Сочинение на широкую тему

2 варианта

  1. 3. деление текста на абзацы;
    4. структура текста (наличие всех частей);
    5. наличие грамматических ошибок.
    В среднем учащиеся составили текст объемом 12-14 предложений, из них:
    простых предложений – 88%;
    сложных предложений – 12%.
    При составлении текста, школьники грамматически правильно строили предложения, соблюдали логическую цепочку, убедительно доказывали свою мысль.
    Однако в работах младших школьников встречаются нарушения структуры текста, отсутствие абзацев, нарушение границ предложений, грамматические ошибки (Любит читать детектив и исторические романы. Сергей В.), неправильное построение предложений.
    Так Гуляева Настя написала сочинение, не соответствующее предложенной теме:
    Мы с мамой любим смотреть телевизор. Нам с мамой нравится комедийный сериал «Моя прекрасная няня». В этом сериале нам нравится Анастасия Заворотнюк, Борис Смоленский, Ольга Прокофьева, Сергей Жигунов и Любовь Полищук. Еще я, мама и дядя Андрей любим посидеть за компьютером. Также мы ходим гулять на улицу.
    Контрольная работа
    САШИНА КАША
    Живет на свете Саша
    Во рту у Саши каша –
    Не рисовая каша,
    Не гречневая каша,
    Не манка,
    Не овсянка
    На сладком молоке
    С утра во рту у Саши
    Слова простые наши –
    На русском языке.
    Но то, что можно внятно
    Сказать для всех понятно,
    Красиво, чисто, ясно, –
    Как люди говорят, –
    Наш Саша так корежит,
    Что сам понять не может:
    Произнесет словечко
    И сам тому не рад.
    Он скажет: «До свидания!»
    А слышится: «До здания!»
    Он спросит: «Где галоши?»,
    А слышно: «Это лошадь?»
    Когда он вслух читает,
    Поймешь едва-едва:
    И буквы он глотает,
    И целые слова.
    Он так спешит с налета
    Прочесть, спросить, сказать.
    Как будто тонет кто-то.
    А он спешит спасать…
    Он может, но не хочет
    За речью последить,
    Нам нужен переводчик
    Его переводить.
    1. Выделите ключевые слова текста: Саша, речь, русский язык.
    2. Найдите и охарактеризуйте лексические явления, встречающиеся в тексте (слова в переносном значении, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы, оксюмороны и др.) С какой целью использует их автор?
    Каша – непонятно, что говорит Саша;
    переводчик – тот, кто поймет;
    буквы глотает – не произносит, пропускает.
    3. Есть ли, на Ваш взгляд, в тексте слова, которые могут быть непонятны младшим школьникам? Как бы Вы объяснили им значение этих слов?
    Слова, которые употребляются в переносном значении. Оъяснять их в том значении, которые будут понятны школьникам.
    4. Разберите по составу подчеркнутые слова.
    словечко – слов – ечк – о
    спросит – с – прос – ит
    5. Выпишите все существительные, определите их лексико-грамматические разряды. Каких существительных в данном тексте больше? Чем это можно объяснить?
    Саша – одуш., собств., конкр.
    каша – неодуш., нариц., конкр.,
    манка – неодуш., нариц., конкр.,
    овсянка – неодуш., нариц., конкр.,
    молоке – неодуш., нариц., конкр.,
    с утра – неодуш., нариц., конкр.,
    во рту – неодуш., нариц., конкр.,
    слова – неодуш., нариц., конкр.,
    на языке – неодуш., нариц., конкр.,
    люди – одуш., нариц., собир.,
    словечко – неодуш., нариц., конкр.,
    до здания – неодуш., нариц., конкр.,
    галоши – неодуш., нариц., конкр.,
    лошадь – одуш., собств., конкр.,
    буквы – неодуш., нариц., конкр.,
    речью – неодуш., нариц., конкр.,
    переводчик – одуш., собств., конкр.
    Наибольшее количество слов – неодушевленные, нарицательные, конкретные.
    6. Выпишите все прилагательные, определите их разряд (качественные, относительные, притяжательные). Докажите.
    рисовая – качественное
    гречневая – качественное
    сладком – качественное
    простые – качественное
    русском – притяжательное
    Качественным прилагательным присущи следующие лексико-грамматические особенности:
    1) наличие полной и краткой формы: белый, -ая, -ое, -ые; крепкий, -ая, -ое, -ие и бел, -а, -о, -ы; крепок, -а, -о, -и;
    2) возможность образования степеней сравнения: дорогой, дороже, более дорогой, самый дорогой и т.д.;
    3) наличие форм субъективной оценки (уменьшительных, ласкательных и других суффиксов);
    4) возможность образования от большинства качественных прилагательных наречий на -о, -е: красивый – красиво, волнующий – волнующе;
    5) возможность входить в антонимические пары слов: светлый – темный, добрый – злой;
    6) возможность образования отвлеченных имен существительных при помощи суффиксов -от-, -изн-, -ость, -есть, -ин-, -ств-о и других: пустота, крутизна, богатство и др.;
    7) возможность быть и корневыми (первообразными), и производными, образованными при помощи специальных суффиксов, например -ост-, -ист-, -ое-, -к и др.
    7. Выпишите все местоимения, определите их разряд по значению и их грамматический разряд. Для чего используются в тексте эти местоимения.
    сам – определительное,
    он – личное местоимение, местоимение – существительное,
    нам – личное местоимение, нач. форма – мы,
    его – местоимение – прилагательное, притяжательное, неизменяемое.
    8. При написании каких глаголов текста ученики могут допустить ошибки. Как можно предупредить эти ошибки?
    Живет – ЖИ – ШИ
    корежит – ЖИ – ШИ, безударный звук в корне
    может – безударный звук,
    спешит – ЖИ – ШИ, безударный звук в корне
    Необходимо больше внимания уделить на правила правописания ЖИ – ШИ и проверке безударных звуков.
    9. Выполните полный фонетический разбор слова, наделенного курсивом.
    овсянка [Дфс’анка]
    Д – гл, безуд.
    ф – согл., глух., тверд.,
    с’ – согл., глух., мягк.,
    а – гл., удар.,
    н – согл., сонор., тверд.,
    к – согл., глух., тверд.,
    а – гл., безуд.
    переводчик [п’ир’ивочик]
    п’ – согл., глух., мягк.,
    и – гл., безуд.,
    р’ – согл., сонор., мягк.,
    и – гл., безуд.,
    в – согл., глух., тверд.,
    о – гл., удар.,
    ч – согл., тверд.,
    и – гл., безуд.,
    к – согл., глух., тверд.
    10. Приведите примеры несоответствия звуков и букв текста. Какими орфографическими правилами мы руководствуемся при написании этих слов?
    На русском языке, корежит, может, переводчик.
    Написание двойной буквы, правило ЖИ – ШИ, написание безударных гласных в корне и в других частях, непроизносимые согласные.
    11. Как можно организовать работу с данным текстом на уроке чтения. Приведите фрагмент урока.
    Цели:
    – развитие орфографической зоркости, креативного типа мышления, умение работать по заданию при конструировании слова, предложения, текста;
    – отработка умения писать слова с жи, ши, ча, ща, чу, щу; делить слова на слоги и для переноса, ставить ударения, работать с понятиями – слово, предложение, текст;
    – воспитание умения согласовывать свои действия с действиями другого человека, прививать эмпатию, толерантность.
    Постановка задач и целей урока:
    1. Определите тип нашего урока.
    2. Обоснуйте свой ответ.
    3. Сегодня на уроке мы будем отрабатывать умение писать эти сочетания.
    4. Сейчас мы прочитаем стихотворение С.Михалкова «Сашина каша»
    (Чтение стихотворение учителем)
    Отработка навыка написания слогов сочетаний: ЖИ – ШИ.
    1. Вам было дано задание загадать слова на эти правила и представить их так, чтобы ребята догадались о чём идёт речь.
    Работа у доски.
    Задание: записать слово, выделить буквы, разделить на слоги, поставить ударение.
    Вывод: Написание какого правила закрепляли?

  2. Темы бывают широкие и узкие. Широкая тема требует привлечения большего числа фактов, хорошо развитого ассоциативного мышления. Отсюда и сложность: материал «забивает» главную мысль сочинения, автор сочинения затрагивает множество близких главной мысли проблем, но сочинение получается не по теме, а «около» темы. Проработка широких тем дисциплинирует мысль, вырабатывает умение не уходить в сторону от главной идеи.
    Узкие темы легче в том плане, что мысль автора сочинения дисциплинируется как бы извне, самой формулировкой. Сравните:
    «И.С. Тургенев в критике современников» — широкая тема; = «Образ Базарова в оценке Д.И. Писарева» — узкая тема;
    «Пути чеховских героев» — широкая тема; = «Путь от Старцева к Ионычу» — узкая тема.
    Ясно, что в данном случае определения темы «узкая» — «широкая» не несут никакого оценочного момента: широкая тема вовсе не лучше и не сложнее узкой. Кроме того, у «узкой» темы свои трудности. успешное развитие узкой темы невозможно без подробного знания художественного текста, точного представления о характере героя, его поведения, вплоть до реплики в той или иной ситуации. Так, например, показать путь Старцева в Ионычи невозможно, не зная в какие моменты своего пути и что терял доктор Старцев.

    Тренировочное задание 1.

    Определите, какая из сопоставленных тем шире, какая уже. Обоснуйте своё мнение.
    1) Тема воспитания и истинного образования в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина.
    2) Митрофан – «несчастное следствие дурного воспитания».
    3) «Путешествие за правдой» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
    4) «Правда» Наташи Ростовой и Натальи Безуховой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

    Тренировочное задание 2.

    Выделите в предложенных названиях:
    а) сопоставимые по границам темы (узкая и сходная с ней широкая);
    б) темы, близкие по формулировке, но разные по содержанию:
    1. Человек славен трудом.
    2. «Татьяны милый идеал…» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
    3. Будущее всегда светло и прекрасно.
    4. Образ прекрасной женщины в романе Пушкина «Евгений Онегин».
    5. По работе человеку воздаётся честь.
    6. Будущее начинается сегодня.

    Этап 2. Определение объёма содержания темы сочинения.

    Работу на этом этапе лучше начинать с выделения из названия темы того слова (понятия), которое несёт главную смысловую нагрузку. Например, в названии «Гуманизм чеховских рассказов» таким центральным словом будет «гуманизм». А в названии темы «Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В.А. Сухомлинский)» — основная содержательная нагрузка падает на слова «книга», «решает», «судьбу человека».
    Дальше следует уточнить те стороны «смыслового центра» (слова, понятия, группы слов, понятий), без которых нельзя раскрыть тему во всём объёме. Так, (по первой теме) наши рассуждения о гуманизме Чехова будут достаточно обтекаемы и общи, если мы не будем представлять себе время, на которое пришлось творчество А.П. Чехова, не заметим развития и углубления гуманизма в творчестве писателя от 60-х к 90-м годам девятнадцатого века.
    При работе над вторым названием обратим внимание на то, что «судьбовым» значением обладает не всякая книга, но лишь «умная и вдохновенная», то есть та, в которую вложена большая часть жизни, судьбы другого человека – автора книги. При этом важно и другое: даже такая «умная и вдохновенная» книга меняет судьбу часто, но не всегда. Чем это объяснить? Может быть, тем, что встреча с такой книгой состоится во всём объёме лишь тогда, когда в её читателе ещё сохранилась, пусть под житейским мусором, страданиями, но сохранилась возможность встречного духовного движения к умной книге, а по сути – к другой душе, к другому человеку.
    Таким образом, определяя объём содержания темы, мы устанавливаем границы содержания главной части сочинения. После этого можно продумать вступление и заключение своего сочинения.
    Вступление диктуется смысловым центром темы. Если ещё раз вернуться к сформулированным выше 1 и 2 темам, то в первой теме, отталкиваясь от смыслового центра «чеховский гуманизм», мы можем начать сочинение с рассуждения о том, что литературу давно уже называют «человековедением» не только за то, что она изучает человека в единстве его внешних и внутренних связей с миром, социальных и духовных, но и потому ещё, что она из века в век «проповедует любовь» к человеку восторженным и гневным «словом отрицанья». У разных писателей, в разные эпохи сочетание утверждения ценности человеческого в человеке и отрицание каких-то качеств – разное…
    Во второй теме вступление может быть связано с размышлениями о судьбе человека и тех обстоятельствах, которые могут резко изменить её. Назвать некоторые, самые выразительные, отмечаем, что среди таких судьбовых обстоятельств может оказаться и книга.
    В заключении следует идти уже не столько от смыслового центра темы, сколько от тех уточняющих понятий, которые конкретизируют общее содержание смыслового центра.

    Этап 3. Выбор литературного и любого другого материала, необходимого для раскрытия темы.

    Например, по первой теме надо вспомнить рассказы А.П. Чехова, изученные в школе или прочитанные самостоятельно: «Мальчики», «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Скучная история», «Попрыгунья», «Палата №6», «Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Крыжовник» и другие. Вторая тема приведёт вас к размышлениям о любимой книге.

    Этап 4. Выбор жанра сочинения (описание, повествование, рассуждение).

    После такой предварительной работы можно переходить к составлению плана сочинения.

    Тренировочное задание 3.

    Проведите по этапам (начиная со 2 этапа по 4-й включительно) работу над одной из предложенных тем:
    а) Образ «маленького человека» в произведениях Ф.М. Достоевского;
    б)  Образ России в творчестве А.П. Чехова;
    в) Идеал человека в творчестве Н.С. Лескова («Очарованный странник»);
    г) Молодое поколение в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
    Виды школьных сочинений
    Типы сочинений по жанру
    Структура сочинения
    План сочинения
    Эпиграф к сочинению
    Цитаты в сочинении

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *