Сочинение на казахском языке на тему юрта

7 вариантов

  1. Юрта у казахов. Символика. История казахской юрты.

    Основным занятием казахов являлись кочевое и полукочевое скотоводство, что предопределило тип кочевого жилища, которым является казахская юрта.
    До последнего времени происхождение казахской юрты, формирование ее конструктивных особенностей живо обсуждаются в специальной литературе. По мнению С.И. Вайнштейна, прототипом современной казахской юрты послужила юрта древнетюркского типа, изобретение которой относится к середине I тыс. н.э. и которая своими конструктивными особенностями связана с более ранней формой переносного жилища – полусферическим гуннским шалашом. В любом случае ясно, что юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. Эта конструкция с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюркских племен, их сложную идеологию.
    С юртой была связана вся жизнь казаха. Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, кара шанырак юрты отца почитался сыновьями как святыня. В серьезных случаях казах клялся, глядя при этом на шанырак. Большое внимание уделялось свадебной юрте (ак отау), ее качество и красота убранство должны были обеспечить счастье новой семье. Видимо поэтому, по словам А.Х. Маргулана, «для художественной обработки отау и казахи среднего достатка не жалели ни средств, ни материалов; все стремились сделать свадебную юрту более нарядной, элегантной. На проведение свадьбы они нередко тратили все свое достояние».
    Казахская юрта является не только элементом материальной культуры народа, но и содержит символику, в которой сосредоточена самая разнообразная информация о религиозно – мифологической картине мира. В народной картине мира казахов и их предков моделью служили, во-первых, доступные обыденному сознанию внешние признаки окружающего мира, во-вторых, человеческое общество.

    Строение казахской юрты. Как сделать юрту.

    Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в строении казахской юрты. Казахская юрта состоит из деревянного каркаса и кошомного покрова. Деревянный остов состоял из решеток, обода, жердей, соединяющих решетку с ободом, и дверной рамы.
    Самая богатая казахская юрта – десятиканатная, ее еще называют ханской юртой, потому что раньше такую юрту могли позволить себе только самые богатые люди. Самый распространенный вид казахской юрты – шестиканатная. Это значит, что юрта собирается из шести кереге – деревянных решеток. Величина казахской юрты определяется количеством канатов. В зависимости от количества канатов определяется количество головок – кереге, а от них зависит количество ууков – вогнутых элементов конструкции, которые составляют купол юрты.
    Из 20 перекрещенных саганаков, скрепленных продернутыми в отверстия сыромятными ремешками из верблюжьей кожи, делали звенья цилиндрической стенки юрты. Крепление очень подвижно, поэтому решетки легко сдвигалась и раздвигалась. Размеры звеньев не были стандартными, но обычно длина расставленного звена не превышала двух метров при высоте 1,2–1,5 м.
    Размер казахской юрты зависит от размера ромбовидных отверстий решетки – кереге. “Тор коз кереге” – ромбовидные отверстия, в которые помещается один кулак, и “жел коз кереге” – ромбовидные отверстия в которые помещаются два кулака. Тор коз кереге делались из более массивных планок, поэтому и отверстия между ними были меньше. Такие кереге хорошо подходили для больших юрт. А жел коз кереге делались из более тонких, легких планок, поэтому и отверстия были более крупными. Жел коз кереге были менее прочными и использовались в изготовлении юрты казахами среднего достатка.
    Шанырак – это круг, образующий потолок юрты. Шанырак делается из березы или черного тальника (черной ивы). В середине шанырака, чтобы не уронить тудник (кусок войлока), устанавливают кулдиреуш. Там имеется толстая круглая дощечка. 5-6 вогнутых кульдиреуш соединяют ее с кругом шанырака.
    Детали соединяющие кереге и шанырак и образующие куполообразную крышу казахской юрты (согнутые длинные палки) назывались ууками. По окружности обода выдалбливали сквозные отверстия, куда вставляли верхние концы жердей, достигавших до 2,5 м длиной. Вверху они заканчивались четырехгранным заострением.
    Мастера, изготовители юрт, делают ууки из ветвей ивы, растущей по берегам рек. В различных регионах Казахстана – это плакучая ива, голубая ива, черная ива, светлая ива и др.
    Согласно вековому опыту ива является лучшим деревом для изготовления остова казахской юрты. В народе она еще называется тальник. Уыки и кереге изготовленные из ветвей высушенной ивы – легкие и в то же время прочные. Очищенный от коры и высушенный тальник распаривали в тлеющем бараньем помете, а затем при помощи несложного станка придавали несколько изогнутую форму. У подготовленных таким образом планок в верхней части делали с одной стороны срез, а нижнюю часть – круглой в сечении. Для придания планкам большей упругости по поверхности прорезали продольные борозды. Зажиточные люди в прошлом делали весь остов казахской юрты из березы. Остов юрты, изготовленный из березы, очень прочный.
    По форме купол казахской юрты имел низкую полусферическую форму. Обод у юрты был большого диаметра, а жерди имели больший выгиб в нижней части.
    Отдельные части деревянного каркаса казахской юрты были настолько прочными, что выдерживали тяжесть кошомного покрова, напор ветра, снега и утепляющего зимнего покрова. Каркас так прочно и надежно скреплялся, что установленную казахскую юрту можно было поднять, не разбирая. Вес деревянного каркаса большой восьмиканатной юрты в среднем составляет около 150–200 кг.
    Дверь казахской юрты – “сыкырлауык” (в переводе означает “скрипучий”). Детали двери скрепляются друг с другом без гвоздей. Дверь юрты, ее верхние наличники и косяки украшали различными резными орнаментами, красили в разные цвета и инкрустировали костями.
    Войлочный покров казахской юрты состоял из четырех основных частей, соответствующих четырем частям каркаса. Решетчатую цилиндрическую стенку покрывали четырьмя квадратными кусками кошмы, которые закрывали также нижнюю треть купола. Два трапециевидных войлока накрывали весь купол, оставляя открытым лишь обод. Сверху привязывали за три угла прямоугольную кошму с несколько вытянутыми углами, четвертый угол не привязывался: с помощью пришитой к нему длинной веревки и шеста с развилкой, этот угол кошмы оттягивали и открывали верхнее отверстие, представлявшее одновременно световое окно и выход для дыма, который закрывали во время холода или дождя. Последнюю часть войлочного покрова составляла дверь – прямоугольное полотнище, сшитое из двойного слоя кошмы и подшитое на циновке, сплетенной из травы. Кошомную дверь вверху привязывали к ободу, нижним краем она касалась земли.
    Вместо отдельных кошм для купола и стен казахской юрты местами употреблялись длинные покровные войлоки, покрывавшие деревянный каркас от обода до низа. Такие покровы были отмечены С.И. Руденко в Западном Казахстане, встречались они в Семипалатинской и Карагандинской областях.
    Все покровные кошмы отворачивали для прочности волосяным шнурком. По углам к кошмам пришивали узкие тканые полоски или волосяные веревки для крепления на остове казахской юрты.
    Вся работа по сборке и разборке юрты у казахов возлагалась на женщин. Казахскую юрту обычно могут установить 2–3 женщины и справлялись они с этим делом в течение одного часа. Сначала ставили по кругу звенья «кереге» и связывали их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляли и привязывали дверную раму. Затем кто-либо из мужчин поднимал обод, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, его укрепляли 3–4 жердями, а затем вставляли остальные, привязывая их нижние концы к верхним развилкам «кереге». Решетчатую стенку вверху, где она скреплялась с жердями купола, снаружи стягивали широкой тканой полоской, достигавшей 30–35 см (даже до 45) ширины. Баскур обычно имел орнамент и представлял собой один из обязательных декоративных элементов интерьера юрты. В Южном Казахстане, где распространено ковроткачество, нередко встречались баскуры с ворсовым узором. Богатые юрты у казахов стягивали двумя или даже тремя баскурами .
    Решетчатые стенки каркаса сначала снаружи обставляли орнаментированными чиевыми циновками, затем привязывали кошмы, покрывавшие цилиндрическую нижнюю часть, привязывали кошомную дверь, накрывали купол. Снаружи, примерно на половине высоты керег, кошомный покров опоясывался волосяными арканами или тканой лентой, к которой привязывали веревки покровных войлоков купола юрты. Если юрту покрывали длинными кошмами, то снаружи в двух местах перевязывали белдеу. Войлочный клапан прикрепляли в последнюю очередь.
    Ленты, различные по ширине и узору, ткали из шерстяной, чаще верблюжьей пряжи. Они служили украшением интерьера. С ободов внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты, а в случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты. С купола свисали ленты для перевязывания жердей во время перевозок юрты. Эти ленты нередко заканчивались разноцветными кистями.
    В случае сильного ветра внутри юрты укреплялись дополнительные шесты-подпорки, накидывалась веревочная петля на купол. В течение веков кочевнической жизни казахи выработали строгое и рациональное распределение весьма ограниченной площади своего жилища, на которой надо разместить все необходимое для домашнего обихода.

    Части казахской юрты

    Казахская юрта всегда устанавливалась на открытом солнечном месте. Это было связано с тем, что вся хозяйственная и бытовая деятельность кочевника связана по времени с круговоротом солнца. Дверь юрты располагалась на восток. По углу падения лучей солнца , попадающих в юрту через верхнее отверстие, по постепенному переходу лучей с одной части юрты в другую кочевник определял время и строил свой распорядок дня.
    Поэтому и расположение мебели и разделение казахской юрты на части имело строгий порядок.
    Посередине казахской юрты отводилось место для очага. Такое его расположение создавало наилучшую тягу для огня и способствовало более равномерному согреванию помещения. В конце XIX – начале XХ вв. огонь разводили прямо на земле или делали для него в земле небольшое углубление. Над костром устанавливали железный треножник для котла или «мосы» с крючком для подвешивания чайника.
    Весь пол казахской юрты, то есть земля, за исключением места для очага, застилалась домотканиной и кошмами. Против двери за очагом – самое лучшее место, там у стенки юрты устанавливали горку, то есть складывали основное имущество. Обычно вниз ставили особую деревянную подставку, на ней располагали сундуки, кошомные футляры или тюки с запасной одеждой и другими вещами, сверху укладывали свернутые одеяла, подушки и т. д. Иногда это горку покрывали орнаментированным войлочным ковром или матерчатым покрывалом с вышивкой.
    Место перед горкой называли «тор» – самое почетное место в юрте: здесь обычно сидели глава семьи и наиболее почетные гости. Поверх обычной кошмы его застилали специальными подстилками для сидения, стеганными на шерсти, меховыми (корпе, бостек), орнаментированной кошмой или ковром.
    Пространство казахской юрты возле входа (босага) предназначалось для хозяйственных целей, направо от входа была женская половина, тут размещали различные пищевые припасы, посуду, на стенке развешивали вяленое мясо, здесь же стоял кожаный сосуд для кумыса на деревянной подставке, шкафчик для самых ценных продуктов (чай, сахар, сладости). Нередко этот угол отделялся ширмой. Слева от дверей размещали вещи, связанные с мужской работой: седла, сбрую, оружие и др. Зимой, в сильные холода здесь могли поместить больного или преждевременно родившегося ягненка, другое слабое животное.
    По обе стороны от дверной рамы размещали постели хозяев юрты – справа старших, а слева младших членов семьи. На ночь постели расстилали, а днем свертывали и укладывали у стенки. Довольно распространенным элементом убранства юрты стали деревянные кровати производства казахских ремесленников. Постель завешивали пологом из красной ткани. За постелью висел настенный ковер из орнаментированной кошмы или вышитой ткани, нашитой на войлок.
    Даже снаружи богатая казахская юрта выглядела очень нарядно, так как для ее крепления использовались тканые орнаментированные шерстяные ленты. Кереге были обставлены узорными циновками, на такой же циновке была подшита кошомная дверь.
    При перекочевках казахскую юрту разбирали на составные части и перевозили вьюком.
    Казахская юрта легко собирается и разбирается. Она хорошо сохраняет тепло, защищает от ветра, а летом от жары. Чиевая прокладка препятствует проникновению сырости, если покровные кошмы промокали от дождя. Летом в жару нижние войлоки поднимают для прохлады, а прокладка из чия предохраняет от проникновения пыли и сора. На зиму юрты утепляли: накрывали двойными кошмами, обкладывали снегом, обставляли снопами камыша, окапывали землей. Аулы ставили в местах с естественными укрытиями от ветров и буранов. В морозные дни в юрте постоянно горел костер, но, несмотря на это, ее обитатели не снимали одежды, а в морозы одевали и меховые шубы.
    Интересное по теме:
    Обычаи гостеприимства у казахов
    Казахская свадьба
    Казахская кухня

  2. Киіз ?й к?птеген к?шпелі халы?тарды? негізгі баспанасы бол?ан. ?аза? хал?ы да киіз ?йді сан мы?да?ан жылдар бойы ?зіні? т?л баспанасы етіп келді. Киіз ?йді? ??рылысы бірнеше б?ліктерден т?рады.
    Киіз ?йді? сырт?ы бейнесі.
    Киіз ?й кереге, уы?, ша?ыра?, сы?ырлауы?, табалдыры?, ма?дайша, таяныш секілді негізгі б?ліктерден т?рады. Ал керегені? ?зіні? к?птеген атаулары бар: керегені? ?анаты (т?рт, бес, алты, сегіз, то?ыз, он, он екі ?анат), керегені? басы, ?асы, к?зі, са?ана?ы, ая?ы, иегі, к?гі. сол сия?ты ша?ыра?ты?, уы?ты?, ?р б?ліктеріні? к?птеген атаулары болады. Б?ларды киіз ?йді? с?йегі дейді.
    ?йді? с?йегін с?мбі талынан жасайды. Халы? с?мбі талын сыр талы, ?айыр талы, боз тал деп те атайды. ?йді? с?йегін жасайтын шеберді “?йші” дейді.
    Киіз ?йді сырт?ы к?рінісіне, келбеті мен к?леміне ?арай а? ?й, боз ?й, ?о?ыр ?й т.б. аттарымен атайды.Киіз ?йлерді? б?лай аталуы оны? сыртынан жабатын киізіне тікелей байланысты. М?ндай жап?ышты халы?та “туырлы?” деп атайды. Туырлы?ты киіз ?й с?йегіне лайы?тап ??растырып дайындайды. Киіз ?йді? туырлы?ы біры??ай а? ?ойды? ж?нінен басыл?ан киізден жасалса оны “а? ?й”, ?о?ыр ж?ннен басыл?ан киізден жасалса “?о?ыр ?й” деп атайды.
    Ша?ыра? – киіз ?йді? е? жо?ар?ы б?лігі. Оны? пішіні к?мбез т?різдес, ол уы?тарды? ?штарын біріктіріп ?стап т?рады. ша?ыра? бірнеше б?лшектерден т?рады:
    **Ша?ыра?**
    1 – то?ын, ол ша?ыра?ты? негізі. ?атты а?аштан жасалып, ?рнектеледі. 2 – к?лдіреуіш. С?мбі талынан иіліп жасалады. ?р иінде 3 к?лдіреуіштен 8-ге дейін болады. 3 – беріктік. Ол к?лдіреуіштер ыдырап кетпеу ?шін орнатылады, ?рнектеледі. 4 – ша?ыра?ты? к?зі. О?ан уы?ты? ?аламы кіріп т?рады. То?ын мен беріктікті ша?ыра?ты? ішкі жа?ынан ?рнектейді.
    Киіз ?й керегесі
    Керегені ??райтын ?рбір а?ашты «желі» дейді. Желіні? е? ?зынын керегені? «ерісі» (3) деп, одан ?ыс?алауын «балашы?» (2), е? кішісін «са?ана?» (1) деп атайды.
    Кереге.
    Сонда бір ?анат кереге 14 ерістен, 9 балашы?тан, 9 са?ана?тан ??ралады. Желілерді? ?иылыс?анынан пайда бол?ан торды «к?з» деп атайды. Ал оны к?леміне ?арай «желк?з», «торк?з» деп екі т?рге б?леді.
    Уы?
    Уы? кереге мен ша?ыра?ты жал?астырып т?рады. Киіз ?йді? ке?дігі керегесіне, ал биіктігі уы?ты? ?зынды?ы мен ?ыс?алы?ына байланысты болады.
    Уы? саны ?йге жайылатын кереге басыны? санына те?. О?ан ?осымша сы?ырлауы? есікті? ?стіне байланатын ?ыс?алау келген 4-5 ма?дай уы? болады. Онын ?зынды?ы есікті? биіктігіне байланысты.
    Иілген уы?ты? бойында бірнеше атаулы б?ліктер бар. Уы?ты? керегеге байланатын ?шын «до?алай» (1) дейді. До?алайды тесіп, ?айыстан уы?бау (5) та?ады. Уы?ты? иілген жерін иы?ы (2) дейді. Ша?ыра? пен иы?ты? арасын уы?ты? ?ары (3) деп атайды. Ал ша?ыра?ты? к?зіне ?адайтын ?шын ?аламы (4) деп атайды, оны т?рт ?ырлы етіп ?штауды ?аламдау дейді, ал уы?бау жіптен есіледі. Уы?ты? иініні? ішкі бетін шеберлер бедерлеп ?рнек салады немесе арнайы ?рнектелген с?йек жапсырады.
    Киіз ?й есігі
    Киіз ?йді? а?аш есігін сы?ырлауы? дейді. Ол киіз ?йді? ішіне ?арай ашылады. Есік бірнеше б?ліктен т?рады. Олар: ма?дайша, екі боса?а, табалдыры? пен екі жа?тау.
    Киіз ?йді? есігі – «Сы?ырлауы?»
    Киіз ?й есігіні? ??рылысы: 1-ма?дайша; 2-боса?а; 3 -сы?ырлауы?; 4-жа?тау; 5-табалдыры?.
    Сы?ырлауы?ты та?тайдан жасайды. Шеберлер киіз ?йді с?улетіне ?арай оюлы ?рнектермен, ?рнектелген с?йекпен жапсырмалап ?шекейлейді.
    Сы?ырлауы?ты ?шекейлеуге «?ош?арм?йіз», «т?йемойын», «д??гелек жапыра?шалар», «т?йетабан», «шырмауы?» сия?ты бедер-?рнектер ?олданылады. Бедерлі шегелермен, желіммен с?йекті жапсырмалайды.

  3. Древнекитайский поэт Бо Цзы написал гимн жилищу кочевников.
    В северной прозрачной синеве Воин юрту ставил на траве,
    А теперь, как голубая мгла, Вместе с ним она на снег пришла.
    Юрту вихрь не может покачнуть, От дождя ее твердеет грудь.
    Нет в ней ни застенков, ни углов, Но внутри уютно и тепло.
    Внутренняя планировка юрты делилась на четыре части, соответственно четырем сторонам света. Правая сторона — мужская, левая — женская. Юрта быстро собиралась и разбиралась. Средняя юрта могла быть погружена на одного верблюда или на две лошади. Если юрта была маленькой, то достаточно и одной лошади. Уют, тепло и свобода высоко ценились в Степи. «Кто храбр, силен и способен разбить спорные дела, тех поставляют старейшинами, наследственного преемствия у них нет», — писал Сыма Цянь. Б этом секрет стабильности общества.
    Родовой аул состоял из отдельных юрт. Юрта старшего — «улкен шанырак» — это место собраний, где обсуждаются все вопросы рода. Даже после реформ 1868 года, когда колониальная административная система ввела двухступенчатые выборы, власть оказалась в руках аксакалов. В «улкен шанырак» можно было заходить без приглашения. Это из культа предков. Из «улкен шанырак» брали огонь, считавшийся священным, сыновья в новый дом, а невеста, вступавшая в новую семью, приносила жертвоприношение огню — «отка май кую». После рождения ребенка молодые женщины приходили, чтобы сделать поклон в сторону «тор» — почетного места, напротив двери «улкен шанырак». Если кто-то заболевал в роду, то его располагали в «ески улкен шанырак» — старшей юрте, оставшийся от прародителей, где обитает «аруак» — дух их «баба» — предка. Молодые женщины, входя в такую юрту, обязательно делают поклон.
    Постоянные перекочевки подчиняли себе ритм жизни кочевников. Поэтому материальная культура, буквально все от посуды до жилища, имеет свои особенности. Все вещи должны быть удобны, легки, компактны и нужны. Девиз кочевья — брать только необходимое.
    Юрта является плодом народного творчества кочевников. В ней можно было принять гостей, справить семейные обряды и торжества. Семьи кочевников меньше, чем у земледельцев. У казахов младший сын оставался жить с родителями. Есть понятие семейно-родственных групп — «ата-баласы», «6ip атанын баласы». Казахские аулы имели небольшой размер — 2-4, максимум 8 хозяйств. Кочевали обычно родственные аулы, одновременно, вместе, но каждый по своему маршруту.
    Тем, кто в шалашах из тростника,
    Мягкая зима и то горька.
    В юрте я приму моих гостей,
    Юрту сберегу я для детей.
    Князь свои дворцы покрыл резьбой, —
    Что они пред юртой голубой!
    Я вельможным княжеским родам
    Юрту за дворцы их не отдам.
    В юрте сосредоточена информация. «Пусть шанырак будет высоким, а стойки двери — крепкими!», «Пусть не гаснет огонь в твоем очаге!» — это не просто пожелания. Так, к примеру, шанырак выполнял роль… часов. В четырехрешетчатой юрте 60 жердей — уыков. Днем по углу падения солнечных лучей через верховое отверстие (шанырак) казахи определяли время. Юрта является свидетельством медленного движения цивилизации кочевников, стремящихся сохранить свою культуру.
    Сарсекеев Б.С. «Мир кочевника»

    Похожие материалы:

    Казахские жилища
    Жилище и одежда
    Знание- Сила
    Кочевое хозяйство
    Хозяйство кочевников Казахстана в V — начале XIII вв.

  4. Киіз ?й к?птеген к?шпелі халы?тарды? негізгі баспанасы бол?ан. ?аза? хал?ы да киіз ?йді сан мы?да?ан жылдар бойы ?зіні? т?л баспанасы етіп келді. Киіз ?йді? ??рылысы бірнеше б?ліктерден т?рады.
    Киіз ?йді? сырт?ы бейнесі.
    Киіз ?й кереге, уы?, ша?ыра?, сы?ырлауы?, табалдыры?, ма?дайша, таяныш секілді негізгі б?ліктерден т?рады. Ал керегені? ?зіні? к?птеген атаулары бар: керегені? ?анаты (т?рт, бес, алты, сегіз, то?ыз, он, он екі ?анат), керегені? басы, ?асы, к?зі, са?ана?ы, ая?ы, иегі, к?гі. сол сия?ты ша?ыра?ты?, уы?ты?, ?р б?ліктеріні? к?птеген атаулары болады. Б?ларды киіз ?йді? с?йегі дейді.
    ?йді? с?йегін с?мбі талынан жасайды. Халы? с?мбі талын сыр талы, ?айыр талы, боз тал деп те атайды. ?йді? с?йегін жасайтын шеберді “?йші” дейді.
    Киіз ?йді сырт?ы к?рінісіне, келбеті мен к?леміне ?арай а? ?й, боз ?й, ?о?ыр ?й т.б. аттарымен атайды.Киіз ?йлерді? б?лай аталуы оны? сыртынан жабатын киізіне тікелей байланысты. М?ндай жап?ышты халы?та “туырлы?” деп атайды. Туырлы?ты киіз ?й с?йегіне лайы?тап ??растырып дайындайды. Киіз ?йді? туырлы?ы біры??ай а? ?ойды? ж?нінен басыл?ан киізден жасалса оны “а? ?й”, ?о?ыр ж?ннен басыл?ан киізден жасалса “?о?ыр ?й” деп атайды.
    Ша?ыра? – киіз ?йді? е? жо?ар?ы б?лігі. Оны? пішіні к?мбез т?різдес, ол уы?тарды? ?штарын біріктіріп ?стап т?рады. ша?ыра? бірнеше б?лшектерден т?рады:
    **Ша?ыра?**
    1 – то?ын, ол ша?ыра?ты? негізі. ?атты а?аштан жасалып, ?рнектеледі. 2 – к?лдіреуіш. С?мбі талынан иіліп жасалады. ?р иінде 3 к?лдіреуіштен 8-ге дейін болады. 3 – беріктік. Ол к?лдіреуіштер ыдырап кетпеу ?шін орнатылады, ?рнектеледі. 4 – ша?ыра?ты? к?зі. О?ан уы?ты? ?аламы кіріп т?рады. То?ын мен беріктікті ша?ыра?ты? ішкі жа?ынан ?рнектейді.
    Киіз ?й керегесі
    Керегені ??райтын ?рбір а?ашты «желі» дейді. Желіні? е? ?зынын керегені? «ерісі» (3) деп, одан ?ыс?алауын «балашы?» (2), е? кішісін «са?ана?» (1) деп атайды.
    Кереге.
    Сонда бір ?анат кереге 14 ерістен, 9 балашы?тан, 9 са?ана?тан ??ралады. Желілерді? ?иылыс?анынан пайда бол?ан торды «к?з» деп атайды. Ал оны к?леміне ?арай «желк?з», «торк?з» деп екі т?рге б?леді.
    Уы?
    Уы? кереге мен ша?ыра?ты жал?астырып т?рады. Киіз ?йді? ке?дігі керегесіне, ал биіктігі уы?ты? ?зынды?ы мен ?ыс?алы?ына байланысты болады.
    Уы? саны ?йге жайылатын кереге басыны? санына те?. О?ан ?осымша сы?ырлауы? есікті? ?стіне байланатын ?ыс?алау келген 4-5 ма?дай уы? болады. Онын ?зынды?ы есікті? биіктігіне байланысты.
    Иілген уы?ты? бойында бірнеше атаулы б?ліктер бар. Уы?ты? керегеге байланатын ?шын «до?алай» (1) дейді. До?алайды тесіп, ?айыстан уы?бау (5) та?ады. Уы?ты? иілген жерін иы?ы (2) дейді. Ша?ыра? пен иы?ты? арасын уы?ты? ?ары (3) деп атайды. Ал ша?ыра?ты? к?зіне ?адайтын ?шын ?аламы (4) деп атайды, оны т?рт ?ырлы етіп ?штауды ?аламдау дейді, ал уы?бау жіптен есіледі. Уы?ты? иініні? ішкі бетін шеберлер бедерлеп ?рнек салады немесе арнайы ?рнектелген с?йек жапсырады.
    Киіз ?й есігі
    Киіз ?йді? а?аш есігін сы?ырлауы? дейді. Ол киіз ?йді? ішіне ?арай ашылады. Есік бірнеше б?ліктен т?рады. Олар: ма?дайша, екі боса?а, табалдыры? пен екі жа?тау.
    Киіз ?йді? есігі – «Сы?ырлауы?»
    Киіз ?й есігіні? ??рылысы: 1-ма?дайша; 2-боса?а; 3 -сы?ырлауы?; 4-жа?тау; 5-табалдыры?.
    Сы?ырлауы?ты та?тайдан жасайды. Шеберлер киіз ?йді с?улетіне ?арай оюлы ?рнектермен, ?рнектелген с?йекпен жапсырмалап ?шекейлейді.
    Сы?ырлауы?ты ?шекейлеуге «?ош?арм?йіз», «т?йемойын», «д??гелек жапыра?шалар», «т?йетабан», «шырмауы?» сия?ты бедер-?рнектер ?олданылады. Бедерлі шегелермен, желіммен с?йекті жапсырмалайды.

  5. На стороне AB треугольника ABC взята точка D, а на стороне A1B1 треугольника A1B1C1 взята точка D1.Известно что треугольники ADC и A1D равны и отрезки BD и B1D1 также равны.Докажите равенство треугольников ABC и A1B1C1. РЕШИТЬ …
    (-0.4(-5+1.5y)+3(x-4y)=
    Ребята, помогите пожалуйста.
    Заполните таблицу, распределив по классам предложенные соединения.
    Классы: Оксиды, соли, основания, кислоты.
    Соединения: CO2 ZnSO4 Ca(OH)2 SO3 NaOH HCL K2O K3PO4 KI NaNO3 ZnO
    N2O5 K2SO4 AL2(SO…
    назовите имена русских писателей учёных деятелей культуры которые получили мировую известность и признание. Что вы о них знаете? Как вы думаете, почему они имеют огромное значение не только для России, но и для всего мира? напи…
    сколько чисел между 72 и 91
    спасибо большое
    330разделить22умножить8минус30
    Число 517 запишите подряд а) два раза; б) три раза; в) 4раза. Прочитайте полученные числа и запишите словами
    Написать 3-4 придложения о чем могут рассказать жесты
    Ппппплллллиииииззз срооочноо!!!!!!!!!!
    При каких значениях х выражение [latex] \sqrt{- x^{2}-17x-72 } [/latex] имеет смысл ?
    плииииссс мне очень надо половину написала больше ничего в голову не лезет помогите!!((( сочинение “советы читателю”пожжжж!!!

  6. Эссе на тему «Бабушкина юрта»
    Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних – это большой город, у других – маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее.
    Родина не обязательно должна быть большой. Это может быть какой-нибудь уголок  города, поселка. У меня есть свое излюбленное местечко. Это бабушкина юрта в местечке Каткылыг. Нет ничего прекраснее этого уголка,  уголка моей малой Родины – Тувы.
    Наши предки говорили, что юрта сравнима с Чеди-Хааном – Большой Медведицей, потому что юрта не стоит на одном месте в течение четырех времен года, а кочует с одной стоянки на другую. Большая Медведица на просторах неба тоже не стоит на одном месте, причем, иногда она совсем исчезает и ее не видно с земли. В Туве жил прославленный охотник и сказатель Сат Сотпа. По его словам, юрта кочует по земле, также как передвигаются звезды в небесных просторах. Тувинский поэт А.Даржай, не зря написал следующие строки, посвятив их юрте, ведь у каждого народа, есть свои традиции, обычаи,  которых они должны знать, соблюдать, и уважать:
    Воды что уплыли, не вернутся снова,
    Мертвые уходят от родного крова,
    Но летят к гнездовьям птицы год от года.
    Так и я – хранитель, продолжатель рода –
    Прихожу к истокам, бабушкина юрта.
    Каждые каникулы я стараюсь навестить бабушку, особенно летом. Мне уютно, хорошо в бабушкиной юрте. Раньше как и сейчас кочевой быт тувинского народа требовал, чтобы жилище было разборным, легким и простым в изготовлении. Юрта идеально отвечала и отвечает этим условиям, и я считаю что, бабушкина юрта один из наиболее комфортабельных видов жилья.
    Так же великолепно мне зимой, в зимовке у бабушки. Сядешь вокруг печки вечером и в юрте становится светло, тепло. Так хочется сказать:
    «Буря не оторвет юрту от земли,
    Проливные дожди не просочатся в нее,
    Нет углов в юрте, кругло поставленной,
    Так тепло, когда уснешь, лежа в юрте.»
    По сей день моя бабушка свято соблюдает традиции, связанные с юртой. Так, юрту нельзя входить с оружием, нельзя наступать на порог – раньше это считалось объявлением войны, заходить в юрту лучше с правой ноги. Войдя в юрту, нельзя самовольно садиться на священной стороне, предназначенной для особо почетных гостей – это можно сделать только после приглашения хозяина. Войдя в юрту даже незнакомого человека, нельзя уйти, не попробовав его хлеб – это считается оскорблением. Мужчины по традиции занимают левую сторону от входа, женщины – правую, ну а нам, детям разрешают бегать везде.
    Юрта – не просто дом кочевника, это одновременно храм. Я очень ценю, уважаю традиции и обычаи своего народа. Особенно  мне  дорог то, что в юрте можно жить все времена года. Юрта – уникальное жилище, прекрасно приспособленное к суровым условиям гор и степей нашей республики. Летом, когда на земле царит жара, в юрте прохладно, зимой – тепло и уютно, даже если за войлочными стенами завывает пурга. В такие дни мы все собираемся за столом, и слушают рассказы нашей любимой бабушки о древней родине тувинцев – реке Эрзин, о смелых богатырях и мудрых правителях, о сражениях и победах. И звуки трехструнного хомуса возносятся сквозь ореге в небо – к вечному Чеди-Хаану – Большой Медведице…
    Хочется, чтобы время остановилось, но оно беспощадно движется вперед. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы ни- когда не забудем. Мы будем любить, и чтить ее до последних дней своей жизни.
    В этом мире бурном сердце помнить в силах
    Все, чему так долго ты меня учила.
    Наполняясь лаской добротой и светом,
    Обещаю жить я по твоим заветам,
    Старенькая юрта, бабушкина юрта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *