Сочинение герой нашего времени на тему образ печорина

11 вариантов

  1. Печорин — образованный светский человек с критическим умом, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. В романе он называется «странным человеком», так о нем говорят почти все персонажи.
    Печорин жесток и эгоистичен. Мы видим это уже в первой главе — он похищает Бэлу лишь из-за того, что эта девушка приглянулась ему. Чуть позже Лермонтов описывает, как Печорин отнесся при встрече к своему старому другу, Максиму Максимычу — он холоден со штабс-капитаном, как будто они не были никогда близкими друзьями.
    Так же он поступает и с Мери — он начинает ухаживать за ней, только чтобы развлечься, и ему безразличны чувства девушки.
    Печорин полон сил, в нем присутствуют, помимо жестокости, и хорошие качества — такие как ум, находчивость, наблюдательность. Но он не может найти им применения, в большинстве случаев эти качества приносят только несчастья, как, например, в случае с «честными контрабандистами». Кажется, всем, с кем общается, Печорин приносит одни несчастья — по его вине убивают Бэлу, Вера и княжна Мери страдают от неразделенной любви к Григорию Александровичу, а Грушницкий пал от его же руки. И даже Вулич погибает — погибает после того, как Печорин сказал тому о его скорой смерти.
    Возможно, Печорин смирился с тем, что приносит людям только горе и страдания, а потому он не верит ни в любовь, ни в дружбу. Он верит только в себя — и любит только себя, не отказывая себе ни в чем. Но, стоит заметить, стал он таким не сам — таким его сделало общество. В своем дневнике Печорин писал, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над его благородным стремлением смеялись, и он стал этот мир ненавидеть. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Я сделался нравственным калекой…» — пишет Григорий Александрович в своем дневнике.
    Это все должно было бы вызывать жалость в читателе, но Печорин, привыкший отталкивать от себя людей, отталкивает от себя и людей, читающих это произведение. Как только читатель начинает верить, что Печорин способен на настоящие чувства, что он не до конца похоронил их в себе, как, например, в эпизоде, когда он посреди ночи скачет по дороге в Пятигорск, пытаясь догнать Веру — Григорий Александрович тут же все портит.
    И достаточно много в наше время таких же людей, как Печорин — умных, амбициозных, но презирающих всевозможные чувства, кроме, разве что, ненависти. И Лермонтов будто в воду глядел, называя свой роман «Герой нашего времени», — ведь в каждом веке, в каждом времени найдется такой вот герой, похожий на Печорина, человек, который все никак не найдет себя.

  2. Главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Александрович Печорин. Из произведения мы узнаём, что в юношестве Печорин, имея хорошие деньги, наслаждался жизнью, ни в чём себе не отказывая. Но со временем такая жизнь ему наскучила. Позднее Печорин вошёл в светское общество, но и такой образ жизни был ему не по нраву и казался отвратительным. Герой не чувствовал себя по-настоящему счастливым никогда, его жизнь проходила в вечных метаниях, он бесконечно пытался понять смысл человеческого существования. Всё, чего бы он не делал, ему быстро надоедало, всё для него становилось скучным. Печорин практически никогда не сидел без дела. Но хорошо ли это?
    Где бы не находился этот человек, он всегда приносил людям беду. Он убил Грушницкого в дуэли, которой суждено было состояться из-за нелепой ошибки. Также он заставил страдать от безответной любви двух девушек. Он хотел осчастливить Бэлу, но вместо этого разлюбил её и обрёк на страдания. Подобным образом он поступил и с Мери. Он позволял себе играть судьбами людей, сам того не осознавая. Ему очень трудно было найти людей с похожими взглядами, поэтому всё ему быстро надоедало. Печорин был эгоистичен от природы, но умён и амбициозен.
    Со временем Печорин становился всё менее активным. В главе «Тамань» герой ещё занимался поиском смысла жизни, а вот в главе «Мери» он уже обрёк себя на будущие страдания. Отъезд Веры взбудоражил его, казалось бы, совсем чёрствую душу, но было уже поздно.
    Когда я читал этот рассказ, мне показалось, что Печорин отражает целую эпоху того поколения, хотя людей с подобным характером и в наше время можно встретить немало. Таких, у которых вроде бы есть всё для счастья, но они не способны его испытывать, всю жизнь они пытаются разобраться в смысле жизни. Поэтому я уверен, что проблема, которую Лермонтов описал в своём романе, актуальна и сегодня.

  3. «Герой нашего времени», пожалуй, одно из самых выдающихся произведений Михаила Лермонтова. Автора давно тревожила судьба молодых и образованных людей времен «мрачного десятилетия». В то время любое проявления инакомыслия или высказывание новых идей преследовалось и строго наказывалось. Свой роман Лермонтов пишет с умышленным нарушением хронологического порядка. Это позволяет обратить внимание читателя на внутренние переживания главных героев, а не на внешнем мире. По сути, «Героя нашего времени» можно с уверенностью назвать психологическим романом.
    Главным героем романа Лермонтова «Герой нашего времени» является молодой дворянин Григорий Печорин.
    Печорин был человеком, живущий без любви, без стремления, у него не было цели в жизни, мир ему наскучил. Главный герой с презрением относится даже к себе. Он говорит, что если умрет, то это не будет большой потерей ни для мира, ни для него самого. Эти слова, по мнению Печорина, отражают его напрасно прожитую жизнь. Главный герой не редко задается вопросом о том, зачем он появился на свет, каково его предназначение, какова его миссия? Он чувствует, что создан для чего-то высокого, чего-то нужного, но, пойдя на поводу у мирских страстей, утратил свое предназначение.
    Нужно сказать, что Григорий Александрович не всегда был таким угрюмым и разочаровавшимся в жизни человеком. В молодые годы главный герой был наполнен пылкими надеждами и увлечениями. Он был готов к действию, к совершению подвига. Его внутренние идеалы подталкивали его к движению, к их воплощению в жизнь. Поэтому молодой Печорин решил бороться за них. Но в скором времени он сломался. Чувствовалась только «одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений…». Окружающий мир не принял его. Печорину было чуждо старое, но, к сожалению, нового он не знал. Этот конфликт внутреннего и внешнего мира вызывает у Печорина апатию, с юных лет он обречен на увядание и старение. Главный герой окончательно теряет смысл жизни. Замкнувшись в себе, он обозляется на окружающий мир, становится эгоистичным. Печорин становится орудием зла в руках судьбы. Он начинает гоняться за жизнью, но это только приводит к трагическим последствиям для окружающих его людей. Так, контрабандисты вынуждены бежать в другое место, бросив старуху и слепого мальчишку; гибнет
    Бэла и Грушницкий; княжна Мери остается с разбитым сердцем, а Максим Максимыч – обиженным.

  4. Это типичный представитель молодежи 30-х годов 19 века. Герой красив, образован и достаточно богат, однако он неудовлетворен своей жизнью. Печорин ищет собственный путь, постоянно споря с судьбой. Он быстро всем пресыщается: новыми друзьями, местами, женщинами. Все это герой очень быстро забывает.
    Сначала нас удивляет необычное поведение Печорина, его мотивы читателю не понятны. Например, он похищает девушку, которая ему понравилась, совершенно не заботясь о последствиях. Печорин верит, что это любовь и в то, что она наполнит его жизнь смыслом, но в итоге разочаровывается: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни». Позже становится ясно, что он мечется в поисках себя, но все его попытки безуспешны.
    Постоянная борьба с обществом приводит к тому, что активность героя постепенно угасает, он становится равнодушнее и в итоге превращается в холодного созерцателя. Однако в его душе есть еще проблески человеческих эмоций. Об этом говорит отношение Печорина к Вере. К сожалению, это тоже не приносит ему счастья.
    Сам герой характеризует себя как «нравственного калеку», который утратил лучшую часть своей души. И это становится его трагедией. В Печорине сочетается множество несоответствий, как во внешнем облике, так и в поведении, они мешают ему спокойно жить.
    Основная мысль произведения заключается в том, что Печорин представляет целое поколение. Все трагедии Печорина – это собирательный образ проблем молодежи того времени. В предисловии автор говорит, что его герой – «это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии».

  5. Григорий Александрович Печорин является центральным персонажем романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Данное произведение можно назвать романом одного героя, за которым стоит целое поколение. На протяжении всего романа мы наблюдаем изменения в Печорине, потому что время неумолимо накладывает отпечаток на личность героя. Можно сказать, что в названии романа звучит ирония автора.
    В романе нарушена хронология событий. Если ее восстановить, то главы расположатся в таком порядке: «Тамань», «Княжна Мэри», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч» и «Журнал Печорина». Восстановление последовательности важно для прослеживания изменений в Печорине. Первые четыре главы представлены в качестве дневников самого Печорина. В них он сам себе дает развернутую психологическую характеристику, а наблюдения его за поведением других героев позволяют говорить о тонком понимании диалектики человеческой души.
    Внешность главного героя как бы намекает на его противоречивый характер. Таким образом, несмотря на то, что у него белые кудрявые волосы, усы его черны. Тонкий стан и будто бы женские изящные пальцы Григория Александровича противоречат мужественным широким плечам. Его белье ослепительно-белое, но перчатки в чем-то испачканы. На лице Печорина есть некие следы инфантильности, но его глаза не смеются, а Лермонтов сравнивает его с дамой бальзаковского возраста. На первый взгляд автор подумал, что Григорий Александрович очень юн и не дал бы ему больше 23 лет, но, внимательно осмотрев его, дал бы все 30.
    В «Тамани» начинают проявляться все качества Печорина. Он слишком самодовольный и эгоистичный. Ради удовлетворения любопытства и развлечения Печорин готов пойти на все, вплоть до риска собственной и чужой жизнями. Он был настолько заинтересован Ундиной и мальчиком, что начал следить за ними. Затем Печорин понял, что они связаны с контрабандистами, за что Ундина его чуть не утопила.
    В «Княжне Мэри» Печорин все еще проявляет интерес к жизни, который, однако, постепенно угасает. Григорий Александрович заводит интрижку с княжной Мэри. Хотя сам он не любит девушку, все же обольщает ее. Печорин следует своей давно разработанной и не раз опробованной схеме, и неопытная княжна Мэри попадает под действие его чар. Прежде всего он это делает ради развлечения, ему нравится смотреть на страдания девушки. Также Печорин хочет отвлечь общественное внимание от его отношений с Верой, которую когда-то действительно любил. Вера – единственная, кто понимает всю сущность Печорин. Грушницкий, товарищ Печорина, влюблен в княжну, которая не отвечает взаимностью. Желание отомстить Григорию Александровичу подвигло Грушницкого распустить слухи об отношениях приятеля и княжны Мэри. Это приводит к дуэли, на которой Грушницкий трагически погибает. После этих событий Печорин признается княжне, что все это время лишь смеялся над ее чувствами. Естественно, свадьба не состоялась, а Печорина отправляют в крепость N в наказание за дуэль.
    В «Бэле» Печорин предстаёт таким же, как и в предыдущих главах – эгоистичной, странной и противоречивой натурой, но обладающей силой воли и умеющей подчинить себе людей и убедить в своей правоте. Он поступает с Бэлой так же некрасиво, как и с княжной Мэри, бросив ее, когда интерес к девушке пропал. Максим Максимыч также не является другом Печорина – у них нет точек соприкосновения, и старик не может понять Григория Александровича. Печорин испытывает жалость к Бэле и самому себе. Он теряет последнюю надежду и вскоре погибает.
    Сочинение на тему: «Образ Печорина» (вариант 2)

  6. 6
    Текст добавил: Сами знаете кто

    Точно так же, ради праздного интереса, он вмешался в жизнь «честных контрабандистов» (глава «Тамань»), в итоге чего несчастная старуха и слепой мальчик оказались без средств к существованию.
    Очередной забавой стала для него княжна Мэри, чувствами которой он беззастенчиво играл, подав ей надежду, а затем признавшись, что не любит её (глава «Княжна Мэри»).
    О двух последних случаях мы узнаём от самого Печорина, из журнала, который он одно время вёл с большим энтузиазмом, желая разобраться в себе и… убить скуку. Потом он и к этому занятию охладел. А его записки – чемодан тетрадей – остались у Максим Максимыча. Напрасно он возил их за собой, желая при случае передать хозяину. Когда такой случай представился, они оказались Печорину не нужны. Следовательно, он вёл свой дневник не ради славы, не ради публикации. В этом особая ценность его заметок. Герой описывает себя, нимало не беспокоясь о том, как он будет выглядеть в глазах окружающих. Ему нет необходимости кривить душой, он искренен сам с собой – и благодаря этому мы можем узнать об истинных причинах его поступков, понять его.

    Внешность

    Свидетелем встречи Максим Максимыча с Печориным оказался путешествующий автор. И от него мы узнаём, как выглядел Григорий Александрович Печорин. Во всём его облике чувствовалась противоречивость. На первый взгляд ему было не больше 23 лет, но в следующую минуту казалось, что ему 30. Походка его была небрежной и ленивой, но при этом он не размахивал руками, что обычно свидетельствует о скрытности характера. Когда он присел на скамью, то его прямой стан согнулся, обмяк, как будто в его теле не осталось ни одной косточки. На лбу этого молодого человека были видны следы морщин. Но особенно автора поразили его глаза: они не смеялись, когда он смеялся.

    Черты характера

    Внешняя характеристика Печорина в «Герое нашего времени» отражает его внутреннее состояние. «Я давно уже живу не сердцем, а головою», – говорит он о себе. Действительно, все его поступки характеризуются холодной рассудочностью, но чувства нет-нет и прорываются наружу. Он бесстрашно идёт один на кабана, но вздрагивает от стука ставен, может весь день провести на охоте в дождливый день и панически боится сквозняка.
    Печорин запретил себе чувствовать, потому что его настоящие порывы души не находили отклика в окружающих: «Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».
    Он мечется, не находя своего призвания, цели в жизни. «Верно, было мне назначение высокое, потому что чувствую в себе силы необъятные». Светские развлечения, романы – пройденный этап. Они не принесли ему ничего, кроме внутренней опустошённости. В изучении наук, которым он занялся в желании принести пользу, он также не нашёл смысла, поскольку понял, что залог удачи в ловкости, а не в знаниях. Скука одолевала Печорина, и он надеялся, что хотя бы свистящие над головой чеченские пули спасут его от неё. Но на Кавказской войне его снова постигло разочарование: «Через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего». На что было ему направить свою нерастраченную энергию? Следствием его невостребованности стали, с одной стороны, неоправданные и нелогичные поступки, а с другой – болезненная ранимость, глубокая внутренняя печаль.

    Отношение к любви

    О том, что Печорин не потерял способность чувствовать, свидетельствует и его любовь к Вере. Это единственная женщина, которая поняла его полностью и приняла таким, как есть. Ему нет необходимости приукрашивать себя перед ней или, наоборот, казаться неприступным. Он выполняет все условия, лишь бы иметь возможность видеться с ней, а когда она уезжает, загоняет до смерти коня в стремлении догнать любимую.
    Совсем по-другому он относится к другим женщинам, встречающимся на его пути. Здесь уже не место эмоциям – один расчёт. Они для него – лишь способ развеять скуку, заодно проявив свою эгоистичную власть над ними. Он изучает их поведение, как у подопытных кроликов, придумывая новые повороты в игре. Но и это его не спасает – часто он заранее знает, как поведёт себя его жертва, и ему становится ещё тоскливее.

    Отношение к смерти

    Ещё одним важным моментом в характера Печорина в романе «Герой нашего времени» является его отношение к смерти. Во всей полноте оно продемонстрировано в главе «Фаталист». Хотя Печорин и признает предопределенность судьбы, он считает, что это не должно лишать человека воли. Надо смело идти вперёд, «ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь». Тут-то мы и видим, на какие благородные действия способен Печорин, если его энергия направлена в правильное русло. Он храбро бросается в окно в стремлении обезвредить казака-убийцу. Его врождённое желание действовать, помогать людям находит наконец хоть какое-то применение.

    Моё отношение к Печорину

    Какого отношения заслуживает к себе этот человек? Осуждения или сочувствия? Автор назвал свой роман так с некоторой иронией. «Герой нашего времени» – конечно, не образец для подражания. Но он типичный представитель своего поколения, вынужденного бесцельно тратить лучшие годы. «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления», – говорит о себе Печорин и называет причину: «Во мне душа испорчена светом». Последнее утешение для себя он видит в путешествиях и надеется: «Авось где-нибудь умру по дороге». Относиться к нему можно по-разному. Несомненно одно: это несчастный человек, так и не нашедший своего места в жизни. Если бы современное ему общество было устроено иначе, он проявил бы себя совершенно по-другому.

  7. 7
    Текст добавил: d{рожденная в СССР}b

    Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова пришлись на реакционный период, начавшийся в России после подавления восстания декабристов. Он создает роман, в котором главный герой пытается найти себя. Роман «Герой нашего времени» стал первым психологическим произведением в нашей литературе, где сюжет развивается не хронологически, а в соответствии с преобразованием характера главного участника событий – Григория Печорина.

    Образ Печорина в романе

    Книга состоит из пяти глав, которые характеризуют новый период жизни Печорина, его изменения. Этот герой часто сравнивается с Онегиным Пушкина – оба они ненавидят пустое существование высшего света. Однако Печорин не подчиняется условиям общества, как Онегин, он стремится покончить с унылым прозябанием, мечется в поисках нового, неизбитого, постоянно бросает вызов судьбе.
    Как Печорин жил до Кавказа, почему он там оказался, нам неизвестно – Лермонтов об этом не упоминает. Но исторические факты свидетельствуют, что в тот период на Кавказе шла война с горцами, и туда часто ссылали неугодных личностей. Может быть, герой, бросив все и приняв участие в военных действиях, хотел среди рискованных людей и опасностей найти смысл существования.

    Человек без чувств

    Роман показывает нам героя, который постоянно искушает судьбу, существует бурно и деятельно. Однако никакие события не могут глубоко взволновать его, задеть его душу. Любовь, приключение, дружба – все оставляет его равнодушным, он заранее предрекает, что результат будет печальным. Тем не менее, он не бездействует, постоянно ищет что-то, потому что от обыденности ему становится тоскливо.
    Сам того не желая, он всегда делает больно тем, кто его окружает. Попав в крепость N из-за убийства Грушницкого на дуэли, он встречает дочь кавказского князя Бэлу. Увлекшись на некоторое время недоступной красавицей, Печорин договаривается с ее младшим братом Азаматом, чтобы он помог ему украсть сестру. Взамен он пообещал содействовать краже коня разбойника Казбича. Похищенная девушка скоро влюбляется в Печорина, однако тот уже охладел к ней. Точно так он действует и с княжной Мери – заставляет влюбиться в себя, заранее зная, что эта любовь ему не нужна.
    Максим Максимыч тоже пострадал от холодности чувств Печорина, встретив равнодушие с его стороны в момент встречи. Простой и малообразованный человек, он не может понять, что требуется мятущейся душе героя.

    В поисках себя

    Лермонтов показывает, как ведет себя герой в разной среде – он перемещает его из одной ситуации в другую: то он служит в крепости N, где встречает штабс-капитана и Бэлу, то оказывается на целебных водах, то попадает на службу, где живет в доме контрабандистов. Он не сидит на месте и даже умирает в момент путешествия в Персию.
    Герой пытается найти то, что возродит в нем интерес к жизни, однако этого судьба ему не дала. В своей исповеди он говорит, что его с юности испортил свет, из-за недоверия юноша научился носить маску равнодушия, а пороки, имеющиеся у него, образовались из-за приписывания обществом.
    Печорин не всегда равнодушен, он интересуется тем, с чем сталкивается в жизни – обычаи кавказцев, новые люди, приключения. Однако он не встречает отклика у людей, потому что никто не понимает его. Не оказалось рядом такого человека, который бы стоял на том же уровне, как и он, кто бы так же искал себя. Печорин не пассивная личность, но его энергичность пропадает зря. Его окружение не дает ему шанса показать, что на самом деле он хороший человек. Героя можно осудить, но ему можно и посочувствовать – умея любить, он не встречает настоящей любви, умея быть другом, остается без дружеской поддержки.

    «И некому руку подать»

    В «Герое нашего времени» автор показывает, что если общество не может поддержать личность, понять ее, то человек оказывается нравственно опустошен. Лермонтов вывел в своем произведении так называемый тип лишних людей, ищущих себя, страдающих от этого, но так и остающихся ни с чем.

  8. Перед нами величайшее произведение М. Ю. Лер­монтова — роман «Герой нашего времени». Уже из названия видно, что речь в нем пойдет о герое и о времени. Время — это эпоха 30-х годов XIX столе­тия, в которые жил и творил сам автор. Эпоха, на­полненная противоречиями, когда поиски человеком смысла жизни, истинных человеческих ценнос­тей сталкивались с невозможностью реализовать себя, с неприятием обществом по-настоящему сильных и цельных личностей. Но кто же такой герой?
    Героем романа М. Ю. Лермонтова выступает Печорин — молодой человек, воплотивший в себе типичные черты, присущие молодому поколению того времени. Как отмечал сам автор, «это порт­рет, составленный из пороков всего нашего поко­ления в полном их развитии». Это незаурядный человек, которого принадлежность к высшему кругу дворянского общества оторвала от народа и в целом — от жизни. Бесцельная и бессмыслен­ная жизнь дворянства не могла удовлетворить ищущую, деятельную натуру героя. Романтик по характеру и поведению, человек выдающегося ума и сильной воли, в душе которого живут са­мые высокие стремления к общественной дея­тельности и самые пылкие желания, Печорин возвышается над людьми своей среды разносто­ронним образованием, широкой осведомленнос­тью в литературе, науках, философии. Самым большим недостатком своего поколения, своей среды он считает неспособность «к великим жер­твам для блага человечества». Ненавидя и пре­зирая аристократов, сочувствуя униженным и угнетенным, герой всей своей душой тянется к людям демократических взглядов. Однако его благие стремления не получают должного разви­тия, так как, воспитанный в дворянской среде, он впитал в себя многие черты этого общества. Духовная пустота высшего света исказила и за­глушила высокие душевные порывы Печорина, лишила его добрых целей, изуродовала его нрав­ственный облик, превратила в холодного, жесто­кого эгоиста, снизила его жизненную активность. Это яркий «пример того, какими становятся луч­шие, сильнейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной обстановки их круга», — отмечал Н. Г. Чернышевский.
    Разуверившись во всем, разъедаемый мрачны­ми сомнениями и противоречиями, герой Лер­монтова, как и множество молодых людей того времени, тянется к осмысленной, активной дея­тельности. Но жизненные условия, обстоятель­ства окружающей действительности делают его поиски безрезультатными. Не зная, куда идти, к чему стремиться, на что потратить свои силы, герой растрачивает себя, свою душу на мелкие страсти и ничтожные дела. Ради собственной при­хоти Печорин погубил горянку Бэлу, вырвав ее из родной ей среды и увезя с собой. Когда его азарт и чувства остыли, он стал относиться к де­вушке холодно и безучастно, чем больно ранил ее душу и заставил жестоко страдать. К тому же для Бэлы, воспитанной в строгости нравов и тра­диций, уже не было пути назад. Герой также сильно и незаслуженно обидел Максима Макси­мыча, который отнесся к нему с открытой душой, многое прощал ему. А ведь единственное, чего старый офицер ждал в ответ на свою дружбу, — это простое человеческое внимание, теплое, ду­шевное отношение. Но Печорин оказался неспо­собным даже на такую мелочь, потому что его мысли заняты были только собственными эгоис­тичными стремлениями. Из-за пустого любопыт­ства он разрушил жизнь «честных контрабанди­стов»; руководствуясь исключительно собствен­ными мелкими интересами, нарушил семейный покой Веры; грубо оскорбил любовь и достоин­ство княжны Мери. Таким образом, Печорин стремился к деятельности, но не понимал — к какой. Из-за этого совершил множество не про­сто необдуманных, но и жестоких поступков, приведших к настоящим трагедиям в жизни ок­ружающих его людей. Но это была также и его трагедия. Ведь, играя судьбами других людей, он не испытывает ни радости, ни счастья, ни удов­летворения. Потому и продолжает совершать все больше и больше ошибок. Всюду, где появляется Печорин, он приносит только горе и сам в глуби­не души страдает от этого: «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил».
    Печорин полон желания действовать и бороть­ся, но на самом деле он просто нравственно еще не готов к этому. Его характер, условия воспита­ния не позволяют ему подняться против действи­тельности, против веками сложившихся устоев. Неумение же сблизиться с людьми других кру­гов общества приводит его к одиночеству, порож­дает в нем и эгоизм. Герой Лермонтова даже не осознает до конца смысла своей борьбы — и по­тому борется всего лишь с отдельными лицами, которые встречаются на его пути. Но эта борьба не имеет целей и перспектив. Печорин осознает свою слабость и «со строгостью судьи и гражда­нина» оценивает собственные поступки, прихо­дя к неутешительным выводам: «В этой напрас­ной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни».
    Одна из основных черт лермонтовского героя — противоречивость: у него разлад между чув­ством и мыслью, между мыслью и делом. «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку», — записы­вает он в своем дневнике. Он признается, что в нем живут два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. И при­говор этого судьи оказывается жестоким, но, как убеждаемся мы впоследствии, справедливым.
    «Зачем я жил? для какой цели я родился? — спрашивает себя герой. — А верно, она существо­вала, и, верно, было назначенье мне высокое, по­тому что я чувствую в душе моей силы необъят­ные; но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как же­лезо, но утратил навеки пыл благородных стрем­лений, лучший цвет жизни…» Презирая своих современников за мелочность их существования, Печорин приходит к пониманию того, что он и сам не соответствует высокой цели служения об­ществу. Подводя итог своей жизни, он видит, что прошла она так же бесцельно и бессмысленно, как жизнь его сверстников: «Моя бесцветная мо­лодость протекала в борьбе с собой и светом, луч­шие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли».
    Печорин полностью ощутил и понял, что в ус­ловиях самодержавия для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Поиски героем смысла жизни и воз­можностей реализовать себя в обществе привели его к трагическим выводам: рождение — несчас­тье, и смерть неизбежна. К сожалению, это был вывод, к которому в конце долгого и противоре­чивого пути приходили многие современники писателя.
    Глубоко и всесторонне раскрыв душевный мир своего героя, его психологию, обусловлен­ную временем и средой, М. Ю. Лермонтов расска­зал нам великолепную и печальную «историю души человеческой». В. Г. Белинский говорил, что роман «Герой нашего времени» — это прав­дивое произведение, в котором нашли отражение общественные проблемы, волновавшие передо­вых мыслящих современников: «… какова бы она ни была, эта действительность, она больше ска­жет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов…»

  9. Сочинение-вывод на тему 8220 Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова 8220 Герой нашего времени 8221
    Эпиграф: “Я давно уж живу не сердцем, а головою… Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его”. (Печорин, “Герой нашего времени” ) Михаил Юрьевич Лермонтов в своих произведениях затрагивал проблемы нравственности и моральности, зная при этом, что не каждый читатель поймет истинную суть его изложений.
    Ярким примером споров и разногласий, непонимания со стороны общества стал главный герой романа «Герои нашего времени» – Печорин. Этот персонаж стал сенсацией в русской и мировой литературе, так как критики и литературоведы разглядели в нем абсолютно новый художественный тип героя. Для них Печорин – человек с трудным и неоднозначным характером, некий изгой, не сумевший найти свое место в жизни. В нем изначально читатель видит перед собой «человека со странностями». Вот как о нем отзывается его ближайший приятель Максим Максимыч: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен… Да-с, с большими был странностями». С этими высказываниями соглашаются и другие герои романа, такие как княжна Мэри, Вернер, Вера.
    Вслед за ними о Печорине говорят и читатели, его образ не оставляет равнодушным никого! Глубина характера и сложный внутренний мир Печорина – результат многолетнего влияния окружающего мира с его негативными и положительными качествами, попытки закалить не без того тяжелый нрав. Большинство поступков героя редко поддаются логическому объяснению, вызывая при этом самые различные эмоции, у окружающих его людей. Как бы нарочно, Лермонтов дает читателю возможность увидеть всю сущность и противоречивость характера Печорина
    Главный герой в разговоре с Максимом Максимычем сам дает определение своей неординарности «Воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня так создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив» Действительно, своеобразный рок постигает всех, с кем свела его судьба. Молодой офицер, повстречав Печорина впервые отметил, что глаза у этого человека имели стальной блеск, что могло говорить о неимоверной злобе или о глубокой грусти их обладателя. Как ни странно, но Печорин осознал и прочувствовал все свои противоречия ,но так и не смог их решить в итоге. Как бы карая себя за это, он говорил: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…».
    Несмотря на многие достоинства во внешности, он так и не испытал чувство настоящей любви. Слишком озадачен своими собственными проблемами он полностью «уходит в себя», навсегда лишив себя удовольствия любить и быть любимым. Образ Печорина заставляет всерьез задуматься каждого, кто прочитал «Герой нашего времени». Стремление жить в своем придуманном мире становится тяжелой ношей, которая, в итоге окончательно душит героя.

  10. По своей натуре Печорин – человек очень энергичный и талантливый. Он умён и образован, храбр, но читателя отталкивает его равнодушие к людям, он не способен по-настоящему любить, дружба у него тоже ни с кем не вяжется, он очень эгоистичен и от этого страдает сам. Однако этот герой увлекает нас своей жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически относиться к своим поступкам. Он вызывает антипатию из-за своих «жалких действий», из-за тех поступков, которые заставляют страдать других.
    Печорин отличается весьма сложным и противоречивым характером. Так говорит о себе сам герой: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…». Эту раздвоенность он же объясняет следующим образом: «Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни…». Печорин стал скрытным, злопамятным, желчным, сам он считал себя нравственным калекой. Таких людей, как Печорин, можно встретить и в наше время, им присущи разочарование в жизни, непоколебимый пессимизм.
    Печорин так и не смог найти себе применения. Он бесконечно растрачивался на мелкие похождения, пытался найти любовь. Но ничего он не воспринимал серьёзно, всё было лишь поиском какого-то выхода, попыткой развеяться. Его продолжала преследовать скука и осознание, что нельзя жить такой жизнью.
    Но, несмотря на сложный характер, Печорин — натура, богато одарённая. Он наделён прекрасным аналитическим умом, в связи с чем способен давать очень точные оценки поступков людей. При этом критически он относится не только к другим, но и к себе. К сожалению, все его действия несут не положительный, а отрицательный заряд. Где бы он ни появился, чего бы не делал, от него одни несчастья. Печорин предстаёт перед читателем как разрушитель жизней и судеб других людей: из-за него лишается крова и погибает черкешенка Бела, разочаровывается в дружбе Максим Максимович, страдают две героини – Мэри и Вера, погибает от его руки Грушницкий, покидают родной дом «честные контрабандисты», погибает молодой офицер Вулич. Несмотря на свой ум и амбициозность, у меня этот человек не вызвал положительных эмоций.

  11. В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, «портрет, составленный из пороков всего… поколения».
    Главный герой романа — дворянин Григорий Александрович Печорин, характер крайне сложный и противоречивый, далее парадоксальный. Противоречивость, «странность» Печорина мастерски подмечена уже в самом портрете героя. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать», — замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный контраст представляют детская улыбка героя и его холодный, металлический взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся… Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти», — замечает рассказчик. Взгляд героя кажется проезжему офицеру дерзким, производящим «неприятное впечатление нескромного вопроса» и при этом взгляд этот — «равнодушно спокоен».
    О «странностях» Печорина упоминает и Максим Максимович: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха…»
    Что же стоит за этой «странностью» героя? Каков же он на самом деле? Попробуем проанализировать данный характер.
    Печорин — русский дворянин, из тех, чья «молодость прошла в свете». Однако вскоре светские удовольствия «опротивели» ему. Науки, чтение книг, самообразование — все эти занятия также очень быстро обнаружили свою бессмысленность и бесполезность в жизни. Печорин понял, что положение человека в обществе, уважение и почет определяются не истинными достоинствами его — образованностью и добродетельностью, но зависят от богатства и связей. Так, идеальный порядок мира оказался нарушен в его сознании в самом начале жизненного пути. Это обусловило разочарование Печорина, его скуку, презрение к аристократическому обществу.
    Разочарование породило в нем агрессию по отношению к окружающим. И все свои положительные качества — храбрость, решительность, силу воли, целеустремленность, энергичность, активность, предприимчивость, проницательность и умение разбираться в людях — герой «обратил в свою противоположность», используя их «на пути зла». Особо хотелось бы остановиться на одной из черт Григория Александровича.
    Печорин очень активен, энергичен, в душе его — «силы необъятные». Однако на что он растрачивает свои силы? Похищает Бэлу, убивает Грушницкого, заводит бессмысленный, жестокий роман с княжной Мери.
    Причем Печорин прекрасно осознает то, что он приносит страдания другим людям. Он склонен объяснять свое поведение воспитанием, социальной средой, «своеобразием своей божественной природы», судьбой, которая неизменно приводила его к «развязке чужих драм» — чем угодно, но только не проявлением своей личной, свободной воли. Герой как будто снимает с себя ответственность за свои поступки.
    Вместе с тем, он всегда деятелен, активен, он последовательно воплощает свои замыслы в жизнь. Критики неоднократно отмечали определенное единство поведения Печорина, единства самоанализа и действия. Да и сам герой отказывается, от слепой веры в предопределение в повести «Фаталист».
    Попробуем проанализировать психологию и поведение Печорина, обратившись к его жизненной философии. Счастье для него — есть лишь удовлетворенное честолюбие, «насыщенная гордость», главная страсть — подчинять себе волю других. Жить Григорию Александровичу «скучно и гадко», чувства других он рассматривает «только в отношении к себе», как пищу, поддерживающую его душевные силы. Сами но себе же эти чувства его не волнуют. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…» — вот лейтмотив образа Печорина.
    В основе поведения лермонтовского героя — эгоцентризм, породивший, по мнению Д. Н. Овсянико-Куликовского, в Печорине излишнюю впечатлительность, эмоционально-болезненную восприимчивость ко всем явлениям жизни, поступкам окружающих. Исследователь замечает, что Григорий Александрович не способен забыть свои прошлые чувства, в том числе и самые горькие, безрадостные. Они так же владеют его душой, как и чувства настоящие. Отсюда в Печорине неумение прощать, невозможность объективной оценки ситуации.
    Однако думается, чувства героя весьма избирательно проявляются в действии. По замечанию А. И. Ревякина, «Печорин не лишен добрых порывов». На вечере у Лиговских он пожалел Веру. Во время последнего свидания с Мери он испытывает сострадание, готов броситься к ее ногам. Во время дуэли с Грушницким он готов простить своего врага, если тот признается в собственной подлости.
    Однако добрые порывы Григория Александровича всегда остаются лишь «порывами». А свои «злодейства» Печорин всегда доводит до логического завершения: он убивает Грушницкого, губит Бэлу, заставляет страдать княжну Мери. Порывы же героя к добру остаются лишь его личными чувствами, которые никогда не переходят в действия и о которых другим людям фактически ничего не известно.
    Единство мысли и действия сохраняется в поведении Печорина лишь по отношению к его «злодействам» — здесь, видимо, не присутствуют чувства героя (Печорин не является злодеем по природе своей), здесь он действует, руководствуясь лишь разумом, рассудком. И наоборот, мы наблюдаем в сознании героя трагический разрыв между чувством и действием. Там, где не присутствует разум, Печорин «бессилен» — сфера чувств закрыта для него. Именно это обусловливает эмоциональную неподвижность героя, его «окаменелость». Отсюда и невозможность для него любви, его несостоятельность в дружбе. Отсюда, думается, и невозможность раскаяния для Печорина.
    Белинский считал, что духовный облик Печорина изуродован светской жизнью, что он сам страдает от своего безверия, и «душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…». Однако само «страдание» Печорина как раз и является невозможным для него. И в этом «душевное бессилие» героя.
    Безусловно, одной из причин подобной обрисовки образа писателем является определенная верность Лермонтова традициям романтизма. Печорин — романтический герой, противопоставленный окружающему миру. Отсюда и его демонизм, и одиночество среди людей. Как романтический герой, Печорин во многом отражает миросозерцание самого поэта, его мрачные настроения, тоскливые мысли, скептицизм и сарказм, скрытный характер. Характерно, что Онегин у Пушкина все-таки обретает полноту чувств и живое течение жизни в любви к Татьяне. Печорин же умирает, возвращаясь из Персии. И в этом — весь Лермонтов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *