Сочинение на лирическую тему

9 вариантов

  1. Всю жизнь Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощала которую Женщина. Возможно, именно благодаря этому тема любви в пушкинской лирике так многогранна. Его жизнь была полна увлечений: и глубоких, и мимолетных. Каждое из них рождало в душе мастера стихи.
    Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» родилось как гимн высокого и светлого чувства Любви. Пушкин посвятил его А. П. Керн. Начинается стихотворение с воспоминаний о близком сердцу и прекрасном образе – «мимолетном видении», которое навсегда вошло в сознание автора. Это воспоминание подогревается горячим и трепетным чувством и мы невольно проникаемся этим благоговейным поклонением святыне красоты. Пушкин всецело отдается чувству, охватившему его, и отметает мелкие житейские неурядицы, считая их незначительными и ненужными, если речь идет о любви.
    Как ни удивительно, но самые привычные и обыкновенные слова, которые мы употребляем ежедневно, в произведениях Пушкина создают ощущение возвышенности, любви и радости.
    Недаром композитор М. И. Глинка написал романс на стихи великого поэта. Примечательно, что посвящен он был дочери Анны Петровны Керн. Так стихи и музыка были соединены с помощью любви, это создало гимн высокому чувству.
    Любовная лирика поэта являлась отражением его жизни, всего того, что было действительно пережито им и прочувствовано. Но каким бы это чувство ни было, оно всегда несет отпечаток нравственной чистоты и душевного благородства. Именно поэтому благодаря пушкинской лирике у многих поколений пробуждаются и будут пробуждаться «чувства добрые».
    Больше всего я люблю лирику этого великого поэта за её искренность, которую ощущаешь в каждой строчке.

    Вариант 2:

    Оцените этот вариант сочинения:
    1
    1
    1
    1
    1
    Рейтинг 3.95 [106 Голоса (ов)]
    Поклонники творчества Александра Сергеевича Пушкина безошибочно узнают его произведения с первых строк. И дело не в том, что они знакомы нам еще со школьной поры. Дело в особой подаче мысли, в стремлении сердечных порывов и искреннем повествовании автора.
    Многие стихотворения этого замечательного русского поэта звучат, как лирические песни. Переплетения боли и ликования, любви и отчаяния, логики и фантазии — в творениях автора каждый найдет для себя то, что неизменно затронет струны души.
    «Душе настало пробужденье:
    И вот опять явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты…»
    Слышите? Здесь звучат переливы колокольчика, и тихое шуршание снежинок, и чуть слышная песнь утренней пташки… А в сердце зарождается радость и хочется лететь навстречу к чему-то новому, прекрасному! Каждая строка произведений Пушкина изящна и прекрасна. Только безгранично талантливый человек может создать такое чудо, которое даже спустя века будет понятно и актуально!
    Пушкину удавалось даже то, что не под силу другим именитым мастерам пера. Как можно творить, создавая лирические произведения, в которых затронуты различные темы? При этом каждое из них остается родственным по духу любому читателю.
    Восточная мудрость веет от его «Фонтана Бахчисарайского дворца» и «Подражания Корану», поражают воображение философские размышления поэта на тему библейских персонажей в произведениях «Демон» и «Свободы сеятель…», «Пророк»…
    Бесценный талант А. С. Пушкина позволял ему создавать уникальные шедевры литературного искусства, где даже злободневные темы превращались в лирику и она по сей день находит отклик в сердцах наших современников.

  2. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина необычайно разнообразна. Кажется, все было подвластно перу великого русского поэта, все оживало и расцветало под взглядом его глаз. В раннем периоде стиль лирических произведений Пушкина еще не определился. Жанры дружеского шутливого послания, застольные оды привлекали юного лицеиста своим веселым задором. Знакомый с европейской и русской поэтической традицией, Пушкин пробует стилизации под античную и современную ему поэзию. Часто обыгрывается в ранних его стихах тема монашества («К Наталье», «Монах»), несоответствие между чувствами и положением в обществе… Но в раннюю пору окраска этой темы еще иронична, комедийна, несмотря на крайнюю её серьезность. Вообще, в первый период стихи молодого поэта носят чаше всего легкий характер — в духе Анакреонта или Парни. Пушкину близки были жанры эпиграммы, стилизации под народное творчество (вспомним его стихотворения «Казак» или «Песни о Стеньке Разине»), разрабатывал он и жанр классической элегии с характерными для них мотивами грусти, одиночества, разочарования во всем. Несколько позже у Пушкина появляются стихи политического характера (Ода «Вольность» — явная ссылка на Радищева, «К Чаадаеву»), в которых поэт поднимает вопросы о человеческих ценностях. Что важнее — служение вольности или личное счастье, любовь, слава?.. Послушайте, какой горячей искренностью звучат слова одного из самых знаменитых его стихотворений:
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы,
    Мой друг, Отчизне посвятим
    Души прекрасные порывы!
    В гражданской лирике Пушкина ясно читается вера в то, что «Россия вспрянет ото сна»… Интересна эволюция политической темы в творчестве поэта: от эмоционального протеста — до философских размышлений о борьбе добра и зла в мире…
    Тема любви проходит через все творчество Пушкина. И это не любовь — ненависть, не поединок, а гармоничное, сильное чувство, даже если оно и не разделено. Если в ранней лирике герой был настроен легко и игриво, то потом отношение к любви становится более серьезным. Появляется тема неразделенного чувства:
    Я вас люблю, — хоть я бешусь,
    Хоть это труд и стыд напрасный,
    И в этой глупости несчастной
    У ваших ног я признаюсь!
    А иногда лирический герой поклоняется женщине, как богине:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    И даже разочарование вызывает у поэта уже не боль, а только нежную грусть («Я вас любил…»). Обращения к жанрам стансов, любовного послания, элегии придают теме любви необычайное богатство.
    Еще одна важная для Александра Сергеевича тема — дружба. Она вошла в его творчество с самого начала, и поэт развивал ее всю жизнь.
    Философская лирика Пушкина говорит об одиночестве, близкой смерти, разочаровании:
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, на что ты мне дана.
    Особая тема в творчестве Пушкина — поэта и поэзии и их предназначение. Что есть поэзия, чему она должна служить?.. И здесь лирический герой — пророк, избранник небес, призванный «глаголом жечь сердца людей». Главное — не личная слава, не угождение толпе, а служение высшим ценностям:
    Веленью божьему, о муза, будь послушна…
    Лирический герой поэзии Пушкина стоит над толпой, он сам чувствует свое высшее предназначение. А его творчество разнообразно и по жанрам, и по тематике, и по отраженным в стихах переживаниям. Но для каждого из нас есть у этого поэта доброе, верное слово…

  3. Нет, весь я не умру —
    Душа в заветной лире
    Мой прах переживет
    И тленья убежит.
    А. С. Пушкин
    Одной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта — невероятно важная, полная гениальной легкости и глубины часть творчества поэта. Лирический дар дает поэту возможность выражать свои чувства и настроения, остро и быстро реагировать на изменения общественно-политической и литературной жизни.
    Пушкин прежде всего — выразитель передовых для своего века взглядов, певец политической свободы. Наиболее четко его взгляды отразились в оде “Вольность”, написанной им в 1817 году. Произведение отражает разнообразные чувства автора: пламенное желание свободы, негодование против тиранов. Революционно звучали для читателей заключительные строки второй строфы:
    Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы!
    Эта же тема, тема вольности и борьбы с самодержавием, звучит и в стихотворении “К Чаадаеву”. Пушкин призывает отчизне посвятить “души прекрасные порывы”, бороться за ее свободу. Любовь к родине для него неразрывна с борьбой, и он верит в неизбежность падения самодержавия и в освобождение русского народа: “Взойдет она, звезда пленительного счастья!”.
    Ярким примером политической лирики А. С. Пушкина является стихотворение “Деревня”, в котором благодаря приему противопоставления ярко и резко подчеркивается несправедливость и жестокость крепостного права. Именуя себя “другом человечества “, Пушкин говорит о “диком барстве”, которое “присвоило себе и труд, и собственность, и время земледельца”. Беспощадная эксплуатация крестьянства и благополучие господствующего класса возмущают поэта до глубины души, и у него срываются горькие слова: “О, если б голос мой умел сердца тревожить!”. Его пламенное желание — увидеть “народ неугнетенный” и взошедшую над страной “прекрасную зарю свободы просвещенной”. Тема свободы, борьбы, счастья народа проходит через все творчество поэта. Здесь и его “Сказки”, стихотворения “В Сибирь”, “Арион” и другие. Много прекрасных стихотворений посвятил Пушкин самому замечательному чувству — дружбе. По характеру очень общительный Пушкин имел много друзей. Это в первую очередь его лицейские друзья, которым он ежегодно посвящал свои стихотворения. Дружба была для него той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь, вливает бодрость в жизненной борьбе. Бездушному светскому обществу он всегда предпочитал тесный круг друзей:
    И, признаюсь, мне во сто крат милее
    Младых повес счастливая семья,
    Где ум кипит, где в мыслях волен я.
    Гимном дружбы можно назвать его послание к лицейским друзьям из ссылки “19 октября 1827 года”. Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.
    Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с исключительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Любовь к родной природе нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе “Евгений Онегин”. Сначала его стихи носят романтический характер, например, стихотворение “К морю”. В нем звучит речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, эпитетами и метафорами. Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе, судьбе изгнанника, и о судьбах народов. Море представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощной и гордой красоты. В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его сердцу красоту родной природы. Как замечательны его картинки осени, зима в “Евгении Онегине”, описания замечательной крымской природы в “Бахчисарайском фонтане “! Всем знакомы его стихотворения “Зимний вечер”, “Зимнее утро”, “Туча”, “Вновь я посетил” и другие.
    Пушкин сравнивал поэта с эхом, которое откликается на всякий призывный звук жизни. Лирика поэта знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно воплощенном в стихах о любви. Идеал любимой представляется поэту как “гений чистой красоты”, как “чистейшей прелести чистейший образец”. Любви присуще и трагическое — ревность, разлука, смерть. Пушкин, его лирический герой всегда желает счастья той, которую он любит так безнадежно:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    Нередко тема любви сливается в стихотворении Пушкина с лирическим пейзажем, который так гармонирует с тем чувством, которое владеет поэтом. Особенно это прослеживается в стихотворениях: “Кто знает край, где небо блещет”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла”. Эти основные темы лирики поэта отчетливы и в его романтических поэмах, цикле произведений о Петре I, в его поэме “Полтава” и повестях Белкина, романе “Евгений Онегин” и трагедии “Борис Годунов”.
    Но особо хочется остановиться еще на одной теме — это размышления о судьбе поэта, его назначении в условиях жестокой николаевской реакции. Он создает стихотворение “Пророк”, написанное непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами. В образе пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное, свободное слово в народ. Только тот поэт, по мнению Пушкина, кто всегда душой и помыслами со своим народом. Только он может оправдать свое назначение: правдивым поэтическим словом пробуждать в человечестве высокие чувства. Он призывает поэта “глаголом жечь сердца людей”.
    Подводя итог своему творчеству, А. С. Пушкин в стихотворении “Я памятник себе воздвиг…” утверждает, что заслужил право на признание и любовь народа тем, что:
    …чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я Свободу
    и милость к падшим призывал.
    Равнодушно принимая хвалу и клевету, “обиды не страшась, не требуя венца”, Пушкин следовал своему призванию. Лирика Пушкина, являясь живым откликом поэта на современную ему жизнь, в то же время перерастает его время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полноту восприятия жизни, жизнерадостность, свободолюбие, высокую гуманность, призыв к служению Родине. Думаю, что стихи Пушкина вечны, что они интересны людям разных поколений “всех времен и народов”.

  4. Александр Сергеевич Пушкин был разносторонне талантливым человеком. И он полностью проявил это в своём творчестве, которое отличается своей уникальностью и многогранностью. Моё любимое в его творчестве – это, конечно же, лирика Пушкина, искренняя, чувственная, страстная и очень близкая к реальности. Она легка, проста и необычна в одно и тоже время. Благодаря своему уникальному таланту, Пушкину удалось очень красиво выражать свои чувства и эмоции в своих стихотворениях.
    Стоит также отметить, что Александр Сергеевич был новатором, он не только создал литературный русский язык, он выражал в своём творчестве многие политические передовые идеи. В качестве примера можно привести оду Пушкина «Вольность», в которую ему удалось вложить свои политические взгляды. Он мечтает о свободе народа, с ненавистью и презрением относится к тем, кто этой свободы лишает народ. Несомненно, это произведение Пушкина читающее общество той России восприняло, как революционное. А одну из заключительных строк («Восстаньте, падшие рабы!») не иначе как призывом к революции.
    Также к политической лирики Александра Сергеевича можно отнести стихотворение Пушкина «Деревня», в которой поэт ставил главной целью – показать насколько же несправедливо крепостное право. Пушкин негодует на беспощадность и присвоение чужих трудов богатых сословий.

  5. Анализ элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»
    Одно из ярчайших произведений А.С. Пушкина – романтическая элегия «Погасло дневное светило». Она была написана в 1820 году, когда романтизм достиг своего расцвета. А.С. Пушкин, как и многие другие поэты, увлекся этим творческим методом. Но он не стал придерживаться типа популярного в то время «байронического героя» и значительно изменил этот образ. Проанализировав это произведение, мы увидим, чем же отличается романтический герой А.С. Пушкина от героя Дж. Байрона.
    Элегия рассказывает о переживаниях и воспоминаниях лирического героя, путешествующего по морю («С волненьем и тоской туда стремлюся я, воспоминаньем упоенный»). Здесь поэт затрагивает проблему взаимоотношений человека и общества. Идея заключается в том, что разочарование в обществе ведёт к одиночеству (« я вас бежал, питомцы наслаждений, минутной младости минутные друзья»). Веселье общества противопоставляется одиночеству («и вы забыты мной, подруги тайные моей весны златыя»), радость – страданию («… легкокрылая мне изменила радость и сердце хладное страданью предала…»)
    Стихотворение состоит из трех частей, разных по размеру и разделенных коротким рефреном: «Шуми, шуми послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан». Первая часть, всего из двух строчек, представляет собой пейзаж, то есть переносит читателя туда, где находится лирический герой. Десять строк следующей части посвящены описанию чувств лирического героя: «в очах родились слезы вновь». Далее он вспоминает свою первую любовь («пламенем страстей впервые чувства разгорались…»), людей, с которыми общался: « минутной младости минутных друзей», наперсниц, с которыми « без любви жертвовал собой». Это занимает двадцать две строки. Такое резкое увеличение размера каждой части подчеркивает нарастающее волнение, тревогу, все большее погружение в мир воспоминаний. Сначала лирический герой говорит просто о «прежних лет безумной любви», затем о «стране, где пламенем страстей впервые чувства разгорались», и наконец становится известно, что «прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило».
    Грустное, даже печальное настроение, волнение, душевные переживания ярко нарисованы благодаря множеству тропов, используемых автором в элегии: эпитетам («волшебные края», «томительный обман», «послушное ветрило», «по грозной прихоти обманчивых морей», «легкокрылая радость»), метафорам («родились слезы», «душа кипит», «пламенем страстей»), олицетворениями («мечта летает»). Встречаются перифразы: «питомцы наслаждений», «наперсницы порочных заблуждений», открывающие мысли лирического героя о своем круге общения, и риторические обращения: «шуми, шуми, послушное ветрило». Трижды повторяющийся рефрен напоминает медленное колебание волн океана. Многократное использование союзного слова «где» и повторы фраз «и вы забыты мной», «я вас бежал» создают впечатление постоянного возвращения к воспоминаниям, сильного волнения, когда человек забывает и снова произносит уже сказанные слова.
    Главным средством выразительности является символ: «Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман». Отождествление с тьмой свойственно печальным событиям, и мы понимаем, что в жизни лирического героя произошло какое-то несчастье. «Угрюмый океан», скорее всего, символизирует человеческую душу, так как сходен с ней своей непредсказуемостью, глубиной. Волнующийся океан сравнивается с душой, полной отчаяния и страдания.
    Обилие гласных придает речи сходство с колебанием морских вод. В некоторых строках встречается звукопись: «шуми, шуми, послушное ветрило» – повторяющийся звук [ш] воспроизводит шум ветра. В предложении «где легкокрылая мне изменила радость…» много сонорных звуков [л] и [р], благодаря чему чувствуется легкость и мелодичность речи человека, вспоминающего о пережитом когда-то счастье.
    Лексический набор соответствует тревожной интонации элегии: «погасло», «волнуйся», «угрюмый», «с волненьем и тоской», «безумную любовь», «все, чем я страдал», «по грозной прихоти». Тема страдания звучит во всех этих словах. Слова высокой стилистической окраски усиливают мрачную торжественность картины: «младость», «хладное», «златыя» вместо «златой». Вольный ямб и строки неодинакового размера создают речь, максимально приближенную к живому языку. Свободный характер рифмовки (смежный, перекрестный и опоясывающий) в сочетании с чередованием женской и мужской рифмы обогащают интонацию.
    Стремительность приходящих воспоминаний и тревога в сердце художника подчеркнуты обилием глаголов, придающих динамичность повествованию: «погасло», «пал», «шуми», «волнуйся», «лети». Глаголы встречаются почти в каждой строчке.
    Элегия написана сложносочиненными предложениями, состоящими из коротких простых предложений, и сложносочиненными предложениями с однородными придаточными: «… страны, где пламенем страстей впервые чувства разгорались, где музы нежные мне тайно улыбались, где рано в бурях отцвела моя потерянная радость …». Такое обилие предложений, осложненных обилием однородных членов, способствует нагнетанию настроения отчаяния и тревоги, характерному для романтизма.
    Несмотря на то что эта элегия романтическое произведение, лирического героя никак нельзя назвать «байроническим». Он, как и герой Байрона, одинок, глубокая душевная рана заставила его разочароваться в обществе и покинуть родную страну: «лети, корабль, неси меня к пределам дальным , но только не к брегам печальным туманной родины моей». Но в лирическом герое элегии А.С. Пушкина нет такого жестокого эгоизма, как в персонажах произведений Дж. Г. Байрона. Наоборот, он искренне сожалеет и о «минутных друзьях, и о подругах тайных», которых на самом деле не любил. Одиночество для него – мужественно переживаемая, личная трагедия, а не причина мстить всему миру. Эта гуманистичность стала отличительной чертой всего творчества А.С. Пушкина. Впоследствии гуманистический пафос стал ведущей особенностью всей русской литературы.

  6. Конечно, в поэзии Лермонтова поднимается тема взаимопонимания поэта и толпы, а вернее, отсутствия того самого взаимопонимания. Произведение «Нет, я не Байрон…» раскрывает общее между английским поэтом и самим Лермонтовым, в «Смерти поэта» автор заступается за Пушкина, обвиняя общество в том, что оно погубило поэта. Все эти стихотворения открыто заявляют о творческом кредо поэта, и о том, как необходимо проникаться чужими чувствами, потому и остаются в сердцах читателей.
    У Лермонтова действительно множество замечательных стихотворений. Например, в знаменитом произведении «И скучно, и грустно» автор рассуждает о вечных проблемах, поэтому философская лирика поэта заслуживает отдельного внимания.
    Однако лично меня ни что лермонтовское так не вдохновляет, как его стихи о любви. Казалось бы, это банально, но все-таки удивительно, как поэт, славившийся одновременно великим талантом и сложным характером, изливал свои чувства в лирике. Его боль передается во многих стихотворениях, и заметно, как от самого прекрасного чувства на земле автор мучительно страдал. Для себя я выделила два любимых любовных стихотворения: «Я не унижусь пред тобой», в котором выражается отчаяние лирического героя, и «Нищий», где свои чувства автор сравнивает с ощущениями бедняка, «просящего подаянья». И в том, и в другом произведении избранница жестока по отношению к нему, а его боль так тонко передается нам сквозь строки ямба.

  7. Сочинение на тему «Лирика Пушкина»
    Александр Сергеевич Пушкин был разносторонне талантливым человеком. И он полностью проявил это в своём творчестве, которое отличается своей уникальностью и многогранностью. Моё любимое в его творчестве – это, конечно же, лирика Пушкина, искренняя, чувственная, страстная и очень близкая к реальности. Она легка, проста и необычна в одно и тоже время. Благодаря своему уникальному таланту, Пушкину удалось очень красиво выражать свои чувства и эмоции в своих стихотворениях.
    Стоит также отметить, что Александр Сергеевич был новатором, он не только создал литературный русский язык, он выражал в своём творчестве многие политические передовые идеи. В качестве примера можно привести оду Пушкина «Вольность», в которую ему удалось вложить свои политические взгляды. Он мечтает о свободе народа, с ненавистью и презрением относится к тем, кто этой свободы лишает народ. Несомненно, это произведение Пушкина читающее общество той России восприняло, как революционное. А одну из заключительных строк («Восстаньте, падшие рабы!») не иначе как призывом к революции.
    Также к политической лирики Александра Сергеевича можно отнести стихотворение Пушкина «Деревня», в которой поэт ставил главной целью – показать насколько же несправедливо крепостное право. Пушкин негодует на беспощадность и присвоение чужих трудов богатых сословий.
    Лирика Пушкина также многогранна, как и всё его творчество. Много внимания поэт уделял теме родины, любви к ней. А сколько стихотворений Пушкин написал о красоте и величие природы, окружающего мира. Ну и, конечно же, поэт неоднократно в своей лирике признавался в любви к женщинам.
    Я очень люблю лирику Пушкина. И больше всего за её искренность, которая чувствуется в каждой строчке его стихотворений.

  8. Владимир Сосюра вошел в украинскую поэзию как певец нежности и любви. “Такой я нежный, такой тревожный”, — говорил он о себе. V стихах поэта встречаем настоящую стихию чувств, которую можно сравнить разве что с внезапной летней ливнем. Любовь — это тоже ливень чувств. Вот и проявил себя Сосюра в теме любви или не полно, покрыв славы непревзойденного лирика. Поэт обладал удивительным природным даром глубокого поэтического самораскрытия, самовыражения, даром не только чувствовать, но и передавать словом тончайшие оттенки, нежнейший настроение, вспыхивает в его душе, переполняет все существо. Глубину чувства лирического героя трогательно воплощена в стихотворении ‘Так никто не любил “. Как это и свойственно юноше, современник Сосюры считает, что это только он переживает такую любовь. Он старается убедить, что только через тысячи лет такая любовь. Гиперболизм в выражении чувства видтинюеться соответствующими пейзажными штрихами:
    ? “В день такой расцветает весна на земле, и земля убирается утра.
    Юноша обещает сорвать для коханоьи Орион золотой. А может, это и не преувеличение, а воплощение мечты о духовно окрыленную личность, утверждение права человека на свое чувство. Поэзия “Ласточки на солнце ‘конкретизирует образ лирического героя: его признание любимой убеждает, что их чувства, зародившись в военную пору, цветет и в мирные дни. Образом ласточек на солнце герой подчеркивает красоту зрачков бы радостных глазах девушки. Собственно, взгляд любимого раскрывает ее душу, а ее счастье и тревога на щеках холодных от глаз цветет. Как народная песня зазвучала поэзия “Когда поезд вдали загрохочет. Несмотря на границы, в середине 20-х годов она пелась и на западноукраинских землях. Популярность произведения — в мастерстве анализа интимного мира человека. Поэзию построен на воспоминаниях героя. Грохот поезда напоминает герою звон гитары в лунные ночи, поцелуи и георгины грустные, давно прошедшие огне из-под опущенных ресниц. Пролетели годы, девушка вышла замуж, героя поздравила слава, но он все отдал, чтобы вернуть прежнее. Светлый щем придает поэзии той красоты, которая переживает время, ведь речь идет о общечеловеческое, о вечном.
    В стихотворении “Катюши на память” создан образ женщины с приветливым улыбкой на радостных устах. О чувствах поэт лишь намекает, оно ассоциируется с музыкой, с выполнением женщиной произведений и Грига, и Шопена. Встреча разбудила в душе героя спомини.вин хочет создать о ней и для нее сонет, как вечер золотой. И все. Но микрообразов стихотворения такие емкие, так насыщены настроением, позволяющие проникнуться переживаниями человека. А для лирики это самое главное. Сквозной образом в интимной лирике Сосюры образ Марии. В одноименном стихотворении начала 30-х годов имя любимой проходит через успять строф, причем ним — а это логический акцент — заканчивается каждая из них. Герой идет по улицам города, исполненный чувством к женщине, ему хочется в небо взлететь, его зовет звезда в пространства счастливы, ее имя — за воспоминанием — нашептывают волны южного моря:
    И песня в душе нарастает и зреет, Как вырваться хочет стремительно на волю. Весна уже пришла, и деревья еще голые, И ветви надо мной шепчет: “Мария!”
    Интимная лирика Сосюры в формальном плане традиционная: ритмы и образы не новые, известные уже и в литературе, и в народном творчестве (расцветает весна, земля дышит тихо и легко, вянет сердце, счастливые глаза, ясные звезды, тихий месяц) рассказ течет тихо, спокойно, размеренно. Но душа переполняется таким непостижимым чувством, что даже захватывает дыхание. Нежность и задушевность, искренность человеческого чувства пленяют читателя и долго не покидают его. В этом загадка неувядающей красоты лирики Сосюры.
    ВЛАДИМИР СОСЮРА “Так никто не любил …”
    Так никто не любил. Через тысячи лет мир такая любовь В день такой расцветает весна на земле и земля убирается утра … дышит тихо и легко в синеву она протягивает к звездам свои руки … В день он на земле расцветает весна И дрожит от сладкой Муки … вянет сердце мое от счастливых глаз Что горят в тумане надо мной … Разливается кровь и в жилах течет, будто пахнет она лебедой … Эй вы, звезды света. .. Тихий месяцу мой! Где вы видели больше любви? .. Я для нее сорву Орион золотой, я — поэт рабочей ране … Так никто не любил. Через тысячи лет мир такая любовь В день такой расцветает весна на земле и земля убирается утра … дышит тихо и легко в синеву она протягивает к звездам свои руки … В день он на земле расцветает весна и дрожит от сладкой муки …

  9. Лирика Лермонтова
    План.
    Введение в лирику Лермонтова
    Любовь в лирике Лермонтова
    Основные мотивы лирики Лермонтова
    Человек и природа в лирике Лермонтова
    Лирический герой в лирике Лермонтова
    Список литературы
    I. Введение в лирику Лермонтова.
    В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Да, очевидно Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его лирическая поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. В тоже время Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о расплате за обман чувства и, оскорбленный разочарованием презирает существо, казавшееся прекрасным. Но все эти произведения были полны предчувствием силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого столь же великого поэта. Перелистывая томики его сочинений, мы всегда проникаемся героическим духом его поэзии, ее неповторимым лирическим содержанием. Одним казалось, что лирические произведения Лермонтова угрюмы, другим, что они полны живостью и веселостью. Белинский говорил, что лирика Лермонтова перенаполнена глубокими его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего “Ангела”
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез.
    И звук его песни в душе молодой
    Остался без слов, но живой
    Лермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.
    Чем старше он становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбою целого поколения, все чаще “объектировал” современную ему жизнь. Мир романтической лирики уступад место реальной лирике. Все чаще в лирику Лермонтова вторгались повседневная жизнь и конкретное время: глубокие идейные интересы и мертвящие застои общественной жизни.
    И все, что создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю Отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.
    II. Любовь в лирике Лермонтова.
    В лирике Лермонтова возможны гармония, любовь, искренность, сожаление, сознание значительности жизни. Лирика – один из миров Лермонтова, который он всегда носит в своей душе.
    “Любить, но кого же?…” Одиночество усиливало поиски “души родной”.
    Я не могу любовь определить,
    Но это страсть сильнейшая! –
    любить.
    Необходимость мне; и я любил
    Всем напряжением душевных сил.
    Лермонтов может с поразительной душевной щедростью написать: “Преданный Вам на весь вечер и на всю жизнь”, а может саркастически заметить: “Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и снисходительность — к женскому роду, а гнев, сумасшествие и капризы – к мужскому и среднему”. В большинстве стихотворений Лермонтова о любви она является в трагическом облике. Кокетливая Екатерина Сушкова заставила испытать юношу всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман. Наталия Иванова вызвала горечь, сознание напрасно растраченных чувств. Прелестная Мария Щербатова страдает сама:
    Среди ледяного,
    Среди беспощадного света
    В гордом покое насмешку и зло переносит, об этом Лермонтов написал стихотворение “На светские цепи…”. Но, несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину. Но судьба разлучила их: вынужденный навсегда покинуть Москву, поэт потерял и любимую: в 1835 году Варенька вышла замуж за Н. Ф. Бахметева -–вышла, как Татьяна Ларина, от безнадежности своей любви к Лермонтову. В последние недели жизни рядом с Лермонтовым была его кузина Катя Быховец, любившая его, как родного брата. В письме написанном уже после гибели поэта, она вспоминала: “Он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь не любил его, великий князь ненавидел, не могли его видеть, — и тут еще любовь: он и меня оттого любил, что находил сходства в нас, и о ней его любимый разговор был. Так родилось одно из последних стихотворений поэта – “Молитва”. Лермонтов определял в стихах судьбу поэта в любом государстве, где подавлялась личность и царствует невежество и бездуховность. Эти стихи – это отношение М. Ю. Лермонтова к действительности поэзии.
    III. Основные мотивы лирики Лермонтова.
    М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т.е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”, Лермонтов уточняет: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”. Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы – декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща… вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди “толпа угрюмая”. Поэт жалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”. Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”. В этом стихотворении перед нами витает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. Стихотворение “Смерть поэта” очень близко по теме и по настроению другое – “Как часто пёстрою толпою окружен…”. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица – это “приличьем стянутые маски”. Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и порождает стихотворения – Отповеди. (“Безумец я! Вы правы!…”), размышления о смысле жизни (“И скучно, и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право…” размышляет о ненужности, нелепости жертв на земле, где “под небом места много всем!”. Эти раздумья образованного честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в “Бородино” повествование ведется от лица простого солдата. С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединение единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” – памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие – родную природу. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и одновременно ненавидит. В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками, а потом противопоставляет себя им. У тучек не родины, а поэтому очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоянным надзором властей. И ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связанно у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова, счалив видеть “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” — признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу покрытую соломой”, “с резными ставнями окно”, — складывающиеся в образ родного края. Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль о передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.
    IV. Человек и природа в лирике Лермонтова.
    Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – тема одиночества. Обычно мы сравниваем это с мрачной эпохой, в которую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушных людей”, принадлежавших к светскому обществу, светлому миру природы, как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “историческому свету”. В стихотворении “как часто пестрою толпою окружен…”, построенному на контрасте – “приличьем стянутые маски” и “родные места” поэта – природа названа “царством дивным”:
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд.
    А за прудом село дымится – и встают
    Вдали туманы над полями
    Эти картины оживляют душу Лермонтова: “… я плачу и люблю”. Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувства мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась “тучка золотая”, одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от “ветки родимой” и нигде не находящего приюта. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова – о роли природа в духовной жизни человека. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, свежий лес шумит при звуке ветерка. Для создания картин идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, —
    И счастье я могу постигнуть на земле.
    Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, принадлежащий к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженство умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:
    Жду ль чего? Жалею ли о чем?
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Перекличка вопросов и ответов придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой. Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:
    По корням упругим топор застучал
    И пали без жизни питомцы столетий.
    Это итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека и осуждает его. Так многообразно раскрываются в лирике М. Ю. Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы.
    V. Лирический герой в лирике Лермонтова.
    Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя.
    Лирика Лермонтова наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой – герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика – он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк… Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:
    Одинок я – нет отрады:
    Стены голые кругом
    Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
    … Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне.
    Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно…”) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова – идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество.
    Лучшее, что есть в человеке, — его чувства – “исчезают при слове рассудка; рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым, сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”. Тема ранней смерти – традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной, прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы:
    К добру и злу постыдно равнодушны
    В начале поприща мы вянем без борьбы.
    Мотив борьбы – важнейший мотив всей мировой, романтической литературы – получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть – парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”.
    Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску. Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой. Тема Веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек богу в несовершенстве мира. Демонический и романтический герой поэм “Демон” и “Мцыри” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут. Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом. Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” таким примиряющим началом становится природа.
    В других стихотворениях Лермонтова романтическим героем – борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми – и одиночество героя, как личности.
    В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом романтического героя. Не исключение здесь и Лермонтов, однако, разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника. Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу. С другой – он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с “толпой”, он нужен толпе – и толпа нужна ему. Презрение к толпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта. Лермонтовский поэт – совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта. В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий.
    В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского. Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу…”, глубокими корнями связан с лермонтовским лирическим героем. Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “Бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”)
    Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено внутреннему, глубокому единству этого героя.
    Список литературы:
    М. А. Снежевская – “Хрестоматия по литературе”.
    Г. И. Беленький – “Справочный материал по литературе”.
    В. Г. Белинский – “Избранные статьи”.
    В. Г. Маранцман – “Литература”.
    В. Б. Дружинин “Избранные статьи”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *