Сочинение на егэ на тему страх

6 вариантов

  1. Страх – это одна из базовых эмоций человека, которая помогаем ему выжить. Не всегда, по моему мнению, бояться – значит быть малодушным. Страх – это проявление инстинкта самосохранения. Возьмем, например, животных. Они тоже испытывают нечто наподобие страха, вопреки высказываниям психологов, что братьям нашим меньшим не дано испытывать эмоции. Кошки и собаки убегают от опасности, прячутся. Так почему же человеку должно быть стыдно испытывать такую эмоцию? Если бы не страх, то не было бы человечества. Оно бы вымерло еще в каменном веке. Писатели, как мне кажется, негативно относились к страху и никак не оправдывали его, потому что их главная цель была – побудить читателей предпринимать активные действия.
    Маша Миронова, героиня повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», всегда была боязливой. Страх всегда преследовал ее. Но несмотря на это, находясь в плену у Швабрина, она проявляет недюжинную смелость и противостоит его приказанием. Пушкин хотел сказать этим, что страх не определяет существование человека, не становится образом его жизни. Это чувство только помогает нам держаться в тонусе, не растрачивать силы организма зря и не идти на неоправданный риск. Но в непредвиденных ситуациях испытывать страх может быть постыдным. Например, если человека нужно спасти, рискнуть или пожертвовать собой. Боязнь в такой ситуации может принести ущерб тому, кто находится в опасности. Из-за страха люди не делают ничего, не предпринимают ответственных решений и тем самым губят чужие жизни. Вот такой страх я считаю постыдным.
    В поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова главный герой – отважный и смелый. Он сбежал из монастыря в поисках своей Родины, родных, то есть смысла своей жизни. На своем пути Мцыри сталкивается с барсом и вступает с ним в неравную схватку. Даже если бы он струсил, убежал бы и спрятался от надвигающейся опасности, исходящей от агрессивно настроенного животного, то я не считала бы этот поступок постыдным и трусливым. Мцыри полагался на свои силы, это было не совсем оправданно.
    Все же я полагаю, что страх – это не синоним слова стыд. Как можно стыдиться совершенно нормальной эмоции, которая помогает нам жить и не жертвовать собой тогда, когда этого не требуется. Возможно, найдутся те, кто со мной не согласен, но я не могу изменить свою точку зрения. Никто из нас ради доказательства смелости не пойдет и не нанесет себе увечья, ведь это неблагоразумно. Страх помогает нам не совершать неоправданные поступки, поэтому не стоит стыдиться этого чувства.

  2. Что такое трусость? Инстинкт самосохранения или порок? Какие ощущения испытывает человек, отступивший от общепринятых норм морали и совершивший поступок, которого стыдится в дальнейшем? Именно над этими вопросами размышляет Ф.А.Вигдорова.
    Автор поднимает в своём тексте проблему трусости. Писательница иллюстрирует актуальность этой проблемы. Для этого она приводит цитату поэта-декабриста Рылеева, написавшего, что «мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». Автора удивляет, как много поступков порой не совершают люди именно под влиянием сиюминутной трусости. Примеры подобного поведения содержатся в предложениях 16 – 24 текста. Самое ужасное, по мнению журналистки, — это пережить трусость и предательство в повседневной жизни. Разбитое окно, нечаянная потеря вещи или увиденная несправедливость… Как порой страшно сделать признание о своем пусть даже мелком проступке!
    Автор считает, что трусости можно противопоставить только мужество. Нужно учиться нести ответственность за свои действия, а для этого надо «преодолевать в себе обезьяну всегда».
    Невозможно не согласиться с мнением Ф. Вигдоровой. Чтобы сделать правдивое признание, нужно быть смелым и сильным человеком. Нам хорошо известны примеры из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин практически на протяжении всего произведения совершает трусливые поступки: лжет, изворачивается, становится предателем, заботясь только о собственном благе. Петр Гринев, напротив, сохраняет достоинство в любых обстоятельствах. Так, главный герой, рискуя жизнью, заявляет о том, что не будет присягать Пугачеву.
    Еще одно свидетельство трусости наблюдаем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Грушницкий, стреляясь с Печориным, прекрасно знал, что у последнего не заряжен пистолет, но, тем не менее, стреляет в практически безоружного человека. Судьба жестоко наказала подлость молодого человека, убитого на этой дуэли… Возможно, Лермонтов таким образом хотел выразить свою позицию по этому вопросу. Трусость — это качество подлеца, недостойного жить.
    Трусость и предательство всегда шли рядом. Я считаю, что нельзя струсить, не совершив предательства по отношению к тем, кто нас окружает. Возможно, кто-то и оправдывает свою трусость, но душевная травма, боль от трусливого поведения друзей или тех, кого мы считали друзьями, будет довольно сильной и останется в душе надолго.
    Трусость, а вслед за ней и предательство разрушают не только отношения между людьми, но и губят самого человека. И тысячу раз права Фрида Абрамовна Вигдорова, утверждая в заключительных строках текста, что мужество бывает одно. Оно  не имеет множественного числа, в то время, как трусость многолика.
    Комментарий педагога:
    Сочинение о трусости и предательстве легко написать взрослому человеку. Опираясь на свой жизненный опыт, проще различить добро и зло. А как справиться с этим школьнику, у которого за плечами только небольшой жизненный отрезок, и все еще впереди? Как найти в тексте проблему, о которой он будет писать?
    Определить тему можно с помощью вопроса: о чем текст? И выделить проблему, которую обсудите. Она должна быть одна. В тексте же может быть отражено их несколько.
    В контрольном варианте автор четко называет вещи своими именами, поэтому трудностей с выбором определений не может возникнуть. Посоветовать можно вот что: определитесь, что будете обсуждать — трусость и предательство или мужество.
    Когда будете работать над сочинением, не стесняйтесь писать эмоционально. Пусть ваши душевные порывы отразятся на бумаге. Потому, что о трусости и предательстве невозможно писать сухим языком. Но не увлекайтесь излишней экспрессией, не употребляйте громких слов. Сочинение не письмо лучшему другу, а документ публицистический.
    Если не можете сосредоточиться на примерах из жизни, вспомните литературу. В художественных произведениях можно найти много примеров на эту тему. И обязательно составьте план, определите, в какой последовательности будете писать.
    Исходный текст для написания сочинения:
    (1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
    – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
    (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
    (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
    (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
    (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
    (25)Мальчишка разбил стекло.
    – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
    (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
    (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
    (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
    (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
    (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
    (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
    (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
    (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
    (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
    (По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) –  советская писательница, журналист. (Из Открытого банка ФИПИ)
    Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна
    No related posts.

  3. Страх – это боязнь человека, эмоция, которая возникает в трудной ситуации, но ее можно перебороть. У человека может быть много страхов. Например, боязнь утонуть, страх находиться на высоте или в толпе людей. Но, все-таки, человек может перебороть страх и больше он его не испытает, если такая стрессовая ситуация повторится.
    Трусость – это немного другая эмоция. Трусливый человек замыкается в себе и не делает попыток, чтобы что-то изменить. От трусливости сложнее избавиться, чем от страха. Человек, который чего-то боится, не обязательно трус. Трус не сможет себя изменить и останется в таком амплуа в глазах других людей.
    Отличие страха от трусости поясняется в литературных трудах. Писатели передают характерные черты для таких героев, а также последствия такого поведения.
    Противопоставлениями этих качеств характера являются герои из романа «Капитанская дочка». Петр Гринев, который вызвал на дуэль Швабрина, обидчика своей возлюбленной и сумевший отказать самому Пугачева. Он испытывал страх. Он понимал, что дуэль может закончить его жизнь, что отказ Пугачеву мог тоже закончиться для него плачевно, но он перебарывает свой страх и совершает поступки по своей чести и становится настоящим героем.
    В противоположность ему – Швабрин, который является воплощением трусости. Он настолько боялся за свою жизнь, что совершил низкий поступок – перешёл на сторону врага. На такого человека нельзя надеяться, ведь если у него в жизни возникнет подобная ситуация, он предаст кого угодно, ради своего блага, как он и сделал в романе.
    Великий роман-эпопея «Война и мир» является поистине кладезью типажей. Пример проявления страха – Андрей Болконский. Он, как и все, боялся идти в бой, все боялись за свою жизнь. Но он не только победил страх, но и учил этому солдат.
    Трусливым человеком в бою оказался командир батареи Жерков. Он лишь изображал вид, что беспокоится за судьбу своих солдат. Во время боя он прятался и всячески оттягивал время, чтобы вернуться к ним на поле боя.
    Подводя итог, хочется отметить, что действительно, есть отличие между страхом и трусостью. Страх – преодолим, а трусость – приобретённая черта характера, которая заковывает человека в самом себе и он живет эмоциями, никак не пытаясь с ними бороться. Для трусливого человека проще поступить не по чести, чем изменить себя.

  4. Недавно я прочитал интереснейшую статью в журнале Current Biology про одну американку, у которой начисто отсутствует чувство страха. То есть вообще ноль
    целых ноль десятых. Ученые обвешали ее датчиками, пугали-пугали всеми способами, на которые хватало воображения – никаких отрицательных эмоций.
    Показать весь текст
    Сочинение
    Наверное, каждому из нас знакомо ощущение, при котором в миг одна за другой, периодически сменяясь, начинают отказывать конечности, на кончиках пальцев появляется мелкий тремор, на лбу выступают капели холодного пота, а перед глазами, сами собой, совершено неосознанно начинают проноситься счастливые моменты жизни. Все это, может, не совсем в такой форме, но все же бывало у каждого обычного человека, и ощущения эти принято называть страхом. А что, если бы человек не мог испытывать это чувство? И для чего вообще нам нужен страх? Проблему роли страха в жизни человека поднимает в данном тексте Б. Акунин.
    Рассуждения писателя касаются того эмоционального процесса, которой стал уже постоянным спутником личности любого возраста. Ведь и ребенок, и взрослый человек, с разной периодичностью, но сталкивается со страхом. Б. Акунин рассматривает это чувство с нескольких сторон и подводит нас к мысли о том, что, во-первых, страх в какой-то степени стал символом подлости и низости – так он описывается большинством авторов. Но это чаще всего является двигателем сюжета, нежели ключевой деталью произведения. А во-вторых, и автор акцентирует на этом наше внимание, страх очень часто выступает в роли некой ступени, очередной преграды, за которой находится самая приятная награда для человека – победа над самим собой.
    Б. Акунин убеждает читателя в том, что страх, помимо своей основной биологической функции – инстинкта самосохранения, нужен также и для развития личности. Ведь, побеждая это чувство, мы побеждаем свою слабость, а значит становимся сильнее.
    Нельзя не согласиться с мыслью автора о том, что «страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать». Роль этой отрицательной эмоции состоит в том, чтобы помогать каждому из нас совершенствоваться и расти в собственных глазах. Ведь вместе с победой над собой возрастает и вера в собственные способности, а за ней, несомненно, находятся новые свершения и открытия, которые, в какой-то мере, являются смыслом нашей жизни.
    На эту тему рассуждали многие писатели в своих произведениях. Например, М.Е. Салтыков-Щедрин в одной из своих сатирических сказок, «Премудрый пескарь», высмеял неготовность многих людей бороться со своими страхами. Знакомя нас с главным героем, автор подчеркивает, что с самого детства пескарь, по наказу своих родителей, жил в страхе. Он считал, что ему отовсюду грозит опасность, и потому сто лет собственной жизни провел в норе, без семьи и друзей, без какой-либо пользы для общества. Не сумев побороть свой страх, герой сказки так и не почувствовал уважение к себе – всю жизнь он дрожал, и, умирая, тоже дрожал.
    Обратным примером служит герой романа Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Гай Монтэг долгое время, как и многие другие жители его городка, пребывал в страхе – таков был режим. Людям было запрещено читать книги и интересоваться всем, что могло бы пробудить в них вольнодумство, и потому большинство довольствовалось простыми обывательскими развлечениями по типу просмотра телевизора, ведь за что-то большее каждому грозило полное исчезновение. Однако главный герой, взявшись однажды за книгу, понял, что никогда больше не сможет жить в страхе. Читая, он хранил в себе надежду когда-либо встретить таких же, как он, борцов с системой – и герою удалось это сделать. Поборов свой страх, Гай Монтэг поверил в собственные силы и полностью изменил свою жизнь, при этом встретив людей, которые, как и он сам, были по-настоящему достойны уважения.
    В заключение всего вышесказанного хочется еще раз подчеркнуть: важны не сами отрицательные эмоции, а то, как человек борется с ними, как преодолевает себя и «побеждает амигдалу». Ведь неслучайно же существует так много подбадривающих пословиц и поговорок про страх? Народная мудрость испокон веков учит нас справляться со своими эмоциями.

  5. Сочинение
    Страх — одна из базовых эмоций человека, которую еще называют «генетически заданным физиологическим компо­нентом». Он сидит в каждом из нас и проявляется по- разному: у одних — в конкретных субъективных пережива­ниях, у других — через реализацию избегающего поведения.
    В данном тексте Б. Житковым поднята проблема преодо­ления страха. Рассуждая по этому поводу, автор приводит два примера того, как люди одержали победу в экстремаль­ных ситуациях, переборов страх. Чувствуется, что писатель испытывает гордость за своих приятелей, которые ради ве­ликой цели преодолели прежде всего свои страхи. Именно так появляются в нашей жизни герои — храбрые, самоот­верженные, мужественные.
    Полностью солидарен с автором и считаю, что каждый человек вправе гордиться собой, если он сумел справиться с собственными фобиями. И не обязательно это должны быть экстремальные ситуации, порой и в быту важно побороть свой страх. Ведь «нытики» и трусы вызывают только ник­чемную жалость, не более.
    Если говорить о теме страха в литературе, то она является базовым понятием для таких жанров мистической прозы, как роман ужасов, готический роман или рассказ. Проблеме страха посвящены более реалистические произведения. Хо­чется остановиться на рассказе М. Шолохова «Судьба челове­ка». Его главный герой Андрей Соколов вспоминает, как в плену комендант концлагеря Мюллер предложил ему выпить за победу немецкого оружия, но Соколов отказался. За это ему была пожалована не только жизнь, но и пайка, которую Андрей разделил с сокамерниками. Было ли Соколову страшно? Конечно, ведь речь шла о расстреле. Но герой не поступился нравственными принципами и одержал победу.
    А вот в другом произведении на тему Великой Отечест­венной войны В. Быкова «Сотников» показано, как человек не смог преодолеть собственного страха и поневоле стал пре­дателем. Но не жалость вызывает у нас этот герой, а пре­зрение. Рыбак и Сотников пошли в разведку, но попались в руки немцам. И если Сотников во время пыток мужественно молчал, то Рыбак, видя изуродованное во время пыток тело Сотникова, так перепугался, что со страху даже не понял, как предал товарищей, повесил своего напарника и перешел на сторону немцев. Понимая, что нет ему прощения, Рыбак пытался повеситься в туалете, но Господь не принял даже этой жертвы — веревка лопнула. Так и мучился, наверное, Рыбак всю свою дальнейшую жизнь, подобно пескарю из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, который «жил и дрожал — только и всего».
    Человек не может существовать без чувства страха, оно у него с рождения. Но преодолеть свой страх всегда можно. Именно этому учит нас русская литература, отечественная история, наши воевавшие деды и прадеды. Потому что за каждым пересиленным страхом стоит победа. Над собой. Над врагом. Над фашизмом.
    Текст
    (1)Я о ней много думал. (2)Особенно в детстве. (З)Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие и боятся. (4)А глав­ное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянут бежать, а то от трепету до того слаб­нут, что коленки трясутся, и, кажется, лучше б лег и жи­вым в землю закопался. (5)И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. (6)И я знал, что по-французски «трус» и «подлец» — одно слово — «ляш». (7)Сколько дру­зей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости…{Я думал: … }
    (У меня был товарищ-шофер. (9)К нему подошли двое ночью, и он снял свою меховую тужурку и сапоги и разде­тый прибежал домой зайчиком по морозу… (Ю)Когда в 1941 году началась война, его мобилизовали. (11)И через два ме­сяца я узнал: летел на мотоциклете с донесением в сосед­нюю часть. (12)Не довезет — тех окружат, отрежут. (13)По пути из лесу стрельба. (14)Пробивают ноги — поддал газу. (15)Пробивают бак с бензином. (Іб)Заткнул дыру на ходу платком, пальцем прижал, правил одной рукой и пер, пер… (17)Болыпе думал о бензине, чем о крови, что текла из но­ги: поспеть бы довезти. (18)А чего проще: стать. (19)Взяли бы в плен, перевязали, отправили в госпиталь. (20)Да не меховой тужуркой на этот раз подперт был дух.
    (21)Или вот вам случай с моим приятелем капитаном Ерохиным. (22)Ему дали груз бертолетовой соли в бочонках. (23)При выгрузке у пристани от удара эта соль воспламени­лась в трюме. (24)Бертолетова соль выделяет кислород, так что поддает силы пожару — это раз. (25)А второе — она взрывает. (26)Получше пороха. (27)Ахнет— и от парохода одни черепки. (28)Он взорвется, как граната. (29)Через ми­нуту пламя уже стояло выше мачт. (30)У всей команды на­туральное движение — на берег и бегом без оглядки от этого плавучего снаряда. (31)А берег опустел: все знали — рванет судно, на берегу тоже не поздоровится. (32)И тут голос ка­питана: заливай. (33)И капитан стал красней огня и громче пламени. (34)И никто не ушел. (35)Не сошла машинная ко­манда со своих мест, и дали воду, дали шланги в трюм, и люди работали с обезьяньей хваткой. (36)И залили.
    (37)Через полчаса приехала пожарная команда. (38)Не пустил ее на борт Ерохин: после драки кулаками не машут.
    (39)На что его дух опирался? (40)Да ведь каждый капи­тан, приняв судно, чувствует, что в нем, в этом судне, его честь и жизнь. (41)Недаром говорят: Борис Иваныч идет, когда видят пароход, которого капитан — Борис Иванович.
    (42) И в капитане это крепко завинчено, и всякий моряк это знает, как только вступает на судно: капитан и судно одно.
    (43) И горел не пароход, сам Ерохин горел. (44)Этим чувст­вом и был подперт его дух. (45)А то ведь говорили: как ос­торожно Ерохин ходит… (46)Чуть карте не верит — прямо торцом в море и в обход. (47)Не трусоват ли?
    (По Б. Житкову)

  6. Категория: Сочинение ЕГЭ
    В данном тексте советская писательница и журналистка Ф.А. Вигдорова пытается разобраться в природе человеческих страхов, в том, какое влияние они оказывают на человека. Действительно, страх – естественное человеческое чувство. Каждый человек чего-то боится, но не каждый способен преодолеть свой страх. Вот об этом и рассуждает автор.
    Вигдорова считает, что в наше время очень мало людей, умеющих побороть свои страхи. Если  во время войны люди боялись смерти, то это было естественно. Но любовь к родине была сильнее всякого страха. Сейчас же страх продиктован  низменными чувствами: боязнь пойти против общества, боязнь быть опозоренным, быть не таким как все. Куда проще спрятаться, отсидеться и промолчать, ведь за это не накажут.
    Точка зрения автора абсолютна ясна: «Мы все в ответе за то, что  делается вокруг нас». Необходимо иметь мужество, что преодолеть в себе «стадное» чувство страха.
    Я согласна с мнением Вигдоровой и считаю, что со страхами нужно бороться. Не бояться высказывать открыто свое мнение, поступать так, как велит тебе совесть, руководствоваться в жизни высокими принципами морали. Все это возможно, если человек уже с детства приучается говорить правду, если умеет отвечать за свои поступки, если у него есть чувство собственного достоинства. Если он имеет мужество признать свои ошибки и исправить их.
    О страхах и их влиянии на человека размышляло не одно поколение великих людей. Так,  М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» представляет совершенно разных героев, перед которыми в определенный момент жизни встает вопрос: поступить в соответствии с нравственными нормами, отстоять правду или промолчать, испугавшись всеобщего неодобрения или наказания. Именно страх подчиняет себе волю и разум Понтия Пилата, заставляя его поступиться своей совестью и пойти против справедливости и правды. Он боится потерять свое место и власть и поэтому отправляет на смерть невиновного Иешуа. Понтий Пилат сохранил свою жизнь, но потерял душу и обрек её на вечные муки. Всего лишь один поступок, а какова расплата?!
    Так и в жизни мы порой не задумываемся, что делаем или не делаем, поступаем плохо или хорошо. Живем по принципу: моя хата с краю или как бы чего не вышло, боимся всего и всех. Вот и получается, что нами руководят наши страхи. Я считаю, что каждый  должен научиться преодолевать в себе это рабское чувство и оставаться человеком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *