План
1.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
2.Аленушка – героиня из народа
3.Печальный образ Аленушки
4.Грустная природа
5. Впечатление от картины
Картина Виктора Васнецова «Аленушка» была написана по мотиву русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И по праву считается самой известной работой художника Васнецова. Хотя он создавал образ известной героини русской народной сказки, нельзя сказать, что это в точности ее портрет. Это не просто иллюстрация, а самостоятельный девичий образ, который живет своей жизнью.
Подробнее
Сочинение по теме Зимние каникулы 2 класс по плану
План
1.Ура! Каникулы!
2.Чем я занимался на каникулах.
3.Я люблю зимние каникулы.
Каникулы я люблю, особенно зимние. Мне нравится снег, легкий морозец. Можно гулять, можно читать и подольше поспать, ведь утром еще темно на улице и н надо идти в школу. А потом – с новыми силами, снова за учебу!
Зимние каникулы – особенные. Ведь можно и на коньках покататься, в лес на лыжах сходить с родителями, и с горки на санках ездить. А самое главное в них – это Новый год. Этот праздник все любят! Ждут его с нетерпением и взрослые, и дети.
Подробнее
Сочинение по картине царевна лебедь Врубеля 3 класс
План
1.Живописец Врубель.
2.Образ царевны.
3.Неспокойное море.
Михаил Врубель автор полотна «Царевна – Лебедь». Написал картину художник, вдохновленный сказкой А. Пушкина «Сказка о Царе Салтане».
Мы видим прекрасную молодую царевну. Она собралась уходить, но обернулась и замерла. Темное небо и море, волосы, но сама царевна в белой одежде, что еще больше подчеркивает её красоту и таинственность. Большие и печальные голубые глаза кажутся темными. У нее белоснежные крылья и длинное платье, украшенное драгоценными камнями.
Подробнее
План
1.Каким я представляю школу будущего
2.Школа внутри
3.Какие предметы в школе будущего
4.Настроение в школе
Попробую рассказать вам, как я представляю школу в будущем, через несколько десятков лет. По-моему, нужно учитывать мнение не только министров и учителей, но и родителей и учеников. Обязательно ребенку должно быть интересно и понятно, тогда он охотно будет учиться.
Все кабинеты школы оснащены нужными приборами и техникой. Например, в кабинах физики и химии нужны специальные комнаты, чтобы ученики сами проводили опыты. В кабинете по биологии все необходимое для изучения растений и органов животных.
Подробнее
План
1.Мама и папа
2.Сестра, брат
3.Плюшка.
Наша семья – самая дружная. У меня есть мама и папа, братик, сестра и хомяк Плюшка. Мама красивая и добрая. Она ухаживает дома за моим братиком. Я люблю с ней петь, рисовать и лепить динозавриков из пластилина. Она очень вкусно готовит.
Папа у меня хороший и строгий. Он много работает на заводе. Вечером мы вместе ужинаем, разговариваем. Он интересно рассказывает нам сказки и разные истории перед сном.
Подробнее
План
1. Описание друга
2.Взаимные интересы
3.События жизни.
Меня зовут Лена. Я учусь во втором классе. У меня есть лучшая подруга – Оля. Мы сидим за одной партой. Оля добрая, милая и очень красивая.У нее светлые волосы, голубые глаза и пушистые ресницы. Мы дружим с детства.
Мы любим гулять в парке и играть в игры. Ходим в студию танца и занимаемся живописью. Здорово, что у нас есть общие интересы.
Подробнее
План
1.Деревенский друг
2.Скучно жить одному
3.Мечта обязательно сбудется
Каждые каникулы мама отвозит меня в деревню к бабушке и дедушке. У них большой деревянный дом с резными ставнями и наличниками. В хозяйстве много животных, за которыми они ухаживают. Мне нравится собака Найда. Я помню её еще маленьким щенком, когда её принесли деду. Сейчас ей уже два года.
Когда я иду кататься на лыжах, на футбольное поле, Найду я беру с собой. Она звонко лает, бегает, разрывает лапами снежные заносы, словно что-то там ищет. А летом на рыбалке, когда начинает клевать рыба и поплавок играет на воде, Найда начинает нервно рычать и вилять хвостом, словно хочет мне сказать: «Подсекай скорее!».
Подробнее
План
1. Мы любим играть в игрушки
2. Мама отвлекает от боли
3. Как я играла в парикмахера
4.Вывод на всю жизнь
В детстве все дети любят играть в игрушки, в героев мультфильмов, в профессии, в «войнушку» и дочки-матери. Немного фантазии и стул превратится в самолет, обрывки бумаги в деньги, а мамин халат в плащ волшебника.
Когда мне было 5-6 лет я тоже любила играть во врача, ветеринара и даже кондуктора. Теперь мне 10 лет. Я попала в больницу, у меня сильно болел живот. Моя мама рассказала смешной случай из моей жизни, чтобы отвлечь меня от боли. Рассказала о том, как я осваивала профессию парикмахера. Я смеялась тогда до слез и совершенно забыла про боль.
Подробнее
Сочинение на тему “Мой родной язык русский” 3 класс
План
1. Русский язык в нашем доме
2. Уроки русского языка и литературы
3. Любовь к родному языку
Мой родной язык русский. Я разговариваю по-русски дома, во дворе и в школе. Мои предки были русскими и жили всегда в России. Любовь к родному языку передаётся из поколения в поколение в нашей семье. Каждый человек, рожденный в своей стране, может легко научиться говорить на языке своих соотечественников. Но, основу необходимо закрепить.
Главную роль в формировании грамотного литературного языка берет на себя школа.
Подробнее
План
1. Где я взяла игрушку?
2. Описание моей любимой игрушки
3. Как я играю
На Новый год все хорошие дети получают подарки. Дедушка Мороз принёс мне новую мягкую игрушку в этом году. Я очень давно мечтала о мягком пушистом щенке.
Новый щеночек жёлтого цвета. У него маленькие черненькие глазки. Ушки у собачки стоят торчком. Шерсть у него мягкая и нежная. Я люблю прижимать его к щеке.
Я часто играю моим подарком со своей младшей сестренкой. У нас много игрушечных животных и мы играем в ферму.
Подробнее
1 2 3 4 5
Учимся писать сочинение.
Сочинение – это изложение своих мыслей на определенную тему. Сочинение должно показать знание определенного вопроса, темы и умение излагать свои мысли последовательно, убедительно и вполне грамотно. Хорошее сочинение, глубокое по содержанию, написанное правильным литературным языком, — показатель умственной зрелости автора сочинения.
Сочинение по картине?
Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить, что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание – цветовые особенности картины. А еще – как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.
Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение.
Вступление – это одно или два предложения. В основной части заключено описание всего, что вы видите на картине. Заключительная часть – это тоже одно или два предложения в которых отражено ваше отношение к картине.
Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?
Памятка
1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)
2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?
3. Какие краски использует художник?
4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.
5. Составь план описания картины.
6. Подбери подходящий эпиграф.
7. Напиши сочинение.
8. Проверь себя, дай проверить взрослому.
Фразы-помощники:
“художник изобразил…”
“детали сюжета позволяют понять…”
“колорит картины…”
“краски создают ощущение…”
“создается настроение…”
Как писать сочинение-описание?
Методика написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза – мечтательный и милый, строгий взгляд – строгий и серьезный, добрая улыбка – отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так, вы покажете свою грамотность и знания.
Вы точно определили, о чем пойдет речь в сочинении. Создайте «рабочее настроение». Важны следующие 10-15 минут… надо отвлечься от всего и …писать, писать, писать… Писать все, что «идет» … не дописывая фразы, если мысль ясна. Итак, записывайте все: фразы, слова, ассоциации, события, эпитеты, метафоры, целые или незаконченные предложения. Вы не заметите, как исчез страх. А вместо белого листа перед вами предстает «ворох» ваших мыслей.
Теперь сформулируйте основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей рабой, к какому выводу я должен прийти?
Сочинение – описание – это текст, в котором названы признаки предмета. Описание отвечает на вопрос «какой?». Поэтому нужны имена прилагательные, сравнения. Поэтому в нем используются слова «как будто», «как», «словно», «похож на» и другие. В описании нет действий, движения. В описании говорится об основных признаках: размер, форма, цвет, вкус, запах, возраст, черты характера, внешний вид.
План:
1.Представление предмета.
2.Основные признаки.
3.Твоя оценка, твое отношение к предмету.
Мой домашний питомец.
У меня есть кошка. Ее зовут Сонька.
Она очень красивая и умная. Шерсть у нее серая, пушистая, а глаза голубые. Моя кошка любит колбасу. А самое интересное, что по утрам кошка лижет меня по лицу. Вот так она меня будит в школу. Еще Сонька по утрам любит бегать из комнаты в комнату. Она на окошке терпеливо ждет, когда я приду из школы.
Я кошку очень люблю.
Сочинение-рассуждение – это текст, в котором дается объяснение какому-либо явлению, событию, проводятся размышления о предмете. Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Используются слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак и другие.
План:
1.Высказывается какая-то мысль.
2.Приводятся доказательства этой мысли.
3.Итог, то есть вывод из доказательства.
Зима – лучшее время года.
В году четыре времени года, они хороши по-своему, но мне больше нравиться зима.
Хотя зимой и холодно, но развлечений не меньше, чем летом. Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках. Если не хочешь на лыжах, можно взять ледянки и кататься с горки. Когда погода теплая, снег липкий, можно играть в снежки и лепить снеговиков. А как красиво в лесу зимой! Ветки деревьев покрыты инеем, все блестит и сверкает на солнце.
Вот какое хорошее время года, да и день рождения у меня зимой в Новый год.
Сочинение-повествование основывается на умении рассказать о каком-то эпизоде, случае жизни. Отвечает на вопросы: кто, что делал, где, когда, как. Чтобы показать последовательность действий используют слова: сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже и другие. В повествовании много глаголов.
План:
1.Вступление (что было в начале).
2.Развитие действий (потом, затем).
3.Развязка (наконец).
Поход.
Осень. Начало учебного года. По старой доброй традиции наш класс идет в поход.
И вот я в предвкушении утреннего сбора. Но не тут-то было. Оказалось, что моя старшая сестра идет в поход с ночевкой, а папа там дежурит. Поэтому и я решил к ним присоединиться.
На место стоянки мы с папой приехали уже вечером, когда старшеклассники прошли испытания, которые приготовили им учителя. Вместе с ребятами мы поставили палатку. Когда стемнело, пошли на задание, которое называлось ночное ориентирование: искали записки, собрали пазл и получили сладкий приз. Затем сидели у костра, ели плов, пели песни под гитару. А утром пришли мои одноклассники, и мы отлично провели день: прошли по станциям, ели картошку с мясом, играли в футбол. Мой класс занял 3 место.
Я очень рад, что в нашей школе есть такая традиция, ходить в поход.
КАК ПИСАТЬ ПОЛНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Набор тем и планов в этой книге предназначается для мини-сочинений. Как писать полные сочинения, учит другая книга, где представлены соответствующие задания. (С.А. Есенина. «Как научить Вашего ребенка писать сочинения. 4 класс» Но учитель может давать эти темы и планы и для полных сочинений. Тогда работа ведется по-другому.
Полные сочинения пишутся исключительно в классе. На дом ученику может быть рекомендовано:
1) чтение книг, статей, заключающих в себе материал для будущего сочинения;
2) составление или пополнение плана будущего сочинения по намеченным в классе главным пунктам.
Исправленные сочинения преподаватель разбирает в классе при участии всех учеников, которые помогают вызванному учителем однокласснику исправлять встретившиеся в сочинении стилистические и грамматические погрешности и пополнять то, чего не достает в сочинении для полного развития темы. К следующему уроку ученикам задается на дом обязательная переделка сочинений в том же ключе, как это было сделано в классе. При этом домашняя работа ученика не стесняется ни размером сочинения, ни даже направлением в развитии темы.
Иногда эта домашняя переделка сочинений разнообразится тем, что ученики обмениваются исправленными сочинениями, так что каждый из них дома переделывает сочинение своего одноклассника, согласуясь с разбором сочинений в классе.
Переделанные учениками сочинения снова просматриваются учителем.
Темы сочинений для начальных классов:
СЕНТЯБРЬ (12)*
Занятие 1.
Начало учебного года**
[тему можно развить в виде письма к товарищу]
1. Воспоминание о прошедших каникулах и интересных событиях во время них.
2. Сборы в школу.
3. Впечатления по пути в школу.
4. Школа, общее впечатление.
5. Первые впечатления от встречи с товарищами.
6. Первые дни классной жизни.
7. Взгляд на предстоящий учебный год.
Занятие 2.
Река летом
1. Общий вид реки. Особенности течения.
2. Цвет, температура и состояние воды.
3. Как выглядят берега.
4. Рыбы и птицы, населяющие воду и берега.
5. Человек, его сооружения, деятельность и ощущения на реке.
6. Польза и вред реки летом для окружающей природы и человека.
Занятие 3
Составь и запиши план к сочинению.
Ссора друзей
Занятие 4.
Самовар
1. Для чего нужен самовар? Почему он так называется?
2. Устройство главных частей его.
3. Как ставят самовар.
4. Где и когда чаще всего используется самовар.
5. Польза и удовольствие от самовара.
Занятие 5.
Варенье
1. Когда варят варенье и и для чего?
2. Плоды и ягоды для варенья, приготовление их к варке.
3. Кто варит, и какое участие в этом принимают дети?
4. Посуда и обстановка варки.
5. Процесс варки.
6. Как разливают и хранят готовое варенье.
7. Случаи во время варки.
Занятие 6.
Составь и запиши план к сочинению.
Мой любимый фильм
Занятие 7.
Насекомые около жилища человека
1. Какие насекомые и почему живут вблизи человеческого жилья.
2. Полезные и вредные, приятные и неприятные насекомые.
3. Образ жизни насекомых: жилище, размножение, превращение, пища, характер, деятельность, взаимные отношения, отношение к человеку, животным и растениям.
4. Отношение человека к насекомым.
5. Враги и друзья насекомого.
Занятие 8,
Кашка
1. Зачем держат кошку в доме.
2. Любимое местопребывание кошки во время охоты и отдыха.
3. Образ жизни, пища, привычки; поведение в комнате и на дворе в разные времена года и дня.
4. Отношение к хозяину, вещам и животным.
5. Враги и друзья кошки.
6. Кошка и дети.
7. Почему у меня есть кошка (или нет ее).
Занятие 9.
Составь и запиши план к сочинению.
Чего я боялся, когда был маленький
Занятие 10.
Мышь (домовая)
1. Вид.
2. Жилье в доме.
3. Образ жизни, пища, привычки; поведение днем и ночью.
4. Отношение к обитателям дома, животным и вещам.
5. Вред от мыши.
6. Отношение к ней людей и домашних животных.
7. Кошка и мышь.
Занятие 11.
Игры и игрушки
1. Что дети видят и ценят в играх и игрушках.
2. Игрушки мальчиков и девочек.
3. Обращение детей с игрушками.
4. Игрушки — изобретение самих детей.
5. У каждого возраста и характера – свои игрушки.
6. Какими должны быть хорошие игрушки и какая от них польза для детей.
Занятие 12.
Составь и запиши план к сочинению.
Моё любимое время года
ОКТЯБРЬ (12)
Занятие 13.
Растение, которое мне особенно нравится
1. Что это за растение?
2. Его главные части и характерные признаки каждой из них (опиши в отдельности корень, стебель или ствол, крону, ветви с листьями, цветорасположение, цветок и плод).
3. Какой климат и почву оно любит?
4. Польза или вред, приносимые этим растением.
Занятие 14.
Моя квартира
1. Размеры и месторасположение квартиры в доме. Вход.
2. Стены, окна, двери.
3. Обстановка.
4. Обитатели, их отношение к квартире, уход за ней.
5. Выгоды и неудобства.
Занятие 15.
Составь и запиши план к сочинению.
Когда я буду президентом
Занятие 16.
Школа и поле (сходство)
1. Как для посева, так и для школьного обучения необходима подходящая, возделанная почва.
2. И для первого, и для второго нужны благоприятные условия:
для почвы — влага, тепло, свет.
для учения: ласковое обращение, постоянное внимание и заботливое отношение к учащемуся.
3. Отношение сеятеля к своему труду во многом напоминает отношение истинного учителя к ученику.
4. Как посев, так и ученье одинаково необходимы для жизни.
5. В этом смысле школа может быть уподоблена полю.
Занятие 17.
Городской бульвар, сад (летом)
1. Для чего созданы бульвары в городах?
2. Общий вид, устройство и обстановка: ограда, растения, дорожки, здания, скамейки.
3. Бульварные торговцы.
4. Смена бульварной публики в продолжение дня, в будни и праздник в хорошую и плохую погоду. 6. Чем важен для городских жителей?
Занятие 18.
Составь и запиши план к сочинению.
Пожар в лесу
Занятие 19.
Церковь
1. Для чего нужны церкви? Где они располагаются?
2. Обстановка вокруг церкви.
3. Наружный вид церкви в отличие от других зданий: купол, колокольня, крест, окна, двери, стены…
4. Внутренность церкви; алтарь, его обстановка.
5. Служители церкви и молящиеся.
6. Службы и их обстановка.
Занятие 20.
Осень в деревне и в городе
1. Осенняя погода (тучи, дождь, ветер, изредка сменяемые солнечными днями).
2. Осень в деревне:
а) поле и луг (жёлтая трава, стога сена на лугу, сжатое поле, озимь);
б) лес (жёлтые и красные листья, листопад, отсутствие птиц, тишина);
в) деревня (лужи, грязь, пустота на улицах, работа людей в полях и в домах).
3. Осень в городе:
а) улицы (грязь, унылый вид домов, опадающие с деревьев листья);
б) пешеходы (их вид и настроение).
4. Осень в городе менее заметна, чем в деревне.
Занятие 21.
Составь и запиши план к сочинению.
Народные промыслы
Занятие 22.
Обед
1. Время и место обеда.
2. Необходимая обстановка и посуда.
3. Куда и зачем должна сходить хозяйка для приготовления обеда.
4. Главные продукты для приготовления обеда.
5. Откуда и кто добыл их.
6. Обстановка и процесс приготовления обеда.
7. Как подают кушанья и обедают.
8. Какое участие принимают иногда дети в приготовлении обеда.
Занятие 23.
Осенний перелет птиц и их весеннее возвращение
1. Причины, заставляющие птиц покидать родину:
а) необходимость укрываться от холода;
б) невозможность доставать пищу из-под снега.
2. Приготовление птиц к перелету в теплые края:
а) группировка в стаи; б) выбор вожаков.
3. Перелет птиц в теплые края:
а) последовательность, в которой отлетают различные виды птиц;
б) как располагаются в полете стаи различных птиц;
в) где отдыхают летящие на юг птицы.
4. Наши птицы в теплых краях:
а) ведут кочующий образ жизни, в зависимости от корма;
б) живут одиночками; песен не поют; гнезд не вьют; детей не выводят.
5. Обратный перелет птиц:
а) последовательность возвращения различных видов перелетных птиц;
б) радостное настроение возвратившихся птиц (пение, устройство гнезд, насиживание яиц).
6. Заключение:
а) какое впечатление производит на вас ежегодный отлет и прилет птиц?
б) трудности и опасности осеннего перелета.
Занятие 24.
Составь и запиши план к сочинению.
Как я проведу эти осенние каникулы
НОЯБРЬ (6)
Занятие 25.
Музыкальные инструменты
1. Давность употребления человеком музыкальных инструментов как результат потребности человека в музыке.
2. Первобытные инструменты дикарей, их устройство, материал; качество и богатство звуков.
3. Дальнейшее усовершенствование инструментов у цивилизованных народов: инструменты струнные, духовые и другие.
4. Музыкальные инструменты в наше время: их виды, устройство и область применения.
5. Игра на том или другом инструменте, необходимые для нее подготовка и умение.
6. Значение музыки в жизни человека.
Занятие 26.
Шкала и жизнь (сходства)
1. Школа подготавливает людей к жизни:
а) дает знания, необходимые в жизни;
б) учит думать, а значит — сознательно относиться к жизни;
в) дисциплинирует ум и волю.
2. Жизнь есть продолжение школы.
а) расширяет знания людей новыми необходимыми сведениями (примеры);
б) еще больше дисциплинирует ум и волю людей (почему?);
в) обращает школьные порядки по отношению к себе и другим — в законы человеческих отношений, обязательных для всех.
3. Заключение. Школа дает хорошую подготовку ко взрослой жизни.
Занятие 27.
Составь и запиши план к сочинению.
Народные поверья
(о домовом, лешем, русалках, цветении папоротника)
Занятие 28.
Школа и жизнь (различие)
1. Вступление. Жизнь продолжается и после школы; школа занимает лишь часть жизненного времени.
2. Жизнь гораздо суровее и требовательнее школы. Подтверди сказанное примерами.
3. Выводы и заключения. Жизнь любого человека — настоящая его школа, для которой все прежние его школы были только подготовительными.
Занятие 29.
Путешествия
1. Почему охотно читают о путешествиях?
2. О чем главным образом рассказывается в описаниях путешествий, и что мы узнаем из них?
3. Как относятся читатели к героям путешествий и их приключениям и что переживают при чтении?
4. Почему хочется путешествовать, и какова польза путешествий:
а) для здоровья: перемена климата, движение; новые места, лица, ощущения, интересы;
б) для образования: пополнение книжных знаний наблюдениями, живыми впечатлениями; сравнение своего, родного, с иноземным; новые познания в науках, искусствах.
в) для характера: знание людей, обычаев, сравнение их со своими, влияние встреч и случайностей на характер, сравнение себя с другими, познание своих достоинств и недостатков.
Занятие 30.
Составь и запиши план к сочинению.
Какого человека ты назовешь великим
(расскажи о жизни этого человека и объясни, почему ты считаешь его великим)
ДЕКАБРЬ (9)
Занятие 31.
Лес в четыре времени года
1. Летом:
а) вид (зелень деревьев, цветы, ягоды, грибы, голубое небо);
б) жизнь леса (шум деревьев, трепетание листьев, пение птиц, работа муравьев, грибники в лесу, ауканье).
2. Осенью:
а) вид (жёлтые и красные листья, листопад, увядшие цветы, облачное небо);
б) жизнь в лесу (отсутствие птиц, редко встречающиеся люди, тишина).
3. Зимой:
а) вид (сугробы снега, пушистые хлопья на ветках деревьев, заячьи следы);
б) жизнь в лесу (зимний сон животных, тишина, скрип снега).
4. Весной:
а) вид (тающий снег, проталины, подснежники, почки, зелень на деревьях);
б) жизнь в лесу (прилёт птиц, пробуждение животных).
Занятие 32.
Значение железных дорог
1. Как давно существуют железные дороги?
2. Что и почему заменил ими человек.
3. Железнодорожный путь, его устройство, необходимые качества, уход.
4. Движение по железным дорогам: ее преимущества, опасности.
5. Значение железных дорог для внутренних и международных отношений: почта, торговля, промышленность, путешествия.
6. Будущее железных дорог и их усовершенствования.
Занятие 33.
Составь и запиши план к сочинению.
Кем бы я хотел быть
Занятие 34.
Истории разных предметов
(носового платка, листа бумаги, кусочка железа)
1. Происхождение и история сырья.
2. Добыча и обработка его для производства.
3. Готовый предмет в продаже.
4. Его жизнь в магазине.
5. Покупка и жизнь предмета у нового владельца.
6. Перемены в жизни предмета и в нем самом.
7. Будущее предмета.
Занятие 35.
Как животные спасаются от холода
1.0 защите от холода домашних животных заботится не только природа, но и человек.
2. Дикие животные:
а) перекочевывают на зиму в места более теплые;
б) устраивают себе в снегу логово или берлогу;
в) засыпают в глубоких норах, на дне рек и озер;
3. Природа заботится о сохранении каждого животного вида:
а) предусмотрительно распределяет их по климатам;
б) снабжает их соответственными покровами (шерсть или перья, подкожный жировой слой весьма различной толщины и т.д.);
в) вооружает инстинктом, дающим им средства для борьбы с условиями, неблагоприятными для его жизни [переселения, перелеты, постройки и сооружения, спячка или зимнее замирание и т.д.).
Занятие 36.
Составь и запиши план к сочинению.
Какого человека ты назовешь счастливым
(расскажи о жизни этого человека и объясни, почему ты считаешь его счастливым)
Занятие 37.
Зимний каток
1. Местоположение катка (на реке, пруду или озере; в какой части города].
2. Форма и приблизительная величина катка.
3. Какие приспособления имеются для удобства катающихся и гуляющей публики:
а) раздевалка;
б) скамьи для зрителей и для отдыха катающихся;
в) освещение катка во время вечернего гулянья;
г) музыка.
5. Общая картина катка во время гулянья:
а) пестрота публики;
б) шумное оживление катающихся;
в) разнообразие движений и настроений.
6. Впечатление, произведенное на вас людьми, особенно искусно катающимися на коньках.
7. Нравится ли вам это развлечение и почему?
Занятие 38.
Русский богатырь по родным былинам
1. Понятие о былине. Предмет ее содержания.
2. Типичные черты русского богатыря:
а) физическая сила;
б) богатырское телосложение.
3. Нравственные качества (особенно младших богатырей):
а) посвящение своей жизни благу родины;
б) оберегание христианской веры;
в) воинская доблесть;
г) товарищеские отношения друг к другу;
д) отсутствует честолюбие, корыстолюбие, кровожадность, хотя присутствует тщеславие. 4. Цель, ради которой создавались былины — показать идеал личности в образе богатыря, защитника родной земли.
Занятие 39.
Составь и запиши план к сочинению.
Как я проведу эти зимние каникулы
Отечество.ру » Сочинения 3 класс
Сочинение по картине Аленушка
11-09-2018, 14:43 просмотров: 2289, комментариев: 0
Сочинение по картине Аленушка Васнецова 9 класс
План
1.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
2.Аленушка – героиня из народа
3.Печальный образ Аленушки
4.Грустная природа
5. Впечатление от картины
Картина Виктора Васнецова «Аленушка» была написана по мотиву русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И по праву считается самой известной работой художника Васнецова. Хотя он создавал образ известной героини русской народной сказки, нельзя сказать, что это в точности ее портрет. Это не просто иллюстрация, а самостоятельный девичий образ, который живет своей жизнью.
Подробнее
Зимние каникулы сочинение
3-09-2018, 14:07 просмотров: 9920, комментариев: 0
Сочинение по теме Зимние каникулы 2 класс по плану
План
1.Ура! Каникулы!
2.Чем я занимался на каникулах.
3.Я люблю зимние каникулы.
Каникулы я люблю, особенно зимние. Мне нравится снег, легкий морозец. Можно гулять, можно читать и подольше поспать, ведь утром еще темно на улице и н надо идти в школу. А потом – с новыми силами, снова за учебу!
Зимние каникулы – особенные. Ведь можно и на коньках покататься, в лес на лыжах сходить с родителями, и с горки на санках ездить. А самое главное в них – это Новый год. Этот праздник все любят! Ждут его с нетерпением и взрослые, и дети.
Подробнее
Сочинение по картине царевна лебедь
29-08-2018, 09:36 просмотров: 9638, комментариев: 0
Сочинение по картине царевна лебедь Врубеля 3 класс
План
1.Живописец Врубель.
2.Образ царевны.
3.Неспокойное море.
Михаил Врубель автор полотна «Царевна – Лебедь». Написал картину художник, вдохновленный сказкой А. Пушкина «Сказка о Царе Салтане».
Мы видим прекрасную молодую царевну. Она собралась уходить, но обернулась и замерла. Темное небо и море, волосы, но сама царевна в белой одежде, что еще больше подчеркивает её красоту и таинственность. Большие и печальные голубые глаза кажутся темными. У нее белоснежные крылья и длинное платье, украшенное драгоценными камнями.
Подробнее
Школа будущего
28-05-2018, 12:32 просмотров: 4283, комментариев: 0
Школа будущего сочинение для 5-го класса
План
1.Каким я представляю школу будущего
2.Школа внутри
3.Какие предметы в школе будущего
4.Настроение в школе
Попробую рассказать вам, как я представляю школу в будущем, через несколько десятков лет. По-моему, нужно учитывать мнение не только министров и учителей, но и родителей и учеников. Обязательно ребенку должно быть интересно и понятно, тогда он охотно будет учиться.
Все кабинеты школы оснащены нужными приборами и техникой. Например, в кабинах физики и химии нужны специальные комнаты, чтобы ученики сами проводили опыты. В кабинете по биологии все необходимое для изучения растений и органов животных.
Подробнее
Моя семья сочинение
2-05-2018, 14:26 просмотров: 2891, комментариев: 0
Сочинение Моя семья 2,3 класс
План
1.Мама и папа
2.Сестра, брат
3.Плюшка.
Наша семья – самая дружная. У меня есть мама и папа, братик, сестра и хомяк Плюшка. Мама красивая и добрая. Она ухаживает дома за моим братиком. Я люблю с ней петь, рисовать и лепить динозавриков из пластилина. Она очень вкусно готовит.
Папа у меня хороший и строгий. Он много работает на заводе. Вечером мы вместе ужинаем, разговариваем. Он интересно рассказывает нам сказки и разные истории перед сном.
Подробнее
Мой лучший друг
30-03-2018, 11:58 просмотров: 17214, комментариев: 0
Мой лучший друг сочинение с планом 2 класс
План
1. Описание друга
2.Взаимные интересы
3.События жизни.
Меня зовут Лена. Я учусь во втором классе. У меня есть лучшая подруга – Оля. Мы сидим за одной партой. Оля добрая, милая и очень красивая.У нее светлые волосы, голубые глаза и пушистые ресницы. Мы дружим с детства.
Мы любим гулять в парке и играть в игры. Ходим в студию танца и занимаемся живописью. Здорово, что у нас есть общие интересы.
Подробнее
Моя мечта
25-03-2018, 19:37 просмотров: 1451, комментариев: 0
Моя мечта сочинение 3 класс
План
1.Деревенский друг
2.Скучно жить одному
3.Мечта обязательно сбудется
Каждые каникулы мама отвозит меня в деревню к бабушке и дедушке. У них большой деревянный дом с резными ставнями и наличниками. В хозяйстве много животных, за которыми они ухаживают. Мне нравится собака Найда. Я помню её еще маленьким щенком, когда её принесли деду. Сейчас ей уже два года.
Когда я иду кататься на лыжах, на футбольное поле, Найду я беру с собой. Она звонко лает, бегает, разрывает лапами снежные заносы, словно что-то там ищет. А летом на рыбалке, когда начинает клевать рыба и поплавок играет на воде, Найда начинает нервно рычать и вилять хвостом, словно хочет мне сказать: «Подсекай скорее!».
Подробнее
Смешной случай из жизни
2-02-2018, 14:06 просмотров: 8888, комментариев: 0
Смешной случай из жизни сочинение 3 класс
План
1. Мы любим играть в игрушки
2. Мама отвлекает от боли
3. Как я играла в парикмахера
4.Вывод на всю жизнь
В детстве все дети любят играть в игрушки, в героев мультфильмов, в профессии, в «войнушку» и дочки-матери. Немного фантазии и стул превратится в самолет, обрывки бумаги в деньги, а мамин халат в плащ волшебника.
Когда мне было 5-6 лет я тоже любила играть во врача, ветеринара и даже кондуктора. Теперь мне 10 лет. Я попала в больницу, у меня сильно болел живот. Моя мама рассказала смешной случай из моей жизни, чтобы отвлечь меня от боли. Рассказала о том, как я осваивала профессию парикмахера. Я смеялась тогда до слез и совершенно забыла про боль.
Подробнее
Мой родной язык русский
1-02-2018, 16:09 просмотров: 14100, комментариев: 0
Сочинение на тему “Мой родной язык русский” 3 класс
План
1. Русский язык в нашем доме
2. Уроки русского языка и литературы
3. Любовь к родному языку
Мой родной язык русский. Я разговариваю по-русски дома, во дворе и в школе. Мои предки были русскими и жили всегда в России. Любовь к родному языку передаётся из поколения в поколение в нашей семье. Каждый человек, рожденный в своей стране, может легко научиться говорить на языке своих соотечественников. Но, основу необходимо закрепить.
Главную роль в формировании грамотного литературного языка берет на себя школа.
Подробнее
Моя любимая игрушка
16-01-2018, 14:50 просмотров: 14611, комментариев: 0
Моя любимая игрушка сочинение 2 класс
План
1. Где я взяла игрушку?
2. Описание моей любимой игрушки
3. Как я играю
На Новый год все хорошие дети получают подарки. Дедушка Мороз принёс мне новую мягкую игрушку в этом году. Я очень давно мечтала о мягком пушистом щенке.
Новый щеночек жёлтого цвета. У него маленькие черненькие глазки. Ушки у собачки стоят торчком. Шерсть у него мягкая и нежная. Я люблю прижимать его к щеке.
Я часто играю моим подарком со своей младшей сестренкой. У нас много игрушечных животных и мы играем в ферму.
Подробнее
1 2 3 4 5
Учимся писать сочинение.
Сочинение – это изложение своих мыслей на определенную тему. Сочинение должно показать знание определенного вопроса, темы и умение излагать свои мысли последовательно, убедительно и вполне грамотно. Хорошее сочинение, глубокое по содержанию, написанное правильным литературным языком, — показатель умственной зрелости автора сочинения.
Сочинение по картине?
Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить, что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание – цветовые особенности картины. А еще – как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.
Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение.
Вступление – это одно или два предложения. В основной части заключено описание всего, что вы видите на картине. Заключительная часть – это тоже одно или два предложения в которых отражено ваше отношение к картине.
Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?
Памятка
1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)
2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?
3. Какие краски использует художник?
4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.
5. Составь план описания картины.
6. Подбери подходящий эпиграф.
7. Напиши сочинение.
8. Проверь себя, дай проверить взрослому.
Фразы-помощники:
“художник изобразил…”
“детали сюжета позволяют понять…”
“колорит картины…”
“краски создают ощущение…”
“создается настроение…”
Как писать сочинение-описание?
Методика написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза – мечтательный и милый, строгий взгляд – строгий и серьезный, добрая улыбка – отзывчивый и добрый. Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так, вы покажете свою грамотность и знания.
Вы точно определили, о чем пойдет речь в сочинении. Создайте «рабочее настроение». Важны следующие 10-15 минут… надо отвлечься от всего и …писать, писать, писать… Писать все, что «идет» … не дописывая фразы, если мысль ясна. Итак, записывайте все: фразы, слова, ассоциации, события, эпитеты, метафоры, целые или незаконченные предложения. Вы не заметите, как исчез страх. А вместо белого листа перед вами предстает «ворох» ваших мыслей.
Теперь сформулируйте основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей рабой, к какому выводу я должен прийти?
Сочинение – описание – это текст, в котором названы признаки предмета. Описание отвечает на вопрос «какой?». Поэтому нужны имена прилагательные, сравнения. Поэтому в нем используются слова «как будто», «как», «словно», «похож на» и другие. В описании нет действий, движения. В описании говорится об основных признаках: размер, форма, цвет, вкус, запах, возраст, черты характера, внешний вид.
План:
1.Представление предмета.
2.Основные признаки.
3.Твоя оценка, твое отношение к предмету.
Мой домашний питомец.
У меня есть кошка. Ее зовут Сонька.
Она очень красивая и умная. Шерсть у нее серая, пушистая, а глаза голубые. Моя кошка любит колбасу. А самое интересное, что по утрам кошка лижет меня по лицу. Вот так она меня будит в школу. Еще Сонька по утрам любит бегать из комнаты в комнату. Она на окошке терпеливо ждет, когда я приду из школы.
Я кошку очень люблю.
Сочинение-рассуждение – это текст, в котором дается объяснение какому-либо явлению, событию, проводятся размышления о предмете. Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Используются слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак и другие.
План:
1.Высказывается какая-то мысль.
2.Приводятся доказательства этой мысли.
3.Итог, то есть вывод из доказательства.
Зима – лучшее время года.
В году четыре времени года, они хороши по-своему, но мне больше нравиться зима.
Хотя зимой и холодно, но развлечений не меньше, чем летом. Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках. Если не хочешь на лыжах, можно взять ледянки и кататься с горки. Когда погода теплая, снег липкий, можно играть в снежки и лепить снеговиков. А как красиво в лесу зимой! Ветки деревьев покрыты инеем, все блестит и сверкает на солнце.
Вот какое хорошее время года, да и день рождения у меня зимой в Новый год.
Сочинение-повествование основывается на умении рассказать о каком-то эпизоде, случае жизни. Отвечает на вопросы: кто, что делал, где, когда, как. Чтобы показать последовательность действий используют слова: сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже и другие. В повествовании много глаголов.
План:
1.Вступление (что было в начале).
2.Развитие действий (потом, затем).
3.Развязка (наконец).
Поход.
Осень. Начало учебного года. По старой доброй традиции наш класс идет в поход.
И вот я в предвкушении утреннего сбора. Но не тут-то было. Оказалось, что моя старшая сестра идет в поход с ночевкой, а папа там дежурит. Поэтому и я решил к ним присоединиться.
На место стоянки мы с папой приехали уже вечером, когда старшеклассники прошли испытания, которые приготовили им учителя. Вместе с ребятами мы поставили палатку. Когда стемнело, пошли на задание, которое называлось ночное ориентирование: искали записки, собрали пазл и получили сладкий приз. Затем сидели у костра, ели плов, пели песни под гитару. А утром пришли мои одноклассники, и мы отлично провели день: прошли по станциям, ели картошку с мясом, играли в футбол. Мой класс занял 3 место.
Я очень рад, что в нашей школе есть такая традиция, ходить в поход.
КАК ПИСАТЬ ПОЛНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Набор тем и планов в этой книге предназначается для мини-сочинений. Как писать полные сочинения, учит другая книга, где представлены соответствующие задания. (С.А. Есенина. «Как научить Вашего ребенка писать сочинения. 4 класс» Но учитель может давать эти темы и планы и для полных сочинений. Тогда работа ведется по-другому.
Полные сочинения пишутся исключительно в классе. На дом ученику может быть рекомендовано:
1) чтение книг, статей, заключающих в себе материал для будущего сочинения;
2) составление или пополнение плана будущего сочинения по намеченным в классе главным пунктам.
Исправленные сочинения преподаватель разбирает в классе при участии всех учеников, которые помогают вызванному учителем однокласснику исправлять встретившиеся в сочинении стилистические и грамматические погрешности и пополнять то, чего не достает в сочинении для полного развития темы. К следующему уроку ученикам задается на дом обязательная переделка сочинений в том же ключе, как это было сделано в классе. При этом домашняя работа ученика не стесняется ни размером сочинения, ни даже направлением в развитии темы.
Иногда эта домашняя переделка сочинений разнообразится тем, что ученики обмениваются исправленными сочинениями, так что каждый из них дома переделывает сочинение своего одноклассника, согласуясь с разбором сочинений в классе.
Переделанные учениками сочинения снова просматриваются учителем.
Темы сочинений для начальных классов:
СЕНТЯБРЬ (12)*
Занятие 1.
Начало учебного года**
[тему можно развить в виде письма к товарищу]
1. Воспоминание о прошедших каникулах и интересных событиях во время них.
2. Сборы в школу.
3. Впечатления по пути в школу.
4. Школа, общее впечатление.
5. Первые впечатления от встречи с товарищами.
6. Первые дни классной жизни.
7. Взгляд на предстоящий учебный год.
Занятие 2.
Река летом
1. Общий вид реки. Особенности течения.
2. Цвет, температура и состояние воды.
3. Как выглядят берега.
4. Рыбы и птицы, населяющие воду и берега.
5. Человек, его сооружения, деятельность и ощущения на реке.
6. Польза и вред реки летом для окружающей природы и человека.
Занятие 3
Составь и запиши план к сочинению.
Ссора друзей
Занятие 4.
Самовар
1. Для чего нужен самовар? Почему он так называется?
2. Устройство главных частей его.
3. Как ставят самовар.
4. Где и когда чаще всего используется самовар.
5. Польза и удовольствие от самовара.
Занятие 5.
Варенье
1. Когда варят варенье и и для чего?
2. Плоды и ягоды для варенья, приготовление их к варке.
3. Кто варит, и какое участие в этом принимают дети?
4. Посуда и обстановка варки.
5. Процесс варки.
6. Как разливают и хранят готовое варенье.
7. Случаи во время варки.
Занятие 6.
Составь и запиши план к сочинению.
Мой любимый фильм
Занятие 7.
Насекомые около жилища человека
1. Какие насекомые и почему живут вблизи человеческого жилья.
2. Полезные и вредные, приятные и неприятные насекомые.
3. Образ жизни насекомых: жилище, размножение, превращение, пища, характер, деятельность, взаимные отношения, отношение к человеку, животным и растениям.
4. Отношение человека к насекомым.
5. Враги и друзья насекомого.
Занятие 8,
Кашка
1. Зачем держат кошку в доме.
2. Любимое местопребывание кошки во время охоты и отдыха.
3. Образ жизни, пища, привычки; поведение в комнате и на дворе в разные времена года и дня.
4. Отношение к хозяину, вещам и животным.
5. Враги и друзья кошки.
6. Кошка и дети.
7. Почему у меня есть кошка (или нет ее).
Занятие 9.
Составь и запиши план к сочинению.
Чего я боялся, когда был маленький
Занятие 10.
Мышь (домовая)
1. Вид.
2. Жилье в доме.
3. Образ жизни, пища, привычки; поведение днем и ночью.
4. Отношение к обитателям дома, животным и вещам.
5. Вред от мыши.
6. Отношение к ней людей и домашних животных.
7. Кошка и мышь.
Занятие 11.
Игры и игрушки
1. Что дети видят и ценят в играх и игрушках.
2. Игрушки мальчиков и девочек.
3. Обращение детей с игрушками.
4. Игрушки — изобретение самих детей.
5. У каждого возраста и характера – свои игрушки.
6. Какими должны быть хорошие игрушки и какая от них польза для детей.
Занятие 12.
Составь и запиши план к сочинению.
Моё любимое время года
ОКТЯБРЬ (12)
Занятие 13.
Растение, которое мне особенно нравится
1. Что это за растение?
2. Его главные части и характерные признаки каждой из них (опиши в отдельности корень, стебель или ствол, крону, ветви с листьями, цветорасположение, цветок и плод).
3. Какой климат и почву оно любит?
4. Польза или вред, приносимые этим растением.
Занятие 14.
Моя квартира
1. Размеры и месторасположение квартиры в доме. Вход.
2. Стены, окна, двери.
3. Обстановка.
4. Обитатели, их отношение к квартире, уход за ней.
5. Выгоды и неудобства.
Занятие 15.
Составь и запиши план к сочинению.
Когда я буду президентом
Занятие 16.
Школа и поле (сходство)
1. Как для посева, так и для школьного обучения необходима подходящая, возделанная почва.
2. И для первого, и для второго нужны благоприятные условия:
для почвы — влага, тепло, свет.
для учения: ласковое обращение, постоянное внимание и заботливое отношение к учащемуся.
3. Отношение сеятеля к своему труду во многом напоминает отношение истинного учителя к ученику.
4. Как посев, так и ученье одинаково необходимы для жизни.
5. В этом смысле школа может быть уподоблена полю.
Занятие 17.
Городской бульвар, сад (летом)
1. Для чего созданы бульвары в городах?
2. Общий вид, устройство и обстановка: ограда, растения, дорожки, здания, скамейки.
3. Бульварные торговцы.
4. Смена бульварной публики в продолжение дня, в будни и праздник в хорошую и плохую погоду. 6. Чем важен для городских жителей?
Занятие 18.
Составь и запиши план к сочинению.
Пожар в лесу
Занятие 19.
Церковь
1. Для чего нужны церкви? Где они располагаются?
2. Обстановка вокруг церкви.
3. Наружный вид церкви в отличие от других зданий: купол, колокольня, крест, окна, двери, стены…
4. Внутренность церкви; алтарь, его обстановка.
5. Служители церкви и молящиеся.
6. Службы и их обстановка.
Занятие 20.
Осень в деревне и в городе
1. Осенняя погода (тучи, дождь, ветер, изредка сменяемые солнечными днями).
2. Осень в деревне:
а) поле и луг (жёлтая трава, стога сена на лугу, сжатое поле, озимь);
б) лес (жёлтые и красные листья, листопад, отсутствие птиц, тишина);
в) деревня (лужи, грязь, пустота на улицах, работа людей в полях и в домах).
3. Осень в городе:
а) улицы (грязь, унылый вид домов, опадающие с деревьев листья);
б) пешеходы (их вид и настроение).
4. Осень в городе менее заметна, чем в деревне.
Занятие 21.
Составь и запиши план к сочинению.
Народные промыслы
Занятие 22.
Обед
1. Время и место обеда.
2. Необходимая обстановка и посуда.
3. Куда и зачем должна сходить хозяйка для приготовления обеда.
4. Главные продукты для приготовления обеда.
5. Откуда и кто добыл их.
6. Обстановка и процесс приготовления обеда.
7. Как подают кушанья и обедают.
8. Какое участие принимают иногда дети в приготовлении обеда.
Занятие 23.
Осенний перелет птиц и их весеннее возвращение
1. Причины, заставляющие птиц покидать родину:
а) необходимость укрываться от холода;
б) невозможность доставать пищу из-под снега.
2. Приготовление птиц к перелету в теплые края:
а) группировка в стаи; б) выбор вожаков.
3. Перелет птиц в теплые края:
а) последовательность, в которой отлетают различные виды птиц;
б) как располагаются в полете стаи различных птиц;
в) где отдыхают летящие на юг птицы.
4. Наши птицы в теплых краях:
а) ведут кочующий образ жизни, в зависимости от корма;
б) живут одиночками; песен не поют; гнезд не вьют; детей не выводят.
5. Обратный перелет птиц:
а) последовательность возвращения различных видов перелетных птиц;
б) радостное настроение возвратившихся птиц (пение, устройство гнезд, насиживание яиц).
6. Заключение:
а) какое впечатление производит на вас ежегодный отлет и прилет птиц?
б) трудности и опасности осеннего перелета.
Занятие 24.
Составь и запиши план к сочинению.
Как я проведу эти осенние каникулы
НОЯБРЬ (6)
Занятие 25.
Музыкальные инструменты
1. Давность употребления человеком музыкальных инструментов как результат потребности человека в музыке.
2. Первобытные инструменты дикарей, их устройство, материал; качество и богатство звуков.
3. Дальнейшее усовершенствование инструментов у цивилизованных народов: инструменты струнные, духовые и другие.
4. Музыкальные инструменты в наше время: их виды, устройство и область применения.
5. Игра на том или другом инструменте, необходимые для нее подготовка и умение.
6. Значение музыки в жизни человека.
Занятие 26.
Шкала и жизнь (сходства)
1. Школа подготавливает людей к жизни:
а) дает знания, необходимые в жизни;
б) учит думать, а значит — сознательно относиться к жизни;
в) дисциплинирует ум и волю.
2. Жизнь есть продолжение школы.
а) расширяет знания людей новыми необходимыми сведениями (примеры);
б) еще больше дисциплинирует ум и волю людей (почему?);
в) обращает школьные порядки по отношению к себе и другим — в законы человеческих отношений, обязательных для всех.
3. Заключение. Школа дает хорошую подготовку ко взрослой жизни.
Занятие 27.
Составь и запиши план к сочинению.
Народные поверья
(о домовом, лешем, русалках, цветении папоротника)
Занятие 28.
Школа и жизнь (различие)
1. Вступление. Жизнь продолжается и после школы; школа занимает лишь часть жизненного времени.
2. Жизнь гораздо суровее и требовательнее школы. Подтверди сказанное примерами.
3. Выводы и заключения. Жизнь любого человека — настоящая его школа, для которой все прежние его школы были только подготовительными.
Занятие 29.
Путешествия
1. Почему охотно читают о путешествиях?
2. О чем главным образом рассказывается в описаниях путешествий, и что мы узнаем из них?
3. Как относятся читатели к героям путешествий и их приключениям и что переживают при чтении?
4. Почему хочется путешествовать, и какова польза путешествий:
а) для здоровья: перемена климата, движение; новые места, лица, ощущения, интересы;
б) для образования: пополнение книжных знаний наблюдениями, живыми впечатлениями; сравнение своего, родного, с иноземным; новые познания в науках, искусствах.
в) для характера: знание людей, обычаев, сравнение их со своими, влияние встреч и случайностей на характер, сравнение себя с другими, познание своих достоинств и недостатков.
Занятие 30.
Составь и запиши план к сочинению.
Какого человека ты назовешь великим
(расскажи о жизни этого человека и объясни, почему ты считаешь его великим)
ДЕКАБРЬ (9)
Занятие 31.
Лес в четыре времени года
1. Летом:
а) вид (зелень деревьев, цветы, ягоды, грибы, голубое небо);
б) жизнь леса (шум деревьев, трепетание листьев, пение птиц, работа муравьев, грибники в лесу, ауканье).
2. Осенью:
а) вид (жёлтые и красные листья, листопад, увядшие цветы, облачное небо);
б) жизнь в лесу (отсутствие птиц, редко встречающиеся люди, тишина).
3. Зимой:
а) вид (сугробы снега, пушистые хлопья на ветках деревьев, заячьи следы);
б) жизнь в лесу (зимний сон животных, тишина, скрип снега).
4. Весной:
а) вид (тающий снег, проталины, подснежники, почки, зелень на деревьях);
б) жизнь в лесу (прилёт птиц, пробуждение животных).
Занятие 32.
Значение железных дорог
1. Как давно существуют железные дороги?
2. Что и почему заменил ими человек.
3. Железнодорожный путь, его устройство, необходимые качества, уход.
4. Движение по железным дорогам: ее преимущества, опасности.
5. Значение железных дорог для внутренних и международных отношений: почта, торговля, промышленность, путешествия.
6. Будущее железных дорог и их усовершенствования.
Занятие 33.
Составь и запиши план к сочинению.
Кем бы я хотел быть
Занятие 34.
Истории разных предметов
(носового платка, листа бумаги, кусочка железа)
1. Происхождение и история сырья.
2. Добыча и обработка его для производства.
3. Готовый предмет в продаже.
4. Его жизнь в магазине.
5. Покупка и жизнь предмета у нового владельца.
6. Перемены в жизни предмета и в нем самом.
7. Будущее предмета.
Занятие 35.
Как животные спасаются от холода
1.0 защите от холода домашних животных заботится не только природа, но и человек.
2. Дикие животные:
а) перекочевывают на зиму в места более теплые;
б) устраивают себе в снегу логово или берлогу;
в) засыпают в глубоких норах, на дне рек и озер;
3. Природа заботится о сохранении каждого животного вида:
а) предусмотрительно распределяет их по климатам;
б) снабжает их соответственными покровами (шерсть или перья, подкожный жировой слой весьма различной толщины и т.д.);
в) вооружает инстинктом, дающим им средства для борьбы с условиями, неблагоприятными для его жизни [переселения, перелеты, постройки и сооружения, спячка или зимнее замирание и т.д.).
Занятие 36.
Составь и запиши план к сочинению.
Какого человека ты назовешь счастливым
(расскажи о жизни этого человека и объясни, почему ты считаешь его счастливым)
Занятие 37.
Зимний каток
1. Местоположение катка (на реке, пруду или озере; в какой части города].
2. Форма и приблизительная величина катка.
3. Какие приспособления имеются для удобства катающихся и гуляющей публики:
а) раздевалка;
б) скамьи для зрителей и для отдыха катающихся;
в) освещение катка во время вечернего гулянья;
г) музыка.
5. Общая картина катка во время гулянья:
а) пестрота публики;
б) шумное оживление катающихся;
в) разнообразие движений и настроений.
6. Впечатление, произведенное на вас людьми, особенно искусно катающимися на коньках.
7. Нравится ли вам это развлечение и почему?
Занятие 38.
Русский богатырь по родным былинам
1. Понятие о былине. Предмет ее содержания.
2. Типичные черты русского богатыря:
а) физическая сила;
б) богатырское телосложение.
3. Нравственные качества (особенно младших богатырей):
а) посвящение своей жизни благу родины;
б) оберегание христианской веры;
в) воинская доблесть;
г) товарищеские отношения друг к другу;
д) отсутствует честолюбие, корыстолюбие, кровожадность, хотя присутствует тщеславие. 4. Цель, ради которой создавались былины — показать идеал личности в образе богатыря, защитника родной земли.
Занятие 39.
Составь и запиши план к сочинению.
Как я проведу эти зимние каникулы