Сочинение на публицистическую тему 9 класс

7 вариантов

  1. Ответ оставил Гость
    На тему природа
    Природа – наш дом, и мы должны любить и охранять ее. Без природы жизнь на Земле прекратится, а значит, как и миллионы лет назад на Земле не будет ни одного живого организма. Человечество очень сильно загрязняет природу, много видов растений и животных уже практически исчезло.   Природа прекрасна. Она дарит нам столько радости и любви. А чем платим мы ей взамен?! Загрязнёнными водоёмами, разбросанными повсюду пластиковыми бутылками, пакетами, вырубленными лесами. Мы часто поступаем с природой так небрежно, что вскоре можем получить в ответ пустоту, грязь, отвратительный запах.Нельзя забывать о том, что как мы относимся к окружающей нас природе, так и она будет относиться к нам. Природу часто называют матерью. Она дает человеку всё необходимое для жизни. Пища, одежда, свет, тепло – всё это дары окружающего нас мира. Если мы не будем бережны с ним, то останемся ни с чем. Как в старой русской пословице: «Не руби сук, на котором сидишь». Но, к сожалению, не все задумываются о последствиях своих поступков.
    Поэтому хочется ещё раз сказать: «Любите природу! Охраняйте её!» Мы – одно целое. Погубим окружающий мир – уничтожим себя!

  2. Что значит найти себя?
    «В чем смысл жизни? Для чего мы живем? Что  мы  должны  делать?»  —  этими  вопросами  рано  или  поздно  задается  каждый  из   нас.  Общий   смысл этих  вопросов  сводится,  в  конечном  счете,  на  теме  моего  сочинения:  чело­   век  в  силу  своей   природы   склонен   рассматривать   происходящее   через призму своего мировосприятия.
    Однозначного  ответа  на  поставленный  вопрос,  конечно  же,  не  сущест­ вует. Здесь могут иметь место только мнения и личные точки зрения.
    Найти себя, по-моему, — это  значит  определить  свое  место  в  жизни.  Ме­ сто в жизни — это своего  рода  цель,  ради  которой  и  стоит  жить.  Работа,  се­ мья, служение Родине… Найти себя — это оказаться в таких условиях и быть окруженным такими людьми, с которыми  бы  ты  чувствовал  себя  счастливо.  Дело, в которое бы ты вкладывал все свои силы и которое приносило бы тебе  полное удовлетворение,  которое  бы  ты  любил…  Разве  это  не  значит  найти  себя? Существует масса вещей, в  которых  человек  может  реализовать  себя.  Везде успеть невозможно, поэтому следует выбрать то, где наш талант и спо­ собности смогли бы воплотиться в полной мере. И главное — никогда не ос­ танавливаться  на  достигнутом!  Потому  что  как  только   человек   прекратит   свой жизненный поиск, вначале придет спокойствие, а затем, скорее всего, неудовлетворенность. Как сказал один из великих, счастье не может быть продолжительным, иначе это уже не счастье, а обыденность.

  3. Пояснительная записка
    Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 9 классе составлена на основе
    Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004г.).
    Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе
    следующих документов:
    1. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку (2004г.)
    2. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9кл.,10-11 кл./сост.
    Е.И. Харитонова.- 3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010 и рассчитано на преподавание по
    учебнику – Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.М.
    Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 10-е
    изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011
    3. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Русский язык» в
    общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013 – 2014 учебном году»
    В программе учитывается, что преподавание русского языка
    общепредметные задачи.
    имеет специальные и
    1. Специальные задачи преподавания русского языка.
    Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает
    учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Изучение
    русского языка направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой и
    лингвистической, культуроведческой компетенций.
    Коммуникативная компетенция предполагает овладение обучающимися всеми видами
    речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками
    использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
    Языковая и лингвистическая компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе
    и общественном явлении, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах,
    овладение основными нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и
    грамматического строя речи учащихся, формирование способности к анализу и оценке
    языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
    Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
    культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского
    языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.
    2. Общепредметные задачи:
    ? воспитание учащихся средствами данного предмета;
    ? развитие их логического мышления;
    ? обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
    ? формирование умения работать с книгой, со справочной литературой,
    совершенствование навыков чтения и т.д.
    Место предмета в Федеральном базисном плане
    Федеральный базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 34
    учебных недели в год, 2 часа в неделю, т. е. 68 часов в год.
    Виды и формы контроля:
    – диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым
    анализом текста, по памяти, комментированный);
    – комплексный анализ текста;
    – сочинение по картине;
    – изложение с элементами сочинения;
    – тест;
    – устное высказывание на лингвистическую тему.
    Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из них на развитие речи – 15 часов.
    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому
    языку за курс 9 класса
    I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных
    понятий и языковых явлений, пунктуационных правил.
    II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
    – производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный,
    морфологический, синтаксический, стилистический;
    – составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в
    соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
    – определять стиль и тип текста;
    – соблюдать все основные нормы литературного языка.
    По пунктуации: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять
    знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с
    пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить
    пунктуационный разбор предложения.
    По орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор,
    правильно писать слова с изученными орфограммами и изученные непроверяемые слова,
    находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
    По связной речи: определять тип и стиль текста, создавать тексты разных типов и стилей;
    делать доклад, составлять тезисы и конспект, писать сочинения публицистического стиля;
    составлять деловые бумаги (заявление, автобиографию); совершенствовать содержание и
    языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в тексте;
    свободно и грамотно говорить на заданные темы, соблюдая при общении соответствующий
    речевой этикет.
    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 КЛАСС
    Дата урока
    факт план

    урок
    а
    3.09
    1.
    5.09
    2.
    10.09
    3.
    12.09
    4.
    17.09
    5.
    19.09
    6.
    Тема и тип урока
    Виды и
    формы
    контроля
    ЗУН(ы),
    формируемые в
    теме
    Ключевые
    компетенции,
    формируемые в
    теме
    Межпредмет
    ные связи
    Русский язык – национальный язык
    русского народа. Русский язык среди
    языков мира (вводный урок)
    Повторение и систематизация изученного в 5-8 классах – 8 часов (7+1 час развития речи)
    Фонетика, Орфография. Графика (урок
    Правильно
    Формировать
    повторения)
    произносить
    мировоззрение
    употребительные
    школьников;
    слова с учетом
    уметь выбирать
    вариантов
    правильный стиль
    произношения
    поведения в
    Лексика. Лексическое значение слова
    Разъяснять значение зависимости от
    ситуации; умение
    (урок повторения)
    слов общественнопринимать
    политической и
    морально-этической решение в
    различных
    тематики,
    жизненных
    правильно их
    ситуациях; умение
    употреблять,
    ставить цели,
    пользоваться
    определять пути
    разными видами
    их решения,
    словарей
    выделять главное,
    Обобщение изученного о тексте: тема,
    Знать части речи,
    основная мысль текста. Стили речи
    характеризовать тип классифицировать
    , рефлексировать,
    (урок развития речи)
    словосочетания
    осуществлять
    Морфология и синтаксис. Части речи и
    Определять стиль
    Литература
    самооценку
    их смысловые, морфологические и
    речи, тему
    «Анализ
    деятельности;
    синтаксические признаки (урок
    высказывания и его
    текста»
    самостоятельно
    повторения)
    основную мысль
    искать и отбирать
    Морфемика и словообразование (урок
    Владеть приемами
    домашнее
    задание
    стр.3-5, упр.5
    стр.6-7, упр7
    стр.8-9, упр.11
    стр.10,
    упр.12(устно),
    упр16 письм.
    стр19, упр.32
    стр.17, упр.27
    повторения)
    разбора слова по
    составу: от значения
    слова и способа его
    образования к
    морфемной
    структуре;
    использовать
    этимологические и
    словообразовательн
    ые словари
    Правильно писать
    слова со всеми
    изученными
    орфограммами;
    пользоваться
    орфографическими
    словарями
    необходимую
    информацию;
    находить способы
    взаимодействия
    при работе в
    группе, уметь
    вступать в
    полемику и вести
    дискуссию; уметь
    выполнять роль
    представителя
    группы,
    производителя
    идей;
    формировать пути
    здорового образа
    жизни,
    внутренней
    зкологической
    культуры;
    24.09
    7.
    Систематизация сведений по
    морфемике, морфологии и
    орфографии. Трудные случаи
    правописания (урок повторения)
    26.09
    8.
    1.10
    9.
    3.10
    10.
    8.10
    11.
    Контрольная работа по теме
    Входное
    «Повторение» (урок контроля)
    тестирование
    Анализ контрольной работы. Работа
    над ошибками
    Синтаксис сложного предложения. Пунктуация – 4 часа (2+2 часа развития речи)
    Сложное предложение и его признаки
    Различать виды
    использование для
    (урок повторения)
    простых и сложных решения
    предложений,
    познавательных
    интонационно
    задач справочные
    выделять
    пособия по
    предложения
    русскому языку;
    изученных видов
    создание текста
    определенного
    Типы сложных предложений и
    Различать типы
    функциональносредства связи между его частями
    сложных
    смыслового типа
    (комбинированный урок)
    предложений
    стр.26,упр.41
    упр.46
    п7, упр58
    п8, упр63
    Стилистические
    особенности
    сложного
    предложения,
    способы и средства
    связи предложений
    в тексте
    Союзные предложения. Сложносочиненное предложение (ССП) – 7 часов (5+ 2 часа развития речи)
    17.10
    14.
    Строение сложносочиненного
    Текущий, тест Отличать сложные
    предложения и средства связи между
    предложения, знать
    простыми предложениями в его
    его признаки
    составе (комбинированный урок)
    22.10,
    15Сложносочиненное предложение,
    Строение ССП,
    24.10
    16.
    знаки препинания в них. Смысловые
    средства связи в нем
    отношения между частями
    Стилистические
    сложносочиненного предложения
    особенности ССП
    (комбинированный урок)
    29.10,
    17Знаки препинания в
    сочинение публицистического стиля сочинение
    31.10
    18
    ССП
    (урок развития речи)
    Подготовка к экзамену
    12.11
    19.
    Контрольная работа по теме
    контрольный Писать изложение
    по текстам
    «Сложносочиненное предложение»
    диктант
    художественного
    (контрольный урок)
    стиля, сохраняя
    композиционную
    форму,
    типологическое
    строение,
    характерные
    языковые средства
    14.11
    20.
    Анализ контрольной работы и
    изложения
    10.10,
    15.10
    1213.
    Жанр дневниковые записи
    Сжатое изложение, его особенности
    Литература
    «Анализ
    текста»
    Отражение в
    устной и
    письменной
    форме
    результатов своей
    деятельности;
    выбор и
    использование
    выразительных
    средств языка в
    соответствии с
    коммуникативной
    задачей
    стр32-35
    упр.52
    п9, упр69
    п10 упр73(3)
    п10 упр76
    редактировать
    черновики
    Литература
    «Анализ
    текста»
    Н.А. Сенина.
    Подготовка к
    ГИА 2014
    (вариант 1
    тесты)
    Сложноподчиненное предложение (СПП) – 22 часа (15+ 7 часов развития речи)
    19.11
    21.
    Понятие о сложноподчиненном
    предложении. Подчинительные союзы
    и союзные слова. Строение
    сложноподчиненных предложений
    (урок новых знаний)
    21.11
    22Виды сложноподчиненных
    26.11
    23.
    предложений (урок новых знаний)
    28.11,
    24.Строение текста. Изложение текста
    3.12
    25
    художественного стиля (урок
    развития речи) Подготовка к
    экзамену
    5.12
    26.
    Сложноподчиненные предложения с
    Текущий,
    придаточными определительными
    изложение
    (урок новых знаний)
    10.12
    27.
    12.12,
    17.12
    2829.
    19.12
    30.
    Сложноподчиненные предложения с
    придаточными изъяснительными (урок
    новых знаний)
    Углубление знаний о стилях и жанрах
    речи. Использование различных стилей
    в художественных произведениях
    (урок развития речи) Подготовка к
    экзамену
    Сложноподчиненные предложения с
    придаточными обстоятельственными
    (урок новых знаний)
    Строение СПП
    Виды СПП
    Тип предложения,
    знаки препинания
    Анализировать
    строение текста,
    языковые и речевые
    средства,
    характерные для
    этого стиля речи
    Строить
    письменные
    высказывания
    рассужденияобъяснения и
    рассуждениядоказательства,
    использовать
    различные стили в
    худ. тексте
    Стилистические
    особенности СПП
    план как вид
    информационной
    переработки
    текста;
    адекватное
    восприятие
    устной речи и
    способность
    передать
    содержание
    прослушанного
    текста в
    развернутом виде
    в соответствии с
    целью учебного
    задания;
    написание
    сочинения;
    приведение
    примеров, подбор
    аргументов;
    владение
    монологической
    и диалогической
    речью;
    производить
    синтаксический
    разбор простых
    предложений,
    использовать в
    речи основные
    выразительные
    средства
    п12, упр93
    п13 упр99
    п13 упр106
    п11
    п11 упр82
    Литература
    «Анализ
    текста»
    п14 упр127
    п15 упр136
    Литература
    «Анализ
    текста»
    п11 упр84
    Н.А. Сенина
    Подготовка к
    ГИА 2014
    (вариант 2
    С2.2)
    п16 упр140
    24.12
    31.
    26.12
    32.
    14.01
    33.
    16.01
    34.
    21.01
    35.
    23.01
    36.
    28.01
    37.
    30.01
    38.
    4.02,
    6.02
    39.40
    11.02
    -41.
    13.02
    42.
    СПП с придаточными места
    (комбинированный урок)
    СПП с придаточными времени (урок
    новых знаний)
    СПП с придаточными сравнительными
    (урок новых знаний)
    Использование различных стилей речи
    в художественном предложении.
    Сжатое изложение с элементами
    рассуждения (урок развития речи)
    Подготовка к экзамену
    СПП с придаточными образа действия
    и степени (урок новых знаний)
    СПП с придаточными цели и условия
    (урок новых знаний)
    СПП с придаточными причины и
    следствия (урок новых знаний)
    СПП с придаточными уступительными
    (урок новых знаний)
    Публицистический стиль.
    Сочинение-рассуждение о природе.
    (урок развития речи)
    Систематизация и обобщение знаний
    изученного по теме
    «Сложноподчиненное предложение»
    (урок систематизации и обобщения)
    Подготовка к экзамену
    Контроль по теме
    «Сложноподчиненное предложение»
    Подготовка к экзамену
    Текущий, тест
    Передавать
    содержание текста
    сжато, не теряя
    основной мысли
    Стилистические
    особенности СПП
    Текущий, тест
    изложение
    Тестирование
    Писать изложение
    публицистического
    стиля с
    использованием
    разных типов речи
    синтаксиса;
    создавать текстыповествования с
    использованием в
    них ССП
    различных групп;
    определять
    (находить) в
    тексте средства,
    подкрепляющие
    смысловые
    отношения в
    ССП;
    при анализе
    давать
    интерпретацию
    языковых
    явлений;
    осуществлять
    самоконтроль,
    самоанализ
    языковых
    явлений;
    самостоятельно
    редактировать и
    творчески
    перерабатывать
    собственный
    текст;
    понимать и
    анализировать
    художественную
    роль разговорного
    стиля в
    произведениях
    п18 упр155
    п19 упр164
    п20 упр170
    Литература
    «Анализ
    текста»
    стр123 упр175
    п21 упр188
    п23-24
    упр197,203
    (по
    вариантам)
    п25 упр206(у)
    207(п)
    п26 упр223
    редактировать
    черновик
    ЗСП1-4
    Литература
    «Анализ
    текста»
    Н.А. Сенина
    Подготовка к
    ГИА 2014
    (Вариант 3
    тесты)
    ЗСП 1-5
    художественной
    литературы
    Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными – 6 часов (5+ 1 час развития речи)
    18.02,
    43Понятие сложноподчиненного
    Текущий, тест Понятие о
    20.02
    44.
    предложения с несколькими
    предложении с
    придаточными (урок новых знаний)
    несколькими
    придаточными
    25.02
    45.
    СПП с несколькими придаточными
    (урок-практикум)
    27.02,
    46Контрольная работа по теме
    Итоговый,
    4.03
    47.
    «Сложноподчиненное предложение с
    диктант
    несколькими придаточными» . Анализ
    контрольной работы
    6.03
    48.
    Эссе: понятие о жанре (урок развития
    Определять жанр
    речи)
    эссе
    Бессоюзное сложное предложение – 7 часов (6+1 час развития речи)
    11.03
    49.
    Понятие о бессоюзном предложении
    (урок новых знаний)
    13.03
    50.
    Бессоюзное сложное предложение со
    значением перечисления
    (комбинированный урок)
    18.03
    51.
    Бессоюзное сложное предложение со
    значением причины, пояснения,
    дополнения (комбинированный урок)
    20.03
    52.
    Бессоюзное сложное предложение со
    Текущий, тест
    значением противопоставления,
    времени, условия и следствия
    (комбинированный урок) Подготовка к
    экзамену
    25.03
    53.
    Путевые заметки (урок развития речи)
    Смысловые
    отношения между
    простыми
    предложениями,
    стилистические
    особенности БП,
    знаки препинания
    Знать признаки
    жанра, уметь
    создавать
    п28 упр240
    п28 упр248
    п28 упр29
    Литература
    «Анализ
    текста»
    находить
    в тексте БСП и
    определять их
    художественную
    роль,
    выразительные
    возможности;
    производить
    самоанализ
    ошибок,
    осуществлять
    самостоятельную
    работу по их
    исправлению;
    анализировать
    трудные случаи
    п29 упр252
    п30 упр260 (3)
    п31 упр266
    п32 упр271
    п33 упр278
    Литература
    «Анализ
    текста»
    п22 упр188
    собственный текст в
    жанре путевых
    заметок
    1.04
    3.04
    54.
    55.
    Обобщающее повторение по теме
    «Бессоюзное сложное предложение»
    (урок обобщения)
    Подготовка к экзамену
    Текущий, тест
    Сложные предложения с различными видами связи – 6 часов (4+2 часа развития речи)
    8.04,
    56Сложные предложения с различными
    Текущий, тест Построение
    10.04
    57.
    видами союзной и бессоюзной связи
    предложений с
    (Урок закрепления) Подготовка к
    различными видами
    экзамену
    связи, знаки
    препинания в
    сложных
    предложениях с
    различными видами
    связи
    15.04
    58.
    Понятие о жанре рецензии (урок
    Знать
    развития речи)
    отличительные
    особенности
    рецензии,
    17.04
    61.
    Практикум: «Написание рецензии на
    Уметь писать
    газетную статью» (урок развития речи)
    рецензию на
    газетную статью
    22.04
    59.
    Обобщение и систематизация знаний
    Знаки препинания в
    по теме «Сложные предложения с
    сложных
    различными видами связи»
    предложениях с
    различными видами
    связи
    24.04
    60.
    Обобщение и систематизация знаний
    по теме «Сложные предложения с
    различными видами связи»
    языковых
    явлений;
    отбирать нужный
    по теме материал,
    используя
    дополнительные
    источники
    информации;
    делать
    сообщения;
    осуществлять
    речевой
    самоконтроль;
    оценивать
    выполненную
    письменную
    работу с точки
    зрения ее
    правильности;
    находить грамматические и
    речевые ошибки,
    недочеты,
    исправлять их;
    совершенствовать
    и редактировать
    собственные
    тексты
    Н.А. Сенина
    Подготовка к
    ГИА 2014
    (Вариант 7
    тесты)
    п35 упр294
    п35 упр297
    Литература
    «Анализ
    текста»
    п27 упр230
    Литература
    «Анализ
    текста»
    п29 упр233
    п35 упр299
    п35 упр303
    Обобщение и систематизация изученного в 9 классе – 7 часов ( 4+ 3 часа развития речи)
    29.04,
    62Повторение и систематизация
    Делить
    6.05
    63.
    изученного в 9 классе: пунктуация в
    предложения на
    бессоюзном предложении (урок
    части, знаки
    повторения) Подготовка к экзамену
    препинания в
    сложном
    предложении
    8.05
    64.
    Деловая речь. Формирование умения
    Уметь оформлять
    написания деловых бумаг по образцу
    деловые бумаги по
    (урок развития речи)
    образцу
    13.05,
    65Итоговый,
    Передавать
    Итоговое контрольное изложение
    15.05
    66
    изложение
    содержание текста,
    (урок развития речи)
    анализировать текст
    Подготовка к экзамену
    20.05
    67.
    Повторение и систематизация
    Текущий, тест Делить
    изученного в 9 классе: пунктуация в
    предложения на
    сложноподчиненном предложении
    части, знаки
    (урок повторения) Подготовка к
    препинания в
    экзамену
    сложном
    предложении
    22.05
    68.
    Повторение и закрепление знаний
    Производить анализ
    лингвистического анализа текста.
    языковых средств
    Подготовка к экзамену
    Умение вступать в
    речевое общение
    стр204 упр281
    упр283
    Литература
    «Анализ
    текста»
    Литература
    «Анализ
    текста»
    п34 упр291
    Литература
    «Анализ
    текста»
    стр239 упр314
    редактировать
    черновики
    ЗСП 1-8
    стр230-232
    упр309
    ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
    1. Входное тестирование
    Вариант №1
    1.Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков:
    а) пить;
    б) поет;
    в) честный
    2. Найдите существительное с суффиксом -ик-:
    а) лесоч..к;
    б) горош..к;
    в) кузнеч..к;
    3. Укажите верно, употребленные формы множественного числа
    существительного:
    а) трактора;
    б) директора;
    в) шофера;
    4.Определите, какое слово надо писать через дефис:
    а) пол(дороги);
    б)глухо(немой);
    в)изжелта(красный);
    5.Найди и исправь вариант с ошибкой.
    1
    2.
    3.
    а)древне-русский.
    а) пренебрегать;
    а)разиграть;
    б)светло-синий;.
    б) претворить в жизнь;
    б) раскованный;
    в)машиностроительный.
    в) призидент.
    в)чрезмерный.
    6. Укажите словосочетания:
    а) кто-то из нас;
    б) письмо написано; в) вокруг дома;
    7.Какие выделенные слова надо заключить в кавычки?
    а) Издательство Наука. б) Малый театр. в) Город Ростов.
    8. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа.
    а) Погода на улице была не из приятных. б) Большинство людей молчало.
    в) На рассвете был туман.
    9. Укажите, в каком предложении союз и соединяет однородные члены (знаки
    препинания не расставлены).
    а) Зима и на улицах снег. б) Николай встал и молча зажег свет.
    в) Каникулы и ребята уезжают в лагерь
    10. Найдите предложение с однородными определениями (знаки препинания не
    расставлены).
    а) Старые московские улицы были молчаливы. б) Стояли два пузатых стеклянных
    графина.
    в) Осторожные хитрые птицы прыгали по веткам.
    11.Составьте предложение по схеме : [ ], ( ), ( ).
    12. Расставь знаки препинания. Поставь соответствующие цифры в конце
    каждого предложения.
    1.Сложносочинённое предложение.
    2.Сложноподчинённое предложение.
    3.Сложное бессоюзное предложение.
    4.Простое предложение.
    1)
    Ростовщик
    направился
    к
    порогу
    и
    поглядев
    в
    окошечко
    отпер двери. (…) 2) Это был супруг графини и вы вероятно встречали его в свете.
    (…) 3) Гобсек не мог прибегнуть к запирательству зная что я скажу на суде всю
    правду. (…) 4) Если я умру оставив малолетних детей он будет их опекуном. (…) 5)
    Граф умолк и вид у него был очень взволнованный. (…) 6) Граф вздрогнул слезы
    выступили у него на глазах… (…) 7) Сославшись на какие-то дела я вышел из
    дому вместе с Гобсеком. (…) 8) От пережитых горестей красота её уже
    поблекла но чудесные черты лица не изменились и свидетельствовали о былом его
    очаровании. (… ) 9) Я уже почти раскаивался что позволил себе такую реплику в
    духе Гобсека и поспешил переменить тему разговора. (…) 10) Она обожала
    детей и стремилась скрыть от них свою беспутную жизнь нежный их возраст легко
    позволял это сделать и внушить им любовь к ней. (…)
    О. Бальзак
    13. Найдите предложения с речевыми ошибками.
    A. Деепричастный оборот всегда обособляется и выделяется.
    Б. Дайте сообщение в газету о вакансиях.
    B. Успехами мы не блещем.
    Г. Задача, поставленная нами, достигнута.
    Д. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
    Е. В сочинении я хотел рассказать о великих людях и их подвигах.
    Вариант №2
    1. Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков:
    а) льют; б) класс;
    в) ель.
    2.Укажите прилагательное с суффиксом -к-:
    а) молодец..ий;
    б) француз..ий;
    в) узбек..ий;
    3. Укажите верно, употребленные формы множественного числа
    существительного:
    а) инженеры;
    б) торта;
    в) офицера.
    4.Определите, какое слово надо писать через дефис:
    а) северо(запад);
    б) долго(играющий); в) древне(русский).
    5.Найди и исправь вариант с ошибкой.
    1.
    2.
    3.
    а) железнодорожный;
    а) исчезновение;
    а) преувеличить;
    б)сельскохозяйственный;
    б) взволнованный;
    б) прелестный;
    в) яркокрасный.
    в) бесвкусный.
    в) прерода.
    6. Укажите словосочетание:
    а) возле реки; б) что-нибудь новое; в) закат алел.
    7. Какие выделенные слова надо заключить в кавычки?
    а) Река Ворона.
    б) Объединение Луч. в) Орден Нахимова
    8. Укажите предложение, в котором неверно выделена грамматическая основа.
    а) Собравшиеся обсуждали повестку дня.
    б) Ночь была свежа.
    в) Мы продолжали идти молча.
    9. Укажите предложение, в котором союз и соединяет однородные члены (знаки
    препинания не расставлены).
    а) Подмораживало и звезды усеивали небо.
    б) В сентябре лес светлее и птичьи голоса тише.
    в) Небо чистое и светится голубизной.
    10. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания
    не расставлены).
    а) Желтые красные листья лежали на столе.
    б) Веет чистый легкий ветер с поля.
    в) Тихая зимняя ночь украшена звездами
    11.Составьте предложение по схеме : ( ), [ ], ( ).
    12.Найди и проставь в конце предложений цифры, соответствующие указанным
    условиям.
    1. Сложное бессоюзное предложение, в одном из которых подлежащее и
    сказуемое выражено существительным в именительном падеже.
    2. Обратный
    порядок
    следования
    главных
    членов,
    выраженных
    существительными, при этом тире не ставится.
    3. Простое предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены
    существительными в именительном падеже.
    4. Сложноподчинённое предложение, в котором подлежащее выражено
    местоимением, а перед сказуемым стоит частица не.
    5. Простое предложение, в котором подлежащее выражено фразеологизмом, а
    сказуемое — существительным в именительном падеже.
    6. Сложная синтаксическая конструкция, по основной связи — бессоюзное, с
    подчинением, в одном из предложений подлежащее и сказуемое выражены
    существительными в именительном падеже.
    7. Простое предложение, в котором подлежащее выражено существительным в
    именительном падеже, а сказуемое — фразеологизмом.
    8. Сказуемое присоединяется к подлежащему с помощью сравнительного
    союза, и тире не ставится.
    1) Славное место эта долина! (..) 2) Ужасные бестии эти азианты! (..) 3) Как теперь
    гляжу на эту лошадь вороная как смоль ноги струнки… (..) 4) Я стал учиться науки тоже
    надоели я видел что ни слава ни счастье от них не зависят нисколько потому что самые
    счастливые люди невежды а слава удача и чтоб добиться её надо только быть ловким. (..) 5)
    Тамань самый скверный городишка из всех приморских городов России. (..) 6) Производить
    эффект их наслаждение.(..)7) Его цель сделаться героем романа. (..) 8) Моя солдатская
    шинель как печать отвержения (..) 9) Мать не обращает на это внимания потому что он
    не жених. (..)
    М. Лермонтов
    13.Найдите предложения с речевыми ошибками.
    A. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.
    Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.
    B. За год артель получила более 150 млн рублей денег дохода.
    Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
    Ответы:
    Вариант №1:
    1.в
    2.в
    3.б
    4.в
    5. 1.а,2.в,3.а.
    6.а
    7.а
    8.б
    9.б
    10.в
    11.Например: Отец с жаром рассказывал мне, сколько озер здесь, сколько водится
    рыбы и птицы.
    12. 4,1,2,2,1,3,4,1,2,3.
    13.А,Г.
    Вариант №2:
    1.б
    2.а
    3.а
    4.а
    5. 1.в,2.в,3.в
    6.б
    7.б
    8.б
    9.в.
    10.в
    11.Например: Когда бричка подъехала к деревне, Чичиков позвал мужика, который
    тащил где-то подобранное бревно.
    12. 2,2,1,6,3,5,7,8,4.
    13. Б,В.
    Оценивание:
    Выполнены правильно задания с 1 по 7 – оценка «2»
    С 1 по 9 – оценка «3»
    С 1 по 11 – оценка «4»
    С 1 по13 – оценка «5».
    2. Сочинение на публицистическую тему
    3. Контрольный диктант с грамматическим заданием
    Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я
    легко запоминал слова, по п/юи тошение с головой выдавало моё ангарское
    происхождение. Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно
    морщилась и закрывала глаза.
    «Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», – сказала она.
    Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом., краснел и
    задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный
    мой язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и
    они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались
    куда-то лететь.
    Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался
    сказать об этом Лидии Михайловне, а она, по-видимому, не считала нашу программу
    выполненной. Ия продолжал тянуть свою французскую лямку.
    Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в
    свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние
    тексты учебника. Наказание превращалось в удовольствие.
    (По В. Распутину.)
    (151 слово)
    III. Грамматическое задание.
    Вариант 1. ( для более слабых учащихся)Дописать, чем закончилась
    история с уроками французского.
    Вариант2.
    1.
    2.
    3.
    4.
    Сделать синтаксический разбор любого ССП (их 5).
    Сделать фонетический разбор слова легко
    сделать морфемный разбор слов: заглядывая. ладилось, по-видимому
    Найдите предложение, соответствующее характеристике: это сложное
    предложение, состоящее из двух частей с соединительным союзом.
    Первое предложение – простое, двусоставное, распространенное,
    второе – двусоставное, распространенное, осложнено однородными
    сказуемыми и обстоятельством, выраженным деепричастием.
    (Постепенно я стал…)
    4. Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи
    5. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине
    6. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему
    Бескорыстие.
    (1) Когда заходит разговор о людях, хороши они или тюхи, я вспоминаю этот случай из
    детства.
    (2)Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел
    книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец полистал, заглянул на
    угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7) Книжка была дорогой. (8) Но дома я
    целый вечер говорил только о ней. (9) И отец сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я
    собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. (11) Отец занёс её в аптеку и вручил мне четыре с
    половиной рубля.
    (12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет.
    книжка лежала на прежнем месте. (14) И я стал её обладателем.
    (15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу.
    (16) То были «Басни Крылова»…
    (17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон сосновый и берёзовый лес. (19) Я
    загляделся и поставил книжку на подоконник. (20) Толчок после стоянки. (21) И – ужас! книжки на подоконнике не было. (22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не
    понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался
    просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25)
    Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…
    (26) Лётчик обнял меня за плечи.
    . (27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…
    (30)На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на
    сундуке.
    (31)-Не спишь? (32) Ну вот держи…
    (33)- Достал?
    (34) – Достал, достал… – отец засмеялся и пошёл к умывальнику.
    (35)В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…
    (37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая
    большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем
    её…»
    (42) А через день – опять почтальон, и опять пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё…
    (45) Семь одинаковых книжек!
    (46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но
    осталось самое главное – хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизныо
    уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем. что в
    человеке плохого, а тем. что есть в нём хорошего.
    (51) Я знаю человека, который двадцать лет. с первого года войны, просидел на чердаке
    и почти потерял человеческий облик. (52) На этот шаг его. неопытного и трусливого, толкнула
    корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить. (53) И все мы внаем ровесника этого
    дезертира – Александра Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое.
    (55) Если говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.
    (56)Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой
    нравственности, бескорыстным служением Родине.
    (57)Вспомним узбекские семьи, приютившие сотни сирот. (58) Вспомним дорогу через
    Ладогу в Ленинград. (59) Погибая под бомбами, проваливаясь под лёд, шофёры везли хлеб
    измождённому блокадой, голодному Ленинграду. (60) Колонны танков были построены на
    средства уральцев, сибиряков, горьковчан, воронежцев. (61) Последний рубль, варежки со своих
    рук. хлеб, кровь, сон. здоровье – всё отдано было на общее дело…
    (62) Бескорыстие не требует ни почестей, пи наград.
    7. Контрольное тестирование
    МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
    РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС

    п/
    п
    1.
    2.
    3.
    4.

    ОПИСЬ ИМУЩЕСТВА (ТСО)
    Наименование ТСО
    Марка
    Количество
    Компьютер
    ACER
    1
    Мультимедийный проектор
    ACER
    1
    Демонстрационный экран
    1
    Принтер
    1
    ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
    Название
    Колво
    экз.
    1
    Стандарт государственного образования по русскому языку и
    литературе
    «Программы по русскому языку 5-9 класс»/ М.М.Разумовская,
    2.
    1
    В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов
    Программы для общеобразовательных учреждений: Русский
    язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова.- 3-е изд.,
    стереотип. – М.:Дрофа,2010
    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
    1.
    1. Словари
    Название (автор, издательство, год издания)
    1. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков “Орфографический словарь” Москва
    “Просвещение” 1977
    2.
    История русской советской литературы. Издательство “Наука” Москва
    1967
    3. Учебный словарь синонимов русского языка / Авт. В. И. Зимин, Л.П.
    Алекторова – М. : Школа – пресс, 1994
    4. Фразеологический словарь русского языка. Издательство “Советская
    литература”
    5. М. С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный
    словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.:
    “Просвещение”, 1981
    6.
    Николаев. В.И. Школьный словообразовательный словарь русского
    языка. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007
    7.
    Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/Под ред.чл.-корр.
    АН СССР Н.Ю.Шведовой.-19-е изд., испр.- М.: «Рус.яз.», 1987
    8. М.Р. Львов «Школьный словарь антонимов русского языка» – М.:
    «Просвещение», 1987
    9. «Школьный словарь иностранных слов» под ред. В.В. Иванова – М.:
    «Просвещение», 1990
    10. Эстетика: Словарь/ Под общей редакцией А.А. Беляеваи др. – М.:
    Политиздат, 1989
    Основная литература
    1. Русский язык: учебник для 9 класса. общеобразовательных учреждений
    / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под
    редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2009.
    2. Сенина Н. А., Русский язык, подготовка к ГИА, Издательство: Легион,
    2011.
    3. Фролова Т.Я. Грамотность за 12 занятий: Русский язык. – Симферополь,
    2006.
    4. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок: Курс практической грамматики
    часть 1. – Симферополь, 1998.
    5. Фролова Т.Я. Русский язык в рисунках и схемах. – Симферополь, 2005.
    Дополнительная литература
    1.
    Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.9 кл.»/
    М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов.-М.:Дрофа,
    2004
    2.
    Уроки русского языка в 9 кл. Поурочные планы (по программе
    М.М.Разумовской)-Волгоград: Учитель,2004.
    3.
    Малюшин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний
    учащихся по русскому языку 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006
    1. Фролова Т.Я. Грамотность за 12 занятий: Русский язык. –
    Симферополь, 2006.
    2. Фролова Т.Я. Русский язык в рисунках и схемах. – Симферополь,
    2005.
    3. Русский язык в таблицах. Орфография и пунктуация.
    А.А. Штоль.
    Новосибирск. Сибирское университетское издательство, 2005.
    4. Русский язык.: 1550 тестов и проверочных заданий для
    школьников и поступающих в вузы / К.А. Войлова, А.В.
    Канафьева, В.В. Леденёва и др. – М.: Дрофа,1999.
    5. Учебные таблицы по русскому языку.
    6. Сенина Н. А., Русский язык, подготовка к ГИА, Издательство: Легион,
    2011.
    7. Малюшин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по
    русскому языку 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006
    8.
    Русский язык. 9 – 11 классы: тематические тесты. Система
    подготовки к итоговому тестированию / авт. – сост. Н.А. Шарова. –
    Волгоград: Учитель, 2009.
    9.
    Малюшин А.Б. Комплексный анализ текста 9 класс. – М.: ТЦ
    Сфера, 2008
    10. Русский язык в таблицах. Орфография и пунктуация.
    А.А. Штоль.
    Новосибирск. Сибирское университетское издательство, 2005.
    11. Русский язык. В помощь преподавателю. 5-11 классы. Тесты для
    текущего контроля. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель,2008
    12.Ресурсы ИКТ
    1. 1С: Репетитор. Русский язык. Фонетика, лексикология,
    словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация. Для
    абитуриентов, старшеклассников и учителей” ЗАО “1С”, 2002.
    2. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной
    поддержкой: Пособие для учащихся 5-7 кл./ Н.Н. Алгазина, З.П. Ларских,
    Г.И. Пашкова, Е.И. Фитковская; под редакцией Н.Н. Алгазиной. _ М.:
    Просвещение, 1996.
    3. Русский язык 8 класс. Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. ООО «1СПаблишинг», 2008
    4. Русский язык. Справочник школьника. Синицын А.И. ЗАО «Новый
    диск»
    5.ЦОРы – Цифровые образовательные ресурсы: Русский язык: Теория:
    Учебник для 5-9 кл. М. М. Разумовская, С. И.Львова, В.И.Капинос,
    В.В.Львов

  4. II семестр
     
    ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ (10 ЧАСОВ)
     
    УРОК № 76. Тема. Развитие речи. Сочинение на общественно важную тему (экологическую)
    Цели: формировать умение писать сочинение на общественно важную тему; показать особенности языковых средств публицистического стиля; воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию.
    Оборудование: запись на доске, учебные тексты, слайды, фотографии картин природы.
    Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
    ХОД УРОКА
    I. Организационный этап
    II. Актуализация опорных знаний
    1. Беседа
    • Что такое публицистическая тема?
    • Что такое публицистический стиль речи?
    • Какого его назначение?
    • Каковы языковые средства, характеризующие публицистический стиль?
    2. Оформление записи на доске по ходу ответов учащихся
    Языковые средства публицистического стиля
    Синтаксические
    Лексические
    Морфологические
    • Обращения;
    • риторические вопросы;
    • восклицания;
    • побудительные предложения
    • Торжественная лексика;
    • образные выражения;
    • фразеологизмы
    Местоимения ты, твой, тебя в обобщенном значении
    III. Постановка целей и задач урока.
    Мотивация учебной деятельности
    Единство человека и природы. Всегда ли мы осознаем; как тесно связаны с природой, как зависим от нее? Природа дает нам не только средства труда, продукты питания, здоровье, но и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения. «Перед человеком,— писал В. Сухомлинский,— открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи.». Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы.
    Вот так видят природу те, кто ее любит, внимательно наблюдает, изучает и оберегает.
    (Демонстрируются цветные слайды, фотографии картин природы.)
    «Я сорвал цветок — и он увял. Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Это строчки со щита у дороги, экологической тропы, организованной учениками одной из школ. Для эстетически развитого и нравственно воспитанного человека важно не только уметь видеть, чувствовать красоту цветка, ветки, животного, но и оберегать эту красоту.
    IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
    1. Чтение учителем отрывка из произведений В. Астафьева
    Ныне совсем уж редко поднимаюсь я по горной тропе на второй увал, еще реже хожу на Черную гору, подножье которой исполосовано тракторными гусеницами. Горы — с чудовищными удавками на шее — линиями электропередач, что нагло вознесли над миром свои опоры. Идут они уверенно по широкой реке-просеке, и все перед ними расступаются. Под опорами — россыпью дачные дома причудливых форм, расцветок, с оградками из струганного штакетника. Бегут люди из задымленных городов на свежий воздух, к земляной работе: своя растет ягода, цветочки-ноготки. Вот и все, чего достиг трудящийся, тут все его богатство, светлое будущее в яви и в натуре. Ради него разорены села, порублены леса, искорежены, с места стронуты горы.
    (В. Астафьев)
    2. Беседа
    • В какой мере справедливо утверждение писателя?
    • Вы согласны, что вопрос поставлен остро? Чем вызвана такая острая постановка вопроса?
    • Кто согласен с В. Астафьевым? Кто не согласен с писателем?
    3. Чтение и анализ публицистического текста, предложенного учителем, с целью выявления остроты экологической проблемы
    ОГЛЯНИСЬ, ЧЕЛОВЕК! ЗЕМЛЯ В БЕДЕ!
    Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны — вся земля. Но беды природы — это прежде всего наши беды. Мы, люди, дети природы.
    Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими (греч. ойкос — «жилище», логос — «наука, знание»). Экология — наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете.
    Ученые предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе. Судьба людей в их руках. Для этого нужны знание, добрая воля и целеустремленный труд.
    (По Н. Реймерсу)
    Беседа
    • В чем заключается тревога ученого?
    • Что помогает нам понять, что тревога велика и обоснованна? (Земля, природа — в беде.) Каковы языковые средства выражения актуальной мысли?
    • Отчего происходит беда?
    • К кому обращается ученый? Кто, на его взгляд, может помочь в беде?
    4. Разъяснение учебной ситуации
    • А теперь давайте подумаем над тем, кому вы, ребята, адресуете свои суждения? (Товарищам, одноклассникам, ведь каждый из нас должен написать сочинение на общественно важную тему)
    • Как вы обратитесь к сверстникам, говоря о любви к природе и необходимости беречь ее? («Дорогой друг! Мой дорогой одноклассник!»)
    • Да, форма единственного числа более приемлема, чем множественного числа, но допустимо последнее: «Дорогие одноклассники! Друзья!»
    5. Работа над вступлением к сочинению, от которого зависит, в какой мере удастся привлечь внимание к проблеме
    С каким вопросом можно обратиться, чтобы начать работу?
    (— Любишь ли ты природу?
    — Знаешь ли ты, как чудесно, как прекрасна природа родного края, природа Земли?
    — Приходилось ли тебе задумываться над тем, как прекрасна земля и ее природа?)
    6. Высказывания учащихся по вопросу: «Охраняй природу. Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?»
    Поиск нужных синтаксических конструкций в соответствии с вопросами учителя.
    • С каким призывом вы обратитесь к своим ровесникам?
    • Какой конкретный материал из близкой вам школьной жизни найдет отражение в заметке?
    • С каким предложением вы выступите?
    • Как назовете свою работу?
    Комментарий для учителя
    Выводы по уроку могут быть примерно такими:
    • Стань другом и защитником природы.
    • Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда наша планета будет жить.
    • Помни: невежество в отношении к природе ненормально.
    В ходе беседы по содержанию работы делается на доске запись структуры сочинения-рассуждения публицистического характера.
    1) Тезис, отвечающий первой части темы.
    2) Аргументы.
    3) Тезис, отвечающий второй части темы.
    4) Аргументы.
    5) Тезис, отвечающий условию рассказать об отношении к природе на материале жизни класса, школы.
    6) Аргументы.
    7) Выводы.
    7. Самостоятельная работа учащихся над составлением сочинения-рассуждения на общественно важную тему (черновые варианты)
    V. Рефлексия. Подведение итогов урока
    Заключительное слово учителя
    Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, носить в сердце — это и есть высшее проявление культуры человека.
    Однако эстетическое отношение к природе не должно быть пассивным. Отправляясь на природу, надо быть не только потребителями ее красоты и даров, но и активными помощниками в сохранении и умножении этой красоты. Увидели родничок — укрепите начавшийся размыв, заметили рану на березе — залечите ее. Развести зимой кормушки для птиц, подумайте о подкормке животных.
    Помните слова М. Пришвина, обращенные к вам: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы… Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значить охранять родину».
    VI. Домашнее задание
    Отредактировать черновой вариант сочинения, закончить творческую работу в тетради.

  5. Мое отношение к разным молодежным организациям
    Говоря о молодежном движении, я постоянно будто ставлю себя перед выбором, к какой организации присоединиться. И в то же время рассуждаю, нужно ли это мне.
    В годы юности моих родителей существовала лишь одна молодежная организация — комсомол. Мои родители были комсомольскими активистами, однако это никоим образом не помогло им в последующей жизни. Изменился общественный строй — изменилось и отношение к комсомолу. Мои родители очень тепло вспоминают свои комсомольские годы, ведь это были годы их юности. Комсомол воспитывал у них активную жизненную позицию, однако это никак не отразилось на материальном обеспечении нашей семьи. Всю жизнь мои родители тяжело работают, хотя и не всегда получают за это заработную плату. Они обычные трудяги, честные и порядочные люди, но в настоящий момент этого мало. Их, конечно, уважают на работе, но уважением сыт не будешь. Мне хочется жить лучше, чем они. Я хочу хорошо одеваться, иметь хорошую машину, потому что уверен, что автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения. Но как достичь всего этого? Нужны ли для этого молодежные организации, если они никоим образом не помогают в жизни?
    Несколько лет назад я находился в детской организации скаутов, но мне там не понравилось. Кроме обычных жизненных навыков, которые получает скаут, устав организации требует полного подчинения воли взрослых начальников, даже тогда, когда начальник в чем-то ошибается. Меня не пугает суровая дисциплина, потому что я мечтаю стать военным, но не хочу быть слепым орудием чьей-то воли.
    В настоящий момент существует много молодежных организаций, усилилось участие молодежи во всевозможных партиях, однако я не уверен, что это нужно самой молодежи. Иногда лидеры этих самых партий, опираясь на молодежь, достигают многочисленных голосов на выборах, но потом ничего не делают ни для своих избирателей, ни для кого другого.
    Меня больше привлекает молодежное движение в целом, как вот: «Молодежь против ядерного вооружения», экологическое движение.
    Однако я не уверен, что для этого необходимо куда-то вступать. Мне кажется, что для этого достаточно быть порядочным человеком, быть гражданином. И если каждый из моих ровесников почувствует свою ответственность за судьбу государства, за судьбу будущих поколений, за судьбу человечества, тогда и не будет у нас ни войн, ни чернобылей. И это не высокие фразы. Это осознание своей причастности к миру, а значит, к жизни.
    Проблемы экологии и мы
    Осознание родины к каждому из людей приходит по-своему. Но приходит время — и каждый понимает неразрывное единство с родной землей. Ведь на этой земле выросли наши деды и родители, на ней учились ходить мы и предпримут первые шаги наши потомки. Испокон веков защищали эту землю наши предки, берегли ее как самое ценное сокровище. Она всегда была их богатством, которым гордились и защищали. А беря от природы ее дары, люди понимали, что этих богатств будут значительно больше, если они будут беречь природу.
    В наше время перед людьми остро стала экологическая проблема. Это связано с тем, что люди решили стать хозяевами природы, начали ее подчинять себе. В результате работы производств загрязнились реки. Увеличение пахотных земель привело к уничтожению лесов.
    Люди необдуманно эксплуатируют природу, а иногда просто не задумываются над последствиями своих поступков. Безответственность привела к Чернобыльской катастрофе, от которой пострадали огромные регионы Украины, Беларуси, России. В результате аварии погибло сотне людей. А сколько инвалидов, села и города заражены радионуклидами. Радиационный фон и до сих пор, через восемнадцать лет после аварии превышает допустимые нормы.
    Изуродованная земля, изуродованные люди. Мне кажется, что атомные электростанции вообще нужно запретить, ведь пока они существуют, страна — в опасности.
    Осушение болот на Полесье оставило людей без питьевой воды. А у нас в Харькове в результате изменения русла реки появились подтопленные жилищные массивы. Река исчезла, оставив по себе только название. И таких фактов можно навести множество. И вреднее всего, по моему мнению, то, что рядом с хозяевами горя стояли безразличные люди, которые просто наблюдали за уничтожением природы. Досадно, но таких среди нас немало.
    Неужели нужно уничтожить, чтобы потом возрождать? Неужели люди учатся только на ошибках? Нужно наконец понять, что человек — это частица большой матери-природы, которую не следует покорять, а нужно жить с ней в гармонии. Любить и беречь родную землю, заботиться о ее благополучии — вот в чем заключается патриотизм.

  6. Занятия №____ (развитие связной речи).
    Тема:Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему.
    Цель: формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему.
    Материал для словарно-семантической работы: благородный, достоинство, кичливый.
    Основное содержание:
    I. Повторение сведений о типах речи.
    II. Выяснение того. какая из данных тем может быть раскрыта на основе: а) повествования, б) описания, в) рассуждения, г) разъяснения смысла понятия; какая из них допускает разный подход.
    1. Что такое благородство?
    2. Благородный поступок.
    3. Благородство — это стремление делать добро.
    4. Благородство.
    5. Трудно ли быть благородным?
    III. Рассмотрение композиционных схем построения текстов разных типов речи. В частности, учитель подчеркивает, что композиционная схема построения текстов, составленных на основе рассуждения, имеет следующие компоненты: во введении дается подход к теме, в гласной части сначала формулируется общий (основной) тезис, далее следуют частные тезисы с доказательствами, заключается рассуждение выводами. Во введении текста, раскрытого на основе разъяснения смысла явления (понятия), указывается, чем вызван наш интерес к явлению (понятию), в главной части осуществляется разностороннее рассмотрение явления или понятия: даётся его определение, выделяются и уточняются его главные характеристики, проводится сопоставление с другими явлениями (понятиями), в заключении делаются выводы.
    IV. Анализ вариантов связных высказываний публицистического характера на морально-этическую тему, в процессе которого выясняется, на основе каких типов речи раскрыты темы сочинений, соответствуют ли их названия и композиционные схемы построения этим типам речи.
    Для анализа используются сочинения, написанные школьниками в предыдущие годы, или такой, например, текст:
    Доказывать, что благородство человека определяется не положением и не знатным происхождением, вряд ли стоит.
    В основе благородства прежде всего лежит высокое понимание чести и долга. Кодекс благородного человека включает в себя такие понятия, как честность, прямота, смелость, принципиальность, настойчивость и в то же время — гуманность, широта взглядов, умение щадить слабого, быть выше мелочей.
    Есть люди, которые путают благородство с внешней красивой позой, с кичливостью, зазнайством. Любое критическое замечание в свой адрес они воспринимают как оскорбление собственной чести и закипают “благородным гневом”. Человека, способного на благородный поступок, обладающего чувством собственного достоинства, как раз труднее всего оскорбить или обидеть. Он не станет кипятиться по пустякам и слишком оберегать своё достоинство. У кого оно есть, у того его не отнимешь.
    В большей или меньшей степени благородство свойственно всякому честному и твёрдому человеку. Обладающему этим качеством чужды амбиция и высокомерие.
    Признать свою ошибку, извиниться, если ты виноват, не бояться попасть в глупое или грудное положение ради выручки товарища — это вовсе не значит поступиться собственным достоинством, а наоборот — сохранить его!
    Истинное благородство неуязвимо для мелочей жизни, потому что оно видит более широкие интересы. Именно в мелочах чаще всего люди теряют своё достоинство.
    Вспомним “хитроумного гидальго” Дон-Кихота, рыцаря печального образа, ставшего олицетворением человеческого благородства. Чем западает в душу его образ? Тем, что он воевал с мельницами и бесчисленное количество раз попадал в глупое положение? Да нет же! Герой Сервантеса дорог нам за нетерпимость к злу и несправедливости, за самоотверженное стремление помогать всем слабым и угнетённым, наконец, за чистую веру в свои идеалы и несгибаемую волю добиться их торжества.
    Воля творить добро—вот основа благородства Дон-Кихота. Благородный человек знает: всякая несправедливость, где бы она ни проявлялась, унижает его. Всякое заблуждение, даже если оно распространено, затрагивает и его честь.
    Надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком. Это и называется благородством. Нет, не “донкихотством”, а вполне современным благородством. (По Ю. Ценину).
    V. Коллективная работа над определением темы сочинения и возможными вариантами плана. Составление по избранному плану устного сочинения на морально-этическую тему в форме выступления на диспуте.
    Первый урокможно завершить, предложив учащимся домашнее задание:написать сочинение (в форме статьи в газету), в основе которого было бы рассуждение дискуссионного характера, например, чтобы в сочинении содержались ответы на вопросы, поставленные в присланном в редакцию газеты письме: “Я хочу жить достойно, но не знаю верного пути. Сейчас же я маюсь в окружении благополучных друзей, у которых есть много чего: модная одежда, видеомагнитофоны, автомобили. Ребята смотрят на меня, как на человека второго сорта, хотя вслух об этом не говорят. Учатся многие не лучше меня, даже иногда просят списать. Но уважения ко мне, как видно, не прибавляется. Сегодня престижны не знания, не хорошие качества человека, а то, как он “упакован”.
    Поэтому и мучат меня постоянно вопросы: будет ли моя жизнь зависеть от моих способностей? Не попаду ли я в разряд тех, над кем будут посмеиваться, унижать? Как же выстоять? Как не стать в жизни несчастной? Оксана П.”
    На втором уроке, посвященном данной теме, прослушиваются написанные сочинения, проводится коллективный их анализ, организуется работа над совершенствованием учащимися собственных высказываний.
    Итоговое задание: собрать материал для сочинения публицистического характера на общественно-политическую тему (например: “За что я люблю свой край”, “Достопримечательные места нашего города”, “Из истории нашего края”, “Человек интересной судьбы” и др.). Для этого учащиеся должны сделать необходимые выписки из газет, справочников, путеводителей, экспонатов и документов краеведческого музея и т. д.

  7. Русский язык (9 класс)
    Тема: Сочинение в публицистическом стиле на морально-этическую тему
    Цели: развивать познавательную, коммуникативную и творческую активность учащихся, работать над развитием их творческих способностей, воспитывать критическое отношение к окружающему миру, учить учащихся самостоятельно мыслить, убедительно излагать свою точку зрения; формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
    Оборудование: текст «Что такое здоровье?» для работы учащихся по творческим группам, обобщающие таблицы по русскому языку Г. М. Иваницкой и В. А. Корсакова «Стили речи», «Стили речи и языковые средства»; задания для групповой работы учащихся.
    Тип урока: урок формирования коммуникативных умений учащихся, развития связной речи.
    Ход урока:
    Береги платье снову, а здоровье смолоду.
    Пословица.
    Ум да здоровье дороже всего.
    Пословица.
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение темы, целей урока.
    Что такое здоровье? А здоровый образ жизни? Какой смысл вкладывает человечество в это понятие? А какими знаниями в этой области обладаете вы? Об этом сегодня и пойдет речь на уроке.
    Мы не только поговорим о данной проблеме, но, так как форма нашего урока – урок развития речи, то попробуем продолжить ее осмысление в вашей творческой устной и письменной работе.
    /Запись даты, темы, эпиграфов урока в тетрадь./
    Идеальный вариант нашей совместной работы – написание вами сочинения-рассуждения (создание миниатюры) на уроке. Реально же, я думаю, завершить написание работы вам предстоит в домашнем задании.
    Работу проведем по творческим группам. Вам предстоит собрать рабочие материалы, обсудить их и постараться использовать в своих сочинениях-рассуждениях.
    III. Актуализация опорных знаний. Слово учителя.
    Наше государство старается уделять достаточное внимание здоровью человека, здоровью всей нации. Создана Концепция развития охраны здоровья населения Украины, в которой, в частности говорится, что ее целью является сохранение и укрепление здоровья населения, продолжение периода активного долголетия и продолжительности жизни человека, обеспечение всеобщего гармонического, физического и психического развития ребенка, начиная с рождения, оптимальных условий его быта, воспитания и обучения.
    А для этого создаются условия для здорового образа жизни, усиливается борьба с вредными привычками, в частности, ограничение табакокурения и рекламы алкогольных напитков, табака и других вредных для здоровья веществ; уделяется внимание развитию физической культуры и спорта, идет работа по обеспечению населения рациональным сбалансированным питанием. Это, в частности, составные здорового образа жизни.
    А как вы понимаете сочетание слов «здоровый образ жизни»? Как вы можете объяснить значение этого словосочетания?
    /Ответы учащихся/
    IV. Работа с текстом «Что такое здоровье?»
    1. Чтение текста учащимися каждой творческой группы молча.
    Что такое здоровье?
    Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие какого-либо заболевания, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная температура тела, нет кашля, насморка и т. д.). Такое понимание понятия здоровья основано на противопоставлении: болезнь – здоровье. Оно соответствует бытовым наблюдениям. Действительно, если человек ни на что не жалуется, работает, не обращаясь к врачу, окружающие вправе считать его здоровым.
    Развитие медицины привело к более глубокому пониманию смысла слова «здоровье», основанному на противопоставлении: болезнь + вероятность болезни – здоровье. Дело в том, что наукой выявлен целый ряд состояний организма, когда человек еще не может считаться больным, но вместе с тем не может считаться и здоровым. Это состояние предболезни. Оно может расцениваться или как переход от здорового состояния к болезненному (человек еще не болен, но уже не здоров и вскоре заболеет), или как такое состояние организма, когда к болезни может вести, казалось бы, малосущественная причина. Данное понимание понятия здоровья подразумевает не только отсутствие болезни, но и малую вероятность ее развития в конкретных условиях жизни человека.
    Какие же факторы окружающей среды, а также особенности поведения человека способствуют сохранению и укреплению его здоровья?
    Первый фактор, укрепляющий здоровье, – четкий и правильный распорядок дня. Второй фактор – высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. Третий фактор – постоянное общение с природой, использование благотворных ее факторов – свежего воздуха, воды, солнца.
    Таким образом, наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей.
    2. Выполнение групповых заданий, указанных учителем:
    Задания творческим группам:
    • Выразительно прочтите текст.
    • Составьте словарную работу по данному тексту, выбрав одно из направлений: орфография текста, лексическое значение слова. Мотивируйте свой выбор.
    • Составьте 5 – 6 вопросов для проведения аудирования по данному тексту. Предусмотрите варианты ответов.
    • Перескажите текст подробно и сжато.
    • Составьте диалог-обсуждение содержания текста (6 – 8 реплик).
    /1 группа – готовит выразительное чтение текста вслух, определяет тему и главную мысль;
    2 группа – составляет словарную работу по тексту;
    3 группа – составляет задание для аудирования (5 – 6 вопросов с вариантами ответов);
    4 группа – готовит подробный и сжатый пересказ текста;
    5 группа – обсуждает содержание текста в импровизированном диалоге./
    V. Проверка групповых заданий.
    1. Чтение вслух, определение темы и главной мысли текста.
    2. Чтение и запись классом предложенного варианта словарного диктанта.
    3. Проведение творческой группой аудирования. Проверка результатов работы.
    4. Подробный и сжатый пересказ текста, определение, в каком пересказе легче определить его тему и главную мысль.
    5. Высказывание отношения к прочитанному – разыгрывание диалога.
    Учитель: Подведем некоторые итоги: с разных сторон мы взглянули на текст и теперь нам легче будет сформулировать его главную мысль. Назовите ее.
    VI. Ознакомление с темами сочинения. Комментарий учителя.
    Темы сочинения:
    Красота и здоровье.
    Здоровье каждого – богатство всех.
    Здоровье дороже богатства.
    – Как текст перекликается с предложенными темами сочинения?
    – Какие мысли из предыдущего этапа урока вы можете взять в свою творческую работу?
    – Покажите, что вы поняли, что такое здоровый образ жизни. Каковы его составные части? Составьте ассоциативный куст этого понятия.
    Здоровый образ жизни
    /Каждая творческая группа составляет свой ассоциативный куст,
    знакомит класс с результатами групповой работы/
    VII. Работа с высказываниями о здоровье, здоровом образе жизни.
    – Какие из высказываний, имеющихся в вашем распоряжении, соответствуют теме урока, темам предстоящего сочинения?
    I группа.
    Знание само по себе есть сила.
    Фрэнсис Бэкон, английский философ
    Слово – не стрела, а хуже стрелы разит.
    Пословица
    Гигиена учит, как быть ценной собакой собственного здоровья.
    Василий Ключевский, русский историк
    Здоровье всего дороже.
    Поговорка
    II группа.
    Изящество для тела – то же, что здравый смысл для ума.
    Франсуа де Ларошфуко, французский писатель
    Скорый едок – скорый работник.
    Пословица
    Держи голову в холоде, а ноги – в тепле.
    Пословица
    Об уме человека много легче судить по его вопросам, чем по его ответам.
    Гастон де Левис, французский писатель
    III группа.
    Детям нужны не поученья, а примеры.
    Жозеф Жубер, французский писатель
    Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.
    Пословица
    Искусство медицины состоит в том, чтобы помогать пациенту коротать время, пока природа излечивает болезнь
    Вольтер, философ-просветитель
    Нет худа без добра.
    Поговорка
    IV группа.
    Когда не знаешь, что сказать, говори правду.
    М. Твен, американский писатель
    Какая это скучная болезнь – оберегать свое здоровье чересчур строгим режимом.
    Франсуа де Ларошфуко, французский писатель
    Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
    Пословица
    Здорову врач не надобен.
    Поговорка
    V группа.
    Разборчивый почерк – первое правило вежливости.
    Василий Ключевский, русский историк
    Застарелую болезнь трудно лечить.
    Пословица
    Здоровье, сон и богатство может по-настоящему оценить только тот, кто их потерял и обрел снова.
    Жан Поль, немецкий писатель
    Все идет своим чередом.
    Поговорка
    – Какие высказывания по данной теме подобрали вы? Зачитайте.
    /Чтение высказываний 4-5 учащимися. Комментарий их содержания/
    – Высказывания, с которыми вы познакомились, вы можете включить в свои сочинения и как эпиграф, и как часть ваших рассуждений.
    VIII. Работа над особенностями стиля сочинения.
    – В каком стиле вам предстоит писать работу? /В публицистическом/
    – Каковы особенности публицистического стиля? Таблицы «Стили речи», «Стили речи и языковые средства» помогут восстановить ваши знания в этой области.
    /Работа с таблицами/
    VIII. Обобщение изученного.
    – Делаем выводы (коллективная работа)
    Выразите свое отношение к проблеме, поднятой на уроке, в форме сенкана (японское стихотворение без рифмы из 5 строк).
    Схема построения сенкана:
    1 строка – обозначьте тему одним словом (именем существительным);
    2 строка – опишите тему двумя словами (прилагательными);
    3 строка – назовите действие, связанное с темой, тремя словами (глаголами);
    4 строка – выразите ваше отношение к теме предложением из четырех слов;
    5 строка – синоним к первому слову, передающий суть темы.
    /Составление сенканов, чтение полученных вариантов/
    Эта работа поможет помочь вам в формулировке выводов вашего сочинения. А само сочинение, объемом 1 – 2 страницы, вы пишете дома.
    X. Итоги урока. Оценивание знаний и умений учащихся.
    Домашнее задание: написать сочинение.
    Источник: http://личная разработка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *