Сочинение егэ на тему русский язык

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Одноклассница

    В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

    Структура комментария:

    Пример из текста.
    Пояснение примера.
    Смысловая связь между примерами.
    Пример-иллюстрация из текста.
    Пояснение.

    Требования к комментариям:

    Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением. Важно!!! Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть.
    Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная или другие связи в тексте.
    Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему.
    Соответствие заявленной проблеме.
    0 баллов ставится в комментарии если:
    Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов.
    Комментарий не написан.
    Комментарий написан без опоры на текст.
    В комментарии присутствуют фактические ошибки.

    Ошибки в комментариях:

    Комментарий не полностью основывается на тексте.
    Плохой пример комментария.
    Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

    В комментарии не должно быть:

    Пересказа исходного текста или его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста.
    Избегать повторов слова «проблема».
    Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости…».

    Как писать комментарий?

    Нужно внимательно прочитать текст.
    Для публицистических текстов: выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос. Это и будет проблема, поставленная автором.
    Для художественных текстов: читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора.

    Клише для комментария:

    Автор считает (что?)
    Автор отмечает важность (чего?)
    Автор рассказывает (о чём?)
    Автор размышляет (о чём?)
    Автор обращает внимание на (что?)
    Автор подчеркивает (что?)
    Автор раскрывает проблему на примере
    Автор делает акцент на том, что
    Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)…
    Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)…
    Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

    Аргументы

    Аргументы должны быть:

    Точными.
    Развёрнутыми и убедительными.
    Доказывать вашу точку зрения.
    Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя. Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

    Клише для аргументов:

    Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
    Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
    Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

    Как заканчивать сочинение?

    Заключительная часть сочинения по объему примерно равна введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с предыдущими структурными частями. Для этого можно использовать слова и конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.
    2-3 предложениями, дублирующими вступление.

    Клише для выводов в заключении:

    После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь…
    Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…
    Советы!!!
    Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
    Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другом.
    Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт».

  2. Война оставляет след в душе каждого человека. Кто-то читал книги и смотрел фильмы о войне, кому-то довелось или воевать, или жить в военное время. Говоря о войне, мы не можем не упомянуть о мужестве солдат. Как проявляется мужество в военное время? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Б.Л. Васильев, автор текста, предложенного мне для анализа.
    В центре внимания автора события, происходившие в Брестской крепости в самом начале Великой Отечественной войны. Обращаясь к теме мужества, Б.Л. Васильев рассказывает историю о неизвестном защитнике, который сражался совсем один до апреля 1942 года. Автор подчеркивает, что этот человек бился без соседей, приказов, писем из дома. Все это говорит о самоотверженности, огромной силе воли, и, конечно, мужестве этого советского солдата, имени которого мы не знаем. Б.Л. Васильев обращает внимание читателей на рассказы экскурсоводов о защитниках Брестской крепости, сходивших с ума от жажды, но отдававших воду детям. Автор акцентирует внимание на том, что крепость не сдалась.
    Позиция автора выражена открыто: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, отважных поступках. Автор убежден, что мужество свойственно людям, готовым пожертвовать жизнью ради защиты других людей.
    Я согласен с позицией автора: солдаты проявляют мужество, делая ради защиты своей Родины все возможное, жертвуя жизнью во имя победы, в любых ситуациях поступая по чести. Я считаю, что мужество присутствует не только в поступках, которые мы считаем подвигами, но и в других ситуациях, когда речь идет о чем-то трудновыполнимом, но крайне важном и нужном.
    Мужество мы видим в поступках, которые порой кажутся людям невыполнимыми. Такой пример присутствует в произведении А.Т. Твардовского “Василий Теркин”: боец переплыл ледяную реку, чтобы сообщить о взводе на правом берегу. Солдаты, сидящие в дозоре, сначала не поверили, что в такой холод по реке может плыть живой человек. Конечно, этот поступок Василия Теркина – пример проявления не только мужества, но и силы духа, достойной уважения.
    Не только во время военного сражения человек может совершить поступок, который можно назвать мужественным. В произведении М.Шолохова “Судьба человека” мы видим именно такой случай. Андрей Соколов, попавший в плен, был вызван на допрос к Мюллеру. Голодный, уставший, изможденный солдат не отступился от слов, из-за которых оказался на допросе. Более того, он отказался пить за победу немцев, несмотря на голод. Этим герой заслужил уважение Мюллера и был отпущен с хлебом и салом обратно. Трудно представить, что испытал Андрей Соколов, отстаивая свою честь и гордость русского народа. Это, несомненно, поступок по-настоящему мужественный.
    Примеров, показывающих мужество солдат, огромное количество. Каждый из них уникален, но за всеми поступками стоит смелость, самоотверженность, желание сделать все возможное и невозможное во имя Родины. Сложно представить, что испытали люди, поступки которых мы называем мужественными. Эти солдаты достойны того, чтобы о них помнили.

    Сочинение по проблеме роли памяти в жизни человека ЕГЭ по русскому языку

    То, что имеет человечество сейчас, создавалось веками. Многие нравственные ценности, традиции, обычаи, знания пришли к нашему поколению из далекого прошлого, поэтому вся наша жизнь связана с понятием памяти. Какова роль памяти в жизни человека? Над данной проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.
    Автор, рассуждая по указанной проблеме, обращает внимание на взаимосвязь культуры и памяти. С восхищением он говорит об удивительном свойстве памяти сохранять преимущественно нужное, доброе, а не злое. Стараясь быть убедительным, Д.С. Лихачев подчеркивает ведущую роль памяти в формировании человеческого опыта, усвоении традиций, приобретении трудовых и бытовых навыков, повышении эстетического уровня восприятия и творчества и, наконец, создании знания. Автору важно показать, что память имеет “величайшее нравственное значение”, потому что она “противостоит уничтожающей силе времени”. Д.С. Лихачев называет беспамятного человека неблагодарным, безответственным и бессовестным, тем самым показывая, как отношение к памяти характеризует личность. Для большей убедительности автор цитирует строки А.С. Пушкина, в которых любовь к “отеческим гробам” поэт называет “животворящей”.
    Позиция автора очевидна: он считает, что память накапливает необходимые человеку знания, играет важную роль в становлении личности в целом. Д.С. Лихачев считает память основой формирования культуры.
    Я согласен с позицией автора. По моему мнению, память важна как для отдельной личности, так и для общества в целом. Она помогает не только усваивать знания, но и оценивать происходящие в мире события, учит избегать ошибок, видеть значимость исторических фактов.
    Память сохраняется в книгах. Люди, не читающие книг, не способны правильно мыслить, давать оценку происходящему вокруг. В произведении Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” мы видим общество, лишенное важных для человека книг. Уничтожение книг сделало людей почти роботами, живущими по заданной программе. Общество принимало все происходящее как должное, потому что было лишено памяти, а значит, и возможности соотносить настоящее с прошлым. Люди, потеряв право читать книги, не приобрели важных для личности качеств, просто разучились свободно мыслить. А ведь книги – только один из великого множества источников памяти. Однако исчезновение книг поставило под удар возможность полноценного формирования личности.
    Огромное значение имеет память о подвигах наших предков. Это касается, конечно, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Уже прошло достаточно много времени с великой победы, но внимание к этому событию не становится меньше с годами. Горький опыт прошлого учит новые поколения мужеству, любви к Родине, предостерегает от совершения непростительных ошибок. Как бы человек научился этому, если бы в его памяти не было места событиям Великой Отечественной войны?
    Роль памяти в жизни человека невозможно переоценить. Именно память накапливает необходимые человеку знания, учит его поступать правильно, отличать хорошее от плохого. Поэтому память можно назвать основой успешного функционирования общества.

  3. На экзамене по русскому языку ученик получает индивидуальный вариант
    экзаменационной работы, состоящей из двух частей. В первой части — 25
    заданий с короткими ответами. Вторая — написать развернутое сочинение по
    представленному тексту. Заранее темы сочинений ЕГЭ по русскому языку не
    известны.
    Темы сочинений по русскому языку разбираемся
    Невозможно найти и тексты, по которым пишется развернутый ответ. Тем не менее выпускник может ознакомиться с прошлогодними заданиями и с примерами сочинений. Информация доступна на официальных сайтах ЕГЭ и ФИПИ.
    До наступления экзамена темы сочинений ЕГЭ по русскому языку организаторы не озвучивают, но направления следующие:
    Проблемы нравственности
    Проблемы взаимоотношений старшего поколения и младшего
    Любовь (понятие многогранное — и к женщине, и к родине)
    О культуре и искусстве
    О войне
    Природа и животный мир.
    В
    рамках этого задания ученик рассуждает о добре и зле, хороших поступках
    и плохих. Для раскрытия темы сочинений ЕГЭ по русскому языку, придется
    выразить и собственное отношение к прочитанному.
    Темы сочинений
    ЕГЭ по проблеме отцов и детей заставят выпускника подумать о влиянии
    детства на взрослую жизнь, о роли семьи. Если школьнику достанется
    вариант текста о любви, ему придется задуматься над вопросом: «А что это
    значит — любить Родину?».
    Хотя темы сочинений ЕГЭ до экзамена неизвестны, подготовиться к ним поможет множество источников, в том числе ваш собственный учитель литературы.

  4. 4
    Текст добавил: oooМанящий_ароматooo

    В качестве аргумента мне бы хотелось привести в качестве примера реальную историю из жизни композитора Моцарта. Его талантливый, но обделенный гениальностью соперник Сальери завидовал Моцарту, но не собирался просиживать часами над нотами, надеясь, что воля случая поможет ему одолеть «врага».  Моцарт же привык упорно трудиться, и именно столь поразительное трудолюбие помогло ему стать тем, кого мы знаем как гения в своей области.
    Проблема текста перекликается с реальной жизнью современных маленьких гениев, которых с каждым годом рождается все больше. Каждый из них мог бы утвердиться в выбранной сфере и полностью проявить себя, но зачастую этому мешает недостаток внимания родителей.  Педагоги, а также ровесники иногда просто глумятся над детьми-индиго, которые уж очень сильно отличаются от всех. Поэтому каждому, кто столкнется с подобными гениальными детьми, можно посоветовать поспособствовать процессу рождения настоящей гениальности из зарождающегося таланта.
    Анализируя работу Н. Михайлова, я пришел к размышлениям о преимущественной роли окружающих гениального ребенка людей в формировании его гениальности. Хотелось бы призвать всех к тому, чтобы не позволять затаптывать в грязь пробившийся росток выдающихся способностей ребенка-индиго.
    Пример 2
    Может ли война уничтожить все высокоморальное в человеке? Или частица звериного в каждом из нас рано или поздно раскрывается при определенных обстоятельствах, вытесняя человеческие качества? А может, в нашей природе предусмотрена даже любовь к врагу?
    Я считаю, что именно такие вопросы нравственности и морали, волновавшие выдающихся философов во все времена, поднимает в своем труде В. Тендряков. Автор проявляет желание поделиться озадачившей его проблемой с читателями и заставить их поразмыслить над исходящими из нее вопросами.
    Тендряков в своей работе приводит историю пожара в немецком госпитале военного времени.  Продолжающаяся жестокая война не влияет на проявление людьми глубокого сострадания и совести.  Автор рассказывает, что происходившее на глазах у многих трагическое происшествие затронуло сердце каждого, никто не остался в стороне.  В. Тендряков в своем тексте приводит примеры удивительного сопереживания врагов друг другу и их помощи товарищам в трудную минуту.
    Автор выражает мнение о том, что во все времена остаются человечные люди, готовые пожертвовать своей жизнью ради других. «Подавить человечность просто, а полностью вытравить ее из наших сердец невозможно».
    Мое согласие с текстом автора приводит к воспоминаниям о произведении В. Закруткина «Матерь человеческая» о событиях Второй Мировой войны и об отрывке из романа «Война и мир». В первом случае героиня произведения, несмотря на жгучее желание мести, прощает своего врага, который мог быть убийцей ее родного сына. В романе Толстого рассказывается о неиспользованных «запасах человеческого»: описывается мирное общение русских и французских солдат и их доброе отношение друг к другу, которое, все же, никак не спасает их от продолжения военных действий.
    Текст Тендрякова, который был мне предложен для анализа, помог мне прийти к мысли о том, что человеческое всегда остается внутри каждого из нас и только ждет удобно времени для проявления, несмотря на драматизм жизненных ситуаций.

  5. Сочинение
    Сочинение пишется по определенному плану:
    1. Введение  (Вступление)
    2. Постановка проблемы
    3. Комментарий к проблеме ( 2 примера из текста)
    4. Позиция автора
    5. Ваша позиция
    6. Литературный аргумент
    7. Любой другой аргумент
    8. Заключение
    Вступление
    Автор – сведения об авторе
    NN   (указываем автора), известный публицист (русский писатель, журналист и т.п.), пишет о ….
    А.П. Чехов, известный русский драматург, пишет о лени – одном из самых тяжелых человеческих пороков.
    В.П. Астафьев – один из удивительных мастеров художественного слова.  Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к … (природе, ко всему живому, к учителю, женщине, к человеку, к книге….)
    Указание темы текста
    Милосердие ( сострадание, надежда, любовь, вера…) – без этой нравственной категории невозможно представить себе жизнь мыслящего человека.
    Дружба, верность….Что это такое? Какую роль она играет в духовной и нравственной жизни человека? Эти и другие  вопросы возникают после прочтения текста…( автор)
    О роли (книги, учителя, искусства, воспитания, образования, любви, дружбы и т.п.) в жизни человека рассуждает  NN, известный русский писатель.
    Проблема
    Начинайте работу не с поиска и формулировки проблемы, а с определения темы, идеи (авторской позиции), потому что проблема – это скрытый вопрос, над которым  автор размышляет.
    ТЕМА Задайте вопрос: о ком или о чем говорится в тексте? Сформулируйте ответ  одним словом. Это и будет тема текста.
    АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ Что автор хотел донести до читателя  мысль о ….? С какой целью написан данный текст?    Запишите авторскую позицию в виде законченного предложения; определите, на какой вопрос отвечает это предложение; запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
    НЕЛЬЗЯ  писать: автор затрагивает проблему или автор касается проблемы.
    Можно воспользоваться такими фразами:
    Автор текста поднимает проблему…
    Автора текста волнует проблема…
    Волнующую всех нас проблему… поднимает автор.
    Можно (и это выигрышнее) сформулировать проблему в виде вопроса:
    Что такое лень и что будет с человеком, если он не сопротивляется ей – вот проблема, которая находится в центре внимания автора.
    (Что такое…?   В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…? Эту важную проблему поднимает  автор)
    Комментарий
    Обязательно приводим 2 примера из текста!
    Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.
    Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.
    Текстовый комментарий
    ( художественный текст)
    Текстовый комментарий      (публицистический текст)
    Концептуальный комментарий (публицистический текст)
    – Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни (взаимоотношений кого  с кем)….
    – Не случайно писатель изображает (кого, что) …
    – поступок героя свидетельствует о том, что…
    – Слова (мысли) героя свидетельствуют о том, что…
    – Автор осуждает (одобряет) поступок героя…
    – Автор сочувствует своему герою…
    – Симпатии автора на стороне (кого)…
    – В качестве примера автор  рассматривает..
    – Автор заставляет читателя задуматься над (чем)…
    – В размышлениях автора звучит мысль о том, что…
    – Автор убежден в том, что..
    – Автор искренне восхищен (огорчен)….
    – Автор текста обращает внимание на….
    – Проблема раскрывается автором на примере….
    – Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.
    – Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой…
    – Автор полемизирует ( с кем?)
    – Автор обращает наше внимание на…
    – Автор убеждает нас в том, что…
    Автор (что делает?) отмечает, описывает, подчеркивает останавливается на…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет,  доказывает, убеждает, приходит к выводу.
    В комментарии можно указать абзац, номера предложения или использовать цитату. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём.
    Авторская позиция
    Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.
    Средства выражения позиции автора
    Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста: автор подводит итог сказанному, размышляет о том, что сказано выше, дает оценку поступкам героев, событиям и т.п.
    Анализируя текст, обращайте внимание на оценочную лексику, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – все это является средствами выражения авторской позиции.
    Средства выразительности
    Примеры
    Оценочная лексика
    Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, роскошный, великолепный (+); скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, нахальный, противный, бессовестный (-)
    Например: Любящий человек- это великое благо;
    Л. Толстой в «Войне и мире» написал, что зло агрессивно    и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовым к противостоянию.
    Средства выразительности
    Отношения автора могут передавать риторические вопросы и восклицания.
    Например: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях!  Как много во всем этом ума и чувства красоты!
    Слова-маркеры
    Авторскую позицию помогут найти слова-маркеры: главное, самое важное, надо, нужно и т.п.
    Например: Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу.
    Вводные слова
    Вводные слова могут выражать чувство – отношение автора. Например: К сожалению невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ссоры, встречаются часто;
    К несчастью, так складывается жизнь, что все чаще она возвращает нас к проблемам, связанным с нарушением прав человека; К счастью, есть предприятия, которые жестко следят за качеством своей продукции.
    Побудительные предложения
    Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращенные к читателю.
    Например: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни помогут вам лучше понять себя.
    Типовые конструкции
    Автор считает, что… Автор подводит читателя к выводу о том, что… Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… Позиция автора такова… Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом… Автор призывает нас (к чему) Автор убеждает нас в том, что… Автор осуждает (кого / что, за что) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. Основная цель автора заключается в том, что… Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…
    Аргументация собственного мнения по проблеме.
    В сочинении вы должны выразить своё мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора, как написано в задании части С. В своём ответе вы должны привести два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
    Обратите внимание!
    Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.
    Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.
    Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами.
    При написании сочинения следует помнить, что между тезисом и двумя аргументами, подтверждающими вашу позицию, должна просматриваться чёткая связь, которая обычно выражена так называемыми «логическими переходами» — высказываниями, связывающими известную информацию текста с новой. Кроме того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» — высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям.,
    Логические переходы-скрепы
    Композиционная часть сочинения
    Примеры
    1.Скрепа, соединяющая вступление, в котором высказывается тезис, с основной частью
    – В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
    – Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых доказывается высказанное мною утверждение.
    – Могу доказать свою точку зрения, обратившись к произведению (произведениям) художественной (публицистической)  литературы.
    – За доказательствами обратимся к произведениям художественной литературы.
    – В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе.
    – В произведении ( назвать ) я нашел (нашла) подтверждение моим мыслям.
    2.Если тезис формулируется в основной части, то «мостики» должны быть другими
    1.Чтобы убедиться в правильности высказанного мною тезиса, достаточно привести пример из художественной литературы (пишется в первом абзаце, т.е. во вступлении)
    2.Каждый тезис начинается:
    Во-первых, (тезис +аргумент)
    Во-вторых, (тезис+ аргумент)
    2. В этом легко убедиться, обратившись к художественной литературе.
    Например, (тезис+ аргумент)
    Кроме того, (тезис+ аргумент)
    3.Внутри основной части
    (переход от одного аргумента к другому)
    Давайте вспомним и другое произведение, в котором тоже говорится о…
    Можно привести и другой пример.
    Приведу еще один пример, доказывающий мою точку зрения, -это произведение….
    Эта же тема рассматривается и в произведении…
    3. Скрепа, соединяющая основную часть и заключение
    В заключение мне бы хотелось сказать, что…
    В заключение хочется призвать людей к….
    Подводя итоги сказанного, хочется выразить надежду….
    В заключение нельзя не сказать об актуальности поднятой проблемы, которая до сих пор звучит современно, потому что…

  6. Сегодня вспомнила, какая каша была у меня в голове, когда я готовилась к сочинению. Меня трясло от мысли, что на ЕГЭ попадется текст, к которому я не смогу подобрать аргументы.

    Поэтому сегодня решила составить подробный список проблем, которые могут втсретиться в текстах на ЕГЭ. Он может быть очень полезным, если с ним правильно работать:
    Сохрани список к себе на компьютер или распечатай
    Удали или зачеркни проблемы, к которым ты легко подобрал несколько аргументов
    Каждый день готовь аргументы для одной из оставшихся проблем, тем самым постепенно сокращая список.
    Так вы ничего не упустите и будете полностью вооружены аргументами на любую тему.
    Формулировка проблемы может незначительно меняться в зависимости от текста, но смысл останется тем же.
    Человек и природа
    Влияние человека на природу
    Проблема любви к природе
    Разрушающая сила природы
    Проблема отношения человека к природе
    Влияние природы на человека
    Проблема постижения прекрасного в природе
    Проблема бережного отношения к природе
    Проблема беззащитности природы
    Проблема жестокого обращения с животными
    Проблема бережного отношения к животным
    Проблема любви к животным
    Проблема преданности животных
    Проблема безответственного отношения к животным
    Гармоничные отношения с природой
    Проблема экологии
    Проблема потребительского отношения к природе
    Проблема восприятия окружающего мира
    Семья, детство, юношество
    Роль семьи в формировании личности ребенка
    Роль окружающих в формировании личности человека
    Проблемы воспитания
    Проблема взаимоотношений в семье
    Проблема материнской любови
    Проблема слепой материнской любви
    Материнская любовь как подвиг
    Проблема отцов и детей
    Проблема преемственности поколений
    Роль детства в формировании личности человека
    Проблема детского мировоззрения
    Проблема детской жестокости
    Проблема детской бескорыстности
    Бескорыстность детской дружбы
    Воспоминания из детства
    Проблема отношения детей к родителям
    Проблема детской доверчивости
    Проблема детской искренности
    Проблема первой любви
    Проблема юношеской неопытности
    Утрата связи с отчим домом
    Образование и наука
    Роль образования в жизни человека
    Роль учителя в жизни человека
    Проблема некомпетентности педагога
    Проблема отношения к учебе
    Стремление к знаниям
    Нежелание учиться
    Значение науки для человечества
    Проблема потребительского отношения к науке
    Технический прогресс
    Потребительское отношение к науке
    Внутренний мир и сущность человека
    Проблема бессердечности и черствости человека
    Проблема человеческой жестокости
    Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
    Проблема зависти
    Разрушительное влияние денег на человека
    Проблема жадности
    Проблема ненависти
    Корысть
    Проблема стыда
    Роль мечты в жизни человека
    Проблема ревности
    Проблема трусости
    Проблема отсутствия силы воли
    Проблема эгоизма
    Проблема самокритичности
    Проблема неуверенности в себе
    Проблема зависимости от чужого мнения
    Проблема принципиальности
    Проблема ответственности (безответственности)
    Проблема мужества и героизма
    Внутриличностный конфликт
    Нравственность и мораль
    Проблема подлости и предательства
    Проблема чести и бесчестия
    Проблема честности
    Проблема человечности
    Проблема испытания совестью
    Проблема сострадания и милосердия
    Проблема равнодушия
    Проблема предательства и преданности
    Проблема неподкупности и взяточничества (коррупции)
    Проблема лживости и обмана
    Умение признавать ошибки
    Проблема нравственного выбора
    Воспитание
    Проблема воспитанности (невоспитанности) окружающих
    Проблема невежества
    Проблема вежливости
    Проблема хамства и грубости
    Проблема отзывчивости
    Проблема уважительного (неуважительного) отношения к окружающим
    Самовоспитание Уважение к старшим
    Проблема толерантности и терпимости
    Общечеловеческие проблемы
    Проблема смысла жизни
    Проблема поиска счастья
    Проблема приобретения жизненного опыта
    Роль опыта в жизни человека
    Проблема пьянства и алкоголизма
    Воровство
    Бедность и нищета
    Преступности
    Проблема одиночества
    Проблема истинности духовных ценностей
    Проблема роли религии в жизни человека
    Проблема утраты связи поколений
    Проблема исторической памяти
    Проблема сохранения культуры
    Межличностные отношения
    Проблема истинности дружбы
    Проблема бескорыстности дружбы
    Предательство друга
    Роль друзей в жизни человек
    Проблема влияния любви на человека
    Проблема безответной любви
    Любовь как смысл жизни
    Проблема истинности чувств
    Соперничество
    Проблема уважительного отношения к врагу
    Межличностный конфликт
    Умение прощать
    Человек и искусство
    Проблема талантливости и гениальности
    Проблема потребительского отношения к искусству
    Роль искусства в жизни человека
    Роль музыки в жизни человека
    Значение искусства для людей в годы войны
    Роль художественной литературы в жизни человека
    Влияние искусства на человека
    Любовь к искусству
    Великая Отечественная Война
    Проблема верности родине
    Проблема патриотизма
    Проблема предательства родины
    Варварство
    Фашизм
    Проблема женского героизма
    Гуманизм (человечность)
    Проблема гуманного отношения к врагу
    Роль войны в истории государства
    Разрушающая сила войны
    Проблема детства в годы войны
    Проблема влияния войны на человека
    Проблема трудного детства в годы войны
    Проблема раннего взросления детей в годы войны
    Проблема беспризорности в годы войны
    Проблема тягот и нужд в годы войны
    Проблема героизма и трусости в годы войны
    Проблема потери близкого человека
    Человек и профессия
    Проблема призвания
    Проблема профессионализма/некомпетентности
    Специфика профессии врача
    Специфика профессии учителя
    Специфика профессии писателя
    Значение профессии в жизни человека
    Проблема профессионального самоопределения (выбора профессии)
    Значение труда в жизни человека
    Лень и трудолюбие
    Дополнительно (данный список будет пополняться):
    Проблема сохранения родного языка
    Роль чтения в становлении личности
    Роль книги в жизни человека
    Проблема сохранения культурных памятников
    Вандализм
    Связь с прошлым
    Твердость духа русского народа
    Проблема роли внешности в жизни человека
    Внутренняя красота
    Чувство вины
    Роль сказки в жизни человека
    Любовь к родине
    Проблема исторической памяти

  7. (1) Наш язык до сих пор ощущается многими как некая слепая стихия, которой невозможно управлять.
    (2) Одним из первых утвердил эту мысль гениальный учёный В. Гумбольдт.
    (3)«Язык, — писал он, — совершенно независим от отдельного субъекта…
    Полный текст:
    Сочинение
    Мы нечасто задумываемся над тем, какую роль можем играть в судьбе будущих поколений. Вся наша культура, наша речь, манеры поведения, даже вкусы и предпочтения-все это, так или иначе, может отразиться на нашем будущем и будущем наших детей. Имеет ли смысл контролировать свою речь? И кто это должен делать? На ком лежит ответственность за судьбу родного языка? Этими вопросами задается в своем тексте К.И. Чуковский.
    Рассуждения автора состоят из двух совершенно противоположных истин, каждая из которых дополняет друг друга. Суть первой заключается в том, что человек, как отдельный субъект, сколько бы культурным и образованным он ни был, никоим образом не может повлиять на судьбу всего языка, так как мнение большинства обычно выигрывает. Однако писатель акцентирует наше внимание на том, что «в прежнее время такой пессимизм был совершенно оправдан», а сейчас все повернулось совершенно в другую сторону. Вторую истину писатель преподносит с точки зрения отказа от философии «бездействия и отказа непротивления злу». И тут он обращает взор читателя на то, что в эпоху завоевания космоса, в тот век, когда исключительную важность имеют такие рычаги воздействия, как радио, кино и телевидение, человек обязан ощущать за собой совершенно иную власть и пользоваться данными ему полномочиями в правильной степени.
    Мысль К.И Чуковского такова: ответственность за судьбу родного языка лежит не только на обществе в целом, но и на каждом человеке в отдельности. И потому писатель считает, что «чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта».
    Невозможно не согласиться с автором. Я так же считаю, что человек недооценивает собственный вклад в настоящее и будущее своей страны. Общий культурный уровень всего общества складывается из усилий каждого отдельного человека. Ответственность за судьбу родного языка лежит на нас, на каждом отдельном человеке, и поэтому очень важно постоянно следить за собственным уровнем культуры и образованности, саморазвиваться и призывать к этому других.
    В поэзии И.С. Тургенева существует всем известное стихотворение «Русский язык». В нем слова автора обращены непосредственно к самому языку как к свободной стихии, однако читателю становится понятно, что автор осознает и свой личный вклад, и вклад своего народа в величие русского языка. «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!», – восклицает И.С. Тургенев, делая акцент на том, что язык и люди, на нем говорящие, тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. И так же, как и язык может быть поддержкой и опорой для человека, последний может постоянно развивать и совершенствовать свою речь, поднимая тем самым общий культурный уровень своей страны.
    О том, как очень быстро в обществе налаживаются негативные тенденции изменения языка, написал А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума». Фамусовское общество, на контрасте с образованным Чацким, пестрило пошлостью и безграмотностью. В приоритете у этих людей было богатство, они, как это было модно, пренебрегали русской культурой и языком, и очень часто употребляли французские слова, что и ставил им в упрек один из главных героев произведения, Александр Чацкий, однако его усилия не могли увенчаться успехом. Фамусовское общество нельзя было исправить и поставить «на пусть истинный», однако А.С. Грибоедов подводит читателя к мысли о том, что судьба русского языка не потеряна до той поры, пока существуют такие ответственные люди, как Александр Чацкий, способные в любой ситуации, при любом обществе сохранять самообладание.
    Таким образом, можно сделать вывод, что русский язык – это, безусловно, стихия свободная и великая, однако такой она является только благодаря усилию русского народа. Стараниями каждого из нас мы можем сохранить свой язык, стоит лишь не прогибаться под модные тенденции и веяния необразованной толпы.

  8. Вашему вниманию предлагается сочинение части С, которое в 2014 году написала на ЕГЭ по русскому языку одна из моих учениц. За него она получила максимальный балл – 23
    Если Вы хотите научиться писать сочинения на максимальный балл, очно или дистанционно, то звоните 8-903-230-40-54 или пишите по адресу [email protected].
    Детство является важнейшим периодом в жизни каждого человека, ведь в это время у ребёнка формируется мировоззрение, происходит становление личности. Не случайно В.А. Солоухин поднимает в данном тексте проблему роли детских впечатлений в дальнейшей судьбе человека.
    В начале текста автор рассказывает о трёх русских поэтах и о том, что оказало влияние на их творчество. К примеру, в стихах Лермонтова часто встречается дуб из-за того, что в юности он любил проводить время в дубовом лесу. Есенин в своих произведениях часто упоминал берёзу, так как рядом с его домом была берёзовая роща. На творчество Блока тоже повлияла природа, а в особенности река Лутосня, над которой поднимались великолепные туманы. Автор говорит, что родные места наделяли поэтом чувством Родины. Далее Солоухин рассуждает о значении детских впечатлений, называя их «фундаментом будущей духовной жизни». Он приводит развёрнутую метафору, говоря, что «в детстве посеяны семена», которые прорастают ( или не прорастают) на протяжении всей жизни человека и определяют то, каким он будет: «Некоторые становятся яркими и чистыми цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом». В конце текста автор утверждает, что в душе Блока цветком было чувство Родины, которое в течение десятилетий расцветало и распускалось. Именно это и стало причиной глубокой связи поэта и России.
    Позиция автора выражена в предпоследнем абзаце данного текста. Солоухин убеждает читателя в том, что период детства определяет, каким вырастет человек. Он считает, что любая черта характера взрослого была заложена в нём, когда он был ещё ребёнком.
    Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно, период детства оказывает огромное влияние на будущую жизнь человека, так как в это время ребёнок очень восприимчив ко всему, что происходит вокруг него, ведь в его сознании ещё не сформировались взгляды на мир и жизненная позиция. Именно поэтому все детские воспоминания и впечатления отражаются во взрослой жизни.
    Соглашаясь с В.А. Солоухиным, хочется обратиться к художественной литературе и найти в ней аргументы для подтверждения авторской позиции. Вспомним, к примеру, произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Главный герой был насильно увезён со своей Родины, когда он был ещё ребёнком, и удержан в плену на чужбине. Много лет он страдал в неволе, мечтая вернуться домой, и однажды совершил побег. В дни своей свободы, когда он был близок к Родине, Мцыри вспоминал счастливые моменты из детства, родные места, свою семью. К сожалению, он не сумел добраться домой, так как был слаб от голода. Умирая, он заявил, что ему невыносимо жить вне дома. Таким образом, Лермонтов показывает влияние детских воспоминаний и Родины на человека.
    Также в качестве примера можно привести произведение А. Алексина «Актриса». В данном рассказе повествуется о мужчине, пришедшем в театр, в который ходил в детстве. После спектакля он подкараулил одну актрису, которая выступала в этом театре, когда он был маленьким. Герой рассказал ей, как ходил однажды со своей бабушкой к ней на представление. Это было очень важным событием в его жизни, поэтому, когда он, став взрослым, увидел, как играет актриса, на него нахлынули воспоминания о бабушке. Он поблагодарил актрису, потому что она принесла ему чувство счастья на один вечер. Таким образом, автор показывает, как детские впечатления влияют на взрослую жизнь.
    В заключение хочется ещё раз отметить, что невозможно переоценить значение периода детства в жизни человека, ведь оно определяет всю его дальнейшую жизнь.

  9. Короткий план к заданию C1 по русскому языку.
    1. Введение:
    Объем – 2-3 предложения.
    Задача: подвести читателя к проблеме
    Пример:
    – Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач.
    2. Постановка проблемы
    Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
    Объем: 2-4 предложения.
    Пример:
    – Однако, многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека.
    3. Комментарий к проблеме
    Задача: растолковать проблему, охарактеризовать ее
    Объем: 4-7 предложений
    Пример:
    Затронутая В. Солоухиным социальная проблема, является особенно актуальной в наше время, вместо того чтобы развивать свои способности и воображение, приобретать новые умения и навыки, люди предпочитают проводить свободное время перед голубым экраном. И это не может не вызывать тревогу у писателя. Примеры, которые он приводит в тексте, помогают читателю по-иному посмотреть на проблему, оценить серьезность происходящего.
    4. Позиция автора
    Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.
    Объем: 1-2 предложения.
    Пример:
    Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека.
    5. Ваша позиция
    Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
    Объем: 1-2 предложения.
    Пример:
    Трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это.
    6. 1-й аргумент+литературный пример.
    Аргументами могут быть:
    1) факты действительности, не подлежащие сомнению; законы природы; данные,полученные экспериментальным путем; заключения экспертов, статистические данные, мнения экспертов – все это СИЛЬНЫЕ аргументы.
    2) СЛАБЫЕ аргументы – доводы, основанные на личной уверенности или сомнении аргументатора, авторитете третьих лиц (ссылки на мнения известных людей, цитаты)
    То есть, например, вы пишете: Главная опасность телевидения, на мой взгляд, заключается в том, что оно порабощает душу человека, навязывает ему определенный образ мысли, стиль жизни, стремления, идеалы и ценности – чаще всего ложные, пустые. Привыкнув к простой, стандартизированной информации, которая поступает «с голубого экрана» и усвоение которой не требует никакого умственного и душевного напряжения, человек вскоре оказывается неспособен воспринимать более сложные вещи – произведения искусства, классическую музыку, классические литературные произведения, они ему становятся попросту неинтересны, он считает их скучными.. [Это был аргумент, который мы придумываем на месте]
    Известный публицист В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет “невольниками на галерах”. Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру. [Это был литературный пример, подтверждающий/иллюстрирующий аргументы, который (будем надеяться на лучшее) подготовлен у нас заранее].
    7. 2-й аргумент + литературный пример или 2 примера из жизни/науки.
    Лучше и здесь привести пример из литературы, чтоб уже наверняка, однако, если в пункте 6. вы уже использовали нашу маленькую уловку с любимым японским писателем, лучше не рисковать. То же самое касается случая, когда у вас был только один нормальный пример и вы его уже использовали. Пишем дальше:
    Кроме того, психологи, утверждают,что длительный просмотр сериалов наносит огромный вред развитию подростка или ребенка. Дети, проводящие досуг у экрана, отличаются замкнутым характером, им, как правило, бывает трудно находиться в компании сверстников, так как они стеснительны и пассивны, не проявляют интереса к играм и забавам, не имеют увлечений..
    Помимо этого, телевизор отбирает у человека самое ценное, что у него есть – время, которое можно было бы потратить на гораздо более важные и значимые вещи, например, на общение с близкими,что зачастую приводит к печальным последствиям. Например, в конце 90-х, когда по телевизору впервые стали показывать зарубежные сериалы, подавляющее большинство российских женщин невозможно было оторвать от экрана. Оставленные без ужина, внимания и заботы мужья в некоторых случаях даже подавали на развод, и семья разрушалась.
    8. Заключение
    В заключении обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно призывать читателя к размышлению, используя риторический вопрос.
    2-3 предложения.
    ЕГЭ портал рекомендует:
    • Другой план сочинения
    • Шаблоны сочинения ЕГЭ по русскому языку
    • 2 лекции с консультациями по написанию сочинения в ЕГЭ по русскому языку
    • Аргументация проблем в сочинении С1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *