Сочинение 11 класс егэ на тему добро

12 вариантов

  1. 06.09.2019
    Представляем примерные темы, которые могут вам попасться на итоговом сочинении в 2019-2020 учебном году.
    Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения.
    Ниже мы приводим не только примерные темы, но и реальные темы прошлого года по направлению “Доброта и жестокость”, которое очень похоже на направление “Добро и зло”.
    Подробнее о направлении “Добро и зло”
    Литература “Добро и зло (почитать)
    Аргументы по направлению “Добро и зло”
    Всё об итоговом 2020

    Примерные темы “Добро и зло”

    Что такое доброта?
    Чем доброта отличается от милосердия?
    Почему человек должен быть добрым?
    Может ли доброта принести человеку разочарование?
    Нужно ли сдерживать в себе доброту?
    Как человек может воспитывать в себе доброту?
    Кого можно назвать добрым человеком?
    Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
    Какими качествами обладает добрый человек?
    Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
    Доброта – это проявление силы или слабости?
    Может ли доброта причинить вред человеку?
    Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
    Что может сделать человека добрее?
    Роль добра в жизни каждого из нас
    Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
    Согласны ли вы с утверждением: “Триумф зла — бездействие доброго человека”?
    Согласны ли вы с тем, что “ничто не является злым с самого начала”?
    Доброта как качество счастливого человека
    Доброта как важнейшее качество человека
    Как вы понимаете смысл фразы: “Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
    Роль доброты как человеческого качества в годы ВОВ
    В чем проявляется зло?
    Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
    Может ли зло быть на благо?
    Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
    Можно ли воспитать в человеке доброту?
    Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
    Важно ли прививать доброту с детства?
    Может ли зло помочь человеку понять себя?
    Согласны ли вы с утверждением, что “злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые”?
    В чем проявляется истинная доброта?
    Всегда ли зло совершается намеренно?
    Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно – Зло?
    Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
    В чем разница между добром и ханжеством?
    Может ли за добрым поступком скрываться злой умысел?
    Кого можно считать добрым человеком?
    Высшая мудрость – различать добро и зло
    Можно ли отвечать добром на зло?
    Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова?
    Нужно ли отвечать добром на зло?
    Злость как качество несчастного человека
    Может ли злой человек стать добрым?
    Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений.
    Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
    Причины жестокости
    Всегда ли люди отвечают добром на добро?
    Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
    Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
    Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственными интересам?
    Каким был бы мир без добрых людей?
    Всегда ли добро побеждает зло?
    Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
    Может ли злобный человек быть счастливым?
    Что порождает злость в людях?
    Может ли жестокостью заслужить уважение?
    Как связаны понятия «злость/жестокость» и «трусость»?
    Почему люди становятся жестокими/злобными?
    Роль доброты в современном мире
    Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
    Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
    Есть ли место злости в добром сердце?
    Воспитание как источник злобы в человеке

    Видеоразбор тем и направления ДОБРО И ЗЛО

  2. 02.09.2018
    Сборник аргументов из литературы по направлению «Доброта и жестокость» для итогового сочинения в 11 классе в 2019/2019 учебном году.
    Все материалы по направлению «Доброта и жестокость»
    Темы сочинений
    Литература по направлению

    Тезисы по проблеме «Доброта и жестокость»

    Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
    Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
    Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
    Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
    Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
    Истинная и ложная доброта.
    Доброта и жестокость на войне.
    Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

    Аргументы на темы “Доброта и жестокость”

    М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

    Жестоким человека способна сделать несправедливость. Герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий был добрым и честным малым, но властный отец его насильно женил, выбрав ему в супруги Наталью Коршунову. Сердце же молодого человека принадлежало замужней казачке Аксинье. С любящей Натальей Григорий поступил жестоко, отказавшись от семьи ради личного счастья. Но в данной ситуации девушка должна винить только себя, ведь, выходя замуж, она знала, что чувства не взаимны. Таким образом, жестокость Григория спровоцировали несправедливые обстоятельства.
    Черствость и жестокость в душе Григория взрастила война. Уйдя на фронт, молодой казак самоотверженно бьется с врагом, на его руках человеческая кровь и страдания. Но высокие заслуги перед государством за победы в битвах не приносят ему радости. Он видит несправедливость и безразличность политических сил к простому народу Дона. К Григорию приходит понимание своей ошибки: ему не стоило брать в руки оружие, убивать, он не солдат, а простой крестьянин, удел которого – сеять и взращивать хлеб. Жестокостью нельзя добиться добра, но герой осознал это слишком поздно, когда безвозвратно потерял родных и близких.

    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

    Жестокость окружающего мира угнетала Родиона Раскольникова. Он не мог спокойно смотреть, как бедняки мучились в нищете, а богачи жили в роскоши, и считал, что его призвание – восстановить справедливость. Жестокость породила жестокость: Раскольников убивает старуху-процентщицу, которую считает никчемной и недостойной существования, а следом, ненамеренно, лишает жизни и ее сестру. Но преступление не приносит герою ожидаемого облегчения, наоборот, обрекает его на муки и страдания. В тяжелые моменты одиночества он встречает Соню Мармеладову – образец добродетели и человеколюбия. Девушка возвращает Раскольникова к жизни, заставив отказаться от бесчеловечных идей и изменить мировоззрение.

    И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

    Жестокое отношение детей к родителям показано в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Став взрослым, Евгений Базаров редко навещает свою семью. Даже после трехлетнего отсутствия он не желает слушать робкие упреки отца, не обращает внимания на слезы матери. Родители боятся чем-либо огорчить Евгения, стараются в всем угодить. Но для него на первом плане собственные идейные убеждения, не совпадающие со взглядами старшего поколения. К сожалению, молодой человек так и не признал ошибочности своего поведения по отношению к родителям, однако старики сохранили любовь к сыну, и только они одни оплакивали его после смерти.

    И. А. Гончаров. «Обломов»

    Главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» – человек безынициативный и ленивый, зато искренний и добрый. За эти качества Обломова любит и ценит его друг Штольц. Каждая встреча с Ильей Ильичом для него как отдушина. Своей добротой Обломов привлекает и Ольгу. Он некрасив и некрасноречив, но открыт и простодушен, чем и покоряет сердце красавицы. Илья Ильич доверчив, никогда ни в чем не ищет выгоды, покорно принимает удары судьбы. Даже узнав, что Ольга вышла замуж за Штольца, искренне радуется за друга и бывшую возлюбленную. На примере Обломова автор демонстрирует, что искренняя доброта всегда бескорыстна и оценивается людьми по достоинству.
    Добрым человеком в романе И. А. Гончарова «Обломов» предстает перед нами Андрей Штольц. Он без поддержки отца добился высокого положения в обществе и благодаря уму и расчетливости нажил собственный капитал. Но борьба за место под солнцем не сделала его жестоким человеком. Он был добр со своим другом-неудачником Обломовым, поддерживал его в трудных жизненных обстоятельствах, несколько раз отваживал от него жаждущих наживы мошенников, а когда Илья Ильич умер, взял на воспитание его сына. За добро Штольц был вознагражден счастливой семейной жизнью с Ольгой Ильинской.

    А. И. Солженицын. «Матренин двор»

    Пример истинной доброты – героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Матрена. Женщина никогда не отказывает односельчанам в помощи, искренне радуется урожаям на огородах других, сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Она даже не жалеет своей избы для воспитанницы Киры, отдав ей среди зимы на разборку горницу. Но при перевозке груза через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что теперь селу стало трудно без праведницы Матрены. Ведь простодушная и бескорыстная женщина действительно делала людей, тех, что рядом с ней, лучше.
    Высшая мера жестокости показана автором рассказа «Матренин двор» А. И. Солженицыным в образе Фаддея. Он не простил обиды Матрене и брату за то, что они сошлись в браке. Девушка считала Фаддея пропавшим без вести, поэтому ответила согласием Ефиму. Но тот вернулся и затаил обиду. На зло он женился на другой девушке по имени Матрена, которую избивал и обижал. Предел жестокости показывает автор, когда Фаддей среди зимы разбирает горницу бывшей возлюбленной, чтобы перевезти ее дочери Кире. Даже на похоронах он думает не о погибшей под поездом Матрене, а о санях, которые после аварии нужно забрать с железной дороги.

    А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Доброта свойственна Петру Гриневу из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Попав в пургу, он встречается с незнакомцем, которому безвозмездно отдает свой заячий тулупчик. Иногда Гриневу приходится проявлять жестокость, например, по отношению к Савельевичу в споре за долг Зурину. Но после он смягчается и просит прощение за вспыльчивость. В ответ Савельевич также проявляет доброту и в свое время уговаривает палачей не казнить Гринева. По мнению Пушкина, добро порождает добро.
    Жестоким человеком в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» показан Емельян Пугачев. Бунтовщик нещадно расправляется с семейством Мироновых и другими обитателями крепости. Но не лишен разбойник и проявления доброты. Он щадит Гринева, помня былое великодушие офицера, а также по просьбе Петра освобождает Машу Миронову из плена Швабрина. Таким образом, ответная доброта возможна даже в суровых условиях войны.

    Н. В. Гоголь «Шинель»

    В повести Н. В. Гоголя «Шинель» показана жестокость общества, в котором мнение о человеке складывается по его внешнему виду, чину, размеру оклада. Доброго и безобидного Акакия Акакиевича не ценят на службе и часто смеются над ним за прохудившуюся шинель, которую он носит. Но сам Башмачкин любит свою работу. Он даже на дом берет переписывать документы с удовольствием. А когда за кровно скопленные гроши приобретает новую шинель, на него начинают смотреть по-другому, даже приглашают на именины. Но в жестоком мире нет справедливости: грабители отбирают у Акакия Акакиевича шинель, и он снова становится предметом насмешек. Получается, доброму и неспособному на злодеяния человеку нет места в обществе, где царит беззаконие, лицемерие и отсутствуют истинные ценности.

    Н. С. Лесков «Дурачок»

    Образцом доброты и самопожертвования представит перед нами герой рассказа Н. С. Лескова «Дурачок». Панька говорит, что терпеть не может, когда обижают других, готов вынести горести вместо них, и душа его от этого будет радоваться. Он всегда рвется всем помогать, за что его считают дурачком. Так, Панька спас Петьку от выпорки розгами, взяв удар на себя; напросился в рекруты, оставив сыновей плачущим матерям. Это образец истиной добродетели, к которой должен стремиться каждый.

  3. 01.09.2018

    РЕАЛЬНЫЕ темы по направлению «Доброта и жестокость»

    501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
    502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
    503. В чём заключается сила доброты?
    504. Как связаны между собой любовь и доброта?
    505. В каких поступках человека проявляется доброта?
    506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
    507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
    508. Что значит быть добрым?
    509. Почему жестокость разрушительна?
    510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
    513. Какие времена можно назвать жестокими?
    Ниже – примерный список тем для итогового сочинения в 2018/2019 учебном году по официальному направлению от ФИПИ – «Доброта и жестокость».
    Другая информация по направлению «Доброта и жестокость»
    Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения.
    Что такое доброта?
    Что такое жестокость?
    Почему люди бывают жестоки друг к другу?
    Чем доброта отличается от милосердия?
    Почему человек должен быть добрым?
    Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
    Может ли доброта принести человеку разочарование?
    Почему доброта и жестокость встречаются вместе?
    Нужно ли сдерживать в себе доброту?
    Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?
    Как человек может воспитывать в себе доброту?
    Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
    Кого можно назвать добрым человеком?
    Кого можно назвать жестоким человеком?
    Уместна ли жестокость на войне?
    Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
    Какими качествами обладает добрый человек?
    Можно ли оправдать жестокость?
    Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
    Доброта – это проявление силы или слабости?
    Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
    Может ли доброта причинить вред человеку?
    Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
    Кого можно назвать жестоким?
    В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?
    Нужно ли бороться с жестокостью?
    Что может сделать человека добрее?

  4. Илья Ильич Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова вырос в атмосфере любви и ласки. Его особенно не развивали и не обучали, однако, по мнению современных психологов, дали самое важное – родительскую любовь. Благодаря ей герой видел в Обломовке идеал, а сам он никому не желал зла. Да, Илья Ильич — инертный и безынициативный, но совершенно беззлобный мужчина. К сожалению, без пробивных качеств доброта не особо помогает в жизни, поэтому воспитание должно быть гармоничным.
    Катерину, героиню драмы А.Н. Островского «Гроза», рано выдали замуж. И сразу из теплого своего дома она попала в тоталитарную атмосферу дома мужа. Женщине тяжело жить во лжи и лицемерии под началом свекрови Кабанихи, которая давит на всех домочадцев, навязывая им старые порядки. Дома в Катерине не чаяли души, она с родителями гуляла, молилась, занималась творчеством. Но все это было без нажима, не из-под палки, поэтому легко. Героиня выросла доброй, с чувством внутренней свободы. Тем тяжелее ей было в доме свекрови. Зато именно доброта, усвоенная с детства, помогла Катерине не превращать дом в полигон и до последнего относиться к мучительнице с уважением и почтением. Так, она пощадила Варвару и Тихона, которые относились к ней хорошо.

  5. Бывает, что даже посреди абсолютного зла прорастают ростки добра. Пример описал Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Героиня, пытаясь прокормить семью, стала работать проституткой. Посреди порока и греха Соня неминуемо должна была стать циничной и грязной продажной женщиной. Но стойкая девушка не потеряла веры в Бога и сохранила чистоту в своей душе. Внешняя грязь не касалась ее. Видя человеческие трагедии, она жертвовала собой, чтобы помочь людям. Ей и самой было очень тяжело жить, но Соня превозмогла боль и смогла избавиться от порочного ремесла. Она искренне полюбила Раскольникова и последовала за ним на каторгу, где дарила свою отзывчивость всем нуждающимся и угнетенным обитателям тюрем. Ее добродетель пересилила злобу всего мира.
    Битва добра со злом происходит повсеместно, не только в человеческой душе. Например, Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» описал, как в жизни сталкиваются добрые и злые люди. Как ни странно, чаще всего побеждают те, кто несет благо, а не вред, ведь все мы подсознательно тянемся именно к хорошему. В книге Дуня Раскольникова своей волей побеждает Свидригайлова, сбежав от него и не поддавшись на его унизительные уговоры. Ее внутренний свет не удается потушить даже Лужину с его разумным эгоизмом. Девушка вовремя осознает, что этот брак – позорная сделка, в которой она – лишь товар со скидкой. Зато она обретает родственную душу и спутника жизни в Разумихине, друге брата. Этот молодой человек тоже победил зло и порок окружающего мира, встав на правильный путь. Он зарабатывал честным путем и помогал ближним, не ставя себе это в заслугу. Оставаясь верными своим убеждениям, герои смогли перебороть искушения, испытания и соблазны, дабы нести добро окружающим людям.

    Народные сказки

    Русский фольклор богат примерами борьбы добра и зла. Например, в сказке «Крошечка-Хаврошечка» героиня была скромной и доброй девушкой. Она рано стала сиротой, и ее взяли к себе чужие люди. Но ее покровительницы отличались злобой, ленью и завистливостью, поэтому они всегда норовили дать ей невыполнимые задания. Несчастная Хаврошечка лишь кротко выслушивала ругань и приступала к работе. Все дни ее были наполнены честным трудом, однако это не мешало ее мучителям бить и морить голодом героиню. И все же Хаврошечка не таила злобу на них, прощала жестокость и обиды. Именно поэтому мистические силы помогли ей исполнить все желания хозяек. Доброта девушки была щедро вознаграждена судьбой. Барин увидел ее трудолюбие, красоту и скромность, оценил их по достоинству и женился на ней. Мораль проста: добро всегда побеждает зло.
    Победа добра над злом часто встречается именно в сказке, потому что люди хотят обучить своих детей главному – умению делать хорошие поступки. Например, в сказке «Морозко» главная героиня честно и рьяно трудилась по хозяйству, не перечила старшим и не капризничала, но мачеха все равно ее невзлюбила. Каждый день она пыталась довести падчерицу до полного изнеможения. Однажды она рассердилась и вовсе послала мужа в лес с требованием: бросить там родную дочь. Мужчина повиновался и оставил девушку на верную смерть в зимне чаще. Однако ей посчастливилось встретить в лесу Морозко, которого сразу покорил добрый и скромный нрав собеседницы. Тогда он наградил ее ценными подарками. А вот ее злую и грубую сводную сестру, которая приехала к нему с требованием о награде, он наказал за дерзость и оставил ни с чем.
    В сказке «Баба Яга» добро очень наглядно побеждает зло. Героиню невзлюбила мачеха и послала ее в лес к Бабе Яге, пока отец ее был в отъезде. Девушка была добра и послушна, поэтому исполнила поручение. Перед этим она зашла к тете и получила жизненный урок: нужно относиться ко всем по-человечески, и тогда не страшна даже злая ведьма. Героиня так и сделала, когда поняла, что Баба Яга намеревается съесть ее. Она накормила ее кота и собак, смазала ворота и перевязала березу на своем пути, чтобы они ее пропустили и научили, как убежать от их хозяйки. Благодаря доброте и ласке, героиня смогла вернуться домой и добиться того, чтобы отец выгнал из дома злую мачеху.
    В сказке «Волшебное кольцо» спасенные животные помогли хозяину в трудную минуту. Однажды он потратил последние деньги, чтобы спасти их от неминуемой смерти. И вот он сам оказался в тяжелой ситуации. Найдя волшебное кольцо, герой женился на царевне, ведь выполнил условие ее отца – выстроил дворец, собор и хрустальный мост за один день с помощью магических сил. Но жена оказалась хитрой и злой женщиной. Выведав секрет, она украла кольцо и уничтожила все, что построил Мартын. Тогда царь запер его в темницу и обрек на голодную смерть. Кот и пес решили вытащить хозяина, найдя кольцо. Тогда Мартын вернул свое положение, свои постройки
    Если в списке нет аргументов из произведения, которое нужно именно вам, напишите нам в комментариях, что добавить!

  6. 6
    Текст добавил: александровна

    Что такое доброта?
    Что такое жестокость?
    Почему люди бывают жестоки друг к другу?
    Чем доброта отличается от милосердия?
    Почему человек должен быть добрым?
    Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?
    Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?
    Кого можно назвать добрым человеком?
    Кого можно назвать жестоким человеком?
    Уместна ли жестокость на войне?
    Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
    Какими качествами обладает добрый человек?
    Можно ли оправдать жестокость?
    Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
    Доброта – это проявление силы или слабости?
    Как вы понимаете высказывание М. Монтеня: «Трусость – мать жестокости»?
    Может ли доброта причинить вред человеку?
    Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
    Кого можно назвать жестоким?
    В чем, по-вашему, могут быть причины проявления жестокости?
    Нужно ли бороться с жестокостью?
    Что может сделать человека добрее?
    Может ли доброта принести человеку разочарование?
    Почему доброта и жестокость встречаются вместе?
    Нужно ли сдерживать в себе доброту?
    Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?
    Как человек может воспитать в себе доброту?

  7. 7
    Текст добавил: вежливая зеленца

    Пример итогового сочинения по направлению “Равнодушие и отзывчивость” на тему: “Что есть добро и что есть зло”
    Добро и зло – понятия, знакомые каждому с самого детства. Их значение сложно объяснить, но принято считать, что зло – это преступление через нравственность, а быть добрым – значит не совершать плохое самому и не допускать злодеяний со стороны.
    Отзывчивость – вот главное оружие в борьбе со злом. Если не вмешиваться в происходящее, оно будет приумножаться и царить на всей Земле. Именно поэтому считаю, что отзывчивость – главное оружие в борьбе со злом, а равнодушие равносильно преступлению.
    Ярким примером является повесть В.К Железникова «Чучело», героиня которого была чуткой и доброй девочкой. Лена взяла на себя вину человека, которого считала другом. А Её одноклассники, Шмакова и Попов, знали об этом. Они слышали как Димка рассказал учителю, что ребята сбежали с урока в кино. Все были наказаны, сорвалась поездка в Москву, о которой так мечтали ребята, и они, думая, что их предала Лена, объявила девочке бойкот. Ее травили, обижали, пугали.
    Это случилось накануне каникул. Учительница чувствовала неладное, но была занята предстоящей свадьбой и решила разобраться с классом позже. За лето Бессольцевой пришлось перенести множество издевательств со стороны жестоких сверстников.
    Начался новый учебный год. Девочка очень надеялась на помощь учителя, однако молоденькая Маргарита Ивановна обо всем забыла за время каникул и осталась равнодушной. Сомов жалел Лену, и все же не решался рассказать ребятам правду. Когда Димку разоблачили, было поздно: девочка навсегда прощалась с городом. Если бы Шмакова и Попов вмешались или учительница проявила немного чуткости к Бессольцевой не пришлось бы так страдать.
    В заключение хочется сказать, что искоренить зло очень сложно, но с ним можно и нужно бороться. Нас учат этому с самого детства сказки, где добро всегда побеждает. Равнодушие не порождает зло, однако позволяет ему расти. Страшно подумать, каким был бы наш мир, если бы злодеи знали о своей безнаказанности. Поэтому мы должны учиться чуткости и пресекать любые проявления безнравственности со стороны окружающих. Если люди будут отзывчивее, наш мир станет добрее.

  8. Текст из ЕГЭ

    (1) Добро и зло родят действия, специфические для соответствующих случаев. (2) Добро приносит ближним приятные переживания, а зло, наоборот, хочет ему страдания. (3) Чувствуете? (4) Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. (5) Добро радуется чужому счастью, зло — чужому страданию. (6) Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. (7) Добро стесняется своих побуждений, а зло — своих. (8) Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя — под великое добро. (9) Как это, говорите, бывает? (10) Как это добро маскируется? (11) Неужели не замечали?..
    (12) Ежедневно это происходит, ежедневно! (13) Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы, снижает их, маскирует под морально-отрицательные. (14) Или под нейтральные. (15) «Не нужно благодарности, мне это ничего не стоило». (16) «Эта вещь лишнее место занимала, я не знал, куда её деть». (17) «Не заблуждайтесь, я не настолько сентиментален, я страшно жаден, скуп, и это получилось случайно, накатила блажь вдруг. (18) «Берите скорей, пока я не раздумал». (19) Добру тягостно слушать, когда его благодарят. (20) А вот зло… (21) Этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях.
    (22) Добро беспечно, действует не рассуждая, а зло — великий профессор нравственности. (23) И обязательно даёт доброе обоснование своим пакостям.
    (24) Разве вас не удивляет стройность, упорядоченность этих проявлений? (25) Как же люди слепы! (26) Впрочем, трудно разобраться, где светлое, а где тёмное. (27) Светлое мужественно говорит: «Да какое же я светлое, на мне много тёмных пятен». (28) А тёмное кричит:«Я всё из серебра и солнечных лучей, да кто же может заподозрить во мне изъян!» (29) 3лу иначе и вести себя нельзя. (30) Как только скажет: «Вот и у меня есть тёмные пятна, критиканы и обрадуются, и заговорят. (31) Нет, нельзя! (32) Что добру выставлять свои достоинства и подавлять людей своим благородством, что злу говорить о своих пакостях — ни то, ни другое немыслимо.
    (33) Способен ли человек противостоять злу, победить его, утвердить добро, или, обречённый на поражение, он должен отступить, прижать своё бессилие?
    (34) Нет предела совершенствованию мира, человека, поэтому и зло можно ограничить, но победить окончательно… (35) Вряд ли. (36) Но, пока жив человек, он будет стремиться к добру и к обузданию зла.
    (по В. Дудинцеву)

    Вступление

    Добро и зло – две крайности, противопоставленные друг другу. В мире достаточно и того и другого и довольно трудно определить, с чем мы сталкиваемся в ту или иную минуту. Добро – это благодать, это самопожертвование, это умение жить правильно, не требуя ничего взамен. Зло – это ложь, притворство, желание собственной выгоды любыми средствами.

    Проблема

    Проблему столкновения добра и зла поднимает в своем тексте В. Дудинцев. Размышляя об этих двух противоположных категориях, он задается вопросом, способен ли человек противостоять злу, встать на путь добра, или же его участь бессильно опуститься перед злом на колени?

    Комментарий

    Автор размышляет о том, что добро и зло порождают действия, соответствующие той или иной ситуации. Добро сеет приятные чувства, настроения и пережива6ния, а зло, напротив, причиняет людям страдание. Добро ограждает от страданий, а зло от счастья. Добро печалится от чужих невзгод, а зло гнетет радость окружающих.
    Уверен автор и в том, что добро и зло одинаково стесняются своих побуждений. Поэтому они их маскируют: добро свои мотивы представляет случайными, отрицательными или нейтральными, а зло выставляет их великодушием и благородством. Добро говорит: «Мне не составило это труда». А зло с удовольствием принимает благодарность за свои поступки.
    Добро действует спонтанно, не заботясь о последствиях и выгоде, а зло расчетливо и хладнокровно, убеждает всех в доброте своих мотивов.
    Людям зачастую сложно разобраться в том, где на самом деле находится добро, а где зло. Ведь добро клевещет на себя, убеждая всех, что и оно не без греха, не без темных пятен. Зло же, напротив, расхваливает себя, убеждает в собственной невинности и совершенстве. Иначе поступать ни тому, ни другому нельзя. Иначе жизнь станет слишком очевидной и лишенной смысла.

    Авторская позиция

    В. Дудинцев убежден, что человек постоянно совершенствуется, как и мир вокруг него. Поэтому есть надежда на то, что зло возможно ограничить в его власти, но победить окончательно вряд ли получится. Однако, пока человек жив, он неизменно будет стремиться к добру и к преодолению зла.

    Своя позиция

    Хотелось бы сказать, что автор не прав, и рано или поздно человек полностью победит зло в своей душе и в окружающем мире. Но совершенно очевидно, что это не так. Абсолютно преодолеть зло не получится, потому что оно отлично умеет маскироваться, прятаться под маской добра и лучших намерений. Такое заблуждение в первую очередь и мешает человечеству победить все темное в нашем мире и выстроить идеальный общественный уклад. Очень много людей погибало в борьбе с несправедливостью, со злом, с тьмой.

    Аргумент №1

    Вспоминается образ Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», отдавший свою жизнь во благо своего народа. В поисках света, люди долго плутали по лесным чащам, теряя путь из-за темноты. Они уже пали духом и стали обвинять того, кто повел их за собой – молодого и сильного мужчину по имени Данко.
    Чтобы спасти народ, Данко вырвал свое горящее сердце и начал освещать им путь. Когда толпа вышла из чащи, Данко в бессилии упал, а один осторожный человек растоптал его сердце ногой.
    Так отплатили люди молодому человеку за спасение, за то добро, которое он ради них совершил.

    Аргумент №2

    Еще один пример, который доказывает неоднозначность поведения людей во имя добра, когда зло маскируется под благие намерения, — Родион Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Герой создал целую теорию, в которой он рассмотрел все пункты помощи нуждающимся. Но для достижения идиллии ему пришлось убить старуху-процентщицу и ее больную сестру, носящую ребенка. В результате, его теория была развенчана им же.

    Заключение

    Трудно представить человека, который каждый свой поступок оценивает с позиции добра или зла. Чаще мы действуем так, как позволяет нам наше внутреннее я. И каждый наш поступок можно расценить двояко – делая для кого-то добро, мы может ранить другого человека. Но при этом, я верю, что большинство из нас все же больше стремится к добру и справедливости.

  9. 2019-2020 учебный год
    Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
    Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
    1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
    2. Надежда и отчаяние
    3. Добро и зло
    4. Гордость и смирение
    5. Он и она

    Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
    Приглашаем также ознакомиться с Ответами на часто задаваемые вопросы по итоговому сочинению.
    2018-2019 учебный год
    Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год
    Отцы и дети
    Мечта и реальность
    Месть и великодушие
    Искусство и ремесло
    Доброта и жестокость
    Итоговое сочинение проводится в первую рабочую среду декабря, февраля и мая. В текущем учебном году это следующие даты: 05.12.2018;   06.02.2019;  08.05.2019.
    Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
    1. Отцы и дети
    Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
    2. Мечта и реальность
    Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
    3. Месть и великодушие
    В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
    4. Искусство и ремесло
    Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
    5. Доброта и жестокость
    Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) – 2018-2019 учебный год
    Письмо Рособрнадзора от 23.10.2018 г. № 10-875
    Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
    Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
    Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
    Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
    Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
    Проект рекомендаций по обучению написанию связного текста для учителей, не являющихся учителями русского языка и литературы, но являющимися учителями по учебным предметам, по которым проводится единый государственный экзамен (для поддержки надпредметного характера итогового сочинения)
    Проект Открытого банка текстов для итогового изложения
    Методические материалы в помощь выпускникам и учителям размещены ЗДЕСЬ
    Интервью с ученым секретарем ФИПИ Е.А. Зининой об итоговом сочинении на сайте Российской Газеты от 10.09.2018 г.
    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
    Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
    Изложение вправе писать следующие категории лиц:
    обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
    обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
    обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
    Время написания – 3 часа 55 минут.
    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
    Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
    Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
    Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
    Итоговое сочинение в 2017-2018 учебном году
    Итоговое сочинение в 2016-2017 учебном году
    Итоговое сочинение в 2015-2016 учебном году
    Итоговое сочинение в 2014-2015 учебном году

  10. Темы со всех регионов страны.
    Открыть темы по направлениям:
    Отцы и дети
    101. Когда родители могут гордиться детьми?
    102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
    103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
    104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
    105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
    106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
    107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
    109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
    110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
    111. Что такое мудрая родительская любовь?
    113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
    Мечта и реальность
    202. Какую мечту можно назвать благородной?
    203. Всегда ли мечта возвышает человека?
    204. Как характеризует человека его мечта?
    205. Может ли мечта изменить реальность?
    207. Без чего любые мечты бесплодны?
    208. Всякая ли мечта достойна человека?
    209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
    210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
    211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
    212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
    213. Что помогает мечтам сбываться?
    Месть и великодушие
    301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
    302. Важно ли уметь прощать?
    303. Как связаны великодушие и сострадание?
    304. Какого человека называют великодушным?
    305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
    306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
    308. Почему месть не помогает искоренить зло?
    309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
    310. Почему желание мстить опустошает душу?
    312. Опасна ли месть для самого мстителя?
    313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
    Искусство и ремесло
    403. Почему нужно учиться понимать искусство?
    404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
    405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
    406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
    407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
    408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
    409. Как искусство помогает понять действительность?
    410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
    411. Что такое вечная тема в искусстве?
    412. Какова роль искусства в жизни общества?
    413. Какое искусство называют настоящим?
    Доброта и жестокость
    501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
    502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
    503. В чём заключается сила доброты?
    504. Как связаны между собой любовь и доброта?
    505. В каких поступках человека проявляется доброта?
    506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
    507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
    508. Что значит быть добрым?
    509. Почему жестокость разрушительна?
    510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
    513. Какие времена можно назвать жестокими?
    Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ
    110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
    208. Всякая ли мечта достойна человека?
    305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
    409. Как искусство помогает понять действительность?
    506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
    Приволжский федеральный округ
    Удмуртская Республика, Самарская область
    106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
    202. Какую мечту можно назвать благородной?
    312. Опасна ли месть для самого мстителя?
    403. Почему нужно учиться понимать искусство?
    502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
    Северо-Западный федеральный округ
    Калининградская область
    109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
    207. Без чего любые мечты бесплодны?
    313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
    411. Что такое вечная тема в искусстве?
    510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
    Уральский федеральный округ
    113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
    204. Как характеризует человека его мечта?
    308. Почему месть не помогает искоренить зло?
    410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
    505. В каких поступках человека проявляется доброта?
    Сибирский федеральный округ
    Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область
    104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
    213. Что помогает мечтам сбываться?
    303. Как связаны великодушие и сострадание?
    412. Какова роль искусства в жизни общества?
    507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
    Омская область
    102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
    205. Может ли мечта изменить реальность?
    310. Почему желание мстить опустошает душу?
    407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
    513. Какие времена можно назвать жестокими?
    Иркутская область
    111. Что такое мудрая родительская любовь?
    203. Всегда ли мечта возвышает человека?
    301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
    406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
    503. В чём заключается сила доброты?
    Дальневосточный федеральный округ
    Забайкальский край
    107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
    209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
    306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
    413. Какое искусство называют настоящим?
    504. Как связаны между собой любовь и доброта?
    Магаданская область
    101. Когда родители могут гордиться детьми?
    210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
    304. Какого человека называют великодушным?
    405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
    508. Что значит быть добрым?
    Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край
    103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
    211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
    309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
    408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
    509. Почему жестокость разрушительна?
    Камчатский край, Чукотский автономный округ
    105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
    212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
    302. Важно ли уметь прощать?
    404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
    501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
    Как выглядит задание: temi18-19.docx

  11. (433 слова) Почему добрые люди становятся злыми и жестокими? На это, как правило, есть много причин, которые иногда даже заставляют нас оправдать человека, совершившего такое перевоплощение. Бывает, что на добро ответили неблагодарностью, или удары судьбы обрушились на него один за другим, и он сломался под ними. Рассмотрим характерные примеры из литературы.
    В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» героиня столкнулась со страшным испытанием. Ее изнасиловал родной отец. На ее глазах мужчину убили мать и брат, но попранной чести было не вернуть, и семья была рада любому случаю выдать опозоренную Аксинью замуж. Такой шанс подвернулся, ведь Степан был поражен яркой внешностью девушки и не вникал в подробности ее жизни. Однако сама Аксинья не полюбила мужа, и в молодой семье начались конфликты. Как мы помним, супруга воспользовалась отсутствием Степана и стала любовницей Григория Мелехова. В деревне ее осуждали, а родители молодого человека и вовсе были в ярости. Супруг вернулся и побил героиню за неверность. Но можно ли быть к ней такими строгими? То, что она пережила, не может пройти бесследно. Ее душа ранена, вера в людей подорвана. Самый близкий родственник надругался над ней, как же после этого требовать от нее уважения к чужим семейным узам? Таким образом, личность может ожесточиться против мира, если ее сильно оскорбили родные или дорогие сердцу люди.

  12. Школьникам нередко предлагается поразмыслить на темы, касающиеся, так называемых, вечных ценностей. Кто-то делает это с удовольствием, а кому-то подобные задания даются нелегко и требуется помощь. Вашему вниманию предлагается сочинение на тему: добро, написанное ученицей 11 класса.
    Что такое доброта? Кто такой добрый человек? Можно ли сделать мир добрее, и может ли он полностью состоять из добрых людей? Человечество спрашивает себя об этом не одно тысячелетие подряд, но ответ находят не многие. Философы, поэты, писатели и другие выдающиеся личности посвящают подобным темам свои произведения; об этом снимают кино, и иногда кажется, что истина так близко, но… Она снова и снова ускользает от нас. Я тоже часто задаю себе эти вечные вопросы. И вот какие размышления у меня по данному поводу.
    Начнем с определения слова «доброта». На мой взгляд, это такая черта характера человека, которая побуждает его на хорошие дела. То есть, человеку, если он добрый, искренне хочется кому-то помочь, принести пользу, протянуть руку в трудной ситуации, поддержать…
    Мне кажется, все люди рождаются добрыми, потому что я еще не встречала маленьких детей, которые хотели бы умышленно причинить зло окружающим. Наоборот, они жалеют всяких зверушек, насекомых, даже своих игрушечных зайцев и медведей заботливо укладывают спать, одевают, кормят… Но потом, когда человек взрослеет, эта чистая доброта куда-то у многих девается. Доброе отношение может остаться к родным и к близким, а вот к чужим его уже нет.
    Почему так происходит? Наверное, потому что мы встречаем на своем пути много плохого, несправедливого, трудного… И это все озлобляет нас, мы становимся черствыми. Наша врожденная доброта прячется за твердой коркой, которой покрывается душа; и у многих ее даже под микроскопом не видно.
    Можно ли как-то исправить это? Некоторые считают, что да, но только если все люди вдруг возьмутся за ум, вспомнят, какими они были в детстве, заглянут в свою душу, откроют клетку и выпустят «птицу доброты». Только если все вместе, в один миг! Тогда просто не станет плохого, и никто не будет озлобляться.
    Но мы же понимаем, что это фантастика. Не могут все измениться одновременно. Получается, что каждый из нас ничего не способен сделать? Неужели не стоит даже пытаться?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *