Сочинение ионыч на тему

17 вариантов

  1. Сочинение по рассказу А. П. Чехова “Ионыч”
    Примерный текст
    Когда читаешь поздние рассказы А. П. Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что они пронизаны какой-то грустью, в них живет мечта о недостижимой гармонии, резко контрастирующей с убогой и нескладной жизнью. Этот мотив с особой силой звучит в замечательном рассказе “Ионыч”.
    Сюжет этого маленького шедевра представляет собой невеселую историю молодого земского врача, превратившегося в отвратительное злобное и корыстолюбивое существо. Как и почему происходит с героем такая метаморфоза? Писатель помогает найти ответ на этот вопрос, как бы расставляя вехи на жизненном пути Старцева: “прошло больше года”, “прошло четыре года”, “прошло еще несколько лет”. Каждый отрезок времени воспринимается как своего рода рубеж, показывающий те изменения, которые происходят во внутреннем мире героя. Огромное значение в духовной деградации Дмитрия Старцева имеет среда, в которую попадает этот молодой врач.
    Начало чеховского рассказа вводит читателя в скучную и однообразную обстановку губернского города С., которую, правда, скрашивала его достопримечательность – семья Туркиных, которую все городские обыватели единодушно считали самой образованной и культурной. Действительно, каждый член этого семейства обладает каким-то талантом. Иван Петрович Туркин неутомимо развлекает гостей своими шутками и шарадами. Его жена Вера Иосифовна пишет романы, которые читает гостям, находя в них благодарных слушателей. Дочь Туркиных Катерина Ивановна, по мнению окружающих, является талантливой пианисткой, поэтому она твердо решает учиться в консерватории, чтобы добиться славы и известности. Перечень талантов этой даровитой семьи, безусловно, впечатляет, но вспомним, как описывает Чехов семью Туркиных, показывая ее в восприятии нового человека – Дмитрия Ионыча Старцева. Несколько настораживает фраза о том, что долгими упражнениями в остроумии Иван Петрович выработал свой необыкновенный язык. По-моему, остроумие – это врожденное качество человека – его нельзя выработать. Этот естественный вывод сразу же подтверждается типичными образчиками туркинского остроумия (“покорчило вас благодарю”, “здравствуйте пожалуйста” и т. д.), которые к тому же повторяются и через год, и через несколько лет, как и фраза из шекспировского “Отелло”, которую произносит сначала мальчик-слуга, а затем возмужавший дюжий молодец. Все убеждает нас в том, что Туркины, увы, бездарны. Об этом говорят и усыпляющий роман Веры Иосифовны, и игра Котика, которая ударяла по клавишам с такой силой, как будто хотела вогнать их вглубь рояля. Во всяком случае, именно такое впечатление произвела ее игра на доктора Старцева. Но он вместе со всеми восхищается талантом Котика, одобрительно отзывается о романе хозяйки дома, смеется шуткам Ивана Петровича. Внутреннее состояние “свежего” человека явно контрастирует с неестественной, позерской “интеллигентностью” этой самой культурной семьи. Если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каковы же остальные! Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции. Становится ясно, в какую среду попал молодой деятельный врач, который вначале выгодно отличается от городских обывателей своей честностью, трудолюбием, целеустремленностью, желанием заниматься полезным, благородным делом.
    Обыватели долгое время раздражали его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом. Он довольно скоро пришел к выводу, что с подобными людьми можно только играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных житейских вещах, не касаясь сфер политики или науки. Наметившийся конфликт умного, образованного, трудолюбивого человека с убогой обывательской средой, однако, не находит дальнейшего развития в рассказе. Может быть, это происходит от того, что Старцев впервые в жизни пылко и страстно влюбляется в Катерину Ивановну Туркину. Это чувство отодвигает на задний план все остальные проблемы, заставляя молодого человека идеализировать эту миловидную неглупую девушку, выполнять все ее прихоти и капризы. Хотя здравый смысл и подсказывает Старцеву, что Котик не будет ему хорошей помощницей и подругой, именно ее хочет видеть герой своей женой. Он почти не сомневается в том, что его предложение будет принято, размышляя, как сложится его жизнь после женитьбы. И вот тут-то в его мечтах и раздумьях явственно проступают несколько настораживающие мысли о том, что приданого, должно быть, дадут немало, что придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой.
    Значит, доктор Старцев, увлеченный работой в земской больнице, принимающий в ней больных по воскресеньям и праздникам, в случае женитьбы готов без всяких сомнений и сожалений расстаться с делом своей жизни. Этот опасный симптом говорит о том, что популярные идеи, под влиянием которых молодой интеллигент едет служить народу, так и не стали его убеждениями. Поэтому нельзя сказать, что Старцев изменил своим взглядам: их у него просто не было. Обращает внимание то, что герой очень легко идет на компромиссы, сделки с совестью. Он не способен испытать даже настоящее страдание. Ведь после отказа Котика Старцев переживал и мучился ровно три дня, а затем его жизнь вошла в прежнюю колею. Даже воспоминания о горячо любимой девушке ограничиваются ленивой фразой: “Сколько хлопот, однако”.
    Таким образом, Чехов уже здесь развенчивает своего героя, выявляя удивительное равнодушие и черствость его души, в котором намечается явная тенденция к полному омертвению. Поэтому, по-моему, нет ничего удивительного и неожиданного в последующем превращении героя. Простившись со своей единственной любовью и мечтой о благородном служении людям, Старцев сам сужает круг своих интересов. Подлинное удовольствие доставляют ему только игра в винт и подсчет дневного гонорара. Во время встречи с Котиком через четыре года под влиянием ее нежности, заботы, любви в душе Дмитрия Ионыча все-таки затеплился огонек, он ощутил потребность рассказать о себе. Искренняя горечь слышится в его словах, обращенных к Катерине Ивановне: “Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” Значит, Старцев прекрасно понимает, что опускается, деградирует, но у него нет ни желания, ни сил бороться с пошлой обывательской средой. Он пассивно подчиняется ей, и через несколько лет в финале рассказа мы уже видим пухлого, красного, страдающего одышкой человека, который бесцеремонно распахивая двери, осматривает дом, назначенный к продаже, хотя у него уже есть два дома в городе и имение в Дялиже. Он совершенно одинок, ничто его не интересует. Жизненный путь героя завершен. Его душа полностью омертвела, из нее выветрилось все, кроме прогрессирующего собственнического интереса.
    Человек, вначале противопоставленный пошлой обывательской среде, становится ее страшным символом. Этой историей автор хотел сказать о многом: и об убогой, бездуховной атмосфере, которая убивает в молодых людях высокие благородные порывы, и о тех интеллигентах, которые лишены воли, настойчивости, целеустремленности, неспособны к борьбе и отстаиванию своих жизненных позиций. Но главное, по-моему, в том, что Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, насыщенной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Ведь писатель мечтал именно о такой жизни, о совершенном, гармоничном человеке, в котором “все должно быть прекрасно”. Поэтому замечательный чеховский рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними.

  2. Образ доктора Старцева в рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч» является неоднозначным, как и многие другие характеры, появляющиеся на страницах сатири­ческих произведений писателя. Чехов старался уделять максимально возможное внимание психологической ха­рактеристике персонажей, причем для этого ему вовсе не обязательно было подробно и в деталях описывать все мельчайшие переживания или душевные метания че­ловека. Наоборот, живые, словно набросанные быстрой и точной кистью художника, портреты героев чеховских рассказов удивительно ярко и объемно, рождаются из не­больших штрихов и акцентов, мастерски расставленных автором. Описывая окружение доктора Старцева в рас­сказе «Ионыч», Чехов дает нам понять, на каком фоне происходила эволюция героя. Скучные и постные, не на­деленные никаким особенным талантом люди из окруже­ния Старцева (яркий пример — семья Туркиных) конт­растируют с молодым, энергичным, эмоциональным до­ктором. Несмотря на то, что каждый член семьи Турки­ных старается подчеркнуть собственную неординарность, их обыденность и пошлость только сильнее бросаются в глаза.
    Что же сам Старцев? В начале повествования он от­личается от многих людей своего круга мечтательнос­тью, активной жизненной позицией, интересом к жизни. Старцев — молодой и перспективный земский врач, че­ловек искренний и увлекающийся. Герою присущ и трез­вый, рациональный взгляд на вещи, которые его окру­жают (в частности, перед тем, как сделать предложение руки и сердца своей избраннице Екатерине Иванове, он весьма трезво оценивает перспективы такого союза). Но Старцев еще молод, чувствителен, эмоционален, поэтому доводы рассудка отходят на второй план — и он все-таки делает предложение. Но отказ Екатерины Ивановны, ко­торая настолько уверена в глубине и силе своего таланта, что не желает видеть очевидных фактов (читателю уже становится понятно, что пианистка из этой дамы может получиться весьма посредственная), выбивает Старцева из колеи. Он на несколько дней погружается в пучину страданий, а потом теряет интерес к жизни — к той жиз­ни, которую вел до этого, к жизни насыщенной и яр­кой, эмоциональной и пылкой. Вскоре доктор Старцев из интересного и увлекающегося человека превращается в замкнутого, необщительного, жадного, ленивого «поля­ка надутого», как его называют окружающие. Меняется и внешний вид героя — он становится обрюзгшим и рас­плывшимся.
    Трагедия доктора Старцева заключается в том, что его жизнь прошла практически впустую, не принося особой радости ни ему, ни окружающим его людям. Он сам за­мечает, что «опускается», ленится, становится скучным и инертным человеком, обывателем в самом худшем смысле этого слова, но не имеет ни сил, ни стимула для того, чтобы с этим бороться. Что может быть трагичнее, чем деградация человека, осознаваемая им самим?

  3. Сочинение по рассказу Чехова А.П. “Ионыч”
    Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной крити­ке в периодической печати того времени. Сразу же после пуб­ликации произведения в 1898 году посыпались многочислен­ные упреки в том, что сюжет произведения затянут, рассказ скучен и невыразителен.
    В центре произведения жизнь семьи Туркиных, самой об­разованной и талантливой в городе С. Живут они на главной улице. Образованность их выражается прежде всего в тяге к искусству. Отец семейства Иван Петрович устраивает люби­тельские спектакли, его жена Вера Иосифовна пишет повести и романы, а дочка играет на рояле. Однако примечательна одна деталь: Вера Иосифовна никогда не печатает свои произ­ведения под предлогом того, что семья имеет средства. Стано­вится понятно, что проявление образованности и интелли­гентности важно для этих людей только в своем кругу. Заниматься общественной просветительской деятельностью никто из Туркиных не собирается. Этот момент ставит под сомнение истинность фразы о том, что семья является самой образованной и талантливой в городе.
    В доме Туркиных часто бывают гости, царит атмосфера простоты и сердечности. Гостям здесь подавался всегда обильный и вкусный ужин. Повторяющейся художественной деталью, актуализирующей атмосферу в доме Туркиных, яв­ляется запах жареного лука. Деталь подчеркивает хлебосольность данного дома, передает атмосферу домашнего тепла и уюта. В доме мягкие, глубокие кресла. В разговорах героев звучат хорошие покойные мысли.
    Завязкой сюжета является назначение в город земским врачом Дмитрия Ионыча Старцева. Будучи интеллигентным человеком, он быстро входит в круг семьи Туркиных. Его встречают с радушием и тонкими интеллектуальными шутка­ми. Хозяйка дома игриво кокетничает с гостем. Затем его зна­комят с дочкой Екатериной Ивановной. А.П. Чехов дает раз­вернутый портер героини, которая очень похожа на мать: «Выражение у нее было еще детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая, говорила о весне, настоящей весне». Двойственное впечатление остав­ляет и описание игры Екатерины Ивановны на фортепиано: «Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты, лежавшие уже на­готове. Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь у нее содрогались, она упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не переста­нет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля. Гостиная напол­нилась громом; гремело все: и пол, и потолок, и мебель… Ека­терина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своею трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слу­шая, рисовал себе, как с высоты горы сыплются камни, сып­лются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, ро­зовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упав­шим на лоб, очень нравилась ему». Игра эта технически силь­ная, но создается впечатление, что героиня не вкладывает в нее душу. Очевидно, что и образованность, и талантливость, о которых говорилось в начале рассказа, на деле оказываются поверхностными, неистинными. Не случайно, пассаж Екате­рины Ивановны интересен именно своей трудностью. Для восприятия же он является длинным и однообразным. В порт­рете Екатерины Ивановны сочетаются романтические (напри­мер, локон, упавший на лоб) и реалистические черты («напря­женность, сильность и энергичность»),
    С тонкой иронией описывает А.П. Чехов характер самой игры: это «шумные, надоедливые, но все же культурные зву­ки». Вот это выражение «все же» сразу же ставит под сомне­ние истинность той культуры, которую так хотят продемонст­рировать Туркины. Они словно играют в высшее общество, пытаясь рядиться не в свои одежды, примерять на себе устой­чивые эталоны, образцы людей из культурной среды. Таланты в этой семье непомерно выпячиваются, гости, например, непомерно льстят Котику (так по-домашнему называют Ека­терину Ивановну). А.П. Чехов же иронично подчеркивает, стремление героини поехать в консерваторию выражается в часто повторяющихся припадках. Необыкновенный язык, на котором говорит хозяин дома Иван Петрович. Язык этот на­полнен многочисленными цитатами и шутками, которые про­исходят не от искрометной силы интеллекта, а всего лишь вы­работаны долгими упражнениями в остроумии. Одной из центральных сцен рассказа является сцена объяснения Старцова с Екатериной Ивановной. Свежесть и трогательность ге­роини, ее показная начитанность на деле оборачиваются склонностью к интригам и желанием усилить романтический налет встречи. Например, она назначает свидание Старцеву на кладбище возле памятника Деметти, хотя они могли встре­титься и в более подходящем месте. Доверчивый Старцев по­нимает, что Котик дурачится, но наивно полагает, что она все- таки придет.
    А.П. Чехов помещает в рассказе детализированное описа­ние кладбища. Оно воссоздастся в романтических тонах. Автор подчеркивает сочетание черного и белого цветов в клад­бищенском пейзаже. Мягкий лунный свет, осенний запах листьев, увядшие цветы, звезды, глядящие с неба. — все эти художественные детали воссоздают атмосферу тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную: «В каждой моги­ле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную».
    Во время боя часов он воображает себя мертвым, зарытым здесь навеки. Ему вдруг кажется, что кто-то смотрит на него, и «он на минуту подумал, что это не покой и не тишина, а глу­хая тоска небытия, подавленное отчаяние…». Романтическая атмосфера ночного кладбища подогревает в Старцеве жажду любви, поцелуев, объятий, постепенно томление это становит­ся все более тягостным.
    На следующий день доктор едет к Туркиным делать пред­ложение. В этой сцене романтические настроения в его голове сочетаются уже с мыслями о приданом. Постепенно приходит в голову ему реальное видение ситуации: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов. А ты дьячковский сын, земский врач…».
    Кроме того, разговор Старцева с Котиком выдает поверх­ность натуры героини. Вся ее утонченность и начитанность, так последовательно подчеркиваемая автором на протяжении рассказа в облике девушки, внезапно разоблачается, когда та. узнав, что Старцев все-таки ждал ее на кладбище, хотя с само­го начала понимал, что она скорее всего просто дурачится, рассказывает о том, что страдал. Дмитрий Ионыч ему отвеча­ет: «И страдайте, если вы не понимаете шуток». Вот здесь как раз и обнаруживается вся несерьезность ее натуры. Однако Старцев, увлеченный своей страстью, продолжает ухажива­ние. Он едет домой, но вскоре возвращает одетый в чужой фрак и белый жесткий галстук. Он начинает рассказывать Екатерине Ивановне о своей любви: «Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство, и кто испытал его хоть раз, тот не станет передавать его на словах». В конце концов он делает ей предложение. Котик отказывается, объясняя Ионы­чу, что мечтает об артистической карьере. Герой тут же по­чувствовал себя на любительском спектакле: «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широ­кой спине Пантелеймона». Глупая выходка с кладбищем уси­лила его страдания, нанесла неизгладимую душевную травму. Он перестал доверять людям. Ухаживая за Котиком, он ужас­но боялся набрать вес, а теперь располнел, раздобрел и не­охотно ходил пешком, начал страдать одышкой. Теперь Стар­цев ни с кем не сходился близко. Попытка героя начать разговоры о том, что человечество идет вперед, что нужно трудиться, воспринималась в кругу обывателей как упрек. На­чинались назойливые споры. Почувствовав непонимание, Старцев стал избегать разговоров. Он лишь закусывал в гостях и играл в винт. Герой стал копить деньги. Через четыре года А.П. Чехов вновь заставляет своего героя встретиться с семей­ством Туркиных. Однажды ему присылают приглашение от лица Веры Иосифовны, в котором приписка: «К просьбе мамы присоединяюсь и я. К.».
    При новой встрече Котик предстает герою уже в ином све­те. В нет прежней свежести и выражения детской наивности. Герою уже не нравится ни бледность, ни улыбка Екатерины Ивановны. Прежние чувства к ней вызывают теперь лишь не­ловкость. Герой приходит к выводу о том, что правильно сде­лал, что не женился на ней. Теперь героиня по-другому отно­сится к Старцеву. Она глядит на него с любопытством, и глаза ее благодарят за любовь, которую он когда-то испытывал к ней. Герою вдруг становится жаль прошлого.
    Теперь Екатерина Ивановна уже понимает, что она ника­кая не великая пианистка. А о его миссии земского врача она говорит с подчеркнутым уважением: «Какое счастье! — по­вторила Екатерина Ивановна с увлечением. —- Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, воз­вышенным…». Старцеву же приходит мысль в [олову о том, что если талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.
    Через три дня герой вновь получает приглашение от Тур- киных. Екатерина Ивановна просит его о разговоре.
    В пятой части рассказа герой предстает перед нами еще более опустившимся. Он еще сильнее заплыл жиром, характер у него стал тяжелым и раздражительным. Жизнь же семьи Туркиных почти не изменилась: «Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и расска­зывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре». В лице семьи Турки­ных А.П. Чехов разоблачает городских обывателей, которые лишь демонстрируют свою тягу к «разумному, доброму, веч­ному», а на деле ничего не могут предложить общетву.

  4. 4
    Текст добавил: Эксклюзивчик

    Когда читаешь поздние рассказы А. П. Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что они пронизаны какой-то грустью, о в них живет мечта о недостижимой гармонии, резко контрастирующей с убогой и нескладной жизнью. Этот мотив с особой силой звучит в замечательном рассказе “Ионыч”.
    Сюжет этого маленького шедевра представляет собой невеселую историю молодого земского врача, превратившегося в отвратительное злобное и корыстолюбивое существо. Как и почему происходит с героем такая метаморфоза? Писатель помогает найти ответ на этот вопрос, как бы расставляя вехи на жизненном пути Старцева: “прошло больше года”, “прошло четыре года”, “прошло еще несколько лет”. Каждый отрезок времени воспринимается как своего рода рубеж, показывающий те изменения, которые происходят во внутреннем мире героя. Огромное значение в духовной деградации Дмитрия Старцева имеет среда, в которую попадает этот молодой врач.
    Начало чеховского рассказа вводит читателя в скучную и однообразную обстановку губернского города С., которую, правда, скрашивала его достопримечательность — семья Туркиных, которую все городские обыватели единодушно считали самой образованной и культурной. Действительно, каждый член этого семейства обладает каким-то талантом. Иван Петрович Туркин неутомимо развлекает гостей своими шутками и шарадами. Его жена Вера Иосифовна пишет романы, которые читает гостям, находя в них благодарных слушателей. Дочь Туркиных Катерина Ивановна, по мнению окружающих, является талантливой пианисткой, поэтому она твердо решает учиться в консерватории, чтобы добиться славы и известности. Перечень талантов этой даровитой семьи, безусловно, впечатляет, но вспомним, как описывает Чехов семью Туркиных, показывая ее в восприятии нового человека — Дмитрия Ионыча Старцева. Несколько настораживает фраза о том, что долгими упражнениями в остроумии Иван Петрович выработал свой необыкновенный язык. По-моему, остроумие — это врожденное качество человека — его нельзя выработать. Этот естественный вывод сразу же подтверждается типичными образчиками туркинского остроумия (“покорчило вас благодарю”, “здравствуйте пожалуйста” и т. д.), которые к тому же повторяются и через год, и через несколько лет, как и фраза из шекспировского “Отелло”, которую произносит сначала мальчик-слуга, а затем возмужавший дюжий молодец. Все убеждает нас в том, что Туркины, увы, бездарны. Об этом говорят и усыпляющий роман Веры Иосифовны, и игра Котика, которая ударяла по клавишам с такой силой, как будто хотела вогнать их вглубь рояля. Во всяком случае, именно такое впечатление произвела ее игра на доктора Старцева. Но он вместе со всеми восхищается талантом Котика, одобрительно отзывается о романе хозяйки дома, смеется шуткам Ивана Петровича. Внутреннее состояние “свежего” человека явно контрастирует с неестественной, позерской “интеллигентностью” этой самой культурной семьи. Если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каковы же остальные! Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции. Становится ясно, в какую среду попал молодой деятельный врач, который вначале выгодно отличается от городских обывателей своей честностью, трудолюбием, целеустремленностью, желанием заниматься полезным, благородным делом.
    Обыватели долгое время раздражали его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом. Он довольно скоро пришел к выводу, что с подобными людьми можно только играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных житейских вещах, не касаясь сфер политики или науки. Наметившийся конфликт умного, образованного, трудолюбивого человека с убогой обывательской средой, однако, не находит дальнейшего развития в рассказе. Может быть, это происходит от того, что Старцев впервые в жизни пылко и страстно влюбляется в Катерину Ивановну Туркину. Это чувство отодвигает на задний план все остальные проблемы, заставляя молодого человека идеализировать эту миловидную неглупую девушку, выполнять все ее прихоти и капризы. Хотя здравый смысл и подсказывает Старцеву, что Котик не будет ему хорошей помощницей и подругой, именно ее хочет видеть герой своей женой. Он почти не сомневается в том, что его предложение будет принято, размышляя, как сложится его жизнь после женитьбы. И вот тут-то в его мечтах и раздумьях явственно проступают несколько настораживающие мысли о том, что приданого, должно быть, дадут немало, что придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой.
    Значит, доктор Старцев, увлеченный работой в земской больнице, принимающий в ней больных по воскресеньям и праздникам, в случае женитьбы готов без всяких сомнений и сожалений расстаться с делом своей жизни. Этот опасный симптом говорит о том, что популярные идеи, под влиянием которых молодой интеллигент едет служить народу, так и не стали его убеждениями. Поэтому нельзя сказать, что Старцев изменил своим взглядам: их у него просто не было. Обращает внимание то, что герой очень легко идет на компромиссы, сделки с совестью. Он не способен испытать даже настоящее страдание. Ведь после отказа Котика Старцев переживал и мучился ровно три дня, а затем его жизнь вошла в прежнюю колею. Даже воспоминания о горячо любимой девушке ограничиваются ленивой фразой: “Сколько хлопот, однако”.
    Таким образом, Чехов уже здесь развенчивает своего героя, выявляя удивительное равнодушие и черствость его души, в котором намечается явная тенденция к полному омертвению. Поэтому, по-моему, нет ничего удивительного и неожиданного в последующем превращении героя. Простившись со своей единственной любовью и мечтой о благородном служении людям, Старцев сам сужает круг своих интересов. Подлинное удовольствие доставляют ему только игра в винт и подсчет дневного гонорара. Во время встречи с Котиком через четыре года под влиянием ее нежности, заботы, любви в душе Дмитрия Ионыча все-таки затеплился огонек, он ощутил потребность рассказать о себе. Искренняя горечь слышится в его словах, обращенных к Катерине Ивановне: “Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” Значит, Старцев прекрасно понимает, что опускается, деградирует, но у него нет ни желания, ни сил бороться с пошлой обывательской средой. Он пассивно подчиняется ей, и через несколько лет в финале рассказа мы уже видим пухлого, красного, страдающего одышкой человека, который бесцеремонно распахивая двери, осматривает дом, назначенный к продаже, хотя у него уже есть два дома в городе и имение в Дялиже. Он совершенно одинок, ничто его не интересует. Жизненный путь героя завершен. Его душа полностью омертвела, из нее выветрилось все, кроме прогрессирующего собственнического интереса.
    Человек, вначале противопоставленный пошлой обывательской среде, становится ее страшным символом. Этой историей автор хотел сказать о многом: и об убогой, бездуховной атмосфере, которая убивает в молодых людях высокие благородные порывы, и о тех интеллигентах, которые лишены воли, настойчивости, целеустремленности, неспособны к борьбе и отстаиванию своих жизненных позиций. Но главное, по-моему, в том, что Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, насыщенной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Ведь писатель мечтал именно о такой жизни, о совершенном, гармоничном человеке, в котором “все должно быть прекрасно”. Поэтому замечательный чеховский рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними.

  5. Антон Павлович Чехов является, пожалуй, самым «легким» автором для чтения. Его «конек» – небольшие, но очень емкие рассказы. Чехов презирает всякого рода убожества, пошлость, ограниченность людей.
    Читая рассказ «Ионыч», мы понимаем как денежки и «безумная» жизнь могут убить в человеке все разумное и живое. Эти маленькие бумажки могут вытеснить в человеке его живую душу, и сделать его физически, а главное морально – неполноценным. В начале рассказа Чехов знакомит нас с молодым юношей с высокими идеалами и желаниями. Прежде он выгодно отличался раскаленными движениями души и пылкостью чувств от обитателей города. Он влюбляется в молодую, милую девушку – Екатерину. Ездит на бездарные вечера к Туркиным, в которых из года в год повторяется одно и тоже. И более того пылко признается в любви Екатерине Ивановне, но получает отказ. Дня три у доктора все валиться из рук, но потом все успокаивается. Дмитрий Ионыч за четыре года превращается в мерзкого, толстого, поглупевшего, и жадного «поляка надутого». И в своем последнем разговоре с Екатериной говорит ей об этом. А она, когда – то отказавшая ему, и поняв, что она не виртуозная пианистка, хочет заманить его в свои чары. Доктор Старцев же, напротив, рад, что не женился тогда, и , видимо, все – таки доволен своей «жизнью». Доктора Дмитрия Старцева теперь зовут просто Ионычем. Конечно, во всем этом «крахе» человека виновата и среда. Мне кажется, что прежде всего виноват сам врач, который откровенно растерял или забыл все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование…

  6. Один из лучших, на мой взгляд, рассказов выдающегося русского писателя Антона Павловича Чехова – это рассказ «Ионыч». Главным героем этого произведения является сельский (земский) доктор – Старцев Дмитрий Ионыч. В рассказе «Ионыч» Чехов хотел показать то, как живой, интересный и умный человек, под воздействием различных внешних обстоятельств, становится абсолютно равнодушным к окружающим людям.
    В рассказе Чехова «Ионыч» повествуется о судьбе и пути доктора Старцева. При этом сюжетная линия выглядит широкой, за счёт того, что в ней немало внимания уделяется семье Туркиных, которая проживает в одном городе с Ионычем. Это семейство считают самым благовоспитанным, талантливым, умным и образцовым в городе.
    На протяжении действия всего рассказа «Ионыч» Чехов показывает нам, как меняются эти люди – доктор Старцев и семья Туркиных. При этом автор относится к ним совершенно по-разному. В самом начале своего произведения, Чехов со злобою шутит над семьёй Туркиных. Со временем писатель будет относиться к ним с сочувствием.
    Точно также меняется отношения Чехова к главному герою своего рассказа «Ионыч». В самом начале произведения Старцев Дмитрий Ионыч был хорошим, талантливым и перспективным врачом. Пусть он был своеобразным, но в его душе всё равно проскальзывали нотки добра и искренности. А уже в конце рассказа «Ионыч» Чехов показывает перемены, которые произошли в главном герое. Он стал жадным, жестоким, равнодушным человеком.
    При этом у автора нет ни капли сочувствия к своему герою. Напротив, Чехов не стесняется показывать своё пренебрежительное, брезгливое отношение к главному герою рассказа «Ионыч».

  7. Анализ второй главы рассказа А.П.Чехова «Ионыч»
    Анализ второй главы рассказа А.П.Чехова «Ионыч»
    В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?
    Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»
    Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч»)
    Деградация души человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»
    Идейно-художественное своеобразие рассказа А.П.Чехова «Ионыч»
    Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова
    Как доктор Старцев стал Ионычем
    Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».)
    Мастерство А. П. Чехова-рассказчика
    Нравственные качества человека в рассказе Чехова «Ионыч»
    Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Образ доктора Старцева в рассказе Чехова “Ионыч”
    Образы «футлярных» людей в рассказах А.П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч»)
    Падение души человеческой в рассказе А.П.Чехова “Ионыч”.
    Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
    Почему доктор Старцев стал «Ионычем»
    Почему доктор Старцев стал Ионычем?
    Почему доктор Старцев стал Ионычем?
    Почему доктор Старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)
    Превращение человека в обывателя (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
    Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч»)
    Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева
    Сочинение по рассказу А.П. Чехова «Ионыч».
    Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)
    Существует ли настоящая жизнь в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»?
    Тема гибели человеческой души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
    Трагедия доктора Старцева
    Человек и среда в рассказе А.П. Чехова “Ионыч”

  8. Одна из главных тем творчества Чехова.— разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” — изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в нелюдима и черствого эгоиста. Что плохого в том, что человек хочет заработать много денег, стремится к материальному благополучию, как доктор Старцев? Что дурного, если он хотел служить одновременно в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ “Ионыч”, мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу.
    Действие рассказа развивается на фоне провинциального городка с его однообразной и скучной обывательской жизнью. Показывая постепенное перерождение своего героя, Чехов дает только переломные эпизоды его жизни, три нисходящие ступени.
    В начале рассказа Дмитрий Ионыч Старцев был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, в девяти верстах от губернского города С. Это юноша с желанием работать, приносить пользу. Он молод, полон сил и “еще… не пил слез из чаши бытия…” Он любит труд и свою профессию доктора. Старцев по своему развитию и интересам много выше городских обывателей. Он способен к искренним чувствам, любви, понимает поэзию природы, ему доступны романтические настроения. Познакомившись с семьей Туркиных, самой интеллигентной в городе, по мнению обывателей, он не чувствует ни пошлости, ни амбициозности Туркиных, потому что в мыслях у него только работа.
    Но уже тогда Чехов намеками указывает на те черты своего героя, которые получат развитие и затем превратят его в “Ионыча”, прежде всего — практицизм и расчетливость.
    Работы в больнице много, и Старцев никак не может выбрать время для посещения вечеров у Туркиных. Однако молодость берет свое: приходит любовь к Екатерине Ивановне (Котику, как звали ее в семье). Вера Иосифовна, которой помог Старцев, стала рассказывать всем, какой это удивительный доктор. Начало карьере было положено. С этого и начинается нравственное падение Старцева.
    Удивительно, как тонко использует Чехов описания природы для характеристики молодого, полного сил доктора и ожиревшего, безразличного ко всему на свете, кроме банковских билетов. Любовь наполняет его счастьем, музыкой. Вся первая глава наполнена весенней свежестью, запахом сирени. Краски весны, звуки музыки… Легко и свободно идет он девять верст и готов пройти еще двадцать. Но это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже “единственной радостью и… последней”. Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое… Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал… всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях (“О, как мало знают те, которые никогда не любили!”), он только лениво говорил: “Сколько хлопот, однако!”
    Мажорный тон первой главы сменяется минорными тонами второй.
    Осенние мотивы — грусть, тишина, темнота, — эмоционально углубляясь, переплетаются, нарастают, сливаются в одно целое и звучат, как нежный и задумчивый ноктюрн: тихо, грустно.
    Это начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, охлаждение к своему делу, первые признаки душевной лени. Старцев без борьбы сдает свои позиции. Его мысли становятся серы и прозаичны.
    Был у Старцева идеал, цель в жизни — и жизнь ему улыбалась. Ушел идеал, стал Старцев жить “единым хлебом”. И что же вышло? Вышел “языческий бог”, а человек пропал. Все серо, скучно, буднично. Невозвратимо ушло прошлое.
    Прошло насколько лет. Что они принесли Старцеву? Большую практику в городе, тройку лошадей с бубенцами… и одышку. Сам он “пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком”. Его неизменный спутник Пантелеймон, своеобразный двойник своего барина, тоже пополнел. Всем существом Старцева овладевает дух жадного и бессмысленного стяжательства, он утрачивает, наконец, образ и подобие человеческое. Чехов показал, как рушатся мечты Старцева, как превращается он в обывателя. Вот вехи на жизненном пути, которыми обозначено карьерное преуспевание С!тарцева.
    “У него была уже своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке”.
    Проходит четыре года — и новая веха на пути Старцева к карьере:
    “В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дя-лиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками”.
    Еще несколько лет — и последняя фаза перерождения Старцева, обозначенная последней вехой: “Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув на”ад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками… то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог”.
    Это медленное прижизненное умирание человека в человеке протекает на фоне бессодержательной обывательской жизни, властно затягивающей всех в свое болото. Старцеву уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, — думает он. Теперь его работа — нажива. Он думает уже только о деньгах.
    От развлечений Старцев уклонялся, зато играл в винт каждый вечер, и не просто играл, а наслаждался. Появилось еще и другое наслаждение — по “вечерам вынимать из кармана бумажки, считать их, копить, отвозить их потом в “Общество взаимного кредита” и класть на текущий счет.
    Какая бездна падения! Доктор с удовольствием вынимает из всех карманов бумажки, от которых “пахнет духами и уксусом, и ладаном, и ворванью”. Считает их и наслаждается. Барон у Пушкина читает на своих дублонах горестные повести о людях, для Старцева же его бумажки немы: он потерял вкус к жизни. Зовут его теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.
    В молодости он наслаждалсяприродой, любовью, жаждал встречи с любимой. А теперь? Игра в карты, стяжательство. Интерес к делу уступил место интересу к деньгам: “У него много хлопот, но все же он не бросает земского места: жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там”.
    Почему Старцев разлюбил свое дело? Что было причиной духовного оскудения Старцева? На все эти вопросы автор ответил в эпилоге новеллы.
    В четвертой главе автор судит общество города С. устами Старцева, а в пятой главе (эпилоге) он произносит приговор самому Старцеву: “…он без церемоний идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: “Это кабинет? Это спальня? А тут что?” И при этом тяжело дышит и вытирает пот со лба”.
    Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Среда виновата? Да, жизнь однообразна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Но виноват и сам доктор, который’растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование. В душе его не осталось уважения даже к единственному светлому воспоминанию — бывшей любви. Чехов дает понять это одной фразой Ионыча, когда тот переспрашивает: “Это вы яро каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?”. Как будто и не было любви!
    “Вот и все, что можно сказать про него”, — заканчивает автор грустную повесть жизни Старцева, навсегда прощаясь со своим героем, но ничего не прощая ему.
    Изображая падение Старцева под влиянием пошлости и мещанства, Чехов призывает не попадать под их власть, сопротивляться губительному влиянию среды, в которой эти пороки являются доминантами, и постараться сохранить в себе все хорошее и благородное, что бы отличало в тебе человека.
    Умение показать малое в большом и сочетание сатиры с элегичностью — вот главные приемы, с помощью которых в рассказе автор обличает пошлость, тупость, грязь обывательщины, способные усыпить и чуть ли не умертвить даже умного и культурного человека. Конечно, сами по себе такие авторские приемы создания элегического настроения в рассказе не новы. Новизна же заключается в их слиянии. В этом чеховская самобытность и оригинальность. Своим творчеством автор неустанно добивается прямого воздействия на ум и сердце интеллигенции, призывая ее к честному и самоотверженному труду, к сближению с народом, разоблачая эгоизм, лень и трусость как проявления ненавистного ему рабства.
    “Скучная история”, “Учитель словесности”, “Человек в футляре”, “Палата № 6”, “Ионыч” и многие другие рассказы Чехова — все это воззвание к душам и умам русской интеллигенции. Не случайно его творчество имеет глубокий отклик в сердцах наших современников именно сейчас, поскольку сегодня как никогда остро встал вопрос о возрождении духовности нации и народа.

  9. Тема жизни «среднего», типичного городского обы­вателя-мещанина занимает одно из центральных мест в рассказах Антона Павловича Чехова. Образ жизни мно­гих современников автор описывает с иронией, но в то же время и с определенной нотой грусти — ведь так, по мнению автора, живет почти вся огромная страна, а не отдельные ее представители: пошло, скучно, не интересно. Жизнь проходит впустую — за бессмысленными раз­говорами, игрой в карты или игрой на рояле, чтением дешевых романов и обсуждением местных сплетен. Рас­сказ «Ионыч» является показательной иллюстрацией той ситуации, которая сложилась во многих больших и ма­леньких городах Российской империи. Описывая жизнь семьи Туркиных, автор делает акцент на том, что они являются еще лучшими представителями своего городка, считаясь самой культурной и достойной семьей в округе: отец семейства — шутник и балагур, его жена увлекает­ся литературным творчеством, а дочь планирует сделать карьеру пианистки.
    Но на поверку оказывается, что члены семьи Тур­киных так же невообразимо скучны и ординарны, как и большинство жителей города. Человек «со стороны», не живший в городе ранее, земский доктор Дмитрий Стар­цев, смотрит на вещи свежим взглядом. Он понимает, что шутки главы семейства Туркиных попахивают нафтали­ном, романы, вышедшие из-под пера его жены, все, как один, являются скучными и лишенными малейшей худо­жественной ценности, а пресловутый талант Екатерины Ивановны, дочери Туркина, далеко не так бесспорен, как могло бы показаться на первый взгляд. Да и большинство жителей города также не отличаются ни образованнос­тью, ни трудолюбием, ни честностью. Пошлость и глу­пость здесь давно стали нормой жизни, что проявляется в повседневных разговорах местных жителей — с ними нельзя говорить ни о философии, ни об истории или поли­тике, так как все их общение сводится до уровня пустых, бессмысленных разговоров и обсуждения сплетен. Поэто­му молодой, энергичный доктор изначально резко отли­чается от других представителей местного общества — он пытается сопротивляться окружающей его пошлости и банальности. Но после того, как его личная жизнь дает трещину (Екатерина Ивановна отвечает отказом на его предложение руки и сердца), он постепенно перестает бороться — и становится одним из обывателей, кото­рые так раздражали его раньше. Ограниченность и лень входят в его жизнь и кардинально меняют его характер в худшую сторону — он играет в карты, подсчитывает сумму своих гонораров, много пьет и ест, мало уделяет внимания своему развитию, общается с такими же, как он, мещанами — ведет с ними бестолковые разговоры на пустые темы.
    Мы видим, что человека безвольного, человека со сла­бым характером и недостаточной мотивацией к личност­ному росту очень легко выбить из нужного русла. Отбро­шенный на обочину жизни, такой человек моментально попадает в болото мещанства и обыденности, начинает лениться как физически, так и духовно, и деградация в этом случае практически неминуема. Шкала нравствен­ных ценностей переворачивается с ног на голову, а смысл жизни постепенно утрачивается.

  10. Небольшие, но очень емкие и жизненные рассказы Чехова, его новеллы не всегда легко понять, если не понимаешь жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее «желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова к убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности.
    В самом деле, что плохого в том, что человек хочет заработать много денег, стремится к материальному благополучию, как доктор Старцев? Что дурного, если он хотел служить одновременно в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу.
    Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, в девяти верстах от губернского города С. Это юноша с желанием работать, приносить пользу. Он молод, полон сил и «еще… не пил слез из чаши бы- тия…»
    Познакомившись с семьей Туркиных, самой интеллигентной в городе, по мнению обывателей, он не чувствует ни пошлости, ни амбициозности Туркиных, потому что в мыслях у него только работа. «Недурственно…» — вспомнил он, засыпая, и засмеялся».
    Работы в больнице много, и Старцев никак не может выбрать время для посещения вечеров у Туркиных. Однако молодость берет свое: приходит любовь к Екатерине Ивановне (Котику, как звали ее в семье). Вера Иосифовна, которой помог Старцев, стала рассказывать всем, какой это удивительный доктор. Начало карьере было положено. С этого и начинается нравственное падение Старцева. Удивительно, как тонко использует Чехов описания природы для характеристики молодого, полного сил доктора и ожиревшего, безразличного ко всему на свете, кроме банковских билетов. Любовь наполняет его счастьем, музыкой. Вся первая глава наполнена весенней свежестью, запахом сирени. Краски весны, звуки музыки… Легко и свободно идет он девять верст и готов пройти еще двадцать. Но это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже «единственной радостью и… последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое… Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал… всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорил:
    «Сколько хлопот, однако!»
    Мажорный тон первой главы сменяется минорными тонами второй.
    Осенние мотивы — грусть, тишина, темнота, — эмоционально углубляясь, переплетаются, нарастают, сливаются в одно целое и звучат, как нежный и задумчивый ноктюрн: тихо, грустно, темные листья, «рано смеркалось», «тепло по-осеннему», «с осенним запахом», «в осеннюю ночь».
    Это начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, охлаждение к своему делу, первые признаки душевной лени. Старцев без борьбы сдает свои позиции. Его мысли становятся серы и прозаичны.
    Был у Старцева идеал, цель в жизни — и жизнь ему улыбалась. Ушел идеал, стал Старцев жить «единым хлебом…». И что же вышло? Вышел «языческий бог», а человек пропал. Все серо, скучно, буднично. Невозвратимо ушло прошлое.
    Прошло несколько лет. Что они принесли Старцеву? Большую практику в городе, тройку лошадей с бубенцами… и одышку. Сам он «пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком…». Его неизменный спутник Пантелеймон, своеобразный двойник своего барина, тоже пополнел. Всем существом Старцева овладевает дух жадного и бессмысленного стяжательства, он утрачивает, наконец, образ и подобие человеческое. Чехов показал, как рушатся мечты Старцева, как превращается он в обывателя. Вот вехи на жизненном пути, которыми обозначено карьерное преуспевание Старцева.
    «У него была уже своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».
    Проходит четыре года — и новая веха на пути Старцева к карьере: «В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками» .
    Еще несколько лет — и последняя фаза перерождения Старцева, обозначенная последней вехой: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками… то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог».
    Это медленное прижизненное умирание человека в человеке протекает на фоне бессодержательной обывательской жизни, властно затягивающей всех в свое болото. Старцеву уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился», — думает он. Теперь его работа — нажива. Он думает уже только о деньгах.
    От развлечений Старцев уклонялся, зато играл в винт каждый вечер, и не просто играл, а наслаждался. Появилось еще и другое наслаждение — по вечерам вынимать из кармана бумажки, считать их, копить, отвозить их потом в «Общество взаимного кредита» и класть на текущий счет.
    Какая бездна падения! Доктор с удовольствием вынимает из всех карманов бумажки, от которых «пахнет духами и уксусом, и ладаном, и ворванью». Считает их и наслаждается. Барон у Пушкина читает на своих дублонах горестные повести о людях, для Старцева же его бумажки немы: он потерял вкус к жизни.
    Зовут его теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.
    В молодости он наслаждался природой, любовью, жаждал встречи с любимой. А теперь? Игра в карты, стяжательство. Интерес к делу уступил место интересу к деньгам: «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места: жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там».
    Почему Старцев разлюбил свое дело? Что было причиной духовного оскудения Старцева? На все эти вопросы автор ответил в эпилоге новеллы.
    В четвертой главе автор судит общество города С. устами Старцева, а в пятой главе (эпилоге) он произносит приговор самому Старцеву: «он без церемоний идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: «Это кабинет? Это спальня? А тут что?»
    И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот».
    Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Среда виновата? Да, жизнь однообразна, «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Но виноват и сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование. В душе его не осталось уважения даже к единственному светлому воспоминанию — бывшей любви. Чехов дает понять это одной фразой Ионыча, когда тот переспрашивает: «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?» Как будто и не было любви!
    «Вот и все, что можно сказать про него», — заканчивает автор грустную повесть жизни Старцева, навсегда прощаясь со своим героем, но ничего не прощая ему.
    По словам Горького, «никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно-правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни»…
    «Когда умрет Чехов, умрет лучший, беспристрастный, правдивый друг России, друг любящий, сострадающий ей во всем, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…» Как хорошо сказал Горький!

  11. Антон Павлович Чехов является, пожалуй, самым «легким» автором для чтения. Его «конек» – небольшие, но очень емкие рассказы. Чехов презирает всякого рода убожества, пошлость, ограниченность людей.
    Читая рассказ «Ионыч», мы понимаем как денежки и «безумная» жизнь могут убить в человеке все разумное и живое. Эти маленькие бумажки могут вытеснить в человеке его живую душу, и сделать его физически, а главное морально – неполноценным. В начале рассказа Чехов знакомит нас с молодым юношей с высокими идеалами и желаниями. Прежде он выгодно отличался раскаленными движениями души и пылкостью чувств от обитателей города. Он влюбляется в молодую, милую девушку – Екатерину. Ездит на бездарные вечера к Туркиным, в которых из года в год повторяется одно и тоже. И более того пылко признается в любви Екатерине Ивановне, но получает отказ. Дня три у доктора все валиться из рук, но потом все успокаивается. Дмитрий Ионыч за четыре года превращается в мерзкого, толстого, поглупевшего, и жадного «поляка надутого». И в своем последнем разговоре с Екатериной говорит ей об этом. А она, когда – то отказавшая ему, и поняв, что она не виртуозная пианистка, хочет заманить его в свои чары. Доктор Старцев же, напротив, рад, что не женился тогда, и , видимо, все – таки доволен своей «жизнью». Доктора Дмитрия Старцева теперь зовут просто Ионычем. Конечно, во всем этом «крахе» человека виновата и среда. Мне кажется, что прежде всего виноват сам врач, который откровенно растерял или забыл все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование…

  12. В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» повествуется о превращении молодого романтичного мужчины, земского врача, в простого обывателя провинциальной глубинки.
    Протекающая рутинная жизнь в небольшом городке С показывает будни российской интеллигенции, характерные для XIX века.
    В центре повествования показаны две судьбы: земского врача Старцева и семьи Туркиных, в которой ключевым персонажем является молодая девушка Екатерина. Семья Туркиных в маленьком провинциальном городке считается одной из самых образованных, так как отец семейства любит организовывать домашние благотворительные концерты, жена его пишет романы и зачитывает после вслух, а дочь увлекается игрой на фортепиано.
    Доктор Старцев, будучи человеком интеллигентным, часто бывал в городе, где практиковал свою врачебную деятельность, а вместе с тем общался с обывателями, покупал необходимые вещи. Однажды, познакомившись с семьей Туркиных, он обратил внимание на их дочь Екатерину, которую в семье предпочитали называть Котиком. Дмитрий Ионыч занимался лечением мигрени у хозяйки, поэтому приезжал в дом Туркиных довольно часто.
    Жизнь земского врача Старцева на протяжении всего рассказа можно назвать не иначе, как личностной катастрофой персонажа: от романтика до настоящего эгоиста.
    В начальных главах Дмитрий Ионыч предстает человеком мечтательным, он моментально влюбляется в Котика и готов бороться за ее руку и сердце. Несмотря на то, что девушка вовсе не обращает на него внимания, да к тому же и демонстративно играет его чувствами. Назначенное свидание на кладбище Деметти вдохновило молодого человека на признание в любви, хотя в глубине души он догадывался, что девушка к нему и не придет, так и вышло. Тогда Старцев решается сделать еще одну попытку и объясняется в клубе со своей возлюбленной, получив в конечном итоге отказ. Данный момент является в произведении ключевым, даже переломным моментом, так как после него кардинально изменяется сама жизнь главного героя.
    Отказав своему обожателю, Котик покидает С., уехав в Москву, а тот, едва избавившись от стресса, с головой уходит в работу, в азартные игры и в визиты к богатым людям, не забывая при этом зарабатывать приличные денежные средства, позволившие приобрести экипаж и нанять собственного лакея. Старцев начинает толстеть, пить и играть, но внезапный приезд Екатерины заставляет его на мгновение вернуться в прошлое и вспомнить о былых чувствах.
    Посетив Туркиных с визитов и встретив там былую любовь, Дмитрий Ионыч установил для себя, что некогда сделал правильный шаг — не стал настойчиво добиваться сердца Котика. Теперь он взглянул на эту семью совсем под иным углом и заметил их абсолютную бездарность.
    Старцев понял, что разбившая некогда его чувства девушка стала ему не интересна, отныне его интересуют лишь деньги и комфорт.
    Постепенно он начал полностью погружаться в провинциальную жизнь и сливаться с ее обывателями, превратившись в рядового мещанского жителя Ионыча и потеряв в себе все человеческие качества.
    На примере данного произведения А. П. Чехов дает читателям наглядный пример, говорящий о том, что, несмотря на все имеющиеся обстоятельства, человек должен всеми силами стараться реализовывать свое собственное «я», не предавая при этом личные мечты.

  13. В рассказе «Ионыч» А.П. Чехова, в соответствии с индивидуальным стилем автора, тесно переплетаются скрытая ирония и внутренняя трагедия человека. Антон Павлович на примере провинциального доктора показывает, как под тяжестью внешних факторов угасает человеческая душа.
    Дмитрий Ионыч Старцев – человек, ошибки которого стоит запомнить и не повторять в собственной жизни. В начале рассказа Старцев – молодой человек, неискушенный сытой жизнью. Он любит свое дело и с удовольствием помогает простым мужикам. Больших денег он не получает, но интерес к работе от этого не угасает. Дмитрий Ионыч понимает, что когда-то заработает на собственных коней, хороший дом, главное упорно трудиться.
    Молодой доктор интеллигентный, знает себе цену, но нос не задирает. Он охотно и легко находит общий язык с другими, заводит знакомства. Одно из знакомств стало фатальным для его души. Как-то на улице его представили Туркину Ивану Петровичу – человеку, известному во всем городе. Старцев получает приглашение в гости и решает не упускать такой прекрасной возможности войти в «умную» и интересную семью.
    Туркины производят неоднозначное впечатление на молодого человека, но контраст между интеллигенцией и мужиками привлекает его. Кроме того, Дмитрий Ионыч знакомится с дочерью Туркина, Екатериной Ивановной, которая вскоре пленит его молодое и пылкое сердце. Старцев мечтает жениться на красавице, но та делает выбор в пользу карьеры. Это и послужило первым толчком к душевной гибели героя.

  14. Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви (“О, как мало знают те, которые никогда не любили!”), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей города, которые раздражали его “своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом”. Он понял, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить с ними “о чем нибудь несъедобном, например о политике или науке”, то обыватель становится в тупик или “заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти”.
    В городе С. он познакомился с семьей Туркиных, “самой образованной и талантливой”, по мнению остальных обывателей. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифовна писала романы и повести “о том, чего никогда не бывает в жизни”, и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую все по домашнему звали Котик, играла на рояле и мечтала о блестящем будущем пианистки. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован этим милым семейством. Он влюбился в Екатерину.
    Казалось, что ради своей любви он был готов на многое. Но после отказа Котика выйти за него замуж он страдал ровно три дня, а потом успокоился и зажил по прежнему, и, вспоминая о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях о чувствах, он только лениво говорил: “Сколько хлопот, однако!” Старцев не выдержал испытания чувством, он просто оказался неспособным к настоящей, сильной любви. Он восхищался Котиком, но в то же время размышлял про себя: “А приданного они дадут, должно быть, немало”.
    Старцев – человек, всем своим внутренним миром отвергавший мелкие обывательские интересы, – в итоге из за стремления к спокойной и удобной жизни стал таким же развращенным и мелочным, как все жители города С. Он привык к пошлой и бессмысленной обывательской жизни и втянулся в нее. Со временем охладел и его пыл в работе. И теперь он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт. Котик вернулась домой, избавившись от заблуждений по поводу своего таланта, теперь уже она живет надеждой на любовь Старцева, но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он сам понимает, что обленился и опустился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он думает: “Хорошо, что я тогда не женился”. В результате его одолевает только жадность и страсть к приобретению капитала (у него есть усадьба, два дома в городе, и он присматривает третий). Он стал “своим” среди обывателей, которые раньше держались с ним отчужденно и называли “поляк надутый”. Теперь доктора зовут просто Ионычем. Он растерял все лучшее, что было в нем, и больше ничем не выделяется среди обывателей, ведущих сытое, самодовольное существование. Его жизнь так же пуста и бессмысленна.
    Если мы обратим внимание на пейзаж в рассказе, то заметим, что любовь Дмитрия Старцева и Екатерины Туркиной сопровождает мотив увядания природы: “Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно, и на аллеях лежали темные листья. Уже рано смеркалось”. Было темно и шел дождь, когда Старцев провожал Котика в клуб, собираясь сделать ей предложение. Было темно, когда они встретились через четыре года и Екатерина говорила Старцеву о своих чувствах. И в душе Старцева было темно так же, как и вокруг.
    Чехов считает, что только благородные устремления, труд и любовь могут победить пошлость и противостоять пагубному влиянию среды. Утрата этих высоких целей привела Старцева к духовному падению, деградации личности. Над этим должно задуматься наше поколение, чтобы сохранить в себе человечность, доброту, способность любить и быть любимыми.

  15. В рассказе «Ионыч», написанном в 1898 году, А.П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, — духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к жизни. В своем произведении он описал падение человека, наглядно изобразив его «дорогу вниз».
    Рассказ «Ионыч» — это история жизни талантливого молодого врача, приехавшего в губернский город С. работать. Всех приезжих, усматривающих в повседневной жизни и нравах этого города скуку и однообразие, старались разуверить и в качестве доказательства знакомили с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Это семейство и в самом деле блистало «талантами». Хозяин дома, Иван Петрович Туркин, развлекал гостей, говоря «на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку…». Жена его, Вера Иосифовна, читала гостям свои утомительные романы о том, «чего никогда не бывает в жизни». А дочь Туркиных, которую все ласково звали «Котик», по слухам, собиралась стать великой пианисткой и «удивляла» гостей своим умением «ударять изо всей силы» по кланишам. На фоне этого, в высшей степени «интеллигентного» и «одаренного », семейства жизнь остальных обитателей города С. протекает однотонно, в безделье, праздности да пустых разговорах за игрой в вист. Однако, вглядываясь в образ жизни и внутренний мир семьи Туркиных, мы видим, какие на самом деле это мелкие, ограниченные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает молодой врач Дмитрий Старцев.
    В начале повествования перед нами милый молодой человек, деятельный, полный сил и энергии, увлеченный своей работой. Он прекрасно видит глупость и ограниченность местных жителей, они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом», потому что сам он имеет достаточно серьезные интересы и высокие устремления, интересуется литературой, искусством (музыкой). Он искал интересного общества и потому потянулся к семье Туркиных, считая, что с ними сможет вести беседы об искусстве, свободе, о роли труда в жизни человека. Вскоре, однако, Старцев понимает, что представляют из себя Туркины, но не бежит от них, напротив, остается и вскоре становится одним из обывателей. Первые ростки деградации проявились, как это ни странно, в любви Старцева к Котику. Он наблюдал, как Котик, играя на рояле, «упрямоударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет , пока не вобьет клавиши внутрь рояля». Но Старцеву было приятно «смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо». И он перестал замечать доморощенные развлечения Туркиных.
    Во время любви к Котику Старцев переживает единственный для себя эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, наделяет Екатерину Ивановну лучшими качествами: «она казалась ему очень умной и развитой не по летам». Он восхищен начитанностью девушки, считает ее интеллигентной, достойной уважения, но к его «нежному, радостному, мучительному чувству…» примешивается испуг. «К чему поведет этот роман?» — размышляет Старцев, получив записку от Котика; да к тому же «что скажут товарищи, когда узнают?». Собираясь сделать предложение любимой девушке, наш герой думает не столько о радостях семейной жизни, сколько о выгоде, о том, что Туркины за дочерью приданого «дадут, должно быть, немало». Полученный отказ не приводит Старцева в отчаяние, а только обижает. «Дня три» Старцев «не ел, не спал», а потом стал забывать свою любовь, лишь изредка лениво вспоминая, сколько хлопот она ему доставила: «как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак ». Мы видим, что любовь Старцева на самом деле была неглубока, хотя только она однаи удерживала его от духовной деградации.
    По мере роста материального благосостояния доктора Старцева (сначала он ходит пешком, потом у него появляется пара лошадей, а затем уже и «тройка с бубенчиками») его духовное развитие останавливается, а к моменту финальной встречи с Екатериной Ивановной он опускается окончательно. Теперь обыватели города С. уже не видят в нем чужака, их интересы становятся одинаковыми. Продолжая жаловаться на окружающую среду, Ионыч, как теперь по-родственному называют его, растерял все, чем отличался от других жителей. «Старимся, полнеем, опускаемся… жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» — жалуется он Екатерине Ивановне, которая, повзрослев, стала более умной, более серьезной.
    Показательно также отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные рассуждения «о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя…». И сам Ионыч поначалу трудится каждый день. Однако его труд не одухотворен «общей идеей», цель труда в одном — «по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой», и периодически отвозить их в банк. Чехов дает понять, что духовное развитие героя не просто остановилось, оно пошло в обратном направлении; У Ионыча есть прошлое, настоящее, налет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к той же самой исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя при этом свой человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.
    Как видим, деятельность, лишенная высокой цели, очень быстро оказала на Старцева свое пагубное воздействие. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, червоточина есть и в самом человеке, значит, у такого человека не было внутренней прочности и твердых убеждений, значит, он изначально был готов смириться с окружающим миром и слиться с ним.
    Мне кажется, проблемы, которые затрагивает Чехов в этом рассказе, всегда останутся актуальными. Писатель предупреждает об опасности обывательщины и житейской пошлости. Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в «футляр» собственных предрассудков, перестав думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации.

  16. В произведении А.П.Чехова нам показывают типичную для того времени картину жизни небольшого губернского городка. Практически всех приезжих снедали скука и однообразие. Однако, всех недовольных убеждали, что им кажется и в городе имеются очень интересные и приятные в общении люди. И в качестве примера таких людей всегда приводили семью Туркиных. Однако, эта семья, лишь на поверхности была интересной, на самом же деле, это ограниченные, мелкие и ничтожные люди. Именно под их влияние и попадает главный герой рассказа – молодой человек Дмитрий Старцев или Ионыч. Постепенно он сумел превратиться из талантливого врача в простого обывателя.
    В начале рассказа Ионыч представляет из себя приятного и интересного молодого человека, который всего – навсего ищет интересное общество для себя. Его притянула семья Туркиных, ведь с ними можно пообщаться на разные темы, внешне они выглядели привлекательно, и все их поступки казались оригинальными. Однако, это все оказалось интересно только в первый раз. На самом деле в этой семье все циклично, однообразно и лишено смысла.
    По ходу повествования, Чехов все больше погружает нас в обычную обывательскую жизнь общества, в которую попал его герой. Шаг за шагом для нас раскрывается история жизни молодого врача, выбравшего ложный путь, который сумел погубить его. Этот выбор стал началом деградации его личности и духовной бедности.
    Эволюционирование внутреннего мира героя мы видим в его любви к Екатерине Ивановне. Для Старцева это была действительно сильное чувство. Но, к сожалению, оно было лишено жизни и души. Он не видит смысла в романтике любви, его сердце очерствело, сам он духовно состарился.
    Автор рассказа четко для нам понять, что духовное развитие Ионыча остановилось и начало деградировать. У Старцева было прошлое, есть настоящее, но у него уже никогда не будет будущего. Теперь его цель – жажда обогащения, это ведет его к гибели, нравственной и физической. Он отгораживается от людей и оказывается побежденный той скучной и простой жизнью, которую презирал сначала.

  17. Антон Павлович Чехов является, пожалуй, самым «легким» автором для чтения. Его «конек» – небольшие, но очень емкие рассказы. Чехов презирает всякого рода убожества, пошлость, ограниченность людей.
    Читая рассказ «Ионыч», мы понимаем как деньги и «безумная» жизнь могут убить в человеке все разумное и живое. Эти маленькие бумажки могут вытеснить в человеке его живую душу, и сделать его физически, а главное морально – неполноценным. В начале рассказа Чехов знакомит нас с молодым юношей с высокими идеалами и желаниями. Прежде он выгодно отличался раскаленными движениями души и пылкостью чувств от жителей города. Он влюбляется в молодую, милую девушку – Екатерину. Ездит на бездарные вечера к Туркиным, в которых из года в год повторяется одно и тоже. И даже пылко признается в любви Екатерине Ивановне, но получает отказ. Дня три у доктора все валиться из рук, но потом все успокаивается. Дмитрий Ионыч за четыре года превращается в мерзкого, толстого, поглупевшего, и жадного «поляка надутого». И в своем последнем разговоре с Екатериной говорит ей об этом. А она, когда – то отказавшая ему, и поняв, что она не виртуозная пианистка, хочет заманить его в свои чары. Доктор Старцев же, напротив, рад, что не женился тогда, и , видимо, все – таки доволен своей «жизнью». Доктора Дмитрия Старцева теперь зовут просто Ионычем. Конечно, во всем этом «крахе» человека виновата и среда. Мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который откровенно растерял или забыл все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *