Сочинение на лингвистическую тему синтаксис

6 вариантов

  1. Действительно, синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий построение  предложений и словосочетаний. Именно с их  помощью происходит общение между людьми. Приведём примеры из текста Л.Пантелеева.
    Во-первых, предложения 19-22  представляют собой диалог двух главных героев. Их реплики отличаются краткостью и динамичностью, свойственными  устной речи.
    Во-вторых,  в предложениях 41 и 43  мы видим обращения  «товарищ сержант» и «товарищ майор», которые помогает обозначить воинские звания лиц, к которым обращена речь. Хоть мальчик и не является настоящим караульным, командир обращается к нему, как к часовому, уважая его верность данному слову.
    Таким образом, приведённые примеры доказывают бесспорность утверждения лингвиста А.А. Реформатского.
    (96 слов)
    Читайте другие примеры сочинений 15.1 на ОГЭ по русскому языку
    Исходный текст (вариант 3 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):*
    (1) Как-то летом я засиделся в парке с книгой, а когда стемнело и я собрался уходить, вдруг слышу: за кустами кто-то плачет.
    (2) Около небольшого каменного домика я увидел маленького мальчика лет семи или восьми. (3)Я подошёл и окликнул его:
    —(4)Ты чего плачешь? (5)Давай пойдём, уже поздно, парк закрывается.
    (6) И я хотел взять мальчика за руку, но тот поспешно отдёрнул руку и сказал:
    — (7)Не могу. (8)Я — часовой, — сказал он. — (9)Мы играем в войну. (10)Один большой мальчик привёл меня сюда и говорит: (11)«В этой будке у нас пороховой склад. (12)А ты будешь часовой, сержант… (13)Стой здесь, пока я тебя не сменю. (14)Дай честное слово, что не уйдешь». (15)Ну, я и сказал: (16)«Честное слово — не уйду».
    — (17)Так где же они?
    (18) Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
    — (19)Я думаю, они ушли. (20)3абыли.
    — (21)Так чего ж ты тогда стоишь?
    — (22)Я честное слово сказал…
    (23) Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. (24)Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось, а игра это или не игра — всё равно.
    (25) Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.
    — (26)Ну, вот что, — сказал я, подумав. — (27)Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.
    — (28)Так нельзя, — сказал мальчик. — (29)Вы же не военный.
    (30) И тут я понял, что, если освободить мальчика от честного слова, снять его с караула может только военный, так надо, значит, идти искать военного.
    (31) К счастью, на трамвайной остановке я увидел майора. (32)Я подбежал к нему и подробно объяснил, в чём дело. (ЗЗ)Он не стал раздумывать, а сразу сказал:
    — (34)Идёмте.
    (35) Мальчик стоял на том же месте. (З6)Увидев командира, он как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
    — (37)Товарищ караульный, — сказал командир. — (38)Какое вы носите звание?
    — (39)Я — сержант, — сказал мальчик.
    — (40)А я — майор. (41)Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
    (42)И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
    — (43)Есть, товарищ майор.
    (44) Глаза мальчика загорелись радостным огнём, и он облегчённо засмеялся.
    (45) Майор протянул мальчику руку.
    — (46)Молодец, товарищ сержант, — сказал он. — (47)Из тебя выйдет настоящий воин. (48)До свидания.
    (49) Я тоже попрощался с мальчиком и пожал ему руку.
    — (50)Может быть, тебя проводить? — спросил я у него.
    — (51)Нет, я не боюсь, — сказал мальчик.
    (52)Я посмотрел на его маленький веснушчатый нос и подумал, что ему, конечно же, нечего бояться. (53)Мальчик, у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, не испугается темноты, не испугается хулиганов, не испугается и более страшных вещей.
    (54) А когда он вырастет… (55)Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
    (По Л. Пантелееву)*
    Пантелеев Леонид (Алексей Иванович Еремеев) (1908—1987) — русский советский писатель. В соавторстве со своим другом Григорием Белых написал книгу «Республика ШКИД», которая была переведена на многие языки.
    *ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.
    No related posts.

  2. альбомы
    (1)
    “Большая книга”
    (3)
    “Вишнёкый сад”
    (1)
    “Дети мои”
    (1)
    “Дождь в Париже”
    (1)
    “Золотой трон”
    (1)
    “Опосредованно”
    (1)
    “Слово о полку…”
    (1)
    11 класс
    (1)
    200 лет Тургеневу
    (1)
    2019-2020 год
    (1)
    авторская позиция
    (2)
    актуально
    (170)
    альбомы
    (528)
    анализ словосочетания
    (1)
    аналитика
    (11)
    андеграунд
    (1)
    Анна Ахматова
    (1)
    аргументы
    (6)
    аргументы к сочинению
    (5)
    Астрахань
    (31)
    аттестация
    (1)
    Б.А. Ланин
    (1)
    бесплатное питание
    (1)
    бесплатные учебники
    (1)
    библиотеки
    (8)
    блог
    (29)
    блог актуально
    (6)
    Большая книга
    (2)
    Брюсов
    (1)
    великие лингвисты
    (3)
    великие люди
    (2)
    видео
    (67)
    внеурочная деятельность
    (1)
    Водолазкин
    (1)
    вопросы образования
    (3)
    воспитание
    (35)
    воспитательная работа
    (1)
    ВПР
    (3)
    время и люди
    (60)
    Всероссийская олимпиада
    (2)
    всероссийский конкурс сочинений
    (3)
    всероссийский конкурс УИР
    (1)
    Всероссийское сочинение
    (1)
    выпускное сочинение
    (80)
    выпусной
    (1)
    ГИА
    (67)
    Год литературы
    (3)
    город
    (3)
    грамотность
    (2)
    даты
    (89)
    деловые бумаги
    (1)
    демоверсии
    (3)
    День знаний
    (1)
    день рождения
    (3)
    дидактический материал
    (431)
    диктант
    (5)
    дистанционное обучение
    (13)
    дисциплина
    (1)
    для родителей
    (34)
    документы
    (1)
    достопримечательности
    (4)
    досуг
    (66)
    ЕГЭ
    (112)
    единый учебник
    (1)
    жестокость и милосердие на войне
    (1)
    животные
    (25)
    задание 15.3
    (5)
    задание 3
    (1)
    задание 4
    (1)
    закон
    (1)
    заметки
    (1)
    заметки к урокам
    (2)
    занимательные задания
    (47)
    занимательные задачи
    (13)
    зарплата
    (2)
    зарплата учителя
    (1)
    здоровье
    (3)
    зима
    (3)
    злободневное
    (196)
    изложение
    (9)
    изменения
    (1)
    инструкция
    (3)
    интересная статистика
    (2)
    Интернет
    (30)
    интернет школа
    (6)
    интернетобразование
    (16)
    искусство
    (3)
    искусство и ремесло
    (2)
    исторический роман
    (1)
    история
    (1)
    история для современности
    (24)
    история слов
    (154)
    итоговое сочинени 2018
    (2)
    итоговое сочинени 2019/2020 года; направления
    (1)
    итоговое сочинение
    (25)
    итоговое сочинение 2018
    (4)
    итоговое сочинение 2019/2020 года; направления
    (1)
    итоговое сочинение 2020
    (3)
    итоговое сочинение доброта и жестокость
    (2)
    итоговое сочинение мечта и реальность
    (1)
    итоговое сочинение мечты и реальность
    (1)
    итоговое сочинение отцы и дети
    (1)
    КИМ
    (2)
    кино
    (1)
    классика
    (16)
    классика литература
    (1)
    классный час
    (1)
    книги
    (9)
    книги о детях
    (2)
    книги писатели
    (2)
    комедия
    (1)
    композиция
    (1)
    компьютер
    (1)
    конкурсы
    (64)
    концептуализм
    (2)
    копилка мудрости
    (22)
    копилка мудрости
    (76)
    критерии оценивания
    (1)
    круг чтения
    (244)
    КТП
    (2)
    культура речи
    (9)
    лексика
    (10)
    лексические понятия
    (2)
    летнее чтение
    (7)
    летнее чтение книги
    (1)
    лето
    (42)
    лингвистический анализ
    (8)
    лингвисты
    (1)
    лирика
    (2)
    литература
    (77)
    литературные направления
    (1)
    литературные премии
    (2)
    личное
    (10)
    лучшие книги 21 века
    (7)
    любопытное
    (161)
    люди и время
    (17)
    М.В. Панов
    (4)
    месть и равнодушие итоговое сочинение
    (2)
    методика
    (104)
    методическая полка
    (17)
    методическая разработка
    (26)
    моностих
    (1)
    морфемный разбор
    (5)
    морфологический разбор
    (3)
    мотивация
    (1)
    моя музыка
    (36)
    мудрые мысли
    (1)
    мудрые мысли Омар Хайям
    (1)
    мужество
    (1)
    музеи
    (19)
    Н и НН
    (2)
    направление “Надежда и отчаяние”
    (1)
    настроение
    (2)
    национальные парки
    (2)
    национальные проекты
    (1)
    НКРЯ
    (1)
    НОТ
    (1)
    о литературной норме
    (2)
    о личном
    (20)
    об учебнике
    (7)
    образоване
    (1)
    Обращение к читателям
    (1)
    обучение
    (31)
    общение
    (7)
    объявления
    (23)
    ОГЭ
    (30)
    ОГЭ 2019-2020
    (2)
    ОГЭ 2020
    (1)
    ОГЭ сочинени 15.3
    (2)
    ОГЭ сочинение 15.3
    (4)
    ОГЭ сочинение на лингвистическую тему
    (4)
    озёра
    (2)
    Оксфордский словарь
    (1)
    олимпиада.призёр литература
    (1)
    олимпиады
    (1)
    опросы
    (3)
    орфография
    (2)
    Основной государственный экзамен (ОГЭ)
    (7)
    отглагольные прилагательные
    (1)
    отзыв специалиста
    (2)
    отымённые прилагательные
    (1)
    отымённые прилагательные и причастия
    (1)
    оценочные средства по русскому языку
    (1)
    ошибки
    (7)
    память
    (1)
    педагогика
    (1)
    пейзажи
    (2)
    пересказ
    (1)
    повышение квалификации
    (1)
    Подготовка к сочинению
    (1)
    полезно
    (1)
    полезные ссылки
    (17)
    постановления
    (1)
    поэзия
    (1)
    правила
    (2)
    праздники
    (28)
    премии
    (48)
    приказы
    (1)
    природа
    (13)
    проблема
    (1)
    птицы
    (4)
    пунктуационный анализ
    (1)
    пунктуация русский язык
    (1)
    путешествия
    (53)
    Пушкин
    (9)
    Пушкинский диктант
    (2)
    рабочие программы
    (12)
    рекорды
    (3)
    релакс
    (2)
    репетиторство
    (1)
    реформы в образовании
    (1)
    речевые ошибки
    (1)
    родителям
    (1)
    родная (русская) литература
    (1)
    Рождество
    (4)
    Розенталь
    (1)
    русские пистели
    (1)
    русский родной язык
    (2)
    русский язык
    (62)
    сайты по предметам
    (1)
    саморазвитие
    (1)
    семантика
    (1)
    семинары
    (2)
    сервисы
    (4)
    сертификаты
    (2)
    сжатое изложение
    (3)
    синтаксический анализ предложения
    (1)
    словари
    (33)
    слово года
    (1)
    собаки
    (2)
    события
    (2)
    советы психолога
    (5)
    современная литература
    (4)
    современное образование
    (1)
    современный русский язык
    (432)
    сообщества
    (1)
    сочинение
    (92)
    сочинение на морально-этическую тему
    (1)
    стандарты
    (1)
    статьи
    (1)
    стихи
    (4)
    таблицы
    (1)
    творчество
    (1)
    тексты
    (1)
    теория текста языкознание сайты
    (1)
    тесты
    (30)
    тональный словарь
    (1)
    Тотальный диктант
    (57)
    традиции
    (16)
    увлечения
    (2)
    УМК Быстровой
    (1)
    уникальное
    (16)
    урок AiTi activ
    (9)
    устное собеседование
    (2)
    ученики об учебнике
    (4)
    ученические работы
    (85)
    учителя
    (1)
    факты
    (1)
    факультатив
    (1)
    фантастика
    (2)
    фантастика писатели премии
    (1)
    ФГОС
    (1)
    фестивали
    (1)
    формулирование проблемы
    (1)
    футбол
    (2)
    хозяйство
    (6)
    храмы
    (2)
    цветы
    (14)
    цели блога
    (30)
    цитаты
    (1)
    ЦОРы
    (34)
    Чемпионат по чтению вслух
    (1)
    Чехов
    (1)
    чтение
    (14)
    чувства
    (1)
    шедевры
    (1)
    школьные сочинения
    (1)
    школьный сайт
    (1)
    экзамены
    (355)
    экзотика
    (1)
    экскурсии
    (2)
    эмоции
    (3)
    ЭОР
    (3)
    эссе
    (10)
    этикет
    (1)
    этимология слова
    (2)
    языкознание
    (31)

  3. В. 1 Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    филолога Л. В. Успенского: «В языке есть…
    слова. В языке есть… грамматика. Это –
    те способы, которыми язык пользуется,
    чтобы строить предложения».  

    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит
    о единстве содержания и формы языка.
    Слова называют предмет, его признак или
    действие, а грамматика позволяет создать
    связное высказывание, текст. Приведу
    примеры из рассказа А.Алексина.
    Так, предложение 16 состоит из десяти
    отдельных слов, называющих или указывающих
    на субъект (“я”, “приезжий”) и
    его действия. Каждое пятое слово в
    предложении относится к высокой лексике
    («отважился», «вторгаться»), позволяя
    представить нам незнакомца как человека
    интеллигентного, обладающего правильной
    литературной речью. Если мы все эти
    слова напишем через запятую и в начальной
    форме, то получится бессмыслица. Но
    стоит употребить  все глаголы в
    необходимой форме, а местоимение «вы»
    поставить в дательный падеж – слова
    получат единый смысл, превратившись в
    предложение.
    Играют свою роль в превращении набора
    слов в синтаксическую конструкцию и
    знаки препинания. Так, три тире, имеющиеся
    в этом предложении, указывают на наличие
    реплики в диалоге, представляющем собой
    законченную мысль.
    Таким образом, можем сделать вывод, что
    прав был русский филолог Л.В.Успенский,
    утверждавший, что язык, чтобы строить
    предложение, использует лексику и
    грамматику.
    В.2. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    филолога Л. В. Успенского: «Один словарный
    состав без грамматики ещё не составляет
    языка. Лишь поступив в распоряжение
    грамматики, он получает величайшее
    значение».

    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о
    единстве содержания и формы языка. Слова
    называют предмет, его признак, действие
    предмета. И только! Лишь при помощи
    грамматики можно из набора слов  создать
    связное высказывание, текст.
    Так, предложение 25 состоит из восьми
    отдельных слов, называющих предмет, его
    действие и признак этого действия.
    Интересно использует автор в этой
    синтаксической конструкции антонимы
    « много и мало», которые придают
    художественной  речи  особую
    остроту и эмоциональность. Придают
    при условии, если мы  указанные слова
    передадим «в распоряжение грамматики».
    Например, поставим слово «человек» в
    дательный, а слово «счастье» – в родительный
    падежи, создадим словосочетание с
    подчинительной связью управление:
    «нужно для счастья». Для выражения
    эмоций автора в конце предложения
    поставим восклицательный знак. И тогда
    предложение, по словам Л.В. Успенского,
    получит «величайшее значение».
    В.3. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания писателя
    К. А. Федина: «Точность слова является
    не только требованием стиля, требованием
    вкуса, но, прежде всего, требованием
    смысла».

    “Точность слова
    является не только требованием стиля,
    требованием вкуса, но, прежде всего,
    требованием смысла”, -утверждал
    писатель К.А. Федин.
    Действительно, чем точнее писатель
    выбирает слова для раскрытия своего
    замысла, тем легче читателю понять не
    только то, о чем говорит автор, но и то,
    что именно он хочет сказать.
    Так,
    например, А. Алексин, рассказывая о маме
    главного героя, использует не стилистически
    нейтральное слово “звали”, а
    устаревшее “величали” (предложение
    1), показывая тем самым уважительное
    отношение окружающих к матери Кольки.
    Если отец Кольки был незаменимым судьёй
    во время дворовых волейбольных матчей,
    то мама оказывалась “судьёй” дома
    (предложение 15). Используя слово “судья”
    в переносном значении, А.Алексин
    показывает, насколько справедливой
    была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько
    зависела от её решений гармония в семье.
    Таким образом, точный подбор слов
    позволил А. Алексину предельно ясно
    рассказать о своей героине. Читатель
    же, в свою очередь, получил возможность
    понять, почему Колька гордился своей
    мамой.
    В. 4 Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания выдающегося
    русского лингвиста Александра Афанасьевича
    Потебни: «Сходство между наклонением
    условным и повелительным состоит в том,
    что оба они… выражают не действительное
    событие, а идеальное, то есть представляемое
    существующим только в мысли говорящего».

    Смысл высказывания известного лингвиста
    понимаю так: если глаголы в изъявительном
    наклонении обозначают действия, которые
    реально происходили, происходят или
    будут происходить, то глаголы в условном
    и повелительном наклонении обозначают
    действия, желаемые или возможные при
    определенных условиях.
    Так, в предложении 11 нахожу глагол
    повелительного наклонения, вошедший
    во фразеологизм «имейте в виду». Он
    обозначает побуждение к действию того,
    к кому обращаются с речью.
    А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы
    условного наклонения «пожалели бы» и
    «видел бы», которые, на мой взгляд,
    употребляются в значении повелительного
    наклонения. Собеседники дают друг другу
    советы, которые, на их взгляд, полезны.
    Таким образом, условное и повелительное
    наклонение очень сходны, так как выражают
    действия желаемые, а не действительные.
    В. 5. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания выдающегося
    русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:
    «Мысль формирует себя без утайки, во
    всей полноте; поэтому-то она легко
    находит и ясное для себя выражение. И
    синтаксис, и грамматика, и знаки препинания
    охотно ей повинуются».

    Я согласен с высказыванием Михаила
    Евграфовича Салтыкова-Щедрина: “Мысль
    формирует себя без утайки, во всей
    полноте; поэтому-то она легко находит
    и ясное для себя выражение. И синтаксис,
    и грамматика, и знаки препинания охотно
    ей повинуются.” Действительно,
    синтаксис, грамматика и знаки препинания
    помогают мысли быстрее и доходчивее
    дойти до читателя. Докажу это на примере
    текста Т. Устиновой.
    В предложении 6 автор использует
    фразеологизм “видеть в розовом свете”,
    это устойчивое сочетание нам понятно:
    не замечать плохого, видеть только
    хорошее. С помощью этого средства
    выразительности Устинова смогла донести
    до нас свою мысль: Тимофею рядом с Машей
    так хорошо, что плохого он не замечает.
    В тексте много эпитетов, образных
    определений. С их помощью нам становится
    понятнее те образы, о которых пишет
    автор. В предложении 41 есть эпитет
    “равнодушное” небо. С помощью этого
    средства выразительности Т.Устинова,
    сопоставив состояние героя и природы,
    передала настроение Тимофея, которому
    одиноко, которого некому пожалеть.
    Вот она, мысль, сформированная “без
    утайки, во всей полноте” не без помощи
    синтаксиса, грамматики и знаков
    препинания!
    В. 6. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания, взятого
    из Литературной энциклопедии: «Заставляя
    героев говорить друг с другом, вместо
    того чтобы передать их разговор от себя,
    автор может внести соответствующие
    оттенки в такой диалог. Тематикой и
    манерой речи он характеризует своих
    героев».

    Вы представляете художественное
    произведение, где все герои молчат?
    Конечно, нет. Разговаривая, они словно
    рассказывают о себе. Приведу примеры.
    Весь текст, предложенный для анализа,
    есть диалог, из которого мы составляем
    представление о героях. Так, Лис, на мой
    взгляд, – существо мудрое. Не случайно
    ему принадлежат выражения, ставшие
    афоризмами: «Зорко одно лишь сердце»
    (предложение 47) и «…ты навсегда в ответе
    за всех, кого приручил» (предложение
    52).
    Другой персонаж, Маленький принц, очень
    одинок и неопытен. Но он хочет всему
    научиться. Об этом говорит его реплика
    из их диалога: «А что для этого надо
    делать?»
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    высказывание из Литературной энциклопедии
    справедливо. Действительно, автор
    «…тематикой и манерой речи…характеризует
    своих героев».
    В.7. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    писателя К.Г Паустовского: «Нет таких
    звуков, красок, образов и мыслей, для
    которых не нашлось бы в нашем языке
    точного выражения».

    Слова К. Г. Паустовского понимаю так:
    нет во Вселенной предмета, для которого
    не придумал  человек точных слов.
    Особенно богат на выражения русский
    язык, потому что многие слова в нем
    используются в прямом и переносном
    значении, огромно количество синонимов
    и антонимов, паронимов и фразеологизмов,
    сравнений и метафор. Обратимся к тексту.
    Так, в предложении 52 говорится о том,
    что «…погасшее небо плотно прижалось…к
    волнам». Перед нами метафора, с помощью
    которой автор передает сонливость
    вечерней природы, окружающей Косту, и
    навевает грустное настроение.
    В предложении 33, 53 и 54 нахожу слова и
    словосочетания, которые ярко характеризуют
    преданного пса. Так, фразеологизм «не
    отрывала глаз» помогает писателю
    показать, как верно ждет своего погибшего
    хозяина  собака. А эпитеты в
    словосочетаниях «бессменный пост» и
    «вечное ожидание» придают тексту особую
    выразительность, обостряют трагичность
    описанной ситуации.
    Следовательно, прав был русский писатель
    К. Г. Паустовский, утверждавший, что
    «…нет таких звуков, красок, образов и
    мыслей, для которых не нашлось бы в нашем
    языке точного выражения».
    В. 8. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    лингвиста   Бориса Николаевича
    Головина: «К оценке достоинств речи мы
    должны подходить с вопросом: насколько
    же удачно отобраны из языка и использованы
    для выражения мыслей и чувств различные
    языковые единицы?»

    Какие языковые единицы я знаю? Это слово,
    словосочетание, предложение…Именно
    они, удачно подобранные, позволяют
    сделать вывод о достоинствах речи.
    Приведу примеры из текста, где главного
    героя Косту мы видим глазами его
    учительницы Евгении Ивановны.
    В начале повествования мальчик вызывал
    у учительницы раздражение, потому что
    постоянно зевал на уроках. Как образно
    при помощи удачно отобранных слов и
    словосочетаний в предложении 1 автор
    рисует этот процесс зевания! Мальчик
    «зажмуривал глаза», «морщил нос» и «
    «широко разевал рот»… И это на уроке!
    Согласитесь, картина не из приятных.
    В финале рассказа Коста раскроется
    перед учительницей как человек добрый
    и милосердный. И автор скажет, что на
    глазах Евгении Ивановны мальчик «менялся,
    как веточка багульника». Как удачно
    использует Ю.Я. Яковлев это сравнение!
    Могу сделать вывод, что прав был
    русский лингвист Б.Н. Головин, утверждавший,
    что «… к оценке достоинств речи мы
    должны подходить с вопросом: насколько
    же удачно отобраны из языка и использованы
    для выражения мыслей и чувств различные
    языковые единицы?»
    В. 9.
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
    смысл высказывания русского филолога
    Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет
    нам связать между собой любые слова,
    чтобы выразить любую мысль о любом
    предмете».

    Смысл высказывания Л. В. Успенского
    понимаю так: грамматика позволяет
    словам, собранным в предложении, обрести
    единый смысл, чтобы выразить любую
    мысль. Приведу примеры на основе
    предложения 2.
    Оно состоит из тринадцати отдельных
    слов.  Если все эти слова мы напишем
    через запятую и в начальной форме, то
    получится бессмыслица. Но стоит употребить
    их в нужной форме, как они получают
    единый смысл и становятся предложением,
    повествующим о белогрудой кунице.
    Играют свою роль в превращении набора
    слов в синтаксическую конструкцию и
    знаки препинания. Две запятые, стоящие
    в этом предложении, выделяют вводное
    слово «пожалуй», при помощи которого
    говорящий выражает свое отношение к
    тому, о чем он говорит. В данном предложении
    вводное слово помогает рассказчику
    выразить свою  неуверенность,
    предположение о том, что говорит.
    Таким образом, прав был русский филолог
    Л. В. Успенский, утверждающий, что
    «…грамматика позволяет нам связать
    между собою любые слова, чтобы выразить
    любую мысль о любом предмете».
    В. 10. Напишите
    сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
    высказывания русского писателя И. А.
    Гончарова: «Язык не есть только говор,
    речь: язык есть образ всего внутреннего
    человека, всех сил, умственных и
    нравственных».

    Эту фразу я понимаю так. При помощи языка
    мы можем не только общаться, но и
    представлять образ всякого человека.
    Приведу примеры.
    Предложение 49 «Что же ты наделал, юный
    натуралист!», которое плача прокричал
    Толик, помогает нам представить и
    волнение, которое пережил мальчик
    во время пожара, и его восхищение
    поступком друга, обгоревшим, но спасшим
    маленьких цыплят. Толик с уважением
    смотрел на него, завидовал Темке …
    А завидовал он зря! В предложениях 35 –
    38 рассказывается о том, что Толя – тоже
    герой. Все свои физические и нравственные
    силы он направил на спасение друга. И
    об этом мы узнаем из текста, написанного
    доступным и эмоциональным языком.
    Таким образом, можно сделать вывод, что
    прав  был русский писатель И. А.
    Гончаров, утверждавший, что «…язык не
    есть только говор, речь: язык есть образ
    всего внутреннего человека, всех сил,
    умственных и нравственных».
    В.11. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    лингвиста А.А. Зеленецкого: «Придание
    образности словам постоянно совершенствуется
    в современной речи посредством эпитетов».

    Несомненно, эпитеты придают образность
    и эмоциональность современной речи.
    Остановлюсь на ряде примеров.
    Во-первых, в предложениях 2,10,26 при помощи
    эпитетов «гигантский», «величественный»,
    «прекрасное» (животное)  Э. Сетон-Томпсон
    рисует нам необыкновенного оленя
    Песчаных холмов. Все эти красочные
    определения помогают живо и наглядно
    описать оленя-красавца и дают нам
    возможность увидеть его таким, каким
    он предстал в то утро перед охотником.
    Во-вторых, в предложениях 6,16,25 нахожу
    эпитеты, выраженные качественными
    наречиями: «передвигаться бесшумно»,
    «звучал неуверенно, слабо», «заговорило
    властно и громко» Эти эпитеты помогают
    живописно описать действие.
    Могу сделать вывод, что прав был лингвист
    А.А. Зеленецкий: эпитеты позволяют
    сделать нашу речь ярче, эмоциональнее,
    придать образность словам.
    В. 12. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    М.Н.Кожиной: «Читатель проникает в мир
    образов художественного произведения
    через его речевую ткань».

    Высказывание М. Н. Кожиной подтолкнуло
    меня на следующие размышления… Читая
    слова и предложения, положенные в основу
    речевой ткани произведения, мы воссоздаем
    в своем воображении тот мир, который
    рожден пером писателя. Одним персонажам
    мы всей душой сочувствуем, даже любим
    их, поступки других нас возмущают,
    скверные черты характера вызывают
    неприятие. Обратимся к предложенному
    тексту.
    Из слов Таборки о собаке мы можем
    сделать вывод, что это очень добрый,
    отзывчивый мальчик. Только великодушный
    человек может сказать: «От собаки одна
    радость» (предложение 35). А с какой
    уверенностью в предложении 59 герой
    говорит о том, что будет делать, когда
    станет взрослым: «Я буду защищать собак!»
    В предложениях 31,38-39,являющихся репликами
    героя в диалоге, воссоздается отрицательный
    образ отца Таборки и отношение мальчика
    к нему. Он, ни разу не назвав отца «папой»,
    только задает себе или собеседнику
    риторический вопрос: «Чем ему помешала
    собака?» Одной только фразой в предложении
    46 (« А теперь у меня нет собаки») мальчишка
    высказывает свое горе и непримиримость
    по отношению к отцу, выгнавшему из дома
    собаку.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    права была лингвист М. Н. Кожина,
    утверждавшая, что «…читатель проникает
    в мир образов художественного произведения
    через его речевую ткань».
    В. 13. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    Ираиды Ивановны Постниковой:«Обладая
    и лексическим, и грамматическим значением,
    слово способно объединяться с другими
    словами, включаться в предложение».

    Слово
    может включаться в предложение, только
    объединившись с другими словами,
    обладающими лексическим и грамматическим
    значением. Приведу примеры.
    Во-первых, в предложении 8 текста К.
    Осипова нахожу среди слов: «библиотека»,
    «книги», «ум», казалось бы, не подходящее
    по смыслу слово «пища». Но, употребленное
    автором в переносном значении («то, что
    является источником для чего-либо», в
    данном случае «источником» для обогащения
    знаний), оно очень подходит для этого
    словесного набора и на полных правах
    «включается» в предложение.
    Во-вторых, предложение 25 текста, состоящее
    из десяти слов, только тогда становится
    синтаксической единицей, когда автор
    прилагательное согласует с существительным
    в роде, числе и падеже, три глагола ставит
    в прошедшее время и единственное число,
    фразеологизм «ловил на лету», являющийся
    сказуемым, согласует с подлежащим.
    Таким образом, могу сделать вывод: права
    была И. И.Постникова, утверждавшая, что
    только « обладая и лексическим, и
    грамматическим значением, слово способно
    объединяться с другими словами, включаться
    в предложение».
    В. 14. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания известного
    лингвиста А. А. Реформатского: «Местоименные
    слова – слова вторичные, слова-заместители.
    Золотым фондом для местоимений являются
    знаменательные слова, без наличия
    которых существование местоимений
    «обесценено».

    Термин «местоимение» произошел от
    латинского « pronomen», что означает «вместо
    имени», то есть вместо существительного,
    прилагательного и числительного. Прав
    был лингвист  А.А.Реформатский в том,
    что «Золотым фондом для местоимений
    являются знаменательные слова». Без их
    существование местоимений бессмысленно.
    Обратимся к тексту.
    Так, в предложениях 7-8, 19-20 вместо слова
    «Демосфен» употребляется личное
    местоимение «он». Эта замена позволяет
    авторам книги избежать лексического
    повтора, делая речь более краткой и
    выразительной.
    В предложении 20 нахожу относительное
    местоимение «которой», заменяющее
    существительное «выразительность» и
    используемое для связи частей сложного
    предложения друг с другом.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    “…местоименные слова – слова
    вторичные,..заместители” знаменательным
    словам, без наличия которых существование
    местоимений «обесценено»
    В. 15. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    Александра Александровича Реформатского:
    «Что же в языке позволяет ему выполнять
    его главную роль – функцию общения? Это
    синтаксис».

    Синтаксис изучает строй связной речи,
    а значит, именно этот раздел языка
    помогает решать функцию общения.
    Важным синтаксическим приёмом является
    диалог (форма речи, при которой и
    происходит общение), представленный в
    тексте Л. Пантелеева очень широко.
    Приведу примеры.
    Предложения 39 – 40(«-Я – сержант…- А я –
    майор…»), являющиеся репликами диалога,
    отличаются краткостью высказывания,
    свойственной разговорной речи.
    В
    репликах диалога нахожу несколько
    обращений, помогающих в процессе общения
    обозначить лицо, которому адресована
    речь. Например, в предложении 37:

    Товарищ караульный, – сказал командир.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    прав был лингвист А. А. Реформатский:
    синтаксис, представленный в этом тексте
    в форме диалога, обращений, позволяет
    выполнить коммуникативную функцию
    языка.
    В. 16. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания современного
    ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные
    знаки имеют своё определённое назначение
    в письменной речи. Как и каждая нота,
    пунктуационный знак имеет своё
    определённое место в системе письма,
    имеет свой неповторимый   «характер»».

    №1 Знаки препинания, по выражению А. П.
    Чехова, – это «ноты при чтении», которые
    помогают  в восприятии текста, ведут
    нашу мысль в заданном автором направлении.
    В предложенном отрывке нахожу практически
    все существующие знаки препинания:
    точку и вопросительный знак, восклицательный
    знак и запятую, тире и двоеточие,
    многоточие и кавычки.
    Самым распространенным знаком в тексте
    является запятая. Она встречается и в
    сложном предложении, и в простом
    осложненном, и при диалоге… Интересным
    мне показалось предложение 18, где
    запятая, во-первых, разделяет повторяющиеся
    слова «..спасибо, спасибо…», во-вторых,
    она выделяет слово-обращение «старик»,
    в-третьих, этот знак присутствует на
    стыке прямой речи и слов автора.
    Вторым знаком, на который я обратила
    внимание, стал восклицательный знак. В
    предложении 11 «Как тяжело после этого
    просыпаться!» он помогает автору выразить
    ту гамму отрицательных чувств, которые
    испытывает Мересьев после сна, в котором
    видел себя здоровым.
    Таким образом, можно сделать вывод, что
    каждый знак препинания «имеет своё
    определённое место в системе письма,
    имеет свой неповторимый   «характер».
    №2 Смысл высказывания лингвиста Светланы
    Ивановны Львовой понимаю так: каждый
    пунктуационный знак имеет свое
    определенное место, свой «характер» и
    свое назначение в тексте. Приведу примеры
    из текста Б.Полевого.
    Так, в бессоюзном сложном предложении
    (2) встречаю такой пунктуационный знак,
    как двоеточие, который не только разделяет
    два простых предложения в составе
    сложного, но и указывает на то, что одно
    из них поясняет другое.
    Предложение
    11 текста с восклицательным знаком
    подчеркивает душевные переживания
    героя.
    Таким образом, права была С.И.
    Львова, утверждавшая, что «…как и каждая
    нота, пунктуационный знак имеет свое
    определенное место в системе письма,
    имеет свой неповторимый «характер».
    В. 17. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания французского
    писателя Н. Шамфора: «Автор идёт от мысли
    к словам, а читатель – от слов к мысли».

    По мнению французского писателя
    Николя де Шамфора: «Автор идёт от мысли
    к словам, а читатель – от слов к мысли».
    Я согласна с этим высказыванием.
    Действительно, и автор, и читатель –
    это два звена одной цепи. И вы, и я, и
    каждый из нас – все мы постоянно думаем.
    А можно ли думать без слов?
    По тому, какие слова человек употребляет
    в речи, как выстраивает предложения,
    можно много сказать о нем. Чтобы выразить
    особое эмоциональное состояние
    говорящего, в данном случае
    женщины-начальницы, автор употребляет
    в 14-22 предложениях парцелляцию.
    Предложение 42 подтверждает мысль о
    том, что автор тщательно подбирал слова,
    чтобы вложить их в уста медсестры,
    циничной, жёсткой, оценивающей маленьких
    брошенных детишек как товар. Как не
    возмутиться, ведь она говорит о них:
    «Наши-то беленькие, крепенькие, правда,
    больных много…»
    Таким образом, могу
    сделать вывод, что прав был Н. Шамфор.
    Ведь автор словами рисует образы,
    картины, мысли, поступки, действия для
    того, чтобы дать возможность нам,
    читателям, представить описываемые
    события, передать свои эмоции, вызвать
    ответные чувства и переживания.
    В. 18. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    Александра Ивановича Горшкова:
    «Выразительность – это свойство
    сказанного или написанного своей
    смысловой формой привлекать особое
    внимание читателя, производить на него
    сильное впечатление».

    В русском
    языке существует множество средств
    выразительности. Это метафоры, эпитеты,
    гиперболы … Авторы используют данные
    художественные приемы, чтобы «…
    привлекать особое внимание читателя,
    производить на него сильное впечатление».
    Приведу примеры из текста.
    Так, в предложениях 4,6,7 встречаю
    лексические повторы: «приговаривая,
    приговаривая», «приговаривала,
    приговаривала», «гладила… и гладила»,
    – помогающие А.А. Лиханову рассказать,
    как долго и упорно ухаживала вахтерша
    за Пряхиным.
    В предложении 5 нахожу метафору
    «расширенные болью зрачки», которая
    позволяет читателям ярче представить
    болезненное состояние Алексея.
    Таким образом, я согласна со словами
    лингвиста А. И. Горшкова: образность,
    эмоциональность и выразительность речи
    усиливают ее эффективность, способствуют
    лучшему пониманию, восприятию и
    запоминанию, доставляют эстетическое
    удовольствие.
    В. 19. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    писателя Бориса Викторовича Шергина:
    «Устная фраза, перенесённая на бумагу,
    всегда подвергается некоторой обработке,
    хотя бы по части синтаксиса».

    Несомненно,
    «устная фраза, перенесенная на бумагу,
    всегда подвергается некоторой обработке»,
    ведь устная речь – первичная, а письменная
    – отредактированная и усовершенствованная.
    В письменной речи преобладает книжная
    лексика, сложные развернутые предложения,
    причастные и деепричастные обороты. В
    устной же речи наблюдаются повторы,
    неполные, простые предложения, разговорные
    слова и выражения.
    Например, в предложении 1 нахожу
    деепричастный оборот «примостившись
    на заборе», который говорит о том, что
    перед нами письменная речь, а не
    устная.
    Таким образом, приведенные
    выше примеры и рассуждения показывают,
    что устная речь очень меняется под пером
    писателя.
    В.Осеева активно использует в тексте
    такой синтаксический прием, как
    многоточие. Так, в предложении 18
    («Подожди…я ей устрою штуку!») этот знак
    после слов Левки может обозначать
    многое! Возможно, в разговоре мальчик
    в тот момент что-то показал или изобразил
    жестом. Автор же, обработав фразу,
    поставил многоточие.
    Синтаксис, считаю, значительно помогает
    писателю обработать « устную фразу,
    перенесенную на бумагу».
    В. 20. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    И.И. Постниковой:«Способность слова
    связываться с другими словами проявляется
    в словосочетании».

    Слова имеют
    способность соединяться по смыслу и
    грамматически в составе словосочетания.
    Приведу примеры из текста А.Лиханова.
    В предложении 1 слова «плескаться» и
    «соцветия», соединившись по смыслу и
    грамматически при помощи предлога «в»
    и окончания -ях зависимого существительного,
    создали словосочетание «плещется в
    соцветиях», которое более четко определяет
    действие предмета, поскольку зависимое
    слово уточняет смысл главного.
    В предложении 9 нахожу словосочетание
    «непонимающие глаза», где два слова
    проявили способность, соединившись в
    составе словосочетания при помощи
    окончания -ие зависимого причастия,
    точнее определять признак предмета.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    права была лингвист И.И. Постникова,
    утверждавшая, что «…способность слова
    связываться с другими словами проявляется
    в словосочетании».
    В. 21. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания немецкого
    языковеда Георга фон Габеленца: «Языком
    человек не только выражает что-либо, но
    им выражает также и самого себя».

    Лучший
    способ узнать человека – послушать,
    как он говорит, потому что речь отражает
    его внутреннее состояние, чувства,
    культуру поведения. Приведу примеры из
    текста В. Осеевой.
    Так, в предложении 2 вижу реплику Павлика
    «…подвиньтесь!», обращенную к старику.
    Мальчик говорит жестко и сухо, не
    используя ни уважительного обращения,
    ни «волшебного слова». Речь показывает,
    какой перед нами невоспитанный ребенок.
    Но
    Павлик, овладев «волшебным словом»,
    подаренным стариком, преображается на
    глазах! В обращении ребенка к
    бабушке(предложение 53)  меняется все:
    он использует не только волшебное
    «пожалуйста», но и слова с
    уменьшительно-ласкательными суффиксами
    «кусочек пирожка». Всего несколько
    слов! А перед нами уже совсем другой
    человек!
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что прав был немецкий языковед
    Георг фон Габеленц: «…языком человек
    не только выражает что-либо, но им
    выражает также и самого себя».

  4. Подготовка к заданию С2 в ГИА по русскому языку.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
    Как может быть сформулировано задание С2?
    Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, периодически менялась.
    В прошлом году выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию лингвиста Степанова.
    В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
    Данная информация оглашению не подлежит.
    Как сформулировано задание С2 в демоверсии?
    Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
    Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2
    Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
    Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
    Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
    Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
    Примерные ответы:
    о богатстве, выразительности, точности русской речи;
    о средствах выражения мыслей;
    о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
    о взаимосвязи лексики и грамматики;
    о роли синтаксиса в человеческом общении;
    о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
    Шаг 3. Оформляем вступление
    Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания.
    В этом вам помогут следующие слова и выражения:
    автор анализирует
    характеризует
    рассуждает
    отмечает
    доказывает
    сравнивает
    сопоставляет
    противопоставляет
    называет
    описывает
    разбирает
    подчёркивает
    ссылается на…
    останавливается на …
    раскрывает содержание
    отмечает важность
    формулирует
    касается
    утверждает
    считает, что …
    и т.д.
    Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
    Можно применить цитирование, например:
    К.Г.Паустовский сказал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом”. Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
    Можно обойтись и без цитирования, например:
    Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
    или:
    Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
    или:
    В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
    Шаг 4. Пишем основную часть
    Основную часть можно начать следующими фразами:
    Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
    Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
    Докажем эту мысль на примерах из текста…
    Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
    Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
    Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
    Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
    примеров должно быть 2;
    примеры должны быть из указанного текста;
    приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
    В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой – грамматические.
    В 2013-2014 году данное требование соблюдать не обязательно.
    Например:
    Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) – словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы “горечь и обида” (предложение 44), “разговор обеспокоил, удивил, обидел” (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
    Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово “Танечка” из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
    При оформлении примеров можно использовать вводные слова “во-первых”, “во-вторых” и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
    Шаг 5. Пишем заключение
    В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
    Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
    Начать вывод можно следующими словами и фразами:
    Таким образом, …
    Итак, …
    Следовательно, …
    В итоге можно прийти к такому выводу: …
    В заключение можно сказать, что …
    Мы убеждаемся в том, что …
    Обобщая сказанное, …
    Из этого следует, что …
    и т.д.
    Например:
    Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
    или:
    Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
    Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
    1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
    2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
    3. Вывод.
    Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
    За отсутствие абзацев снимают баллы.
    Другие материалы к сочинению в ГИА смотрите в этом разделе 4ege.ru/gia-po-russkomu-jazyku/

  5. В этом году мы узнали об изменениях вГИА-9, конечно, принципиальных изменений, по мнению авторов, нет:
    1. Изменено задание С2.
    2. Исключено альтернативное задание (С2.2).
    Но мы, работающие в школах учителя, понимаем, что исключение альтернативного задания,  изменение количества высказываний для написания сочинения на лингвистическую тему  – это довольно  серьезные изменения, требующие и от учителя, и от учеников особенной подготовки!
    Изменены  и в критерии оценивания сочинения на лингвистическую тему:
    Оценка ответа на задание С2 части 3 работы осуществляется по  специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за  сочинение-рассуждение – 9.
    Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической  точности его письменной речи производится на основании проверки  изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.
    № Критерии оценивания сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему (С2)
    Баллы
    С1К1     Наличие обоснованного ответа на поставленный   вопрос
    Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом    уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием   тезиса, нет                            2
    Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом  уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с   пониманием тезиса               1
     
    Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом   уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок,  связанных с пониманием тезиса,
    или
    тезис не доказан,
    или
    дано рассуждение вне контекста задания,
    или
    тезис доказан на бытовом уровне                                                                                                                                             0
    С1К2      Наличие примеров-аргументов
    Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста,  верно указав их роль в тексте                                           3
    Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста,  но не указал их роль в тексте,
    или
    привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в
    тексте одного из них,
    или
    привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в
    тексте                                                                                                                                                                                                           2
    Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не
    указав его роль в тексте                                                                                                                                                                         1
    Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента,
    иллюстрирующего тезис,
    или
    экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из
    прочитанного текста                                                                                                                                                                               0
    С1К3      Смысловая цельность, речевая связность и   последовательность сочинения
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой   цельностью, речевой связностью и последовательностью
    изложения:
    – логические ошибки отсутствуют, последовательность
    изложения не нарушена;
    – в работе нет нарушений абзацного членения текста                                                                                                             2
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью
    изложения,
    но
    допущена 1 логическая ошибка,
    и/или
    в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста                                                                                                      1
    В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
    но
    допущено более 1 логической ошибки,
    и/или
    имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста                                                                                                         0
    С1К4 Композиционная стройность работы
    Работа характеризуется композиционной стройностью
    и завершённостью, ошибок в построении текста нет                                                                                                                    2
    Работа характеризуется композиционной стройностью
    и завершённостью,
    но
    допущена 1 ошибка в построении текста                                                                                                                                          1
    В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста                                                                                                        0
    Максимальное количество баллов за сочинение по критериям   С1К1–С1К4                                                                   9
    Внимание!
    Если сочинение представляет собой полностью переписанный или  пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 (нулём) баллов по всем  критериям проверки (С1К1–С1К4; ГК1–ГК4, ФК1).
    Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в  задании С2 выполняемого варианта, по всем критериям проверки   оценивается нулём баллов.
    Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность   его письменной речи оцениваются отдельно (см. таблицу 6).

  6. Смысл высказывания известного лингвиста А.А. Потебни заключается в том, что глаголы двух наклонений — условного и повелительного — выражают “идеальное” событие. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, которые могут произойти при определённом условии, а глаголы в повелительном наклонении передают советы, просьбы или приказы.
    Например, в предложении 11 находится глагол повелительного наклонения «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию. А в предложениях 13 и 26 встречаются глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые в данном тексте употребляются в значении повелительного наклонения. Герои повести  дают друг другу советы, которые, по их мнению, полезны.
    Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов очень сходны, так как выражают действия желаемые, “идеальные”.
    (1)Я резко обернулась и увидала дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка — так же молча, злобно и неумело.
    (2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
    (3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:
    — (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!
    (7)Сильным   драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.
    (8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)3авыла полный голос. (11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань.
    (13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слез и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твердо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдет он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!
    (17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.
    (18)Испуг и паника не самый лучший выход из положении для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!
    (20)Самое тяжкое а учителе, самое неизлечимое — коли он трясется за свой престиж, боится признать ошибку да еще в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая…
    (22)Повторю снова, что это — мое нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.
    (23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела.
    (24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла — за пожар, я — за судьбу первого «Б».
    (По А. Лиханову.)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
    «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи…» Их ещё называют “устойчивыми сочетаниями”. Мы пользуемся ими, действительно, очень часто, хотя и не замечаем этого. Доказательства тому находятся в тексте А. Лиханова.
    В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил всё одним духом». Он заменяет синонимичное выражение «быстро, моментально, стремительно» и звучит ярче, выразительнее, чем наречия.
    В предложении 24 автор использует сочетание «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует поведение девочки и используется в качестве изобразительного средства языка.
    Можно сделать вывод: без фразеологизмов, привычных и знакомых всем нам с детства, не обойтись в повседневной речи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *