Сочинение на любую тему повествование

6 вариантов

  1. Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.
    Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.
    Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.
    Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?
    Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам прошедшего времени совершенного вида, например: «Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками» (М. Ю. Лермонтов). Но если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде апреля» (Н. М. Карамзин). Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!) отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже…
    Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).
    План сочинения-повествования
    1. Вступление (место время действия).
    2. Начало действия, его развитие – завязка.
    3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
    4. Развязка.
    5. Заключение.
    Как работать над рассказом
    1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
    2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
    3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
    4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
    5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.
    Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).
    «Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.
    Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.
    — Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!
    Питер дал понять, что ему хочется.
    — Смотри не ошибись… пожалеешь…
    Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.
    — Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.
    Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».
    Материалы, использованные при подготовке рубрики:
    1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
    2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  2. Нелёгкое время года зима, суровое. Тяжело приходится зимой всему живому: и зверюшкам, и птичкам. Некоторые птицы не могут выносить холодной погоды и улетают на зиму в тёплые края, где всегда в достатке корма. Но некоторые живут в наших краях круглый год и терпеливо добывают себе пропитание, дожидаясь тёплых дней. Мы чаще всего зимой можем видеть воробьёв, синичек, сорок. Они стараются держаться поближе к людям, чтобы легче было прокормиться. Ведь всё зимой покрыто снегом, очень тяжело найти какие-нибудь зёрнышки и семена. И насекомых не видно: ни муравьёв, ни жучков. Все спят под сугробами. Только рябина спасает птичек, целыми стайками они усаживаются на её ветки, чтобы поклевать замороженных ягод. Вот и подлетают птицы зимой к людям ближе, вдруг хлебушка кусочек найдут или рассыпанную крупу. Люди жалеют их, часто подкармливают. Лучшие друзья в эту пору для пернатых – дети. Они с родителями делают кормушки, развешивают на деревьях в парке или около домов и насыпают туда корм: зернышки и семечки. А потом с нетерпением и радостью наблюдают, как одна за одной прилетают на обед синички, бойко склёвывают угощение и снова улетают по своим делам. День за днём прилетают птички к детским кормушкам, пока не растает снег и не проснутся жучки-червячки. Теперь можно забыть о зимних тяготах и начать вить гнёзда!

  3. Денис
    Еще совсем недавно солнышку было тяжело достать до земли сквозь мохнатые, серо-синие, будто грязные, влажные тучи. Еще совсем недавно белели дворы серебристым снегом. А сегодня белеют своей праздничной одеждой вишни, груши и сливы, будто невесты. А красавцы-каштаны в ответ на белоснежно-белый, такой чистый цвет «девушек» , выпустили свои свечечки-пирамидки с красным окаймлением. И березка этой весной почти не отстает от самых новых тенденций моды: у нее в этом сезоне платье из желто-зеленого бисера, который напоминает разной длины сережки, которые кокетливо свисают или качаются, когда их, будто непреднамеренно, задевает ветер-шалун. Черемуха снова изобилует цветом и благоуханием, которое ни с какими другими не спутаешь. Наверное, то настоящие французские духи, которые весна привезла из самого Парижа. Лишь старые дубы как-то не сориентировались, что этой весной одеть.
    Им, дедушкам, еще не понятно, что уже пришло настоящее тепло, поэтому так долго и светят своим скелетом в лесу. А каким ковром весна выстелила землю: на зеленом фоне – то желтые крапинки одуванчика, то синие пролески, то темно-фиолетовая куриная слепота. Все вокруг дышит свежестью и молодостью весны.
    Во дворе у моих дедушки и бабушки растут несколько кустов калины. Весной они украшают цветами наш двор и дом, ласкают глаз, а зимой бабушка готовит из калины напиток, который лечит, согревает и бодрит. Именно о ней, о калине, бабушка любит мне рассказывать и поучать, что не нужно сторониться и забывать давние традиции и обычаи своего рода.
    Бабушка говорила, что с давних времен на свадьбе перед женихом и невестой ставили букеты красной калины с ягодами к счастью, благосостоянию и любви. Ягодами калины наряжали свадебный каравай. А когда выходила замуж моя бабушка, то ей в венок девушки также вплетали калину. Украинские хозяйки украшали свои дома, устраивая красные гроздья в углу, как оберег от злых духов и помыслов и человеческой зависти.
    Мой дедушка, копая людям колодцы во дворах (так на жизнь зарабатывал) , рекомендовал всегда сажать калину возле него. Так как в народе бытует мнение: если возле колодца растет калина, там и вода чище и вкуснее. А еще дед следит и контролирует момент цветения калины, так как это означает, что пора высаживать тыкву, кукурузу и огурцы.
    Выберай

  4. 3 правило. В рассказе должны быть действующие лица, они действуют, т. е. что-то делают и разговаривают!

    Составляем план сочинения

    Структура (или композиция) рассказа1. Вступление, или начало повествования: с чего все началось? Где происходят события? Когда? Почему? Кто главный герой?
    Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.
    Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа. Например, как у Н. В.Гоголя: «Знаете ли вы, что такое украинская ночь?..»
    Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так: «Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин…» (Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»)
    Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета. Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится. Как у Толстого в «Кавказском пленнике»: «…Пришло ему раз письмо из дома.»  Хорошо, если завязка будет иметь интригующий характер. Нам важно «зацепить» читателя, удержать его внимание, чтобы он захотел читать дальше.
    2. Основная часть.
    Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Ты употребишь здесь много глаголов при описании действий героев.
    Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец. На смену одному, приходит следующее действие.
    Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом.
    Действие должно достичь кульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.
    3. Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже.
    Итак, придуман интересный, захватывающий сюжет рассказа, продуман план ( композиция) повествования,  теперь смело приступай к написанию сочинения!
    Полезной ли была для тебя эта статья? Как ты считаешь, нужно ли привести здесь больше примеров из литературных произведений? Остались вопросы? Спрашивай, пиши комментарии, добавляй страницу в закладки, делись с друзьями…
    Не пропусти следующие статьи, которые помогут тебе писать сочинения. Для этого оформи подписку на обновления блога «Русское слово».
    Можно также следить за новыми публикациями в твиттере, фэйсбуке или RSS-ленте!
    Удачи!
    Подписаться на Русское слово

  5. Тематика и жанры детских сочинений.
    Жанры сочинений
    «Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нём нашли отражение чувства, мысли ребёнка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.
    Творчество – самый мощный импульс развития ребёнка. Задача учителя – развивать творческие силы в своих воспитанниках, помогать им задумываться над вопросами, интересными для них и одновременно важными для становления их личности»[1].
    Творчество формирует в учащихся:
    – потребность в самовыражении, в сопереживании;
    – чувство слова;
    – умение переносить и связывать знания из разных областей;
    – способность и возможность размышлять над известными фактами и явлениями.
    Таким образом, именно творческая работа создаёт условия для развития личности ученика, раскрытия всех его интеллектуальных и духовных возможностей.
    Чем труднее тема, тем интереснее над ней работать. Задача автора данных рекомендаций – помочь учителям-словесникам в подготовке учеников к участию в Конкурсе на лучшую творческую работу в номинации «Литературная работа».
    Основные умения, необходимые учащимся при написании сочинения:
    – вдумываться в тему, осмысливать её границы, стремиться раскрыть тему сочинения;
    – подчинять своё сочинение определённой идее;
    – отбирать материал для сочинения;
    – систематизировать материал, продумывать последовательность изложения, план;
    – строить сочинение в определённой композиционной форме, то есть соблюдать пропорцию частей, чётко представлять особенности построения сочинений разных жанров;
    – правильно, в соответствии с нормами литературного языка, речевой ситуацией и задачей высказывания, точно, ясно выражать свои мысли;
    – редактировать свою работу, то есть исправлять, переделывать, улучшать написанное.
    Традиционные жанры сочинений: описание, рассуждение, повествование.
    Как известно, временные отношения и связи выражает повествование, определительные – описание, причинные – рассуждение.
    Сочинение-повествование
    «Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Порядок расположения материала при этом определяется хронологической последовательностью событий»[2]. Сообщение о сменяющихся действиях – «новое» в тексте, то есть главная информация, ради которой создаётся высказывание. «Данным» в повествовании является указание на лицо, совершающее действие, на время, место и т.д.
    В повествовании часто используют слова и словосочетания, обозначающие время: сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, позднее, дальше, тут (разг.), тогда, наконец и др.
    Результат сочинения-повествования – рассказ (небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идёт обычно об одном, но важном событии в жизни героя). Основа рассказа – случай, эпизод, происшествие, то есть какое-либо событие. Рассказ включает основные части, связанные с развитием этого события: завязку, кульминацию, развязку.
    Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.
    Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события.
    Развязка – результат развития события, его заключительный момент.
    Рассказ может иметь также вступление (информация о том, где, когда и с кем произошло событие) и заключение (раздумья автора по поводу описанных событий, нравственные выводы).
    Последовательность частей рассказа условна: действие может раскрываться в прямом порядке, а может и варьироваться в зависимости от замысла автора.
    Повествование может вестись от первого или от третьего лица.
    Основная часть речи, используемая в повествовании, – глагол, особенно форма прошедшего времени совершенного вида.
    Существуют следующие виды рассказов:
    • о случае из жизни автора;
    • на основе услышанного;
    • на основе фантастического вымысла;
    • на основе данного сюжета;
    • на основе сюжета картины;
    • юмористические рассказы на основе услышанного, увиденного;
    • киносценарий на основе рассказа;
    • сказка на основе рассказа;
    • рассказ от лица животного;
    • по данному началу.
    Сочинение-описание
    В основе такого сочинения — перечень признаков предмета, явления, лица, места и т.д., то есть объекта описания.
    Пейзаж – это описание деревьев, травы, неба, реки; при описании портрета обращаемся к возрасту, осанке, росту, походке, выражению глаз, улыбке, манере говорить, жестикуляции, внутреннему состоянию человека; описание какой-либо машины требует сообщения о её назначении, принципе действия, производимых ею операциях, внешнем виде, о её частях, их назначении и взаимодействии.
    Таким образом, цель описания заключается в том, чтобы читатель смог представить предмет описания в своём сознании, почувствовать авторское отношение к нему и сформировать своё.
    Конкурсное сочинение может включать элементы научного и художественного описаний. В научном даётся перечень главных (существенных) признаков предмета, понятие о его свойствах, для этого характерны точность, логическая последовательность, отбор только самых необходимых фактов. В художественном описаниипреобладают субъективность, выражение авторского отношения к описываемому, образность. Основная цель художественного описания — дать яркое представление о предмете, вовсе не обязательно точное и полное.
    Структура описания включает:
    – общее представление о предмете («данное»);
    – описание признаков описываемого, деталей, частей («новое»);
    отношение автора к описываемому.
    Различают следующие виды сочинений-описаний:
    – описание отдельных предметов;
    – описание человека;
    – описание животного;
    – описание помещения;
    – описание природы;
    – описание одежды, костюма;
    – описание действий;
    – описание общего вида местности;
    – описание книги;
    – описание памятника;
    – описание состояния окружающей среды;
    – описание картины чего-либо по воображению и памяти.
    В описании чаще используются имена прилагательные, наречия, причастия, определительные местоимения и т.д.

  6. Еще совсем недавно солнышку было тяжело достать до земли сквозь мохнатые, серо-синие, будто грязные, влажные тучи. Еще совсем недавно белели дворы серебристым снегом. А сегодня белеют своей праздничной одеждой вишни, груши и сливы, будто невесты. А красавцы-каштаны в ответ на белоснежно-белый, такой чистый цвет «девушек» , выпустили свои свечечки-пирамидки с красным окаймлением. И березка этой весной почти не отстает от самых новых тенденций моды: у нее в этом сезоне платье из желто-зеленого бисера, который напоминает разной длины сережки, которые кокетливо свисают или качаются, когда их, будто непреднамеренно, задевает ветер-шалун. Черемуха снова изобилует цветом и благоуханием, которое ни с какими другими не спутаешь. Наверное, то настоящие французские духи, которые весна привезла из самого Парижа. Лишь старые дубы как-то не сориентировались, что этой весной одеть.
    Им, дедушкам, еще не понятно, что уже пришло настоящее тепло, поэтому так долго и светят своим скелетом в лесу. А каким ковром весна выстелила землю: на зеленом фоне – то желтые крапинки одуванчика, то синие пролески, то темно-фиолетовая куриная слепота. Все вокруг дышит свежестью и молодостью весны.
    Во дворе у моих дедушки и бабушки растут несколько кустов калины. Весной они украшают цветами наш двор и дом, ласкают глаз, а зимой бабушка готовит из калины напиток, который лечит, согревает и бодрит. Именно о ней, о калине, бабушка любит мне рассказывать и поучать, что не нужно сторониться и забывать давние традиции и обычаи своего рода.
    Бабушка говорила, что с давних времен на свадьбе перед женихом и невестой ставили букеты красной калины с ягодами к счастью, благосостоянию и любви. Ягодами калины наряжали свадебный каравай. А когда выходила замуж моя бабушка, то ей в венок девушки также вплетали калину. Украинские хозяйки украшали свои дома, устраивая красные гроздья в углу, как оберег от злых духов и помыслов и человеческой зависти.
    Мой дедушка, копая людям колодцы во дворах (так на жизнь зарабатывал) , рекомендовал всегда сажать калину возле него. Так как в народе бытует мнение: если возле колодца растет калина, там и вода чище и вкуснее. А еще дед следит и контролирует момент цветения калины, так как это означает, что пора высаживать тыкву, кукурузу и огурцы.
    Выберай

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *