Сочинение лермонтова на тему бородино

13 вариантов

  1. В произведении автор повествует читателю об ужасной битве, которая произошла во время первой мировой войны. Во время этой масштабной войны, многие люди были убиты, и ещё больше людей получило различного рода увечья, и потому автор называет эту войну одной из самых ужасных, которые когда либо происходили. В основном из-за того, что это первая война, которая поразила мир своей жестокостью и масштабностью. В нём автор раскрывает тему человеческой жестокости наряду с человеческой глупостью, ведь именно война является олицетворением этих двух человеческих пороков. Война по праву ужасное явление, ведь на войне один человек убивает другого, что само по себе отвратило, именно это пытается выразить Лермонтов.
    Образ Бородина Лермонтов представляет как некий собирательный образ всех трагических событий, которые когда-либо происходили с нашей страной. Он называет этот момент истории тем, что лучше бы никогда не случалось. Он показал все ужасы того события, описал всё настолько красочно и точно, что у читателя не возникало никаких сомнений в настоящей ужасности войны, и в том, что лучше избегать войны, и никогда не допускать её повторения, однако она всё равно повторялась в будущем. И об этом автор также говорил. Он называл войну необходимостью, которая нужна человеку для нормальной жизни и развития. С помощью войны и убийства люди придумывали что-то новое, для того чтобы лучше убивать, однако это также двигало прогресс, и именно поэтому автор называет войну хоть и ужасным, но в тоже время нужным явлением.
    Таким образом, мы видим, что произведение “Бородино” стало для Лермонтова неким размышлением насчёт темы войны.

    Сочинение 2

    На долю русского народа выпало немало войн, битв и сражений. Многие из них удостоились чести закрепиться в памяти людей посредством стихов, поэм и т.д.
    В качестве примера, можно привести Бородинское сражение, которое одним из лучших описал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1827 году.
    Перед многими авторами встает проблема, какими словами и стилем донести свои произведения до читателя. Михаилу Юрьевичу удалось найти прекрасное решение.
    Повествование в стихотворении Бородино идет от лица обычного воина, который рассказывает о тяжелой и болезненной битве.
    Сдача Москвы врагу могла перечеркнуть шансы на победу.  Но чувство долга, чести и любовь к Родине обычных солдат, грамотное командование полководцев, позволили дать отпор противнику.
    Детальный рассказ о быте, мыслях и чувствах воинов, описание битвы дают возможность почувствовать себя участником тех сражений. Стоит вспомнить в какое время проходило это действие. Оснащение нашей армии было скудным. Фактически большая часть битв происходила в рукопашную. Тяжело понять, как тем людям хватало смелости и выдержки, чтобы продолжать сражаться в условиях, когда земля под ногам ‘горела’, поле было усыпано телами воинов и лошадей, вокруг были столбы дыма и то и дело мимо пролетали ядра из пушек, стирая возможность ориентироваться.
    Весь стих пропитан болью, тяжестью и чувством неизвестности за будущее. Каждый день мог стать решающим. Но в то же время, какое-то едва уловимое чувства спокойствия и уверенности автора повествования, дает нам возможность и надежду, что найдутся силы у простого русского солдата дать бой и отстоять родную землю.
    Также рассказчик поднимает насущную проблему смены поколений. Участник тех сражений, посредством своего опыта, говорит об утрате чувство долга, чести, патриотизма и мощи. Тогда полководцы шли в бой вместе с солдатами плечом к плечу несмотря на ранги и регалии в одном строю. Но возможно это лишь тоска об ушедшем времени, молодости и людей, которые так и остались лежать в той сырой земле.
    Благодаря таким произведениям как Бородино, у последующих поколений формируется понимание, каким трудом дается мирное небо над головой. Это прекрасное напоминание о том, что нужно ценить, уважать и гордиться своими предками, которые имея минимальное вооружение, а в большей степени за счет патриотизма, внутренней мощи смогли не сломаться под натиском врага.

  2. Автор стихотворения поднимает вечные проблемы: патриотизма, самопожертвы, силы духа. Сила народа в его любви к родному краю, ее должен воспитывать в себе каждый человек. Стих М. Лермонтова тоже прославляет эту ценность. Иногда людям приходится жертвовать собой ради счастья следующих поколений. Поэт показывает пример такой самопожертвы, доказывая, что, Отечество нужно защищать даже ценой собственной жизни.
    Как высшую ценность поэт также подает ощущение единства с народом. Не зря лирический герой произведения часто ведет речь от первого числа множественного лица. Умение горой стоять друг за друга – секрет могущества.
    Старый солдат, которого в стихотворении собеседник называет «дядей», говорит о том, что нынешнее поколение не сравнится с участниками Бородинской битвы, ведь те были настоящими богатырями. И эти слова проговариваются совсем не с тем, чтобы оскорбить молодых людей. Ветеран Отечественной войны боится, что поднятая во время Бородино сила духа со временем ослабнет. А это значит, что его дети и внуки могут стать легкой добычей. Вот еще один аргумент в пользу актуальности стихотворения «Бородино». Мы всегда должны помнить слова дяди, стремиться быть «богатырями», а не пассивным поколением.
    Таким образом, секрет актуальности стиха М.Ю. Лермонтова «Бородино» прост. В нескольких строфах поэт сохранил память о великой духовной победе, которая стала примером не только для современников, но и для потомков. Стихотворение не дает забыть о вечных ценностях, которые помогают народу сохранять свободу и могущество. Произведение – один из родников, которые питают народную силу духа, патриотизм. Его можно сравнить с ветерком, который не дает погаснуть пламени народной любви.

  3. Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году. Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора к современному ему поколению.
    Вместе с тем стихотворение «Бородино» стало новым этапом в развитии поэзии Лермонтова, связанным с появлением в нем реалистических тенденций. С этой точки зрения очень показательно сравнение его со стихотворением «Поле Бородина», написанным шестнадцатилетним поэтом-романтиком. Там еще чувствовались отголоски классической оды, но в целом стиль его был приподнято-романтическим.
    Так, явно под влиянием стилистики торжественной оды дается общая оценка исторического значения Бородинской битвы:
    Однако же в преданьях славы
    Все громче Рымника, Полтавы
    Гремит Бородино.
    Скорей обманет глас пророчий,
    Скорей небес погаснут очи,
    Чем в памяти сынов полночи
    Изгладится оно.
    В этом юношеском стихотворении чувствуется склонность к эффектным положениям, столь характерным для романтических поэм. Ночь перед битвой представляется в шуме бури, которая «дика, как песнь свободы»; после страшного сражения герой склоняет голову «на труп застывший, как на ложе». Один из эпизодов битвы передается рассказчиком в таких ярко романтических красках:
    Мой пал товарищ, кровь лилася,
    Душа от мщения тряслася,
    И пуля смерти понеслася
    Из моего ружья.
    Ничего подобного уже не будет в стихотворении 1837 года, где точность описания каждой детали боя создает подлинно реалистическую картину. Более того, вместо неопределенно-романтического образа «вождя» из раннего стихотворения в «Бородине» мы видит конкретный и достоверный образ «полковника», который получает емкое определение «слуга царю, отец солдатам», показывающее основные черты этого характера. Также вместо неопределенного «противника» в позднем стихотворении появляется вполне реальный противник – «француз».
    Но самое главное изменение касается центрального образа героя-рассказчика. В раннем стихотворении это романтический персонаж, вполне соотносимый с романтическим лирическим героем ранней лирики Лермонтова. Достаточно привести в качестве примера характерной для него приподнято-возвышенной, эмоциональной речи следующие строки:
    «Брат, слушай песню непогоды:
    Она дика, как песнь свободы».
    Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии. Именно с ним связана в стихотворении патриотическая тема и проблема национального характера.
    Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.
    Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри – не вы!
    Как справедливо отмечал Белинский, «вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата… Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
    И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие. Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни. Как потом покажет в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, Бородинское сражение стало такой «звездной минутой» для всей русской нации в целом. Недаром писатель, создавший огромное полотно романа-эпопеи, утверждал, что именно небольшое стихотворение Лермонтова явилось ее зерном.
    Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций. С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.). С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).
    Эту стилистическую особенность очень хорошо уловил Белинский: «Стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».
    Такому звучанию способствует и стихотворная форма, использованная Лермонтовым: четырехстопный ямб чередуется с трехстопным, который с безупречной точностью появляется в каждой третьей и седьмой строках. Это позволяет выделить важные в смысловом отношении строки и в то же время сообщает всему стихотворению характер живой, непринужденной разговорной речи.
    Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя»-рассказчик: «мы долго молча отступали»; «и вот нашли большое поле»; «тогда считать мы стали раны» и т.д.
    Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под. Но и в этих немногочисленных случаях его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой потом будет писать Толстой.
    Как и все русские люди, этот солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле». Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!». Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи».
    Эта последняя особенность очень важна, поскольку позволяет Лермонтову, который сам участвовал во многих сражениях русской армии на Кавказе, передать не абстрактное представление, а реальное ощущение участника боя. Именно ему, солдату, защищающему свой редут, представляется, что вся мощь противника устремлена на него:
    Уланы с пестрыми значками,
    Драгуны с конскими хвостами,
    Все промелькнули перед нами,
    Все побывали тут.
    Но это отнюдь не узость взгляда, а точность оценки и видения поля сражения. Всю его грандиозную мощь и грозную силу прекрасно осознает этот рядовой участник сражения, как и всякий другой русский солдат:
    Вам не видать таких сражений!..
    Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролететь мешала
    Гора кровавых тел. …
    Земля тряслась – как наши груди,
    Смешались в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой…
    Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» — все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника. Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри».
    Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей», одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова – так не похожих на этих стойких и мужественных солдат. Стихотворение получает четкое обрамление, а его главная мысль логическое завершение.
    «Бородино» Лермонтова стало подлинным шедевром русской поэзии и не только отразило патриотические чувства поэта, но и явилось настоящим гимном русской нации и русскому народу.

  4. Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Это знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора к современному ему поколению.
    Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.
    Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри – не вы!
    И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие. Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни.
    Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций. С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.). С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).
    Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя» -рассказчик.
    Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под. Его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма».
    Солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле». Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!». Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи».
    Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» – все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника.
    Смешались в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой…
    Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри».
    Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей».

  5. Свое гениальное стихотворение “Бородино” М.Ю. Лермонтов посвящает героической Бородинской битве 1812 года. О тех тяжелых, кровопролитных боях мы знаем из уроков истории. Но именно Лермонтов на языке простого солдата рассказывает о подвиге русского народа. В своем рассказе он как бы заново переживает страшные события, участником которых он был.
    Рассказ в стихотворении ведется от первого лица, в виде ответа на вопрос молодого собеседника: “Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром французу отдана?”. И старый солдат с болью о погибших и гордостью за стойкость в грозные годы войны начинает свой рассказ. Он говорит просто, без возвышенных слов и призывов. Но в самом рассказе, в чувствах, которые этот героический боец вкладывает в свои слова, мы видим и чувство собственного достоинства, и взаимоуважение, и почтительное отношение к своему командиру. Но больше всего чувствуется его любовь к Родине. Не к тому поселению, где он вырос, а к Родине – стране, в которой он живет. Все это чувствуется с первых слов его рассказа, где он сразу же говорит о героях богатырях своего времени: “Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. Богатыри – не вы”. И дальше он ведет рассказ непосредственно о самом бое. Он рассказывает и об отступлении: “Мы долго молча отступали.”, и о неудовольствии солдат своими командирами: “Не смеют что-ли командиры чужие изорвать мундиры…”, и об ожидании боя: “Досадно было, боя ждали…”. Но во всех эпизодах, рассказанных солдатом, видится не переживания одного человека, а горечь за отступление, стойкость всех простых солдат. В своем рассказе он как-то мягко, незаметно переходит от слова “Я” к слову “мы”: “Забил заряд я в пушку туго”, и тут же “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою”. Это говорит о том, что подвиг совершил не он один. Это заслуга всех его соратников. Не забывает он и своего командира. с какой теплотой и любовью говорит он о полковнике: “Слуга царю, отец солдатам, да жаль его – сражен булатом…” чувствуется, что командир действительно относился к солдатам, как отец к сыновьям. Это подчеркивается и словами командира: “Ребята! не Москва ль за нами?”. Он не приказывает солдатам стоять насмерть, но призывает своих сыновей постоять за свою землю. И солдаты оценили этот призыв, обещая умереть под Москвой, и “клятву верности сдержали”.
    Сам бой солдат описывает, как страшный, кровопролитный. И хоть он вначале говорит, что забил снаряд, то есть подразумевалась перестрелка, то дальше он уже рассказывает и о том, что дело дошло даже до рукопашного боя. Бой шел целый день. Мы видим и дым от орудийных залпов, и уланов, и драгунов, и горы трупов. “Рука бойцов колоть устала.” Это говорит о героической стойкости русских солдат. Они бились не по приказу старших офицеров, а сражались за родину, за Москву.
    Но вот день прошел. Наутро солдаты снова были готовы затеять новый бой. Но французы отступили. И вот тогда “…считать мы стали раны, товарищей считать.” То есть уже после окончания боя солдаты начали пересчитывать, сколько погибших. А до того им некогда было этим заниматься, они должны были сражаться. Не убегать, не прятаться, а стоять насмерть.
    В этом стихотворении Лермонтов в лице одного простого солдата показал весь народ, героически сражавшийся в то суровое время.

  6. “Бородино” М.Ю. Лермонтова (Сочинение-раздумье)

    Автор: Лермонтов М.Ю.
    …Недаром помнит вся Россия
    Про день Бородина!
    М.Лермонтов
    Слово “Бородино” знает весь мир. Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге, стало символом побед. И в этом немалая заслуга русских писателей, в числе которых и Михаил Юрьевич Лермонтов.
    Но сначала хочется вспомнить другое его стихотворение. Именно в нем поэт смог передать страдания русского воина, умирающего на поле брани:
    Наедине с тобою, брат,
    Нам довелось побыть.
    На свете мало, говорят,
    Мне остается жить.
    Поедешь скоро ты домой.
    Смотри ж… Да что!
    Моей судьбой.
    Сказать по правде, очень
    Никто не озабочен.
    Служили в те годы не так, как нынче, — десятилетиями. Фактически солдат всю свою зрелость тратил на армию, теряя связи с родными. Понятия “рекрутчина”, “судьба рекрута” были в России синонимами каторги.
    Конечно, за годы службы неграмотный мужик превращался в настоящего воина, умелого, по-своему образованного, бывалого. Но оторванность от исконных корней всегда болезненна. Именно это и сумел передать поэт в небольшом стихотворении:
    Отца и мать мою едва ль
    Застанешь ты в живых.
    Признаться, право, было б жаль
    Мне опечалить их.
    Но если кто из них и жив,
    Скажи, что я писать ленив…
    Что бился храбро за царя.
    Что плохи наши лекаря,
    Что полк в поход послали
    И чтоб меня не ждали…
    В “Бородино”, при всем пафосе, нарочитой маршевой ритмике и плакатной восторженности, мелькают бриллианты таких же скорбных в своей обыденности строк:
    …Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел…
    …Смешались, в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой…
    …Полковник наш рожден был хватом:
    Слуга царю, отец солдатам…
    Да жаль его: сражен булатом,
    Он спит в земле сырой…
    Думается, что творческий человек не способен восхвалять войну. Даже — освободительную. В любом сражении поэт увидит вой озверевших людей и смертоносных орудий, хлад вскопанной земли, безразличие трупов и скорбь умирающих.
    Лермонтов воевал на Кавказе, воочию видел смерть. Для него война не могла стать чем-то привлекательным. Конечно, он, как и все русские, восхищался победой над Наполеоном, но патриотизм поэта был омрачен знанием того, что любая воинская победа — пиррова. В ней больше печали, чем гимнов. В ней кровь и боль задекорированы знаменами и маршами.

  7. Стихотворение «Бородино», написанное в 1837 году к двадцатипятилетию Бородинской битвы, стало первым опубликованным стихотворением Лермонтова, появившимся на страницах журнала современник. Но впервые к этой теме поэт обратился еще в юношеском стихотворении «Поле Бородина» в 1830 году. Из этой первоначальной зарисовки Бородинского сражения и выросло знаменитое стихотворение поэта, воплотившее его размышления об историческом прошлом России и ее дальнейшей судьбе, поставившее проблему национального характера и выразившее отношение автора к современному ему поколению.
    Вместе с тем стихотворение «Бородино» стало новым этапом в развитии поэзии Лермонтова, связанным с появлением в нем реалистических тенденций. С этой точки зрения очень показательно сравнение его со стихотворением «Поле Бородина», написанным шестнадцатилетним поэтом-романтиком. Там еще чувствовались отголоски классической оды, но в целом стиль его был приподнято-романтическим.
    Так, явно под влиянием стилистики торжественной оды дается общая оценка исторического значения Бородинской битвы:
    Однако же в преданьях славы
    Все громче Рымника, Полтавы
    Гремит Бородино.
    Скорей обманет глас пророчий,
    Скорей небес погаснут очи,
    Чем в памяти сынов полночи
    Изгладится оно.
    В этом юношеском стихотворении чувствуется склонность к эффектным положениям, столь характерным для романтических поэм. Ночь перед битвой представляется в шуме бури, которая «дика, как песнь свободы»; после страшного сражения герой склоняет голову «на труп застывший, как на ложе». Один из эпизодов битвы передается рассказчиком в таких ярко романтических красках:
    Мой пал товарищ, кровь лилася,
    Душа от мщения тряслася,
    И пуля смерти понеслася
    Из моего ружья.
    Ничего подобного уже не будет в стихотворении 1837 года, где точность описания каждой детали боя создает подлинно реалистическую картину. Более того, вместо неопределенно-романтического образа «вождя» из раннего стихотворения в «Бородине» мы видит конкретный и достоверный образ «полковника», который получает емкое определение «слуга царю, отец солдатам», показывающее основные черты этого характера. Также вместо неопределенного «противника» в позднем стихотворении появляется вполне реальный противник – «француз».
    Но самое главное изменение касается центрального образа героя-рассказчика. В раннем стихотворении это романтический персонаж, вполне соотносимый с романтическим лирическим героем ранней лирики Лермонтова. Достаточно привести в качестве примера характерной для него приподнято-возвышенной, эмоциональной речи следующие строки:
    «Брат, слушай песню непогоды:
    Она дика, как песнь свободы».
    Вместо подобных патетически-возвышенных выражений в стихотворении «Бородино» звучит простая народно-разговорная речь, присущая обычному русскому солдату, который и становится главным героем и рассказчиком, с точки зрения которого описывается великое сражение русской армии. Именно с ним связана в стихотворении патриотическая тема и проблема национального характера.
    Стихотворение «Бородино» имеет форму своеобразного диалога поколения поэта с поколением героев войны 1812 года. Такая форма позволила включить в стихотворение не только простой и вместе с тем удивительный по яркости и точности рассказ старого солдата-артиллериста, но и одну из важнейших для лермонтовской поэзии тем, связанную с проблемой личности.
    Начинается стихотворение с разговора о том, что в прошлом России были героические страницы, показывающие силу характера, стойкость, мужество и достоинство русского человека. Именно такую личность мечтал видеть среди своих современников поэт, но находил ее только в прошлом. И вот в ответ на вопрос юного собеседника старый солдат отвечает:
    Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри – не вы!
    Как справедливо отмечал Белинский, «вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата… Эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
    И все же тринадцать из четырнадцати куплетов стихотворения – это и есть «ответ старого солдата», эпически спокойно, даже несколько сурово, и вместе с тем трогательно и задушевно ведущего свой рассказ о битве, в которой он принимал непосредственное участие. Для него это не просто яркое воспоминание, это «звездная минута» его жизни. Как потом покажет в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой, Бородинское сражение стало такой «звездной минутой» для всей русской нации в целом. Недаром писатель, создавший огромное полотно романа-эпопеи, утверждал, что именно небольшое стихотворение Лермонтова явилось ее зерном.
    Вот почему в стихотворении «Бородино» мы видим как бы сплетение двух стилистических тенденций. С одной стороны, звучит речь простого солдата, насыщенная просторечиями, прозаизмами и фразеологическими оборотами («у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат, мусью», «полковник наш рожден был хватом» и др.). С другой стороны, здесь присутствует высокий стиль, яркая образность, которые призваны подчеркнуть особую значимость изображаемых событий для всего русского народа, всей нации («поле грозной сечи», «французы двинулись, как тучи», «сражен булатом, он спит в земле сырой» и др.).
    Эту стилистическую особенность очень хорошо уловил Белинский: «Стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».
    Такому звучанию способствует и стихотворная форма, использованная Лермонтовым: четырехстопный ямб чередуется с трехстопным, который с безупречной точностью появляется в каждой третьей и седьмой строках. Это позволяет выделить важные в смысловом отношении строки и в то же время сообщает всему стихотворению характер живой, непринужденной разговорной речи.
    Психологически точен Лермонтов и в использовании местоимения «мы»: действительно, в стихотворении возникает не просто образ отдельного человека, но коллективного героя – русского народа, частью которого и ощущает себя «дядя»-рассказчик: «мы долго молча отступали»; «и вот нашли большое поле»; «тогда считать мы стали раны» и т.д.
    Лишь тогда, когда рассказчик описывает свои чисто индивидуальные действия, он употребляет местоимение «я»: «забил заряд я в пушку туго», «прилег вздремнуть я у лафета» и под. Но и в этих немногочисленных случаях его образ является типизированным, собирающим в себе все самые главные качества русского солдата: храбрость, отвагу, преданность командирам и непоказную любовь к родине – ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой потом будет писать Толстой.
    Как и все русские люди, этот солдат расстроен долгим отступлением армии: «Досадно было, боя ждали». Он радостно-возбужден, когда, наконец, найдено место для решающего сражения – «есть разгуляться где на воле». Он спокоен перед боем, в котором, может быть, ему суждено умереть, и даже шутит: «Забил заряд я в пушку туго / И думал: угощу я друга! / Постой-ка, брат, мусью!». Но при этом солдат трезво оценивает силы противника, отдает ему должное: «Сквозь дым летучий /Французы двинулись, как тучи».
    Эта последняя особенность очень важна, поскольку позволяет Лермонтову, который сам участвовал во многих сражениях русской армии на Кавказе, передать не абстрактное представление, а реальное ощущение участника боя. Именно ему, солдату, защищающему свой редут, представляется, что вся мощь противника устремлена на него:
    Уланы с пестрыми значками,
    Драгуны с конскими хвостами,
    Все промелькнули перед нами,
    Все побывали тут.
    Но это отнюдь не узость взгляда, а точность оценки и видения поля сражения. Всю его грандиозную мощь и грозную силу прекрасно осознает этот рядовой участник сражения, как и всякий другой русский солдат:
    Вам не видать таких сражений!..
    Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролететь мешала
    Гора кровавых тел. …
    Земля тряслась – как наши груди,
    Смешались в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой…
    Это они, простые русские солдаты и офицеры, подобные полковнику, готовому умереть за родину и призывающему своих «ребят»: «Умремте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» – все они воплотили в себе тот героический дух русского народа, который позволил ему одолеть страшного противника. Это действительно было «могучее, лихое племя», настоящие «богатыри».
    Стихотворение завершается перекличкой второго и четырнадцатого куплетов, в которых дается сопоставление двух поколений русских людей – прежних «богатырей», одержавших великую победу на Бородинском поле, и современников Лермонтова – так не похожих на этих стойких и мужественных солдат. Стихотворение получает четкое обрамление, а его главная мысль логическое завершение.
    «Бородино» Лермонтова стало подлинным шедевром русской поэзии и не только отразило патриотические чувства поэта, но и явилось настоящим гимном русской нации и русскому народу.

  8. “Бородино” М.Ю. Лермонтова (Сочинение-раздумье)

    Автор: Лермонтов М.Ю.
    …Недаром помнит вся Россия
    Про день Бородина!
    М.Лермонтов
    Слово “Бородино” знает весь мир. Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге, стало символом побед. И в этом немалая заслуга русских писателей, в числе которых и Михаил Юрьевич Лермонтов.
    Но сначала хочется вспомнить другое его стихотворение. Именно в нем поэт смог передать страдания русского воина, умирающего на поле брани:
    Наедине с тобою, брат,
    Нам довелось побыть.
    На свете мало, говорят,
    Мне остается жить.
    Поедешь скоро ты домой.
    Смотри ж… Да что!
    Моей судьбой.
    Сказать по правде, очень
    Никто не озабочен.
    Служили в те годы не так, как нынче, — десятилетиями. Фактически солдат всю свою зрелость тратил на армию, теряя связи с родными. Понятия “рекрутчина”, “судьба рекрута” были в России синонимами каторги.
    Конечно, за годы службы неграмотный мужик превращался в настоящего воина, умелого, по-своему образованного, бывалого. Но оторванность от исконных корней всегда болезненна. Именно это и сумел передать поэт в небольшом стихотворении:
    Отца и мать мою едва ль
    Застанешь ты в живых.
    Признаться, право, было б жаль
    Мне опечалить их.
    Но если кто из них и жив,
    Скажи, что я писать ленив…
    Что бился храбро за царя.
    Что плохи наши лекаря,
    Что полк в поход послали
    И чтоб меня не ждали…
    В “Бородино”, при всем пафосе, нарочитой маршевой ритмике и плакатной восторженности, мелькают бриллианты таких же скорбных в своей обыденности строк:
    …Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел…
    …Смешались, в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой…
    …Полковник наш рожден был хватом:
    Слуга царю, отец солдатам…
    Да жаль его: сражен булатом,
    Он спит в земле сырой…
    Думается, что творческий человек не способен восхвалять войну. Даже — освободительную. В любом сражении поэт увидит вой озверевших людей и смертоносных орудий, хлад вскопанной земли, безразличие трупов и скорбь умирающих.
    Лермонтов воевал на Кавказе, воочию видел смерть. Для него война не могла стать чем-то привлекательным. Конечно, он, как и все русские, восхищался победой над Наполеоном, но патриотизм поэта был омрачен знанием того, что любая воинская победа — пиррова. В ней больше печали, чем гимнов. В ней кровь и боль задекорированы знаменами и маршами.

  9. …Недаром помнит вся Россия
    Про день Бородина!
    М.Лермонтов
    Слово “Бородино” знает весь мир. Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге, стало символом побед. И в этом немалая заслуга русских писателей, в числе которых и Михаил Юрьевич Лермонтов.
    Но сначала хочется вспомнить другое его стихотворение. Именно в нем поэт смог передать страдания русского воина, умирающего на тюле брани:
    Наедине с тобою, брат,
    Нам довелось побыть.
    На свете мало, говорят,
    Мне остается жить.
    Поедешь скоро ты домой.
    Смотри ж… Да что!
    Моей судьбой.
    Сказать по правде, очень
    Никто не озабочен.
    Служили в те годы не так, как нынче, — десятилетиями. Фактически солдат всю свою зрелость тратил на армию, теряя связи с родными. Понятия “рекрутчина”, “судьба рекрута” были в России синонимами каторги.
    Конечно, за годы службы неграмотный мужик превращался в настоящего воина, умелого, по-своему образованного, бывалого. Но оторванность от исконных корней всегда болезненна. Именно это и сумел передать поэт в небольшом стихотворении:
    Отца и мать мою едва ль
    Застанешь ты в живых.
    Признаться, право, было б жаль
    Мне опечалить их.
    Но если кто из них и жив,
    Скажи, что я писать ленив…
    Что бился храбро за царя.
    Что плохи наши лекаря,
    Что полк в поход послали
    И чтоб меня не ждали…
    В “Бородино”, при всем пафосе, нарочитой маршевой ритмике и плакатной восторженности, мелькают бриллианты таких же скорбных в своей обыденности строк:
    …Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел…
    …Смешались, в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой…
    …Полковник наш рожден был хватом:
    Слуга царю, отец солдатам…
    Да жаль его: сражен булатом,
    Он спит в земле сырой…
    Думается, что творческий человек не способен восхвалять войну. Даже — освободительную. В любом сражении поэт увидит вой озверевших людей и смертоносных орудий, хлад вскопанной земли, безразличие трупов и скорбь умирающих.
    Лермонтов воевал на Кавказе, воочию видел смерть. Для него война не могла стать чем-то привлекательным. Конечно, он, как и все русские, восхищался победой над Наполеоном, но патриотизм поэта был омрачен знанием того, что любая воинская победа — пиррова. В ней больше печали, чем гимнов. В ней кровь и боль задекорированы знаменами и маршами.

  10. «Бородино» М.Ю. Лермонтова (Сочинение-раздумье)

    Автор: Лермонтов М.Ю.
    …Недаром помнит вся Россия
    Про день Бородина!
    М.Лермонтов
    Слово «Бородино» знает весь мир. Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге, стало символом побед. И в этом немалая заслуга русских писателей, в числе которых и Михаил Юрьевич Лермонтов.
    Но сначала хочется вспомнить другое его стихотворение. Именно в нем поэт смог передать страдания русского воина, умирающего на поле брани:
    Наедине с тобою, брат,
    Нам довелось побыть.
    На свете мало, говорят,
    Мне остается жить.
    Поедешь скоро ты домой.
    Смотри ж… Да что!
    Моей судьбой.
    Сказать по правде, очень
    Никто не озабочен.
    Служили в те годы не так, как нынче, — десятилетиями. Фактически солдат всю свою зрелость тратил на армию, теряя связи с родными. Понятия «рекрутчина», «судьба рекрута» были в России синонимами каторги.
    Конечно, за годы службы неграмотный мужик превращался в настоящего воина, умелого, по-своему образованного, бывалого. Но оторванность от исконных корней всегда болезненна. Именно это и сумел передать поэт в небольшом стихотворении:
    Отца и мать мою едва ль
    Застанешь ты в живых.
    Признаться, право, было б жаль
    Мне опечалить их.
    Но если кто из них и жив,
    Скажи, что я писать ленив…
    Что бился храбро за царя.
    Что плохи наши лекаря,
    Что полк в поход послали
    И чтоб меня не ждали…
    В «Бородино», при всем пафосе, нарочитой маршевой ритмике и плакатной восторженности, мелькают бриллианты таких же скорбных в своей обыденности строк:
    …Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел…
    …Смешались, в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой…
    …Полковник наш рожден был хватом:
    Слуга царю, отец солдатам…
    Да жаль его: сражен булатом,
    Он спит в земле сырой…
    Думается, что творческий человек не способен восхвалять войну. Даже — освободительную. В любом сражении поэт увидит вой озверевших людей и смертоносных орудий, хлад вскопанной земли, безразличие трупов и скорбь умирающих.
    Лермонтов воевал на Кавказе, воочию видел смерть. Для него война не могла стать чем-то привлекательным. Конечно, он, как и все русские, восхищался победой над Наполеоном, но патриотизм поэта был омрачен знанием того, что любая воинская победа — пиррова. В ней больше печали, чем гимнов. В ней кровь и боль задекорированы знаменами и маршами.

  11. Автор: Лермонтов М.Ю.
    …Недаром помнит вся Россия
    Про день Бородина!
    М.Лермонтов
    Слово “Бородино” знает весь мир. Это название небольшой деревни, находящейся недалеко от Москвы, на старой Смоленской дороге, стало символом побед. И в этом немалая заслуга русских писателей, в числе которых и Михаил Юрьевич Лермонтов.
    Но сначала хочется вспомнить другое его стихотворение. Именно в нем поэт смог передать страдания русского воина, умирающего на поле брани:
    Наедине с тобою, брат,
    Нам довелось побыть.
    На свете мало, говорят,
    Мне остается жить.
    Поедешь скоро ты домой.
    Смотри ж… Да что!
    Моей судьбой.
    Сказать по правде, очень
    Никто не озабочен.
    Служили в те годы не так, как нынче, — десятилетиями. Фактически солдат всю свою зрелость тратил на армию, теряя связи с родными. Понятия “рекрутчина”, “судьба рекрута” были в России синонимами каторги.
    Конечно, за годы службы неграмотный мужик превращался в настоящего воина, умелого, по-своему образованного, бывалого. Но оторванность от исконных корней всегда болезненна. Именно это и сумел передать поэт в небольшом стихотворении:
    Отца и мать мою едва ль
    Застанешь ты в живых.
    Признаться, право, было б жаль
    Мне опечалить их.
    Но если кто из них и жив,
    Скажи, что я писать ленив…
    Что бился храбро за царя.
    Что плохи наши лекаря,
    Что полк в поход послали
    И чтоб меня не ждали…
    В “Бородино”, при всем пафосе, нарочитой маршевой ритмике и плакатной восторженности, мелькают бриллианты таких же скорбных в своей обыденности строк:
    …Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел…
    …Смешались, в кучу кони, люди,
    И залпы тысячи орудий
    Слились в протяжный вой…
    …Полковник наш рожден был хватом:
    Слуга царю, отец солдатам…
    Да жаль его: сражен булатом,
    Он спит в земле сырой…
    Думается, что творческий человек не способен восхвалять войну. Даже — освободительную. В любом сражении поэт увидит вой озверевших людей и смертоносных орудий, хлад вскопанной земли, безразличие трупов и скорбь умирающих.
    Лермонтов воевал на Кавказе, воочию видел смерть. Для него война не могла стать чем-то привлекательным. Конечно, он, как и все русские, восхищался победой над Наполеоном, но патриотизм поэта был омрачен знанием того, что любая воинская победа — пиррова. В ней больше печали, чем гимнов. В ней кровь и боль задекорированы знаменами и маршами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *