Сочинение на открытую тему

8 вариантов

  1. Сочинение по отрывку повести В. Крапивина «Звёзды под дождём».
    Вариант 1
    Открытие — это новое достижение, сделанное неожидан­но или в результате наблюдений. Это находка в какой-то сфере знаний, ранее неизвестный факт или новая законо­мерность.
    В тексте В. Крапивина открытие делает увлечённый ас­трономией мальчишка, разглядевший в куполе зонта небо. Это открытие случилось внезапно и очень обрадовало героя.
    Первое, что приходит на ум, когда думаешь о примерах открытий из реальной жизни, — это закон всемирного тяго­тения Ньютона, один из основных в физике. Учёный, уви­дев падающее яблоко, сделал вывод о том, что Земля притя­гивает к себе все тела.
    В самом деле, открытия — необходимая часть процесса развития и эволюции человека и научного мира.
    Вариант 2
    Я могу дать следующее определение открытию: это что- то, с чем человек раньше не сталкивался, обнаружение чего-то нового для себя. Открытия бывают научными и личного характера.
    С примером личного открытия нас знакомит рассказ о мальчике, замершем в ожидании прыжка с крыши сарая. Он случайно понял, что изнутри зонт похож на небо, и если нарисовать на нём звезды, то купол зонта будет напоминать звёздное небо.
    Случайность иногда помогает делать и научные откры­тия. Шотландский учёный Александр Флеминг однажды заметил, как зеленоватая плесень, размножавшаяся в одной из чашек Петри, убила всех находящихся там стафилокок­ков. Так был открыт пенициллин.

  2. Многое можно открыть для себя весьма неожиданно. Например, много лет можно пройти мимо одного здания и толком не обращать на него внимания, хотя бы, потому что оно старое. Но стоило только однажды поднять глаза, рассмотреть его фасад и сильно удивиться тому, как оно прекрасно. На старых зданиях раньше часто делали лепнину и даже ставили скульптуры. Последние – это уже на совсем старых зданиях из разряда Эрмитажа, а вот с лепниной встречаются, и такие дома, которые были построены в прошлом веке. И вот тут неожиданно понимаешь, что за всё это время просто не обращал на это внимание. А ведь красиво!
    Можно неожиданно открыть в себе интерес к рисованию. Никогда не брав в руки карандаш и не умея толком этим заниматься, можно вдруг просто попробовать нарисовать цветок и рисунок неожиданно получится. От такой удачи потом хочется рисовать всё больше и больше. И вот уже ты начинаешь осваивать более сложные рисунки. Это затягивает и вскоре набирается несколько листов красивых картин. Конечно, не шедевров, но всё же это сделал ты.
    Неожиданно можно для себя открыть то, что стал всё чаще проявлять интерес к классике. И неважно к какой. Это может быть классическая музыка или классическая литература. Факт в том, что ты вдруг неожиданно для себя прислушиваешься к джазу, который ранее не воспринимался никак. Или классическая литература стала интересна вдруг, когда прочёл какой-то отрывок, и неожиданно возникло желание прочитать произведение полностью. С оперой или балетом та же история. Можно вовсе не воспринимать оперу, но стоит её чуть внимательнее послушать и всё! – музыка в тебе и без этого уже никак.
    Многие актёры ранее тоже занимались чем-то другим, но попробовав однажды поиграть на сцене, неожиданно для себя открыли эту грань своих возможностей. А открыв их, так и остались на подмостках и ничуть не жалеют. Для меня это тоже было неожиданностью, узнать, что многие меняли свои судьбы, чтобы служить Мельпомене.
    Неожиданностью своей можно принять и то, что дни бегут быстро и отсюда появляется понимание, что ушло детство, прошла юность… Вот это действительно неожиданно!

  3. КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ
    Принято считать, что сочинение на свободную тему написать легче, чем сочинение по литературному произведению. Это далеко не так. Конечно, свободная тема не требует всего того, что так необходимо при анализе какого-либо произведения, – глубокого знания и понимания текста, умения пользоваться литературоведческой терминологией. Но “свобода” эта имеет и обратную сторону: если не учесть специфические требования к сочинению на свободную тему, оно грозит стать бессодержательным, бесформенным и
    невнятным. Стоит помнить, что иной раз сам выбор свободной темы невольно вызывает у проверяющего сомнения: а не потому ли она выбрана, что учащийся не готов к анализу литературного произведения? Можно сказать, что перед сочинением на свободную тему стоит дополнительная задача – разубедить проверяющего, победить его предубеждение.
    Значит, сочинение должно быть написано не просто гладко, этого мало; требуются эрудиция, нестандартные логические ходы и, главное, сильные идеи. Если в сочинении по литературному произведению стилистические недочеты могут быть компенсированы знанием и пониманием литературы,
    то в сочинении на свободную тему ошибки особенно на виду и особенно ослабляют позиции автора сочинения в глазах проверяющего. Итак, свободная тема требует не меньше знаний и умений, а больше.
    Свободные темы бывают разными – каждый тип имеет свои законы и принципы, а также – свои опасности. Всякий раз учащемуся надо четко отдавать себе отчет, с каким типом свободной темы он имеет дело. Типы сочинений на свободные темы бывают следующими:
    1. Проблемное сочинение на литературной основе.
    2. Сочинение-рецензия.
    3. Сочинение – рассуждение на общую тему (эссе).
    1. ПРОБЛЕМНОЕ СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ
    Условие сочинений на литературной основе следующее: заданная тема формулирует проблему, а выбор литературных произведений делается автором сочинения самостоятельно. Допустим, предлагается тема: “Евангельские мотивы в произведениях русских писателей XX века”, или: “Москва в произведениях русских писателей XIX – XX веков”, или: “Человек и природа в произведениях современной литературы”. Учащемуся предлагается решить, на примере каких произведений проследить евангельскую топику, или образы Москвы, или образы природы. Условие это трудное: такие сочинения хоть и должны отвечать тем же правилам, что и любые другие сочинения по литературным произведениям, но требуют еще и гораздо более широкого – внепрограммного – знакомства с художественной литературой. Помимо эрудиции здесь от пишущего требуется умение сопоставлять произведения разных писателей, эпох, направлений и стран.
    Для раскрытия темы проблемного сочинения на литературной основе необходимо опереться на два-три произведения, отвечающих заданной проблематике, и провести их сравнительный анализ. При этом выбор произведений следует аргументировать: произведения должны быть представлены как наиболее важные или характерные для предложенной проблематики. Стоит запомнить, что признание “я читал только эти произведения” – довод неподходящий. Выбирая произведения для сравнительного анализа, нельзя упустить из виду наиболее известные из них – ведь они явно имеются в виду при постановке темы. Например, для темы “Евангельские мотивы в русской литературе XX века” таким произведением будет “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова; если же оно не включено автором сочинения в перечень, это надо отдельно оговорить – хотя бы так: “Говоря о евангельских мотивах в русской литературе XX века, обычно обращаются к знаменитому роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”; я же хочу раскрыть эту тему на примере менее известных произведений”.
    Можно, конечно, не ограничиваться двумя-тремя произведениями и дать широкую литературную панораму по давшей проблематике; тогда от автора сочинения непременно потребуется общая классификация упоминаемых произведений, а также краткая аналитическая аргументация с использованием цитат. Этот путь – небезопасный: при обращении к более чем трем произведениям трудно избежать путаницы и сохранить четкую последовательность мыслей. Уже не риск, а заведомая неудача грозит учащемуся, впавшему в другую крайность – попытавшемуся раскрыть тему сочинения на основе всего лишь одного произведения. Одно произведение, конечно, может стать основой сочинения – но без кратких ссылок на другие произведения не обойтись.
    Наиболее распространенной ошибкой в проблемных сочинениях на литературной основе является отклонение от темы. Упоминания, анализ и цитаты из литературных произведений могут вызывать соображения, не связанные с рассматриваемой проблемой; они перегружают сочинение и уводят его автора от темы – иногда далеко. Современный школьник и абитуриент редко владеет искусством уместных отступлений и развернутых преамбул. Поэтому за примером отступления и преамбулы стоит обратиться к дореволюционным образцам. Вот сочинение семнадцатилетнего А. Н. Толстого – на тему “Кто мой любимый писатель?”. Будущий писатель начинает с развернутого вступления – в три приема. Начинает он “от читателя вообще” – с критериев оценки художественного произведения:
    “Каждый человек, открыв книгу, требует от автора занимательности, верности психологии лиц, выставленных в ней, красоты, точности и краткости слога и, главное, какой-либо идеи. Ставя как критерий эти требования, судят по ним писателей и, смотря по выполнению ими этих требований, разделяют их на разряды: первый, второй и т. д.”.
    Далее – в строгом соответствии с избранной логикой – А. Н. Толстой подходит к теме “от писателя”:
    “К первому разряду принадлежат, конечно, писатели, удовлетворяющие всем этим требованиям и, в особенности, затрагивающие мировые интересы, наталкивающие людей на хорошие поступки и удовлетворяющие или, вернее сказать, стремящиеся к удовлетворению требований правды, добра и красоты”.
    Отсюда – естественный переход юноши Толстого к суждению “от себя”:
    “Определив, таким образом, требования, предъявляемые к писателям всеми читателями вообще, я, кроме того, выскажу свое личное мнение”.
    Однако к “личному мнению” он переходит не сразу. Прежде следует отступление, опять-таки не выбивающееся из избранной логики, – о природе юношеского восприятия мира и литературы; только после него он прямо обращается к своей теме:
    “Я нахожусь в том возрасте, когда человеку кажется все в розовом свете, когда человек еще не испорчен, не пресыщен, и он восхищается простой естественной красотой, в которой он более компетентен, чем человек поживший, которому нужно что-нибудь острое, иногда неестественное, вроде декадентства, чтобы пробудить в его душе эстетические наслаждения. Юноша восхищается прекрасным и не замечает между цветами грязи, она не нужна ему, в нем кипит молодость и кровь бьет ключом, зарождаются в его голове хорошие мысли и стремления. Таково юношество, таковы товарищи, таков я. Естественно, что юноша и в чтении ищет тоже прекрасное, ищет в нем юношеского духа, юношеских идей, юношеского отношения к жизни и к женщине. У Тургенева он находит все, чего он желает”.
    Как пример для подражания, это сочинение А. Н. Толстого слишком растянуто и многословно; но риторической культуре у него все же стоит поучиться.
    2. СОЧИНЕНИЕ-РЕЦЕНЗИЯ
    Рецензия откликается на какое-либо художественное произведение или событие в мире искусств (спектакль, фильм, концерт, выставку); при этом само собой подразумевается, что эти произведение или событие – современные. Слово “рецензия” происходит от латинского recensio – “рассмотрение”; латинское значение подсказывает основное требование сочинения-рецензии – необходимость рассмотрения и оценки конкретного произведения “по горячим следам”. Оценка выводится из рассмотрения, а рассмотрение ориентировано на оценку – в этом главная особенность сочинения-рецензии.
    Мастерство рецензента заключается в сочетании острого рассмотрения данного художественного факта и в вынесении ему логически обоснованной оценки. Традиционно рецензия состоит из трех частей: первая – краткий рассказ об авторе книги (режиссере, художнике и т. д.) и его творчестве; вторая – характеристика данного художественного факта; третье – оценочный вывод. Рассказ об авторе не должен быть слишком развернутым – ведь это всего лишь пролог к основной части – к характеристике.
    При характеристике не только допустимым, но и желательным является пересказ – ясно почему: от рецензента требуется познакомить читателей с данным произведением. Однако это не значит, что одного пересказа будет достаточно: необходим еще и непринужденный анализ произведения, его удач и неудач, его слабых и сильных сторон. В отличие от автора обычного сочинения, рецензент работает в более свободном стилистическом поле: для него вполне уместны эмоциональные эпитеты, иронические фигуры, игровые жесты и легкие отсылки к другим художественным фактам.
    Любая оценка – и положительная, и нейтральная, и отрицательная – должна быть обоснованной, должна быть выведена из анализа произведения; аналитическая же часть должна подготовить оценочный вывод. Впрочем, возможны рецензии с парадоксальным финалом, но в таком случае рецензенту нужно рассчитать свои силы: сможет ли он развернуть хвалебную характеристику так, чтобы в конце убедительно опровергнуть собственную же позицию или выдвинуть против нее обоснованный аргумент? Если сможет, тогда рецензия, помимо убеждения, будет воздействовать еще и с эффектом неожиданности.
    Также свободен рецензент и в выборе позиции: сочинение-рецензия может быть написано не только с нейтральной точки зрения, но и с точки зрения неискушенного читателя (зрителя и т. д.), знатока и ценителя, заинтересованного современника и т. д. Сочинение-рецензия – один из немногих жанров школьной программы, допускающих литературную игру. Тем более ему противопоказаны дежурные школьные штампы.
    Приведем пример рецензии, для которой требуется вступление-обоснование, – на первую публикацию “Петербургских дневников” З. Гиппиус в России:
    “Петербургские дневники” 3. Гиппиус вышли в Париже более шестидесяти лет назад (в 1929 году), но на родине издаются впервые (Гиппиус 3. Живые лица. Стихи. Дневники. Тбилиси, 1991). Закрыто очередное “белое пятно” на карте “серебряного века”? Да, но не только. Вернувшаяся из эмиграции книга – событие – литературный факт сегодняшнего дня. Эта рецензия – отклик на новость и потому вполне уместна.
    Дневники Гиппиус возникли на пересечении трех плоскостей: быта (дневник “в стол”), истории (“летопись”) и литературы (“дневник для печати”, сознательно избранный как литературный жанр. Перед нами уникальное соединение литературы и документа. Современному читателю книга близка и как литература, и как документ.
    Сегодняшний читатель живет “в истории” – слышит “шум времени”. Парадоксальное следствие: его интерес к исторической литературе несколько снизился. В недавние годы книга читалась уже только потому, что она – мемуары, исторический роман, биографический Очерк – дневник, Наконец. Отчуждение от истории делало читателя неразборчивым – сегодня он выбирает. Дневники Гиппиус стоит выделить из массы публикуемых дневников и мемуаров у нее особенные, необычные отношения с Клио (музой истории).
    3. СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ
    Сочинение – рассуждение на общие темы – широко распространенный тип сочинений и самый опасный. Тот, кто выбирает сочинение на такие темы, как “Моя будущая профессия”, “Сила любви”, “Книга в моей жизни”, “Что такое красота души”, “Береги честь смолоду” и т. д., в сущности, обязуется написать эссе. А здесь уже от автора требуется, с одной стороны, определенный жизненный опыт, а с другой стороны, знакомство с широким культурным и историческим контекстом. Допустим, что пишущий обладает жизненным опытом и ориентируется в культурном контексте; однако и этого мало: самый трудный момент в раскрытии темы такого сочинения – композиционный. Очень не просто организовать отдельные примеры, связанные с данной темой, и соображения по поводу данной темы в единое целое – а именно таковы требования к композиции сочинения на общую тему.
    Чтобы хоть как-то справиться с поставленной задачей, необходимо организовать движение идеи – непременно одной идеи. Вначале ставится проблема – лучше, если острая, неожиданно освещающая заданную тему; в дальнейшем движение мысли должно быть направленным в сторону разрешения поставленной проблемы. Надо учесть: чем четче сформулирована проблема, тем яснее выбор материала, чем интересней ракурс, тем динамичнее будет сочинение.
    Далее: поставленная проблема должна непременно сужать тему – по типу “от общего к частному”: “Среди разнообразных проблем, связанных с экологией, меня больше всего волнует проблема защиты лесов. Ведь леса – это легкие нашей планеты, без которых не может функционировать великий мировой организм” (от общего к частному); или по типу “от частного к общему”: “Каждый человек ежедневно сталкивается с экологическими проблемами, но не эти частные проблемы хочу я затронуть в своем сочинении. Мне хочется поговорить об общей проблеме: отношения человека и природы”.
    При разрешении проблемы не обойтись без системы доказательств. Доказательства могут быть двух типов – количественные и качественные. В первом случае тезис аргументируется многочисленными и разнообразными примерами – тогда доказательство получается всесторонним (если, допустим, поставлена проблема красоты в современном мире, то автор сочинения не вправе ограничиться только обсуждением женской красоты или красоты произведений искусства); во втором случае тезис должен быть подтвержден одним-двумя сильными и наиболее показательными примерами.
    На пути от постановки проблемы к ее разрешению необходимо следовать определенной логической стратегии. Наиболее эффективная логическая схема – это диалектическая триада: “тезис – антитезис – синтез”. Например: в начале сочинения выдвигается некий очевидный тезис; затем – противоположный второй тезис, опровергающий первый (антитезис). Противоположные утверждения сталкиваются – это создает динамику, вызывает читательскую заинтересованность в разрешении: какое из двух утверждений – верное? В итоге же проблема может разрешаться различными способами: или выводом в пользу одного из утверждений, или прояснением каждого из них – в противопоставлении, или объединением их в третьем, более общем, утверждении – синтезе.
    Приведем пример прояснения одного понятия через другое – противоположное. В начале сочинения на тему “Честь человека. Размышления на литературном и жизненном материале” выдвигается тезис как “общее место” (понятие “честь” примерно равняется понятию “совесть”):
    “Каждое слово из нашего нравственного словаря скрывает в себе тайну. Одно из самых таинственных и зачастую непонятных для современника слов – это понятие “честь”. Его привычно объединяют с другим этическим понятием – “совесть”: “честь и совесть эпохи”, “нет ни совести, ни чести”.
    За тезисом следует антитезис (понятие “честь” противоположно понятию “совесть”).
    А между тем понятия “честь” и “совесть” в некотором смысле противоположны: “честь” – понятие коллективное, “совесть” – понятие личное”.
    Далее – противоположные утверждения должны разрешиться через прояснение каждого из них; также противопоставленные понятия должны пояснить друг друга. Вот первичное пояснение (посредством обсуждения вопроса – какое из понятий древнее?):
    “Какое из понятий древнее? Совесть есть голос нравственного закона в душе отдельного человека. В вопросах совести человек и нравственный закон сходятся один на один, без советчиков и посредников. “Спросить свою совесть” значит “спросить самого себя”; совесть – это диалог с самим собой, вопрошание внутреннего “я”. Значит, понятие “совесть” требует нравственного самоуглубления, возможного в такой степени только с распространением христианства – с христианства и начинается временной отсчет этого слова. Понятие “честь” гораздо древнее: оно уходит корнями в праисторию. Потребность в этом слове возникает с выделением из общины привилегированных групп; коллективный кодекс неписаных правил, принятый в такой группе (например, в роде, клане, фамилии), и называется честью. Выходит, что честь – это система правил, отличавшая одну группу от другой и подчеркивавшая ее высокий статус”.
    А вот финальное пояснение (через апелляцию к современности):
    “Из нашего рассуждения закономерно следует вопрос: а есть ли совесть и честь в наше время? Совесть есть: каждый чувствует ее голос (сильнее или слабее), стоит только прислушаться к своей душе. А чести нет, поскольку нет элитных групп, способных выработать свой кодекс чести, – ни рыцарства, ни дворянства, ни сообщества джентльменов, ни цивилизованной буржуазии. Что осталось от былой чести? Осколки, остатки былых привычек. Стоит ли об этом жалеть? Вряд ли: всему свое время. И все же, как пел Высоцкий, “досадно мне, коль слово “честь” забыто”. Все же жаль”.
    Сочинение на свободную тему особенно нуждается в средствах риторической техники. Список риторических фигур мы можем найти в остроумной пародии Мармонтеля – из знаменитой “Энциклопедии” просветителей XVIII века.
    “Дюмарсе заметил, что риторические фигуры всего обычнее в спорах рыночных торговок. Попробуем соединить их в речи простолюдина и, чтобы оживить его, предположим, что он ругает свою жену: “Скажу я да, она говорит нет; утром и вечером, ночью и днем она ворчит (антитеза – противопоставление). Никогда, никогда с ней нет покоя (повторение). Это ведьма, это сатана (гипербола – преувеличение)! Но, несчастная, ты скажи-ка мне (обращение): что я тебе сделал (вопрос)? Что за глупость была жениться на тебе (восклицание)! Лучше бы утопиться (пожелание). Не буду упрекать тебя за все твои расходы, за все мои труды, чтобы добыть тебе средства (умолчание). Но прошу тебя, заклинаю тебя, дай мне спокойно работать (моление)… Она плачет, ах, бедняжечка: вот увидите, виноватым окажусь я (ирония). Ну ладно, путь так. Да, я раздражителен, невоздержан (уступление)… Но скажи мне, неужели со мной нельзя поступать по-хорошему (вопрос)?”
    Из всех перечисленных риторических фигур – какие всего полезней для пишущего сочинение? На первом месте – антитеза; на втором – риторический или наводящий вопрос; иногда, в особых случаях, – ирония, уступление, повторение, восклицание. Использование риторических фигур усиливает воздействие сочинения, но пользоваться ими надо умеренно и осторожно.
    А. М. Репин
    (No Ratings Yet)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ТЕМУ Сочинение – это целенаправленное высказывание, поэтому основное требование к нему – раскрыть тему. Раскрыть тему в сочинении по литературному произведению – это значит последовательно…
    Сочинение на свободную тему: “Осень” Проснувшись утром, наверно каждый из нас с удивлением замечал, что еще вчера зеленые и желтые листья, отпали с деревьев, что солнце светит не так ласково как раньше, а люди начинают…
    Сочинение на свободную тему: Лето в деревне Каждый из нас хоть раз в детстве проводил летние каникулы у Бабушки в деревне. Наверное, у каждого осталось много самых приятных воспоминаний о беззаботном и увлекательном отдыхе. Природа, как прекрасна…
    Сочинение на тему: “Мода в России” В моей стране, всегда есть тенденции к развитию моды, это отражается в основном в подростках, которые носят большое разнообразие одежды. Многие подростки находятся под влиянием американского телевидения, и они пытаются…
    Сочинение на тему “Сокровище, которое нужно человеку” Тема данного сочинения сначала показалась мне загадкой. Что же это за сокровище, которое может так сильно быть нужным человеку? Деньги или материальные блага? Они, конечно, человеку нужны и греют его…
    Сочинение на тему: Мое домашнее животное (собака) Сочинение 1. Мою собаку зовут Лайма. Она очень любит бегать наперегонки. У нее длинный хвостик и длинные ушки. Ее порода – овчарка. У нее большие глазки, острые зубки и черный…
    Сочинение на тему: Жизненный выбор человека Жизнь человека – это череда решений, которые он принимает. Каждое наше решение – это выбор из ряда вариантов. Ежедневно каждый человек делает выбор не один раз, а несколько, от простых…
    Сочинение на тему: “Мой лучший друг” Дружба очень важна для всех, в том числе и для меня. За время учебы в школе у меня было много друзей, среди которых были и лучшие. Теперь я хотел бы…
    Сочинение на тему: “Трагическая судьба Герасима”. (Сочинение по рассказу И. Тургенева “Муму”) Герасим был крестьянином, принадлежавшим старой бырыне, жившей в Москве. Герасим жил в деревне, был ростом в двенадцать вершов. Он был глухонемым и необщительным. Герасим работал за четверых, был простым, сильным…
    Сочинение на тему “Путь находит тот, кто его ищет” Я думаю, что справедливым является то суждение, что Путь находит тот, кто его ищет. Приведу несколько убедительных примеров. Во-первых, если ты чего-то очень хочешь, то ты сможешь этого достичь. Ты…
    Сочинение на тему: Первый раз – в первый класс! 1 сентября я пошла в 1 класс. Бабушка проводила меня до школы. На мне была школьная форма и большой портфель. Бабушка заплела мне в косички большие белые бантики. Возле школы…
    Сочинение “Зачем человеку нужен смех” Я засмеялся сразу, когда только прочитал тему сочинения. И действительно, для чего смех может потребоваться человеку? Смешной вопрос! Смех – это же суть нашей жизни! Радость, счастье и свет, юмор…
    Сочинение на тему: Осень В это время года солнышко почти не греет, как летом. Стало холоднее. Чаще льют дожди. Дни становятся короче. С деревьев опадают листья. Многие птицы покидают родные края и улетают в…
    Сочинение на тему: Помощники Сочинение-рассуждение Пятиклассники взяли шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, их осталось уже совсем мало. Эти старые воины бывших битв сейчас имеют особую потребность в заботливом отношении к себе, в постоянной…
    Сочинение на тему Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка&quot 1 вариант сочинения. В повести “Капитанская дочка” Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление…
    Сочинение – рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения. Книга в XXI веке Сочинение – рассуждение публицистического характера на тему о пользе чтения. Книга в XXI веке Наступило третье тысячелетие, двадцать первый век. Век всеобщей компьютеризации, Приобщения всех от мала до велика к…
    Сочинение на тему: Зависть Сочинение-рассуждение Бесспорно, один из наиболее плохих человеческих качеств – это зависть, т. е. ревностное отношение к достояниям и достижениям других людей. Именно из-за зависти в этом мире творится наибольшее количество…
    Сочинение на тему Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка&quot Повесть А. С. Пушкина называется “Капитанская дочка”, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и…
    Сочинение на тему “Законы морали лучшие жизненные ориентиры” Жизнь человека – сложное и многоуровневое явление. Каждый из нас постоянно взаимодействует с другими людьми – мы общаемся, учимся, работаем рядом, претендуем на те же жизненные блага, что и другие….
    Сочинение на тему: “Верность” Быть верным кому-то или чему-то это важный выбор и каждый должен сделать его в жизни. Мы сами для себя должны решить, кому мы хотим быть верными. Если Родине, то патриот…
    Сочинение на тему: Красная книга Одним из величайших богатств любого народа является его земля. Как не странно, но немного людей понимают, что имеется в виду не территория, а именно то, что живет и дышит на…
    Сочинение на тему “Вера в бога” Вера – замечательное слово, оно ассоциируются у многих с религией. Я вам скажу это замечательное чувство верить, оно может тебя успокоить, может наоборот пробудить к каким-нибудь делам, нарисовать картину, написать…
    Сочинение на тему: Мое любимое время года – осень Вот и наступила осень. С середины сентября до, примерно, середины октября листья на деревьях из зеленых станут золотыми и рыжими. Этот период называют золотая осень. Трава в степи жухнет и…
    Тема-проблема Типология тем сочинений I. Темы аналитического характера 1.2. Тема-проблема Следующая подгруппа тем аналитического характера – темы-проблемы, подразумевающие при написании сочинения раскрытие проблематики произведения, понимание его концепции, замысла автора. Примерами тем…
    Сочинение на тему: “Война – утверждение гуманизма через человекоубийства” Война… Какое это ужасное слово “война”, сколько боли и страданий приносит оно в сердца неравнодушных людей, сколько страниц занимает в истории человечества. Странно, но войны существуют столько, сколько существует мир….
    Сочинение описание природы весной Каждое Утро весной я с нетерпением выхожу в сад, ожидая увидеть, как цветут фруктовые деревья. Где-то в середине апреля почки на деревьях становятся такими большими, что вот-вот взорвутся. Присматриваюсь к…
    Сочинение на тему “Моя любимая героиня литературы Гермиона” Наверное, для любого человека, который читает больше трех книг в год, назвать Любимого героя – нелегкая задача, ведь в каждом произведении, даже не в очень интересном, найдется персонаж, который нам…
    Сочинение на тему мой герой Общеизвестно, что в Древней Греции “героями” называли людей, которые рождались от союза богов и простых смертных. Но времена изменились, а вместе с ним изменилась и семантика этого слова, которое сейчас…
    Сочинение на тему: Почему необходимо беречь мир Беречь мир и согласие в стране очень важно. Без этого обеспечить нормальную жизнь ее граждан просто невозможно. И я не согласен с тем, что все люди – “маленькие”, то есть…
    Сочинение на тему: Честность Родители учат нас быть человечными, опрятными, уважать работу, хорошо учиться. И им очень нелегко общаться с нами, когда мы говорим неправду. Поэтому они стараются убеждать нас, что надо быть честными:…
    КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ

  4. Допустим, пишется сочинение на тему “Природа родного края”. Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.

    Содержательная часть

    Содержательная часть – самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
    Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.

    Заключительная часть

    В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой “Ё”!

    Как писать школьные сочинения:

    Как написать сочинение рассуждение? – Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например “Мое любимое время года”, “Наша планета – Наш дом” и т.п.
    Как написать небольшое сочинение в виде эссе? – Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе – свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста.
    Как написать сочинение по картине художника? – Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа: что хотел показать художник через картину.
    Как подготовить сообщение на заданную тему? – Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а также полностью отсутствует художественная ценность сочинения.
    Как написать сочинение на лингвистическую тему? – Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский”.
    Как написать сравнительную характеристику двух героев? – В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.
    Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ? – Сочинение на ЕГЭ – значительно отличается от привычного школьного сочинения и писать его труднее, основная сложность в работе по русскому языку ЕГЭ — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте, поэтому подход и строение такого сочинения несколько другое, более сложное по форме, но и страшного в этом ничего нет. Смотрите сами)

    Подборка материала для сочинений:

    Поэзия
    Литература
    Искусство
    Сочинения на свободную тему

  5. Сочинения данного вида  по праву считаются самыми сложными. Почему?
    Во-первых, такое сочинение построено на подробнейшем анализе литературного произведения, литературного героя или сопоставления литературных героев по произведениям классиков или современников. Оно никогда не будет полноценным без знания литературно-исторических  проблем, затрагиваемых в произведении. Большую роль играет знание истории, верная оценка исторической эпохи и общественно-социальных взглядов описываемого в произведении времени.
    Во-вторых, проводя художественный анализ произведения, следует помнить, что мировоззрение любого писателя и его творчество не могут  проявляться прямо и открыто, а проявляются несколько опосредованно, через существующие в его время эстетические и нравственные символы и идеалы.
    В-третьих, в сочинениях на литературоведческую тему  не следует пересказывать содержание произведения, так как сочинение — это, прежде всего, плод творческих усилий, самостоятельное произведение на материале прочитанного произведения.

    Сочинение на свободную тему

    Сочинение на свободную тему не намного легче литературоведческого сочинения — оно имеет свои особенности
    Во-первых, пишущий на свободную тему должен обладать обширной литературной эрудицией. Тему сочинения он  выбирает сам, при этом он должен умело соединить уроки истории, свои знания и свой жизненный опыт по данной теме и облечь это все в необходимую художественную форму.
    Задача пишущего убедить в своей точке зрения, найти необходимые аргументы, логически изложить материал, живо и доступно высказать свою  точку зрения.
    Обычно при написании этих сочинений используется публицистический стиль: пафос, риторические вопросы, повторы, восклицания, призывы и т.д.

    Типы школьных сочинений по жанру

    Существует три обязательных типа школьных сочинений:
    сочинение-описание природы, картины, человека и т.д. Для сочинений-описаний характерен большой выбор выразительных средств языка: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.п.
    сочинение-повествование, в котором ученик должен логически верно изложить любой текст повествовательного характера, выдерживая нормы для всех частей: завязки, кульминации и развязки.
    сочинение-рассуждение, считается самым сложным для написания, так как учащийся должен подобрать убедительные аргументы и сделать выводы к заданному тезису.
    По жанрам написания сочинения делятся на: личный дневник, очерк, публицистическая статья, рецензия к работе, письмо, эссе.
    Дневник — это форма литературно-бытовых записей, ведущихся от первого лица. Он всегда имеет личный характер на основе уже случившегося и пережитого. Этот жанр отличает высокая  искренность, правдивость высказываний. Сочинения этого жанра можно рекомендовать учащимся, которые не могут в силу психологических причин открыто высказывать свои мысли.
    Очерк — этот жанр — нечто среднее между повествовательным и публицистическим произведением, отличающееся малой литературной формой. Очерк, прежде всего, описывает реальные события, которые произошли с реально существующими людьми. В центре очерка всегда реально существующие социально-исторические проблемы. В очерке четко очерчена авторская позиция. Сочинения данного типа можно рекомендовать учащимся, умеющим отстаивать свою точку зрения и имеющим активную социальную позицию.
    Публицистическая статья — это один из наиболее традиционных жанров сочинения в старших классах. Особенностью композиции сочинения данного жанра является стройная композиция:
    вступление — одна четвертая часть текста;
    основная часть — одна вторая от всего объема текста;
    и заключение — одна четвертая текста.
    Все  три части должны быть логически связаны между собой и иметь единую идею (основную мысль), а также ясно связанные между собой подтемы, раскрывающие и подчиняющиеся основной теме — идее.
    Во вступлении необходимо указать, почему именно эта тема заинтересовала писавшего, какие задачи он ставит  перед собой в раскрытии данной темы, каково значение идеи и как она связана с темой произведения. Основная часть сочинения должна раскрывать тему на анализе прочитанного произведения или нескольких произведений, если же это сочинение на свободную тему, то оно должно опираться на жизненный опыт писавшего.
    Эссе — (в переводе с французского— «размышление»). Пишется, прежде всего, по поводу прочитанного, услышанного или пережитого.  Как в любом сочинении-рассуждении, обязательно должен быть тезис, доказанный или опровергнутый в заключительной части эссе. Здесь будут уместны цитирование, сопоставление различных точек зрения, сомнения и опровержения, то есть истина должна «рождаться в муках творчества».
    Рецензия — это своеобразный жанр литературоведческой критики. Существует алгоритм написания сочинений данного вида и стандартные фразы, которые обязательно должны присутствовать при написании рецензии.
    Например:  нельзя не отметить сильные стороны данного произведения, наряду с положительными сторонами следует  назвать и отрицательные, откровенно слабые стороны, на основании вышеизложенного можно сделать вывод и т.д.
    Несомненно, написание сочинения — творческая работа, подходить к которой следует систематически и целенаправленно, начиная с малых форм, постепенно приучая учеников к логически верному изложению своих мыслей.

  6. 6
    Текст добавил: мечтающий пацан

    Написать сочинение на свободную тему проще простого. Только Вы определяете для себя, что лучше выбрать (какую тему, какой стиль, тип текста, объем, жанр), а не стараетесь подогнать свой опус под рамки требований, установленных системой образования.
    А писать можно хоть о чем! О любви, о добре и зле, о каких-то жизненных ценностях, о родителях и т.д. То есть о темах, которые всегда актуальны для человечества.
    Можно красиво оформить сочинение.
    Необычно его начать, прибегая к метафорам, олицетворению. Использование тропов на протяжении всего сочинения очень выгодно и многообещающе.
    Можно вставлять цитаты из разных произведений или использовать такой прием, как аллюзия (это некий намек на литературное произведение или речевой источник из текста. Своими словами, можно ту же цитату немного изменить, добавить в нее оттенок своего смысла).
    Можно сделать так, чтобы сюжет и фабула развивались в разном направлении (т.е. не обязательно писать: родился, жил, умер. Можно сделать так: уже умер, когда-то родился и жил, принося людям и обществу то-то. Тривиальный пример, но, думаю, кто пишет сочинения, поймут ход моих мыслей).
    Сделать финал своего творения открытым (т.е. каким-то неоконченным, дающим надежду на продолжение или заставляющим читателя додумать конец событий по-своему, в зависимости от того, как он хочет, чтобы все закончилось).
    Можно использовать риторические вопросы. Они тоже ой как заставляют задуматься!
    Знаете, сколько таких вот еще можно?) Очень много!
    Главное – полет фантазии и умение красиво оформлять эти мысли. И все получится.
    И, да. Наверное, самый мой главный прием в написании сочинения – это умение говорить с читателем. Пожалуй, это главное и неотъемлемое качество автора.

  7. МБОУ Греково-Степановская СОШ
    Сочинение на тему
    «Открывая книгу, я открываю мир природы».
    Работа ученицы
    6 класса
    Ященко Юлии Анатольевны
    Май 2013 год
    Природа много значит в нашей жизни. Сами подумайте! Без деревьев, кустарников, которые выделяют кислород, очищая воздух, мы не сможем дышать и можем погибнуть… . Без солнца мы тоже не сможем выжить, так как оно обогревает все живое, лаская , как родная матушка. Такие мысли возникли у меня, когда я впервые познакомилась со стихотворением поэта Н.Рыленкова :
    Все в тающей дымке:
    Холмы, перелески.
    Здесь краски не ярки
    И звуки не резки…
    Прочитав эти строки, я подумала о том, что они точно о моем родном крае.
    У меня есть такое местечко, куда я могу приехать даже на велосипеде. Я говорю о маленькой речке, мы называем её Камешки (это одно из мест реки Лозовеньки, протекающей через нашу деревню). Она получила такое необычное название, потому что в ней воды, в прямом смысле, по колено, и она такая прозрачная, что видны лежащие на дне камешки и плавающие в воде рыбки. Вокруг этого водоема холмы, перелески, мост, утопающий в зелени верб и лозы. А когда выйдешь рано утром на улицу и посмотришь за огород, то увидишь туман, расстилающийся над речной гладью. Извилистой лентой тянется наша неглубокая река, берега ее живописны, хотя в некоторых местах она в засушливое лето стоит почти без воды. Мы так любим ее и мечтаем о том времени, когда нашу реку очистят, как некоторые речки нашего района. Тогда там можно будет купаться!
    Как раз о таком уголке природы писал поэт.
    На уроке литературы мы читали сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Она помогла нам взглянуть на мир природы по-особому, еще раз задуматься о том, что нам дорого, о том, что без природы, существование этого громадного, порой злого, а порой доброго мира будет бедным, тусклым.
    Оказывается, не так легко выжить деревьям, семя которых «ветер-сеятель» занес в одно углубление в земле, и оба семени проросли и хотели жить, «борясь между собой».
    Мир природы у этого автора живой, все взаимосвязано в нем. Лесник Антипыч был хорошим хозяином и очень любил свою собаку. Через него животное полюбило людей и служило им верой и правдой. Травка, так звали собаку, была таким преданным другом, что пошла на зов тонущего в болоте Митраши, спасла ему жизнь.
    В книге В.П.Астафьева «Васюткино озеро» повествуется о мальчике, еще дошкольнике, который изучил жизнь тайги, знал ее законы, и это помогло ему выжить. Он самостоятельно отправился в лес, взяв с собой спичек, хлеба и воды. Он знал, что без этих жизненно важных предметов в тайге нельзя прожить и дня. Но он был предусмотрителен и взял с собой запас пищи на три дня. Мальчик пробыл там неделю, не потерял веру в себя, вспоминая все, что делали старшие, и так же самостоятельно нашёл выход и выбрался из леса, чем просто поразил меня. Силы природы не уничтожили Васютку, а помогли ему.
    Я поняла, что открывая книгу, я открываю мир природы. И по поводу этого у меня родилось небольшое стихотворение:
    Открывая книгу,
    Я открываю мир природы.
    Открывая книгу,
    Я узнаю о растениях разной породы.
    Я так хочу,
    Чтоб мир природы защитили!
    Я так хочу,
    Чтоб все с природою дружили!
    И снова я вас призываю,
    Природу нашу любить и охранять.
    И, в тени деревьев отдыхая,
    Не забывай ты за собою убирать!

  8. 1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
    2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
    3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
    4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
    I      Вступление.
    II    Основная часть.
    III  Заключение.
    Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
    5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
    6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
    7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
    8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
    9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
    10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
    11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
    12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
    13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
    14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
    15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
    Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
    Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
    Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
    Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
    1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
    2)  Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
    3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
    4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
    5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
    Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
    Что будет написано в сочинении.

    Черновик, работа с ним.

    Вопрос с выбором темы решён, приступаем к написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении: слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты все что приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
    После того как вы вспомнили и записали нужный материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.

    Проверяем сочинение.

    Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии.
    «Тема не раскрыта»
    Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
    – Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.

    План – залог успеха.

    Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *