Сочинение–рассуждение по тексту С.Кокориной» Исходный текст:
(1) Образование… (2) Это слово имеет великое множество определений. (3) Существует мнение, что образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. (4) Прошлое – это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывался в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5) Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. (6) Будущее – это надежды, выраженные разными способами. (7) В основании такой мечты – образцы культуры. (8) Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества – момент освоения им культуры. (9) И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа». (10) Может быть, в само слово образование и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создает сам человек. (11) Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.
(12) Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? (13) Каждый решает для себя. (14) Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».
(По С.Кокориной) Сочинение – рассуждение:
Наверное, любой из нас хотя бы изредка задумывался о своём образовании. Что же такое образование? Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл. Передо мной текст С.Кокориной, в котором она тоже затрагивает проблему понимания сущности образования.
Обозначенная автором проблема очень актуальна в наше время. О ней пишут в газетах, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги. Отталкиваясь от мнения, что «образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры», автор анализирует каждый этап и приходит к выводу, что человек получает образование «с младенчества», с самого рождения он постигает мир и учится взаимодействовать с ним.
Позиция С.Кокориной понятна: вслед за психологом Лэндретом она считает, что «образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».
Я не могу не согласиться с мыслями автора. Действительно, не каждого человека, получившего какой-то объём знаний, можно назвать образованным. Например, известный литературный герой Митрофанушка из комедии Д.Фонвизина «Недоросль» учится, госпожа Простакова нанимает ему разных учителей. Но такое образование – это лишь дань моде и требование времени, а сам Митрофан учиться не хочет.
Грамотный специалист в любом деле – это всесторонне развитая личность. Такие люди никогда не останавливаются на достигнутом, стремятся к самореализации. Они могут применять свои знания на практике. Вспомним, например, Штольца из романа И.Гончарова «Обломов». Его действительно можно назвать образованным человеком. Он использует на практике полученный в университете багаж знаний. Штольц – активный человек, грамотный, у него тонкий вкус и хорошие манеры.
В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный мной текст С.Кокориной ещё раз заставил меня задуматься о большой разнице между понятиями «получить образование» и «быть образованным».
Зависит ли духовность человека от его культуры поведения, образованности? И что такое жить духовной жизнью? Именно такие вопросы возникают после прочтения текста С.Соловейчик.
Автор, задаваясь этими вопросами, поднимает проблему духовности человека. «Что это значит – духовная жажда?»- пишет он. Какими качествами обладает человек, живущих духовной жизнью, и какова она, эта жизнь,- об этом размышляет Соловейчик.
Автор пишет о том, что «даже самые развитые люди» неправильно понимают, что значит жить духовой жизнью. Публицист показывает, какими качествами обладает по-настоящему духовный человек, а какие «критерии» являются ложными.
По мнению автора, «духовная жизнь человека- это его собственное стремление к высокому…». Под «высоким» Соловейчик подразумевает правду, добро. Однако люди, «способные любить и надеяться» – бездуховны, если они «не могут, не хотят выйти за круг бытовых забот». У духовного человека «бесконечные желания», которые никогда не исчерпают себя.
Трудно не согласиться с автором. Неправильно принимать походы в театр и чтение книг за по-истинному духовную жизнь.
Примером может послужить жизнь Ольги Дымовой, героини рассказа Антона Павловича Чехова «Попрыгунья». Жена прекрасного врача занималась и живописью, и музыкой, посещала всевозможные концерты и выставки. Но в этом человеке нет духовности. Женщина не видит красоту души даже своего мужа, говорит о его таланте, на самом деле ничего не зная о работе Осипа Дымова.
Духовным, безусловно, может быть человек и не имеющий высокого уровня образования, но «жаждущий правды», стремящийся к добру, ценящий красоту. Таким человеком является Егор Полушкин, герой романа Бориса Львовича Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Полушкин имел бесконечное стремление к красоте: он видел её и в природе, и в людях. Герой по-настоящему добрый человек, доброте он учит и сына Кольку. Свою духовность плотник мог выразить и в деле: удивительные фигуры и узоры он вырезал из дерева.
Итак, духовность человека не определяется уровнем образования или количеством прочитанных книг. Она заключается в стремлениях человека, в его жажде высокого, бесконечного. Добавил: HotaruTomoe
В данном тексте рассматривается одна из важнейших проблем, волновавших человечество во все времена: что есть духовность, что есть духовный человек. Принято считать, что духовный, интеллигентный человек – это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги. И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?
Мне кажется, не совсем. «Духовность – это собственное стремление человека», – читаем мы у С. Соловейчика. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам. Значит, он будет выбирать «настоящие» произведения, искренние, те, которые несут добро, веру, надежду, любовь. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными.
Кроме того, духовность не так тесно связана с добротой, трудолюбием, честностью, искренностью, как может показаться на первый взгляд. Есть честные и добрые люди, которые не задумываются о своем духовном развитии, которых не мучает «духовная жажда». Они живут, довольствуясь тем, что есть, больше ничего не желая.
Духовная жажда, по мнению автора текста, неутолима. Духовно развитый человек обречен на вечные поиски, стремления, муки. И в этом он находит и свое счастье, и свое несчастье, свою радость и свое страдание.
Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы. Главной для себя ее считал А.П. Чехов. В своем рассказе «Ионыч» он показал нам псевдодуховных людей. Это семья Туркиных, самая «культурная» семья города, куда попал молодой доктор Старцев. Мать семейства, Вера Иосифовна, писала романы, в которых затрагивала проблему народа, актуальную для интеллигенции конца 19 века. Но эти романы были бездарны, а темы, описываемые в них, нисколько не волновали героиню.
Дочь Туркиных, Котик, мнила себя великой пианисткой, хотя играла плохо, трудно, через усилия. Она занималась искусством не ради искусства, а ради славы, успеха, карьеры, которые ей могла принести игра на фортепиано. Глава семейства развлекал гостей шутками, которые слышал еще в молодости. Все это говорит о мнимой духовности этих людей. А также о бездуховности города, в котором семья Туркиных считалась эталоном, примером для подражания и восхищения.
Бездуховен и сам Старцев, постепенно из перспективного молодого человека превращающийся в пошлого стяжателя Ионыча.
Духовность и бездуховность – основная проблема всего творчества Л.Н. Толстого. В его произведениях мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова – одна из главных героинь романа-эпопеи «Война и мир». Эта девушка не задумывалась о своем развитии, не изучала гипотезы и теории, не «мудрствовала лукаво». Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью.
Конечно, Наташа совершала много ошибок, на ее пути было много соблазнов. Но вечное стремление к «доброте, красоте и правде» спасало ее, выводило на правильный путь. В итоге Ростова нашла себя, свое счастье. Но, я уверен, путь ее духовного развития на этом не закончился.
Духовность – важнейшая категория для оценки человека. Вокруг нее существует множество проблем, вопросов, споров. И однозначного ответа нет и не может быть…
«Величие души должно быть свойством всех людей», — утверждал римский философ-историк Сенека. В самом деле, ничто не может быть более значимо для человека, чем достижение им подлинных духовных высот. Это заметил и С. Соловейчик, который в своей статье поднимает проблему истинного содержания понятия духовности.
По мнению автора, духовность – это не только наличие у человека качественного образования и хороших манер. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что подлинное духовное развитие не имеет временных рамок, не может являться конечной целью человека, а должно сопровождать его на протяжении всей жизни. «Бесконечно стремление к добру, неутомима жажда правды, ненасытен голод по красоте» — в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
Я полностью разделяю позицию автора о том, что человеку нужно заботиться не только о внешних проявлениях своей культуры, но и о своем духовном облике. Моя точка зрения находит подтверждение на примере героини рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». Ольга Ивановна, несмотря на стремление к развитию своих способностей, заботе о внешнем облике, желание окружить себя талантливыми людьми, забывает о самом важном, что должно быть у человека – о своей духовности. Поэтому и её картины, и отношения с другими людьми лишены подлинной духовной глубины и ценности.
Самого же главного человека в своей жизни, чувства которого к ней были искренними, преисполненными добротой и чуткостью, она так и не разглядела.
Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».
Человека всегда будет интересовать то, какое впечатление он производит на окружающих, достаточно ли он образован, хороши ли его манеры. Однако, следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать о развитии своих душевных качеств.
В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности.
Несомненно, эта проблема высоконравственная. В 21 век, век информационных технологий, она актуальна, как никогда. Цитируя А.С. Пушкина, С.Соловейчик пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия «духовная жизнь».
Автор считает, что синонимом духовности в некоторой степени является интеллигентность – не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека. С.Соловейчик доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. Духовность – это стремление к чему-то высокому, выходящему за рамки обыденной жизни.
Я согласна с автором в его определении «духовности». По-моему, сила духа – это и есть основа духовной жизни. «Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости… Образование и искусство для него – лишь способ укрепить собственную веру в вечные ценности, тяга к знаниям – ответ его духовным стремлениям. Люди же, лишённые этого нравственного стержня (силы духа), видят в книгах, театре, кино только способ весело провести время, к чему-то большему они не стремятся. А зачем?
В подтверждение своих слов хочу упомянуть героев романа Е. Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, являлся математиком. Но умом всё и ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?
А вот Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.
Пока существуют вот такие Алёшки в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к истине, добру, вере… Нужно только попытаться выйти за круг бытовых забот и подумать о чём-то большем…
Оценка работы
Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном сочинении Итого
К1
Формулировка проблемы исходного текста
1
есть
1
К2
Комментарий к проблеме
2
есть
2
К3
Отражение позиции автора
1
есть
1
К4
Своё мнение и его аргументация
3
есть
3
К5
Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения
2
есть
2
К6
Точность и выразительность речи
2
есть
2
К7
Орфография
3
0 ошибок
3
К8
Пунктуация
3
1 ошибка
2
К9
Соблюдение языковых норм
2
1 ошибка
2
К10
Соблюдение речевых норм
2
0 недочётов
2
К11
Соблюдение этических норм
1
есть
1
К12
Фактологическая точность
1
есть
1 Всего: 23 22
Практикум
Грамотность
К7. Соблюдение орфографических норм
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился…
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…
(С. Соловейчик)
Сочинение о проблеме духовности
Проблема духовности — из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь. Казалось бы, все давно решено. Но в том и заключается особенность нравственных вопросов, что ответы на них каждый человек находит сам, даже если другим все ясно и понятно.
Так и С. Соловейчик обратился к «вечной» проблеме духовности. Раскрывая суть этого понятия, он вначале проанализировал те явления, которые с духовностью нередко путают. А ведь ее следует отличать от культуры поведения или образованности, с одной стороны, и от трудолюбия, незлобивости характера — с другой. Позиция автора такова: жизнь людей одухотворяется «бесконечным» стремлением к добру, правде и красоте.
Мне близка точка зрения, высказанная в данном тексте. По моему мнению, духовность или бездуховность человека определяется тем, ради чего он совершает поступки, какие желания руководят им. Об этом свидетельствуют многие жизненные факты, в правильности такой позиции убеждает и читательский опыт.
Одно из доказательств верности данного суждения можно обнаружить в «вечной книге» — Библии. У Екклесиаста написано: «Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается». Следовательно, уже тысячелетия назад люди осознавали важность «бесконечных стремлений» в духовной жизни.
И наконец, аргумент, подтверждающий мою точку зрения, подсказывает история. В фашистской Германии, как мы знаем, на военных предприятиях добросовестно трудились рабочие и инженеры, в концлагерях — врачи и медсестры, а среди нацистов было немало ценителей красоты, грабивших музеи на завоеванных территориях и увозивших домой шедевры искусства. Бездуховность этих людей становится понятной после анализа их стремлений.
Безусловно, жизнь еще не раз поставит перед нами вопрос о том, что такое подлинная духовность, в чем она проявляется в новую эпоху. Мнение С. Соловейчика кажется мне точным и емким, вобравшим в себя многовековую мудрость человечества.
Сочинение–рассуждение по тексту С.Кокориной»
Исходный текст:
(1) Образование… (2) Это слово имеет великое множество определений. (3) Существует мнение, что образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. (4) Прошлое – это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, который постепенно складывался в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5) Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. (6) Будущее – это надежды, выраженные разными способами. (7) В основании такой мечты – образцы культуры. (8) Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества – момент освоения им культуры. (9) И этот момент должен быть красив, как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но и не может быть без образа». (10) Может быть, в само слово образование и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создает сам человек. (11) Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.
(12) Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? (13) Каждый решает для себя. (14) Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».
(По С.Кокориной)
Сочинение – рассуждение:
Наверное, любой из нас хотя бы изредка задумывался о своём образовании. Что же такое образование? Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл. Передо мной текст С.Кокориной, в котором она тоже затрагивает проблему понимания сущности образования.
Обозначенная автором проблема очень актуальна в наше время. О ней пишут в газетах, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги. Отталкиваясь от мнения, что «образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры», автор анализирует каждый этап и приходит к выводу, что человек получает образование «с младенчества», с самого рождения он постигает мир и учится взаимодействовать с ним.
Позиция С.Кокориной понятна: вслед за психологом Лэндретом она считает, что «образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».
Я не могу не согласиться с мыслями автора. Действительно, не каждого человека, получившего какой-то объём знаний, можно назвать образованным. Например, известный литературный герой Митрофанушка из комедии Д.Фонвизина «Недоросль» учится, госпожа Простакова нанимает ему разных учителей. Но такое образование – это лишь дань моде и требование времени, а сам Митрофан учиться не хочет.
Грамотный специалист в любом деле – это всесторонне развитая личность. Такие люди никогда не останавливаются на достигнутом, стремятся к самореализации. Они могут применять свои знания на практике. Вспомним, например, Штольца из романа И.Гончарова «Обломов». Его действительно можно назвать образованным человеком. Он использует на практике полученный в университете багаж знаний. Штольц – активный человек, грамотный, у него тонкий вкус и хорошие манеры.
В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный мной текст С.Кокориной ещё раз заставил меня задуматься о большой разнице между понятиями «получить образование» и «быть образованным».
Зависит ли духовность человека от его культуры поведения, образованности? И что такое жить духовной жизнью? Именно такие вопросы возникают после прочтения текста С.Соловейчик.
Автор, задаваясь этими вопросами, поднимает проблему духовности человека. «Что это значит – духовная жажда?»- пишет он. Какими качествами обладает человек, живущих духовной жизнью, и какова она, эта жизнь,- об этом размышляет Соловейчик.
Автор пишет о том, что «даже самые развитые люди» неправильно понимают, что значит жить духовой жизнью. Публицист показывает, какими качествами обладает по-настоящему духовный человек, а какие «критерии» являются ложными.
По мнению автора, «духовная жизнь человека- это его собственное стремление к высокому…». Под «высоким» Соловейчик подразумевает правду, добро. Однако люди, «способные любить и надеяться» – бездуховны, если они «не могут, не хотят выйти за круг бытовых забот». У духовного человека «бесконечные желания», которые никогда не исчерпают себя.
Трудно не согласиться с автором. Неправильно принимать походы в театр и чтение книг за по-истинному духовную жизнь.
Примером может послужить жизнь Ольги Дымовой, героини рассказа Антона Павловича Чехова «Попрыгунья». Жена прекрасного врача занималась и живописью, и музыкой, посещала всевозможные концерты и выставки. Но в этом человеке нет духовности. Женщина не видит красоту души даже своего мужа, говорит о его таланте, на самом деле ничего не зная о работе Осипа Дымова.
Духовным, безусловно, может быть человек и не имеющий высокого уровня образования, но «жаждущий правды», стремящийся к добру, ценящий красоту. Таким человеком является Егор Полушкин, герой романа Бориса Львовича Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Полушкин имел бесконечное стремление к красоте: он видел её и в природе, и в людях. Герой по-настоящему добрый человек, доброте он учит и сына Кольку. Свою духовность плотник мог выразить и в деле: удивительные фигуры и узоры он вырезал из дерева.
Итак, духовность человека не определяется уровнем образования или количеством прочитанных книг. Она заключается в стремлениях человека, в его жажде высокого, бесконечного.
Добавил: HotaruTomoe
В данном тексте рассматривается одна из важнейших проблем, волновавших человечество во все времена: что есть духовность, что есть духовный человек. Принято считать, что духовный, интеллигентный человек – это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги. И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?
Мне кажется, не совсем. «Духовность – это собственное стремление человека», – читаем мы у С. Соловейчика. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам. Значит, он будет выбирать «настоящие» произведения, искренние, те, которые несут добро, веру, надежду, любовь. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными.
Кроме того, духовность не так тесно связана с добротой, трудолюбием, честностью, искренностью, как может показаться на первый взгляд. Есть честные и добрые люди, которые не задумываются о своем духовном развитии, которых не мучает «духовная жажда». Они живут, довольствуясь тем, что есть, больше ничего не желая.
Духовная жажда, по мнению автора текста, неутолима. Духовно развитый человек обречен на вечные поиски, стремления, муки. И в этом он находит и свое счастье, и свое несчастье, свою радость и свое страдание.
Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы. Главной для себя ее считал А.П. Чехов. В своем рассказе «Ионыч» он показал нам псевдодуховных людей. Это семья Туркиных, самая «культурная» семья города, куда попал молодой доктор Старцев. Мать семейства, Вера Иосифовна, писала романы, в которых затрагивала проблему народа, актуальную для интеллигенции конца 19 века. Но эти романы были бездарны, а темы, описываемые в них, нисколько не волновали героиню.
Дочь Туркиных, Котик, мнила себя великой пианисткой, хотя играла плохо, трудно, через усилия. Она занималась искусством не ради искусства, а ради славы, успеха, карьеры, которые ей могла принести игра на фортепиано. Глава семейства развлекал гостей шутками, которые слышал еще в молодости. Все это говорит о мнимой духовности этих людей. А также о бездуховности города, в котором семья Туркиных считалась эталоном, примером для подражания и восхищения.
Бездуховен и сам Старцев, постепенно из перспективного молодого человека превращающийся в пошлого стяжателя Ионыча.
Духовность и бездуховность – основная проблема всего творчества Л.Н. Толстого. В его произведениях мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова – одна из главных героинь романа-эпопеи «Война и мир». Эта девушка не задумывалась о своем развитии, не изучала гипотезы и теории, не «мудрствовала лукаво». Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью.
Конечно, Наташа совершала много ошибок, на ее пути было много соблазнов. Но вечное стремление к «доброте, красоте и правде» спасало ее, выводило на правильный путь. В итоге Ростова нашла себя, свое счастье. Но, я уверен, путь ее духовного развития на этом не закончился.
Духовность – важнейшая категория для оценки человека. Вокруг нее существует множество проблем, вопросов, споров. И однозначного ответа нет и не может быть…
«Величие души должно быть свойством всех людей», — утверждал римский философ-историк Сенека. В самом деле, ничто не может быть более значимо для человека, чем достижение им подлинных духовных высот. Это заметил и С. Соловейчик, который в своей статье поднимает проблему истинного содержания понятия духовности.
По мнению автора, духовность – это не только наличие у человека качественного образования и хороших манер. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что подлинное духовное развитие не имеет временных рамок, не может являться конечной целью человека, а должно сопровождать его на протяжении всей жизни. «Бесконечно стремление к добру, неутомима жажда правды, ненасытен голод по красоте» — в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
Я полностью разделяю позицию автора о том, что человеку нужно заботиться не только о внешних проявлениях своей культуры, но и о своем духовном облике. Моя точка зрения находит подтверждение на примере героини рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». Ольга Ивановна, несмотря на стремление к развитию своих способностей, заботе о внешнем облике, желание окружить себя талантливыми людьми, забывает о самом важном, что должно быть у человека – о своей духовности. Поэтому и её картины, и отношения с другими людьми лишены подлинной духовной глубины и ценности.
Самого же главного человека в своей жизни, чувства которого к ней были искренними, преисполненными добротой и чуткостью, она так и не разглядела.
Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».
Человека всегда будет интересовать то, какое впечатление он производит на окружающих, достаточно ли он образован, хороши ли его манеры. Однако, следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать о развитии своих душевных качеств.
В данном тексте автор поднимает проблему человеческой духовности.
Несомненно, эта проблема высоконравственная. В 21 век, век информационных технологий, она актуальна, как никогда. Цитируя А.С. Пушкина, С.Соловейчик пытается настроить читателя на серьёзный разговор, чтобы доходчиво и последовательно объяснить истинное значение понятия «духовная жизнь».
Автор считает, что синонимом духовности в некоторой степени является интеллигентность – не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека. С.Соловейчик доказывает нам: посещение театров и выставок, чтение книг не есть духовная жизнь. Духовность – это стремление к чему-то высокому, выходящему за рамки обыденной жизни.
Я согласна с автором в его определении «духовности». По-моему, сила духа – это и есть основа духовной жизни. «Духовный человек» находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости… Образование и искусство для него – лишь способ укрепить собственную веру в вечные ценности, тяга к знаниям – ответ его духовным стремлениям. Люди же, лишённые этого нравственного стержня (силы духа), видят в книгах, театре, кино только способ весело провести время, к чему-то большему они не стремятся. А зачем?
В подтверждение своих слов хочу упомянуть героев романа Е. Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, являлся математиком. Но умом всё и ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?
А вот Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.
Пока существуют вот такие Алёшки в книгах и в реальной жизни, человечество будет тянуться за ними к истине, добру, вере… Нужно только попытаться выйти за круг бытовых забот и подумать о чём-то большем…
Оценка работы
Критерий
За что начисляются баллы?
Максимально
В данном
сочинении
Итого
К1
Формулировка проблемы исходного текста
1
есть
1
К2
Комментарий к проблеме
2
есть
2
К3
Отражение позиции автора
1
есть
1
К4
Своё мнение и его аргументация
3
есть
3
К5
Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения
2
есть
2
К6
Точность и выразительность речи
2
есть
2
К7
Орфография
3
0 ошибок
3
К8
Пунктуация
3
1 ошибка
2
К9
Соблюдение языковых норм
2
1 ошибка
2
К10
Соблюдение речевых норм
2
0 недочётов
2
К11
Соблюдение этических норм
1
есть
1
К12
Фактологическая точность
1
есть
1
Всего:
23
22
Практикум
Грамотность
К7. Соблюдение орфографических норм
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился…
(3)Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4)Что это значит — духовная жажда?
(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…
(С. Соловейчик)
Сочинение о проблеме духовности
Проблема духовности — из тех, которые встают перед человечеством вновь и вновь. Казалось бы, все давно решено. Но в том и заключается особенность нравственных вопросов, что ответы на них каждый человек находит сам, даже если другим все ясно и понятно.
Так и С. Соловейчик обратился к «вечной» проблеме духовности. Раскрывая суть этого понятия, он вначале проанализировал те явления, которые с духовностью нередко путают. А ведь ее следует отличать от культуры поведения или образованности, с одной стороны, и от трудолюбия, незлобивости характера — с другой. Позиция автора такова: жизнь людей одухотворяется «бесконечным» стремлением к добру, правде и красоте.
Мне близка точка зрения, высказанная в данном тексте. По моему мнению, духовность или бездуховность человека определяется тем, ради чего он совершает поступки, какие желания руководят им. Об этом свидетельствуют многие жизненные факты, в правильности такой позиции убеждает и читательский опыт.
Одно из доказательств верности данного суждения можно обнаружить в «вечной книге» — Библии. У Екклесиаста написано: «Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается». Следовательно, уже тысячелетия назад люди осознавали важность «бесконечных стремлений» в духовной жизни.
И наконец, аргумент, подтверждающий мою точку зрения, подсказывает история. В фашистской Германии, как мы знаем, на военных предприятиях добросовестно трудились рабочие и инженеры, в концлагерях — врачи и медсестры, а среди нацистов было немало ценителей красоты, грабивших музеи на завоеванных территориях и увозивших домой шедевры искусства. Бездуховность этих людей становится понятной после анализа их стремлений.
Безусловно, жизнь еще не раз поставит перед нами вопрос о том, что такое подлинная духовность, в чем она проявляется в новую эпоху. Мнение С. Соловейчика кажется мне точным и емким, вобравшим в себя многовековую мудрость человечества.
Что такое духовность и бездуховность? Каковы проявления бездуховности? Есть ли рецепт от бездуховности? Над этой проблемой рассуждает в своей статье Анатолий Добрович — прозаик и поэт, литературный критик, врач и психолог.
Эту проблему можно отнести к разряду вечных. Человечество давно размышляет над вопросом: что есть духовность? Что определяет нравственность человека и его поступки? Последнее время тема духовности стала особенно интенсивно обсуждаться и в СМИ, и в художественной литературе. Все последующие поколения всегда упрекали молодёжь в бездуховности. При этом в понятие бездуховности каждый вкладывает свой смысл, подразумевая невоспитанность, отсутствие образования, хотя это далеко не так.
А. Добрович поднимает актуальные нравственные проблемы, а духовность — категория нравственная. Автор не даёт однозначного ответа на вопрос, что такое духовность, однако приводит много примеров бездуховности. Позиция автора заключается в том, что абсолютно бездуховных людей нет, либо это большая редкость.
Я с ним полностью согласна, ведь в каждом человеке, пусть даже и глубоко в душе, есть что-то светлое и доброе.
По мнению автора, бездуховность проявляется в отношениях между людьми тогда, когда человек не хочет поставить себя на место другого. Очень важно понять и принять человека.
А. Добрович считает, что рецепта от бездуховности нет…
Я согласна с позицией автора. Духовность – важнейшая категория для оценки человека. Вокруг нее существует множество проблем, вопросов, споров. И однозначного ответа нет и не может быть…
Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы. Духовность и бездуховность – основная проблема всего творчества Л.Н. Толстого. В его произведениях мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова – одна из главных героинь романа-эпопеи «Война и мир». Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью.
Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.
Это хорошо показал А.Солженицына в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…
Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитани , и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.
Валерия Гумовская ©