно, через поступки и мысли главного героя (повествование ведется от лица главного героя). В начале повести мы видим Петра Гринева недорослем, “гоняющим голубей и играющим в чехарду с дворовыми мальчишками”, но с самого детства он жил в обстановке чрезвычайной нравственности. Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич, всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Как окажется позднее, этот поступок спас ему и его слуге жизнь. Приезд в Белогорскую крепость также ознаменовался многими изменениями в миропонимании Петра Андреевича. Здесь он встречается с Машей Мироновой, здесь между ними вспыхивает нежное чувство. Гринев поступил как истинный офицер и дворянин, вступившись за честь любимой девушки и вызвав на поединок Швабрина. Затем автор повествует нам о пугачевском бунте, в котором особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников. Чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Петр Андреевич, чем вызвал уважение со стороны Пугачева. Постепенно раскрывая образ предводителя крестьянского восстания, Пушкин дает нам понять, что и Пугачеву не чужды понятия чести и долга. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниям Пугачева Петр Андреевич и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовятся отправить на эшафот вслед за Пугачевым. Однако дело решает Маша Миронова, которая считает своим долгом поехать в Петербург и рассказать императрице, как было дело на самом деле, надеясь на “милость” монаршую, а не на “правосудие”. Чудесная встреча девушки с дамой, впоследствии оказавшейся самой императрицей, и помилование Гринева еще раз показывают, что в обществе, живущем по законам чести и долга, гораздо легче добиться правды.
    Автор, безусловно, прав, утверждая, что честь и долг – важные качества каждого человека. По моему мнению, проблема чести и долга в настоящее время заключается в том, чтобы не потерять эти благородные понятия. Самое главное — осознание каждым человеком наличия высших ценностей, заключенных в понятиях чести и долга. Людям свойственно равняться друг на друга, бессознательно брать пример с окружающих. Что получается в результате? Понятия о чести меняются далеко не в лучшую сторону вследствие стремления людей равняться на недостойных личностей и оправдывать свои неблагородные поступки тем, что они ведут себя не хуже и не лучше других.
    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Так, например, в романе А.С. Пушкина «Дубровский» таким человеком является Владимир Дубровский, который не мог поступиться своей честью и убить судебных приставов и помещика Троекурова, погубивших его отца.
    Также такого героя мы видим в известном литературном произведении Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сам Тарас убивает своего сына, который предал своих братьев по оружию и Родину.
    Таким образом, все мы должны понять, что честь и достоинство в наши дни – очень редкие качества, которые нужно беречь и развивать в себе, поскольку потеря чести — это падение моральных устоев, разложение общества.
    Разумеется, ничего значительного в молодых дворянских героях романа нет. Они случайно оказываются в потоке грозных исторических событий. Но буря восстания не сломила их (как сломила она Швабрина, оказавшегося негодяем и подлецом), а очистила, помогла проявить вовсе не классовые предрассудки, а лучшие человеческие качества, высокое благородство души.
    В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
    Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.
    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.
    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.
    Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…” Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.
    Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.
    Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
    Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин — полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.
    Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.
    Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.
    Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем-триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: “Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину”. Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.
    Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.
    Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.
    Итак, пословица “береги честь смолоду” имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.
    Честь и долг офицера не были пустыми звуками для дворян XVIII века, особенно для патриархального дворянства, показанного в лице Гринева-старшего и коменданта Белогорской крепости капитана Миронова. Капитан предпочитает лучше умереть, чем присягнуть самозванцу, а Гринев-старший считает долгом офицера “понюхать пороху”, поэтому он и отправляет сына служить не в Петербург, а в отдаленную губернию. Образ Петруши Гринева показан автором в развитии. Сначала это “недоросль”, “гоняющий голубей и играющий в чехарду с дворовыми мальчишками”, а затем он волею судеб оказывается ввергнутым в пучину исторических событий.
    Приехав в Белогорскую крепость, Гринев попадает под начальство капитана Миронова. Он сразу же замечает, что комендант был человек “необразованный”, “простой, но самый честный и добрый”. В семье Мироновых он был принят как родной, потому что коренных отличий от собственного семейства с его патриархальным укладом, медовым вареньем и Придворным календарем он не замечал. Первоначальное свое предубеждение против Марьи Ивановны он объясняет злословием приятеля. Швабрин оклеветал семейство Мироновых, не сделавшее ему ничего плохого. Он мстил за оскорбленное честолюбие. Швабрин — человек совершенно другой среды, нежели Гринев и семья капитана Миронова. Приехавший из Петербурга, где он видел роскошь и иную жизнь с другими принципами и ценностями, он никак не может вписаться в гарнизонное общество, встречает молчаливое, но упорное неприятие. Марья Ивановна, простая бедная девушка, не имеющая в этой Богом забытой крепости никаких видов на замужество, вдруг отказывает ему. Самолюбие Швабрина уязвлено.
    Он пытается отомстить. Солгать, предать, оклеветать человека для него не составляет ровно никакого труда. Мстительность Швабрина проявляется и на суде так же, как при захвате крепости Пугачевым.
    Будучи от природы человеком неглупым, Пугачев сразу видит разницу между Швабриным и Гриневым. Он не может не уважать последнего, который даже перед лицом смерти продолжает вести себя с достоинством, говорит правду и сохраняет верность однажды данной присяге. Он не может не понимать, что Гринев лично против него зла не таит, и если будет воевать, то только подчиняясь приказу, что этот молодой дворянин представляет ничуть не больше опасности, чем, скажем, Швабрин, Хлопу-ша или Белобородое, которые, по выражению самого Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”.
    Гринев верно полагает правду “самым простым, а вместе и самым надежным” способом оправдания. Он не так уж много видел в своей жизни. Чуть ли не единственные примеры, которые он мог наблюдать, были его отец и капитан Миронов. И хотя Гринев в жизни и, в частности, в Петербурге “чудеса подозревал” и даже пробовал напиться, проиграться и жениться, он все-таки не посрамил имени предков и чести своего рода, а, в принципе, повторил их пример. Но нельзя сказать, что Гринев ничем не отличался от представителей предыдущего поколения. Хотя перед ним не было явного врага — турка или шведа, — перед ним был его русский народ, расколовшийся на две половины, это был запутанный клубок взаимоотношений, участником которых был сам Гринев. Долг Гринева был не просто долгом перед Отечеством, обязанностью действовать и поступать в интересах власти, а долгом перед человеком, необходимостью принять единственно справедливое решение. Для этого нужно было обладать многими нравственными качествами.
    Для женских образов повести также присуще понятие долга, которое перерастает в понятие верности. Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности вопреки страху. Она — истинная дочь своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Его дочь падала в обморок от выстрела пушки, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что-либо противное ее совести. Пушкин подводит нас к выводу, что честь и достоинство — это необходимые качества цельной и органичной личности. Каждый из героев повести по-разному понимает эти понятия и поступает так, как велит ему совесть.
    Центральной проблемой произведения является проблема чести и долга, о чем свидетельствует эпиграф: “Береги честь смолоду”, который, как мы увидим дальше, повсюду будет определять жизнь главного героя.
    Петр Андреевич с самого детства жил в обстановке чрезвычайной нравственности. Автор устами старого слуги Савельича раскрывает моральные устои семьи Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…” Такими словами поучает преданный слуга своего молодого барина, впервые напившегося и показавшего себя не с лучшей стороны.
    Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя Савельич и отговаривал его от такого шага. Но врожденное благородство дворянина и тут взяло верх. Человек чести, Петр Андреевич всегда добр и бескорыстен. Он запросто может пожаловать заячий тулуп со своего плеча какому-то бродяге воровской внешности. Как окажется позднее, этот поступок спас ему и его слуге жизнь. Здесь Пушкин проводит мысль о том, что истинное добро никогда не останется неоцененным; добрым и честным людям гораздо легче существовать, нежели злым и корыстным.
    Приезд в Белогорскую крепость также ознаменовался многими изменениями в миропонимании Петра Андреевича. Здесь он встречается с Машей Мироновой, здесь между ними вспыхивает нежное чувство. Гринев поступил как истинный офицер и дворянин, вступившись за честь любимой девушки и вызвав на поединок Швабрина.
    Образ Щвабрина прямо противоположный образу Гринева. По своему положению он относится к гвардейскому офицерству. Блестяще образованный светский человек, тем не менее, по своему характеру очень беспринципный. Мы мало знаем о его прошлом: карьера его сломлена в результате “смертоубийства”, надежд на возвращение в Петербург нет. Швабрин примкнул к восстанию исключительно ради собственной выгоды, потому что иначе его бы ждала виселица. Поступившись таким образом дворянской честью, Швабрин влился в ряды бунтовщиков, хотя цели восстания ему были абсолютно чужды.
    Во время самого бунта особенно ярко проявились нравственные качества всех его участников. Чего стоит истинный героизм капитана Миронова и его жены, которые предпочли смерть служению самозванцу. Они до конца выполнили свой долг. Так же поступил и Петр Андреевич, чем вызвал уважение со стороны Пугачева. Постепенно раскрывая образ предводителя крестьянского восстания, Пушкин дает нам понять, что и Пугачеву не чужды понятия чести и долга. Он сумел оценить эти качества в Гриневе и во всем ему благодетельствовал. Исключительно стараниям Пугачева Петр Андреевич и Маша обрели друг друга. Впоследствии даже сам Гринев сумел увидеть и оценить в бунтаре и самозванце человека чести, которому присуще и чувство долга. В этом состоит главное отличие Гринева-сына от старика Гринева, для которого важнее всего были честь и долг офицера-дворянина. Гринев-младший сумел расширить эти понятия до их общечеловеческого значения и не отказал в человечности такому, казалось бы, чуждому ему человеку, как Пугачев.
    Дружба с предводителем крестьянского восстания должна была бы самым отрицательным образом повлиять на судьбу героя. И действительно, мы видим, как по доносу его арестовывают и уже готовятся отправить на эшафот вслед за Пугачевым. Однако дело решает Маша Миронова, которая считает своим долгом поехать в Петербург и рассказать императрице, как было дело на самом деле, надеясь на “милость” монаршую, а не на “правосудие”. Чудесная встреча девушки с дамой, впоследствии оказавшейся самой императрицей, и помилование Гринева еще раз показывают, что в обществе, живущем по законам чести и долга, гораздо легче добиться правды.
    © Allsoch.ru 2000 – 2012
    Подтвердить эту мысль можно на примере крестьянского правдолюбца, героя произведения В. Распутина «Пожар». Его сознание и следование моральному долгу не делает общество гуманнее. Однако существование таких, как он, людей доказывает, что понятия о чести, долге и достоинстве все же продолжают действовать.
    Есть и еще одна составляющая проблемы чести и долга. Это сознание морального долга, сопряженного с любовью к своим соплеменникам и придающее человеку смелость, решительность, силу. И хотя люди часто даже не замечают жертвы, принесенной ради их спасения, долг по отношению к окружающим остается в нашем понимании самым благородным и возвышенным. Актуальность последнего наблюдения подтверждает аллегорический образ Данко из известного литературного произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Данко смел, решителен и силен, но, спасая людей от физической гибели, он не может спасти их от нравственного падения. Ценой гибели он вывел своих соплеменников из глухой темноты леса, но они не улучшат мир своей гуманностью и чистотой.

  10. Вопрос чести занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя и очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.
    Потеря чести —это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы..исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.
    Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. М.вжно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в великой русской литературе.
    Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” мы можем проследить, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. Главный герой повести Петр Андреевич Гринев в детстве получил хорошее воспитание. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: “Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…” Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.
    Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но дело еще и в том, что люди помнят добро, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
    Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он слу жил. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет ин триги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин во всем проти воположен Гриневу. Это человек корыстный и неблагородный. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчес тной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизнен ную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу.
    Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как нарушившего при сягу офицера. На примере Швабрина Пушкин показывает, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был даже образованнее Гринева. Он хорошо знал французские романы, стихи, был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Поэтому напрашивается вывод, что решающее значение имеют внутренние установки человека, его понятия о добре и зле.
    Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравствен ные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов” и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость бунтовщиков. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.
    Швабрин оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что он бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.
    Молодой Гринев имел влияние даже на самого Пугачева. Так, атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон в сказке символизируют разный подход к проблемам революционного преобразования страны. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: “Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину”. Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления.
    Интересен финал повести. Казалось бы, связь с Пугачевым станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Мария Миронова сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче добиться. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.
    Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота. Таков финал повести Пушкина,
    Итак, пословица “береги честь смолоду” имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

  11. В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главное место отведено вопросу чести. На примере двух героев: Петра Гринёва и Алексея Швабрина, Пушкин показал, как по разному могут вести себя люди в одинаковых ситуациях.
    Петру Гринёву с детства внушали, что вне зависимости от обстоятельств он должен быть честным и благородным. Гринёв получил хорошее воспитание и жил среди нравственных людей с сильными моральными устоями. Отправляя его на службу, отец дал наказ: «служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Гринёву тогда было всего 17 лет, но ему хорошо запомнились наставления отца.
    Однажды Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты со стороны Савельича, он заставил его вернуть долг, так как это было делом чести. Так мы впервые заметили благородство Гринёва.
    В Белгородской крепости произошло знакомство Гринёва с Алексеем Швабриным, который был дворянином с хорошим образованием, однако по природе своей был очень корыстным, злопамятным и неблагородным человеком. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу только по той причине, что она не ответила ему взаимностью. Он распускал сплетни и его абсолютно не беспокоили последствия. Гринёв же сразу заступился за девушку и вызвал Швабрина на дуэль, хотя и знал, что дуэли запрещены. Просто для Гринёва честь человека была не менее важна, чем офицерская честь.
    Когда началась осада крепости, Швабрин не задумываясь перешёл на сторону Пугачёва. Гринёв же решил, что лучше умереть, чем допустить измену Родине и нарушить присягу. От повешения Петра спасла своя же доброта: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому когда-то подарил заячий тулуп; в свою очередь Емельян тоже помнил добро и помиловал Гринёва. Пугачёв также предложил Гринёву служить ему, но Пётр отказался, мотивируя это тем, что уже присягнул служить императрице и не нарушит клятву верности. Он честно признался Пугачёву, что если прикажут, он вступит в бой против него, но Пугачёв всё равно решил отпустить Петра, так как в его душе было хоть какое-то великодушие.
    В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Благодаря Маше Петра освобождают от пожизненной ссылки. Маша рассказала императрице всю правду, хотя Гринёв не стал говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтобы ей не пришлось заново пережить те ужасы, которые она перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, чтобы таким образом выразить свою благодарность за спасение Маши и их счастье.
    В своей повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин хотел показать важность чести, какое в него вложено значение и что человек чести всегда счастливее и удачливее человека бесчестного.

  12. На уроках литературы мы познакомились с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка», где больше всего внимания уделяется вопросу чести. На примере двух героев произведения: Петра Гринёва и Алексея Швабрина автор показал нам как по-разному могут вести себя люди в одинаковых ситуациях.
    Петру Гринёву с самого детства внушали, что он всегда и в любой ситуации должен быть честным и благородным человеком. Гринёв был воспитанным человеком и жил среди нравственных людей с сильными моральными устоями. Отправляя его служить, отец дал приказ: «служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Гринёву тогда было всего 17 лет, но ему очень хорошо запомнились слова отца.
    Когда Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты Савельича, он заставил его вернуть проигранные деньги, так как это было делом чести. Так в произведении мы впервые заметили благородство этого человека.
    В Белгородской крепости Гринёву довелось познакомиться с Алексеем Швабриным. У этого человека было хорошее образование, но при этом он был корыстным, злопамятным и неблагородным. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу только из-за того, что та не ответила ему взаимностью; он постоянно распускал сплетни и никогда не карал себя за это – для него это было обыденным делом. Гринёв же, проявляя свою благородность, сразу же заступился за даму и вызвал Швабрина на дуэль, хотя знал, что дуэли были запрещены. Просто Гринёв ценит честь человека так же, как офицерскую честь.
    Когда началась осада крепости, Швабрин понял, что победа будет на стороне Пугачёва, и поэтому незамедлительно перешёл на его сторону. Для Гринёва же было лучше умереть, нежели изменить Родине и нарушить присягу. От повешения Пётр спасся благодаря своей же доброте: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому когда-то подарил заячий тулуп; Емельян в свою очередь тоже помнил это проявление добра и помиловал Гринёва. Пугачёв предложил служить ему, но Пётр отказался, объяснив, что уже присягнул служить императрице и нарушить клятву верности не сможет. Гринёв честно признался Пугачёву, что если прикажут, то он будет сражаться и против него. Но, несмотря на это, Пугачёв отпустил Петра.
    В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Маше удалось добиться справедливости и Петра освободили от пожизненной ссылки. Маша рассказывает императрице всю правду, хотя Пётр из соображений чести решил не говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтобы ей не пришлось снова переживать те ужасы, которые она перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, выражая тем самым свою благодарность за спасение Маши и их счастье.
    В своей повести А. С. Пушкин хотел показать, что честь в обществе не является пустым словом, в него вложено большое значение, и что человек чести намного счастливее и удачливее бесчестного человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *