Сочинение этюд на тему я помню эти строки

9 вариантов

  1. Человек устроен таким образом, что он не может удовлетвориться лишь решением бытовых проблем, чрезвычайно важное место в его жизни занимаются также и эстетическая сторона, в частности, возможность получать духовное удовлетворение. Одним из значительных источников такого духовного удовлетворения для любой личности является литература. Книги, будь то поэтические произведения или проза, способны дать человеку очень многое, позволить ему получить эстетическое удовлетворение.
    Как правило, у каждого человека есть какое-то любимое произведение, в котором выбраны самые интересные строки, запоминаемые человеком на весь остаток его жизни. Конечно, такое есть и в моем случае. К настоящему времени я уже прочитал большое количество разнообразных книг, а потому и у меня появились те строки, которые я никогда не забуду. И получилось так, что этими строками не стали строки из какого-то поэтического произведения. Напротив, меня больше всего тронуло одно великое произведение русской литературы — «Преступление и наказание» — и некоторые строки этого произведения.
    Говоря в общем об этом произведении, я могу сказать, что больше всего меня впечатлили строки о том, какие великие сожаления испытывал его главный герой, Родион Раскольников, в связи с совершением им преступления. Именно…
    эти строки объяснили мне многое из жизни. К примеру, благодаря им я понял, почему нельзя совершать ни преступлений, ни чего-либо еще, о чем потом придется сожалеть на уровне собственной совести. А все это потому, что сожаления, которые предстоят, затмят любую пользу от того, что было содеяно. Именно по этой причине лучше не идти на сделку со своей совестью, а жить в полном с ней согласии. Ничего хорошего в результате нарушения этого правила не последует. И в этом можно прекрасно убедиться на примере Родиона Раскольникова.
    Строки, в которых главный герой сожалеет о содеянном, там, где он испытывает муки совести, были написаны Федором Михайловичем Достоевским просто великолепно. Думается, что он прекрасно понимал, насколько важно донести до читателя эти мысли, он отдавал себе отчет в том, что это может стать для читателей его произведением таким себе уроком, который они смогут качественно усвоить. И в случае со мной можно сказать, что это действительно подействовало. Эти строки впечатлили меня настолько сильно, как ничто другое из прочитанного. Можно сказать с уверенностью, что они сформировали большую часть моих мировоззренческих жизненных убеждений и воззрений.


  2. Цели:

    Проведение сочинения-этюда. Формирование
    умения писать сочинение на основе личных
    наблюдений;
    Развивать устную и письменную речь, интерес к
    слову, воображение, художественное восприятие;
    Способствовать воспитанию чувства красоты.

    Ход урока

    Организация класса.
    Сообщение темы урока
    .

    А снег идет, а снег идет,
    И все вокруг чего-то ждет,
    Под этот снег, под тихий снег
    Хочу сказать тебе:
    Мой самый главный человек,
    Взгляни со мной на этот снег,
    Он чист, как то, о чем молчу,
    О чем сказать хочу:

    – О чем же я хочу сказать вам сегодня? Вы
    наверняка догадались. Я хочу рассказать о том
    явлении природы, к которому мы давно привыкли,
    которое считаем простым и обычным. Но я уверяю
    вас, в нем много очарования и красоты. Я говорю о
    снеге. “Ах, этот снег, чарующий и хрупкий:”!

    Подготовка к сочинению-этюду.
    – Давайте на минуту представим себе, что мы на
    улице, день морозный и солнечный. Возьмите в руки
    горсть снега. Что вы видите? (ответы
    учеников)
    – Это тысячи снежинок, рассыпанных на ладонях.
    Они сверкают своей неповторимой морозной
    белизной. А какие вы увидели
    снежинки? (ответы детей)
    2) – Наверняка, для каждого снежинки разные.
    Для одного человека (рассказ сопровождается
    музыкой) снежинка – маляр. Она каждый день летает
    и мажет детям щечки розовой краской. А когда она с
    этой работой покончит, то летит на небо и мажет
    облака голубой краской.
    – Автор другого сочинения говорит о снежинке
    так: “Летела одна снежинка. Как только
    появилась она на свет, ей стало все интересно. Ей
    захотелось узнать, каков этот мир, куда она
    прилетела. Когда она опустилась на землю, другие
    снежинки объяснили ей, что подняться в воздух
    очень трудно. Надо сильно захотеть. Вдруг налетел
    сильный ветер, поднял и закружил снежинку и её
    подруг. Он понес её ввысь. И снежинка увидела
    внизу снежное царство. Оно всё сверкало. Дворцы,
    мосты, башни, деревья – все было изо льда и снега.
    Вихрь утих, и снежинка опустилась на шпиль
    дворца. Выглянуло солнышко, и она засверкала на
    шпиле как звёздочка.”

    3) – Для каждого снег разный. А ведь он не просто
    белый. Вспомните, каким вы видели снег? (ответы
    детей)
    Быть может, и вы размышляли об этом,
    Не лучше ли снег, обладающий цветом?
    Или лиловый, или бордовый,
    Или зелёный, или же беж?
    Какой бы красивой была бы зима!
    И были б не белыми снежные бабы –
    Или лиловый, или бордовый,
    Или зелёный, или же беж?
    Не худо бы сбыться мечте этой смелой,
    Но с неба по-прежнему падает белый,
    Белый, белейший, нежный, нежнейший,
    Снежный, снежнейший снег!
    4) – Когда, если не зимой, увидишь все это
    великолепие?
    – А какая зима у нас? Люди с юга говорят –
    холодная, снегу много. А житель крайнего севера
    скажет, что зима у нас вовсе не холодная и снежных
    буранов не много. Кто из них прав? И те, и другие.
    Зима у нас очень разная. На первый взгляд – все
    одно, снег да мороз. Только приглядеться надо: она
    и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью,
    снежная, да с солнцем.
    А какой день зимой разный! Какое утро раннее
    неслышное, подернутое синевой мороза, со
    съежившимся солнцем и снегом, искрящимся в его
    лучах.
    А вечер такой длинный и задумчивый, когда сама
    природа будто ждет появления сказки, и она
    приходит в дома людей из черноты дальнего леса.
    – Времена года, как люди, разные на лицо и душой.
    Наша зима у поэтов – красавица, порой шаловливая,
    порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у
    Пушкина, холодная, но беспечная (Стихотворение
    “Вот север, тучи нагоняя:” читает ученик)
    – Какие изобразительные средства использует
    поэт, рисуя зимний пейзаж? (Эпитеты,
    олицетворение, метафоры, сравнения)
    – Но в зиме есть что-то молодое веселое. Поэт
    встречает зиму восклицанием: (читает ученик)
    – С кем сравнивает зиму поэт?
    5) мороз бодрит человека. А снег скользкий, и
    легкий, и красивый. Санки летят по снегу –
    захватывает дух; ловко брошенный снежок обжигает
    душу. Весело зимой! В стихах, как и в музыке,
    передается настроение человека. И если поэт
    описывает природу, то невольно наделяет ее тем
    чувством, что испытывает сам. (“Чародейкою-
    зимою:” Ф.Тютчева читает ученик)
    6) – Давайте вспомним немного стихов о снеге, о
    зиме. (Ученики зачитывают стихи, выясняют, какие
    средства выразительности использовали поэты;
    обсуждают подобранные по теме эпитеты, метафоры,
    олицетворения )

    Написание сочинения-этюда.
    – А теперь сами попробуйте сотворить словесный
    шедевр. А что такое этюд? Кто встречался с этим
    словом?
    Этюд – это небольшое художественное
    произведение, посвященное какой- либо теме.
    Этюды есть в изобразительном искусстве, в
    музыке, в шахматах и шашках.
    В своем произведении опишите свой и только свой
    снег, зиму, которую любите вы (а может быть и нет).
    Опишите свои чувства, которые вы испытываете, идя
    по заснеженным улицам, гуляя по зимнему лесу.
    Жанр этюда может быть любым: сказка,
    стихотворение, проза. Вы можете придумать свое
    название этюда.
    Сначала работаете на черновике, проверяете, а
    затем переписываете в тетрадь.
    Зачитывание детьми получившихся сочинений.
    Домашнее задание: переписать
    сочинение на чистовик.
    Приложение.

  3. По мнению известного критика Н. Скатова, «никто ни до, ни после Пушкина уже не создал в русской поэзии ничего подобного пушкинскому образу любви… Любви — в зародыше, в развитии, в становлении, в изжитости, любви в разнообразнейших состояниях…». Одно из таких мимолетных состояний, неповторимых частичек бытия поэт запечатлел в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
    Послание это написано под влиянием увлечения поэта юной красавицей, Анной Петровной Керн. Впервые он увидел ее в Петербурге в 1819 году. Затем, несколько лет спустя, им суждено было встретиться вновь. Именно тогда и родились эти строки: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты…»
    Однако, безусловно, мы не можем рассматривать это по слание в чисто биографическом плане — это упрощало бы смысл и содержание его. Как замечает Я. Скатов, «К***» в данном случае «деликатное сокрытие определенного лица. Здесь есть обращение к …высокому, небесному и необъятному…». Да и сам образ героини у Пушкина обрисован фрагментарно, лишен каких-либо характерных, узнаваемых черт. «Мимолетное виденье», «гений чистой красоты», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «божество» — перед нами предстает некий идеал, совершенство.
    Действие в стихотворении начинается с малого мгновенья, с одной странички в жизни лирического героя:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Затем через чувства и эмоции мы все больше погружаемся в эту жизнь, в ее атмосферу, проясняя для себя одновременно и внутренний облик героя:
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты
    Звучал мне долго голос нежный,
    И снились милые черты.
    Одновременно проясняется и непростая судьба героя: «Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты», «В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои». Стоит заметить, что в этих строках исследователи зачастую ищут намеки на пушкинскую биографию. Однако думается, в большей мере речь здесь идет о самом мироощущении поэта. Жизнь, лишенная любви и красоты, для него может сравниться с «мраком заточенья», с духовным пленом.
    Характерно, что в исповеди героя о «томленьях грусти безнадежной», о шумной суете жизни, об ударах судьбы везде сохраняются одинаковые, ровные, размеренные интонации. И вдруг судьба посылает нечаянную встречу И интонации героя постепенно начинают меняться: тихая, покойная радость встречи, сравниваемая с пробуждением души, внезапно переходит в резкий эмоциональный всплеск — все чувства героя оказываются живы в его душе, они вырываются и с огромной силой вновь охватывают его. И торжествующий голос влюбленного больше уже не затихает, а устремляется вперед и ввысь, в небеса:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Здесь возникает мотив вновь обретенного вдохновенья, восторга, вновь обретенной способности радоваться жизни, безусловно, любовь здесь доминирует над всеми человеческими чувствами, определяя все состояния лирического героя.
    Послание написано четырехстопным ямбом, композиционно в стихотворении выделяются две части. Первая часть – это непростая судьба героя, его жизнь «в глуши, во мраке заточенья», «томленье грусти безнадежной», проникнутое воспоминанием о «чудном мгновенье», о своем былом впечатлении. Вторая часть – это реальное воплощение «чудного мгновенья», сохраненного в памяти.
    Как замечает Н. Л. Степанов, смысловое и мелодическое единство, целостность стихотворению придают «интонационно-синтаксические подхваты и повторы, создающие… романсную напевность стиха». Так, одни и те же строки («Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты») повторяются в первой и пятой строфе. Повтор эпитета («голос нежный») присутствует во второй и третьей строфе. Замечаем сходство эпитетов во второй и третьей строфе: «милые черты» — «небесные черты».
    Кроме того, отметим повтор слов в четвертой и шестой строфе. В прошлом жизнь героя была мрачной и унылой, «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви», — в настоящем же все чувства оживают, в сердце воскресает «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь». Это повторение уже подчеркивает контраст двух частей, контраст прошлого и настоящего героя. Однако в финале это противопоставление снимается, благодаря повторению сюжетной ситуации начала. В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.
    В послании использованы инверсия («передо мной явилась ты»), сравнения и эмоциональные эпитеты («Как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты», «небесные черты», «голос нежный», «шумной суеты»), бессоюзие («Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви»), многосоюзие («И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»), бессоюзные сложные и сложносочиненные предложения.
    «Я помню чудное мгновенье» — это шедевр пушкинской любовной лирики. Это стихотворение о вечной загадке Женщины, о красоте, о тайнах человеческого сердца. Но это еще и размышление о суетном и вечном, дума о прихотливости судьбы, о капризах счастья. «Тревоги шумной суеты» — это рутина повседневности, поглощающая чувства и впечатления лирического героя, наслаивающая в сознании его новые и новые эмоции. Любовь, красота и вдохновенье — это то, что вечно и неизменно.

  4. 4
    Текст добавил: илюминатор тв

    Александр Сергеевич Пушкин — спутник многих поколений вот уже два столетия. К его имени слух привык с детства. О нем говорят — “мой Пушкин”. В этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту. В русской литературе Пушкин первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека. Он трепетал “перед мощной властью красоты”, испытывая неизъяснимое душевное волнение. Поэт “внушил не одну страсть на веку своем”. Но и сам через всю жизнь пронес чистые и нежные чувства к тем, кто дарил ему светлую радость вдохновения. Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека.
    Вот строки из замечательного стихотворения, которое он посвятил Анне Петровне Керн:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Такими прекрасными словами о могучей и благотворной силе любви начинается одно из самых чудесных посланий русской и мировой поэзии. Стихи “поют” и “смеются”. Они уже вышли из рамок своего времени и стали заветным достоянием всех, кто способен пережить такую же самозабвенную любовь. Это, несомненно, одна из вершин пушкинской лирики.
    Стихотворение “Я помню чудное мгновенье…” было написано в 1825 году. Оно поражает удивительной стройностью. Это произведение разделено на три совершенно равные части (по две строфы), и каждая пронизана особым, ей только свойственным тоном. Первая открывается словами “Я помню чудное мгновенье” и посвящена воспоминанию того, что было. Очевидно, в воображении Пушкина возник петербургский вечер у Олениных, первая встреча, “милые черты”, “голос нежный”. В этой строчке смысловое ударение падает не на глагол “помню”, а на слово “чудное”, которое поэт, как правило, употребляет не в современном значении (“прекрасное” или “замечательное”), а в самом что ни на есть прямом — в том, в каком оно связано с чудом, с волшебством. В пушкинском стихотворении редко, но все же встречаются различные тропы, которые помогают нам увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять смысл (метафора “гений чистой красоты”, эпитеты: “чудное”, “мимолетное виденье”). Пушкин в этом стихотворении невероятно точен в передаче смыслового оттенка слова:
    Передо мной явилась ты…
    Не “возникла”, не “очутилась”, а именно “явилась”, не оставляя сомнения в том, что речь идет о явлении героини поэту, пусть и кратковременном:
    Как мимолетное виденье…
    Но по длительности вполне достаточное, чтобы сполна его оценить, чтобы запечатлеть его таким, каким оно пронзило и поразило душу:
    Как гений чистой красоты…
    Выяснилось, что “гений чистой красоты” заимствован поэтом из стихотворения Жуковского “Я музу юную бывало…”, где так названо божество.
    Наступили тяжелые годы изгнания. Поэт говорит об этом времени:
    В глуши, во мраке заточенъя
    Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья.
    Без слез, без жизни, без любви.
    Слезы, любовь, вдохновенье — вот спутники подлинной жизни. Поэт вспоминает тяжелые годы, 1823 — 1824, когда его постигло разочарование в жизни. Это подавленное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни.
    Вдруг (это уже третья часть) “душе настало пробужденье” и ее охватил порыв прежних, чистых и свежих чувств. Собственно, ради этого и написано стихотворение: пробудившейся душе снова явилась та, кто олицетворяет собой “гений чистой красоты”, воскрешает для человека “и божество, и вдохновенье”. Пробужденье — виденье — упоенье — вдохновенье — эти слова характеризуют состояние человеческой души, соприкоснувшейся с великой ценностью, с “гением чистой красоты”. Последние два стиха повторяют начало стихотворения. Они знаменуют возврат к юности. Пробужденье души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновение, а вместе с тем упоенье жизнью. Пробужденная душа раскрылась и для творчества и для слез. И для любви.
    Основная мысль стихотворения — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда — передается Пушкиным с постепенным и возрастающим движением. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, взлет радости и восторга. Это прекрасно отразил в музыке Михаил Иванович Глинка, написавший на пушкинские слова один из самых замечательных своих романсов. Если вслушаться в его звучание, мы ясно различим все этапы, по которым шла мысль Пушкина. Помимо музыки Глинки сами стихи сразу же захватывают своим звучанием. Сначала мягко и тихо, а потом все быстрее и быстрее идет их нарастающая мелодия, разрешаясь стремительным, торжествующим аккордом. Что же придает стихотворению особую музыкальность?
    Может быть, сыграло некоторую роль особое, удобное для произношения гласных и согласных отсутствие шипящих и свистящих, преобладание звуков “о”, “е”, “а”. Но вряд ли сам поэт думал об этом, когда на едином порыве писал это стихотворение. Ему, конечно, важно было в ту минуту передать овладевшее им волнение. Мелодия рождалась как бы сама собой, подсказанная сердцем. Но безукоризненный вкус поэта и чувство родного языка, несказанно богатого не только в смысловом, но и в звуковом отношении, дали ему возможность найти самые точные по смыслу и вместе с тем самые мелодичные слова.
    Можно множество раз перечитывать стихотворение, чтобы вновь погрузиться в волшебный мир пушкинской лирики. Удивительно красивые слова подобрал поэт, чтобы выразить глубину своих чувств: чистых, бескорыстных, ничего не требующих взамен. Его строки берут за душу, делая нас не свидетелями, а соучастниками переживаний.

  5. По мнению известного критика Н. Скатова, «никто ни до, ни после Пушкина уже не создал в русской поэзии ничего подоб­ного пушкинскому образу любви… Любви — в зародыше, в развитии, в становлении, в изжитости, любви в разнообраз­нейших состояниях…». Одно из таких мимолётных состоя­ний, неповторимых частичек бытия поэт запечатлел в стихо­творении «Я помню чудное мгновенье».
    Послание это написано под влиянием увлечения поэта юной красавицей, Анной Петровной Керн. Впервые он увидел ее в Петербурге в 1819 году. Затем, несколько лет спустя, им суждено было встретиться вновь. Именно тогда и родились эти строки: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты…»
    Однако, безусловно, мы не можем рассматривать это по­слание в чисто биографическом плане — это упрощало бы смысл и содержание его. Как замечает Н. Скатов, «К***» в данном случае «деликатное сокрытие определенного лица. Здесь есть обращение к …высокому, небесному и необъят­ному…». Да и сам образ героини у Пушкина обрисован фрагментарно, лишен каких-либо характерных, узнавае­мых черт. «Мимолетное виденье», «гений чистой красоты», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «бо­жество» — перед нами предстает некий идеал, совершен­ство.
    Действие в стихотворении начинается с малого мгновенья, с одной странички в жизни лирического героя:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    Затем через чувства и эмоции мы все больше погружаемся в эту жизнь, в ее атмосферу, проясняя для себя одновременно и внутренний облик героя:
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты
    Звучал мне долго голос нежный,
    И снились милые черты.
    Одновременно проясняется и непростая судьба героя: «Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты», «В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои». Стоит заметить, что в этих строках исследователи зачастую ищут намеки на пушкинскую биографию. Однако думается, в большей мере речь здесь идет о самом мироощущении поэта. Жизнь, ли­шенная любви и красоты, для него может сравниться с «мра­ком заточенья», с духовным пленом.
    Характерно, что в исповеди героя о «томленьях грусти безнадежной», о шумной суете жизни, об ударах судьбы везде сохраняются одинаковые, ровные, размеренные интонации. И вдруг судьба посылает нечаянную встречу. И интонации ге­роя постепенно начинают меняться: тихая, покойная радость встречи, сравниваемая с пробуждением души, внезапно пере­ходит в резкий эмоциональный всплеск — все чувства героя оказываются живы в его душе, они вырываются и с огромной силой вновь охватывают его. И торжествующий голос влюб­ленного больше уже не затихает, а устремляется вперед и ввысь, в небеса:
    И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.
    Здесь возникает мотив вновь обретенного вдохновенья, восторга, вновь обретенной способности радоваться жизни. Безусловно, любовь здесь доминирует над всеми человече­скими чувствами, определяя все состояния лирического ге­роя.
    Послание написано четырехстопным ямбом, композицион­но в стихотворении выделяются две части. Первая часть — это непростая судьба героя, его жизнь «в глуши, во мраке заточе­нья», «томленье грусти безнадежной», проникнутое воспоми­нанием о «чудном мгновенье», о своем былом впечатлении. Вторая часть – это реальное воплощение «чудного мгнове­нья», сохраненного в памяти.
    Как замечает Н. Л. Степанов, смысловое и мелодическое единство, целостность стихотворению придают «интонацион­но-синтаксические подхваты и повторы, создающие… романс­ную напевность стиха». Так, одни и те же строки («Как ми­молетное виденье, Как гений чистой красоты») повторяются в первой и пятой строфе. Повтор эпитета («голос нежный») присутствует во второй и третьей строфе. Замечаем сходство эпитетов во второй и третьей строфе: «милые черты» — «не­бесные черты».
    Кроме того, отметим повтор слов в четвертой и шестой строфе. В прошлом жизнь героя была мрачной и унылой, «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без люб­ви», — в настоящем же все чувства оживают, в сердце вос­кресает «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и лю­бовь». Это повторение уже подчеркивает контраст двух час­тей, контраст прошлого и настоящего героя. Однако в финале это противопоставление снимается, благодаря повторению сю­жетной ситуации начала. В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.
    В послании использованы инверсия («передо мной яви­лась ты»), сравнения и эмоциональные эпитеты («Как мимо­летное виденье», «как гений чистой красоты», «небесные чер­ты», «голос нежный», «шумной суеты»), бессоюзие («Без бо­жества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви»), многосоюзие («И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»), бессоюзные сложные и сложносочиненные пред­ложения.
    «Я помню чудное мгновенье» – это шедевр пушкинской любовной лирики. Это стихотворение о вечной загадке Жен­щины, о красоте, о тайнах человеческого сердца. Но это еще и размышление о суетном и вечном, дума о прихотливости судьбы, о капризах счастья. «Тревоги шумной суеты» — это рутина повседневности, поглощающая чувства и впечатления лирического героя, наслаивающая в сознании его новые и новые эмоции. Любовь, красота и вдохновенье — это то, что вечно и неизменно.
    Скатов Н. Русский гений. М., 1987. С. 163.
    Там же. С. 254.
    Степанов Н. Л. Лирика Пушкина. Очерки и этюды. М., 1974. С. 305—306.

  6. символика – это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предугадывающих его. так, по картинкам, висевшим на стене в комнате самсона вырина, которые долго рассматривал рассказчик, мы можем судить о дальнейшем ходе событий. картинки “изображали блудного сына”. на первый взгляд может показаться, что эти картинки рассказывают о жизненном пути дуни. но на самом деле образ блудного сына – это образ самого главного героя. первая картинка говорит о том, что самсон вырин “уходит” от своей дочери. ведь он совсем не верит в ее счастье, он даже не способен представить, что молодой гусар может жениться на дуне. в разговоре с минским в петербурге вырин сказал: “отдайте бедную мою дуню. ведь вы потешились ею; не губите ее понапрасну”. в этих словах проявляются как отцовские чувства, так и непонимание своей дочери, отсутствие веры в любовь. дуня с минским сразу договорились, что уедут вместе. но почему они не сказали ничего об этом самсону вырину? они полюбили друг друга, но можно предположить, что гусар не сразу решил жениться на дочери бедного станционного смотрителя, поэтому дуня и минский не могли ничего сказать. отец, не доверяя молодому гусару и не веря в силу любви, разбил бы их счастье, а вместе с этим и их жизнь. “что такое станционный смотритель? ” – спрашивает пушкин у читателей через рассказчика в самом начале повести. “сущий мученик четырнадцатого класса”, потому что его чин становится его жизнью, то есть он “ограничен”, он мыслит именно как “чиновник четырнадцатого класса”. и конечно, по его логике, бедная девушка не может быть счастлива с богатым ротмистром, который только посмеется над ней и уж, конечно, никогда не женится. самсон вырин при этом недальновиден. дуня не решалась сама сесть в кибитку, и, может быть, у нее не хватило бы смелости это сделать, но ее отец сказал: “чего ж ты ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви”. самсон вырин как бы сам определил судьбу своей дочери. но вернемся опять к символике произведения. на ограниченность, недальновидность вырина намекает вторая картинка. на ней мы видим блудного сына, окруженного “ложными друзьями”. действительно, и в другом случае самсон вырин поверил доктору, посоветовавшему здоровому гусару отдых и покой на несколько дней, даже и не подозревая, что этот доктор в сговоре с минским. на третьей картинке изображен юноша, который пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. этот сюжет как бы подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя, который за три или четыре года без дуни превратился из “бодрого мужчины” в “хилого старика”. он не мог простить себе, что отпустил дочь, одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. и последняя картинка рассказывает нам о возвращении блудного сына, с чем ассоциируется “возвращение” отца к дочери уже после смерти, когда дуня приезжает навестить отца и находит его на кладбище. самсон вырин именно “диктатор” жизни дуни, не оставляющий ей права выбора. ограниченность самсона вырина – это не просто свойство его индивидуального характера, она социально обусловлена, определе на условиями его жизни. осуждая станционного смотрителя, пушкин тем не менее, как мне представляется, жалеет того, рассказывая о трагедии его неудавшейся жизни.

  7. Такое сочинение предусматривает анализ художественного произведения: раскрытие содержания, особенностей художественной формы, осмысление событий и образов, изображенных в произведении.
    По форме сочинения на литературную тему делятся на несколько видов:
    • сочинение-изложение;
    • сочинение-характеристика (индивидуальная, групповая, сравнительная; характеристика одного из персонажей, одного из компонентов художественного произведения, литературных особенностей, мастерства автора);
    • сочинение-анализ (анализ отдельных эпизодов, проблематики литературного произведения, сюжетных линий произведения);
    • сочинение-этюд, сочинение-эссэ, сочинение-рецензия, сочинение-письмо, сочинение-дневник, обозрение, очерк.
    Сочинение-изложение – это не просто пересказ. В нем обязательны элементы творческой работы и анализа литературного произведения. Пересказать содержание нужно так, чтобы проявилось собственное отношение автора сочинения к тому, о чем он пишет, – прежде всего к персонажам и событиям, изображенным в произведении. Передавая содержание, необходимо использовать отдельные цитаты, характерные слова, обороты, поэтические средства языка, которые позволяют сохранить манеру авторского теста.
    Сочинение-характеристика – это размышление о нравственных идеалах, поступках, действиях литературного героя, его взаимоотношениях с окружающими людьми, об эволюции его характера в сюжетном развитии произведения, а также характеристика личности этого героя. В этом жанре можно выделить индивидуальную, сравнительную, групповую характеристику персонажей и характеристику лирического героя (для поэтического произведения).
    В сравнительной характеристике следует избегать механического изложения «по порядку» основных черт героев. Нужно показать их общие и противоположные черты, раскрыть характер каждого из них через взгляды, образ жизни, поступки.
    Сочинение-анализ эпизода – это
    • определение взаимоотношений персонажей до наступления этого эпизода;
    • пояснение, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния;
    • ответ на вопрос: «с помощью каких приемов в данном эпизоде раскрываются характеры?»;
    • вывод о выявленных в ходе анализа сцены чертах характера, нравственных качествах, идеалах, жизненных целях персонажей;
    • раскрытие роли данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения в целом;
    • определение значения этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.
    Сочинение-этюд – это лирический монолог автора (учащегося) о том значительном, что составляет суть произведения, события или высказывания.
    Сочинение-эссе – это жанр критики, публицистики. Оно должно отражать первоначальное впечатление от прочитанного и четко выражать позицию автора сочинения. Эссе не требует глубины раскрытия темы, но повествование должно быть стройным, раскрывающим основной вопрос.
    Сочинение-рецензия – это разновидность критической статьи, наиболее глубокое высказывание о произведении искусства. Рецензия должна содержать обоснованные, логичные суждения с привлечением ярких эпизодов, картин, размышлений героев и приводить к выводу о художественном своеобразии данного произведения. Вступление в рецензии можно начать ярким эпизодом из текста.
    Сочинение-дневник – это литературная форма изложения мыслей, в основу которой положены личные наблюдения от увиденного, размышления от прочитанного, суждения о творчестве писателя. Повествование ведется от первого лица. В композиции дневника преобладают отрывочные записи, датированные определенным числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, описания встреч с людьми (знакомства с героями книг), размышления о событиях, фактах.
    Сочинение-письмо – это письменное обращение к одному лицу или группе лиц. Оно может включать рекомендации и советы в разрешении каких-либо проблем, выражать признательность или просьбу; может быть глубоким раздумьем о судьбе какого-либо героя. Обязательным требованием к оформлению сочинения-письма является запись адреса, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания.
    Сочинение на свободную тему   Это один из сложнейших видов сочинений, требующий знания не только конкретного художественного произведения, но и творчества авторов, которые раскрывают те же темы или идеи. При работе над таким сочинением важен аналитический подход к осмыслению действительности, умение самостоятельно мыслить, высказывать свое отношение, отстаивать свою позицию.
    Композиция сочинения   Сочинение обычно состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Сочинения на нелитературные и свободные темы включают тезис, доказательство и вывод.
    Вступление может содержать мнение автора (учащегося), факт из его биографии или характеристику исторического периода, авторское понимание литературоведческих терминов. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, точно, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли. Заключение – это итог, обобщение сказанного, в котором следует еще раз обратить внимание на самое главное.
    Вступление занимает почти треть общего объема сочинения, основная часть – две трети, заключение – самая короткая часть работы.
    Эпиграф – это желательный, но не обязательный элемент ученической письменной работы. Расположение эпиграфа общепринято: с правой стороны перед работой, в кавычки не берется, в конце ставится разделительный знак; обязательна ссылка на автора (без скобок и точки после фамилии).
    Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого-либо, которые приводятся для подтверждения или пояснения своих мыслей. Цитатами не следует злоупотреблять, они должны занимать незначительную часть объема сочинения (достаточно трех-четырех).
    План сочинения   План к экзаменационному сочинению, как указывает Министерство образования в экзаменационных материалах (2010 г.), не является обязательным. План не обязательно записывать в чистовике. Тем не менее каждая работа пишется по определенному плану. Именно план придает произведению четкость, стройность, последовательность, полноту и совершенство. Опираясь на план, пишущий делит текст сочинения на абзацы.
    План может быть простым, сложным или смешанным.
    Например:
    План
    1. Введение.
    2. Постановка проблемы.
    3. Комментарий к проблеме.
    4. Позиция автора.
    5. Ваша позиция.
    6. Литературный аргумент.
    7. Любой другой аргумент.
    8. Заключение.
    Или
    План
    I. Вступление
    1. …………
    2. …………
    3. …………
    II. Основная часть
    1. …………
    а) …………
    б) …………
    в) …………
    2. …………
    а) …………
    б) …………
    в) …………
    III. Заключение



  8. Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты. 
     В томленьях грусти безнадежной, 
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты 
    Шли годы. Бурь порыв мятежный
    Рассеял прежние мечты,
    И я забыл твой голос нежный,
    Твои небесные черты. 
     В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои
    Без божества, без вдохновенья,
    Без слез,без жизни,без любви. 
    Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты. 
     И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь. 
    Это стихотворение обращено к Анне Петровне Керн, очень красивой молодой женщине. В первый раз двадцатилетний Пушкин увидел ее в 1819 году на балу в Петербурге.В 1823—1824г.г. поэт живя в ссылке сначала в Одессе, а затем в Михайловском, переживал тяжелый кризис, едва не доведший его до самоубийства.К началу 1825 года он вышел из этого кризиса «душе настало пробужденье».И в это время он вновь увидел Керн, которая приехала погостить к тетке, живущей по соседству с Пушкиным  в Тригорском.   В стихотворении поэт воспевает красоту женщины, это гимн любви и вдохновила его на этот гимн Керн :»Я помню чудное мгновенье…» 
      Стихотворение состоит из шести строф.В первых   двух описываются чувства поэта, когда он впервые увидел эту красивейшую женщину и какой она была,по его мнению:«Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты…    
    В следующих двух описывается время, когда он не видел Керн:«Шли годы,бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты».Состояние жизни поэта близко к смерти:»Без слез, без жизни, без любви».        Душе настало пробужденье:     
       И вот опять явилась ты… Так начинаются последние строфы,в которых Пушкин встречает Керн, и она возвращает его к жизни.      
      В стихотворении отсутствует олицетворения.Очень много эпитетов:»Мимолетное виденье»,»Чистой красоты»,»Порыв мятежный»,»Голос нежный».      
     Есть метафоры:»Шли годы»,»Тянулись дни»,»Пробужденье настало».     
      Это небольшое произведение  Александра Сергеевича Пушкина звучит гимном не только любви, но и всего прекрасного на земле. 

  9. Поэзия Тютчева – одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы. Поэзия Тютчева полна мысли, но он был прежде всего художником. Он страстно любил жизнь. Радостным приятием жизни наполнены стихи “Я помню время золотое”, “Нет, моего к тебе пристрастья”, “Еще земли печален вид…”, “Весна”, “Весенние воды”, “Весенняя гроза”.
    И в то же время именно природа, по мнению поэта, — высшее блаженство человека. Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. Поэт охотно прибегал к олицетворениям:
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.
    Тютчева принято называть “певцом природы”. Через обращение к ней нередко раскрывается мир человеческой души во всем богатстве переживаний. Так, стихотворение “Фонтан” выражает характерную для Тютчева мысль об одновременном величии и бессилии человеческого разума.
    Тютчев во многом лирический поэт. Кроме великолепнейших картин природы его перу принадлежит немало стихотворений, посвященных высокому чувству любви к женщине.
    Поэт был счастлив в любви, не мог жить без любви, любил с ранней молодости до глубокой старости. Для него это было время золотое — время сплошной влюбленности в жизнь, в блестящее общество молодых, прекрасных женщин.
    Будучи некрасивым внешне, маленького роста, лысоватым, худощавым, он пользовался большой популярностью среди дам высшего света Москвы, Петербурга, Парижа, Мюнхена. В чем же заключался секрет обаяния Тютчева? Я думаю, он покорял женщин своим интеллектом и незаурядной романтической натурой. В его лучших лирических стихотворениях чувствуется невыразимая таинственность:
    Люблю глаза твои, мой друг,
    С игрой их пламенно чудесной,
    Когда их приподнимешь вдруг
    И, словно молнией небесной,
    Окинешь бегло целый круг…
    В большей части своих произведений поэт тщательно скрывает своего адресата, и лишь по едва заметным приметам можно догадаться, к кому оно обращено;
    Она сидела на полу
    И груду писем разбирала.
    И, как остывшую золу,
    Брала их в руки и бросала.
    Эти строки посвящены второй жене Тютчева — Эрнес-тине Федоровне. Наблюдая роман своего мужа, она сохранила самообладание, достоинство и любовь к нему. На склоне лет поэт оценит это и поймет, что ушло из его жизни со смертью жены:
    Любима ты, и так, как ты, любить
    Нет, никому еще не удавалось!
    О, господи!.. И это пережить…
    И сердце на клочки не разорвалось…
    Пятнадцать лет длился “блаженно-роковой” роман Тютчева с Е. А. Денисьевой, в течение которых автором был создан знаменитый денисьевский цикл, шедевр русской любовной ли-рики. В него вошли такие стихотворения как “Предопределение”, “О, не тревожь меняукорой справедливой…”, “В разлуке есть высокое значенье…”, “Последняя любовь”.
    Тютчев писал:
    О, как убийственно мы любим…
    … Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей
    Действительно, сам он стал причиной отторжения обществом его” возлюбленной: связь их считали порочной. Испытывая удушающее чувство стыда, поэт пишет свое обращение к Денисьевой:
    Чему молилась ты с любовью,
    Что как святыню берегла,
    Судьба людскому суесловъю
    На поруганье предала.
    Толпа вошла, толпа вломилась
    В святилище души твоей,
    И ты невольно постыдилась
    И тайн, и жертв, доступных ей…
    Тем временем жизнь поэта уже подходит к концу. Кажется, должны зазвучать стихотворения, в которых автор подводит итоги своего бытия. Но, наперекор болезням, старости, продолжают звучать ноты любви:
    О, как на склоне наших лет
    Нежней мы любим и суеверней…
    Сияй, сияй, прощальный свет
    Любви последней, зари вечерней!
    О ты, последняя любовь!
    Ты и блаженство и безнадежность.
    Для меня поэзия Тютчева — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным. Его поэзия проникает в самые тайные уголки моей души. Тютчев научил меня замечать то, что раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.
    А. А. ФЕТ
    Мелодичность поэзии А. А. Фета
    Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, — это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько “летучее” настроение поэта. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Ему были чужды душевные бури и тревоги.
    Поэт писал:
    Язык душевной непогоды
    Был непонятен для меня.
    Любовь для него — защита “от вечного плеска и шума жизни”. В то же время любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью и душевной теплотой. “Сердца напрасную дрожь”, “мед благовонный любовной радости и пленительных снов” “поэт-чародей”, как себя называл Фет, живописал словами удивительной свежести и прозрачности. Пронизанная то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор “золотом вечным горит в пес-нопенье”.
    Еще одна тема лирики Фета — природа. “Стремясь от людей утаиться”, он уходит в мир природы, стремится слиться с нею: “Меж теми звездами и мною какая-то связь родилась”.
    “Природы тайный соглядатай”, он обладает острым поэтическим зрением и слухом: видит, как летящий “против бури” ворон “крылами машет тяжело”, как “в росинке, чуть заметной”, отражается солнце, слышит крики перепелов, треск коростелей, “порывистые трели” соловья. Жизнь природы не была для него тайной, и на исходе своей жизни Фет имел право сказать о себе:
    Покуда на груди земной
    Хотя с трудом дышать я буду,
    Весь трепет жизни молодой
    Мне будет внятен отовсюду.
    Он умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелести русской природы, любил красоту родного пейзажа.
    Сын севера, люблю я шум лесной
    И зелени растительную
    писал он в стихотворении “Италия”. Италии он противопоставляет свою северную родину, где “бархат степи зеленей” и где “смелей, и слаще, и задорней весенний свищет соловей”. Замечательная пейзажная лирика Фета — лучшая часть его поэзии.
    Бесспорным достоинством стихотворений Фета является их певучесть и музыкальность. Эту особенность его творчества отметил великий русский композитор П. И. Чайковский. “Можно сказать, — писал он, — что Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант”.
    Его я считаю мастером русского слова (По творчеству А. А. Фета)
    …Россия может гордиться своими лирическими поэтами. Из ныне живущих первое место… принадлежит Фету…
    Владимир Соловьев
    Афанасий Фет… Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова.
    Когда я впервые прочитала его лирическую пьесу “Шепот, робкое дыханье…”, то почувствовала какое-то особое настроение, прилив жизненной силы.
    Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья…
    Именно это стихотворение стало “самым фетовским”, своеобразным поэтическим “автопортретом”. Ведь это просто чудо! Стихотворение построено на одних назывных предложениях. Ни одного глагола. Только предметы и явления, которые следуют одно за другим.
    В то же время предметным и вещественным стихотворение не назовешь. Это и есть, может быть, самое удивительное и неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у нас не конкретное представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главный смысл — между словами, за словами.
    Именно за словами развивается и основная тема стихотворения: чувство любви, чувство тончайшее, невыразимое:
    Ряд волшебных изменений Милого лица,
    В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
    Так о любви до Фета еще никто не писал. Тема старая, более того — вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизною. Фет писал: “Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства”. .
    И вот читаем его стихотворение “Я пришел к тебе с приветом…”:
    Я пришел к тебе с приветом,
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;
    Рассказать, что лес проснулся…
    Необычно уже само начало стихотворения, необычно по сравнению с принятой тогда нормой в поэзии. Ведь начальная фраза фетовского стихотворения совсем неточная и даже не совсем правильная: “Я пришел к тебе с приветом, /Рассказать…”. Позволил бы себе так сказать Пушкин? Но именно эта неточность создает не только неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт вроде бы специально и не задумывается над словами, а они сами к нему пришли. И это оказывает сильное художественное воздействие.
    А как прекрасен его пейзаж! Перед нами предстает русская весна:
    Уж верба вся пушистая
    Раскинулась кругом;
    Опять весна душистая
    Повеяла крылом.
    Мы чувствуем, как радуется приходу весны поэт, как волнуется и блаженствует его душа.
    Сколько голосов на лугу, в саду, в поле славят лето! Пение птиц, звон ручья, треск кузнечиков, жужжание пчел сливаются в радостную музыку. Строчки Фета вбирают ее в себя и тоже начинают звучать напевно, мелодично. Даже у ночной тишины есть своя музыка:
    Ночь нема, как дух бесплотный,
    Теплый воздух онемел…
    А вот картинка зимы в современной Фету деревне. Невольно обращаешь внимание, сколько подробностей деревенского быта любовно запечатлел Фет.
    Вот утро севера — сонливое, скупое —
    Лениво смотрится в окно — и серый дым ковром
    Тихонько стелется над кровлею с коньком.
    Строчки у стихотворения длинные, неторопливые — ведь они изображают “сонливое” зимнее утро.
    У Фета нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще. Его флора и фауна всегда конкретны и определенны. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится:
    И слышу я, в изложине росистой
    Вполголоса скрипят коростели.
    Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, именно этот стиль давал возможность заострить и умножить изобразительную силу слова. Вот начало стихотворения:
    Над озером лебедь в тростник потянул,
    В воде опрокинулся лес,
    Зубцами вершин он в заре потонул,
    Меж двух изгибаясь небес.
    Лес описан таким, каким он представился взгляду поэта: лес и его отражение в воде даны как одно целое, как лес, изогнувшийся между двумя вершинами, потонувшими в заре . двух небес.
    Поэт очень музыкален, его стих часто уже самим подбором звуков создает у нас то или иное настроение. “Что не выскажешь словами, звуком на душу навей”, — писал Фет.
    Его поэзия завораживает нас своим звучанием. Она отражает живую жизнь, одновременно раскрывая внутренний мир человека, красоту русской природы, воспитывает любовь к русским просторам, выражает радость и светлую восторженность.
    Афанасий Фет вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры. Его стихи поражают яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным накалом. И как не согласиться с высокой оценкой мастерства А. А. Фета, данной Н. Г. Чернышевским: “Кто не любит его, тот не имеет поэтического чувства”.
    Н. А. НЕКРАСОВ
    Нравственный выбор в лирике Н. А. Некрасова
    Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил о “всемирной отзывчивости” поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзывчива на чужую радость и боль.
    Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека.
    Так, в стихотворении “Нравственный человек” герой считает себя человеком с высокой моралью:
    Живя согласно с строгою моралью,
    Я никому не делал в жизни зла.
    Но его “высокая мораль” приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом с ним: умерла жена, “истерзана позором и печалью”; погибает друг, не вынеся долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он высек его; стала несчастной дочь, выданная замуж за нелюбимого человека.
    Это стихотворение состоит из четырех частей, и каждая из них заканчивается словами героя о том, что он — человек с “высокой моралью”. Но в чем же мораль его, и почему герой назван “нравственным человеком”? Оказывается, что мораль и нравственность его глубоко эгоистичны. Их проявления мы видим только там, где ущемляются интересы героя стихотворения. Но поступки его по отношению даже к близким аморальны. Поэтому название стихотворения воспринимается как ирония и сарказм.
    В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать прекрасные мгновения этого чувства. У Некрасова “проза” и “поэзия” в любви сочетаются. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: “Мы с тобой бестолковые люди…”, “Я не люблю иронии твоей…”, “Да, наша жизнь текла мятежно…”
    Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы, которая, в свою очередь, уходит корнями в социальную, где проблемы нравственности встают так же остро, как в любом другом аспекте человеческой жизни.
    То сердце не научится любить,
    Которое устало ненавидеть.
    Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. По-своему преломляется она в гражданской лирике. Проблема нравственного выбора остро встает в стихотворениях “Поэт и гражданин” и “Элегия”.
    В стихотворении “Поэт и гражданин” Некрасов обозначает нравственную позицию любого человека: нельзя быть равнодушным к бедам и страданиям других людей.
    Эта мысль продолжается в “Элегии”. Поэзия не должна забывать “тему старую страдания народа”. Всякий человек, не будучи поэтом, “гражданином быть обязан”. В поэте Некрасов видит “избранника неба”. Поэтому он призывает его:
    Не верь, что вовсе пали люди;
    Не умер бог в душе людей…
    И высокий нравственный идеал видит в том, чтобы подчинить свой гений “чувству всеобнимающей любви”.
    Примером служения такой любви для Некрасова были Добролюбов, Белинский, Шевченко. Великого Кобзаря в стихотворении “На смерть Шевченко” Некрасов называет “русской земли человеком замечательным”, “все он изведал…”. Но великая сила духа, верность нравственным идеалам помогли ему пережить все невзгоды судьбы и свято верить в то, что его Украина будет “семьей великой, вольной, новой”.
    А в русской общественной жизни Некрасов высоко оценил нравственный подвиг Белинского и Добролюбова, в которых “сокровища” душевной красоты совмещены… “благодатно”. Поэтому “свои труды, надежды, помышления” они отдали родине, которую “как женщину” любили. Такие люди – кладезь и источник духовного богатства и нравственной чистоты любого народа. Духовные и нравственные поиски поэта приводят его к выводу:
    Природа-мать, когда б таких людей
    Ты иногда не посылала б миру,
    Заглохла б нива жизни…
    Эти слова в полной мере подтвердил своей жизнью и творчеством сам великий поэт.
    Вершиной его нравственных поисков стала поэма “Кому на Руси жить хорошо”.
    В наше сложное время проблемы нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества, как доброта, верность, порядочность, искренность и особенно любовь к своей родине, ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чужое! А как бы мне хотелось посоветовать моему поколению: “Возьмите в руки томик Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и загляните в свою душу!”. И каждый найдет для себя в его строках отклик на то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных идеалов в жизни человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *