Сочинение грибоедова на тему горе от ума 9 класс

6 вариантов

  1. Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?
    Почему именно Молчалин становится избранником Софии? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?
    Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
    Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
    Что объединяет представителей фамусовского общества? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    С чем борется Чацкий? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    Сопоставительная характеристика Чацкого и Молчалина? (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».)
    Смысл названия комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Художественные особенности комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Образ Софьи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Характеристика “фамусовского общества” в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Фамусов и Чацкий в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    В чем заключается конфликт между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Один в поле воин? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Сравнительная характеристика “века нынешнего” и “века минувшего”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    За что Чацкому достается “мильон терзаний”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Молчалин и Софья – представители одного века? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    В чем заключается бессмертие комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума?
    Образ Фамусова в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Почему, по Вашему мнению, “Молчалины блаженствуют на свете”? ”? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Личность А.С.Грибоедова в бессмертной комедии “Горе от ума”.
    Чацкий и Софья: возможен ли их союз? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Почему Софья выбрала Молчалина? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
    Идеи в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

  2. 2
    Текст добавил: Частица Вселенной

    Темы сочинений
    1. Отражение идей декабристов в образе Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    2. «Мильон терзаний» Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    3. «Прошедшего житья подлейшие черты» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    4. «Век нынешний» и «век минувший» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
    5. Чацкий и Молчалин.
    Темы (1) и (2) связаны с характеристикой главного героя комедии – Чацкого. Значит, раскрывая любую из этих тем, необходимо обязательно подробно рассмотреть образ героя, характеристика которого и составит основу сочинения. Но при этом необходимо обратить внимание и на различие формулировок. Тема (1) конкретно утверждает мысль: Чацкий – декабрист по взглядам и убеждениям. Тема(3) предполагает знакомство не только с текстом знаменитой комедии, но и с критическим этюдом замечательного писателя И. А. Гончарова «Мильон терзаний», а также подчеркивает прогрессивность взглядов Чацкого, их глубину и силу, нетерпимость героя к тому, что, по его мысли, составляет главное зло современной ему России, его эмоциональность, несдержанность. Кроме того, общественная драма Чацкого усугубляется личными переживаниями и разочарованиями, что, в конечном итоге, приводит к «горю от ума».
    Как распределить материал сочинения? Чтобы развить его в главной части сочинения, нужно во вступлении рассказать о декабристах, о том, какую роль они сыграли в общественной жизни России. Сделать это можно по-разному.
    Примерные варианты вступления.
    I. Комедия «Горе от ума», написанная в 1824 году, стала замечательным памятником своей эпохи. Она запечатлела то бурное, мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые революционные идеи, которые или принимались с восторгом, или вызывали злобную ненависть.
    Люди, которых впоследствии назовут декабристами, стали гордостью России, ее надеждой. Но их отчаянная попытка разрушить прогнивший самодержавно-крепостнический строй окончилась трагически. Россия не забыла своих героев. Их имена и судьбы стали нашей историей. А художественным воплощением декабризма стал образ Чацкого, соединивший в себе лучшие черты выдающихся людей эпохи.
    II. В комедии « Горе от ума» А. С. Грибоедов дал правдивую картину русской жизни 1-й четверти XIX века. Автор рассказал в ней о тех изменениях, которые произошли в русском обществе после Отечественной войны 1812 года, о распространении вольнолюбивых антикрепостнических идей декабристов – первых русских революционеров. Из фактов биографии А. С. Грибоедова известно, что после восстания на Сенатской площади он был арестован по подозрению в участии в тайном обществе. Однако доказать его принадлежность  д6еятельностти революционеров властям не удалось. Грибоедов был освобожден, но то, что он принимал и разделял взгляды своих друзей-декабристов, подтверждает его замечательная комедия, особенно образ Чацкого, в котором выведен тип передового дворянина начала 20-х годов XIX века.
    III вариант – ваш.
    Обратимся к главной части сочинения. Но прежде чем перейти к характеристике образа Чацкого, нужно уяснить некоторые моменты, связанные с содержанием комедии. Иногда одна, казалось бы, незначительная деталь оказывается очень важной в понимании идейного смысла произведения. Поэтому остановимся на некоторых вопросах.
    1. Почему именно Чацкий является главным героем комедии, а не Фамусов, Софья, Молчалин?
    2. Прав ли А. С. Пушкин в том, что образ Чацкого является единственной неудачей автора? Напомню аргументы, которые приводит великий поэт в письме к Бестужеву: «Все, что говорит он – очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».
    3. Как удалось Грибоедову отразить в комедии верное соотношение реальных общественных сил в России в начале 20-х годов XIX века?
    Примечание: В эти годы в России консервативное дворянство составляло подавляющее большинство. Но декабристы, хоть их было немного, все-таки представляли силу, которая угрожала правящему режиму. То есть они не были трагическими одиночками, а Чацкий в пьесе – единственный выразитель взглядов передового дворянства.
    4. В каких монологах Чацкого мы видим отражение декабристских взглядов?
    5. Против каких бед России протестует Чацкий?
    Ответы.
    1. На этот вопрос прекрасно ответил И. А. Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний», пользуясь доказательством «от противного». Если из пьесы убрать образ Чацкого, то с ним исчезнет и основной социальный конфликт, а значит, и основная идея произведения, и оно превратится в комедию нравов.
    2. При всем нашем глубоком уважении к великому Пушкину, согласиться с ним в данном случае нельзя, ибо он судит героя с точки зрения здравого смысла, а не по законам жанра. Ведь комедия предназначена для постановки на сцене. Таким образом, слова Чацкого адресованы не Фамусову, Скалозубу или московским бабушкам, а зрителю, читателю. Именно в его обличительные монологи автор вкладывает собственные мысли, которые совпадают с идеями декабристов.
    3. Для того, чтобы передать в комедии реальное соотношение сил в России в 1-й четверти XIX века, Грибоедов вводит в пьесу внесценические персонажи, благодаря чему создается впечатление, что Чацкий не одинок, что такие люди, как он, живут, действуют, представляют определенную общественную силу, становясь знамением времени.
    4. Декабристские взгляды Чацкого особенно ярко выражаются в его обличительных монологах: «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто…», «В той комнате незначащая встреча…». Первый монолог выдержан в спокойном, немного ироничном тоне. И это психологически оправдано, т.к. Чацкий любит дочь Фамусова и не в его интересах раздражать ее отца, от которого зависит его счастье. Но и поддакивать Фамусову, который оскорбляет его гордость, взгляды свободного, прогрессивно мыслящего человека, Чацкий тоже не может. Кроме того, этот монолог вызван нравоучениями Фамусова, его советами, как делать карьеру, используя средства и приемы вельможи екатерининской поры.
    Во втором знаменитом монологе герой наиболее отчетливо выражает антикрепостнические взгляды декабристов, которые и составляют основу их мировоззрения.
    Последний монолог Чацкого остается незаконченным. Здесь Чацкий затрагивает очень серьезную проблему времени. Возмутивший его случай с «французиком из Бордо» очень точно демонстрирует преклонение перед всем иностранным.
    5. И монологи Чацкого, и его отдельные реплики в разговорах с другими действующими лицами выражают его прогрессивные взгляды, протест против крепостного права, беззакония, против раболепства,  подхалимства и угодничества как способов достижения карьеры, против презрения у русской народной культуре, национальным обычаям, традициям, языку. Эти взгляды Чацкого и объединяют его с декабристами.
    Заключение (Вариант 1)
    Таким образом, герой грибоедовской комедии стал выразителем тех идей и мыслей, которые объединяли передовое дворянство России в тайные общества, пробудили его к борьбе за переустройство страны, заставили выйти морозным декабрьским днем на сенатскую площадь. Комедия была написана за год до восстания. Она впитала в себя вольный дух того времени, надежду на то, что таких прогрессивно мыслящих людей, как Чацкий, станет больше и что они изменят жизнь России к лучшему, но в то же время с точностью историка показала силу и сплоченность консервативного общества.
    Заключение (Вариант 2) – ваш
    Чтобы раскрыть тему (3), нужно дать полную и глубокую характеристику фамусовского общества, ибо именно оно воплощает в себе «прошедшего житья подлейшие черты» и определяет «век минувший». Обличая консервативное дворянство, комедия тем самым выражает протест против гнусной российской действительности, которая дает возможность Молчалиным «блаженствовать на свете» и беспощадно подавляет вольное, молодое, прогрессивное, которое властно входило в жизнь.
    Одним из трудных моментов при работе над сочинением является переход от одной части к другой, от предыдущей мысли к последующей. Рассмотрим конкретный случай. Предположим, что вступление на данную тему заканчивается фразой: «Таким образом, российская действительность первой четверти XIX века представляла собой бурную эпоху, отмеченную гражданской активностью передовой части дворянства, распространением прогрессивных идей».
    Чтобы перейти к характеристике фамусовского общества, нужна какая-то фраза, которая выполняет роль мостика, соединяющего вступление с главной частью.
    Например: Они (идеи) представляли серьезную угрозу для помещиков-крепостников, являющихся надежной опорой и защитой самодержавно-крепостнического строя. И большинство лиц грибоедовской комедии представляют собой эту консервативную часть русского дворянства.
    Или: Носителем этих идей в комедии Грибоедова выступает Чацкий, а его противниками оказываются все остальные действующие лица комедии, которые представляют реакционное дворянство, являющееся ярым сторонником и защитником существующего режима.
    Итак, переход к главной части сделан. Но как глубоко и полно охарактеризовать не одного героя, а целую группу действующих лиц?
    Сделать это можно по-разному. 1) Сначала дать индивидуальную характеристику наиболее значительных и запоминающихся героев комедии, относящихся к фамусовскому обществу, а затем выделить в них общие черты. Это путь от частного к общему. 2) Можно в начале главной части рассказать о том, какие общие взгляды, цели, принципы объединяют противников Чацкого, а затем обратить внимание на индивидуальные особенности, дав, таким образом, их краткую характеристику. Это путь от общего к частному.
    Заключение к теме (3) : Таким образом, «прошедшего житья подлейшие черты» находят живое и яркое воплощение в группе лиц комедии, называемой фамусовским обществом. В каждом из его представителей по-разному проявились типичные черты консервативного российского дворянства. Значит, читатель и зритель комедии неизбежно должен был прийти к выводу о том, что в те времена главное зло русской жизни, с которым вели борьбу передовые люди России – декабристы.
    Чтобы раскрыть тему (4), нужно раскрыть образ Чацкого в его противоборстве с фамусовским миром. А для этого необходимо дать общую характеристику московского барства, изображенного в комедии, выявить его типичные черты и взгляды, показать их несовместимость с вольнолюбивыми идеями Чацкого, раскрыть сущность его мировоззрения. Можно проследить в сочинении, как развивается основной социально-политический конфликт пьесы, как выявляет он принципиальное различие противников, к какому финалу он приводит, выразить свое отношение к этому.
    Тема (5) несколько уже по объему. Она рассматривает тот же конфликт, выразившийся в столкновении характеров, взглядов и жизненных позиций только двух героев – Чацкого и Молчалина. Значит, раскрывая данную тему, нужно дать сравнительную характеристику этих образов, т.е.выявить их сходство и различие.

  3. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Чацкий и фамусовское общество
    —         Чацкий и Фамусов
    —         Чацкий и Мочалин
    —         Что делает Чацкого смешным в глазах окружающих его людей?
    —         Чацкий против фамусовского общества
    —         Герой и эпоха в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума
    2. Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         «Мильон терзаний»
    —         Чацкий — декабрист
    —         Можно ли назвать Чацкого декабристом?
    —         Что значит «ум» в понимании Чацкого?
    —         За что и против чего борется Чацкий?
    —         Горе от ума или горе от любви? (Причины трагедии Чацкого)
    —         Трагедия Чацкого
    3.Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Дом Фамусова как олицетворение фамусовской Москвы
    —         Мочалин и Скалозуб
    —         «Молчалины блаженствуют на свете»
    —         Фамусовская Москва
    4. Образ Софьи в Комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Женские образы в комедии А.С.Грибоедова «Горе  от ума»
    —         Софья и Чацкий
    —         Любит ли Софья Мочалина?
    —         Достойна ли Софья любви Чацкого?
    —         «Мильон терзаний» Софьи Фамусовой
    —         Идейно-композиционная роль Софьи в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    5. Черты реализма, романтизма и классицизма в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Жанровое своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Как «Горе от ума» из комедии переходит в драму?
    —         Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» как реалистическое произведение»
    Сюжет, композиция и конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
    Система образов комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    — Роль внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    6. Новаторство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    7. Идейно-художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Проблематика и идейный смысл комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Идейно-художественное своеобразие образа Молчалина
    —         Художественное своеобразие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    8. Средства раскрытия характеров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    Варианты темы:
    —         Имена-характеристики в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    —         Роль авторских афоризмов в языке комедии «Горе от ума»
    9. Автор и герой в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    10. Смысл заглавия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
    У нас можно попробовать отгадать онлайн кроссворд на тему «Грибоедов: жизнь и творчество»

  4. Горе от ума комедия или драма

    Комедия “Горе от ума”, написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым, сочетает в себе элементы классицизма и является сатирическим и обличительным произведением. Главная роль в произведении, несомненно, принадлежит Александру Андреевичу Чацкому, основному противнику Фамусовского общества.Чацкий – комедийный персонаж. Этот герой постоянно “мечет бисер перед свиньями”, с горячностью рассказывает…

    Горе от ума комедия или драма сочинение

    Комедия “Горе от ума”, написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым, сочетает в себе элементы классицизма и является сатирическим и обличительным произведением. Главная роль в произведении, несомненно, принадлежит Александру Андреевичу Чацкому, основному противнику Фамусовского общества.Чацкий – комедийный персонаж. Этот герой постоянно “мечет бисер перед свиньями”, с горячностью рассказывает…

    Евгений Онегин – первый русский реалистический роман

    Роман “Евгений Онегин” занимает главное место в творчестве Пушкина. Нет сомнений, что это его лучшее произведение. Появление романа оказало огромное влияние на развитие русской литературы. Роман в стихах “Евгений Онегин” был окончен в 1831 году. Он писался Пушкиным восемь лет. Роман охватывает события с 1819 по 1825 год: от походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания…

    Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни

    Роман Пушкина «Евгений Онегин» очень часто называют энциклопедией русской жизни. Причина тому – показанная в произведении жизнь всех сословий, культура, обычаи русского человека, а также подробно описанные русские пейзажи.Первым энциклопедичным персонажем, который встречается в романе, является Евгений Онегин. Он – образ всего светского общества, жившего в 19 веке. Евгений не слишком образован,…

    Евгений Онегин лишний человек – сочинение 9 класс

    Евгений Онегин – «лишний» человек. Но так ли это? Я постараюсь доказать это утверждение в моём сочинении.Следует отметить, что именно Пушкин стал основоположником образа «лишнего человека». Ведь в тот период, когда происходит действие романа (а именно в 20-ые годы XIX века) складывается тип «непонятой личности», которая отвергает весь мир и переживает внутреннюю драму. Таковой личностью и…

    Комедия Горе от ума сочинение 9 класс

    Читая комедию Грибоедова, мы словно переносимся в тот далекий девятнадцатый век, становимся очевидцами. Всё это благодаря реалистичному и яркому описанию, не дающему нам усомнится в подлинности происходящего. Александр Сергеевич очень правдив, он дает каждому герою свою характеристику и высмеивает его пороки. Привлекает и язык произведения. В каком еще произведении вы найдете такое количество…

    Краткое сочинение Горе от ума 9 класс

    «Горе от ума» – известная комедия Александра Грибоедова, знакомая практически каждому читателю. Несмотря на то, что произведение было впервые напечатано на русском языке в 1833 году, представления о человеческих и социальных ценностях, описанные в пьесе, актуальны и сегодня. Грибоедов в произведении затрагивает актуальные вопросы своего времени, касающиеся устройства общества, морали,…

    Краткое сочинение Евгений Онегин 9 класс

    ” Евгений Онегин ” – роман, в котором отразился век. В романе переплетены история и современные поэту события.   Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа – любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми….

    Литература 9 класс. Сочинение Горе от ума

    Читая «Горе от ума», можно встретить в нем сегодняшних героев. Автор вскрывает пороки российского общества.Одним из главных персонажей комедии является московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Он в значительной степени зависит от общественного мнения и традиций, любит поучать молодежь, брать пример со старших. А в качестве примера для подражания у самого Павла Афанасьевича был его покойный…

    Любовь и дружба в жизни Печёрина

    Умел ли  Печорин  любить?  Если проанализировать его отношения с Белой, Мери и Верой, то можно утверждать, что к этому  прекрасному и возвышенному чувству герой относится   бездумно . Главная причина в том, что Печорин  – эгоист, и от этого страдают прекрасные девушки, увидевшие в нем свой идеал. Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, который сам…

  5. Моё отношение к Молчалину.
    Жизнь проходит, меняются нравы, общественный строй, но, как это ни грустно, «прошедшего житья подлейшие черты» почему-то передаются из поколения в поколение.
    Если бы меня спросили, кто из персонажей комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» больше всего меня раздражает, я не задумываясь назвал бы Молчалина. Чем он меня раздражает? Конечно же, подхалимством, лицемерием. Безродность и бедность выпали на долю Молчалину. Но это не оправдывает его низости и подлости его поступков. Он ищет покровительства высоких лиц, прямо говоря о том, что «надобно ж зависеть от других». Просто поражаюсь, как может человек быть таким предусмотрительным, терпеливым, «целеустремлённым». Молчалин ни разу не отклонился от намеченного пути: надо погладить собачку- гладит, составить партию в карты -пожалуйста, танцевать – сколько угодно. Даже тогда, когда этого делать совсем не хочется. С собственным мнением у Молчалина всё очень просто: «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь».
    На первый взгляд, Молчалин представляет собой «жалчайшее созданье». Чацкий неоднократно говорит о его глупости: «Ума в нём только мало…». Однако, я думаю, он недооценивает Молчалина. Молчалин , к сожалению, нужен фамусовскому обществу больше, чем Чацкий, который оказывается неугодным и потому объявлен безумцем. В этом обществе все симпатизируют Молчалину. Он ничем не выделяется из общей массы — посредственность среди посредственностей. Его слова всем приятны, он «услужлив, скромненький…», «не богат словами». Такой человек приятен всем, а значит, не пропадет. Даже если Софья признается отцу в ее отношениях с Молчалиным и Фамусов выгонит его, с такими талантами он тут же найдет себе нового покровителя.  Цель его жизни – карьера, высокое положение в обществе, богатство. Смысл жизни Молчалин видит только в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». Для достижения своей цели он готов использовать любые пути и средства, вынести любые унижения. Главное оружие Молчалина – лесть, услужливость, хитрость, изворотливость. Его закон: «Угождать всем людям без изъятья». И Молчалин неотступно следует ему, но только в отношении тех, кто выше его по чину, кто может быть ему полезен. С теми же, кого он считает ниже себя, Молчалин высокомерен. С Лизой забывает о робости, становится повесой. Чацкого считает неудачником, поэтому держится с ним снисходительно, позволяет себе давать ему полезные советы.
    Не могу понять, как Софья смогла полюбить такого человека, как Молчалин. Ведь она вовсе не глупая. Почему же так произошло? Да всё очень просто. Конечно же, Софья чувствует, что Молчалин глуп и потому молчалив, тих, у него отсутствует свое мнение и достоинство. Но он уступчив, скромен, тих. «В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких; чужих и вкривь и вкось не рубит, – вот я за что его люблю». Софье именно такой муж и нужен. Молчалин же только притворяется, что питает к Софье нежные чувства. Он начинает играть роль любовника исключительно ради карьеры, «в угодность дочери такого человека», как Фамусов.
    Всё это производит гнетущее впечатление. Ведь «подлейшие черты» минувшего слишком часто мы видим и сегодня. К сожалению, людей, подобных Молчалину, очень много в нашем обществе. Людей, умеющих лгать, приспосабливаться, льстить, угождать. Людей, нечестным путём делающих карьеру. Я таких людей презираю. Этим и объясняется моё отношение к Молчалину.

  6. Подготовка к уроку

    Задание для класса: найти и отметить в тексте «Горя от ума» цитаты о любви.
    Индивидуальные задания:
    Как играли Софью в театре.
    Два взгляда на образ Софьи: В.Белинский и И.Гончаров.
    Взгляд М.Нечкиной на образ Софьи.
    Взгляд Б.Голлера на образ Софьи.
    См. Приложения
    Процесс создания своего текста
    1. О чём будет моё сочинение? (тема)
    О любовном конфликте в пьесе Грибоедова.
    2. Каков мой замысел? (идея, тезис сочинения)
    В комедии «Горе от ума», по мнению И.Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. Он, Скалозуб, Молчалин…
    Мне кажется, что в пьесе Грибоедова только два человека умеют любить по-настоящему: Софья выбирает Алексея Молчалина, Чацкий же любит её. Так возникает фальшивый любовный треугольник.
    3. Какой тип речи моего сочинения?
    Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.
    4. Какова схема рассуждения?
    I. Тезис (основная мысль сочинения)
    Почему?
    Потому что, так как.
    II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста
    Что из этого следует?
    Поэтому, следовательно, итак, таким образом.
    III. Вывод
    Перекликается с тезисом.
    5. Отбор материала для сочинения.
    Текст произведения, литературно-критические статьи, литературоведческие и лингвистические труды, кино, театр.
    Примерные правила создания сочинения (своего текста)
    Заголовок (название) соответствует содержанию текста.
    Сочинение должно быть завершённым.
    Наличие всех необходимых частей сочинения.
    Выражение собственной позиции.
    Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.).
    Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики).
    Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему.
    Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.
    Примерный план сочинения
    Вступление.
    А) Зачин.
    Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен.
    Основная часть.
    А) Что такое любовь?
    Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста.
    Заключение.
    Вывод.
    Словарная работа
    Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, комедиограф, писатель, автор, создатель, творец, мастер.
    Герой, персонаж, он (она), имя, фамилия,
    «Горе от ума», произведение, пьеса, комедия, творение.
    Точка зрения, по моему мнению, мне кажется, по мнению критика, мне (не) близка позиция.
    Варианты эпиграфа
    Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими.
    Эрих Фромм «Искусство любить»
    Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить.
    Эрих Фромм «Искусство любить»
    Любовь к кому-либо – это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок.
    Эрих Фромм «Искусство любить»

    Вступление

    Примерные варианты зачина сочинения
    О писателе
    В конце 18 века родился знаменитый русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это был очень образованный и талантливый человек. В 1824 он создал выдающуюся комедию «Горе от ума».
    О книге
    В 1824 году появилась знаменитая русская комедия «Горе от ума». Её создателем является выдающийся драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это пьеса до сих пор популярна среди зрителей и читателей.
    О себе
    Я совершенно сознательно (не случайно) выбрал (а) именно эту тему сочинения. Любовный конфликт, мне кажется, является главным в пьесе Грибоедова. О нём я и хотел (а) бы поразмышлять.
    Образ Софьи и её любовь: разные точки зрения (авторитетное мнение)
    См. Приложение
    В. Белинский (знаменитый литературный критик 19 века)
    И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом — Молчалина… Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием — дураком отцом, какою-нибудь мадамою, допустившею себя
    переманить за лишних пятьсот рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? — Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак.
    И. Гончаров (выдающийся русский писатель 19 века)
    Свое нравственное чувство стерпит, Лиза не проговорится, Молчалин пикнуть не смеет. А муж? Но какой же московский муж, “из жениных пажей”, станет озираться на прошлое!
    Это и ее мораль, и мораль отца, и всего круга. А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все, —
    Свет не карает заблуждений,
    Но тайны требует для них!
    В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. После катастрофы, с минуты появления Чацкого оставаться слепой уже невозможно. Его суда ни обойти забвением, ни подкупить ложью, ни успокоить — нельзя. Она не может не уважать его, и он будет вечным ее “укоряющим свидетелем”, судьей ее прошлого. Он открыл ей глаза.
    До него она не сознавала слепоты своего чувства к Молчалину и даже, разбирая последнего, в сцене с Чацким, по ниточке, сама собою не прозрела на него. Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел. Ее не смущали свидания наедине ночью, и она даже проговорилась в благодарности к нему в последней сцене за то, что “в ночной тиши он держался больше робости во нраве!” Следовательно и тем, что она не увлечена окончательно и безвозвратно, она обязана не себе самой, а ему! Софья Павловна вовсе не так виновна, как кажется. Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
    Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (еще с аккомпанементом флейты), стихи, французский язык и танцы — вот что считалось классическим образованием барышни. Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей — и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие или глупые свойства: мечтательность, сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже.
    Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не “бог”, конечно) “свели ее” с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий “муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!” На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.
    Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.
    Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой “мильон терзаний”.
    М. Нечкина (крупный советский историк 20 века)
    Но кто такая Софья? Отметим прежде всего, что Молчалин — не первая, а вторая любовь Софьи. Ее первой любовью был Чацкий. Софья — вовсе не девушка, начитавшаяся французских романов и сочинившая по ним своего героя. Дело обстояло сложнее: она полюбила сначала живого человека — Чацкого, товарища своих детских игр, жившего в их доме, которого она ежедневно видела и хорошо знала. Любовь Софьи к Чацкому была чистым и глубоким девичьим чувством.
    Чацкий был ее первой любовью, — это несомненная предпосылка всего любовного сюжета, о которой хорошо известно многим лицам в пьесе.
    Итак, Софья когда-то любила Чацкого первой девичьей любовью, которая никогда не забывается. Но Чацкий уехал — сначала из фамусовского дома, в круг новых друзей, а затем и совсем из Москвы — в чужие края. Софья осталась одна в пустом и душном фамусовском доме. Она не могла доверить своего горя ни отцу, ни матери, — у нее не было матери. Значит, Чацкий не любил ее, раз мог покинуть, стала думать она: «ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Так возникло ее «горе от любви». Она была оскорблена отъездом любимого человека.
    Установим второе бесспорное положение: Софья любит не реального Молчалина, а выдуманный ею самою образ, не соответствующий действительности. Кого же она выдумала? Софья сама очень тонко обрисовала придуманный ею образ в рассказе о «сне», в разговорах с Лизой и Чацким. Основная черта придуманного ею образа — это всепоглощающая любовь Молчалина к ней, к Софье.
    Реальный Молчалин не имеет ничего общего с выдуманным: это — подхалим и карьерист, злой обманщик и себялюбец, низкопоклонник и подлец. Он вовсе не любит Софью и не обладает качествами семьянина. Что же было двигателем в отборе этих выдуманных качеств сочиненного Софьей, нереального Молчалина? Двигателем этого отбора была, несомненно, ее первая — раненая любовь, ее чувство к Чацкому. Она выдумала своего Молчалина по контрасту с уехавшим, бросившим ее ради «поисков ума» Чацким. Молчалин — это Чацкий наоборот. Раненая любовь к Чацкому лежит в основе образа выдуманного ею Молчалина. Если первое чувство к Чацкому является основным двигателем в создании нового чувства и нового образа любимого человека, значит, это первое чувство не умерло, а живо. Если был бы нужен совет артистке, как истолковать эту трудную и «неясно начертанную» автором роль, — совет, на мой взгляд, может быть только один: глубоко подсознательно, сама этого не сознавая, Софья любит Чацкого. Это и есть глубокая подоснова образа и поведения героини.
    Софья Павловна Фамусова — в сущности, один из самых первых появившихся в литературе художественных образов русской женщины. Вторая глава «Евгения Онегина», где впервые появляется Татьяна Ларина, стала известна широкому кругу читателей лишь в 1826 г., — года на два позже появления Софьи. Среди национальных черт художественного образа русской женщины имеется своеобразное качество: ум героини постоянно выделяется как авторская тема, как особо поставленная автором задача характеристики. С этой особенностью тесно связана и вытекает из нее другая: самостоятельность линии поведения. Ум русской женщины — особая тема нашей литературы, создавшей национальный женский образ. В русской действительности того времени уже возникли эти женские типы — умных женщин с самостоятельной линией поведения, отмеченных новыми чертами эпохи. Можно сказать, что трагедия горя от ума раскрыта и в том обстоятельстве, что умная героиня в силу сложных причин «предпочла дурака умному человеку», не могла простить любимому человеку, что он бросил ее и уехал «ума искать», выдумала новый образ возлюбленного и была жестоко покарана действительностью: истинно умный и истинно любимый человек уехал, порвал с нею.
    Борис Голлер (писатель, критик 20–21 в.в.)
    Поведение Софьи с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально и таило в себе вызов! Факт, который следовало осмыслить с точки зрения его места в сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себя вести барышня “из общества”. Мы должны представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа!
    Что на самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали.
    Отрешимся от привычностей и просто спросим себя: о чем здесь идет речь в первую голову? Вернее, о ком? о нем или о ней? Ну конечно, о ней! На всякий непредумышленный взгляд! Ну, а потом уже — о нем. Об этом самом — “умном человеке”, который “разумеется в противуречии с обществом”.
    Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? Как главную пружину ее? Единственное. Любовь этой девушки.
    Это она — Софья — держит банк в этой игре. И все козыри (до времени) у нее на руках. А все остальные персонажи — в том числе и Чацкий (“главное лицо”), и Молчалин, и Скалозуб, и батюшка Фамусов, не говоря уже про гостей бала, — зависят от этой ее игры. И стало быть, располагаются на картине по сторонам от нее — как от некой оси.
    “Горе от ума” — это пьеса Софьи. Это вовсе не значит — “о Софье” или преимущественно о Софье. Почему? Пьеса и о Чацком — и, может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и о Фамусове, и о Скалозубе, и о гостях, что составляют вместе пресловутый “круг” — общество.
    Но Софья “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как любят выражаться шекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.
    Невероятная дерзость грибоедовского плана и состояла в том, что Чацкий — “главное лицо” — приезжает в дом, где все главное уже произошло. Без него. То есть, он “не действует сам, но подвергается действию со стороны объекта” (по определению).
    А объект этот — Софья. Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. /…/
    Сколь ни страшен Чацкий для фамусовского круга как “подрыватель основ и краеугольных камней”, ему ведь не дано по пьесе ничего взорвать. Все взорвано уже.
    В промежутке между первым появлением Фамусова и вторым она успевает проститься с Молчалиным словами: “Идите; целый день еще потерпим скуку”. /…/
    Этот день ожидания — и есть время пьесы.
    Этой девушке не повезло в общественном мнении. После — в истории русской литературы… Софья была заведомо виновна. Она полюбила “не того”. Ее осудили, не выслушав.
    София Грибоедова — главная загадка комедии. /…/
    Но эта любовь к Молчалину! — скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только — что к Молчалину! Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, сила чувства определялись предметом, на который оно обращено? /…/
    К Молчалину и впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла за доброту. Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на ее пути. Чего, может быть, недоставало ей самой… /…/
    Только не “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! — сотворила! Любви дано творить собственную действительность — “по образу и подобию своему”… Пусть даже после творение окажется недолговечно.
    Это — творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинский находил в Софье, была энергия творческая.
    То, что назвал Толстой — “энергией заблуждения”…
    Счастлива ли она — Софья — в этом заблужденьи своем?..
    Иначе, наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое: безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. /…/
    Сейчас “пьеса Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойти уже к опасному рубежу, упрется в другую — в “пьесу Чацкого”. Тоже драму. Которая только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал…
    Параллельное голосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. /…/
    Поединок их двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликт двух близких людей. Которые не только выросли вместе и знают друг друга. Но равновелики — по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарской природе своей. А тот, другой конфликт — Чацкого “со всем обществом”, с фамусовским кругом — возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уже нельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этом конфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный — общественным.
    Это и есть драматургия Грибоедова. /…/
    Софья — главная ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, или ради нее он и вернулся сюда. Но она и — главная цена, которую он должен заплатить за свой непримиримый конфликт “со всем обществом”. /…/
    Софья — прямая родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против нее. И единственное, что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребует карету и уедет, — это тоже она!
    Грибоедов создавал новую традицию. Особого типа комедии. Российской. Грустной комедии. Печальной. Как после комедии Островского и Чехова.

    Основная часть

    Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?
    Эрих Фромм «Искусство любить. Исследование природы любви» (1956)
    Выдающийся психолог, философ
    Едва ли стоит подчеркивать, что способность любви, понимаемой как акт давания, зависит от развития характера человека. Она предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации, в этой ориентации человек преодолевает всемогущее нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя — а значит любить.
    Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание… Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви… Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности отвечать”…Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было компонента любви: уважения. Уважение — это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere = to look at) способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей. Ясно, что уважение возможно, только если я сам достиг независимости, если я могу стоять на своих ногах без посторонней помощи, без потребности властвовать над кем-то и использовать кого-то. Уважение существует только на основе свободы.
    Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это:
    желание отдавать, а не брать,
    забота,
    ответственность,
    заинтересованность в жизни и развитии любимого,
    уважение.
    Поиск доказательств в пьесе «Горе от ума»
    Действие I, явление 4: Софья обманывает отца, сочиняет сон. Забота о любимом и ответственность за него.
    Действие I, явление 7: Чацкий встречается с Софьей, видит в ней человека близкого по духу. Уважение, заинтересованность в развитии любимой.
    Действие II, явления 7-11: падение Молчалина с лошади, реакция Софьи, затем – поведение Александра. Забота, желание отдавать, заинтересованность в жизни любимого (любимой).
    Действие III, явление 1: высказывания Софьи о Молчалине, Чацкий не верит ей словам. Софья уважает своего избранника. Чацкий уважает Софью, видит в ней человека близкого по духу.
    Действие III, явления 13-14: Софья стала источником слуха о сумасшествии Александра. Забота о Молчалине, ответственность за него.
    Действие IV, явления 12-14: все покровы сорваны, Софья и Александр потрясены открывшейся правдой (у каждого – своя).

    Заключение

    Примерный вывод
    В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, «под пару» друг другу. Но судьба лишила их счастья. «Горе от ума» — пьеса о трагической любви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *