Слово о полку игореве сочинение на тему образ князей

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Богдан_Добрый

    Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.
    Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.

    Образ 3

    «Слово о полку Игореве» – оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.
    Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.
    Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.
    В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.
    Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.
    Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.
    Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.
    9 класс. Сочинение по литературе.

  2. Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.
    Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

  3. 3
    Текст добавил: Двойник Дьявола

    Образ Игоря.
    Игорь Святославич, русский князь,- главный персонаж произведения “Слово о походе Игореве”. Он очень любит свою родину, готов отдать за нее жизнь, ибо для него смерть лучше, чем плен. Он так и говорит: “Лучше же потятим быть, чем плененным”.
    Игорь – гордый, отважный, мужественный и честный человек. Всеволод и Святослав называют Игоря «смелым соколом», то есть подчеркивают его храбрость. Он не испугался затмения солнца – страшного знака, и отправился в поход, что для человека того времени очень смелый поступок – другое дело, что неудачно закончился поход.
    Игорь также имеет большую харизму, потому что смог вернуть назад тысячи воинов, отступали, чтобы помочь окруженному половцами брату Всеволоду. Игорь относится к своей жене, как к братьям, и считает, что судьба у них едина. Он говорит, что с ними хочет “голову свою положить или напиться шлемом из Дона».
    С другой стороны, Игорь бывает опрометчивым и вспыльчивым, склонным к скоропалительным поступкам, что привело к поражения и плена.
    Но даже попав в плен, Игорь не сломался, обдумал, как сможет сбежать и сбежал из плена. Это означает, что Игорь – умный человек.
    Образ Святослава.
    Киевский князь Святослав – выдающийся государственный деятель, выдающийся полководец, которого “хвалят немцы и венецианцы, греки и морава”. Незадолго до описанных в “Слове…” событий Святослав разгромил орды половцев своими сильными полками и харалужными мечами».
    Святослав – благородный человек и настоящий патриот, заботящийся о судьбе родной земли. Святослав страдает из-за того, что нападения кочевников и княжеские междоусобицы опустошают Русь. Святослав обращается к другим князьям с призывом отомстить за землю Русскую, за раны Игоря, смелого Святославича».
    Святослав понимает: чтобы укрепить Киевскую державу, сделать ее неодолимой, надо объединить Русских князей и делает все, чтобы достичь этой цели.
    Образ Всеволода
    Всеволод Святославич, брат Игоря, близкий к Игорю по многим чертам характера. Ему присущи мужество, отвага, воинская честь и храбрость. К своему брату этот суровый воин относится с любовью: «И сказал ему (Игорю) буй-тур Всеволод «один (ты у меня) брат, один свет, светлый ты Игорь! Оба мы с тобой Святославовичи”.
    Всеволод – настоящий воин, храбрый защитник русской земли, его прозвище “буй-тур” говорит само за себя. Всеволод воспитал свою жену в боевом духе и живет с ней одной жизнью, одним стремлением – защищать родную землю от врагов.
    Но этот великий воин в то же время стремится к личной славе. Именно жажда славы толкает Всеволода и Игоря в поход, не дожидаясь других князей, который закончился поражением.

  4. Подробности
    29.09.2011
    83.3(2Рос=Рус)я7
    Слово о полку Игореве // Кусков, Владимир Владимирович. История древнерусской литературы: учебник / В. В. Кусков. – 7-е изд. – М. : Высш. шк., 2003. – 334 с. : ил.
    Изображение князей. Большое место в «Слове» отводится изображению поступков Игоря и Всеволода — основных участников похода (о Владимире Игоревиче упоминается лишь в конце, в здравице, а имя Олега Святославича опущено). Автор симпатизирует своим героям и видит в них лучших представителей современного ему поколения князей.
    Игоря отличает необычайное мужество и храбрость. Он доблестный воин, который решил постоять за Русскую землю, «истягнуумь крепо-стию своею и поостри сердца своего мужеством, наплънився ратнаго духа». Ради блага своей земли он готов на любые жертвы и испытания. С мужественной и благородной речью обращается Игорь к своей дружине: «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти. А всядем, братие, на своим бръзыя комони, да позрим синего Дону… Хощу бо, — рече, — копие приломити конець поля Половецкаго; с вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону».
    Свою вдохновенную речь Игорь произносит в момент солнечного затмения, когда видит «тьмою вся своя воя прикрыты». Грозное предзнаменование природы не в силах поколебать страстного желания и решимости князя «искусити Дону великаго», постоять за землю Русскую.
    «Слово» не показывает Игоря в битве на Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он заворачивает полки, жалея брата Всеволода.
    Доблестным воином является и Всеволод. Он неотделим от своих верных опытных «кметей» (воинов), которые «под трубами повити, под шеломы възлелеяни, конець копия въскръмлени, пути имъ ведоми, яругы имь знаеми, луци у них напряжени, тули отворени, сабли изъострени; сами скачютъ, акы серый влъци в поле, ищучи себе чти, а князю славе».
    Доблесть и мужество Всеволода, проявленные им в бою на Каяле, беспримерны. Подробно русским былинным богатырям, буй-тур Всеволод «прыщет» на врага своими стрелами, гремит «о шеломы мечи харалужными». Своим златым шеломом посвечивая, скачет он по полю брани, поражая врагов. Он весь поглощен и увлечен боем, в пылу сражения забывает и о своих ранах, и об отцовском золотом столе, и о ласках милой красавицы — жены Глебовны. Изображая гиперболически поведение Всеволода в бою, перенося на него подвиг дружины, автор «Слова» следует художественным принципам фольклора.
    Автор «Слова» прославляет воинскую доблесть князей «Олъгова хороброго гнезда», тесно связанных со своими «храбрыя плъкы», храбрыми русичами. Эту доблесть высоко ценит великий киевский князь Святослав. «Ваю храбрая сердца в жестоцем харалузе скована, а в буести закалена», — говорит он, мысленно обращаясь к потерпевшим поражение на Каяле князьям.
    Прославлению князей служат и образы-символы «солнца», «света», «соколов», которые даны в резком контрасте с «тьмой», «тучами», «галками», «черным вороном» — символами врагов-половцев.
    «Чръныя тучя с моря идут, хотят прикрыты 4 солнца». «Темно бо бе в 3-й день: два солнца померкоста; оба багряная стлъпа погососта и с нима молодая месяца, Олег и Святъслав, тьмою ся поволокоста»,— к этой символической картине поражения северских князей обращаются бояре, разъясняющие Святославу значение его «мутного сна». «Нареце на Каяле тьма свет покрыла». Но это торжество «тьмы», «великого буйства» врагов временно. И как только Игорь возвращается в Киев, «солнце светится на небесе, Игорь князь в Руской земли». Ведь как, говорит автор, тяжело телу без головы, так Русской земле без Игоря.
    Деятельность князей в «Слове» оценивается с народных позиций. Игорь и Всеволод осуждаются за жажду личной славы. Решив «поыска-ти града Тьмутороканя» — старой черниговской вотчины, захваченной половцами, эти «соколы» самовольно слетели «с отня стола злата» и «нечестно одолели, нечестно кровь поганых пролили». И «соколома крыльца припешали поганых саблями, а самою опуташа в путины железны». Они рано «начали Половецкую землю мечи цвелити» (терзать), т. е. не дождавшись коалиционного похода, который организовывал Святослав киевский. Они свели на нет результаты предыдущего успешного похода князей. Своим поражением «тии бо два храбрая Святъславлича… уже лжу (раздоры) убудиста, которою ту бяше успил» великий киевский князь Святослав.
    Автор «Слова» подчеркивает, что поражение русских войск на Каяле принесло огромный ущерб не только северским князьям, но и всей Русской земле, обратив «на ниче ся годины». Поэтому Игоря, пересевшего из золотого седла в седло раба, и проклинают немцы и веницианцы, греки и моравы.
    За стремление к личной славе автор «Слова» осуждает Игоря и Всеволода. Обуреваемые жаждой личной славы, они сказали: «Мужа-име ся сами: переднюю славу сами похитим, а заднюю си сами поделим!» Нельзя ставить личную княжескую честь и славу выше чести и славы Русской земли, говорит поэт-гражданин. Поэтому он и заставляет бежавшего из плена Игоря идти сразу в Киев, т. е. признать свою вину перед Русской землей. Всем ходом изложения событий, их оценкой автор призывает князей к неукоснительному исполнению своих вассальных обязательств перед великим киевским князем, в котором воплощается честь и слава всей Русской земли.
    В то же время автор глубоко сочувствует северским князьям. Вместе с русской природой, русскими женами, Ярославной поэт выражает свои чувства жалости и скорби по поводу поражения Игоря, Всеволода и их храбрых полков. Вместе с киевским князем Святославом автор не может допустить, чтобы находящийся «в мытех» сокол дал свое гнездо в обиду, и для поэта-гражданина «раны Игоревы» становятся символом сплочения всех сил Русской земли для борьбы с внешними врагами.
    В Святославе «великом, грозном киевском» автор «Слова» не отражает черты реальной исторической личности, а воплощает свой идеал мудрого, могущественного правителя Русской земли, хранителя ее чести и славы. Образ Святослава в «Слове» идеализирован. Согласно историческим данным, Святослав Всеволодович не играл существенной роли в политической жизни Руси того времени. Являясь ставленником более могущественного и деятельного князя Рюрика Ростиславича, он владел только Киевом, и власть его подчас носила чисто номинальный характер.
    «Слово» прославляет победу, одержанную Святославом над половцами в 1184 г., когда он своими храбрыми полками «наступи на землю Половецкую, притопта хлъми и яруги, взмути рекы и озеры, иссуши потоки и болота. А поганаго Кобяка из луку моря, от железных великих плъков половецкых, яко вихр, выторже: и падеся Кобяк в граде Киеве, в гриднице Святъславли».
    Победу Святослава прославляют и воспевают немцы, венецианцы, греки и моравы, так как эта победа обеспечила безопасность торговых путей Руси с юго-западной Европой.
    Образ Святослава раскрывается в «Слове» в его «мутном» сне и «золотом слове». Здесь перед нами мудрый правитель, скорбящий о своих безрассудных вассалах- «сыновцах», горько сокрушающийся по поводу того, что князья-вассалы не помогают ему, своему сюзерену. «Се ли створисте моей сребреней седине!» —горестно восклицает он. «Золотое слово» Святослава наполнено гражданской скорбью по поводу розни между князьями, отсутствия между ними единства, а главное, по поводу забвения ими своих обязанностей по отношению к «отню злату столу», Русской земле. Это и дает возможность автору «Слова» легко переключить «золотое слово» в публицистически страстный призыв, обращенный к наиболее могущественным князьям Руси выступить «за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»
    Трезво оценивая политическую обстановку своего времени, автор «Слова» обращается к тем князьям, от которых зависит судьба родины. Это прежде всего князь владимиро-суздальский Всеволод Большое Гнездо. Могущественный князь, он только что совершил удачный поход против камских булгар, дружина его может Волгу «веслы раскропиши, а Дон шеломы вылъяти!». Называя его великим князем, автор как бы напоминает Всеволоду о его обязанности по отношению к Киеву, ко всей Русской земле «отня злата стола поблюсти». Слова эти, возможно, содержали в себе и тонкий политический намек. В памяти современников живы были события 1169 г., когда брат Всеволода III Андрей Боголюбской подверг Киев жестокому разграблению (так берегли суздальские князья золотой стол!). «Аже бы ты был, то была бы чага по ногате, а кощей по резане»,—говорит в своем обращении к Всеволоду автор «Слова», гиперболически подчеркивая, что если бы Всеволод был в Киеве, то рабыня бы стоила одну ногату, т. е. 50 коп. (гривна — 10 руб., содержала 20 ногат, или 50 резан), а раб — 20 коп. (согласно «Русской Правде», стоимость раба равнялась 35 руб.).
    Если же Всеволод и «не мыслит» «прилететь» в Киев, то у него, подчеркивает автор, есть возможность «посуху живыми шериширы стреляти, удалыми сыны Глебовы». Он может послать против половцев своих вассалов —«живые копья» —рязанских князей и выполнить свой долг перед «отним златым столом».
    Учитывая заинтересованность в делах Киева и южной Руси князя Рюрика Ростиславича и его брата Давыда Смоленского, храбрость их воинов, которые «рыкают, аки тури, ранены саблями калеными на поле незнаеме», автор «Слова» к этим князьям обращается с прямым призывом выступить в поход — вступить «в злата стремена за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!»
    Трезво оценивается в «Слове» и могущество галицкого князя Ярослава Осмомысла. «Своими железными плъки» он закрывает путь на Русь венгерскому королю, его войска принимают участие в крестовых походах «стрелявши с отня злата стола салтани за землями». Могущество его простирается далеко на юго-запад вплоть до Дуная, даже Киев находится в зависимости от галицкого князя, и он открывает ему ворота. Автору «Слова» хорошо известно, что Ярослав всю свою жизнь пробыл в Галиче и не принимал непосредственного участия ни в одном военном походе, поэтому он и просит Ярослава послать свои войска против Кончака, а не самого выступить в поход.
    Обращается автор и к князю Роману Мстиславичу Волынскому, прославившемуся своей храбростью и мужеством, с призывом прийти на помощь родине и вместе с князьями луцкими и пересопницкими Ингварем и Всеволодом загородить «полю ворота».
    Так автор «Слова» в своем обращении к князьям оценивает возможности каждого княжества и, призывая князей сплотить свои силы вокруг Киева и Русской земли, вовсе не выдвигает задачи создания централизованного государства, а лишь стоит за строгое соблюдение уже утраченных норм феодальных отношений, верности вассалов своему сюзерену — великому князю киевскому. А к чему приводит нарушение этих обязанностей, автор показывает на исторических примерах Олега Гориславлича и Всеслава Полоцкого, на горестной судьбе «нынешняго Игоря».
    Значительной художественной победой автора «Слова» является созданный им обаятельный образ русской женщины — верной подруги своего мужа, Ярославны. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины. Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину. Нет, женщина не «сосуд дьявола», не источник всех бед и несчастий мужчины, как учила церковь, а верная и преданная помощница, горячо любящая своего «ладу» и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. В своем лирическом плаче-заклинании, своеобразном заговоре, языческой молитве, Ярославна обращает думы свои не только к мужу, но и к его воинам. Ее скорбь о поражении Игоря — это скорбь всех жен и матерей русских, обобщенных в едином образе, прекрасном и величественном!

  5. Идя в поход на половцев, князь Игорь совершенно игнорирует все природные стихии, которые пытаются остановить его. Солнце спряталось во тьме, ночная гроза пробудила крики птиц, ветер воет и свищет. Но, желание славы сильнее, чем любовь к родине, чем здравый рассудок. Поэтому, такие «славные» походы и закончились для великого Игоря поражением и потерей войска.
    Заботясь о своей чести, князь породил на русских землях междоусобные войны, которые привели к смерти тысячи воинов. Кроме того, сама Россия потеряла свое единство. Борьба за земли повлекла за собой нашествие половцев и привела к полному раздору на землях русских.
    Единственным светлым образом в «Слове о полку Игореве», был образ Ярославны, молодой жены Игоря. Но, несмотря на свои «молодые» годы, она была сильна духом, она поддерживала князя в самые трудные моменты и находила в нем силы идти вперед. Своими молитвами она оплакивала погибших, вымаливала пощаду Всевышнего для полков Игоря. Возможно, это и повлияло на дельнейшие события.
    Когда Игорь возвращается в Киев, над его самолюбием и славой преобладает разум. Он осознает свои неверные действия и готов объединить все силы в борьбе с половцами. Автор показывает нам, читателям, необходимость единения. Только совместными усилиями можно добиться мира и добра.

  6. «Слово о полку Игореве» — произведение, являющееся историческим памятником древней литературы: несмотря на небольшой объем, поэма вмещает в себя описание подвига Игорева войска, пейзажную картину древней Руси и образы князей, правивших в 12 веке.
    В своем произведении автор избегает описания внешности и характера персонажей, но при этом мы четко представляем себе их образы, и поступки князей для нас понятны. Одним из главных персонажей в «Слове» является Игорь, которому автор явно симпатизирует. Князь Новгород-Северский предстает перед нами в роли доблестного воина, способного пожертвовать многим ради защиты своей Родины. Игоря не останавливает даже солнечное затмение, которое на Руси считалось дурной приметой, предвещающей беду или смерть. Но, кроме положительных черт персонажа, автор также уделяет внимание и тем характеристикам Игоря, которые привели князя к поражению. Главный герой самолюбив и тщеславен, он не считает нужным просить помощи у других князей, и идет на половцев лишь со своим братом Всеволодом, потому что не хочет делить славу и награбленные богатства с другими. Но силы двух молодых князей оказывается мало, и они проигрывают ночной бой с половцами, теряя почти всю свою армию. Образ Игоря производит на нас двоякое впечатление: мы восхищаемся им во время сражения, при этом осуждая его эгоистичное поведение, проявляющиеся в определенных эпизодах на протяжении всей поэмы.
    Автор также наделяет и брата Игоря, Всеволода, героическими чертами. Мужество и доблесть князя буй-тур Всеволода не может не удивить читателя: во время сражения он, как истинный богатырь, пускает стрелы в своих врагов — защищает Родину, забывая о своих ранах и страхах. Можно сказать, что автор, изображая поведение Всеволода в бою, явно прибегает к приему гиперболизации, часто используемому в фольклорных произведениях. Наделяя князя богатырскими качествами, автор на контрасте подчеркивает его эгоизм и самолюбие, свойственные брату.
    Но в поэме «Слово о полку Игореве» все же есть один персонаж, являющийся идеальным, по мнению автора, – князь Киевский, Святослав. Создатель «Слова» изображает его главою целого государства. Именно Святослав объединяет всю Русь и заботится о ее интересах: его сильно печалит поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав созывает князей с просьбой о помощи оказавшимся в беде братьям. Его «золотое слово, со слезами смешанное» является важным фрагментом всей поэмы, потому что именно оно выражает идею автора об объединении русских князей.

  7. Идеал автора – князь мужественный и
    Сильный, способный побеждать врагов
    И оборонять Русскую землю.
    Д. С. Лихачев
    “Слово о полку Игореве”, несмотря на небольшой объем, – произведение густонаселенное. Древнерусские князья, их доблестные ратники, женщины, среди которых незабываемая Ярославна, старики, дети – с одной стороны, а с другой – половецкие воины, хан Кончак, осторожный Гза и другие. И все это – живая Киевская Русь, которая трудится, воюет, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, славит героев.
    На
    переднем плане поэмы, как на живописном полотне, три русских князя, к мыслям и поступкам которых неотрывно приковано внимание читателя. Это молодые Игорь и Всеволод и старый, мудрый Святослав, князь Киевский. Противопоставление неопытных, горячих братьев и Святослава, защитника общерусских интересов, взгляды которого разделяет автор, и составляет идейный центр произведения.
    Герои “Слова” изображены своеобразно, непривычно для нас: не показан их внешний облик, не рассказана история их жизни, но это не мешает нам представить себе древнерусских витязей, понять причины их поступков. Вот перед нами
    Игорь – удельный князь Новгород-Северский. Это храбрый воин, патриот русской земли. Он “стянул ум крепостью своею и. .. исполнившись ратного долга, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую”. Его не останавливает даже дурное предзнаменование – солнечное затмение.
    Коротко и убедительно объясняет он своей дружине цель похода -“копье преломить в конце поля половецкого”, то есть окончательно разбить кочевников. Не богатства, добываемые в боях, интересуют его, а военная слава. После разгрома половцев в первом бою он берет себе лишь воинские знаки побежденных врагов: “красный стяг, белую хоругвь, красный бунчук, серебряное древко”. Однако автор не скрывает и отрицательных черт Игоря: он честолюбив, тщеславен и эгоистичен, не считается с общерусскими интересами и наносит вред общему делу.
    Это типичный русский князь конца XII века. Мы не можем не восхищаться Игорем, когда видим его в бою, когда он отказывается от примирения с врагом и, рискуя жизнью, бежит из плена. Но мы осуждаем его поведение, навлекшее новые беды на Русскую землю.
    Брат Игоря, князь Всеволод, наделен в произведении героическими чертами. Главная его забота и гордость – дружина. “Буй тур Всеволод” воспитал ее любовно и требовательно и считает готовой к решительным боям. Битва – его стихия. В пылу боя он забывает обо всем: о почестях, богатом отчем доме, о милой жене Глебовне.
    Всеволод сражается героически и неутомимо; как былинный богатырь, врезается он в гущу врагов: В то же время это нежный, любящий брат, верный товарищ. Однако, любуясь Всеволодом, автор не может не осуждать и его за эгоизм и честолюбие, неумение подняться до понимания общерусских интересов.
    Только Святослав, князь Киевский, по мнению создателя “Слова”, идеальный герой. Он изображен как глава всего Киевского государства, заботящийся о его интересах. Его очень печалит своеволие Игоря и Всеволода.
    Чтобы обсудить создавшееся после поражения молодых князей положение, он созывает бояр и держит с ними совет.
    Бояре уважают Святослава и доверяют ему. Автор мечтает, чтобы так относились к князю Киевскому все русские князья, чтобы подчинялись они мудрому, опытному, всезнающему человеку, для которого превыше всего интересы Русской земли. Святослав – человек большого государственного ума, умеет проанализировать причины поражения Игоря и призывает князей объединиться, чтобы защитить Отечество.
    Его “золотое слово, со слезами смешанное”, – выражение мудрости и прозорливости выдающегося государственного деятеля.
    Князь Святослав превосходит других русских князей и как талантливый военачальник. Недаром славу ему поют и за рубежами Руси.
    Автор видит в Святославе ту реальную силу, которая сможет одолеть врага.
    По мнению создателя “Слова”, Святослав – идеальный князь, бескорыстный защитник общерусских интересов. Вот почему в его “золотое слово” автор вложил собственные мысли, призывая русских князей преодолеть междоусобицы, проявить настоящую государственную мудрость.

    Похожие сочинения:

    ПРИЗЫВ РУССКИХ КНЯЗЕЙ К ЕДИНЕНИЮ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” ПРИЗЫВ РУССКИХ КНЯЗЕЙ К ЕДИНЕНИЮ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” “Слово о полку Игореве” родилось в эпоху, когда политическая ситуация в Древней Руси крайне осложнилась. В первую очередь, это было…
    Смысл образа Святослава в “Слове о полку Игореве” Талантливейшее произведение древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” было написано на рубеже XII-XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро-монгольских орд. Разрозненная страна, терзаемая княжескими междоусобицами, была легкой добычей…
    Изображение Руси в “Слове о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов, просто любителей древности. Оно как магнитом притягивает к себе взоры многих и многих людей, даже целых поколений….
    Две битвы в “Слове о полку Игореве” и смысл их противопоставления Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын – Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, выступили в поход на половцев, не сговорившись с…
    Тема Руси в “Слове о полку Игореве” Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 г. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во…
    Идея патриотизма в “Слове о полку Игореве” Идея патриотизма в “Слове о полку Игореве” План I. Автор “Слова о полку Игореве”. II. Патриотический пафос “Слова…”. 1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси. 2. Гражданское мужество автора. 3….
    Страстный призыв к объединению в “Слове о полку Игореве” Знаменитый памятник древней русской литературы “Слово о полку Игореве” был создан более семисот лет назад. Но и сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений,…
    ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ ЗЕМЛЕ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ ЗЕМЛЕ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” Древняя литература от своих первоистоков со времен Киевской Руси была проникнута высоким патриотизмом. Авторов того времени интересовали темы общественного и государственного…
    О “Слове о полку Игореве” ПЛАН: Тема и идея “Слова…” Что привлекает к “Слову…” отечественных поэтов? “Вечные темы”, берущие начало с древнерусского памятника. Определение “вечных” тем, берущих начало с древнерусского памятника. Автор “Слова…” неизвестен. Разыскал…
    Историческая основа “Слово о полку Игореве” В основе сюжета “Слова о полку Игореве” легли реальные Исторические факты, подтверждающиеся известными летописям. Вторая половина XII в. – время обостренного соперничества русских князей. С наступлением смуты – раздробленности русских…
    ВЕЧНО ЖИВОЕ “СЛОВО” (изображение Руси в “Слове о полку Игореве”) “Слово о полку Игореве” уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов. Загадочны и вызывают споры обстоятельства создания этого произведения, есть непроясненные моменты в истории его опубликования, сама его…
    Рассмотрите значение народно-поэтической образности в “Слове о полку Игореве” Рассмотрите значение народно-поэтической образности в “Слове о полку Игореве”. Кратко охарактеризуйте содержательную и формальную специфику древнего шедевра, полемику вокруг его жанра и стиля. Укажите, что анонимный автор сам подсказывает нам…
    Древняя Русь в “Слове о полку Игореве” Величайший памятник древнерусской литературы, “Слово о полку Игореве”, был создан талантливым анонимным автором в конце ХII века, между 1185 и 1188 годами. “Слово…” дошло до нас в единственном позднем списке,…
    Образ Ярославны в “Слове о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” – гениальный памятник древнерусской литературы. Необыкновенная поэтичность, суровость и яркость слова, сдержанная сила чувств привлекали и привлекают к этому произведению литераторов, музыкантов и живописцев разных эпох….
    “Слово о полку Игореве” как героическая поэма Суть поэмы призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монгольских полчищ Карл Маркс “Слово о полку Игореве” одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно переносит нас в события…
    Фольклорная традиция в “Слове о полку Игореве” Фольклорная традиция в “Слове о полку Игореве” План I. Эпоха создания “Слова о полку Игореве”. II. Связь “Слова…” с устным народным творчеством. 1. Жанровое своеобразие “Слова…”. 2. Фольклорные элементы в…
    Образ природы в “Слове о полку Игореве” “Слово о полку Игореве” является одним из самых значительных произведений древнерусской литературы. В художественной системе “Слова о полку Игореве” образы природы играют огромную роль. Природа в “Слове о полку Игореве”…
    “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” – ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Великая литература никогда не утрачивает своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло около восьми веков со времени рождения гениального “Слова о полку Игореве”, но…
    Фольклорные мотивы в “Слове о полку Игореве” Уникальный памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” сочетает в своей структуре два контрастирующих стилистических элемента: книжный и фольклорный. Книжные мотивы очевидны и отчетливо прослеживаются, они связаны с современными “Слову”…
    Краткое содержание: Слово о полку Игореве “Слово о полку Игореве” имеет традиционную для древнерусской литературы композицию : зачин, основная часть, здравица в честь правителей. В развернутом зачине “Слова…” автор излагает свою точку зрения на описываемые им…
    СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” СЛИЯНИЕ АВТОРА И ПРИРОДЫ В “СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” Автору “Слова о полку Игореве” присуще народно-поэтическое восприятие мира, и наиболее ярко это проявляется в изображении природы. Природа является самостоятельным героем…
    Анализ произведения “Слово о полку Игореве” В настоящий момент нет единого мнения насчет того, кто именно был автором произведения. Известно, что это был общественный деятель и поэт, образованный, выдающийся человек своего времени. Историческая основа памятника –…
    Идейное содержание “Слова о полку Игореве” Основная идея – призыв русских князей к единению. Автор “Слова…” ставил своей задачей призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство Русской земли, направить общественное мнение против…
    СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ “Слово о полку Игореве” – самый значительный памятник древней русской литературы, написанный неизвестным автором, обладавшим большим художественным даром, политической трезвостью и сильным патриотическим чувством. Драматична судьба…
    Идейно-художественное своеобразие “Слова о полку Игореве” Автор “Слова…” неизвестен. Нашел это произведение знаток русской словесности Мусин-Пушкин. Вероятнее всего, это был не оригинал, а его более поздняя копия, которая погибла во время пожара в Москве в 1812…
    “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” – ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Создатель “Слова о полку Игореве” написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во…
    “Слово о полку Игореве” – храм древнерусской литературы Драгоценнейший памятник древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Это произведение посвящено походу 1185 года новгорд-северского князя Игоря Святославича на половцев. На примере неудачи Игоря автор “Слова” дает урок всем…
    Система образов “Слова о полку Игореве” Главным героем “Слова” является не какой – либо из князей, а русский народ, Русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место. Автор “Слова” рисует обширные пространства…
    “Темные места” в “Слове о полку Игореве” Споры о “Слове”, возникшие с момента его открытия и не утихающие уже на протяжении двух столетии, касаются многих так называемых “темных” мест этого памятника древнерусской литературы. Ведь его язык сильно…
    Патриотизм “Слова о полку Игореве” Смысл поэмы – призыв русских Князей к единению как раз перед Нашествием монголов. К. Маркс Когда читаешь “Слово о полку Игореве”, вспоминаешь мудрую притчу. Старый отец, предчувствуя близкую смерть и…
    Образы русских князей в “Слове о полку Игореве”

  8. Одно из самых талантливых произведений древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже 12-13 веков, незадолго до татаро-монгольского нашествия. Страна, которая на тот момент была разрознена, являлась легкой добычей для воинствующих кочевников:
    Сказал брат брату:
    «Это мое, и то мое же».
    И стали князья про малое
    «это великое» говорить
    И сами на себя крамолу ковать.
    Автор рассказывает в своем произведении о неудачном походе на половцев Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками. Если говорить о месте этого Игоря в русской истории, то в политической жизни Руси он занимал третьестепенное место по сравнению с другими князьями. Однако автор «Слова о полку…» придает огромное значение описываемым событиям. Это настоящий богатырь, который не боится половецких сил. И даже когда происходит затмение, он говорит своей дружине:
    Князь промолвил: «Братья и дружина!
    Лучше быть убиту от мечей,
    Чем от рук поганых полонян!
    Сядем, братья, на лихих коней
    Да посмотрим синего мы Дону».
    Это очень сильный, любящий свою родину человек. Несмотря на то, что русское войско было разбито, а сам Игорь попал в плен, он остается героем, так как не отделяет свою жизнь от жизней других русичей, не мыслит своего существования без родного края.
    Уж погасли зори. Игорь спит.
    Дремлет Игорь, но не засыпает.
    Игорь к Дону мыслями лежит.
    Еще один персонаж в произведении, князь Всеволод, на мой взгляд, очень схож с образами былинных богатырей:
    Славный яр-тур Всеволод! С полками
    В обороне крепко ты стоишь.
    Описывая один из самых трагических моментов сражения, когда Всеволод был ранен, и его дружина потерпела поражение, автор внезапно прерывает повествование. Его мучает вопрос: в чем причина неудач славного смелого Игоря? На мой взгляд, создатель «Слова о полку Игореве» не только талантливый поэт, но и мудрый человек. Он понимает, что причиной поражения Игоря является раздробленность государства. Вина лежит на всех русских князьях, которые своими раздорами и междоусобицами разоряли русскую землю:
    И куют крамолу брат на брата
    А враги на Русь несутся тучей,
    И повсюду бедствие и горе.
    В это время в Киеве князь Святослав видит страшный сон, из которого он узнает о поражении Игоря. И говорит Святослав свое «золотое слово», в котором призывает князей постоять за «землю Русскую», отомстить половцам за «раны Игоревы» и прекратить междоусобицы. По моему мнению, «золотое слово» Святослава занимает важное место в произведении. Автор изображает его как человека мудрого и понимающего причины всех неудач родной земли. Святослав – настоящий патриот, он гордится землей Русской.
    Я думаю, что через образ Святослава автор призывает всех князей к объединению, ибо только так государство русское будет неуязвимым:
    Ярослава все внуки и Всеслава,
    Склоните стяги свои,
    Вложите в ножны свои мечи поврежденные,
    Ибо лишились вы славы дедов.
    Князья были слишком увлечены властью и стремлением во что бы то ни стало оказаться в Киеве, каждый заботился о своем благополучии, об обогащении, и именно поэтому государство начало слабеть.
    По мнению автора, именно князья могут спасти русскую землю от бедствия. Они изображены как русские богатыри, истинные патриоты, люди сильные и мужественные. Они не отступят перед надвигающейся бедой. Их бесстрашие может быть примером для людей других поколений и для нас в том числе. Только вместе, только общим стремлением к могуществу и процветанию русской земли можно было достичь истинных успехов.

  9. Идеал автора — князь мужественный и
    сильный, способный побеждать врагов
    и оборонять Русскую землю.
    Д. С. Лихачев
    «Слово о полку Игореве», несмотря на небольшой объем, — произведение густо­населенное. Древнерусские князья, их доблестные ратники, женщины, среди кото­рых незабываемая Ярославна, старики, дети — с одной стороны, а с другой — поло­вецкие воины, хан Кончак, осторожный Гза и другие. И все это — живая Киевская Русь, которая трудится, воюет, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, славит героев.
    На переднем плане поэмы, как на живописном полотне, три русских князя, к мыс­лям и поступкам которых неотрывно приковано внимание читателя. Это молодые Игорь и Всеволод и старый, мудрый Святослав, князь Киевский. Противопоставление нео­пытных, горячих братьев и Святослава, защитника общерусских интересов, взгляды которого разделяет автор, и составляет идейный центр произведения.
    Герои «Слова» изображены своеобразно, непривычно для нас: не показан их вне­шний облик, не рассказана история их жизни, но это не мешает нам представить себе древнерусских витязей, понять причины их поступков. Вот перед нами Игорь — удель­ный князь Новгород-Северский. Это храбрый воин, патриот русской земли. Он «стя­нул ум крепостью своею и … исполнившись ратного долга, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую». Его не останавливает даже дурное предзна­менование — солнечное затмение. Коротко и убедительно объясняет он своей дружи­не цель похода — «копье преломить в конце поля половецкого», то есть окончательно разбить кочевников. Не богатства, добываемые в боях, интересуют его, а военная сла­ва. После разгрома половцев в первом бою он берет себе лишь воинские знаки побеж­денных врагов: «красный стяг, белую хоругвь, красный бунчук, серебряное древко». Однако автор не скрывает и отрицательных черт Игоря: он честолюбив, тщеславен и эгоистичен, не считается с общерусскими интересами и наносит вред общему делу. Это типичный русский князь конца XII века. Мы не можем не восхищаться Игорем, когда видим его в бою, когда он отказывается от примирения с врагом и, рискуя жизнью, бежит из плена. Но мы осуждаем его поведение, навлекшее новые беды на Русскую землю.
    Брат Игоря, князь Всеволод, наделен в произведении героическими чертами. Глав­ная его забота и гордость — дружина. «Буй тур Всеволод» воспитал ее любовно и тре­бовательно и считает готовой к решительным боям. Битва — его стихия. В пылу боя он забывает обо всем: о почестях, богатом отчем доме, о милой жене Глебовне. Всево­лод сражается героически и неутомимо; как былинный богатырь, врезается он в гущу врагов: В то же время это нежный, любящий брат, верный товарищ. Однако, любуясь Всеволодом, автор не может не осуждать и его за эгоизм и честолюбие, неумение под­няться до понимания общерусских интересов.
    Только Святослав, князь Киевский, по мнению создателя «Слова», идеальный ге­рой. Он изображен как глава всего Киевского государства, заботящийся о его интере­сах. Его очень печалит своеволие Игоря и Всеволода. Чтобы обсудить создавшееся после поражения молодых князей положение, он созывает бояр и держит с ними совет.
    Бояре уважают Святослава и доверяют ему. Автор мечтает, чтобы так относились к князю Киевскому все русские князья, чтобы подчинялись они мудрому, опытному, всезнающему человеку, для которого превыше всего интересы Русской земли. Свя­тослав — человек большого государственного ума, умеет проанализировать причины поражения Игоря и призывает князей объединиться, чтобы защитить Отечество. Его «золотое слово, со слезами смешанное», — выражение мудрости и прозорливости вы­дающегося государственного деятеля.
    Князь Святослав превосходит других русских князей и как талантливый воена­чальник. Недаром славу ему поют и за рубежами Руси.
    Автор видит в Святославе ту реальную силу, которая сможет одолеть врага.
    По мнению создателя «Слова», Святослав — идеальный князь, бескорыстный за­щитник общерусских интересов. Вот почему в его «золотое слово» автор вложил соб­ственные мысли, призывая русских князей (он называет многих из них) преодолеть междоусобицы, проявить настоящую государственную мудрость.

  10. 1. Мнение историков о личности Игоря, князя Новгород-Северского. 2. Основная цель произведения и решение ее через поэтизацию образа князя Игоря. 3. Игорь — доблестный воин, благородный и бескорыстный защитник земли Русской. 4. Значение плача Ярославны в создании образа Игоря.>
    «Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно проникнуто нежной и сильной любовью к родной земле. Созданное в конце XII века, «Слово», как и любое другое замечательное творение человеческого гения, значимо не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии.
    «Слово о полку Игореве» повествует о походе против половцев князя Игоря Святославича Новгород-Северского, который произошел в 1185 году. С исторической точки зрения Игорь не принадлежит к тем князьям, которые оставили глубокий след в истории России. Ничем особенным он себя не прославил, а поход, воспетый неизвестным автором в «Слове», закончился печально — князя и его дружину ожидало бесславное поражение. Различные источники по – разному позволяют думать о моральном облике князя. Одни исследователи безоговорочно признают его героем, самоотверженно оборонявшим русскую землю. Другие считают его безрассудным правителем — поход князя Игоря был бессмысленным и заведомо оказался обреченным на провал. Но, по мнению этих исследователей, новгород-северский князь, хоть и оказался недальновидным политиком, был не лишен воинской доблести. И третьи склонны видеть в нем лишь коварного и беспринципного корыстолюбца, решившего присвоить себе славу защитника родной земли, добытую великим князем Святославом.
    В «Слове о полку Игореве», образ Северского князя сознательно поэтизируется автором. Этим достигается главная цель произведения. Автор «Слова» был не только великим художником, но и человеком поразительной житейской мудрости. Он прекрасно понимал, что междоусобная княжеская вражда, царившая в то время на Руси, ведет к упадку, обнищанию внешнеполитической слабости. Поэтому целью своего произведения автор поставил призыв к объединению русских княжеств. Он стремится сплотить князей, оживить в них родственные чувства. Отсюда в песне звучит осуждение княжеских усобиц и одного из их зачинателей — князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем.
    Для достижения поставленной задачи автор наделяет князя Игоря всеми возможными качествами доблестного воина, способного на великий подвиг и любую жертву ради блага родной земли. Перед выступлением в поход Игорь воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Он не согласен мириться с пленом, предпочитая неволе смерть: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон».
    Отношение автора к новгород-северскому князю хорошо видно в тех эпитетах, которыми он наделяет Игоря: «сокол», «солнце красное». Во время своего похода войско Игоря встречает на своем пути отряд половцев. Первое сражение окончилось победой русичей. Много добычи взяли русские воины: золото и паволоки, дорогие окосамиты, красных девушек половецких угнали в плен. Добыча была настолько велика, что покрывалами, плащами и кожухами, разными драгоценностями стали мосты мостить через болота и топкие места. В этой ситуации князь Игорь выказывает себя человеком благородным и бескорысным. Он пришел врагов бить, а не наживаться, потому из трофеев князь берет себе только боевые знаки врагов: «Червлен стяг, Белая хоругвь, Червлена челка, Серебряно древко — храброму Святославичу!»
    Этот эпизод показывает то, что главное для Игоря — борьба с врагами русскими, а не личная выгода. Стремление к наживе слишком мелочно для него. Игорь выше простых житейских забот.
    Благородный характер новгород-северского князя проявляется и в следующем сражении, более тяжелом и сокрушительном для русичей. Во время битвы опять же видно, что личные выгоды не являются главными для Игоря: когда брат Всеволод начал испытывать затруднение во время сражения, Игорь не задумываясь «заворачивает» свои полки на помощь, «ибо жаль ему милого брата Всеволода». Но, несмотря на все мужество Игоря, Всеволода и русского храброго войска, сражение проиграно, а Игоря уводят в плен: «Тоска разлилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской».
    Когда князя постигает поражение в битве, автор глубоко скорбит, а вместе с ним и вся природа печалится. Проявление эмоций автора «Слова» помогает поддерживать образ князя Игоря как положительного героя, несмотря на то что своим безрассудным поступком он поставил под удар собственную Отчизну, а вместе с нею и всех людей русских. Свое отношение к происходящему поэт показывает не только при описании поражения русского войска, но и при повествовании бегства из плена Игоря. В строках песни чувствуется ликование автора, поскольку «как тяжко телу, кроме головы, так тяжело Русской земле без Игоря». Возвращение Игоря на родину отмечено ликованием природы и людей русских: «Солнце светится на небе, — а Игорь-князь в Русской земле; девицы поют на Дунае, — вьются голоса их через море до Киева. Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей. Села рады, грады веселы».
    И, наконец, создавая образ Игоря, автор не мог не включить силу любви. Нет, о личных сердечных переживаниях князя в песне ничего не говорится. Но есть упоминание о том, что Игоря любят, и любят сильной, искренней любовью. Эта любовь настолько огромна, что она влияет на природу и, проникая сквозь огромные расстояния в стан половцев, помогает бежать Игорю. Конечно же, здесь идет речь о жене Игоря — Ярославне. В пронзительном, эмоциональном плаче Ярославны образ Игоря овеян нежностью, теплотой, горячим сочувствием. Такую сильную, беззаветную любовь можно испытывать только к достойному человеку. Автор верит, что Игорь заслуживает искреннего чувства, которое испытывает к нему Ярославна.
    Можно по-разному относиться к походу Игореву и самой личности князя Новгород-Северского. Трудно сказать, каков его облик был в реальной жизни. Сочинитель же «Слова о полку Игореве» преподносит нам его как благородного, искреннего борца с врагами русскими, защитника родной Отчизны. Этим он достигает главную цель своего произведения — призыв к единению князей русских. Оттого образ князя Игоря как человека благородного и мужественного является правомерным и оправданным.

  11. «Слово о полку Игореве», без сомнения, является достоянием русской культуры. Оно отразило в себе главное бедствие своего времени – слабость государственного единства. Однако, важно отметить, что «Слово…» – удивительно поэтичное и глубокое произведение.
    Основа произведения – поход Игоря Святославича на половцев. С небольшими силами, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, от отправился в далекий поход. На мой взгляд, автор «Слова..» восхищается храбростью и смелостью Игоря, однако он слишком молод, и, возможно, этот поход был не совсем обдуманным поступком.
    Начнем же, братья,
    Повесть сию
    От старого Владимира
    До Нынешнего Игоря,
    В коем отвага переспорила разум…
    Даже солнечное затмение – плохое предзнаменование – не остановило князя. Игорь «как тьмою солнца и у воинов души затмились». Но желание князя «изведать Дону Великого» было сильнее «пророчества высших сил». Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, так и не удалось. Ему советовали возвратиться домой, но он не мог на это пойти, он не мог вернуться без победы. Первое столкновение войск горя с половцами было успешным. На следующий день половецкие полки стали наступать на княжескую дружину:
    Половцы идут!…
    И ото всех сторон –
    От Дона и от моря –
    Русскую рать обступили!
    Дети бесовы
    Кликом поля перегородили.
    Но и тут отважный Игорь «не поворотил дружины». Три дня бились с половцами, но поражение было неминуемо. Князь Игорь оказывается в плену.
    Высажен Игорь-князь
    Из седла золотого
    Да и в седло рабское!
    Но князь не может смириться с поражением даже в плену. Он очень храбр и силен, несмотря на свои раны. Его любовь к родной земле настолько сильна, что он готов отдать жизнь за нее. Но оставаться в плену ему невыносимо. Игорь все же бежит от половцев:
    Коней до полуночи
    Свистнул Овлур за рекою –
    Велит князь рузумети:
    «Князю Игорю – пора!»
    Нелегко было князю решиться на побег, ибо не таким он видел свое возвращение на землю русскую.
    Но этим, я думаю, автор «Слова….» хотел показать, насколько сильна любовь к русской земле и стремление в родные края.
    На мой взгляд, поход Игоря не имел слишком большого значения для русской истории. Здесь дело в ином: автор произведения, обращаясь именно к этим событиям, хотел показать важность объединения всех русских земель, которые были раздроблены на тот момент. Он указал на отсутствие единства среди русских князей, на последствия позиции «каждый сам за себя». Автор призывал к объединению, поскольку государство очень ослабело из-за феодальной раздробленности.
    Я думаю, что Игорь, несмотря на поражение, все равно был настоящим героем, так как он всем сердцем желал благополучия родной земле. Он молод и Селин, полон надежд и стремлений.
    «Тяжко и голове,
    Лишенной плеч,
    А зло и телу
    Без головы», –
    Русской земле – без Игоря!
    Возвращение Игоря стало радостью для всего народа. Вернувшись домой, князь идет к святой Богородице, которая, я думаю, является символом всей земли русской. Русь, хоть и раздробленная, остается духовно сильной и богатой, поскольку в сердце каждого человека живет любовь к родной земле.
    Князь Игорь – истинный патриот, но, как известно, один в поле не воин. По-моему, поход князя на половцев стал тем событием в истории Русской земли, которое показало важность объединения государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *