Сочинение итоговое на тему время

12 вариантов

  1. Мы не можем увидеть время, но именно с его помощью мы измеряем нашу жизнь. Да, время существует, хотя его  нельзя потрогать руками:Его нельзя растянуть,  сжать или ускорить по собственному желанию. Несмотря на это, мы можем управлять временем, хотя бы частично. Можно запланировать свои дела и успеть сделать все, что нужно. Можно провести время полезно: в учебе, в спорте или за  чтением. А можно потратить его впустую: Зато все люди чувствуют ценность минут и секунд, когда, например, ждут скорую помощь или пожарную машину. Человек начинает ценить время, когда опаздывает на поезд, не успевает что-то сделать или время сказать важные слова: Иногда не хватает всего одной лишь минуты! Вот если бы забрать эту минуту у того, кто тратит время впустую и передать его тому, кому оно очень нужно! Но, к сожалению, так не бывает. Поэтому все мы должны понимать ценность времени. Ведь каждая минута дана нам лишь раз. Зря потерянное время уже не вернется, его не проживешь заново. Поэтому время надо беречь и тратить только на то, что имеет смысл, только на то, что развивает нас и наши способности.
    Так, например, главный герой романа -эпопеи Л.Н.Толстого “Война и мир” Андрей Болконский всю свою жизнь старался максимально разнообразить свою жизнь. Он молод, красив, получил достойное образование и воспитание для своего времени. Несмотря на суровый нрав  и жесткие методы воспитания своего отца, Андрей Болконский благодарен ему за полученное воспитание. Когда начинается война, Андрей, одним из первых отправляется воевать. Он едет на войну не только ради славы и своего “Тулона”, но и для того, чтобы найти истинный смысл жизни. Андрей не просится на службу в штабе, он предпочитает настоящее поле боя, а не должность штабной крысы. Получив ранение, он приходит к выводу, что истинный смысл не в славе, а в самой жизни! После смерти своей жены, Андрей теряет смысл жизни, но решает  заняться общественными делами. Затем он опять воюет. Перед Бородинским боем он переполнен чувствами, ведь он  принимает участие в общем патриотическом деле. Разочаровавшись в очередной раз,  Андрей во время своей поездки в Отрадное,  встречает старый, могучий дуб. Идет самый разгар весны, природа обновляется, все кругом цветет и пахнет и только этот дуб стоит, как будто сопротивляясь всему живому и новому. Невольно Андрей сравнивает себя с этим дубом и едет с мыслями, что жизнь его кончена и ему придется не жить, а доживать свой век. В Отрадном он повстречается с Наташей Ростовой – милой, молодой и энергичной девушкой. Ее жизнелюбие и  искренность  заставляют задуматься Андрея о своей жизни, о своем возрасте. Он проникается к ней настоящим чувством и незаметно для себя влюбляется в нее. Так Наташа своей любовью смогла пробудить Андрея, заставить его жить заново и строить мечты на будущее. На обратном пути Андрей опять встречает тот самый дуб, и теперь он с трудом узнает его – дуб буйно зазеленел и расцвел. Андрей счастлив, он приходить к выводу, что “жизнь не кончена в тридцать лет”, что надо продолжать жить и самосовершенствоваться.
    Каждый раз на Новый год, когда часы бьют 12.00, на мои глаза наворачиваются  слезы: Я  в этот миг осознаю, что время идет, оно бежит безвозвратно, и жизнь неумолимо движется вперед. В этот момент я  понимаю, что  жизнь нам дана один раз, и нужно жить так, чтобы оставить после себя какой-то след.
    М.Горький в легенде о Марко Поло писал:
    “А вы на земле проживете, как черви слепые живут: Ни сказок о вас не напишут, ни песни о вас не споют!” Поэтому нужно прожить так, чтобы о нас  и песни слагали, и сказки. Жизнь будет наполнена смыслом, если мы всю жизнь будем учиться и самосовершенствоваться. Не зря сказал в свое время советский писатель Николай  Островский:  “Жизнь дается человеку один раз. И нужно прожить ее так, чтобы не было мучительно больно за бесценно прожитое время!”
    607 слов.

  2. Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
    Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
    Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.
    Алгоритм написания эссе:
    Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
    Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
    Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
    К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
    Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
    Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
    Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!
    Вам в помощь мы составил универсальный план и пример для итогового сочинения:

    Список литературы 2018-2019

    Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье «Список литературы для итогового сочинения с примерами».
    Добро и зло:
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
    В.П. Астафьев, «Людочка»;
    А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
    А.П. Чехов, «Крыжовник»;
    В.М. Шукшин, «Чудик»;
    К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
    Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»
    Гордость и смирение
    В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
    Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
    В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    В.М. Гаршин, «Трус»;
    А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
    Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».
    Надежда и отчаяние
    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
    И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;
    Война и мир
    А.Н. Островский, «Гроза»;
    Л.Н. Толстой «Война и мир»;
    Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
    М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
    И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
    И.А. Гончаров, «Обломов»;
    В.Г. Распутин, «Уроки французского».
    Он и она
    М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
    А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
    Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
    М. Горький: «На дне»;
    А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
    Л. Н. Толстой: «Война и мир».
    А. Куприн: «Гранатовый браслет».

    Банк аргументов 2019-2020

    Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:
    Доброта и жестокость;
    Мечта и реальность;
    Искусство и ремесло;
    Отцы и дети;
    Месть и великодушие.

    Критерии оценивания

    Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.
    Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:
    Соответствие теме. «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
    Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
    Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
    Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
    Качество письменной речи (0-2 балла). Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
    Грамотность (0-2 балла). Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.
    Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:
    Самостоятельность. Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
    Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
    Нормы грамматики (о-2 балла). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
    Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
    Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
    Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
    Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.
    Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:
    от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
    от 5 до 6 – 1 балл;
    от 7 до 8 – 2 балла;
    от 9 до 10 – 3 балла;
    от 13 до 14 – 5 баллов;
    от 15 до 16 – 6 баллов;
    17 – ровны 7 баллам;
    18 – 8 баллам;
    19 – 9 баллам;
    20 – 10 баллам.

    Результаты и апелляция

    Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.
    Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.
    Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

  3. Статус работы?

    Это выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть подана в вуз, который может организовать проверку и выставить баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.
    ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии. Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти.

    Зачёт — незачёт

    В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт, который станет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, не будет допущен к другим экзаменам.

    А если незачёт?

    Тем, кто не сможет получить зачёт, предоставят возможность пересдачи. Позднее. Весной.

    Кто будет проверять сочинения?

    Школьные учителя. Поэтому они и будут главными вашими советчиками при подготовке.
    Если вы поступаете на гуманитарные факультеты, работу проверят еще раз преподаватели вуза, в который вы подадите документы.

    Сколько времени отведено на экзамен?

    Это полноценный экзамен. Он будет длиться три часа пятьдесят пять минут (235 минут).

    Предполагаемый объём работы?

    Рекомендуемый объём сочинения — 350 слов (считаются все слова, даже маленькие: предлоги, союзы, частицы и проч.). За работы объёмом менее 250 слов ставится незачёт.

    Идея сочинения: что оно проверяет

    Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – это, прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу. Для раскрытия темы каждому необходимо выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (требование ФИПИ).
    В вашем сочинении обязательна опора на произведения русской и(или) мировой литературы.
    Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
    Чтобы обеспечить ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.
    Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
    Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
    Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
    Сочинение пишите чётко и разборчиво.
    При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

    Какими будут темы?

    Ответ на этот вопрос вы получите только на экзамене. Конечный список утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам.
    При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем. Важно: темы сочинений не будут прямо соответствовать открытым тематическим направлениям. Тематические направления объявляются заранее ( обычно их объявляют к началу или в начале учебного года).

    Примеры формулировок

    На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?
    Почему люди пишут стихи?
    Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?
    Непростое дело придумывать все новые и новые формулировки. Поэтому иногда новые совпадают или почти полностью совпадают со старыми и имеет смысл на этапе подготовки со вниманием отнестись к формулировкам тем прежних лет.

    Что будет известно заранее? Тематические направления!

    Для примера ознакомьтесь с тематическими направлениями 2014 года.
    Они были разработаны специальной комиссией под руководством Н. Д. Солженицыной. Комментарий к ним подготовил ФИПИ.
    Тематическое направление
    Комментарий
    «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
    Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
    Вопросы, заданные человечеству войной
    Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
    Человек и природа в отечественной и мировой литературе
    Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
    Спор поколений: вместе и врозь
    Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
    Чем люди живы?
    Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

    «Критерии оценивания…» для всех

    Проект ФИПИ (далее цитируется)


  4. ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ К ТЕМЕ «ПОБЕДИВШИЕ ВРЕМЯ…»


    Вариант вступление


    Пример


    Тезис, «вытекающий» из вступления, и скрепа


    Советы к аргументации

    1) эмоциональный ввод в тему
    День приближается к концу. Обычный осенний день… А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок… В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время…». Странное название… Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку… Пушкин, Лермонтов, Толстой… Так вот же они, победившие время!

    Действительно, знаменитые писатели прошли сквозь века и остались любимыми и востребованными.Давайте вспомним мастеров слова и их произведения, преодолевшие время

    Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (М.Б.Лермонтов. «Герой нашего времени», И.С.Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе», А.Н.Островский, пьесы и др.)
    2) вступление в спор с воображаемым собеседником или приглашение к разговору
    Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время – это продолжительность какого-либо действияили существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут.

    Например, такие нравственные ценности, как честь, дружба, человеколюбие, любовь, останутся вечными. Вечным останется и наше стремление к познанию, к чтению.


    В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

    Обратитесь к произведениям, в которых раскрываются проблемы любви, дружбы, милосердия, чести (А.С.Пушкин. «Капитанская дочка», А.И.Куприн. «Гранатовый браслет», И.А.Бунин. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», В.Распутин. «Уроки французского» и др.)
    3) обоснование причин обращения к этой теме
    Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает… Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память.

    Никогда не умрёт тот, кто остаётся в памяти людской. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к художественной литературе.

    Обратитесь к литературе, в которой воспевается подвиг героев Великой Отечественной войны, например, к роману А.А..Фадеева «Молодая гвардия» или «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
    4) использование оригинальной цитаты
    «- Вы не Достоевский, – сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
    – Ну, почем знать, почем знать, – ответил тот.
    – Достоевский умер, – сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
    – Протестую, – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!».
    Знакомые строчки из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарит». Уверена, «Достоевский бессмертен», как и все писатели-классики!

    Есть непреходящие ценности, которые не подвластны времени. Это искусство – искусство слова… За доказательствами моей точки зрения обратимся к произведениям художественной литературы

    Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (или нескольких)
    5) оформление вступления в виде вопросов
    Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу?

    Думаю, необходимо совершить подвиг во имя людей, и тогда память о тебе останется в веках.


    В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

    Вспомните поэму Маргариты Алигер «Зоя», в которой воспевается подвиг Зои Космодемьянской.
    Можно обратиться к книге Льва Кассиля и Макса Поляновского «Улица младшего сына». В ней рассказывается о простом мальчике Володе Дубинине, который погиб во время Великой Отечественной войны, защищая свою Родину. Посмертно награжден орденом Красного Знамени

    Вы видите, тема одна, но тезис сформулировать можно не один, а значит, и раскрыть эту тему можно на разном литературном материале


    НАБРОСКИ БУДУЩИХ СОЧИНЕНИЙ…


    Тема «Потерянное время»

    Какая удивительная тема – «Потерянное время». Потерянное… Мне кажется, потерять можно какую-то вещь, но время… Однако, если вдуматься, мы теряем его очень часто. Попробуйте проанализировать свой день – минуту за минутой. Посчитали свои растраченные впустую драгоценные минуты? Много их? Думаю, да…

    Потерянное время мстит за себя

    . Сомневаетесь? Докажу свою точку зрения, обратившись к художественной литературе.

    Аргумент 1 – «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца

    (Автор, пытаясь достучаться до людей, всем сюжетом своей сказки говорит: «Не тратьте время попусту, оно назад не вернется!»)

    Аргумент 2 – И.А.Гончаров «Обломов»


    Можно взять в заключение –

    слова Ричарда Уэйтли, английского писателя, который сказал: «
    Потеряй один час утром, и искать его будешь весь оставшийся день»

    ТЕМА ТА ЖЕ


    Потерянное время

    У прошлого есть запах, вкус и цвет,
    Стремление учить, влиять и значить,
    И только одного, к несчастью, нет –
    Возможности себя переиначить.
    Так пишет русский и израильский писатель Игорь Миронович Губерман,
    получивший широкуюизвестность благодаря своим афористичным и сатирическимчетверостишиям — «гарикам».

    (Вступление – 40 слов)

    Действительно, у каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное – нельзя изменять самому себе.

    Человек должен понимать, что потерянное время – это потерянная жизнь

    .

    (тезис – 64 слов).

    В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

    (скрепа – 9 слов)


    1 аргумент – рассказ Антона Павловича Чехова «Ионыч»


    2 аргумент – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума»

    Печально я гляжу на наше поколенье!
    Его грядущее — иль пусто, иль темно,
    Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
    В бездействии состарится оно.
    Богаты мы, едва из колыбели,
    Ошибками отцов и поздним их умом,
    И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
    Как пир на празднике чужом.

    (фрагмент стихотворения)


    Заключение.

    К какому же выводу я пришла, размышляя над темой «Потерянное время»?
    Время – наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую.
    Торопя жизнь или замедляя её, человек пропускает самое главное – саму жизнь. Тот, кто привык откладывать всё на потом, будет наказан: потеря времени обернётся пустотой, одиночеством, чувством неприкаянности, ранним старением души и тела. Не зря же Петя Зубов, герой сказки Е.Шварца, пройдя все испытания, утверждает: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Давайте прислушаемся к его словам…

    (80 слов)


    ТАК МОЖНО НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ… или ЗАВЕРШИТЬ


    1.

    Время — это мираж, оно сокращается в минуты счастья и растягивается в часы страданий. (Р.Олдингтон)
    2.
    Становится новое старым,
    потом промчатся года —
    И старое сменится новью:
    так было, так будет всегда. (Рудаки)
    3.
    Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. (Б.Франклин)
    4.
    Время идет медленно, когда за ним следишь… Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует. (А.Камю)
    5.
    Держи время! Стереги его любой час, любую минуту. Без надзора оно ускользнет, словно ящерица. Освещай каждый миг честным, достойным свершением! Дай ему вес, значение, свет. (Т.Манн)
    6.
    Для того чтобы явилось в свет какое-нибудь крупное зло, нужен один день, а чтобы стереть его с лица земли, потребуется несколько столетий. (Л. Бланки)
    7.
    Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова (Д. Сантаяна, американский философ).
    8.
    Самый зловещий из всех земных звуков – тиканье часов. (В.Солоухин)
    9.
    Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни. (Чарльз Дарвин)
    10.
    «Время так быстротечно, когда куда-то спешишь, и так медлительно, когда чего-то ждёшь» (Джейсон Стэтэм)
    11
    «Счастливые часов не наблюдают» (А.С.Грибоедов)
    12.
    Если настоящее пытается судить прошлое, то оно теряет будущее. (У.Черчилль).
    13.
    Даже самый богатый человек не в состоянии откупить свое прошлое. (О.Уайльд)
    14.
    Я рекомендую Вам заботиться о минутах: часы сами позаботятся о себе. (Честерфилд, английский писатель и политический деятель)
    15.
    Выбирать время – значит экономить его. (Френсис Бэкон, английский философ-материалист)
    16.
    Время лечит все раны. (Русская пословица)
    17
    Будущее приобретается в настоящем. (Сэмюель Джонсон, английский писатель, автор «Словаря английского языка»)
    18
    Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами. (Джеймс Фенимор Купер, американский писатель)

    ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИГОДИТЬСЯ…

    1) Мы постоянно теряем время и вряд ли когда-нибудь сможем его отыскать: ни в бюро находок, ни в темном углу под кроватью. Время нельзя вернуть, но его можно наверстать или, по крайней мере, научиться не сожалеть о потере.
    2) Для каждого найдется большое количество возможностей потратить драгоценные часы на телевидение, компьютерные игры, масс-медиа. Но эти способы уйти от решения важных задач и убить время очень очевидны, как вредные привычки или пустые разговоры.
    3) Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.
    4) То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая – в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.
    5) Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем “теперь”. Во времени ничего нельзя ухватить, помимо “теперь”. “Теперь” есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как “теперь” есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается. (Аристотель)
    6) Время уносит все; длинный ряд годов умеет менять и имя, и наружность, и характер, и судьбу.
    7) Ничто не является более тягостным для мудрого человека и ничто не доставляет ему большего беспокойства, чем необходимость тратить на пустяки и бесполезные вещи больше времени, чем они того заслуживают.

  5. Вариант вступления

    Пример

    Тезис, «вытекающий» из вступления, и скрепа

    Советы к аргументации
    1) эмоциональный ввод в тему
    День приближается к концу. Обычный осенний день… А я сижу за столом и смотрю на чистый тетрадный листок… В школе задали написать сочинение на тему «Победившие время…». Странное название… Разве можно победить то, что никому и ничему не подчиняется? Взгляд случайно упал на книжную полку… Пушкин, Лермонтов, Толстой… Так вот же они, победившие время!
    Действительно, знаменитые писатели прошли сквозь века и остались любимыми и востребованными. Давайте вспомним мастеров слова и их произведения, преодолевшие время
    Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», И.С. Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе», А.Н. Островский, пьесы и др.)
    2) вступление в спор с воображаемым собеседником или приглашение к разговору
    Не кажется ли вам странной тема сочинения «Победившие время»? Согласитесь, время – это продолжительность какого-либо действия или существования чего-либо. И у всего в этом мире есть конец. Ответьте, разве можно отодвинуть этот конец или вообще его избежать? Думаю, нет. И все же есть вещи, понятия, ценности, которые никогда не умрут.
    Например, такие нравственные ценности, как честь, дружба, человеколюбие, любовь, останутся вечными. Вечным останется и наше стремление к познанию, к чтению. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
    Обратитесь к произведениям, в которых раскрываются проблемы любви, дружбы, милосердия, чести (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», А.И. Куприн. «Гранатовый браслет», И.А. Бунин. «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», В.Распутин. «Уроки французского» и др.)
    3) обоснование причин обращения к этой теме
    Всё течет, все изменяется. Человек рождается, взрослеет, стареет, умирает… Увы, закон жизни. Однако меня всегда интересовал вопрос: можно ли нарушить этот закон и все-таки преодолеть смерть, приобрести бессмертие? И однажды я поняла: смерть можно победить, и в этом человеку помогает память.
    Никогда не умрёт тот, кто остаётся в памяти людской. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к художественной литературе.
    Обратитесь к литературе, в которой воспевается подвиг героев Великой Отечественной войны, например, к роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» или «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого.
    4) использование оригинальной цитаты
    «- Вы не Достоевский, – сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым.
    – Ну, почем знать, почем знать, – ответил тот.
    – Достоевский умер, – сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
    – Протестую, – горячо воскликнул Бегемот. – Достоевский бессмертен!».
    Знакомые строчки из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Уверена, «Достоевский бессмертен», как и все писатели-классики!

    Есть непреходящие ценности, которые не подвластны времени. Это искусство – искусство слова… За доказательствами моей точки зрения обратимся к произведениям художественной литературы
    Расскажите о любом из писателей-классиков, об одном из классических произведений, которое вам близко, понятно, дорого (или нескольких)
    5) оформление вступления в виде вопросов
    Разве можно победить время? Если предположить, что такое возможно, то что же нужно сделать для того, чтобы одержать победу?
    Думаю, необходимо совершить подвиг во имя людей, и тогда память о тебе останется в веках. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
    Вспомните поэму М.Алигер «Зоя», в которой воспевается подвиг Зои Космодемьянской.
    Можно обратиться к книге Л.Кассиля и М.Поляновского «Улица младшего сына». В ней рассказывается о простом мальчике Володе Дубинине, который погиб во время Великой Отечественной войны, защищая свою Родину. Посмертно награжден орденом Красного Знамени

  6. Предмет речиВозможные
    формулировки темы
    Возможные формулировки
    главной мысли
    ЦитатыЛитературный пример
    Мы и наше время
    НастоящееВремена не выбирают
    Мы все дети своего времени
    “…Мы великого времени дети…”
    “О времени и о себе…”
    Как я живу: прошлым, будущим или настоящим?
    “Я сам расскажу о времени и о себе…”Мы живём в лучшие времена
    Мы не можем выбрать время, поэтому надо с честью жить здесь и сейчас
    Время влияет на формирование личности
    Надо жить будущим, а не прошлым
    “Время – это испытанье.
    Не завидуй никому.”
    А. Кушнер
    «Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» Томас Карлейль
    Мы – дети тишины, без бурь и катаклизмов,
    Историю борьбы мы знаем по кино,
    Мы – внуки Октября, мы – правнуки царизма,
    Мы – бешеная кровь опричнины шальной.
    Иваси
    Александр Кушнер. Времена не выбирают
    Александр Солженицын. Один день Ивана Денисовича
    Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого.
    Иващенко и Васильев. Дети тишины
    Времена и герои
    Человек и историяГерой моего времени
    Разные времена – разные герои
    Герои нашего времени в современной литературе
    Можем ли мы повлиять на всемирную  историю?
    У каждого времени свои герои
    Жизнь каждого человека – часть истории
    Героем своего времени может стать всякий
    У нашего времени нет героев
    У нашего времени тоже есть герои”А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, который не находят их для себя, — те просто лентяи и трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после свою тень в ней”. М. Горький
    “Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история”. Генрих Гейне
    “Ты мог быть героем, Но не было повода быть. Ты мог умереть, если б знал, за что умирать”. Виктор ЦойБорис Полевой. Повесть о настоящем человеке
    Исаак Бабель. Конармия
    Николай Островский. Как закалялась сталь
    Стефан Цвейг. Звёздные часы человечества
    По ком звонит колокол. Эрнест Хемингуэй
    Юлия Латынина. Охота на Изюбря
    Интересная статья на тему героев времени в литературе
    Сайт “Герои нашего времени”(примеры из жизни)
    Прошлое
    Влияние прошлогоВ каком времени мне бы хотелось оказаться
    Прошлое прорастает в нас
    Что бы я изменил в прошлом
    Можно ли менять прошлое, если есть машина времени?
    О каких страницах прошлого стоит забыть?
    Об этом нельзя забывать
    Нам никуда не деться от страшного прошлого человечества
    Прошлым нашей страны надо гордиться, это основа для будущего
    О страшных моментах в истории нельзя забывать, чтобы они не повторились в будущем”Событие прошло, памятники остаются” Публий Овидий
    “Тот, кто глядит в прошлое, так же видит будущее, как видно в зеркале глубоких вод высокое небо”. Шандор Петефи
    Мы – дети тишины, без бурь и катаклизмов,
    Историю борьбы мы знаем по кино,
    Мы – внуки Октября, мы – правнуки царизма,
    Мы – бешенная кровь опричнины шальной.
    Иваси Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.
    Рэй Бредбери. И грянул гром.
    Александр Кушнер. Времена не выбирают
    БудущееКак я представляю себе будущее
    Что я сделаю для будущего
    Будущее принадлежит молодым
    Открытия, опережающие время
    Хочу ли я знать своё будущее?Будущее зависит от нас, об этом нельзя забывать.
    Без достойного настоящего нет достойного будущего.
    Вклад каждого из нас в грядущее есть надежда в завтрашнем дне.”Знать прошлое достаточно неприятно; знать еще и будущее было бы просто невыносимо”. Уильям Сомерсет Моэм
    “Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано”. Блез ПаскальАркадий и Борис Стругацкие. За миллиард лет до конца света
    Альтернативная история
    События, изменившие всёЧто было бы, если…
    (Колумб не открыл Америку, Гитлер стал художником, а Сталин – священником, революция в России не удалась и т.п.)
    Чему быть – того не миноватьМаленькое случайное событие способно изменить всю историю
    Мелкие события не могут значительно повлиять на ход истории”Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать”. Бертран РасселГарри Гаррисон. Туннель во времени
    Рэй Бредбери. И грянул гром.
    Время переменСогласен ли я с китайской мудростью: “не дай бог жить во времена перемен”?
    Времена перемен в русской литературеПеремены необходимы, иначе человечество не будет развиваться
    Нельзя радикально ничего менять, изменения должны наступать постепенно
    Во время перемен важно оставаться человеком
    Время перемен проверяет на прочность каждого
    Время перемен влечёт за собой перемены и в самом человеке
    Всё всегда меняется к лучшему”Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу”. Стивен Кинг
    “Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось”. Булат Окуджава
    “Перемены происходят лишь тогда, когда мы идем против того, наперекор тому, к чему привыкли”. Пауло КоэльоМихаил Булгаков. Белая гвардия.
    Николай Островский. Как закалялась сталь
    Скоротечность времени”Есть только миг между прошлым и будущим…”
    Вся жизнь и несколько днейВремя скоротечно, нужно ценить каждый миг
    Вся жизнь может уместиться в несколько дней”Нет, не мало времени мы имеем, а много теряем. Жизнь дана нам достаточно долгая, и ее с избытком хватит на свершение величайших дел, если распределить ее с умом”. Л. Сенека
    “Молодость быстро летит: лови уходящее время” Публий Овидий
    «Время, затраченное впустую, есть существование; время, употребленное с пользой, есть жизнь» Эдуард ЮнгСтихи русский поэтов о быстротечности времени
    Луций Сенека. О скоротечности жизни
    По ком звонит колокол. Эрнест Хемингуэй
    Круговорот времениИрония времени
    Человечество ходит по кругуВсё повторяется
    Ничего нового не может произойти
    Время идёт по спирали, всё повторится, но по-другому
    “Что было, то и будет, и что творилось, то творится, И нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас”. Соломон. Экклезиаст
    “История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса” Ф. Гегель
    “Тот, кто глядит в прошлое, так же видит будущее, как видно в зеркале глубоких вод высокое небо”. Шандор Петефи
    “Жизни и смерти нет конца…” И. Бродский.Иосиф Бродский. Шествие
    Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита.
    Соломон. Экклесиаст
    Времена и людиСильно ли изменились люди за последние сто лет?
    Как время может изменить человека
    Разные времена – разные ценности
    Время – деньги?
    «О времена, о нравы…»
    Человек, который застрял во времени.
    “Век нынешний и век минувший”
    Времена меняются, а люди остаются прежними
    Времена меняются, и люди меняются вместе с нимMutantur tempora et nos mutamur in illis (лат) – Времена меняются, и люди меняются вместе с ним
    «Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик и обиженный стали другими людьми» Блез ПаскальАнтон Чехов. Вишнёвый сад
    Антон Чехов. Ионыч
    Василь Быков. Крутой берег реки.
    Бернхард Шлинк. Чтец
    Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
    Александр Грибоедов. Горе от ума
    Проверка временемЧто обязательно нужно проверять временем?
    Как человеческие отношения проверяются временемИстинные чувства живут вечно.
    Лучшая проверка чувств – время и расстояние
    Проверять временем надо политические учения и идеи«Время обнаруживает, что прячут складки коварства» Уильям ШекспирКонстантин Паустовский. Телеграмма.
    Время и смысл жизниНа что мы тратим время
    Если бы у меня была вечность
    Как человек может управлять своим временем
    На что по-настоящему имеет смысл тратить время?
    Какой смысл повторять то, что уже было.Время нельзя тратить впустую
    Ни в чем нет смысла, потому что все исчезнет. Надо искать смысл в существовании”Суета сует, – сказал Проповедующий, – суета сует: всё суета.
    Что пользы человеку от всех его трудов, над чем он трудится под солнцем? Род уходит, и род приходит, а Земля остается навек”.
    “Но оглянулся я на дела, что сделали мои руки,
    И на труды, над чем я трудился, –
    И вот, всё – тщета и ловля ветра,
    И нет в том пользы под солнцем!”
    Соломон. Экклезиаст
    “Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать” Артур Шопенгауэр
    “Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него” И. Гёте
    Соломон. Экклесиаст
    Антон Чехов. Крыжовник.
    Альбер Камю. Миф о Сизифе. (см. по ссылке стр. 90)
    Евгений Баратынский. Осень.
    Даниил Гранин. Эта странная жизнь
    Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого.

  7. Каждое из направлений — сплошная абстракция. Хорошо это или плохо, не мне судить. Конечно, в этом есть определенные плюсы, потому что подобрать тут можно какое угодно произведение. Но вы должны понимать, что дело тут далеко не только в них, а в умении писать, видеть важное, нужное, что пригодится вам для раскрытия темы. И будут ли они вообще напрямую пересекаться со временем — вопрос, который останется без ответа вплоть до 2 декабря. Да, будет пробный в ноябре, но если судить по прошлому году, то ничего общего между этими темами нет. Поэтому ваше дело малое — читайте и пишите.
    Сколько поговорок вы вспомните, в которых упоминается слово “время”? Их масса. Первая, которая приходит на ум, — “Время лечит”. Оно заживляет, но, увы, не омолаживает. Выше уже обозначено, с каких позиций вам, возможно, придется рассуждать, поэтому мы попробуем сейчас коротко пробежать по некоторым озвученным произведениям.
    В “Отцах и детях” время поделило героев на 2 лагеря: тех, чья “песенка спета”, говоря словами Базарова, и тех, кому предстоит прожить еще не один десяток лет. Время здесь беспощадно. Николай Петрович старается быть на одной волне со своим любимым сыном, постоянно занимаясь самообразованием, однако с горечью понимает, что мировоззрение и мироощущение разнятся, хоть и сказывается здесь давление Базарова.
    Когда Тургенева спрашивали, почему он уготовил именно такой финал для своего героя — Евгения Базарова, то он ответил, что для него еще не пришло время, слишком рано он появился, слишком мало сторонников и людей, которые были бы способны поддержать его, поэтому никакой другой участи автор придумать не смог. Время выступило барьером для главного героя, именно он один смог его преодолеть, тогда как все остальные, кто был с ним, предпочли остаться наблюдателями.
    Три тысячи шестьсот пятьдесят три дня — именно столько провел в сталинских лагерях Иван Шухов, герой повести А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича“. В основу повествования легло описание всего лишь одного дня, непродолжительные 18 часов, в которых отразилась жизнь тысяч людей, беззащитных и бесправных. В мире сталинских лагерей свои правила и законы, время здесь — наказание, оно течет медленно и совершенно однообразно, ему нет ни начала, ни конца. К десяти годам, которые получал среднестатистический зек ГУЛАГа, могли легко прибавиться дополнительные 5-10 лет. Поэтому для всех сюда попавших жизнь делилась на до и после…

  8. Автор: Корнишова Наталья Алексеевна, учитель литературы МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ» Вожегодского муниципального района Вологодской области.

    Примерные темы


    и произведения итогового сочинения направление “Время”





    Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!” (


    И. Гёте)

    В. Крупин «Сбрось мешок!»
    Стихотворения С.Есенина
    Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями». ( Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.)
    Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (В книге известный русский публицист рассуждает о необходимости ощущения счастья для человека. Лихачев считает, что необходимо сохранять радостное отношение к жизни при любых обстоятельствах.
    )




    Счастливые часов не наблюдают”

    А.С.Грибоедов “Горе от ума”
    И.А.Бунин:
    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
    А счастье всюду. Может быть, оно
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.
    М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    А. Куприн «Суламифь»( Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь, простую
    девушку из виноградника, в царицу…)
    «У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед».

    (

    Уильям Шекспир)

    «


    Единственной мерой времени является память


    »

    (Владислав Гжегорчик)
    Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом.
    М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,”— он его полюбил! И того, и другого человечество помнит, только по разным причинам

    Мера жизни не в длительности, а в том, как вы ее


    использовали.(М. Монтень)

    А.П. Чехов «Крыжовник». Чимша-Гималайски
    й, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает,отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!

    История – самый лучший учитель, у которого


    самые плохие ученики.(И. Ганди)

    М. Цветаева пишет:
    Братья, вот она Ставка крайняя!
    Третий год уже Авель с Каином бьется…
    Люди становятся оружием в руках власти. Разбиваясь на два лагеря, друзья становятся врагами, родные — навсегда чужими.
    М.М.Шолохов «Донские рассказы». Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война для Шолохова –катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Но, видимо, у истории, действительно, плохие ученики, и снова гражданская война…




    Какой патриот, какому народу ни принадлежал


    бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из


    истории отечественной?”(




    П. Вяземский)

    А.Т.Твардовский в поэме “По праву памяти” призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма.
    Приговор государственной системе, основанной на несправедливости и лжи, выносит А.И.Солженицын в рассказе “Один день Ивана Денисовича”
    А.А. Ахматова «Реквием»
    Шолохов «Донские рассказы» В “Донских рассказах” Шолохов выразил все своё отношение к страшным событиям гражданской войны, явившейся трагедией русского народа.Война губительна для обеих сторон вообще и втройне трагична, когда брат воюет против брата, сосед против соседа, друг против друга. Для нации гражданская война – большая трагедия, поскольку никакого положительного прогрессивного результата, как например, национальные освободительные войны, она не приносит. Такая война приносит лишь невосполнимые потери,калечит души, разъединяет родных людей на “своих” и “врагов”, которым может стать член собственной семьи – отец, сын, брат, приносит бессмысленную, ничем не оправданную жестокость, всплеск самых жестоких, темных и мрачных эмоций.




    История — свидетельница времени, свет истины,


    жизнь памяти, учительница жизни, вестница


    старины.” Марк Туллий Цицерон

    А.Т.Твардовский в поэме “По праву памяти” призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма.
    А.А. Ахматова «Реквием».Эта поэма – свидетельство реальных событий, «свет истины»
    А. Твардовский знал о войне не понаслышке, но всю жизнь чувствовал свою вину перед теми, кто
    не вернулся:
    Я знаю, никакой моей вины
    В том, что другие не пришли с войны,
    В том, что они –
    Кто старше, кто моложе –
    Остались там,
    И не о том же речь,
    Что я их мог,
    Но не сумел сберечь, –
    Речь не о том, но всё же, всё же, всё же …
    Это стихотворение о погибших на фронтах Великой Отечественной. Но разве это имеет
    значение? Главное, что на войне, на финской ли, германской, чеченской или какой другой,
    гибнут люди. Это ли не предостережение для человечества?
    О.Ермаков «Последний рассказ о войне». Побывав на войне, герой рассказа Мещеряков, не научился убивать, но война все же отравила его жизнь. Она прочно заняла место в его памяти,воспомина
    ния о ней не покидали ни на минуту
    В рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки» ярко и красочно представлен образ деревни,которая ассоциируется с«ранним, свежим, тихим утром». Мысли автора обращены к прошлому, в котором остался «большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад» с«кленовыми аллеями», где можно насладиться «тонким ароматом опавшей листвы и запахом антоновских яблок, запахом меда и осенней свежести…»




    История — свидетельница прошлого, пример и


    поучение для настоящего, предостережение для


    будущего”.( Мигель де Сервантес Сааведра)

    И.С. Тургенев «Муму» При чтении рассказа перед нами встают яркие страницы прошлого нашей страны
    Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой». Древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей.
    Этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от
    гипертрофированн
    ой власти машин и власти государства – все равно какого.
    Е.3амятин Роман “Мы”.
    Счастье в Едином Государстве видится как насаждаемое сверху тем аппаратом управления,которым руководит Благодетель и его помощники Хранители, которые ревностно стерегут людей от истинных чувств. Тотальная слежка, пытки, казни – необходимые атрибуты Единого Государства. В финале романа все подвергаются Великой Операции – удаляется Фантазия,последн
    ий реликт души, атавизм.




    Согласны ли вы с утверждением, что личность


    может быть бессмертна, благодаря своим


    творениям и деяниям?”

    А.С. Пушкин писал в “Медном всаднике”
    …Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно…
    Эти строки были написаны про Петра Первого. Он – человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Пётр развернул масштабные реформы российского государства, изменил общественный
    уклад: обрезал боярам рукава и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив страну с моря. Вот он, тот человек, та личность, которая совершила в своей жизни много великого и героического, творила историю
    А. С. Пушкин посвятил свои строки В. А. Жуковскому:
    Его стихов пленительная сладость
    Пройдёт веков завистливую даль…
    А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Мерцалов,измученный нищетой, готов в отчаянии покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Н.И.Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента жизнь несостоявшегося самоубийцы и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом.Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.
    В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого одной из центральных проблем является проблема роли личности в истории. Александр Первый, Наполеон, Кутузов – вот неполный список исторических личностей, показанных в романе. Кто же из них может претендовать на роль творца истории, великого человека? По мнению Толстого, великий человек носит в себе нравственные основы народа и ощущает свою моральную обязанность перед людьми. Александр Первый не всегда может понять, что в данный момент важнее всего для народа, страны. Честолюбивые претензии Наполеона выдают в нем человека, не понимающего значения событий, которые происходят.«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — такой приговор Наполеону выносит Толстой. Кутузова он называет великим человеком, так как целью своей деятельности тот поставил интересы всего народа. Он выражает народную душу и патриотизм.
    Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Подлинной причиной преступления Раскольникова было желание проверить свою теорию. Суть её заключалась в том, что всех людей Раскольников делил на тех, кто» право имеет» и «тварей дрожащих». Первые живут в послушании, вторые — преступают закон, разрушители. Ликург, Магомет, Солон, Наполеон –все эти великие люди были преступниками, пролившими много крови. Именно такие люди, по теории Раскольникова, «двигают мир и ведут его к цели». Несостоятельност
    ь теории главного героя романа Достоевский развенчал всем ходом действия, тем, что самая униженная и оскорбленная героиня, Сонечка Мармеладова, оказалась по духу выше остальных, тем, что,проверяя свою теорию на деле, Раскольников подверг себя страшным нравственным мукам.




    Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев”.


    И.С.Тургенев.

    Г.Р.Державин. В «Последних стихах» великого поэта ХVІІІ века мы читаем о «реке времени». Время, несясь вперёд, оставляет вечности «все дела людей».
    Было бы грустно, если б наши потомки забыли деяния своих предшественников
    . Но человек обладает памятью, поэтому в его сердце останутся жить на веки «чрез звуки лиры и трубы» «народы, царства…»
    Проблема времени неразрывно связана с жизнью и смертью, молодостью и старостью. Эти мотивы объединяют«Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.
    Л.Н.Толстой «Война и мир». Князь Андрей – незаурядный, умный, честный, благородный человек. Он ищет счастья и смысла жизни, правда, только для себя. Ему недоставало самоотрешённости
    , самоотвержения, но, всё же, мечтая о подвиге и славе для себя, он желает стране победу.
    Жизненные искания приводят нас к постижению смысла жизни. Да, к счастью или к сожалению, жизнь быстротечна. Это миг, и поэтому нельзя дать жизни «проскользнуть меж пальцев».
    Смотреть материалы для подготовки

  9. – Когда проводится итоговое сочинение?
    – 6 декабря 2017 года, 7 февраля 2018 года и в начале мая 2018 года.
    – Почему указаны три даты проведения итогового сочинения?
    – Вторая и третья дата – дополнительные сроки, которые были назначены для об­учающихся, получивших неудовлетворительный результат, и для обучающихся и выпускников прошлых лет, не явившихся на итоговое сочинение (изложение) или не завершивших его выполнение по уважительным причинам.
    – Ученик сам выбирает тему для написания итогового сочинения?
    – Да, ученик сам выбирает одну из пяти предложенных тем.
    – Когда становятся известны темы для сочинений?
    – Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экза­мена. Они будут предложены в рамках заявленных на этот год концептов (направ­лений): «Верность и измена», «Равнодушие и отзывчивость», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».
    – Сколько отводится времени на работу?
    – На работу даётся 3 часа 55 минут.
    – Какой должен быть объём сочинения?
    – В тексте сочинения должно быть не менее 250 слов.
    – А если написано больше 300 – 350 слов: 400-500?
    – Ограничений в этом плане нет.
    – Должен ли ученик цитировать произведение, на основе которого он раскрыва­ет тему?
    – Нет, такого требования нет. Но если выпускник может привести цитату, это только приветствуется.
    – Значит, если нет цитат, то всё равно по критерию К2 ставится «зачёт»?
    – Да, совершенно верно, только «зачёт» ставится по критерию К2, если, рас­крывая тему, ученик опирается на художественное произведение, а не просто даёт ссылку на тот или иной художественный текст. Обращается к тексту на уровне ар­гументации, приводит из него примеры, упоминает действующих лиц произведе­ния и т.д.
    – Оценивается ли в баллах эта работа?
    – На школьном уровне работы выпускников оцениваются по системе «зачёт-не­зачёт», и данный вид работы является допуском к выпускным экзаменам.
    – Надо получить «зачёт» по всем пяти критериям?
    – Прежде чем сочинение будет оцениваться по критериям, экспертом устанавли­вается, соответствует ли оно двум требованиям: требованию № 1 («объём итогового сочинения») и требованию № 2 («самостоятельность написания итогового сочине­ния»). Если сочинение не соответствует хотя бы одному из этих требований, то за сочинение выставляется «незачёт», и дальше по критериям работа не проверяет­ся. Если сочинения соответствует двум требованиям, то оно оценивается дальше по пяти критериям.
    Зачёт за всю работу ставится, если зачтены не менее трёх критериев: по крите­рию № 1 («Соответствие теме») и по критерию № 2 («Аргументация. Привлечение литературного материала») обязательно должен быть «зачёт» + по одному из следу­ющих трёх: критерию № 3 («Композиция»), критерию № 4 («Качество речи») или критерию № 5 («Грамотность»).

  10. Методические указания призывают нас понимать этот мотив во всем многообразии смыслов, но обязательно в связке с человеком, его жизнью и восприятием.
    Например, “Человек и время”, “Человек и эпоха”, “Человек и память”. Попробуем затронуть разные аспекты темы в этой работе.
    Время – сложное и не вполне понятное явление нашей действительности. Впрочем, полно, действительности ли? Не придумали ли мы сами себе это понятие?
    Время – то, что отсчитывает мгновения нашей жизни. Оно неуклонно ведет нас к концу, к тому моменту, о котором в Апокалипсисе сказано: “Времени больше не будет”. То есть время в философском смысле – это то, что измеряет нашу жизнь, всечасно приближая нас к смерти. Разумеется, наша жизнь проходит под властью минут и секунд, лет и веков. Литература тоже обычно изображает человека в рамках времени, в рамках эпохи. Но иногда писатель обращается и к повествованию «вне времени и пространства», как, например, в романе «Мастер и Маргарита». Это эпизоды бала у сатаны и скачки в конце романа.
    Время зависит от нашего восприятия: оно кажется то медленным, то быстротечным, оно то летит, как птица, то тащится, будто черепаха. Существует ли время в реальности или это лишь игра нашего воображения?
    В художественной литературе мы часто сталкиваемся с этим понятием в той или иной ипостаси.
    Во-первых, это время литературного произведения. Оно относится к его пространственно-временной организации. Подобно тому, как в фольклоре есть понятие “времени эпического” (это время, когда живут все богатыри, хотя на самом деле они жили в разные века), так существует и собственное время литературного произведения. Оно может течь неторопливо и обстоятельно (как, например, в романе “Обломов”, автор которого хотел подчеркнуть некоторую “сонность” мира своего героя), а может нестись на крыльях (как в поэме М.Ю.Лермотова “Мцыри”). Автор таким образом дорисовывает свой художественный мир, в который помещены его герои. Собственное время произведения задает ритм жизни героя и помогает нам понять авторский замысел.
    Во-вторых, это то, что определяет ход жизни человека (“…реки и улицы – длинные вещи жизни” (И.Бродский)). Человек живет не когда-то и где-то. Он вписан в пространство и в историю. Отношение человека к прошлому, к памяти – то, что характеризует его тем или иным образом. Так же и литературный герой может характеризоваться определенным образом в связи с его отношением к истории и к памяти. Так, например, тема памяти поднимается в легенде о манкуртах, которую Чингиз Айтматов рассказывает в романе «И дольше века длится день…»
    В-третьих, литературный герой, будучи вписан в определенное время, является носителем определенных черт общества того времени. Эта мысль может быть выражена даже очень ясно и четко, как, например, в названии романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», а может – и более завуалированно.
    В названном романе Лермонтова все время подчеркивается, что Печорин –герой именно своего времени. Неслучайно этот образ живо напоминает стихотворение того же автора «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье…»). Авторское «мы» этого произведения указывает на то, что описана именно современная ему безрадостная реальность. Временная привязка Печорина подчеркнута также его фамилией – с намеком на Онегина (Онега и Печора – реки), который был героем своего, более раннего, времени.
    Подчеркивается связь со временем, с эпохой также в поэме Анны Ахматовой «Реквием». Автор определяет в тексте свое назначение как роль выразительницы мыслей и чувств своих современниц. Об этом она прямо говорит в предисловии. Собственно, веяние времени в этом произведении ощущается постоянно, ведь Ахматова его постоянно подчеркивает: «Я была тогда с моим народом…», «Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад…», «В страшные годы ежовщины» и тому подобное. Одновременно подчеркивается и вневременность событий, их направленность к вечности, потому что вместе с темой времени звучит и тема памяти. В повествование о годах ежовщины вплетается евангельская главка «Распятие». Пространство и время внезапно смещаются: «…то, что случилось, пусть черные сукна покроют, и пусть унесут фонари…», становится возможным диалог со смертью. Даже название произведения («Реквием» – это первое слово и название поминальной молитвы) говорит об этом. В заключительной части поэмы Ахматова словно бы вписывает повествование в вечность. Она сначала пишет о памятнике ей самой, который она просит поставить возле тюрьмы. Казалось бы, странное место она выбрала. Почему не там, где она была счастлива («…ни около моря, где я родилась…»), а там, где она стояла «триста часов»? Анна Андреевна поясняет: она боится забыть эти ужасные годы, забыть своих подруг «осатанелых лет», ведь в то время шла война не только с народом, но и с памятью: «…отняли список, и негде узнать». Конечно, забыть такое невозможно, но поэт хочет, чтобы память не просто сохранилась – она хочет оставить память той же кровоточащей раной, какой была боль. Через памятник эти события сплетаются с будущим, с историей, а через смерть («затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть…») – с вечностью.
    Наконец, время может стать почти героем произведения, если оно особенно злободневно. Скажем, через поэму «Двенадцать» революционным шагом проходит время, сметающее все чужеродное на своем кровавом пути. Время – действующее лицо и другой поэмы, которая не была дописана В.Маяковским – «Во весь голос»: «Я сам расскажу о времени и о себе».
    Можно сказать, что мотив времени очень по-разному и с совершенно разных точек зрения рассматривается во многих произведениях художественной литературы. Каждый писатель разрабатывает эту тему в соответствии со своими убеждениями и творческой необходимостью.

  11. Что есть время? Время – это жизнь. Как часто мы волнуемся о том, что тратим время впустую, ведь тратить время – значит тратить жизнь.
    Все мы – рабы Хроноса, пленники прошлого или будущего. Мало кто живет настоящим, наслаждаясь каждым днем: одних чересчур волнует будущее, другие живут былым.
    Так, герои «Вишневого сада» Чехова погрязли в рутине минувшего. Трофимов, вечный студент, размышляет: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом.» Но ему ли говорить о важности прошлого, увязшим в прошлом настолько, что оно не дает ему продвинуться дальше, стать кем-то большим, чем просто студентом?
    Зацикленность на былом или грядущем отравляет жизнь, не дает ощутить ее в полной мере, познать со всех сторон. Но без дум об этом не обойтись, иначе можно забыть о чем-то важном, оставшемся в прожитом, или, не задумавшись о предстоящем, не понять, чего хочется от жизни. Старуха Изергиль Горького жила настоящим, в какой-то мере она прожила свою жизнь счастливо, повинуясь провидению, не задумываясь о завтрашнем и быстро забывая о проходящем. «А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, — ничего… Но скучно стало…» – так говорит она. И действительно, вся ее жизнь – своеобразный гарем времени: на смену дням идут годы, на смену одним любовникам другие, настоящего дома у нее нет, и ее ничто из этого ее нисколько не волнует.
    Прошлое и будущее – бессмертные стражи литературы, мне известно совсем немного произведений, где тема времени оставалась бы в стороне. Это и граф Монте-Кристо Дюма, сделавший время своим вечным спутником свершения мести, и Маргарита, готовая ждать встречи с Мастером хоть бесконечность, и Павел Петрович Кирсанов, живущий пережитками прошлого. Время – наш друг, и лишь от нас самих зависит, в какую сторону мы будем крутить стрелки циферблата, чтобы устроить жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *