Сочинение на свободную тему

2 варианта

  1. Практический совет: ключевые слова, входящие в формулировку темы сочине­ния или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы.
    Анализировать тему сочинения можно, не только обратившись к выявлению ключевых слов в её формулировке, но и ещё одним способом. Его суть заключается в том, чтобы переформулировать тему сочинения в ряд вопросов.
    Например, вашему вниманию предложена тема «Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”». Переформулируем её в следующие вопросы:
    • что значит «барская» Москва?
    • кто из героев комедии является представителем барской Москвы, то есть при­надлежит к фамусовскому обществу?
    • что характерно для всех этих героев?
    • что больше всего ими ценится в людях и почему?
    • как Грибоедов относится к представителям барской Москвы?
    • совпадает ли отношение Грибоедова и Чацкого к московской знати?
    • как драматург изображает представителей высших кругов Москвы?
    Таким образом, в сочинении «Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”» необходимо будет доказательно ответить на каждый из этих вопросов. Общий же ответ на эти вопросы примерно такой: «А.С. Грибоедов стремится разо­блачить (отношение автора) пустоту, паразитизм жизни (то. что характерно его героям) московского дворянства (представителей барской Москвы). Драматург положил начало традиции сатирического изображения высших кругов Москвы, создав, по словам ИА. Гончарова, «картину нравов, галерею живых типов, и вечно острую и жгучую сатиру» (как изображает). Это тезис, в русле которого будет рас­крываться тема сочинения.
    Переформулируем в ряд вопросов ещё одну тему – «Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»:
    • в каких стихотворениях поэта звучит эта тема?
    • чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своём творчестве: особенностями мироощущения? фактами биографии? творческим методом?
    • каким обычно изображается герой в произведениях романтизма?
    • почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиноче­ством?
    Приведём возможное вступление к сочинению «Тема гордого одиночества в лири­ке М.Ю. Лермонтова», в котором в сжатом виде содержатся ответы на поставлен­ные выше вопросы:
    Тема одиночества, невозможности быть понятым другими людьми является одной из главных в поэзии М.Ю. Лермонтова. Она звучит уже в ранних стихот­ворениях «Стансы» (1830), «Парус» (1832), «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832) и в более поздних – «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840), «И скучно и грустно» (1840), «Листок» (1841), «Выхожу один я на дорогу…» (1841). Это во многом объясняется не только особенностями мироощущения поэ­та, фактами из его биографии, но и творческим методом, которым написаны его стихи. Лермонтов – поэт-романтик, а, как известно, для романтизма характе­рен особый герой – одинокая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова нет друга, способного поддержать его «в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной. Он одинок в светской толпе, а временами его оди­ночество достигает вселенского масштаба. Однако одиночество лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова не навязано ему миром, а избрано им добровольно: это единственно возможное состояние его души, которым он гордится.
    Невозможно написать сочинение, не зная, что ты хочешь в нём доказывать. Ведь как говорил римский философ Сенека, «кто не знает, куда плывёт, тому нет попутного ветра».
    Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в её Формулировке ключе­вых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса – чётко и ясно.
    Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано:
    • что автор сочинения собирается доказывать в своей работе?
    • на каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу?
    • как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?
    Рассмотрим, как можно сформулировать тезис, который будет доказываться в
    сочинении по следующей теме – «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”».
    Для этого сначала выделим ключевые слова в её формулировке – ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА.
    Чтобы уточнить для себя то, о чём именно следует писать в основной части сочи­нения, переформулируем предложенную тему – «Философская проблематика рома­на М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”» – в ряд вопросов и кратко ответим на них:
    • что такое философская проблематика? (Это постановка и обсуждение важных вопросов человеческого бытия);
    • какие философские проблемы существуют? (Философские проблемы – это про­блема смысла жизни, познания и самопознания, предопределения человеческой судьбы, свободы, веры и безверия и т.д.);
    • какие из этих философских проблем затрагиваются в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (Философская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуа­лизма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения);
    • кто из героев задумывается над этими философскими проблемами? (Над акту­альными вопросами человеческого бытия, волновавшими М.Ю. Лермонтова и его современников, мучительно размышляет главный герой романа – Печорин);
    • как анализ философской проблематики романа М.Ю. Лермонтова «Герой наше­го времени» помогает понять характер Печорина? (Анализ философской проблема­тики романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» помогает лучше понять дух изображённой в произведении исторической эпохи, получить более детальное представление о противоречивой личности Печорина).
    Если обобщить ответы на поставленные вопросы, то можно сформулировать тезис, который следует обозначить в последнем предложении вступления и доказать в основной части сочинения.
    Вступление к сочинению «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”» может выглядеть примерно так:
    «Герой нашего времени» – первый в истории русской литературы реалистиче­ский роман с глубоким философским содержанием. В этом произведении М.Ю. Лермонтова затронуты важные проблемы человеческого бытия, волновав­шие как автора, так и его современников. Их спектр довольно широк. Это и фило­софская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения. Над эти­ми актуальными вопросами человеческого бытия мучительно размышляет глав­ный герой романа – Печорин, поэтому анализ философской проблематики лермон­товского произведения помогает читателю получить более детальное представ­ление о личности этого персонажа.
    Примечание:
    Иногда главная мысль заключена уже в формулировке. Например, «Чацкий и Репетилов — герой и пародия». Это тема – тезис, здесь не надо искать идею, она выражена, её нужно лишь доказать.
    6. Составление плана сочинения. Обдумывание формулировок пунктов и под­пунктов. Подбор текстового материала к каждому пункту основной части плана.
    Когда суть дела обдумана заранее,
    Слова приходят сами собой.
    Гораций
    После того как тема выбрана и осмыслена, осуществлён понятийный анализ её формулировки, необходимо приступить к составлению плана сочинения.
    План – это своеобразный конспект будущего сочинения.
    Лучше составлять подробный план сочинения, в котором четко обозначены всту­пительная, основная и заключительная части, а основная, соответственно, делится на несколько пунктов и подпунктов:
    Вступление.
    Основная часть.
    1.
    а)
    б)
    в)
    2.
    а)
    б)
    в)
    3.
    а)
    б)
    в)
    Заключение.
    К каждому пункту плана надо подобрать необходимые примеры и цитаты и зафиксировать их в плане, чтобы не забыть. При этом назначение цитаты – под­твердить сказанное вами, но не повторять его.
    В качестве примера приведём план раскрытия следующей темы, связанной с ана­лизом идейно-художественного своеобразия лирики М.Ю. Лермонтова.

  2. Когда урок литературы подходит к концу и учитель начинает давать домашнее задание, то для многих школьников самой устрашающей фразой есть: «Напишите дома сочинение на свободную тему». Вот здесь многие ученики испытывают панику, ведь теперь нужно собирать все свои мысли в одно целое, чтобы написать свой небольшой шедевр в виде сочинения-рассуждения на свободную тему. Но, что делать, если мыслей в голове вообще нет, или они есть, но находятся в таком хаосе, что сложно соединить их в одно целое? Тогда вам придет на помощь наш раздел, где имеется большое множество и разнообразие сочинений на свободную тему по русскому языку.

    Сочинение на свободную тему

    Теперь, независимо от того, в каком вы классе учитесь, написать мини-сочинение на свободную тему легко и просто, ведь многие мысли мы уже собрали, а вам останется лишь дополнить своей точкой зрения и внести свою лепту в то, что уже есть, сделав сочинение индивидуальным и неповторимым. Теперь вы сможете написать сочинение на свободную тему для 4 класса, или же найдете сочинения на свободную тему для 5 класса, где работы написаны более простым языком. Не сложно будет написать сочинения на свободную тему для 7 класса, ведь на сайте имеются и более сложные работы, которые вполне соответствуют написанию сочинений для школьников постарше. А значит, учащиеся старших классов также найдут много интересных сочинений на свободную тему для 8 класса и сочинения на свободную тему для 9 класса. Благодаря готовым работам, свою работу теперь легко написать, ведь куда проще, когда имеется общая идея, нужны лишь несколько фраз, чтобы ваше сочинение-рассказ на свободную тему заиграло по-новому.

    План сочинения на свободную тему

    А чтобы проще было редактировать готовую работу, мы даем план сочинения на свободную тему, где нужно помнить, что сочинение на свободную тему по литературе должно состоять из предисловия, главной части, которая и раскрывает суть сочинения и его тему и выводов, где вы обобщаете и указываете главное из всего написанного сочинения, делясь своими умозаключениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *