Сочинение мцыри на тему романтический герой

13 вариантов

  1. Мцыри как романтический герой
    мцыри лермонтов свобода произведение
    Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» – молодой послушник. Он живет в трагическом и чужом для него мире – мире душных келий и мучительных молитв. Монастырь в понимании героя – это сумрачная тюрьма, символ неволи, печали и одиночества. Мцыри не считает это жизнью и мечтает вернуться в родные края. Юноша решается убежать из своего «плена» и отправляется на поиски новой настоящей жизни. За стенами монастыря Мцыри открывает много нового. Он восхищается красотой и гармонией кавказской природы. Все вокруг приводит его в восторг. Он наслаждается каждым мгновением сбывшейся мечты. Мальчик во всем видит только прекрасное. На протяжении всей жизни он не испытывал подобных чувств. Все кажется ему необычным, чудесным, полным красок и положительных эмоций. Но судьба смеется над бедным мальчиком. После трехдневных скитаний Мцыри снова возвращается в монастырь. Юноша не выдерживает и умирает. Перед смертью он делится со старцем впечатлениями, переживаниями и чувствами, полученными от красочного и яркого путешествия. Именно эти три дня он считает жизнью настоящего свободного человека. М.Ю. Лермонтов хочет показать безусловную ценность свободы и вольной жизни. Он посвящает истории всей жизни бедного юноши только одну главу, а трем дням – почти всю поэму, и мы понимаем, как эти три дня важны для Мцыри.

  2. Мцыри как романтический герой поэмы Мцыри Лермонтова сочинение

    План

    1.Романтические образы Лермонтова.
    2. Мцыри как романтический герой
    2.1. Прошлое героя.
    2.2. Жизнь в неволе.
    2.3. Стремление к свободе.
    3. Трагизм Мцыри.
    М. Ю. Лермонтов – замечательный писатель и поэт, создавший множество ярких романтических образов. Это и скучающий путешественник Печорин, и ревнивый мститель Арбенин, и свободолюбивый мятежник Мцыри. Эти герои, такие не похожие друг на друга, близки в одном – они находятся в постоянном поиске, они любят свободу, они борются за свои идеи.
    Мцыри – главный персонаж одноименной поэмы. Как и все романтические герои, он немного мечтательный и восторженный. Но в то же время, Мцыри – сын горцев. Будучи ребенком, он попал в плен к русскому генералу после сражения. Во время тяжелой дороги мальчик заболел и был оставлен на попечение монахов. Те выходили Мцыри и воспитали, как христианина. Ребенок забыл свой язык и свою культуру, его стали насильно готовить к постригу.
    Монастырь для молодого человека стал отождествляться с тюрьмой. Он понимает, что у него отняли прошлое и настоящее, что за него принимают решения, что он несвободен в своем выборе. По ночам юноше снятся туманные картины из минувшей жизни. Он хочет вырваться на свободу, он жаждет увидеть жизнь, скрытую стенами монастыря. И Мцыри решается на побег.
    Несколько дней монахи искали беглеца, и наконец нашли полуживого на поляне. Молодого человека переносят в келью, где он исповедуется перед смертью. Мцыри рассказывает, как прекрасно ему дышалось на воле. Увидев родные просторы, он наконец вспомнил свою семью и свой язык, отца и братьев с оружием в руках. Юноша очень тонко чувствует природу и восхищается ее красотами. Для него жить – это значит радоваться каждой травинке, каждому солнечному блику. Здесь, на свободе, молодой человек впервые испытывает романтические чувства к девушке – грузинке, которую случайно встречает у водного потока. Сердце влечет его к ней, но он сдерживает свои порывы и пускается на поиски родного дома.
    Хотя Мцыри – это романтический герой, прежде всего он – свободолюбивый патриот. Любовь к родному аулу и к прекрасной девушке для него неразделимы, жажда свободы и личного счастья сливаются в единственное желание его сердца. Юноша – сильный и смелый, он бесстрашно вступает в бой с диким животным и одерживает победу, несмотря на изнеможение и кровавые раны. Герой поглощен одной мыслью – найти свободу, найти свой дом. Но этим чаяниям не суждено исполниться.
    Молодой человек снова видит стены ненавистного монастыря! Мцыри понимает, что заново окажется в темнице. Как и все романтические герои, юноша одинок в своем горе, он лишний человек. Его надежды обрести счастье в родном ауле неосуществимы даже потому, что там его никто не ждет. Родные Мцыри погибли, а для односельчан он покажется чужим, не похожим на всех. Перед смертью молодой человек просит похоронить себя за стенами монастыря, на воле, и сожалеет, что успел почувствовать себя счастливым лишь один миг. В этом весь трагизм романтического образа Мцыри. Его безудержное желание любви и свободы разбивается о реалии жестокого мира. Глотнув чистого воздуха независимости, он снова становится рабом и умирает за решеткой.

  3. Лермонтов провел в поэме параллели между образом монастыря и тюрьмой. Юноша видит душные кельи, каменные стены и монахов как большое препятствие между ним и желанной свободой. Мцыри все время мучает вопрос: «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы?». И один лишь побег имеет для героя смысл.
    В молодом человеке живет сильный, укрепленный желанием бороться патриотизм. Лермонтов воспевает воинственный юношеский дух с симпатией. Даже отца и друзей герой вспоминает как храбрых воинов. Во снах Мцыри часто видит битвы, в которых одерживает победу. Он убежден, что сможет стать достойным защитником родного края. Он говорит об этом так: «в краю отцов не из последних удальцов». Однако, несмотря на все его рвение, молодому человеку не суждено узнать упоение битвы. Хотя в душе он остается настоящим воителем. Один единственный раз Мцыри позволил себе плакать – в день побега. Монастырское одиночество, кажется, закалило волю героя. Именно по этой причине Мцыри сбегает из своей тюрьмы, дождавшись страшной грозовой ночи, которая устрашила монахов, в то время как герой чувствует со стихией родство.
    Романтизм Мцыри проявляется в его отношении к родной природе. Пейзаж Кавказа в поэме является средством раскрытия образа героя. Так как он не может найти единства с окружением, то природа становится его отдушиной. Мцыри ассоциирует себя с заключенным в темнице из серых плит листком. Это наделенный пламенными страстями одинокий герой, душа которого в полной мере раскрывается в рассказе-исповеди. Он предстает незаурядным, сильным и свободолюбивым человеком.

  4. Мцыри — произведение, написанное Лермонтовым. Оно знакомит нас с молодым послушником Мцыри, которого не по своей воли заключили в стены монастыря. Этот монастырь и стал для свободолюбивого жителя Грузии пленом.

    Мцыри романтический герой сочинение

    Раскрывая тему, следует ответить в целом о том, кто именно в литературе рубежа 19 века мог считаться романтическим героем. Это человек с необычной судьбой, человек с искренними и высокими чувствами, который мог быть бунтовщиком против сложившихся обстоятельств. Это человек, наделенными наилучшими качествами человеческого характера, человек со светлой душой.

    Какие черты романтического героя присущи Мцыри и почему Мцыри романтический герой?

    Знакомясь с произведением Лермонтова и его героем, который попал в чужой для него мир, в мир послушания и запретов в то время, как душа парня требует свободы, мы всякий раз убеждаемся, что Мцыри и есть герой — романтик. Он наделен решимостью, смелостью, отвагой. В самом произведении нет или очень мало романтических моментов. Например, мы видим лишь одну встречу героя с незнакомой девушкой, когда забилось быстрее его сердце. Поэма все равно написана в духе романтизма, а Мцыри — романтический герой поэмы, который не смог жить в неволе и бежал из монастыря. Бежал и только на свободе увидел всю красоту окружающего мира и смог дышать полной грудью. Какие-то три дня скитаний, показались ему вечностью и раем. Встреча с барсом, где юноша столкнулся с животным в поединке, не страшила его, ведь именно за пределами монастыря он и обрел желанную свободу.

  5. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» написана по всем канонам романтического произведения. По времени написания оно относится к эпохе, которую прославляли в своей лирике как зарубежные, так и отечественные авторы. Так, например, типичным романтическим героем западной лирики являлся Чайльд Гарольд лорда Байрона. Данной поэмой зачитывался весь высший свет.
    Лермонтов тоже, вслед за Байроном, решает создать романтическую поэму в лучших традициях данной эпохи, притом романтические поэмы уже вовсю писал великий соотечественник Лермонтова А.С. Пушкин.
    Согласно правилам построения системы образов лирического произведения, написанного в романтическом ключе, существует такое понятие, как «романтический герой».
    Такой герой имеет специфические черты: томное выражение лица, бледное чело, темные, наполненные глубоким смыслом глаза, темные длинные (чаще кудрявые) волосы.
    Таков и Мцыри, герой одноименной лермонтовской поэмы. Он не только имеет соответствующий облик, но и особый романтический характер, где-то вольнодумный, и даже воинственный. Такому герою постоянно приходится что-либо преодолевать: так он убегает из монастыря, борется с барсом. При всем при этом Мцыри одинок.
    Он легко идет на контакт, охотно рассказывая о своем детстве, но почти сразу же замыкается в себе, имеет переменчивое настроение.
    Мцыри, как герой, импонирует Лермонтову и читателю. Главный спутник романтического героя – это природа, которая проецирует на себя его психологическое состояние. Неслучайно все, что творится на душе Мцыри, выливается в дождь, в грозу.
    У Лермонтова также весь Кавказ выражен в образе романтического героя Мцыри – неподкупный, особенный, своенравный, вольнодумный.
    Поэтому в поэме Лермонтова идеально сочетаются черты романтического героя и идейный замысел произведения.

  6. Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма “Мцыри” — плод деятельной и напряженной творческой работы.
    Еще в раннюю пору творчества в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем — старшим монахом. В поэме “Исповедь” (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов.
    Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводят Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы “Мцыри” (1840 год). Незадолго до “Мцыри” была написана поэма “Беглец”. В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с, поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище.
    Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме “Мцыри” Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в “Исповеди” и поэме “Беглец”. В “Мцыри” поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в “Исповеди” (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но “пламенную страсть” сливаются любовь к отчизне и жажда воли.
    Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, “для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы”, обусловлено страстным порывом к свободе.
    Только вне монастыря Мцыри жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он искренне любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в “чудный мир тревог и битв”. Он убежден, что мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”. Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всеми своими чувствами он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: “Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда”. Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполнило его сердце чувством братства с грозой.
    Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляются в битве с барсом.
    Его не страшила могила, потому что он знал: возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и его патриотизма. Не его вина, что ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно “спорил с судьбой”.
    Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужество, цельность, героизм являлись укором боязливым и бездеятельным представителям дворянского общества.
    Кавказский пейзаж в поэме — это лишь средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит.
    Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда “озолотился восток”. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу “меж темным небом и землей”, ему чудится, что его “прилежный взор” мог бы увидеть через прозрачную синеву неба полет ангелов.
    Поэма Лермонтова продолжает традиции русского романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, раскрывающий свою душу в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит в свое произведение черты, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — “рассказать душу”. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман о Печорине.
    Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления: “Однажды русский генерал…” Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
    Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как самобытное явление в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль” в его стихах. Белинский подчеркнул: “Все дышит самобытною и творческою мыслью”.

  7. 7
    Текст добавил: моя верность твоя гордость

    Составим план сочинения на тему “Мцыри как романтический герой”.
    История Мцыри, представление героя.
    Черты романтического героя в Мцыри
    Трагедия Мцыри
    Заключение-вывод.
    Пример сочинения на тему “Мцыри как романтический герой”.
    В поэме Лермонтова Мцыри появляется перед читателем в образе маленького и больного ребенка, но уже в то время автор отмечает могучий дух своего героя, закаленный именно борьбой с болезнью. Мцыри остается в монастыре, и постоянно, долгие годы, думает о себе как о пленнике.
    В образе Мцыри мы легко находим черты, присущие именно романтическому герою. Он эмоционален, он одержим одной, самой яркой страстью, желанием вновь обрести свободу. Мцыри чувствует свое сродство с природой и особенно ярко это показано в двух сценах. В сцене побега, когда герой ловит молнии руками и дружит с грозой, и в сцене схватки с барсом, когда Мцыри уподобляется зверю, а сам барс очеловечивается.
    Еще одной характерной чертой романтичного героя является его одиночество. Мцыри чувствует себя чужим не только монахам, но даже местным жителям. Как бы трудно ему не приходилось он не обращается за помощью к грузинам и возможно в этом его главная ошибка. Мцыри одинок и ему кажется, что его никто не понимает.
    Случайность также играет важную роль в судьбе Мцыри, а это еще одна черта именно романтического героя. Случайно он заблудился в лесу и случайно вернулся обратно к монастырю. Но в этой случайности Мцыри видит некий рок, перст судьбы. Ведь фатализм присущ именно романтическому герою.
    И трагедия Мцыри в том, что он все равно умирает в плену. Он побывал на свободе, почувствовал ее вкус, осознал как прекрасен мир, но не смог воспользоваться обретенной свободой. Что-то более крепкое, чем его воля, приковывает Мцыри к стенам монастыря.
    Мцыри несомненно яркий пример романтического героя, героя, который живет больше чувствами, нежели разумом.

  8. Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
    В. Белинский
    Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”). А может, это было предчувствие собственной смерти и подсознательный протест против монашеского запрета радоваться всему тому, что дается Богом в этой жизни. Это острое желание испытать обычное человеческое счастье и звучит в предсмертной исповеди юного Мцыри — героя одной из самых замечательных поэм о Кавказе.
    Поэма была написана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. В поэме главный герой наиболее приближен к современности. Судьба горца, рвущегося к свободе из плена, не получившего ее, была наиболее созвучна лермонтовскому поколению. В то же время героический пафос бескомпромиссной борьбы, воодушевляющий Мцыри до конца его короткой жизни, явился наиболее непосредственным отражением лермонтовского идеала.
    … Вопреки кажущейся монологичности поэмы, в которой существует исповедь ее единственного героя, поэма внутренне диалогична, что расширяет ее смысловой спектр.
    Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственное приобщение к цивилизации были насыщены не только горечью утрат, но и известными обретениями. Необычность его положения и судьбы заставляет Мцыри задуматься над проблемами, которые были ему не свойственны. Наряду с мечтами о свободе и родине в Мцыри зарождается стремление познать окружающий мир. Думы героя свидетельствуют о его глубоких переживаниях, о формировании самосознания, которое выводит героя из природной непосредственности:
    Давным-давно задумал я
    Взглянуть на дальние поля.
    Узнать, прекрасна ли земля,
    Узнать, для воли иль тюрьмы
    На этот свет родимся мы.
    Мцыри живет в природе и. в ладу с природой. Но природа, которая была для героя ранее прекрасной, местом свободного пребывания, становится вдруг неприветливой и даже враждебной:
    Напрасно в бешенстве порой
    Я рвал отчаянной рукой
    Терновник, спутанный плющом:
    . Все лес был, вечный лес кругом,
    Страшней и гуще каждый час;
    И миллионом черных глаз
    Смотрела ночи темнота
    Сквозь ветви каждого куста…
    В поэме Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную ранее в других произведениях. Но в этой поэме автор почти исключает любовный мотив, игравший ранее существенную роль. Этот мотив отразился в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли.
    Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам же он чувствует себя рабом и узником. Его желание узнать многое о мире, для чего родился он на свет, обусловлено страстным порывом к свободе. Только вне монастыря Мцыри жил, только вне монастыря он был свободен. Только эти дни он называет блаженством.
    Мужество и стойкость Мцыри проявляются в его битве с барсом. Его не страшила смерть, потому что он знал: возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал не ослабляет его дух, мощь его вольнолюбия. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь променял бы райское наслаждение на несколько минут свободы, на несколько минут жизни среди близких.
    Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужество и героизм, сила духа и целостность явились укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников.
    Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою душу в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой нашего времени”, вносит такие черты в это произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строчки о несчастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — рассказать душу. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в это же время создал социально-психологический роман.
    Выразительно сочетание множества метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления (“Однажды русский генерал…”). Романтическая по форме поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.
    Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций великого Пушкина, поэтов-декабристов и вместе с тем как новое звено в развитии национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную культуру свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль” в его стихах. И повторял: “Все в них дышит самобытною и творческою мыслью”.
    В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

  9. В 18 – 19 веке в России полным ходом развивается романтизм, который сменил классические традиции. Если до этого литературные произведения были направлены на развитие общественной стороны, и хотелось показать некий идеал устройства, то для романтической стороны главным становится совсем другое. В творчестве таких писателей главным образом становится сам человек, его мысли, цели, то, как он живет, и о чем думает.
    Романтики уверены в своих убеждениях, что любой человек уникален и особенен, и он сам представляет в первую очередь главную ценность, потому писатели пытаются обратить внимание на чувства и переживания их героев. Таким образом, создается персонаж полный романтизма, и очень быстро создаются точные литературные правила, который не стал исключать и наш известный писатель.
    Жизнь Мцыри, а точнее об основных его моментах, можно узнать от него же самого, поскольку Михаил Юрьевич Лермонтов для своей поэмы выбрал форму исповеди. Ведь подобный жанр очень хорошо помогает раскрыть всю сущность души человека, и само произведение выходит красочным и ярким. Мцыри живет в не обычном месте, в монастыре на Кавказе. Данное место в то время считалось достаточно необычным, где присутствует вольность и свободомыслие.
    Сам характер героя виден даже в том, как мало выделено тому, какова была жизнь молодого человека до того, как он попал в монастырь, все очень кратко и сжато. Пребывание в монастыре – тайна, очень характерна для подобных поэм. Когда он был еще ребенком, его захватили в плен. Захватил его русский генерал и поселил в монастырь, где молодой Мцыри и прожил много лет. Но молодой человек не простой монах, у него совсем иной характер, он бунтует от подобной жизни. Он не может позабыть свой родной край, отрешиться от того места, где родился и куда хочет непременно вернуться любой ценой.
    Долго ли думал наш герой о своем побеге? Ведь, само собой разумеется, монахи не думали навредить ему, нанести какой-либо вред. Но то, как они живут, молодому человеку это все чуждо, так как он хочет совсем иного для себя мира и ради него может пойти на любое рискованное дело. Он бежит – это восстание против правил. Как показывает произведение, это случилось во время бурной грозовой ночи, тогда, когда священнослужители молятся, чтобы Бог перестал не них гневаться. Для молодого же человека грозы – радость, он хочет влиться в струю бурной стихии и стать свободным!

  10. Лермонтова всегда восхищал и при­влекал Кавказ. Величественность гор, хрустальная чистота и опасная сила рек, яркая необычная зелень и, конечно, лю­ди, свободолюбивые и гордые, питали воображение поэта-романтика. И мес­том действия поэмы «Мцыри» также из­бран Кавказ.
    Это произведение о мужестве и свобо­де. Поэт почти полностью исключил лю­бовный мотив — он присутствует лишь в эпизоде краткой встречи Мцыри с гру­зинкой у горного потока. Герой, побеж­дая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается отличного счастья во имя родины и свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пла­менную страсть» сливается любовь к от­чизне и жажда воли.
    Тюрьмой становится для Мцыри монас­тырь, душными кажутся ему кельи, сум­рачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет роди­лись мы», обусловлено страстным поры­вом к свободе. Короткие дни побега — это для него вся жизнь. Только вне мона­стыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.
    Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши.
    О своем отце и знакомых Мцыри вспо­минает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в ко­торых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю от­цов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время по­бега, потому что никто их не видит. Тра­гическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Он бежал из мо­настыря в грозовую ночь: то, что устра­шило боязливых монахов, было ему близко, — Мцыри чувствует родство со стихией.
    Мужество и стойкость героя с наиболь­шей силой проявляются в битве с бар­сом. Мцыри не боится смерти, потому что знает: вернуться в монастырь — про­должить прежние страдания. Трагичес­кий финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбия. Увеще­вания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и веч­ность променял» за несколько минут жизни среди близких. Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодоли­мыми, и он напрасно «спорил с судь­бой». Побежденный, Мцыри духовно не сломлен, его мужество, цельность, геро­изм — черты, которых Лермонтов не на­ходил среди боязливых и бездеятельных современников.
    Подлинным героем поэмы является Кавказ. Пейзаж в произведении служит средством раскрытия образа Мцыри. Презирая свое окружение, герой чувст­вует родство лишь с природой. Заклю­ченный в монастырь, он сравнивает се­бя с бледным тепличным листком, вы­росшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он просыпается вместе с цве­тами. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Мцыри видит то, чего не замечают другие: блеск зме­иной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, зубцы далеких гор и бледную по­лосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба за полетом ангелов.
    Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывает свою душу в рассказе-исповеди. Строки о не­счастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять его пережива­ния и мысли. Автор стремился как можно полнее раскрыть — «рассказать душу» своего удивительного героя.
    Итак, в поэме Лермонтова присутству­ют все черты романтизма: место дейст­вия — Кавказ, экзотический и велико­лепный; внимание поэта сосредоточено на психологии главного героя; сюжет произведения составляют яркие, далеко не обычные события. Но главное — в центре поэмы образ Мцыри, незауряд­ного, сильного, смелого, свободолюби­вого, — автор наделил его всеми каче­ствами романтического героя, прекрас­ного, но невозможного.

  11. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое. Ее действие разворачивается на Кавказе, где живут гордые непокорные горцы, где суровые монастыри с аскетическим образом жизни и быта хранят свои вековые тайны, где обнявшись, будто две сестры,струи Арагвы и Куры несут с гор свои мощные потоки. Развалины монастыря, столбы обрушенных ворот, руины церкви, могильные плиты,
    которых надпись говорит
    о славе прошлой…, —в такой обстановке мы знакомимся с героем. Узнав от автора о пленении шестилетнего ребенка, о его болезни и тихом ожидании смерти, мы невольно проникаемся сочувствием к Мцыри. Умелое лечение монахов не дало мальчику погибнуть, но рос он замкнутым, тоскуя «по стороне своей родной». Но вдруг — бегство из тихой спокойной обители в одну из осенних ночей. (Ночь — символ мучительной жизни человека одинокого, лишенного друзей, беззащитного, символ опасности и вражды). «Три блаженных дня», проведенных Мцыри на свободе, дали ему возможность вспомнить отцовский дом, увидеть «седой, незыблемый Кавказ»,
    взглянуть на дальние поля,
    узнать, прекрасна ли земля,
    узнать, для воли иль тюрьмы
    на этот свет родимся мы.
    Умирающий юноша, «собрав остаток сил», гордо начинает свою предсмертную исповедь. Всю жизнь он был охвачен тоской по воле, стремлением к свободе. И хотя в монастыре — оплоте духовного и добровольного рабства — монахи окружали его жалостью и заботой, существование в «хранительных стенах» монастыря оказалось для него невыносимым.
    Однако рассказ Мцыри не исповедь, как ее понимают служители церкви, а проповедь, спор с духовником. Жизненные идеалы, которые отстаивает в споре юноша, — это «чудный мир тревог и битв», «отчизна, дом, друзья, родные». Страна отцов, край изобилия, роскошной свободной природы, мудрых, гордых, воинственных людей, соединенных дружбой и боевым братством, влекут пылкую душу Мцыри. Его мятежной пытливой натуре чужда атмосфера рабского смирения, покорности. А в природе, его окружающей, он видит гармонию, единение, братство — все то, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
    Но эта гармония разрушена встречей Мцыри с барсом и их смертельной схваткой. Мцыри силен так же, как зверь. В минуту опасности он почувствовал себя бойцом, проявил навыки, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера юноши. Мцыри победил и нашел в себе силы продолжать путь. Однако, заблудившись, Мцыри пришел «к тюрьме», мир природы не спас его. Едва «блаженство вольности познав», он завершил свою жизнь — раны от битвы с барсом были смертельны.
    С болью мы перечитываем последние строки поэмы, с сожалением прощаемся с юным героем. Но в нашем сознании навсегда останется умирающий, но не покоренный, не сломленный никакими страданиями Мцыри.

  12. МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

    Романтическая традиция, сложившаяся на рубеже XVIII и XIX веков, основана на повышенном интересе к человеку как к личности, к его внутреннему миру. Традиционно романтический герой — это незаурядный человек с необычной судьбой, действующий в необыч­ных условиях. Он противостоит несовершенной, жес­токой реальности, бунтует против обстоятельств. Он одинок, но одиночество не отменяет правоту: его чув­ства высоки и искренни, он нравственно чище и духов­но выше своего окружения. Автор идеализирует своего героя, наделяет его лучшими качествами: смелостью, честностью, независимостью, решимостью, чистотой порывов. Окружающая действительность претит ге­рою, и он стремится освободиться от нее, открыто и бесстрашно протестует, не боясь последствий.
    Именно таким предстает перед нами герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» — одного из лучших образцов русской романтической поэзии. В ос­нове сюжета поэмы лежит традиционно романтический мотив побега, стремления к свободе. Мцыри — герой с необычной и трагической судьбой, ребенком захва­ченный в плен, едва не ставший монахом, бежавший из святой обители, прошедший через множество испыта­ний и погибший в расцвете лет.
    Обычно для романтических произведений харак­терна повышенная эмоциональность, поскольку в центре внимания писателей — внутренние пережива­ния героя, малейшие оттенки его душевного состоя­ния. Форма исповеди, так удачно выбранная Лермон­товым, помогает раскрыть образ Мцыри как романти­ческого героя.
    В соответствии с романтической традицией, в по­эме явно прослеживается противопоставление дейст­вительности идеалу. Действительный мир в произве­дении — это монастырь, являющийся символом пле­на, несвободы. В него герой попал не по своей воле, а значит, стал узником, несмотря на то, что монахи спасли ему жизнь и, в общем-то, желали добра. Но Мцыри не принадлежал к этому миру — миру закре­пощения и строгого послушания. Он стремится к со­вершенно иной жизни — к жизни на свободе. Идеаль­ным миром, символом свободы и счастья в поэме яв­ляется родина героя — Грузия. Происхождение героя тоже глубоко символично: горячая кровь воинствен­ных горцев как нельзя лучше подходит для романти­ческого героя и еще больше обостряет противоречие между неволей, в которой живет Мцыри и свободой, для которой он рожден.
    Его побег — это бунт. Мцыри — романтический ге­рой-бунтарь, герой-беглец. Осуществив свой давний замысел, он, пусть на короткое время, но все же обретает внутреннюю гармонию. И это достигается, прежде всего, за счет единения с природой, в которую он влил­ся как часть целого, как брат, как друг. Глубоко симво­лично единение героя с обычно враждебной людям стихией бури. Именно благодаря ей он смог совершить побег, когда все в страхе начали молиться. Такая дружба «меж бурным сердцем и грозой» лишь еще раз подчеркивает огненную, бунтарскую, даже демоничес­кую натуру Мцыри.
    Романтическое произведение просто немыслимо без мотива любви. Не обошел его стороной и Лермон­тов, заставив сердце своего героя забиться быстрее, когда тот увидел незнакомую девушку. Мцыри никог­да раньше не знал любви, но нельзя сомневаться в ис­кренности его чувств.
    Мцыри жаждал «тревог», настоящих испытаний физических и духовных сил, и схватка с барсом стала как раз таким испытанием. Это было одновременно и единение с природой, и противостояние ей. Одержав победу в честном бою, Мцыри доказал, что создан для большего, чем послушничество.
    Таким образом, за три дня на воле Мцыри испы­тал все самые главные чувства, «тревоги», без кото­рых жизнь кажется серой и пресной. Потому-то он так дорожит этими тремя днями, считает их лучшим, что дала ему судьба. И ему не жаль поплатиться за них жизнью.
    Лучше умереть на свободе, чем жить в плену. По­жалуй, его судьба была бы менее трагичной, если бы он умер на воле, умер счастливым. Но даже этого не дано Мцыри: по злой воле судьбы он должен свои по­следние дни провести там, откуда так старался вы­рваться. Потому-то так обреченно звучат слова его исповеди:
    И я как жил, в земле чужой Умру рабом и сиротой.
    Образ Мцыри глубоко трагичен. И это неудиви­тельно: герой, который противостоит реальности, как бы он ни был силен, чаще всего оказывается побеж­денным. Романтический герой почти всегда обречен на гибель, ведь он не может смириться с действительнос­тью, но и не в состоянии в одиночку изменить ее, так что смерть — единственно возможный путь разреше­ния этого конфликта. В случае с Мцыри ситуация не­сколько иная: у него все-таки есть шанс обрести счас­тье, поскольку его неприятие затрагивает не общество в целом, а лишь монастырь как воплощение насилия над личностью. Его идеал не так далеко, он теоретиче­ски вполне досягаем, даже видим:

  13. Одной из вершин художественного наследия М. Ю Лермонтова является поэма “Мцыри” — плод
    деятельной и напряженной творческой работы.
    Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную,
    протестующую речь перед своим “слушателем” — старшим монахом.
    В поэме “Исповедь” (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу,
    провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к
    изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя,
    приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы “Мцыри” (1840 год),
    повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом.
    Перед “Мцыри” была написана поэма “Беглец”. В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и
    предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив
    врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его
    все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны.
    В поэме “Мцыри” Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в “Исповеди” и поэме
    “Беглец”. В “Мцыри” поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в
    “Исповеди” (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с
    грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от
    личного счастья во имя идеала свободы.
    Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов- декабристов.
    Лермонтов этих понятий не разделяет: в одну, но “пламенную страсть” сливается любовь к отчизне и жажда
    воли.
    Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены,
    трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, “для воли иль тюрьмы
    на этот свет родились мы”, обусловлено страстным порывом к свободе.
    Короткие дни побега — это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он
    называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к
    родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно
    любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией
    воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в
    намеках.
    О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах; не случайно ему снятся
    сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в “чудный мир тревог и битв”. Он убежден, что
    мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”. Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой,
    но всем строем своих чувств он — воин.
    Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: “Ты помнишь, в
    детские года слезы не знал я никогда”. Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не
    видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в
    грозовую ночь: то, что устрашало боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой.
    Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила,
    потому что он знал; возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал
    свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого
    патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы “рай и вечность
    променял” за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина,
    что ему не удалось стать в ряды борцов: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно “спорил с
    судьбой”.
    Побежденный, Мцыри духовно не сломлен и остается положительным героем нашей литературы, а его
    мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных
    современников из дворянского общества.
    Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая
    свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с
    бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами
    поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой,
    тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных
    скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти
    барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу “меж темным небом и землей”, ему чудится, что его
    “прилежный взор” мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов.
    Характеру героя соответствует и стих поэмы. Произведение Лермонтова продолжает традиции
    передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою
    “душу” в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.
    Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой
    нашего времени”, вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если
    прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех
    социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве
    Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для
    романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — “рассказать душу”. Такой психологизм
    произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал
    социально-психологический роман. Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в
    самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления
    (“Однажды русский генерал…”). Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в
    творчестве Лермонтова.
    Поэт вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с
    тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную
    литературу свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в
    качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль” в его
    стихах. Белинский повторял: “Все дышит самобытною и творческою мыслью”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *