Сочинение на свободную тему по литературе

4 варианта

  1. Знания в нашей стране
    Знания в нашей стране
    Знания в нашей стране
    “Война – это безумие, заставляющее усомниться в разуме человека…”
    “Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь”
    “Жизнь и судьба” (По роману В. Гроссмана)
    “Не достигнув желаемого, они убедили себя в том, что не желали достигнутого…”
    “Слово: мудрое, чистое, родное”
    Cловом можно убить, словом можно спасти (мини-сочинение)
    «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно» (Ф.М. Достоевский) (по произведениям 20 века).
    «Все кто размышлял об искустсве управления людьми, убеждены, что судьбы зависят от воспитания молодежи» (Аристотель)
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все начинается с любви…»
    «Все нуждаются друг в друге, и вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас…»
    «Все человечество любить намного проще, чем одного конкретного человека» (сочинение-рассуждение)
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Давайте поклоняться доброте…»
    «Держа в руках часы и календарь, я в будущее втянут, как Россия…»
    «Держа в руках часы и календарь, я в будущее втянут, как Россия…»
    «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает»
    «Жизнь есть увеличение своей души» (Л.Н. Толстой)
    «Искусство – не затейливость узоров, а язык, которым я хочу себя выразить» (С.А. Есенин).
    «Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке» (Л.Н.Толстой)
    «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. Пришвин)(на литературном материале XIX-XXIв.)
    «Муштра, одна муштра…»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «Поединок» )
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М. Достоевский
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М.Достоевский)
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М.Достоевский)
    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф.М. Достоевский)
    «Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас…»
    «Не устану следить, чтобы Вечный огонь не погас…»
    «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» (отзыв о посещении Бородинской панорамы в Москве)
    «Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим» (Д. Лихачев)
    «Письмо в двадцать пятый век»
    «Поэзия – баба капризная»(В. В. Маяковский и А. А. Вознесенский о назначении поэта и поэзии)
    «Поэзия-форма любви» (М. Пришвин) (по произведениям русской литературы 20 века)
    «Процветай же славой вечной, город храмов и палат!»(Ф. Глинка)
    «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены»
    «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены»
    «Святыни бывают различные и различна их иерархия, но бесспорно среди них место родины» (по произведениям XX века)
    «У войны не женское лицо…»
    «Умение видеть красоту природы делает человека богаче и гармоничнее»
    «Хочу» и «хочется» в истории одного увлечения.
    «Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Честно хочется прожить…»
    «Чужой пример – это единственная школа человечества; в другую школу человек никогда не ходил и ходить не будет»
    «Школьные годы чудесные…»
    «Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных» (У. Черчилль).
    А зори здесь тихие…
    Активная жизненная позиция – старт в успех
    Анализ фильма “Пир во время чумы” (режиссера М. Швейцера)
    Без труда талант – это фейерверк!
    Богатство русского языка.
    Будущее страны в моих руках
    Будущее страны в наших руках
    Будущее страны в наших руках
    Быть на Земле Человеком.
    Ведущие темы современной публицистики статья В. Селюнина «Бремя действий»
    Великий сын России М.В. Ломоносов
    Великий сын России (жизнь, деятельность, судьба А. И. Солженицына)
    Вересаев и Горький (опыт статьи)
    Верность слову
    Вечный спор добра и зла
    Власть слова
    Влияние социального строя и национальных традиций на бытовую жизнь и мораль общества
    Возвращаясь к Пушкину
    Возвращение скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница»
    Возрождение
    Война глазами детей
    Воображение – двигатель прогресса
    Воображение – двигатель прогресса и спасение человечества (эссе)
    Встречи вне времени (эссе)
    Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена! (мини-сочинение)
    Высказать свое отношение к четырем «надо», которые следует преодолеть молодому человеку
    Высшее счастье жить среди людей и быть им нужным.
    Г. Р. Державин и А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии
    Геласимов. Рецензия на “степных богов”
    Героизм и патриотизм советского народа в Великой отечественной войне
    Героизм и предательство в произведениях литературы xx века
    Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке…
    Голос мечты
    Город Уссурийск шестьдесят лет спустя
    Горькая правда войны
    Дар дружбы
    Два рода искусства
    Демократия в России: миф или реальность? Что дает, что требует и что отнимает у человека власть?
    День Победы
    Десять ценностей нашего времени
    Дети художника – его ученики (опыт статьи)
    Детский сад будущего
    Динка
    Для чего пишут поэты
    Для чего пишут поэты
    Добро и зло в современном мире
    Добро и зло на страницах мировой литературы
    Добро и зло. Человек и его вера
    Долг служения Отечеству
    Духовность
    Если бы я был учителем
    Если бы я был учителем…
    Если бы я стала мэром
    Женский подвиг ради любви
    Женщина в дымке Серебряного века (эссе)
    Жизненный успех. Как я его понимаю
    Журналист, каким я его вижу
    За волшебной дверцей народной традиции (репортаж)
    За что я люблю свой край
    За что я люблю свой край
    Зачем мне жизнь дана? (Сочинение-рассуждение)
    Знакомство с миром
    Знание – счастье?
    Знание – счастье?
    Знание – счастье?
    Изгои общества
    Интернет – экспериментальная площадка для всего человечества
    Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается (Д.И.Писарев).
    Искусство в жизни человека
    Искусство театра
    Истинная красота человека
    Истинная красота человека
    Истинная красота человека
    История первой награды
    История ПК
    Как жить на земле?
    Как партия коммунистов руководила литературой
    Как училась моя мама
    Как я понимаю дружбу
    Как я провела лето…
    Каким меня видят другие
    Каким я представляю себе красивого человека?
    Какое доброе дело я сделал в этом году?
    Классика и современность в литературе
    Классика устарела?!
    Классическая литература не оставляет современного человека равнодушным
    Клуб народной песни (репортаж)
    Книга в моей жизни (эссе)
    Книга правды, любви и добра (по роману «Мастер и Маргарита»)
    Книга, которую хочется перечесть
    Книги
    Книги, без которых я не могу обойтись
    Когда ужасное прельщает…
    Концепция молодежной общественной радиостанции
    Космос и человек
    Край, в котором я бывал (г. Санкт-Петербург)
    Красота соборов – красота России (Софийский собор в Новгороде)
    Кружки и салоны XVIII века
    Кто я в своей стране?
    Культурные народные традиции (эссе)
    Леонид Парфенов
    Лицо России. Серафим Саровский.
    любовь
    Любовь и злодейство – вещи несовместные?
    Люди в белых халатах
    Меткое русское слово
    Милосердие (эссе)
    Мир скучен для скучных людей
    Мир, в котором я живу
    Мое восприятие и мое отношение к Великой Отечественной войне
    Моё любимое британское увлечение
    Моё мировоззрение
    Мое образование — мой капитал
    Мое открытие латиноамериканской литературы (сочинение-миниатюра)
    Мое отношение к приметам
    Мое отношение к приметам
    Мое отношение к рекламе
    Мое понимание рыночной экономики
    Мое понимание счастья
    Мое последнее школьное сочинение
    Может ли в наши дни «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать»?
    Может ли дружба перерасти во вражду?
    Можно ли выбрать профессию на всю жизнь?
    Можно ли обойтись без духовных потребностей, без потребности общения между людьми? Является ли труд потребностью?
    Можно ли совершить благородный поступок из эгоистических соображений? Почему так важны мотивы поступков?
    Можно ли стать Ломоносовым в наши дни?
    Мои корни
    Мой выходной день
    Мой друг заболел СПИДом…
    Мой духовный наставник (эссе)
    Мой любимый поэт Серебряного века
    Мой проект реформы русского языка
    Мой современник
    Моя встреча с Библией
    Моя жизненная позиция
    Моя любимая картина – «сикстинская Мадонна» Рафаэля (эссе)
    Моя педагогическая философия – «Век живи – век учись»
    Музыка в моей душе
    Музыка в моей жизни
    Музыка в моей жизни
    Мы в ответе за тех, кого приручили
    Мы в ответе за тех, кого приручили (Сочинение-миниатюра)
    На выставке живописи (творчество художника Геннадия Павлова) (рецензия)
    На пороге взрослой жизни…
    Награда нашла своего героя
    Народ и труд
    Невероятно, но факт
    Нечаянная радость
    Никто не забыт…
    Новогодняя сказка
    Нужна ли нам поэзия в 21 веке
    Нужна ли современному читателю классическая литература?
    Нужна ли современному читателю классическая литература?
    Нужна ли человеку семья?
    Нужно ли современному читателю читать роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
    Нужны ли России образованные люди?…
    О любви
    О Родине
    О роли литературы (личное мнение)
    О роли литературы личное откровение
    О смысле жизни
    Образ Петра первого в русской литературе (М. Ломоносов, А. Пушкин, А. Толстой)
    Образ фронтовика в произведениях о Великой Отечественной войне
    Образование – это долг настоящего поколения будущему
    Образы двух столиц в русской литературе
    Олимпийский мир и я
    Основные темы современной публицистики
    Отзыв о фильме «Вам и не снилось…» (1980г.)
    Отношение к революции 1917 года М. Горького, А. Блока и наше
    Отношение моего поколения к милиции
    Оценка личных перспектив (для конкурса «Одаренные дети»)
    Памятники города Истры
    Памятники Н. В. Гоголю в Москве
    Память сердца
    Пейзажная лирика в живописи и поэзии (по лирическому творчеству И.А. Бунина)
    Печорин – герой, ничтожество или типичный представитель дворянства 40-х годов xix века (Я хочу рассказать вам о книге)
    Письмо в 25 век
    Письмо в третье тысячелетие
    Письмо ветерану
    Письмо ветерану
    Письмо ветерану
    Повести «Лицом к лицу» Ч. Айтматова и «Живи и помни» В.Распутина
    Подвиг народа бессмертен (По произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне)
    Подростковая преступность
    Поезд современности
    Поиск и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)
    Поиски и находки поэтов Серебряного века (футуристы, акмеисты, символисты)
    Почему «Умом Россию не понять»?
    Почему я верую в бога (эссе)
    Почему я решил посвятить себя службе в ФСБ России?
    Поэзия и живопись слились
    Преемственность русской литературы (Оды. «Вольность» А. Н. Радищева и А. С. Пушкина)
    Прекрасные женские образы русской литературы
    Природа в произведениях XX века
    Проблема отцов и детей
    Проблема ощущения любви к родине связана с ощущением счастья (по тексту В. Конецкого)
    Проблема патриотизма
    Проблемы гуманизма в литературе о гражданской войне
    Профессия учителя, как я ее понимаю
    Путешествия
    Ради жизни на Земле (о Великой отечественной войне)
    Рассказ о своем родном крае
    Реформирование русского языка
    Рецензия на повесть В. Л. Стронгина «Игры с сатириком в эпоху застоя»
    Рецензия на повесть В. Н. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»
    Рецензия на повесть Е. Коршунова «Операция «хамелеон»
    Рецензия на повесть Е. Матвеевой «История одной зечки и других 3/к – 3/к, а также некоторых вольняшек»
    Рецензия на произведение Э. С. Радзинского «Загадки истории»
    Рецензия на произведения В. С. Пикуля
    Рецензия на рассказ В. В. Ерофеева «Галоши»
    Рецензия на рассказ И. Данилова «У новых хозяев»
    Рецензия на рассказ Л. Улицкой «Дочь Бухары»
    Рецензия на роман А. Житинского «Потерянный дом, или разговоры с милордом»
    Рецензия на роман Ю. М. Лощица «Дмитрий Донской»
    Рецензия на статью В. Семонина «Бремя действий»
    Рецензия на фильм Стивена Спилберга «Поймай меня, если сможешь»
    Рецензия по роману О. Гончара «Человек и оружие»
    Родина
    Родное село
    Роль языка в жизни общества
    Роль языка в жизни общества
    Роль языка в человеческом обществе
    Российские железные дороги – прошлое, настоящее и будущее
    Россия – родина моя
    Россия и мир в 2020
    Русская фантастика (И. А. Ефремов и Кир Булычев)
    Русский язык в современном мире
    С. Д. Довлатов. «Зона»
    Самый счастливый день в моей жизни
    Свет «светлояра» (репортаж)
    Свобода и вседозволенность
    Свободное время
    Сельская учительница (эссе)
    Сердце родины моей (эссе)
    Сила любви
    Сила любви
    Сила любви (эссе)
    Симметрия снежинок
    Слово об учителе
    СМИ должны совершенствовать общество (как СМИ формирует молодое поколение)
    Смысл жизни по М. Хайдеггеру
    Смысл моей жизни
    Современный мир
    Сочинение – импровизация к празднику Дня защитника Отечества (письмо солдата Н-ской воинской части своим родным)
    Сочинение размышление о лете
    Сочинение-размышление на тему «Герой нашего времени»
    Спасительна или губительна ложь?
    Специфика профессии журналиста
    Статья В. Г. Короленко «Война, отечество и человечество» (опыт статьи)
    Стихотворение “Книги-наши друзья”
    Судьба подростка
    Судьба русской интеллигенции в русской литературе 20-х годов xx века
    Творить искусство может лишь избранник, любить искусство – каждый человек.
    Тема войны в советской литературе
    Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья
    Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья
    Тема России в творчестве поэтов Серебряного века
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По произведениям современной литературы)
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По произведениям современной литературы)
    Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По произведениям современной литературы)
    Трудно ли быть самим собой?
    У жизни нет черновика…
    Уважение к минувшему
    Умение не завидовать
    Умение не завидовать
    Умение не завидовать
    Умение не завидовать (на примерах из русской классической литературы)
    Умение прощать
    Умение прощать
    Умножающий знание, умножает скорбь
    Универсальный журналист: какой он?
    Фестиваль московских бардов (репортаж)
    Физика и литература
    Философское рассуждение «Я ребёнок – я человек»
    Функции языка
    Функции языка
    Характеристика комедий 30-х годов. Миф и реальность.
    Художник Васнецов – русская сказка (эссе)
    Ценность жизни
    Ценность семьи
    Ценность семьи
    Ценность семьи
    Человек в вихре исторических событий
    Человек в вихре исторических событий
    Человек в вихре исторических событий
    Человек и искусство
    Человек и природа (по творчеству В. Астафьева и В. Распутина)
    Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
    Человек и природа в современной литературе (В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев)
    Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
    Чем увлечён современный человек?
    Черное и розовое…
    Что бы дойти до цели, надо прежде всего идти
    Что выше – истина или родина?
    Что значит быть современным человеком?
    Что значит жить хорошо?
    Что такое для творческой личности эмиграция?
    Что такое дружба?
    Что такое духовная красота человека?
    Что такое массовая культура?
    Что такое настоящая дружба?
    Что такое убеждения? (эссе)
    Что художник Михаил Шемякин сделал для своего времени (опыт статьи)
    Что я знаю и что я думаю о Великой Отечественной войне
    Что я знаю о Великой Отечественной войне
    Экология (природа и человек)
    Эпистолярный жанр в русской литературе (от А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского к В. Гроссману)
    Эссе о себе в будущей профессии
    Этих дней не смолкнет слава!
    Этюд от лица неодушевленного предмета (от книги)
    Эхо тридцатых годов в творчестве и судьбе русских писателей
    Я – гражданин
    Я – гражданин мира
    Я – человек
    Я в мире русского языка
    Я готовлюсь защищать Родину
    Я житель Кубани и горжусь этим
    Я и телевизор (сочинение-рассуждение)
    Я исповедую Гамлета
    Я считаю, что за последнее время в России молодежь не стала попадать в новые молодежные субкультуры (движения)
    Я хочу рассказать вам о книге
    Я хочу рассказать вам о книге (По повести А. Рыбина «Кино» с самого начала»)
    Я хочу рассказать вам о книге Б. Васильева «А зори здесь тихие»
    Я хочу рассказать вам о книге И. Падерина «Не уходя от себя»
    Я хочу рассказать вам о фильме «Россия молодая»
    “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое “как” (Ф. Ницше)
    “Талант – искра Божия, которой человек сжигает себя, освещая этим пожаром путь другим” (В.О.Ключевский)
    “Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей”. (М. Горький)

  2. Практический совет: ключевые слова, входящие в формулировку темы сочине­ния или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы.
    Анализировать тему сочинения можно, не только обратившись к выявлению ключевых слов в её формулировке, но и ещё одним способом. Его суть заключается в том, чтобы переформулировать тему сочинения в ряд вопросов.
    Например, вашему вниманию предложена тема «Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”». Переформулируем её в следующие вопросы:
    • что значит «барская» Москва?
    • кто из героев комедии является представителем барской Москвы, то есть при­надлежит к фамусовскому обществу?
    • что характерно для всех этих героев?
    • что больше всего ими ценится в людях и почему?
    • как Грибоедов относится к представителям барской Москвы?
    • совпадает ли отношение Грибоедова и Чацкого к московской знати?
    • как драматург изображает представителей высших кругов Москвы?
    Таким образом, в сочинении «Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”» необходимо будет доказательно ответить на каждый из этих вопросов. Общий же ответ на эти вопросы примерно такой: «А.С. Грибоедов стремится разо­блачить (отношение автора) пустоту, паразитизм жизни (то. что характерно его героям) московского дворянства (представителей барской Москвы). Драматург положил начало традиции сатирического изображения высших кругов Москвы, создав, по словам ИА. Гончарова, «картину нравов, галерею живых типов, и вечно острую и жгучую сатиру» (как изображает). Это тезис, в русле которого будет рас­крываться тема сочинения.
    Переформулируем в ряд вопросов ещё одну тему – «Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»:
    • в каких стихотворениях поэта звучит эта тема?
    • чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своём творчестве: особенностями мироощущения? фактами биографии? творческим методом?
    • каким обычно изображается герой в произведениях романтизма?
    • почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиноче­ством?
    Приведём возможное вступление к сочинению «Тема гордого одиночества в лири­ке М.Ю. Лермонтова», в котором в сжатом виде содержатся ответы на поставлен­ные выше вопросы:
    Тема одиночества, невозможности быть понятым другими людьми является одной из главных в поэзии М.Ю. Лермонтова. Она звучит уже в ранних стихот­ворениях «Стансы» (1830), «Парус» (1832), «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832) и в более поздних – «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840), «И скучно и грустно» (1840), «Листок» (1841), «Выхожу один я на дорогу…» (1841). Это во многом объясняется не только особенностями мироощущения поэ­та, фактами из его биографии, но и творческим методом, которым написаны его стихи. Лермонтов – поэт-романтик, а, как известно, для романтизма характе­рен особый герой – одинокая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова нет друга, способного поддержать его «в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной. Он одинок в светской толпе, а временами его оди­ночество достигает вселенского масштаба. Однако одиночество лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова не навязано ему миром, а избрано им добровольно: это единственно возможное состояние его души, которым он гордится.
    Невозможно написать сочинение, не зная, что ты хочешь в нём доказывать. Ведь как говорил римский философ Сенека, «кто не знает, куда плывёт, тому нет попутного ветра».
    Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в её Формулировке ключе­вых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса – чётко и ясно.
    Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано:
    • что автор сочинения собирается доказывать в своей работе?
    • на каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу?
    • как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?
    Рассмотрим, как можно сформулировать тезис, который будет доказываться в
    сочинении по следующей теме – «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”».
    Для этого сначала выделим ключевые слова в её формулировке – ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА.
    Чтобы уточнить для себя то, о чём именно следует писать в основной части сочи­нения, переформулируем предложенную тему – «Философская проблематика рома­на М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”» – в ряд вопросов и кратко ответим на них:
    • что такое философская проблематика? (Это постановка и обсуждение важных вопросов человеческого бытия);
    • какие философские проблемы существуют? (Философские проблемы – это про­блема смысла жизни, познания и самопознания, предопределения человеческой судьбы, свободы, веры и безверия и т.д.);
    • какие из этих философских проблем затрагиваются в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (Философская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуа­лизма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения);
    • кто из героев задумывается над этими философскими проблемами? (Над акту­альными вопросами человеческого бытия, волновавшими М.Ю. Лермонтова и его современников, мучительно размышляет главный герой романа – Печорин);
    • как анализ философской проблематики романа М.Ю. Лермонтова «Герой наше­го времени» помогает понять характер Печорина? (Анализ философской проблема­тики романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» помогает лучше понять дух изображённой в произведении исторической эпохи, получить более детальное представление о противоречивой личности Печорина).
    Если обобщить ответы на поставленные вопросы, то можно сформулировать тезис, который следует обозначить в последнем предложении вступления и доказать в основной части сочинения.
    Вступление к сочинению «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”» может выглядеть примерно так:
    «Герой нашего времени» – первый в истории русской литературы реалистиче­ский роман с глубоким философским содержанием. В этом произведении М.Ю. Лермонтова затронуты важные проблемы человеческого бытия, волновав­шие как автора, так и его современников. Их спектр довольно широк. Это и фило­софская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения. Над эти­ми актуальными вопросами человеческого бытия мучительно размышляет глав­ный герой романа – Печорин, поэтому анализ философской проблематики лермон­товского произведения помогает читателю получить более детальное представ­ление о личности этого персонажа.
    Примечание:
    Иногда главная мысль заключена уже в формулировке. Например, «Чацкий и Репетилов — герой и пародия». Это тема – тезис, здесь не надо искать идею, она выражена, её нужно лишь доказать.
    6. Составление плана сочинения. Обдумывание формулировок пунктов и под­пунктов. Подбор текстового материала к каждому пункту основной части плана.
    Когда суть дела обдумана заранее,
    Слова приходят сами собой.
    Гораций
    После того как тема выбрана и осмыслена, осуществлён понятийный анализ её формулировки, необходимо приступить к составлению плана сочинения.
    План – это своеобразный конспект будущего сочинения.
    Лучше составлять подробный план сочинения, в котором четко обозначены всту­пительная, основная и заключительная части, а основная, соответственно, делится на несколько пунктов и подпунктов:
    Вступление.
    Основная часть.
    1.
    а)
    б)
    в)
    2.
    а)
    б)
    в)
    3.
    а)
    б)
    в)
    Заключение.
    К каждому пункту плана надо подобрать необходимые примеры и цитаты и зафиксировать их в плане, чтобы не забыть. При этом назначение цитаты – под­твердить сказанное вами, но не повторять его.
    В качестве примера приведём план раскрытия следующей темы, связанной с ана­лизом идейно-художественного своеобразия лирики М.Ю. Лермонтова.

  3. Сравнительная характеристика
    Остапа и
    Алдрия………………………………………………………………………………….
    59
    МИХАИЛ
    ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
    61
    Басенное
    начало в сказках
    М. Е.
    Салтыкова-Щедрина…………………………………………………………………..
    61
    ИВАН
    АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
    62
    Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе
    И. Бунина
    “Цифры”…………………………………………………………………………….
    62
    МАКСИМ
    ГОРЬКИЙ
    63
    Портрет
    бабушки в повести М. Горького
    “Детство”…………………………………..
    ………………………………………………………
    63

    I
    вариант
    ………………………………………………………………………………….
    63
    //
    вариант
    ………………………………………………………………………………..
    64
    АНДРЕЙ
    Ш1АТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
    66
    “В
    прекрасном и яростном мире”
    (сочинение-отзыв)………………………………………………………………………………
    66

    СОЧИНЕНИЯ ПО
    ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    68
    РОБЕРТ
    БЁРНС
    68
    Бедность
    не порок
    (По стихотворению Р. Бёрнса “Честная
    бедность”)………………………….. 68
    ДЖОРДЖ
    ГОРДОН БАЙРОН
    69
    Любовь к
    свободе в творчестве Дж.
    Байрона…………………………………… 69
    ИОГАНН
    ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ
    70
    Человек и
    природа • •
    (По балладе И. В. Гете “Лесной
    царь”)……………………………………………… 70
    ЭДГАР
    ПО………………………………………………………………………………………….
    72
    Отзыв о
    рассказе Э. По
    “Лягушонок”………………………………………………..
    72
    ВАЛЬТЕР
    СКОТТ
    73
    Мужественные герои В. Скотта
    (По роману
    “Айвенго”)………………………………………………………………………
    73
    О.
    ГЕНРИ…………………………………………………………………………………………..
    74
    Бесценный
    дар
    (По
    рассказу О. Генри “Дары
    волхвов”)…………………………………………… 74
    ДЖЕК
    ЛОНДОН
    75
    В чем
    смысл жизни?
    (По рассказу Д. Лондона “Любовь к
    жизни”)…………………………………. 75
    ЯРОСЛАВ
    ИВАШКЕВИЧ
    77
    “Гибель
    Икара”
    (сочинение-отзыв)…………………………………………………………………..
    ДЖЕЙМС
    ОЛДРИДЖ
    78
    “Последний дюйм”
    (сочинение-отзыв)……………………………………………………………………………..
    78
    СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ
    ТЕМУ

    80
    Портрет
    моей сестры
    (сочинение-описание)……………………………………………………………………….
    80
    Дом, в
    котором я хочу жить
    (сочинение-описание)……………………………………………………………………….
    80
    Мой папа
    за работой
    (сочинение с элементами
    описания)………………………………………………..
    81
    В. Серов.
    “Девочка с персиками”
    (сочинение по
    картине)…………………………………………………………………….
    82
    Портрет
    А. С. Пушкина кисти О. Кипренского
    (сочинение по
    картине)…………………………………………………………………….
    83
    В.
    Пукирев. “Неравный брак”
    (сочинение по
    картине)…………………………………………………………………….
    84
    Помогите
    найти1
    (сочинение-описание,
    объявление)………………………………………………….
    85

    I
    вариант
    ……………………………………………………………………………….
    85
    II
    вариант
    ……………………………………………………………………………..
    85
    Пропала
    собака
    (объявление)………………………………………………………………………………………
    85
    Скворечник
    (сочинение-описание процесса
    труда)……………………………………………. 86
    Как пекут
    куличи
    (сочинение-описание процесса
    труда)……………………………………………. 86
    Человек,
    цивилизация, земля
    (сочинение-рассуждение)…………………………………………………………………
    87
    Кем быть?
    (сочинение-рассуждение)…………………………………………………………………
    88
    Как я
    познала истинную ценность вещей
    (сочинение-заметка в
    газету)…………………………………………………………….
    89
    Как мы с
    мамой отстали от поезда
    (сочинение-рассказ на основе данного
    сюжета)…………………………….. 90
    Утро в
    летнем лагере
    (сочинение-репортаж)………………………………………………………………………
    92

  4. Когда урок литературы подходит к концу и учитель начинает давать домашнее задание, то для многих школьников самой устрашающей фразой есть: «Напишите дома сочинение на свободную тему». Вот здесь многие ученики испытывают панику, ведь теперь нужно собирать все свои мысли в одно целое, чтобы написать свой небольшой шедевр в виде сочинения-рассуждения на свободную тему. Но, что делать, если мыслей в голове вообще нет, или они есть, но находятся в таком хаосе, что сложно соединить их в одно целое? Тогда вам придет на помощь наш раздел, где имеется большое множество и разнообразие сочинений на свободную тему по русскому языку.

    Сочинение на свободную тему

    Теперь, независимо от того, в каком вы классе учитесь, написать мини-сочинение на свободную тему легко и просто, ведь многие мысли мы уже собрали, а вам останется лишь дополнить своей точкой зрения и внести свою лепту в то, что уже есть, сделав сочинение индивидуальным и неповторимым. Теперь вы сможете написать сочинение на свободную тему для 4 класса, или же найдете сочинения на свободную тему для 5 класса, где работы написаны более простым языком. Не сложно будет написать сочинения на свободную тему для 7 класса, ведь на сайте имеются и более сложные работы, которые вполне соответствуют написанию сочинений для школьников постарше. А значит, учащиеся старших классов также найдут много интересных сочинений на свободную тему для 8 класса и сочинения на свободную тему для 9 класса. Благодаря готовым работам, свою работу теперь легко написать, ведь куда проще, когда имеется общая идея, нужны лишь несколько фраз, чтобы ваше сочинение-рассказ на свободную тему заиграло по-новому.

    План сочинения на свободную тему

    А чтобы проще было редактировать готовую работу, мы даем план сочинения на свободную тему, где нужно помнить, что сочинение на свободную тему по литературе должно состоять из предисловия, главной части, которая и раскрывает суть сочинения и его тему и выводов, где вы обобщаете и указываете главное из всего написанного сочинения, делясь своими умозаключениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *