Сочинение егэ на тему разум и чувства

12 вариантов

  1. Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум – это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.
    Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
    Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.
    Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.
    Автор: Зоя Николаевна Алешина.

  2. Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.
    Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.
    Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.
    Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.

  3. 3
    Текст добавил: Екатерина Богданова

    Официальный комментарий:
    Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
    Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
    Афоризмы и высказывания известных людей:
    • Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств.
    М.М.Пришвин
    • Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.
    Лукреций
    • Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом.
    Карл Маркс
    • Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце.
    Ф.Ларошфуко
    • Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить.
    У. Шекспир
    Методические рекомендации:
    Диалектическое единство разума и чувства – центральная проблема множества художественных произведений мировой и русской литературы. Писатели, изображая мир человеческих интенций, страстей, поступков, суждений, так или иначе касаются этих двух категорий. Человеческая натура так устроена, что борьба разума и чувства неизбежно порождает внутренний конфликт личности, а значит, и дает плодородную почву для работы писателей – художников душ человеческих.
    История русской литературы, представленная сменой одного литературного направления другим, показала различное соотношение понятий «разум» и «чувство».
    В эпоху Просвещения разум становится ключевым понятием, определяющим мировоззрение человека того времени. Это естественным образом отразилось и на представлениях писателей о литературном творчестве, о том, какими должны быть герои их произведений и система ценностей личности. Чувства и личные интересы отодвигались на второй план, уступая первенство долгу, чести, служению государству и обществу. Это не означало, что герои лишены страстей, эмоций – зачастую это весьма пылкие юноши, способные искренне любить. Для классицизма важнее другое – насколько герои способны побороть свои личные интересы и с холодным рассудком исполнить чувство долга перед Отечеством.
    Прекрасными примерами будут служить комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума». Беседы Стародума и Правдина, Стародума и Милона о долге, чести человека, о его важнейших духовных и нравственных качествах, которые диктуют его поступки, сводятся в конечном итоге к превознесению рассудка над чувствами. Или же преданность Александра Андреевича Чацкого своим идеалам и убеждениям, связанным с осознанием необходимости искоренения старых порядков фамусовской Москвы, с изменением общества и сознания молодого поколения – свидетельство его рационального подхода к себе и окружающей действительности.
    Таким образом, в эпоху господства классицизма в литературе безусловное первенство отдается разуму, поступки продиктованы взвешенными решениями, жизненным опытом, на первый план выходят проблемы социального звучания.
    На смену классицизму приходит сентиментализм, а позже и романтизм с кардинальным поворотом к категории «чувство».
    В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» героиня руководствуется испытываемыми чувствами искренней чистой любви к своему избраннику Эрасту, что, к сожалению, в конечном итоге приводит к непоправимой трагедии. Обман приводит к крушению надежд, потере смысла жизни для Лизы.
    Чувства героя, его страсти и переживания становятся ключевыми аспектами художественного исследования писателями-романтиками. В.А. Жуковский, А.С. Пушкин в своих ранних произведениях, М.Ю. Лермонтов и многие другие русские классики изображали сильные характеры, которые руководствовались стремлением к идеалу, абсолюту, осознавали пошлость окружающей действительности и невозможность найти тот самый идеал в этом мире. Это порождало неизбежный конфликт их с миром, приводило к изгнанничеству, одиночеству, скитаниям, а зачастую и вовсе к смерти.
    Чувства любви, тоски по любимому толкают Светлану из одноименной баллады В.А. Жуковского заглянуть в потусторонний мир, чтобы познать свою судьбу и встретить своего избранника. И безграничное чувство страха испытывает героиня, попадая в ту страшную, наполненную демоническими силами реальность.
    Не разум, а веление сердца толкают Мцыри из одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова совершить побег из монастыря и вернуться на родину, дабы обрести дом, друзей или хотя бы «могилы родных». А познав себя, природу своей внутренней свободы, герой разумом понимает, что никогда не сможет стать частью мира монастырского, мира «заточения» и тюрьмы, потому и совершает выбор в сторону смерти как вечной свободы.
    В период угасания романтизма и прихода на смену ему реализма многие писатели остро ощущали необходимость отразить этот процесс в художественных произведениях. Одним из приемов реализации этого становится столкновение в произведении образов героев, символизирующих собой разные типы личностей – романтиков и реалистов. Классическим примером можно считать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в котором неизбежно сталкиваются две противоположности – «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» – Владимир Ленский и Евгений Онегин. Время романтиков с их мечтаниями и идеалами, как показывает Пушкин, постепенно уходит, уступая место рационально мыслящим, прагматичным личностям (в данном случае уместно вспомнить эпиграф к шестой главе романа, в которой и происходит дуэль между героями – «Там, где дни облачны и кратки, // Родится племя, которому умирать не больно»).
    Вторая половина XIX века с господством реализма в русской литературе намного усложнила дихотомию понятий «разум» и «чувство». Выбор героев между ними становится намного сложнее, благодаря приему психологизма данная проблема усложняется, зачастую определяя судьбу литературного образа.
    Великолепный пример русской классики – роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором автор намеренно сталкивает чувства и разум, приводя читателя к мысли, что любая теория имеет право на существование, если она не противоречит самой жизни. Евгений Базаров, выдвигая рационализаторские идеи по изменению общества, старого уклада жизни, отдавал предпочтение точным наукам, способным приносить пользу государству, обществу, человечеству, отрицая при этом все духовные составляющие человеческой жизнедеятельности – искусство, любовь, красоту и эстетику природы. Подобное отрицание и безответная любовь к Анне
    Сергеевне приводит героя к крушению собственной теории, разочарованию и моральному опустошению.
    Борьба разума и чувств показана в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Четко продуманная теория Раскольникова не вызывает у героя сомнений в своей правомочности, что и приводит его к совершению убийства. Но муки совести, преследующие Родиона после свершения преступления, не дают ему жить спокойно (особая роль в данном аспекте отводится снам героя). Безусловно, не стоит упускать из виду, что данная проблема усложняется в романе за счет вынесения на первый план религиозного контекста.
    В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории «разум» и «чувство» вынесены на первый план. Для писателя важно, насколько преобладают в героях та или иная сторона, чем они руководствуются в своих поступках. Неизбежного наказания, по мнению автора, заслуживают те, кто не считается с чувствами других людей, кто расчетлив и корыстен (семья Курагиных, Борис Друбецкой). Те же, кто отдается чувствам, велениям души и сердца, пусть и совершает тем самым ошибки, но способен в конечном итоге их осознать (вспомним, например, попытку Наташи Ростовой бежать с Анатолем Курагиным), способны на прощение, сочувствие. Безусловно, Толстой, как истинный писатель-философ, призывал к гармоничному единству разумного и чувственного в человеке.
    Интересное воплощение получают две эти категории в творчестве А.П. Чехова. Например, в «Даме с собачкой», где провозглашается всепоглощающая сила любви, показано, насколько сильно это чувство может повлиять на жизнь человека, буквально перерождая людей к новой жизни. Показательны в этом плане финальные строки рассказа, в которых констатируется, что разумом герои понимали, сколько впереди их ждет препятствий и трудностей, но их это не страшило: «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается». Или противоположный пример – рассказ «Ионыч», в котором герой заменяет духовные ценности – а именно желание любить, иметь семью и быть счастливым – материальными, холодным расчетом, что неизбежно приводит к моральной и духовной деградации Старцева. Гармоничное единство разума и чувства продемонстрировано в рассказе «Студент», в котором Иван Великопольский приходит к осознанию своего предназначения, обретая тем самым внутреннюю гармонию и счастье.
    Литература ХХ века представила также множество произведений, в которых категории «разум» и «чувство» занимают одно из первостепенных мест. В пьесе «На дне» М. Горького – символичное воплощение понятий через рациональное реалистическое осмысление окружающей среды, в которой пребывает человек (рассуждения Сатина), и иллюзорные представления о светлом будущем, вселяемые надежды в души героев странником Лукой. В рассказе «Судьба человека» М.А. Шолохова – горькое разочарование Андрея Соколова, прошедшего войну и потерявшего все самое дорогое, что было в его жизни, и роль Ванечки в судьбе главного героя, подарившего ему новую жизнь. В романе-эпопее «Тихий Дон» М.А. Шолохова – моральные терзания Григория Мелехова относительно чувств к Аксинье и долга перед Натальей, диалогизм в выборе власти. В поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского – осознание русским солдатом необходимости победить внешнего врага, слитое при этом с чувством безграничной любви к родине. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына – беспощадные условия содержания заключенных, сопровождаемые горьким осознанием объективности реальности, и внутренние интенции Шухова, выводящие на проблему сохранения в подобных условиях в себе человеческого.

  4. Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.
    На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.
    Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
    Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».
    (403 слова)

  5. «Разум и чувство». Это направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
    Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
    Борьба в человеке разума и чувств требует обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия, как для себя, так и для окружающих. Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая произведения художественной литературы можно встретить немало примеров, когда у героев происходит внутренний конфликт: чувства выступают против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
    Так в пьесе М. Горького «На дне» герои – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ, Барон – стремятся вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, дающей хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом. Все персонажи пьесы подготовлены к появлению Луки с его «евангелием миражей». Лука поддерживает все иллюзии и сеет новые. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь; у Насти он укрепляет веру в существование студента, француза Гастона и его роковой любви. Пеплу Лука внушал веру в счастливую, свободную, богатую страну – Сибирь, советовал туда переселиться. Это тоже было ложью; в царской России переселенцы в Сибири попадали в бедственное положение, гибли тысячами, вконец разоренные, возвращались обратно. В Сатине Лука поддерживает мысль об иллюзии бродячей вольности, мнимой свободы. Но сильнейший аргумент против проповеди Луки – судьба Актера. Лука уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер больше всех поверил сказкам Луки, и он собирается в путь – искать мраморную лечебницу.
    Носителем идеи утешающего обмана в пьесе предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. Философии непротивления, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека сострадательную ложь. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о больших возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!».
    Природа наградила людей величайшим богатством — разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот — это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.

  6. Список примерных тем:
    1. Внутренний конфликт: чувства против разума.
    2. “Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами” (Эрих Мария Ремарк).
    3. “Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести” (В.Г.Белинский).
    4. “Любовь – это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле” (А.С.Пушкин).
    5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств” (М.Пришвин).
    6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь” (Пифагор).
    7. “Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями” (Н.В.Гоголь).
    8. “Разуму не постичь надобностей сердца” (Люк де Клапье Вовенарг).
    9. “Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге” (В.Г.Белинский).
    10. “Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце” (Шиллер).
    11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни” (Л.Н.Толстой).

  7. Разум и чувство. Эти два понятия можно противопоставить друг другу: одному подходит понятие холодный, другому – горячий. Один следует чёткой логике, другой диктует нам поступки, неподвластные той самой логике. И всё-таки они даны человеку изначально в гармоническом сочетании, которое утеряно в суетном мире и к которому так стремится мятущаяся душа. И если кому-то удаётся найти эту гармонию, то он обретает мудрость.
    В древнерусской литературе есть произведение «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Феврония – главная героиня повести – удивительно юная и уже мудрая девушка. Как странно звучит сочетание : девушка – и вдруг мудрая, ведь это свойство присуще более зрелым и опытным людям. Но Февроня, несмотря на свой юный возраст, умела следовать одновременно и чувствам и разуму. Когда пришёл к ней князь Пётр со своей бедой и просьбой об исцелении от неизлечимых язв, видимо, полюбился он ей, крестьянской девице. Согласившись вылечить князя, поставила ему условие: должен на ней жениться. Казалось бы: вот какая меркантильная и расчётливая, где уж тут чувства, сплошная забота о выгоде. Но не стоит торопиться с выводами. Вспомним, какие строгие нравы были в те времена. Что ждало бы девицу, разрешившую чужому мужчине раздеться в её присутствии, пусть даже для лечения, мастерством в котором славилась Феврония? Конечно, позор и ей и всей родне. И вот разумная девушка приняла решение, спасая Петра от терзающей его болезни, скорее всего, увидела она и его пылкое чувство к ней и его сомнения: разве можно князю жениться на простолюдинке? Не сразу сладилось их венчание, но мудрость и такт Февронии помогли им обрести счастье, как помогали и впоследствии переносить испытания, наветы. Клевету и зависть. Откуда у этой девушки такое разумное отношение к жизни? Вероятно, от чистоты сердца, тихой скромности и любви. В тот момент, когда боярские жёны, полные зависти и презрения, упрекали её, ставшую супругой князя, в том, что она, как нищенка, как простолюдинка, сидя за роскошным столом собирает крошки в кулак, уязвлённый Пётр заставляет жену разжать ладонь. И на глазах у всех явлено чудо: в руке у Февронии не крошки, а самоцветные камни. Это описание полно искреннего и неподдельного уважения автора повести к той, которая, став княгиней , не превознеслась, не забыла своё крестьянское происхождение и относилась к хлебу , как к драгоценности.
    Человека судьба иногда ставит в такие условия, когда, что бы он ни сделал, окончится всё печально. Тут либо под властью чувств человек впадает в уныние, либо, следуя разуму, сам строит коварства и обижает других. Но людям с чистой душой и добрым незлобивым сердцем дано принимать ясные и простые решения. На удивление всем, кто ,следуя изощренному уму, пытался всё переустроить по- своему. Выгнать Февронию из княжеского дома – так постановили бояре. Не стала Феврония противиться, поднимать бунт, строить интриги, наказывать неугодных. Спокойно и безропотно собралась и ушла, взяв с собой только самое дорогое и ценное: своего любимого мужа, князя Петра. Наверное, умна и разумна была она от природы, ведь недаром в повести рассказывается, как на вопросы Петра при первой их встрече отвечала она загадками. Вот и опять её речь, полная метафор и в то же время логичная и рассудительная, охладила пылко влюблённого в неё попутчика, Дала она ему понять, что естество у разных женщин одинаковое, как и вода по разным бортам судна , на котором плыли они. И здесь никто не увидит ни тени кокетства, самолюбования, высокомерия к другим. Только преданность и любовь. Наверное, это и есть главная задача разума – служить миру, согласию, любви, чистоте. Вспоминаются слова С.Я. Маршака: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет». На мой взгляд, Феврония воплотила в своей жизни стремления многих людей: сочетать разум и чувства. Не делала анализа событий, не прогнозировала будущее, не боролась с соперниками, но победила все козни. И сами бояре пришли с поклоном просить Петра и Февронию вернуться на княжеский престол, и могилки любящих сердец после смерти оказались рядом, и память о них живёт до сих пор. День этих супругов стал народным праздником, Днём семьи, любви и верности.
    Разум и чувства. Если они в единстве, если разум чист, а чувства глубоки , искренни и благородны, а вместе они на службе у любви – это , наверное, и есть мудрость. У редких людей это заложено с детства. Большинство об этом мечтает. Для некоторых это становится целью жизни. Обретшие становятся близки к той гармонии, ради которой и существует на свете человеческая душа.
    Автор: Лаврёнова Лариса Александровна.

  8. Итоговое сочинение – это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.
    1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем – 350 слов.
    2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2015-2016 учебном году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2016-2017 – 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
    3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.
    Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.

    Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

    Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
    Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения – это более конкретные темы.
    Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
    1. «Разум и чувство»,
    2. «Честь и бесчестие»,
    3. «Победа и поражение»,
    4. «Опыт и ошибки»,
    5. «Дружба и вражда».
    Темы изложены в проблемном ключе, названия тем – антонимы.

    Рекомендованная литература

    Литература, рекомендованная для успешного написания сочинения, публикуется в сети вместе с открытым перечнем тем. Туда входят не только произведения из школьной программы, но и другие шедевры мировой классики.
    Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение (2016-2017):
    1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
    2. А.П. Чехов «Ионыч»,
    3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
    4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
    5. В.А. Каверин «Два капитана»,
    6. В.В. Быков «Сотников»,
    7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
    8. Генри Марш «Не навреди»,
    9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
    10. Джек Лондон «Белый клык»,
    11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
    12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
    13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
    14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
    15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
    16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
    17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
    18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
    19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
    20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

    Аргументы к теме “Разум и чувство”

    Точка зрения должна быть аргументирована, для того, чтобы грамотно ее оформить, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. К нему предъявляются следующие требования:
    1. Соответствовать теме
    2. Включать в себя литературный материал
    3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
    4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
    5. Быть грамотно оформлен.
    К теме “Разум и чувство” можно взять аргументы из произведений И.С. Тургенев “Отцы и дети”, А.С. Грибоедова “Горе от ума”, Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Джейн Остин «Разум и чувства».

    Примеры итоговых сочинений

    Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
    Пример сочинения на тему: “Должен ли разум брать верх над чувствами?”
    К чему прислушиваться, к разуму или чувствам – таким вопросом задается каждый человек. Особенно остро он стоит, когда разум диктует одно, а чувства ему противоречат. Что такое голос разума, когда следует больше прислушаться именно к его советам человек решает сам для себя, так же и с чувствами. Без сомнения, выбор в ту или иную пользу зависит от конкретной ситуации. Например, даже ребенок знает, что в стрессовой ситуации нельзя поддаваться панике, лучше слушать рассудок. Важно не только прислушиваться и к разуму, и к чувствам, но и по-настоящему научиться различать ситуации, когда необходимо прислушаться к первому или ко второму в большей степени.
    Так как вопрос был актуален всегда, он нашел широкое распространение как в русской, так и в зарубежной литературе. Джейн Остин в романе «Разум и чувства» на примере двух сестер отразила это вечное противоречние. Элинор, старшая из сестер, отличается рассудительностью, но не лишена и чувств, просто умеет ими управлять. Мариана же ни в чем не уступает старшей сестре, но рассудительность ей не присуща ни в чем. Автор показала, как сказались их характеры в испытании любовью. В случае старшей сестры ее рассудительность чуть не сыграла с ней злую шутку, благодаря своей сдержанной натуре, она не сразу дала понять своему взлюбленному, что чувствует. Мариана же стала жертвой чувств, поэтому была обманула молодым человеком, который воспользовался ее доверчивостью и женился на состоятельной даме. В итоге старшая сестра была готова смириться с одиночеством, но мужчина ее сердца, Эдвард Феррас, делает выбор в ее пользу, отказавшись не только от наследства, но и от своего слова: помолвки с нелюбимой женщиной. Марианна же после тяжелой болезни и перенесенного обмана взрослеет и соглашается на помолвку с 37-ми летним капитаном, к которому не испытывает романтических чувств, но глубоко уважает.
    Аналогичный выбор совершают герои в рассказе А.П. Чехова «О любви». Однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, что делает их поступок правильным в глазах общества, но в глубине своей души оба героя несчастны.
    Так что же есть разум: логика, здравый смысл или попросту скучный рассудок? Могут ли чувства помешать человеку в жизни или, наоборот, оказать неоценимую услугу? Однозначного ответа в этом споре нет, кого слушать: разум или чувство. И то и другое равно важны для человека, поэтому необходимо лишь научиться их грамотно применять.
    Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк: Вопросы Абитуриента

  9. Один пример сочинения по направлению “Разум и чувство”.
    Пусть разум твой направляет дела.
    Он душу твою не допустит до зла.
    Фирдоуси
    А действительно, что важнее для человека: разум или чувства? Над этим вопросом давно бьются лучшие умы человечества. Великие ученые мужи планеты строили теории, предположения, спорили до хрипоты, но, увы, получить однозначный ответ на этот вопрос им не удалось. Человеческая жизнь столь многогранна, что в области, где правят чувства, разум часто бывает бессилен. Так что же дирижирует жизнью? Разум или чувства?
    Очень часто страсть, любовь «ослепляют» человека, парализуют его волю, заставляя совершать подчас необдуманные поступки. В произведении М. Булгакова «Морфий» акушерка Анна готовит своему возлюбленному, молодому доктору Сергею Полякову, зависимому от наркотиков, раствор морфия. Анна, будучи медиком, хорошо понимала, что с каждый уколом убивает Сергея, но, любя его, не могла отказать, сопротивляться. Конечно, Анна отдавала себе отчет в своих поступках, осознавала, что каждая доза приближает кончину доктора. Сергей Поляков, такой молодой, такой подающий надежды врач, погибает.
    Данное произведение является примером того, как чувства, завладев человеком, могут подавить его волю и привести к плачевному результату.
    Многие люди, когда речь заходит об их авторитете, отставляют все чувства в сторону и руководствуются одним лишь только разумом. Так, Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» в образе мудрого и уважаемого запорожского казака Тараса Бульбы изобразил человека, для которого честь – не пустой звук. Узнав о предательстве Андрия, о его романе с польской панночкой, Тарас понимает, что «пропал казак, пропал бесславно, как подлая собака» и принимает страшное решение – убить сына-предателя, опозорившего его перед казаками. В Тарасе боролись два сильнейших чувства: безграничная отцовская любовь и чувство долга перед товарищами. Конечно. Такое решение далось отцу нелегко, но мудрый Тарас не пошел на поводу у своих чувств и защитил честь своей семьи, своего рода и всего казачества. Этот поступок является примером того, как человек с четкими моральными принципами может противостоять силе эмоций.
    Могут ли чувства или разум единолично управлять жизнью человека? Я считаю, что нет. «Разум и чувство -две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой», – писал В.Г.Белинский. Я абсолютно согласен с критиком, по-моему мнению, главное, чтобы разум и чувства жили в гармонии.

  10. Рене Декарт, французский философ, сказал: «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum»). Следует ли из этого, что разум превыше чувства? Наверное, напротив, душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. Нам лишь кажется, что человек разделён на части и вечно борется внутри сам с собой: разум призывает к расчётливым поступкам, а сердце сопротивляется и действует по наитию. Но наше мышление есть атрибут души, ведь душа формирует нашу мысль. Есть ли этому предположению подтверждение в русской литературе?
    В рассказе Антона Павловича Чехова «Студент» мы видим довольно тоскливый пейзаж весеннего вечера, постепенно превращающийся в угнетающую картину густых ночных потёмок. Студент духовной академии Иван Великопольский идёт «с тяги домой». Погода, ночь, холод, закоченевшие пальцы, голод – всё навевает Ивану тоску, его мысли безрадостны. Он представляет, что так же несчастны были люди и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре: нищета, болезни, невежество, тоска, мрак и угнетённость. Встретив на вдовьих огородах двух простых, деревенских женщин, он вдруг начинает рассказывать (в канун пасхи) историю апостола Петра. Хрестоматийное повествование рождает удивительный отклик в душах женщин. Василиса, продолжая улыбаться, вдруг заплакала: слёзы «…изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Такая реакция на его рассказ вновь заставила задуматься Ивана: что вызвало слёзы Василисы? Просто его умение рассказывать или неравнодушие к судьбе апостола Петра? «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух». Вот так неожиданно мысли превратились в чувство, остаток пути Иван шёл в состоянии невыразимо сладкого ожидания счастья, неведомого, таинственного, «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
    Но так бывает не всегда. Подчас чувство рождает мысль, а мысль – действие. В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание» главная героиня Оля Мещерская совершила проступок: она поддалась неведомому чувству влечения. Озорство ли, жажда ли приключения, обожающие ли взгляды друга отца – Алексея Михайловича, привели девочку к неправильному, глупому поступку, и вызвали мысли о своей греховности, преступности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» – напишет Оля в своём дневнике. Как и когда созрел у неё план самоуничтожения? Власть чувства привела героиню рассказа к страшному финалу. Смерть забрала саму женственность, красоту и то лёгкое дыхание, которого так не хватает в мире…
    Разум и чувство… Что первично… Мне кажется, это вопрос для специалистов. Литература даёт варианты прочтения, описывает возможное развитие взаимоотношений разума и эмоции. Каждый выбирает по себе, чем руководствоваться, чему подчинять своё поведения: бежать на поводу у чувства к краю пропасти или спокойно, взвешенно определить план действия и поступить не в угоду чувству, но разумно, не разрушая свою правильную жизнь…

  11. Проблематика борьбы разума и чувства, как составляющих человеческой души, широко освещается во множестве произведений культуры, в том числе и литературных произведениях, книгах. Например, ярко показано это в повести Гоголя “Тарас Бульба”, где именно чувства молодого казака Андрия и подтолкнули его на измену, привели к гибели в конечном итоге, заглушив голос разума. В комедии Грибоедова “Горе от ума” главный герой Александр Чацкий отказывается поверить, что у девушки его мечты – Софьи, ради которой он вернулся в Москву, уже есть отношения с невыразительным и скучным Молчалиным. Чацкий отказывается верить своему разуму и глазам, его чувства говорят совсем иное, что быть такого не может.
    В повести Пушкина “Капитанская Дочка” также отчетливо показан конфликт эмоций и разума, именно из-за сильной влюбленности в Машу Миронову, дочь коменданта крепости, главный герой идет на большой риск, на который бы возможно не решился, не будь у него чувств к Маше.
    Таким образом, можно сделать вывод что проблема разума и чувств – актуальна всегда, как и в старинные времена, так и в настоящее время, потому что является неотъемленой частью человеческой психики и как следствий – поведенческих установок и реакций. В выводе к итоговому сочинению можно также привести собственные размышления на эту тему, которые бы подчеркнули главную мысль сочинения по русской литературе. Порой именно личные примеры, эмпирический опыт, полученный в каких-либо ситуациях, событиях, может стать отличной иллюстрацией.

  12. Существуют вопросы, на которые человечество не может ответить в течение многих столетий. Философские споры о том, что же должно быть в приоритете: мысль или чувство – не утихают и сегодня.
    На первый взгляд, ответ прост. Если наличие сознания и способности мыслить – главное отличие человека от животных, то рациональное начало должно быть приоритетным. А вот возможностью чувствовать наделены даже растения.
    С другой стороны, противники этого мнения справедливо отметят, что человеческие чувства гораздо сложнее, чем чувства других живых существ. Невозможно себе представить животное, испытывающее муки совести или жгучую зависть. Никто, кроме человека, не может ощутить трепет от созерцания красоты природы или произведения искусства.
    Так, может быть, нет никакого приоритета? Может быть, и мысль, и чувство одинаково важны? Чтобы попробовать ответить на этот вопрос, обратимся к русской литературе, тем более, что данная тема неоднократно поднималась классиками.
    Знакомясь с первыми страницами комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, читатель сразу обращает внимание на слепоту разума Софьи, полностью отдавшейся чувству к беспринципному карьеристу Молчалину. «Ослеплена» влюблённостью в подлеца Анатоля Курагина и Наташа Ростова из эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Обе героини не смогли разглядеть недостойных молодых людей, потому что временно потеряли способность трезво мыслить.
    А в пушкинском романе в стихах «Евгений Онегин» пылкий Ленский, уязвлённый тем, что Онегин весь вечер танцует с Ольгой, безрассудно вызывает на дуэль вчерашнего приятеля и в результате гибнет.
    Но опора только на разум тоже приводит к трагическим последствиям. Пример тотального отрицания чувств мы видим в главном герое романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Базаров считает, что любви не существует, поэтому оказывается в ловушке собственных нигилистических идей, когда страстно влюбляется в Ольгу Одинцову. Писатель показывает, что подобное противоречие неразрешимо, поэтому Евгений умирает. Нельзя отказаться от чувств, потому что это равносильно смерти.
    В Маше Мироновой из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина, напротив, мы видим пример счастливого сочетания разума и чувства. Девушка любит Гринёва, но отказывается стать его женой без благословения родителей Петра. Маша понимает, что их брак не будет счастлив против воли отца и матери жениха. Как мы помним из дальнейшего развития событий в романе, решение девушки оказалось верным.
    На мой взгляд, мысль и чувство должны гармонично сочетаться в личности. Чем точнее баланс между рациональным и чувственным в человеке, тем счастливее и полнее его жизнь. Именно к гармонии ума и сердца стоит стремиться каждому из нас.
    (372 слова)
    Другие примеры допускного сочинения 2017
    Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель online школы «САМАРУС».
    No related posts.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *