Сочинение диалог на тему

5 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Радужная Снежинка

    Диалог – это беседа двух и более лиц, когда эти люди разговаривают, обмениваются новостями, обсуждают важные и не очень события, приходят к какому-то общему решению. Без диалогов невозможно представить себе нашу речь и общение как таковое. Зачем нужны слова и предложения, если ими нельзя поделиться с другими в разговоре. Разговор с друзьями, с родителями, в транспорте или магазине – все это различные формы диалогов. Любой диалог осуществляется по определенным правилам, сперва говорит один, потом другой отвечает, и снова ступает в диалог первый. Очень важно, чтобы диалог не превращался в монолог, то есть бесконечную речь одного человека, когда другим людям не остается возможности вставить хотя бы слово. Такой разговор быстро надоедает и люди просто покидают любителя слушать только собственный голос. Любой диалог ценен прежде всего возможностью прийти к единому мнению, найти общие точки соприкосновения, выработать общее решение, как это модно говорить найти консенсус. Хотя не все диалоги имеют своей целью принятие решений. Есть совершенно пустые разговоры, которые не несут полезной информации, но служат для приятного времяпрепровождения.

  2. Да как же ты живёшь?
    • Риторические вопросы, весьма распространенные в разговорной речи, активизируют внимание слушающего, поэтому являются особо экспрессивным средством передачи информации.
    Виды вопросно-ответных единств в диалоге
    1. Реплики дополняют друг друга и создают представление о предмете и поступке.
    (4) Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило…
    (5)— К-как повредило? Где? — оторопели ребята.
    (6)— В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8)Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, — хозяйка высморкалась в передник.
    2. Ответ выступает как возражение или новое толкование.
    (56)— Ел, ел, аж опротивели.
    (57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.
    (59)— Я и не вру.
    (60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.
    3. Вопрос и ответ разъясняют исходное утверждение.
    (14)— Вань, а земляника поспела? — вдруг тихо спросила она.
    (15)— А я откуда знаю? (16)Не до земляники сейчас.
    (17)— Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела — поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем.
    Текст
    (1)Подружились Ваня и Нюра с дядей Соломиным давным-давно, и если бы им кто-нибудь сказал, что дядя Соломин не родной им человек, они бы, пожалуй, не поверили. (2)И радостью, и детской бедой они привыкли делиться с ним.
    (3)Но однажды хозяйка, у которой снимал комнату Иван Павлович, встретила их со слезами:
    (4)— Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило…
    (5)— К-как повредило? Где? — оторопели ребята.
    (6)— В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8)Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, — хозяйка заплакала. (10)— Ходила я в больницу. (11)Говорят, ему ногу выше колена отрежут…
    (12)Низко опустив головы, ребята ушли на берег и уселись под тополями. (13)Нюра сквозь слезы смотрела на заречный лес.
    (14)— Вань, а земляника поспела? — вдруг тихо спросила она.
    (15)— А я откуда знаю?! (16)Не до земляники сейчас.
    (17)— Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела — поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем…
    (20)— Нюрка! — загорелся Ваня. (21)— Ух, и голова у тебя!
    (22)Робко вошли ребята в палату и замерли, пораженные, — так изменился дядя Соломин. (23)Но самая разительная перемена в глазах: нет той ласковой усмешки, которая часто искрилась в них, нет и грусти. (24)Глаза Соломина словно стекляшки — ровные, безразличные.
    (25)Преодолевая робость, ребята двинулись к его кровати, с радостью замечая, что под тонким одеялом — обе ноги. (26)Нюра задрожавшим голосом сказала:
    (27)— Это мы пришли, дядя Соломин… (28)Мы… я и Ваня.
    (29)— Ах, вот кто ко мне пожаловал, — попытался улыбнуться Иван Павлович, с трудом потянулся с кровати и подвинул табуретку. (30)— Садитесь, ребятки.
    (31)Ваня и Нюра чинно уселись рядышком.
    (32)— Ну, как дела?
    (33)— Все на пять, — почему-то шепотом ответила Нюра.
    (34)— Тройка по математике, — промямлил Ваня, угрюмо глядя в распахнутое настежь окно.
    (35)— Как же ты это подкачал, тезка?
    (36)Ваня только вздохнул.
    (37)Иван Павлович потрепал Ваню по плечу.
    (38)— Ничего, тезка… не горюй…
    (39)Нюра толкнула Ваню под бок и повела глазами на рукав халата, где хранился стакан с ягодой.
    (40)— Это… вот… дядя Соломин, вам, — неловко предложил Ваня подарок.
    (41)Иван Павлович, как завороженный, протянул руки к стакану.
    (42)— Земляника! — прошептал он и возбужденно крикнул на всю палату:
    (43)-Ребята землянику принесли!
    (44)— Да ну! (45)Неужели поспела?
    (46) Иван Павлович поднял стакан так, чтобы все видели:
    (47)— Угощаю первой ягодой! (48)Нюра, надели всех.
    (49)Он сунул ей ложечку, и она пошла по палате, насыпая землянику в ладони больных. (50)Как величайшую драгоценность, принимали ягоду больные, подолгу рассматривали ее, вдыхали аромат и растроганно благодарили:
    (51)— Ай, спасибо, детки, вот удружили, вот обрадовали…
    (52)— А я думаю: откуда это лесом, земляникой потянуло? — говорил Иван Павлович. — Мерещится, думаю, с тоски, а тут оказывается, первооткрыватели ягодного сезона явились… (53)Ну, а вы сами-то почему не пробуете? (54)Берите!
    (55)Нюра взяла две ягодки, а Ваня заявил:
    (56)— Ел, ел, аж опротивели.
    (57)— Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье — последнее дело.
    (59)— Я и не вру.
    (60)— Нет, врешь. (61)Это — первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто.
    (62)Иван Павлович откинулся на подушку, полюбовался ягодами, положил одну из них в рот и блаженно закрыл глаза.
    (63)— Хороша! — восхищенно сказал он.(64)— Не знаю, как я теперь в лес с вами пойду, — добавил он и взглянул на свою неподвижную ногу.
    (65)— Да это ерунда, дядя Соломин, — горячо заговорил Ваня. (66)– Мы все вместе скоро рыбачить и охотиться станем, вот увидите!
    (67)Иван Павлович растроганно прижал детей к своей широкой груди, отпустил и сказал:
    (68)— Ну, бегите, дорогие мои, бегите…
    (69)По коридору расхаживал главврач.
    (70)— Ну, как, повидались с дядей Соломиным?
    (71)— Повидались, спасибо, — ответила Нюра и, помедлив, спросила: (72)— Дядя доктор, ногу ему будете отрезать или нет?
    (74)— Хм… (75)Это зависит от того, как вы его земляникой подкармливать будете.
    (76)— Земляникой! — обрадовался Ваня. (77)— Да мы каждый день и лес ходить станем и рыбы наудим, он еще рыбу любит, только вы не режьте ему ногу. (78)Ладно?
    (79)— Постараемся, постараемся сохранить вашему дяде ногу, — взъерошив волосы на головах ребят, вздохнул главврач и пошел в палату, из которой они только что вышли.
    (80)Во дворе Нюра остановила брата и предложила:
    (81)— Вань, давай всех ребят с нашей улицы сговорим за земляникой? (82)Много в больницу принесем.
    (83)Ваня постукал пальцем по голове и серьезно проговорил:
    (84)— Крепко у тебя тут, Нюрка, варит…
    (85)И ребята вначале медленно, но потом, не удержавшись, припустили во весь дух…
    (По В.Астафьеву)
    Пишем сочинение о роли диалога
    В Литературной энциклопедии утверждается, что, «заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
    Безусловно, душевный склад человека отражается в характере его речи, в её содержании, и, включая диалог, автор помогает читателю лучше понять внутренний мир персонажей.
    Так, доброта хозяйки, у которой жил Иван Павлович, чувствуется в обращении «детки» (предложение 4), которым она встречает ребятишек. Кроме того, женщина очень переживает случившееся с её квартирантом, и инверсия в этом предложении (обстоятельство и дополнение, выраженные именами существительными, стоят перед словами, к которым они относятся) передаёт её взволнованность, боль.
    Внезапность произошедшей беды ошеломила и ребят, поэтому повтор слова «придавило» в вопросительном предложении 5 отражает их страх за Ивана Павловича.
    Так, передавая эмоции хозяйки, Вани и Нюры автор помог читателю понять и их характеры, и характер дяди Соломина, ставшего близким человеком всем героям рассказа.
    Литература
    • Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии», 1989г.
    • Колокольцева Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. – Волгоград, 2001.
    • Земская Е.А. Устная речь // Русский язык. Энциклопедия. М.: БРЭ-Дрофа, 1997.
    • Мирошниченко А.”Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения. Практическое руководство” М., 2008

  3. Диалог по телефону о новом фильме
    — Привет, Оля.
    — Здравствуй, Настя.
    — Ты вчера в кино ходила? Что смотрела?
    — «Звёздные войны. Эпизод третий».
    — Кто режиссёр?
    — Джордж Лукас.
    — A-а, знаю, я смотрела раньше четвёр­тый, пятый и шестой эпизоды.
    — Я тоже. Только теперь всё становится понятно: кто такой Дарт Вейдер, откуда взял­ся Люк Скайуокер.
    — Сюжет увлекательный?
    — Да, как всегда у Лукаса. Множество спецэффектов, звук отличный. Иногда просто дух захватывает.
    — Ну и, наверное, как обычно, звездолёты, роботы, джедай?
    — Точно. Иногда смешно, а порой даже мрачно, страшно. Добро борется со злом, но в этой серии не побеждает. Энекен Скайуокер, отец Люка, попадает во власть тёмной сторо­ны Силы, становится Дартом Бейдером. Он пе­решёл на сторону зла.
    — Да, если бы мы не знали продолжения, было бы очень грустно. Я, пожалуй, тоже по­смотрю этот фильм.
    — Посмотри. Тебе наверняка понравится. (124 слова)

  4. Важным шагом при написании сочинения-рассуждения является подробное изучение темы. Вы должны быть очень хорошо информированы, в противном случае будет невозможно составить аргументированный, целостный текст. Пользуйтесь книгами, интернетом и другими источниками, чтобы получить максимум информации для предстоящей работы.
    Составьте главное утверждение, вокруг которого будут развиваться ваши рассуждения. Утверждение должно быть четким и максимально конкретным, избегайте расплывчатых формулировок.
    При написании текста сочинения, вам необходимо будет строго придерживаться заданного вами тезиса. В противном случае, ваш рассказ лишится логики и целостности.
    В предисловии к своему сочинению опишите тему рассказа общими словами, затем постепенно переходите к изложению своего тезиса (утверждения). Здесь же можно написать основные этапы ваших будущих рассуждений. В зависимости от объема всего сочинения.
    Ни для кого не секрет, насколько часто в школах задают написать сочинение-рассуждение. Таким образом преподаватели подготавливают учеников к будущим экзаменам. Поэтому тренируясь, учащиеся осваивают принципы написания красивых и грамотных сочинений. Перед тем как писать сочинение-рассуждение, нужно хорошо ознакомиться с этапами его построения. Давайте разберемся, как же писать данный вид сочинения
    Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис – доказательство – вывод), и ее необходимо строго придерживаться. Нужно составить план сочинения. Не забывайте логически разделять части Вашего сочинения. Чтобы избежать повторений, используйте синонимы. Не следует забывать и о том, что есть несколько способов для приведения аргументов. Использование цитат и указание нумерации предложений должны быть использованы в сочинении.

    Как правильно написать сочинение-рассуждение?

    Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы сочинения в виде рассуждения.

    Основная идея сочинения-рассуждения

    Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают).Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль

    Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему

    Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
    Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию.
    Даже самые рассудительные подростки, а с ними и любители поболтать обо всем на свете, сдержанно замолкают, когда речь заходит о пункте С2.2 на Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Под этим индексом скрывается задание написать сочинение рассуждение на морально-этическую или другую заданную тему. Все девятиклассники должны быть знакомы с этим типом текста и не раз тренировались в его написании на уроках. Но экзаменационная работа, конечно же, отличается от классной и домашней. К ней предъявляются более конкретные требования и оценивается она строже. Но главное, что заставляет волноваться и школьников, и их родителей, а иногда даже учителей – это система оценивания аттестационных сочинений. Ориентируясь на нее и стремясь заработать как можно больше баллов, нужно как следует подготовиться к ГИА. Тем более, что, несмотря на все переживания и сетования учеников, отменять ее Министерство образования не планирует.
    Методистами давно замечено, что через раскрытие значения слов, через толкование понятий, имеющих нравственный смысл, оказывается воспитательное воздействие русской лексики на обучающихся.
    Одно из письменных заданий ОГЭ направлено как раз на выявление способности выпускника 9 класса раскрывать значение этических понятий, таких как честь, благородство, зависть, достоинство, долг, совесть, стыд, трудолюбие, учтивость, правда.
    К сожалению, в учебниках по русского языку не всегда достаточно материала для работы, в процессе которой ученики должны были объяснять слова, содержащие этический смысл. Для этого обращаемся к художественным текстам, с помощью которых можно вывести понятие и подобрать необходимые примеры.
    Рассмотрим несколько этических понятий: что такое справедливость, благодарность, бесстрашие, ответственность, бездушие, гордость, отзывчивость, совесть, смелость, геройство, внутренний мир человека.
    Данная работа посвящена разработке урока по русскому языку в 9 классе «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему».
    Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой один из вариантов части 3 экзаменационной работы в 9 классе. Переход на новую форму экзамена связан с определенными трудностями. Надо искать другие способы организации учебной деятельности, новые методические решения. Тем более, что написание сочинения-сочинения на лингвистическую тему – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий, требующих длительной и систематической подготовки.
    В методической литературе вопросы подготовки к ГИА в 9 классе пока освещены недостаточно широко.
    Все это доказывает значимость и актуальность данной работы.
    Тема: Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему («Роль тире на письме»).
    – систематизировать знания учащихся о структурно-смысловых особенностях.
    В VII классе продолжается обучение рассуждению на дискуссионные темы.
    В рассуждениях, которые писали дети в V и VI классах, они пользовались так называемыми прямыми доказательствами, т. е. такими доводами, которые непосредственно обосновывали справедливость выдвинутого тезиса: «Моряком быть хорошо, потому что. »; «Я считаю, что Миша поступил правильно, так как. » и пр.
    Рассуждения на дискуссионные темы дают возможность познакомить учащихся с новым для них способом доказательства — «обратным» доказательством, доказательством от противного. С подобным способом доказательства учащиеся встречаются в курсе геометрии. В этом случае для доказательства приводится положение, противоположное доказываемому. Это положение развивается для того, чтобы стала очевидной его абсурдность. А если оно несостоятельно, абсурдно, значит, истинно другое утверждение, которое и доказывает автор.
    Умения, приобретенные учащимися в процессе.
    сочинение-рассуждение на тему диалог

    Главное меню

    Сейчас на сайте

    Сейчас 4303 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте
    16,09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >9gt;
    09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >9gt;
    16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >9gt;
    16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >9gt;
    25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
    28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >9gt;
    28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
    22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.
    25.12.2016Вниманию старшеклассников! Один из авторов нашего сайта, Мищенко Светлана Николаевна , ждет учеников для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по литературе и русскому языку. Светлана Николаевна – Почётный работник общего образования Российской Федерации, имеет высшую категорию, звание «Учитель-методист9raquo;, прекрасно готовит учеников к экзаменам. Жителей города Петразоводска она готовит к испытанию на дому, может заниматься с ребятами и по скайпу. Найти учителя можно так: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. // mishenko1950-50 – Skyp //9215276135.
    30.10.2016 – Книжная полка сайта «спешит на помощь” тем, кто не прочел когда-то «Войну и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Обломов9raquo; И.А.Гончарова. У нас на КНИЖНОЙ ПОЛКЕ стоят небольшие произведения прозаиков, в которых поднимаются вопросы, заложенные в направления ВЫПУСКНОГО сочинения. Материал >9gt;
    16.04.2016 – За последние 3 недели мы обновили нашу книжную полку новыми произведениями. Посмотрите >9gt;
    22.02.2016 – На Форуме сайта проводится мастер-класс “Особенности написания комментария в сочинении на ЕГЭ 2016 года”. Более 1300 посетителей приняли участие в работе мастер-класса. Ссылка >9gt;

    Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему по тесту 2 (Сборник И.П.Цыбулько 2014 года)

    Люди постоянно задают друг другу множество вопросов. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания. Как правило, вопросы, оформленные в виде вопросительных предложений, употребляются при разговоре двух лиц, то есть в диалоге. Именно об этом и говорит в своем высказывании И.В.Артюшков. Приведу примеры из текста Е.А. Ранневой.
    Так, в предложении 30 мать спрашивает у дочери, успокоилась ли она. Это вопросительное предложение относится к группе вопросов, на которые ожидают услышать в диалоге утвердительный или отрицательный ответ.
    А вот в предложении 31 мама задает вопрос дочке в форме вопросительного предложения, на который не ожидает ответа: «Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?»
    Таким образом, прав И.В.Артюшков, утверждавший, что «сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».
    Поделись с другом в социальной сети
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  5. Евгения Сафонова
    г. Самара
    Художественная литература — явление многоплановое. Речь здесь предстаёт, во-первых, как средство изображения, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Только в литературе человек предстаёт “говорящим”, чему принципиальное значение придал М. М. Бахтин: “Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения — изображения, но и объект изображения”.
    О речи персонажа на уроке часто говорят мимоходом, как о чём-то второстепенном, не самом важном. Речевая характеристика может показаться недостаточно значимой, если подходить к ней формально. Но она позволит понять многое, если за речевыми особенностями того или иного героя мы увидим и самого героя, и отношение к нему автора. Герой разговаривает, и особенности его словоупотребления, интонации, построения фразы дают читателю представление о темпераменте говорящего, о степени его образованности, о положении, возрасте, характере. Это и есть речевая характеристика образа персонажа, в которой, на наш взгляд, следует выделить следующие составляющие:
    —эмоциональное состояние героев во время диалога;
    —предмет разговора;
    —цель разговора, перспектива на взаимопонимание;
    —особенности речи (интонация, словоупотребление, грамматика и синтаксис построения фраз);
    —место диалога в сюжете произведения.
    Как через диалог и монолог раскрывается характер героя?
    Иногда речь героя является главным средством раскрытия характера; тогда через диалог и монолог мы постигаем смысл образа персонажа и идейный пафос произведения в целом.
    Примером такой работы может служить изучение рассказа В. Распутина «Женский разговор» на уроке в 11-м классе.
    Образ русской женщины. . . Какой представляет её классическая литература? Какие черты характера выводит на первый план и почему?
    Задача на уроке: через рассказ Распутина «Женский разговор» осознать неиссякаемый потенциал нравственного опыта литературы, горизонтальных связей в искусстве — вписания авторского замысла в эпоху создания произведения, вертикальных связей — осознания жизни произведения в культурном процессе.
    Работа над новым художественным явлением может стать более эффективной, если будет опираться на сквозное рассмотрение тем и проблем, взятых из уже пройденного материала.
    Женский разговор. . . Неторопливый, задушевный, без суеты.
    —Кто участники этого разговора в рассказе Распутина?
    —В чём сопоставляет, а в чём противопоставляет их автор?
    Удивительно, но подобный разговор старой женщины и молоденькой девушки уже состоялся. Вспомним знаменитый диалог Татьяны Лариной и её няни Филиппьевны из третьей главы «Евгения Онегина».
    —Не спится, няня: здесь так душно!
    Открой окно да сядь ко мне.
    —Что, Таня, что с тобой? — Мне скучно,
    Поговорим о старине.
    Опишем эмоциональное состояние героини во время этого диалога. Чувства, настроение, отношение к происходящему героя проявляются через интонации. В письменно закреплённых высказываниях интонационный аспект речи передаётся опосредованно, в синтаксических конструкциях. Как в тексте переданы взволнованность, смятение Татьяны?
    “Не спится, няня: здесь так душно!”; “Ах, няня, няня, я тоскую”; “Я плакать, я рыдать готова!. . ”; “Мне тошно, милая моя. . . ”; “Я не больна: // Я. . . знаешь, няня. . . влюблена”.
    —Как автор передаёт отношение няни к своей воспитаннице?
    —Найдите в диалоге ключевое слово, ради которого и затеян весь разговор.
    “Влюблена”. Признаваясь няне в чувствах к Онегину, Татьяна впервые произносит это слово, оно крепнет в ней, придаёт ей уверенности, чтобы открыться в своей любви тому, кто стал её избранником.
    Возвращаясь к разговору Татьяны и няни, обратим внимание, что не всё здесь так гладко, как кажется на первый взгляд, здесь присутствует элемент недопонимания участниками диалога друг друга. Романтически настроенная барышня, какой рисуется Татьяна в третьей главе, и няня — немолодая крепостная женщина — говорят “на разных языках” и, употребляя одни и те же слова, вкладывают в них принципиально различное содержание. Употребляя слово “любовь” (“Была ты влюблена тогда?”), Татьяна имеет в виду романтическое чувство девушки к её избраннику. Няня же, как и большинство крестьянских девушек той поры, вышедшая замуж в 13 лет по приказу, конечно, ни о какой любви до брака не думала. Любовь для неё — это запретное чувство женщины к другому мужчине, измена мужу (“мы не слыхали про любовь; // А то бы согнала со света меня покойница свекровь”). Ситуация социального и языкового конфликта в данном случае налицо.
    В коротком рассказе няни — её судьба, вся жизнь. Судьба Татьяны только начинает выстраиваться. Заканчивая работу над сценой разговора Татьяны с няней, определяем место данной сцены в сюжете всего романа, раскрываем её значение в характеристике героини.
    Татьяна Ларина. . . Татьяна — единственная цельная натура в романе Пушкина. Никакие внешние причины не меняют её духовного склада, не касаются внутренней сути души, действительно русской, ибо она воплотила в себе духовные качества народа.
    Писатели послепушкинской поры развили эту черту женского национального характера, показали её в разные эпохи с разных сторон. Так появились “цельные натуры” героинь И. Тургенева, Катерины Кабановой А. Островского, Сони Мармеладовой Ф. Достоевского, Наташи Ростовой Л. Толстого. . .
    —Каким должен быть диалог, чтобы участники его были поняты друг другом?
    Вот что пишет В. Распутин в статье «Что в слове, что за словом?»: “Даже самая лучшая, самая правильная идеология страдает тем недостатком, что она разучилась говорить живым языком и что она говорит слишком громко. Эта доверительность разговора и этот живой язык есть у нас. Мы можем говорить о том же самом, придавая слову духовное значение и духовный смысл”. Для диалога очень важно быть понятым собеседником, поэтому духовный смысл и духовное значение слова для него определяющи.
    —Можно назвать разговор Татьяны с няней доверительным? А разговор Натальи с внучкой Викой?
    —В народе говорят: “На ошибках учатся. . . ” Каждый свой духовный опыт нарабатывает самостоятельно, проходя через ошибки, проступки и подвиги. Возможен ли тогда диалог — обмен опытом между поколениями?
    Тема разговора задана в самом названии рассказа. «Женский разговор» — это и обмен мнениями женщин, и раздумья о женской доле: о счастье, любви, смысле жизни.
    Чтобы состоялась на уроке беседа о «Женском разговоре», необходимо выйти на соразмышление, сопереживание, вступить в диалог друг с другом: почувствовать ритм фразы, неторопливый, неспешный, а затем включиться в обсуждение, вдумываясь в слова героинь и формируя собственное мнение.
    —“Затаённая какая-то девка, тихоомутная”. Дайте психологическую характеристику Вики.
    —“Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит”. Что определяет возраст человека?
    —“И замолчали, каждая со своей правдой”. Что такое правда и как её можно узнать? Где тот срок, возраст, когда передают её окружающим?
    —Проследите от начала к концу рассказа, как меняется отношение Вики к разговору с бабушкой: от раздражения и нежелания вести беседу до интереса.
    —Найдите те места в тексте, когда диалог прерывается. Подумайте, почему? Кто каждый раз возобновляет разговор? Что так тянет девушку к бабушке?
    —О чём ведётся разговор? Если обобщить, то можно ответить так: о женском счастье.
    Как стать счастливой? У бабушки и у внучки своё мнение.
    Вика Наталья “Женщина теперь сильнее. Она вообще на первый план выходит”. “Женщина сейчас ценится. . . та женщина ценится, которая целеустремлённая”. “Да не надо сильнее. Надо любее. Любее любой”. “Куда стрелёная?” “Самые разнесчастные бабы”. —Какой вы представляете Наталью в молодости и старости?
    Рассказ Натальи о своей жизни — это рассказ о любви, как быть “любее любой”. И снова, как у пушкинской Татьяны с няней, здесь присутствует недопонимание. Что такое любовь, по мнению Натальи? Как нужно понимать её слова о втором муже: “А я через столько-то месяцев, это уж вода побежала, по весне, смирилась и позвала его. Без всяких любовей”? В то же время окончание разговора: “И отсюда, с высокой горушки, кажется мне: не два мужика у меня было, а один. В одно сошлось. На войну уходил такой, а воротился не такой”. Как сохранить способность до старости “светить искриночкой, звёздочкой”?
    —Какая должна быть любовь, по мнению юной Вики? Почему мы не сможем ответить на этот вопрос?
    —Как вы понимаете последние слова Натальи в разговоре: “Устою возьми. Без устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь”. Что, с точки зрения Натальи, должно сохраняться в женской душе, несмотря на любые изменения?
    —Как оценивает две “женские правды” автор? О чём, нами теряемом, он жалеет? Какой закон “ранешной любви” открывает нам? (Любить — значит жалеть, заботиться, терпеть, сопереживать, сберегать и сохранять. )
    Выпадает неторопливая ночь, чтобы собрать и оглядеть жизнь, выговорить открывшуюся сердцу правду. В разговоре как-то так выходит, что и при непроглядной тьме всё равно на свет Божий выходишь.
    —Почему самые сокровенные беседы происходят ночью: разговор Татьяны с няней, Вики с Натальей? Какое значение в художественном произведении имеют место и время?
    Настанет ночь, луна обходит
    Дозором дальний свет небес,
    И соловей во мгле древес
    Напевы звучные заводит.
    И между тем луна сияла
    И томным светом озаряла
    Татьяны бледные красы. . .
    “Но ещё до темноты взошло и разгорелось звёздное небо с юным месяцем во главе и пролился на землю капельный, росистый сухой свет”.
    “. . . С тихим звоном билась в стеклину звёздная россыпь, с тихим плеском наплывал и холодно замирал свет. Стояла глубокая ночь, ни звука не доносилось из деревни. И только небо, разворачиваясь, всё играло и играло мириадами острых вспышек, выписывая и предвещая своими огненными письменами завтрашнюю неотвратимость”.
    В художественном тексте с пространством и временем происходит удивительное: замкнутое пространство расширяется до открытого, бесконечного, космического; реально видимое пространство соединяется с воображаемым; время конкретно, но читатель видит за ним всеобщность и всевековую сущность, ибо хронотопическое начало литературных произведений способно придавать им философический характер, выводить словесную ткань на образ бытия как целого, на картину мира.
    Кружится планета, бежит время, а между поколениями ведётся неспешный, без суеты диалог, рассчитанный на взаимопонимание. Литература не существует вне человека; и сокровенная цель её — человек: его внутренний мир, его идеалы, определяющие систему духовных ценностей, сущностную основу бытия. Литература не ищет готовых ответов, но ставит вопросы — “вечные”, общечеловеческие. И каждый читатель даёт на них свой ответ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *