Слово о полку игореве сочинение на тему образ святослава

12 вариантов

  1. Святослав Всеволодович был сыном киевского князя Всеволода Ольговича. Главные герои «Слова о полку Игореве», Игорь и Всеволод – двоюродные братья, а не дети князя, как указано в летописи. Он считается отцом для своих племянников только по иерархии князей. Святослав представлен в  «Слове» как великий правитель старшего на Руси города – Киева.
    Вещий сон представляет его как провидца и добавляет мистический оттенок в княжеский образ. Приснилось Святославу, что над ним треснула балка в потолке, его готовят к погребению, а сыновья его – соколы, улетели, их поймали и подрезали крылья (захватили в плен). Здесь показаны трагические моменты из его жизни. Но он не сдается, а делает все возможное для спасения «соколов», доказывая стойкость и мужество, свойственное его натуре – держит речь перед другими князьями для объединения сил. Это основной положительный герой, «золотое слово» которого стало одним из самых известных изречений о Киевской Руси. Он считается одним из самых мудрых и справедливых правителей своего времени, который пытался убедить других князей о важности единения земель и силе держащихся вместе.
    Личные качества Святослава описаны в положительном ключе. Князю примерно 60 лет во время событий, описанных в произведении, где он описан как старец «с серебряными сединами». Он обладает большим военным опытом, сражался в битвах с половцами, отличается патриотизмом и силой духа. В книге он сравнивается со старым соколом, который все же защитит свое гнездо, и птицы полетят высоко. Только другие князья не хотят помочь слабому только с виду правителю. Автором «Слова» вспоминается славная победа над войском Кобяка, одержанная мудрым полководцем.
    Очень важно для читателя то, как относится великий князь к своим братьям и к Игорю – он любит их отеческой любовью, называя их «любимыми чадами». Это показывает его мягкую сторону, способность на нежные чувства. По отношению же к своим врагам Святослав грозен и беспощаден. Он устрашал половцев грозным войском, не щадя побежденных. В политике своего государства князь сыграл важную роль как защитник родной земли и носитель объединяющей разные княжества идеи. Святослава Всеволодовича называют великим, скорее всего из-за того, что он был главным среди князей, имея в своей власти один из главный политических и религиозных центров русской земли.

  2. А вот другой исследователь Каллаш пишет, что авторы “Слова…” были наверняка необъективными в описании образа Святослава. Он считает, что они явно хотели угодить действующему правителю или его ближайшим родственникам и приближенным. Идеализация Святослава кажется этому историку слишком надуманной.
    Отдает должное важности фигуры князя Святослава академик Дмитрий Лихачев. Он утверждает, что его “золотое слово” имело огромное значение для того времени, он господствовал над всеми князьями, все происходило так, как он повелевал.
    Мудрым правителем называет Святослава и историк Яценко. Он считает его обладателем государственной мудрости, положившим начало будущему объединению Руси. С ним солидарен и исследователь “Слова о полку Игореве” Барсов, который пишет, что Святослав – редкий на то время представитель идеи единства Руси.
    А вот историк Древней Руси Булахов невысоко оценивает достижения Святослава. По его мнению, он вовсе не был выдающейся личностью. Но при этом умудрился играть важную роль в истории своего и соседних княжеств.

    Сон Святослава

    Важное место отводится в “Слове о полку Игореве” сну Святослава. Анализ его приведен в этой статье. Он важен для понимания того, как рассказчик оценивает последствия поражения Игоря от половцев.
    Необычный сон он видит, когда находится в Киеве. Автор так описывает его, будто князя накрыли черным покрывалом, угощали вином, смешанным со страданиями и горем. При этом на кровать, где спит князь, сыпется жемчуг. При этом крыша в его тереме остается без князька.
    Для того чтобы разобраться в значении этого сна, для начала отметим, что князек – это специальная балка, которая призвана скреплять обе половины крыши жилого дома. Пытаясь растолковать сон Святослава, в первую очередь стоит обратить внимание на то, что в то время под Киевом наши предки понимали примерно то же самое, что сегодня все христиане подразумевают под Иерусалимом. То есть это Небесный Град или Небо, самое святое место. Естественно, что править в этом Граде может только Бог, некий Высший Разум. Именно с ним и сравнивается Святослав в этом сне. Он как бы считается главным в Граде Божьем, которым фактически является Киев.
    В христианстве существует убеждение, что именно Разум имеет всесветную славу, которая способна охватить весь свет. Среди исследователей существует мнение, что Игорь в этом произведении олицетворяется с Иисусом Христом. А так как Иисус создал учение об Уме, то он и должен являться истинным сыном Разума.
    Отмечается, что Святослав видит мутный сон. Таким он стал после того, как Игорь потерпел поражение от половцев. Поэтому, когда Святослава накрывают черным покрывалом, это означает, что разум покидает его.
    Вино во сне князя символизирует не только хмельное опьянение. Уточняется, что оно было черным, то есть похожим на густую человеческую кровь. Это последствия кровопролитного и неудачного походя Игоря против половцев.
    Подводя итог, стоит признать, что после князя Игоря Святослав – один из ключевых и центральных персонажей “Слова о полку Игореве”. Образ князя в этом произведении максимально идеализирован. Хоть на самом деле, возможно, он был и не таким грозным и великим, но его роль в общем противостоянии половцам, а также в первых шагах, сделанных для объединения Руси, отнять нельзя. В наше время изучать личность и образ князя Святослава важно и интересно. Это противоречивая, но, безусловно, значимая личность в истории Древней Руси.

  3. В византийских хрониках остались описания внешности сына Игоря и Ольги, киевского князя Святослава. Он очень похож на тех, кто появится почти через полтысячелетия после него, – на знаменитых рыцарей Запорожья, украинских казаков. Да и воинствующим характером этот мужественный воин, который прославился в веках своими походами и победами над врагом, тоже очень похож на них. Неслучайно украинские художники часто изображают Святослава в казацкой одежде.
    В летописях говорится, что впервые Святослав принял участие в битве с врагами еще совсем маленьким мальчиком. Он был на поле боя верхом на коне среди киевских дружинников и бросил копье в сторону врага. Так с юных лет приучал князь Игорь сына к ратному ремеслу. Когда Святослав вырос, то вся его жизнь прошла в походах, в борьбе со всеми теми, кто посягал на землю русскую. Как рассказывает автор «Повести временных лет», киевский князь был очень непритязателен в быту. Он ел туже простую и грубую пищу, что и его дружинники, спал под открытым небом, положив под голову седло.
    А как отправлялся на войну, то посылал к врагам посланца с грозным предупреждением: «Иду на вас!» За годы его княжения территория Киевской Руси значительно расширилась, страна стала большим европейским государством, хорошо известным среди всех государств мира. На русскую землю часто совершали набеги племена воинствующих хазар, которые опустошали и жгли села и города, забирали в рабство людей. Святослав решил положить этому конец: собрал свою храбрую дружину и отправился в поход. В нескольких битвах князь разгромил хазарские войска и завоевал их города. Тем не менее, даже после этого Святослав не стал возвращаться в Киев. Его дорога пролегла на Кавказ к реке Кубань, где жили племена, которые назывались ясами и касогами. И их победила Святослава дружина и они стали платить Киеву дань.

  4. Талантливейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII—XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро-монгольских орд. Разрознен­ная страна, терзаемая княжескими междоусобицами, была легкой добычей воинственных кочевников:
    Сказал брат брату:
    «Это мое, и то мое же».
    И стали князья про малое
    «это великое» говорить
    и сами на себя крамолу ковать.
    Новгород-Северский князь Игорь Святославич очертя голову ринулся в дальний поход на половцев:
    … Наострил отвагой храброй сердце,
    Распалился славным ратным духом
    И за землю Русскую дружины
    В степь повел на ханов половецких.
    Святослав, князь Киевский, был очень обеспокоен исходом сражения. Роль образа Святослава предельно ясна: его устами автор «Слова о полку Игореве» обра­щается к князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага:
    … Опустите ваши красны стяги
    И в ножны мечи свои вложите:
    Вы из дедней выскочили славы!
    В ваших сварах первые вы стали
    Наводить на отчий край поганых!…
    В то время, как Игорь рубится с половцами, князь Святослав в Киеве видит страшный сон, из которого узнает о поражении своего сына:
    Изронил тогда в ответ боярам
    Святослав из уст златое слово
    Горючьми слезами облитое…
    «Золотое слово» Святослава занимает центральное место в произве­дении. Этим автор подчеркивает свою приверженность идее объедине­ния. «Золотое слово» обращено буквально ко всем, кто связан с русской землей:
    Детки, детки, Всеволод мой, Игорь!
    Сыновцы мои вы дорогие!
    Автор гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе.

  5. Галерея образов в повести «Слово о полку Игореве» довольно разнообразная. Важное место здесь занимают князья.
    Князь по имени Всеволод – один из главных героев «Слова». Из его биографии известно следующее: он был сыном Святослава, младшим братом Игоря, главного героя. Жил этот князь в период 1155-1196 годов. Его женой считается Ольга, внучка Юрия Долгорукого. Князь известен так же под прозвищем Буй-Тур.
    Роль Всеволода в том, что он последовал за братом Игорем в поход против половцев в 1185 году. Именно об этом событии идет речь в «Слове». Всеволод побывал в плену у половцев и возвратился домой спустя три года. После этого он еще несколько раз берет участие в походах на половцев.
    Автор повести дает сжатую, но емкую характеристику своему герою. Судя по характеристике, Всеволод выступил в поход, еще будучи молодым (не более 30 лет). Автор не раз сокрушается, что Игорь и Всеволод загубили свою молодость, выступив самостоятельно против опасного врага.
    О Всеволоде в «Слове» говорится и то, что он храбрый, отважный боец: «…Всеволод отважный – Святослава храбрые сыны». В его стойкости и надежности мы убеждаемся в момент, когда враги нападали, а он держал оборону. Автор наделяет его так же определением славный.
    Откуда появилось прозвище Буй-Тур у Всеволода? Во времена Древней Руси турами называли диких быков. Это значит, что сравнивая князя с туром, автор хотел подчеркнуть его смелость и силу. Ученые так же установили, что настоящий князь Всеволод имел крепкое телосложение, что тоже могло служить причиной для прозвища.
    Братья Игорь и Всеволод были дружны согласно данным биографов. В повести тоже говорится об их нежном отношении друг к другу. Игорь переживал за брата, не хотел его терять. Однако вместе они совершают одну и ту же ошибку – самостоятельно выходят на бой против половцев. Они не захотели сплотиться с другими правителями – и в результате потерпели обидное поражение. Их двоюродный брат Святослав укоряет их в этом, хотя и делает это без злости, почти с отеческим всепрощением. Он был гораздо старше их, и поэтому прощал их молодецкую поспешность в решениях.
    Самое точное определение князя Всеволода связано с его прозвищем – Буй-Тур. Он подобно дикому зверю шел в бой, ведь битва была его стихией. Во время сражения князь забывал и о своем статусе, и о красавице-жене. Автор восхищается его мужеством и отдачей, однако в этом безудержном порыве он видит и опасность. Юношеские порывы Всеволода и его брата Игоря заканчиваются поражением против более хитрого и страшного врага.
    Но даже когда писатель осуждает своего героя, мы чувствуем его сочувствие к нему. Он понимает, что Всеволод, как и его брат, поддался порыву молодости, желанию прославиться. И поэтому он переоценивает свои возможности.
    Образ князя Всеволода описан сдержанно, но ярко в повести. Именно в ней мы можем о нем узнать, так как в других источниках об этом князе почему-то почти ничего не сказано.

  6. 7
    Текст добавил: Всё будет bym-bym-bym

    В византийских хрониках остались описания внешности сына Игоря и Ольги, киевского князя Святослава. Он очень похож на тех, кто появится почти через полтысячелетия после него, – на знаменитых рыцарей Запорожья, украинских казаков. Да и воинствующим характером этот мужественный воин, который прославился в веках своими походами и победами над врагом, тоже очень похож на них. Неслучайно украинские художники часто изображают Святослава в казацкой одежде. В летописях говорится, что впервые Святослав принял участие в битве с врагами еще совсем маленьким мальчиком.
    Он был на поле боя верхом на коне среди киевских дружинников и бросил копье в сторону врага. Так с юных лет приучал князь Игорь сына к ратному ремеслу. Когда Святослав вырос, то вся его жизнь прошла в походах, в борьбе со всеми теми, кто посягал на землю русскую. Как рассказывает автор «Повести временных лет», киевский князь был очень непритязателен в быту. Он ел туже простую и грубую пищу, что и его дружинники, спал под открытым небом, положив под голову седло.
    А как отправлялся на войну, то посылал к врагам посланца с грозным предупреждением: «Иду на вас!» За годы его княжения территория Киевской Руси значительно расширилась, страна стала большим европейским государством, хорошо известным среди всех государств мира. На русскую землю часто совершали набеги племена воинствующих хазар, которые опустошали и жгли села и города, забирали в рабство людей. Святослав решил положить этому конец: собрал свою храбрую дружину и отправился в поход.
    В нескольких битвах князь разгромил хазарские войска и завоевал их города. Тем не менее, даже после этого Святослав не стал возвращаться в Киев. Его дорога пролегла на Кавказ к реке Кубань, где жили племена, которые назывались ясами и касогами. И их победила Святослава дружина и они стали платить Киеву дань.

  7. Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Новгород-Север­ский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь отправляется в поход против половцев, «не сдержав юности», без сговора с другими князьями, со своим немного­численным войском. Он любит родину, но главная цель его похода — стрем­ление к личной славе. Поэтому он не хочет возвратиться, считая это по­зором, когда на его пути возникает плохое предзнаменование — солнечное затмение, и когда узнает, что не удастся застать врага врасплох. Именно то, что князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины, приво­дит его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русский князь оказывается в плену, потерпев огромную неудачу.
    Многие поступки Игоря во время похода характеризуют его и с хорошей стороны. Он взывает к чувству долга, чести, мужеству своих воинов, при­казывает дружине сойти с коней, чтобы сражаться всем вместе, наравне, не опережая друг друга, сам проявляет храбрость во время боя.
    Автор «Слова о полку Игореве» то сочувствует Игорю Святославовичу, то осуждает его. На примере князя он показывает, к чему может привести отсутствие единения, ведь Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в его характере с недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием представления о не­обходимости объединения, совместной борьбы.
    Святослав Киевский предстает в «Слове о полку Игореве» мудрым наставником. Автор называет его отцом Игоря, хотя на самом деле он был его двоюродным бра­том. Слова Святослава, обращенные к Игорю, выражают отношение к нему и автора «Слова о полку Игореве». Святослав упрекает Игоря в том, что он без сговора с ним отправился в поход на половцев только для собственной славы. Он гово­рит Игорю, что он своим поражением «отворил ворота» половцам на Рус­скую землю. Видя усобицы и разрозненность русских князей, они совер­шали многочисленные набеги на Русь. Святослав упрекает князей за без­деятельность, призывает их к объединению, ведь только вместе можно дать отпор врагам.
    Святослав Киевский изображен в «Слове о полку Игореве» сильным и мудрым властителем — идеалом великого князя, а Игорь Святославович смелым, но безрассудным человеком, над поступками которого господствуют предрассудки феодального общества, как и над поведением большинством князей.
    Образы Игоря и Святосла

  8. Категория: Сочинения по русской литературе
    «Слово о полку Игореве» — удивительно мудрое и прекрасное произведение, талантливое и патриотичное описание чрезвычайно важных для Росси исторических событий. Постичь всю глубину «Слова», наверно, невозможно. Перечитывая его вновь и вновь, мы каждый раз открываем что-то новое, не замеченную ранее мудрость или тонкий намек на скрытую в поэзии мысль. Высокая духовность, глубочайшее понимание психологии народа и его жизни, филигранное мастерство автора поставили «Слово о полку Игореве» в один ряд с величайшими шедеврами человечества.
    Святослав Всеволодович – великий киевский князь, мудрый, убеленный «серебряными сединами». Он призывает князей русских объединиться, ведь в единстве заключается великая сила, способная побороть даже самого беспощадного врага. Князь Святослав убежден в том, что правители должны в первую очередь заботиться о благе народа, безопасности страны и ее процветании.
    Игорь не внял советам мудрого Святослава Всеволодовича, и тем самым подверг Русь великой опасности. Но киевский князь, как мудрый и добрый отец, не держит на него зла., хотя прекрасно понимает всю серьезность ситуации. В трудные времена обвинения не помогут, только прощение и понимание способно исправить ошибки. Святослав призывает встать стеной «за землю Русскую, за раны Игоревы, удалого Святославича!»
    «Золотое слово» является образцом и эталоном суждения настоящего лидера и мудрого правителя. Святослав называет молодых и глупых Игоря и Всеволода, совершивших страшный поступок «дети мои» . Он понимает и любит их: «Ваши храбрые сердца из крепкого булата и в смелости закалены», но так же понимает и то, что молодые князья пожелали славы только для себя и тем самым подвергли Русь опасности.
    Автор «Слова о полку Игореве», без всякого сомнения, был очень образованным и мудрым человеком. Он прекрасно понимает исконные причины бедственного положения России. «Золотое слово» Святослава на самом деле является выражением главной идеи произведения, которую его создатель пытался донести всем россиянам. Лишь в единстве, взаимном уважении и общих целях заключается сила государства. Распри, вражда способны уничтожить его изнутри. Даже сильнейшая в мире вражеская армия не сможет нанести урон, сопоставимый с тем вредом, что мы можем причинить себе сами. Глупость и жадность делает людей слабыми и. в результате, превращает в рабов.

  9. Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
    Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
    И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
    Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

    Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве

    Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
    Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.  Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

  10. Стародавней Ярославне тихий ропот струн.
    Лик твой древний, лик твой светлый, как и прежде, юн.
    Иль певец безвестный, мудрый, тот, кто “Слово” спел,
    Все мечты веков грядущих тайно подсмотрел?
    Или русских женщин лики все в тебе слиты?
    Ты — Наташа, ты — и Лиза: и Татьяна — ты!
    В.Брюсов
    В истории нашей литературы сохранилось множество интересных женских образов, воплотивших идеал русской женщины. Каждый человек со школьной скамьи, думаю, помнит Наташу Ростову из «Войны и мира» Л.Толстого, Татьяну Ларину из «Евгения Онегина» А.Пушкина, Сонечку Мармеладову из «Преступления и наказания» Ф.Достоевского и других  и может о них рассказать. А вот о Ярославне из «Слова о полку Игореве» лично мне  помнится только плач, да и то в общих чертах. С таким не очень приятным для себя открытием я столкнулась, прочтя предложенные темы сочинений для Каяльских чтений 2014 года. Решив восполнить пробелы в своих знаниях, я прочла массу литературы, и предо мной предстал образ Ярославны.
    Ярославна — реальное историческое лицо, жена русского Новгород-Северского  князя Игоря Святославовича. Её родителями были галицкий князь Ярослав Осмомысл и княгиня Ольга Юрьевна. Они дали своей дочери прекрасное, на мой взгляд, имя –  Ефросиния, что означает «радость». На Руси было принято замужнюю женщину называть не по имени, а по отчеству или по имени мужа. Так и стала она Ярославной, хотя на момент описываемых  в «Слове о полку Игореве» событий ей всего 16 лет.
    Разорённая Русь, терзаемая княжескими междоусобицами, была лёгкой добычей воинственных кочевников. «Слово» рассказывает о походе на половцев князя Игоря, который пошёл со своей дружиной на врагов ради личной славы. Превосходящие силы половцев разгромили Игорево войско, а его самого  взяли в плен.
    С Ярославной мы знакомимся, когда она плачет на воротах в Путивле-Граде, мысленно стремясь к месту битвы Игоря с половцами, где, по её представлениям, лежит раненый князь, желая омыть и заживить его раны:
    Обернусь я, бедная, кукушкой,
    По Дунаю-речке полечу
    И рукав с бобровою опушкой,
    Наклонясь, в Каяле омочу.
    Почему в Путивле, где правил сын князя Игоря Владимир, а не в Новгород-Северском?  Может потому, что он был гораздо южнее Новгород-Северского, а именно с юга должно было возвращаться войско Игоря? А может, проводила Ярославна мужа до этого города и осталась там ждать его?
    Легко представляю себе картину: вот стоит Ярославна на стенах древнего путивльского кремля, взгляд её устремлён в бесконечную даль; горестно сжав руки, взывает она к силам природы за помощью. Тяжело приходится этой  юной ещё, но уже так несчастной женщине, которая не знает, жив ли её муж. И льются слёзы боли, отчаяния. Нежная и преданная, самоотверженная и верная, Ярославна изливает своё горе в плаче. Но плач её – не горестное причитание об умершем, не слова скорби и воспоминаний о совместно прожитых годах, а моление, заклинание к силам природы помочь князю и его воинам.  Она напрямую обращается к богам: «О ветре, ветрило…» – это обращение к Стрибогу, «О светло – пресветлое солнце…» – обращение к Хорсу. Другими словами, она начинает волховать. Именно поэтому идёт она на путивльский заборол (на самую высокую точку местности) рано утром, чтобы остаться «незнаемой», то есть, тайно.
    С выразительными заклинаниями княгиня обращается к трём силам природы: к солнцу, ветру и далёкому от Каялы Днепру.  И в каждом её обращении – прямой упрек. «Ветру Ветрилу» Ярославна ставит в укор то, что во время битвы он веял со стороны половцев:
    Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
    Что клубишь туманы у реки,
    Стрелы половецкие вздымаешь,
    Мечешь их на русские полки?
    В обращении к Днепру-Славутичу она просит «прилелеять» к ней её милого ладу:
    Возлелей же князя, господине,
    Сохрани на дальней стороне,
    Чтоб забыла слезы я отныне,
    Чтобы жив вернулся он ко мне!
    Ярославна обращается к Днепру потому, что он силён и могуч и был верным союзником другим князьям в походах против половцев:
    Днепр мой славный! Каменные горы
    В землях половецких ты пробил,
    Святослава в дальние просторы
    До полков Кобяковых носил.
    Звучат из уст княгини слова упрёка и в адрес «трижды светлого солнца» за то, что его горячие лучи оказались губительными для Игорева войска, что мучило жаждой воинов во время битвы в безводной степи:
    Солнце трижды светлое! С тобою
    Каждому приветно и тепло.
    Что ж ты войско князя удалое
    Жаркими лучами обожгло?
    В обращении к ветру и солнцу, как видим, никакие просьбы не высказываются, а лишь подразумеваются: Ярославна мысленно просит  природные стихийные силы сменить гнев на милость и не мешать спасению Игоря, его возвращению на родину.  Но обращается к силам природы она  как к живым и всесильным божествам, и слова звучат, как заговор или молитва.  И уже по-другому представляешь себе Ярославну: она устремлена в небо, чтобы загородить собой солнце, которое « жаждою стянуло лук походный», и остановить ветер, который  «стрелы половецкие вздымает,
    мечет  их на русские полки». Ещё мгновение, и Ярославна оборотится кукушкою и взлетит над Дунаем, а дорогу ей «кажуть» лебеди, устремляющиеся в землю «незнаемую».
    Но почему кукушкою?  Знаток славянской народной поэзии Ф.И.Буслаев писал, что кукушка – славянский символ тоскующей женщины: и несчастной в браке, и одинокой солдатки, и женщины, оплакивающей смерть мужа, сына или брата. Но Ярославна – кукушка  летит к любимому не для того, чтобы оплакать его на поле битвы, а чтобы вернуть его к жизни! В древнерусском тексте это звучит так: «зегзицею незнаема рано кычеть». Мне очень понравилась  прочитанная мысль о том, что слово «зигзица», образованное по правилам русского языка  из слова «зигзаг», означает «двойная молния». В. Даль в своем словаре упоминает очень похожее слово – згица, то есть искра. Следовательно, выражение может иметь смысл: мечет молнии,  призывает молнии свыше – обращается к богу-громовержцу Перуну, покровителю  князей  и дружин.
    Как же нужно любить своего суженого, чтобы так отчаянно выпрашивать ему жизнь не у людей, а у сил природы! Народ веками соблюдал языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их вещему слову. И героиня «Слова о полку Игореве» в самое трудное для неё время обращается к вере отцов и дедов. Чувства Ярославны не могут оставить равнодушными  людей, испытавших в жизни любовь и привязанность к другому человеку. Кем предстаёт князь Игорь перед нами?  Первым князем, попавшим в плен? Князем, для которого поход кончается бесславным поражением? Князем, неудача которого ободрила половцев, позволила им поверить в свои силы, что привело к новому их нашествию на Русь? Да, именно так. Но только не для Ярославны, плач которой по утерянному мужу пропитан нежностью, теплотой, горячим сочувствием. В её плаче Игорь – «сокол», «солнце красное».  И сила её любви помогает Игорю бежать из плена и вернуться домой.
    Таким предстал передо мной образ Ярославны – первой женщины –героини  в русской литературе: образ самоотверженной, любящей женщины с колоссальной силой – силой любви. И закончить разговор о ней мне хочется словами  Н.Рыленкова:
    Путивльский шлях. Полынная тоска,
    Твой ждущий взгляд сквозь слёзы – синий-синий.
    Вошла ты Ярославною в века,
    А в терему осталась Ефросиньей…
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    Апаринская средняя общеобразовательная школа
    ученицы 11 класса
    Садовниковой Анны Ивановны
    Учитель – Болгова И.Ф.

  11. «Слово о полку Игореве» – один из самых известных и выдающихся памятников древнерусской литературы двенадцатого века. Это произведение окружено тайнами и различными гипотезами: неизвестна дата и место создания «Слова», ведутся споры о его жанре, остается неизвестен и его автор.
    Существует несколько гипотез относительно личности автора «Слова» – более двадцати. Исследователи предполагают, что им мог быть премудрый книжник Тимофей, певцы Митуса или Ходына, летописец Перт Бориславич, тысяцкий Рагуил, великий киевский князь Святослав или даже сам князь Игорь.
    Но, несмотря на то, что мы до сих пор не знаем имя создателя «Слова», его образ в произведении очень важен и значим. С самых первых строк мы понимаем, что автор станет полноправным героем этого произведения. Уже во вступлении, где он размышляет о том, как ему вести повествование, создатель «Слова…» предстает перед нами как новатор, художник, привносящий что-то новое в литературу своего времени:
    Начаться же сей песни
    По былинам сего времени,
    А не по вымыслам Бояновым.
    Он решает отступить от традиции и излагать свое повествование достоверно, максимально приближенно к правде. Думаю, что это требовало от неизвестного художника большой смелости и уверенности в своих силах.
    В «Слове о полку Игореве» автор сам представляет нам своих героев («От старого Владимира до нынешнего Игоря»), комментирует их действия и поступки, именно в его оценке мы видим все происходящее в «Слове». Можно сказать, что повествование в «Слове…» очень эмоционально и субъективно, мы будто присутствуем при непосредственном рассказе о печальных событиях похода князя Игоря, будто сами беседуем с неизвестным автором. Создать такое ощущение помогает, в том числе, и эмоциональный синтаксис произведения:
    Быть грому великому!
    Идти дождю стрелами с Дону великого!
    Автор вторгается в текст «Слова» со своими отступлениями, помогая читателю сориентироваться в сложном потоке образов и идей. Так, в первой части мы видим историко-публицистическое отступление, которое помогает нам понять причины раздробленности Руси, постоянных междоусобиц и княжеской вражды. Автор напоминает, что все это началось еще при Олеге Гориславиче, черниговском деде Игоря:
    Тогда при Олеге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобием.
    Погибала жизнь Даждьбожиих внуков,
    Во крамолах княжеских век человеческий сокращался.
    Второе отступление, располагающееся во второй части произведения, продолжает тему осуждения междоусобиц. В нем автор вспоминает о судьбе родоначальника половецких князей – князе Всеславе. Неизвестный художник говорит о том, что как ни велик и могуществен был этот человек, но судьба его была «неприкаянной», несчастной из-за тех усобиц, которые Всеслав творил:
    Ему первому и вещий Боян мудрым припевом предрек:
    «Будь хитер, будь смышлен.
    Будь по птице горазд,
    Но божьего суда не минуешь!»
    На протяжении всего произведения неизвестный автор проводит мысль о необходимости прекращения междоусобиц ради родной земли, любовь к которой составляет сущность художника.
    Своеобразным рефреном в «Слове» являются строки: «О Русская земля, далеко уж ты за горами!» Они повторяются при описании похода князя Игоря. В них со всей полнотой и огромной эмоциональной силой проявляется любовь автора к своей земле. Таким образом, он выступает в произведении как истинный патриот. Таким же предстает перед нами и великий Киевский князь Святослав в его «золотом слове». Я думаю, что мысли, высказанные в этом слове, очень созвучны мыслям самого автора.
    Кроме того, в «Слове» создается ощущение, что автор хорошо знает тех, о ком пишет. Он обращается к князьям как к добрым собеседникам, явно рассчитывая быть узнанным и понятым: «Вы же, Ингвар, и Всеволод, и все три Мстиславича, Не худого гнезда шестокрильцы, Не по жеребью ли победы власть себе вы похитили?», «Ярый тур Всеволод! Стоишь на на обороне, Прыщешь на ратных стрелами…» и т.д.
    Кроме того, создается ощущение, что автор хорошо был знаком с Бояном, к которому обращается и как к учителю, и как к близкому человеку: «О Боян, соловей старого времени! Как бы воспел ты битвы сии…»
    Таким образом, нет сомнений в том, что автор «Слова» – это человек выдающегося ума и необыкновенной образованности. Он сумел подняться над своим временем, стремился убедить своих соотечественников в необходимости единения во имя мира, процветания и блага Русской земли. Кроме того, автор предстает перед нами и как одаренный в художественном плане человек, как творческий новатор, сумевший создать один из шедевров древнерусской литературы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *