“Нет тебя дороже…” (Сочинение о маме)
“Традиции моей семьи”
Cочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль прилагательных в тексте»
«Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (сочинение-рассуждение)
Азиада в Казахстане (сочинение-отзыв)
Алтай – красота, которую нужно беречь.
Были ли в гражданской войне герои?
В жизни всегда есть место подвигу
В чем заключается счастье? (сочинение-рассуждение)
В чём различие интересов и ценностей?
Взрослый мир для тебя (сочинение-рассуждение)
Влияние книг на наше развитие
Выбор жизненного пути (мини-сочинение)
Выбор профессии
Выбор профессии
Выбор профессии
Главные слова
Говорят, о вкусах не спорят. Но иногда, видимо, необходимо спорить…
Демон в творчестве Михаила Врубеля
Для чего нужно изучать русский язык?
Доблесть, честь и достоинство
Дождик (свободная тема)
Емельян Иванович Пугачев
Зачем нужно любить читать
Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич в наши дни
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провела летние каникулы
Какую роль играет сельское хозяйство в жизни человека
Кем бы я хотела стать?
Книга – мой друг и советчик
Когда моя мама училась в университете
Легко ли быть добрым?
Легко ли быть молодым?
Легко ли быть молодым?
Люди в белых халатах (сочинение-рассуждение)
Милосердие – черта русского характера
Моё детство
Моё детство
Моё лето
Мое отношение к пессимистам, фаталистам и оптимистам
Мое Подмосковье
Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?
Мои летние каникулы!
Мои размышления о б издании “Капричос” Франциско Гойи
Мои размышления о счастье
Мои увлечения
Мой любимый учитель.
Мой родной край
Молитва матери
Моя классная – самая “классная”!
Моя любимая книга (сочинение-рассуждение)
Моя семья и наша победа
Моя школа
Моя школа
Мы болем за своих (репортаж)
Наш сосед – Украина
Неодушевленный этюд (от имени елки)
Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л.Н.Толстой)
Нужно беречь лес
О маме
О маме
Образование – дорога в будущее
Общественно-политическая тема (общество)
Овеянный славой флаг наш и герб
Очерк о школьной жизни
Памятник искусства “Капля нефти”
Письмо президенту
Почему мы восхищаемся параолимпийцами?
Поэзия родной природы
Права ли пословица “Добро должно быть с кулаками”?
Природа в жизни Петра Ильича Чайковского
Проблема выбора книги для чтения (По статье В.Иванова)
Путевые заметки (9 класс)
Пять слов русского языка, которые необходимо сохранить
Ранне утро
Родина моя Кабардино-Балкария!
Родословная Ивана Алексеевича Куратова.
Роль знаний в жизни человека
Роль прилагательных в тексте
Семейная реликвия
Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала
Софийский Собор в Великом Новгороде
Сочинение на летнюю тему (воспоминания об одной поездке)
Сочинение-рассуждение на тему “Прозвища”
Сочинение-рассуждение о родном крае
Стоит ли читать книги?
Судьба России в 30е годы
Тема революции в творчестве русских писателей
Только в труде велик человек (сочинение-рассуждение)
Трагическая судьба народа во второй мировой войне ( по рассказу К.Воробьева «Это мы, Господи»)
Трудовые традиции моей семьи
Удивительное рядом
Хочу, чтобы меня понимали (сочинение-рассуждение)
Цена хлеба
Человек, цивилизация, земля
Чтение. Что это в наши дни?
Что лучше: кем быть или каким быть?
Что такое опера?
Что такое счастье, добро и зло?
Что такое счастье? (сочинение-рассуждение)
Экология русского языка
Я люблю тебя, Россия
“Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она мстит нам.” (Ф. Энгельс)
“Прогресс науки и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека” (Э. Флайано)
Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней.
В русской литературе образ доктора занимает видное место. Особенно глубокое впечатление производят рассказы А. П. Чехова.
О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе “Ионыч”. С какими благородными намерениями, высокими стремлениями приехал в губернский город С. молодой доктор Старцев! Вначале он боялся даже на короткое время оставить больницу. Но постепенно, под влиянием пошлой обывательской среды, он изменился. Тяга к деньгам, жажда наживы погубили в нем все человеческое. Он забыл о долге врача помогать людям бескорыстно. Целью его жизни стали деньги. В другом чеховском рассказе, “Попрыгунья”, мы видим другого врача. Доктор Дымов, по мнению товарищей, великий ученый, будущее светило науки. Однако для него важна была не только наука сама по себе, но и жизнь конкретного человека. Спасая тяжело больного мальчика, Дымов от него заразился, заболел и умер. Он прекрасен в своем благородном порыве спасти человека. Таким же был и сам Чехов, свято пронесший звание врача до конца своей жизни.
Время, которое человек учится в школе, называют школьной жизнью. И правда, ведь 10 лет, которые мы проводим в стенах alma mater – это целая эпоха в жизни каждого, время взлетов и падений, первых удач и первых ошибок, время, когда ты начинаешь понимать, что такое дружба, предательство, любовь, взаимопомощь и поддержка. Жизнь в широком смысле – это бурное сочетание семьи, работы, отдыха… Так же и школа: это и учеба, и общение с людьми, и постоянное открытие нового и ранее неизвестного. В школе мы проводим большую часть своего времени.
Учеба в школе, как говорят многие, одни из самых лучших лет в жизни. Особенно так любит говорить моя мама и с наслаждением вспоминать, как она ходила в школу с портфелем через мост (ее школа находилась на другом берегу реки), как вместе с одноклассниками училась и отдыхала. Мы иногда заглядываем с ней в старую папку, в которой хранятся тетради, дневники, фотографии и другие школьные «антиквариаты». Мне кажется, мама так часто вспоминает школу не из-за флагов, галстуков и воротничков, которыми пестрит папка, а потому, что она была маленькой девочкой, смотрящей на мир широко открытыми наивными глазами.
Те годы – годы ее счастливого детства, которое удается испытать всего один раз. Были в школьной жизни моей мамы походы в лес с палатками, зимние ночные переходы на лыжах, песни у костра и «огоньки» по праздникам в тесном классном кругу. Конечно, это важно, в чем ты ходишь и какие атрибуты времени тебя окружают, но самое главное – это люди, с которыми ты каждый день делишь парту, класс, школу… Часто мама вспоминает учителей, многие из которых уже ушли из жизни, – она помнит их все по имени и отчеству. Ее одноклассники, хоть и разъехались по России и даже миру, стараются сквозь годы поддерживать связь между собой и хотя бы изредка встречаться.
Слушая маму, ее слова благодарности учителям и одноклассникам, я задумываюсь о том, что мне дает школа сейчас. Мне становится интересно, о чем буду я рассказывать своим детям через несколько десятков лет? За что я буду благодарить мою школу?
Мне кажется, самое главное, что дает школа – это знания, которые останутся с нами на всю жизнь. Учеба в институте – важна, но если ты плохо учишься за школьной партой, то в высшее образовательное заведение путь тебе будет закрыт. Дело даже не в том, хорошие или плохие оценки стоят в дневнике, а в том, сколько знаний остается в голове, как мы научились их применять. Ведь можно знать наизусть таблицу умножения, но не уметь применить ее на практике; можно знать законы физики, но не понимать, почему идет дождь и гремит гром… Главное – научиться думать, анализировать, и именно этому учит школа. От того, насколько прочными и основательными будут эти знания, зависит очень многое в жизни человека. А они, в свою очередь, зависят от учителей.
Я считаю, что в школе нет «ненужных» и «неглавных» предметов. Мне не представляется жизнь без истории, я ее люблю и изучаю даже то, что не дают на уроках. Но моя подруга из другой школы даже ни разу не открыла учебник за первые две четверти. «Нам мало задают и рассказывают только про войны, а это жутко неинтересно», – говорит она. А мне повезло: нашему классу на истории рассказывают и про быт людей, и про важные открытия. Труд учителя сложен, но очень важен. Поэтому учителей я буду благодарить в первую очередь за их терпение, за то, что привили любовь к знаниям.
Но школа – это не только учебники и тетрадки, уроки и контрольные. Огромное место в школьной жизни занимает общение с одноклассниками, концерты, соревнования, походы и другие мероприятия. Первые удачи, достижения, победы; первые ошибки, обиды и ссоры – все это каждый человек переживает в стенах школы. Общаясь с ровесниками и учителями, мы учимся строить отношения с людьми, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения. Эти навыки тоже пригодятся в жизни. Ученые говорят, что личность формируется как раз в школьные годы и потом лишь незначительно изменяется. Каким я буду человеком, когда вырасту? Уже сейчас я задумываюсь над этим вопросом, смотрю на окружающих и пытаюсь найти свой путь.
Проходя день за днем ступени школьной жизни, мы проходим начальную школу жизни. Многое из того, что я пойму сейчас, мне пригодиться в будущем. Таким образом, школа дает нам знания, первый жизненный опыт, и, самое главное – счастливое детство.
Школа… В среднем десять лет своей жизни ребенок проводит в этом образовательном учреждении. За это время он из маленького несмышленыша успевает превратиться во вполне взрослого человека, готового выйти во взрослую жизнь.
Если подумать – сколько времени человек проводит в школе! И какого времени – очень важного и значимого для его становления! Поэтому, я думаю, очень много зависит от того, в какую школу попадет маленький человек, какие учителя будут ему открывать мир, какие ребята станут его друзьями.
Мне, на мой взгляд, со школой повезло. В первый класс я шел с удовольствием – мои родственники заранее готовили меня к этому событию, рассказывали, что меня ожидает много интересного и увлекательного. Кроме того, читать и писать я уже умел, и в первом классе мне было очень легко, как, впрочем, и во всей начальной школе.
Хорошо запомнилась мне моя первая праздничная линейка, посвященная Дню Знаний. Всех ребят собрали во внутреннем дворе школы. Я знал, что мой класс – первый «Г», и волновался – найду ли я его. Бабушка и мама остались стоять поодаль, а я, с портфелем в одной руке и букетом гладиолусов в другой, нырнул в огромное коричнево-сине-бело-розовое море учеников… И пучина этого моря поглотила меня…на целых восемь лет.
Мне повезло с моей первой учительницей. Она только-только окончила университет, и мы, первый «Г», были ее первым классом. Можно сказать, что она училась вместе с нами – «первый раз в первый класс»…
Я очень хорошо помню свою первую отметку – звездочку. Мне очень долго не удавались какие-то палочки в прописи. Все мои однокашники уже давно их освоили, и у них в арсенале было по две, а то и по три звездочки! Мне было очень обидно, но Наталья Львовна упорно не хотела давать мне звезду (для меня она приравнивалась уже чуть ли не к звезде героя!) И вот, когда я наконец получил ее, то испытал… странное чувство. Это не были радость, счастье или восторг. Нет, я почувствовал удовлетворение (правда, тогда я еще не знал этого слова) от хорошо проделанной работы, которая приносит результат. Думаю, в большой степени, именно моей первой учительнице удалось привить мне любовь к труду и упорство в достижении цели.
Не помню, чтобы Наталья Львовна хоть раз повысила на нас голос. Эта маленькая хрупкая девушка воздействовала на нас по-другому – иронией или даже сарказмом. Одно ее замечание, и я, впрочем, как и все мои одноклассники, готов был провалиться сквозь землю. Именно тогда я понял, что словом можно больно ранить, если не убить, человека.
Начальная школа дала мне, помимо неплохих учебных навыков, и неплохих друзей. С одним из них мы общаемся до сих пор, несмотря на то, что я поменял школу и учусь сейчас в другом месте.
Наталья Львовна хотела, чтобы у нас был дружный класс, она старалась сплотить нас, сделать из соучеников друзей, однокашников. Думаю, в большой степени ей это удалось, по крайне мере, у нас классе почти не было «группировок по интересам», которыми славятся очень и очень многие классы.
Если начальная школа запомнилась мне именно личностью первой учительницы и друзьями, то средние классы, выражаясь высокопарно, науками. Наша школа считалась довольно сильной, особенно в преподавании физики и математики. Но я бы сказал, что все учителя, по крайней мере, те, кто преподавал в моем классе, были неслабыми.
В то время я увлекся естественными науками, особенно географией. Я посещал дополнительные задания и спецкурс по географии, участвовал во многих олимпиадах, писал научные работы, даже стал усиленно заниматься английским языком (чтобы потом путешествовать). Во всех начинаниях меня поддерживал учитель географии – Марк Антонович Горницын.
Этот человек стал большой вехой в моей жизни. Он не только дал мне много знаний по географии. Он научил меня очень ценным вещам – научил меня учиться, самостоятельно добывать знания и получать от этого удовольствие. Кроме того, смею думать, что этот пожилой уже человек стал для меня другом. Марк Антонович много рассказывал о своей жизни, своей семье, о своих путешествиях, которых у него было немало. Он не раз давал мне совет, который выручал меня не как ученика, а как человека.
И таких «друзей-учеников» у Горницына было немало. Я видел, как на встрече выпускников этого человека «заваливали» букетами цветов, словами благодарностями, любящими улыбками.
Размышляя обо всем этом, мне кажется, что моя школа – это, в первую очередь, мои учителя. Я «везунчик», мне повезло с людьми, которые, волей судьбы, стали моими наставниками. Они дали мне очень много, не только как ученику, но как человеку. И за это я им бесконечно благодарен.
Но, кроме того, моя школа – это, конечно же, мой класс, мои друзья. Самые верные, интересные, настоящие – они оттуда, из моей прошлой школы…
Школа – это целая жизнь, которую обязан прожить каждый человек. От чего зависит, какой она будет? Я думаю, все же, в первую очередь, от учителей – от их мастерства, любви к детям, от того, насколько сами они сумели сохранить внутри себя ребенка…
“Нет тебя дороже…” (Сочинение о маме)
“Традиции моей семьи”
Cочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль прилагательных в тексте»
«Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (сочинение-рассуждение)
Азиада в Казахстане (сочинение-отзыв)
Алтай – красота, которую нужно беречь.
Были ли в гражданской войне герои?
В жизни всегда есть место подвигу
В чем заключается счастье? (сочинение-рассуждение)
В чём различие интересов и ценностей?
Взрослый мир для тебя (сочинение-рассуждение)
Влияние книг на наше развитие
Выбор жизненного пути (мини-сочинение)
Выбор профессии
Выбор профессии
Выбор профессии
Главные слова
Говорят, о вкусах не спорят. Но иногда, видимо, необходимо спорить…
Демон в творчестве Михаила Врубеля
Для чего нужно изучать русский язык?
Доблесть, честь и достоинство
Дождик (свободная тема)
Емельян Иванович Пугачев
Зачем нужно любить читать
Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич в наши дни
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провел лето
Как я провела летние каникулы
Какую роль играет сельское хозяйство в жизни человека
Кем бы я хотела стать?
Книга – мой друг и советчик
Когда моя мама училась в университете
Легко ли быть добрым?
Легко ли быть молодым?
Легко ли быть молодым?
Люди в белых халатах (сочинение-рассуждение)
Милосердие – черта русского характера
Моё детство
Моё детство
Моё лето
Мое отношение к пессимистам, фаталистам и оптимистам
Мое Подмосковье
Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?
Мои летние каникулы!
Мои размышления о б издании “Капричос” Франциско Гойи
Мои размышления о счастье
Мои увлечения
Мой любимый учитель.
Мой родной край
Молитва матери
Моя классная – самая “классная”!
Моя любимая книга (сочинение-рассуждение)
Моя семья и наша победа
Моя школа
Моя школа
Мы болем за своих (репортаж)
Наш сосед – Украина
Неодушевленный этюд (от имени елки)
Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л.Н.Толстой)
Нужно беречь лес
О маме
О маме
Образование – дорога в будущее
Общественно-политическая тема (общество)
Овеянный славой флаг наш и герб
Очерк о школьной жизни
Памятник искусства “Капля нефти”
Письмо президенту
Почему мы восхищаемся параолимпийцами?
Поэзия родной природы
Права ли пословица “Добро должно быть с кулаками”?
Природа в жизни Петра Ильича Чайковского
Проблема выбора книги для чтения (По статье В.Иванова)
Путевые заметки (9 класс)
Пять слов русского языка, которые необходимо сохранить
Ранне утро
Родина моя Кабардино-Балкария!
Родословная Ивана Алексеевича Куратова.
Роль знаний в жизни человека
Роль прилагательных в тексте
Семейная реликвия
Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала
Софийский Собор в Великом Новгороде
Сочинение на летнюю тему (воспоминания об одной поездке)
Сочинение-рассуждение на тему “Прозвища”
Сочинение-рассуждение о родном крае
Стоит ли читать книги?
Судьба России в 30е годы
Тема революции в творчестве русских писателей
Только в труде велик человек (сочинение-рассуждение)
Трагическая судьба народа во второй мировой войне ( по рассказу К.Воробьева «Это мы, Господи»)
Трудовые традиции моей семьи
Удивительное рядом
Хочу, чтобы меня понимали (сочинение-рассуждение)
Цена хлеба
Человек, цивилизация, земля
Чтение. Что это в наши дни?
Что лучше: кем быть или каким быть?
Что такое опера?
Что такое счастье, добро и зло?
Что такое счастье? (сочинение-рассуждение)
Экология русского языка
Я люблю тебя, Россия
“Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она мстит нам.” (Ф. Энгельс)
“Прогресс науки и машин – это полезное средство, но единственной целью цивилизации является развитие человека” (Э. Флайано)
Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней.
В русской литературе образ доктора занимает видное место. Особенно глубокое впечатление производят рассказы А. П. Чехова.
О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе “Ионыч”. С какими благородными намерениями, высокими стремлениями приехал в губернский город С. молодой доктор Старцев! Вначале он боялся даже на короткое время оставить больницу. Но постепенно, под влиянием пошлой обывательской среды, он изменился. Тяга к деньгам, жажда наживы погубили в нем все человеческое. Он забыл о долге врача помогать людям бескорыстно. Целью его жизни стали деньги. В другом чеховском рассказе, “Попрыгунья”, мы видим другого врача. Доктор Дымов, по мнению товарищей, великий ученый, будущее светило науки. Однако для него важна была не только наука сама по себе, но и жизнь конкретного человека. Спасая тяжело больного мальчика, Дымов от него заразился, заболел и умер. Он прекрасен в своем благородном порыве спасти человека. Таким же был и сам Чехов, свято пронесший звание врача до конца своей жизни.
Время, которое человек учится в школе, называют школьной жизнью. И правда, ведь 10 лет, которые мы проводим в стенах alma mater – это целая эпоха в жизни каждого, время взлетов и падений, первых удач и первых ошибок, время, когда ты начинаешь понимать, что такое дружба, предательство, любовь, взаимопомощь и поддержка. Жизнь в широком смысле – это бурное сочетание семьи, работы, отдыха… Так же и школа: это и учеба, и общение с людьми, и постоянное открытие нового и ранее неизвестного. В школе мы проводим большую часть своего времени.
Учеба в школе, как говорят многие, одни из самых лучших лет в жизни. Особенно так любит говорить моя мама и с наслаждением вспоминать, как она ходила в школу с портфелем через мост (ее школа находилась на другом берегу реки), как вместе с одноклассниками училась и отдыхала. Мы иногда заглядываем с ней в старую папку, в которой хранятся тетради, дневники, фотографии и другие школьные «антиквариаты». Мне кажется, мама так часто вспоминает школу не из-за флагов, галстуков и воротничков, которыми пестрит папка, а потому, что она была маленькой девочкой, смотрящей на мир широко открытыми наивными глазами.
Те годы – годы ее счастливого детства, которое удается испытать всего один раз. Были в школьной жизни моей мамы походы в лес с палатками, зимние ночные переходы на лыжах, песни у костра и «огоньки» по праздникам в тесном классном кругу. Конечно, это важно, в чем ты ходишь и какие атрибуты времени тебя окружают, но самое главное – это люди, с которыми ты каждый день делишь парту, класс, школу… Часто мама вспоминает учителей, многие из которых уже ушли из жизни, – она помнит их все по имени и отчеству. Ее одноклассники, хоть и разъехались по России и даже миру, стараются сквозь годы поддерживать связь между собой и хотя бы изредка встречаться.
Слушая маму, ее слова благодарности учителям и одноклассникам, я задумываюсь о том, что мне дает школа сейчас. Мне становится интересно, о чем буду я рассказывать своим детям через несколько десятков лет? За что я буду благодарить мою школу?
Мне кажется, самое главное, что дает школа – это знания, которые останутся с нами на всю жизнь. Учеба в институте – важна, но если ты плохо учишься за школьной партой, то в высшее образовательное заведение путь тебе будет закрыт. Дело даже не в том, хорошие или плохие оценки стоят в дневнике, а в том, сколько знаний остается в голове, как мы научились их применять. Ведь можно знать наизусть таблицу умножения, но не уметь применить ее на практике; можно знать законы физики, но не понимать, почему идет дождь и гремит гром… Главное – научиться думать, анализировать, и именно этому учит школа. От того, насколько прочными и основательными будут эти знания, зависит очень многое в жизни человека. А они, в свою очередь, зависят от учителей.
Я считаю, что в школе нет «ненужных» и «неглавных» предметов. Мне не представляется жизнь без истории, я ее люблю и изучаю даже то, что не дают на уроках. Но моя подруга из другой школы даже ни разу не открыла учебник за первые две четверти. «Нам мало задают и рассказывают только про войны, а это жутко неинтересно», – говорит она. А мне повезло: нашему классу на истории рассказывают и про быт людей, и про важные открытия. Труд учителя сложен, но очень важен. Поэтому учителей я буду благодарить в первую очередь за их терпение, за то, что привили любовь к знаниям.
Но школа – это не только учебники и тетрадки, уроки и контрольные. Огромное место в школьной жизни занимает общение с одноклассниками, концерты, соревнования, походы и другие мероприятия. Первые удачи, достижения, победы; первые ошибки, обиды и ссоры – все это каждый человек переживает в стенах школы. Общаясь с ровесниками и учителями, мы учимся строить отношения с людьми, улаживать конфликты, отстаивать свою точку зрения. Эти навыки тоже пригодятся в жизни. Ученые говорят, что личность формируется как раз в школьные годы и потом лишь незначительно изменяется. Каким я буду человеком, когда вырасту? Уже сейчас я задумываюсь над этим вопросом, смотрю на окружающих и пытаюсь найти свой путь.
Проходя день за днем ступени школьной жизни, мы проходим начальную школу жизни. Многое из того, что я пойму сейчас, мне пригодиться в будущем. Таким образом, школа дает нам знания, первый жизненный опыт, и, самое главное – счастливое детство.
Школа… В среднем десять лет своей жизни ребенок проводит в этом образовательном учреждении. За это время он из маленького несмышленыша успевает превратиться во вполне взрослого человека, готового выйти во взрослую жизнь.
Если подумать – сколько времени человек проводит в школе! И какого времени – очень важного и значимого для его становления! Поэтому, я думаю, очень много зависит от того, в какую школу попадет маленький человек, какие учителя будут ему открывать мир, какие ребята станут его друзьями.
Мне, на мой взгляд, со школой повезло. В первый класс я шел с удовольствием – мои родственники заранее готовили меня к этому событию, рассказывали, что меня ожидает много интересного и увлекательного. Кроме того, читать и писать я уже умел, и в первом классе мне было очень легко, как, впрочем, и во всей начальной школе.
Хорошо запомнилась мне моя первая праздничная линейка, посвященная Дню Знаний. Всех ребят собрали во внутреннем дворе школы. Я знал, что мой класс – первый «Г», и волновался – найду ли я его. Бабушка и мама остались стоять поодаль, а я, с портфелем в одной руке и букетом гладиолусов в другой, нырнул в огромное коричнево-сине-бело-розовое море учеников… И пучина этого моря поглотила меня…на целых восемь лет.
Мне повезло с моей первой учительницей. Она только-только окончила университет, и мы, первый «Г», были ее первым классом. Можно сказать, что она училась вместе с нами – «первый раз в первый класс»…
Я очень хорошо помню свою первую отметку – звездочку. Мне очень долго не удавались какие-то палочки в прописи. Все мои однокашники уже давно их освоили, и у них в арсенале было по две, а то и по три звездочки! Мне было очень обидно, но Наталья Львовна упорно не хотела давать мне звезду (для меня она приравнивалась уже чуть ли не к звезде героя!) И вот, когда я наконец получил ее, то испытал… странное чувство. Это не были радость, счастье или восторг. Нет, я почувствовал удовлетворение (правда, тогда я еще не знал этого слова) от хорошо проделанной работы, которая приносит результат. Думаю, в большой степени, именно моей первой учительнице удалось привить мне любовь к труду и упорство в достижении цели.
Не помню, чтобы Наталья Львовна хоть раз повысила на нас голос. Эта маленькая хрупкая девушка воздействовала на нас по-другому – иронией или даже сарказмом. Одно ее замечание, и я, впрочем, как и все мои одноклассники, готов был провалиться сквозь землю. Именно тогда я понял, что словом можно больно ранить, если не убить, человека.
Начальная школа дала мне, помимо неплохих учебных навыков, и неплохих друзей. С одним из них мы общаемся до сих пор, несмотря на то, что я поменял школу и учусь сейчас в другом месте.
Наталья Львовна хотела, чтобы у нас был дружный класс, она старалась сплотить нас, сделать из соучеников друзей, однокашников. Думаю, в большой степени ей это удалось, по крайне мере, у нас классе почти не было «группировок по интересам», которыми славятся очень и очень многие классы.
Если начальная школа запомнилась мне именно личностью первой учительницы и друзьями, то средние классы, выражаясь высокопарно, науками. Наша школа считалась довольно сильной, особенно в преподавании физики и математики. Но я бы сказал, что все учителя, по крайней мере, те, кто преподавал в моем классе, были неслабыми.
В то время я увлекся естественными науками, особенно географией. Я посещал дополнительные задания и спецкурс по географии, участвовал во многих олимпиадах, писал научные работы, даже стал усиленно заниматься английским языком (чтобы потом путешествовать). Во всех начинаниях меня поддерживал учитель географии – Марк Антонович Горницын.
Этот человек стал большой вехой в моей жизни. Он не только дал мне много знаний по географии. Он научил меня очень ценным вещам – научил меня учиться, самостоятельно добывать знания и получать от этого удовольствие. Кроме того, смею думать, что этот пожилой уже человек стал для меня другом. Марк Антонович много рассказывал о своей жизни, своей семье, о своих путешествиях, которых у него было немало. Он не раз давал мне совет, который выручал меня не как ученика, а как человека.
И таких «друзей-учеников» у Горницына было немало. Я видел, как на встрече выпускников этого человека «заваливали» букетами цветов, словами благодарностями, любящими улыбками.
Размышляя обо всем этом, мне кажется, что моя школа – это, в первую очередь, мои учителя. Я «везунчик», мне повезло с людьми, которые, волей судьбы, стали моими наставниками. Они дали мне очень много, не только как ученику, но как человеку. И за это я им бесконечно благодарен.
Но, кроме того, моя школа – это, конечно же, мой класс, мои друзья. Самые верные, интересные, настоящие – они оттуда, из моей прошлой школы…
Школа – это целая жизнь, которую обязан прожить каждый человек. От чего зависит, какой она будет? Я думаю, все же, в первую очередь, от учителей – от их мастерства, любви к детям, от того, насколько сами они сумели сохранить внутри себя ребенка…