Сочинение егэ на тему шум

11 вариантов

  1. 1)Природа никогда не создает шума. 2)Она учит человека величию
    в тишине.3)Молчит солнце. 4)Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо.
    5)Мало и редко слышим мы из «сердцевины земли». 6) Милостиво и блаженно
    покоятся царственные горы. 7)Даже море способно к «глубокой тишине». 8)Самое
    великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу,
    происходит бесшумно…
    9)А человек шумит. 10)Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и
    непреднамеренно, работая и развлекаясь. 11)И этот шум никак не соотносится с
    достигаемым благодаря ему результатом. 12)Так и хочется сказать, что шум
    составляет «привилегию» человека в мире, ибо все, то природа дает нашему слуху,
    – это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. 13)Пораженные
    и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и
    внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное.
    14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шепот леса,
    журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню
    родственных нам, но таинственных сил. 15)Грохот трамваев, треск и шипение
    фабрик, рев мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание
    косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто…рев радио – это шум,
    докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. 16)Шум
    присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где
    громыхание, свистение, жужжание, гудение, рев, проникая в человека, мало что
    дают ему. 17) Шум – дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой,
    самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. 18)Можно привыкнуть к
    шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. 19)Он не таит в себе ничего
    духовного. 20)Он «говорит», не имея, что сказать. 21)Поэтому всякое плохое
    искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум.
    22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном
    «ничто». 23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его
    сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живет уже не
    духовной, а исключительно внешней жизнью. 24)Говоря языком современной
    психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая
    ему это. 25)Примерно так: 26)«Приветствую тебя, человек!.. Послушай-ка!
    Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»
    27)И снова… 28)И снова… 29)Бедный человек подвергается нападкам и даже
    не может отразить нападающего: 30)«Если тебе нечего сказать, оставь меня в
    покое». 31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души
    внимание к чисто внешнему. 32)Благодаря шуму внешний мир становится значимым.
    33)Он оглушает человека, поглощает его. 34)Шум, так сказать, «ослепляет»
    восприятие, и человекстановится духовно «глух».
    35)Шум перекрывает все: во внешнем – пение мира, откровение природы,
    вдохновение от космического безмолвия. 36)Во внутреннем – возникновение слова,
    рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. 37)Потому что
    воистину, где нет тишины, там нет покоя. 38)Где шумит ничтожное, там
    смолкает Вечное.
    39)Робка также и муза. 40)Как легко спугнуть ее шумом!.. 41)Нежна ее
    сущность, голос ее нежен. 42)А шум – дерзкий парень. 43)Ничего не знает этот
    грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца
    души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. 44)Он вытесняет эту
    мелодию из земной жизни и земной музыки…
    45)От этого бедствия я не знаю утешения. 46)Есть только одно: побороть
    шум… (По И.Ильину)

  2. (1)Природа никогда не создаёт шума. (2)Она учит человека величию в тишине. (3)Молчит солнце.(4)Беззвучно разворачивается перед нами звёздное небо. (5)Мало и редко слышим мы что-либо из сердцевины земли». (б)Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. (7)Даже море способно к «глубокой тишине». (8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…
    (9)А человек шумит. (10)Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. (12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всё, что природа даёт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. (13)Поражённые и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. (14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шёпот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто… рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. (16)Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рёв, проникая в человека, мало что дают ему. (17)Шум — дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. (18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. (19)Он не таит в себе ничего духовного. (20)Он «говорит», не имея что сказать. (21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга — шум.
    (22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». (23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живёт уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. (25)Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. (26)Послушай-ка! (27)Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»
    (28)И снова… (29)И снова… (ЗО)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». (31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. (32)Благодаря шуму внешний мир делается значимым. (ЗЗ)Он оглушает человека, поглощает его. (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
    (35)Шум перекрывает всё: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. (36)Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. (37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.(39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть её шумом!.. (41)Нежна её сущность, голос её нежен. (42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки…
    (45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум…(По И. Ильину*)
    *Иван Александрович Ильин (1882-1954) — известный русский философ, правовед, литературный критик, публицист.

  3. Сочинение: Как действует на человека шум?

    Исходный текст по И. Ильину.
    Природа никогда не создает шума. Она учит человека величию в тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо. Мало и редко слышим мы из «сердцевины земли». Милостиво о блаженно покоятся царственные горы. Даже море способно к «глубокой тишине». Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…
    А человек шумит. Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо все, то природа дает нашему слуху, – это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. Пораженные и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать на нечто величественное. Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шепот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. Грохот трамваев, треск и шипение фабрик , рев мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто…рев радио – это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рев, проникая в человека, мало что дают ему. Шум – дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. Он не таит в себе ничего духовного. Он «говорит», не имея, что сказать. Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум.
    При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. Говоря языком современной психологии ,он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. Послушай-ка! Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»
    И снова… И снова… Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. Благодаря шуму внешний мир становится значимым. Он оглушает человека, поглощает его. Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
    Шум перекрывает все: во внешнем – пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. Во внутреннем – возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
    Робка также и муза. Как легко спугнуть ее шумом!.. Нежна ее сущность, голос ее нежен. А шум – дерзкий парень. Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки…
    От этого бедствия я не знаю утешения. Есть только одно: побороть шум…
    (По И. Ильину)
    Сочинение по тексту И. Ильина
    В тексте, предложенном для анализа , только одна, но вселенская боль гениального (именно такой эпитет ему высекло время) философа И.А.Ильина. А значит и одна (вечная!) проблема – различение духовного и бездуховного. Это приобщение (страстное!) ко всеобщему бесконечному стремлению к правде, добру и красоте, т. е. «побороть шум».
    Что же делает автор, чтобы воздействовать на наш мозг, сознание, душу? Я бы назвала его обращение к современникам (да и к потомкам!) не просто раздумьем, а самым настоящим криком души, потрясенной искореженным человеком мира.
    Именно отсюда его изображение шума (грохот, треск, рев, визг, свистение, жужжание, гудение) как грохот металлического рока, отключающий сознание, уродующий психику, опустошающий душу. И это, убеждает автор, не свойство отдельного человека, это примета вселенской бездуховности (даже признаки апокалипсиса). Вот откуда у современного человека столь велика тяга к развлечениям, и, я бы даже сказала, к отвлечениям («шум перекрывает все»).
    Каждый абзац текста – это даже не логическая цепочка в рассуждении, это целая философия, которая прозревает душу, наполняет жизнь человеческую особым смыслом.
    Так к чему же так страстно ведет нас философ (я бы даже сказала «пророк»)? Эта фраза: «Шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто», – аксиома, духовная установка. И вдруг: «От этого бедствия я не знаю утешения». И все-таки путь – «Есть только одно (утешение): побороть шум» Это и позиция, и «свет в конце туннеля», и ободряющий совет.
    Боже, на какие мысли настроил автор, как о многом заставил задуматься и, может быть, совсем другими глазами заставил посмотреть на окружающий мир и оценить свое место в нем.Как я понимаю, «шум» – ведь это не только примета нашего времени (хотя написано это И.А.Ильиным в первой половине 20 века), это образ, это знаковое предупреждение. Вот и «разрывается» от дикого хохота («шума») телевизор, гудит-ревет в экстазе подросток от всепоглощающего рока. Природа не терпит пустоты – заполняет ее безликость («всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум»). Пройдите по книжным рядам, «целофанированная» современная литература заполняет все (Донцова, Шилова, Хрусталева…до бесконечности…) Все на злобу дня – и уйдет вместе с ней, «со злобой», ибо (уверена!) не померкнет свет, пока жив человек.
    Идите к высокому, что возвышает и облагораживает душу, к настоящему искусству, которое укрепит вашу веру в добро, правду и красоту. Идите к А.С.Пушкину – и выйдите из лабиринта затмения. Читайте – и прозреете, сумеете отличить ложное от истинного. Вникните в смысл его откровений, созданных им образов русской трагедии, где обволакивающим, путающим все выступает грозная стихия («метель»). Здесь бессчетный ряд знаковых произведений, просветляющих душу, выводящих на светлую дорогу к Храму.
    Говорят, если в русской поэзии останется (после катаклизмов на Земле) только одна строка:
    Буря мглою небо кроет
    Вихри снежные крутя,-
    то по ней смогут исчислить русскую душу.
    Шум перекрывает все: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия.
    Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума, «тихий голос говорящего в нас Бога» (Лафатер).
    Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя; где шумит ничтожное, там смолкает Вечное; где суетится черт, там не услышишь пения ангелов.
    Сад Божий цветет в тишине.
    Робка также и муза. Как легко спугнуть ее шумом!
    Нежна ее сущность; голос ее нежен.
    А шум — дерзкий парень. Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая.
    Он «а-музыкален» и «анти-музыкален»; он вытесняет изначальную мелодию из земной жизни и земной музыки.
    И наше шумное время уже зашло так далеко, что только титанически одаренные музыканты в состоянии воспринимать эту божественную изначальную мелодию.
    Банк сочинений ЕГЭ по русскому

  4. Сочинения на тему «Шум»
    Я шум леса. Моё звучание многообразно. Это и шелест листьев, и журчание ручья, и щебетание птиц. Часто меня называют музыкой леса, потому что в отличие от городского шума, который утомляет людей, лесной шум дарит людям радость и помогает расслабиться.
    Но я тоже бываю разным. Если днём мои звуки успокаивают, то ночью зловещая тишина и уханье совы внушают страх.
    Чаще бывайте на природе и наслаждайтесь музыкой леса!
    Автор: Ударцева Александра
    Привет. Я шум трамвая. Мой шум от того, как быстро трамвай идет по рельсам. Если трамвай идет медленно, то я тише. Особенно  громким получается мой шум ночью. Ночью машин и людей меньше на улице и из – за этого на улице тише.  Поэтому мой шум самый громкий.
    Автор Разудинов Егор
    Я шум. Я появляюсь очень часто. От меня хотят избавиться все учителя. Я появляюсь в ; «Д» классе на перемене. Могу появиться и на уроках.
    Автор Шипицына Полина
    Давай знакомиться. Я городской шум. Какой я? Слышишь рёв моторов машин? Слышишь стук трамвайных колёс? Слышишь, как строят новый дом? Слышишь, весело ребята играют во дворе? Слышишь, как щебечут птицы? Это – я! Шум в городе.
    Автор Волков Владислав
    Я шелест листьев в лесу. Иногда люди приходящие в лес слушают как я шуршу. Я хороший. Иногда кому – ни будь надоедаю и мне обидно. Или кто – то приходит, слушает меня, и конечно я радуюсь. Когда я радуюсь, я громко шуршу листьями. А если мне обидно я стихаю.
    Автор Долженко Варвара
    Меня зовут Шум Музыки. Я появляюсь когда звучит музыка. Я добрый шум, меня слушают люди. Я бываю разным, бываю громким или тихим. Бываю грустным и веселым.
    Автор мелков Никита
    Привет. Я скрип. Я бываю разным. Могу быть скрипом двери, скрипом старой лестницы в старом доме или скрипом мела по школьной доске. Вы все думаете, что я бываю только противным. Нет я бываю приятным. Например, в звучании скрипки. Всем пока. Скрип, скрип.
    Автор Расчесов Захар
    Я шум ветра. Когда ветер задевает деревья с лёгкостью, я красивым звуком пролетаю между ними. А если ветер сильный, то я издаю такие сильные звуки, что меня порой бояться и дети и взрослые. Я часто возникаю над морями, океанами и на их побережьях.
    Автор Биллов Илкин
    Я шум моря. Я люблю шуметь, особенно когда ветер. Когда приходят люди,  они с удовольствием  слушают меня. Я возникаю из – камней и сильного течения. Иногда,  я ну уж через чур сильно шумлю, что аж возникают цунами. Когда я шумлю радуются не только люди, но и рыбки, хоть и сносит моими волнами. Когда во мне купаются люди, их сносит моими волнами. Они ныряют  и смотрят как рыбки плавают. А все замки из песка, которые строят дети я их разрушаю, особенно если они очень близко от моря. Когда светит солнце, волны блестят и можно не только слушать шум моря, но и смотреть, как я переливаюсь
    Автор Симонова Марина
    Я шум. Когда едет поезд, то от него стуки, потому что он стучит колёсами о рельсы и раздаётся шум.
    Автор Казаев Арсений
    Привет. Я школьный шум. Я появляюсь во время переменок.  Меня не любят учителя, потому что у них болит голова. И ещё я появляюсь на соревнованиях. Все болеют за команду.  А еще я появляюсь иногда на уроках,   и детей ругают  учителя, а потом их и ругают родители. А еще когда кончаются уроки и дети рады, что они пошли домой и кричат: «Ура – а- а.  Пока встретимся в школе!»
    Автор Шипицына Полина
    Я шум дождя. Меня узнают по стуку моих капель в окна домов, по шороху листьев деревьев, по всплескам на лужах. Мой шум иногда успокаивает и усыпляет, а когда сверкает молния и грохочет гром – пугает. Мой шум узнают все.
    Автор Воробьёва Карина
    Давайте знакомиться. Я тот, кто появляется когда ученики приходят в школу. Мне весело. Я озорник, да я школьный шум. Звенит звонок на урок, я затихаю. Но вот опять звонок. Я опять веселюсь, играю, бегаю, кричу. Меня не любят порядок и тишина, но я всегда с ними соревнуюсь. На уроках я терплю. Заканчиваются уроки, уходят мои друзья и я остаюсь ждать до завтра.
    Автор Коваленко Валерия
    Я шум 4 «Д» класса. Когда один мальчик начинает говорить, другие подхватывают м появляюсь я. Когда все перестают разговаривать потому, что их наругал учитель я не исчезаю потому, что учитель начинает забирать дневники у тех кто разговаривал. Кому –  то все равно и он даёт дневник, а один мальчик не дает дневник и начинает плакать. Ну а на перемене я вообще не исчезаю потому, что на перемене вообще ужас как шумно.
    Автор Титаева Арина
    Я шум. Я очень часто появляюсь в 4 «Д» классе. На уроке ученики любят разговаривать, а когда учитель выходит из класса, тогда я становлюсь большим и веселым. Это очень здорово! Я бегаю и прыгаю. Но вот в класс заходит учитель, и я становлюсь тихим и незаметным.
    Автор Румянцев Златослав
    Шум присутствует везде, где слышен звук. У меня нет желания находиться, где шум и крики. Мне больше доставляет удовольствие сидеть в спокойной остановке, послушать музыку, посмотреть интересный фильм или почитать книгу.
    Автор Береза Арсений
    Я шум человека. В школе я всегда кричу, бывает, и разговариваю на уроке. Я бегаю за друзьями, а они орут, поэтому это мои друзья шумы, как и я.
    Автор Прушинская Мария
    Прозвенел звонок на урок, учитель задержался на перемене. В классе стоит жуткий гам. Такой, что во всей школе стало шумно. После того, как пришла Светлана Васильевна в классе стало тихо и начался урок.
    Автор Говорин Алексей

  5. Текст
    (1)Природа
    никогда не создаёт шума. (2)0на учит
    человека величию в тишине. (З)Молчит
    солнце. (4)Беззвучно разворачивается
    перед нами звёздное небо. (5)Мало и редко
    слышим мы что-либо из «сердцевины земли».
    (б)Милостиво и блаженно покоятся
    царственные горы. (7) Даже море способно
    к «глубокой тишине». (8)Самое великое в
    природе, то, что определяет и решает как
    таковую нашу судьбу, происходит
    бесшумно…
    (9)А
    человек шумит. (10)Он шумит спозаранку и
    допоздна, преднамеренно и непреднамеренно,
    работая и развлекаясь. (11)И этот шум
    никак не соотносится с достигаемым
    благодаря ему результатом. (12)Так и
    хочется сказать, что шум составляет
    «привилегию» человека в мире, ибо всё,
    что природа даёт нашему слуху, — это
    таинственный и многозначительный звук,
    а не назойливый и пустой шум. (13)Поражённые
    и захваченные, стоим мы, когда свой голос
    поднимает гром, вулкан или ураган, и
    внимаем этому голосу, который вознамерился
    сказать нам нечто величественное.
    (14)Рокот Рейнского водопада или моря,
    обвалы горной лавины, шёпот леса, журчанье
    ручья, пение соловья мы слышим не как
    шум, а как речь или песню родственных
    нам, но таинственных сил. (15)Грохот
    трамваев, треск и шипение фабрик, рёв
    мотоциклов, визг тормозящих автомобилей,
    хлопанье кнута, отбивание косы, резкие
    звуки мусорных машин и, ах, так часто…
    рёв радио — это шум, докучливый шум, так
    ничтожно мало значащий в духовном
    смысле. (16)Шум присутствует везде, где
    звук мало значит или вовсе ничего не
    значит, где громыхание, свистение,
    жужжание, гудение, рёв, проникая в
    человека, мало что дают ему. (17)Шум —
    дерзкий и разочаровывающий, кичливый
    и пустой, самоуверенный и поверхностный,
    беспощадный и лживый. (18)Можно привыкнуть
    к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться.
    (19)0н не таит в себе ничего духовного.
    (20)Он «говорит», не имея что сказать. (21
    )Поэтому всякое плохое искусство, всякая
    глупая речь, всякая пустая книга — шум.
    (22)При
    этом шум возникает из духовного «ничто»
    и растворяется в духовном «ничто».
    (23)Он выманивает человека из его духовного
    убежища, из его сосредоточенности,
    раздражает его, связывает, так что тот
    живёт уже не духовной, а исключительно
    внешней жизнью. (24)Говоря языком
    современной психологии, он прививает
    человеку «экстравертную установку»,
    ничем не возмещая ему это. (25)Примерно
    так: «Приветствую тебя, человек!..
    (26)Послушай-ка! (27)Впрочем, мне нечего
    тебе сказать!..»
    (28)И
    снова… (29)И снова… (ЗО)Бедный человек
    подвергается нападкам и даже не может
    отразить нападающего: «Если тебе нечего
    сказать, оставь меня в покое». (31)И чем
    больше человек захвачен шумом, тем
    привычнее для его души внимание к чисто
    внешнему. (32)Благодаря шуму внешний мир
    делается значимым. (ЗЗ)Он оглушает
    человека, поглощает его. (34)Шум, так
    сказать, «ослепляет» восприятие, и
    человек становится духовно «глух».
    (35)Шум
    перекрывает всё: во внешнем — пение
    мира, откровение природы, вдохновение
    от космического безмолвия. (36)Во внутреннем
    — возникновение слова, рождение мелодии,
    отдохновение души, покой разума.
    (37)Потому что воистину, где нет тишины,
    там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное,
    там смолкает Вечное.
    (39)Робка
    также и муза. (40)Как легко спугнуть её
    шумом!.. (41)Нежна её сущность, голос её
    нежен. (42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего
    не знает этот грубиян о таинственной
    изначальной мелодии, которая поднимается
    из колодца души, иногда вопрошая, иногда
    взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет
    эту мелодию из земной жизни и земной
    музыки…
    (45)От
    этого бедствия я не знаю утешения.
    (46)Есть только одно: побороть шум…
    (По
    И. Ильину*)
    *Иван
    Александрович Ильин (1882-1954) — известный
    русский философ, правовед, литературный
    критик, публицист.
    Сочинение
    Как
    действует на человека шум? Вот такой
    необычный вопрос заинтересовал
    И. Ильина, известного философа, публициста.
    Мы
    живем в век высоких технологий, когда
    на смену спокойной жизни пришел нервный
    ритм. Сегодня грохот трамваев, визг
    тормозящих автомобилей, сирена полицейских
    машин, гул самолетов становится привычном
    шумом и отрицательно воздействует на
    человека. Следовательно, проблема,
    поднятая в тексте, касается каждому из
    нас.
    Автор,
    излагая свою позицию, противопоставляет
    рокот водопада, шепот леса и пение
    соловья, которые человечество воспринимает
    как « песню таинственных сил», докучливому
    шуму, мало значащему в духовном смысле.
    По его мнению, шум, порождаемый человеком,
    мешает ему жить, оглушительно поглощает
    его.
    Разве
    можно остаться равнодушным к тому, о
    чем, с тревогой размышляет публицист?
    Конечно, нет! Человек изобретает бытовую
    технику, совершенствует транспортные
    средства, чтоб облегчить свою жизнь. Но
    при этом редко задумывается о том, как
    воздействует их шум на организм.
    Наш
    дом расположен недалеко от железнодорожного
    узла. Для нас грохот колес товарных
    поездов стал привычным, он раздражает
    родственников, которые приезжают к нам
    в гости. Они долго не могут уснуть, а
    утром просыпаются с головной болью. Мой
    дед всю жизнь проработал машинистом
    тепловоза, очень любил свою работу, но
    сегодня он страдает от глухоты. Врачи
    называют его профессиональной болезнью.
    В последнее время часто пишут о негативном
    воздействии шума. Об этом свидетельствуют
    и ежегодные статистические данные. Я
    интересуюсь ими, но, если честно
    признаться, не прислушиваюсь к советам
    мудрых мира сего. Недавно прочитал этюды
    заслуженного врача Айрапетова «Здоровье,
    эмоции, красота», где есть любопытный
    факт. Некий Качалкин 22 года спал, не
    просыпаясь. Известный умный Павлов,
    когда в городе стала тишина, подошел к
    больному и шепнул: «Вставай!» И что же
    вы думаете? Качалкин встал! Оказывается,
    он не выдерживал сильных раздражителей,
    любой шум вызывал активность тормозных
    структур. Эту тайну разгадал Павлов.
    Я
    не ретроград. Но нежному дребезжанию
    сигнала сотового телефона предпочитаю
    соловьиную трель, а отдыху под оглушительное
    громыхание стереосистем – шепот берез…

  6. Сочинение по тексту:
    Природа… Это не только обилие красок, цветов и запахов, это еще и несметное множество звуков: шелест листвы, журчание ручья, пение птиц… Но самым главным из всех этих звуков является “звук” тишины. Лишь он способен усмирить бушующие в нас тревоги и переживания, дать духовное просветление, одарить спокойствие. Где еще, как не в горах, в лесу или на берегу океана можно “услышать” тишину?
    Автор текста И. Ильин, рассуждая об истинной силе звуков природы, пишет: “Самое великое в природе, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…”
    Не могу не согласиться с мнением автора. В городах больше нет того тихого местечка, где можно было бы остаться наедине со своими мыслями, поэтому нам остается надеяться на то, что природа навсегда сохранит в себе таинство тишины.
    Подтверждением сказанного мною являются слова героини произведения М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”: “Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни – тишиной”. Маргарита говорила это своему возлюбленному, чтобы донести истинную сущность природы, которая заключалась в единении двух душ: природы и человека.
    А в произведении И. С. Тургенева “Отцы и дети” главный герой Е. Базаров, напротив, отвергая наслаждение природой, говорил: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Этими словами он дал мне понять, что не каждый в силах разглядеть в природе “спасательный круг” , способный “вытащить” человека из хлопот, суеты и шумихи.
    Текст И. Ильина:
    (1)Природа никогда не создаёт шума. (2)Она учит человека величию в тишине. (3)Молчит солнце. (4)Беззвучно разворачивается перед нами звёздное небо. (5)Мало и редко слышим мы что-либо из «сердцевины земли». (6)Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. (7)Даже море способно к «глубокой тишине». (8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно… (9)А человек шумит. (10)0н шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. (12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всё, что природа даёт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. (13)Поражённые и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. (14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шёпот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто… рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. (16)Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рёв, проникая в человека, мало что дают ему. (17)Шум — дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. (18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. (19)Он не таит в себе ничего духовного. (20)Он «говорит», не имея что сказать. (21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга — шум. (22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». (23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живёт уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. (25)Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. (26)Послушай-ка! (27)Впрочем, мне нечего тебе сказать!..» (28)И снова… (29)И снова… (30)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». (31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. (32)Благодаря шуму внешний мир делается значимым. (33)Он оглушает человека, поглощает его. (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух». (35)Шум перекрывает всё: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. (36)Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. (37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное. (39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть её шумом!.. (41)Нежна её сущность, голос её нежен. (42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки… (45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум…
    (По И. Ильину*)
    < Предыдущая Следующая >

  7. Текст по И.Ильину:
    Природа никогда не создает шума. Она учит человека величию в тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо. Мало и редко слышим мы из «сердцевины земли». Милостиво о блаженно покоятся царственные горы. Даже море способно к «глубокой тишине». Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…
    А человек шумит. Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо все, то природа дает нашему слуху, – это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. Пораженные и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать на нечто величественное. Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шепот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. Грохот трамваев, треск и шипение фабрик , рев мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто…рев радио – это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рев, проникая в человека, мало что дают ему. Шум – дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. Он не таит в себе ничего духовного. Он «говорит», не имея, что сказать. Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум.
    При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. Говоря языком современной психологии ,он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. Послушай-ка! Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»
    И снова… И снова… Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. Благодаря шуму внешний мир становится значимым. Он оглушает человека, поглощает его. Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
    Шум перекрывает все: во внешнем – пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. Во внутреннем – возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
    Робка также и муза. Как легко спугнуть ее шумом!.. Нежна ее сущность, голос ее нежен. А шум – дерзкий парень. Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки…
    От этого бедствия я не знаю утешения. Есть только одно: побороть шум…
    (По И.Ильину).
    Сочинение по тексту Ильина:
    В тексте, предложенном для анализа , только одна, но вселенская боль гениального (именно такой эпитет ему высекло время) философа И.А.Ильина. А значит и одна (вечная!) проблема – различение духовного и бездуховного. Это приобщение (страстное!) ко всеобщему бесконечному стремлению к правде, добру и красоте, т. е. «побороть шум».
    Что же делает автор, чтобы воздействовать на наш мозг, сознание, душу? Я бы назвала его обращение к современникам (да и к потомкам!) не просто раздумьем, а самым настоящим криком души, потрясенной искореженным человеком мира.
    Именно отсюда его изображение шума (грохот, треск, рев, визг, свистение, жужжание, гудение) как грохот металлического рока, отключающий сознание, уродующий психику, опустошающий душу. И это, убеждает автор, не свойство отдельного человека, это примета вселенской бездуховности (даже признаки апокалипсиса). Вот откуда у современного человека столь велика тяга к развлечениям, и, я бы даже сказала, к отвлечениям («шум перекрывает все»).
    Каждый абзац текста – это даже не логическая цепочка в рассуждении, это целая философия, которая прозревает душу, наполняет жизнь человеческую особым смыслом.
    Так к чему же так страстно ведет нас философ (я бы даже сказала «пророк»)? Эта фраза: «Шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто», – аксиома, духовная установка. И вдруг: «От этого бедствия я не знаю утешения». И все-таки путь – «Есть только одно (утешение): побороть шум» Это и позиция, и «свет в конце туннеля», и ободряющий совет.
    Боже, на какие мысли настроил автор, как о многом заставил задуматься и, может быть, совсем другими глазами заставил посмотреть на окружающий мир и оценить свое место в нем.Как я понимаю, «шум» – ведь это не только примета нашего времени (хотя написано это И.А.Ильиным в первой половине 20 века), это образ, это знаковое предупреждение. Вот и «разрывается» от дикого хохота («шума») телевизор, гудит-ревет в экстазе подросток от всепоглощающего рока. Природа не терпит пустоты – заполняет ее безликость («всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум»). Пройдите по книжным рядам, «целофанированная» современная литература заполняет все (Донцова, Шилова, Хрусталева…до бесконечности…) Все на злобу дня – и уйдет вместе с ней, «со злобой», ибо (уверена!) не померкнет свет, пока жив человек.
    Идите к высокому, что возвышает и облагораживает душу, к настоящему искусству, которое укрепит вашу веру в добро, правду и красоту. Идите к А.С.Пушкину – и выйдите из лабиринта затмения. Читайте – и прозреете, сумеете отличить ложное от истинного. Вникните в смысл его откровений, созданных им образов русской трагедии, где обволакивающим, путающим все выступает грозная стихия («метель»). Здесь бессчетный ряд знаковых произведений, просветляющих душу, выводящих на светлую дорогу к Храму.
    Говорят, если в русской поэзии останется (после катаклизмов на Земле) только одна строка:
    Буря мглою небо кроет
    Вихри снежные крутя,-
    то по ней смогут исчислить русскую душу.
    Текст по А.И. Куприну:
    (1) – До моего сведения дошло, что вы не только написали, но и отдали в печать какое-то там Сочинение и читали его вчера юнкерам. (2)Правда ли это?
    (3) – Так точно, господин капитан.
    (4) – Потрудитесь сейчас же принести мне это произведение вашего искусства.
    (5)Александров побежал к своему шкафчику.
    (6) – Пожалуйте, господин капитан, – сказал юнкер, подавая листки.
    (7)Дрозд сухо приказал:
    (8) – Сейчас же отправляйтесь в карцер на трое суток. (9)А журналишко ваш я разорву на мелкие части и выброшу.
    (10)И вот Александров в одиночном карцере – изнывающий от скуки, безделья и унижения. (11)Вчера ещё триумфатор, гордость училища, молодой, блестяще начинающий писатель, он нынче только наказанный жалкий первокурсник.
    (12)Иногда, ложась на деревянные нары и глядя в высокий потолок, Александров пробовал восстановить по памяти слово за словом текст своей прекрасной сюиты. (13)И вдруг ему приходило в голову ядовитое сомнение. (14)Чем более он теперь вчитывался мысленно в рассказ, тем более находил в нём тусклые места, натяжки, ученическое напряжение, невыразительные фразы.
    (15)«Но ведь в редакциях не пропускают вещей неудовлетворительных, – пробовал он себя утешить. (16) – Вот принесут какую-нибудь чужую книжку, и я отдохну, отвлекусь, и опять всё будет хорошо».
    (17)Вечером сторож постучался в дверь карцера.
    (18) – Вам, господин юнкер, книжку принесли.
    (19)Эта книга, сильно потрёпанная, была совершенно незнакома Александрову.
    (20)«“Казаки”. (21)Сочинение графа Толстого» – стояло на обложке.
    (22)Начал он читать эту повесть в шесть вечера, читал всю ночь не отрываясь, а кончил уже тогда, когда утренний свет проник сквозь решётчатую дверь карцера.
    (23) – Что же это такое? – шептал он, потрясённый и очарованный. (24) – Господи, что же это за великое чудо? (25)Обыкновенный человек, даже ещё и с титулом графа… и вдруг самыми простыми словами, без всяких следов выдумки взял и рассказал о том, что видел, и у него выросла несравненная, недосягаемая и совершенно простая повесть.
    (26)И тут вдруг оборвался молитвенный восторг Александрова. (27)«А я-то, я. (28)Как я мог осмелиться взяться за перо, ничего в жизни не видя и не умея… (29)К чёрту! (30)Конец баловству!»
    (31)Дрозд продержал Александрова вместо трёх суток только двое. (32)На третий день он сам пришёл в карцер и выпустил арестованного.
    (33) – Вы знаете, – спросил он, – за что были арестованы?
    (34) – Знаю, господин капитан. (35)За то, что написал самое глупое и пошлое Сочинение, которое когда-либо появлялось на свет Божий.
    (36) – Не согласен, – возразил Дрозд с мягкой интонацией. (37) – Но вы должны были доложить о рукописи по уставу. (38)А теперь идите в роту и, кстати, возьмите с собою ваш журнальчик. (39)Нельзя сказать, чтобы очень уж плохо было написано.
    (По А.И. Куприну)
    Сочинение по тексту Куприна:
    Каждый человек в своей жизни видит для себя определённую цель и дело, которому он бы посвятил свою жизнь. Но человек, как существо социальное, зависит от другого человека. И часто люди принимают за идеалы чужие ценности, которые несут в себе, как положительный, так и отрицательный характер.
    Одна из главных тем, затрагивающаяся в тексте – это проблема истинных и ложных ценностей. На протяжении многих времён высокая цель и служение идеалам позволяли человеку раскрыть заложенные в нем силы. А служить делу жизни, не поддаваясь внешним негативным воздействиям – вот главная цель человека.
    Автор убеждён, что любой человек, который любит и знает своё дело, может создать абсолютно недосягаемую и одновременно настолько простую и жизненную вещь. А.И.. Куприн подтверждает это, вводя в свой текст Сочинение графа Толстого «Казаки», которое позволило Александрову взглянуть на мир совершено по-другому. Я полностью солидарна с мнением автора, ведь многие вещи, окружающие нас и кажущиеся нам слишком сложными, на самом деле оказываются неимоверно простыми и понятными. Ведь единственное, что нужно – это понять смысл, раскрыть идею, а потом и последовать за ней.
    Идею верности своим ценностям можно увидеть в поступке Жанны Д’Арк. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не уда¬валось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неисто¬вой верой людей. После многих лет позорных поражений фран¬цузы, наконец, смогли победить захватчиков.
    Примером человека, хранившим верность своему призванию, поистине является итальянский поэт и философ Д. Бру¬но. Восемь лет он провел в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он от¬рекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Джордано Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой.
    Когда размышляешь над этими фактами, то понимаешь как важно, чтобы человеком руководила цель. И именно ценности являются фундаментом, опорой для дальнейшего продвижения.
    Текст по С. Соловейчику:
    (1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:
    Духовной жаждою томим,
    В пустыне мрачной я влачился…
    (3) Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4) Что это значит — духовная жажда?
    (5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру, и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
    (14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в дет­стве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
    (17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: “священный сердца жар, к высокому стремленье” (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…
    (С.Соловейчик)
    Сочинение по тексту Соловейчика:
    «Величие души должно быть свойством всех людей», – утверждал римский философ-стоик Сенека. В самом деле, ничто не может быть более значимо для человека, чем достижение им подлинных духовных высот. Это заметил и С. Соловейчик, который в своей статье поднимает проблему истинного содержания понятия духовности.
    Соловейчик, рассуждая над этой проблемой, использует вопросно-ответную форму изложения, тем самым прямо обозначая свою позицию.
    По мнению автора, духовность – это не только наличие у человека качественного образования и хороших манер. В первую очередь, духовность должна проявляться в стремлении к прекрасному, поиске истины, постоянной работе над своим внутренним миром. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что подлинное духовное развитие не имеет временных рамок, не может являться конечной целью человека, а должно сопровождать его на протяжении всей жизни. «Бесконечно стремление к добру, неутомима жажда правды, ненасытен голод по красоте» – в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
    Я полностью разделяю позицию автора о том, что человеку нужно заботиться не только о внешних проявлениях своей культуры, но и о своем духовном облике.
    Моя точка зрения находит подтверждение на примере героини рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья». Ольга Ивановна, несмотря на стремление к развитию своих способностей, заботе о внешнем облике, желание окружить себя талантливыми людьми, забывает о самом важном, что должно быть у человека – о своей духовности. Поэтому и её картины, и отношения с другими людьми лишены подлинной духовной глубины и ценности. Самого же главного человека в своей жизни, чувства которого к ней были искренними, преисполненными добротой и чуткостью, она так и не разглядела.
    Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина».
    Человека всегда будет интересовать то, какое впечатление он производит на окружающих, достаточно ли он образован, хороши ли его манеры. Однако, следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать о развитии своих душевных качеств.
    Исходный текст:
    (1) Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2) Но что может значить это определение? (3) Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4) Ограничено и человечество в целом.
    (5) Вообразите горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6) Вот его ограниченность. (7) Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8) Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9) «Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10) Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11) Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12) И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.
    (13) Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи… (14) Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15) Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16) Но очень важно разделять знания и представления. (17) Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
    (18) Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землёй, но ни разу не вылезали наружу. (19) Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20) Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21) Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22) То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы… (23) Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?
    (24) То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25) И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.
    Сочинение по исходному тексту:
    Кто же он, ограниченный человек? Кого можно назвать таковым?
    С примером автора о горняках я не согласна, потому что трудно сказать, о чем думает горняк, родившийся в глубине, и о чем думает горняк, вылезавший из нее. Вполне возможно, что если первому горняку дать возможность подняться на землю он узнает намного больше чем первый. Тем самым второй станет ограниченным человеком.
    Люди разные, у каждого свое пространство, своя «капсула».
    «Ограниченный человек» можно понимать по-разному. В буквальном смысле это человек чем то ограниченный: пространством, правилами и т.д. Также его можно понимать как культурно ограниченный. То есть незнающий элементарных правил, известных композиторов и писателей. Но даже знающий все это человек может быть ограниченным. Вспомним «Евгения Онегина» А.С.Пушкина. Главный герой был светским человеком, знал последние веяния моды, литературы, музыки. Но относился ко всему этому как к развлечению. Вот та самая ограниченность всезнающего человека.
    Мало знать. Нужно понимать. Взять, к примеру, великого физика Исаака Ньютона. Он стал основателем классической, корпускулярной физики, в которую входит множество тем: от механики до оптики. Кроме этого он много читал, писал стихи и был приближен к властям. Вот кого точно «ограниченным человеком» не назовешь.
    Среди современных знаменитостей много ограниченных людей. Редки случаи, когда человек, увлеченный одним делом, не забывает про окружающий его мир и людей.
    Банк сочинений ЕГЭ по русскому языку Главная страница сайта

  8. Сочинение ЕГЭ
    В тексте, предложенном для анализа , только одна, но вселенская боль гениального (именно такой эпитет ему высекло время) философа И.А.Ильина. А значит и одна (вечная!) проблема – различение духовного и бездуховного. Это приобщение (страстное!) ко всеобщему бесконечному стремлению к правде, добру и красоте, т. е. «побороть шум».
    Что же делает автор, чтобы воздействовать на наш мозг, сознание, душу? Я бы назвала его обращение к современникам (да и к потомкам!) не просто раздумьем, а самым настоящим криком души, потрясенной искореженным человеком мира.
    Именно отсюда его изображение шума (грохот, треск, рев, визг, свистение, жужжание, гудение) как грохот металлического рока, отключающий сознание, уродующий психику, опустошающий душу. И это, убеждает автор, не свойство отдельного человека, это примета вселенской бездуховности (даже признаки апокалипсиса). Вот откуда у современного человека столь велика тяга к развлечениям, и, я бы даже сказала, к отвлечениям («шум перекрывает все»).
    Каждый абзац текста – это даже не логическая цепочка в рассуждении, это целая философия, которая прозревает душу, наполняет жизнь человеческую особым смыслом.
    Так к чему же так страстно ведет нас философ (я бы даже сказала «пророк»)? Эта фраза: «Шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто», – аксиома, духовная установка. И вдруг: «От этого бедствия я не знаю утешения». И все-таки путь – «Есть только одно (утешение): побороть шум» Это и позиция, и «свет в конце туннеля», и ободряющий совет.
    Боже, на какие мысли настроил автор, как о многом заставил задуматься и, может быть, совсем другими глазами заставил посмотреть на окружающий мир и оценить свое место в нем.Как я понимаю, «шум» – ведь это не только примета нашего времени (хотя написано это И.А.Ильиным в первой половине 20 века), это образ, это знаковое предупреждение. Вот и «разрывается» от дикого хохота («шума») телевизор, гудит-ревет в экстазе подросток от всепоглощающего рока. Природа не терпит пустоты – заполняет ее безликость («всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум»). Пройдите по книжным рядам, «целофанированная» современная литература заполняет все (Донцова, Шилова, Хрусталева…до бесконечности…) Все на злобу дня – и уйдет вместе с ней, «со злобой», ибо (уверена!) не померкнет свет, пока жив человек.
    Идите к высокому, что возвышает и облагораживает душу, к настоящему искусству, которое укрепит вашу веру в добро, правду и красоту. Идите к А.С.Пушкину – и выйдите из лабиринта затмения. Читайте – и прозреете, сумеете отличить ложное от истинного. Вникните в смысл его откровений, созданных им образов русской трагедии, где обволакивающим, путающим все выступает грозная стихия («метель»). Здесь бессчетный ряд знаковых произведений, просветляющих душу, выводящих на светлую дорогу к Храму.
    Говорят, если в русской поэзии останется (после катаклизмов на Земле) только одна строка:
    Буря мглою небо кроет
    Вихри снежные крутя,-
    то по ней смогут исчислить русскую душу.
    Текст по И. Ильину:
    Природа никогда не создает шума. Она учит человека величию в тишине. Молчит солнце. Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо. Мало и редко слышим мы из «сердцевины земли». Милостиво о блаженно покоятся царственные горы. Даже море способно к «глубокой тишине». Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…
    А человек шумит. Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо все, то природа дает нашему слуху, – это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. Пораженные и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать на нечто величественное. Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шепот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. Грохот трамваев, треск и шипение фабрик , рев мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто…рев радио – это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рев, проникая в человека, мало что дают ему. Шум – дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. Он не таит в себе ничего духовного. Он «говорит», не имея, что сказать. Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум.
    При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. Говоря языком современной психологии ,он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. Послушай-ка! Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»
    И снова… И снова… Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. Благодаря шуму внешний мир становится значимым. Он оглушает человека, поглощает его. Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
    Шум перекрывает все: во внешнем – пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. Во внутреннем – возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
    Робка также и муза. Как легко спугнуть ее шумом!.. Нежна ее сущность, голос ее нежен. А шум – дерзкий парень. Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки…
    От этого бедствия я не знаю утешения. Есть только одно: побороть шум…
    (По И. Ильину).

  9. Уважаемые одиннадцатиклассники!
    Данный текст может быть полезен для подготовки к сочинению на ЕГЭ.
    1.Прочитайте текст и сведения об авторе текста.
    2.Обратите внимание на выделенные в тексте фрагменты.
    3.Выберите необходимые, на Ваш взгляд, клише.
    4.Советуем использовать выделенные в тексте фрагменты и выбранные Вами клише для формулировки авторской позиции.
    5.Сформулированная Вами авторская позиция может стать аргументом для другого текста с аналогичной проблемой.
    P.S.
    1.К тексту прилагается одна проблема.
    2.Учтите, что название текста не всегда соответствует тому названию, которое, возможно, существовало у автора. Поэтому в сочинении на ЕГЭ, если Вы не знаете точного названия, избегайте того названия, которое предлагается в разных источниках.
    ТЕКСТ
    ПРОБЛЕМА
    О духовном и бездуховном в окружающем нас мире. (По И.Ильину)
    1)Природа никогда не создает шума. 2)Она учит человека величию в тишине. 3)Молчит солнце. 4)Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо. 5)Мало и редко слышим мы из «сердцевины земли». 6) Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. 7)Даже море способно к «глубокой тишине». 8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…
    9)А человек шумит. 10)Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. 11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. 12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо все, то природа дает нашему слуху, – это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. 13)Пораженные и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. 14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шепот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. 15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рев мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто…рев радио – это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. 16)Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рев, проникая в человека, мало что дают ему. 17) Шум – дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. 18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. 19)Он не таит в себе ничего духовного. 20)Он «говорит», не имея, что сказать. 21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум.
    22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». 23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. 24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. 25)Примерно так: 26)«Приветствую тебя, человек!.. Послушай-ка! Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»
    27)И снова… 28)И снова… 29)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: 30)«Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». 31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. 32)Благодаря шуму внешний мир становится значимым. 33)Он оглушает человека, поглощает его. 34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
    35)Шум перекрывает все: во внешнем – пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. 36)Во внутреннем – возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. 37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. 38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.
    39)Робка также и муза. 40)Как легко спугнуть ее шумом!.. 41)Нежна ее сущность, голос ее нежен. 42)А шум – дерзкий парень. 43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. 44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки…
    45)От этого бедствия я не знаю утешения. 46)Есть только одно: побороть шум… (По И.Ильину)
    Сведения об авторе
    Ильин Иван Александрович (1883-1954) – русский христианский философ, национальный мыслитель, правовед, писатель, литературный критик и публицист, по убеждениям – славянофил и монархист. В 1922 году вместе с другими философами, экономистами и историками – противниками новой власти – был выслан из России.
    Написал более 50 книг и более тысячи статей. В их числе – «Путь духовного обновления», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Сущность и своеобразие русской культуры», «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «О сопротивлении злу силою», «Аксиомы религиозного опыта» и другие.
    КЛИШЕ
    Автор
    высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль о том, что «…»
    стремится (хочет) донести до читателя мысль о том, что «…»
    заставляет читателя обратить внимание на…
    призывает читателя…
    считает, что…
    убеждает нас в том, что
    убежден в том, что…
    убедительно доказывает…
    даёт оценку
    выявляет сущность
    излагает свой подход
    исходит из того, что
    разграничивает понятия
    обращает внимание на то, что
    Автору важно убедить читателя в том, что…
    утверждает, что…
    утверждает, что только
    выступает за то,
    показывает нам людей, которые…
    приводит (подводит) читателя к мысли о том, что …
    приходит к такому выводу: …
    «…?», – спрашивает читателя автор.
    восхищается (кем? чем?)
    поражается (чему?)
    словно приглашает вместе с ним полюбоваться (чем?)
    с интересом наблюдает за (чем?)
    с болью в сердце (с горькой иронией, с горечью) пишет (говорит) о том, что….
    у автора вызывает негодование…
    не может мириться с тем, …
    выражает тревогу…
    обращает внимание на то, что…
    Бесспорно мнение автора о том, что…
    «…» – в этих словах, по-моему, отражена основная проблема текста.
    «…» – это высказывание точно отражает мысль автора.
    В тексте доказывается мысль о том, что «…»
    Определяя сущность и место (чего? в чём?), автор считает, что
    Подчёркивая актуальность (чего?), автор обращает внимание (на что?)
    По мнению автора, важное значение имеет (что?)
    _________________________________________________________________________
    Желаем терпения в подготовке к сочинению! Будьте уверены: упорство, старание и усиленная тренировка дадут достойные результаты.
    __________________________________________________________________________
    Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
    Автор-составитель – учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
    Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу [email protected]
    Назад в раздел

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *