Сочинение егэ на тему гуманизма

4 варианта

  1. Образец сочинения
    Гуманизм – вот центральная проблема, которую ставит в тексте известный советский писатель Константин Симонов.
    Сколько существует человечество, столько и идут рядом эти моральные категории: человеколюбие и жестокость, доброта и злоба. «Гуманизм – это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций…» – писал А.Н.Толстой.
    Автор, участник Великой Отечественной войны, писатель, создавший незабываемые военные полотна, преклоняется перед подвигом югославской старухи Марии Джокич. Голодная, ослабленная, оглушённая взрывом старая вдова считает своим долгом похоронить русского солдата. Её не пугают ни выстрелы, ни разрывы мин…Самое дорогое, что было у женщины, восковая свеча, хранившаяся у неё со дня свадьбы, была воткнута в изголовье могилы советского воина и зажжена вдовой.
    Я вслед за автором склоняю голову перед героиней К.Симонова.
    Поступок югославской вдовы напомнил мне историю русской женщины Марии, героини повести В.Закруткина “Матерь человеческая”, которая не только повторила подвиг Марии Джокич, но и в нравственном плане превзошла её. В одном из подвалов сожжённой родной деревни она нашла раненого немецкого солдата. Первое желание женщины было убить его, убить потому, что немцы безжалостно уничтожили её мужа, сына, угнали в рабство всех односельчан, но сердце матери, доброе сердце женщины, не позволили Марии сделать этого. Она ухаживала за немецким солдатом и, когда тот умер, оплакивала его, как собственного сына.
    В мировой истории есть масса подобных примеров. Вспомним Анри Дюнана, обыкновенного швейцарского предпринимателя, который был потрясён результатом страшного побоища, устроенного войсками Наполеона. Он поднял на помощь раненым всех местных жителей. «Все мы братья», – кричал Анри, помогая и итальянцам, и французам. Позже Анри Дюнан организовал Всемирную организацию Красного Креста и Красного Полумесяца, оказывающую помощь нуждающимся и в наши дни.
    Таким образом, гуманизм жил и живёт в душах добрых людей…

  2. Проблемы тематики гуманизм, человечность и бесчеловечность
    Проблема гуманного отношения к людям.
    Проблема жестокости к животным.
    Проблема бесчеловечности общества.
    Утверждающие тезисы на тему гуманизма и человечности
    Человек для человека — высшая ценность.
    Человек ценен сам по себе уже потому, что он родился.
    В человеке природой уже заложены человечность и стремление к свободе.
    Утверждая достоинство человека, гуманизм не возвеличивает его, не обожествляет.
    Гуманизм и высокомерие несовместимы.
    Гуманизм не может быть светским или религиозным.
    Гуманизм един и для верующих, и для неверующих.
    Гуманизм верующего ограничен, так как его человечность очерчена рамками религиозного, божественного.
    Главное в гуманизме — не только забота о человеке и любовь к человеку, а уважение к человеку.
    Жизнь — священна, и каждый, покушающийся на неё, должен знать: убивающий других — убивает себя.
    Цитаты
    Коль горе чужое тебя не заставит страдать, Возможно ль тебя человеком тогда называть?
    (Саади)
    Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадёт, никто не протянет ему руку.
    (Саади)
    Будьте человеком прежде всего и больше всего.
    Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью.
    (В. Гюго)
    Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.
    (Саади)
    Ранимы жалостью высокие сердца, Участье к слабому — не слабость храбреца.
    (П. Корнель)
    Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.
    (Ф. Достоевский)
    Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
    (Конфуций)
    Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной,
    Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой.
    (Н. Некрасов)
    Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!
    (Н. Некрасов)
    Пословицы и поговорки по теме гуманности и человечности
    Не гони коня кнутом, а гони овсом.
    Все любят добро, да не всех любит оно.
    Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
    Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
    Жизнь дана на добрые дела.
    Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
    Верная указка — не кулак, а ласка.

    Аргументы по теме гуманизм, человечность и бесчеловечность

    И. С. Тургенев «Муму»
    Проблема бесчеловечного отношения к живому существу очень остро поставлена в повести И. С. Тургенева «Муму». Писатель с глубоким чувством описывает странную дружбу одинокого глухонемого дворника Герасима и маленькой собачки.
    Рассказывая о драматической судьбе Герасима, И. Тургенев протестует против помещичьей тирании, против тех, кто не признавал в крепостном человека. И отношение к животному является в повести индикатором человеческой сущности.
    Трогательная любовь Герасима к Муму, скрасившей его безрадостное существование, заканчивается тем, что Герасим собственными руками топит собаку в реке.
    Современному читателю трудно понять такую рабскую покорность, такое смирение, но поведение Герасима определено выработанной веками привычкой покоряться господской воле.
    Жестокость барыни, её чёрствость, бездушие и эгоизм создают яркий контраст по сравнению с добро той и человечностью простого крестьянина. Однако и в нём человеческие силы добра дремали до последнего трагического момента.
    Только душевное потрясение, которое он пережил, пробуждает в нём скрытую искру протеста и толкает на самовольный уход в деревню. Повесть «Муму» вызывала в своё время не только чувство жалости и сочувствия к судьбе крепостных крестьян, но и заставляла, по словам А. И. Герцена, «дрожать от бешенства при изображении этого тяжёлого, нечеловеческого страдания».
    Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
    Проблеме человеческого отношения к ближним посвящено стихотворение великого русского поэта
    Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин». Поэт с глубоким чувством пишет о предназначении человека служить ближним, о том, чтобы все свои силы, мысли и способности человек отдавал на благо обществу. И неважно, обычный ты человек или поэт, служитель искусства или сторонник разума и точных наук.
    Главное для человека — это всё-таки любовь к людям. Именно эта любовь делает душу человека богаче, ярче, красивее.
    Будь гражданин! служа искусству, Для блага ближнего живи,
    Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви…
    Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
    В очерке Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» дан пример бесчеловечного, жестокого отношения к человеку. И самое страшное, что коварство и жестокость воплотила в себе женщина, пусть малообразованная, неграмотная, лишённая каких-либо привлекательных душевных качеств, нравственной основы, но всё-таки женщина, главным предназначением которой является дарить жизнь.
    Катерина Измайлова, изменившая богатому мужу с любимым, смазливым работником Сергеем, убивает и мужа, и свёкра, и наследника мужа — его маленького сына Федю. Чем можно оправдать такую жестокость, если даже собственный, ещё не рождённый ребёнок не остановил эту женщину? Но слепая, извращённая любовь леди Макбет всё-таки была вызвана какими-то человеческими чувствами, пусть чудовищными, страшными, жестокими.
    Сергей же, ради которого Катерина пошла на убийства, всегда руководствовался в жизни только выгодой и корыстным расчётом. Катерина преступила основной закон нравственности. Дремавшие в ней звериная простота, бездуховность, ограниченность превратили её в преступницу.
    Но ведь этими же качества были присущи и Сергею, который быстро вычеркнул её из своей жизни. Писатель словно подводит читателя к мысли о том, что направленные против человечности чувства, такие как месть, обида, стремление к наживе или желание самоутвердиться, могут привести к трагедии для самого человека.
    Г.Н. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»
    В книге Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» показаны разные характеры, судьбы, жизненные ситуации. На примере собачьей судьбы писатель рисует разных людей — добрых, злых, равнодушных.
    Трогательная и пронзительная история о собаке по кличке Бим — преданном и верном друге своего хозяина — поднимает проблему человечности и доброты, чувств, которые живут в сердце далеко не каждого представителя человеческой расы.
    Одни помогают собаке, другие — предают, травят, убивают. Помня отношение хозяина, Бим доверчиво идёт к людям и страдает из-за людской злобы.
    В. Железников «Чучело»
    В повести В. Железникова «Чучело» перед читателем встают проблемы жестокости, насилия и зла. Откуда же и почему возникают в людях эти качества? Что руководит людьми, причиняющими зло ближнему или природе? Героиня повести Лена Бессольцева отличалась от своих одноклассников умением любить, сочувствовать, переживать. Это воспитал в ней дедушка, который всегда был рядом. Именно он помог девочке выстоять и не сломаться, даже когда от насмешек и обид было очень страшно и больно. Жестокость подростков по отношению к своему ровеснику дошла до того, что они устроили ей бойкот, а затем совершили страшное деяние: сожгли на костре чучело, изображавшее Лену.
    Горько звучат слова героини: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди». Что же имела в виду Лена Бессольцева? И права ли она? Конечно, права: её ровесники бедны не только по образу жизни, но и по своим душевным качествам: отсутствие интересов, примитивные развлечения и пустое времяпрепровождение сочетаются с грубостью, равнодушием к чужой беде, завистью и жестокостью.
    И всё-таки ровесники Лены — Железная Кнопка, Рыжий, Лохматый и другие, устроившие испытания девочке, получили урок на всю жизнь. Повесть В. Железникова «Чучело» наполнена искренностью и болью, в ней читателю дан урок нравственности и человечности, урок, так необходимый подросткам, живущим в мире жестокости и зла.
    Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»
    Проблему жестокости взрослого человека поднимает Ю. Яковлев в рассказе «Он убил мою собаку». Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Мальчик полон заботы о беззащитном существе, поэтому он не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку, ведь собаку уже выгоняли и предать её ещё раз значит проявить немыслимую жестокость и бесчеловечность.
    Но самое страшное потрясение испытывает ребёнок, когда отец подзывает доверчивого пса и стреляет ему в ухо. Жестокость отца убила в ребёнке веру в добро, в справедливость. Герой возненавидел отца, но самое страшное то, что он потерял веру.
    Р. Брэдбери «Карлик»
    В небольшом рассказе Р. Брэдбери «Карлик» проблема жестокости людей выражается через бессердечие хозяина аттракциона Ральфа, подменившего зеркало, в которое приходил смотреться карлик: его утешало, что в отражении карлик видит себя стройным, высоким и красивым.
    Подмена зеркала вызвала страдания маленького человека, карлик с болью бежит от напугавшего зрелища, но эти страдания только развлекают хозяина аттракциона. Искусно описанная Р. Брэдбери жестокость Ральфа сродни садизму, его и бездушие вызывает ненависть не только к Ральфу, но и ко всем, кто действует против природы и добра.
    Омар Хайям
    Противопоставляя зло добру, великий персидский философ, учёный и поэт в своих мудрых стихах обращается к читателю с убедительными словами не предавать самого себя, свою личность, не творить зло, не совершать недостойных поступков.
    Поэт очень логично выстраивает свои рассуждения о приоритете добра, о важности сохранения гуманного, человеческого отношения к людям:
    Не делай зла — вернётся бумерангом, Не плюй в колодец — будешь воду пить, Не оскорбляй того, кто ниже рангом,
    А вдруг придётся что-нибудь просить. Не предавай друзей, их не заменишь, И не теряй любимых — не вернёшь, Не лги себе — со временем проверишь, Что ложью сам себя ты предаёшь.

  3. Гуманизм — понятие огромное, всеобъемлющее. И все же, на мой взгляд, найти соответствующее русское слово не так уж и сложно. Человечность — вот что определяет его значение. Человечность должна воспитываться в нас с самого раннего детства, человечности учат нас многие мудрые книги. В их числе и роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
    Истинная гуманность автора проявляется во всем, а главное — в необыкновенном знании людей и их психологии. Толстой знает человека, кажется, полностью. Оттого и огромен размах проникновения автора в читательское сердце. Гуманизм в романе на многих уровнях: от размышлений об ужасе войны и до горячей линейки, которую Наташа приложила к своей руке. Ведь народ и личность в романе Толстого практически неразрывны: нет личности вне народа. Вот почему огромное внимание уделяет автор судьбе не только героев, но и всей России. Тем более, что речь идет о тяжелом военном времени.
    В описании войны — наиболее яркие проявления толстовского гуманизма. Вспомним, чем была война для писателей-романтиков начала XIX века, хотя бы для Дениса Давыдова. И вдруг — совершенно иной взгляд. Толстой показывает самые страшные, самые омерзительные стороны войны. Не слава, не мужество и достоинство — кровь и слезы на первом плане у писателя. Он показывает перевязочный пункт и страдания людей. А Бородинскую битву — поворотную точку в ходе Отечественной войны 1812 года — мы видим глазами Пьера Безухова, — человека, ничего в войне не понимающего. И, смотря на происходящее с его точки зрения, еще отчетливее видим все ужасы войны.
    Но не только военная тематика в романе «Война и мир» несет в себе человечность. Не меньше (а может быть, даже и больше) её — в отношении автора к героям. Читая роман, мы ясно чувствуем, кто из персонажей близок и дорог автору, а кто — нет. Наташа, Пьер и Андрей — пожалуй, самые любимые герои Толстого. Любит он и княжну Марью, и Николая Ростова, и старика Болконского — но не так сильно. По каким же критериям выделяет автор любимых героев?.. Человечность, гуманизм — вот что главное для него. И, конечно, простодушно-восторженная Наташа нам гораздо более симпатична, чем холодная Элен. Но почему же? Элен причиняет огромную боль и Пьеру, и другим. Но разве Наташа не причиняет такой же боли князю Андрею, его и своим родным?.. Тогда, казалось бы, какая между ними разница? Мучая других — часто сознательно! — Элен спокойна и горда собой. Угрызения совести, какие-либо сомнения ей неизвестны. А Наташа, сделав что-либо плохое, больше всех мучается от этого. И то, что ей стыдно, что ей больно — это поднимает и очищает её в наших глазах. Ведь Толстой отрицает права человека на ошибку, на неверный шаг. Напротив — он не любит тех своих героев, которые всегда и все делали идеально правильно. Он не любит холодную и непогрешимую Веру. Не любит он и Соню — такую верную в своей любви, но ни разу не ошибавшуюся. Порядочность, гуманность — не в том, чтобы не отступаться. Но переживать свои ошибки, свои проступки всей душой — в этом и есть проявление человечности, гуманизма.
    Конечно, это сочинение — лишь небольшая иллюстрация к роману Льва Николаевича. Всех примеров здесь не привести, да и цели-то такой нет. Роман «Война и мир» пронизан философией гуманизма весь, до основания. Что же более всего ценит автор?.. Жизнь. Жизнь, любые ее проявления — в суровости старого князя Болконского, в жизненных исканиях Пьера, в быстром взгляде Наташи… Жизнь и человечность — вот то, что определяет весь дух романа.

  4. (1) Встреча произошла неожиданно. (2) Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (3) Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым.
    Полный текст:
    Сочинение
    В самые отчаянные и тяжелые время каждый человек раскрывается в самой полной мере. Война – это событие, которое отражается на характере и мировоззрении каждого её участника. О проблеме проявления человечности и милосердия на войне рассуждает в данном нам тексте Б.Л. Васильев.
    Описывая один из периодов военного времени, автор текста знакомит нас с ситуацией, в которой одному из героев нужно было делать серьезный нравственный выбор. Встреча Плужников и немца «произошла неожиданно», и так же неожиданно подошла к логическому завершению: кто-то один должен был погибнуть, и вот уже немец стоит на коленях и кричит что-то жалостливое, «захлебываясь и глотая слова». В этом крике было что-то о семье, детях и пощаде, писатель делает акцент на том, что немец «не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрел он в эти страшные развалины», это понимал и советский солдат. Ему предстояло совершить убийство, и о жалости к немцам в то время не могло идти и речи – однако Б.Л. Васильев подводит нас к мысли о том, что во всем бывают исключения, особенно в том случае, когда солдат стремится несмотря ни на что сохранить чистоту своей совести.
    Мысль писателя мне ясна: он считает, что даже в страшнейшие военные времена тот, у кого чистая совесть и кто осознает ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага и проявить к нему сострадание и милосердие.
    Сложно не согласиться с Б.Л. Васильевым, ведь он не понаслышке знает о том, насколько важно было оставаться человеком в период Великой Отечественной войны. Я тоже считаю, что для солдата, для его нравственного и душевного здоровья, очень важно, несмотря на физическое изнеможение и гнев, уметь сохранять в себе человечность и милосердие, ведь не каждый немец мог заслужить самой зверской расплаты.
    В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» главная героиня проносит свои человечность и милосердие через все испытания. Она, ощущая жгучую ненависть к фашистам, убившим её семью, встретив на своем пути мальчика-немца, отказывает себе в мести. Услышав крик мальчика, Мария прониклась жалостью к ребенку, и, благодаря своему гуманизму и сердечной доброте, оставила его в живых.
    Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» потерял на войне всех своих родных. Он вынужден был пройти через множество испытаний, однако даже будучи усталым и озлобленным, Андрей Соколов нашел в своем сердце место для любви и милосердия. Встретив маленького мальчика, волей судьбы оставленного одного на улице, наш солдат берет его под свой контроль, подарив тем самым мальчику шанс на счастливую жизнь.
    О том, как тяжело оставаться человеком во время войны, написан не один десяток книг. Каждый из тех солдат, кто боролся за наше будущее, испытал то количество потрясений, которое современный человек не сможет даже в полной мере осознать. Однако больше всего написано о тех, кто даже в той бесчеловечности и грязи умудрился сохранить себя, свои чистые помыслы и доброе сердце.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *