Сочинение краткое на тему ревизор

13 вариантов

  1. Комедия Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произ ведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.
    При описании этого мира Н. В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно охарактеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме.
    Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того. Гоголь дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: “хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”; Анна Андреевна: “воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”; Хлестаков: “без царя в голове”, “говорит и действует без всякого соображения”; Осип: “слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”; Ляпкин-Тяпкин: “человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”; почтмейстер: “простодушный до наивности человек”.
    Портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, “совершенная свинья в ермолке”.
    Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный Городничий и разговор ведет степенный и размеренный: “право”, “так вот какое обстоятельство”, “полно, полно вам!” Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: “Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?” Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной. То же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: “Я, брат, не такого рода! Со мной не советую…”, та же рисовка: “А ваши глаза лучше, чем важные дела…”
    Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. Этот прием применяет автор в изображении Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Амоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития, сюжетного действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и многое другое…
    Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Немного об образе городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего окружения в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у городничего наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…” “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” — бросает он в лицо чиновникам „и в зал. Наделив городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.
    Немая сцена: как громом пораженные, стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”.
    Комедия “Ревизор” сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского. Царь Николай I так сказал о ней: “Всем тут досталось, а мне — больше всех”.
    Источник: reshebnik5-11.ru

  2. Ежесекундно мир разыгрывает на наших глазах сотни комедий. Одну из таких комедий написал А. Н. Гоголь, назвав ее Ревизор. Сюжет, подсказанный А. С. Пушкиным, вдохновил писателя на создание комедии из пяти частей. Ее герои – жители уездного города, городничий, его жена, два квартальных Добчинский и Бобчинский, слуга Осип, едва образованный судья Ляпкин – Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и почтмейстер, и главный герой – Хлестаков.
    Сюжет комедии разворачивается вокруг некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают Хлестакова – молодого человека без царя в голове, и едва понимающего, что значит для жителей города его приезд.
    Первое действие начинается с явления, в котором городничий приглашает судью, пристава, квартальных, почтмейстера, чтобы сообщить им о принеприятнейшие известия – приезде ревизора, и дает соответствующие указания: в богоугодном заведении приодеть больных, чтобы не походили на кузнецов и запретить курить им табак. Судья советует решить проблему по поводу гусей, которых завели сторожа в передней здания суда, и которые все время шныряют под ногами. Смотрителю училищ городовой советует обратить внимание на учителей, дабы не гримасничали некоторые из них, взойдя на кафедру.
    В явлении втором происходит разговор между почтмейстером и городничим. В том разговоре городничий признается, что испытывает неописуемый страх по поводу ожидаемого приезда.
    В третьем явлении Добчинский и Бобчинский говорят, что узнали от трактирщика о том, что ревизор приехал: Третью неделю живет, и не уезжает, и денег не платит. Этой вестью городничий ошарашен. Ведь за две недели арестантам не выдавали провизии, на улице грязь, да и жену унтер – офицера высекли.
    Второе действие начинается с монолога Осипа, слуги Хлестакова, который делится с читателем историей жизни Хлестакова, будучи коллежским регистратором. Хлестаков любит играть в карты, из-за чего очень часто остается без денег. Осип жалуется на то, что очень хочется есть, и в животе трескотня такая, а все потому, что трактирщик не хочет кормить Хлестакова и Осипова до тех пор, пока они не уплатят.
    В седьмом явлении второго действия приходит городничий, а Хлестаков пугается: Вроде ничего не натворил, неужели трактирщик пожаловался, и я сяду в тюрьму?
    С восьмого явления комедии начинают возникать недоразумения, связанные с приездом ревизора. Городничий беседует с Хлестаковым – в этом разговоре явно ощущается, что городничий боится Хлестакова, а Хлестаков разговаривает с ним грозным голосом по той же причине: из страха. В итоге Хлестаков оказывается приглашенным в дом городничего.
    В третьем действии автор рассказывает о Хлестакове как о заядлом лгуне: он и автор женитьбы Фигаро, и с А. С. Пушкином на короткой ноге. Затем чиновники решают дать ревизору взятку. В это время Хлестаков сидит и говорит: Ныне все хорошо, да только денег нет, и каждый, из чиновников входя, рассказывает о своей работе… Хлестаков у каждого из них занимает по триста рублей, они же думают, что таким образом он берет взятки.
    В восьмом явлении слуга Осип советует Хлестакову уехать, говоря, что его приняли за кого-то другого. Но молодой человек решает задержаться еще на один день – успевает даже сделать предложение дочери городничего.
    Пятая часть начинается с того, что прибегает почтмейстер и кричит: Никакой это не ревизор! Он рассказывает, что распечатал письмо, которое Хлестаков хотел отправить в Петербург. Письмо зачитывается вслух и выясняется, что Хлестаков тут умирал со смеху. Все ему дают взаймы – оригиналы страшные, а городничий похож на мерина, почтмейстер – на пьяницу, надзиратель – на свинью. Услышанное приводит окружающих в ярость, а больше всех сердится городничий.
    В последнем явлении на сцене появляются жандарм, говорящий, что Чиновник приехал и требует всех к себе.
    Комедия Ревизор завершается немой сценой всех героев.

  3. Городничий собирает в своем доме чиновников с тем, чтобы сообщить им «пренеприятнейшее известие»: в город едет ревизор. Все испытывают неподдельный страх и даже ужас. Им рекомен­дуется навести хотя бы видимость порядка в подведомственных заведениях, например в больнице переодеть больных в чистую одежду, убрать гусей с гусятами из приемной суда, которые так и шныряют у посетителей под ногами, спрятать охотничье снаря­жение из кабинета судьи. Городничий упрекает чиновников во взяточничестве и недостойном поведении. Так, судья, например, берет взятки борзыми щенками, а учителя в гимназии ломают стулья и корчат ученикам рожи. Кроме того, он просит почтмей­стера распечатывать и читать каждое письмо, которое приходит на почту. Тот с готовностью соглашается, потому что и до этого именно так и поступал. Появляются помещики Бобчинский и Добчинский, которые сообщают, что ревизором является Иван Александрович Хлеста­ков, который уже в течение недели живет в гостинице и не пла­тит хозяину денег. Городничий принимает решение проведать при­езжего. При этом велит квартальному дочиста вымести улицы, а на возможные вопросы ревизора о строившейся церкви отве­чать, что она сгорела, а вовсе не была растащена по частям. В гостинице в комнате лежит на кровати слуга Осип и рассуж­дает о жизни. Два месяца назад они с барином уехали из Петер­бурга, но по дороге Хлестаков истратил все деньги, поскольку жил не по средствам и проигрался в карты. Вследствие этого они уже три недели не платят хозяину за постой, и у них нет денег даже на обед. Приезжает городничий и приглашает Хлестакова пожить у себя в доме. Затем предлагает осмотреть различные заведения в горо­де и убедиться, что везде полный порядок. Далее он представля­ет гостя жене и дочери. Общаясь с ними, Хлестаков завирается окончательно. Чиновники по очереди посещают Хлестакова и дают ему взят­ки: Тот понимает, что его по ошибке принимают за важного госу­дарственного чиновника. Он пишет письмо своему другу Тряпичкину, описывая в нем это событие. Затем к Хлестакову приходят купцы, которые жалуются, что городничий требует от них подарков два раза в год на имени­ны, а также отбирает у них лучший товар. Хлестаков берет деньги и у них. Далее появляется унтер-офицерская вдова, требующая вы­платить ей штраф за то, что ее высекли без всяких на то основа­ний. Приходит слесарша, у которой мужа забрали в солдаты не по очереди, потому что те, кто должны были идти вместо него, вовремя сделали подношение. Хлестаков обещает разобраться во всем и оказать помощь. Общаясь с дочерью городничего, Хлестаков признается ей в любви. Затем проделывает то же самое с женой городничего. Сделав предложение его дочери, Хлестаков берет деньги у буду­щего тестя взаймы и уезжает якобы для того, чтобы обсудить свадьбу с отцом, обещая вернуться завтра-послезавтра. Городничий с женой мечтают о скором переезде в Петербург. Все чиновники поздравляют их. Появляется почтмейстер и читает вслух письмо Хлестакова Тряпичкину, из которого собравшиеся узнают, что Хлестаков вовсе не является ревизором. Все обвиняют в происшедшем Бобчинского и Добчинского. Входит жандарм, который сообщает о приезде настоящего ревизора.
    Ежесекундно мир разыгрывает на наших глазах сотни комедий. Одну из таких комедий написал А. Н. Гоголь, назвав ее Ревизор. Сюжет, подсказанный А. С. Пушкиным, вдохновил писателя на создание комедии из пяти частей. Ее герои – жители уездного города, городничий, его жена, два квартальных Добчинский и Бобчинский, слуга Осип, едва образованный судья Ляпкин – Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и почтмейстер, и главный герой – Хлестаков.
    Сюжет комедии разворачивается вокруг некоего ревизора, который должен посетить город и за которого по ошибке принимают Хлестакова – молодого человека без царя в голове, и едва понимающего, что значит для жителей города его приезд.
    Первое действие начинается с явления, в котором городничий приглашает судью, пристава, квартальных, почтмейстера, чтобы сообщить им о принеприятнейшие известия – приезде ревизора, и дает соответствующие указания: в богоугодном заведении приодеть больных, чтобы не походили на кузнецов и запретить курить им табак. Судья советует решить проблему по поводу гусей, которых завели сторожа в передней здания суда, и которые все время шныряют под ногами. Смотрителю училищ городовой советует обратить внимание на учителей, дабы не гримасничали некоторые из них, взойдя на кафедру.
    В явлении втором происходит разговор между почтмейстером и городничим. В том разговоре городничий признается, что испытывает неописуемый страх по поводу ожидаемого приезда.
    В третьем явлении Добчинский и Бобчинский говорят, что узнали от трактирщика о том, что ревизор приехал: Третью неделю живет, и не уезжает, и денег не платит. Этой вестью городничий ошарашен. Ведь за две недели арестантам не выдавали провизии, на улице грязь, да и жену унтер – офицера высекли.
    Второе действие начинается с монолога Осипа, слуги Хлестакова, который делится с читателем историей жизни Хлестакова, будучи коллежским регистратором. Хлестаков любит играть в карты, из-за чего очень часто остается без денег. Осип жалуется на то, что очень хочется есть, и в животе трескотня такая, а все потому, что трактирщик не хочет кормить Хлестакова и Осипова до тех пор, пока они не уплатят.
    В седьмом явлении второго действия приходит городничий, а Хлестаков пугается: Вроде ничего не натворил, неужели трактирщик пожаловался, и я сяду в тюрьму?
    С восьмого явления комедии начинают возникать недоразумения, связанные с приездом ревизора. Городничий беседует с Хлестаковым – в этом разговоре явно ощущается, что городничий боится Хлестакова, а Хлестаков разговаривает с ним грозным голосом по той же причине: из страха. В итоге Хлестаков оказывается приглашенным в дом городничего.
    В третьем действии автор рассказывает о Хлестакове как о заядлом лгуне: он и автор женитьбы Фигаро, и с А. С. Пушкином на короткой ноге. Затем чиновники решают дать ревизору взятку. В это время Хлестаков сидит и говорит: Ныне все хорошо, да только денег нет, и каждый, из чиновников входя, рассказывает о своей работе… Хлестаков у каждого из них занимает по триста рублей, они же думают, что таким образом он берет взятки.
    В восьмом явлении слуга Осип советует Хлестакову уехать, говоря, что его приняли за кого-то другого. Но молодой человек решает задержаться еще на один день – успевает даже сделать предложение дочери городничего.
    Пятая часть начинается с того, что прибегает почтмейстер и кричит: Никакой это не ревизор! Он рассказывает, что распечатал письмо, которое Хлестаков хотел отправить в Петербург. Письмо зачитывается вслух и выясняется, что Хлестаков тут умирал со смеху. Все ему дают взаймы – оригиналы страшные, а городничий похож на мерина, почтмейстер – на пьяницу, надзиратель – на свинью. Услышанное приводит окружающих в ярость, а больше всех сердится городничий.
    В последнем явлении на сцене появляются жандарм, говорящий, что Чиновник приехал и требует всех к себе.
    Комедия Ревизор завершается немой сценой всех героев.

  4. Городничий Антон Антонович – прожжённый плут, знающий, казалось бы, все хитрости государевой службы. Но он получил письмо с предупреждением от друга: в их городок инкогнито направляется ревизор. И опытный городничий, взволнованный возможными последствиями, верит словам двух болтунов – местных дворян Бобчинского и Добчинского, которые приняли Хлестакова за ревизора.
    Невероятная чехарда, которую вызвал своей болтливостью мнимый ревизор, набирает обороты. Все чиновники (каждый из них знает свои немалые грехи) стараются дать ему взятку, местные жители приходят к нему с челобитными, надеясь на справедливость столичного гостя. Каждый старается его задобрить.
    Хлестакову показывают «богоугодные заведения». В больнице, как уверяет врач, все «выздоравливают, как мухи». В школе учитель, рассказывая о полководце Александре Македонском, в азарте ломает стулья. В городишке имитируют ремонтные работы – расставляют соломенные вехи.
    Для Хлестакова городничий дает пышный обед, попутно выпрашивая себе разные блага и очерняя своих противников. Подвыпивший юноша даже успевает поухаживать за женой городничего и посвататься за его дочь.
    Сообразив конце-концов (с помощью слуги Осипа, который поумнее своего хозяина), что пора убираться, Хлестаков уезжает на лучших лошадях, любезно предоставленных ему.
    Не в меру любопытный почтмейстер (любит почитывать чужие письма и даже делать выписки из полюбившихся мест) из письма, отправленным Хлестаковым приятелю, узнаёт, что тот вовсе не ревизор. Известие о появлении настоящего ревизора, приехавшего в город, вводит всех в ступор.
    В комедии талантливо, рельефно показаны типичные черты чиновников, и вообще «элиты общества». Замечательно тонко поданы детали, которые характеризуют персонажей. Что характерно, нет ни одного положительного персонажа. Любопытнее всего, что комедия написана 180 лет назад, а отражены в ней и сегодняшние реалии жизни.

    Вариант 3

    Идею написать сатирическую комедию о чиновниках Гоголю подсказал А.С. Пушкин. В 1835 году Николай Васильевич приступил к написанию «Ревизора». Однако полностью закончил произведение только в 1842 году. За это время автор многократно вносил правки в свое творение. Для тех лет комедия Гоголя была весьма новаторской. Ведь в ней нет положительных героев, любовной линии, она вся состоит из обличения человеческих пороков, которыми Гоголь в своем произведении «наградил» чиновников.
    Действие комедии происходит в маленьком захолустном городке, где правят бал казнокрады, взяточники, воры во главе с городничим. Все эти люди живут в полной уверенности, что за их преступления они никогда не понесут ответственности. Ведь начальство так далеко, а в городе все свои и всегда можно договориться. Но внезапно городничий получает известие о приезде в город ревизора из Петербурга. Проблема состоит в том, что проверяющий прибудет инкогнито.
    В это же самое время волею судьбы в городе оказывается Хлестаков, мелкий служащий коллежский регистратор, сбежавший из Петербурга. Он сильно потратился в дороге и живет в гостинице без копейки денег. И вот этого-то человека и принимают в городе за приехавшего ревизора! Всему виной, укоренившаяся у горожан привычка, верить сплетням, домыслам и слухам.
    Зная, что в городе все дела находятся в запустении, обленившиеся от безнаказанности чиновники начинают наперебой угождать Хлестакову, чтобы он «закрыл глаза» на их делишки. А сам Хлестаков, который вначале ничего не понимает, принимает это за чистую монету. Лишь позднее до него доходит, что его принимают за важную персону, и вовсю использует это заблуждение в свою пользу. Он преспокойно берет взятки у посетителей, волочится за женой и дочерью городничего, попутно рассказывая завиральные истории о своем влиянии в Петербурге.
    Обман раскрывается только после отъезда Хлестакова, который написал письмо о своих приключениях другу Тряпичкину. Немая сцена в конце комедии показывает читателю, что расплата для зарвавшихся чиновников, наконец, наступит.
    Образ каждого «героя» продуман Гоголем до мелочей. Городничий с громкой фамилией Сквозник-Дмухановский, неглупый человек, бездарно управляющий вверенным ему городом. Он пребывает в уверенности, что все грехи можно замолить в церкви. Бюрократ и взяточник, обманутый мелким пройдохой. Говорящая фамилия Ляпкин-Тяпкин у судьи уездного города. Сразу понятно, что этот человек относится к своим обязанностям «тяп ляп». Для него главное не вершить правосудие, а жить в свое удовольствие. Он и взятки берет борзыми щенками, полагая, что раз это не деньги, то и греха в таком деянии нет.
    Но особое место в калейдоскопе образов занимает, конечно, Хлестаков. Кутила и мот, тратящий деньги своих родителей. Мелкая и ничтожная личность невеликого ума. Уму непостижимо, как могли все принять такого человека за ревизора, наделенного полномочиями и с «секретным предписанием».
    В этой сатирической комедии Гоголь блестяще показал, насколько прогнило общество того времени. Продажность чиновников, взяточничество, чинопочитание изнутри подтачивали устои Российского общества. Но есть вера в то, что все они получат по заслугам, так как в конце, перед немой сценой, читатель узнает, что настоящий ревизор уже прибыл.

  5. Городничий собирает в своем доме чиновников с тем, чтобы сообщить им «пренеприятнейшее известие»: в город едет ревизор. Все испытывают неподдельный страх и даже ужас. Им рекомен­дуется навести хотя бы видимость порядка в подведомственных заведениях, например в больнице переодеть больных в чистую одежду, убрать гусей с гусятами из приемной суда, которые так и шныряют у посетителей под ногами, спрятать охотничье снаря­жение из кабинета судьи. Городничий упрекает чиновников во взяточничестве и недостойном поведении. Так, судья, например, берет взятки борзыми щенками, а учителя в гимназии ломают стулья и корчат ученикам рожи. Кроме того, он просит почтмей­стера распечатывать и читать каждое письмо, которое приходит на почту. Тот с готовностью соглашается, потому что и до этого именно так и поступал. Появляются помещики Бобчинский и Добчинский, которые сообщают, что ревизором является Иван Александрович Хлеста­ков, который уже в течение недели живет в гостинице и не пла­тит хозяину денег. Городничий принимает решение проведать при­езжего. При этом велит квартальному дочиста вымести улицы, а на возможные вопросы ревизора о строившейся церкви отве­чать, что она сгорела, а вовсе не была растащена по частям. В гостинице в комнате лежит на кровати слуга Осип и рассуж­дает о жизни. Два месяца назад они с барином уехали из Петер­бурга, но по дороге Хлестаков истратил все деньги, поскольку жил не по средствам и проигрался в карты. Вследствие этого они уже три недели не платят хозяину за постой, и у них нет денег даже на обед. Приезжает городничий и приглашает Хлестакова пожить у себя в доме. Затем предлагает осмотреть различные заведения в горо­де и убедиться, что везде полный порядок. Далее он представля­ет гостя жене и дочери. Общаясь с ними, Хлестаков завирается окончательно. Чиновники по очереди посещают Хлестакова и дают ему взят­ки: Тот понимает, что его по ошибке принимают за важного госу­дарственного чиновника. Он пишет письмо своему другу Тряпичкину, описывая в нем это событие. Затем к Хлестакову приходят купцы, которые жалуются, что городничий требует от них подарков два раза в год на имени­ны, а также отбирает у них лучший товар. Хлестаков берет деньги и у них. Далее появляется унтер-офицерская вдова, требующая вы­платить ей штраф за то, что ее высекли без всяких на то основа­ний. Приходит слесарша, у которой мужа забрали в солдаты не по очереди, потому что те, кто должны были идти вместо него, вовремя сделали подношение. Хлестаков обещает разобраться во всем и оказать помощь. Общаясь с дочерью городничего, Хлестаков признается ей в любви. Затем проделывает то же самое с женой городничего. Сделав предложение его дочери, Хлестаков берет деньги у буду­щего тестя взаймы и уезжает якобы для того, чтобы обсудить свадьбу с отцом, обещая вернуться завтра-послезавтра. Городничий с женой мечтают о скором переезде в Петербург. Все чиновники поздравляют их. Появляется почтмейстер и читает вслух письмо Хлестакова Тряпичкину, из которого собравшиеся узнают, что Хлестаков вовсе не является ревизором. Все обвиняют в происшедшем Бобчинского и Добчинского. Входит жандарм, который сообщает о приезде настоящего ревизора.

  6. Действие происходит в небольшом захолустном городке, где нет порядка, а чиновничий произвол доходит до абсурда. Власти городка – все сплошь воры, тунеядцы и мошенники. Они выступают в роли обобщенного символа николаевской системы. Уже в эпиграфе мы видим обличительный посыл произведения: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
    Главный герой пьесы – Хлестаков, молодой человек невысокого ума, мелкий чиновник, не имеющий гроша за душой. Он случайно попадает в городок, а местная знать ошибочно принимает его за ревизора из столицы. Основной причиной такой ошибки становится страх проворовавшихся чиновников, он-то и затуманивает им глаза.
    Духовный и нравственный упадок чиновников заметен в их репликах. Никто из них не чувствует своего долга перед страной и делом, каждый печется лишь о собственных интересах. Хлестаков же принимается напропалую лгать о своем положении, богатстве и солидных связях. Все его фантазии принимаются за чистую монету.
    Тяпкин-Ляпкин, Земляника, Хлопов, Почтмейстер, Хлестаков, городничий – все они являются отражением своей эпохи. Ярче всего, на мой взгляд, получился образ Хлестакова. От него даже произошло целое понятие «хлестаковщина», означающего пустого, глупого человека, который прожигает жизнь и тратит родительские деньги. Главным для Хлестакова было пустить пыль в глаза.
    Чем же кончается пьеса? Мнимый ревизор уезжает, а чиновники понимают, что их одурачили. Они, конечно, заслужили гораздо больше, чем просто оказаться в глупом положении. Но Гоголь не наказывает их, он выставляет их на всеобщее обозрение с надеждой на торжество справедливости.

  7. Комедия «Ревизор» написана в середине 19 века и своим содержанием отражает многие мерзости и низость в обществе, происходившую в то время среди чиновников, государевых слуг. Главный герой рассказа Хлестаков, чиновник низшего звена из Петербурга, приезжает в один из уездных городков Российской Империи, где его принимают за ревизора, тайно прибывшего с проверкой из столицы. Будучи лишенным денежных средств от игры в карты, не имеющий средств даже на обратный проезд, Хлестаков рад приему местных властей, пытавшихся всячески задобрить лжепроверяющего. Хлестакова угощают, дают взятки, пытаются всячески задобрить те, чьи чиновничьи места могут быть потеряны после хорошей проверки, выявившей казнокрадства, случаи халатности и другие преступления.
    Н.В. Гоголь в своем произведении переносит нас в мир взяток и свинства, где человеческое достоинство сводится к нулю. Безнравственность и самолюбие характеризуют встречающихся нам в этой комедии чиновников. Городничий Антон Антонович получает известие о том, что к ним в город едет проверка из столицы и всячески готовится скрыть свои совершенные преступления другим преступлением, готовится давать ревизору взятки. Другие антигерои этой комедии готовятся к проверкам аналогично. Взятками и угощениями встречают Хлестакова повсюду. В конце своего визита столичный чиновник получает лучших лошадей, предоставленных ему правителями города, и убирается оттуда. Обман чиновников был раскрыт только после отъезда Хлестакова, когда почтмейстер, любивший почитать чужие письма, вскрывает отправленный Хлестаковым конверт и узнает правду о столичном чиновнике.
    Сложно сказать, кто больше достоин порицания – Хлестаков, кутящий, беспечный государев служащий, не способный отказаться от подкупов, или градоначальник Антон Антонович, человек умный, но безразличный к судьбам людей своего города. Оба этих героя – две стороны одной монеты. Один подкупает, другой продается.
    Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» очень актуальна и сегодня. Написанные в ней главные герои существуют в современных уездных городишках и в наше непростое время. Корысть и бесчинства придают скверный вид всем тем, кто вызвался править людьми, и все их желания и возможности ограничиваются низменными чувствами.

  8. Гоголь виртуозно собирал свои наблюдения в единый художественный образ, в котором любой мог узнать черты знакомых людей. Актуальность комедии обуславливалась тем, что ее сюжет был взят из жизни, а герои были знакомы каждому. Автор утверждал, что в своем произведении он ничего не выдумал. «Ревизор» полон намеков, позволяющих прочувствовать Гоголевскую действительность. Посредством высмеивания общественных пороков писатель заставляет понять всю их тлетворность, задуматься и постараться от них освободиться.
    В качестве художественных приемов Гоголь использует говорящие фамилии, например Ляпкин-Тяпкин и неприкрытые реплики героев. Это позволило автору убрать маску благопристойности и вскрыть всю безобразность нечистых на руку чиновников.
    Особая роль в произведении отводится авторским ремаркам. «Замечания для господ актеров» дают характеристику персонажей, выражая свое отношение открыто, либо завуалировано через портретные описания. Для них также характерна ирония.
    Положительного героя в свою комедию Гоголь не ввел намеренно. В «Ревизоре» в качестве положительного начала воплощается высокий нравственный идеал автора, основа его сатиры – смех. Как ни печально, жизнь доказывает, что не бывает такого ревизора, которого невозможно было бы подкупить. Время идет, а созданная Гоголем комедия по-прежнему не теряет своей актуальности.

  9. Степан Ильич Уховертов — частный пристав.
    Городничий собирает в своем доме чиновников с тем, чтобы сообщить им «пренеприятнейшее известие»: в город едет ревизор. Все испытывают неподдельный страх и даже ужас. Им рекомен­дуется навести хотя бы видимость порядка в подведомственных заведениях, например в больнице переодеть больных в чистую одежду, убрать гусей с гусятами из приемной суда, которые так и шныряют у посетителей под ногами, спрятать охотничье снаря­жение из кабинета судьи. Городничий упрекает чиновников во взяточничестве и недостойном поведении. Так, судья, например, берет взятки борзыми щенками, а учителя в гимназии ломают стулья и корчат ученикам рожи. Кроме того, он просит почтмей­стера распечатывать и читать каждое письмо, которое приходит на почту. Тот с готовностью соглашается, потому что и до этого именно так и поступал.
    Появляются помещики Бобчинский и Добчинский, которые сообщают, что ревизором является Иван Александрович Хлеста­ков, который уже в течение недели живет в гостинице и не пла­тит хозяину денег. Городничий принимает решение проведать при­езжего. При этом велит квартальному дочиста вымести улицы, а на возможные вопросы ревизора о строившейся церкви отве­чать, что она сгорела, а вовсе не была растащена по частям.
    В гостинице в комнате лежит на кровати слуга Осип и рассуж­дает о жизни. Два месяца назад они с барином уехали из Петер­бурга, но по дороге Хлестаков истратил все деньги, поскольку жил не по средствам и проигрался в карты. Вследствие этого они уже три недели не платят хозяину за постой, и у них нет денег даже на обед.
    Приезжает городничий и приглашает Хлестакова пожить у себя в доме. Затем предлагает осмотреть различные заведения в горо­де и убедиться, что везде полный порядок. Далее он представля­ет гостя жене и дочери. Общаясь с ними, Хлестаков завирается окончательно.
    Чиновники по очереди посещают Хлестакова и дают ему взят­ки: Тот понимает, что его по ошибке принимают за важного госу­дарственного чиновника. Он пишет письмо своему другу Тряпичкину, описывая в нем это событие.
    Затем к Хлестакову приходят купцы, которые жалуются, что городничий требует от них подарков два раза в год на имени­ны, а также отбирает у них лучший товар. Хлестаков берет деньги и у них.
    Далее появляется унтер-офицерская вдова, требующая вы­платить ей штраф за то, что ее высекли без всяких на то основа­ний. Приходит слесарша, у которой мужа забрали в солдаты не по очереди, потому что те, кто должны были идти вместо него, вовремя сделали подношение. Хлестаков обещает разобраться во всем и оказать помощь.
    Общаясь с дочерью городничего, Хлестаков признается ей в любви. Затем проделывает то же самое с женой городничего. Сделав предложение его дочери, Хлестаков берет деньги у буду­щего тестя взаймы и уезжает якобы для того, чтобы обсудить свадьбу с отцом, обещая вернуться завтра-послезавтра.
    Городничий с женой мечтают о скором переезде в Петербург. Все чиновники поздравляют их.
    Появляется почтмейстер и читает вслух письмо Хлестакова Тряпичкину, из которого собравшиеся узнают, что Хлестаков вовсе не является ревизором. Все обвиняют в происшедшем Бобчинского и Добчинского.
    Входит жандарм, который сообщает о приезде настоящего ревизора.

  10. Ревизор – драматургическое произведение. В данной комедии писатель изобразил пороки современности. Важное место среди чиновников занимает Городничий. Так, он представляет собой образ власти. Чиновник ходит в церковь, но у него велик соблазн не упустить того, что «само плывет в руки», занимается взяточничеством. Как только приезжает ревизор, он хочет попасть в генералы.
    Грешен во взятках и Ляпкин-Тяпкин, увлекающийся охотой. Надворный советник Земляника тоже относится к главным персонажам. Он является попечителем богоугодных заведений. Смотритель училищ Хлопов весьма «услужлив и суетлив». Почтмейстер Шпекин простодушен до наивности.
    Действующим лицом комедии можно назвать и страх. Чиновники постоянно боятся. Городничий советует им произвести улучшение. Неожиданно Бобчинский и Добчинский докладывают, что ревизор уже несколько недель живет в городе. Страх охватывает всех с новой силой. Страх в комедии не испытывают лишь жена и дочь Городничего. Через Хлестакова они хотят узнать сплетни и столичные новости. Интересно, что страх владеет и самим Хлестаковым.
    Он является мелким чиновником из Петербурга и приезжает в свою деревню по просьбе отца. Легкомысленный коллежский асессор действует «без царя в голове», слова его вылетают порой  неожиданно для всех. Он  постоянно лжет и сам верит в это. Хлестаков стремится покрасоваться перед уездными чиновниками. Роль Хлестакова в «Ревизоре» наиболее сложная. Так считал сам Николай Васильевич Гоголь.
    Люлюкова и Коробкина также можно отнести к чиновникам уездного города. Для них характерны типичные черты, включая дух семейственности. Они любят проводить время праздно, отличаются низким культурным уровнем и пренебрежительным отношением к простому люду. Так, положение человека в социуме того времени определяется прежде всего чином. Автор использовал письма, ремарки, речевые характеристики. Кстати, фамилии персонажей тоже несут смысловую характеристику.
    Хлестаков не понимает, что ему грозит разоблачение и дальше продолжает всем лгать. Слуга оказывается умнее его. Страх является двигателем сюжета и создает интригу. Так, страх мотивирует и поступки персонажей и добавляет остроты сатире в комедии «Ревизор».

  11. иколай Васильевич Гоголь дал в комедии «Ревизор» широкую картину чиновничье-бю-рократического правления в России в 30-х годах XIX века. В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей небольшого уездного города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство и полное отсутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни. Это раскрыто в образах помещиков Бобчин-ского и Добчинского, жены и дочери городничего, купцов и мещанок. Но более всего характеризуют быт и нравы этого города его чиновники.
    Описывая чиновников, Н. В, Гоголь показал массовые злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к простым людям. Все эти явления были характерными, укоренившимися чертами чиновничества николаевской России. Именно такими предстают перед нами государственные служащие в комедии «Ревизор».
    Во главе всех стоит городничий. Мы видим, что он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудренный жизненным и служебным опытом, он «обманывал мошенников над мошенниками». Городничий — убежденный взяточник: «Это уж так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят». Он постоянно присваивает себе казенные деньги. Цель стремлений этого чиновника — «со временем… влезть в генералы». А в общении с подчиненными он груб и деспотичен. «Что, самоварники, аршинники…», — обращается он к ним. Совсем по-другому этот человек говорит с начальством: заискивающе, почтительно. На примере городничего Гоголь показывает нам такие типичные черты российского чиновничества, как взяточничество, чинопочитание.
    Групповой портрет типичного николаевского чиновника хорошо дополняет судья Ляпкин-Тяпкин. Уже одна его фамилия говорит об отношении этого чиновника к своей службе. Именно такие люди и исповедуют принцип «закон, что дышло». Ляпкин-Тяпкин — представитель выборной власти («избран судьей по воле дворянства»). Поэтому он держится свободно даже с городничим, позволяет себе оспаривать его. Поскольку этот человек прочел за свою жизнь 5—6 книг, он считается «вольнодумцем и образованным». Эта деталь подчеркивает невежество чиновников, их низкий уровень образования.
    Еще мы узнаем про Ляпкина-Тяпкина, что он увлекается охотой, поэтому взятки берет борзыми щенками. Делами же он совсем не занимается, и в суде царит -беспорядок.
    О полном равнодушии к государственной службе состоящих на ней людей говорит в комедии и образ попечителя богоугодных заведений Земляники, «человекатолстого, но плута тонкого». В подведомственной ему больнице больные мрут как мухи, врач «по-русски ни слова не знает». Земляника же тем временем рассуждает: «Человек простой; если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Как типичному представителю чиновничества, ему также свойственно низкопоклонство перед вышестоящими и готовность донести на своих сослуживцев, что он и делает, когда приезжает Хлестаков.
    Трепет перед начальством испытывает и смотритель уездных училищ Лука Лукич Хлопов, до смерти запуганный человек. «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул», — говорит он. А почтмейстер Шпекин не нашел себе лучшего занятия, как вскрывать письма. Об ограниченности этого «простодушного до наивности» человека говорит то, что именно из чужих писем он черпает свои познания о жизни.
    Наверное, групповой портрет российского чиновничества 30-х годов XIX века не был бы полным без такого яркого персонажа комедии, как Хлестаков, которого принимают за тайного ревизора. Как пишет Гоголь, это «один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует безо всякого соображения». Значимость в комедии образа Хлестакова еще и в том, что он не принадлежит к кругу провинциального чиновничества. Но, как

  12. 12
    Текст добавил: *_*УжАсНо КрУтАя*_*

    Время, когда жил и творил Н. В. Гоголь, было отмечено крупными общественно-историческими событиями. Детские годы писателя совпали с разгромом Наполеона в Отечественной войне 1812 года, выходом России на широкую международную арену. Юношеские годы Николая Гоголя относятся к периоду, когда декабристы строили планы революционного переустройства России, а затем открыто выступили против самодержавия и крепостничества. На литературное поприще Н. В. Гоголь вступил в пору жестокой политической реакции. Его творческая деятельность развивается в 30-40-е годы XIX века, когда правящие круги Николая Первого стремились искоренить всякое свободомыслие, общественную самостоятельность.
    Появление в 1836 году комедии «Ревизор» приобрело общественно важное значение не только потому, что автор критиковал и высмеивал пороки и недостатки царской России, но и потому, что своей комедией писатель призывал зрителей и читателей заглянуть в свою душу, задуматься об общечеловеческих ценностях. Гоголь не разделял идеи революционного переустройства общества, но он свято верил в очищающую силу смеха, верил в торжество справедливости, которая непременно победит, как только люди осознают всю гибельность дурного. Итак, в своей пьесе Н. В. Гоголь ставит перед собой цель — «смеяться сильно» над всем, что «достойно осмеяния всеобщего».
    В комедии «Ревизор» местом действия автор избирает маленький провинциальный городок, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Героями пьесы Н. В. Гоголь делает городских чиновников и «лицо фантасмагорическое», Хлестакова. Гениальность автора позволила ему на примере небольшого островка жизни раскрыть те черты и конфликты, которые характеризовали общественное развитие целой исторической эпохи. Он сумел создать художественные образы громадного социального и нравственного диапазона. Маленький городок в пьесе запечатлел все характерные черты общественных отношений того времени.
    Основной конфликт, на котором построена комедия, заключается в глубоком противоречии между тем, чем занимаются городские чиновники, и представлениями об общественном благе, интересами жителей города. Беззакония, казнокрадство, взяточничество — все это изображено в «Ревизоре» не как индивидуальные пороки отдельных чиновников, а как общепризнанные «нормы жизни», вне которых власть имущие не мыслят своего существования. У читателей и зрителей же ни на минуту не возникает сомнения в том, что где-то жизнь проходит по другим законам. Все нормы отношений между людьми в городе «Ревизора» выглядят в пьесе как повсеместные. Откуда, к примеру, у чиновников такая уверенность в том, что приехавший из Петербурга ревизор согласится принять участие в обеде у городничего, не откажется брать явные взятки? Да потому, что они знают это по опыту своего города, а так ли уж сильно он отличается от столицы?
    Гоголя занимают не только социальные пороки общества, но и его нравственное, духовное состояние. В «Ревизоре» автор нарисовал страшную картину внутренней разобщенности людей, способных объединиться лишь на время под воздействием общего для всех чувства страха. В жизни людьми руководит высокомерие, чванливость, угодничество, стремление занять более выгодное место, устроиться получше. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Можно грешить, достаточно лишь, подобно городничему, каждое воскресенье исправно посещать церковь. Скрыть истинную сущность своих действий чиновникам помогает и фантастическая ложь, которая во многом сродни хлестаковской. Ляпкин-Тяпкин берет взятки борзыми щенками и называет это «совсем иным делом». В больницах города люди «выздоравливают как мухи». Почтмейстер вскрывает чужие письма лишь потому, что «смерть любит узнать, что есть нового на свете».
    Н. В. Гоголь не случайно полностью переиначивает традиционную сценическую завязку и развитие сюжета в своей пьесе, говоря, что «не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?». Истинные ценности человеческой натуры для чиновников города заменены представлениями о чине. Смотритель училищ Хлопов, скромный титулярный советник, откровенно признается, что если с ним говорит кто-либо выше чином, так у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул». Именно благоговейный страх перед «значительным лицом» приводит к тому, что чиновники, прекрасно понимающие всю пустоту и глупость Хлестакова, изображают полнейшее почтение, и не только изображают, но и действительно испытывают его.
    Характеризуя свою пьесу «Ревизор» как комедию общественную, Н. В. Гоголь неоднократно подчеркивал глубокое обобщающее содержание ее образов. Безнаказанный произвол городничего, тупая исполнительность Держиморды, ехидное простодушие почтмейстера — все это глубокие социальные обобщения. Каждый из персонажей комедии символизирует определенный диапазон человеческих качеств, позволяя автору показать, насколько измельчал современный человек, насколько не осталось в нем представлений о героике и благородстве. Тем самым автор подготавливает нас к пониманию одной из основных идей поэмы «Мертвые души», в которой он покажет, что нет ничего страшнее обыденного, измельчавшего зла.
    Огромной творческой удачей писателя можно считать и образ Хлестакова, которого автор не случайно считал главным героем произведения. Именно Хлестаков наиболее полно выразил суть эпохи, в которой отсутствует нормальная человеческая логика, в которую о человеке судят не по его душевным качествам, а по его общественному положению. А чтобы занять высокое положение, достаточно лишь случая, который выведет тебя «из грязи в князи», не надо прилагать никаких усилий, заботиться об общественном благе.
    Таким образом, можно утверждать, что, выведя в комедии обобщенные типы людей и отношений между ними, Н. В. Гоголь смог с огромной силой отразить в произведении жизнь современной ему России. Вдохновляемый идеями высокого призвания человека, писатель выступил против всего низкого, порочного и бездуховного, против падения общественных норм и человеческой морали. Огромное общественное значение пьесы заключается в силе ее воздействия на зрителей, которые должны осознать, что все виденное ими на сцене происходит вокруг них и в реальной жизни.
    Источник: http://www.school-city.by

  13. Комедия Гоголя “Ревизор” является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы XIX века. “Ревизор” представляет собой глубоко реалистическое произ ведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.
    При описании этого мира Н. В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно охарактеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легко доступной зрителю и читателю форме.
    Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава — Уховертов, а уездного лекаря — Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того. Гоголь дал краткие характеристики каждому из главных действующих лиц, которые помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: “хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”; Анна Андреевна: “воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей”; Хлестаков: “без царя в голове”, “говорит и действует без всякого соображения”; Осип: “слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет”; Ляпкин-Тяпкин: “человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен”; почтмейстер: “простодушный до наивности человек”.
    Портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, “совершенная свинья в ермолке”.
    Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный Городничий и разговор ведет степенный и размеренный: “право”, “так вот какое обстоятельство”, “полно, полно вам!” Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: “Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?” Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной. То же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: “Я, брат, не такого рода! Со мной не советую…”, та же рисовка: “А ваши глаза лучше, чем важные дела…”
    Основным литературным приемом, которым пользуется Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. Этот прием применяет автор в изображении Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Амоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития, сюжетного действия, начиная с рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова как за соломинку городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая “сама себя высекла”, и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что “в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”, и многое другое…
    Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестко. Письмо Хлестакова дает событиям такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Немного об образе городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего окружения в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у городничего наступает нечто вроде прозрения: “Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…” “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!” — бросает он в лицо чиновникам „и в зал. Наделив городничего сарказмом, Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.
    Немая сцена: как громом пораженные, стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В этой сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, “маленьких воришек для удовольствия больших”.
    Комедия “Ревизор” сразу же стала одним из самых популярных драматических произведений того времени и явилась предвестником пьес Островского. Царь Николай I так сказал о ней: “Всем тут досталось, а мне — больше всех”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *