Сочинение егэ на тему фамилия

8 вариантов

  1. (1) Фамилия! (2) Удивительное всё-таки это слово… (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века. (5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, её носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря — порою её даже трудно заподозрить.
    (8) Человеческие фамилии — вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает — недоброжелатели превращают её в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.
    (12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьёзные, характерные имена в своих тетрадях… (14) В чём тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.
    (17) Писатель Н. Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л. Андреева (пока он был молод и ещё не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, — всерьёз сетовал Андреев, — что имя моё решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое «Андреев»? (21) Даже запомнить нельзя…»
    (22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, — писал он. — (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: «Немецкая булочная Розанова». (25) Ну, так и есть: все булочники — Розановы, следовательно, все Розановы — булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии…»
    (27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»… (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут… (29) Но читаешь это — и диву даёшься!(По Л. Успенскому*)
    *Лев Васильевич Успенский (1900—1978) — русский писатель, прозаик, филолог. Автор книг «Слово о словах», «Ты и твоё имя».

  2. Предложу на суд критиков малых литературных жанров вот такой план и тезисы сочинения:
    I.Введение. Фамилия – что это и зачем она нужна.
    II.Роль фамилии:
    1.В школе.
    2.На работе:
    а)при устройстве;
    б)в коллективе;
    в)при увольнении;
    III.Заключение.
    Каждый человек имеет фамилию. Хочет он этого или не хочет. Так как без фамилии он будет неразличим в учебных заведениях, не получит паспорта в паспортном столе и не сможет зайти спокойно в загс.
    Учась в школе, мы уже имеем фамилию. Поскольку, если бы её не было, как бы мы подписали дневник, тетради и альбом для рисования? Да, бывает, что за фамилию дразнят. Зато нас отличают от других учеников, а наше прозвище является чем-то уникальным. Например, если в школе уже есть “Бегемотик“, то нас бегемотиком уже не назовут. Даже если наша фамилия – Бегемотиков.
    На работе фамилия ещё важнее. Так как, глядя на неё, начисляется заработная плата. Иванову – 3 тысячи, Петрову – 5 тысяч, а Сидорову – 20 тысяч рублей (это просто для примера). Начальник уже знает: Сидоров работает старательно, не опаздывает, не пьёт. А вот с Ивановым – случается, и нередко. Ему пока хватит и трёх. Не то пропьёт же все свои двадцать!
    Не фамилия красит нас. А фамилию красим мы.

  3. Раздаточный материал для 11 класса
    Готовимся к экзаменам. Учимся на чужих ошибках.
    Задание.
    1. Внимательно прочитайте предложенный текст, а затем ученическую работу.
    2. Поработайте экспертами: оцените сочинение в соответствии с критериями проверки и оценки задания части С ЕГЭ. Отметьте все виды содержательных, речевых недочетов, а также грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки. Подсчитайте итоговый балл.
    3. Проверьте себя. В ответах дается подробный анализ работы с точки зрения содержания и грамотности, шкала оценивания, итоговый балл. Допустимое расхождение с ответом: не более 2 баллов по критериям, не более 7 баллов от итогового результата.
    4. Запишите исправленный вариант сочинения. Старайтесь максимально сохранить авторский текст и стиль. Проверьте себя. В отредактированной работе внесенные исправления, изменения и дополнения выделяются жирным шрифтом.
    ТЕКСТ
    (1) Фамилия! (2) Удивительное все-таки это слово… (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.
    (5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, ее носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря – порою ее даже трудно заподозрить.
    (8) Человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает – недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.
    (12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях… (14) В чем тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.
    (17) Писатель Н.Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л.Андреева (пока он был молод и еще не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, – всерьез сетовал Андреев, – что имя мое решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое “Андреев”? (21) Даже запомнить нельзя…»
    (22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, – писал он. – (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: “Немецкая булочная Розанова”. (25) Ну, так и есть: все булочники – Розановы, следовательно, все Розановы – булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии…»
    (27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»… (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут… (29) Но читаешь это – и диву даешься!
    (По Л.Успенскому)
    Сочинение по тексту Л.Успенского
    Влияет ли фамилия человека на отношение к нему? Играет ли она важную роль в жизни каждого человека? Над этими интересными вопросами размышляет Л.В. Успенский, писатель и филолог.
    Стремление убедить читателя, «заразить» своими мыслями проявляется в построении текста. В самом начале автор обращает наше внимание на то, что фамилия появляется не просто так, а «применительно к каким-то временным обстоятельствам». Успенский подчеркивает, что фамилии привлекают писателей: великие мастера литературы всегда стремятся подобрать такие, которые будут отражать характер и поступки того или иного героя. В конце автор говорит о людях, для которых фамилия сыграла важную роль. Такое построение текста придает выводам и размышлениям Успенского глубину и выразительность.
    Писатель считает, что «человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая». Они могут «огорчать и радовать», «нравиться и внушать отвращение», «быть предметом досады и гордости». Часто бывает так, что фамилия определяет отношение к «новому лицу», поэтому должно пройти время, чтобы «человек это впечатление изменил или опроверг».
    С мнением Успенского трудно не согласиться. Действительно, фамилия, подобно одежде, может сформировать мнение окружающих. Не зря большинство писателей придумывают «говорящие» фамилии. Фамилия каждого героя несет определенную идейно-стилистическую нагрузку в произведении. Так, у Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» она соотнесена с латинским словом «молва». Этим автор подчеркивает важные черты героя – он зависим от мнений общества и любит разносить слухи.
    Не могу не вспомнить Н.В. Гоголя, который так виртуозно нарекает своих героев «говорящими» фамилиями. Это и Хлестаков, мастер безудержного, «хлесткового» вранья, и ТяпкинЛяпкин, главная черта которого небрежность, и многие другие.
    Таким образом, фамилия – это не просто «удивительное слово», которое связано с рождением человека, но и история его семьи, его рода. Зачастую она формирует неправильное мнение о человеке, но каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его. Все в наших силах.
    (282 слова)
    ОТВЕТЫ
    ОТРЕДАКТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ
    Какую роль в жизни каждого человека играет его фамилия? О чем она может рассказать? Над этими интересными вопросами размышляет Л.В. Успенский, писатель и филолог, известный по книгам «Слово о словах», «Ты и твое имя».
    В самом начале текста мы узнаем, что фамилия появляется на свет не просто так, а «применительно к каким-то временным обстоятельствам». Успенский говорит, что фамилия тесно связана с историей конкретного рода и что это эта связь с течением времени постепенно ослабевает.
    Автор размышляет о характере взаимоотношений фамилий и их носителей, рассказывая о том, что известного писателя Л.Андреева огорчала распространенность, безликость его фамилии, что знаменитому философу В. Розанову его фамилия в молодости была «удивительно противна».
    Л.Успенский считает, что «человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая». Они могут «огорчать и радовать», «нравиться и внушать отвращение», «быть предметом досады и гордости». Часто бывает так, что фамилия определяет отношение к «новому лицу», поэтому должно пройти время, чтобы «человек это впечатление изменил или опроверг».
    С мнением Успенского трудно не согласиться. Действительно, фамилия, подобно одежде, может формировать мнение окружающих (Или: Действительно, не только «по одежке», но и по фамилии «встречают».) Недаром существует юридическое право сменить фамилию, если ее неблагозвучие слишком досаждает человеку.
    Пристальный интерес человечества к феномену фамилии отразился и в художественной литературе. С эпохи классицизма известны «говорящие» фамилии, способные охарактеризовать образ персонажа.
    Так, у Фамусова, героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», она соотнесена с латинским словом «молва». Этим автор подчеркивает важные черты героя: он зависим от мнения общества и любит разносить слухи.
    Не могу не вспомнить Н.В. Гоголя, который так виртуозно наделяет своих героев «говорящими» фамилиями. Это и Хлестаков, мастер безудержного, «хлесткового» вранья, и Ляпкин-Тяпкин, главная черта которого – халатное, безответственное отношение к делу, и многие другие.
    Таким образом, фамилия – это не просто «удивительное слово», которое связано с рождением человека, с историей его семьи, его рода. Зачастую она формирует ложное представление о человеке, но каждый должен стремиться к тому, чтобы его фамилия звучала «гордо». Все в наших силах!
    (?280 слов)
    АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ  ПО ТЕКСТУ Л.УСПЕНСКОГО
    (В СООТВЕТСТВИИ С УТВЕРЖДЕННЫМИ КРИТЕРИЯМИ)
    № Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы

    Критерии оценивания ответа на задание С1
    Баллы
    I. СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ
    К1
    Формулировка проблем исходного текста
    Экзаменуемый в принципе верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
    Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы,
    Однако, исходя из содержания работы, думается, необходимо внести некоторые уточнения (см. отредактированный текст)
    1
    К2
    Комментарий к сформулированной проблеме
    исходного текста
    1
    Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но не совсем полно. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.
    Однако есть некоторые недочеты.
    1.Анализ структуры исходного текста является лишним, т.к. не соответствует поставленной задаче, не способствует ясному всестороннему освещению выбранной проблемы.
    2. В комментарии нужно сказать о происхождении фамилий, отразить отношение к своим фамилиям выдающихся деятелей науки и искусства, т.к. этого требует дальнейший текст сочинения
    К3
    Отражение позиции автора исходного текста
    Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
    Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет
    1
    К4
    Аргументация экзаменуемым собственного мнения
    по проблеме
    Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись с его позицией. Приведено 3 аргумента: 2 – из художественной литературы и 1 из личных наблюдений (в последнем предложении текста).
    2 аргумента из художественной литературы являются однотипными, поэтому можно было ограничиться примером из какого-либо одного произведения.
    Аргумент, связанный с личным опытом учащегося, оформленный как вывод следует расширить, чтобы он стал полновесным аргументом.
    Например, таким образом: «…каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его». Никому сейчас не придет в голову каламбурить по поводу фамилий известного русского адвоката Ф.Плевако или видного государственного деятеля царской России И.Н. Дурново. «Все в наших силах!»
    3
    II. РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ
    К5
    Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.
    В работе нет нарушений абзацного членения текста.
    Допущена 1 логическая ошибка: в выводе содержится мысль, отсутствующая в основной части работы, – о том, что фамилия связана с историей рода, семьи человека
    1
    К6
    Точность и выразительность речи
    Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
    2
    К10
    Соблюдение речевых норм
    Допущены 1 речевая ошибка и 1 речевой недочет.
    1) Нарушена лексическая сочетаемость:
    (…придает выводам и размышлениям Успенского глубину и выразительность).
    2) В тексте много раз повторяется слово мнение (см.4 и последний абзац).
    Необходимо использовать синонимы, например, точка зрения, представление
    2
    К11
    Соблюдение этических норм
    Этические ошибки в работе отсутствуют 1
    1
    К12
    Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
    Допущена 1 фактическая ошибка: Главная черта [характера Ляпкина-Тяпкина] – небрежность. На самом деле в образе Ляпкина-Тяпкина Гоголь высмеивает недобросовестное отношение к своим служебным обязанностям
    Общее количество баллов за всю письменную работу
    (К1–К12)
    18

  4. Роль фамилии в жизни человека — вот проблема, над которой рассуждает Э. Успенский.
    Этот общественно значимым вопpoc изучается наукой ономастикой, которая доказывает, что имена и фамилии людей есть часть истории народа. В них отражается быт, верования, чаяния, фантазии и художественное творчество нации, ее исторические контакты.
    Автор считает, что имена и фамилии — вещь хитрая и тонкая. Наличие их играет в жизни людей, куда большую роль, чем кажется. Фамилии могут огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости.
    Я не разделяю точку зрения автора. В наше время от фамилии человека ничего не зависит. Не зря в народе говорили: «Хоть горшком назови — только в печку не ставь».
    Недавно в газете «Аргументы и факты» рассказывалась история умных и талантливых учителей из глухого села. Всю жизнь они носили фамилию Дураковых, а вот перед выходом в жизнь единственного сына решили фамилию поменять. Были Дураковы — стали Дубовы. Но ничего эта смена фамилии их сыну не дала: еле–еле окончил институт, головокружительной карьеры не сделал, семью сохранить не смог… Так что не фамилия, а сам человек делает свою судьбу!
    Об этом же так лирично пишет А. С. Пушкин в стихотворении «Что в имени тебе моём»:
    Что в имени тебе моём?
    Оно умрет, как шум печальный
    Волны, плеснувшей в берег дальний,
    Как звук ночной в лесу глухом.
    Лучше, на мой взгляд, не скажешь!

  5. Текст:
    (1) Фамилия! (2) Удивительное все-таки это слово… (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным
    обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века. (5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, ее носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря – порою ее даже трудно заподозрить.
    (8) Человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает – недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг. (12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях… (14) В чем тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.
    (17) Писатель Н.Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя, Л.Андреева (пока он был молод и еще не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, – всерьез сетовал Андреев, – что имя мое решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое “Андреев”? (21) Даже запомнить нельзя…(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, – писал он. – (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: “Немецкая булочная Розанова”. (25) Ну, так и есть: все булочники – Розановы, следовательно,
    все Розановы – булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии…» (27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам,
    токарям и пекарям»… (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот даже в пушкинской «Полтаве» упомянут… (29) Но читаешь это – и диву даешься!
    (По Л.Успенскому*)
    Сочинение:
    Влияет ли фамилия человека на отношение к нему? Играет ли она важную роль в жизни каждого человека? Над этими интересными вопросами размышляет Л.В. Успенский, писатель и филолог. Стремление убедить читателя, «заразить» своими мыслями проявляется в построении текста. В самом начале автор обращает наше внимание на то, что фамилия появляется не просто так, а «применительно к каким-то временным обстоятельствам». Успенский подчеркивает, что фамилии привлекают писателей: великие мастера литературы всегда стремятся подобрать такие, которые будут отражать характер и поступки того или иного героя. В конце автор говорит о людях, для которых фамилия сыграла важную роль. Такое построение текста придает выводам и размышлениям Успенского глубину и выразительность.
    Писатель считает, что «человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая». Они могут «огорчать и радовать», «нравиться и внушать отвращение», «быть предметом досады и гордости». Часто бывает так, что фамилия определяет отношение к «новому лицу», поэтому должно пройти время, чтобы «человек это впечатление изменил или опроверг».
    С мнением Успенского трудно не согласиться. Действительно, фамилия, подобно одежде, может сформировать мнение окружающих. Не зря большинство писателей придумывают «говорящие» фамилии. Фамилия каждого героя несет
    определенную идейно-стилистическую нагрузку в произведении. Так, у Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» она соотнесена с латинским словом «молва». Этим автор подчеркивает важные черты героя – он зависим от мне
    ний общества и любит разносить слухи. Не могу не вспомнить Н.В. Гоголя, который так виртуозно нарекает своих героев «говорящими» фамилиями. Это и Хлестаков, мастер безудержного, «хлесткового» вранья, и Тяпкин-
    Ляпкин, главная черта которого небрежность, и многие другие.
    Таким образом, фамилия – это не просто удивительное слово», которое связано с рождением человека, но и история его семьи, его рода. Зачастую она формирует неправильное мнение о человеке, но каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его. Все в наших силах.
    (282 слова)

  6. Роль фамилии в жизни человека — вот проблема, над которой рассуждает Э. Успенский.
    Этот общественно значимым вопpoc изучается наукой ономастикой, которая доказывает, что имена и фамилии людей есть часть истории народа. В них отражается быт, верования, чаяния, фантазии и художественное творчество нации, ее исторические контакты.
    Автор считает, что имена и фамилии — вещь хитрая и тонкая. Наличие их играет в жизни людей, куда большую роль, чем кажется. Фамилии могут огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости.
    Я не разделяю точку зрения автора. В наше время от фамилии человека ничего не зависит. Не зря в народе говорили: «Хоть горшком назови — только в печку не ставь».
    Недавно в газете «Аргументы и факты» рассказывалась история умных и талантливых учителей из глухого села. Всю жизнь они носили фамилию Дураковых, а вот перед выходом в жизнь единственного сына решили фамилию поменять. Были Дураковы — стали Дубовы. Но ничего эта смена фамилии их сыну не дала: еле-еле окончил институт, головокружительной карьеры не сделал, семью сохранить не смог. Так что не фамилия, а сам человек делает свою судьбу!
    Об этом же так лирично пишет А. С. Пушкин в стихотворении «Что в имени тебе моём»:
    Что в имени тебе моём?
    Оно умрет, как шум печальный
    Волны, плеснувшей в берег дальний,
    Как звук ночной в лесу глухом.
    Лучше, на мой взгляд, не скажешь!

  7. Сочинение пишется по определенному плану:
    1. Вступление
    2. Постановка проблемы (вопрос, которым задается автор)
    3. Комментарий к проблеме (что мы знаем об этой проблеме-актуальность, значение в общественной жизни, воспитательная роль)
    4. Позиция автора (к какому выводу автор приводит читателя)
    5. Ваша позиция (согласие с позицией автора)
    6. Литературный аргумент
    7. Любой другой аргумент
    8. Заключение
    Вступление (2-4 пр-ия) – это тема вашего сочинения. Во вступлении может быть названа и проблема текста.
    1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
    2) О необходимости … знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… – это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
    3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
    4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
    Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
    5) Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. «(цитата),» – так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
    6) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
    7) (Риторический вопрос ). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
    8) (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
    9) Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
    10) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
    11) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .
    12) «…,» – в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .
    Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…
    13) В тексте  (ф.и.о.) поднимаются важные  (актуальные, злободневные) проблемы современности (нашего времени, нашего общества). Проблема…, …, … Почему…? Чем объяснить…? Может ли…? Эти непростые (сложные) вопросы задаёт автор и пытается найти на них ответ.
    14) (Вопросы) Эти вопросы невольно задаёшь себе, когда читаешь текст….
    Для формулировки проблемы исходного текста:
    Как определить проблему в предложенном тексте?
    Проблема – это вопрос, которым задается автор. Чтобы правильно обозначить проблему, нужно ответить на вопрос: что хотел сказать автор текста. Например, если, прочитав текст, мы говорим, что автор хотел показать, как сильно, бескорыстно родители любят своих детей, то проблема в тексте: сила родительской любви
    – философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления;
    – социальные проблемы касаются устройства и жизни общества;
    – политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп;
    – экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды
    – нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.
    Проблема (какая?) Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая.
    Проблема (чего?) Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека.
    Что писать
    1)В предложенном для анализа тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему…
    2) В данном тексте {указываем автора} волнует проблема…
    3) Данный текст посвящён проблеме …
    4) В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему…
    5) В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах …)
    6) Автор размышляет над проблемой…
    7) Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
    8) Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой…
    9) Волнующую всех нас проблему… поднимает {указываем автора}.
    10) Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, – это…
    11) Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}.
    12) Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
    13) В центре внимания автора проблема…
    14) В тексте (ФИО автора в р.п) поднимается проблема
    15) (ФИО автора в им.п) предлагает своим читателям задуматься над проблемой
    16) Что такое долг (честь , благородство, интеллигентность и т.п) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.
    Для комментирования проблемы: (где вы увидели в тексте эту проблему, применить элементы пересказа)
    1) Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, чем это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}
    2) Эта социальная (нравственная, философская, политическая, экологическая) проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, возникла не сейчас. Но особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
    3) Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
    4) Данная социальная (нравственная, философская, политическая, экологическая) проблема имеет многовековую историю.
    5) Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
    6) Автор обращает наше внимание на…
    7) И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать.
    8) Чтобы мы поняли насколько важны проблемы, поднятые в тексте, автор рассказывает нам о … (что заставило автора задуматься над…)
    Автор (Что делает?) Отмечает, описывает, подчёркивает, останавливается на, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассказывает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу.
    Для отражения позиции автора:
    Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приводит автор текста.
    Авторская позиция проявляется в следующих моментах: отношения автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам.
    Позицию автора можно определить, ответив на следующие вопросы (для художественного теста):
    • Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
    • Как относятся к герою окружающие его персонажи?
    • Автор осуждает или одобряет поведения героя?
    Даже если автор прямо не говорит о своём отношения к герою, а герой поступает , с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорей всего, автор думает так же, как и вы.
    1) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
    2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …
    3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
    4) Автор считает, что…
    5) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
    6) Автор подводит читателя в выводу о том, что …
    7) Автор убеждает нас в том, что…
    8) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
    9) Автор текста прямо не формулирует главную мысль, прочитав текст, приходишь к выводу, что…
    Автора тревожит (беспокоит, волнует)…
    Как и большинство из нас, автор считает, что…
    Автор осуждает/одобряет поступок(и) героя(ев)
    Симпатии автора на стороне (кого)
    Автор разделяет мнение (кого)
    Автор искренне восхищён (огорчён) (чем)
    Автор приводит нас к выводу о том, что
    Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
    Рассказывая о… автор обращает наше внимание на…, призывает нас к…, заставляет задуматься над… Для него важно…
    Для выражения своего мнения:
    1) Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как…
    2) Я согласен с… в том, что…
    3) С мнением автора трудно не согласиться, так как…
    4) Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых…
    5) Общеизвестно, что… Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что… Мне кажется / представляется…
    Для аргументации собственной позиции:
    -Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
    -Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на свой читательский (жизненный) опыт.
    – из читательского опыта
    1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …
    2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …
    3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.
    4)  В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика отечественной (зарубежной) литературы…
    5) Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…
    6) В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…
    7) Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…
    – с использованием жизненного опыта:
    1) Как часто приходится сталкиваться с …
    2) Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?
    3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как …
    4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) …
    5)Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…
    – из зрительского опыта
    1) Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) .
    2) Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи
    Для заключения
    1) Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .
    2) «…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этой цитате).
    3) Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
    4) (Использование цитаты) «…,» – писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
    5) Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
    6) Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…»
    Шаблон
    Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать.
    Автор предстает умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… . И с его мнением трудно не согласиться.
    Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что…. . А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями …
    Это можно доказать следующим образом…
    Подтверждением сказанному может послужить ещё один аргумент.
    (Фамилия, имя, отчество) в своём тексте поднял очень важную проблему, и я искренне благодарен ему за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
    (в шаблоне 116 слов)
    Ещё шаблон для текста о каком-то случае из жизни великого человека
    Великий художник, писатель, …, учёный… Великие люди оставили свой след в истории человечества благодаря своим открытиям, произведениям, озарениям. Но не меньшее значение имеет и нравственный облик этих людей. Они стали для нас образцом благородства, человечности, высокой нравственной требовательности. Проблема высокой миссии (писателя, поэта…) ставится в тесте …
    Автор рассказывает эпизод, который произошёл (где? с кем?). (Пересказ в 2х-3х пр-ях) Этот поступок (писателя, художника) показал всем окружающим, что…
    Автор текста прямо не формулирует главную мысль, прочитав текст, приходишь к выводу, что… С этим трудно не согласиться.
    Справедливость авторской позиции доказывает и сама жизнь. (первый аргумент)
    (2ой аргумент)
    Эти примеры красноречиво доказывают мысль, выраженную в тексте (фамилия, имя, отчество), о том, что подлинный Творец несёт Свет не только своими произведениями, но и в своими поступками.
    (в шаблоне 106 слов)
    Шаблон самый элементарный
    … -так формулирует автор основную проблему текста.
    Эта проблема актуальна и сейчас, так как…. Автор приводит очень интересные сведения (доказательства, факты) о… ИЛИ  Проблема, представленная автором, носит не абстрактный характер. Её рано или поздно приходится решать каждому из нас на сложном жизненном пути.
    Автор убеждает читателя в том, что… ИЛИ Автор не бесстрастный созерцатель: то, о чём он пишет, волнует его душу, он не скрывает свои эмоции. Каждое слово текста наполнено… чувством. ИЛИ Автор считает, что…  Он не скрывает своего восхищения (негодования, удивления) по поводу того, что…
    Безусловно, нельзя не признать правоту (фамилия, имя, отчество): … ИЛИ С позицией автора трудно не согласиться.
    Достаточно привести такой пример …ИЛИ Это можно доказать следующим образом…
    Подтверждением сказанному может послужить ещё один аргумент.
    Прочитав текст, начинаешь понимать, что решение этих вопросов зависит от личного выбора каждого человека. ИЛИ Действительно, мало говорить о.. Надо, чтобы каждый человек осознал свою ответственность перед… ИЛИ Данный текст заставил меня задуматься о…

  8. Текст №12

    > Реальный ЕГЭ-2019

    Текст №11

    > Реальный ЕГЭ-2019

    Текст №10

    > Реальный ЕГЭ-2019

    Текст №9

    > Реальный ЕГЭ-2019

    Текст №8

    > Реальный ЕГЭ-2019

    Текст №7

    > Реальный ЕГЭ-2019

    Текст №6

    > Реальный ЕГЭ-2019

    Текст №5

    > Реальный ЕГЭ-2019

    Текст №4

    > Реальный ЕГЭ-2019

    Текст №3

    > Реальный ЕГЭ-2019

    Текст №2

    > Реальный ЕГЭ-2019

    Текст №1

    > Реальный ЕГЭ-2019

    Примеры сочинений

    >

    Сочинения по текстам досрочного ЕГЭ 2019

    >

    Сочинение 36. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 35. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 34. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 33. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 32. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 31. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 30. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 29. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 28. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 27. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 26. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 25. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 24. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 23. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 22. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 21. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 20. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 19. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 18. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 17. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 16. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 15. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 14. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 13. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 12. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 11. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 10. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 9. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 8. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 7. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 6. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 5. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 4. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 3. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 2. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько

    Сочинение 1. Сборник ЕГЭ-2019

    > Типовые экзаменационные варианты. 36. И.П. Цыбулько
    Следующая страница >
    1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *