Сочинение достоевского на тему преступление и наказание
10 вариантов
В романе, как и в жизни, рядом с мужчинами всегда находятся женщины: сестры, матери и любимые. Через женщин автор показывает судьбы российского устройства общества. Красивые девушки становятся на путь проституции. Осуждать их проще. Автор предлагает пойти дальше. Не все идут на «грязную работу» ради денег и удовольствия. Многих толкает туда все та же нищета. Такую тему можно раскрыть на примере описания судьбы Сони Мармеладовой. У девушки своя правда, она далека от научно обоснованной теории Раскольникова, но по глубине гораздо правдивее и выше. Внешность, одежда, комната, семья – станут частями сочинения о девушке.
Любовь в сюжете
Произведение показывает не только любовь главных героев: Родиона и Сони. Чувство живет рядом с каждым персонажем романа. Читатель будет удивлен открытиям, сделанным классиком. Одно чувство неповторимо у каждого человека. Все любят по-своему, нельзя любить одинаково. Даже если рассматривать чувство между людьми. Любовь к материальным вещам еще более многогранна. Федор Михайлович подчеркивает, любовь не всегда украшает человека, все зависит от душевных качеств, честности и искренности. Некоторые персонажи пытаются вместо любви проявить злость, ревность, мстительность.
Достоевский написал великое произведение «Преступление и наказание». Роман стал известным и полюбился людям по всему миру. В произведении рассказывается о жизни и сложной судьбе мужчины. Он совершил глупый и необдуманный поступок, о котором сожалел всю свою жизнь. Из-за одного опрометчивого действия он исковеркал себе судьбу. Достоевский своим произведением «Преступление и наказание» показал читателям, на, что способен человек в момент отчаяния и какие последствия его ждут в дальнейшем.
Главным героем произведения «Преступление и наказание» выступает Родион Раскольников. Через этого персонажа Достоевский показал читателям то, что он думает на тему преступления. Раскольников это и есть тот бедный человек с тяжелой судьбой.
Раскольников молодой, красивый и умный. У него превосходная харизма. Он ловкий и шустрый. В парне много положительных сторон. Но, к сожалению, он очень бедный. У него постоянно не хватает денег платить за аренду квартиры. Раскольников хотел учиться, но из-за отсутствия финансовых средств он был вынужден бросить учебу. Он часто думает о том, что одни люди намного лучше других. Эта мысль не дает ему спокойно жить и спать по ночам. Несмотря на свою нищету, Родион считает себя человеком из высшего общества. Возможно у него мания величия. Раскольников считает, что должен управлять людьми. Поэтому Родион пошёл на убийство старухи. Он хотел завладеть ее деньгами и направить их в нужное русло. Он считал, что выше и лучше старой женщины, поэтому ему можно делать с ней все, что угодно.
В своем произведении Достоевский показал нам не только преступление, но чувства и сомнения главного героя. В его душе была борьба, Раскольников был полон противоречий.
Он долго обдумывал и планировал свой поступок. С одной стороны он хотел убить старуху, а с другой стороны боялся. Он сомневался и иногда даже хотел отказаться от своего плана. Но, темнота взяла верх над Раскольниковым, и он воплотил задуманное. В какой-то момент все пошло не так как планировал Родион. Парню пришлось совершить два преступления. Когда он убил старуху Алену Ивановну, к ней неожиданно пришла сестра, поэтому Родиону пришлось убить и ее. После он схватил украшения и деньги и покинул место преступления. В тот момент его одолел страх.
Сочинение ученицы 10-го класса Макиевской Кьяры «Свобода и своеволие» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В своем романе «Преступление и наказание», опубликованном в 1866 году, Ф.М. Достоевский поднимает множество важных и актуальных во все времена проблем. В произведении рассматриваются различные социальные, психологические и философские проблемы. Из всех поднятых автором проблем наиболее меня привлекла проблема свободы и своеволия.
Главным героем романа является бывший студент Родион Раскольников, абсолютно погрязший в нищете. Раскольников – интересная личность, добрый, отзывчивый молодой человек. Задавленный нищетой и трудными жизненными обстоятельствами, Раскольников начинает видеть во всем окружающем его мире исключительно бесправие, бедность и «грязь». В такой угнетающей обстановке в голове Раскольникова рождается бесчеловечная теория. Теория Раскольникова представляет собой идею о разделении человечества на две основные группы: “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Первый тип – это люди, которые созданы для того, чтобы подчиняться. Их существование не приносит обществу пользу, а в отдельных случаях даже вредит. Вторая группа людей противоположна первой. Это сильные и талантливые личности, способные к достижению любых целей. Ярким примером «право имеющих» Раскольников представляет себе Наполеона. Теория Раскольникова очень быстро овладевает его разумом, превращается в навязчивую идею: «…Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…» Изначально Родион желал думать, что относится к тем самым «право имеющим». В основе теории лежит утверждение о том, что обретение счастья для большинства возможно при уничтожении меньшинства, вредящего обществу. Тогда Раскольников решает «взять пробу» и убить старуху-процентщицу. По мнению Раскольникова, убийство старушки должно было пойти во благо обществу. Однако, убив процентщицу, а впоследствии еще и ее беременную невиновную сестру, Раскольников не получает ожидаемого результата. Убийство послужило началом всех нравственных страданий и мук Родиона Раскольникова. Идея Родиона заключалась в том, что сильная личность свободна от окружающих, независима, способна на преступление во благо, однако, совершив преступление, Раскольников окончательно утратил свою свободу. Раскольников начал постоянно испытывать разного рода страх, его поступок не принес пользу обществу. И все равно главный герой не отказывается от своей теории, а лишь убеждается в том, что он «тварь дрожащая», принимая угрызения совести за проявление слабости, к которой , по его мнению, «право имеющий» не может быть способен.
В романе автор не раз возвращается к теме свободы и своеволия и рассматривает эту проблему не только с позиции теории Раскольникова, но и со стороны его психологических двойников. Так что же такое свобода? Что такое своеволие? В чем различие этих похожих друг на друга терминов?
Своеволие есть вседозволенность. Вседозволенность в поведении человека не гарантирует ему наличие внутренней свободы, что лишний раз доказывает исход проверки теории Раскольникова. Также вседозволенность, как принцип жизни, была избрана Свидригайловым и Лужиным и отлично применялась в их собственных теориях. Теория Свидригайлова схожа с теорией Раскольникова. Свидригайлов верил, что ради главной цели можно делать зло и забыть о чести и порядочности. Разница лишь в мотивах преступлений. Раскольников верил, что убивает во благо отдельных людей, Свидригайлов же преступал закон из скуки. Крайняя и извращенная вседозволенность Свидригайлова пугала даже Раскольникова. А в конечном итоге она измучила и самого Свидригайлова, окончательно потерявшего смысл жизни, решившего покончить с жизнью самоубийством. Теории Лужина по большей мере имели практический, отчасти деловой смысл. Одна из его теорий основывалась на принципе стремления человека к достижению исключительно личных целей, желании жить для себя одного, используя для этого все возможности, силы и абсолютно любые средства. Свою точку зрения Лужин подкрепляет гипотетическим примером существования двух людей, один из которых был бы одет в кафтан, а другой стоял бы рядом голый. Существует выбор, при котором первый либо разорвал бы кафтан и поделился со вторым, вследствие чего замерзли бы оба, либо оставил бы кафтан себе, но выжил бы только он сам. Лужин склонен ко второму варианту. Примечательно, что хоть теории Лужина и Свидригайлова в чем-то напоминают теорию Раскольникова, Раскольников не одобряет Свидригайлова и Лужина, а также их теории и отношение к жизни. Если Свидригайлов еще интересен Раскольникову, то Лужина он считает омерзительным.
Что же тогда свобода? Кто в романе Ф.М. Достоевского является свободным человеком? Я считаю, что по-настоящему сильной личностью, обладающей внутренней свободой, можно считать Сонечку Мармеладову. Она, как и многие герои романа, совершила преступление, но, в отличие от всех выше описанных теорий и принципов жизни, она выбрала путь самопожертвования, ее действия обусловлены альтруизмом. Преступление было ее сознательным и свободным выбором, не ограничивающим ничью свободу. Соне чужда мысль убийства кого-либо, даже тогда, когда первоначальные мотивы направлены на благую цель. Соня готова пожертвовать собой, но не кем-либо другим. Девушка не принимает «правду» Раскольникова, его теорию, причины преступления. Правда Сони заключается в ее вере в Бога, в надежде и смирении. Вера помогает оставаться Соне чистой душой, несмотря на всю «грязь» вокруг нее, нищету, бедственное положение ее семьи и ее самой. Лишь благодаря Соне у Раскольникова есть шанс начать новую жизнь, отказаться от своей теории, заново увидеть истинный смысл жизни.
Таким образом, Ф.М. Достоевский не случайно формулирует теорию Раскольникова практически в самом начале романа, а дальше с каждой новой страницей опровергает, разрушает теорию главного героя, убеждая читателя в ее несостоятельности. Автор заставляет читателя задуматься о роли преступлений в нашей жизни, об их влиянии на человеческие души. Ф.М. Достоевский убеждает читателя в том, что убийство, казалось бы, не влияющего ни на что человека, является тяжким грехом, не дарует свободу, а лишь калечит душу, отнимая все, что было до этого. По мнению автора, каждый человек способен исправиться, измениться, изменить свою жизнь, начать сначала, но по окончании пути не у каждого найдутся на это силы, не каждого сможет кто-либо поддержать, наставить на путь истинный. Человеческая свобода заключается в сохранении своих принципов при любых обстоятельствах, в вере, чистоте души, способности к самопожертвованию. Лишь такая свобода может считаться истинной, только к такой свободе стоит стремиться на протяжении всей своей жизни.
Федор Достоевский являлся человеком интеллигентным, он умен и добр, ему не чужда жизнь обычных людей.
В произведении “Преступление и наказание” писатель выделяет идею доброты и сострадания к бедным людям. Он повествует нам о нищете, безвыходности, болезнях, проблемах с которыми каждый день сталкиваются герои этого романа.
Главный герой Родион Раскольников является человеком необыкновенным, думающим, сочувствующим тяжелой жизни бедных людей, пытающимся найти выход из любых ситуаций. В ходе событий романа он меняется, меняются
его приоритеты. Изначально на первом месте для него были деньги. Начиная читать, нам кажется, что преступление совершено именно из-за денег, но если вдуматься и поразмышлять, то видно, что проблема не только в них.
Главный герой пребывает в плохом настроении, он чувствует безнадежность, ему кажется, что выхода нет. А так же все его окружение находится в таком же расположении духа. Поэтому чувствуется гнетущая атмосфера и всем, кажется, что они движутся по кругу и выход не найдется.
Размышляя, он приходит к выводу, что нельзя ставить деньги превыше всего. Раскольников видит, что он не имел права на убийство,
не имел права лишать кого-то жизни. На протяжении всего романа героя терзают эти мысли, и в конце романа, когда у него не остается сил испытывать муки совести, он раскаивается в том, что невозможно изменить, исправить.
Автор показал в произведении бедственное положение в то время. Везде были бедные люди, они не имели возможности зарабатывать. Общество деградирует, погрязает в воровстве, проституции, они катятся на самое дно. Герой романа Мармеладов совершенно не заботиться о семье и тратит последние копейки на алкоголь. Соня Мармеладова из-за нехватки денег начинает заниматься проституцией.
Но, несмотря на это, людям в романе известны такие чувства как любовь, сострадание, забота об других. Соня самой чистой любовью, любит Раскольникова, делает все, чтобы помочь ему, она доверяет ему и даже отправилась вместе с ним на каторгу.
Население, достаточно богатое, удивляет своей жестокостью, бездушностью, жадностью, им плевать на чужие проблемы, их заботят только их собственные. А нищие люди, наоборот, думают не только о себе, но и проявляют сострадание к чужим проблемам. Федор Достоевский достаточно точно передал проблемы общества того времени. Хотя эти проблемы актуальны и в наше время.
«Преступление и наказание» – один из самых известных романов Ф.М. Достоевского. С первых страниц события переносят нас в один из бедных кварталов Петербурга 1860-х годов. Главный герой Родион Раскольников – бывший студент, который по идейным соображениям бросил университет. Родион обладает привлекательной внешностью, но живет в полной нищете в комнатке, которую сам автор называет «клетушечка», на чердаке. Жизненные обстоятельства вынуждают его заложить старухе – ростовщице последнюю, хоть сколько-нибудь ценную вещь. Наполненный ненавистью к несправедливости устройства бытия, герой решает совершить самый страшный грех – убить ростовщицу.
Встреча с опустившимся чиновником Мармеладовым, который рассказывает Раскольникову о горемычной судьбе своей дочери Сони, бедняжку мачеха вынудила заниматься проституцией, чтобы прокормить семью. Полученное письмо из дома, где мать написала ему об унижениях, выпавших на долю сестры Дуни от помещика Свидригайлова. Два последних события прочно укрепили мысль в голове молодого человека – убить ненавистную старуху. Раскольников видит себя избавителем – ведь он собирается на деньги старухи помочь обездоленным девушкам и юношам, прозябающим в нищете.
Преодолев личное отвращение к насилию, Раскольников расправляется с ростовщицей, кроме нее он убивает и ее ни в чем неповинную сестру Лизавету. Прихваченные старушечьи богатства он прячет в первом удобном месте.
После совершенного преступления главный герой переживает глубокие душевные страдания, от которых вскоре заболевает. Впоследствии, он узнает, что за его преступление наказание получил ни в чем не повинный Миколка. Раскольников остро реагирует на разговоры об убийстве и его реакция не остается незамеченной.
Впоследствии герой пытается оправдать свое деяние, и тем самым найти душевный покой, но сам с этим справиться не в состоянии. Единственной отрадой для героя в это время становится Соня Мармеладова, которая и выводит его на свет и указывает на путь искупления и раскаяния.
Чтобы избавиться от душевных мук и переживаний, Родион Раскольников все же сдается с повинной в полиции. За свое преступление он будет сослан в Сибирь. Самоотверженная Соня и здесь не оставляет главного героя и следует за ним. Они ждут окончания каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.
Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Основные темы сочинений.
1. Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века
(А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»).
II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
2.Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.
III. Мир насилия и грабителей в романе:
а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;
б) мир Лужина и Свидригайлова.
IV. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Естественное состояние человека и человечества – единение, братство и любовь. В романе звучит призыв автора к людям соединиться «в добром и хорошем», вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом.
2. Теория идеи Раскольникова и её крах
I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:
а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;
б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.
2. Наказание Раскольникова за преступление
а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;
б) смерть матери;
в) всенародное осмеяние и осуждение;
г) каторга – юридическое наказание и очистительное страдание.
3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?
а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;
в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?
г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.
III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.
3. Сочинение-рассуждение
«Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»
(Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского в эпилоге романа «Преступление и наказание»? О каком подвиге идет речь? Верите ли вы в нравственное возрождение Раскольникова?)
4. Сочинение-рассуждение
«На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?»
5. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
I. Образ Сони как необходимый противовес Раскольникову и его теории.
II. Роль героини Мармеладовой в структуре романа «Преступление и наказание».
Реконструкция детства и юности Сони как средство постижения ее характера:
– относительно благополучное детство (отец чиновник, не пьет, дает Сонечке возможность получить образование, начала религиозности);
– неблагополучная юность (жизнь с мачехой и пьющим отцом, потерявшим работу);
– решение пожертвовать собой во имя семьи.
2. Характер героини:
– жертвенность;
– высокая нравственность, жизнь по заветам Христа;
– религиозность;
– чуткость, доброта;
– беззащитность и сила в противостоянии судьбе.
3.Идейное противостояние Сони и Раскольникова:
– сходство судеб (по Раскольникову): Родион Раскольников убивает себя, а Сонечка, став проституткой, – саму себя;
– несоответствие судьбы и характера героини теории Раскольникова (Сонечка не подходит ни под одну из категорий);
– контраст судьбы героев: Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил», а Соня сохранила свою душу;
– героиня Сони – это судья и спасение Раскольникова.
4. Отношение других персонажей – признание высокой нравственности героини, которая выражается:
– в поисках помощи и поддержки Сони (Раскольников, Катерина Ивановна, Мармеладов);
– в стремлении опорочить ее перед героем (Лужин);
– в стремлении помочь (Свидригайлов).
5. Роль образа героини в романе «Преступление и наказание»:
– идейный противовес теории Раскольникова (очищение от греха идет через покаяние, возвращение к людям)
– единственный персонаж, который оказывает главному герою помощь;
– любовь к Соне – возрождение героя по законам Евангелия.
III. Героиня Сони – любимый идеал Достоевского, рупор его идей о невозможности для человека жить не по совести, а руководствуясь абстрактной теорией.
Призыв следователя: «Станьте солнцем – и вас увидят!», можно считать лейтмотивом проблемы человечности в романе. Возвыситься в сложном мире можно, совершая добрые дела и поступки. Человек рождается для любви, добра и нежности. Человечность – основное качество Сони Мармеладовой. Своей судьбой она доказывает читателю, что нельзя становится жестокой и бессердечной, уступая ударам жизни. Служить людям непросто. Стать идеальной личностью невозможно, но быть человечным и справедливым можно. Проблема, которую поднимает роман, – воспитание истинной гуманности и достижение духовной гармонии с собой и внешним миром.
Нищая Россия
Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.
Для него совершенно ясно, что разрешением этой альтернативы может быть только преступление, ведь право убивать никем не дается; человек может взять это право сам, совершив убийство.
Позже, излагая собственные взгляды следователю Порфирию Петровичу и единственному другу Разумихину, Раскольников утверждает, что «необыкновенная» личность имеет право на «кровь по совести». Герой считает, что можно перешагнуть через жизнь человека, если она мешает осуществлению идеи. Следовательно, эта «необыкновенная» личность, подобно Господу Богу, решает, кому жить и кому не жить. И эта сторона теории героя является преступной.
Наказанием для героя является само совершение убийства. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить состояние героя в этот момент — ужас, отвращение к себе испытывает он. У него «немеют и деревенеют руки», кружится голова.
С момента, когда Раскольников возвращается из квартиры убитых им женщин, начинается новая полоса его внутреннего бытия. Будто пропасть разверзлась между ним и людьми: такое одиночество, такое отчуждение, такую безысходную тоску чувствует он. Достоевский прямо указывает на совершившуюся метаморфозу: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Теперь Раскольников не может жить по-старому. Новые думы, страхи, боли терзают его. Преступить закон жизни — значит, выключить себя из течения жизни. Вот главный итог отчуждения. Содеянное стало непреодолимой преградой между Раскольниковым и окружающими. Он понимает, что преступление сломило его как личность. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» — таков итог преступления героя.
Автор «Преступления и наказания» с редкой смелостью вскрыл внутренние закономерности преступного сознания. Роман предостерегает: преступление — это гибель души, полное ее одиночество, отчуждение от живого мира, вернуться в который можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.[/sms]
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» носит социально-психологический характер. В данном произведении автором ставятся значимые социальные вопросы, которые волновали людей того времени. Достоевский не даёт готовые ответы на поставленные в романе вопросы, тем самым заставляя читателя глубоко задумываться над ними.
Основное место в романе достаётся бедному студенту Раскольникову, совершившему убийство. Что послужило поводом для совершения этого страшного преступления? Ответ на такой вопрос Достоевский ищет путём тщательного анализирования психологического портрета этого человека.
Преступление Раскольникова стало своеобразной реакцией на условия жизни того времени. Петербург отражает в романе непотребный город, где воцарилась нищета и разврат и повсюду расположены распивочные. В таком мире униженных и оскорблённых рождается преступление. Раскольников так описывал Соне свою «конуру»: «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!!».
Раскольников пытается всячески найти выход из социального дна, хочет понять, как стать «властелином» и возвыситься над «толпой». Раскольникову совсем не хочется приписывать себя к тем людям, которые не способны изменить свою жизнь, в результате, задаваясь вопросом «вошь ли я, как все, или человек», он принимает непростое решение – проверить себя на деле. Я считаю, что в чём-то герой романа был прав, например, в осуждении людей за их бездействие, за то, что они не решаются изменить свою жизнь. Его правда также в том, что он самостоятельно искал путь, который может привести к изменениям к лучшему.
Однако для Раскольникова этот путь стал преступлением. Согласно его теории сверхчеловека, всех людей можно разделить на «обыкновенных» и «необыкновенных». Главный герой считал, что для принесения человечеству пользы «необыкновенные» люди имеют право перешагнуть через большие препятствия, если идеи того потребуют. По мнению Раскольникова, такие люди «должны, по природе своей, быть непременно преступниками». Так он оправдывал преступления, совершённые ради благородных целей.
В своём преступлении Раскольников, конечно, был не прав. В первую очередь, сомнительна была сама теория сверхчеловека. Я считаю, что самое главное заблуждение Раскольникова – это то, что после совершения убийства он не считал его преступлением, искал себе оправдание и не чувствовал своей вины относительно совершённого преступления. Ф. М. Достоевский в своём романе явно осуждает и наказывает такую теорию сверхчеловека.
(330 слов) На момент прочтения первой части романа Достоевского «Преступление и наказание» невольно задаешься вопросом: в чем же интрига произведения, если убийца известен с самого начала? Однако суть вовсе не в том, когда же, наконец, героям станет ясно, кто совершил злодеяние. Смысл социально-философского романа автор прячет в мыслях, поступках и рассуждениях персонажей, поэтому здесь важна каждая строчка.
Мотив преступления главного героя раскрывается в его собственной теории об обыкновенных и необыкновенных людях. Первых, по мнению Раскольникова, большинство, и они становятся жертвами вторых – необыкновенных, которым позволено убивать во имя благой цели. Восторгаясь Наполеоном, Родион решает проверить теорию на себе, и, таким образом, понять, кто же он – «тварь дрожащая или право имеет». Молодой человек рассчитывает, что после убийства старухи-процентщицы – жертвы, по которой и плакать-то никто не станет, его не будет мучить совесть, ведь такие ужасные средства оправдывают благородные намерения – помочь бедным выбраться из нищеты. В итоге Раскольников чуть не сходит с ума. Его состоянием обеспокоены родные и близкие – мать и сестра Дуня, друг Разумихин, Соня Мармеладова и талантливый следователь Порфирий, догадывающийся обо всей ситуации. К концу романа Родион убеждается в том, что раскаяние – лучший выход из этой истории. Страницы романа пропитаны опровержением адской теории, а поведение героя и его сны лишь подтверждают невозможность ее воплощения.
В романе, как и в жизни, рядом с мужчинами всегда находятся женщины: сестры, матери и любимые. Через женщин автор показывает судьбы российского устройства общества. Красивые девушки становятся на путь проституции. Осуждать их проще. Автор предлагает пойти дальше. Не все идут на «грязную работу» ради денег и удовольствия. Многих толкает туда все та же нищета. Такую тему можно раскрыть на примере описания судьбы Сони Мармеладовой. У девушки своя правда, она далека от научно обоснованной теории Раскольникова, но по глубине гораздо правдивее и выше. Внешность, одежда, комната, семья – станут частями сочинения о девушке.
Любовь в сюжете
Произведение показывает не только любовь главных героев: Родиона и Сони. Чувство живет рядом с каждым персонажем романа. Читатель будет удивлен открытиям, сделанным классиком. Одно чувство неповторимо у каждого человека. Все любят по-своему, нельзя любить одинаково. Даже если рассматривать чувство между людьми. Любовь к материальным вещам еще более многогранна. Федор Михайлович подчеркивает, любовь не всегда украшает человека, все зависит от душевных качеств, честности и искренности. Некоторые персонажи пытаются вместо любви проявить злость, ревность, мстительность.
Достоевский написал великое произведение «Преступление и наказание». Роман стал известным и полюбился людям по всему миру. В произведении рассказывается о жизни и сложной судьбе мужчины. Он совершил глупый и необдуманный поступок, о котором сожалел всю свою жизнь. Из-за одного опрометчивого действия он исковеркал себе судьбу. Достоевский своим произведением «Преступление и наказание» показал читателям, на, что способен человек в момент отчаяния и какие последствия его ждут в дальнейшем.
Главным героем произведения «Преступление и наказание» выступает Родион Раскольников. Через этого персонажа Достоевский показал читателям то, что он думает на тему преступления. Раскольников это и есть тот бедный человек с тяжелой судьбой.
Раскольников молодой, красивый и умный. У него превосходная харизма. Он ловкий и шустрый. В парне много положительных сторон. Но, к сожалению, он очень бедный. У него постоянно не хватает денег платить за аренду квартиры. Раскольников хотел учиться, но из-за отсутствия финансовых средств он был вынужден бросить учебу. Он часто думает о том, что одни люди намного лучше других. Эта мысль не дает ему спокойно жить и спать по ночам. Несмотря на свою нищету, Родион считает себя человеком из высшего общества. Возможно у него мания величия. Раскольников считает, что должен управлять людьми. Поэтому Родион пошёл на убийство старухи. Он хотел завладеть ее деньгами и направить их в нужное русло. Он считал, что выше и лучше старой женщины, поэтому ему можно делать с ней все, что угодно.
В своем произведении Достоевский показал нам не только преступление, но чувства и сомнения главного героя. В его душе была борьба, Раскольников был полон противоречий.
Он долго обдумывал и планировал свой поступок. С одной стороны он хотел убить старуху, а с другой стороны боялся. Он сомневался и иногда даже хотел отказаться от своего плана. Но, темнота взяла верх над Раскольниковым, и он воплотил задуманное. В какой-то момент все пошло не так как планировал Родион. Парню пришлось совершить два преступления. Когда он убил старуху Алену Ивановну, к ней неожиданно пришла сестра, поэтому Родиону пришлось убить и ее. После он схватил украшения и деньги и покинул место преступления. В тот момент его одолел страх.
Сочинение ученицы 10-го класса Макиевской Кьяры «Свобода и своеволие» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В своем романе «Преступление и наказание», опубликованном в 1866 году, Ф.М. Достоевский поднимает множество важных и актуальных во все времена проблем. В произведении рассматриваются различные социальные, психологические и философские проблемы. Из всех поднятых автором проблем наиболее меня привлекла проблема свободы и своеволия.
Главным героем романа является бывший студент Родион Раскольников, абсолютно погрязший в нищете. Раскольников – интересная личность, добрый, отзывчивый молодой человек. Задавленный нищетой и трудными жизненными обстоятельствами, Раскольников начинает видеть во всем окружающем его мире исключительно бесправие, бедность и «грязь». В такой угнетающей обстановке в голове Раскольникова рождается бесчеловечная теория. Теория Раскольникова представляет собой идею о разделении человечества на две основные группы: “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Первый тип – это люди, которые созданы для того, чтобы подчиняться. Их существование не приносит обществу пользу, а в отдельных случаях даже вредит. Вторая группа людей противоположна первой. Это сильные и талантливые личности, способные к достижению любых целей. Ярким примером «право имеющих» Раскольников представляет себе Наполеона. Теория Раскольникова очень быстро овладевает его разумом, превращается в навязчивую идею: «…Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…» Изначально Родион желал думать, что относится к тем самым «право имеющим». В основе теории лежит утверждение о том, что обретение счастья для большинства возможно при уничтожении меньшинства, вредящего обществу. Тогда Раскольников решает «взять пробу» и убить старуху-процентщицу. По мнению Раскольникова, убийство старушки должно было пойти во благо обществу. Однако, убив процентщицу, а впоследствии еще и ее беременную невиновную сестру, Раскольников не получает ожидаемого результата. Убийство послужило началом всех нравственных страданий и мук Родиона Раскольникова. Идея Родиона заключалась в том, что сильная личность свободна от окружающих, независима, способна на преступление во благо, однако, совершив преступление, Раскольников окончательно утратил свою свободу. Раскольников начал постоянно испытывать разного рода страх, его поступок не принес пользу обществу. И все равно главный герой не отказывается от своей теории, а лишь убеждается в том, что он «тварь дрожащая», принимая угрызения совести за проявление слабости, к которой , по его мнению, «право имеющий» не может быть способен.
В романе автор не раз возвращается к теме свободы и своеволия и рассматривает эту проблему не только с позиции теории Раскольникова, но и со стороны его психологических двойников. Так что же такое свобода? Что такое своеволие? В чем различие этих похожих друг на друга терминов?
Своеволие есть вседозволенность. Вседозволенность в поведении человека не гарантирует ему наличие внутренней свободы, что лишний раз доказывает исход проверки теории Раскольникова. Также вседозволенность, как принцип жизни, была избрана Свидригайловым и Лужиным и отлично применялась в их собственных теориях. Теория Свидригайлова схожа с теорией Раскольникова. Свидригайлов верил, что ради главной цели можно делать зло и забыть о чести и порядочности. Разница лишь в мотивах преступлений. Раскольников верил, что убивает во благо отдельных людей, Свидригайлов же преступал закон из скуки. Крайняя и извращенная вседозволенность Свидригайлова пугала даже Раскольникова. А в конечном итоге она измучила и самого Свидригайлова, окончательно потерявшего смысл жизни, решившего покончить с жизнью самоубийством. Теории Лужина по большей мере имели практический, отчасти деловой смысл. Одна из его теорий основывалась на принципе стремления человека к достижению исключительно личных целей, желании жить для себя одного, используя для этого все возможности, силы и абсолютно любые средства. Свою точку зрения Лужин подкрепляет гипотетическим примером существования двух людей, один из которых был бы одет в кафтан, а другой стоял бы рядом голый. Существует выбор, при котором первый либо разорвал бы кафтан и поделился со вторым, вследствие чего замерзли бы оба, либо оставил бы кафтан себе, но выжил бы только он сам. Лужин склонен ко второму варианту. Примечательно, что хоть теории Лужина и Свидригайлова в чем-то напоминают теорию Раскольникова, Раскольников не одобряет Свидригайлова и Лужина, а также их теории и отношение к жизни. Если Свидригайлов еще интересен Раскольникову, то Лужина он считает омерзительным.
Что же тогда свобода? Кто в романе Ф.М. Достоевского является свободным человеком? Я считаю, что по-настоящему сильной личностью, обладающей внутренней свободой, можно считать Сонечку Мармеладову. Она, как и многие герои романа, совершила преступление, но, в отличие от всех выше описанных теорий и принципов жизни, она выбрала путь самопожертвования, ее действия обусловлены альтруизмом. Преступление было ее сознательным и свободным выбором, не ограничивающим ничью свободу. Соне чужда мысль убийства кого-либо, даже тогда, когда первоначальные мотивы направлены на благую цель. Соня готова пожертвовать собой, но не кем-либо другим. Девушка не принимает «правду» Раскольникова, его теорию, причины преступления. Правда Сони заключается в ее вере в Бога, в надежде и смирении. Вера помогает оставаться Соне чистой душой, несмотря на всю «грязь» вокруг нее, нищету, бедственное положение ее семьи и ее самой. Лишь благодаря Соне у Раскольникова есть шанс начать новую жизнь, отказаться от своей теории, заново увидеть истинный смысл жизни.
Таким образом, Ф.М. Достоевский не случайно формулирует теорию Раскольникова практически в самом начале романа, а дальше с каждой новой страницей опровергает, разрушает теорию главного героя, убеждая читателя в ее несостоятельности. Автор заставляет читателя задуматься о роли преступлений в нашей жизни, об их влиянии на человеческие души. Ф.М. Достоевский убеждает читателя в том, что убийство, казалось бы, не влияющего ни на что человека, является тяжким грехом, не дарует свободу, а лишь калечит душу, отнимая все, что было до этого. По мнению автора, каждый человек способен исправиться, измениться, изменить свою жизнь, начать сначала, но по окончании пути не у каждого найдутся на это силы, не каждого сможет кто-либо поддержать, наставить на путь истинный. Человеческая свобода заключается в сохранении своих принципов при любых обстоятельствах, в вере, чистоте души, способности к самопожертвованию. Лишь такая свобода может считаться истинной, только к такой свободе стоит стремиться на протяжении всей своей жизни.
Федор Достоевский являлся человеком интеллигентным, он умен и добр, ему не чужда жизнь обычных людей.
В произведении “Преступление и наказание” писатель выделяет идею доброты и сострадания к бедным людям. Он повествует нам о нищете, безвыходности, болезнях, проблемах с которыми каждый день сталкиваются герои этого романа.
Главный герой Родион Раскольников является человеком необыкновенным, думающим, сочувствующим тяжелой жизни бедных людей, пытающимся найти выход из любых ситуаций. В ходе событий романа он меняется, меняются
его приоритеты. Изначально на первом месте для него были деньги. Начиная читать, нам кажется, что преступление совершено именно из-за денег, но если вдуматься и поразмышлять, то видно, что проблема не только в них.
Главный герой пребывает в плохом настроении, он чувствует безнадежность, ему кажется, что выхода нет. А так же все его окружение находится в таком же расположении духа. Поэтому чувствуется гнетущая атмосфера и всем, кажется, что они движутся по кругу и выход не найдется.
Размышляя, он приходит к выводу, что нельзя ставить деньги превыше всего. Раскольников видит, что он не имел права на убийство,
не имел права лишать кого-то жизни. На протяжении всего романа героя терзают эти мысли, и в конце романа, когда у него не остается сил испытывать муки совести, он раскаивается в том, что невозможно изменить, исправить.
Автор показал в произведении бедственное положение в то время. Везде были бедные люди, они не имели возможности зарабатывать. Общество деградирует, погрязает в воровстве, проституции, они катятся на самое дно. Герой романа Мармеладов совершенно не заботиться о семье и тратит последние копейки на алкоголь. Соня Мармеладова из-за нехватки денег начинает заниматься проституцией.
Но, несмотря на это, людям в романе известны такие чувства как любовь, сострадание, забота об других. Соня самой чистой любовью, любит Раскольникова, делает все, чтобы помочь ему, она доверяет ему и даже отправилась вместе с ним на каторгу.
Население, достаточно богатое, удивляет своей жестокостью, бездушностью, жадностью, им плевать на чужие проблемы, их заботят только их собственные. А нищие люди, наоборот, думают не только о себе, но и проявляют сострадание к чужим проблемам. Федор Достоевский достаточно точно передал проблемы общества того времени. Хотя эти проблемы актуальны и в наше время.
«Преступление и наказание» – один из самых известных романов Ф.М. Достоевского. С первых страниц события переносят нас в один из бедных кварталов Петербурга 1860-х годов. Главный герой Родион Раскольников – бывший студент, который по идейным соображениям бросил университет. Родион обладает привлекательной внешностью, но живет в полной нищете в комнатке, которую сам автор называет «клетушечка», на чердаке. Жизненные обстоятельства вынуждают его заложить старухе – ростовщице последнюю, хоть сколько-нибудь ценную вещь. Наполненный ненавистью к несправедливости устройства бытия, герой решает совершить самый страшный грех – убить ростовщицу.
Встреча с опустившимся чиновником Мармеладовым, который рассказывает Раскольникову о горемычной судьбе своей дочери Сони, бедняжку мачеха вынудила заниматься проституцией, чтобы прокормить семью. Полученное письмо из дома, где мать написала ему об унижениях, выпавших на долю сестры Дуни от помещика Свидригайлова. Два последних события прочно укрепили мысль в голове молодого человека – убить ненавистную старуху. Раскольников видит себя избавителем – ведь он собирается на деньги старухи помочь обездоленным девушкам и юношам, прозябающим в нищете.
Преодолев личное отвращение к насилию, Раскольников расправляется с ростовщицей, кроме нее он убивает и ее ни в чем неповинную сестру Лизавету. Прихваченные старушечьи богатства он прячет в первом удобном месте.
После совершенного преступления главный герой переживает глубокие душевные страдания, от которых вскоре заболевает. Впоследствии, он узнает, что за его преступление наказание получил ни в чем не повинный Миколка. Раскольников остро реагирует на разговоры об убийстве и его реакция не остается незамеченной.
Впоследствии герой пытается оправдать свое деяние, и тем самым найти душевный покой, но сам с этим справиться не в состоянии. Единственной отрадой для героя в это время становится Соня Мармеладова, которая и выводит его на свет и указывает на путь искупления и раскаяния.
Чтобы избавиться от душевных мук и переживаний, Родион Раскольников все же сдается с повинной в полиции. За свое преступление он будет сослан в Сибирь. Самоотверженная Соня и здесь не оставляет главного героя и следует за ним. Они ждут окончания каторги, чтобы вместе начать новую жизнь.
Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Основные темы сочинений.
1. Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века
(А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»).
II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:
а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;
б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;
в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.
2.Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:
а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;
б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.
III. Мир насилия и грабителей в романе:
а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;
б) мир Лужина и Свидригайлова.
IV. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Естественное состояние человека и человечества – единение, братство и любовь. В романе звучит призыв автора к людям соединиться «в добром и хорошем», вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем самом.
2. Теория идеи Раскольникова и её крах
I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:
а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;
б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.
2. Наказание Раскольникова за преступление
а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;
б) смерть матери;
в) всенародное осмеяние и осуждение;
г) каторга – юридическое наказание и очистительное страдание.
3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?
а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;
в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?
г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.
III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.
3. Сочинение-рассуждение
«Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»
(Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского в эпилоге романа «Преступление и наказание»? О каком подвиге идет речь? Верите ли вы в нравственное возрождение Раскольникова?)
4. Сочинение-рассуждение
«На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?»
5. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
I. Образ Сони как необходимый противовес Раскольникову и его теории.
II. Роль героини Мармеладовой в структуре романа «Преступление и наказание».
Реконструкция детства и юности Сони как средство постижения ее характера:
– относительно благополучное детство (отец чиновник, не пьет, дает Сонечке возможность получить образование, начала религиозности);
– неблагополучная юность (жизнь с мачехой и пьющим отцом, потерявшим работу);
– решение пожертвовать собой во имя семьи.
2. Характер героини:
– жертвенность;
– высокая нравственность, жизнь по заветам Христа;
– религиозность;
– чуткость, доброта;
– беззащитность и сила в противостоянии судьбе.
3.Идейное противостояние Сони и Раскольникова:
– сходство судеб (по Раскольникову): Родион Раскольников убивает себя, а Сонечка, став проституткой, – саму себя;
– несоответствие судьбы и характера героини теории Раскольникова (Сонечка не подходит ни под одну из категорий);
– контраст судьбы героев: Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил», а Соня сохранила свою душу;
– героиня Сони – это судья и спасение Раскольникова.
4. Отношение других персонажей – признание высокой нравственности героини, которая выражается:
– в поисках помощи и поддержки Сони (Раскольников, Катерина Ивановна, Мармеладов);
– в стремлении опорочить ее перед героем (Лужин);
– в стремлении помочь (Свидригайлов).
5. Роль образа героини в романе «Преступление и наказание»:
– идейный противовес теории Раскольникова (очищение от греха идет через покаяние, возвращение к людям)
– единственный персонаж, который оказывает главному герою помощь;
– любовь к Соне – возрождение героя по законам Евангелия.
III. Героиня Сони – любимый идеал Достоевского, рупор его идей о невозможности для человека жить не по совести, а руководствуясь абстрактной теорией.
Призыв следователя: «Станьте солнцем – и вас увидят!», можно считать лейтмотивом проблемы человечности в романе. Возвыситься в сложном мире можно, совершая добрые дела и поступки. Человек рождается для любви, добра и нежности. Человечность – основное качество Сони Мармеладовой. Своей судьбой она доказывает читателю, что нельзя становится жестокой и бессердечной, уступая ударам жизни. Служить людям непросто. Стать идеальной личностью невозможно, но быть человечным и справедливым можно. Проблема, которую поднимает роман, – воспитание истинной гуманности и достижение духовной гармонии с собой и внешним миром.
Нищая Россия
Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.
Для него совершенно ясно, что разрешением этой альтернативы может быть только преступление, ведь право убивать никем не дается; человек может взять это право сам, совершив убийство.
Позже, излагая собственные взгляды следователю Порфирию Петровичу и единственному другу Разумихину, Раскольников утверждает, что «необыкновенная» личность имеет право на «кровь по совести». Герой считает, что можно перешагнуть через жизнь человека, если она мешает осуществлению идеи. Следовательно, эта «необыкновенная» личность, подобно Господу Богу, решает, кому жить и кому не жить. И эта сторона теории героя является преступной.
Наказанием для героя является само совершение убийства. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить состояние героя в этот момент — ужас, отвращение к себе испытывает он. У него «немеют и деревенеют руки», кружится голова.
С момента, когда Раскольников возвращается из квартиры убитых им женщин, начинается новая полоса его внутреннего бытия. Будто пропасть разверзлась между ним и людьми: такое одиночество, такое отчуждение, такую безысходную тоску чувствует он. Достоевский прямо указывает на совершившуюся метаморфозу: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Теперь Раскольников не может жить по-старому. Новые думы, страхи, боли терзают его. Преступить закон жизни — значит, выключить себя из течения жизни. Вот главный итог отчуждения. Содеянное стало непреодолимой преградой между Раскольниковым и окружающими. Он понимает, что преступление сломило его как личность. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» — таков итог преступления героя.
Автор «Преступления и наказания» с редкой смелостью вскрыл внутренние закономерности преступного сознания. Роман предостерегает: преступление — это гибель души, полное ее одиночество, отчуждение от живого мира, вернуться в который можно лишь силой сопротивления человеконенавистническим идеям и действиям.[/sms]
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» носит социально-психологический характер. В данном произведении автором ставятся значимые социальные вопросы, которые волновали людей того времени. Достоевский не даёт готовые ответы на поставленные в романе вопросы, тем самым заставляя читателя глубоко задумываться над ними.
Основное место в романе достаётся бедному студенту Раскольникову, совершившему убийство. Что послужило поводом для совершения этого страшного преступления? Ответ на такой вопрос Достоевский ищет путём тщательного анализирования психологического портрета этого человека.
Преступление Раскольникова стало своеобразной реакцией на условия жизни того времени. Петербург отражает в романе непотребный город, где воцарилась нищета и разврат и повсюду расположены распивочные. В таком мире униженных и оскорблённых рождается преступление. Раскольников так описывал Соне свою «конуру»: «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!!».
Раскольников пытается всячески найти выход из социального дна, хочет понять, как стать «властелином» и возвыситься над «толпой». Раскольникову совсем не хочется приписывать себя к тем людям, которые не способны изменить свою жизнь, в результате, задаваясь вопросом «вошь ли я, как все, или человек», он принимает непростое решение – проверить себя на деле. Я считаю, что в чём-то герой романа был прав, например, в осуждении людей за их бездействие, за то, что они не решаются изменить свою жизнь. Его правда также в том, что он самостоятельно искал путь, который может привести к изменениям к лучшему.
Однако для Раскольникова этот путь стал преступлением. Согласно его теории сверхчеловека, всех людей можно разделить на «обыкновенных» и «необыкновенных». Главный герой считал, что для принесения человечеству пользы «необыкновенные» люди имеют право перешагнуть через большие препятствия, если идеи того потребуют. По мнению Раскольникова, такие люди «должны, по природе своей, быть непременно преступниками». Так он оправдывал преступления, совершённые ради благородных целей.
В своём преступлении Раскольников, конечно, был не прав. В первую очередь, сомнительна была сама теория сверхчеловека. Я считаю, что самое главное заблуждение Раскольникова – это то, что после совершения убийства он не считал его преступлением, искал себе оправдание и не чувствовал своей вины относительно совершённого преступления. Ф. М. Достоевский в своём романе явно осуждает и наказывает такую теорию сверхчеловека.
(330 слов) На момент прочтения первой части романа Достоевского «Преступление и наказание» невольно задаешься вопросом: в чем же интрига произведения, если убийца известен с самого начала? Однако суть вовсе не в том, когда же, наконец, героям станет ясно, кто совершил злодеяние. Смысл социально-философского романа автор прячет в мыслях, поступках и рассуждениях персонажей, поэтому здесь важна каждая строчка.
Мотив преступления главного героя раскрывается в его собственной теории об обыкновенных и необыкновенных людях. Первых, по мнению Раскольникова, большинство, и они становятся жертвами вторых – необыкновенных, которым позволено убивать во имя благой цели. Восторгаясь Наполеоном, Родион решает проверить теорию на себе, и, таким образом, понять, кто же он – «тварь дрожащая или право имеет». Молодой человек рассчитывает, что после убийства старухи-процентщицы – жертвы, по которой и плакать-то никто не станет, его не будет мучить совесть, ведь такие ужасные средства оправдывают благородные намерения – помочь бедным выбраться из нищеты. В итоге Раскольников чуть не сходит с ума. Его состоянием обеспокоены родные и близкие – мать и сестра Дуня, друг Разумихин, Соня Мармеладова и талантливый следователь Порфирий, догадывающийся обо всей ситуации. К концу романа Родион убеждается в том, что раскаяние – лучший выход из этой истории. Страницы романа пропитаны опровержением адской теории, а поведение героя и его сны лишь подтверждают невозможность ее воплощения.