Сочинение егэ на тему проблема совести

3 варианта

  1. Есть люди, у которых совесть либо отсутствует вовсе, либо они научились с ней договариваться. Они становятся причиной многих бед. Не имея моральных границ, они заботятся лишь о собственном благополучии и не брезгуют ради этого применять самые страшные методы.
    Вспоминая роман «Мастер и Маргарита», можно проследить муки совести римского прокуратора Понтия Пилата после того, как философ Иешуа отправился по его приговору на казнь. Осознавая глубину собственной ошибки, прокуратор мучится, но исправить ничего уже не может. Так, он стал навеки проклят. Ему снятся сны, где они с Иешуа вместе гуляют и ведут беседы, но пробуждение снова и снова приносит ему страдания.
    В «Преступлении и наказании» автор описывает мучения убийцы после того, как он совершил непоправимое. Герою казалось, что его мучит страх, но на самом деле это была именно совесть. В этот момент он был только на пути к настоящему раскаянию, которое пришло к нему уже на каторге. Тем не менее, подобные душевные терзания указывают на то, что Раскольников не потерян для общества, что душу его еще можно спасти.
    Думаю, что наличие совести – это черта врожденная. Ее невозможно привить искусственно. Родители могут, к примеру, объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо, но заставить его чувствовать стыд или раскаяние за свои поступки им не под силу.
    Итак, очевидно, что совесть присуща далеко не всем, но случаются ситуации, когда она неожиданно просыпается в самом, казалось бы, черством и беспринципном человеке. Это говорит о том, что у каждого есть шанс исправиться, искупить грехи и получить прощение.

  2. Что такое человек? Тело, душа, стремления и … совесть. Тело – это физическая оболочка, храм, вмещающий душу. Душа, в свою очередь, является той частью человека, которая отличает его от других живых существ на планете. Это искра жизни, ядро человеческой природы. Устремления можно разделить на две группы – инстинктивные и сознательные. В первую группу входят врожденные устремления – инстинкт самосохранения, потребность кушать и в «крыше над головой», а также инстинкт продолжения рода. Что касается второй группы – это стремления человека к лучшему будущему – его мечты о лучшей жизни, о лучших условиях, о лучшей реализации.
    Но что такое совесть? С древних времен философы и мыслители пытались определить совесть. Одним из первых является Сократ – у него есть «демон», который, по его словам, всегда отговаривает его, когда он собирается ошибиться. Этот «демон» Сократа – его совесть, которая останавливает его от безнравственных и ошибочных действий. Позже немецкий философ Иммануил Кант говорит: «Закон, который живет внутри нас, называется совестью». Сегодня в Википедии мы можем найти следующее определение этого термина: «Совесть – это необходимость для человека взять на себя ответственность за свои действия. Совесть обычно понимается как чувство психологического дискомфорта, возникающее в результате нарушения личных моральных и этических норм». Дискомфорт от совести – это показатель, который напоминает нам об ошибках и обязанностях перед другими, это личное наказание, которое выбирает каждый, и та тень, которую всю жизнь несут грешники.
    Никогда нельзя пренебрегать собственным раскаянием. Человек часто пытается убежать от угрызений совести, оправдать их или искать покаяния глубоко внутри себя. Но даже тогда «тихий голос» совести будет напоминать ему об этом – до конца его жизни или, по крайней мере, до тех пор, пока не пройдет достаточно времени. Человек обладает способностью думать, запоминать, учиться на своих ошибках, но и забывать. Забывать старое – это хорошо, но только ради чего-то нового.

  3. С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть — внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.
    Поступок, совершённый целиком по совести, — это свободный поступок.
    Полный текст
    Сочинение
    К сожалению, в современном мире обесценилось множество вечных нравственных устоев, хорошее смешалось с плохим, достойное с похабным, и среди нравственных ориентиров остались лишь те, подавить которые нельзя ни одной пропагандой. В своем тексте Д.А. Гранин предлагает нам задуматься над вопросом: «Что такое совесть?».
    Анализируя проблему, рассказчик приводит в пример случай из своей жизни, в котором ему пришлось столкнуться с поступком, попадающим в ранг совестливых. Герой описывает панихиду великого писателя, М.М. Зощенко, на которой, к удивлению автора, до определенного момента не было сказано ни слова про трагедию из жизни этого человека, про травлю и постановление ЦК. Однако в один момент Дом писателя пронзил крик раскаяния, поступок поистине совестливого человека: к гробу прорвался Леонид Борисов и громко, надрывно, всколыхнув толпу, стал просить у М.М. Зощенко прощение за то, что в тяжелый момент жизни советского писателя никто не смог его защитить. Автор обращает наше внимание на то, что Леонид Борисов не собирался произносить речь, однако «что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой».
    Автор считает, что совесть – это внутренний судья человека, никак не связанный с доносчиками и стукачами, которые были популярны в СССР, их поведение никак не было связано с их личностью и душой. Совестью можно назвать черту духовного облика человека, выражающую его способность к внутренней оценке своего поведения, чувств, а также поведения других людей.
    Я полностью согласна с мнением Д.А. Гранина и тоже считаю, что совесть существует в качестве внутреннего ограничителя человека, и вместе с тем она способна заставить нас совершать действия и поступки зачастую совершенно безрассудные. Совесть существует отдельно от разума, предприимчивости, логики – она относится лишь к душе человека, и поэтому поступок, совершенный по совести, всегда верный.
    Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был движим идеей мести за всех бедных и обездоленных людей своего времени. Родионом Раскольниковым руководила идея о «тварях дрожащих» и «право имеющих», и в его философии одним из пунктов было убийство людей – что и стало одной из главных причин краха подобного стремления. Родион решил пойти на сделку с собственной совестью, проверить, способен ли он сам жить по своей теории, однако его чувства, его внутренний гуманизм оказался сильнее, и за убийство старушки герой поплатился невыносимыми муками совести, в итоге приведшие его на каторгу. Лишь спустя годы в голову к Родиону Раскольникову пришла мысль о том, что зло нельзя искоренить злом, все совершенные им до этого поступки приносили ему дискомфорт собственной низостью и бесчеловечностью, – осознав это, он обрел гармонию в душе и начал жить «по совести».
    Герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с самой юности жил по законам чести и совести. Все поступки Петра Гринева были свершены под влиянием его «внутреннего судьи» – он, вопреки возражениям Савельича, честно возвращает карточный долг, благодарит путника за помощь заячьим тулупчиком и вместе с тем спасает его от гибели от обморожения. Герой, исходя лишь из собственных соображений и руководствуясь лишь собственными чувствами, защищает честь девушки на дуэли и позже становится ответственным за судьбу бедной сиротки. Жить по совести было главным для молодого дворянина, именно поэтому его можно считать достойным примером для многих людей.
    Таким образом, можно сделать вывод, что совесть позволяет жить человеку в гармонии с собой и с внешний миром, и одновременно может стать причиной долгих мук. Это чувство тесно переплетается с нравственностью и честью и образует крепкий внутренний костяк человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *