Равнодушие и отзывчивость — два противоположных понятия, обозначающих различное отношение людей к тому, что происходит вокруг. То и другое явление имеет место быть в современном нам обществе, причем равнодушие, по мнению психологов и социологов, значительно преобладает.
Проблема
Основной проблемой наших взаимоотношений с окружающими становится различное отношение людей к одной и той же ситуации, к одному и тому же событию. Почему одни равнодушны к проблемам ближних, а другие не могут не помочь человеку в трудной жизненной ситуации?
Тезис №1
Я считаю, что нельзя быть равнодушными к несчастьям и бедам окружающих, потому что невозможно знать заранее, что тебя ожидает в дальнейшем и вполне возможно, что завтра тебе самому может потребоваться чья-то помощь.
Аргументация
Так в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Нищий» лирический герой не может пройти мимо нищего старика, просящего подаяния. Он настолько растерян, когда не может ничего найти, что могло бы пригодиться просящему, что, в конце концов, просто протягивает ему руку и говорит, что у него нет ничего, называя старика братом.
В ответ нищий благодарит его и отвечает, что это тоже подаяние, когда человек неравнодушный старается помочь тем, что у него есть. А не находя ничего, проявляет простое человеческое отношение к просящему.
Вывод
Чем менее равнодушными мы будем к окружающим, чем больше отзывчивости будем проявлять, тем больше шансов у нашего общества к построению светлого будущего.
Тезис №2
Равнодушие — самое страшное, чего следует опасаться людям.
Аргументация
Об этом говорит и известный американский поэт Ричард Эберхарт. Размышляя о том, чего следует бояться, он убежден, что врагов бояться не стоит, так как самое большое, что они смогут сделать — убить. Друзей тоже нет смысла бояться. Все, что они могут — предать. «Бойся равнодушных, — говорит он, — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
Вывод
Равнодушие — страшный грех, так как оно порождает мертвенность души.
Тезис №3
Все мы — часть единого целого, страдание одних вызывает несчастья других. Чем быстрее мы это осознаем, тем проще будет находить общий язык друг с другом.
Аргументация
Эрнест Хемингуэй в своем романе «По ком звонит колокол» утверждает, что все мы — часть одного большого материка, и все мы зависим друг от друга. По его мнению, если часть суши смоет, то это отразится на всем человечестве. «Смерть каждого человека умаляет и меня, — говорит он, — ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
Вывод
Только отзывчивость и взаимопомощь помогут нам сохранить общество, человечность и нравственность.
Общий вывод (заключение)
Мы сами строим свою жизнь, выстраиваем взаимоотношения с окружающими нас людьми. Только от нас зависит, будут ли эти взаимоотношения построены на любви и уважении, или же они будут наполнены холодностью и цинизмом.
Равнодушие и отзывчивость — две стороны одной медали. В зависимости от того, какую сторону выберет большинство из нас, наша жизнь будет наполняться соответствующими эмоциями. В интересах каждого из нас, чтобы она была наполнена милосердием и взаимопомощью.
(336 слов)
Равнодушие и отзывчивость — это две ключевые и диаметрально противоположные точки в отношениях между человеком и окружающим его обществом. Безразличие по отношению к людям, на мой взгляд, гораздо хуже ненависти, ведь даже жестокие порывы души являются её движением. А равнодушие есть не что иное, как смерть души. К сожалению, равнодушие, порой, формируется под натиском некоторых обстоятельств. Однако и в трудной ситуации можно остаться человеком в полном смысле слова и чувствовать чужую боль, как свою.
Чтобы аргументировать свою точку зрения, я прибегну к помощи классической русской литературы. Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» представляет собой типичного эгоиста: он озабочен лишь собственным благосостоянием, живёт ради себя и не интересуется жизнью других людей. Дело в том, что общество, в котором обитает богач, проповедует подобные ценности, и именно поэтому стремительно направляется к гибели на своей «Атлантиде». После смерти господина из Сан-Франциско мы видим эти страшные проявления холодности и безразличия во всей красе: без денег и власти он становится никому не нужным, и тело его получает лишь коробку из-под воды, в которой и отправляется в свой последний путь.
Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
В литературе писатели восхваляли отзывчивость и наделяли этим прекрасным качеством своих персонажей. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» образцом отзывчивости показана Наташа Ростова. Ее отношение к раненым солдатам, когда она жертвует своими повозками ради тех, кто сражаются за Родину. Она прекрасно понимает, что никто кроме нее этого не сделает по велению сердца, особенно дамы из аристократических семей. Они бы просто не обратили внимание на нуждающихся и поехали бы по своим делам.
Еще Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает отзывчивость Родиона Раскольникова, как он помогает Сонечке Мармеладовой, не бросает ее в трудную минуту, не осуждает ее поступки и принимает эту несчастную девушку такой, какая она есть.
Писатели, поэты и люди «слова» воспевали и поощряли самые лучшие человеческие качества. Среди них красной нитью проходит и отзывчивость. Благодаря этой черте характера становится легче жить и радоваться жизни. Ведь человек знает, что ему кто-то поможет, поддержит его и поймет. И он может делать то же самое. В современном мире, наверное, не хватает этого качества. Индивидуальность, эгоизм и алчность вытесняют отзывчивость как благородную черту человека. Сегодня остается надеяться, что в обществе есть люди, которые отзывчивы и не равнодушны к чужой беде или радости.
Трогательный сюжет произведения «Дети подземелья» Короленко рассказывает о большом сердце маленького мальчика, который проникся неравнодушием и отозвался на помощь детям. Они жили без света, в тёмной пещере, их окружал камень. Вася был отзывчивым мальчиком, и приносил им еду, а для одной маленькой девочки выпросил куклу. Детям подземелья стало намного веселее, оттого что хоть один человек им помог, значит остались ещё отзывчивые люди на Земле.
Этот пример показывает, что есть люди, которым тяжело жить, они находятся в невыносимых условиях, но все в силах других людей. Принести то, чего много у вас, совсем нетрудно, но это сможет облегчить жизнь другого человека. Это не обязательно материальные блага, даже разговор с нуждающимся, поможет, ведь таким людям зачастую хочется выговориться, облегчить свои терзания и выпустить их наружу.
Таким образом, отзывчивый человек обладает моральными ценностями и готов жертвовать собой и своим достатком ради другого человека. Не пренебрегает положением просящегося, а пытается понять его ситуацию и сделать все, что в его силах, даже если это будет ему в ущерб.
Отзывчивым человеком быть не просто, но это великое дело – помогать другим, спасать их жизни и делать их положение немного проще. Не каждый сможет попросить помощь, а отзывчивый человек увидит беспомощность в глазах и быту. Не бояться браться за любую работу – под таким девизом живет настоящий отзывчивый человек.
Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
“Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.” Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”
Направление
Примерный список литературных произведений
Носители проблемы
Равнодушие и отзывчивость
А. П. Чехов «Тоска» Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
И. С. Тургенев «Два богача»
Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
А. Куприн «Чудесный доктор» Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
А. М. Горький «Старуха Изергиль» Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
И. А. Бунин «Лапти»
Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.
Кондратьев «Сашка» Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
М. Карим «Помилование»
Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
В. Распутин «Прощание с Матерой» Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
В. Распутин «Уроки французского»
Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
Б. Екимов «Ночь исцеления»
Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.
А. Платонов «Песчаная учительница» Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
А. Платонов «Корова» Вася, подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.
А. Платонов «Юшка»
Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
К. Паустовский «Телеграмма» Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
В. Астафьев «Записка»
Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
В. Закруткин «Матерь человеческая» Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
О.Генри «Последний лист» Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
Е. Носов «Кукла» Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..
«Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2020 года. Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих. В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.
Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».
О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства. А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.
Другие направления итогового сочинения:
Верность и измена
Человек и общество
Смелость и трусость
Цели и средства
Данный пример показывает, как мужчина отозвался на чужую беду, проявил всю свою доброту. Девушка тоже была с благими намерениями: она выучилась на врача и хотела спасти своего благодетеля. Но просто не успела. Тем самым, доброта всегда возвращается. Не были бы эти герои добрыми, не были бы и отзывчивыми.
Ещё одним показательным примером доброты и отзывчивости является Князь Мышкин из романа «Идиот». Он кажется читателю необыкновенным человеком, остальные персонажи сравнивают его с ребёнком, но Мышкин нес свои идеи в массы, хотел помогать всем и всегда, отличался своей отзывчивостью. Он не только спас Мари, но и наполнил добротой чужие сердца, у него даже появился последователь. Князь хотел, чтобы все люди оставались людьми по своей натуре, сохраняли человечность в любой нестабильной ситуации. Он хотел наполнить духовностью разум других людей.
Таким образом, доброта и отзывчивость – неразрывные понятия. Это может быть и не материальная помощь, а духовная, например, помочь человеку найти себя, облагоразумить его и сделать его помыслы светлыми и чистыми, чтобы он тоже мог проявлять отзывчивость. Доброта присуща только искренним людям, желающим помочь без какого-либо вознаграждения. Им достаточно, что другому человеку, пусть хоть немного, но будет проще жить.
Что значит быть отзывчивым?
Что значит быть отзывчивым? Думается, все люди примерно одинаково ответят на это вопрос: быть отзывчивым – значит легко откликаться на чужие нужды, помогать другим. Такой человек не станет равнодушно смотреть на горести других, не отвернется с видом «меня это не касается», а постарается сделать все, чтобы облегчить положение тех, кто попал в беду.
В художественной литературе можно найти немало примеров, наглядно показывающих, что значит быть отзывчивым. Вспомним роман В.Гюго «Отверженные». В нем рассказывается о епископе Бьенвеню, который неустанно творил добро. Однажды поздним вечером в его дом пришел Жан Вальжан. Уставший и голодный, он искал помощи, но уже не чаял ее получить, ведь все люди, едва узнав, что он только что освободился с каторги, немедленно выгоняли его. Однако епископ был по-настоящему отзывчивым человеком: он впустил Жана Вальжана в свой дом, усадил за стол, велел приготовить ему постель. Для него неважно было прошлое этого совершенно незнакомого ему человека, он видел лишь, что тот нуждается в помощи, и готов был ее оказать. Надо сказать, что Жан Вальжан отплатил ему злом на добро: он обокрал облагодетельствовавшего его священника. Когда каторжника поймали и снова привели в дом к монсеньору Бьенвеню, тот не стал требовать для него наказания. Напротив, движимый сочувствием к несчастному человеку, он сказал полиции, что сам подарил Жану Вальжану серебряные приборы. Почему он так поступил? Ответ прост: потому что быть отзывчивым – значит не желать никому зла, в любой ситуации быть готовым понять другого, помогать, несмотря ни на что.
Еще один пример отзывчивости находим в новелле О.Генри «Последний лист». В ней рассказывается о юной художнице по имени Джонси, которая тяжело заболела. Шансы выжить у нее были один к десяти. Сама Джонси понимала это и уже ждала смерть. Она смотрела в окно на противоположную стену дома, увитую плющом. Была осень, и листья опадали один за другим. Джонси была уверена: как только упадет последний лист, оборвется и ее жизнь. Ее соседка по комнате рассказала об этом старому художнику Берману. Казалось бы, чем он мог помочь в этой ситуации? Но Берман, будучи отзывчивым человеком, не мог равнодушно смотреть, как умирает юная девушка. Холодной ненастной ночью, когда с плюща облетел последний лист, он вышел из дома. Под проливным дождем, пронизываемый насквозь ветром, он нарисовал на стене листочек, который никогда не упадет с ветки, что бы ни случилось. Глядя на него, Джонси обрела надежду и победила болезнь. А Берман? К несчастью, продрогший старик заболел и через два дня умер. Мы видим, что добрый поступок стоил ему жизни. Понимал ли он, чем рискует? Думается, да. Но ведь быть по-настоящему отзывчивым – это значит не думать о себе, о собственном благополучии, если кто-то рядом в беде.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что отзывчивость всегда будет неотъемлемой частью нашей жизни, победит мрак равнодушия и черствости.
(452 слова) Трудно ли быть отзывчивым? Трудно ли быть отзывчивым? Думается, однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, быть отзывчивым – значит отдавать свое время и силы, материальные средства, подчас жертвовать собственным благополучием. А это не так просто, и далеко не каждый человек готов к этому. С другой стороны, по-настоящему отзывчивые люди не думают о себе, для них стремление помочь другому так же естественно, как дыхание, и не требует моральных усилий, борьбы с собой. Отзывчивость можно сравнить со способностью летать: для птицы это легко и просто, ведь она рождена для полета; для других же это трудно или даже вовсе невозможно. Поэтому, наверное, можно утверждать, что все зависит от характера человека. Если он по природе своей альтруист, то проявлять отзывчивость для него нетрудно, если же человек эгоистичен и собственное благополучие для него важнее, то помогать он не станет, разве что посочувствует на словах.
Обратимся к литературным примерам. В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» мы видим учительницу Лидию Михайловну, которая узнала, что ее ученик голодает и играет на деньги, чтобы покупать себе молоко. Сначала она пыталась ему помочь, так сказать, легальными способами: оставляла ужинать, отправила посылку с макаронами и гематогеном. Но мальчик не принял ее помощь. Казалось бы, что еще она могла для него сделать? Писатель показывает, что Лидия Михайловна была готова даже пренебречь этическими нормами поведения учителя ради помощи ребенку и сама стала играть с ним на деньги, естественно, давая ему возможность выигрывать. Понимала ли она, что рискует карьерой и за этот поступок ее могут уволить? Несомненно, она не могла осознавать, какие последствия ее ожидают. Трудно ли было это решение для нее? Думается, нет. Можно предположить, что желание помочь нуждающемуся ученику было естественным и даже единственно возможным для отзывчивой женщины.
Вспомним теперь рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила». Мы видим, как Поликарп Семенович Иудин размышляет о тяжелом положении бедных людей, о том, как легко было бы помочь людскому горю, сделать доброе дело. Однако в то же самое время, когда бедная женщина приносит ему костюм и просит за него семь рублей, ведь у нее больны дети и очень нужны деньги на лекарства, Иудин не собирается поступаться собственной выгодой и приказывает не давать ей больше пяти. Прибыль для Иудина важнее, и пожертвовать хоть самую малость, чтоб кому-то помочь, он не готов. Все, на что он способен, это лишь размышлять: “Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…” Для него проявление отзывчивости на деле, а не на словах не только трудно, но даже невозможно.
Таким образом, можно прийти к выводу: если человеку свойственно такое качество, как отзывчивость, то проявлять ее для него нетрудно, даже если приходится чем-то жертвовать ради других; если же человек больше всего печется о себе и своем благополучии, то проявлять отзывчивость для него вовсе невозможно, он, возможно, и посочувствует в душе, но принимать деятельное участие в судьбе нуждающегося не станет.
(458 слов)
Н.Г.Люфахуан
“Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть” А.П. Чехов
Этическая проблематика характерна для многих произведений русской литературы, как классического периода, так и серебряного века и современной прозы. Среди произведений, затрагивающих тематику равнодушия и отзывчивости во взаимоотношениях людей, можно выделить –
1) Паустовкий – Телеграмма
Абсолютное равнодушие Насти к собственной матери. Катерина Ивановна мечтает увидеть и обнять дочь, но им не суждено встретиться – Настя не желает общаться с матерью и игнорирует ее, целиком исключив из своей жизни.
2) Толстой – Война и Мир
Юная Наташа Ростова – ярчайший пример отзывчивости. На протяжении практически всего романа (за исключением последних глав) Наташа проявляет сильную эмпатию, направленность на понимание и сопереживание другим людям. Противоположность ей – княгиня Элен, которая абсолютно эгоцентрична и видит в других людях исключительно средства для достижения целей, а также удовольствий и материальных благ.
3) Достоевский – Преступление и Наказание
Студент Раскольников отдает последние деньги бедствующему Мармеладову, он, как и Соня – примеры отзывчивости и доброты в этом произведении. В противоположность этому – Лужин и Свидригайлов, совершенно равнодушные к проблемам других люди.
4) Чехов – Вишневый Сад
Тут равнодушны практически все герои произведения, никого не трогает, что будет со старым родовым поместьем и самим роскошным вишневым садом. Люди предпочитают плыть по течению и не беспокоиться о завтрашнем дне, не ощущая ни цели в жизни, ни ее смысла. Как пример отзывчивости – можно привести только купца Лопахина, который отчаянно стремится спасти поместье от продажи на аукционе, вначале пытаясь донести что-то до разума остальных, а затем с горя выкупая его самолично.
5) Короленко – Дети Подземелья
В этом произведении показана отзывчивость социального неравенства. Дети из совершенно разных социальных слоев подружились. Они заботились друг о друге как могли на протяжении долгого времени.
Вступление
Равнодушие и отзывчивость — два противоположных понятия, обозначающих различное отношение людей к тому, что происходит вокруг. То и другое явление имеет место быть в современном нам обществе, причем равнодушие, по мнению психологов и социологов, значительно преобладает.
Проблема
Основной проблемой наших взаимоотношений с окружающими становится различное отношение людей к одной и той же ситуации, к одному и тому же событию. Почему одни равнодушны к проблемам ближних, а другие не могут не помочь человеку в трудной жизненной ситуации?
Тезис №1
Я считаю, что нельзя быть равнодушными к несчастьям и бедам окружающих, потому что невозможно знать заранее, что тебя ожидает в дальнейшем и вполне возможно, что завтра тебе самому может потребоваться чья-то помощь.
Аргументация
Так в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Нищий» лирический герой не может пройти мимо нищего старика, просящего подаяния. Он настолько растерян, когда не может ничего найти, что могло бы пригодиться просящему, что, в конце концов, просто протягивает ему руку и говорит, что у него нет ничего, называя старика братом.
В ответ нищий благодарит его и отвечает, что это тоже подаяние, когда человек неравнодушный старается помочь тем, что у него есть. А не находя ничего, проявляет простое человеческое отношение к просящему.
Вывод
Чем менее равнодушными мы будем к окружающим, чем больше отзывчивости будем проявлять, тем больше шансов у нашего общества к построению светлого будущего.
Тезис №2
Равнодушие — самое страшное, чего следует опасаться людям.
Аргументация
Об этом говорит и известный американский поэт Ричард Эберхарт. Размышляя о том, чего следует бояться, он убежден, что врагов бояться не стоит, так как самое большое, что они смогут сделать — убить. Друзей тоже нет смысла бояться. Все, что они могут — предать. «Бойся равнодушных, — говорит он, — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».
Вывод
Равнодушие — страшный грех, так как оно порождает мертвенность души.
Тезис №3
Все мы — часть единого целого, страдание одних вызывает несчастья других. Чем быстрее мы это осознаем, тем проще будет находить общий язык друг с другом.
Аргументация
Эрнест Хемингуэй в своем романе «По ком звонит колокол» утверждает, что все мы — часть одного большого материка, и все мы зависим друг от друга. По его мнению, если часть суши смоет, то это отразится на всем человечестве. «Смерть каждого человека умаляет и меня, — говорит он, — ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе».
Вывод
Только отзывчивость и взаимопомощь помогут нам сохранить общество, человечность и нравственность.
Общий вывод (заключение)
Мы сами строим свою жизнь, выстраиваем взаимоотношения с окружающими нас людьми. Только от нас зависит, будут ли эти взаимоотношения построены на любви и уважении, или же они будут наполнены холодностью и цинизмом.
Равнодушие и отзывчивость — две стороны одной медали. В зависимости от того, какую сторону выберет большинство из нас, наша жизнь будет наполняться соответствующими эмоциями. В интересах каждого из нас, чтобы она была наполнена милосердием и взаимопомощью.
(336 слов)
Равнодушие и отзывчивость — это две ключевые и диаметрально противоположные точки в отношениях между человеком и окружающим его обществом. Безразличие по отношению к людям, на мой взгляд, гораздо хуже ненависти, ведь даже жестокие порывы души являются её движением. А равнодушие есть не что иное, как смерть души. К сожалению, равнодушие, порой, формируется под натиском некоторых обстоятельств. Однако и в трудной ситуации можно остаться человеком в полном смысле слова и чувствовать чужую боль, как свою.
Чтобы аргументировать свою точку зрения, я прибегну к помощи классической русской литературы. Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» представляет собой типичного эгоиста: он озабочен лишь собственным благосостоянием, живёт ради себя и не интересуется жизнью других людей. Дело в том, что общество, в котором обитает богач, проповедует подобные ценности, и именно поэтому стремительно направляется к гибели на своей «Атлантиде». После смерти господина из Сан-Франциско мы видим эти страшные проявления холодности и безразличия во всей красе: без денег и власти он становится никому не нужным, и тело его получает лишь коробку из-под воды, в которой и отправляется в свой последний путь.
Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
В литературе писатели восхваляли отзывчивость и наделяли этим прекрасным качеством своих персонажей. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» образцом отзывчивости показана Наташа Ростова. Ее отношение к раненым солдатам, когда она жертвует своими повозками ради тех, кто сражаются за Родину. Она прекрасно понимает, что никто кроме нее этого не сделает по велению сердца, особенно дамы из аристократических семей. Они бы просто не обратили внимание на нуждающихся и поехали бы по своим делам.
Еще Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает отзывчивость Родиона Раскольникова, как он помогает Сонечке Мармеладовой, не бросает ее в трудную минуту, не осуждает ее поступки и принимает эту несчастную девушку такой, какая она есть.
Писатели, поэты и люди «слова» воспевали и поощряли самые лучшие человеческие качества. Среди них красной нитью проходит и отзывчивость. Благодаря этой черте характера становится легче жить и радоваться жизни. Ведь человек знает, что ему кто-то поможет, поддержит его и поймет. И он может делать то же самое. В современном мире, наверное, не хватает этого качества. Индивидуальность, эгоизм и алчность вытесняют отзывчивость как благородную черту человека. Сегодня остается надеяться, что в обществе есть люди, которые отзывчивы и не равнодушны к чужой беде или радости.
Трогательный сюжет произведения «Дети подземелья» Короленко рассказывает о большом сердце маленького мальчика, который проникся неравнодушием и отозвался на помощь детям. Они жили без света, в тёмной пещере, их окружал камень. Вася был отзывчивым мальчиком, и приносил им еду, а для одной маленькой девочки выпросил куклу. Детям подземелья стало намного веселее, оттого что хоть один человек им помог, значит остались ещё отзывчивые люди на Земле.
Этот пример показывает, что есть люди, которым тяжело жить, они находятся в невыносимых условиях, но все в силах других людей. Принести то, чего много у вас, совсем нетрудно, но это сможет облегчить жизнь другого человека. Это не обязательно материальные блага, даже разговор с нуждающимся, поможет, ведь таким людям зачастую хочется выговориться, облегчить свои терзания и выпустить их наружу.
Таким образом, отзывчивый человек обладает моральными ценностями и готов жертвовать собой и своим достатком ради другого человека. Не пренебрегает положением просящегося, а пытается понять его ситуацию и сделать все, что в его силах, даже если это будет ему в ущерб.
Отзывчивым человеком быть не просто, но это великое дело – помогать другим, спасать их жизни и делать их положение немного проще. Не каждый сможет попросить помощь, а отзывчивый человек увидит беспомощность в глазах и быту. Не бояться браться за любую работу – под таким девизом живет настоящий отзывчивый человек.
Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
“Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.”
Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”
Направление
Примерный список литературных произведений
Носители проблемы
Равнодушие и отзывчивость
А. П. Чехов «Тоска»
Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
И. С. Тургенев «Два богача»
Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
А. Куприн «Чудесный доктор»
Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
А. М. Горький «Старуха Изергиль»
Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
И. А. Бунин «Лапти»
Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка. Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.
Кондратьев «Сашка»
Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
М. Карим «Помилование»
Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
В. Распутин «Прощание с Матерой»
Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
В. Распутин «Уроки французского»
Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
Б. Екимов «Ночь исцеления»
Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.
А. Платонов «Песчаная учительница»
Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
А. Платонов «Корова»
Вася, подросток. Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.
А. Платонов «Юшка»
Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
К. Паустовский «Телеграмма»
Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
В. Астафьев «Записка»
Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
В. Закруткин «Матерь человеческая»
Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
О.Генри «Последний лист»
Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
Е. Носов «Кукла»
Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..
«Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2020 года. Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих. В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.
Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».
О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства. А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.
Другие направления итогового сочинения:
Верность и измена
Человек и общество
Смелость и трусость
Цели и средства
Данный пример показывает, как мужчина отозвался на чужую беду, проявил всю свою доброту. Девушка тоже была с благими намерениями: она выучилась на врача и хотела спасти своего благодетеля. Но просто не успела. Тем самым, доброта всегда возвращается. Не были бы эти герои добрыми, не были бы и отзывчивыми.
Ещё одним показательным примером доброты и отзывчивости является Князь Мышкин из романа «Идиот». Он кажется читателю необыкновенным человеком, остальные персонажи сравнивают его с ребёнком, но Мышкин нес свои идеи в массы, хотел помогать всем и всегда, отличался своей отзывчивостью. Он не только спас Мари, но и наполнил добротой чужие сердца, у него даже появился последователь. Князь хотел, чтобы все люди оставались людьми по своей натуре, сохраняли человечность в любой нестабильной ситуации. Он хотел наполнить духовностью разум других людей.
Таким образом, доброта и отзывчивость – неразрывные понятия. Это может быть и не материальная помощь, а духовная, например, помочь человеку найти себя, облагоразумить его и сделать его помыслы светлыми и чистыми, чтобы он тоже мог проявлять отзывчивость. Доброта присуща только искренним людям, желающим помочь без какого-либо вознаграждения. Им достаточно, что другому человеку, пусть хоть немного, но будет проще жить.
Что значит быть отзывчивым?
Что значит быть отзывчивым? Думается, все люди примерно одинаково ответят на это вопрос: быть отзывчивым – значит легко откликаться на чужие нужды, помогать другим. Такой человек не станет равнодушно смотреть на горести других, не отвернется с видом «меня это не касается», а постарается сделать все, чтобы облегчить положение тех, кто попал в беду.
В художественной литературе можно найти немало примеров, наглядно показывающих, что значит быть отзывчивым. Вспомним роман В.Гюго «Отверженные». В нем рассказывается о епископе Бьенвеню, который неустанно творил добро. Однажды поздним вечером в его дом пришел Жан Вальжан. Уставший и голодный, он искал помощи, но уже не чаял ее получить, ведь все люди, едва узнав, что он только что освободился с каторги, немедленно выгоняли его. Однако епископ был по-настоящему отзывчивым человеком: он впустил Жана Вальжана в свой дом, усадил за стол, велел приготовить ему постель. Для него неважно было прошлое этого совершенно незнакомого ему человека, он видел лишь, что тот нуждается в помощи, и готов был ее оказать. Надо сказать, что Жан Вальжан отплатил ему злом на добро: он обокрал облагодетельствовавшего его священника. Когда каторжника поймали и снова привели в дом к монсеньору Бьенвеню, тот не стал требовать для него наказания. Напротив, движимый сочувствием к несчастному человеку, он сказал полиции, что сам подарил Жану Вальжану серебряные приборы. Почему он так поступил? Ответ прост: потому что быть отзывчивым – значит не желать никому зла, в любой ситуации быть готовым понять другого, помогать, несмотря ни на что.
Еще один пример отзывчивости находим в новелле О.Генри «Последний лист». В ней рассказывается о юной художнице по имени Джонси, которая тяжело заболела. Шансы выжить у нее были один к десяти. Сама Джонси понимала это и уже ждала смерть. Она смотрела в окно на противоположную стену дома, увитую плющом. Была осень, и листья опадали один за другим. Джонси была уверена: как только упадет последний лист, оборвется и ее жизнь. Ее соседка по комнате рассказала об этом старому художнику Берману. Казалось бы, чем он мог помочь в этой ситуации? Но Берман, будучи отзывчивым человеком, не мог равнодушно смотреть, как умирает юная девушка. Холодной ненастной ночью, когда с плюща облетел последний лист, он вышел из дома. Под проливным дождем, пронизываемый насквозь ветром, он нарисовал на стене листочек, который никогда не упадет с ветки, что бы ни случилось. Глядя на него, Джонси обрела надежду и победила болезнь. А Берман? К несчастью, продрогший старик заболел и через два дня умер. Мы видим, что добрый поступок стоил ему жизни. Понимал ли он, чем рискует? Думается, да. Но ведь быть по-настоящему отзывчивым – это значит не думать о себе, о собственном благополучии, если кто-то рядом в беде.
Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что отзывчивость всегда будет неотъемлемой частью нашей жизни, победит мрак равнодушия и черствости.
(452 слова)
Трудно ли быть отзывчивым?
Трудно ли быть отзывчивым? Думается, однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, быть отзывчивым – значит отдавать свое время и силы, материальные средства, подчас жертвовать собственным благополучием. А это не так просто, и далеко не каждый человек готов к этому. С другой стороны, по-настоящему отзывчивые люди не думают о себе, для них стремление помочь другому так же естественно, как дыхание, и не требует моральных усилий, борьбы с собой. Отзывчивость можно сравнить со способностью летать: для птицы это легко и просто, ведь она рождена для полета; для других же это трудно или даже вовсе невозможно. Поэтому, наверное, можно утверждать, что все зависит от характера человека. Если он по природе своей альтруист, то проявлять отзывчивость для него нетрудно, если же человек эгоистичен и собственное благополучие для него важнее, то помогать он не станет, разве что посочувствует на словах.
Обратимся к литературным примерам. В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» мы видим учительницу Лидию Михайловну, которая узнала, что ее ученик голодает и играет на деньги, чтобы покупать себе молоко. Сначала она пыталась ему помочь, так сказать, легальными способами: оставляла ужинать, отправила посылку с макаронами и гематогеном. Но мальчик не принял ее помощь. Казалось бы, что еще она могла для него сделать? Писатель показывает, что Лидия Михайловна была готова даже пренебречь этическими нормами поведения учителя ради помощи ребенку и сама стала играть с ним на деньги, естественно, давая ему возможность выигрывать. Понимала ли она, что рискует карьерой и за этот поступок ее могут уволить? Несомненно, она не могла осознавать, какие последствия ее ожидают. Трудно ли было это решение для нее? Думается, нет. Можно предположить, что желание помочь нуждающемуся ученику было естественным и даже единственно возможным для отзывчивой женщины.
Вспомним теперь рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила». Мы видим, как Поликарп Семенович Иудин размышляет о тяжелом положении бедных людей, о том, как легко было бы помочь людскому горю, сделать доброе дело. Однако в то же самое время, когда бедная женщина приносит ему костюм и просит за него семь рублей, ведь у нее больны дети и очень нужны деньги на лекарства, Иудин не собирается поступаться собственной выгодой и приказывает не давать ей больше пяти. Прибыль для Иудина важнее, и пожертвовать хоть самую малость, чтоб кому-то помочь, он не готов. Все, на что он способен, это лишь размышлять: “Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…” Для него проявление отзывчивости на деле, а не на словах не только трудно, но даже невозможно.
Таким образом, можно прийти к выводу: если человеку свойственно такое качество, как отзывчивость, то проявлять ее для него нетрудно, даже если приходится чем-то жертвовать ради других; если же человек больше всего печется о себе и своем благополучии, то проявлять отзывчивость для него вовсе невозможно, он, возможно, и посочувствует в душе, но принимать деятельное участие в судьбе нуждающегося не станет.
(458 слов)
Н.Г.Люфахуан
“Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть” А.П. Чехов
Этическая проблематика характерна для многих произведений русской литературы, как классического периода, так и серебряного века и современной прозы. Среди произведений, затрагивающих тематику равнодушия и отзывчивости во взаимоотношениях людей, можно выделить –
1) Паустовкий – Телеграмма
Абсолютное равнодушие Насти к собственной матери. Катерина Ивановна мечтает увидеть и обнять дочь, но им не суждено встретиться – Настя не желает общаться с матерью и игнорирует ее, целиком исключив из своей жизни.
2) Толстой – Война и Мир
Юная Наташа Ростова – ярчайший пример отзывчивости. На протяжении практически всего романа (за исключением последних глав) Наташа проявляет сильную эмпатию, направленность на понимание и сопереживание другим людям. Противоположность ей – княгиня Элен, которая абсолютно эгоцентрична и видит в других людях исключительно средства для достижения целей, а также удовольствий и материальных благ.
3) Достоевский – Преступление и Наказание
Студент Раскольников отдает последние деньги бедствующему Мармеладову, он, как и Соня – примеры отзывчивости и доброты в этом произведении. В противоположность этому – Лужин и Свидригайлов, совершенно равнодушные к проблемам других люди.
4) Чехов – Вишневый Сад
Тут равнодушны практически все герои произведения, никого не трогает, что будет со старым родовым поместьем и самим роскошным вишневым садом. Люди предпочитают плыть по течению и не беспокоиться о завтрашнем дне, не ощущая ни цели в жизни, ни ее смысла. Как пример отзывчивости – можно привести только купца Лопахина, который отчаянно стремится спасти поместье от продажи на аукционе, вначале пытаясь донести что-то до разума остальных, а затем с горя выкупая его самолично.
5) Короленко – Дети Подземелья
В этом произведении показана отзывчивость социального неравенства. Дети из совершенно разных социальных слоев подружились. Они заботились друг о друге как могли на протяжении долгого времени.