Сочинение 7 класс на тему текст

7 вариантов

  1. Шаблон сочинения-рассуждения с готовыми клише.
    1 абзац.     Вступление
    ……… – замечательный писатель. В данном тексте он рассказывает интересную историю. Главный (главные) герой (герои)  –  ……., который (которые)…….  Смысл фразы («………») мне понятен.  (Объясняю, как понял(поняла)).  Попробую доказать свою точку зрения на примерах из прочитанного текста.
    2 абзац    Первый аргумент
    Во-первых, ……. ( первый аргумент беру из первой половины текста). Об этом говорится в …..предложении (предложениях)
    3 абзац    Второй аргумент
    Во-вторых, ….(второй аргумент беру из второй половины текста). Об этом говорится в ……..предложении ( предложениях).
    4 абзац   Заключение
    История, рассказанная ……., мне очень понравилась. Действительно,…. (списываю  объяснение фразы из первого абзаца).
    Сочинение-рассуждение №1
    В.Железников – замечательный писатель. В данном тексте он рассказывает интересную историю. Главные герои – дети, которые ищут  себе  занятие, но не могут найти. Смысл фразы («Он научит их мечтать») мне понятен. Димка – фантазёр и выдумщик, ему никогда не бывает скучно. Попробую доказать свою точку зрения на примерах из прочитанного текста.
    Во-первых, Димка никогда не скучает. У него богатое воображение, поэтому мальчик с легкостью находит для себя и друзей занятие. Он может разговаривать с морем, поёт песни и читает стихи. Об этом говорится в 32, 35 предложениях.
    Во-вторых, Димка легко заинтересовал друзей, рассказав им про змею. Мальчики кинулись смотреть, а девочка испугалась. Димка  тут же сказал ей правду, успокоил, и они вместе побежали разглядывать ужа. Это говорит о том, что мальчик добрый. Об этом говорится в 64 предложении.
    История, рассказанная В.Железниковым, мне очень понравилась. Действительно, Димка – фантазёр и выдумщик, поэтому он научит ребят мечтать.
    Сочинение-рассуждение №2
    А.Приставкин – замечательный писатель. В данном тексте он рассказывает интересную историю. Главная героиня – Люсенька, которая из-за голода ела живых рыбок. За это старшие девочи избили её до полусмерти. Почему же писатель изменил финал рассказа?  А.Приставкин не хочет показывать жестокость детей, он учит нас быть добрыми. Попробую доказать свою точку зрения на примерах из прочитанного текста.
    Во-первых, была война, и Люсенька оказалась в детском доме. Никто не интересовался ею. Об этом говорится в 1 предложении.
    Во-вторых, девочка до того исхудала, что бстала похожа на рыбку. Её худенькое тело должно было вызвать слёзы сочувствия. Об этом говорится в 29 предложении.
    История, рассказанная А.Приставкиным, мне очень понравилась. Действительно, не надо показывать детям  жестокость, а нужно учить их быть добрыми.

  2. Сочинения 7 класс

    Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (сочинение по произведениям писателей 20 века)
    Сочинение на тему: Остап и Андрий – братья и враги (сочинение для 7 класса по повести Тарас Бульба)
    Сочинение-рассказ по сюжету. Папа подарил Вите замечательный ножик (Русский язык, 7 класс. Упражнение 402)
    Сочинение на тему «Три смерти в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
    Сочинение для 7 класса на тему «История России в произведениях А.С. Пушкина»
    Сочинение для 7 класса на тему «Сыновья Тараса Бульбы»
    Сочинение для 7-8 класса на тему «Дело мастера боится»
    П.П. Кончаловский – «Сирень в корзине» (сочинение по картине)
    Сочинение по литературе 7 класса на тему: Моя любимая книга
    Сочинение для 7 класса на тему «Горе-мечтатель»
    Сочинение для 7 класса на тему: «Книга – наш друг и советчик»
    Сочинение-рассуждение для 7 класса на тему: «Прозвища»
    Сочинение для 7 класса на тему «Люби и охраняй природу»
    Золотая пора детства в произведениях Л.Н.Толстого (сочинение для 7 класса)
    Сочинение на тему «Бабушка Акулина Ивановна» (по рассказу М. Горького «Детство»).
    Художественные особенности русских былин (сочинение по русской литературе 7 класса).
    Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»
    Сочинение для 7 класса на тему «Авторская оценка Тараса Бульбы» (с цитатами)
    Чем я больше всего люблю заниматься и почему
    Сочинение на тему: «Описание внешности Тараса Бульбы» (сочинение по русской литературе 7 класса)
    Сочинение по русскому языку 7 класса на тему «Я сижу на берегу моря»
    Сочинение по русской литературе 7 класса на тему: Мое отношение к героям «Повести о Петре и Февронии Муромских»
    Сочинение по русскому языку 7 класса «О труде».
    Сочинение для 7 класса на тему «Вы с ним знакомы»
    Сочинение для 7 класса на тему: Мой любимый уголок природы.
    Сочинение для 7 класса на тему «Хочу и надо»
    Сочинение на тему «Удивительное рядом» (для 7 класса)
    Сочинение по скульптуре И.М. Чайкова «Футболисты»
    Сочинение по литературе 7 класса на тему «Уроки древнерусской литературы»
    Мой любимый литературный герой Тарас Бульба
    Сочинение на тему «Уроки доброты в рассказе В. Распутина «Уроки французского»
    Сочинение-описание для 7 класса на тему «Моя бабушка»
    Портрет моей мамы (сочинение-описание)
    Что я люблю делать и почему
    Сочинение-рассуждение по литературе на тему «Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «ЮШКА»
    Нравственные идеалы и заветы Древней Руси (сочинение по русской литературе 7 класса)
    Береги родную природу
    Сочинение на тему: «Описание внешности моей подруги» (для 7 класса).
    Сочинение по литературе на тему «Что воспевает народ в героическом эпосе»
    Сочинение для 7 класса на тему «Мое читательское взросление»
    Сочинение на тему: «Что такое счастье?»
    Сочинение для 7 класса на тему «Кого я считаю выдающейся личностью?».
    Сочинение по картине «Детская спортивная школа» (7 класс)
    Сочинение для 7 класса на тему «Осень»
    Сочинение для 7 класса на тему «Весна пришла»
    Сочинение по картине С.Ю. Жуковского «Перед террасой»
    В человеке должно быть всё прекрасно
    Сочинение для 7 класса на тему «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина».
    Мой характер
    Сочинение-рассуждение для 7 класса на тему «Настоящий читатель – это…».
    Самая любимая вещь
    Сочинение для 7 класса на тему «Золотая пора детства»
    Сочинение — описание предмета. Мой пенал
    Сочинение для 7 класса на тему «Лето – это маленькая жизнь!»
    Сочинение на тему «Весна»
    Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» на тему: «Каждый сам себе судьба»
    Сочинение по картине В. Перова «Тройка»
    Сочинение для 7 класса на тему «Зима».
    Сочинение для 7 класса на тему «Моя Мама».
    Сочинение-отзыв о рассказе Л. Андреева “Кусака”
    Как я познакомилась со своим другом
    Большой красивый человек
    Художественные особенности малых жанров фольклора (сочинение по литературе)
    Сочинение на тему: За что я благодарен своей маме? (уровень 7 класса)
    Сочинение про школу в стиле репортажа (уровень 7 класса)
    Книга – наш друг и советчик
    Сочинение для 7 класса на тему: Зачем нужна пунктуация? (Лингвистическая тема)
    Сочинение на тему Мой образ родной земли
    Роль знаний в жизни человека (рассуждение)
    Сочинение размышление на тему польза и вред компьютера
    Сочинение на тему: Вид из окна моего дома (уровень 7 класса)
    Сочинение описание человека: Портрет брата
    Описание трудового процесса. Моя работа в мастерской
    Сочинение-рассуждение для 7 класса на тему «Нужна ли фантастическая литература?».
    В чем заключается подлинная человеческая красота
    Сочинение для 7 класса на тему «Как я возвращаюсь домой после удачного дня».
    В. Пукирев. “Неравный брак” (сочинение по картине)
    Сочинение на тему опадают листья (сочинение-описание)
    Перемена (сочинение-репортаж)
    Человек природе – друг? (сочинение-рассуждение)
    Обмен
    Мой характер
    Сочинение для 7 класса на тему «Человеческую ласку на базаре не купишь».
    Как я отношусь к нецензурным словам
    Сюжет по пословице (“Делу время, потехе час”)
    Люби и охраняй природу!
    Сочинение описание человека: Портрет сестры
    Мой брат делает уроки (сочинение с элементами описания)
    Сочинение для 7 класса на тему «Лучшее время».
    Трудно ли быть молодым? (рассуждение)
    Удачный выходной
    Школьные годы моей бабушки
    Дом, в котором я хочу жить
    Как мы работали в теплице (сочинение-описание процесса труда)
    Легко или тяжело быть молодым?
    Человек, цивилизация, земля (сочинение-рассуждение)
    Как убедить друга не уезжать за границу
    Дом, в котором я хочу жить
    Как молодец Иван чемпионом стал (написание своей былины)
    Кем быть?
    Кто не мечтает о море
    Весна пришла

  3. УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
    Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
    (С. И. Ожегов)
    КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
    вступление
    основная часть
    заключение
    Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
    ВСТУПЛЕНИЕ — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
    Во вступлении может:
    содержаться ответ на заданный по теме вопрос
    представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («как вы понимаете смысл названия…»)
    содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста
    сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы…», «образ героя…»)
    Сочинение — это знание текста, мысли и грамотность.
    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
    В основной части следует избегать:
    пересказа литературного произведения
    изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
    В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
    Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
    Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
    Заключительная часть должна быть:
    короткой, но емкой
    органически связана с предыдущим изложением
    В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.
    Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопеченный пирог.
    Некоторые секреты как написать сочинение и сдать экзамен на «отлично»
    Не пытайтесь зазубрить наизусть тексты готовых сочинений, если тема окажется несколько иной, это отрицательно скажется на результате.
    Если в первый момент вам показалось, что вы не можете написать сочинение ни по одной из тем, предложенных вам, не впадайте в панику, посидите, успокойтесь. Скорее всего, через некоторое время ситуация уже не будет казаться столь критичной, и вы что-то вспомните.
    Если вы очень сильно волнуетесь и не можете успокоиться, попробуйте сделать следующие дыхательные упражнения: расслабьте руки и ноги, закройте глаза, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 20-30 секунд, затем медленно выдохните, повторите 5-6 раз, пока не успокоитесь.
    Попробуйте написать по каждой теме все, что знаете. Затем попробуйте как-либо упорядочить все, что записали.
    Внимательно прочитайте все темы, постарайтесь определить точное лексическое значение каждого слова темы, и только затем — общее лексическое значение фразы или высказывания. Продумайте направление развития темы, соотнесите тему сочинения со своими знаниями и решите, сможете вы написать сочинение на эту тему, или же от нее лучше отказаться.
    При выборе темы опирайтесь на свои знания и программные произведения. Не старайтесь создать литературный шедевр. Сейчас вам надо доказать, что вы умеете грамотно писать сочинение.
    Запишите основные моменты, о которых бы вы хотели сказать в своем сочинении, выстроите их логически — это и будет ваш первоначальный план. Обращайтесь к нему во время написания текста, он поможет вам сохранить логическую линию и, следовательно, раскрыть тему.
    Соотнесите объемы вступления, заключения и основной части. Самым большим по размерам должна быть основная часть, вступление — примерно в половину меньше, заключение же — самое небольшое по объему. Помните, что любые «перекосы» с размерами сочинения могут также негативно повлиять на конечный результат.
    Не забудьте, что эпиграф — украшение сочинения, но если вы не уверены, подходит ли он, или неточно знаете текст и знаки препинания, лучше не пишите его совсем — за отсутствие эпиграфа оценку никто не снизит.
    И самое главное, когда вы собираетесь на экзамен, скажите себе, что вы все можете, что вам все по плечу.

  4. Тема: «Сочинение-рассуждение на основе текста
    художественного стиля». 7 класс
    Цели:
    Совершенствовать навыки анализа слова и текста.
    Формировать умения обосновывать свою точку зрения.
    Учить писать сочинение по шаблону на основе текста художественного стиля.
    Планируемые результаты: Написание сочинения-рассуждения на основе текста художественного стиля
    Тип урока: развитие речи.
    Формы работы: фронтальная, в парах, в группах.
    Оборудование: компьютер, толковый словарь, шаблоны.
    Ход урока:
    Организационный момент.
    2) Сообщение темы и формулирование целей урока.
    – Сегодня у нас урок развития речи, и мы будем писать сочинение. А начнём с загадки.
    Загадка о «языке».
    3) Работа с теоретическими понятиями.
    – Мы неслучайно начали урок с загадки. В каком стиле загадка? (художественный)
    – Давайте определим значение слова «язык». Воспользуемся словарём (Интернетом)
    – Вспомните, в литературе есть понятие «эзопов язык».
    – Кто такой Эзоп? И каково значение этой фразы?
    Сообщение подготовленного учащегося об Эзопе.
    Эзо?п — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических
    Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Впервые его упоминает Геродот, который сообщает, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы
    Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина
    В XX веке отдельные авторы допускали возможность существования исторического прототипа Эзопа.
    Словарная работа: эзопов язык, иносказание, аллегория
    – Определим значение понятий.
    Фразеологизм «Эзопов язык», значение.
    Выражение мыслей с помощью аллегории, иносказательно.
    Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом, не мог о многом говорить свободно, открыто. Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей. Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли обиняком, притчами, аллегориями получило название эзопового языка.
    4) Анализ текста.
    1) Чтение текста учителем (тексты на партах перед учащимися)
    Рассказывают, что однажды к богатому и знатному Ядмону пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар. Пусть он принесёт самое прекрасное, что есть на свете.»
    Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить желание гостей. Спустя время раб возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Её откидывают и видят бараний язык.
    – Эзоп, при чём здесь язык?
    – А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова верности, нежности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово свобода.
    Через некоторое время кто-то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что есть на свете». Хозяин повелел выполнить и это желание.
    Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.
    – Эзоп, что это за шутки? Ты же опять принёс язык!
    – А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб.
    Э.А. Вартаньян
    2) Беседа учителя по тексту.
    -Что нового вы узнали из текста?
    – Как бы вы озаглавили текст? Аргументируйте.
    3) Задание по рядам (по группам, в парах).
    1.Тема. Идея. Какова основная мысль? Ключевые слова. Выделить предмет изображения.
    Стиль и тип речи. Доказать. Найдите эпитеты к слову «язык».Отметьте языковые средства и приёмы, помогающие автору раскрыть тему (аллегория, эпитет, диалог и антитеза).
    3.На сколько частей можно разделить текст? Составьте его план.
    На работу учащимся отводится 3-5 минут
    Ответы учащихся.
    – Какова цель автора текста? Для чего написан этот текст?
    4) Работа над сочинением-рассуждением.
    А) Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
    Структура сочинения-рассуждения:
    Тезис
    Комментарий по теме
    Позиция автора
    Собственная позиция
    Аргументы
    Вывод
    -Что такое тезис?
    -Что такое аргументы?
    Обращаю внимание, что в сочинении-рассуждении на основе художественного текста отсутствуют вводные слова, указывающие на порядок мыслей говорящего.
    Б) Работа с сочинением-шаблоном.
    Язык… Задумываемся ли мы, для чего ___________________?
    В своей притче Э.А. Вартаньян говорит о роли_____________________________________.
    Речь человека может быть как ______________________________, так и ______________ , что есть на свете.
    Здесь нельзя не согласиться с_______________________________.
    Безусловно, если __________________________________________________,
    то_________________________________________________________________.
    И наоборот, если ________________________________________________________,
    то_________________________________________________________________________.
    Я считаю, что ______________________________________________________________, и тогда _________________________________________________________________.
    Нужно всегда __________________, что язык дан человеку для того, чтобы _______________
    ________________________________________________________________________________.
    В) Проверка.
    -Зачитайте, что получилось.
    5) Итог. Заключительное слово учителя.
    6) Рефлексия.
    – Понравился ли вам сегодняшний урок?
    – Что было выполнить сложнее? С какими трудностями столкнулись?
    – Легче ли писать сочинение по шаблону?
    7) Д/з: Для слабых учащихся – Доработать текст по шаблону и записать.
    Для остальных – Написать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля (по переработанному тесту)
    Для сильных учащихся – Сочинение-рассуждение по пословице о русском языке « Хорошим словом мир освещается»
    Документы для скачивания:
    Сочинение-рассуждение на основе художественного текста 7 класс
    Формат: .docx

  5. Сочинение-рассуждение №1
    В.Железников – замечательный писатель. В данном тексте он рассказывает интересную историю. Главные герои – дети, которые ищут  себе  занятие, но не могут найти. Смысл фразы («Он научит их мечтать») мне понятен. Димка – фантазёр и выдумщик, ему никогда не бывает скучно. Попробую доказать свою точку зрения на примерах из прочитанного текста.
    Во-первых, Димка никогда не скучает. У него богатое воображение, поэтому мальчик с легкостью находит для себя и друзей занятие. Он может разговаривать с морем, поёт песни и читает стихи. Об этом говорится в 32, 35 предложениях.
    Во-вторых, Димка легко заинтересовал друзей, рассказав им про змею. Мальчики кинулись смотреть, а девочка испугалась. Димка  тут же сказал ей правду, успокоил, и они вместе побежали разглядывать ужа. Это говорит о том, что мальчик добрый. Об этом говорится в 64 предложении.
    История, рассказанная В.Железниковым, мне очень понравилась. Действительно, Димка – фантазёр и выдумщик, поэтому он научит ребят мечтать.
    Сочинение-рассуждение №2
    А.Приставкин – замечательный писатель. В данном тексте он рассказывает интересную историю. Главная героиня – Люсенька, которая из-за голода ела живых рыбок. За это старшие девочи избили её до полусмерти. Почему же писатель изменил финал рассказа?  А.Приставкин не хочет показывать жестокость детей, он учит нас быть добрыми. Попробую доказать свою точку зрения на примерах из прочитанного текста.
    Во-первых, была война, и Люсенька оказалась в детском доме. Никто не интересовался ею. Об этом говорится в 1 предложении.
    Во-вторых, девочка до того исхудала, что бстала похожа на рыбку. Её худенькое тело должно было вызвать слёзы сочувствия. Об этом говорится в 29 предложении.
    История, рассказанная А.Приставкиным, мне очень понравилась. Действительно, не надо показывать детям  жестокость, а нужно учить их быть добрыми.

  6. Клише к сочинению по русскому языку к заданию С1.
    1. Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).
    Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагаем им клише, которые помогут это сделать:
    …- вот тема, к которой обращается автор текста.
    Эта статья о …
    Автор обращается к актуальной теме – теме…
    Этот текст о…
    2. Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста – вопрос, над которым задумывается автор). Проблема предложенного текста может быть сформулирована так: почему в общественном сознании укореняются абсурдные интерпретации слов великих людей?
    Клише, которые помогут сформулировать проблему:
    … ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
    Автора интересует вопрос: …
    … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
    3. Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду “вечных” (Что есть добро, а что – зло? Что такое любовь? Что можно считать прекрасным? и т. д. ) Если автор текста задумывается над “вечной” проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность автора.
    Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.
    Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней.
    4. Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.
    Сформулировать идею текста помогут такие клише:
    Автор подводит читателя к мысли о том, что…
    Идея текста такова:
    …- вот главная мысль текста.
    Решая проблему, автор приходит к такому выводу:
    Цель автора текста – убедить читателя в том…
    Как начинать сочинение?
    “Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”
    В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.
    Клише, которые помогут начать сочинение:
    Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
    Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )
    Как заканчивать сочинение?
    Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор неправ”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться”.
    Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:
    Нельзя не согласиться с автором в том, что…
    С автором можно поспорить:
    Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение
    Сочинение пишется по определенному плану:
    1. Введение
    2. Постановка проблемы
    3. Комментарий к проблеме
    4. Позиция автора
    5. Ваша позиция
    6. Литературный аргумент
    7. Любой другой аргумент
    8. Заключение
    Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев.

  7. Урок по русскому языку в 7-м классе «Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету»
    Лопина Алла Петровна, учитель русского языка и литературы
    Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка
    Цели:
    -развивать навыки написания сочинений по данному сюжету;
    – дать оценку поступкам мальчиков;
    – подвести детей к понятию «цена свободы»
    Методические приемы: элементы анализа текста, составление плана,
    устный рассказ, написание сочинения.
    Ход урока
    I.    Проверка домашнего задания:
    Упражнение 401
    – какова основная мысль стихотворения?
    -как вы его озаглавили?
    -какие частицы вы выписали?
    -укажите разряд частиц, объясните их правописание.
    II.    Объявление темы урока, подготовка к сочинению по упражнению 402, стр.185.
    1. Чтение задания упражнения 402.
    Обратить внимание детей на то, что сочинение не по данному началу, а по сюжету. В упражнении ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание произведения. Наша задача – дополнить сюжет диалогом, авторской оценкой действий мальчиков, описанием ножика, снегиря.
    2. Определить стиль рассказа.
    Рассказ будем писать в художественном стиле с элементами публицистического стиля, так как мы выразим свое отношение к поступкам мальчиков.
    3.  Беседа по сюжету.
    – Какие описания вы введете в сюжет?
    (Описания ножика, снегиря.)
    А)   Витин ножик складывался и становился маленьким. Но, несмотря на небольшой размер, ножик имел несколько специальных приспособлений: вилочку, ножницы, штопор, а главное, несколько ножичков. Ручка ножика была перламутровая и переливалась на солнце. Нож – мечта любого мальчишки. Витя никому не отказывал в помощи. Он чинил карандаши, помогал разрезать газеты библиотекарю и никогда не расставался со своим любимым ножом.
    Б)   Снегирь был очень красивый, особенно его грудка, похожая на красное яблоко, но ему было страшно, и когда Петька отпускал веревочку, он летел к окну и больно бился грудкой о стекло. Снегирь устал, клювик беспомощно раскрылся, он тяжело дышал и все пытался улететь от своего мучителя. Но Петька  дергал нитку, и снегирь начинал беспомощно махать крыльями, теряя силы.
    – Надо ли описывать внешность мальчиков?
    (нам неважно, как они выглядят, а важно, как они ведут себя, какие поступки совершают)
    – Включим ли мы в наш рассказ диалог?
    (диалог можно вставить в момент разговора между Витей и Петькой)
    Глядя на мучения снегиря, Витя не выдержал. Он подошел к Петьке и сказал:
    – Зачем ты его мучаешь? Ему же больно!
    – А тебе-то что?- огрызнулся Петька,- мне нравится, как он кувыркается.
    -Отпусти, он помрет!
    -А, жалко? Тогда давай ножик и проваливай со своим снегирем!
    – Хорошо, возьми ножик и давай скорее снегиря!
    -От чьего имени будем писать наш рассказ? (Это может быть Витя, его папа, Петька).
    -Как мы озаглавим рассказ?
    (Обмен, Цена свободы)
    – Авторская оценка описываемых событий как-то проявляется?
    ( Автор  с симпатией относится к Вите и явно неодобрительно – к Петьке . Это заметно и по именам мальчиков).
    -На что нужно обратить внимание в конце рассказа?
    (радость Петьки от заполучения ножа, радость Вити,  от того что снегирь получил свободу, на настроение Вити, который спас жизнь птицы)
    Учитель:
    Ребята, конечно, Петька достиг своей цели: получил заветный нож. Но какой ценой? Он мучил птичку, и об этом мы напишем. Можно передать радость освобожденного снегиря, получившего свободу и счастливо  вспорхнувшего из рук Вити. И, я думаю, вы согласитесь со мной, что настроение Вити, спасшего несчастную птаху, будет приподнятым от сознания, что он не такой, как Петька. Вот вам и мораль: дорог подарок папы, но свобода дороже, даже если это свобода птички. В этом заключается философский смысл нашего рассказа.
    Витя отдал ножик, и обмен состоялся. Он снял нитку с лапки птицы, пригладил ей взъерошенные перышки, влез на подоконник и открыл форточку. Снегирь встряхнулся и радостно вылетел в окно.
    Изумленные таким поступком Вити ребята молча смотрели то на него, то на                         Петьку. Им не верилось, что Петька заберет нож. Но тот, посвистывая, вышел из класса.
    Дома Витя рассказал папе, как он лишился ножа. Папа погладил Витю по голове и сказал:
    -Молодец, сынок, ты растешь хорошим человеком, а ножик  я тебе привезу из следующей поездки.
    III. Написание черновиков сочинения-рассказа
    IV. Задание на дом:
    Дописать сочинение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *