Сочинение эссе на морально этическую тему

7 вариантов

  1. Благодарность
    Текст К.Г. Паустовского из рассказа «Заячьи лапы» от (1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере.   до (35)Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Что такое благодарность? Благодарность — чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.
    Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара: «– Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь –  бросить». Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.
    В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.
    Благодарность – одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.
    Бесстрашие
    Текст из повести «Мальчик у моря» Н. Дубова от (1)Что делают летом мальчишки на всех улицах и дворах? до (40)Фёдор Михайлович улыбался, Антон сиял: Бой победил.
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие – качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным – значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.
    В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: «…всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря» при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома. Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале: «Через десять минут ребята орали и визжали, но уже не от страха, а от восторга».
    Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.
    Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.
    Ответственность
    Тест из повести А. Алексина «Сигнальщики и горнисты» от (1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. до (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Ответственность – это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.
    Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг – следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Их квартиру поэтому прозвали «бюро добрых услуг». Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же: «Но в бюро не может работать один человек. Должно быть минимум два. Ты понял?».
    Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.
    Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.
    Бездушие
    Текст А. Алексина из повести «Подумаешь, птицы!» от (1)В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. до (50)Подумаешь, птицы!..
    Формулировка задания 15.3
    Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Бездушие – это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.
    В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице. Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»
    Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.
    Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.
    Гордость
    Текст из повести «Персональный ангел» Т. Устиновой от  (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. до (43)Навсегда.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ГОРДОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое гордость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    В моём понимании слово «гордость» имеет несколько значений. Во-первых, гордость – это чувство, передающее самооценку человека. Во-вторых, это способность испытывать радость от того, что кто-то добился успеха. В-третьих, это чувство собственного достоинства.
    В тексте Т. Устиновой мы видим, как непросто складываются отношения героев. Находясь в сильной нужде, мальчик из гордости не может обратиться за помощью. Знакомство с Машей позволило Тимофею почувствовать свою значимость, важность. Но гордость перерастает в гордыню: самолюбование и амбиции мальчика мешают ему верно оценивать свои и чужие поступки. Однажды Маша допустила оплошность: купила мороженое и угостила Тимофея, чем ужасно его оскорбила. Мальчик воспринял её жест как унизительную подачку. Его гордость не разрешает делать людям то, что ниже их достоинства.
    Приведу ещё один пример проявления гордости. Мои родители гордятся братом, который отлично сдал вступительные экзамены и поступил в лучший столичный вуз. Он превзошёл наши ожидания и вызвал чувства радости и уважения.
    Можно гордиться не только своими собственными успехами и трудом, но и великими достижениями родины, всего русского народа.
    Отзывчивость
    Текст из рассказа «Живая душа» К.Д. Воробьёва от (1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом.  до (50) Вот же живая душа!»
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТЗЫВЧИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое отзывчивость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Наблюдая за людьми вокруг, я всё больше понимаю, что главное качество в человеке – отзывчивость, то есть способность понимать другого и сочувствовать. Отзывчивому человеку хочется творить добро не только по чьей-то просьбе, а даже тогда, когда о ней никто не говорит.
    В тексте К. Воробьёва усатый шофёр-сержант, согласившийся довезти на “виллисе” до родной деревни незнакомого офицера, неожиданно для всех и в ущерб себе принимает решение помочь крестьянам. Не берёт он платы ни за подвоз, ни за пахоту, и в этом его поступке проявляется сострадание и благородство. Быть отзывчивым – значит быть бескорыстным и не требовать за добрые поступки вознаграждения.
    Приведу ещё пример. Раньше я не всегда замечала реакцию людей на свои слова. Однажды сказала что-то подруге, а она на другой день не позвонила, при встрече общаться не захотела. Стала я внимательнее оценивать своё поведение, признала ошибку, и мы снова с ней не разлей вода. Отзываясь на проблемы в жизни моих друзей или близких, я теперь стараюсь словом или делом помочь, тактично выслушать, дать совет.
    Уважать, сопереживать, помогать, быть добрым к окружающим людям – вот что значит быть отзывчивым человеком.
    Совесть
    Текст из рассказа Н. Сафронова от (1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно.  до (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и, желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми. Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова, где речь идёт о неуважительном отношении к взрослому человеку.
    Герой рассказа принял нового учителя в штыки и не сдержал язвительного вопроса. Даже инцидент со случайно поставленной тройкой чуть не перерос в скандал. Пятиклассник нагрубил своему преподавателю и в итоге добился, что оценку исправили. Однако ученик не был рад своей победе, у него пробудилось чувство совести, он хотел извиниться перед учителем-фронтовиком, но было слишком поздно: на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из школы.
    И в моей жизни был случай, когда мне пришлось испытать угрызения совести. Меня послали в магазин и дали много денег, а я их потерял. Родители ругали меня за то, что я такой невнимательный, рассеянный. К счастью, деньги мне удалось найти и на душе у стало спокойно и радостно.
    Подводя итоги, можно сказать, что совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека.
    Смелость
    Текст из повести В. Крапивина от (1)Славка шагал вдоль длинной набережной. до (33)Славка был счастлив.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое смелость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Смелость — умение бороться со своими страхами и подавлять их, способность проявлять храбрость и отвагу, решительность и независимость. Смелыми можно назвать солдат, сражавшихся за наше отечество. “Смелость города берёт” — гласит пословица. Чтобы победить защищённый и укреплённый город, требовалась не только военная подготовка, но и смелость.
    Смелость не всегда проявляется в больших и великих свершениях, она видна и в малых, но значимых для человека поступках. Например, Славка из текста В. Крапивина прыгает по скользким камням, чтобы спасти от прибойной волны маленький кораблик и пустить его в плавание. Передвигаться ему было очень трудно. Но мальчик упрямо движется к цели и совершает добрый поступок, по-детски наивный и трогательный. Это ведь тоже проявление смелости, такие поступки и рождают отважного человека.
    В повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” Пётр Гринёв смело защищает свою честь. Он открыто заявляет, что не может служить Пугачеву, отказывается признать в нём государя и даже обещает сражаться против него. Смелые поступки молодого офицера вызывают уважение и понимание у предводителя крестьянского восстания.
    Смелость — это моральное качество, когда преодолеваются страх, неуверенность, опасения перед трудностями и неблагоприятными последствиями.
    Геройство
    Текст из повести В. Осеевой от (1)У Севы болело горло. до (36)Сева, но я думаю всё-таки, что в каждом честном человеке непременно есть это геройство… непременно есть…
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение слова ГЕРОЙСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое геройство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    В моём понимании геройство – это способность человека совершать храбрые поступки, готовность сделать что-то полезное для других, пожертвовать собой ради благой цели. Но истинное геройство заключается не в пафосной демонстрации своих возможностей, а проявляется в мужестве и смелости.
    Обратимся к тексту В. Осеевой. Сева и его мама по-разному понимают смысл слова “геройство”. По мнению мальчика, он ни на что не годен, многого не умеет делать, не способен совершить рискованный поступок. Сева не знает, что показное геройство подвигом не является. Мама пытается убедить его, что геройство должно быть бескорыстным, настоящим героем может стать честный человек, совершающий смелые поступки для спасения чьей-то жизни.
    В поступках молодого лейтенанта Кузнецова, героя романа “Горячий снег”, Юрий Бондарев  видит проявление героического. Мужество и стойкость сочетается у командира с душевной мягкостью, благородством и человечностью. Иначе ведёт себя лейтенант Дроздовский, мечтавший отличиться в бою и совершить геройский поступок. В самый решительный момент он рискует не собой, а своим подчинённым, отправляя его на верную смерть.
    И в мирной жизни можно найти примеры подлинного геройства: пожарные вызволяют из горящих домов пострадавших, спасатели помогают в критических ситуациях, врачи спасают от смертельных болезней. Я горжусь людьми, которые сделали риск своей профессией.
    Внутренний мир человека

    Текст из повести «Ночной обыск» А. Алексина от (1)Я не любила эту куклу. до (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой.
    Формулировка задания 15.3
    15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое внутренний мир человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
    Сочинение ученика
    Что означает внутренний мир человека? Это его идеалы, интересы, представления об окружающем. Чем богаче этот мир, тем насыщеннее и разнообразнее жизнь человека. Формируется внутренний мир обычно в детстве. И от того, какие ценности тогда были заложены, зависит очень многое.
    В тексте Анатолия Алексина речь идёт о самовлюблённой девочке, которая имела “венценосные замашки” и любила командовать. Она привыкла властвовать и повелевать. К счастью, рядом с ней заботливые родители, которые оказывают серьёзное влияние и помогают отличить добро и зло.
    Повлиять на внутренний мир человека могут и книги. В них обобщён опыт жизни многих поколений. В неимоверно трудных обстоятельствах рос Максим Горький, однако любовь к чтению, знаниям помогла ему преодолеть “мерзости жизни” и вырасти человеком с богатым внутренним миром.
    Таким образом, люди должны стремиться к духовному развитию, обогащать свой внутренний мир, быть интересными собеседниками, уметь понять и принять другого человека.


  2. Цель урока:

    Подготовить учащихся к написанию сочинения на
    морально-этическую тему.

    Задачи:

    Обобщить и расширить представление о типе речи
    “рассуждение”, закрепить формирование навыков
    рассуждения;
    Развивать умение письменного и устного
    убеждения, навыки монологической речи,
    творческие способности, мышление, воображение;
    Воспитывать такие качества, как:
    доброжелательность, отзывчивость, чувство долга,
    преданности, уважение, сыновний долг.

    Оборудование.

    Пословицы, высказывания знаменитых людей,
    раздаточный материал: план сочинения типа –
    рассуждение, образцы начала сочинений.

    Предварительное домашнее задание.

    Из “Толкового словаря” выписать значение
    терминов: мораль, нравственность, этика,честь. Подумать
    над значением выражений: чувство долга,
    сыновний долг, преданность, человек слова.

    Ход урока

    I. Вступительное слово учителя.


    Приветствие, тема, цель урока.

    II. Беседа с классом на повторение типа речи –
    рассуждение.

    Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?
    Что такое рассуждение?
    Какова композиция рассуждения?
    Что такое “тезис”?
    Из чего состоит основная часть
    сочинения-рассуждения?
    Что пишем в заключении?

    Раздать учащимся план сочинения-рассуждения

    (см. Приложение 1).

    III. Беседа с классом по тематике 1-го
    сочинения.

    Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, т.к.
    чётко сформулированный тезис вам будет
    предложен, останется привести аргументированные
    доказательства. Мы будем писать
    сочинение-рассуждение по данному началу на
    морально-этическую тему.
    Дома вам необходимо было поработать с
    “Толковым словарём” и знать толкование
    терминов мораль, нравственность, этика, честь.
    А как вы понимаете такие словосочетания, как: чувство
    долга, преданность, человек слова и дела.

    Встречали ли вы людей, которые всегда выполняют
    свои обещания.
    Как вы думаете, почему кто-то умеет хранить
    тайну, а другой пяти минут не может вытерпеть,
    чтобы кому-нибудь да ни рассказать. Отчего это
    зависит?
    А кто у нас в государстве по закону
    категорически не имеет права выдавать тайну?
    Если вам доверили тайну, вы имеете права выдать
    её?
    От кого зависит умение хранить тайну?
    Умение или неумение хранить тайны зависит от
    человека, от его самовоспитания.
    Послушайте мнение писателя В.Белова о
    самовоспитании: “Человек формируется,
    воспитывается всё время, меняясь под влиянием
    окружающего, пока у него не появляется
    способность лепить самого себя. Эта способность
    самоусовершенствования явно связана с
    критическим отношением к окружающему, с
    различением добра и зла. Бывают люди, так и не
    пробудившие свою совесть, а бывают такие, как Лев
    Толстой, который воспитывал себя всю жизнь, до
    самой смерти…”
    Как можно себя воспитать?
    1.Читать книги, которые учат нравственности,
    этике.
    2.Воспитывать себя трудом – помогать родителям.
    3.Посмотреть на себя со стороны, как вы будете
    выглядеть в глазах человека, тайну которого вы
    раскрыли.
    4.Не обсуждать человека с кем-то в его
    отсутствие.
    Послушайте отрывок из статьи С.Герасимова “Что
    значит украшать землю?”:
    …Из чего складывается духовное богатство
    личности? Из системы внутренних и внешних связей,
    которыми человек живёт в окружающем его мире…
    Вторая мерка, которой человек измеряется в
    окружающем мире, – способность жить в обществе,
    коллективизм.
    А вот какие пословицы придумали люди, размышляя
    на тему нравственности:
    Кто собою не управит, тот и другого на разум не
    наставит.
    Критиковать востёр, как топор, а критику
    слушать – глух, как обух.
    Не искал бы в селе, искал бы в себе.
    В ком есть стыд, в том и совесть.

    Таким образом, мы с вами подошли к тезису
    первого сочинения, возможно, кто-то из вас будет
    размышлять по проблеме, поставленной С.Михалковым
    (зачитать – см. “Приложение 2”,
    в котором также представлены некоторые
    подсказки учащимся при написании сочинения,
    раздать каждому)

    IV. Беседа с классом по тематике 2-го сочинения.

    Послушайте, ребята, тезис второго сочинения
    (зачитать, см. в “Приложении 2”).
    Итак, что же значит быть хорошим сыном или
    дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.
    Как вы понимаете выражения: чувство долга
    перед родителями, сыновний долг
    ?
    Какую помощь вы оказываете родителям?
    Стремитесь ли вы радовать родителей, как?
    Как мы должны относится к старым людям?
    Послушайте, пожалуйста, слова литературоведа
    О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:
    “Чёрствость души – самая страшная болезнь на
    свете. Плохо, когда люди, стремясь к собственному
    благополучию, забывают о том, что существуют,
    живут они в этом мире не одни, что кругом тоже
    люди, о которых нужно думать, с которыми нужно
    считаться. Если сначала мы будем просто не
    обращать внимания на чужое горе, заглушать голос
    собственной совести, убеждая себя в том, что
    потом наверстаем упущенное, а пока и без этого
    много забот, то тем самым мы убьём в себе самое
    ценное качество – способность делать добро.
    Нравственность и доброта – великие силы…”
    Как вы понимаете эти слова?
    Послушайте высказывания знаменитых людей,
    которые вам, возможно, помогут осмыслить
    предстоящее сочинение.

    Помните, что дети ваши будут обходиться с вами
    так же, как вы обходитесь со своими родителями
    .
    Фалес

    Самый счастливый человек есть тот, кто даёт
    счастье наибольшему числу людей.
    Дидро
    Ни один злой человек не бывает счастлив.
    Ювенал

    Нужно, чтобы о ком-нибудь болело сердце. Как ни
    странно, а без этого пуста жизнь.

    В.В.Розанов

    Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

    Л.Н.Толстой
    Обобщив всё вышесказанное, можно прийти к
    следующему.
    Быть хорошим ребёнком, беззаветно любящим
    своих родителей, значит:
    учиться хорошо;
    оказывать любую помощь, которая потребуется
    родителям;
    не грубить;
    не обманывать;
    не огорчать, а радовать;
    покинув родимый дом, навещать как можно чаще;
    всё прощать.
    (Раздать учащимся в помощь – “Приложение
    2
    ”)

    V. Класс делится на две группы и готовит защиту
    одной из тем по выбору.

    VI. Защита выступлений от группы.

    VII. Вывод.

    Мне хотелось бы закончить урок словами
    В.Г.Белинского (записаны на доске):
    “Главная задача человека во всякой сфере
    деятельности, во всякой
    ступени человеческой иерархии – быть
    человеком!”

    VIII. Домашнее задание.

    Написать сочинение по данному началу по одному
    из предложенных вариантов, озаглавить.

    Используемая литература

    1.Журнал “Русский язык в школе”. 1996г., №1, с.116-117.
    2.Новикова О.А. Русская речь. Издательство
    “Горница”. Красноярск. 1997г.
    3.Обучение русскому языку в 7-8 классах. Пособие
    для учителя / В.В.Бабайцева, Г.К.Лидман-Орлова. М.:
    Просвещение, 1987г.
    4.Литература. Справ. Материалы. Кн.для учащихся/
    С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев и др. М.: Просвещение. 1988 г.

  3. Человек — существо социальное, он не может без общения. Но само по себе общение — дело непростое. Нужно научиться так общаться, чтобы люди, которые находятся рядом с тобой, чувствовали необходимость твоего присутствия.
    И я, и мои ровесники мало когда задумываются над тем, почему с некоторыми людьми нам приятно общаться, а с некоторыми нет. Одни люди имеют силу притяжения, другие нет. А все это зависит от внутреннего мира человека, его мыслей, ее чувств. Одни человеческие начинания нас привлекают, мы считаем их полезными и благородными, пытаемся поддержать. И даже слово красота понимается по-другому, потому что не обращаешь внимания на внешность и на одежду, видишь человека в другом свете, в каком-то внутреннем горении, и невольно пронимаешься симпатией и благодарностью, что такие люди существуют.
    А человеческие поступки. Как много значат они для окружающих. Если бы у людей была возможность оценивать собственное поведение, видеть себя посторонним глазом — свою позу, движения, слышать свои слова и интонации — это могло бы быть огромным достижением нашей жизни. Потому что человек, который осуществляет неэтичный поступок, становится в это время уродливым, а этого не хочется никому. Жаль, что на наших улицах нет зеркал для того, чтобы люди могли смотреть на себя, могли видеть, когда они привлекательны, а когда нет.
    Все это и является культурой поведения, обусловленной не только моралью общества, но и моралью каждого отдельного представителя.
    Даже при наличии правового равенства никогда не будет равенства физического. Полностью оправданно, когда представители сильного пола уступают место в транспорте людям, более слабым физически: женщинам, детям, людям преклонных лет. И нет потребности напоминать об этом людям воспитанным. К величайшему сожалению, воспитанных людей не так много. Поэтому и придется напоминать обществу об уважении к матери, к женщине, к ребенку. Так возникают разные календарные даты, утвержденные ЮНЕСКО или правительством определенной страны. А разве так трудно быть воспитанным? Разве не бывают досадно от напоминания о вежливости? Скажу прямо, бывают и досадно, и стыдно. Стыдно за бескультурие, которое господствует вокруг. Достаточно послушать, как мы говорим, какими движениями и интонацией сопровождаем грубые слова.
    Не зря обижаются на нас родители. Иногда кажется, что от молодежи требуют невозможного. Я не соглашаюсь с этим, потому что все возможно при наличии собственного желания быть культурным человеком. Правила поведения заложены в кодексах чести рыцарей прошлого, в библейских истинах. Они только испытали изменения, усовершенствовались относительно времени, в котором мы живем. А время требует от нас стать всесторонне развитыми личностями, иначе без взаимопонимания и взаимоуважения мы не сможем создать гуманистическое общество.
    Что для меня значит земля
    У каждого человека собственная точка зрения относительно жизненных ценностей. В последнее время в печати и по телевидению очень много говорится о духовных сокровищах нашего народа. Не знаю, оправданно ли это. Не уверена, что наше время можно назвать бездуховным, ведь мы обращаемся к народным традициям, интересуемся своей историей. Люди разного возраста почувствовали потребность в религии. Безусловно, всем нам нужны материальные ценности, ведь без них человек просто не может существовать. Дело в том, что отношение к материальным благам у разных людей разные. Одни находят в повседневном труде источник вдохновения, другие — средство существования. Но очевидным становится тот факт, что люди разного материального достатка тянутся к земле.
    Я родилась и выросла в городе. И хотя город наше потопает в зелени садов и парков, люди стремятся сделать его еще лучшим. У каждого дома разбиты клумбы, за цветами присматривают жители. Кое-кто из них никогда не имел земельного участка, а следовательно, научились присматривать за цветниками. Когда я была совсем маленькой, мне тоже хотелось посадить что-то собственными руками. Первым растением, за которым я ухаживала собственноручно, был лук, посаженый под балконом вместе с цветами. Я так ожидала урожая, чтобы угостить всех соседей, но одним утром увидела, что мой лук кто-то сорвал. Мне было очень больно, но вор не отбил у меня охоту работать на земле. Следующей весной я вместе с мамой сеяла цветы, а впоследствии начала помогать родителям на даче.
    Безусловно, овощи, выращенные на нашем участке, — это помощь в домашнем хозяйстве, но и для меня, и для моих родителей есть что-то другое, что роднит нас с землей. Мы, городские жители, любим труд на земле. Я милуюсь отцом, когда он, копая грядки, с удовлетворением вдыхает свежий воздух, заверяя нас с мамой, что он не устал, потому что земля дает ему силы. Я с восхищением наблюдаю, как бережно мама разминает в руках комочек земли, когда садит рассаду. А сама я люблю подпушивать землю в цветнике и поливать посаженые мною растения.
    И если говорить о смысле жизни, то я считаю, что он как раз в том, чтобы оставить что-то потомкам. Посаженый мной куст сирени, розы и душистая липа — это мой первый взнос в будущее. Я так хочу, чтобы моя родная земля приносила наслаждение не только мне, ведь это так замечательно, когда труд на земле приносит радость. Наверное, в жилах каждого человека течет кровь наших давних предков — земледельцев. Потому-то мы так любим пробежаться по земли босиком, потому так радостно наблюдаем, как парует земля после дождя. А тот, кто еще не почувствовал своего родства с землей, на которой живет, по которой ходили его предки и предпримут первые шаги потомки, обязательно почувствует: в этом я убеждена.

  4. Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. В чем ценность человеческой жизни?
    Ценность человеческой жизни, по моему мнению, самым тесным образом связана со смыслом жизни. Уяснив для себя этот смысл, мы легче можем представить себе ценность нашей и любой другой жизни. Я, например, недавно открыл для себя если не сам смысл жизни, то те основы, из которых он складывается. Для большинства людей, по-моему, смысл жизни заключается в том, чтобы прожить свою жизнь как можно более ярко, насыщенно, оставить после себя хоть сколько-нибудь долгую
    и, главное, добрую память. Эту память можно оставить в какой угодно форме: в своих потомках (большинство людей оставляют о себе память именно в своих детях и внуках), в творчестве (так оставляют о себе память художники, писатели, поэты, артисты, скульпторы, архитекторы и другие представители творческих профессий), в результатах своей практической работы (такая память остается, например, о хороших врачах, юристах, строителях, конструкторах, изобретателях, хотя их труд тоже очень близок труду творческому) или в своей общественной деятельности (так оставляют после себя “след” в истории политики, военные
    и другие общественные деятели).
    Исходя из сказанного, можно сделать такой вывод: ценность каждой человеческой жизни велика неизмеримо, так как уничтожение жизни приводит к уничтожению памяти об этой личности – уничтожению еще не родившихся потомков, еще не созданных творений, еще не сделанных вещей, зданий, кораблей, еще не написанных законов, не изобретенных пока новинок. Огромна ценность молодой жизни, потому что еще совсем не ясно, что предстоит этому молодому человеку совершить в своей будущей жизни. Не менее огромна и ценность жизни взрослого и пожилого человека: уничтожение такой жизни приводит к горю и печали тех, ради памяти которых человек жил.
    Вот почему я с не давних пор стал ярым пацифистом – потому что стал уважать чужую жизнь, и любое посягательство на нее считаю величайшим преступлением! Такое же преступление по отношению ко всему обществу совершают и самоубийцы – недаром в любой религии попытки самоубийства очень резко и гневно осуждаются. Раньше самоубийц даже не хоронили на кладбищах, ибо такой уход из жизни во всех религиях – страшный грех. Такой человек убивает не только себя, но также тысячи своих потомков или великие свои творения, которые он бы создал, оставшись в живых, или плоды рук своих и ума!

  5. С колыбели мы постигаем своё кровное родство с природой-матерью, родной землёй, но так уж, видно, устроены — не умеем дорожить тем, что получаем в наследство, без усилий, и с годами память о нашем родословии оттесняется повседневностью в потаённые уголки души. В пору нашей зрелости она не питается яркими впечатлениями от постоянного общения с родными просторами, не подкрепляется систематическими знаниями об окружающей среде и медленно угасает, не определяя наше сознание. Мы заблуждаемся, полагая, что есть дела поважней, нежели наша связь с природой, и разум уделяет ей слишком мало внимания.
    И странное дело, дорожить начинаем только тогда, когда теряем.
    Нам надо было сперва забыть о своём родословии, отстраниться от чудесного мира красоты и гармонии, разладить внутренние связи в нём, чтобы потом спохватиться и отправиться на поиск дороги к природе, заново постигать своё родство с ней, ибо, только осознав это кровное родство, мы можем, пока не поздно, в корне изменить своё отношение к природе и сохранить её для потомков.
    II. Перескажите содержание текста по предварительно составленному плану.
    2. I. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Что объединяет его с текстом предыдущего упражнения? Считаете ли вы проблемы, поднятые авторами, актуальными и злободневными?
    Молодая, ещё только набирающая силу весна чем-то смахивает на девочку-подростка, не вошедшую пока в свой цветущий девичий возраст. Она то вдруг осыплет ласковым теплом, то в одночасье посуровеет, насупит сердито бровки, то прольёт светлые и лёгкие быстрые дожди, то небрежно уронит непрочный снежок, а там, глядишь, снова как ни в чём не бывало сияет нежным заревым румянцем и дышит в лицо яблочной свежестью пробуждающейся земли.
    Мимолётна, как вздох, улыбка ранней весны! Лесные первоцветы пленяют несказанной чистотой красок и тонким благоуханием; их короткий праздник цветения полон скромного очарования, а красота так беззащитно хрупка, что и домой не донести. Так не будем же срывать их для букетов, оставим там, где увидели, пусть порадуют и других.
    Калеча красоту природы, мы и себя, и своих потомков обкрадываем. Если бы всегда, все и каждый относились к природе внимательно и серьёзно, с пониманием её места и значения в нашей жизни, мы бы, может, многих бед избежали. Сколько, как подумаешь, творится на земле зла из-за человеческой глупости и беспамятства! Кто, к примеру, поручится, что всплеск жестокости, накипь зла в иной пустой незрячей душонке не начались с бессмысленно разорённого птичьего гнезда или безобразного кострища в лесу, осквернившего его царственную красу?
    Всё в этом мире теснейше взаимосвязано: обижаешь безответную природу, а губишь свою бессмертную душу.
    II. Можно ли считать, что данное высказывание составлено в форме статьи в газету? Попробуйте продолжить рассуждение, раскрывая тезис, сформулированный в последнем предложении. Предложите свой материал для школьной стенгазеты.
    3. Прочитайте название темы и один из возможных вариантов плана для её раскрытия. Какое построение текста предполагается при таком плане — разъяснение понятия (то есть в нём содержится ответ на вопрос: что это значит — за природу в ответе — каждый?) или рассуждение. Внесите в план необходимые, на ваш взгляд, изменения (дополните и расширьте его); подберите необходимые материалы из художественной литературы, периодической печати, чтобы содержательнее и глубже раскрыть тему. Напишите сочинение в публицистическом стиле речи в форме статьи в газету.
    ЗА ПРИРОДУ В ОТВЕТЕ — КАЖДЫЙ
    I. Ответственность за природу каждого в моём понимании.
    II. Человек и природа неразделимы:
    1. Роль природы в развитии цивилизации.
    2. Возможности природы не безграничны.
    3. Потребительское отношение человека к природе.
    III. Сохранить природу — сохранить человечество.
    4.1. Прочитайте текст, определите его основную мысль. К какому стилю речи он относится? Справедливо ли утверждение автора высказывания? Согласны ли вы с тем, что вопрос поставлен достаточно остро? Каковы, по-вашему, должны быть взаимоотношения человека и природы?
    Ныне совсем уж редко поднимаюсь я по горной тропе на второй увал, ещё реже хожу на Чёрную гору, подножье которой исполосовано тракторными гусеницами. Горы — с чудовищными удавками на шее — линиями электропередач, что нагло вознесли над миром свои опоры. Идут они уверенно по широкой реке-просеке, и всё перед ними расступается. Под опорами — россыпью дачные дома причудливых форм, расцветок, с оградками из струганого штакетника. Бегут люди из задымлённых городов на свежий воздух, к земляной работе: своя растёт ягода, цветочки-ноготки. Вот и всё, чего достиг трудящийся, тут всё его богатство, светлое будущее в яви и в натуре. Ради него разорены сёла, порублены леса, искорёжены, с места стронуты горы.
    II. Составьте небольшое устное сочинение (в форме выступления на диспуте), в основе которого было бы рассуждение дискуссионного характера, то есть, чтобы в сочинении содержался ответ на. вопрос: возможно ли развитие человеческой цивилизации без ущерба для природы?
    Н.А. Пашковская, В.А. Корсаков, Русский язык, 10-11 класс
    Отослано читателями из интернет-сайтов

    Весь русский язык онлайн, список тем по предметам, сборник конспектов по русскому языку, домашняя работа, вопросы и ответы, сочинения по русскому языку 11 класс, планы уроков
    Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
    Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.
    © Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний – Владимир Спиваковский
    При использовании материалов ресурса
    ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов – гиперссылка).
    edufuture.biz 2008-2017© Все права защищены.
    Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других “взрослых” тем.
    Ждем Ваши замечания и предложения на email:
    По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:
    Ser-Esenin.ru

    В помощь школьнику и студенту!

    Сочинение — рассуждение на морально-этическую тему. Что важнее всего в человеке?Я считаю, что в человеке важнее всего — то, какой он в общении, какие у него мысли и представления о мире. Какой прок от де­нег, если у тебя нет любви к людям, сочувст­вия к чужой беде, если ты не умеешь и не хо­чешь по-настоящему дружить? Что толку от крутой машины, особняка в престижном райо­не с тёплым бассейном и павлинами на терра­се, если ты так и остался глупым, не разбира­ющимся в искусстве, ограниченным человеком? Ты, в таком случае, просто животное, случайно ставшее богатым и изображающее из себя чело­века разумного, оставаясь на самом деле хваст­ливой макакой или громилой-орангутангом.
    Не нужно гнаться за роскошью обстанов­ки, внешним блеском, лучше сосредоточить­ся на расширении своего кругозора, развитии своих положительных качеств, силы воли, приобретении настоящих друзей, на том, что­бы быть, а не казаться. И тогда, со временем, всё остальное придёт: и материальное благо­получие, и независимость от обстоятельств, и умение постоять за себя.
    Конечно, мои мысли несколько сумбурны, но я стою пока на перепутье, хотя мне кажет­ся, что я уже выбрал для себя наиболее вер­ное направление — развивать свой ум и по­ложительные качества характера, а остальное потом приложится!

    Творчество

    Сочинения

    При перепечатке материалов гиперссылка на сайт ser-esenin.ru обязательна. Все материалы являются собственностью их авторов.
    С.А. Есенин: Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
    Школьный ассистент – готовые сочинения по русскому языку и литературе

    Сочинения на моральные и этические темы

    Тема сочинения: добро

    Как часто люди делают добро, и стоит ли его делать? Конечно стоит! Благодаря ему наш Мир становится счастливее и прекраснее, он наполняется любовью.
    Но делать нужно от всего сердца, и только в этом случаи оно будет приносить радость остальным.

    Тема сочинения: делайте добро

    Делая добро, мы делаем Мир счастливее. Но с чего начинать делать добро? Неужели нужно бегать по улице и искать тех, кому нужна наша помощь? Нет, возле нас находятся люди, которым нужна помощь, просто мы их не замечаем.

    Сочинение рассуждение человек

    Для чего пришел человек на эту землю? Какая его задача? Многие философы пытались найти ответ на данный вопрос. Человек уникальное существо, которое владеет огромной силой.
    Человек может создавать, а может и разрушать, человек несет себе зло, но есть в нем и добро. Кто же такой человек? Чем он опасен? Что он может сотворить? А что может разрушить?

    Тема сочинения: Родина

    У каждого человека есть Родина, где можно набраться сил и отдохнуть душой. В каких бы дальних странах не был человек, его всегда тянет на Родину, где прошли его лучшие годы Жизни.
    Что значит Родина? Родина это страна, где родился человек, его родной город или село, его родители, друзья, а также Природа. Как бы хорошо не было человеку на чужбине, ему всегда будит сниться дом, где он родился и вырос, родители и друзья. Никто не может забыть свою Родину, оно всегда будет в сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

    Эссе-миниатюра: Ничего нет на свете страшнее равнодушия

    Ничего нет на свете страшнее равнодушия. Чего стоит твоя общественная позиция, если ты заявляешь: «Мне все равно?». Итак, тебе безразлично, что переживает близкий тебе человек, твой товарищ, все равно, на каком языке говорить, в каком государстве жить, неинтересно, кем ты станешь в будущем. К чему же это может привести? К тому, что ты покинешь свою старенькую мать, не будешь заботиться о своих детях? Да, возможно. Но подумай, к чему все это может привести? Ведь безразличный ко всем человек не вызывает дружеских чувств, не интересует никого, не привлекает внимания. Готов ли ты быть одиноким, выброшенным за борт жизни? Мне кажется, что для каждого человека важно, чтобы его любили. Однако не каждый понимает, что для того, чтобы получить, нужно отдать. Отдать любовь, внимание, сочувствие, чтобы взамен тоже получить любовь и внимание. Не бойтесь дарить людям свои искренние чувства, ведь «как аукнется, так и откликнется».

    Как я понимаю понятия чести, благородства

    В нашей литературе всегда была жива идея самопожертвования и такие уже до боли знакомые, но никогда не тускнеющие понятия, как долг, благородство, ответственность, честь. Сегодня, как никогда, стоит задуматься над словом «честь». Первый раз я столкнулась с пословицей «Береги честь смолоду», когда читала повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Уже тогда я попыталась разобраться в содержании услышанного. Мы много спорили дома, в классе, каждый доказывал свою точку зрения. Шли годы. Читая различные литературные произведения, я невольно возвращалась к этой мудрой мысли. Когда нам прочитали темы сочинений, сомнений при выборе у меня не возникло. Я выбрала эту тему, потому что дело чести волновало меня всегда.

    Сочинение-размышление – Мое понимание морали

    Энциклопедический словарь объясняет термин «мораль» как систему взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующих поведение людей. Мораль древнего Рима оправдывала гладиаторские бои, а мораль древней Спарты была направлена на воспитание воинов. Жесточайшие режимы находили оправдание своим действиям в общественной морали. Сейчас люди всех стран стремятся создать гуманистическое общество и опираются на принципы морали Божьей. Десять заповедей Христовых – это тоже моральные принципы человечества.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  6. Человек с его внутренним миром до сих пор остается непонятным. Одним из проявлений человечности есть тяга к дружбе. Возникающая дружба между людьми – это еще не дружба, но ее предвестница. По моему мнению, дружба – это проявление особой любви к человеку.
    Наше стремление к дружбе свидетельствует о ее духовном происхождении, о ее необходимости для развития души.
    Сплочение подростков является попыткой найти свое место, это лишь поиск настоящего чувства. В группе приятелей никто не показывает свой внутренний мир.
    Когда люди начинают доверять друг другу, им открываются новые грани чужой души. Здесь идет проверка на качество человека. Сумеет ли твой друг быть верным? Или сумеешь быть верным ты? Способны ли вы помочь друг другу? Можете ли вы уважать не свои мысли, дела? Будет ли болеть вам не ваша боль? Сможете ли вы радоваться вместе? Через очень мелкое сито нужно пройти, чтобы понять, кто же тебе друг!
    Только во взаимоотношениях с другом можно понять, какой ты есть на самом деле. Неожиданные зависть, ревность, подозрения тревожат душу. Нам не хочется поступаться своими прихотями, своими нравами и делами ради друга. Освещаются далеко не лучшие стороны нашей души. Нужно преодолевать свой эгоизм, чтобы сохранить дружбу. Однако дружба – это не заискивание перед товарищем. Друг должен быть строгим судьей, если это нужно. При необходимости – спасителем. Злоупотребление чужим чувствам тоже не назвать дружбой. Это не союз слабого и хитрого с сильным балбесом.
    Настоящая дружба – это равноправные отношения равных людей. Дружба боится ухищрений, лести, высокомерия, пренебрежительности. Она не живет в условиях безответственности, равнодушия. Ее нужно поддерживать, заботиться о ней, если хотим воспользоваться ее плодами. А плоды дружбы то доверие, поддержка, надежная опора, сопереживание, совместная радость, забота, уверенность, хороший совет, разделенная боль. Согласитесь, что это прекрасные вещи!

  7. Сочинение-размышление на морально-этическую тему
    Братья наши меньшие
    Район, в котором я живу, достаточно молод. У нас здесь много школ и детских садиков. Многие из жителей района выводят на прогулку своих четвероногих воспитанников. Посмотришь, кто-то ведет породистую собаку в изысканном ошейнике на кожаном поводке, а кто-то маленькую дворняжку на веревочке, но с таким чувством достоинства, как будто это представитель самой ценной собачьей породы. И есть чем гордиться, дружбой братьев наших меньших и доверием, которое они нам отдают.
    Странно, что в период экономической нестабильности государства, когда многие из людей не могут позволить себе полноценного питания, люди подкармливают животных. Неподалеку от дома, в котором я живу, есть небольшой пруд. Весной туда слетаются дикие утки. И жители микрорайона взяли над ними опеку. Птичек никто не обижает, они стали почти ручными. А в том году, когда наш город был на грани экологической катастрофы (ливень затопил очистительные сооружения и оставил город без питьевой воды), люди выстаивали длинные очереди к машинам с водой, чтобы обеспечить свои семьи, но не забывали и о беспризорных животных.
    Мне кажется, что все равно мы маловато добра делаем для животного мира. Всегда ли мы чутко относимся ко всем животным? По-видимому, что нет. Часто мы любим только своих четвероногих друзей и без колебаний обижаем чужих или беспризорных, ничьих. Бывают случаи, когда родители, выполняя прихоть своего ребенка, приносят в дом котенка, птички, щенка, а затем, когда ребенок натешиться, выбрасывают беспомощное животное на улицу. Меня поражает такая безответственность, становится стыдно за человеческое коварство и несправедливость.
    Я убеждена, что представители животного мира, брать наши меньшие, дают нам значительно больше, чем мы им. Они даруют нам ласку и преданность, свою приязненность и любовь. Они вверяют нам свою жизнь. И мы не имеем права не оправдать их доверие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *