Сочинение аргументы на тему детство

12 вариантов

  1. И.А. Гончаров “Обломов”. С детства Илья Ильич Обломов был окружен любовью, заботой и нежностью. Его родители не слишком утруждались хозяйственными делами, больше думая о вкусной еде и предпочитая обязательный послеобеденный сон. Вся семья ласкала Илюшу, единственного ребенка в семье, поэтому он вырос несамостоятельным: все, что было возможно, за него делали слуги и родители. Детство Обломова не могло не отразиться на его будущем: ценности Ильи Ильича не поменялись с годами. А Обломовка, его родная деревня, так и осталась символом идеальной для героя жизни.
    Л.Н. Толстой “Война и мир”. Дети из семьи Ростовых росли в атмосфере любви и заботы. Они не боялись выражать свои эмоции, учились у своих родителей искренности, честности и открытости людям. Безоблачное детство сделало героев не лентяями и бездельниками, а добрыми и отзывчивыми людьми с чутким сердцем. Петя Ростов, впитавший лучшие качества своих родителей, реализует свои положительные черты характера во взрослой жизни. Он не может остаться безучастным, когда узнает, что начинается война. Детство князя Андрея и княжны Марьи нельзя назвать безоблачным: отец всегда был строг, а иногда и груб с ними. Но высокие моральные ценности, привитые отцом еще в детстве, стали определяющими во взрослой жизни героев. Андрей и Марья Болконские выросли настоящими патриотами, справедливыми и честными людьми.

  2. 2
    Текст добавил: Папа_Ругает_Меня

    Семья, детство, отношение к близким, отцы и дети.
    Проблема детства, его роли, воспоминаний о детстве, отношения человека к родителям, отцов и детей, счастья в семье и т.д.
    Почему важно помнить детство?
    А. Де Сент-Экзюпери “Маленький принц”
    А. Де Сент-Экзюпери в своей аллегорической сказке «Маленький принц» рассказывает нам историю мальчика, который посетил самые далекие уголки нашей вселенной. Он с удивлением обнаружил огромную пропасть между ним и взрослыми, которые совсем забыли, что значит быть детьми. Они интересуются больше цифрами, как  господин с багровым лицом, утверждающий, что он «человек серьезный». Он никого не любит, ничего не чувствует, его и человеком назвать сложно. Маленький принц приходит к выводу, что он гриб, а не человек.
    В чем заключается ценность воспоминаний о детстве?
    Л.Н. Толстой “Детство”
    Николенька, главный герой трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»  Л.Н. Толстого , также предается воспоминаниям.  В первой книге он делится воспоминания о детстве, о маме, об окружающем его мире. Этот мир детства показан как самый счастливый этап его жизни. Но в последующих книгах персонаж взрослеет, в его жизни происходит много событий. Он теряет мать, переезжает в другой город. В его взрослой жизни уже не все люди относятся к нему с такой теплотой, как в детстве, но воспоминания греют его душу и помогают справиться с трудностями. Незабываемая атмосфера любви и радости помогает уже взрослому герою осознать, что добро – это самое важное, что есть в жизни.
    Какую роль играют воспоминания о детстве в жизни человека?
    И.А. Гончаров «Обломов»
    Обломову снится детство, идиллическое детство в стране покоя, остановившегося времени, где человек остается самим собой. Как же может он принять этот натиск и суету Петербурга, где жизнь его «достает!». Для главного героя детство – ожидание чуда и умиротворение.
    ОБЛОМОВ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  3. Аргументы для сочинения ЕГЭ

    Подборка аргументов на тему «Семья, детство, взросление» к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Проблемы отношений детей и родителей, что такое семейное счастье, память о детстве, отношение к близким, отцы и дети.

    Чем прекрасна память о детстве?
    «Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери
    Аллегорическая повесть этого автора знакомит нас с историей мальчика, посетившего множество планет в самых отдаленных уголках нашей необъятной вселенной. Общаясь с многими их жителями, он к своему удивлению обнаружил, что стал свидетелем существования огромной дистанции, которая разделяет детей его возраста с взрослыми людьми. Маленький путешественник отмечает, что все интересы взрослых сводятся к вещам рациональным и неинтересным. К примеру, один из его собеседников с багровым лицом, кроме цифр не интересовался ничем и с гордостью называл себя очень серьезным господином. Ему были чужды такие чувства, как любовь, привязанность и дружба, и по выражению Маленького принца, больше походил на гриб, чем на нормального человека.
    Ценность воспоминаний о детстве.
    «Детство» Лев Николаевич Толстой
    Первая книга этой трилогии знакомит нас с юным персонажем Николенькой и его бурными воспоминаниями о безвозвратно ушедших годах золотого периода своего детства. Он вспоминает маму, бабушку, окружающую природу, которая казалась ему в тот период великой и грандиозной. Классиком этот мир показан настолько проникновенно и чисто, что никаких сомнений в уникальности этого счастливого этапа жизни для уже повзрослевшего мальчика, не возникает. Он действительно счастлив и светел в своих воспоминаниях. Следующие книги этого произведения повествуют о более зрелом возрасте Николеньки. Его жизнь наполнена множеством событий, смертью матери, переездом на новое место жительства и отсутствием той теплоты и участия, к которой он привык, будучи ребенком. И все же светлые воспоминания о своем первом осознанном периоде жизни, греют его душу и помогают преодолевать трудности наступившего отрочества и зрелости. Атмосфера детских лет наполняет его радостью и любовью. Она служит тем спасательным кругом, который всю последующую жизнь будет поддерживать его и не давать опуститься в омут равнодушия и злобы.
    Роль детских воспоминаний в жизни взрослого человека
    «Обломов» Иван Александрович Гончаров
    Подобные ностальгические чувства по ушедшему в небытие детству, испытывает и удивительный персонаж пьесы И.А. Гончарова «Обломов». Находясь в гуще петербургской суеты, главный герой не может отвлечься от сладких детских переживаний. Воспоминания той поры, когда он мог оставаться самим собой без оглядки на установленные правила и условности, наполняют его душу теплом и покоем. По словам Обломова, умиротворенное детское сердце только в этот период наполнено ожиданием нескончаемой цепочки чудес, приключений и радостей.
    Отношение детей и родителей. Чем страшно равнодушие к своим близким.
    «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский
    Довольно часто повзрослевшие дети, окунаясь в суету ежедневных забот, без всяких на то причин, перестают общаться со своими родителями. К. Г. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма» описывает отношение взрослой дочери к своей одинокой постаревшей маме. Екатерина Петровна коротала свой век в забытой Богом деревне, в то время как Настя, ее дочь, занималась благоустройством своей жизни в северной столице. Общение последних трех лет между матерью и дочкой ограничивались редкими письмами, которые Настя порой не удосуживалась прочесть, и денежной помощью в двести рублей, пересылаемой ею матери раз в месяц. Екатерина Петровна была безмерно благодарна дочери за ее заботу, но почтовые переводы больше интересовали ее той парой строк, которыми Настя сопровождала пересылаемые деньги. Она с жадностью по несколько раз перечитывала эти обрывочные лаконичные сообщения, в которых дочь сетовала на нехватку времени даже на то, чтобы написать полноценное письмо, и хранила их как самое ценное, что у нее было в доме. Мать не обижалась на безразличие дочери, но очень скучала и тосковала по ней. Она внимательно прислушивалась к каждому дверному скрипу и шагам под окнами своего дома, в надежде, что сейчас распахнется калитка и во двор войдет ее единственная любимая дочь. Чувствуя приближение смерти, Екатерина Ивановна отправила письмо дочери с просьбой приехать, чтобы попрощаться, но Настя так и не собралась в гости к матери, да и вообще не восприняла содержание письма всерьез. Осознание наступило лишь с приходом телеграммы, сообщавшей о том, что ее мать при смерти. И лишь в этот момент сердце дочери наполнилось нестерпимой болью и обидой на себя. Она вдруг четко поняла, что никто в жизни ее так не любил, как эта умирающая в одиночестве старушка, что нет для нее в этом мире человека более близкого и родного чем мама. К сожалению, все произошло очень быстро. Екатерина Ивановна отошла в мир иной, так и не успев попрощаться с дочерью, а Настя вернулась после похорон с чувством невосполнимой утраты и непоправимой вины. Видимо с этим ощущением, она и жила все оставшиеся годы, поскольку попросить прощения было уже не у кого.
    Проблема одиночества. Можно ли обрести счастье в одиночестве?
    «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов
    В лице персонаже Максима Максимыча поэт представил нам пример человека, оставшегося на склоне лет одиноким и никому не нужным. Долгие годы службы в условиях, не позволивших нашему герою обзавестись семьей, и частая перемена мест своего жительства, способствовавшая отсутствию у него крепких дружеских связей и круга близких знакомых, сыграла со старым воякой дурную шутку. К старости он остался в полном одиночестве. Старик жил уединенно и общался лишь с приезжавшими в город по делам службы, командированными чиновниками и офицерами. Как любой нормальный человек он тянулся к людям, нуждался в обыкновенном человеческом общении и не находил, кому предложить свои неистраченные силы, заботу и любовь. Молодые люди, обычно, так остро не чувствуют, отсутствия рядом с собой родных и преданных людей. Они заняты проблемами устройства своей жизни, выстраиванием карьеры и множеством иных неотложных дел. Что же касается Максима Максимыча, то возраст диктовал ему уже совершенно другие потребности и желания – ему необходим был постоянный круг общения, близкое окружение, хлопоты по воспитанию внуков и деятельное участие в делах своих взрослых детей. К сожалению, в силу сложившихся обстоятельств, всего этого он был лишен, и встреча с Печориным на короткое время изменила все. Старый солдат отнесся к нему как к родному сыну. Он направил весь свой богатый жизненный опыт и чисто человеческое желание оказать помощь, в адрес молодого офицера, однако тот не ответил взаимностью и воспринял его заботу холодно и безразлично. Такое отношение Печорина глубоко обидело старика, он стал замкнут и, осознавая свою ненужность, полностью потерял интерес к жизни. Вывод из этой истории напрашивается следующий: для счастья человеку нужно не так уж и много – близкие, которые бы нуждались в его заботе и друзья, с которыми можно поговорить о самом сокровенном и наболевшем.  Одиночество способно ожесточить и сделать несчастным любого самого жизнерадостного человека – оно противоестественно.
    Что чаще всего становится причиной одиночества?
    «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов
    На примере Григория Александровича Печорина, Лермонтов обрисовал и совершенно иную проблему феномена одиночества. Главный герой этого произведения обладает приятной внешностью, весьма неглуп, пользуется успехом у противоположного пола, но полностью лишен способности к глубоким чувствам и искренней привязанности. Причина его обособленности и отчужденности кроется в определенных чертах характера. Печорину удается испортить отношения с людьми, которые проявляют неподдельное стремление к дружбе с ним, он отталкивает своей холодностью и безразличием даже тех, чьи чувства к нему чисты и искренни. Через жернова его равнодушия прошли все основные персонажи романа: Вернер, Максим Максимыч, Вера, Грушницкий и прочие. Понятно, что такое отношение к окружающим, ничем хорошим закончиться не могло. Григорий Александрович умер, возвращаясь из Персии, так и не испытав настоящей любви, не став мужем и отцом, и не оставив за своей спиной никого, кто бы действительно сожалел о его преждевременной кончине. Можно подытожить все это одной единственной фразой. Основной причиной одиночества является беспросветный эгоизм и болезненное самолюбие.
    Причина конфликта детей и родителей.
    «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев
    Знаменитый роман И. С. Тургенева ярко иллюстрирует проблему отношений между новым и старым поколениями. Главный персонаж произведения, некто Базаров, является представителем прогрессивной молодежи того времени. Он «с пеной у рта» категорически опровергает убеждения местного дворянского общества, в лице братьев Кирсановых. Его нескрываемое презрение к отцовским традициям и веками выработанным устоям, достойно всяческого изумления. Отъявленный, можно сказать, реакционный нигилизм главного героя, напрочь перечеркивает все нормы нравственности, которых веками придерживалось старшее поколение. Он склонен к отрицанию даже таких незыблемых понятия, как брак, любовь и семья. Сам автор вынес окончательный приговор этому наглому и амбициозному персонажу. Он обрек его на смерть, настолько нелепую и противоречащую всем его «гениальным» построениям, что Базаров перед смертью вынужден был опровергнуть свои собственные убеждения, признавшись в искренних чувствах к своей возлюбленной, госпоже Одинцовой.
    Проблема конфликта поколений существовала всегда, и не только в нашей стране. Ни один философ или мыслитель не дал четкого рецепта, как этого избежать, но стоит помнить одно – нельзя создать новое без твердой опоры на прошлое. Если бы наши предки ожесточенно «растаптывали» все те ценности, которые им оставили предыдущие поколения, человечество просто прекратило бы свое существование.
    Теги: Аргументы ЕГЭ, Взросление, Детство, Семья

  4. Текст из ЕГЭ

    (1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям…
    (7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.
    (9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками… (10)И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга — весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.
    (14)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях -одним словом, в результате получается книга-калека.
    (16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.
    (По Д. Мамину-Сибиряку)

    Вступление

    Детство – самое трепетное и волшебное время для человека. Эта светлая пора накладывает неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь. Будучи ребенком, мы укрепляем в сознании модель поведения человека в семье, впитываем, как губка, созданную нашими родителями атмосферу.
    Именно в детстве закладываются главные жизненные ценности: мы начинаем ценить то, что ценили наши родные и близкие, негативно относимся к тому, о чем с недовольством отзывались мама и папа.

    Проблема

    Проблему детства поднимает в своем тексте Д. Мамин-Сибиряк. Воспоминания о детстве, о людях, которые окружали героя в детские годы, о предметах, столь дорогих сердцу, наполняют сердце автора и заставляют задуматься о прошлом.

    Комментарий

    Автор часто видит свое давно ушедшее детство во сне, где рядом находятся давно ушедшие люди, особенно дорогие из-за невозможности вновь увидеть их в реальности. Душа сильнее болит от желания поговорить с ними, обнять, услышать родной голос и увидеть угасшие лица.
    Порой кажется, что эти люди что-то требуют от него, ведь невозможно восполнить то, чем герой им обязан.
    В памяти всплывают не только родные и близкие, но и предметы детства, которые были постоянным спутником той поры. В первую очередь вспоминается книга – яркая, красочная, открывающая перед сознанием ребенка весь прекрасный огромный мир, пробуждающая душу растущего человека.

  5. Роли детства в жизни человека
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.
    В. Астафьев «Последний поклон»
    Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости,  стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.
    Роли семьи в формировании личности
    Л.Н. Толстой «Война и мир»
    В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети – Наташа, Николай и Петя — стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.
    И. Полянская «Утюжок и мороженое»
    Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.
    Материнства (роли матери в воспитании)
    М. Горький
    «Сказки об Италии»
    Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.
    А. Фадеев
    «Молодая
    гвардия»
    В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.
    К. Воробьев «Тётка Егориха»
    Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.
    В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому…»
    Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
    Материнства как подвига
    Л. Улицкая
    «Дочь Бухары»
    Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдан воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
    В. Закруткин «Матерь человеческая»
    Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.
    Взаимоотношения отцов и детей
    А. Алексин «Безумная Евдокия»
    Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
    Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
    Р. Брэдбери «Вельд»
    Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок:
    убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям.
    Ф. Искандер «Начало формы»
    Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.
    А. Амлинский «Нескучный сад»
    На примере трех поколений семьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.
    Н.В. Гоголь «Мертвые души»
    Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести.
    Взаимоотношений в семье
    А. Амлинский
    «Возвращение
    брата»
    В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личность, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.
    А. Алексин «Безумная Евдокия»
    Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.
    А. Алексин «Раздел имущества»
    Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.
    А Лиханов
    «Чистые камушки»
    Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей, ощущал все большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям стала причиной одиночества героя.
    Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности)
    В. Тендряков «Ночь после выпуска»
    Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно оттого, что в ней нет этих качеств.
    Е. Гришковец «Начальник»
    Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.
    А. Лиханов «Обман»
    У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.
    Преемственность поколений
    Э.Хемингуэй «Старик и море»
    Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни.
    Роли учителя в жизни человека
    А.И. Куприн «Тапер»
    Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом.
    В. Распутин «Уроки французского»
    Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.
    В. Быков «Обелиск»
    Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.
    А Лиханов «Драматическая педагогика»
    «Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».
    А. Алексин «Третий в пятом ряду»
    Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека… добро каждый должен творить по-своему … Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».
    А.Алексин
    «Безумная Евдокия»
    Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.
    А. де Сент- Экзюпери
    «Маленький принц»
    Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
    Б. Васильев
    «Летят мои
    кони…»
    Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.
    Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания)
    Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
    Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.
    А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
    Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
    Ф.М. Достоевский
    «Мальчик у Христа на елке»
    Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный.
    Развития и сохранения русского
    языка
    А. Кнышев «О великий
    и могучий русский
    язык!»
    В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими.
    М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»
    Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи, моды. Название книги — авторская точка зрения на этот вопрос.
    В. Ступишин «New сладостный stil? На каком языке мы говорим и пишем»
    Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов. Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований, неумения выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка.
    А. Щуплов
    «От съезда
    партии – к съезду крыши»
    Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «официозной тупостью».
    Цитаты
    «По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну» (А.М Жемчужников.)
    «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев)
    «…Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире» (В. Распутин)
    «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский) «Нравственность человека видна в его отношении к слову» (Л.Н. Толстой)
    Н. Галь «Слово живое и мертвое»
    Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию — русскому языку.
    К.И.Чуковский «Живой как жизнь»
    Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.
    Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности
    Д.И. Фонвизин «Недоросль»
    В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Вральман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в комедии изображена как тупая и наглая невежда. Скотинин Тарас – дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.
    Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве
    Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?
    А.С. Пушкин. «Няне»; М.Ю. Лермонтов. «И вижу я себя ребёнком…»; К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни».
    Проблема роли детства в жизни человека, оценки этого периода жизни человека
    Почему детство – важнейший этап жизни человека? Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?
    А. Гончаров. «Обломов»; А.С. Осртовский. «Гроза»; Д.И. Фонвизин. «Недоросль»;Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность»; М.Г. Гарин – Михайловский. «Детство Тёмы».
    Проблема исторической памяти
    Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?
    М.Ю. Лермонтов. «Бородино»; Л.Н. Толстой. «Война и мир»; поэмы А.А. Ахматовой; Б.Л. Пастернак – романы.
    Проблема отчего дома
    Почему нельзя забывать отчий дом?
    К.Паустовский «Телеграмма»; М. Булгаков «Белая гвардия».
    Проблема нравственной прочности человека, любовь как испытание
    Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?
    И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; М.Г. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы»;

  6. Л. Н. Толстой «Детство» Л. Н. Толстой посвятил целую трилогию теме детства – «Детство», «Отрочество», «Юность», где пытается проследить этапы своего взросления, становления как личности.
    Роли семьи в формировании личности Л.Н. Толстой «Война и мир» В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Николай и Петя — стали по- настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль — безнравственные эгоисты.
    В. Астафьев «Последний поклон» Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.
    Материнства (роли матери в воспитании) М. Горький «Сказки об Италии» Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.
    В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому…» Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
    Материнства как подвига Л. Улицкая «Дочь Бухары» Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
    В. Закруткин «Матерь человеческая» Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.
    Взаимоотношения отцов и детей А. Алексин «Безумная Евдокия» Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.
    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
    А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.
    Н.В. Гоголь «Мертвые души» Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести.
    А. С. Грибоедов «Горе от ума» Не обошел стороной проблему отцов и детей и русский писатель А. С. Грибоедов в своем произведении«Горе от ума». В комедии прослеживаются взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него — деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным.

  7. По тексту Гранина. Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. Как ни пытаются…
    В чём заключается ценность детства? Почему с возрастом чаще всего мы вспоминаем детство? Чем отличается оно от всей остальной жизни? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Даниила Гранина.
    В своём тексте автор поднимает проблему ценности детства. Писатель уверен, что детство – это «самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего». По мнению автора, это «счастливая пора», потому что «мир казался мне устроенным для меня, я был радостью для отца и матери, не было ещё чувства долга, не было обязанностей». К тому же это «царство свободы», не только наружной, но и внутренней. «Я жил среди травы, ягод, гусей, муравьёв». Даниил Гранин подводит итог: «Детство остаётся главным и с годами хорошеет». Потому что оно – настоящая жизнь, «чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о ценности своего детства.
    Позиция автора мне понятна: детство – это главная и особенная пора жизни. Это царство свободы, счастливое время, которое с годами мы вспоминаем всё чаще.
    Я согласна с мнением автора. Мы вспоминаем детство, потому что именно тогда мы были свободны, счастливы, испытывали настоящий восторг, удивление, радость. В детстве мы ощущаем себя центром вселенной и нам кажется, что всё в этом мире для нас и ради нас. Мы искренни, чисты, наивны. Конечно, в детстве мы тоже бываем несчастны, но всё это остаётся в прошлом, на первый план выходит «прелесть» той жизни. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.
    Непростое детство у Володи, главного героя рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Детство послевоенное, голодное. Чтобы учиться, мальчик живёт у дальней родственницы. Её сын ворует продукты, которые передаёт мальчику мать. Володя стал играть на деньги, но выигрывает он только рубль, чтобы купить большую кружку молока, как посоветовал доктор. Писатель пишет о себе, о своём трудном детстве. Конечно, он помнит синяки, когда его били ребята, он помнит, как трудно ему пришлось вдали от дома. Но это не главные воспоминания. Он вспоминает учительницу французского языка Лидию Михайловну, классную руководительницу, которая отнеслась к нему по-матерински. Она приглашала его домой, чтобы подтянуть французский, но как ей хотелось накормить его. Володя был слишком горд и никогда ни к чему не притрагивался. Тогда она решила играть с мальчиком на деньги, чтобы у него была возможность выиграть деньги на молоко. Ничем хорошим это не закончилось. Молодую учительницу уволили из школы. Но её доброту, её неподдельное желание помочь ему в самый трудный момент его жизни, посылки с гематогеном, яблоками запомнятся ему на всю жизнь, как самые яркие и особенные воспоминания. А домашние уроки французского станут уроками добра и человечности на всю жизнь.
    А вот у Наташи Ростовой из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» детство беззаботное и счастливое. Это действительно «отдельная страна», «счастливая пора». Вспомним день рождение Наташи. Она влюблена в Бориса, ей так хочется, чтобы всем тоже было хорошо, как переживает она за Соню и брата Николая. Они секретничают, шалят. Наташе можно всё, потому что она уверена, что все любят её, и она любит всех. Как искренне она любуется природой, её душа стремится к музыке, как радуется она любой мелочи. «Чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом».
    Таким образом, детство – это действительно главная пора жизни. Это страна, независимая от взрослого будущего. Страна, где ты счастлив, беззаботен, открыт всему миру и ждёшь от него только радости и чудес. Поэтому так ценим мы детство, и с годами оно становится для нас всё ценнее. Цените детство и чаще вспоминайте его.
    Проблема восприятия детства как счастливой поры. По тексту Гранина. Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка. Как ни пытаются…
    Всегда ли детство – это счастливая пора в жизни человека? Разве в детстве мы не бываем несчастны? Почему именно детство мы вспоминаем с особенной теплотой и нежностью? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Даниила Гранина.
    В своём тексте автор ставит проблему восприятия детства как счастливой поры. Он уверен, что для каждого человека детство – «главная часть жизни». Это «самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов». Писатель убеждён, что это «самая счастливая пора жизни», потому что нам кажется, что весь мир устроен только для нас, потому что нет ещё чувства долга, обязанностей. «Я жил среди травы, ягод, гусей, муравьёв». Детство – это «царство свободы, не только наружной, но и внутренней». «Не было ни любви, ни славы, ни путешествий – только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о своём восприятии детства как счастливой поры.
    Позиция автора мне ясна: детство – самая счастливая пора в жизни человека, потому что она наполнена ощущением восторга, радости, чистоты.
    Я полностью разделяю позицию автора. Все яркие открытия, впечатления, переживания – из детства. Любимый пейзаж, от которого захватывало дух, и было так жаль, что я не художник и не поэт, чтобы остановить мгновение. Крупные волшебные ягодки земляники с неповторимым ароматом, которую я собирала каждое лето около озера с родителями. И старалась собрать больше всех. А вкус мороженого из детства. Как многое не повторится никогда. Только в воспоминаниях можно всё это пережить вновь, став счастливой, беззаботной, наивной девчонкой. Поэтому мы так часто вспоминаем детство, даже в нерадостных мгновениях, я считаю, мы тоже находим свою прелесть. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.
    Главный герой романа И.А.Гончарова «Обломов» Илья Ильич Обломов вспоминает своё детство во сне. Ему снится его родная деревня Обломовка, где он вырос. Бескрайние просторы, леса, поля. Размеренная жизнь, где, потрудившись, все засыпали послеобеденным сном. Где устраивали застолья и любили вкусно поесть. Где не закрывали дома и не боялись, что что-то произойдёт. Ничего особенного и не происходило. Всё было спокойно, предсказуемо. Мальчик был окружён заботой и любовью родителей, нянек, которые предугадывали все его желания и беспокоились за него. В этой жизни не надо было куда-то бежать, о чём-то договариваться, что-то предпринимать. Всё было так устроено, что мальчику казалось, что так будет всегда и что так и должно быть. Став взрослым, он часто вспоминал Обломовку, детство, как счастливую пору его жизни.
    Главный герой романа Н.В.Гоголя «Мёртвые души» тоже вспоминает детство, которое трудно назвать счастливым. Мать рано умерла, а отец часто его наказывал. Но он на всю жизнь запомнил советы отца: угождать учителям, дружить только с богатыми, стараться никому ничего не давать, а делать так, чтобы давали тебе. Главный совет: беречь копеечку Павлуша запомнит на всю жизнь, и будет старательно воплощать его в жизнь. Уже в детстве он старался следовать наказам отца и подчинял свою жизнь им. Его детство трудно назвать свободным и беззаботным. Но для него и эти воспоминания – самая счастливая пора жизни, когда все замыслы исполнялись, а в мыслях рисовалась богатая, беспечная будущая жизнь.
    Таким образом, детство для каждого – это счастливая пора в жизни, где нас переполняет уверенность в счастье, исполнении всех наших желаний, вера в то, что весь этот мир создан для нас. Любите своё детство. Чаще вспоминайте его, особенно когда трудно. Эти воспоминания помогут почувствовать себя вновь сильным, беззаботным, счастливым…

  8. Данные аргументы помогут вам написать сочинение по текстам, где затрагиваются следующие проблемы:
    Роль детства в формировании личности человека
    Влияние детства на взрослую жизнь человека
    Роль детства в становлении или развитии личности ребенка
    Ю. Яковлев рассказ «Он убил мою собаку»
    Некоторые события детства способны пробудить в нас новые стремления и принципы. Так, в небольшом произведении Яковлева «Он убил мою собаку» рассказывается о Таборке, приютившем брошенное животное. Никто не разделил с мальчиком его рвение помочь лохматому другу. Стоило герою отлучиться из дома, как его отец пристрелил доверчивое животное. Разочарованный Таборка решил для себя, что, став взрослым, будет защищать собак и помогать им.
    (61 слово)
    Н. Н. Носов рассказ «Огурцы»
    В своем маленьком рассказе «Огурцы» Носов повествует о мальчике, который украл овощи с колхозного огорода. Вопреки ожиданиям маленького хулигана, мама не обрадовалась «добыче» и велела отнести все обратно, аргументируя свой наказ тем, что сын-вор ей не нужен. Котьке было стыдно и, к тому же, страшно идти признаваться. Но, вернув огурцы, мальчик впервые ощутил чувство радости от осознания, что поступил правильно и, как мне кажется, усвоил этот урок на всю жизнь.
    (70 слов)
    И. А. Гончаров роман «Обломов»
    Ярким примером влияния детства на становление личности является роман Гончарова «Обломов». Главный герой был изнежен и избалован заботой, вокруг него всегда царила атмосфера спокойствия и полного отсутствия проблем. Привыкший к такому существованию, Обломов вырос абсолютно несамостоятельным мужчиной, не способным влиться в ритм кипящей вокруг него жизни.
    (46 слов)
    Л. Н. Толстой роман «Война и мир»
    То, какую роль играет детство в жизни человека, отражается и на страницах романа Толстого «Война и мир». В семье Ростовых царила благоприятная атмосфера и немало внимания уделялось воспитанию детей. Привитые Петруше с ранних лет положительные качества проявились и во взрослой жизни. Узнав о войне, юноша отправился на службу, несмотря на уговоры родителей, и в дальнейшем проявлял себя только с лучших сторон.
    (61 слово)

  9.  
     

    Об авторе и его произведении

    Борис Пастернак ( 1890-1860). Поэт, писатель, переводчик.
    Повесть «Детство Люверс» была написана весной 1917-зимой 1918г. В ней автор показал самые важные периоды жизни человека, в которые формируется личность, характер — от младенчества и до юности. Читатели видят, как складываются отношения детей и родителей, постепенно пробуждается девическое в девочке — подростке, как переживает героиня первую влюблённость.
     
    Краткое содержание
    Главная героиня — Женя Люверс.
    Родители мало уделяли внимания ей и её брату Сергею. Отец приходил с работы поздно, уставший, раздражённый, а часто вообще его не было дома — он был в командировках.
    Мать часто была задумчивой, вспыльчивой.
    Детство для Жени — годы одиночества.
    В гимназии у неё появилась подруга — Лиза Дефендова, в доме которой Женя будет жить во время нервной болезни мамы.
    Жизнь в чудом доме, снова ощущение одиночества.
    Детство девочки — не радостные моменты, а череда неприятностей. Хотя были и светлые минуты, когда она читала книги, особенно любила  И.Тургенева.
    Всё произведение — это некоторые яркие моменты в жизни героины, её открытие жизни, стремление понять взаимоотношения между людьми.
    Вот эпизод из раннего детства, когда Женя впервые стала задумываться над сложными вопросами: что это за Мотовилиха на том берегу Камы, что за дым на тех заводах и вообще, а что такое заводы. Но отец не объяснял ей ничего, и она долго думала над своими вопросами, уже не пыталась больше спрашивать. «Она впервые, как и эта новая Мотовилиха, сказала не все, что подумала, и самое существенное, нужное и беспокойное скрыла про себя».
    А вот Женя уже гимназистка. Первая влюблённость по отношению к репетитору Диких. А тот и не понял её чувств: «Тут он ошибся. Впечатление действительно было жизненно важно и значительно, но смысл его был в том, что в её жизнь вошел другой человек, третье лицо, то, которое имеют в виду евангельские заповеди, когда говорят о любви к ближнему».
    Основные мысли. Комментарий.
    Всё начинается с детства. Как важно, чтобы оно было счастливым, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким, покинутым, чтобы родители понимали своих детей. Ведь им это так важно.
    Отец Жени Люверс был состоятельным человекам: вел дела уральских копей. Но он постоянно был на работе. Ей и её брату не хватало общения  с ним. Гувернантки и горничные  не могли дать детям тепла, которого они так ждали от родителей.
    Иногда Люверсы внимание детям уделяли, но «как-то невпопад, со стороны», ничего не объясняя, и совсем не интересуясь их внутренним миром. Девочка и мальчик, в сущности, были предоставлены самим себе. «Все, что шло от родителей к детям, приходило невпопад, со стороны, вызванное не ими, но какими-то посторонними причинами, и отдавало далекостью, как это всегда бывает, и загадкой…»
    Не случайно девочка со временем стала чувствовать себя даже спокойнее,когда не было рядом мамы:«Матери не было в тот день. Женя об этом не жалела. Ей казалось даже, что она ее отсутствию рада».
    Впереди была жизнь у чужих людей, мама заболела. Вот тогда — то поняла Женя, как ей не хватает материнской любви и внимания.
    Книга о детском одиночестве, о трудных периодах взросления, когда рядом не оказывалось самых близких — родителей. А детям этого так хотелось.
    О  многом заставляет задуматься автор. О том,  как важно  уделять детям внимание, быть с ними, отвечать на их многочисленные вопросы, как важно не  допустить, чтобы они чувствовали себя одинокими. Дети ждут ласки и понимания со стороны родителей.
    Проблемы
    Проблема воспитания ребёнка в семье. Именно здесь формируются качества его личности, Важно, чтобы родители уделяли детям необходимое внимание.
    Проблема детства как важного этапа в жизни человека. Именно в детстве формируется личность.
    Проблема взаимоотношений родителей и детей. Важность взаимопонимания в семье.
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  10. Детство – самая великолепная и беззаботная пора! Это время наполнено волшебством и искренней радостью, смелыми мечтами, которые без сомнения сбываются. Мы верим в сказку, в победу добра над злом. И точно знаем, что у нас все еще впереди.
    Я помню, когда был совсем маленьким , думал, что однажды выросту, и обязательно полечу к звездам. Каждый раз, глядя на звездное небо я представлял себя на борту космического корабля. Думал, там, через стекло иллюминатора я смогу увидеть звезды и планеты ближе, и даже рассмотреть их.
    Родители заботятся о нас, и именно они являются залогом счастливого детства. Ведь кто, как не родители дарят нам ласку, воспитание и помогают раскрыть наши таланты. У детей тоже есть важные и ответственные задачи. К примеру, быть послушными, добиваться успехов в учебе. Но, чем старше мы становимся, тем больше появляется ответственности к выполнению поставленных задач. Думаю, самое главное, чувствовать поддержку любящих родителей, которые готовы всегда и во всем нам помочь.
    Когда-то я мечтал стать взрослым. Мне казалось, взрослая жизнь гораздо интереснее, чем наша, детская. Взрослому не надо отпрашиваться у мамы, что бы пойти, куда он захочет. Он может водить машину и сам выбирает себе одежду.  А родители с радостью и немного грустью в глазах вспоминают и рассказывают свои истории из детства. Говорят, что невыученный вовремя стих или не сделанное домашнее задание – полная ерунда в сравнении со взрослыми проблемами.
    Я люблю кататься на велосипеде и играть с дворовыми мальчишками в футбол. Люблю вместе с папой ездить на рыбалку. А под новый год жду подарков под елкой. С полной уверенностью могу сказать, что мое детство счастливое. Сейчас я понимаю, что не нужно торопиться повзрослеть.
    Детство – это замечательное время, где есть счастье и беспечность, полет фантазий и ветреность. Я и сейчас, глядя на звездное небо, не перестаю мечтать. Мы однажды станем взрослыми, а пока нужно ценить каждое мгновение, каждую секунду этой детской сказки под названием детство.

  11. Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения
    Повесть «Детство»- это первая часть автобиографической трилогии А.М.Горького («В людях» , «Мои университеты»), написанная в 1913 году.
     
     
    Тема: «Детство»
    Автор пытается осмыслить период детства в жизни человека, понять, как формируется характер, что и кто оказывает на это влияние.
    Алёша Пешков, рано оставшийся без родителей, живёт в семье деда Каширина вместе с многочисленным родственника — семьями двух сыновей деда. Дедушка с бабушкой и все остальные родственники оказали огромное влияние на его судьбу, каждый по-своему закладывал в нём основы характера, мировоззрения.
    Сложным была жизнь в доме деда, не всегда в нём было довольство, бывали случаи ,когда Алёше приходилось донашивать чью-то ветхую одежду и не было денег на покупку книг для школы.
    Но если бы только материальные проблемы были в доме. В семье царила жестокость, грубость, неуважение друг другу. Дед часто избивал бабушку, дядья вечно ссорились из-за наследства, даже среди двоюродных братьев царила вражда. Каким мог бы вырасти в такой атмосфере ребёнок?
    А сколько смертей пришлось пережить мальчику! На его глазах умерли родители ,Цыганок, которого он так любил, братья. Взрослому-то сложно всё это пережить, не то что ребёнку. Да и само детство очень рано закончилось: после смерти матери дед отправил Алёшу  « в люди», то есть на работу к людям.
    И всё же мальчик не озлобился, не затаил обиды. Он вырос открытым, добрым и чутким человеком. Даже в это доме, где было столько вражды, он находил то, что радовало его: общение с дорогими ему людьми. А это была и его бабушка, и Цыганок, и Хорошее Дело. Они скрашивали безрадостные дни.
    Сколько тепла было в отношении к нему бабушки, Акулины Ивановны, этой удивительно доброй и нравственно чистой женщины. Во многом благодаря ей Алёша стал чутким и внимательным, любящим прекрасное, народное творчество, она научила его  видеть красоту жизни. Бабушка была для Алёши «самым близким сер­дцу моему, самым понятным и дорогим человеком».
    Хорошее Дело притягивал Алёшу своей образованностью, начитанностью , своей непохожестью на остальных. Он возбуждал в мальчике желание учиться, познавать мир. Но даже «свинцовые мерзости» закаляли характер героя, делая его сильнее.
    Сирота-подкидыш Цыганок, добрый, весёлый, жизнерадостный, тоже очень нравился Алёше. Сколько весёлых минут они проводили вместе! Как трагична судьба Цыганка —  он погиб , надорвался, когда нёс крест.
    Тянется Алёша и к подслеповатому мастеру Григорию Ивановичу , потерявшему зрение, работая на деда.
    Как важно, чтобы в детстве, кода формируется характер, ребёнок встретил хороших, настоящих людей. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы будущей взрослой личности, те ценности,  которым человек будет следовать всю жизнь.
    Были такие люди и в детстве Алёши. Атмосфера любви и уважения царила и между родителями Алёши, жаль, что оба они так рано умерли.
    «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».
    Тема: «Книги, знания»
    Книга-источник знаний. К знаниям тянется Алёша, он всё хочет понять, во всём разобраться, любит размышлять, анализировать. Он не хочет просто зазубривать текст, не понимая его. Не случайно Алёше так трудно заучить молитву, потому что тётка Наталья не может ему объяснить её смысл.
    Книги играли в жизни Алёши огромную роль. По ним он познавал мир, его красоту и величие. Любовь к книгам во многом появилась благодаря деду. Часто жёсткий, импульсивный, он в то же время быстро отходил, любил своих внуков. Тягу к знаниям в Алёше дед заметил сразу, начал учил его читать. Как он радовался успехам внука, похвальной грамоте, которую тот получил за хорошую учёбу!
    Дедушка и бабушка привили Алёше любовь к родному языку, умение отличать хорошие книги. А красоту поэзии  Пушкина Алёша понял сам.
    Именно книги научили Алёшу стойкости, выдержке, стремлению находить выход их любой сложной ситуации,
    Тема: «Выбор пути»
     
    Уже с детства Алёша задумывался над своей жизнью, над тем, как он должен её прожить. Он был уверен, что каждый человек должен посвятить себя значительному делу.
    Автор показывает, что у каждого героя свой путь в жизни. Сыновья деда выбрали путь материального благополучия, не считаясь с чувствами близких людей, живя в атмосфере вражды и жестокости.
    Семейные ценности – главные в жизни деда и бабушки. Каждый их них по-своему, но стремится создать это домашний очаг, объединить вокруг себя детей. Однако слишком жесткими выросли их сыновья.
    Трудную жизнь проживают многие из героев, особенно сложна она у сироты Цыганка, «нахлебника» Хорошее Дело, у Григория, потерявшего здоровье на вечной работе. Да и самим Кашириным нелегко живётся. Целыми днями в труде и работе дед и бабушка.
    Да и сама атмосфера в доме — тяжёлая, когда люди не могут сочувствовать и понимать других. Даже дети испытывают радость от боли другого человека.
    Алёша получил хорошие уроки в доме Кашириных — и уроки доброты и нежности,   и уроки вражды и ненависти. И выбрал свой путь — он решил посвятить себя «значительному делу». Так что не всегда среда влияет на человека. И сам человек может и должен противостоять мерзостям жизни и идти по дороге нравственности и доброты.
    Тема: «Нравственные качества»
     
    Каким должен быть человек? Что должно составлять основу его характера, определять его  поступки? Ответы и на эти вопросы можно найти в повести.
    Автор показывает, что желание наживы, материальных ценностей буквально лишило дядьев Алёши-Якова и Михаила — человеческого облика. Они вечно ссорятся, ругаются, не понимая, какой ужасный пример подают своим детям. У них нет уважения и к родителям. Одна цель у каждого — получить наследство. Дом «был наполнен горячим туманом вражды всех со всеми».
    Дети в семье росли тоже жестокими. Как больно было видеть Алёше, когда его братья смеялись над слепым Григорием, делая ему больно. Алёша  не понимал таких шуток.
    Как важно, когда есть люди, готовые выслушать , понять другого. Именно таким был для героя Хорошее Дело. Многое рассказывал ему мальчик, а тот давал дельные советы, которые запоминались на всю жизнь. Этот старый человек во многом научил Алёшу жизни, пониманию других.
    Удивительно чистой душой была бабушка, Акулина Ивановна. Мягкая, добра, уступчивая, она любит людей, готова прийти на помощь. Она, словно ангел, наполняет дом светом, радостью. Даже все трудности жизни она переносит стойко, думая, что это испытания, которые дала ей в судьба. А сколько силы, отваги, внутренней собранности в бабушке! Именно она руководила во время пожара, помогая спаси людей и имущество (дедушка растерялся в эту минуту). Именно бабушка примеряла всех в доме. На  ней, в сущности, дом и держался. Не случайно первое название повести было «Бабушка».
    С детства Алёша проявляет силу своего характера. Он всячески борется с унижением, не хочет подчиняться жестким сложившимся традициям в семье. Так, во время порки он не лежит безропотно, как его братья, а кусается, брыкается, всячески показывая своё несогласие.
    Алёша тянется к добрым людям и не понимает жесткости и равнодушия. Благодаря настоящим людям мальчик вырос порядочным человеком, чётко идущим к  цели, понимающим других людей.
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

  12. Готовые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Пример выполнения задания №25.

    Задание: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    (1)Суровые, требовательные годы совпали для нас, «военных мальчишек», с возрастными законами воспитания человека. (2)За всё подростки брались сами. (3)Учились у взрослых и друг у друга, самолюбие подгоняло: Петька может, а я почему же? (4)Вспоминаю, что мы умели. (5)Мы — это пять одногодков и одноклассников с одной улицы. (6)Мы умели косить, подшить валенки, вставить в ведёрко дно, почистить дымоход в печке, умели наладить пилу, отбить косу, подправить крышу, сделать лестницу, грабли, сплести лукошко из хвороста, намесить глину для штукатурки, навьючить воз сена, смолоть зерно, почистить колодец… (7)И не скажу, что росли мы дичками. (8)Ходили в школу. (9)И много, поразительно много читали. (10)Книги, конечно, были случайные. (11)Но если говорить о КПД их работы, он был огромным. (12)Читали с жадностью! (13)За хорошей книжкой всегда была очередь. (14)И было заведено: прочёл — расскажи! (15)Так мы менялись книжками и тем, что узнали из книжек. (16)И бывало ещё: читали вслух, по очереди. (17)Если бы в то время кто-нибудь нам сказал: через десять-пятнадцать лет можно будет дома сидеть у ящика с экраном и видеть, что происходит за тысячи километров, мы бы никогда не поверили. (18)Что ещё прорастало из детства? (19)Думаю, наблюдательность, желание всё испробовать, всему научиться. (20)В те времена нельзя было ждать, что нужную, необходимую вещь кто-нибудь в дом принесёт и житейское дело кто-то исполнит. (21)Может странным кому-нибудь показаться, но я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. (22)Прокручивая сейчас назад ленту жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы. (23)Глубоко верю: уроки мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы. (24)Их надо сознательно культивировать (в семье, в лагере, в школе), подобно тому, как физкультурой мы восполняем отсутствие естественного физического труда. (25)В нужное время, в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует. (По В. Пескову)

    Ответ:

    В предложенном для анализа тексте В.М.Песков затрагивает проблему воспитания в сложные годы войны. Вопросы воспитания подрастающего поколения в любое время стояли и должны стоять в обществе на первом месте. От того, каким вырастет новое поколение, зависит будущее общества. Во все времена воспитание являлось нелегким делом и сопровождалось многими проблемами.
    Размышляя о своем поколении, чье взросление пришлось на военные годы, Песков не только рассказывает о том, какими практическими умениями они владели, эти маленькие «мужички», способные подшить валенки, почистить колодец или отбить косу, но и обращает внимание на их стремление к чтению. Как с жадностью прочитывали книги, пересказывали их друг другу, росли, мужали, узнавая новое, взрослея. Автор считает, что жизненные трудности делали подростков более самостоятельными, пробуждали желание узнать что-то новое и полезное. В.М. Песков уверен в том, что «уроки, мужества, труд и трудности сейчас для подростков также необходимы».
    Я полностью согласна с позицией автора. Праздная жизнь многих подростков, тепличные условия, созданные родителями, еще раз подтверждают необходимость воспитания в труде.
    Вспомним знаменитого Илюшу из романа И.А. Гончарова «Обломов», который привык к тому, что всё делают за него; он не способен заботиться о себе сам. Его детское стремление что-то узнать, постичь, сделать самому постепенно затухало, подавлялось позицией родителей, запрещавших бегать на овраг, самостоятельно одеваться. В итоге в Обломове развелась беспомощность, страх перед любым действием. Это произведение является прекрасной иллюстрацией к данной проблеме.
    Полная противоположность Илье Обломову – герои повести Михаила Пришвина «Кладовая солнца» – Настя и Митраша. Осиротевшие дети всё умели делать сами, жили взрослой жизнью, много работали, как и все в деревне. При этом дети еще и учиться успевали.
    Жизнь может складываться по-разному, поэтому нужно стойко относиться к жизненным ситуациям и надеяться, прежде всего, на себя. «В нужное время в нужных дозах, с оправданной степенью риска обязательно надо учить человека тому, что жизнь от него непременно потребует».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *