Сочинение егэ на тему чести

11 вариантов

  1. Официальный комментарий:
    В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
    Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
    Методические рекомендации:
    Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, это ситуация, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее.
    Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».
    Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.
    Афоризмы и высказывания известных людей:
    • Ни тщеславием, ни красотой одежд или коней, ни украшением не добывай чести, но мужеством и мудростью.
    Теофраст
    • Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине.
    Р.Роллан
    • Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.
    Апулей
    • Истинная честь не может терпеть неправду.
    Г.Филдинг
    • Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле;
    именно здесь – основа его подлинной чести.
    Мишель де Монтень
    • Не покидайте никогда дороги долга и чести – это единственное, в чем
    мы почерпнем счастье.
    Жорж Луи Леклерк
    Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений
    История русской дуэли XIX века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства. А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.
    Среди дуэлянтов были не редки бретеры – люди, щеголявшие свой готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.
    Такие негативные варианты дуэли изображены в повести А. С. Пушкина «Выстрел». Герой повести Силъвио, «первый буян по армии», ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку. Он кичится своим превосходством и удачливостью, демонстрирует презрение к смерти, ест черешни под дулом пистолета в угоду своему самолюбию. Его цель не убить, а доказать, что он сильный и может властвовать над людьми. Он болен самовлюбленностью и эгоизмом. Оставив за собой выстрел, герой не стал убивать графа, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать. Вопрос о чести, как понимает читатель, даже не стоит – храбрость героя вызывает также сомнение.
    Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина.
    В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал.
    В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Эгоист и злодей загубил невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках недоброжелателей и толкнули на злодейство.
    Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым в романе- эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер искренне доверял старому другу, ввел в свой дом, помог с деньгами, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что глупая, «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены.
    Литературные герои эпохи XIX века вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, ценой которой была сама жизнь.
    Честь как воплощение духовной силы героя
    Для русской литературы характерен очень серьезный и пристальный взгляд на понятие чести и бесчестья. Но понимание чести героями может быть различным. Пример тому – «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
    Петр Андреевич Гринев понимает честь как действие по совести. Основная составляющая его чести – это долг по отношению к императрице, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова.
    А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но, нарушив воинскую присягу, перешел на сторону Пугачева, предал Родину. Он корыстен и труслив, циничен и равнодушен. Ему неведомо благородство.
    Совсем иное понимание чести у Пугачева. Оно держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Именно это узкое понимание чести позволяет Пугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селениях и крепостях, не чувствуя при этом укоров совести, и в то же время помогать Гриневу спасать Машу, помня его доброту в былые времена. «Кто из моих людей смеет обижать сироту?». В разговоре с Пугачевым Гринев признается сам себе, что между малодушием, предательством и верной погибелью делает выбор, продиктованный совестью: «Чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою». Его прямодушие заставит Пугачева искренне восхититься и отпустить героя на все четыре стороны.
    Еще один пример пушкинского произведения – повесть «Дубровский». Старший Дубровский – потомственный дворянин, честь которого исходит из его положения и истории рода, для Троекурова – это богатство и власть. У сына же Дубровского, Владимира, как и у Гринева, главный аспект мотива чести – это долг, в первую очередь, перед отцом, что заставляет его мстить Кириле Петровичу. Позднее долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви, дочери Троекурова.
    Честь, честность… Случайно ли созвучие этих слов с «чисто», «чистота», «чтить»? Честность, как чистота души, незапятнанность репутации – один из аспектов рассматриваемого направления.
    «Но мне порукой Ваша честь, и смело ей себя вверяю», – строки из письма Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», завершающие признание в любви, не просто выражают надежду юной девушки на порядочность и достоинство избранника. В них звучит вера и в то, что честь самой героини не будет поругана. Для Лариной понятие чести, нравственной чистоты – основа мировосприятия. Руководствуясь своим представлением о долге, она остается верна мужу, отвергая любовь Онегина. Пожертвовать любовью возможно, пожертвовать честью нет.
    Герой лермонтовского «Героя нашего времени» Печорин не типичный персонаж, а исключительный. Поэтому и честь Печорина – это честь другая, исключительная. Фактически у Печорина нет чести в традиционном понимании этого слова. Проблески благородства и доброты, временами его осеняющие, вызываются ощущением исключительности собственного предназначения.
    Печорин в некотором роде является предтечей Раскольникова — героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», у которого тоже понятие чести очень личностно и своеобразно. Оно никак не совмещается с общественным пониманием чести, а иногда является и сдерживающим фактором. Раскольников не признает законов общества и хочет жить лишь по собственным. Другое понимание чести у Свидригайлова. Здесь, наоборот, не честь рождает любовь, как у Пушкина в «Капитанской дочке», а любовь возрождает утраченное ранее понятие чести.
    В другом аспекте тема чести раскрывается в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». На примере образа Настасьи Филипповны автор показывает, как может быть поругана человеческая и женская честь. Будучи от природы высоконравственным и чистым существом, героиня стала презирать и ненавидеть себя, хотя во всем случившемся не было ее вины. Можно сказать, что, потеряв свою честь, героиня потеряла свою жизнь.
    Глубоко скорбит Н.В.Гоголь об искалеченной и погибающей душе человека, без чести и совести: “»И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком» («Мертвые души»).
    И невозможно не вспомнить роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну князю Андрею. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Друбецких, Курагиных, Бергов, для которых не существует понятия чести. Не мыслит иного пути для своего сына, кроме пути чести, Николай Андреевич Болконский. Боль, которую принесет известие о смерти князя Андрея, он примет. Но весть о бесчестии… «Мне будет… стыдно!» Задумаемся: стыд страшнее смерти. Для семьи Болконских категория чести, нравственной чистоты основополагающая. Не эта ли чистота делает взгляд княжны Марьи лучистым?
    Другая героиня Толстого, живущая сердцем, искренняя, прямодушная Наташа Ростова однажды оказывается в шаге от бесчестия. Увлечение Анатолем Курагиным, подготовка побега. Почему эта история дана через восприятие Пьера? Именно он видит Наташу злой и жестокой, он же забирает у Анатоля ее письма и заботится о сохранении тайны постыдного поступка. Ему доверяет автор стать спасителем Наташи. Может быть потому, что Петр Кириллович Безухов сам имел несчастье столкнуться с «подлой, бессердечной породой» и обрел силу в противостоянии тому злу и разврату, что сеют вокруг себя Курагины.
    Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев
    – защитника Отечества Кутузова и захватчика Наполеона. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, и убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, как человек чести и высокой нравственности.
    Отнюдь не любовью к Родине (у них просто нет этой любви!) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру, второй старается отличиться, чтобы вернуть себе офицерское звание, затем получать награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями Москве скупает по дешевке вещи. Война, как показывает это Толстой, сурово проверяет человека.
    Антитеза честь-бесчестие в литературе XX века
    В литературе ХХ века особое внимание уделяется военному сословию. Ведь лихолетье революционных смут ударило по нему наотмашь. Что значит остаться честным, как сохранить верность долгу, если вокруг сумятица и хаос? Каждый делает свой выбор. Спасая вверенных ему юнкеров, гибнет Най-Турс. Теперь мы понимаем: неслучайно Алексей Турбин видел полковника во сне в образе Святозарного рыцаря. Словно повинуясь законам рыцарской чести, действует и полковник Малышев, распустивший дивизион: «Своих я всех спас. На убой не послал! На позор не послал!» Николай Турбин считает своим долгом, делом чести рассказать семье Най-Турса о героической смерти полковника и помочь его близким достойно похоронить героя. Как же далеки от них Тальберг («чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»), гетман, штабные офицеры, бросившие Город, и тайно бежавшие трусы. Словно от их имени заявляет «маленький кошмар в крупную клетку» из сна Турбина: «Русскому человеку честь – только лишнее бремя» (М.А. Булгаков «Белая гвардия»).
    Не обходит стороной проблему сохранения чести и литература о Великой Отечественной войне. Стать трусом, обесчестить себя предательством и продолжать с этим жить – такой выбор делает Рыбак. Он соглашается служить полицаем, выбивает опору из-под ног бывшего однополчанина и становится палачом тому, с кем еще вчера сражался плечом к плечу. Он остается жить и вдруг ловит на себе взгляд, полный ненависти. Ненависти к нему, трусу и предателю, бесчестному человеку. Теперь он враг
    – и для людей, и для себя тоже… Судьба лишает Рыбака возможности покончить с собой, он будет жить со своим клеймом бесчестия (В. Быков «Сотников»).
    Честь рода как категория народной нравственности
    Народные представления о чести, правде, достоинстве многие века хранит русский фольклор. Герои русских сказок, совершающие предательство, как старшие братья Ивана-Царевича, неизменно испытывают позор разоблачения. Их прогоняют за пределы царства. Герой, до конца прошедший испытания, не уронив своего достоинства, в итоге получает награду. С древних времен понятие честь в русской культуре является определяющим для оценки человека. Невозможно представить былинных Илью Муромца, Святогора, Микулу Селяниновича вне категории чести. Так, в былине «Илья Муромец и Калин царь» Илья Муромец, заточенный на три года в погребе по приказу князя Владимира, хоть и держит обиду, но в минуту опасности надевает доспехи и идет защищать родную землю от врага. Более того, оказавшись в татарском плену, он не принимает предложения служить Калину. Ведь это значит предать свой народ, обесчестить себя.
    Продолжая фольклорные традиции, древнерусская литература связывает понятие чести с защитой интересов родной земли, своей семьи, своего рода. Так, в «Повести о разорении Рязани Батыем» антитеза «честь и бесчестие» воплощается в образах рязанского князя Федора Юрьевича и «безбожного царя Батыя». Федор Юрьевич принимает смерть, отказавшись отдать Батыю княгиню Евпраксию. Смерть мученическую. Но разве мог он преступить нравственный закон, обесчестить свой род, отдать на поругание жену? Нравственный выбор для героя очевиден. Подвиг чести совершают и вдохновленные князем рязанцы. Пять дней против сменяющих друг друга отрядов завоевателей бьются жители города. Не сдаются, не просят пощады. Не торгуют своей честью.
    Защитником народных представлений о чести и достоинстве является купец Калашников в знаменитой «Песне о купце Калашникове…» М.Ю. Лермонтова. Положив в основу сюжета действительное событие, Лермонтов наполняет его глубоким нравственным смыслом. Калашников выходит биться «за святую правду-матушку», за семейные ценности, за честь. Кто, если не он, должен спасти от бесчестия свою жену. Алена Дмитриевна верна своему мужу, не утаивает своей беды, у него просит защиты от позора.
    Образ купца Калашникова близок к народному идеалу. Так же, как герои народных былин и сказаний, Степан борется за честь и справедливость, отстаивает вечные ценности. Поединок чести развернется перед всем народом. Услышав обвинения купца, Кирибеевич испугался. Он-то вышел потешиться, а предстоит бой насмерть. Степан Парамонович спокоен и готов принять смерть, ведь на кону – честь его семьи, честь рода Калашниковых. Примечательно, что на площади все его братья, готовые вслед за Степаном защищать правду-матушку. Обратим внимание, что первый удар наносит Кирибеевич. Удаль или снова подлость?.. И вот бой окончен. Победитель держит ответ перед царем. Ответ ПО СОВЕСТИ тронул Грозного. Казнили
    Степана Парамоновича «смертью лютою, позорною» и похоронили промеж трех дорог, в безымянной могиле. Совсем не как доброго христианина. Но суд царский разошелся с судом народным. Погребенный как разбойник, купец Калашников стал поистине народным героем.

  2. А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”. Великому композитору Моцарту дан дар свыше. Сальери – труженик, добившийся успеха многолетней работой. Из зависти Сальери решается на не только бесчестный, но и бесчеловечный поступок – он бросает яд в стакан Моцарта. Оставшись наедине, Сальери осмысливает слова Моцарта о несовместимости злодейства и гения. Он плачет, но не раскаивается. Сальери рад, что выполнил “долг”.
    Л.Н. Толстой “Война и мир”. Говоря о бесчестии, невозможно не обратиться к семье Курагиных. Все члены этой семьи безнравственны, преданны лишь деньгам, лишь внешне кажутся патриотами. Стараясь получить хотя бы часть наследства Пьера Безухова, князь Василий решает женить его на своей дочери Элен. Она изменяет честному, преданному, добродушному Пьеру, не испытывая угрызений совести. Анатоль Курагин совершает не менее гадкий поступок: будучи женатым, он привлекает внимание Наташи Ростовой и готовит попытку побега, которая оканчивается неудачей. Читая произведение, мы понимаем, что такие бесчестные люди не могут быть по-настоящему счастливы. Их успехи временны. Истинное счастье получают такие герои, как Пьер Безухов: нравственные, верные своему слову, по-настоящему любящие Родину.
    Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Андрий, сын Тараса Бульбы, предает отца и Родину: не способный противостоять силе любви к полячке, он переходит на сторону врага и сражается против тех, кого совсем недавно считал товарищами. Старый Тарас убивает сына, так как не может простить ему этот бесчестный поступок. Совсем по-другому показывает себя Остап, старший сын Тараса Бульбы. Он сражается с неприятелем до последнего, погибает в ужасных муках, но остается верен своим нравственным принципам.
    А.Н. Островский “Гроза”. Катерина, выросшая в в атмосфере любви и заботы, не может хорошо жить с безвольным мужем и своенравной Кабанихой. Девушка влюбляется в Бориса, это приносит ей и счастье, и горе. Измена Катерины – предательство, которое она не может пережить как человек нравственный. Героиня решается на самоубийство, зная, что совершила тяжкий грех, который не простит и без того ужасное общество. Вряд ли Катерину можно назвать бесчестным человеком, несмотря на совершенный ею поступок.
    М. Шолохов “Судьба человека”. Андрея Соколова, главного героя произведения, не без оснований называют человеком чести. Его лучшие нравственные качества раскрылись на войне, в плену у немцев. Герой сказал правду о работе, которую делают пленные. Кто-то донес на Андрея Соколова, из-за чего его вызвал Мюллер. Немец хотел расстрелять героя, но перед смертью предложил выпить “за победу немецкого оружия”. Андрей Соколов – человек, не способный на такой бесчестный поступок, поэтому он отказался. За свою смерть он выпил, но не закусил, показывая силу духа русского народа. Отказался закусывать он и после второй стопки. Мюллер назвал Соколова достойным солдатом и отпустил с хлебом и куском сала назад. Для Андрея Соколова было делом чести разделить продукты между всеми, несмотря на то, что сам он был очень голоден.
    Н. Карамзин “Бедная Лиза”. Эраст, человек дворянского происхождения, влюбляется в Лизу, обычную крестьянку. Поначалу юноша мечтает оставить свое общество ради их будущего счастья. Лиза не может не верить ему, ее настолько охватывает любовь, что она без сомнений отдается Эрасту. Но ветреный молодой человек проигрывает в карты большую сумму денег, теряет все свое состояние. Он решает жениться на богатой вдове, а Лизе говорит, что уходит на войну. Разве это не бесчестный поступок? Когда Лиза узнает об обмане, Эраст пытается от нее откупиться. Бедной девушке не нужны деньги, она не видит смысла жить и в итоге погибает.
    В. Распутин “Уроки французского”. Молодая учительница Лидия Михайловна преподает французский язык и является классным руководителем главного героя произведения. Когда мальчик приходит в школу побитым, предатель Тишкин рассказывает, что он играет на деньги. Учительница не спешит ругать героя. Постепенно Лидия Михайловна узнает, как трудно живется ребенку: его дом далеко, еды мало, денег не хватает. Учительница пытается помочь, предложив мальчику играть на деньги с ней. С одной стороны, ее поступок является недопустимым. С другой стороны, его нельзя назвать и плохим, ведь он совершен во имя благой цели. Директор узнает о том, что Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, и увольняет ее. Но понятно, что осудить учительницу не за что: кажущийся бесчестным поступок на самом деле несет добро.
    А.П. Чехов “Попрыгунья”. Ольга Ивановна замужем за врачом Осипом Ивановичем Дымовым. Муж ее очень любит. Он много работает, чтобы оплатить увлечения жены. Ольга Ивановна знакомится с художником Рябовским, изменяет мужу. Дымов догадывается об измене, но не подает виду, а старается работать еще больше и упорнее. Отношения Ольги Ивановны и Рябовского заходят в тупик. В этом время Дымов заражается дифтеритом, выполняя свой врачебный долг. Когда он умирает, Ольга Ивановна понимает, насколько бесчестным, безнравственным было ее поведение. Она признает, что потеряла по-настоящему достойного человека.

  3. сочинение ЕГЭ по тексту Д. Гранина о чести
    Автор: Administrator
    03.05.2016 09:38
    Текст
    (1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…
    (5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
    (7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
    (15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.
    (По Д. Гранину)
    Сочинение
    Что такое честь? И может ли устареть понятие чести? Над такими вопросами задумывается Д. Гранин. (абзац не нужен)
    Раскрывая проблему чести, автор размышляет над ее ролью в обществе. Д. Гранин рассказывает о благородном поступке А.П. Чехова, когда Антон Павлович, (Пунктуационная ошибка. Не выделен деепричастный оборот) не думая о себе, защищал достоинство о (и) доброе имя Максима Горького, противопоставляя его несознательному поведению «делового человека», у которого вошло в привычку не отвечать за свои слова . (Речевая ошибка. Слишком большое предложение, теряется смысл, что чему противопоставлено. Лучше разбить на 2 предл.) (в сочинении ЕГЭ требуется 2 аргумента из текста. Следует добавить еще один) Тем самым обращая внимание на то, что многие сейчас пренебрегают этим понятием.
    Автор считает, что оно устареть не может, так как является чувством собственного достоинства, которое дается человеку единожды, при рождении. Но все больше людей в наше время стали пренебрегать этим принципом.
    Я полностью согласна сточкой (орфографическая ошибка. С точкой) зрения автора. Честь – одно из немногих (чего? Речевая ошибка. Можно заменить Честь – одно из главных человеческих достоинств, которое формируется с детства …) , что было у нас с самого детства, и что останется с нами до конца дней.
    «Береги честь смолоду» – (пунктуационная ошибка) такое наставление Петру Гриневу дал его отец в произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». И герой повести всегда старался следовать этому совету. (Можно немного раскрыть, как Петр Гринев сохраняет свои честь и достоинство в трудных жизненных ситуациях)
    А вот чиновники из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» не имеют ни чести , ни чувства собственного достоинства. Ведь они , приняв Хлестокого (Фактическая ошибка. Хлестакова) за настоящего ревизора, всячески пытаются угодить ему, не обращая внимания на его глупость.
    Таким образом, понятие чести никогда не устареет, (знак не нужен) и не будет искажено. Ведь честь- это тот внутренний стержень, тот голос души, который направляет нас на верный путь.

  4. Ни в одном произведении, пожалуй, не уделяется столько внимания чести, как в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Не случайно эпиграфом к нему служит известная пословица о чести смолоду. Честью поверяются в романе все герои. Честь требует проявления в особые минуты, связанные с опасностью. Белогорская крепость захвачена Пугачевым. Капитан Миронов отказывается присягать бунтовщику, он остается верен государыне — и погибает, Гринев намерен поступить так же. Василиса Егоровна как верная жена умирает вместе с мужем. Верен своему долгу и Савельич: с риском для жизни он пытается спасти Петра от расправы самозванца. Маша Миронова также в тяжелых обстоятельствах остается верна своим принципам. Все эти герои заслуживают звания людей чести. Бесчестным, беспринципным человеком можно назвать Швабрина, который легко приспосабливается к обстоятельствам. Не задумываясь, он переходит в стан врага, чтобы спасти свою жизнь.
    Человеком чести можно назвать и Чацкого («Горе от ума» А.С. Грибоедова). Он правдив, его точка зрения не совпадает с общепринятой, но он будет отстаивать ее, потому что убежден в правильности своей позиции. Чацкому не свойственно приспосабливаться, в отличие от Молчалина. Он противостоит невежеству и конформизму фамусовского общества.
    Представление о чести в наши дни довольно размыто. Вопрос репутации мало кого сейчас беспокоит, не считаться с общественным мнением — это теперь правило хорошего тона. Кодекс чести существует еще в военной среде, но есть ли в нем такие строгости, как в былые времена?
    Так что же значит честь? Настоящая честь заключается в верности принципам, в честности перед собой и людьми. В наше время это особенно важно. А приверженность к условностям уже почти никого не беспокоит.

  5. Аргументы для итогового сочинения.
    1. А. Пушкин «Капитанская дочка» ( Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта “невольником чести”. Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.
    В своей повести “Капитанская дочка” Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является . Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).
    2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов – простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным : “Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?” Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: “Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников”. Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.) )
    3. М. Лермонотов. Роман “Герой нашего времени” (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).
    4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести – сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)
    5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).
    6. В.Распутин “Уроки французского”. (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)
    6. А.Пушкин «Капитанская дочка». ( Швабрин – яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: “береги платье снову, а честь смолоду”. Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя. )
    7. Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание” (Раскольников – убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)
    8. Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”. (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)
    9. Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”. (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)
    10. Л.Н.Толстой “Война и мир” (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека).
    Автор: Колодежная Галина Лазаревна.

  6. Многие считают понятие чести устарелым, несовременным… (По Д. Гранину)
    В данном тексте Д. Гранин рассуждает о чести, рассказывает, как и почему А.П. Чехов отказался от звания академика.
    Автора волнует проблема утраты в современном обществе понятия чести.
    Над этим вопросом следует задуматься. Действительно, как редко сейчас услышишь слово «честь». А о чувстве собственного достоинства и говорить нечего. Разве можно считать, что у человека есть такое чувство, если он обманывает, совершает подлые поступки, трусит, думает только о себе и ради своего благополучия пойдёт на всё? А таких людей, особенно среди молодых, много. По мнению автора, такие понятия, как убеждения, принципиальность, не заменят того, что мы называем честью. Человеком чести были Чехов, Короленко, совесть которых не примирилась с тем, что М. Горькому сначала дали звание академика, а потом признали выборы недействительными.
    Автор утверждает, что чувство чести, собственного достоинства устареть не может, что понятие чести «даётся человеку однажды, вместе с именем» и его нужно только беречь.
    «Береги честь смолоду» — эта пословица стала эпиграфом к произведению Пушкина «Капитанская дочка». Его герой, Гринёв, не запятнал своей чести даже тогда, когда ему помогал сам Пугачёв. И на дуэли, и перед лицом смерти, и под арестом он ведёт себя достойно, не роняет чести офицера и дворянина.
    Размышляя над вопросами, поставленными автором в тексте, я задумалась о себе. Могу ли назвать себя человеком чести? Мне трудно ответить на этот вопрос. Я не приучена лгать, стараюсь всегда сдержать данное слово, не делаю зла людям. Я думаю, что честь – это чистая совесть. Поступать по чести – значит жить по совести.
    В заключение хотелось бы сказать, что если бы все люди жили по совести, были людьми чести, то жизнь, наверное, была бы прекрасней.
    Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ (старые версии)
    Перейти к списку: Сочинение ЕГЭ 2020

  7. Что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие? Над этим вопросом задумывается автор данного текста Д. Гранин. Он затрагивает очень важную проблему — проблему сохранения в современном мире понятия «честь».
    Д Гранин считает, что чувство чести — это чувство собственного достоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека. Понятие чести нельзя заменить никакими другими словами. Честь дается человеку однажды. Вместе с именем. Ее нельзя ни возместить, ни исправить, ее можно только беречь.
    Я полностью согласна с точкой зрения автора. Человек создан не только для того, продолжить свой род или построить дом, а для того, чтобы принести в мир и подарить окружающим его людям как можно больше добра и благодеяния. В этом и заключается смысл слов «достоинство» и «честь». Великий мыслитель Аристотель говорил «Честь- это награда, присуждаемая за добродетель».
    Доказательством моей точки зрения служит пример из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Свидригайлов, узнав о мерзком поступке Лужина, разоблачает его. Он считает делом чести раскрыть глаза всем присутствующим на то, что Сонечка Мармеладова не воровка, и что опозорить ее не удастся. В качестве второго доказательства можно привести эпизод, связанный со Второй Мировой войной. Немцы подговорили уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя сопротивления. Его посадили в камеру с арестованным подпольщиком, дав ему задание выведать секретные сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, поняв, что они патриоты, отказался от жалкой роли доносчика, за что и был расстрелян.
    Таким образом, данная проблема актуальна во все времена и это счастье для нас, если есть такие люди, которые не равнодушны к ней. Понятие чести нельзя считать устаревшим, несовременным, так как каждый человек должен обладать определенными принципами, убеждениями, быть верен долгу. Если нас будут окружать честные принципиальные люди, то жизнь вокруг нас станет намного лучше.

  8. Сочинение: Что такое честь?
    Сочинение: Что такое честь?
    Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.
    В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.
    Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.
    В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.
    Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.
    Честь, долг, совесть – эти понятия сейчас уже редко встретишь у людей.
    Что это такое?
    Честь – это ассоциация у меня с армией, с офицерами, которые защищают нашу Родину, а еще люди, которые с честью держат “удары судьбы”.
    Долг – это опять таки наши доблестные защитники отечества, у которых долг защищать нас и нашу Родину, а еще долг может быть у любого человека, например, помочь пожилым людям или более младшим, если те попали в беду.
    Совесть – это то что живет внутри каждого человека.
    Есть люди без совести, это когда можно пройти мимо горя, и не помочь, и внутри ничего не будет мучать, а можно и помочь, и потом спать спокойно.
    Часто между с собой эти понятия связаны. Как правило эти качества нам даются при воспитании.
    Пример из литературы: Война и Мир, Л Толстого. К сожалению, сейчас эти понятия устарели, мир изменился. Редко встретишь такого человека, у которого все эти качества присутствуют.
    Сочинение: Что такое честь? (по тексту Гранина).
    Текст:
    (1) Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия.
    (2) Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений?
    (3) Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность.
    (4) Вместо человека чести – человек принципов…
    (5) Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное увство?
    (6) Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
    (7) Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова.
    (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики.
    (9) В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков.
    (10) Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный.
    (11) Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его.
    (12) А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, ризнаёт это.
    (13) «Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика».
    (14) А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
    (15) Убеждения, конечно, вещь необходимая.
    (16) Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком.
    (17) Оно не подтверждено никаким документом, справкой.
    (18) Просто слово.
    (19) Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека.
    (20) Да мало ли ещё что.
    (21) Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз.
    (22) Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо.
    (23) Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.
    Сочинение:
    Что такое честь? Может ли устареть это понятие?
    В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.
    В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.
    По-моему, с мнением автора нельзя не согласиться. Ведь не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких.
    А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.
    Так А.С. Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи.
    В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.
    Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.
    Но, пока жив человек, жива и честь.
    Банк сочинений ЕГЭ по русскому

  9. Многие считают понятие чести устарелым, несовременным… (По Д. Гранину)
    Автора волнует проблема утраты понятия чести в современном обществе.
    Рассуждая об этой проблеме, Гранин приводит в пример А.П. Чехова и В.Г. Короленко, совесть которых не примирилась с тем, что М. Горькому сначала дали звание академика, а потом признали выборы недействительными. В знак протеста и Чехов, и Короленко отказались от звания академиков. Автор говорит, что они могли бы найти для себя оправдание и не принимать такого решения, но для них этот акт был не только общественным, но и личным, потому что это было делом чести.
    Далее Гранин размышляет о том, что такое слово, данное человеком. «Оно не подтверждается никаким документом, справкой». Есть люди, умеющие сдержать своё слово, а есть те, для которых это пустой звук. Из этих рассуждений автора можно сделать вывод, что только человек чести держит своё слово, а у того, кто впустую даёт обещания, понятие чести отсутствует.
    Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что для Гранина вопросы чести имеют очень большое значение, что даже такие понятия, как убеждения, принципиальность, не заменят того, что мы называем честью.
    Автор утверждает, что не может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, что понятие чести «даётся человеку однажды, вместе с именем» и его нужно только беречь.
    Нельзя не согласиться с такой позицией. Действительно, как редко сейчас услышишь слово «честь». А о чувстве собственного достоинства и говорить нечего. Разве можно считать, что у человека есть такое чувство, если он обманывает, совершает подлые поступки, трусит, думает только о себе и ради своего благополучия пойдёт на всё? А таких людей, особенно среди молодых, много. Размышляя над вопросами, поставленными автором в тексте, я задумалась о себе. Могу ли назвать себя человеком чести? Мне трудно ответить на этот вопрос. Я не приучена лгать, стараюсь всегда сдержать данное слово, не делаю зла людям. Я думаю, что честь – это чистая совесть. Поступать по чести – значит жить по совести.
    В заключение хотелось бы сказать, что если бы все люди жили по совести, были людьми чести, то жизнь, наверное, была бы прекрасней.
    Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ 2020

  10. Обратимся к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». В нём показана история простого русского солдата, даже имя его распространено – Андрей Соколов. Этим автор даёт понять, что герой рассказа – самый обычный человек, которому выпало несчастье жить во время Великой Отечественной войны. История Андрея Соколова типична, но сколько же лишений и испытаний ему пришлось пережить! Однако он с честью и стойкостью перенёс все невзгоды, не потеряв мужество и достоинство. Автор подчёркивает, что Андрей Соколов – самый обыкновенный русский человек, именно этим показывая, что честь и достоинство – неотъемлемые черты русского характера. Вспомним поведение Андрея в немецком плену. Когда немцы, желая развлечься, заставили измученного и голодного пленного выпить целый стакан шнапса, Андрей сделал это. На предложение закусить он мужественно ответил, что русские после первой не закусывают никогда. Тогда немцы налили ему второй стакан, и, выпив его, он так же ответил, несмотря на мучивший голод. И после третьего стакана Андрей отказался от закуски. И тогда немецкий комендант с уважением сказал ему: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат! Я уважаю достойных соперников». С этими словами немец дал Андрею хлеба и сала. И эти угощения тот разделил поровну со своими товарищами. Вот пример, демонстрирующий мужество и честь, которые даже перед лицом смерти русский человек не утратил.
    Вспомним повесть Василия Быкова «Журавлиный крик». Самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик – остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Однако враги не знали этого и готовились нанести удар, собирая лучшие силы. Глечик понимал, что смерть неизбежна, однако он ни на секунду не допустил мысли о побеге, дезертирстве или сдаче в плен. Честь русского солдата, русского человека – вот, что нельзя убить. Он до последнего вздоха готов был защищаться, несмотря на жажду жить, ведь ему было всего 19 лет. Внезапно он услышал крик журавлей, посмотрел в небо, безграничное, бескрайнее, пронзительно живое, и проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Он отчаянно хотел жить. Пусть даже в таком аду, как война, но жить! И вдруг он услышал жалобное курлыканье, вновь взглянул вверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог. Он был обречён. Злоба овладела героем, невыразимое желание жизни. Но он сжал в руке единственную гранату и приготовился к своей последней битве.
    Приведённые аргументы красноречиво подтверждают постулат, заявленный в нашей теме – даже перед лицом неминуемой смерти у русского человека невозможно отнять честь и достоинство.

  11. (1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность.
    Показать весь текст
    Сочинение
    К сожалению, на сегодняшний день становится все меньше людей, способных отвечать за каждый свой поступок, способных ценить и уважать данное однажды слово. В данном тексте Даниил Александрович Гранин поднимает актуальную проблему чести.
    Автор, обращаясь к теме, заостряет наше внимание на её актуальности и в противопоставление нынешнему поколению людей приводит в пример случай из жизни А.П. Чехова, наиболее ярко описывающий характер по-настоящему честных в первую очередь с самими собой личностей того времени. Антон Павлович, узнав о том, что правительство аннулировало избрание М. Горького в почетные академики, столкнулся с сильным внутренним противоречием: с одной стороны, он лично сердечно поздравил своего друга-писателя, а, с другой, будучи академиком, он, следуя логике, поддерживает подобное решение правительства. Единственным правильным для себя решением писатель избрал сложение с себя почетного звания. Даниил Александрович делает акцент на том, что это было важно в первую очередь для самого Антона Павловича, для его внутреннего состояния: он не мог обманывать самого себя и, к примеру, как поступают многие, найти себе оправдание. Автор подводит нас к мысли о том, что понятие чести нельзя подменять понятием «принципиальность», как и нельзя ассоциировать честь лишь с популярными некогда дуэлями, тем самым все больше углубляясь в абсурдную мысль о том, что это понятие «нынче не применимо».
    Даниил Александрович считает, что честь – это не что иное, как «сугубо личное нравственное чувство», внутренний ориентир человека, характеризующийся желанием быть нравственно чистым, честным по отношению и к окружающим, и к самому себе. Это чувство нельзя заработать или потерять – оно дается человеку вместе с именем, его можно лишь сберечь.
    Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что понятие чести нельзя сравнивать с принципиальностью, манерностью, честолюбием и надменной гордыней, потому что в них нет места искренности по отношению к своим поступкам, в них нет места рефлексии и угрызениям совести, трезвому ответу за данное обещание. А это является одним из главных составляющих понятия чести, о чем, к сожалению, постепенно стали забывать.
    Этим свойством характера обладает главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов, несмотря на обстоятельства, несмотря на собственное изнеможение, как духовное, так и физического, до последнего готов был отстаивать собственную честь. Когда Миллер сказал ему выпить и поесть за победу фашистских войск, герой отказался и выбрал смерть, и посчитал это единственным правильным решением, потому что не мог предать свою страну и, в первую очередь, себя. Миллер оценил подобный поступок, а наш герой, получив от него немного еды, предпочел разделить её между другими пленниками, просто потому что не мог поступить иначе, съесть все самому было бы бесчестно.
    Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Петр Гринев, также является человеком чести, и это чувство ярче всего проявляется у него на почве любви. Будучи еще совсем молодым, герой не смог не отблагодарить путника за помощь заячьим тулупом, также не смог не вернуть проигранный долг – для него это было даже не принципом, Петр действовал душой и понимал, что так поступить будет правильно для него самого. Позже герой яростно защищает честь Марии, своей возлюбленной, на дуэли, щадит несчастного Швабрина и отказывается повиноваться Пугачеву даже перед лицом смерти. Безусловно, подобные поступки раскрывают в нем настоящего дворянина, человека чести и достоинства.
    Таким образом, можно сделать вывод, что понятие чести не может устареть априори, так как оно является, являлось и будет являться внутренним нравственным ориентиром человека. Но, к сожалению, нынешние реалии таковы, что честь перестали по-настоящему ценить, а это является губительным пробелом, ведь вместе с честью со временем могут обесцениться и такие понятия как совесть, благонравие, нравственность и доброта, а допустить это нельзя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *